Гармонизация личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Иванова, Ильвира Геннадьевна

  • Иванова, Ильвира Геннадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 189
Иванова, Ильвира Геннадьевна. Гармонизация личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Казань. 2012. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иванова, Ильвира Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ КАЛЕНДАРНО-ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Научно-теоретическая разработанность проблемы гармонизации личности. Исторический и педагогический аспекты.

1.2. Педагогический потенциал календарно-игрового фольклора как средства гармонизации личности в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба.

1.3. Подростковый клуб как педагогическая система гармонизации личности в процессе культурно-досуговой деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ КАЛЕНДАРНО-ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ ПОДРОСТКОВОГО КЛУБА.

2.1. Реализация педагогических условий гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба.

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурнодосуговой деятельности подросткового клуба.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гармонизация личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности»

Изменения, происходящие в современной общественной жизни, определяют в качестве главной ценности свободного и ответственного человека, способного к самореализации в обществе, умеющего совершать сознательный выбор, принимать решения, адекватные ситуации, эффективно взаимодействовать с другими.

Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании личностных качеств молодежи задействованы в культурно-досуговой сфере. Досуг - совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности.

Деятельность подростковых клубов по месту жительства рассматривается как один из важнейших социальных институтов, направленных на воспитание подрастающего поколения, ибо именно в подростковых клубах подростки обретают возможности для развития необходимых личностных качеств, творческого потенциала, социальной активности и т.д. В настоящее время основной контингент подростковых клубов - это подростки из семей, относящихся к социально незащищенным слоям населения (малообеспеченные, неполные и неблагополучные семьи), которые остро нуждаются в пристальном внимании со стороны взрослых и педагогов.

Гармония стала целью развития и условием выживания человечества, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству, к гармонии. Гармонизация-это достижение согласованности, соразмерности, взаимодействия, упорядоченности частей целого и единства многообразия в ценностной основе существования человека. Гармонизация, как педагогический процесс, позволяет осмыслить и согласовать на основе взаимодействия и взаимообогащения различные, но равно значимые явления, сделав их созвучными ценностной основе развития личности. Миссия такого педагогического процесса состоит в том, что он становится фактором гуманного взаимодействия личности и общества на основе системы духовно-нравственных ценностей.

Научное понятие и сущность «гармонии» как категории раскрывается в трудах А.Ф.Лосева, А.В.Огородникова, В.П.Самохваловой, И.В.Топчий, В.П.Шестакова, И.П.Шмелева, М.А.Этингера, Е.Г.Яковлева и др. Гармония, как принцип и идеал культуры, рассматривается в работах Ш.А.Амонашвили, М.Н.Аплетаева, В.И.Загвязинского, Л.Ф.Закировой, Б.Т.Лихачева, Л.И.Маленковой, Т.И.Петраковой, В.А.Сластенина и др.

Проблема гармонии освещается через общественные отношения, социальную структуру, целостность общественной жизни, социального реформирования в исследованиях Н.М.Аникеевой, В.М.Димова, О.Конта, Г.Спенсера, В.Шефеля. Исследовались различные аспекты гармонического развития личности в работах Л.П.Буевой, Л.Н.Когана, Ш.И.Кулиевой, А.А.Милтса, Л.П.Орлова, М.Г.Ярошевского и др.

Вопросы культурно-досуговой деятельности рассмотрены в трудах Б.С.Алишева, М.А.Ариарского, Р.С.Гарифуллиной, А.Д.Жаркова, А.С.Каргина, Ю.Д.Красильникова, Д.В.Шамсутдиновой, Н.Ф.Максютина, А.П.Маркова, А.А.Сукало, Б.А.Титова, В.Е.Триодина. Проблеме развития личностных качеств подростков посвящены работы В.И.Гладилиной, Т.А.Дмитриевой, С.Е.Марченко, Е.Н.Тарасовой, М.А. Фадеевой, Г.В. Шостак и др.

Фольклорная деятельность в сфере досуга - это деятельность воспитывающая, обучающая, предоставляющая возможность получения знаний из опыта культуры своего и других народов. Функции обучения, воспитания, передачи опыта предыдущих поколений, посвящения в обычаи и нормы поведения осуществляет календарно-игровой фольклор.

По своему «местоположению» в культурно-досуговой сфере педагогическая деятельность в подростковых клубах находится за пределами образовательного государственного стандарта и включает изучение тех областей культуры, которые не представлены в общеобразовательных программах. В этом плане фольклорно-игровая деятельность в условиях подросткового клуба носит универсальный характер. Использование календарно-игрового фольклора в процессе гармонизации личности в условиях подросткового клуба позволяет решать задачи укрепления здоровья, развития речи, памяти, углубления знаний, усвоения моральных норм, развития творческой направленности личности и художественно-эстетических умений и навыков. Педагогический потенциал и многогранность воспитательных воздействий подтверждают значимость использования календарно-игрового фольклора как средства гармоничного развития личности подростка.

Проблеме использования педагогического потенциала народной культуры посвящены труды многих современных ученых-педагогов: Г.Н.Волкова, И.Ф.Гончарова, Л.В.Ершовой, Л.В.Кузнецовой, М.И.Махмутова, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Ф.Ш.Салитовой, Я.И.Ханбикова и др. В работах Е.В.Беляевой, Т.И.Головко, В.П.Дружинина, Н.Г.Куприна, С.А.Хазей, Ф.Ф.Харисовой освещается проблема оздоровления личности на основе использования фольклора. Возможности освоения фольклора в педагогической практике подтверждаются в трудах фольклористов и искусствоведов: Е.Алексеева, Б.В.Асафьева, Г.С.Виноградова, В.Е.Гусева, И.Земцовского, Г.М.Макарова, М.Н.Нигметзянова и др.

Одним из подходов к решению проблемы гармонизации личности в условиях полиэтнического общества может выступать использование педагогического потенциала календарно-игрового фольклора, обладающего ярко выраженными этнокультурными особенностями, что предопределило специфику исследования и внедрение соответствующей методики использования календарно-игрового фольклора, а именно, взаимосвязи и сопоставления элементов этнокультуры различных народов.

Проблема этнокультурного воспитания как фактора развития личности освещена в исследованиях М.Л.Бирюковой, В.Ф.Канева, М.Ю.Новицкой,

О.В.Резановой, В.И.Солодухина, Т.Я.Шпикаловой и др. В работах Л.Викара, Н.Г.Жиганова, Л.В.Жирновой, Л.М.Кашаповой, М.Г.Кондратьева, М.Н.Нигмедзянова, И.Ю.Павловой, Н.М.Шарифуллиной, Э.М.Шигаповой рассматриваются вопросы родственных связей фольклора различных народностей.

Однако, в современных педагогических исследованиях не получили должного внимания вопросы гармоничного развития подростков в досуговой сфере по месту жительства в условиях подростковых клубов.

В процессе исследования проблемы нами не выявлены теоретически проработанные, методологически обоснованные концепции и методики гармонизации личности в условиях подросткового клуба. В частности, в исследованиях не акцентируется внимание на специальное изучение проблемы гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях подросткового клуба.

Анализ состояния разработанности проблемы и ее актуальность способствовали выявлению следующих противоречий между:

• объективной необходимостью разработки теоретических основ гармонизации личности как педагогического процесса в условиях подросткового клуба и недостаточностью исследований по этой научной проблеме в педагогической теории;

• потребностью культурно-досуговой сферы в педагогическом проектировании и реализации целостной системы гармонизации личности в условиях подросткового клуба и отсутствием научных разработок по данной проблеме;

• необходимостью разработки и внедрения специальных педагогических условий гармонизации личности в условиях подросткового клуба и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике социально-культурной деятельности.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать научную проблему исследования: каковы педагогические условия гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности в подростковом клубе?

Актуальность данной проблемы, ее практическая значимость и недостаточная научная разработанность способствовали определению цели исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности в подростковом клубе.

Объект исследования: воспитание личности в процессе культурно-досуговой деятельности в подростковом клубе.

Предмет исследования: педагогические условия гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности в подростковом клубе.

Теоретическое исследование проблемы позволило сформулировать гипотезу: гармонизация личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба будет эффективной при реализации следующих педагогических условий:

• осуществления отбора и систематизации календарно-игрового фольклора и разработки учебно-методического обеспечения процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора;

• использование различных форм и методов культурно-досуговой деятельности в подростковых клубах на основе применения календарно-игрового фольклора;

• разработки и реализации модели гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях культурно-досуговой деятельности подросткового клуба.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа раскрыть сущность, определить составляющие компоненты и дать собственную трактовку «гармонизации» как педагогического процесса;

2. Выявить и обосновать педагогический потенциал календарно-игрового фольклора как средства гармонизации личности в условиях культурно-досуговой деятельности подросткового клуба;

3. Разработать и реализовать педагогические условия, способствующие эффективности процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях культурно-досуговой деятельности подросткового клуба;

4. Разработать и экспериментально апробировать критерии эффективности педагогических условий процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба.

Методологической основой исследования являются:

- концепции эстетического воспитания (А.И.Буров, Л.А.Волович, Н.И.Киященко, Б.Г.Лихачев, Г.А.Петрова, Л.М.Печко, Т.В.Шуртакова и др.);

- концепции художественно-эстетического воспитания (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Д.Б.Кабалевский, З.Кодай, Е.И.Коротеева, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Б.М. Неменский, К.Орф, Л.В. Школяр и др.); теории системного подхода в педагогических исследованиях (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.П.Борисенков, Б.С.Гершунский, Ф.Ф.Королев, В.В.Краевский, И.М.Миргалимов,

В.М.Полонский, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков и др.); теоретические положения о воспитательном потенциале этнохудожественной культуры (Г.Н. Волков, М.И.Махмутов, З.Г.Нигматов, И.Ю.Павлова, В.А.Сухомлинский, Я.И.Ханбиков, К.Д.Ушинский и др.); гуманистическом воспитании (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская,

И.А.Зимняя, В.А.Караковский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, Н.Л.Селиванова, С.Т.Шацкий и др.);

- идеи формирования современной личности в поликультурной среде (в трудах Е.В.Бондаревской, Б.З.Вульфова, М.М.Геворкян, В.Н.Гурова, О.В.Гукаленко, Г.Д.Дмитриева, Н.Б.Крыловой, Р.В.Назаровой, Т.В.Поштаревой, Л.Ю. Сироткина, Л.Л.Супруновой, С.А.Хаматовой и др.);

- философско-эстетические идеи гармоничного развития личности средствами искусства (Б.В.Асафьев, И.Кант, П.П.Блонский, Г.Венекен, А.С.Макаренко, А.Нейлл, Р.Оуэн, В.А. Сухомлинский, Р.Штайнер, С.Т.Шацкий, В.Д. Булгаков и др.); исследования, посвященные культурно-досуговой деятельности (Б.С.Алишев, М.А.Ариарский, А.Д.Жарков, Г.Х.Калимуллина, А.С.Каргин, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Максютин, В.Ш.Масленникова, А.П.Марков, Р.Г.Салахутдинов, В.Е.Триодин, Р.И.Турханова, Д.В.Шамсутдинова и др.);

- исследования, раскрывающие определенные аспекты проблемы развития личности подростка в условиях социально-культурной деятельности (С.А.Баклушинский, Т.Н.Бостанджиева, В.И.Гладилина, О.А.Калимуллина, Р.Р.Касимов, Л.А.Каюмова, Н.В.Погорелова, Т.А.Турбина, Р.И.Турханова, Д.В.Шамсутдинова и др.).

В исследовании был применен комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: теоретические методы (системный анализ, моделирование, теоретический анализ литературы по проблеме исследования в области культурологии, философии, педагогики, психологии, искусствоведения, частных методик художественно-эстетического воспитания, сравнительный анализ и сопоставление элементов этнокультуры различных народностей); эмпирические методы (педагогическое наблюдение, изучение, анализ и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности молодежи, педагогический эксперимент, самоанализ многолетнего опыта диссертанта в качестве руководителя подросткового клуба и молодежных фольклорных коллективов, методы экспертных оценок, интерпретационно-описательные: таблицы и диаграммы); социологические и психологические методы (беседы, анкетирование).

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе подростковых клубов «Юность» МПУ «Подросток» Кировского района, «Арабеска» Приволжского района и «Арена» Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан. Всего в проведенном экспериментальном исследовании принимало участие 311 подростков. Основной формирующий эксперимент был проведен на базе подросткового клуба «Юность» МПУ «Подросток» города Казани Республики Татарстан.

Экспериментальное исследование включало в себя три взаимосвязанных этапа.

Первый этап - констатирующий (2008-2009гг.). На начальном этапе была определена проблема исследования, изучена литература по истории, философии, культурологии, педагогике, этнопедагогике, психологии, музыкальной педагогике. Разработаны подходы к решению проблемы, обоснована тема и гипотеза исследования. Одновременно проверялись и отрабатывались диагностические методики; намечались цели, задачи, гипотеза исследования; разрабатывался план формирующего эксперимента, инструментарий исследования.

Второй этап- (2009-2011гг.) На формирующем этапе экспериментального исследования проверялась модель гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба. Обобщался материал, накопленный на первом этапе исследования; проводилась проверка ранее полученных результатов и их анализ; апробировались формы и методы, осуществлялись научно-методическое обеспечение и внедрение и публикация результатов исследований. Отрабатывались технологии реализации модели.

В соответствии с целью исследования проведение формирующего эксперимента было подчинено следующим задачам: а) создание условий для эффективного проведения эксперимента; б) апробация методического обеспечения экспериментального процесса; в) апробация форм и методов; г) реализация педагогических условий; д) анализ результатов.

На третьем этапе (2011 - 2012гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы в течение всего периода исследовательской деятельности; осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, подводились итоги.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- на основе теоретического анализа изучены и выявлены различные подходы, раскрывающие научно-педагогическую сущность процесса гармонизации личности; определены составляющие его компоненты (психофизический, интеллектуальный, духовно-нравственный и художественно-эстетический);

- предложена собственная трактовка гармонизации как педагогического процесса, направленного на сбалансированное, комплексное и взаимообогащающее развитие качеств, способствующих формированию гармонично развитой личности;

- выявлен педагогический потенциал календарно-игрового фольклора, способствующий сбалансированному, комплексному и взаимообогащающему развитию качеств гармонично развитой личности;

- обоснованы педагогические условия гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба: осуществление отбора и систематизации календарно-игрового фольклора и разработки учебно-методического обеспечения процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора; использование различных форм и методов культурно-досуговой деятельности в подростковых клубах на основе применения календарно-игрового фольклора; разработка и реализация модели гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях культурно-досуговой деятельности подросткового клуба;

- разработаны критерии оценки степени гармонизации личности подростка и их качественные показатели: а) когнитивно-ценностный критерий (художественно-эстетические знания, умения и навыки, ценностные ориентации); б) эмоциональный критерий (восприятие и понимание художественных ценностей общества; наличие положительных эмоций и чувств, увлеченность в процессе художественно-эстетической деятельности); в) деятельностный критерий (художественно-творческая деятельность на этнокультурной основе).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят определенный вклад в развитие теории и методики социального воспитания, поскольку систематизированы материалы, определяющие возможность использования социокультурных проектов в социальном воспитании; выявлен педагогический потенциал календарно-игрового фольклора, используемого в процессе культурно-досуговой деятельности личности в подростковых клубах, уточнены особенности социального воспитания подростков в ходе реализации социокультурных проектов; экспериментально проверены эффективные педагогические условия гармонизации личности подростка в процессе культурно-досуговой деятельности. Уточнено содержание понятия «процесс гармонизации личности», что может служить основой для дальнейшей разработки понятийно-категориального аппарата теории воспитания.

Раскрыто содержание компонентов процесса гармонизации личности: (психофизический, интеллектуальный, духовно-нравственный и художественно-эстетический), что обогащает педагогическую теорию в аспекте уточнения целей и задач, критериев оценки эффективности формирования гармонично-развитой личности.

Предложенная и теоретически обоснованная модель гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности в подростковых клубах вносит вклад в разработку подходов, форм и методов социального воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы включены в контекст воспитательного процесса в подростковых клубах «Юность» МПУ «Подросток» Кировского района, «Арабеска» Приволжского района и «Арена» Авиастроительного района г. Казани, в системе дополнительного образования. Практическую ценность представляют разработанные учебные, учебно-методические пособия и программы с использованием календарно-игрового фольклора, которые могут являться руководством в организации фольклорной работы с молодежью в культурно-досуговой сфере. Методика использования календарно-игрового фольклора на основе взаимосвязи и сопоставления элементов этнохудожественной культуры различных народов рекомендуется для широкого применения в местах совместного компактного проживания различных коренных народностей многонациональной республики Татарстан. Разработанная модель гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора может быть спроецирована в практику работы учреждений различного профиля социально-культурной сферы. Методические рекомендации могут использоваться в практике культурно-досуговых, образовательных учреждений, при подготовке специалистов социально-культурной сферы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены применением в исследовательской работе многообразных социально-культурных, педагогических источников; анализом и последовательным руководством культурологической, исторической, философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической, искусствоведческой литературой по данной проблеме; разнообразием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования; позитивными результатами экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы исследования; убедительностью и научным подтверждением данных, полученных в результате педагогического эксперимента в условиях республики Татарстан, где наиболее ярко выражены этнокультурные взаимосвязи компактно проживающих народностей; выбором базы экспериментального исследования (подростковый клуб «Юность» МПУ «Подросток» г. Казани Республики Татарстан); многолетним опытом работы диссертанта в качестве руководителя подросткового клуба и руководителя фольклорных коллективов в культурно-досуговых центрах и системе дополнительного образования, в качестве специалиста «Центра русского фольклора» управления культуры г. Казани.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе воспитательной работы в подростковых клубах «Юность» МПУ «Подросток» Кировского района, «Арабеска» Приволжского района и «Арена» Авиастроительного района г.Казани. Основные положения и результаты исследования обсуждались на: а) Международном научном конгрессе «Тюрко - славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность (Казань, 2009г.); б) Международной научной конференции «Социально - психологическая безопасность народов Поволжья» (Казань, 2009г.); Международной научно - практической конференции «Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы» (Казань, 2009г.); Международной научно - практической конференции «Социально -интеграционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского общества (Казань, 2010г.); VIII Международной научно - практической конференции «Этнодидактика народов России: проблемы обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде» (Нижнекамск,

2010г.); IX Международной научно - практической конференции «Этнодидактика народов России: многомерность, многомерные компетенции» (Нижнекамск, 2011г.); Международной научно - практической конференции «Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия» (Казань, 2011 г); Международной научно - практической конференции «Русская музыка в полиэтническом культурном контексте» (Казань, 2011г.); в) Всероссийской научно - практической конференции «Молодёжь и молодёжная политика третьего тысячелетия: стратегии и инновации» (Казань, 2007г.); Всероссийской научно - практической конференции «Актуальные проблемы современного общества и роль образования в их развитии» (Казань, 2011г.); г) Региональной научно - практической конференции «Проблемы развития экономики, культуры и истории Восточного Закамья» (Казань, 2008г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под процессом гармонизации многие исследователи понимают достижение согласованности, соразмерности, взаимодействия, упорядоченности частей целого и единства многообразия в ценностной основе существования человека. Выше обозначенный вывод подтверждает выдвинутое нами теоретическое положение, что гармонизация личности может рассматриваться нами как педагогический процесс, направленный на развитие качеств, способствующих формированию гармонично развитой личности.

2. Гармонизация как педагогический процесс являет собой сбалансированное, комплексное и взаимообогащающее развитие качеств, способствующих формированию гармоничной личности, структурными компонентами которого являются психофизическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание личности в условиях культурно-досуговой деятельности.

3. Педагогический потенциал календарно-игрового фольклора способствует: а) физическому и психическому развитию личности (развитие физической выносливости, координации движений, ловкости, внимания, быстроты реакции, регуляции социопсихогенных потребностей в самовыражении личности, соответствующих видов поведения; воспитанию рациональных, эмоционально-чувственных и волевых качеств, оптимизма и самооценки личности); б) интеллектуальному развитию личности (развитие восприятия, понимания, осознания личностной взаимосвязи с природой и окружающим миром, формирующих культуру потребностей; развитие мышления, памяти, речи, усвоение знаний, умений и навыков, развитие интереса к познавательной деятельности); в) духовно-нравственному развитию личности (формирование ценностных ориентаций, моральных качеств, нравственных основ и культуры межнационального общения; воспитание патриотизма - чувства любви к своей Родине, своему народу, народным традициям и культуре; воспитание интернационализма - понимание и уважение культуры других народов; воспитание заботливого отношения к детям и пожилым людям, уважение к своим родителям, наставникам и педагогам; соблюдение норм морали, нравственности и правил поведения); г) художественно-эстетическому развитию личности (формирование эстетического восприятия и понимания искусства, художественно-эстетических потребностей, художественно-эстетического вкуса, музыкально-эстетической культуры; развитие художественно-эстетических знаний, умений и навыков, художественных способностей, художественно-творческой деятельности и творческого потенциала).

4. Педагогическая модель гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности в подростковом клубе является практико-ориентированной системой, отражающей динамику процесса, воспроизводящей определенные связи и функции целевого, организационно-педагогического, методического, процессуально-действенного и критериально-оценочного компонентов, позволяющей прогнозировать, корректировать и совершенствовать пути ее реализации.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Иванова, Ильвира Геннадьевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В методологии системного подхода наибольшее освещение получили только две фундаментальные категории - система и структура. Анализируя различные подходы, в которых система определяется в строгом философском смысле как ограниченное множество взаимодействующих элементов, а структура как совокупность взаимосвязей, образующих систему в ее целостности, мы можем констатировать следующее: педагогические системы, как объекты реальности, подчиняются общему закону организационного строения систем и потому в общем виде могут быть подразделены на ряд самостоятельных систем (часть, элемент, компонент, подсистема) и структур.

Анализ специальной литературы по затронутой проблеме показывает, что термин «педагогическая система» употребляется довольно неоднозначно. Если «система воспитания» и «система обучения» являются частью педагогической системы и образуют ее в своей диалектической взаимосвязи, то «воспитательная» и «педагогическая» системы - это средства эффективного решения проблем. Педагогическая система - это не застывший, а постоянно развивающийся феномен.

В процессе разработки и внедрения модели мы использовали следующие методологические подходы: а) культурологический подход, позволяющий рассматривать процесс воспитания в русле концепций культурогенеза и этногенеза, при этом культуросообразность становится важнейшим условием воспитательного процесса и средством реализации его национальной идеи; б) художественно-эстетический подход - это взаимосвязь этнохудожественного и эстетического воспитания личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов фольклора. В основе этого подхода собственно человеческое отношение личности к миру вещей и миру людей, а также закономерности порождения смысла произведений искусства. Любое произведение народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодирована богатейшая этнокультурная информация. Прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, ведет к присвоению личностью эстетики, духовности и гармонии, заложенных в глубинах содержания фольклора; в) интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень воспитания, в процессе которого немаловажное значение приобретает интегрирующее начало, способное комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности (психофизиологический, психический, личностный). Такими универсальными качествами обладает синкретичная и полифункциональная традиционная художественная культура, в частности, календарный фольклор, позволяющий рассматривать народное искусство как явление, обладающее интегрирующими качествами, обеспечивающими художественно-эстетический синтез разных уровней, видов и типов народного художественного творчества, синтез народного искусства и т.д.; г) личностно-ориентированный подход означает то, что центром воспитательного процесса является растущая личность и это, в целом, обеспечивает полноценное вхождение личности в культуру. Этот подход позволяет видеть процесс развития личности в контексте концепции гуманизации образовательной системы и рассматривать народную культуру и искусство как явления, способные комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности, влиять на ее нравственно-эстетическое и творческое развитие. При этом, применение данного подхода в воспитании предоставляет право обучаемому лично участвовать в творческой интерпретации известных ему образцов народного художественного творчества; д) этнорегионалъный подход позволяет органично внедрять в воспитание региональный компонент. Этнорегиональный компонент в содержании культурно-досуговой деятельности помогает идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций, с художественной культурой других народов, что способствует, в целом, формированию национального самосознания, уважительному, толерантному отношению к иным культурам и народам; ъ) экологический подход означает сохранение единства и связи человека с родной землей, с природой как основой художественного творчества. В народной культуре и искусстве природа - всегда выразитель красоты, добра, она слита с нравственным миром и поэтому «природное» выступает как критерий человеческих ценностей. Экология природы, экология культуры не может не включать экологию этнической культуры и народного искусства. Этот подход предполагает включение в содержание воспитания широкого спектра народных художественных традиций разных регионов, общение с которыми поможет сформировать у воспитанников ценностное отношение к окружающему природному миру единой планеты Земля; ж) деятелъностный подход - это неразрывность теоретической и практической сторон обучения и воспитания на основе использования народных традиций. Он помогает развивать естественную мотивацию художественного творчества, способность контролировать и оценивать ее результаты. Деятельностный подход позволяет педагогу выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к опыту сохранения и развития традиций народной культуры того или иного региона.

Вышеизложенные методологические подходы явились основой для определения руководящих принципов исследования. Нами были выявлены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях подросткового клуба: а) природосообразности; б) культуросообразности; в) интегративности.

Нами апробированы необходимые педагогические условия процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба: осуществление отбора и систематизации календарно-игрового фольклора и разработки учебно-методического обеспечения процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора; использование различных форм и методов культурно-досуговой деятельности на основе применения календарно-игрового фольклора; разработка и реализация модели гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях культурно-досуговой деятельности подросткового клуба.

Отбор и систематизация календарно-игрового фольклора в соответствии с задачами исследования - это одно из важных педагогических условий. Одной из форм приобщения подростков к фольклору, как элементу народной художественной культуры, отвечающей их возрастным особенностям, является знакомство с ним в процессе традиционной народной игры.

Второе педагогическое условие - использование различных форм и методов художественно-эстетической деятельности на основе применения календарно-игрового фольклора. Формы работы - это и дисциплины по расписанию подросткового клуба, и культурно-досуговая деятельность, проводимая вне утвержденных занятий. Следуя особенностям календарного фольклора и учитывая специфику фольклорной игры, нами использовались различные формы воспитательного процесса. Мы использовали различные виды культурно-досуговой деятельности (культпоходы в театры и на концерты фольклорных коллективов, посещение выставок народных промыслов и музеев национальной культуры, участие в конкурсах и фестивалях, национальных народных праздниках и т.д.).

Третье педагогическое условие - разработка и реализация модели гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях культурно-досуговой деятельности подросткового клуба.

Содержание процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора осуществляется в направлении реализации его основных компонентов. Нами разработаны основные компоненты процесса гармонизации личности:

1. Психофизический компонент (психофизическое развитие личности подростка).

2. Интеллектуальный компонент (интеллектуальное развитие личности подростка).

3. Духовно-нравственный компонент (духовно-нравственное развитие личности подростка).

4. Художественно-эстетический компонент (художественно-эстетическое развитие личности подростка).

Уровень сформированности компонентов процесса гармонизации мы определяем по разработанным нами критериям и их качественным показателям:

1. Когнитивный критерий (художественно-эстетические знания, умения и навыки, духовно-нравственные основы и ориентации в обществе, ценностные ориентации в различных видах и жанрах художественного творчества; понимание и уважение культуры других народов).

2. Эмоциональный критерий (восприятие и понимание культурных ценностей общества; наличие положительных эмоций и чувств, увлеченность в процессе художественно-эстетической деятельности).

3. Деятельностный критерий (художественно-эстетическая деятельность; культура межнационального общения; соблюдение норм морали и правил поведения).

Таким образом, структурными компонентами педагогической модели являются: а) основные методологические подходы; б) основные принципы; в) критерии уровня сформированности компонентов процесса гармонизации и их качественные показатели; д) компоненты процесса гармонизации личности.

Структурная модель представлена графически во взаимосвязи всех ее компонентов.

Экспериментальное исследование проводилось на базе подростковых клубов «Юность» МПУ «Подросток» Кировского района, «Арабеска» Приволжского района и «Арена» Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан. Всего в проведенном экспериментальном исследовании принимало участие 311 подростков. Основной формирующий эксперимент был проведен на базе подросткового клуба «Юность» МПУ «Подросток» города Казани Республики Татарстан. Экспериментальное исследование включало в себя три взаимосвязанных этапа.

Первый этап- констатирующий (2001-2004гг.). На начальном этапе была определена проблема исследования, изучена литература по истории, философии, культурологии, педагогике, этнопедагогике, психологии, музыкальной педагогике. Разработаны подходы к решению проблемы, обоснована тема и гипотеза исследования. Одновременно проверялись и отрабатывались диагностические методики; намечались цели, задачи, гипотеза исследования; разрабатывался план формирующего эксперимента, инструментарий исследования.

Второй этап - (2005-2009г.г.). На формирующем этапе экспериментального исследования проверялась модель процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях подросткового клуба. Обобщался материал, накопленный на первом этапе исследования; проводилась проверка ранее полученных результатов и их анализ; апробировались формы и методы, научно-методическое обеспечение; осуществлялось внедрение и публикация результатов исследований. Отрабатывались технологии реализации модели.

В соответствии с целью нашего исследования проведение формирующего эксперимента было подчинено следующим задачам: а) создание условий для эффективного проведения эксперимента; б) апробация методического обеспечения экспериментального процесса; в) апробация форм и методов; г) реализация модели; д) анализ результатов.

На третьем этапе (2010 - 2012гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы в течение всего периода исследовательской деятельности; осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, подводились итоги.

В данном эксперименте «А» задействовано 40 подростков: экспериментальную группу «А»1 составили 20 подростков подросткового клуба «Юность» МПУ «Подросток» города Казани Республики Татарстан и контрольную группу «А»2 составили также 20 подростков подросткового клуба «Юность» МПУ «Подросток» города Казани Республики Татарстан. В обеих группах соблюдались основные правила проведения экспериментального исследования, в частности, принципы идентичности и возрастного равенства групп.

Для определения начального уровня гармоничного развития личности подростка мы использовали методы анкетирования, педагогического наблюдения, исследования и анализа специальной документации. На этом этапе эксперимента его участникам было предложено заполнить анкету (см. Приложение. Анкета). Анкета составлена по методу, требующему выбора ответа из нескольких предлагаемых альтернатив. Предложенный метод ранжирования вопросов соответствует основным принципам составления анкет в педагогических исследованиях и способствовал определению диагностических признаков критериев гармонизации личности подростка.

Так, 1.2.3 группы вопросов способствовали осуществлению качественного анализа сформированности когнитивно-ценностного компонента. 4 и 5 группы - вопросов эмоционального компонента; 6 и 7 группы вопросов деятельностного компонента.

Основой разработки диагностических признаков каждого компонента являются параметры, характеризующие сформированность каждой из сфер (когнитивно-ценностной; эмоциональной; деятельностной) жизнедеятельности гармоничной личности, описанных нами в первом параграфе первой главы.

Каждая группа вопросов предполагала оценку ответов по нарастающей, в каждой группе по 4 вопроса. Ответ на четвертый (последний) вопрос предполагал наивысшую оценку в группе ответов - 4 балла. Общий положительный целостный ответ на 4 бала в группе из 40 человек предполагал ответ на 160 балов. Таким образом, предложенные уровни оценок, набранных по баллам предполагались следующие:

- высокий уровень: от 100 до 160 баллов;

- средний уровень: от 80 до 100 баллов;

- низкий уровень: до 80 баллов.

Анализ результатов оценки вопросов анкеты и учебной документации, применение метода педагогического наблюдения в процессе диагностического эксперимента позволяют утверждать, что нами выявлен относительно низкий уровень гармоничного развития подростков по экспериментальной группе А1 и контрольной группе А2.

Анализ результатов оценки ответов анкеты и учебной документации, применение метода педагогического наблюдения в процессе формирующего эксперимента позволяют утверждать, что нами выявлен относительно высокий уровень гармоничного развития подростков по экспериментальной группе А1.

Анализ количественных и качественных результатов оценки ответов на вопросы анкеты и учебной документации, применение метода педагогического наблюдения в процессе формирующего эксперимента позволяют утверждать, что нами выявлен ниже среднего уровень гармоничного развития подростков по контрольной группе А2.

Анализ педагогического эксперимента в рассмотрении его динамики подтверждает относительно высокие результаты в экспериментальной группе А1 по сравнению с контрольной группой А2 в процессе формирующего эксперимента. Так, количественные показатели результатов анкетирования по экспериментальной группе А1 на начало эксперимента - 251 (общий балл); в конце формирующего эксперимента - 475 (общий балл). Количественные показатели результатов анкетирования по контрольной группе А2 на начало эксперимента - 249 (общий балл); в конце формирующего эксперимента - 326.

На начало эксперимента в экспериментальной группе А1 выявлено 9 подростков, которые не успевали по отдельным предметам, а в конце формирующего эксперимента неуспевающих осталось только 2. В контрольной группе А2 на начало эксперимента не успевали по отдельным предметам 3 подростка и в конце формирующего эксперимента также неуспевающие - 3 подростка.

На начало эксперимента в экспериментальной группе А1 наблюдались частые пропуски занятий по болезни у 25% подростков, а в конце формирующего эксперимента - у 10%.

На начало эксперимента в экспериментальной группе А1 была отмечена повышенная утомляемость подростков на уроке (многократно в процессе занятий использовались релаксирующие «паузы»), а в конце формирующего эксперимента в процессе занятий используются релаксирующие «паузы» не более 1 -2 раз.

В процессе диагностического эксперимента в экспериментальной группе А1 наблюдалась повышенная раздражительность и неуверенность подростков в своих действиях, а в конце формирующего эксперимента наблюдается жизнерадостный настрой и оптимизм подростков, уверенность в своих действиях (мы отмечаем стабильность психического состояния подростков).

На начало эксперимента и в конце его в контрольной группе А2 наблюдались частые пропуски занятий по болезни у 20% подростков. На начало эксперимента и в конце его в контрольной группе А2 была отмечена повышенная утомляемость на уроке (многократно в процессе занятий использовались релаксирующие «паузы»), наблюдалась повышенная раздражительность и неуверенность подростков в своих действиях.

Результаты диагностического эксперимента и формирующего эксперимента по экспериментальной группе А1 и контрольной группе А2 отражены графически в Диаграммах; динамика развития эксперимента отражена в Диграммах.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа доказала эффективность и практическую значимость разработанной нами педагогической модели, которая является:

- практико-ориентированной системой, отражающей динамику процесса; воспроизводящей определенные связи и функции целевого, организационно-педагогического, методического, процессуально-действенного и критериально-оценочного компонентов;

- позволяющей прогнозировать, корректировать и совершенствовать пути ее реализации.

Педагогическая модель - это не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Описание педагогической системы или модели, как части более широкой социальной системы - общества имеет первостепенное значение, поскольку педагогическая система, будучи открытой, отражает особенности общественно-исторических систем, их становления и развития. Без учета связи педагогических систем с условиями развития общества нельзя понять их эволюцию, из внимания уходит феномен принятия на себя тем или иным элементом педагогической системы функций системообразования.

Разработанная нами педагогическая модель гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба может быть использована не только в практике культурно-досуговой деятельности в условиях Татарстана, где совместно и компактно проживают различные народности, но и широко внедряться в других регионах и субъектах Российской Федерации, где также присутствуют характерные особенности культурного сотрудничества многонационального состава сообщества.

Исходя из результатов диссертационного исследования, для практического руководства в процессе социально-культурной деятельности на основе использования календарно-игрового фольклора нами предложены следующие рекомендации:

1. Педагогическая модель процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба рекомендуется для практического использования и в других регионах, характеризующихся совместным компактным проживанием различных народностей.

2. Разработанная педагогическая модель процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба может использоваться в системе дополнительного образования детей и подростков, спроецирована в практику работы учреждений различного профиля социально-культурной сферы.

3. В условиях полиэтнического региона использование календарно-игрового фольклора в процессе гармонизации личности предусматривает разработку учебно-методических пособий, отражающих специфику этнокультуры, совместно проживающих народностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:

Комплексный подход во всестороннем развитии личности характеризует определенный педагогический процесс, который и может выступать как процесс гармонизации личности. Процесс гармонизации мы понимаем как достижение согласованности, соразмерности, взаимодействия, упорядоченности частей целого и единства многообразия в ценностной основе существования человека.

Гармонизация как педагогический процесс являет собой сбалансированное, комплексное и взаимообогащающее развитие качеств гармоничной личности, структурными компонентами которого являются психофизическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание личности в условиях культурно -досуговой деятельности.

Под гармоничным развитием личности подразумевается всестороннее ее развитие, включающее психофизическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие. Из этого следует, что гармонизация личности рассматривается нами как педагогический процесс, направленный на развитие качеств гармонично развитой личности. Миссия такого педагогического процесса состоит в том, что он становится фактором гуманного взаимодействия личности, окружающего мира и человеческого общества на основе системы ценностей.

Выявлен и научно обоснован этнопедагогический потенциал календарно-игрового фольклора как эффективного средства процесса гармонизации личности, способствующий физическому, психическому, интеллектуальному, духовно-нравственному и художественноэстетическому развитию личности. В условиях полиэтнической среды общества, в частности, полиэтнического региона предложено использование методики взаимосвязи и сопоставления элементов этнокультуры различных народов.

Эффективному процессу гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях подросткового клуба будет способствовать реализация педагогических условий, включающих: осуществление отбора и систематизации календарно-игрового фольклора и разработки учебно-методического обеспечения процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора; использование различных форм и методов культурно-досуговой деятельности в подростковых клубах на основе применения календарно-игрового фольклора; разработку и реализацию модели гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях культурно-досуговой деятельности подросткового клуба.

Экспериментально апробирована и доказана эффективность разработанной педагогической модели процесса гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности подросткового клуба.

Педагогическая модель гармонизации личности средствами календарно-игрового фольклора в условиях подросткового клуба является практико-ориентированной системой, отражающей динамику процесса, воспроизводящей определенные связи и функции целевого, организационно -педагогического, методического, процессуально-действенного и критериально-оценочного компонентов, позволяющей прогнозировать, корректировать и совершенствовать пути ее реализации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иванова, Ильвира Геннадьевна, 2012 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1983. - 112с.

2. Азарова, Р.Н. Социально-педагогическая организация досуговой деятельности учащейся молодежи : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Азарова Р.Н.- М., 2005. 44 с.

3. Атангулов, У.Ш. О национальной школе / У.Ш. Атангулов // Педагогика. 2001. №3.- С. 102-106.

4. Бакланова, Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир: интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. М., 2000. -84 с.

5. Бакланова, Т.И., Сокольникова Н.М. Мировая художественная культура: Комплект учебников для 5-9 кл. / Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова. -М., 2000-2002гг. 453 с.

6. Баклушинский, С.А. Я концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1996. - 20с.

7. Белогуров, А. Этногенез и «национально-региональный компонент» / А. Белогуров // Высшее образование в России, 2003. №6. - С.34-39.

8. Берне, Р. Развитие «Я» концепции и воспитание / Р. Берне. М.: «Прогресс», 1986.-422с.

9. Божович, Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович. М.: «Знание», 1979. - 96с.

10. Ю.Бостанджиева, Т. Н. Психологические особенности отношения к общественно полезному труду подростков 50—80-х гг.: Автореф. канд. дис. М., 1986. 24 с.

11. П.Бруднов, A.K. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования / А.К. Бруднов // Воспитание школьников, 1994. № 5. - С. 3-10.

12. Булатова, Н.Д. Этнолингвитсика в системе профессиональной подготовки специалистов по народной художественной культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. 21с.

13. Булгаков, В.Д. Хоровая музыка татарских композиторов: этапы равития, жанровый обзор, проблемы роста / В.Д. Булгаков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2012 №1 . -С.111 -114.

14. Булгаков, В.Д. Песня ведущий жанр хоровой музыки татарских композиторов / В.Д. Булгаков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012 - №. 2. - С.69 -70.

15. Валеева, P.A. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века / P.A. Валеева. Казань, 1996. - С. 65.

16. Волков, Г.Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха / Г.Н. Волков. -Чебоксары: Фонд И.Я.Яковлева, Чебокс. институт экономики и менеджмента СПбГПУ. 2004. - 352с.

17. Волков, Г.Н. Педагогика любви / Г.Н. Волков. Москва: «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС». - 2002.234 с.

18. Волков, Г.Н. Педагогика национального спасения / Г.Н. Волков. Элиста: АПП «ДЖАНГАР». - 2003. - 440с.

19. Волков, Г.Н. Чувашская этнопедагогика / Г.Н.Волков. Чебоксары: ЧИЭМ, 2004. - 488с.

20. Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа / Г.Н. Волков. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат., 1976.180 с.

21. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник / Г.Н. Волков. М.: Академия, 1999.216 с.

22. Волков, Г.Н. Этнопедагогическая концепция современного национального образования и воспитания / Г.Н. Волков // Вестник университетов Российской академии образования. М., 1999. - №1. С.13 - 24.

23. Волков, Г.Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей / Г.Н. Волков // Мир образования образование в мире. 2003. №1. С. 3-16.

24. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга : учебник / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик.-М.: «Флинта», 1998 -240с.

25. Волович, JI.A. Провокационный ресурс межкультурной коммуникации / JI.A. Волович // Проблема межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования. Казань: КГУКИ, 2008. - 4.1. - С. 1113.

26. Волович, Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения / Л.А. Волович. Казань, 1976. - 224с.

27. Воротникова, Г.К. Некоторые особенности освоения национальной музыки в чувашской школе. Методическое пособие / Г.К. Воротникова. -Чебоксары, 1990.-31с.

28. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский.— М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. С. 68.

29. Гавдис, М.С. Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на спортивно-бальных программах: деятельностный подход: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Орел, 2008. - 22с.

30. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика, 2002. №7. -С. 3-13.

31. Гладилина, В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка: диссертация . канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2008. - 204 с.

32. Глебова, C.JI. Музыкальное просвещение подростков в условиях деятельности музыкального общества: автореф. Дисс. канд. пед. наук. -М., 2003.-23с.

33. Головко, Т.И. Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Барнаул,- 2006. - 24с.

34. Голос детворы. Чувашские народные песни для детей. Чебоксары, 2002. - 120с.

35. Григорьев, С.И., Гуслякова, Л.Г., Гусова, С.А. Социальная работа с молодежью: Учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова М.: «Гардарики», 2008. - 204с.

36. Григорьева, A.M. Рекреативный потенциал культурно-досуговой деятельности в формировании здорового образа жизни инвалидов / A.M. Григорьева // Культура досуга молодежи как фактор формирования здорового образа жизни. Казань: «Культура», 2011. - С.29-32.

37. Гридяева, Л.Н. Развитие коммуникабельности подростков на музыкальных занятиях в школе-интернате: автореф. Дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 2006. -18с.

38. Гумилев, Л.Н. Древние тюрки / Л.Н.Гумилев М.: «Айрис-пресс», 2008. - 560с.

39. Гумилев, Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия / Л. Н. Гумилев М.,1993. -С. 38.

40. Данилюк, А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы / А.Я. Данилюк // Педагогика, 1997. №1. - С. 68-71.

41. Денисенко, Ю.В. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи средствами народного музыкального творчества в сфере досуга: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Барнаул, 2009. - 22с.

42. Деятельность учреждений по месту жительства: Информационный бюллетень / Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ., Респ. центр молод., инновац. и профилакт. программ. Казань: РЦМИПП, 2011.-28 с.

43. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н.Джуринский. М.: «Владос», 1999.-С. 140.

44. Дмитриева, Т.А. Развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации: Дисс. канд. пед. наук. М., 2005.- 214с.

45. Долженкова, М.И. Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2001. 41с.

46. Ержанов, М.Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: теоретические основы и практика: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1999. -39с.

47. Ермолова, С.А. Социальная адаптация детей на материале русской народной инструментальной музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -19с.

48. Жиркова, М.В. Социально-педагогические основы организации досуга школьников в муниципальном образовании мегаполиса: автореф. дис. . канд. пед. наук / Жиркова М.В. М., 2009. - 20 с.

49. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных социально-культурных условиях: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2001. 39с.

50. Жиров, М.С. Региональные особенности традиционной художественной культуры Белгородчины в системе учебно-воспитательного процесса колледжа культуры и искусств: Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1996. -21с.

51. Иванова, И. Г. «Солнышко»: учебное пособие / И. Г. Иванова, Казань: ООО «Окей», 2008. - 49с.

52. Иванова, И. Г. Волшебный мир фольклора: учебное пособие / И. Г. Иванова, Казань: «Астория», 2007. - 40с.

53. Иванова, И. Г. Детский календарный фольклор: учебное пособие / И. Г. Иванова, Казань: «Астория», 2009. - 69с.

54. Иванова, И. Г. Играем, играем всех потешаем!: учебное пособие / И. Г. Иванова, - Казань: «Астория», 2006. - 91с.

55. Иванова, И. Г. Педагогические условия использования календарного фольклора в этнохудожественном воспитании личности // Мир науки, культуры, образования: Международный научный журнал. Горно-Алтайск.- 2009 - № 4. - С. 122 - 124.

56. Иванова, И. Г. Этнохудожественное воспитание как предмет психолого -педагогического исследования // Казанский педагогический журнал: Магариф.- 2009 № 4. - С. 72 - 76.

57. Иванова, И. Г. Этнохудожественное воспитание личности дошкольника в условиях полиэтнического региона // Образование и саморазвитие: Научный журнал. Казань: Центр инновационных технологий.- 2010 - № 2.-С. 180-185.

58. Иванова, И.Г. Актуальные проблемы духовно нравственного воспитания современной молодёжи / И.Г. Иванова / «Молодежь и молодежная политика третьего тысячелетия: стратегии и инновации». -Казань, 2008.-С.131 - 132.

59. Иванова, И.Г. Календарный фольклор как средство творческого развития личности / И.Г. Иванова // «Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы». Казань, 2009. - С.522 - 526.

60. Иванова, И.Г. Поликультурное образование и его значение в воспитании толерантности личности / И.Г. Иванова // «Социально психологическая безопасность народов Поволжья». - Казань, 2009. - С.115 - 120.

61. Иванова, И.Г. Развитие музыкально эстетической культуры личности средствами национального музыкального фольклора / И.Г. Иванова / «Проблемы развития экономики, культуры и истории Восточного Закамья». - Уфа, 2010. - С. 58 - 61.

62. Иванова, И.Г. Реализация педагогического потенциала фольклора в условиях современной социально культурной сферы общества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2012 - №1 . - С.88 -90.

63. Иванова, И.Г. Родничок: учебное пособие / И. Г. Иванова, Казань: КГУКИ, 2010.-47с.

64. Иванова, И.Г. Фольклорная игра как средство воспитания гармонично развитой личности / И.Г. Иванова // «Тюрко славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность». - Казань, 2009. - С. 95 - 98.

65. Иванова, И.Г. Фольклорный праздник и народные игры: учебное пособие / И.Г. Иванова, Казань: КГУКИ, 2011. - 48 с.

66. Иванова, И.Г. Художественно эстетическое воспитание детей в условиях предшкольного образования // Образование и саморазвитие:

67. Научный журнал. Казань: Центр инновационных технологий.- 2010 - № 6.-С. 144- 147.

68. Иванова, И.Г. Этнопедагогический потенциал детского календарно -игрового фольклора / И.Г. Иванова / «Этнодидактика народов России: многомерность, многомерные компетенции». Нижнекамск, 2011. -С. 143- 144.

69. Иванова, И.Г. Детский календарный фольклор как основа этнохудожественного воспитания личности / И.Г. Иванова // «Проблемы развития региональной экономики, истории и культуры».- Уфа, 2011.-С.94-97.

70. Ильинский, И. Молодежь и молодежная политика / И. Ильинский. М., 2001.- 65 с.

71. Каган, М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. Д., 1978. - 235 с.

72. Калимуллина, Г.Х. Роль искусства в социализации личности / Г.Х. Калимуллина // Культура досуга молодежи как фактор формирования здорового образа жизни.- Казань: «Культура», 2011. С. 114-120.

73. Калимуллина, O.A. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик: автореф. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2009.- 23с.

74. Калимуллина, O.A. Роль социокультурного творчества в формировании мировозрения современной молодёжи / O.A. Калимуллина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2012 -№3. С.69 -70.

75. Каменкова, И. «Искусство и культура моего народа»: Программа курса / И. Каменкова // Искусство в школе. 1999. № 6. С.43-51.

76. Кант. Сочинения. Том 5. М., 1966. - С. 337.

77. Касмицкая, Е.А. Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студии в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2010. - 24с.

78. Каюмова, JI.A. Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2010. - 22с.

79. Клаус, Г. Кибернетика и общество / Г. Клаус. М.: Прогресс, 1967. - 185 с.

80. Коваль, М.Б. В сфере детского досуга / М.Б. Коваль // Народное образование.-2004.-№5 .-С. 107-110.

81. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. М., 1982. Т.1. - 261 с.

82. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: «Политиздат», 1984. - 335с.

83. Кондратьев, М Г. О чувашско-татарских этномузыкальных параллелях / М Г. Кондратьев // Из наследия художественной культуры Чувашии.-Чебоксары, 1991. 198 с.

84. Кондратьев, М.Г. Музыкальный фольклор молькеевских кряшен в свете чувашских параллелей / М Г. Кондратьев // Чувашское искусство. Вып.З. -Чебоксары, 1997. 178с.

85. Кочеткова, В.Г. Организация содержательного досуга детей, молодежи, взрослых. Учебно-методическое пособие / В.Г. Кочеткова. Самара,2008.-146с.

86. Краевский, В.В. Содержание образования бег на месте / В.В. Краевский // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 3-12.

87. Кузина, Т.Ф., Батурина, Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. 2-е изд. / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина. М.: «Школьная пресса», 2001. - 187 с.

88. Кузьмин, М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М.Н. Кузьмин // Педагогика, 1999. №6. - С.З-11.

89. Кузьмина, Н.П. Игровой фольклор в молодёжной среде. Учебное пособие / Н.П. Кузьмина. Казань: КГУКИ, 2005. - 185 с.

90. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. М., 1983. T. I. - 563 с.

91. Макарцева, П.Н. Гармонические основы формирующейся парадигмы духовной жизни общества: Автореф. дис. . д-ра социол. наук, М., 2000. 48с.

92. Малакуцкая, С.М. Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. 21с.

93. Мальцева, Т. А. Формирование нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 2008. - 22с.

94. Марченко, С.Е. Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Барнаул, 2010 .- 23с.

95. Махмутов, Мирза. Мир Ислама / Мирза Махмутов. Казань, 2006. -597 с.

96. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н. Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова. -М.: Академия, 2002. 192с.

97. Миргалимов, И.М. Социально-педагогическая направленность профессиональной подготовки в вузах культуры / И.М. Миргалимов. -Казань: «Гран-Дан», 1998.- 116с.

98. Миргалимов, И.М. Социально-педагогическое обоснование подготовки современного специалиста социокультурной сферы / И.М. Миргалимов // Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006.- С.126-128.

99. Моделирование и познание / Под. ред. Штоффа В.А. Минск, 1974. -С. 221.

100. Мочалов, Д.В. Развитие творческой направленности личности в современных условиях / Д.В. Мочалов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2012 №2 . -С.104 -107.

101. Мухаметзянова, Г.В. Этнопедагогизация образования / Г.В. Мухаметзянова // Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные труды Казань: Магариф, 2005. - 447стр.

102. Нестеренко, A.B. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. 22с.

103. Нигматов, З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс / З.Г. Нигматов. Казань: ИССО РАО,1998.-130 с.

104. Нигмедзянов, М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты / М.Н. Нигмедзянов // Музыкальная фольклористика. Вып.2. М., 1978. -С. 266-297.

105. Нигмедзянов, М.Н. Татарские народные песни / М.Н. Нигмедзянов. -Казань, 1984.

106. Нигметзянов, М.Н. Народные песни волжских татар / М.Н. Нигмедзянов. М., 1982. - 126 с.

107. Новиков, A.M. Воспитание должно быть народным / A.M. Новиков // Профессионал. 1999, №6.- С.6-8.

108. Новицкая, М.Ю. Мир народной культуры / М.Ю. Новицкая // Программы по мировой художественной культуре. М.,1995. - С.24-96.

109. Нужнова, Н.М. Воспитание подрастающего поколения на традициях забайкальского казачьего фольклора / Н.М. Нужнова // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы Междун. научн. конгресса. М.: ВИНИТИ, 2007. - С. 271.

110. Опыт педагогической деятельности С.Т.Шацкого /под ред. В.Н.Шацкой, И.Н.Скаткина. -М.: Педагогика, 1976. С. 55.

111. Основы работы с молодежью. Учебное пособие / Под. ред. Т.Э.Петровой. М.: «Альфа», 2012. - 220с.

112. Павлова, И.Ю. Вопросы этнохудожественного образования: аксиологический аспект / И.Ю. Павлова // Высшее образование в России. -М., 2008.-№3.-С.43

113. Павлова, И.Ю. Музыкальное обучение и воспитание в этнорегионе. Монография / И.Ю. Павлова. Казань: КГУ, 2006. - 234 с.

114. Павлова, И.Ю. Музыкальное обучение и воспитание на основе использования национального музыкального фольклора. Учебное пособие / И.Ю. Павлова. Казань: «Печатные технологии», 2004. - 78 с.

115. Павлова, И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвуза на основе использования национального музыкального фольклора / И.Ю. Павлова: дисс. канд. пед. наук. Казань, 2001. - 239с.

116. Павлова, И.Ю. Этнохудожественная культура народов этнорегиона Среднего Поволжья: общность и взаимодействие / И.Ю. Павлова Монография. Казань: Издательство КГУКИ, 2009. - 112 с.

117. Павлова, И.Ю., Иванова, И.Г. Этнохудожественное воспитание личности как актуальная проблема в современном образовании / И.Ю.

118. Павлова, И.Г. Иванова // Вестник Чувашского университета: научный журнал, 2009. № 3. - С. 357 - 360.

119. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г.В. Палаткина // Педагогика, 2002.-№5.-С.41-47.

120. Панкратов, И.П. Проблемы городского молодежного фольклорного клуба / И.П. Панкратов // Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности: Сб. научн. трудов. / НИИ культуры М., 1985. -С.43-52.

121. Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1977. - 194 с.

122. Петрова, Г. А. Воспитание эстетической культуры будущих педагогов в условиях университетского образования / Г.А. Петрова. -Казань: ЦИТ, 2009. С.20.

123. Погорелова, Н.В. Развитие творческой активности старших подростков в условиях полифункциональнго досугового объединения // Н.В. Погорелова. Актуальные проблемы современной культуры детства: Сб. науч. материалов Челябинск, 2003. - 200с.

124. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004,- 512с.

125. Попкова, М.М. Организация досуга / М.М. Попкова // Социальная педагогика.-2010.-№5 .-С.71 -74.

126. Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1982. - 281 с.

127. Психологические условия и механизмы воспитания подростков / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1983. - 184 с.

128. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.-261 с.

129. Развитие личности ребенка / под ред. А.М.Фонарева. М.: «Прогресс», 1987.-272с.

130. Рулина, Т.К. Педагогические основы развития этнохудожественной культуры личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. 18с.

131. Рыбина, Н.Я. Социальный педагог как организатор культурно-досуговой деятельности / Н.Я. Рыбина. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. -63с.

132. Рябков, В.М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина XX века): Учебное пособие / В.М. Рябков. Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. - Т.5. - Часть II. - 568с.

133. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. -198 с.

134. Сизоненко, H.H. Музыкально-певческое развитие детей среднего школьного возраста в процессе вокального обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 2006.- 22с.

135. Сироткин, Л.Ю. Многомерная личность как субъект межкультурного диалога / Л.Ю. Сироткин //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2012 №3 . - С.63 -66.

136. Сластенин, В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании / В.А. Сластенин // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. - С. 155-162.

137. Сластенин, В.А. Воспитательный процесс как система / В.А. Сластенин // Стратегия воспитания в образовательной системе России. -М.: «Издательский сервис», 2004. С. 229.

138. Смирнова, Е.И. Клубные объединения: учебное пособие / Е.И. Смирнова. М.: Просвещение, 1977. - С.23-39.

139. Солодухина, Т.К., Солодухин, В.И. Основы этнопедагогики: Учебное пособие / Т.К. Солодухина, В.И. Солодухин. Улан-Удэ, 2000. -165 с.

140. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. проф. Н.Ф.Басова. М.: «Дашков и К», 2008. - 328с.

141. Стрельцов, Ю.А. Социальная педагогика досуга / Ю.А. Стрельцов. -М.,1996.-128с.

142. Супрунова, JI.JI. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии / J1.JI. Супрунова // Магистр, 2000. №3. С. 7781.

143. Суртаев, В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: автореф. дис. . д.-ра пед. наук / Суртаев В.Я. СПб., 1995. -33с.

144. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1969. - 373с.

145. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1973. - 74с.

146. Тарасова, E.H. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2008. - 20с.

147. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга/Б.А.Титов.-СПб.,1997.-239с.

148. Триодин, В.Е. Клубные объединения сегодня: задачи и организация / В.Е.Триодин // Воспитание увлечением. Формирование и деятельность клубных объединений. -М.: Профиздат, 1987.- 168 с.

149. Турбина, Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков: диссертация . канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. - 163с.

150. Турханова, Р.И. Социокультурные проекты как фактор формирования здорового образа жизни молодежи / Р.И. Турханова // Культура досуга молодежи как фактор формирования здорового образа жизни.- Казань: «Культура», 2011. С.33-45.

151. Турханова, Р.И. Игровая досуговая деятельность как средство творческого развития личности: автореф. дис. . канд. пед. наук: Казань, 2006. — 22 с.

152. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1984.

153. Ушинский, К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии: собр. соч. / К.Д. Ушинский. М.: Изд. АПН РСФСР, 1946. - Т.З. - 161 с.

154. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский М.: ФАИР - ПРЕСС, 2004. - 576с.

155. Фадеева, М.А. Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования: автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2000.-20с.

156. Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1985, № 6. - С. 26-38.

157. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. М., 1982. - 198 с.

158. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1987. 187 с.

159. Ханбиков, Я.И. Из истории педагогической мысли / Я.И. Ханбиков. Казань: Татарское книжное издательство, 1967.- 232с.

160. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор / К.В. Чистов. М., 1986.-С.45.

161. Шаповалов, В.К. Этнокультурная направленность российского образования / В.К. Шаповалов. М.,1997. - 176 с.

162. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. М.: Просвещение, 1962. - 195 с.

163. Шерпаева, А.Ю. Технология культурно-досуговой деятельности в здоровьесбережении детей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Барнаул, 2009. - 23с.

164. Шостак, Г.В. Музыка массовых жанров как фактор формирования музыкальной культуры подростков: автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1996.- 19с.

165. Шпикалова, Т.Я., Бакланова, Т.И., Ершова, JI.B. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т.Я. Шпикалова,

166. Т.И. Бакланова, JI.B Ершова // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии. Шуя, 2005. - 56 с.

167. Щукина, Г.И. Воспитание и развитие / Г.И. Щукина // Педагогика. Курс лекций. М., 1966. - 184 с.

168. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.-208с.

169. Юсупов, И.Ф. Национальное искусство как этнический идентификатор личности / И.Ф. Юсупов // Вестник Башкирского университета. Уфа, 2007. - № 1. - С. 199-200.

170. Яковлев, И.Я. Букварь для чуваш / И.Я. Яковлев. Казань, 1872.

171. Яковлев, И.Я. Воспоминания / И.Я. Яковлев. Чебоксары: Чув. книжное издательство, 1982. - С. 159.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.