Герменевтический метод исследования теологии протестантизма в России тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.14, кандидат философских наук Макаренко, Иван Иванович

Диссертация и автореферат на тему «Герменевтический метод исследования теологии протестантизма в России». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 467931
Год: 
2011
Автор научной работы: 
Макаренко, Иван Иванович
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
09.00.14
Специальность: 
Философия религии и религиоведение
Количество cтраниц: 
151

Оглавление диссертации кандидат философских наук Макаренко, Иван Иванович

Введение

Глава I. Культурфилософские аспекты герменевтики как методологии социально-гуманитараных исследований.

§ 1. Взаимосвязь оснований философской и библейской герменевтики.

§ 2. Место герменевтики в контексте религиоведческих методов исследований.

Глава II. Анализ значения библейской герменевтики в протестантском богословии (на материале работ И.В. Каргеля).

§ 1. И.В. Каргель как один из основоположников движения протестантизма в России.

§ 2. Место И.В. Каргеля в истории отечественного протестантского богословия.

§ 3. Библейская герменевтика И.В. Каргеля: методологические аспекты.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Герменевтический метод исследования теологии протестантизма в России"

Основы герменевтики как методологии понимания текста были заложены Ф.Шлейермахером (1768-1834), который выделил в нем предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты. Содержание текста, т.е. то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста, т.е. тому, как описывалось событие, особенностям стиля изложения, проставлению акцентов в тексте и т.д. Понятие «текст» рассматривается достаточно широко. Он может быть представлен как в письменной форме в рамках естественного языка, так и в записи текста с помощью любой знаковой системы, как в форме живого высказывания, так и при выражении чувств и эмоций. Любой артефакт культуры в самом широком значении может рассматриваться как текст.

Предметом герменевтики являются феномены понимания, лежащие в основе духовно-практических ситуаций человека. Данные феномены рассматриваются в качестве сущностного и существенного состояния бытия человека. Другими словами, герменевтику интересует человек, который живет не столько в объективном мире, сколько в пространстве культуры и истории, в мире личностных смыслов и социально-исторических ценностей, в том числе и религиозно-вероучительного характера.

К основным особенностям герменевтических феноменов относят их принципиальную ненаблюдаемость. Их классифицируют как фундаментальные основания жизни отдельных индивидов, трудноуловимые глубинные основания культуры в целом. Выделение герменевтических феноменов в особую область исследования позволяет увидеть генетические и функциональные связи духовного опыта человека, базовые механизмы формирования личности и культуры в целом.

Становление герменевтики как науки стало возможным благодаря работам Ф.Д.Э.Шлейермахера, В.Дильтея, М.Хайдеггера и особенно Г. Гадамера - классика герменевтики XX века и дало возможность подойти к решению проблем научного моделирования поведения и деятельности человека, игровых способов организации действий, построения типологии коммуникативных связей и отношений, социокультурной реальности в целом.

Таким образом, современный интерес к исследованию герменевтики как научной дисциплины связан с ее развитием в XX веке, в особенности философской и библейской, которые занимаются интерпретацией художественных, исторических и сакральных текстов. Значимым является проблема, связанная с интерпретацией библейского текста, что и составляет проблемное поле настоящего исследования.

Герменевтическая проблематика является важной для философии культуры, теологии, религиоведения, филологии и других социогуманитарных наук. В современных условиях преобразования России герменевтическая проблематика приобретает дополнительную актуальность: это межконфессиональные, межденоминационные, политико-социальные отношения, оценка и анализ религиозных текстов, анализ СМИ и др.

Актуальность данной темы, обусловлена также и тем, что:

1. Развитие протестантского движения в современной России, становление и развитие системы богословского образования потребовало религиоведческого и культурфилософского анализа осмысления места и роли протестантской традиции в России, ее значения в новых условиях.

2. Динамика самообновления протестантской мысли, нашедшая отражение в развитии философской и теологической герменевтики и хорошо изученная на Западе, практически не исследована применительно к российскому протестантизму.

3. Становление протестантской теологии (в том числе и в лице ее российского представителя И.В. Каргеля) можно рассматривать как часть духовной культуры России определенного периода, культуры малоизвестной и потому требующей исследования и объяснения.

4. Исследование герменевтических оснований теологии российского протестантизма актуально в плане поиска новых путей и перспектив дальнейшего изучения библейских текстов, в рамках широкомасштабной религиоведческой и богословской работы по современному исследованию Библии.

Степень разработанности научной проблемы

Герменевтика как метод научного исследования была представлена в классических трудах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Г. Гадамера и др. Э. Фукс в 1954 г. опубликовал книгу «Герменевтика», а также написал обширную статью «Герменевтика» для богословской энциклопедии, а в 1968 издал «Марбургскую герменевтику»; Г. Кеземанн в 1959 г. сделал доклад «Слово Божье и Герменевтика»; Д. Робинсон в 1964 г. опубликовал книгу «Новая герменевтика»; Ф. Шлейермахер - считается основателем современной герменевтики, он читал свой знаменитый курс по герменевтике «Богословское учение»; В. Дильтей - автор книги «Начала герменевтики»; М. Хайдеггер -автор книги «Бытие и время», посвятил в этой работе значительное место изучению понимания и его форм; Р. Бультман развивал экзистенциональную герменевтику в своем труде «Проблема герменевтики»; Г. Гадамер в 1960 г. опубликовал свою работу по герменевтике «Истина и метод»; Г. Эбелинг -автор статьи «Герменевтика», которая была опубликована в 1959 г. в лютеранской богословской энциклопедии «Religion in Geschichte und Gegenwart»; 3. Фрейд в «Толковании сновидений» использовал метод герменевтики и др.

Герменевтическая проблематика, в том числе и богословского содержания, затрагивалась в исследованиях отечественных ученых. Среди них писатели и религиозные философы: М.П. Булгаков и П.А. Флоренский, Набоков и братья Трубецкие и др. Указанные проблемы нашли свое отражение в теоретических работах отечественных авторов М.М. Бахтина1, Г.И. Богина2, М.С. Кагана3, В.В. Кашина4, В. Кузнецова5, С. Лёзова6, В.Н. Лосского7, И .Я. Мечковской8, A.M. Прилуцкого9, Г. Флоровского10 и др.

Необходимо указать наиболее авторитетных отечественных богословов и ученых, прошлого и настоящего, которые работали в русле православной библеистики и герменевтики11.

I Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М., 1965. л

Богин Г.И. Филологическая герменевтика. - Калинин., 1982; Богин Г.И. Типология понимания текста. - Калинин., 1986; Богин Г.И. Схемы действий читателя при понимании текста. - Калинин., 1989; Богин Г. И. Субстанциальная сторона понимания текста. - Тверь, 1993; Богин Г.И. Обретение способности понимать: введение в филологическую герменевтику. - М., 2001.

3 Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

4 Кашин В. В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания. - Уфа, 2000.

5 Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления. - М., 2007.

6 Лезов С. Попытка понимания. Избранные работы. - М., 1999.

7 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. - М., 1991.

8 Мечковская И.Я. Язык и Религия. - М., 1998.

9 Прилуцкий A.M. Дискурс теологии. - СПб., 2006.

10 Флоровский Г. Пути русского богословия. - Минск, 2006.

II Антоний (Храповицкий). Догматическое богословие. - СПб., 1862; Булгаков С. Православие. - Париж, 1965; Богдашевский Д.И. Опыты по Изучению Св. Писания Нового Завета. - Киев, 1909; Глубоковский H.H. Русская Богословская Наука. - Варшава., 1928; Елеонский Ф.Г. Отечественные труды по изучению Библии в XIX в.// Христианское Чтение. 1901. №1; Ианнуарий (Ивлиев). Вклад Санкт-Петербургской Духовной Академии в русскую Библеистику// Богословские Труды: Юбилейный сборник ЛДА, 1986; Ианнуарий (Ивлиев).

В конце XIX и начала XX века в нашей стране исследовательская работа в области протестантской библеистики и герменевтики была связана с I творчеством И.В. Каргеля , известного в евангельских кругах. Каргель написал

Библеистика в Русской Православной Церкви в XX в.2000, http:/www. russian-orthodox-church.org.ru; Илларион (Архиепископ). Св. Писание и Церковь. - М., 1914; Никольский М.Н. Наша библейская наука// Православное Обозрение. 1875; Никольский М.Н. Успехи нашей библейской науки// Православное Обозрение 1877; Карсавин Л.П. Святые Отцы и Учителя Церкви. - Париж., 1926; Карташев A.B. Ветхозаветная библейская критика. - Париж., 1947; ¡Князев А. О боговдухновенности священного писания// Православная Мысль. - Париж., 1951; Корсунский И. Иудейское Толкование Ветхого Завета. - М., 1882; Корсунский И. Новозаветное Толкование Ветхого Завета. - М., 1885; Мень А. К Истории Русской Православной Библеистики// Богословские Труды,1987; Михаил (Лузин). Библейская наука.

- Тула., 1898-1903; Михаил (Лузин). Толкование Евангелия. 3 тома. - М., 1870-74; Михаил (Лузин). Толковый Апостол. 3 тома. - М., 1876; Муретов М.Д. Новый Завет как предмет православно-богословского изучения. - М., 1915; Платон (Левшин). Полное собрание сочинений. - СПб., 1913; Савваитов П.И. Православное учение о способах толкования Св. Писания. - СПб., 1857; Савваитов П.И. Библейская герменевтика. - СПб., 1859; Сольский. С. Употребление Библии и изучение её в России// Православное Обозрение, 1868; Сольский. С. Обозрение трудов по изучению Библии в России с XV в. до настоящего времени // Православное Обозрение. I. 1869, №2. - С. 190-221; №4. - С. 538-577; №6. - С. 797-822; Строганов В. Вклад Московской Духовной Академии в герменевтику Нового Завета//ЖМП. 1985. №8; Троицкий И. Основания учения православной Церкви об источниках вероучения// Миссионерское Обозрение. 1897. - С. 636-648; Филарет (Митрополит Московский). Введение в чтение Нового Завета. - М., 1892; Флоренский П. Столп и утверждение истины. -М., 1914.

12 Каргель И. В каком ты отношении к Духу Святому? - Чикаго, 1945; Каргель И. Грех// Путь Веры. -N.Y. 1948; Каргель И. Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова. - СПб., 1991; Каргель И. Свет из тени будущих благ. - СПб., 1994; Каргель И. Закон духа жизни. -СПб., 2003; Каргель И. Излияние Духа Святого и пятидесятническое движение //Альманах по истории Русского баптизма, 2004. №3; Каргель И. В каком ты отношении к Духу Святому? - Собр. соч. - СПб., 2004; Каргель И. Грех как зло всех зол в этом мире. - Собр. соч.

- СПб., 2004; Каргель И. Христос освящение ваше. - Собр. соч. - СПб., 2004; Каргель И. Где, по Писанию, находятся мертвые. - Собр. соч. - СПб., 2004; Каргель И. Ветхозаветные ряд библейских комментариев, книг, статей и эссе по богословию используя герменевтический метод. Среди современных протестантских исследовательских работ по проблемам герменевтики следует выделить нескольких ученых: А.И. Негрова13, A.M. Прилуцкого14, А. Пузынина15, М.Р. Кузнецову16 и др.

К историко-богословским работам относятся монография Т.К. Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах» (Санкт-Петербург, 2009); В.А. Бачинина «Византизм и евангелизм. Генеалогия русского протестантизма» (Санкт-Петербург, 2003); К. Прохорова «Опыт отечественного евангельского богословия» («Титул», 2009); В. Заватски «Евангелическое движение в СССР» (Москва, 1995); М.С. Каретникова прообразы. - Собр. соч. - СПб., 2004; Каргель И. «Се, гряду скоро.». - Собр. соч. - СПб., 2004.

13 Негров А. Боговдухновенность Св. Писания: попытка герменевтического осмысления. - СПб., 2001; Негров А. О принципах толкования священного писания в русской православной церкви// Хронограф. 2000. № 3 (7). - С. 105 - 125; Негров А. Культурная антропология и герменевтика Нового Завета. Христианство и мировая культура. Материалы конференции «Санкт-Петербургские чтения» в СПбХУ. - СПб., 2004; Негров А. Герменевтические горизонты евангельских христиан-баптистов// Протестантизм и протестанты в России: прошлое, настоящее, будущее. Сборник материалов научно-богословской практичной конференции. - Заокский: Источник жизни, 2004. - С. 335-348; Негров А. Герменевтика в процессе преобразования: три герменевтических горизонта славянского евангелического сообщества в постсоветский период// Богословские Размышления. 2004. №4. - С. 7-32; Alexandr I. Negrov. Biblical Interpretation in the Russian Orthodox Church: A Historical and Hermeneutical Perspective. - Tiibungen. 2008.

14 Прилуцкий A.M. Дискурс теологии. - СПб., 2006; Прилуцкий A.M. Язык как инструмент теологического исследования: к вопросу о Специфике восточной богословской традиции// Богословские размышления. 2007. № 8. - С. 56-63.

15 Пузынин А. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. - М., 2010.

16 Кузнецова М.Р. Герменевтические принципы И.В. Каргеля// Альманах по истории русского баптизма, 2009. № 4. - С. 116 - 189.

Русское богоискательство» (Санкт-Петербург, 1997); М.С. Каретникова «История петербургской церкви Евангельских христиан - Баптистов» (Санкт-Петербург, 2001); Ш. Коррадо «Философия служения полковника Пашкова» (Санкт-Петербург, 2005); С. Савинского «История евангельских христиан -баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 - 1917)». (Санкт-Петербург, 1999); С. Савинского «История евангельских христиан - баптистов Украины, России, Белоруссии (1917 - 1967)». (Санкт-Петербург, 2001) и др.

Однако подчеркнем, что проблема становления и развития российской протестантской герменевтики, ее особенностей в сравнении с западнопротестантской и православной в религиоведческом и культурфилософском аспектах практически не разработана. В литературе не освещена и тема роли российского протестантского теолога И.В. Каргеля в формировании традиции протестантской библейской герменевтики. Хотя ряд публикаций, преимущественно биографического характера, посвященных личности И.В. Каргеля и его творчеству имеются: М.Р. Кузнецова «Герменевтические принципы И.В. Каргеля» (Санкт-Петербург, 2009); И.И.Макаренко «Анализ Библейской герменевтики И.В. Каргеля» (Москва, 2009); И.И. Макаренко «Основные работы И.В. Каргеля» (Санкт-Петербург, 2009); В.М. Кузнецов «Русские евангельские вероисповедания о кальвинизме» (Санкт-Петербург, 2009); С. Ливен «Краткий очерк жизни и деятельности брата И.В. Каргеля» (New York, 1947); И.Н. Скопина «Из биографии И.В. Каргеля и его дочерей» (Санкт-Петербург, 2004); Г. Николе «Иван Каргель и пиетическая община в поздней имперской России» (Санкт-Петербург, 2009); М.С. Каретникова «Иван Вениаминович Каргель (1849-1937)» (Санкт-Петербург, 2004); М.С. Каретникова «И.В. Каргель. Жизнеописание» (Санкт-Петербург, 2009); М.С. Каретникова «Читая Каргеля» (Санкт-Петербург, 2009) и др. Поэтому настоящее исследование и восполняет существующий пробел.

Объект исследования - теология протестантизма, ее традиция в отечественной духовной жизни.

Предмет исследования - анализ герменевтического метода исследования теологии протестантизма в России на материале богословия И.В. Каргеля.

Цель и задачи исследования

Цель - выявление особенностей герменевтического метода исследования протестантской теологии в России в процессе её исторического формирования. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- определить взаимосвязь оснований философской и библейской герменевтики;

- рассмотреть историческое развитие библеистики в России с точки зрения религиоведческого и культурфилософского подходов;

- выявить место герменевтики в контексте религиоведческих методов исследований;

- оценить роль и место И.В. Каргеля, как одного из основоположников протестантской теологии и герменевтики в России;

- проанализировать принципы библейской герменевтики И.В. Каргеля и выявить их методологические аспекты.

Методологическая основа исследования

Диссертационное исследование опирается на широкий круг религиоведческих, философских, культурологических, богословских и исторических работ. В анализе герменевтической проблемы как метода философии культуры и богословия применяются принципы системности, историзма, диалектического понимания взаимосвязи и целостности.

Используется религиоведческий и исторически-богословский сравнительный методы.

Повышенный интерес к герменевтической проблематике - это результат более глубокого понимания культурфилософской природы человеческого познания. Культурфилософская, богословская, религиоведческая и историческая трактовка герменевтики носит междисциплинарный характер, поэтому герменевтика являются предметом изучения целого ряда гуманитарных наук. В силу этого большое значение приобретает вопрос взаимосвязи и взаимодействия смежных областей знания, занимающихся исследованием духовной культуры.

Научная новизна работы

Новизна работы определяется тем, что: во-первых, впервые предпринят философско-религиоведческий анализ герменевтических принципов и подходов как методологии исследования протестантской теологии на материале богословия И.В. Каргеля; во-вторых, определена специфика герменевтики как культурфилософского явления; в-третьих, выявлены особенности, значение и тенденции развития герменевтики в протестантской теологии современной России; в-четвертых, на основе анализа оригинальных текстов протестантского теолога И.В. Каргеля выявлены слабые и сильные стороны российской протестантской герменевтики, ее общие основания с западной философской и библейской герменевтикой, а также ее специфика и тенденции развития в XX веке, обусловленные особенностями движения евангельских христиан в России.

Теоретическая н практическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы диссертации развивают и дополняют обобщения культурфилософского, религиоведческого, исторического и богословского характера, они могут быть использованы в дальнейших исследованиях герменевтической проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и теоретические выводы, содержащиеся в диссертации, можно использовать в процессе преподавания философии культуры, религиоведения, герменевтики, а также специальных курсов «Библейская и философская герменевтика», «Протестантская герменевтика», «Развитие герменевтики в России: история и перспектива».

Материалы исследования содержат в себе большой дидактический (воспитательный) потенциал, так как герменевтика как искусство понимания священного текста способствует формированию феномена толерантности и преодолению межконфессиональных различий в современном мире.

Апробация исследования

Материалы данного диссертационного исследования апробированы при ведении лекций и семинаров по курсам «Герменевтика» в Санкт-Петербургском христианском университете, доведены до научной общественности в ходе двух международных научных конференций:

- доклад «Значимость герменевтики И.В. Каргеля в русском евангельском движении»// 105 лет легализации русского баптизма. Материалы международной научно-практической конференции, 2011 (Москва).

- доклад «Герменевтические принципы в богословских работах И.В. Каргеля»// Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной библеистики, богословия и истории церкви». СПбХУ. 2011 (Санкт-Петербург).

Основные концептуальные положения диссертационной работы получили отражение в семи научных публикациях:

- Основные работы И.В. Каргеля // «Альманах по Истории Русского Баптизма» №4, СПб, 2009, С. 203-230.

- Анализ Библейской герменевтики И.В. Каргеля //Научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал «ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ». №3,2009, С.99-110.

- Новозаветные ценности в гуманистической традиции русской православной Церкви// Сборник статей юбилейной международной научно-практической конференции 17-18 декабря 2009г. «Личность, общество, государство: отношения, права и обязанности». СПб.: 2010.

С. 152-155.

- Исторические аспекты славянской библеистики в России// Актуальные вопросы социогуманитарных знаний. Материалы межвузовской научно-практической конференции 28-29 января, 2010. СПб.: СП6ГАУ.С.111-116.

- Основные этапы становления библейской герменевтики//Научно-теоретический журнал «Религиоведение». №2. 2010. С. 114-119.

- Компаративистский анализ становления протестантской и православной герменевтики в России// «Этносоциум и межнациональная культура». М.: № 6 (38). 2011. С. 123-133.

- Каргель И.В. как один из основоположников социально-религиозного движения протестантов в России// «Мир политики и социологии». СПб.: 2011. С. 44-47.

- Место герменевтики в контексте философско-религиоведческих методов исследований// «Вестник РХГА». СПб.: 2012. Том №13, выпуск 1.

С. 24-30.

14

Заключение диссертации по теме "Философия религии и религиоведение", Макаренко, Иван Иванович

Заключение

Анализ культурфилософских аспектов герменевтики как методологии социально-гуманитарных исследований позволил сделать выводы о том, что использование герменевтики существенно изменило само содержание религиоведения XX века. В. Дильтей определял основную проблему герменевтики в раскрытии того, как индивидуальность может стать предметом объективного познания в данном проявлении чужой уникальной жизни. Г.Г. Гадамер, используя идеи Дильтея и Хайдеггера, придал герменевтике более универсальный смысл, превратив проблему «понимания» в саму суть философии и назвав предметом философского знания с точки зрения герменевтики мир человека, трактуемый как область человеческого общения.

Возникшая в рамках древнегреческой философии и филологии, герменевтика является одной из древнейших научных дисциплин, развитие которой являлось необходимостью в толковании и изъяснения Священного Писания.

Церковная история хранит традицию истолкования библейских текстов авторитетными церковными учителями. Среди основных методов интерпретации Священного Писания выделяют буквально-исторический, символический, типологический, аллегорический и др., изучение которых составляет предмет герменевтики.

Первые подходы к оформлению герменевтики в западноевропейской традиции связаны с деятельностью софистов - первых греческих филологов. Программные герменевтики возникли одновременно с проникновением в греческий мир христианства в связи с адаптацией религиозных текстов в новой среде и с распространением христианской религии.

Известный христианский мыслитель Аврелий Августин одним из первых выделил герменевтическую категорию понимания в качестве переходного элемента от знака к значению и предложил воспринимать отдельные знаки в рамках контекстуального подхода.

В римском праве синтезировалась юридическая герменевтика, связанная с именем Г. Гроция, который ввел в использование различные виды интерпретации: грамматическую, логическую, историческую, техническую, рекомендательную, и представил толкование как средство прояснения текстов, способом устранения непонимания, выявления подлинного непротиворечивого содержания юридических текстов с целью ясного и простого применения на практике.

В период Реформации герменевтика способствовала переводу сакральных текстов с языка одной эпохи на язык другой эпохи. Система методов интерпретации библейских текстов М. Лютером складывалась под влиянием историко-философских взглядов его предшественников, собственного экзегетического материала, и из необходимости разрешения стоящих перед Реформацией социокультурных проблем.

В контексте исследования установлена взаимосвязь философской и библейской герменевтики. Философская герменевтика и библейская герменевтика и экзегетика как методология изучения и анализа текста являются одними из важнейших предметных областей философии культуры и религиоведения.

Ф. Шлейермахер, расширив сферу подлежащих истолкованию текстов, назвал герменевтику «учением об искусстве понимания» любого письменного текста и выделил в изучаемом тексте предметно-содержательный и индивидуально-личностные аспекты. В этом процессе он противопоставляет содержание текста - выражению текста, особенностям стиля изложения, выделению различных акцентов.

Благодаря Ф. Шлейермахеру был осуществлен поворот от герменевтики поиска к герменевтике понимания. Развитие герменевтической науки привело к формированию библейской герменевтики как научной дисциплины для изучения Библии.

М. Хайдеггер, представив «понимание» одной из основных характеристик человеческого бытия, стал основоположником философской герменевтики, уделяющей большое внимание роли языка.

В средние века процесс истолкования Библии был средством познания Бога, в то время как в эпоху Возрождения филология использовала герменевтический инструментарий для понимания смысла памятников античности, различных произведений искусства и перевода их на национальные языки современников. В новое время герменевтику стали использовать как инструмент научного и художественного познания. Превращению герменевтики в философию противостоит традиционный подход, согласно которому герменевтика была и остается теорией и методологией истолкования священных текстов.

Цель библейской герменевтики заключается в том, чтобы объяснить основные аспекты понимания текста, открыть библейскую историю и ее мир, содействовать христианизации сознания людей.

В богословской деятельности библейская герменевтика занимает ведущее место. В данной работе выделено несколько основных периодов исторического развития библейской герменевтики:

1. Апостольский период 30- 100 гг.

2. Период отцов церкви после 100 гг.

3. Период вселенских церковных соборов 325 - 590 гг.

4. Средние века 590 - 1500 гг.

5. Период Реформации 1500 - 1650 гг.

6. Пост - реформационный период 1650 - 1800 гг.

7. Современный период 1800 - 2000 гг.

В качестве основных принципов библейской герменевтики в работе выделены понимание и изучение контекста, анализ структуры текста, ассоциирование и отождествление себя с автором текста, реконструкция культурной исторической среды автора, грамматический и лингвистический анализ текста, использование метода «герменевтического круга», анализ специфики жанров в Библии, реконструкция оригинального текста, интуитивное сопричастие духу текста, сравнительный метод понимания, диахронический анализ текста.

В работе осуществлен компаративистский анализ становления протестантской и православной герменевтики в России.

История русской библеистики связана с деятельностью Библейской комиссии Санкт-Петербургской Духовной Академии, просуществовавшей до 1918 года. Библейские исследования возобновились вновь в 50-х гг. ХХ-го столетия, но серьезного развития не получили по политическим причинам. Существенная роль в развитии и популяризации русской библеистики отведена Н.М. Никольскому, H.H. Глубоковскому и др.

Православным теологом М.Д. Муретовым выделены следующие основные богословские основания в исследовании Нового Завета: новозаветная гносеология, теология, космология и антропология Нового Завета, личная вера, Христос как воплотившийся Логос, новозаветная сотериология, Церковь как объективно-историческое следствие и проявление веры в Спасителя-Богочеловека, новозаветная эсхатология.

Церковно-богословский метод изучения Нового Завета за исходную и конечную точку в исследовании и формировании богословия берет суждение Церкви, ее святого Предания.

Герменевтика как научная дисциплина стала развиваться как ответ на потребности изучения и исправления текстов Священного Писания. Первые герменевтические опыты по толкованию библейских текстов были осуществлены в Московской Славяно-греко-латинской Академии ее ректором архимандритом Феофилактом Лопатинским, иеромонахом Софронием Лихудом, иеромонахом Макарием и др. В работе отмечен вклад в развитие отечественной герменевтики митрополита Московского Платона.

Путь развития библейской герменевтической науки в России был обусловлен специфическими особенностями развития страны, общества и церкви, подвержен влиянию традиции противостояния стяжателей и нестяжателей, представляющих два типа святости на Руси - «силы» и «кротости».

В работе приведены основные принципы герменевтической школы русской православной церкви: ориентация на патристическое наследие, принцип церковного понимания, предание церкви, христологическая основа в толковании, роль святого духа в истолковании, индивидуальное и церковное толкование, анализ которых позволил выявить специфику протестантской герменевтики.

Герменевтическая модель русских протестантов формировалась в полной свободе от церковных или конфессиональных ограничений для истолкования Священного Писания в контексте «устной традиции»: я читаю текст —> я интерпретирую его —» я представляю результаты —» общине/сообществу, я/мы практикуем результаты истолкования.

До падения коммунистического режима русские протестанты в силу исторических обстоятельств не имели возможности изучать Библию в контексте сложившейся западной герменевтики, чем объясняется малое количество работ по богословию, экзегетике и герменевтике. Серьезные научные материалы появились лишь в последнее десятилетие. Одним из примеров развития протестантского богословия на современном этапе может послужить проект «Библейский комментарий: современная славянская перспектива», планируемый к выходу из печати осенью 2015 года, главная задача которого - способствовать в приобретении более целостного взгляда на библейский текст и помочь в поиске применения библейской истины в современном славянском контексте.

Герменевтика как научная дисциплина играет важную роль в формировании методов интерпретации и оценки религиозных учений, являясь в широком смысле философией понимания.

И.В. Каргель является одним из основоположников протестантской теологии и герменевтики в России. Его судьба, творчество, искания и подвижничество отражает реальную историю русского протестантизма конца

XIX - начала XX вв. Основными темами его книг, проповедей и лекций было учение о грехе, освящении, Святом Духе, втором пришествии Христа. И.В. Каргель написал ряд значительных трудов и толкований на русском языке, таких как «Свет из тени будущих благ», «Толкователь Откровения святого Иоанна Богослова», «Закон духа жизни» и др.

В работе проведено исследование герменевтических принципов Каргеля с целью осмысления и уточнения различных богословских положений и определения основы их религиоведческого понимания.

Для Каргеля существовало несколько важных причин определявших его интерес к изучению Писания: познание Божьей воли, получение личного откровения от Духа Святого, миссиологический и пасторский аспекты в изучении Библии, а также необходимость изучения Писания для преподавания и обучения Божьему Слову.

Основным подходом в интерпретации текста у Каргеля выступал поиск духовного значения текста, а также христологический аспект, поиск в тексте Христа.

Вместе с тем, Каргеля нельзя назвать и в полном смысле экзегетом, поскольку в его трудах отсутствует полномасштабная экзегетическая работа с текстом, они недостаточно систематичны. Тем не менее, безусловной положительной оценки его творчество заслуживает уже потому, что он немедля откликается на возникающие в церквях проблемы: богословские работы Каргеля ориентированы в первую очередь на жизненные нужды общин. Протестант-богослов не занимался чистой наукой, абстрактными, и философскими вопросами далекими от жизни. Его интерес к изучению и комментированию библейских текстов лежал в практическом русле. Это был запрос того времени, той эпохи, в которой жил Каргель.

При написании работ Каргель использовал отрывки Священного Писания без их историко-культурного контекста, что иногда приводило к не вполне корректным выводам. Для литературного творчества Каргеля характерно также отсутствие ссылок на других авторов, детально разработанной экзегетической методологии работы с библейским текстом, четкой системы герменевтических правил для истолкования текста. Каргель специально не разрабатывает и не занимается различными научными, теоретическими дисциплинами, связанными с изучением Библии: это не входит в круг его задач. Он изучает Писание так, как может и как умеет, для него Писание имеет значение, прежде всего, с практической стороны.

В исследовании проанализирован авторский такой метод толкования у Каргеля как использование методики здравого смысла. Каргель утверждал, что одним из важных элементов правильного истолкования текста является здравомыслие.

В своих работах Каргель называл основным подходом в изучении Писания поиск духовного смысла текста и понимания его с учетом этой цели. Этот метод он использовал как основной в истолковании ветхозаветных символов и образов.

При герменевтическом анализе библейского текста Каргель настаивал на приоритете христологического аспекта, с одной стороны, как обязательном условии познания Бога, с другой стороны, как возможности обнаружить Его в тексте.

Важная роль в работах Каргеля уделена контексту, описанию того, как можно впасть в заблуждение, если рассматривать отрывок или изучаемое слово вне контекста всей книги.

Обозначая в своих трудах существующую проблему переводов Библии, Каргель вместе с тем не затрагивает вопросов, связанных с переводами библейских текстов на другие языки, не обсуждает возможные решения этой проблемы.

Ключевой позицией Каргеля было то, что доверять можно лишь подтвержденному Писанием толкованию. Важным аспектом его понимания ответственности в толковании библейского текста является утверждение о недопустимости внесения в библейский текст собственного учения. Однако, осознавая данную проблему и показывая ее в своих работах на конкретных примерах, богослов не представляет экзегетическую методологию, которая помогла бы избежать эйзегезиса в изучении библейских текстов.

Таким образом, богословское наследие И.В. Каргеля отмечено наличием отдельных аспектов библейской герменевтики: его герменевтика не имеет какой-либо разработанной теории и четкой методологии. В процессе анализа его работ были выделены четыре герменевтических принципа, являющиеся основными в его работах: богодухновенность, авторитетность и самодостаточность всего Писания; участие Святого Духа в истолковании текстов Библии; необходимость познания Христа как божественной Личности; использование типологического метода наряду с аллегорическим. Основные герменевтические принципы дополняются такими характеристиками исследователя как здравомыслие, личная дисциплина и прилежание в чтении и изучении Священного Писания, духовный подход к изучению и осмыслению библейского текста.

С нашей точки зрения особенности богословского и герменевтического поиска Каргеля остались в прошлом, так как не имеют прямого продолжения в герменевтических работах современных теологов. Мы уже отмечали, что подвижничество Каргеля, его богословские работы сыграли очень важную роль именно в XX веке для становления протестантского движения в России.

Работы Каргеля были востребованы как в России, так и за ее пределами, но они не стали основой для герменевтической школы в современном российском протестантизме. По крайней мере, автор не обнаружил их в изданных источниках. Однако, мы отметим, что работы Каргеля, его основные герменевтические наработки вписываются в современную герменевтическую модель отношения к библейскому тексту как сакральному, религиозному, нравственному тексту, а не просто историческому памятнику. В этих аспектах он имеет продолжение и связь с немногочисленными современными российскими теологами. Это область может быть перспективой для дальнейшего исследования богословского наследия И.В. Каргеля.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Макаренко, Иван Иванович, 2011 год

1. Аристотель. Об истолковании. Соч.: В 4 т. М.: «Мысль», - 1978. - Т. 2. - С.91.116.

2. Аристотель. Первая и Вторая аналитика. Соч.: В 4 т. М.: «Мысль», - 1978.-Т. 2.-С. 117-346.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековьяи Ренессанса. М.: - 1965.

4. Бачинин В.А. Религиозная философия. Малая христианская энциклопедия.- СПб.: Изд. С-Петрб. ун-та, 2003.

5. Бачинин В.А. Византизм и евангелизм. Генеалогия русского протестантизма.- СПб.: Изд. С-Петрб. ун-та, 2003. 366 с.

6. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М.: - 1974.

7. БИБЛИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: аспекты толкования. М.: - 2002.

8. Библия в духовной жизни, истории и культуре России и православногославянского мира. М.: - 1999.

9. Библия в церкви. Толкование Нового Завета на Востоке и Западе. М.: - 2010.

10. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. М.: - 1995.

11. Бломберг К. Интерпретация притчей. М.: - 2005.

12. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Калинин.: - 1982.

13. Богин Г.И. Типология понимания текста. Калинин.: - 1986.

14. Богин Г.И. Схемы действий читателя при понимании текста. Калинин.:- 1989.

15. Богин Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста. Тверь.: - 1993.

16. Богин Г.И. Обретение способности понимать: введение в филологическуюгерменевтику. М.: - 2001.

17. Боголюбов Д.И. Миссионерские беседы с штундо-баптистами. СПб.:- 1911.

18. Брюс Ф. Документы Нового Завета: Достоверны ли они? Чикаго.: - 1990.

19. Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. М.: - 2004. Т. I - II.

20. Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков, с изложением ихпроисхождения, распространения и вероучения и с опровержением последнего. Петроград.: - 1915.

21. ВалгинаН.С. Теория текста. М.: «Логос». - 2004. - 280 с.

22. Ванхузер К.Д. Искусство понимания текста. Литературоведческая этика итолкование Писания. Черкассы.: Коллоквиум. - 2007. - 736 с.

23. Вардин А. Насколько самобытным было баптистское движение в

24. Российской империи? // Богословские размышления. 2009. - № 10. -С. 158-166.

25. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М.: Истина и1. Жизнь, 1998. 254 с.

26. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Российскаяполитическая энциклопедия. М.: - 2006. - С. 62.

27. Верклер Г.А. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии.- 1995.

28. Гадамер X. Г. Истина и метод. М.: Прогресс, - 1988. - 704 с.

29. Гараджа В.И. Религиоведение. М.: Аспект Пресс, - 1995. - 351 с.

30. Гареева Э.А. Ранний немецкий романтизм как синтез конечного ибесконечного. Электронный ресурс. СПб, 2011. - Режим доступа: http://work.vegu.rLi/vegu/vestnik/DocLib/63-67rapeeBa.pdf

31. Герменевтика. Электронный ресурс. СПб, 2011. - Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19027

32. Глубоковский H.H. Русская Богословская Наука в ее историческом Развитиии новейшем состоянии. Варшава.: - 1928.

33. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. М.:- 1994.

34. Гроций Г. О праве войны и мира. СПб.: 1994. - С. 143.

35. Гряклов A.A. Романенко И.Б., Стрельченко В.И. Философия человека иантропология образования. М.: АПК и ППРО, - 2007. - С. 118.

36. Григоренко А.Ю. Религиоведение. СПб.: - Изд. «Питер». - 2008 - С. 507.

37. Десницкий А. Поэтика библейского параллелизма. М.: - 2007.

38. Дональд Миллер. Иоганн Каргель// Альманах по истории русскогобаптизма. СПб.: - 2009. № 4. - С. 82 - 87.

39. Заватски В. Евангелическое движение в СССР. М.: - 1995.

40. Ивлиев И. Вклад Санкт-Петербургской Духовной Академии в русскую

41. Библеистику// Богословские Труды: Юбилейный сборник ЛДА. 1986, -С. 192-198.

42. Ианнуарий И. Библеистика в РПЦ в XX в.// Доклад на Богословскойконференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». М.: - 2000.

43. Иларион. Слово о законе и благодати. М.: - 1994.

44. Иникова С.А. Цена «Царства Божьего» на молочных водах (1802-1841)// Религиоведение. 2003. №3. - С. 25-40.

45. Иоанн, митрополит. Самодержавие духа. СПб.: - 1995. - С. 35.

46. История евангельских христиан баптистов в СССР. - М.: - 1989.

47. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: «Петрополис», - 1996. - С. 416. 41. Казакова H.A. Известия летописей и хронографов о начале автокефалиирусской церкви. Из истории русской культуры. М.: - 2002. - Т. II. -С. 415-424.

48. Казакова H.A. Очерки по истории русской общественной мысли. Л., 1970.

49. Как возникла Библия. Bielefeld, 1992.

50. Камчатнов А.М. История и Герменевтика славянской Библии. М., 1998.

51. Каргель И.В. Кто жаждет // Христианин. 1906.

52. Каргель И.В. Как достичь желанной пристани. // Христианин. 1907 № 3.

53. Каргель И. В каком ты отношении к Духу Святому? Чикаго.: - 1945.

54. Каргель И. Грех // Путь Веры. N. Y. - 1948.

55. Каргель И. Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова. СПб.:1991.

56. Каргель И. Свет из тени будущих благ. СПб.: - 1994.

57. Каргель И. Закон духа жизни. СПб.: - 2003. - 208с.

58. Каргель И. Излияние Духа Святого и пятидесятническое движение

59. Альманах по истории Русского баптизма. СПб.: - 2004. - №3.

60. Каргель И. Собрание сочинений. СПб.: - 2004. - 702с.

61. Каргель И. Из писем И.В. Каргеля. Собр. соч. СПб.: - 2004. - 702с.

62. Каргель И. В каком ты отношении к Духу Святому? Собр. соч. СПб.:2004. 702с.

63. Каргель И. Грех как зло всех зол в этом мире. Собр. соч. СПб.: - 2004.- 702с.

64. Каргель И. Христос освящение ваше. Собр. соч. СПб.: - 2004. - 702с.

65. Каргель И. Где, по Писанию, находятся мертвые. Собр. соч. СПб.: - 2004.- 702с.

66. Каргель И. Ветхозаветные прообразы. Собр. соч. СПб.: - 2004. - 702с.

67. Каргель И. «Се, гряду скоро.». Собр. соч. СПб.: - 2004. - 702с.

68. Каргель И.В. Лекции. Беседы. Письма. СПб.: «Библия для всех» - 2006.-416 с.

69. Каргель И.В. Электронный ресурс. СПб, 2011. - Режим доступа:

70. Ьир://51оуап.уапс1ех.ги/~книги/Реформация и протестантизм/

71. Карсон Д. Что такое Библия? Новый Библейский Комментарий. СПб.:-2000. 4.1. -С. 10-33.

72. Карев А. Русское Евангельско-Баптистское движение// Альманах поистории Русского Баптизма. № 1. - СПб.: - 1997.

73. Каретникова М. С. Иван Вениаминович Каргель (1849-1937). Собр. соч.1. СПб.: 2004. - С. 684-688.

74. Каретникова М.С. РУССКОЕ БОГОСИСКАТЕЛЬСТВО// Альманах поистории русского баптизма. СПб.: - 1997. - № 1. - С. 3-84.

75. Каретникова М.С. История петербургской церкви Евангельских христианбаптистов// Альманах по истории русского баптизма. СПб.: - 2001.- № 2. С. 5-168.

76. Каретникова М.С. Введение// Альманах по истории русского баптизма.

77. СПб.: 2004. - № 3. - С. 5-8.

78. Каретникова М.С. И.В. Каргель. Жизнеописание// Альманах по историирусского баптизма. СПб.: - 2009. - № 4. - С. 5-60.

79. Каретникова М.С. Читая Каргеля// Альманах по истории русскогобаптизма. СПб.: - 2009. - № 4. - С. 190-202.

80. Карельский A.B. Драма немецкого романтизма. М.: - 1992.

81. Кашин В.В. Онтологические и гносеологические проблемы генезисапонимания. Уфа.: - 2000.

82. Классики мирового религиоведения. М.: - 1996.

83. Кожурин А .Я. Кучина Л.И. Философская герменевтика и гуманитарныенауки: учебное пособие. СПб.: СПбГУЭФ, - 2008. - С. 5.

84. Корольков А. Русская духовная философия. СПб.: - 1998. - С. 125-180.

85. Корсунский И. Новозаветное Толкование Ветхого Завета. М.: - 1885.

86. Корсунский И.Н. Электронный ресурс. СПб, 2011. - Режим доступа:http://www.rulex.ru/01 110852.htm

87. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб.: - 2005.

88. Кочеров С.Н. Семикопов Д.В. «Иосифляне» и «Нестяжатели»: два ликасвятой Руси// Религиоведение. 2007. - №2. - С. 21-30.

89. Красников А.Н. Религиоведение// Религиоведение. Энциклопедическийсловарь. М.: - 2006. - С. 857-858.

90. Краткий словарь по логике. М.: - 1991. - 208с.

91. Крапивин М. Лейкин А. Далгатов А. Судьбы христианского сектантства всоветской России (1917-конец 1930-х годов). СПб.: - 2003.

92. Краткий обзор истории протестантизма в России. Электронный ресурс.- СПб, 2011. Режим доступа: http://www.protestant.ru

93. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики дофилософского направления// Логос. №10 (20). М.: - С. 45.

94. Кузнецов В.М. Русские евангельские вероисповедания о кальвинизме //

95. Альманах по истории русского баптизма. СПб.: - 2009. - № 4. - С. 88-95.

96. Кузнецова М.Р. Герменевтические принципы И.В. Каргеля // Альманах поистории русского баптизма. 2009. - № 4. - С. 116 -189.

97. Культурология. Энциклопедия XX век. СПб.: - 1998. - Т.1. - С. 146-147.

98. Культура российского самоуправления// Учебник. Под редакцией Арефьева

99. М.А., Осипова И.Д. СПб.: - 2003. - С. 18-34.

100. Культура и образование: Религия. Электронный ресурс. СПб.: 2011.- Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/ kulturaiobrazovanie/religiya/PLIMUTSKIEBRATYA.html.

101. Левяш И.Я. Культурология. Минск.: - 1998. - 544с.

102. Лезов С. Попытка понимания. Избранные работы. М. - СПб.: - 1999. - 575с.

103. Леонтьев К. Храм и церковь. М.: - 2003. - С. 512-530.

104. Ливен С. Евангельское пробуждение в России. Германия. - 1967.

105. Ливен С. Краткий очерк жизни и деятельности брата И.В. Каргеля// Путьверы.-N. Y. 1947.

106. Лопаткин, P.A. Российский протестантизм это знак встречи двухцивилизаций: Российской православной и Европейской протестантской. Электронный ресурс. СПб, 2011. - Режим доступа: http://www.word4you.ru/publications/9120/

107. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. М.:- 1991.

108. Лузин М. Столетие из истории толкования Библии у нас в России:

109. Годичный акт в МДА. М.: - 1877. - С. 1-33.

110. Любащенко В. Отечественная школа богословия: методология, проблемы,перспективы// Богословие и богословское образование в современном обществе: актуальные вопросы теории и практики. Одесса. - 2002. - С. 37-43.

111. Любащенко В. Проблема национального богословия: за и против//

112. Богословие и богословское образование в современном обществе: актуальные вопросы теории и практики. Одесса.: - 2002. - С. 180-191.

113. Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520-1526 гг.-Харьков.: 1992.

114. Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций: 95 тезисов.-СПб.: 1996.

115. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: - 1994.

116. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: - 1997.

117. Лютер М. О рабстве воли. Эразм Роттердамский. Философскиепроизведения. М.: - 1986.

118. Лютер М. 95 тезисов. СПб.: - 2002.

119. Лютер М. Реформатор, проповедник и педагог. М.: - 1996.

120. МагРат А. Богословская мысль Реформации. Одесса.: «Богомыслие»,- 1994. С. 29.

121. Майборода Д.В. Герменевтика// Новейший философский словарь: 3-е изд.,исправл. Минск.: Книжный дом, 2003. - С. 239.

122. Макаренко И.И. Анализ Библейской герменевтики И.В. Каргеля //Научныйинформационно-аналитический, культурно-просветительный журнал «ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ в России и за рубежом».- М.: Изд. РАГС, № 3. - 2009. - С. 99-110.

123. Макаренко И.И. Основные работы И.В. Каргеля// Альманах по Истории

124. Русского Баптизма. СПб.: - 2009. - №4. - С. 203-230.

125. Макаренко И.И. И.В. Каргель выдающийся деятель Евангельскогодвижения в России// Христианин. 2008. - №02 (179). - С. 30-32.

126. Мак-Ким Д. Вестминстерский словарь теологических терминов. М.:- 2004.

127. Маннуччи В. Библия Слово Божие. - М.: - 1996.

128. Мельгунов С. Церковь и государство в России: сборник статей. М.:- 1907.

129. Мень А. К Истории Русской Православной Библеистики// Богословские

130. Труды. № 28, - 1987. - С. 272-289.

131. Мечковская И.Я. Язык и Религия. М.: «Фаир», - 1998. - 352 с.

132. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М.:

133. Прогресс-Культура» 1994. - Т. 2, ч. 1. - 416с.

134. Миненков Г.Я. Проблема религиозно-культурной идентичности в русскоймысли XIX-XX веков: современное прочтение. Минск.: - 2003.

135. Митрохин JI.H. Баптизм: история и современность. СПб.: - 1997.

136. Михейкина М.Э. Российская библеистика: от зарождения до возрождения.

137. Историографический очерк. М.: - 2004.

138. Мицкевич А.И. История Евангельских Христиан-Баптистов. М.: - 2007.

139. Муретов М.Д. Новый Завет как предмет православно-богословскогоизучения// Сборник статей МБА в память ее столетия (1814-1914). Сергиев Посад, 1915. - Ч. II. - С. 691-666.

140. Никольский М.Н. Толкование священного Писания в РПЦ. СПб.: - 1967.

141. Никольский М.Н. Наша библейская наука// Православное Обозрение. №1,- 1875.-С. 184-196.

142. Никольская Т. Русский протестантизм и государственная власть в 19051991 годах. СПб.: -2009.

143. Николе Г. Иван Каргель и пиетическая община в поздней имперской

144. России// Альманах по истории русского баптизма. СПб.: - №4, - 2009. -С. 96-115.

145. Негров А. Боговдухновенность Св. Писания: попытка герменевтическогоосмысления. СПб.: - 2001.

146. Негров А. О принципах толкования священного писания в русской православной церкви// Хронограф. 2000. - № 3 (7). - С. 105-125.

147. Негров А. Культурная антропология и герменевтика Нового Завета. Христианство и мировая культура. Материалы конференции «Санкт-Петербургские чтения» в СПбХУ. СПб.: - 2004.

148. Павлов И. Геннадиевская Библия 1499г. как синтез библейских традиций// Библия в духовной жизни и культуре России и православного славянского мира. Приложение к журналу «Страницы». М.: - 2001. -С. 11-24.

149. Пивоваров Д.В. Язык религии// Религиоведение. 2007. - №2. - С. 88-98. Пеннер П.Ф. Научите все народы. Миссия богословского образования. -СПб.: - 1999.

150. Пеннер П.Ф. Изучение Библии в свете современных методов. 2003. Подберезский И.В. Протестанты и другие. - СПб.: Мирт. - 2000. - 392 с. Подберезский И.В. Быть протестантом в России. - М.: Благовестник.- 1996.- 382 с.

151. Полузабытые слова и значения. Словарь русской культуры ХУШ-Х1Х вв. -М.:- 1994.

152. Попов В., Проханов И.С. Страницы жизни. СПб.: - 1996. Поспеловский Д. Православная церковь в истории Руси, России и СССР.-М.:- 1996. Пратт Р. Он дал нам прообразы. СПб.: - 2000.

153. Православная инквизиция на Руси. Электронный ресурс. СПб, 2011.- Режим доступа: http://www.dazzle.ru/spec/efepinr.shtml

154. Прилуцкий A.M. Язык как инструмент теологического исследования: квопросу о Специфике восточной богословской традиции// Богословские размышления. 2007. - № 8. - С. 56-63.

155. Прилуцкий A.M. Погасий А.К. Понятие «секта»: основные значения и

156. Правомерность употребления// Религиоведение. 2006. - №1. - С. 164-170.

157. Прилуцкий A.M. Дискурс теологии. СПб.: «Светоч», - 2006. - 306с.

158. Примечания к чтению и толкованию Священного Писания. По укаазаниго

159. Игнатия Архиепископа Воронежского и Задонскаго. СПб.: - 1848.

160. Проханов И.С. Евангельский клич. СПб.: - 1922.

161. Проханов И.С. Вероучение евангельски христиан. Черкассы.: - 2002.

162. Проханов И.С. Краткое учение о проповеди. Германия. 1989.

163. Проханов И. В котле России. Автобиография. 1992.

164. Прохоров К. Опыт отечественного евангельского богословия. «Титул»,- 2009. 338 с.

165. Прохоров К. Апофатизм и катафатизм в протестантизме// Богословскиеразмышления. 2006. - № 6. - С. 46-57.

166. Прохоров А. Человек. Кременчуг.: - 1987.

167. Пророческое, пасторское и миссионерское служение И.В. Каргеля (18491937)// Альманах по истории русского баптизма. 2009. - № 4.

168. Плетт И.П. История евангельских христиан-баптистов с 1905 по 1944 год.-М.: -2001.

169. Пузынин А. Традиция евангельских христиан. Изучениесамоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. М.: ББИ, - 2010. - 523 с.

170. Пылаев М.А. Феноменология религий как герменевтика «священного»//

171. Религиоведение. 2005. - №2. - С. 69-78.

172. Реати Ф. Бог в XX веке: человек путь к пониманию Бога. - СПб.: - 2002.

173. Решетников 10. Санников С. Обзор истории Евангельско-баптистскогобратства на Украине. Одесса.: - 2000.

174. Решетников 10. К вопросу о феномене евразийского протестантизма//

175. Феномен Евразийского протестантизма: материалы конференции богословского общества Евразии. Одесса.: - 2003. - С. 97-98.

176. Редсток Г. Проповеди лорда Редстока. СПб.: - 2004.

177. Регельсон Л. Трагедия русской церкви. M.: - 1996.

178. Ревуненкова Н.В. Протестантизм. СПб.: «Питер». - 2004. - С. 224.

179. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: - 1996.

180. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: - 1995.

181. Рикер П. Конфликт интерпретации. Очерки о герменевтике. М.: Медиум.- 1995.-412 с.

182. Савинский С. История евангельских христиан баптистов Украины,

183. России, Белоруссии (1867 1917). - СПб.: - 1999.

184. Савинский С. История евангельских христиан баптистов Украины,

185. России, Белоруссии (1917 1967). - СПб.: - 2001.

186. Савинский С.Н. Савченко П.Д. Дик И.П. История евангельских христианбаптистов в СССР. М.: - 1989.

187. Савваитов П. Библейская Герменевтика. СПб.: - 1859.

188. Сазонова Н.И. Об исправлении богослужебных книг при патриархе Никоне

189. Отечественная история. 2008. - № 4. - С. 78-83. Электронный ресурс. - СПб, 2011. - Режим доступа: http://community.livejournal.eom/religarticles/l 188.html

190. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение:социология и психология религии. Ростов-на-Дону.: - 1996.

191. Синичкин А. Богоискательство в русском народе. Электронный ресурс.- СПб, 2011. Режим доступа: http://www.word4you.ru/publications/8205/

192. Скворцов Д.И. Современное русское сектанство (очерки, статьи, иисследование). М.: - 1905. - С. 1-140.

193. Скопина И.Н. Из биографии И.В. Каргеля и его дочерей. Собр. соч. СПб.:- 2004.

194. Смирнов М.Ю. Религиоведение в России: проблема самоидентификации //

195. Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2009. 1. - С. 25 - 35.

196. Соваков Б.Н. Герменевтика текстов СМИ. Электронный ресурс. СПб,2011. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1445735.html

197. Сольский С. Краткий очерк истории священной библиологии и экзегетики1..

198. Сольский С. Употребление Библии и изучение её в России// Православное

199. Обозрение.-№10,- 1868,-С. 145-180; -№11, С. 251-270.

200. Соусси М. Евангельская протестантская традиция и учение Православной

201. Церкви// Богословие и богословское образование в современном обществе: актуальные вопросы теории и практики. Одесса.: - 2002. -С. 110-118.

202. Строганов В. Вклад Московской Духовной Академии в герменевтику

203. Нового Завета// ЖМП, №8, - 1985, - С. 75-79;

204. Стилианопулос Т. НОВЫЙ ЗАВЕТ: православная перспектива. Писание,предание, герменевтика. М.: - 2008.

205. Теологический Энциклопедический Словарь. Кезуикский съезд. М.:- 2003. С. 567.

206. Тизелтон Э. Новая герменевтика. Толкование Нового Завета. СПб.:- 2004. С. 377-409.

207. Толкование Нового Завета. Сборник эссе о принципах и методах. Подредакцией Маршала Г. СПб.: - 2004.

208. Успехи нашей библейской науки// Православное Обозрение. №3, - 1877.- С. 575-582.

209. Угринович Д.И. Психология религии. М.: Политиздат. - 1986. - 352 с.

210. Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальныйпериод 1700-1917. М.: - 2003.

211. Фи Г. Стюарт Д. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. СПб.:- 1993.

212. Флоровский Г. Пути русского богословия. Минск.: - 2006.

213. Фрейд 3. Толкование сновидений. М.: - 1913.

214. Хегглунд Б. История теологии. СПб.: - 2001. - С. 300-363.

215. Хенриксен У., Джексон Г. Изучение Толкование и Применение Библии.- СПб.: 1995.

216. Христианский экзегезис и герменевтика. Электронный ресурс. СПб,2011.- Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/shulga kognitivnajaAM.aspx

217. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.,1857. Электронный ресурс. СПб, 2011. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/l 1276

218. Черенков М. Лицом к лицу. Евангельская вера в современной культуре.- Одесса.: 2008.

219. Черенков М. Опыт теологии освобождения и проблема становлениянационального богословия// Феномен Евразийского протестантизма: материалы конференции богословского общества Евразии. Одесса.:- 2003.

220. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: «Европейский дом», - 2004. - 242с.

221. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы// Контекст. М., 1989.

222. Электронный ресурс. СПб, 2011. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/shpethermeneuticsanditsproblems.pdf

223. Штегмайер В., Франк X., Марков Б.В. Философская герменевтика X.

224. Г. Гадамера. СПб.: - 1999.

225. Шульга E.H. Проблематика предпонимания в герменевтике,феноменологии и социологии. М.: Изд. ИФ РАН. - 2004 - 306 с.

226. Шульга E.H. Когнитивная герменевтика. М.: ИФ РАН. - 2002. - 237 с.

227. Шульга E.H. Понимание и интерпретация. РАН. Ин-т философии. М.:1. Наука.-2008.-318 с.

228. Эллис Д. Джонс У. Российское евангелическое пробуждение. СПб.:- 1999.

229. Negrov A. Biblical Interpretation in the Russian Orthodox Church: A Historicaland Hermeneutical Perspective. Tübungen.: 2008.

230. Osborne G.R.The Hermeneutical Spiral. Illinois: Inter Varsity Press, - 1991.- 728 s.

231. Terry M.S. Biblical Hermeneutics. Grand Rapids, - 1974.

232. Thiselton A.C. New Horisons in Hermeneutic. Grand Rapids, - 1992.

233. Vanhoozer K.G. Is There a Meaning in this Text? Grand Rapids, - 1998.- 736 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 467931