Глобализация в религиозной сфере общественного бытия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Мещеряков, Денис Анатольевич

  • Мещеряков, Денис Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 143
Мещеряков, Денис Анатольевич. Глобализация в религиозной сфере общественного бытия: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2007. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мещеряков, Денис Анатольевич

Введение.

Глава I. Глобализация в философском измерении.

§ 1. Основные сферы глобальных трансформаций.

§2. Культурная глобализация: феномен и тенденции.

Глава II. Религия и глобализация в мировом сообществе.

§1. Религиозная жизнь современного мира: реакция на глобализацию.

§2. Глобальное миссионерство мировых религий: традиционные и альтернативные технологии.

§3. Новые религиозные движения как форма глобальной религиозности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Глобализация в религиозной сфере общественного бытия»

Актуальность темы исследования. Сегодня понятие «глобализация» используется для обозначения исключительно широкого спектра социальных процессов и явлений: изменения мирового порядка в результате крушения биполярной системы, прошедшей по миру «волны» неолиберальных реформ, экспансии западной культуры во все регионы мира, появления и развития ТНК, ослабления суверенитета национальных государств, роста международной торговли и усиления международного разделения труда, роста миграционных потоков и формирования мультикультурных сообществ. В научной и публицистической литературе можно обнаружить и другие проблемы, обсуждение которых увязывается с темой глобализации. При этом трактовки глобализации, принятые в рамках различных научных дисциплин, не только не являются взаимодополняющими, но представляются взаимно несовместимыми, противоречащими друг другу. Это связано с различием в исходных методологических предпосылках, вызванных порой идеологическими причинами. Размах и непримиримость споров о глобализации свидетельствуют о том, что реальные процессы, скрывающиеся за абстрактным термином, носят значимый характер и требуют внимательного изучения.

С философской точки зрения важно оценить, является ли «эпоха глобализации» принципиально новым этапом в истории человечества, или же в событиях и процессах последнего времени имеет место преемственность, а не разрыв с прошлым. Еще одна причина, требующая философского анализа феномена глобализации - это аксиологическая насыщенность данной темы. Иногда глобализация трактуется как объективный и однолинейный процесс, не требующий этической оценки в силу своей фатальности. Но чаще глобализацию рассматривают как процесс во многом «рукотворный», как определенного рода политику. В связи с этим глобализацию следует оценивать и с позиции долженствования, что является задачей философии. Здесь нужно учитывать и то, что теоретическое объяснение, становясь достоянием общественного сознания, воздействует на ход истории и, таким образом, на процессы глобализации.

Влияние глобализации на религию - одна из наименее изученных тем и аспектов глобализации. Испытывая на себе растущее воздействие глобализационных процессов, разные религии предлагают свои варианты мирного или не очень мирного сосуществования с ней. Глобализация предполагает создание системы общечеловеческих ценностей, в основе которой стоит индивид. Это не соответствует установкам отдельно взятых религий, для которых приоритетны интересы общин верующих. Глобализация же, вырывая человека из контекста «своей» общины, консолидирует людей на высшем, планетарном уровне. При такой модели человек неизбежно утрачивает интерес к собственной, более узкой, религиозной идентичности.

Глобализация не противостоит вере, проблемы возникают при наложении глобализации на религиозную матрицу. Глобализация по определению не может приспосабливаться к специфике каждой цивилизации, но попытка не учитывать культурные и религиозные различия приводит к ответной реакции, проявляющейся в росте фундаменталистских настроений и их крайнем проявлении - терроризме. Данное противоречие приводит к диффузии политики и религии, которая становится мощным инструментом, имеющим огромную разрушительную силу. Сегодня необходимо осмыслить место религии в глобализационных процессах. В связи с этим представляется актуальным провести комплексное исследование взаимовлияния глобализации и религиозной жизни общества.

Степень разработанности проблемы.

Специфика глобализации как процесса, характеризующего современное общественное развитие, рассматривалась в работах Э.А. Азроянца, 3. Баумана, У. Бека, A.B. Бузгалина, Э. Гидденса, Д. Голдблатта, B.JI. Иноземцева, В.И. Толстых, А.И. Уткина, Ф. Фукуямы, Д. Хелда, A.A. Чернова, А.Н. Чумакова. Оценка феномена глобализации в экономической сфере дается в исследованиях Н. Абдулгамидова, М. Алле, Дж. Бхагвати, С. Губанова, М.Г. Делягина, Г.А. Зюганова, В.П. Оболенского, В.А. Поспелова, Дж. Сороса, Дж. Стиглица, Ю.Э. Шремпа. Исследование путей культурного развития отдельных общностей и мира в целом, взаимодействие цивилизаций в глобализационном процессе нашло отражение в работах К.З. Акопяна, E.H. Аникеева, С. Бенхабиб, П. Бергера, Г.Г. Дилигенского, A.A. Зиновьева, Ф.Х. Кессиди, В.А. Кутырева, У. Макбрайда, A.B. Назарчука, Е.А. Нарочницкой, В.И. Самохваловой, C.JI. Удовика, С. Хантингтона, Ю.В. Шишкова, Ю.В. Яковца. Но, бесспорно, изучение данного вопроса как философской проблемы находится на начальной стадии своего развития.

Вопросы соотношения глобализации и религии рассматриваются в работах С. Анненского, Р. Малека, K.M. Терлицкого, H.A. Трофимчука, С. Филатова. Ряд исследований посвящен вопросам влияния глобализационных процессов на развитие отдельных традиционных конфессий: православия (В. Еленский, А. Красиков), протестантизма (С.И. Иваненко, Р. Лункин), ислама (С. Ван Вихелен, А. Игнатенко, А. Малашенко), буддизма (А. Агаджанян), католицизма (А.Юдин). Пристального внимания заслуживает фундаментальная диссертация Н.М. Вагабова «Ислам и глобализация современного мира». Однако отсутствует целостная характеристика трансформаций традиционных религий под влиянием глобализации.

Проблема нетрадиционной религиозности исследуется в работах отечественных и зарубежных ученых: В.Г. Балагушкина, В.П. Баранникова, А. Баркер, Л.И. Григорьевой, И.Р. Григулевича, П.С. Гуревича, А.Л. Дворкина, М. Жеребятьева, Д. Макдауэлла, Л.П. Митрохина, К. Привалова, Т. Роззака, Д. Стюарта, В. Феррони, Д.Е. Фурмана. Значительное число современных научных исследований посвящено изучению отдельных новых религиозных движений: Кузнецова Т.Н. «Церковь Объединения: вероучение, образ жизни, религиозная практика». М., 1997; Бакланова Г.Ю. «Православная церковь Божией Матери «Державная» как социально-религиозный феномен». М., 1999; Петрова В.В. «Вера Бахай: основы вероучения, культовая практика (социально-философский анализ)». М., 2002.; Кукушкина Г.А. «Церковь Сайентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (социально-философский анализ)». М., 2003 и др. В последние годы появились интересные научные работы, затрагивающие те или иные аспекты новых религиозных движений (далее -НРД). В диссертации В.И. Ибрагимова «Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества» исследуется феномен НРД как социальной проблемы духовной безопасности общества, большое внимание уделяется социальной обусловленности их появления. Диссертация Т.А. Бажан посвящается истории и современным тенденциям оппозиционной религиозности. Автором исследованы механизмы, формирующие оппозиционность религиозных объединений. В то же время необходимо отметить, что НРД фактически не исследуются в контексте глобализации.

Проблема исследования определяется неразработанностью вопросов о месте и роли религии в процессах глобализации. Эта проблема может быть конкретизирована в следующих вопросах: в чем заключается специфика процессов глобализации в культурной и религиозной сфере? Какова реакция традиционных религий на глобальные трансформации современного мира? Можно ли рассматривать феномен НРД как один из результатов глобализации?

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы - выявить отношение религий к процессу глобализации, установить характер угроз, воспринимаемых религиями как следствие глобализации, и реакцию религиозной сферы на них.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать имеющиеся концепции глобализации и выявить, с какими ее аспектами могут быть связаны религиозные процессы.

2. Проследить направления взаимодействия глобализации и культуры.

3. Выявить те изменения в деятельности религиозных институтов, которые можно интерпретировать как реакцию на угрозы глобализации.

4. Определить тенденции в соотношении традиционной и нетрадиционной религиозности в глобализующемся обществе.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Общей методологической базой проведенного исследования выступают диалектический метод и принцип историзма, позволяющий проследить эволюцию общественно-политических явлений в их причинно-следственной взаимозависимости. Кроме того, многомерность происходящих трансформаций и изменений, вызванных процессом глобализации, потребовала использования целого набора методологических приемов из арсенала функционального, миросистемного, структурно-проблемного и сравнительного анализа.

Теоретической базой диссертации можно считать идею К. Маркса об определяющей роли экономического базиса в развитии общества и получившую развитие в современных исторических, социально-экономических и религиоведческих трудах. Необходимо отметить, что философское осмысление глобализации невозможно без изучения исторических закономерностей эволюции общества, которые были открыты в работах В.И. Вернадского, Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, П. Тейяра де Шардена, А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса и других мыслителей, искавших ответы на вопросы о судьбах и путях развития человечества.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту.

1. Выяснено, что глобализация - это процесс формирования и последующего развития единого общемирового экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий, в результате которого происходит ослабление традиционных субъектов власти. Реальными носителями власти становятся транснациональные корпорации, среди которых важное место принадлежит новым религиозным движениям (НРД). Установлено, что глобализация приводит к унификации и дегуманизации современного общества, что характеризует ее как дезинтеграционный процесс в области культуры.

2. Выявлено, что основными сферами глобальных трансформаций являются экономическая и политическая сферы общественного бытия. При этом экономическая глобализация, определяющая формирование стабильной и устойчивой системы международных отношений, ее политическое оформление способствуют становлению международной бюрократии и появлению международных религиозных корпораций, ассоциаций и центров.

3. Определено, что современная культурная глобализация -американская по своему происхождению - сопровождается процессами истернизации, когда вектор культурного воздействия направлен не от центра к периферии, а наоборот. При этом наиболее существенное культурное воздействие Востока оказывается не через организованные религиозные движения, а в форме так называемой культуры New Age.

4. Установлены основные типы реакции традиционных культур на глобализацию в религиозной сфере: агрессивное сопротивление, адаптация, секуляризация, сохранение традиционной религиозности, эволюционирующей в сторону принятия глобальных норм и ценностей. Под реакцией традиционных стран на глобализацию в религиозной сфере следует подразумевать их отношение к другим религиям и, прежде всего, к протестантизму как основному протагонисту глобализации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Полученные результаты могут быть использованы при анализе современных религиозных процессов, деятельности религиозных институтов, а также в процессе преподавания религиоведения, философии и специальных курсов, освещающих актуальные проблемы современной цивилизации.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в ряде публикаций, в том числе в статье, опубликованной в научном издании, входящем в перечень для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Кроме того, материалы диссертации обсуждались на следующих конференциях: российско-польской конференции аспирантов и студентов гуманитарного факультета ОмГАУ (ОмГАУ, г. Омск, 2005); всероссийской научной конференции «Реальность. Человек. Культура: социальное и природное» (ОмГПУ, г. Омск, 2006); международной научной конференции «Анализ феномена терроризма. Четвертые Кузбасские чтения» (г. Кемерово, 2006); международной научной конференции «Проблемы логики социокультурной эволюции и философия Западной Сибири» (БПГУ, г. Бийск, 2007). Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры регионального развития ОмГАУ. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения и списка литературы, включающего 205 наименований. Работа изложена на 143 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Мещеряков, Денис Анатольевич

Выводы:

1. Современная глобальная религиозность - американская по своему происхождению и, в значительной степени, протестантская по содержанию.

2. Единственная черта современной «глобальной» религиозности, изначально не свойственная американской культуре, но являющаяся закономерным следствием глобализации, - это детерриториализация религии. Религия становится рассеянной поверх традиционных конфессиональных, политических, культурных и цивилизационных границ. Любая религия находит своих приверженцев там, где исторически их никогда не было, и теряет в регионах традиционного распространения.

3. Глобализация, в определенных условиях, способствует росту религиозности и сохранению традиционных, укорененных в религии институтов общественной жизни - в частности, американское влияние на Европу способствует распространению протестантского фундаментализма, движению против абортов, пропаганде семейных ценностей.

4. Распространение глобальных ценностей во многих обществах разрушает политическую идеологию, связанную с религией, характер национального самосознания этносов, место и роль религии в жизни общества. Разрушение идеологий и социальных отношений, в которые органично веками была встроена религия, бросает ей опасный вызов, на который она должна найти достойный ответ, ибо иногда под вопросом оказывается само ее существование в обществе.

5. Массовое распространение получает эклектическое мировоззрение, сочетающее логически и генетически не связанные между собой элементы, почерпнутые из различных традиционных религий, квазинаучные и, наоборот, примитивные фольклорные представления, переосмысленные образы массовой культуры.

6. Основные типы реакции традиционных культур на глобализацию в религиозной сфере: агрессивное сопротивление, адаптация, секуляризация, сохранение традиционной религии при ее эволюции в сторону принятия глобальных норм и ценностей. Под реакцией традиционных стран на глобализацию в религиозной сфере следует подразумевать их отношение к другим религиям и, прежде всего, к протестантизму как основному протагонисту глобализации.

7. Религиозный фундаментализм становится идейно-психологической, нравственно-ценностной, религиозно-правовой основой терроризма, который, в свою очередь, оказывается неизменным спутником глобализации.

8. НРД определяется как трансляция глобализации, прежде всего, информационной и экономической, на религиозную сферу.

Заключение

Глобализация знаменует собой закономерный и неизбежный процесс интеграции человечества, это новая система измерения информационных связей эпохи, которая дает возможность интегрировать все аспекты научной и практической деятельности человека. Глобализация меняет экономическую, социальную, культурную и информационную среду обитания человека. С одной стороны, она ведет к возрастанию взаимозависимости между странами в сфере реализации их национальных интересов, а с другой - к неравномерному развитию мирового сообщества. Конец эпохи холодной войны и появление новой униполярной глобальной системы привели к росту процессов глобализации, которые главным образом стимулировались западными силами на основании их победы в прошедший период новейшей истории. Глобализация, по существу, повлекла за собой процессы глобальной экономической, политической и культурной стандартизации по западным образцам. Эти процессы вылились в торговую либерализацию, активизацию роли капиталистического сектора и институтов гражданского общества, они повлекли за собой глобализирование западных идей и ценностей. Таким образом, глобализация стала важным и реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития человечества. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в условиях глобализации практически во всех религиях наблюдается усиление фундаменталистских тенденций, стремление не допускать даже самые незначительные нововведения, различное толкование одних и тех же религиозных догм. Вместе с тем глобализация в сфере религии позволяет существенно расширять ареал деятельности религиозных организаций, проникать религиозной пропаганде и практике на самые отдаленные территории, распространять взгляды и ценности среди приверженцев других религиозных систем. Новые информационные технологии активно используются не только традиционалистами, но и сторонниками радикальных религиозных движений, которые нередко носят «еретический» и сектантский характер. В этой связи осмысление природы и сущности глобализации и характера ее воздействия на религии имеет не только общетеоретический интерес, но и практическую значимость.

В связи с этим стоит подчеркнуть особую роль и место нетрадиционных религий в глобализующемся социуме. Должное внимание заслуживают формы и методы миссионерской деятельности НРД в связи с динамичным ростом и социальным составом, включающим молодежь и наиболее интеллектуальные слои населения. Последователи НРД, не нашедшие себя в так называемом основном обществе, которое кажется им несправедливым, чрезмерно прагматичным, видят в нетрадиционной религиозности возможность «альтернативной социализации». Исследование деятельности НРД позволяет сделать вывод о значительном политическом потенциале и социальной активности НРД, выдвигающих собственные социально-политические парадигмы и ценностные ориентиры, чаще всего альтернативные существующим в обществе.

Надо сказать, что феномен расширения сферы влияния той или иной религии по отношению к определенной нации, обществу или этнической группе, само по себе не новое явление. Религия в существенной степени обеспечивает себе перспективы развития только благодаря дальнейшему распространению и углублению своих норм и доктрин. Однако концепция глобализации в основном касается ситуации, когда различные секты так называемых «мировых религий», а именно, христианства, ислама и буддизма, уже определили свои религиозно-культурные сферы во всем мире. В условиях глобализации можно наблюдать глубокую связь между религией и некой государственной или этнической группой со своими религиозными структурами. В течение истории эти связи и сами религиозные характеристики в процессе развития определенных наций или этнических групп часто подвергались трансформациям. Тем не менее, каждый регион мира может быть охарактеризован с точки зрения распространения главных религиозных групп, в то время как религия в пределах каждой нации и этнической группы обладает собственными уникальными характеристиками.

В этом контексте глобализация религии может быть понята как процесс глобальной перестройки этой уже сложившейся религиозной ситуации, как процесс, который вовлекает в себя следующие три аспекта. Во-первых, она подразумевает неизбежную трансформацию индивидуальных религиозных организаций. Во-вторых, появляются новые характеристики в содержании религиозно-правовых доктрин, ритуалов и методов религиозной практики. В-третьих, глобализация сопровождается изменениями в самих последователях тех или иных религий, особенно в плане их интеллектуальных перспектив. На наш взгляд, при обсуждении религиозных ответов на глобализацию в основном следует полагаться на две типичные тенденции. С одной стороны, обычно звучит «фундаменталистское» религиозное требование рассматривать местные традиции выше глобальных, с другой стороны, имеется «либеральный» религиозный ответ в поддержку глобального измерения, который отличается гибким и толерантным подходом. Именно эти две тенденции, «фундаменталистская» и «либеральная», могут использоваться для того, чтобы структурировать стороны современного религиозного дискурса при обсуждении проблем глобализации.

Бесспорно, унификация культуры как следствие глобальной универсализации действительно угрожает экспансией массовой культуры, ассимиляцией и поглощением самобытных национальных культур, исчезновением многообразия культурного опыта человечества.

Однако, во-первых, это потенциальное зло способно равноценно компенсироваться тем, что обезличивание культуры с гораздо большей остротой, чем другие факторы, актуализирует и активизирует в общественном сознании проблему этнонациональной идентификации и ее культурных оснований.

Во-вторых, строго говоря, проблема унификации и универсализации культуры - не совсем предмет глобализма. Корректнее было бы отнести ее все же к специфике индустриализации в эпоху глобализации, хотя два эти процесса очень близки, иногда до слияния и неразличения. Высокий накал борьбы против этого аспекта глобализации обусловлен не столько унификацией, культурным обезличиванием, сколько вестернизацией -агрессивной экспансией в мир западноевропейских и американских ценностей и связан не просто с культурными процессами, а в большей мере политическими - агрессивным выходом США на позицию единоличного лидера однополярного мира, что вызывает активное противодействие.

Наконец следует отметить, что глобализация, в наиболее распространенном понимании, как формирование глобального финансового рынка, не имеет прямого отношения к традиционным религиозным институтам ввиду их некоммерческого характера. Например, осуждение индустриального капитализма, увеличение пропасти между богатыми и бедными и призыв церквей к милосердию и взаимопомощи, в сущности, есть реакция не на глобализм, а на империализм.

Поэтому реальное и адекватное отношение к глобализации, равно как и оценка деклараций по этому поводу, должно непременно учитывать ее многоаспектный характер, а также возможность или невозможность, прямой или косвенный характер отношения конкретного социального института к тому или иному ее аспекту.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мещеряков, Денис Анатольевич, 2007 год

1..Абдулгамидов Н. Глобализация: трактовки и действительность / Н. Абдулгамидов, С. Губанов // Экономист. 2001. - N 9. - С.25-42.

2. Абдулгамидов Н. Двойные стандарты однополюсной глобализации / Н. Абдулгамидов, С. Губанов // Экономист. 2002. - N 12. - С.20-38.

3. Агаджанян А. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму / А. Агаджанян. М., 2005.

4. Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции / Э.А. Азроянц. М.: Новый век, 2002. - 416 с.

5. Азроянц Э.А. Размышления о будущем / Э.А. Азроянц // Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций. М.: Новый век, 2002. С. 34-83.

6. Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического рота. Эмпирическая очевидность / М. Алле. М.: ТЕИС, 2003. - 314 с.

7. Аникеев E.H. Диалог цивилизаций: Восток Запад / E.H. Аникеев, A.B. Семушкин // Вопросы философии, 1998 - № 2. С. 173-180.

8. Анненский С. Искушение Средневековьем: Возрождение религиозной идентичности в эпоху глобализации / С. Анненский // www.reHgare.ru/monitoringll027.htm.

9. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России: социально-философский анализ. Дис. канд. филос. наук / Т.А. Бажан. -М., 2003.

10. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен / Е.Г. Балагушкин // Общественные науки и современность. 1996 -№5.

11. Баранников В.П. Динамика религиозности в информационном обществе / В.П. Баранников, Л.Ф. Матронина// СОЦИС, 2004. № 9.

12. Баркер А. Новые религиозные движения / А. Баркер. СПб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - 282 с.

13. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / 3. Бауман. М.: Весь Мир, 2004. - 188 с.

14. Бек У. Политическая динамика в глобальном обществе риска / У. Бек // Миров, экономика и междунар. отношения. 2002. - N 5. - С. 10-19.

15. Бек У. Что такое глобализация? (Ошибки глобализма ответы на глобализацию) / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.

16. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб. М.: Логос, 2003. - 350 с.

17. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические перспективы / 3. Бжезинский. М.: Международные отношения, 1999. - 256с.

18. Близнюк Н. Терроризм расползается / Н. Близнюк // Лига-Пресс. 2005. -26 октября.

19. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность / Д. Бонхеффер. М.: Прогресс, 1994.

20. Боришполец К.П. Национальное измерение глобального мира / К.П. Боришполец // Вестник Московского университета. 2001. № 1. С. 3-15.

21. Бузгалин A.B. «Постиндустриальное общество» тупиковая ветвь социального развития? / A.B. Бузгалин // Вопросы философии. 2002. - № 25. -С. 26-44.

22. Бузгалин A.B. Глобализация противоречий мирового сообщества: ответ левых / A.B. Бузгалин // http://oba.wallst.ru

23. Бхагвати Дж. В защиту глобализации / Дж. Бхагвати. М.: Ладомир, 2005. -448 с.

24. Бьюкенен П. Смерть Запада / П. Бьюкенен. М.: Издательство ACT, 2004. - 444 с.

25. Вагабов Н.М. Ислам и глобализация современного мира (Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин. Дис. . д-ра филос. наук / Н.М. Вагабов. -Махачкала, 2005. 433 с.

26. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. СПб.: Изд-во "Университетская книга", 2001.- 416 с.

27. Ван Вихелен С. Проблема глобализации мусульманского общества в Индонезии и Юго-Восточной Азии / С. Ван Вихелен // Спектр развития. 2002 -№2.

28. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения /

29. B.И. Вернадский. М., 1965.

30. Вовченко В.А. Позиции в Русской Православной Церкви по отношению к новым религиозным движениям: история развития и современное состояние. Дис. канд. филос. наук / В.А. Вовченко. М., 2003.

31. Галецкий В. Демографическая глобализация: проблемы и последствия / В. Галецкий // Дружба народов 2004. №11. - С. 177-188.

32. Галицкая И.А. Новые религиозные культы и школа / И.А. Галицкая. М., 2001. 160 с.

33. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. М.: Весь Мир, 2004. - 120 с.

34. Глобализация: Человеческое измерение: Учеб. пособие / Отв. ред. А.В.Торкунов. М.: РОССПЭН, 2002. - 112 с.

35. Глобалистика: энциклопедия. М.: Радуга, 2003.

36. Глушкова И.П. Введение / И.П. Глушкова // Древо индуизма. М., 1999.1. C. 14.

37. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры. СПб.: Алетейя, 2004. 278 с.

38. Гордиенко Н.С. Российские свидетели Иеговы: история и современность / Н.С. Гордиенко. СПб., 2000.

39. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития / Предисл. М.С.Горбачева. М.: Альпина Паблишер, 2003. - 592 с.

40. Григорьева Л. И. Религии «нового века» и современное государство. Социально-философский очерк. Монография / Л.И. Григорьева. -Красноярск, 2002. 400 с.

41. Григорьева Л.И. Церковь Последнего Завета («Секта Виссариона Христа Минусинского») / Л.И. Григорьева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1998. № 5(17). С. 26-39.

42. Григорьева Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции. Дис. . канд. филос. наук / Л.И. Григорьева. М., 1994.

43. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. Дис. д-ра. филос. наук / Л.И. Григорьева. -М., 2000.

44. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования. / А.Л. Дворкин. Н. Новгород, 2000.

45. Делокаров К. Глобализация как социокультурный феномен / К. Делокаров // Безопасность Евразии. 2004. № 1. С. 233-238.

46. Делягин М.Г. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики / М.Г. Делягин // Проблемы теории и практики управления. 2001. - N 1. - С.47-53.

47. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций / М.Г. Делягин. М.: ИНФРА-М, 2003. - 768 с.

48. О.Денисова Л.В. Историческая обусловленность развития новых религиозных движений / Л.В. Денисова // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции. Омск: Омский юридический институт, 2004. С. 191-193.

49. Диев B.C. Вектор глобализации: определение начала координат / B.C. Диев // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Издательство Воронежского государственного университета. Воронеж. 2004. № 2. С. 23-27.

50. Диев B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция /B.C. Диев. Новосибирск: НГУ, 2001.- 196 с.

51. Дилигенский Г.Г. Глобализация в человеческом измерении. / Г.Г. Дилигенский // Мировая экономика и международные отношения. 2002. -№7. С. 4-15.

52. Дмитриева JIM. Религия в технизированном обществе / Л.М. Дмитриева. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. - 192 с.5 5. Дмитриева Л.М. Современное российское общество: динамика ценностных ориентаций / Л.М. Дмитриева, Е.Ю. Суворова. М.: Наука, 2005. -210 с.

53. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. М., 2002.

54. Дрейер O.K. Глобальные проблемы и «третий мир» / O.K. Дрейер, Б.В. Лось, В.А. Лось. М.: Наука, 1991.-288 с.

55. Дугин А. Глобализация: планетарная или региональная / А. Дугин // Глобальный дискурс: Сборник статей. Сумы: НТД «Университетская книга», 2003. - 142 с.

56. Европейская рабочая группа по вопросам семьи под руководством Европейской коллегии советников. Материалы «МОЙ ДОМ». М., 2001.- 72 с.

57. Еленский. В. Глобализация, воображаемые сообщества и православие / В. Еленский // Людина i cbít- 2004. 18 мая.

58. Еленский В. Христианство в XX веке: уроки выживания / В. Еленский // http: www.religare.m/article 1237.htm.

59. Жеребятьев M. Феномен новых религиозных движений / М. Жеребятьев, В. Феррони // Информационно-аналитический центр «Сова», 2005.

60. Ибрагимов В.И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества. Дис. . канд. филос. наук / В.И. Ибрагимов. Н. Новгород, 2001.

61. Иваненко С.И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды/С.И. Иваненко, H.A. Трофимчук. -М.: Знание, 1991.73 .Иваненко С.И. Религиозные самодеятельные объединения в наши дни / С.И. Иваненко, H.A. Трофимчук. М.: Знание, 1990.

62. Игнатенко A.A. Выбор пути. Куда идет исламский мир: 3 проекта развития / A.A. Игнатенко // НГ-сценарии. 27.06.2006.

63. Иноземцев B.J1. Глобализация: иллюзии и реальность / B.JI. Иноземцев // Свобод, мысль XXI. - 2000. - №1 - С. 26-36.

64. Иноземцев B.JI. Глобализация: мечты XX века, реальность XXI века / B.JI. Иноземцев // Наука. Общество. Человек. М., 2004.

65. Исполатова E.H. Студенты и тоталитарные секты: социально-психологическое исследование / E.H. Исполатова // Тоталитарные секты-угроза 21 века. Н. Новгород, 2001. С. 239-245.

66. Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии. М., 1997. С. 52.

67. Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории / Б.Г. Капустин. — М.: РОССПЭН, 1998.-308 с.

68. Касьянова К. Религиозный фундаментализм / К. Касьянова. М.: 1994.

69. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. 2003 - №1. С. 76-79.

70. Коптюг В. На пороге XXI века. / В. Коптюг // Статьи и выступления по проблемам устойчивого развития. Новосибирск, 1995.

71. Костин А.И. Глобальная безопасность / А.И. Костин // Глобалистика. М.: Радуга, 2003. С. 217-219.

72. Колосов Д.Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий. Дис. канд. филос. наук/ Д.Ю. Колосов. М., 1994.

73. Коренева A.B. Современные аспекты глобализации и ее влияние на культуру / A.B. Коренева // Россия и социальные изменения в современном мире: Материалы Междунар. науч. конф. «Ломоносов 2004». Сб. ст. аспирантов: в 3 т. - М., 2004. - Т. 1.

74. Костюк К.Н. Православный фундаментализм / К.Н. Костюк // Полис, 2000, №5.

75. Кротов Я. Фундаментализм / Я. Кротов // http://www.svoboda.org/programs /Christ/2002/Christ.061602.asp.

76. Кудашов В.И. Антигуманистические аспекты постиндустриальной культуры / В.И. Кудашов // Современный гуманизм: проблемы и перспективы. Иркутск, 2004 С.77-86.

77. Кузнецова Т.Н. Церковь Объединения: вероучение, образ жизни, религиозная практика. Дис. канд. филос. наук / Т.Н. Кузнецова. М., 1997.

78. Кукушкина Г.А. Церковь Сайентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (социально-философский анализ). Дис. канд. филос. наук / Г.А. Кукушкина. М., 2003.

79. Кутырев В.А, Культурологический смысл глобализма / В.А. Кутырев // Вестник рос. филос. общества. 2001. - N 4(20). - С. 78-83.

80. Левашова A.B. Глобализация мира: миф или реальность? / A.B. Левашова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. - N 1. - С. 15-28.

81. Лисичкин В.А. Закат цивилизации или движение к ноосфере. Экология с разных сторон / В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин, Б.В. Баев. М., 1997.

82. Лоди Т. Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки / Т. Лоди // Полис №5,1999, С. 108-119.

83. Лункин Р. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии. / Р. Лункин. М.: Неостром, 2005. - С. 95.

84. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд // Вопросы философии. М., 2003. С. 80-87.

85. Макдауэлл Д. Обманщики / Д. Макдауэлл, Д. Стюарт. М., 1994.

86. Малашенко А. Мусульмане в начале века: надежды и угрозы. / А. Малашенко. М: Московский Центр Карнеги, 2002.

87. ЮО.Малек Р. Китай в христианской перспективе / Р. Малек // Диа-Логос. Религия и общество. 1998-1999. М., 1999.

88. Ю1.Манченко Д.Н. Религии «нового века» в контексте культуры постмодерна. Дис. канд. филос. наук / Д.Н. Манченко. М., 2002.

89. Ю4.Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.

90. Ю5.Назаретян А.П. Двадцать первый век: гибель цивилизации, возврат к прошлому или небывалый прогресс? / А.П. Назаретян // Наука и религия. -2001. -N3. С.2-5.

91. Юб.Назарчук A.B. Этика глобализирующегося общества / A.B. Назарчук. -М.: Директмедиа паблишинг, 2002 381 с.

92. Ю7.Нарочницкая Е.А. Национальный фактор в эпоху глобализации / Е.А. Нарочничкая // Актуальные проблемы Европы. М., 2000. №4. С. 102-156.

93. Ю8.Население и глобализация / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галецкий, A.A. Овсянников и др. М.: Наука, 2002. - 322 с.

94. Налимов B.B. На грани третьего тысячелетия: Что осмыслили мы, приближаясь к 21 веку / В.В. Налимов. М., 1994.

95. ИО.Негри А. Наступает ли кончина государства-нации? / А. Негри // Глобальный дискурс: Сборник статей. Сумы: НТД «Университетская книга», 2003. - 142 с.

96. Ш.Нелин Д.В. Глобальные информационные сети как формирующийся институт мирового рынка / Д.В. Нелин // Научный вестник (Журнал Челяб. ин-та Моск. гос. ун-та коммерции). 2001. - N 1. - С. 102-106.

97. Новоженова И.С. Глобализация в сфере сознания и новые религиозно-духовные поиски европейцев / И.С. Новоженова // Актуальные проблемы Европы. М., 2000. №4. С. 156-191.

98. Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. М., 1998. 346 с.

99. Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997. 459 с.

100. Оболенский В.П. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства / В.П. Оболенский, В.А. Поспелов. М.: Наука, 2001.-216 с.

101. Пб.Панарин A.C. Искушение глобализмом / A.C. Панарин. М.: Рус. Нац. Фонд, 2000.

102. Панарин И.Н. Информационная война и мир / И.Н. Панарин, Л.Г. Панарина. М., 2003.

103. Пестель Е. За пределами роста / Е. Пестель. М.: Прогресс, 1988. - 270 с.

104. Петрова В.В. Вера Бахай: основы вероучения, культовая практика (социально-философский анализ). Дис. . канд. филос. наук / В.В. Петрова. -М., 2002.

105. Петрова В.В. Общественно-политические причины возникновения бабизма и трансформация его в веру Бахай /В.В. Петрова // Материалы научно-практической конференции «Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания» М., 2001. С. 135-139.

106. Петрова В.В. Сегодняшнее лицо Веры Бахай / В.В. Петрова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 2002. №1(29). С. 36-46.

107. Петрова Н.В. Современная религиозная ситуация в России / Н.В. Петрова // Нефтегазовое дело, Уфа: 2005.

108. Петрова Н.В. Типология религиозных организаций в контексте нетрадиционной религиозности / Н.В. Петрова // Нефтегазовое дело. Уфа, 2005.

109. Печчеи А. Человеческие качества/А. Печчеи. М.: "Прогресс", 1985. -312 с.

110. Подберезский И.В. Фундаментализм и постмодернизм / И.В. Пoдбepeзcкий//http://baptist■org.rll/cgi/sanitarium/view.cgin?id&cat

111. Привалов К. Секты досье страха / К. Привалов. - М., 1987.191 с.

112. Проскурин С. Глобализация или глобализм? / С. Проскурин // Власть. -2001.-N6.-С. 53-58.

113. Рамоне И. Геополитика хаоса / И. Рамоне. М., 2001.

114. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М., 1996.

115. Религии и секты в современной России: Краткий справочник. Новосибирск, 1997.

116. Решетников В. А. Становление современного гуманизма / В. А. Решетников // Современный гуманизм: проблемы и перспективы Иркутск, 2004.

117. Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм / Н.С. Розов // Вопросы философии №2, 1999. -С.3-22.

118. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития / Н.С. Розов. Новосибирск, 1992.- 216 с.

119. Рубинский. Ю.И. Европейская цивилизация в меняющемся мире / Ю.И. Рубинский // Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций. М.: Новый Век, 2002. С. 138-161.

120. Самохвалова В.И. Глобализация и неоязычество / В.И. Самохвалова // Полигнозис. 2001. - N 2(14). - С.118-126.

121. Самохвалова В.И. Метафизика глобализации. От утопии к антиутопии / В.И. Самохвалова // Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир»; вып. 11(23). М.: Институт микроэкономики, 2002.

122. Саликов М.С. Сравнительный федерализм в США и России / М.С. Саликов. Екатеринбург, 1998.

123. Секты против церкви (Процесс Дворкина) / Составитель A.JI. Дворкин. -Издательство Московской Патриархии, 2000.

124. Симанженкова Т.К. Движение последователей учения Рерихов в современной России. Дис. . канд. филос. наук / Т.К. Симанженкова. -Красноярск, 2006.

125. МО.Солоницкий A.C. Мировое капиталистическое хозяйство: пути и трудности интеграции / A.C. Солоницкий // Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и Третьего Мира. ИМЭиМО. 1994.

126. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. М., 1997.

127. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М., 1992.143 .Сорос Дж. Новая глобальная финансовая архитектура / Дж. Сорос // Вопр. экономики. 2000. - N 12. - С. 56-84.

128. Сорос Дж. Заметки о глобализации / Дж. Сорос. М.: Рудомино, 2002. -120 с.

129. Сорос Дж. О глобализации / Дж. Сорос. М.: Рудимино, 2002. - 184 с.

130. Нб.Сорос Дж. Тезисы о глобализации / Дж. Сорос // Вестник Европы. 2001. №2.

131. Спикер М. Глобализация и развитие: перспективы христианской социальной доктрины / М. Спикер // Интернет конференция «Глобализация и столкновение идентичностей».

132. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под. ред. проф. К. Каариайнера и проф. Д.Е. Фурмана. М.: Летний сад, 2000.

133. Стиглиц Дж. В тени глобализации / Дж. Стиглиц // http://rusref.nm.ru/stigpage.htm.

134. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. / Дж. Стиглиц. М., 2003.

135. Строев Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация / Е.С. Строев. М.: Изд-во «Экономика», 2001. - 351 с.

136. Суперфин Л.Г. Глобальное и национальное: Специфика взаимодействия глобальных и национальных факторов современного исторического процесса / Л.Г. Суперфин. -М.: Институт экономики РАН, 2003.

137. Терлицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке / K.M. Терлицкий. М., 2000.

138. Ткачева A.A. «Новые религии» Востока / A.A. Ткачева. М., 1991. - С. 80-81.

139. Ткачева A.A. Неоиндуизм и неоиндуистский мистицизм / A.A. Ткачева // Древо индуизма. С. 477.

140. Томаева Т.В. Особенности процесса формирования новых религиозных учений. Методологические и практические аспекты. Дис. канд. филос. наук /Т.В. Томаева.-М., 2003.

141. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. М., 1987.

142. Толстых В.И. Глобальные вызовы и поиски ответа: социокультурный аспект / В.И. Толстых // Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003.

143. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: Издательство ACT, 1999.

144. Тоффлер А. Футурошок / А. Тоффлер. Спб.: 1997.

145. Трофимчук H.A. Чего добиваются борцы с новыми сектами? / H.A. Трофимчук // Религия и право. 1999.- №5.

146. Трофимчук H.A. Экспансия / H.A. Трофимчук, М.П. Свищев. М, 2000.

147. Удовик C.JI. Глобализация: семиотические подходы / C.JI. Удовик -Киев: Ваклер, 2002. 480 с.

148. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия / А.Д. Урсул. М., 1998.

149. Уткин А.И. Геоструктура грядущего века / А.И. Уткин // Свободная мысль-XXI. 2000. № 1.

150. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин. М.: Логос, 2001.-254 с.

151. Ушакова Ю.В. Атипичная религиозность в постсоветской Росиии / Ю.В. Ушакова // Новый Мир 2003 - № 9. - 02-10-03.

152. Федоров Ю.Е. Международная безопасность и глобальные проблемы / Ю.Е. Федоров. М.: Наука, 1983.- 175 с.

153. Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире: Курс лекций. 2-е изд., испр., доп / А.П. Федотов. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 224 с.

154. Федотова В. Терроризм и глобализация / В. Федотова // http://atreidis.narod.ru/politology/fedotova.html.

155. Филатов С.Б. Новые религиозные движения угроза или норма жизни? / С.Б. Филатов // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб., 2002.

156. Филатов С.Б. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию / С.Б. Филатов. М.: Неостром, 2005.

157. Филиппов Ю.В. Традиции и инновации в НРД (на примере групп, представленных в г. Москве). Дис. . канд. истор. Наук / Ю.В. Филиппов. -М., 2002.

158. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М., 1994.

159. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990 -№3.

160. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М., 2003.

161. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество / М. Хатами. М.: РОСПЭН, 2001.

162. Христианство. Словарь. М, 1994.

163. Чернов A.A. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / A.A. Чернов. М: Дашков и К, 2003. - 232 с.

164. Ш.Чешков М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы / М.А. Чешков // Pro et Contra. Т. 4. № 4. Осень. С. 114-127.

165. Чешков М.А. Глобалистика: путь самоопределения / М.А. Чешков // Труды Клуба ученых «Глобальный Мир». 2002. Т 4. М., 2003.

166. Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира / А.Н. Чумаков. -М.: Проспект, 2005. 432 с.

167. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем / А.Н. Чумаков. М.: Знание, 1994.

168. Шардыко С.К. Философия атомной энергетики / С.К. Шардыко // Общественные науки и современность. 1998. №2.

169. Шишков Ю.В. Два лица глобализации / Ю.В. Шишков // Наука и жизнь. 2000. - № 11.-С. 40-43.

170. Шишков Ю.В. О гетерогенности глобалистики и стадиях ее развития / Ю.В. Шишков // Мировая экономика и международные отношения. 2001. -№2. С. 57-60.

171. Шремп Ю.Э. 10 тезисов к вопросу о глобализации / Ю.Э. Шремп // Проблемы теории и практики управления 2000 - №2 - С. 89-91.

172. Экологическая антология. Экологические произведения западных авторов. Москва Бостон, 1992.

173. Юдин А. Католический ответ на вызов глобализации в Евразии / А. Юдин. М.: Неостром, 2005. - С. 135.

174. Юрлов Ф.Н.Социальные издержки глобализации / Ф.Н. Юрлов // СОЦИС, 2000, №7.

175. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. 2-е изд., доп., перераб / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2003. - 411 с.

176. Baumann М. Global Buddhism: Developmental Periods, Regional Histories, and a New Analytical Perspective / M. Baumann // Global Buddhism. 2001. -Vol. 2.

177. Cavanagh J. U.S. Leadership in the Global Economy / J. Cavanagh // Honey M. and Barry T. eds. Global Focus. U.S. Foreign Policy at the Turn of the Millennium. N.Y., 2000.

178. Friedman Th. Understanding Globalization. The Lexus and the Olive Tree / Th. Friedman. N.Y., 2000.

179. Held D. Global Transformation: Politics, Economics and Culture / D. Held, A. McGrew, D. Goldblatt, J. Perraton. Cambridge: Polity Press, 1999.

180. Prebish Ch. Two Buddhism Reconsidered / Ch. Prebish // Buddhist Studies Rev. 1993-10-2.-p.l 87-206.

181. Measuring Globalization' In // Foreign Policy 2004. - March-April, pp. 5469.

182. Meadows D., and al. The Limits To Growth. A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. N.Y, 1972.200.0hmae K. The End of the National State: The Rise of the Regional Economies / K. Ohmae. L.: HarperCollins, 1995.

183. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture / R. Robertson. London: Sage 1992.

184. Roszak T. Where the Wasteland Ends / T. Roszak. N. Y., 1976.

185. Scientology: ThrivingCult of Greed and Power // Time Magazine. 1991. May 6.

186. Sheena Ashford and Noel Timms, What Europe Thinks: A Study Western European Values. // Aldershot. Darmouth, 1992.

187. Waters M. Globalization / M. Waters. L. N.Y., 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.