Гоголевская традиция в русской фантастической прозе начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Фиалкова, Лариса Львовна

  • Фиалкова, Лариса Львовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Рига
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 182
Фиалкова, Лариса Львовна. Гоголевская традиция в русской фантастической прозе начала XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Рига. 1984. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Фиалкова, Лариса Львовна

Введение

Глава I. Структура фантастического образа в русской прозе начала XX века

Глава П. Гоголевская традиция организации пространственно-временного .континуума в русской фантастической прозе начала XX века

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гоголевская традиция в русской фантастической прозе начала XX века»

Русская проза начала X века отличалась значительным оживX лением романтических, точнее, неоромантических тенденций, проявившихся, в частности, в резком возрастании интереса ряда писателей к фантастической литературе, сочетавшегося с их стремлением аккумулировать в своем творчестве достижения литературных предшественников. Литературная традиция сознательно оценивалась неоромантиками и прежде всего, символистами/ как исходный "материал", перерабатываемый художником в соответствии с его собственными задачами, что породило особую литературную ситуацию, вызвавшую новую волну обращения к богатому фантастикой творчеству Гоголя, которое стало восприниматься как "начало начал", Это привело, во-первых, к существенной переоценке сущности и значения Гоголя и, во-вторых, к появлению целого комплекса явлений в литературе начала X века, которые при всем своем мноX гообразии объединяются несомненной принадлежностью к гоголевской традиции, Говоря об истории изучения гоголевской традиции в литературе начала X века, следует отметить работы Б.В.МихайловX ского, Г.П.Бердникова, З.Г.Минц, В.М.Паперного, для которых характерно стремление сочетать анализ фактов с изучением их историко-литературного контекста /Наперный В.М. Гоголевская традиция в русской литературе начала X века /А.А.Блок и X А.Белый истолкователи Н.В.Гоголя/: Дис. канд. филол. наук. Тарту, 1982. 224 с Михайловский Б.В. Горький и Гоголь. В кн.: Михайловский Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве. М;, 1969, с.132-174; Минц З.Г. Блок и Гоголь. Блоковский сборник II. Тарту, 1972, с.122-205; Бердников Г.П. Гоголь и Чехов: К вопросу об исторических судьбах творческого наследия Н.В.Гоголя* Вопр.лит., I98I, 8, c,IE4-I63/. К этой теме не раз обращались литературоведы, изучавшие творчество отдельных писателей начала XX века, не акцентируя на ней пристального внимания. Ей посвящен ряд глав в монографии А.Белого "Мастерство Гоголя". Изучение вопроса шло по таким основным направлениям: I. Выявление отдельных тем, мотивов и образов, заимствованных писателями начала XX века из произведений Гоголя и получивших в их творчестве дальнейшее развитие; Е. Изучение соотнесенности ряда произведений начала XX века с различными традициями русской классической литературы /пушкинской, гоголевской и др./. /Минц З.Т. О некоторых "неомифолЬгических" текстах в творчестве русских символистов. Учен.зап.Тарт.ун-та, 1979, вып.459, Блоковский сборник 3, с.76120; Пустыгина Н. Цитатность в романе Андрея Белого "Петербург". Учен.зап.Тарт.ун-та, 1977, вьш.414, Труды по русской и славянской филологии, й ZS, с,8и-97/; 8. Изучение гоголевской традиции в литературе начала XX века как целостного комплекса явлений. Наиболее цельным исследованием сущности гоголевской традиции и ее места в литературе начала XX века является, на наш взгляд, диссертационная работа В.М.Даперного. В ней рассмотрены этапы формирования марксистской теории традиции, понимаемой в качестве определенного аспекта историко-литературного процесса, охарактеризована эволюция восприятия творчества Гоголя в России на протяжении ряда десятилетий /от Белинского до Горького/, сформулированы основные признаки гоголевской традиции в понимании писателей XX века.Вместе с тем, проблема гоголевской традиции по-прежнему остается актуальной, что определяется рядом факторов: 1. Не было предпринято целостное сопоставление структурных особенностей гоголевской поэтики с различными трансформациями этой структуры в произведениях писателей начала XX века, не определены пути и направления такой трансформации; 2. Мало изучена фантастическая линия гоголевской традиции, имевшая принципиально важное значение для литературы начала XX века» Одна из причин этого кроется в теоретической неразработанности понятий "фантастическое повествование" и "структура фантастического образа". Попытки теоретического изучения фантастики сделаны в следующих работах: Кагарлицкий Ю.И, Что такое фантастика? М;: Худож. лит,, 1974, 352 с Левин А.Е. Англоамериканская фантастика как социокультурный феномен. Вопр, философии, 1976, 3, 0,146-154; Чумаков В,М, О разновидностях фантастики в литературе. В кн.: Литературные направления и стили. М,, 1976, с.365-370; Todorov Т. Introduction а 1а litterature fantastique.- Paris: Edition du Seuil, 1970, P.28-62. 3. Недостаточно изучено творчество таких видных представителей гоголевской традиции в литературе начала X века, как X Ф.Сологуо, А.Ремизов, А.Белый /Келдыш В.А. Приобретения и задачи: О некоторых проблемах русского литературного процесса конца XIX начала X столетия и их изучении. Вопр. лит., 1983, Ш 2, X с.136-155; Кулешов В. Нерешенные вопросы изучения русской литературы рубежа XIX-XX веков. Вопр. лит., 1982, Ш 8, с.50-74/; 4. Слабая изученность фантастической прозы начала X века X затрудняет понимание путей зарождения советской фантастической прозы, также опирающейся на гоголевскую традицию от Булгакова до наших дней /Фролова Т.О. Повести М.А.Булгакова /"Дьяволиада", "Роковые яйца"/ и гоголевская литературная традиция. В сб.: Художественное творчество и литературный процесс, Томск, 1982, с.28-40; Чудакова М.О. Булгаков и Гоголь. Русская речь, 1979, №2, с.38-48, №3, с.55-59/. Гоголь в литературе Л в. изучался в связи с проблемами литературных направлений реалистической или неоромантической /в том числе символистской/ традиций. Поэтому жанровые законы фантастики, как явления более общего и способного проявляться в рамках любого художественного метода, остались в тени. Это и есть задача данной диссертации. Исходя из сказанного, в диссертации предпринята попытка дать теоретическое определение таких понятий, как "фантастическая проза" и "структура фантастического образа", определить особенности структуры гоголевской фантастики и пути ее трансформации в русской фантастической прозе начала X века. КонкX ретное и неформальное определение предмета исследования в данном случае является производным от соответствующих методологических установок и, прежде всего, от методологического определения термина "фантастическая проза". В отечественном литературоведении наметилось несколько основных подходов к проблеме фантастики: I Фантастика понимается как художественный метод, противоположный реализму /Творческие пути пролетарской литературы: Сб. статей. М.-Л.: Гос. изд-во, 1928. 141 с Масленников П. Реализм или условность? Сов.культура, 1958, 12 августа; Осипов Д. Ошибочная концепция. Сов.культура, 1959, 16 апреля; Молчанов В. Комплексная мистификация. Вопр.литературы, 1979, 1й 8, c,II0-2I0 и др./; Е. Фантастика признается одним из способов типизации, не противоречащим реалистическому отражению в литературе жизненных явлений /Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. М,: Сов.писатель, 1974. 278 е.; Михайлова А,А. О художественной условности. М,: Мысль, 1966. 318 с Оганов А.А. Логика художественного отражения. М,: Искусство, 1972. 120 с Панченко И.Г. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее: Заметки о мифо-фольклорной традиции в современной советской литературе. Вопр.литературы, 1983, Ш 6, с.83-108; Чернышева Т. Потребность в удивительном и природа фантастики. Вопр.литературы, 1979, 5, 0,211-231/. Проанализировав различные типы фантастических произведений, мы пришли к признанию необходимости третьего подхода к проблемам фантастики: 3. Фантастика не является неотъемлемой принадлежностью того или иного конкретного художественного метода /романтизма, сентиментализма, критического или социалистического реализма/, а следовательно, наличие или отсутствие фантастики не может служить основой для противопоставления произведений как созданных в рамках различных художественных методов. Фантастика может быть материалом и для фольклорной и для романтической, и для реалистической поэтики. Относясь к более общим законам словесного искусства, фантастика в то же время получает конкретное содержание уже в рамках определенного художественного метода и в то же время придает ему дополнительную 01фаску. Этот вывод находится в полном соответствии с ленинской трактовкой фантастики: "Фантастические представления взяты из действительности, а самые верные представления о действительности по необходимости оживляются дыханием фантазии" /Ленин В.И, Поли,собр.соч., т.ЕЭ, с,441/, Под фантастическим мы понимаем любое произведение, представляющее собой сознательное нарушение нормы условности, принятой в данном обществе для художественной литературы, вне зависимости от способа и художественной функции этого нарушения. Под фантастическими произведениями, созданными в рамках гоголевской традиции, мы понимаем лишь те произведения, в которых получили дальнейшее развитие структурные элементы гоголевской фантастики, то есть значимыми становятся способы и задачи нарушения нормы условности. Следовательно, предметом нашего исследования не могут быть как нефантастические произведения, созданные в духе гоголевской традиции /например, "Городок Окуров" М.Горького или "На куличках" Е.Замятина/, так и фантастические произведения, развивающие иные, чем у Гоголя, структурные принципы фантастики /например, "Огненный ангел" В.Брюсова, "Дневник Сатаны" Л.Андреева/. В основу диссертации положено изучение развития гоголевской традиции в творчестве Ф.Сологуба, А.Ремизова, А.Белого, так как во-первых, принадлежность ряда их фантастических произведений к некоему комплексу явлений, преемственно соотнесенному с Гоголем, была полностью осознана самими писателями, во-вторых, этот материал позволяет показать, сколь различные результаты дает одна и та же традиция в произведениях разных авторов /в пределах одного художественного метода/, в-третьих, становится возможным глубже проникнуть в особенности поэтики символистов, творчество которых все еще остается недостаточно изученным.Анализируя поэтику фантастической прозы, мы исходим из признания того, что любое художественное произведение представляет собой определенный образ мира, а в данном случае еще и отличный от бытового. Следовательно, все нарушения условной бытовой нормы, встречающиеся в текстах, являются элементами единой системы. "Ясно, что мир представляет собой единую систему, т.е. связное целое, но познание этой системы предполагает познание ВСЕЙ пр1фОды и истории, чего люди НИК01У1А не достигают. Поэтому тот, кто строит системы, вынужден заполнять бесчисленное множество пробелов СОБСТВЕННЫМИ ИЗМЫШЛЕНИЯМИ, т.е. ИРРАЦИОНАЛЬНО фантазировать, заниматься ддеологизированием. Рациональная фантазия "alias комбинация!" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.631/. Изучение законов и идейно-художественных задач комбинации элементов в пределах индивидуальной художественной модели мира и представляет собой исследование структурных особенностей фантастической прозы. Подобно тому, как реальный мир существует во времени и пространстве, которые являются формами существования материи, художественный мщ) литературных произведений существует в художественном пространстве и времени, а значит, структура художественной модели мира определяется прежде всего спецификой организации в нем художественного пространства и времени. В современной теории искусства сложилось два основных подхода к проблемам художественного пространства и времени: I. Первый идет от идей физики /теории относительности/ и рассматривает пространство и время как явления одного ряда /хронотоп время как четвертое измерение пространства/. Его основателем является М.М.Бахтин /Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975, с.234-407/» Второй восходит к математическому /топологическому/ пониманию пространства. Пространством в этом смысле называется мнокество объектов /точек/, между которыми существует отношение непрерывности. В таком смысле можно говорить о семантическом пространстве, пространстве окрашенности, этическом пространстве, временном пространстве, то есть пространство осознается как универсальный язык моделирования. Основателями такого подхода являются Ю.М.Лотман и Ю.Неклюдов /Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры. Учен.зап.Тарт. ун-та, ВЫП.236. Труды по знаковым системам, 4. Тарту, 1969, 0,460-477; Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 137 с Лотман Ю.М. Семиотика сцены. Театр, 1980, Ш I, с.89-99; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970, с.265-279; Неклюдов С Ю Статистические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора. В кн.: Типологические исследования по фольклору. М,, 1975, с.182190/. Мы исходим из признания того, что о решении этой проблемы можно судить только с учетом определенных этапов развития общества и, соответственно, литературного процесса. Так, по отношению к древней и средневековой литературе /и, шире, культуре/ более адекватной представляется позиция Лотмана Неклюдова, а по отношению к литературе XX века позиция Бахтина. А следовательно, важнейшим требованием к исследователю является историзм при применении даже самых общих литературоведческих категорий. Поэтому в диссертации особое внимание уделено таким проблемам, как соотношение научной, бытовой и художественной II картин мира на разных этапах развития человеческого общества, эволюции пространственно-временных представлений, специфике организации художественного пространства и времени и ее роли в создании целостной художественной системы, определяющей формирование художественного образа /в том числе и структуру фантастического образа/. Как в советском, так и в зарубежном литературоведении накоплен определенный опыт изучения пространственно-временной организации художественных произведений, который учтен в настоящей работе /Бахтин М.М. Время и пространство произведениях Гете. В кн#: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с.204-236; Беззубов В.И., Карлик Л.С. Художественное пространство в прозе Л.Андреева I898-I904 гг. Учен.зап.Тарт.ун-та, вып.491. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение, 31, 1979, с.59-83; Волошин Г. Пространство и время у Достоевского. Slavia ron XII Sesit, 1933, с.162-172; Гречнев В.Я. Категория времени в литературном произведении. В сб.: Анализ литературного произведения. Л., 1976, C.I26-I44; Ивашова В.В. Категория время пространство в литературах мира. Вестник Московского университета. Филология, 1978, Ш 2, C.3-I3; Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского. В сб.: Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1978, C.4I-53; Клейман Р.Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского. В сб.: Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1978, C.2I-40; Козьмина М.А. Пространственно-временные категории в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри". В сб.: Методы и приемы научного анализа в филологических исследованиях. Воронеж, 1978, с.143-148; Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Учен.зап.Тарт.ун-та, вып.209. в Труды по русской и славянской филологии, 1 II, 1968, с.5-50; й Макогоненко Г.П. О художественном пространстве в реалистической литературе. В сб.: Культурное наследие Древней Руси. М., 1976, с.237-245; Пресняков О.П. А.А.Потвбня о времени и пространстве в художественном произведении. Вопр. русской литературы: Республиканский межведомственный научный сборник, вып«1, 1977, Cil0-I6; Путилов Б.Н. Застава богатырская /к структуре былинного пространства/. Учен.зап.Тарт.ун-та, вып.365. Труды по знаковым системам, 7. Тарту, 1975, с,52-64; Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб.статей. Л.: Наука, 1974. 299 с Свербилова Т.Г. Формы организации времени и пространства в комедии "Ревизор". В сб.: Гоголь и современность. К., 1983, C.II4-I23; Федоров Ф.П. Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана. В сб«: Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М«, 1982, с.81-106; Шкловский В.Б. Время в романе. В кн*: Шкловский В*Б* Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1959, с.305-318 и др»/. Таким образом, тема диссертационной работы находится на пересечении ряда проблем: специфики фантастической литературы, гоголевской традиции, художественного пространства и времени, места прозы в литературе начала XX века по отношению к классической традиции. Каждая из этих проблем в разное время становилась в той или иной мере объектом литературоведческого исследования, но комплексное их изучение предпринято впервые. Учитывая специфику диссертации, мы отказались от традиционной композиции работы "по авторам" и остановились на освещении темы по проблемам. Характер исследования конкретно-исторический* Методологической основой работы является марксистско-ленинская теория фантастики, важнейшие принципы которой были охарактеризованы выше« Специальные литературоведческие методы, используемые в работе, методы историко-сравнительного анализа, широко применяемые в современном советском литературоведении, На основе анализа большого фактического материала в работе предпринята попытка показать специфику художественного освоения действительности, присущую русской фантастической прозе начала XX века, развивающей традиции гоголевской фантастики и представляющей собой целостную составную часть литературного процесса. Этим определяется научная новизна работы в целом. Вместе с тем, в ней содержатся новые важные наблюдения над особенностями фантастики Гоголя и спецификой ее истолкования в творчестве Ф.Сологуба, А.Ремизова, А.Белого. Результаты исследования могут быть использованы при построении вузовских курсов и спецкурсов, а некоторые элементы применимы даже в школьном изучении литературы, что определяет практическую ценность работы, СТРУКТУРА ФАНТАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РУССКОЙ ПРОЗЕ НАЧАЛА XX ВЕКА Понятия "вымысел" и "фантастика" отнюдь не тождественны, хотя и взаимосвязаны. Они соотносятся как общее и частное, обязательное и факультативное. Вымысел есть в каждом произведении художественной литературы, фантастика присуща лишь некоторым из них, "Вымысел это необходимое условие символического представления фантастического характера по той простой причине, что вся фантастика помещается в границах вымысла* Без вымысла может существовать аналогичное представление, например, дневник или литературный репортаж. Но вымысел, как правило, фактор, позволяющий сделать это представление особенно значимым, благодаря вымыслу свойства и функции элементов представленного мира могут стать более выразительными, причинные и функциональные зависимости между ними формируются правильнее и последовательнее, чем в действительности. Следует также помнить, что вымысел является условием психологического анализа героя третьего лица, отображение его изнутри как переживающего субъекта" Ч Наличие вымысла, а значит, и условности, является неотъемлемым признаком художественной литературы, как, впрочем, и всей системы искусства. Отметим, что искусству реалистическому тоже присуща своя мера условности, например, в живописи трехмерный предмет переносится на 2-х мерное полотно, что вызывает требование перспективы, т*е. проекции. Следовательно, можно говорить Маркевич Г. Вымысел в литературном произведении и его познавательное содержание.В кн.: Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М,, 1980, с,162.о противопоставлении вымышленного и фантастического бытовому, правдоподобному, а не реальному, В отличие от аналогичных /по терминологии Г.Маркевича/ персонажей и, добавим, ситуаций, которые характеризуются свойствами и функциями, подобными свойствам и функциям реальных людей и событий, фантастические персонажи и фантастические сюжеты представляют собой прямое нарушение привычной бытовой нормы В различных формах нарушения бытовой нормы и заключен сам по себе нейтральный /т»е* возможный в пределах любого типа искусства/ механизм фантастики Определенное художественное содержание он получает лишь в связи с конкретными историно-литературными задачами /функциями/, которые обусловливают его действие в каждом отдельном произведении. Функция это, прежде всего, включение жанрового пространства, указание на тот художественный ключ, в котором мир должен восприниматься. Понятие жанрового пространства является принципиально важным, поскольку разным жанрам свойственно разное понятие о законах нормальной организации жанрового мира. Вместе с тем, нередко встречается одновременное существование в произведении нескольких функций, одна из которых как бы мистифицирует читателя, См.: Лотман Ю.М. Заметки о структуре художественного текста. Учен.зап.Тарт.ун-та, вып.284. Труды по знаковым системам, 5, I97I, 287. в качестве примеров нарушения бытовой нормы приведем следующие: каламбур /на уровне языка/, поведение героев в неправдоподобных ситуациях /на уровне сюжета/ и др.направляя его на заведоио ложный путь, а другая, ведущая, исподволь входит в столкновение с первой. Этот приеы особенно часто встречается в пародийных произведениях, когда читателя увлекают в знакомое пространство пародируемого канра, а потом обнаруживается "подлог". В качестве примера приведем "Рукопись, найденную в Сарагосе" Я.Потоцкого, пародирующую "ужасные" тайны и волшебные ситуации готического романа. От уровня читательской культуры зависит в таких случаях способность верного подхода к произведению, к верному выбору художественного ключа для его восприятия. Художественное пространство может быть "топическим" и конвенциональным. В первом случае его условность строится на подобии, на аналогии, а во втором на кодовой конвенции. "Топическое" пространство воспринимается как аналогичное бытовому миру, а конвенциональное лишь как в определенном смысле соотносимое с бытовым миром. Немаловажно, что в рамках художественного мира произведения фантастический локус может по-разному соотноситься с "аналогичным" пространством, что вызывает потребность во введении показателя характера границы. Граница фантастического локуса может быть внешней и внутренней, статичной и подвижной. Например, внешней и статичной является граница в большинстве сказок Гофмана, где сказочное пространство заключено в пределы дома или, шире, усадьбы фантастического персонажа. Иное у Гоголя: одна и та же территория представляет собой попеременно то фантастическое, то "аналогичное" пространство, а граница, следовательно, имеет внутренний и подвижный характер. Причем, важную роль приобретает фактор времени. В прямой зависшюсти от особенностей организации пространственно-временного континуума произведения находится структура фантастического образа Разрабатывая теорию фантастической литературы, французский исследователь Цветан Тодоров отграничивает фантастическое от смежных явлений странного /etrange и чудесного /meiveilleu;/ по принципу соответствия-несоответствия естественным законам и действительно происшедшего-почудившегося, выдуманного с точки зрения героя и читателя. Как "странное" при этом определяется событие или явление непривычное для окружающих, но в принципе вполне возможное. Чудесное, напротив приближается к сказочному, снимающему любые ограничения, и не вызывает удивления. Собственно фантастику, по Тодорову, отличает обязательно возникающий у читателя и героев элемент сомнения, неуверенности в том, происходило ли все на самом деле, наличие одновременно реального и ирреального объяснения Разграничение границы во времени и в пространстве свойственно, прежде всего, фольклору и обряду. Например, в пространстве: "нечистые места": баня, мельница, кладбище, пере1фесток, брошенная церковь и пр.; во времени: ночь до петухов, полдень, определенные дни календаря /святки и др./. Подробнее см. об этом в главе "Гоголевская традиция в организации пространственно-временного континуума в русской фантастической прозе начала XX века". 2 Todorov Т. Introduction а 1а litterature fantastique.- Paris; р Edition du Seuii 1970, .28-62. Аналогичную точку зрения высказал Ю.Кагарлицкий без ссылки на Тодорова. /В кн. Что такое фантастика? М.: Худок. лит., 1974, 0.44.Не принимая

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Фиалкова, Лариса Львовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество Гоголя оказало большое влийние на формирование структуры фантастического образа в произведениях ряда писателей начала XX века и, прежде всего, Ф.Сологуба, А.Ремизова, А.Белого, а также Л^Андреева, А.Н.Толстого и заложило основы фантастической структуры в ранней советской литературе.

Продолжая традицию "Вечеров на хуторе близ Диканыси" и "Миргорода", Ф.Сологуб и А.Реиизов обратились к народной демонологии, но использовали ее совершенно по-разному. Отталкиваясь от Гоголя, романтически преображавшего светлые и темные начала в образах фольклорной "нечисти", и Сологуб, и Ремизов дероман-тизировали традиционные образы. При этом Сологуб акцентировал внимание на их враждебной, а Ремизов - на положительной, жизнеутверждающей сущности* Сологуб и Ремизов выбрали разные способы мотивации введения фантастических персонажей: от бытовой /галлюцинации, бред - Сологуб "Мелкий бес", Ремизов - "В плену"/ до игровой /Ремизов "Посолонь"/.

Особо продуктивной в начале века оказалась традиция гоголевской "завуалированной" и "нефантастической" фантастики, коренящейся в иррационально воспринимаемом быте и проявляющейся в различных нарушениях бытовой нормы. Быт, и прежде всего городской, одинаково враждебный для Сологуба, Ремизова, Белого, является источником иррационального начала, которое представляет собой персонифицированную /или как правило персонифицированную/ пошлость и бездуховность.

В сологубовском "Мелком бесе" преобладает установка на объективность изображения событий, а фантастика не только сочетается с крайним натурализмом, но и вырастает из него. Натуралистичность как основа фантастики характерна и для многих произведений Ремизова /"Эмалиоль", "Новый год" и др./. Белый также не чужд натурализму, который однако не является источником фантастики "Петербурга". Его задача - деромантизировать традиционные романтические образы»

В то время как Сологуб, ограничил сферу действия фантастических персонажей /но не фантастики в целом/ рамками безумного сознания Передонова, Белый распространил мотив безумия на всю окружающую жизнь: безумен Дудкин, но безумен и Петербург, а значит разрушены границы, заключающие в себе фантастическое пространство. Принцип подвижности границ, намеченный у Ремизова, становится основой фантастики Белого. Он восходит к "завуалированной" фантастике "Петербургских повестей" Гоголя и может быть назван метафорическим в своей основе, ибо главное в нем -НЕРАСЧЛЕНЕННОСТЬ. Эволюция гоголевской демонологии от глупого черта к антихристу оборачивается у Сологуба и Ремизова "мелким бесом", правящим мертвыми душами и получившим над ними неограниченную власть; алогичная действительность "Петербургских повестей" трансформируется в морок "Петербурга", доступный различным типам "нечистой силы". Дальнейшее развитие получил и гоголевский "беспризнаковый" черт, трансформировавшийся в серую недотыкомку Сологуба и в черта - фикцию Белого.

Общей чертой фантастики Сологуба, Ремизова и Белого является полицитатность, характерная для символистов вообще. Наибольшей усложненностью отличается цитатность "Петербурга", сопрягающая разные линии демонологической и литературной традиций.

По-разному познавая и объясняя мир, искусство и наука создают определенные модели мира, находящиеся в непрямой связи друг с другом. Ведущими характеристиками этих моделей мира являются категории пространства и времени, особенности структуры и взаимодействия которых определяют специфику /структуру/ данной модели*

Главная особенность организации художественного пространства и времени в литературе начала XX века состоит в том, что они стали предметом рефлектирования. Широко используя пластичность пространства, характерную для сказки в несказочных жанрах, Гоголь превысил выработанную этими жанрами норму условности и открыл тем самым субъективность художественного пространства, показал себе и другим факт его существования. Именно в этом писатели XX века, начавшие сознательные эксперименты с моделированием, т.е. смешением пространственно-временных категорий, видели новаторство Гоголя, к которому обращались как к предтече. Идя вслед за Гоголем, сдвинувшим с места пространство, они, в свою очередь, сдвинули с места время*

Пространство было для Гоголя, ориентированного прежде всего на средневековую культуру, универсальным языком моделирования. В творчестве писателей XX века /в эпоху теории относительности/ в один ряд с ним ставится и время.

Опираясь на устное народное творчество, Гоголь переносил в свои произведения элементы фолыслорно-мифологической картины мира, которые, сливаясь с элементами христианского мировоззрения, образовывали саыостоятельное художественное единство. Основной тенденцией, свойственной этому единству, был перевод ряда структурообразующих элементов исходных представлений /в том числе и пространственно-временных/ с мировоззренческого уровня на сюжетный, сопровождавшийся их десакрализацией. У Белого и Сологуба /в меньшей степени это характерно для Ремизова/ наблюдается осознанное стремление создать новый мир /сотворить легенду/ на основе текстов-неомифов, совместив в нем различные философские концепции возникновения и развития мира. При этом на мировоззренческий уровень переводятся дане чисто фабульные элементы исходных произведений, что вызывает их сакрализацию*

Особое развитие получили в начале XX века такие элементы гоголевской фантастики как пластичность пространства, его динамическая структура и гротескный анимизм /некоторым произведениям Ремизова свойственен и анимизм фольклорный, а точнее игра в анимизм/, ставшие признаками псевдобытового, внутренне иррационального мира, что уже было у Гоголя.

Оифыв субъективность художественного пространства и сделав его средством характеристики героев /"Мертвые души"/, Гоголь наметил путь, по которому пошли Сологуб и Белый, для которых пространство из зеркала, отражающего внутреннюю сущность героев, становится порождением этой внутренней сущности, утрачивая одновременно свою "бытийность". У Сологуба подобная трактовка проявляется в создании внутренне подвивного динамичного пространства Передонова, у Белого - в пространственно-временной полифонии и в "мозговой игре". До предела доводится Белым гоголевская динамичность пространства, перерастающая в его творчестве в структурообразующий принцип подвижности границ, которым определяются и временная организация произведения, и структура фантастического образа в целом.

Молодая советская проза приняла эстафету гоголевской традиции еще в 20-е - 30-е годы. Об этом можно судить по произведенияы В.Каверина /"Воробьиная ночь", "Скандалист" или "Вечера на Васильевском острове11/» И.Ильфа и Е.Петрова /"Двенадцать стульев", "Золотой теленок"/, С.Заяицкого /"Баклажаны", "Женитьба Мечтателева"/ и, конечноt М.Булгакова.

Булгаков называл Гоголя Учителем с большой буквы. Его перу принадлежат рассказ "Похоадения Чичикова", в котором гоголевский герой переносится в Россию периода НЭПа, инсценировка "Мертвых душ", киносценарии по "Мертвым душам" /совместно с И.А.Пырьевым/ и "Ревизору" /совместно с М.С.Коростиным/. Гоголевские мотивы пронизывают все творчество Булгакова от "Дьяво-лиады" до "Мастера и Маргариты".

С публикацией романа "Мастер и Маргарита"хронологически совпадает начало нового этапа развития гоголевской фантастической традиции в советской литературе. Его отличительной чертой является прежде всего ориентация на поэтику "Вечеров на хуторе близ Диканьки", для которой характерны фольклорно-бытовые образы нечистой силы, сельская тематика, народный юмор, сказовость. Источником традиции становятся не мрачво-романтические "Вечер накануне Ивана Купала" или "Страшная месть", а предисловия Рудого Панька, "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь". От знаменитой Диканьки тянутся нити к столь близким друг другу и в то не время к столь разным мифическим городкам и поселкам как Ярополь /ШЩербак "Из хроники города Ярополя"/, Вавилону /В.Земляк "Лебединая стая", "Зеленые ылыны"/, Ирию /В.Дрозд "Ирий"/*

Мистификация, юмор, полуироническое отношение к чудесам характерны для произведений многих советских писателей. Но фантастика - это прежде всего способ отражения мира, один из путей философского осмысления бытия. И именно так понимается она нашими современниками, осознающими свою связь с Гоголем.

Мне определенно известно, - писал Ю.Щербак, - что Николай Васильевич Гоголь был самым любимым писателем автора "Хроники"• Именно у Н.В.Гоголя - человека, который вывел на всеземную арену фантастический мир украинских чудес, безустанно учился неизвестный яропольский составитель "Хроники", пытаясь создать собственную литературную модель современной жизни"

Литературная традиция всегда по-разному преломляется в творчестве писателей. И именно в динамичности, способности к обновлению залог жизненности Литературной традиции.

1 Щербак Ю. Их хроники города Ярополя с.68. Перевод с ущ>. мой - Л.Ф.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Фиалкова, Лариса Львовна, 1984 год

1. Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.629-654.

2. Ленин В.И. Замечания на книгу Дицгена "Мелкие философские работы. ~ Полн.собр.соч., т.29, с.365-454.

3. Алексеев Г. Алексей Ремизов. В кн.: Алексеев Г. Живые встречи. - Берлин, 1923, с;5-Ю.

4. Андреев Л;Н. Анатэма: Пьеса. В кн.: Андреев Л.Н. Пьесы. - М., 1959, с.225-317*

5. Андреев Л.Н. Дневник саганы. В кн.: Андреев Л.Н. Повести и рассказы: В 2-х т. М., 1971, т.2, с.271-410.

6. Андреев М.Л; Время и вечность в "Божественной комедии".- В кн.: Дантовские чтения, 1979. М., 1979, с.156-212.

7. Андреев Ю. О писателе Алексее Ремизове. В кн.: Ремизов A.M. Избранное. М., 1978, с.3-33.

8. Андреев Ю. Пути и перепутья Алексея Ремизова. Вопр. лит., 1977, № 5, с.216-243.

9. Апдайк Д.Х. Кентавр: Роман /Пер. с англ. В.Хинкиса. -М.: Прогресс, 1966. 287 с.

10. Ауэрбах Э. Мимесис. М.: Прогресс, 1976. - 555 с.

11. Бахтин М.М. Формы времени и хромотопа в романе: Очерки по исторической поэтике. В кн.: Вопр.лит. и эстетики. М., 1975, с.234-407.

12. Бахтин М.М. Время и пространство в произведениях Гете.- В кн.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с.204-236.

13. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. -М.: Сов«Россия, 1979. - 317 с.

14. Бахтин М.М» Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. « М.: Худож. лит., 1965. -527 с.

15. Белый А. Воспоминания. Лит. наследство, Т.27/28. М., 1937, с.413-456.

16. Белый А. Котик Летаев. Петербург: Эпоха, 1922. -292 с.

17. Белый А. Маски. М.: ГИХЛ, 1932. - 441 с.

18. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. М.: Гослитиздат, 1934. - 320 с.

19. Белый А. Москва под ударом: Вторая ч. романа "Москва". М»: Круг, 1926. - 248 с;

20. Белый А. Московский чудак. Первая ч. романа "Москва". М.: Круг, 1926. - 256 с.

21. Белый А. Петербург: Роман в восьми гл. с прологом и эпилогом. Л.: Наука, 1981. - 693 с.

22. Белый А. Серебряный голубь. Mi: Скорпион, 1910. -321 с.

23. Белый А. Стихотворения и поэмы. 2-е изд. - М.-Л.: Сов.писатель, 1966. - 646 с. - /Б-ка поэта. Большая сер./.

24. Бердников Г. Гоголь и Чехов: К вопросу об историчес-еих судьбах творческого наследия Н;В.Гоголя. Вопр.лит., 1981, № 8, с.124-162.

25. Блок А.А. Ирония. Собр.соч;: В 8-ми т. М., 1962, т.5» с.345-348.

26. Блок А.А. Творчество Федора Сологуба. Блок А.А. Собр.соч.: В 8-ми т. М.-Л., 1962, т.5, с.160-163.

27. Боккаччо Д. Декамерон. Кишинев: Штиинца, 1977. -599 с.

28. Боцяновский В. О Сологубе, Недотыконке, Гоголе, Грозном и пр.: /критико-психологический этюд/. В кн.: О Федоре Сологубе: Ст. и заметки /Сост. А.Чеботаревской. Спб, I9II,с.142-183.

29. Брюсов В. Огненный ангел. Собр.соч.: В 7-ми т. М.: Худон. лит., 1974. - т.4. 349 с.

30. Бугаева К.Н. Воспоминания о Белом. Berkeley : Berkeley Slavic Specialities, 1981. - 390 С.

31. Булгаков М.А. Избр. проза. М.: Худоа. лит., 1966. -642 с.

32. Булгаков М.А. Избранное: Роман "Мастер и Маргарита"; Рассказы. М.: Худож. лит., 1980. - 400 с.

33. Булгаков М.А. Пьесы. М.: Искусство, 1962. - 481 с.

34. Вацуро В.Э. Из наблюдений над поэтикой "Вия" Гоголя.- В кн.: Культурное наследие древней Руси. М., 1976, с.307-311.

35. Виноградов В.В. Этюды о стиле Гоголя. Л;: 1926. - 227 с.

36. Волошин Г. Пространство и щремя у Достоевского. -Slavia ro&a XII Sesiti-z, 1933, С.162-172.

37. Гарабан Д. К поэтике повествовательной и драматической модели мира в романе и пьесе Ф.Сологуба "Мелкий бес". -studia Russica / Будапештский ун-т, 1979, №2, с.171-191.

38. Гете И.-В. Фауст. Собр.соч.: В 10-ти т. М.: Худож. лит., 1976. - т.2. 509 с.

39. Гиппиус В. Гоголь. Л.: Мысль, 1924. - 237 с.

40. Гиппиус 3. Иван Иванович и чорт. betcimorth. Herts England ; Prideaux press, 1980. - 46 С.

41. Глошка В. Элементы фантастического в творчестве А.Бе-лого: Дис.канд.филол.наук. М., 1967. - 251 с.

42. Горелик Т.Е. Воланд и пятимерная теория поля. Природа, 1978, № I, с.159-160.

43. Горький A.M. Городок Окуров. Полн.собр.соч.: В 30-ти т. М., 1950, т.9, с.7-116.

44. Гофман Э.-Т.-А. Избранные произведения: В 3-х т. М.: Худон. лит., 1962.1. T.I. 589 с.1. T.2. 518 с.

45. Гофман Э.-Т.-А. Собр.соч.: В -ти т. T.I. Спб: Изд. Г.Ф.Пантелеева, 1896. - 344 с.

46. Гречнев В»Я. Категория времени в литературном произведении. В кн.: Анализ литературного произведения. Л., 1976, с.126-144.

47. Григорьев А.Л., Гречишкин С.С. Символизм. В вн.: История русской литературы: В 4-х т. Л«, 1983, т.4, с.419-479.

48. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л.: Гослитиздат, 1959. - 230 с«

49. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Ы.: Искусство, 1972. - 318 с;

50. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1955, т.4, с.636-637.

51. Данте А. Божественная комедия /Пер. М.Лозинского. М.: Наука, 1968. - 628 с.

52. Деревянко Т. Из истории постановки фильма "Ревизор". -Искусство кино, 1983, te9, C.I09-III.

53. Десницкий А. Задачи изучения жизни и творчества Гоголя. + В кн.: Н.В.Гоголь. Материалы и исслед. /Под ред. В.В.Гиппиуса. Л., 1936, с#1-105.

54. Дикман М.И. Поэтическое творчество Федора Сологуба. -Б кн.: Сологуб Ф. Стихотворения. Л», 1975, с.5-74.

55. Дилакторская 0. О "Шинели" Н.В.Гоголя. Лит.учеба, 1982, № 3, C.I49-I54.

56. Дилакторская О.Г. Фантастическое в "Петербургских повестях" Н.В.Гоголя: Автореф. дис. канд. филол. наук. JUt 1983. - 22 с.

57. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. -Н.: Сов.писатель, 1974. 278 с.

58. Долгополов Л.К. Андрей Белый в работе над "Петербургом" /эпизод из истории создания романа/. Рус. лит., 1972, fe I, с.157-167.

59. Долгополов Л.К. В поисках самого себя /К 100-летию со дня рождения Андрея Белого/. Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз.,1980, т.39, № 6, с.499-511.

60. Долгополов Л.К. На рубеже веков: 0 русской литературе конца XIX начала XX века. - Л.: Сов.писатель, 1977. - 365 с.

61. Долгополов Л»К. Неизведанный материк: /Заметки об Андрее Белом/. Вопр.лит., 1982, № 3, сЛ00-138.

62. Долгополов Л.К. Образ города в романе А.Белого "Петербург". Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз.» 1975, т.34, № I, с.46-59.

63. Долгополов Л.К. Символика личных имен в произведениях Андрея Белого. В кн.: Культурное наследие Древней Руси: Сборник. М., 1976, с.348-354.

64. Долгополов Л.К. Творческая история и историко-литературное значение романа А.Белого "Петербург". В кн.: Белый А. Петербург: Роман в восьми главах с прологом и эпилогом. М.,1981, с.525-623.

65. Достоевский Ф«М. Братья Карамазовы. Полн.собр.соч.: В 30-ти т. - Л.: Наука, 1976.1. T.I4. 508 с. Т.15. 622 с.

66. Достоевский Ф.Ы. Двойник. Полнёсобр.соч.: В 30-ти т. - Л., 1972, т.1, с.109-229.

67. Достоевский Ф.М. Идиот. Полы.собр.соч.: В 30-ти т. Т.8. - Л.: Наука, 1973. - 509 с.

68. Достоевский Ф.М. Подросток. Поли.собр.соч.: В 30-ти т. T.I3. - Л.: Наука, 1975. - 455 с.

69. Дрозд В. Ирий: Рассказы, повесть. К.: Рад. письмен-ник, 1974. - 245 с. /на укр.яз./.

70. Егоров Б.Ф. М.А.Булгаков "переводчик" Гоголя /инсценировка и киносценарий "Мертвых душ", киносценарий "Ревизора"/. -В сб.: Баегодник рукоп. отдела Пушкинского дома на 1976. Л.» 1978, с.57-84.

71. Замотин И.И. Три романтических мотива в произведениях Гоголя. Варшава, 1902. - 24 с.

72. Замятин Е.И. На куличках: Повесть. Круг: Альманах, М.;Пг, 1923, № I, с.57-133.

73. Заяицкий С.С. Женитьба Мечтателева. В кн.: Заяицкий С.С. Баклажаны. М., 1927, с.203-242.

74. Земляк В. Лебединая стая. Зеленые Млыны: Романы. К.: Днипро, 1981. - 623 с. /на укр.яз./.

75. Зубарева Н.Б. Об эволюции пространственно-временных представлений в художественной картине мира. В кн.: Художественное творчество: Вопр. комплексного изучения /1983/. Л., 1983, с.25-37.

76. Иванов В. Вдохновение ужаса: /0 романе Андрея Белого "Петербург"/. В кн.: Иванов В. Родное и вселенское: Статьи /1914-1916/. М;, 1917, с;89-100.

77. Иванов Вяч. В. Категория "видимого" и "невидимого" в тексте. Еще раз о восточнославянских фольклорных параллелях к ГОГОЛевскОМу "Вию". В кн.: structure of Texts and Semioticsof Culture. The Hague - Paris, 1973, C.I5I-I76.

78. Иванов Вяч. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века. В Сб. : Structure of Texts and Semiotics of Culture.- The Hague - Paris, 1973, C.I03-I50.

79. Иванов B.B. Категория времени в искусстве и культуре XX века. В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974, с.39-67.

80. Иванов-Разумник Р.В. 0 смысле аизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. Спб, 1908, с.86-161.

81. Ивашева В.В. Категория время пространство в литературах мира. - Вестн. Моск. ун-та. Филология, 1978, № 2, с.3-13.

82. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Собр.соч.: В 5-ти т. T.I. - М.: Гослитиздат, I96I. - 563 с.

83. Каверин В. Воробьиная ночь. М*: Круг, 1927. - 224 с.

84. Каверин В. Скандалист или вечера на Васильевском острове. Л.: Прибой, 1929. - 297 с.

85. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М.: Худок. лит., 1974. - 352 Ci

86. Катто Е. Пространство и время в романах Достоевского. В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1978, с»41-53.

87. Келдыш В.А. Приобретения и задачи: 0 некоторых проблемах русского литературного процесса конца XIX начала XX столетия и их изучении. - Вопр.лит., 1983, № 2, с.136-155.

88. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. - 279 с.

89. Клейман Р.Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского. В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. Л;, 1978, с.21-40.

90. Кодрянская Н.В. Алексей Ремизов. Парик, 1959, -329 с.

91. Кодрянская Н.В. Ремизов в своих письмах. Париж,1977. 416 с.

92. Кожевникова Н.А. Заметки о собственных именах в прозе Андрея Белого. В кн.: Ономастика и грамматика: Сборник. Mi, 1981, с.222-259.

93. Козьменко М.В. Мир и герой Алексея Ремизова /к проблеме взаимосвязи мировоззрения и поэтики писателя/. Филол. науки, 1982, № I, с.24-30.

94. Козьмина М.А. Пространственно-временные категории в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри". В кн.; Методы и приемы научного анализа в филологических исследованиях: Сборник. Воронеж,1978, с.143-148.

95. Колобаева Л.А. Человек и его мир в художественной системе Андрея Белого. Филол. науки, 1980, № 5, с.12-20.

96. Кондорсэ Е.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Соцэкгиз, 1936. - 264 с.

97. Крук И.Т. Блок и ГЬголь. Рус. лит., 1961, № I, с.85'103.

98. Кулешов В. Нерешенные вопросы изучения русской литературы рубежа XIX-XX веков. Вопр. лит., 1982, № 8, с^50-74.

99. Лавров А.В. Андрей Белый. В кн;: История русской литературы: В 4-х т. Л., 1983, т.4, с.549-572.

100. Лавров А.В. Материалы Андрея Белого в рукописном отделе Пушкинского Дома. В кн.: Ежегодник рукоп. отд. Пушкинского Дома на 1979 год. Л., 1981, с.29-79.

101. Лавров А.В. Мифотворчество "аргонавтов". В кн.: Миф. Фольклор. Литература. Л., 1978, с.137-170.

102. Лавров А.В. Рукописный архив Андрея Белого в Пушкинском Доме. В кн.: Ежегодник рукоп. отд. Пушкинского Дома на 1978 год. Л., 1980, с.23-63.

103. Ласский Ю. Выигрыши и проигрыши инженера Гермакна,майора Ковалева и художника Чарткова. Лит. учеба; I, с.136-144.

104. Левин А«Е. Англо-американская фантастика как социокультурный феномен. Вопр. философии, 1976, № 3, с.146-154.

105. Лихачев Д.С. Ахматова и Гоголь. В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с.223-227.

106. Лихачев Д»С. Поэтика древне-русской литературы. -Изд. 3-е, доп. М;: Наука, 1979. - 360 с.

107. Лихачев Д«С., Панченко A.M. "Смеховой мир" Древней

108. Руси. Л.: Наука, 1976. - 201 с»

109. НО. Лотман Ю.М. Заметки о структуре художественного текста. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1971, вып.284. Труды по знаковым системам, fe 5, с.281-287.

110. Лотман Ю.М. "Звонячи в прад днюю славу". Учен. зап. Тарт. ун-та, 1977, вып.414. Труды по русской и славянской филологии, № 28, с.98-101.

111. Лотман Ю.М. Из наблюдений над структурными принципами раннего творчества Гоголя. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1970, вып.251, с.17-45.

112. ИЗ. Лотман Ю«М. О метаязыке типологических описаний культуры. Учен. эап. Тарт. ун-та, 1969, вып.236. Труды по знаковым системам, № 4, с.460-477.

113. Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах. Учен. эап. Тарт. ун-та, 1965, вып«181. Труды по знаковым системам, с.210-216.

114. Лотман Ю.М. проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1968, вып.209. Труды по русской и славянской филологии, № II, с.5-50.

115. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. - 137 с.

116. Лотман Ю.М. Семиотика сцены. Театр, 1980, № I, с.89-99.

117. Лотман Ю;М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 384 с.

118. Лотман Ю., Успенский Б. Условность в искусстве. В кн.: Филос. энцикл., 1970, т.5, с.287-288.

119. Макогоненко Г.П. О художественном пространстве в реалистической литературе. В кн.: Культурное наследие Древней Руси: Сборник. М., 1976, с.237-245.Т

120. Мандельштам И. О характере гоголевского стиля. Спб -Гелесинг-форс, 1902. - 405 с.

121. Манн Т. Доктор Фаустус. ~ Собр.соч.: В 10^ти т. Т.5. Mi: Худож. лит;, 1980. 694 с.

122. Манн Т. Иосиф и его братья: Роман /Пер. с нем. С.Ап-та. М;: Худож. лит., 1968.1. T.I. 759 с.1. Т.2. 918 с;

123. Манн Ю.В. О гротеске в литературе. М.: Сов.писатель, 1966. - 182 с.

124. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1978. -396 с.

125. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. - 372 с.

126. Маргарита Наваррская. Гептаыерон /Пер. с фр. А.М.Шадрина. Ст. и примеч. З.В.Гуковской. Л.: Наука, 1967. - 420 с.

127. Маркович Г. Вымысел в литературном произведении и его познавательное содержание. В кн.: Маркович Г. Основные проблемы науки о литературе. M#f 1980, с.138-163.

128. Масленников П. Реализм или условность? Сов.культура, 1958, 12 авг.

129. Маяковский В.В. Мистерия-буфф. Полн*собр.соч.: В 13-ти т. М», 1966, т.З, с.167-241.

130. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. -407 с.

131. Мережковский Д.С. Гоголь. Творчество, жизнь и религия. Спб : Пантеон, 1909. - 231 с.

132. Мериме П. Венера Ильская. Собр.соч.: В 6-ти т. М., 1963, т«2, с.128-157.

133. Метьюрин Ч.Р. Мелыют Скиталец. Л.: Наука, 1977. -740 с.

134. Мештерхази Л. Загадка Прометея. В кн.: Мештерхази Л. Избранное. М., 1977, с.23-404.

135. Минц З.Г. Блок и Гоголь. В кн.: Блоковский сб.2. Тарту, 1972, с.122-205.

136. Минц З.Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов. Учен. зап. Тарт. ун^та, 1979, вып.459. Творчество АД.Блока и русская культура XX века: Блоковский сб.З, с.76-120.

137. Михайлова А*А. О художественной условности. Ы.: Мысль, 1966. - 318 с.

138. Михайловский Б.В. Горький и Гоголь. В кн.: Михайловский Б.В. Избр. статьи о лит. и искусстве: Сборник. М.9 1969, с.132-174.

139. Михайловский Б.В. О романе А.Белого "Петербург". В кн.: Михайловский Б.В. Избр. ст. о лит. и искусстве. М., 1969, с.448-462.

140. Молчанов В. Комплексная мистификация. Вопр. лит., 1979, № 8, с.110-210.

141. Мостепаненко A.M., Зобов Р.А. Научная и художественная картины мира /Некоторые параллели/. В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения /1983/. Л», 1983, с.5-13»

142. Образы сатанизма. ~ М.: Заря, 1913. 130 с.

143. Оганов А.А. Логика художественного отражения. М.: Искусство, 1972. - 120 с.

144. Одоевский В.Ф. Город без имени. В кн.: Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л;, 1975, с.61-79.

145. Осипов Д. Ошибочная концепция. Сов.культура, 1959, 16 апр.

146. Панченко И;Г. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее: Заметки о мифо-фольклорной традиции в современной советской литературе. - Вопр. лит;, 1983, №. 6, с.83-108.

147. Паперный В.М. Андрей Белый и Гоголь. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1982, вып.604. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение, с.112-126.

148. Паперный В.М. Гоголевская традиция в русской литературе начала XX века /АД.Блок и А.Белый истолкователи Н.В.Го-голя/: Автореф. дис#. канд.филол.наук. - Тарту, 1982. - 15 с.

149. Паперный В.М. Гоголевская традиция в русской литературе начала XX века /А.А.Блок и А.Белый истолкователи Н.В.Гоголя/: Дис. . канд.филол.наук. - Тарту, 1982. - 224 с.

150. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский: Исслед. М.: Сов.писатель, 1982. - 509 с»

151. Писатель или списыватель? Биржевые ведомости, Спб, 1909, 16 июня, вечерн.вып., с.6.

152. Плагиат Алекоея Ремизова. Киев.мысль, 1909, 19 июня.

153. Платонов А.П. Город Градов. В кн.: Платонов А.П. Избранное. М., 1977, с.52-84.

154. По Э. Овальный портрет. В кн.: По Э.-А. Полн.собр. рассказов. М., 1970, с.352-354.

155. Погорельский Антоний. Двойник или мои вечера в Малороссии; Монастырка. М.: Гослитиздат, I960. - 352 с.

156. Потоцкий Я. Рукопись, найденная в Сарагосе. М;: Наука, 1968. - 624 с.

157. Пресняков О.П. А.А.Потебня о времени и пространстве в художественном произведении. В кн.: Вопр.рус.литературы: Респ. межведомст. науч. сб., 1977, вып.1, с.10-16.

158. Пришвин М. Плагиатор ли А.Ремизов. Слово /Спб/, 1909, 21 июня*

159. Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве: Симпоз. Тез. и аннот. -Л.: Сов. писатель, 1970. 72 с.163» Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. -168 с.

160. Пространство и коммуникация: Подборка статей. Культуры, 1983, Ш I, с.5-164. ~

161. Пустыгина Н. Дитатность в романе Андрея Белого "Петербург" /статья первая/. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1977, вып. 414. Труды по русской и славянской филологии № 28, с.80-97.

162. Пустыгина Н. Дитатность в романе Андрея Белого "Петербург" /статья вторая/. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1981, вып. 513. Труды по русской и славянской филологии № 32, с.86-114.

163. Путилов Б.Н. Застава богатырская /К структуре былинного пространства. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1975, вып.365. Труды по знаковым системам, № 7, с.52-64.

164. Пушкин А.С. Медный всадник: Петербургская повесть. -Полн.собр.соч.: В 10-ти т. м., 1963, т.4, с.377-397.

165. Пушкин А.С. Пиковая дама. Полн.собр.соч.: В 10-ти т. Mi, 1964, т.6, с.314-356.

166. Резникова Н.В. Огненная память: Воспоминания о Алексее РеМИЗОВе. Berkeley $ Berkeley Slavic Specialities,1980. 147 С.

167. Ремизов A.M. Повесть петербургская. Берлин; Петербург; Москва: Изд-во З.П.Гржебина, 1922. - 51 с.

168. Ремизов A.M. Весеннее порошье. Спб: Сирин, 1915. -323 с.

169. Ремизов A.M. В поле блакитном. Берлин: Огоньки, 1922. - 134 с.

170. Релизов A.M. Докука и балагурье. Народные сказки. ~ Спб.: Сирин, 1914. 273 с.

171. Ремизов A.M. За святую Русь. Думы о родной Земле. -Издание журнала "Отечество Б.г. ~ 53 с®

172. Ремизов A.M. Зга: Волшебные рассказы. Прага: Пламя, 1925. 279 с.

173. Ремизов А;М. Избранное /Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Ю.А.Андреева. М.: Худож. лит., 1978. - 510 с«

174. Ремизов A.M. Книга. В кн.: Очарованные книгой: Сборник. М., 1982, C.254-26I.

175. Ремизов A.M. Мара: Книга расскагов. Берлин: Эпоха, 1922. - 149 с.

176. Ремизов A.M. Николины притчи. Пг.: Тип. гл. упр. погран. охраны, Б.г. - 124 с.

177. Ремизов A.M. Письмо в редакцию. Рус. ведомости, М«, 1909, 6 сент., с.5.

178. Ремизов A.M. Пятая язва. betehv/orth, Hertfordshire, 1970. - 99 С.

179. Ремизов A.M. Рассказы. В кн.: Соч. Т.2. Спб, Б.г. . - 212 с.

180. Ремизов A.M. Сказки обезьяньего царя Асыки. Берлин: Рус. творчество, 1922. - 78 с.

181. Ремизов A.M. Собр.соч. В 8-ми т. Т.8. Русальные действа. Спб: Шиповник, Б;г. • - 285 с;

182. Ремизов A.M. Укрепа. Слово к русской земле о земле родной, тайностях земных и судьбе. Пг;: Тип. Сириус, 1916. -135 с.

183. Ремизов A.M. Часы. Соч. В 8**ми т. Т;2. Спб: Шиповник, Б.г. , с.15-147.

184. Реиизов A.M. Чортов лог и полунощное солнце: Рассказы и поэмы. Спб: Изд-во EOS , 1908. - 3X5 с.

185. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб.статей. Л.: Наука, 1974. - 299 с.

186. Рыстенко А.В. Заметки о сочинениях Алексея Ремизова. Одесса: "Экономическая тип., X9I3. - 114 с.

187. Рязановский Ф»А. Демонология в древне-русской литературе. М«: Печатня А.И.Снегиревой, I9I5. - 126 с.

188. Самышкина А.В. К проблеме гоголевского фолыслоризма /два типа сказа и литературная полемика в "Вечерах на хуторе близ Диканыси"/. Рус. лит*, 1979, № 3, с.61-80.

189. Сахаров В.И» Молодой Гоголь и романтическая традиция. Лит. учеба, 1982, № 5, с.160-169.

190. Свербилова Т.Г. Формы организации времени и пространства в комедии "Ревизор". В кн.: Гоголь и современность: Сборник. К., 1983, с.114-123.

191. Свит Д. Сказка бочки. Путешествия Гулливера. М.: Худоя. лит», 1976. - 424 с. - /Б-ка всемирной лит./.

192. Серафимович А,С. Город в степи. Полы.собр.соч. В -ми т. Т.7. - М.;Л.: Гослитиздат, 1928. - В95 с.

193. Смирнов И.П. Формирование смысла в ранних текстах Гоголя /"Вечера на хуторе близ Диканыш1'/. -Eussian literature,т 1979, vol. 7, № 6, с.585-600.

194. Сологуб Ф. Истлевающие личины: Книга рассказов. -М.: Изд«во Гриф, 1907. 108 с.

195. Сологуб Ф. Книга превращений. Рассказы. Собр.соч. В -ми т. Т.Н. - Спб: Изд-во Сирин, 1914. - 274 с.

196. Сологуб Ф. Мелкий бес. Собр.соч. В -ми т. Т.6. -Спб.: Шиповник, Б.г. . - 409 с.

197. Сологуб Ф. Навьи чары. 4.2. Капли щюви. В кн.: Лит. худ. альманах изд-ва "Шиповник". Спб, 1908, кн.7, с.155-242.

198. Сологуб Ф. Навьи чары. Ч.З. Королева Ортруда. Там не. 1909, кн.Ю, с.II5-272.

199. Сологуб Ф. Стихотворения. 2-е изд. - Л.: Сов. писатель, 1978. - 679 с. - /Б-ка поэта. Большая сер./.

200. Сологуб Ф. Творимая легенда: Роман. Ч.З. Дым и пепел. Собр.соч. В -ти т. Т.20. - Спб.: Изд-во Сщшн, 1913.- 221 с.

201. Сомов 0. Кикимора: /Рассказ рус. на большой дороге/,- В кн.: Северные цветы на 1830 год, Спб., 1829, с.181-215.

202. Старикова Е. Реализм и символизм. В кн.: Раввитие реализма в русской литературе. М., 1974, т;3, с.165-246.

203. Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ. Черная стрела. Владетель Баллантра. Алмаз Раджи. Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда. Л.: Лениздат, 1977. - 718 с.

204. Сумцов Н.Ф. Параллели к повести Н.В.Гоголя "Вий". -Киев, старина, 1892, № 3, с.472-477.

205. Творческие пути пролетарской литературы: Сб. статей.- М.;Л.: Гос.изд-во, 1928. 141 с.

206. Толстой А.Н. Аэлита. Полн.собр.соч.: В 15-ти т. М.: Гослитиздат, 1948, т.4, с.105-246.

207. Толстой А.Н. Золотой ключик. Полн.собр.соч»: В 15-ти т. М.: Гослитиздат, 1948, т. , с.59-136.

208. Толстой А.Н. Фавн. Портрет. Дьявольский случай. -Поли.собр.соч. М., 1949, т.2, с.283-290; 298-304; 441-446.

209. Топоров В.Н. Пространство и текст. В кн.: Текст: семантика и структура» М.» 1983, с.227-284.

210. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 274 с.

211. Уайльд 0. Портрет Дориана Грея. Избр. произведения: В 2-х т. М., Гослитиздат, I960, т.1, с.29-235.

212. Файман Г. "В манере Гоголя." Искусство кино, 1983, №9, с.106-109.

213. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. М.: Прогресс, 1973, т.4, с.444-445.

214. Федоров Ф.П. Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана. В кн.: Художественный мир Э.Т.А.Гофмана: Сборник. М., 1982, Ce8I-I06.

215. Фиалнова Л.Л. До уровня профессионального. Молодая гвардия, Киев, 1983, 14 июня. - На укр.яз.

216. Фиалкова Л.Л. К генеалогии романа М.А.Булгакова "Маем тер и Маргарита". Известия АН СССР, Сер. лит. и яз;, 1981,т.40, й 6, с.532-537.

217. Фиалкова Л.Л. Элементы теории литературы в школьной программе: /Преемственность в обучении на примере творчества Н.В.Гоголя/. Русский яз. и лит. в средних учеб. заведениях УССР, 1984, № I, с.20-23.

218. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М.: Поморье, 1922. - 70 с.

219. Фразеологический словарь русского языка. М.: Рус.1. ЯЗ., 1978, с.502-503.

220. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. - 603 с.

221. Фриш М. "Homo РаЪег" : Роман /Пер. с нем. Л*Лунчиной.- М.: Мол.гвардия, 1967. 240 с.

222. Фролова Т.О. Повести М.А.Булгакова /"Дьяволиада", "Роковые яйца11/ и гоголевская литературная традиция. В кн.: Художественное творчество и литературный процесс: Сборник. Томск, 1982, с.28-40.

223. Хмельницкая Т. Поэзия Андрея Белого. В кн.: Белый А. Стихотворения и поэмы. - 2-е изд* М.;Л«, 1966, с.5-66.

224. Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоминания. Paris; Ymca-Press , 1976. - 276 CW

225. Цветаева М.И. Дон у Старого Пимена. В кн.: Цветаева М.И. Соч.: В 2-х т. М., 1980, т.2, с.38-76.

226. Цветаева М.И. Черт. В кн.: Цветаева М.И. Соч.: В 2-х т. M„f 1980, т.2, с.127-156.

227. Цехновицер 0. Предисловие. В кн.: Сологуб Ф; Мелкий бес. М.;Л6, 1933, с.3-28.

228. Чеботарева В.А. О гоголевской традиции в прозе М.Булгакова. Русская литература, 1984, № I, с.166-176.

229. Чевкин С.М. Фабриканты нации. История уездной глуши.- Пг., изд. М.Семенова, 1916. 237 с»

230. Чернышева Т.А. Потребность в удивительном и природа фантастики. Вопр. лит., 1979, № 5, с.211-231.

231. Чернышова Т.А. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество. В кн.: Художественное творчество: Вопр. комплексного изучения /1983/. Л., 1983, с.58-76.

232. Чехов А.П. Человек в футляре. Полн.собр.соч.; В 30-ти т. М., 1948, т.9, с.253-265.

233. Чистякова Э.И. О символизме Андрея Белого. Вестн. Моск. ун-та, 1983, № 3, е.39-48.

234. Чудаков Ф.И. Отражение мотивов народной словесности в произведениях Н.В.Гоголя. К.: Киев, ун-т, 1906.1. Отд. отт.

235. Чудакова М.О. Булгаков и Гоголь. Рус. речь, 1979, №2, с.38-48.

236. Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков. Там же, 1979, № 3, с. 55-59.

237. Чуковский К.И. Путеводитель по Сологубу. Чуковский К.И. Собр.соч.: В 6-ти т. М., 1969, т.6, с.332-367.

238. Чумаков В.М. О разновидностях фантастики в литературе. В кн.: Литературные направления и стили. М., 1976, с.365-370.

239. Шамиссо А. Необычные приключения Петера Шлемиля: Повесть. М.: Гослитиздат, 1955. - 72 с.

240. Шелли М. Франкенштейн. М.: Худож. лит., 1965. -245 с.

241. Шкловский В.Б. Время в романе. В кн.: Шкловский В.Б; Художественная проза. Размышления и разборы. М„, 1959, с.305-318.

242. Шкловский В.Б. zoo или письма не о любви. - Л.: Атенест, 1924, с.26.

243. Шукшин В.М. До третьих петухов. В кн.: Шукшин В.М. Рассказы и повести. Кишинев, 1978, с.533-573.

244. Щербак Ю. 3 хрон i ки Mi ста Ярополя. ВИчизна, 1968, № 7, с.16-68.-182256. Эйзенштейн С.М. Монтаж 1938.- Собр. соч.: Б 6-ти т.-M.f 1964, т.2, с.156-188.

245. Эренбург И.Г. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников.- Собр. соч.: Б 9-ти т.- М.,1962,т.1,с.9-232.

246. Andrey Bely. A critical review.- Laxington: The Univer-siti press of Kentucky, 1978.- 222p.

247. Andrej Belyj: tra mito e realta.Teoria e pratica lette-raria.- Milano: Edizioni unicopli, 1984.- 91p.

248. A.Blok A.Belij. 100 (kerekasztal-konf erencia) .- Debrecen, -174р.

249. Catteau J. " A propos de la litterature fantastique: Andre Belyj heritier de Gogol et de Dostodevski".- Cahiers du Honde Susse et Sovietique, 1962, nj.

250. Moehulsky K. Andrey Bely: His life and works.- Ann Arbor: Ardis, 1977.- 23-;p.

251. Nivat G. Портрет в творчестве Андрея Белого.- В кн.:

252. Междунар. съезд славистов. Киев, сент., 1983.- М.:Наука, 1983, с.272.

253. Todorov Т. Introduction a la litterature fantastique.-Paris: Edition du Seuil, 197б,P- 28-62.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.