Государственно-церковные отношения в России как фактор политики тема диссертации и автореферата по ВАК 23.00.02, кандидат политических наук Смирнова, Мария Игоревна

Диссертация и автореферат на тему «Государственно-церковные отношения в России как фактор политики». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 473560
Год: 
2013
Автор научной работы: 
Смирнова, Мария Игоревна
Ученая cтепень: 
кандидат политических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
23.00.02
Специальность: 
Политические институты, процессы и технологии
Количество cтраниц: 
293

Оглавление диссертации кандидат политических наук Смирнова, Мария Игоревна

Введение

Раздел I. Теоретико-методологические аспекты проблемы

Раздел II. Роль Православия в становлении Российской государственности

Раздел III. Церковь в системе государственности имперской

России

Раздел IV. Государство и Церковь в советский период

Раздел V. Государственно-Церковные отношения в Российской

Федерации

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Государственно-церковные отношения в России как фактор политики"

Актуальность диссертационного исследования

В современной системе общественных отношений всё отчетливее проявляется религиозный фактор. Это касается как внутренних, так и международных отношений, как Российской Федерации, так и других регионов мира. В условиях бурного процесса глобализации бывает невозможным отличить, где «чистая» политика, а где политическая религия, где «чистая» религия, а где религия, примеряющая на себя политические одежды. Между тем, такое смешение оказывает, как правило, неблагоприятное воздействие на ситуацию в том или ином регионе мира. В начале второго десятилетия XXI века за примерами далеко ходить не надо: Ирак, Иран, Ливия, Египет, Сирия и т.д. Не обходит стороной эта проблема и Россию, где мотивацией террористических актов нередко бывает религиозная составляющая. Религиозные круги, представляющие исламский фундаментализм, борются за расширение сферы своего влияния. На этом пути они не останавливаются ни перед чем, вплоть до убийств духовных лидеров, лояльно относящихся к существующей в России политической системе. Если учесть, что к исламской культурной традиции в России могут быть отнесены более 65 национальностей, а это - 16,1 млн человек, или 11% населения1, то становится очевидной опасность проникновения фундаменталистских идей в эту часть населения. Поэтому неслучайно Президент России В.В. Путин уделяет большое внимание религиозному фактору, а также конкретным встречам, беседам с руководителями конфессий, особенно с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Ещё в одной из своих предвыборных статей: «Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить», - В.В. Путин счел необходимым высказать свою позицию по ряду вопросов, которые, на его взгляд, являются важными для широкого обсуждения; с какими рисками и задачами России придётся столкнуться. Одним из вызовов России В.В.

1 Зорин В.Ю. Этнополитика в современной России: статьи, выступления, интервью. — Саратов, 2012. С.20.

2 г. «Известия». 2012. 16 января.

Путин назвал недостаточный уровень доверия людей друг к другу, нежелание заниматься общественными делами, заботиться о других, неумение подняться над частными интересами, неследование исторической традиции уважения к государству. А ведь всё перечисленное - это поле деятельности не только РПЦ, но и всех конфессий в России. В.В. Путин прямо сказал, что «неоценимую роль в социальном служении, в преодолении разобщенности людей, формировании доверия и готовности мирно разрешать конфликты, неизбежные в быстро развивающемся обществе, играют традиционные религии - православие, иудаизм, ислам и буддизм1.

Данную мысль В.В. Путин уже развил более подробно в своем декабрьском (2012г.) Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, отметив, что «глобальное развитие становится всё более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера.»2 И в противостоянии негативным процессам Глава государства отводит большую роль РПЦ, другим конфессиям. В частности, Президент призывает беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. «Попытки провоцировать межэтническую напряженность, религиозную нетерпимость, - сказал В.В. Путин, - мы должны рассматривать как вызов единству Российского государства, как угрозу для каждого из нас»3. Следовательно, задача состоит в том, чтобы не допустить «сползания» ситуации в опасное для России, её политической стабильности русло. Ведь многовековой исторический опыт России, её этническое, религиозное и культурное многообразие всегда являлось важным фактором конкурентоспособности Российского государства и российской культуры, важным ресурсом развития страны. В настоящее же время вектор антироссийской деятельности в ряде стран мира, и прежде всего на Северном Кавказе имеет восходящую направленность. Динамика насилия в этом регионе определяет перспективу политики —

1 г. «Известия». 2012. 16 января.

2 См.: Российская газета. 2012. 13 декабря.

3 Там же. борьба с криминально-террористическим подпольем, рядящимся в религиозные формы. Иначе насилие на Северном Кавказе заменит реальную политику и вместо того, чтобы возвращать носителей русской культур! л и регион в целях снижения уровня политической напряженности, федеральные власти вынуждены будут обустраивать русских на других территориях страны, оставляя поле деятельности своим противникам свободным. В такой ситуации религиозно-политичсский и этнополитический радикализм и экстремизм активизирует втягивание в негативные процессы молодежь, а сложное социокультурное самочувствие русского народа на фоне этнорелигиозной мобилизации других этнических сообществ и роста числа мигрантов ещё более усугубляется.

На этом фоне важна работа не только силовых структур, но и диалог культур, в том числе и религиозных: православной, мусульманской, буддистской, иудаистской (основных конфессий России). Конструктивный, продуктивный диалог возможен при условии его опори на многовековой российский опыт взаимодействия конфессий. Не случайно в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года указывается, что Страте]-и я основывается и на многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства1.

М йоге вековой опыт Российского государства показывает, что связующим центром конфессионально-этнических отношений была Русская Православная Церковь (РПЦ). От её статуса в государстве, от её «самочувствия» во многом зависело состояние самого государства. Поэтом)' вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства - вопрос чрезвычайной важности и сложности, вопрос, решение которого определило и определяет ход не только Российской истории, но и во многом - мировой истории. Ведь РПЦ связывает себя не только с

1 См.: Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012. №1666).

2 Имеется в виду не церковь в широком смысле слова, охватывающая все религии, а Церковь, как средоточие Православия. русским пародом, который к ней принадлежит, но имеет идеи, вытекающие из её собственного вероучения и не связанные с политической конъюнктурой. То есть РПЦ действует в мировом пространстве и через русских людей, где бы они не проживали, и через реализацию своих собственных идей. Эти два направления деятельности Церкви могут быть эффективными только тогда, когда правильно будут определены и осуществляться формы взаимодействия её с государством. «Набор» и «характер» этих форм (механизмов) должен быть направлен на совместное решение задач, стоящих перед обществом в мире XXI века, когда, как уже говорилось, глобальное развитие становится всё более неравномерным, когда вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера1.

Именно исходя из чувства ответственности за страну, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил 13 декабря 2012г.2 сложный регион России - Северный Кавказ, где впервые по инициативе Ставропольской митрополии состоялся Ставропольский форум Всемирного русского народного собора. Цель форума - формирование диалогового пространства для достижения гражданского согласия ради сохранения мира на Кавказе и преодоления религиозного радикализма, экстремизма, сепаратизма, а это значит - ради благополучия России.

Чю означает это для светской науки, могут ли политические науки оставаться в стороне от выработки «своих» рекомендаций, выводов в целях достижения эффективного взаимодействия Церкви и государства ради решения обозначенных выше задач? - Нет, не могут, полагаем мы. Руководствуясь данной мотивацией, мы и определили тему своего диссер I ациопиого исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Изучение вопроса о государственно-церковных отношениях показало, что различить, разделить научную литературу по данной

1 См.: Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2012. 13 декабря.

2 См.: Слово Патриарха// Российская газета. 2012. 14 декабря. проблематике по отраслям: политологическую, юридическую и т.д. очень сложно.

Однако, ясно, что государственно-церковные отношения стали объектом из} чения многих и разных научных отраслей, хотя и с повторяющимися вопросами. В каждой отрасли науки при этом одни и те же вопросы раскрываются с разных сторон, приводя, в конечном счете, к одном)' заключению. Бывают выводы и совершенно противоположные, особенно когда затрагивается политическая составляющая. Приводя ниже имена авторе и, диссертант не стремится соблюсти резкую грань между отраслями знаний, главное, что все они (авторы) так или иначе писали на религиозные темы, в том числе и о государственно-конфессиональных, госуд а рстве!111 о-церковных отношениях.

IJacmrn.ico сложно бывает отделить в работах о взаимоотношении Государства и Церкви политические элементы от неполитических показывают т руды Митрополита Филарета (Дроздова), который писал и о Государстве, и о Верховной власти, об отношениях к ним подданных, о консти гуциопализме и о революциях на Западе, о связи между престолом и алтарём, о печати, о суде, о наказаниях и т.д.! Такой разброс рассматриваемых Митрополитом Филаретом вопросов просто не мог исключить ПОЛИТИКИ.

Надо ö l метить, что вопросы государственно-церковных отношений в досоветскиП период рассматривались всеми, кто так или иначе касался истории России, тем более, когда об истории писали профессионально. Выделим такие имена, как: Ломоносов М.В., Карамзин Н.М., Костомаров Н.И., Ключевский В.О., Соловьёв С.М., Тальберг Н.Д., Муравьёв А.Н., Никитский А.И., Голубинский Е.Е., Павлов A.C., Бережков М.Н., Спицын A.A., ] кткои A.A., Платонов А.И., Айналов Д.В., Малыше некий И.И., Кашпровский Е.И., Львов В.Н., Суворов Н.С., Бердников И.С. и др.

Информацию по рассматриваемой теме получить можно из трудов Энгельса Ф., философов Бердяева H.A., Ильина И.А., Лосева А.Ф., Соловьева 15. С., Флоренского П.А., писателей Булгакова М.А.,

Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н., мемуаристов Жевахова Н.Д. и Урусовой Н.В.

Как уже указывалось, о государственно-церковных отношениях писали и пишут священнослужители. Назовём: Макарий (Булгаков), Святитель Николай Сербский, Митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Иннокентий (Смирнов), архиепископ Филарет (Гум ялевский), Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Иеродиакон Серафим (Чиркин), Священник Георгий Рябых.

Методологическое значение для диссертанта имеют труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

13 XX и XXI вв. вопросы государственно-церковных < i ношений, религии в целом, стали объектом исследователей: Абдула. цпов Р.Г., Амосов Н.К., Андреева Л.А., Балевиц 3., Белова Т.П., Болтспкова Л.Ф., Борис (Рукин), Борисов Н.С., Брихничёв И., Васильева О.Ю., Введенский

A.И., Власов В.И., Вострышев М., Гидулянов П.В., Доброскло; с кий А.П., Емелях Л.И., Жминда М.Н., Знаменский П.В., Зорин Ю.В., Кандидов Б., Карта!пев A.B., Корзун М.С., Кравчук В.В., Кураев А., Марченко В., Нестерова А.Г., Николин А., Никольский Н.М., Персиц М.М. Перхавко

B.Б., 1 Глаксин Р.Ю., Рункевич С.Г., Савельев В.В., Свенщ: икая И.С., Смолич И.К., Спиркин А.Г., Степнов П.П., Степнова Л.А., . ростников В.Н., Тростникова Е.В., Угринович Д.М., Федотов Г.П., Шишкин A.A., Шмидт В.В., Шмидт К., Щапов Я.Н., Щукин А. и др. Наиболее полную информацию диссертант получил из работ Одинцова М.И.

Тем не менее, анализ трудов, указанных выше и не в 'шедших в список авторов, несмотря на их большое количество, пок; что в комплексе, с исторической последовательностью, в контексте политических отношений вопрос о Русской Православной Церкви не рассмо грен, что и побудило автора к написанию диссертации.

Объектом исследования являются государственно ерковные отношения в России в их историческом развитии.

Предметом исследования являются политические аспекты (факторы) государственно-церковных отношений в России в их историческом развитии.

Цель исследования состоит в выявлении политической составляющей государственно-церковных отношений на протяжении столетий их существования в России, на фоне других (разных) отношений, и определении меры их воздействия на происходящие в государстве процессы.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что Церковь в России исторически занимала разное место в системе общественно-политических отношений, и это определяло меру и качество её воздействия на происходящие процессы: она стала государствообразующим фактором для Древнерусского государства; духовно-патриотическим центром в ХУ1-ХУПвв.; «обюрокраченным» учреждением во многие годы Советской власти; институтом гражданского общества в Российской Федерации. В ходе исследования гипотеза подтвердилась.

Задачи исследования:

- определить круг источников, подлежащих изучению, анализу, сосредоточив основное внимание тех из них, которые касаются отношений Церкви и Государства; при изучении выявленных источников наиболее полному анализу подвергать те из них, в которых отражаются политические аспекты государственно-церковных отношений;

- определить круг понятий, категорий, подлежащих использованию в диссертации и при необходимости дать отсутствующие определения их; выявить и показать роль православной религии в процессе становления российской государственности;

- проанализировать правовое положение РПЦ в системе государственности имперской России; дать характеристику статуса Церкви в советский период;

- раскрыть вопрос о государственно-церковных отношениях в современной России;

- сформулировать выводы.

Теоретическую основу исследования составили труды досоветских, советских и современных ученых в области политологии, юриспруденции, философии, социологии, религиоведения, истории, политические и политико-правовые документы.

Методологическую основу исследования составили традиционные и современные методы познания социально-политических явлений и процессов, в том числе:

- исторический метод, с помощью которого осуществлен анализ государственно-церковных отношений в России на всем протяжении ее развития;

- метод политико-правового анализа, который позволил провести исследование политических документов, правовых актов и основанной на них реальной действительности в сфере государственно-церковных отношений;

- институциональный метод, с помощью которого показано положение Церкви как института государства на некоторых этапах развития России;

- компаративный метод, позволивший сравнить статус Церкви на разных этапах её существования в России;

- системно-функциональный метод, который «помог» провести анализ статуса Церкви в его взаимосвязанности с происходящими процессами в государстве;

- дедуктивно-индуктивный метод, который позволил провести анализ, идя от общего к частному и особенному. Использовался также структурно-функциональный метод контент-анализа.

Эмпирическую базу исследования составили политические и правовые документы досоветской России; советские конституции и законодательство; Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство; Послания Президента РФ Федеральному Собранию

РФ; Стратегии, Концепции, Доктрины; интервью, отдельные высказывания Святейшего Патриарха и всея Руси Кирилла; материалы «круглых столов», конгрессов, конференций, форумов.

Достоверность исследования обеспечена изучением, анализом и использованием большого массива источников различного происхождения, их сопоставлением и авторским осмыслением применительно к теме диссертации.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые с точки зрения политологии рассмотрена тема государственно-церковных отношений в историческом контексте, включая период новейшей истории и современность.

Автором показана роль Православия в становлении Российской государственности, что подтверждает наличие политического фактора в отношениях Церкви и Государства.

Раскрывая вопрос о месте Церкви в системе государственности имперской России, диссертант приходит к выводу, что РПЦ фактически была одним из государственных институтов со всеми вытекающими из этого последствиями.

В диссертации доказано, что отделение Церкви от Государства в советский период противоречиво сказалось на её положении в обществе, но не лишило её возможности служить интересам народов, которые ей принадлежат.

Автором обоснован вывод о возникновении в современной России тенденции политизации государственно-церковных отношений.

Диссертант показал необходимость конфессионального федерализма в современных условиях глобализации, чтобы воспрепятствовать процессам, ведущим к войне цивилизаций и дал определение понятия «конфессиональный федерализм».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Во взаимодействии: Государство -Церковь в лице соответствующих структур, каждая из сторон помимо общих интересов и целей преследует свои собственные интересы и цели, равновесие чему может придать конфессиональный диалог.

2. На состояние дел в государстве оказывает влияние степень развитости отношений между конфессиями в России. В данном вопросе важен конфессиональный федерализм

3. Под конфессиональным федерализмом понимаются отношения между приверженцами (прежде всего лидерами) различного вида религий (вероисповеданий, конфессий), основанные на принципах согласия, взаимоуважения, договоренностей, преследующих достижение общих целей мирного, бесконфликтного сосуществования и развития народов и «их государств».

4. Выработанные в результате межконфессионального взаимодействия общие идеи, цели, направленные на благополучие общества, его духовно-нравственное воспитание, лидеры конфессий доводят до сведения Государства в лице его органов, на базе чего складывается взаимодействие.

5. Основную ответственность за состояние такого взаимодействия берет на себя Русская Православная Церковь, исторически доказавшая свою государствообразующую роль.

6. Исторический опыт взаимодействия Государство - Церковь показывает, что состояние отделенности Церкви от Государства -наилучшая форма их отношений в условиях стремительно меняющегося мира, гарантирующая независимую субъектность политических процессов.

7. Формы реализации политической субъектности Церкви должны соответствовать духу и смыслу существования этого Явления (Церкви), не политизируя её в общегосударственном смысле этого слова. В это русло необходимо направить тенденцию политизации Церкви, возникшую на основе государственно-церковных отношений в условиях перманентного кризиса.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Положения и выводы диссертации вносят определенный вклад в политические науки, предметом которых являются государственно-церковные отношения.

Материалы диссертационного исследования послужат основой для составления программ, текстов лекций, тем курсовых работ, рефератов по учебным дисциплинам государствоведения, государственно-конфессиональных отношений, истории Отечественного государства и права, политологии и др.

Выводы, содержащиеся в положениях, выносимых на защиту и в Заключении, могут быть полезны в выстраивании отношений Государства с Церковью.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре национальных и федеративных отношений, рекомендована к защите. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора и прежде всего, в рецензируемых журналах.

Структура диссертации.

Тема работы, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования определили её структуру. Диссертация состоит из Введения, пяти разделов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложений.

Заключение диссертации по теме "Политические институты, процессы и технологии", Смирнова, Мария Игоревна

Заключение

В результате диссертационного исследования автор приходит к ряду выводов:

1. Государственно-церковные отношения в России как фактор политики в политологии исследованы недостаточно. Многие аспекты этой темы, даже с учетом проведенного исследования, остаются неизученными, требуют к себе дальнейшего внимания политологов. Особенно это касается современных форм взаимодействия Государства и Церкви.

2. Важное значение на современном уровне развития имеет межконфессиональный диалог (конфессиональный федерализм) в целях предотвращения угроз и вызовов безопасности России.

3. В свою очередь РПЦ, являясь связующим, укрепляющим звеном в отношениях Государства с конфессиями, должна брать инициативу в свои руки в деле эффективного сотрудничества государственных и религиозных институтов.

4. История России показывает, что Православие (Церковь) на протяжении нескольких столетий была государствообразующим звеном, не будучи огосударствлена в полном смысле этого слова.

5. Со времён Петра I Церковь постепенно превратилась в бюрократический государственный институт, что в конечном итоге наложило свой отпечаток и на её структуру, и на её деятельность. В этом смысле Церковь не освобождена и от той ответственности, которую несут перед Историей государственные институты за судьбу России.

6. Отделение Церкви от Государства — наилучший выход в создавшейся политической ситуации в начале XX века.

7. Объективный подход к изучению вопроса о государственно-церковных отношениях показывает, что в годы советской власти, особенно её первый период, репрессии против церковнослужителей были вызваны отчасти их вовлеченностью в политические процессы, когда они рассматривались в качестве политических противников.

8. Когда Церковь отстранилась от политики и сосредоточила своё внимание на духовно-нравственной составляющей своей деятельности, Государство также стало лояльнее к ней относиться. Особенно это проявилось в годы Великой Отечественной войны.

9. Трагические элементы отношений Государства и Церкви наводят на вывод, что каждый должен заниматься предначертанным ему делом — государству не следует «воцерковляться», иначе оно будет лишено «земных» возможностей воздействия на процессы; Церкви нельзя «огосударствляться», иначе она втянется в мирские процессы и лишена будет одухотворенной святости.

10. Современная ситуация в мире требует переосмысления прошлых страниц из жизни «государство - церковь», предания забвению трагедий, с тем чтобы выработать новые формы взаимодействия между собой, между конфессиями, в целях совместного, но независимого влияния на глобальные процессы в интересах мира и согласия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Смирнова, Мария Игоревна, 2013 год

1. Нормативные правовые и политико-правовые акты

2. Конституция РСФСР 1918г. // СУ РСФР. 1918. №51. Ст.582.

3. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик. Изд. ЦИК СССР. 1924.

4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936г. // Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории Советской Конституцию М., 1987. С.285-312.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. М.: Проспект, 2009.

6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №21. Ст.240; СЗ РФ. 1995. №5. Ст.346.

7. Декрет о 8-часовом рабочем дне // Декреты Советской власти. Т.1.,М., 1957.

8. Декрет о кладбищах и похоронах // Известия ВЦИК. 1919. 22 января.

9. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 20 января 1918г. // РСФР 1918. Ст.263.

10. Декрет о социализации земли // Декреты Советской власти. Т.1.,М., 1957.

11. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1.

12. Кодекс законов о труде // Декреты Советской власти. Т.1., М., 1957.

13. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве // Декреты Советской власти. Т.1., М., 1957.

14. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №21. Ст.240; СЗ РФ.1995. №5. Ст.346.

15. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ // СЗ РФ. 1997. №39. Ст.4465; Российская газета. 1997. 1 октября.

16. Федеральный закон от 30 ноября 2010г. №327-Ф3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности» // СЗ РФ. 2010. №49. Ст.6423.

17. Указ от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» // Российское законодательство Х-ХХвв. Т.4.

18. Сборник указов и постановлений Временного Правительства. Пг., 1917. Вып. 1.

19. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2012.13 декабря.

20. ПСЗРИ (Полное собрание законов Российской империи). Собр.1, Т.1У.

21. СУ РСФСР. 1918. №18. Ст.263.

22. Постановление государственной комиссии по просвещению о духовных учебных заведениях // Известия ВЦИК. 1918г. 5 сентября.

23. Постановление Совета Народных комиссаров от 5 сентября 1918г. «О красном терроре» // Декреты Советской власти. Т.1., М., 1957.

24. Постановление ВЦИК от 20 февраля 1922г. «Об изъятии музейных ценностей» // Известия ВЦИК. 1922. 23 февраля.

25. Постановление ВЦИК от 23 февраля 1922г. «Об изъятии церковных ценностей» // Известия ВЦИК. 1922. 26 февраля.

26. Постановление Президиума ВЦИК от 8 апреля 1929г. «О религиозных объединениях» // Декреты Советской власти. Т.1., М., 1957.

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1988г. 3565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» // СЗ РФ. 1998. №23. Ст.2560.

28. Постановление Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №21. Ст.241.

29. Распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 марта 2006 года№ 116рп-СФ.

30. Инструкция о порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства и школ от Церкви» // СУ РСФР. 1918.Ст.263.

31. Инструкция Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины от 3 января 1919г. // Декреты Советской власти. Т.1., М., 1957.

32. Инструкция о порядке осуществления Декрета о кладбищах и похоронах // Известия ВЦИК. 1919. 22 января.

33. Циркуляр Наркомюста по вопросу об отделении Церкви от государства от 3 января 1919г. // Декреты Советской власти. Т.1., М., 1957.

34. Циркуляр Наркомюста по поводу реализации статьи 12 Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви от 18 марта 1920г. // Декреты Советской власти. Т.1., М., 1957.

35. Циркулярное письмо НКВД об отношении к религиозным обществам от 29 февраля 1919г. // Декреты Советской власти. Т.1., М., 1957.1.. Научная, учебная и иная литература

36. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Россия, в чем суть твоего бытия? М.: Республика, 1994.

37. Абдулатипов Р.Г. Авторитет разума: (О философии разумной практики). М, 1999. 319 С.

38. Абдулатипов Р.Г. Диалог о молитве. (Сократ и Шамиль). — М.: АВИР ВВУ, 2001. 35 С

39. Александр Шмеман, прот. Исторический путь Православия. Репринт. М., 1993.

40. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984.

41. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856-1904гг. СПб., 2003.

42. Алиев Ш.М. Демократизм советской федерации и суверенитет союзной республики // Развитие социалистической демократии и укрепление законности. Баку, 1988.

43. Андреев А.Р. История власти в России. Великие князья, цари, императоры, их двор, государственная, дипломатическая, военная, полицейская иерархия, органы государственной власти и управления. М., 2003.

44. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

45. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIIIb. / Е.В. Анисимов. СПб., 1997.

46. Аристотель. Аналитики Первая и Вторая. М., 1952.

47. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1984.

48. Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. СПб, 1905.

49. Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. -СПб.: Изд-во им. A.C. Суворина, 1992. 103с.

50. Архиепископ Сергий Страгородский. Православное учение о спасении. Казань, 1898. 264с. Репринтное воспроизведение. -М.: Изд-во «Просвещение», 1991.

51. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. T.V. Ростов-на-Дону, 2011.

52. Бабич М.В. Государственные учреждения XVIIIb.: Комиссии петровского времени / М.В. Бабич. М., 2003.

53. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.

54. Барсуков И.П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его источникам, письмам и рассказам современников. М., 1997 (репринт с изд. 1883г.).

55. Безуглов A.A. Суверенитет советского народа. М., 1975.

56. Безуглов A.A. Суверенитет советского народа: Лекция. М., 1969.

57. Белоброва O.A. О «Книге Паломник» Антония Новгородского // Византийские очерки. М., 1977.

58. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990

59. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990.

60. Берегова О. Символы славян. СПб., 2002. 432с.

61. Вернадский В.Н. Новгород и Новгородская земля в XVb. М.-Л., 1970.

62. Болтенкова Л.Ф. От НКВД до федерализма. М., 2008.

63. Болтенкова Л.Ф. Роль православия в становлении и развитии российской государственности // Евразийский Союз. 2012. №1.С.114-132.

64. Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие Российского многонационального государства (VIb. настоящее время). В пяти книгах. Кн. 1-4. М.: Этносоциум, 2011-2013.

65. Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие Российского многонационального государства (VI в. настоящее время). М., 2011. 4.2.

66. Болтенкова Л.Ф. Этнонациональный и конфессиональный факторы в процессе падения Российской империи. М., 2012.

67. Будилович A.C. Может ли Россия отдать инородцам свои окраины? СПб., 1907.

68. Бурьянов С.А. О нарушении Конституции России в сфере свободы совести в 2005г. // Политика и общество. 2006. № 1.

69. В каком смысле Церковь вне политики? // Нескучный сад. №3 (14), март 2012 года.

70. Васильева Н.В., Гальперин Г.В., Королёв А.И. Первая Российская революция и самодержавие. М., 1975.

71. Великие государственные деятели России. М., 1996.

72. Верховский A.M. Церковь в политике и политика в церкви // Верховский A.M., Михайловская Е.В., Прибыловский В.В. Политическая ксенофобия: радикальные группы: Представления политиков: роль Церкви. М., 1999.

73. Вестник аналитики. 2008. №3 (33).

74. Виппер Р.Ю. Возникновение христианской литературы. М.-Л., 1946.

75. Виппер Р.Ю. Возникновение христианства. М., 1918.

76. Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М., 1944.

77. Виппер Р.Ю. Общественные учения и историческая теория XVII ХЗХвв. Иваново-Вознесенск, 1925.

78. Виппер Р.Ю. Церковь и государство в жизни XVIb. В эпоху Кальвинизма. М., 1894.

79. Вихарев С.Р. Суверенитет БССР в составе СССР. Минск, 1958.

80. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н./Д, 1995.

81. Власов В.И. Кавказская линия Святой Руси // Государство, Религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. №4.

82. Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М., 2003.

83. Воеводин JI Д. Статус современного государства как предмет общего конституционного права // Российский юридический журнал. 1997. № 4

84. Володина Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России (XX век). М., 2000.

85. Володихин Д.М. Митрополит Филипп. М.: Молодая гвардия, 2009.

86. Воскресенский H.A. Законодательные акты Петра I. М.-Л., 1945.

87. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917.

88. Высшие и центральные государственные учреждения России 1801 1917гг. Т.1. СПб., 1998.

89. Гантаев A.B. Церковь и феодализм на Руси. М., 1960.

90. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. Ч. 1-2. СПб., 1967.

91. Год души. Православный календарь с чтением на каждый день, 2009. Составление И. Смолькина. ООО «Бригантина», 2008.

92. Голикова З.Ф. Очерки методики атеистической пропаганды. Саранск, 1961.

93. Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. — М., 1957.

94. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1904. Т.1/2.

95. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. — Л., 1987.

96. Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996.

97. Государственное совещание: Стенографический отчет. М., Л.1930.

98. Государственные учреждения России XVI ХУШвв. / Под ред. Н.Б. Голиковой. М., 1991.

99. Государственный Совет: Стенографические отчеты. Сессия 7. СПб., 1912.

100. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. 4.1. СПб., 1901.

101. Гречев Б. Русская Церковь и русское государство в Смутное время. М., 1918.

102. Грибовский В.М. Высший суд и надзор в России в первой половине царствования Екатерины Второй: историко-юридическое исследование / В.М. Грибовский. СПб., 1901.

103. Гурвич Г.С. История советской Конституции. Приложение 1. М., 1923.

104. Гурвич Г.С. Народ, народный суверенитет и народное представительство в советской системе // Советское государство и право. 1958. № 7.

105. Гурлянд И.Я. Приказ Великого государя тайных дел. — Ярославль, 1902.

106. Гурлянд И.Я. Герман Коген и его обоснование еврейства. П., 1915.

107. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1995. Т. 1, А-3.

108. Доброхотов Л.Н. Церковь и общество в России: вчера и сегодня // Национальные интересы. 2011. №1(71).

109. Дорогин В. Суверенитет в советском государственном праве. М., 1948.

110. Дорофеева Е.С Проблемы государственного регулирования религиозных отношений в современной России // Религиозный фактор в процессе становления гражданского общества в современной России: Сб. науч. трудов. Саратов, 2004.

111. Древняя Русь: Город. Замок. Село // Археология СССР. М., 1985.

112. Дубровин Н.Ф. Наши мистики-секганты. // Русская старина. СПб., 1895, ноябрь.

113. Емелях Л.И. Христианизация Руси // Религии мира: История и современность. Ежегодник. 1986. М., 1987.79." Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

114. Жевахов Н.Д. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода. СПб., 2008. Т.1.

115. Жизнеописание достопамятных людей земли русской (Х-ХХвв.).-М.: «Московский рабочий», 1992.

116. Жминда М.Н. Трансформация политической субъектности Русской Православной Церкви в условиях современного политического процесса // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. №3.

117. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978.

118. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. М., 1978.

119. Залужный А.Г. Право. Религия. Закон. М.: Научная книга, 2008.-360с.

120. Затонский В.А. Эффективная государственность / Под ред. A.B. Малько. М., 2006.

121. Зимин A.A., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982.

122. Златопольский Д.Л. Разрушение СССР (размышление о проблеме). М., 1998.

123. Зорин В.Ю. Этнополитика в современной России: Статьи, выступления, интервью. Саратов, 2012.

124. Зубов А. Есть христиане-политики, но нет христианской политики? // Нескучный сад. №3(14), март 2012. С.8-15.

125. Зубов А.Б. Христиане и политика: гонящая церковь или гонимая церковь // ПОЛИС. 2008. № 2.

126. Зуев Ю.М. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность в современной России // Религия и политика в современной России. М., 1997.

127. Иванов И. (диакон). Взаимоотношения церкви и государства во второй половине XVIII века: Сборник документов. М., 2010.-135с.

128. Иванов И.Г. Атеизм и современное естествознание. М., 1977.

129. Иванов И.Г. Интерпретация современной теологией религиозной картины мира. М., 1972.

130. Иванов С.С. Государство и право России в период сословно-представительной монархии. — М., 1960.

131. Иеродиакон Серафим (Чуркин). Путь святых праздников «Сатисъ Держава». Санкт-Петербург, 2006.

132. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 431с.

133. Институт генерал-губернаторства и наместничества в Российской империи. СПб., 2001.

134. Информационно-справочный материал «Основные религиозные центры России», подготовленный Аналитическим Управлением Аппарата Совета Федерации // Текущий архив. 2006.

135. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Голос вечности: проповеди и поучения. СПб., 1995.

136. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Творением добра и правды. М., 1993.

137. Иоасафовская летопись. Под ред. Зимина. М., 1957. Троице-Сергиев монастырь.

138. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2ч. 4.2 / Под общ. ред. O.A. Жидкова и H.A. Крашенинниковой. М., 2001.

139. История государства и права СССР. 4.1. Под. ред. О.И. Чистякова, И.Д. Мартысевича. -М.: МГУ, 1985.

140. История государства и права. 4.1 / Под ред. О.И. Чистякова, 4 изд., перераб. и доп. М., 2006.

141. История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М., 2004.

142. История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2006.

143. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 2001.

144. История полиции в России / Под ред. В.М. Курицына. М., 1998.

145. История СССР с древнейших времен до наших дней. В двух сериях. В двенадцати томах. Первая серия. T.l. М.: «Наука», 1966.

146. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993.

147. Капто A.C. Энциклопедия «Мир»: В 2т. М., 2008.

148. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1987.

149. Карнец В.И. Некоторые черты государственности и государственной идеологии Московской Руси. Идея верховной власти // Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве. — М., 1985.

150. Карташев A.B. История Русской Церкви. М.: ЭКСМО, 2004.

151. Карташев A.B. Церковь и государство. Париж, 1992.

152. Карташев A.B., Любавский М.К. Исторические записки. T.XIX. Труды историко-архивного института. T.II. М., 1946.

153. Каштанов С.М. Финансы Средневековой Руси. — М., 1988.

154. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: мемуары. М., 1993.

155. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слова. Проповеди. Выступления. К.: Изд-во Киево-Печерской Лавры, 2009.

156. Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917г. М., 2009.

157. Ключевский В.О. Русская история. М.: ЭКСМО, 2009.

158. Ключевский В.О. Соч. Т.1: Курс русской истории. 4.1. М., 1956.

159. Ключевский В.О. Церковь и Россия. Париж, 1969.

160. Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде Антония архиепископа новгородского в 1200 году // Православный палестинский сборник. СПб., 1899. Т. 17. вып.З.

161. Княгиня Урусова Н.В. Материнский плачь Святой Руси / Издательский Дом Русский Паломник. Валаамское Общество Америки. М., 2009.

162. Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л., 1964.

163. Коваленко Г. Русские и шведы от Рюрика до Ленина. Контакты и конфликты. М., 2010. — 256с.

164. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

165. Колымагин Б.Ф. Русская Православная Церковь и проблемы сохранения культурного наследия. // Национальные интересы. 2011. №1.

166. Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2002.

167. Кондаков Д.Ю. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825) СПб., 1998.

168. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Отв. ред. и рук. авт. кол. д.ю.н., профессор Авакьян С.А. -М., 2001.

169. Конторович Я.А. Законы о вере и веротерпимости. С приложением свода разъяснений по кассационным решениям Сената. С.-Петербург, 1899.

170. Коркмасова К.Д. Суверенность народов СССР. Ростов н/Д., 1967.

171. Косвен М.О. Преступления и наказания в догосударственном обществе. М., 1925.

172. Костюк К.Н. Русская Православная Церковь и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт // ПОЛИС. 2008. № 2.

173. Кравец С. В каком смысле Церковь вне политики? // Нескучный сад. №3(14), март 2012. С.17 - 19.

174. Краткий политический словарь / В.П. Абаренков, А.Г. Аверкин и др. М., 1983.

175. Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. М.: Политиздат, 1980. - 159с.

176. Кубеев М. 100 великих побед России. М., 2010. -256с.

177. Кубланов М.М. Возникновение христианства. М., 1974.

178. Кубланов М.М. Иисус Христос бог, человек, миф. М., 1964.

179. Кубланов М.М. Мыслители древности о религии. М., 1960.

180. Кубланов М.М. Новый завет. Поиски и находки. М., 1968.

181. Кудрина Т.А. От политики государственного атеизма -к свободе совести: материалы совещания. М., 2000.

182. Кудрявцев В.Н. Основы конфликтологии. М., 1997.

183. Куликовская битва // Великие битвы в истории России. М.: ООО «Дом Славянской книги». 2009.

184. Кураев А. Как использовать Закон о свободе совести для защиты Православия в школе? // Москва. 2003. №5.

185. Кураев А. Миссионерский кризис Православия. М.: Никея, 2010.-304с.

186. Куренной В. Власть и Церковь: мотивы и перспективы сближения // Отечественные записки. 2001. №1.

187. Кучкин В.А., Хлебников Н., Сыромятников Б.И. Политическая история. Россия СССР — РФ. В 2т.

188. Кырлежев А. Проблемы церковного устройства современного православия // Континент. 2003. № 117.

189. Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948.

190. Ленин В.И. Государство и революция // Поли. собр. соч.1. Т.ЗЗ.

191. Ленин В.И. Философские тетради. Госиздат, 1947.

192. Лепешкин А.И. Суверенитет в советском союзном государстве и его укрепление в период развитого социализма // Советское государство и право. 1976. № 7.

193. Лихачёв Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М., 2006.

194. Ломоносов М. Записки по русской истории. М., 2008.

195. Лукьянов С.А. Принцип веротерпимости во внутренней политике дореволюционной России и роль Министерства внутренних дел в обеспечении государственно-правовых основ его осуществления: Дисс. докт. юрид. наук. М., 2009.

196. Львов В.Н. Правовое положение Церкви Православной в русском государстве. СПб., 1914.

197. Манелис Б.Л. Проблема суверенитета и ее значение в современных условиях / Отв. ред. А.И. Ишанов. Ташкент, 1964.

198. Манько A.B. Российская монархия: символика и атрибуты. Страницы истории государственности. М., 2005. — 352с.

199. Маркс К. Критика Готской программы // Избранные произведения: В Зт. Т.2. М., 1970.

200. Мартыненко В.В. Государство и Церковь. М., 2003.

201. Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: OJIMA Медиа Групп, 2009. 608с.

202. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Жизнь в Церкви. М., 2008.

203. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т.Х. СПб., 1888.

204. Митрохин Н. Не хлебом единым: Русская православная церковь предпочитает информационное гурманство// Политический журнал. 2006. №13 (108).

205. Михайлов Г.А., Трофимчук H.A. Религиозная ситуация и подготовка кадров в области государственно-церковных отношений // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 1998. № 1-2 (13-14).

206. Морозов А. Религия и политическая модернизация России. М., 2004.

207. Муравьев А.Н. История Российской Церкви. СПб, 1838.

208. Никитский А.И. Очерк внутренней истории в Великом Новгороде. СПб., 1879.

209. Николин А. Церковь и государство (История правовых отношений). Изд. Сретинского монастыря, 1997.

210. Никольский Н.М. История Русской Церкви. 3-е изд. М.: Политиздат, 1983. 448с.

211. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

212. Новые известия. 27.09.2007.

213. Овсиенко Ф.Г., Трофимчук H.A. Православие в контексте развития федеративных и этнополитических отношений в Российской Федерации // Религия и культура: реферативный сборник.-М., 2000.

214. Огицкий Д.П. Православие и западное христианство. Учебное пособие. М., 1999. - 175с.

215. Одинцов М.И. Государство и Церковь в России: XX век. М., 1994.

216. Одинцов М.И. Государство и Церковь. M, 1991.

217. Одинцов М.И. Государство и Церковь. M, 1994.

218. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. — М., 1995.

219. Одинцов М.И. Русские патриархи XX века. 4.1. М., 1999.

220. Одинцов М.М. Русские Патриархи XX века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999.

221. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986.

222. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая И. В2.Т.1.М., 1992.

223. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // http://www.patriarchia.ru/db/text/141422

224. Отечественные архивы. 1994. №2.

225. Охотина H.A. Русская Церковь и монгольское завоевание (ХШв.) // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сборник статей. -М. «Наука», 1990.

226. Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1912.

227. Патерик Киево-Печерского монастыря. СПб., 1911.

228. Патриарх Никон: история и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 27-28 октября 2005г.) //Отв. ред. В.А. Юрченков. Саранск. 2007.

229. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947.

230. Пашков Б.Г. Русь Россия - Российская империя. Хроника событий 862-1917. М., 1997.

231. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

232. Пивоваров Ю.С. Русская политика в её историческом и культурном отношениях. М., 2006. — 166с.

233. Пименова Э. Единство государства и автономия. СПб., 1906.

234. Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции 19171923гг. М., 1968. С.35-36.

235. Планищев A.A. Церковь и государство в современной России // Национальные интересы. 2011. №1. С.30-35.

236. Платон. Соч.: В 3 т. Т.З. 4.1. М., 1971: Т.З, 4.2. - М., 1972.

237. Плигузов А.И., Хорошевич A.JI. Русская церковь и антиордынская борьба в XIII-XIV вв. // Церковь, Общество, Государство в федеративной России. М, 1990.

238. Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. Т.1. М., 1933.

239. Политическая история: Россия СССР - Российская Федерация. В 2т. Т. 1. - М., 1996.

240. Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. Исследование политической мифологии. М., 1999.

241. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке.-М., 1995.

242. Правда о религии в России. М., 1942.

243. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. -М.: Изд. НОРМА, 2009.

244. Прокопович Феофан. Сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1961.

245. Проф. С. Смирнов. Древне-русский духовник. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М. Синодальная типография, 1913. -290с.

246. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.

247. Религии мира. История и современность. Ежегодник 1986.-М., 1987.-287с.

248. Российское законодательство Х-ХХвв. В 9 томах. Т.4.

249. Румянцева B.C. Патриарх Никон в отечественной историографии периода ее становления: конец XVIII середине XIX веков // Вопросы истории. 2005, № 10.

250. Русская православная церковь и Великая Отечественная война. М., 1943.

251. Русские победы: значимые события отечественной истории: православный календарь-2011. Состав. А. Козырева. М., 2010.

252. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

253. Рыбина Е.А. Иноземные дворы в Новгороде в XII -ХУПвв. — М., 1986.

254. Ряжев А.С. Просвещенное духовенство при Екатерине II. // Вопросы истории. М., 2004, № 4.

255. Савельев В.В. Очерки прикладной культурологии: генезис, концепция, современная практика. 4.1 / РАУ. М., 1993. 69 С. 4.3 М., 1993.-102 С.

256. Самыгин С.И., Сердюков Т.Н., Нечипуренко В.Н. Религия и политика. -Р/на-Д., 1996.

257. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и ХГХвв. Л., 1988.

258. Сафронов С.Т. Русская Православная Церковь в XX веке: территориальный аспект. — М., 2001.

259. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.

260. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2004.

261. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. Х1-Х1П вв. М, 1984. (Ок. 65 книг).

262. Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. — М., 2002.

263. Священник Георгий Рябых. Русская Православная Церковь в системе современных международных отношений // Политические исследования. 2008. №2.

264. Священник Феодосий Иванов. Церковь в эпоху Смутного времени на Руси. Екатеринослав, 1906.

265. Священный Собор Православной Российской Церкви: Деяния. М., 1918. Кн.VI. Вып.1.

266. Сгибнева О.И. Государственно-конфессиональные отношения в России. Волгоград, 2005.

267. Сергий (Ларин СИ.), епископ. Православие и гитлеризм. Одесса, 1946-1947.

268. Симбирский Н. Правда о Гапоне и 9 января. СПб., 1906.

269. Симонов И. Государство и церковь: какими должны быть отношения // Религия и право. 2001. №3.

270. Слобожникова B.C. Политическое содержание статуса религии в современной России // Трансформации политической системы России: проблемы и перспективы: Международная научн. конференция: тезисы докладов. М., 2007.

271. Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на приёме в Московском гостином дворе по случаю второй годовщины интронизации, 1 февраля 2011 года ///http://www.patriarhia/ru/db/text/1401688/html; Журнал Московской Патриархии. 2011. №3.

272. Словарь иностранных слов. М., 1996.

273. Слово Патриарха // Российская газета. 2012.14 декабря.

274. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Кн.8. 4.1.-М., 1996.

275. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг. Вып.2. М., 1918.

276. Собрание постановлений по части раскола. Лондон, 1863.

277. Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1858.

278. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М., 1983.

279. Социологическая энциклопедия: В 2т. / Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003.

280. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. -М.: Политиздат, 1988.

281. Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения: Советское государство и церковь: В 3 т. М., 1993.,

282. Степнова JI.A. Смысл социального действия как предмет социологического исследования: Автореф. дисс. канд. соц. н. М., 1992.

283. Степнова JI.A. Социальная мифология и проблемы современного социального мышления. М., 1999-159 С.

284. Степнов П.П. Бессонов Б.Н. Государство и управление духовной жизнью общества. М., РАГС. 1999. 71 С.

285. Степнов П.П. Древняя Русь: государство и власть. М., РАГС. 2007.411 С.

286. Стучка П. И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964.

287. Судницын Ю.Г. Национальный суверенитет в СССР. М., 1958.

288. Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб.: Изд-во им. A.C. Суворина, 1992. - 103с.

289. Темниковский Е. Положение Императора Всероссийского в Русской Православной Церкви в связи с общим учением о церковной власти. Ярославль, 1909.

290. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2001.

291. Терюкова Е.А. Департамент духовных дел иностранных исповеданий и этноконфессиональная политика Российского государства (XVIII начало ХХв.) // Государство, Религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. №4. С.204-209.

292. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969.

293. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2001.

294. Толстой Л.Н. О смысле жизни. СПб., 1906.

295. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIIIb.-M., 1974.

296. Тростников В.Н. Бог в русской истории. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

297. Тростникова Е.В. Таинства православной Церкви / Е.В. Тростникова. -М.: Эксмо, 2008.

298. Тузмухамедов P.A. Национальный суверенитет. М., 1963.

299. Тяхта А. Политическое позиционирование церкви при Путине // Отечественные записки. 2001. № 1.

300. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.

301. Успенский сборник конца XII начала XIIIb. М., 1971.

302. Ушаков H.A. Государство в системе международно-правового регулирования. М, 1997.

303. Фалалеева И.Н. Приход и община как неформальные институты политико-правовой системы Древней Руси // Вестник Волгоградского университета. Сер.5. Политика. Социология. Право. Волгоград, 2000. Вып.5.

304. Федерализм: Энциклопедический словарь. М., 1997.

305. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

306. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1899.

307. Филарет (Гумилевский). История Русской церкви. Период второй. М., 1850.

308. Филарет. О государстве. Тверь, 1992.

309. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1980.

310. Флад К. Политическая мифология. Теоретическое исследование. М. 2004.

311. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: ACT, 2003.-635 С.

312. Флоренский П.А. Христианство и культура. Харьков. 2001.-664 С.

313. Хорошев A.C. Церковь в социально-политической системе Новгородской республики. М., 1980.

314. Хорошкевич A.JI. Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Западной Европой в XIV-XVbb. М., 1963.

315. Храните веру в сердцах: Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла / сост. A.B. Велько. Минск: Изд. Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, 2011.

316. Худайкина Г.В. Юридическая конфликтология. Саранск, 2001.

317. Церковное разделение усугубляет раскол народа. Из ответов Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на вопросы украинских журналистов 23 июля 2009 года, в преддверии Первосвятительского посещения Украинской Православной Церкви

318. Святая Русь вместе или врозь? Патриарх Кирилл на Украине. -М.: Даниловский благовестник, 2009.

319. Церковный вестник. 2010. №1-2 (423).

320. Церковный вестник. 2010. №9 (430).

321. Церковь в истории России. М.: Наука, 1967.

322. Церковь, общество и государство в феодальной России. Сборник статей. М. «Наука», 1990. // В.Б. Перхавко. Церковь и внешнеэкономические связи Руси в Х1-Х1Увв.

323. Ципин В. История Русской Церкви. М., 1997.

324. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV — ХУвв. — М., 1960.

325. Чистяков О.И. Конституция РСФСР и1918 года. Изд. 2-е. М., 2003.-224с.

326. Чугаев Д. Первая Конституция Советского государства (1918г.). М., 1949. С.135.

327. Шабалин Н.В. Русская Православная Церковь и Советское государство в середине сороковых — 50-е годы XX века. Киров, 2004.

328. Шалланд Л. Юридическая природа территориального верховенства: Историко-догматическое исследование. СПб., 1903.

329. Шевелёв В.И. Федеративная государственность: Лекция / В.И. Шевелёв. -М.: Изд. РАГС, 2010.

330. Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России. XVIII — начало ХХвв. СПб., 1999.

331. Шкуратова И.В. Советское государство и РПЦ: Проблема взаимоотношений в области внешней и внутренней политики в послевоенные годы. М., 2005.

332. Шмидт В. Патриарх Никон и его эпоха: историко-философские аспекты государственной идеологии // Власть. 2008. №2.

333. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного.-М., 1973.

334. Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси XXIII веков. М., 1989.

335. Щапов Я.Н. Церковь в системе государственной власти Древней Руси // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

336. Щипков A.B. Церковно-общественные отношения и проблемы государственного регулирования // Исторический вестник. Москва; Воронеж. 2000. № 5-6 (9-10).

337. Щукин Алексей. Таинство это жест любви Бога к человеку. Фома, 2005. №3.

338. Энгельс Ф. Введение к работе К. Маркса «Гражданская война во Франции» // Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения: В Зт. Т.2. М., 1970.

339. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. -М.: Политиздат, 1982.

340. Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Жизнь в Церкви. М., 2008.

341. Юридическая конфликтология / Отв. Ред. Кудрявцев В.Н. / Кудрявцев В.Н. М., 1995. - 316с.

342. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2001.

343. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. АЛ. Сухарев. М., 1984.

344. Яковлев H.H. Религия в Америке 80-х: Заметки американиста. М.: Политиздат, 1987. - 192с.

345. Янускина В.В. Политические воззрения Патриарха Никона в контексте развития российской государственности // Вопросы национальных и федеративных отношении: сборник научных статей под. общ. ред. В.А. Михайлова, К.В. Калининой, В.Н. Дахина. М. 2011.

346. Ященко А. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912.

347. I. Архивы, газеты, журналы

348. Архив МБ РФ. Коллекция документов.

349. Бюллетень Всероссийского комитета помощи голодающим. 1921. №2. ГА РФ. Ф.353. Оп.2. Д.254. JI.4.

350. ГА РФ, ф.6991, оп.З, д.6, л.32.

351. ГА РФ, ф.5446, оп.1, д.219, л.90-91. Подлинник.

352. РЦХИДНИ, ф.17, оп.125, д. 106, л.79-84.

353. РЦХИДНИ, ф.17, оп.125, д. 188, л.44-45.

354. ЦА ФСБ. Следственное дело Патриарха Тихона. Т.З. Л.63. // Одинцов М.И. Русские патриархи XX века: Судьбы Отечества и Церкви. М.: РАГС, 1999.

355. Российская газета. 2005. 29 марта.

356. Российская газета. 2005. 22 июня.

357. Российская газета. 2005. 24 июня.

358. Российская газета. 2007. 5 марта.

359. Российская газета. 2009. 19 января.

360. Российская газета. 2009. 23 января.

361. Российская газета. 2009. 29 января.

362. Российская газета. 2009. 9 ноября.

363. Российская газета. 2010. 28 мая.

364. Российская газета. 2010. 24 июня.

365. Российская газета. 2011. 23 марта.

366. Российская газета. 2011. 1 ноября.

367. Российская газета. 2012. 24 апреля.

368. Российская газета. 2012. 31 мая.

369. Российская газета. 2006. 23 июня.

370. Российская газета. 2006. 3 июля.

371. Российская газета. 2012. 9 июля.

372. Российская газета. 2012. 18 сентября.

373. Российская газета. 2012. 3 октября.

374. Российская газета. 2012. 8 октября.

375. Российская газета. 2012. 18 октября.

376. Российская газета. 2012. 1 ноября.

377. Российская газета. 2012. 2 ноября.

378. Российская газета. 2012. 2 ноября.

379. Российская газета. 2012. 14 декабря.

380. Журнал Московской Патриархии. 1959. №1.

381. Журнал Московской Патриархии. 1973. №10.

382. Журнал Московской Патриархии. 1974. №2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 473560