Государственные праздники в современной культуре России: рецепция исторического наследия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Макашова, Анастасия Салиховна

  • Макашова, Анастасия Салиховна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 141
Макашова, Анастасия Салиховна. Государственные праздники в современной культуре России: рецепция исторического наследия: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2014. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Макашова, Анастасия Салиховна

Содержание

Введение

Глава 1. Государственный праздник как способ формирования государственной идентичности

1.1 Аналитика государств как культурных систем. Историческое наследие в способах конституирования «воображаемых сообществ»

1.2 Социокультурные функции государственного праздника и формирование «больших идентичностей»

1.3 Основные этапы трансформации системы государственных праздников России и исторический нарратив

Глава 2. Праздники Российской Федерации: новая жизнь старых традиций

2.1 День народного единства (4 ноября): трансформация смыслов ноябрьских праздников

2.2 День Победы: проблема прецедентного события государственной истории

2.3 День семьи, любви и верности: символический формат социальной политики

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственные праздники в современной культуре России: рецепция исторического наследия»

Введение

Актуальность исследования определяется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью культурологической аналитики государственной идентичности, что важно для осуществления культурной политики современной России, для имиджевой политики государства на международной арене. Государственный праздник является специфической культурной формой функционирования государственных идей и идеологий, событием, в котором проясняются и обыгрываются значимые для коллективной идентичности смыслы, значения, оценки, и потому требует исследовательского внимания.

Во-вторых, пониманием исторического знания как социокультурного феномена, формирующегося и функционирующего в широком культурном контексте. Государственные праздники Нового и Новейшего времени в качестве своей сюжетно-смысловой основы имеют исторические события, которые в силу многих причин, воспринимаются как особенно значимые для рождения государства и его существования. События, положенные в основу государственных праздников, считаются выдержавшими проверку временем, достойными, чтобы память о них передавалась следующим поколениям (и в этом смысле их можно считать историческим наследием). Следовательно, актуально применить к анализу государственных праздников современные подходы, связанные с изучением культурной памяти, истории идей, процессов мифологизации истории.

В-третьих, изучение современных государственных праздников актуально еще и в том смысле, в каком актуальна тема праздника для традиции культурологических исследований в целом. Авторитетные культурологические

теории и подходы формировались благодаря изучению праздничной составляющей традиционной культуры, в которой праздник имеет специфические функции, благодаря изучению обряда и ритуала, игры, карнавала. С этой точки зрения исследователь современного государственного праздника может опереться на солидную концептуальную базу, и вместе с тем поставить вопрос об историко-типологических особенностях праздника в современной социокультурной ситуации.

Объект исследования - культурный контекст формирования государственной идентичности.

Предмет исследования - современная праздничная культура России как компонент конституирования государственной идентичности.

Цель исследования - раскрыть особенности интерпретации исторических событий в содержательных программах и ритуально-обрядовом комплексе современных государственных праздников.

Задачи исследования:

• проанализировать концепции «больших идентичностей»; с опорой на концепцию «воображаемых сообществ» охарактеризовать культурные механизмы формирования государственных идентичностей;

• определить социокультурные функции государственного праздника в процессах утверждения «больших идентичностей» и прояснить характер функционирования исторического наследия в содержании государственных праздников;

• проанализировать современные представления об истории с нарративистской позиции; представить календарь государственных праздников как исторический нарратив и охарактеризовать основные этапы его трансформации;

• проанализировать историю утверждения и эволюцию содержательных программ трех современных российских праздников - Дня народного единства (4 ноября), Дня Победы (9 мая), Дня семьи, любви и верности (8 июля);

• охарактеризовать «идеологические послания» современных исторических праздников и степень их принятия обществом.

Степень разработанности проблемы

Изучение праздника как феномена культуры имеет богатую традицию. Анализу праздничной культуры посвящены труды М.М. Бахтина, A.B. Бенифанда, Д.М. Генкина, Р. Генона, К. Жигульского, Е.Э. Келлер, A.B. Козинцева, Ю.М. Лотмана, А.И. Мазаева, А.Ф. Некрыловой, И.А. Панкеева, Б.А. Рыбакова, И.В. Суханова, Д.М. Угриновича, A.B. Юдина. При всем различии исторического материала и подходов, особое значение для исследования имела проблематика социокультурных функций праздника и аналитика ритуально-обрядового комплекса как сущностной составляющей праздничной культуры.

Для изучения феномена государственного праздника важны исследования, посвященные праздникам Великой Французской революции (Ф. Артог, П. Нора, М. Озуф), написанные в традиции изучения «мест памяти», исследующие праздник как практику коммеморации. Взаимовлияние праздника и культурной памяти рассматривается также в работах JI. Абрамяна, У.Л. Уорнера. Государственный праздник России как форма культурной памяти исследован в диссертационной работе В.Н. Поповой.

Термин «память» ввели гуманитарный научный оборот и определили значение памяти в культуре Я. Ассман, П. Бергер, А. Варбург, Т. Лукман, М. Хальбвакс, их работы являются теоретической базой настоящего исследования. В настоящее время теоретическое осмысление феномена культурной памяти и ее связи с историей продолжается в работах Дж. Уинтона, П. Хаттона, Л.П. Репиной, П. Рикера, Т. Адорно, И.М. Савельевой, A.B. Полетаева, А. Васильева, Т.В. Пушкаревой, O.A. Свирепо.

В целом можно говорить о том, что современный интерес к памяти, различным ее воплощениям, функциям и значению в культуре, огромен, однако, фундаментальных исследований механизмов памяти и забвения немного, среди них необходимо выделить исследования М. Хальбвакса, Я. Ассмана и П. Нора. Дальнейшее изучение проблем культурной памяти носит, в основном,

практический характер и направлено на анализ памяти о конкретных событиях в определенных обществах. Множество работ, среди которых работы Ю.Е. Арнаутовой, М.С. Бобковой, Алейды Ассман, Вен Поля, Г.В. Глазыриной, Н.С. Креленко, JI.A. Фадеевой, А. Хюльзен-Эша, Э.А. Шулеповой посвящено изучению механизмов памяти и забвения в конкретных культурно-исторических ситуациях.

Память и забвение травмирующих событий, политика памяти, влияние власти на культурную память, память как основа для самоидентификации, существование памяти небольших сообществ внутри культурной памяти нации -все эти и многие другие вопросы волнуют сегодня ученых всего мира. Среди таких исследований можно выделить работы A.B. Буганова, М.В. Винокуровой, Й.Х. Йерушалми, Н.С. Креленко, Л.П. Репиной, А. Хюльзен-Эша, И.И. Шиловой-Варьяш. Особое место в практически направленных исследованиях памяти занимают работы, посвященные воспоминанию и забвению событий Великой Отечественной войны. Среди этих работ следует выделить исследования Б. Дубина, М. Мэлксу, Ю. Лассила, X. Вельцера, А. Полторакова, Л.В. Стародубцевой, Л. Гудкова, М. Феррети, И. Хёслера, И. Щербаковой, Н. Кондратова, А. Рылева.

Для анализа исторических традиций российских государственных праздников важны исследования И.Е. Забелина, A.C. Котлярчук, А.Ф. Некрыловой, В.Е. Петрухина, С.М. Толстой. Значимы для настоящего исследования труды В.М. Живова, Е.А. Погосян, посвященные гражданским праздникам петровской эпохи; работы К. Жигульского, С.Ю. Малышевой, Ш. Плаггенборга о советской праздничной культуре. Особенности современного российского праздника изучают М.И. Воловикова, Г.Г. Карпова, О.В. Солодовникова, C.B. Юрлова. Тенденция «юбилейности» как отличительная черта современной социокультурной ситуации освещена в диссертационном исследовании А.Г. Евтушенко.

Для изучения государственного праздника как способа трансляции основ идентичности важны работы, в которых разворачивается проблематика

российской государственной идентичности и ее символический компонент, прежде всего, труды Э. Пайна, В. Тишкова, А. Эткинда. Вопрос взаимосвязи памяти и идентичности раскрыт в исследованиях Ф. Артога, Я. Ассмана, Н.Г. Брагиной, П. Нора, Й. Рюзен, М.Т. Смеловой, В.А. Тишкова. Синтез прагматического и символического компонентов праздника рассматривается в исследованиях Е.А. Кавериной, в которых используется концепт «создание событий», а феномен праздника анализирован в контексте философии событийности. Особенностям организации, проведения и экспертизы культурных событий, в том числе современных праздников и юбилейных дат, посвящены работы В.В. Козловой.

Проблематика государственного праздника как формы рецепции истории потребовала обращения к работам по теории исторического знания Т. Адорно, А. Г. Васильева, Т. В. Пушкаревой, Л.П. Репиной, П. Рикера, И.М. Савельевой, O.A. Свирепо, Дж. Уинтона, П. Хаттона.

Положения выносимые на защиту

• Государственный праздник — это форма актуализации государственной идентичности, воплощенная в драматическом действе (различные форматы массовых празднеств) и ритуально-обрядовом комплексе (от эмблемы праздника до ритуала вручения наград или традиции военных парадов). В отличие от праздника в традиционной культуре, в которой содержание праздника соотнесено с вечностью (сакральным временем), государственный праздник Нового и Новейшего времени отсылает к истории. Государственный праздник может быть понят как феномен «изобретенной традиции» (Э. Хобсбаум), в которой квазирелигиозным смыслом наделяются события истории государства.

• Государственный праздник является формой культурной памяти, благодаря которой закрепляется мифологизированная интерпретация ряда исторических событий, особенно значимых для государственной истории. Календарь государственных праздников представляет собой комплекс прецедентных событий государственной истории и исторический нарратив, апелляция к которому формирует осознание государственной принадлежности как общности

исторической судьбы. Ежегодное празднование исторических дат способствует активизации интерпретационных усилий (от содержания школьных программ и внеклассной работы до создания фильмов, книг, проведения научных конференций и конкурсов).

• С помощью системы государственных праздников страны происходит репрезентация оснований государственности и легитимация существующей политической власти. Государственный праздник, адресуясь к прошлому, отвечает на проблемы настоящего и дает возможность строить перспективу на будущее. Смена акцентов в интерпретации исторических событий, вовлеченных в содержательную программу и ритуально-обрядовый комплекс праздника, может служить индикатором актуальной политики государства, ее символической поддержкой.

• Государственный формат современной праздничной культуры Российской Федерации представляет собой поиск обосновывающего прошлого, который происходит на основе комбинирования праздничных традиций предыдущих эпох, примером чему служит День народного единства (4 ноября). Государственные праздники могут быть поняты как инструменты исторической политики, осуществление которой требует большой работы с культурной памятью общества.

• День Победы представляет собой пример государственного праздника, в котором взаимодействуют героическая история и переживание исторической травмы, официальные версии военных событий и живая биографическая память. Благодаря такому сочетанию этот праздник актуален в обществе и является одним из самых эмоционально нагруженных государственных праздников современной России.

• В современной праздничной культуре России идет поиск инструментов использования исторического наследия для формирования национально окрашенной социальной политики. В этом процессе могут как открываться новые смыслы, так и «закрываться». Примером может послужить праздник 8 июля (День семьи, любви и верности), из содержательной программы которого оказался

исключен исторический смысл произведения (Повесть о Петре и Февронии), положенного в его основу.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

• обоснована роль государственного праздника в формировании и укреплении государственной идентичности;

• современный государственный праздник показан как форма рецепции исторического наследия;

• охарактеризованы способы использования исторического прошлого в качестве основы для новых государственных торжеств;

• феномен государственного праздника современной российской культуре рассмотрен в качестве «изобретенной традиции»;

• охарактеризованы основные этапы истории государственных праздников России, определена значимость государственного праздника как социокультурного феномена в различные исторические эпохи;

• проведен культурологический анализ праздничного исторического нарратива и его трансформации на примере трех современных праздников 4 ноября, 9 мая, 8 июля.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретико-методологические основы исследования определяются комплексным характером работы, обусловившим необходимость обращения к широкому кругу научных дисциплин. Основой работы являются теоретические труды, посвященные феномену государственной идентичности, культурной памяти и историческому нарративу.

Автор разделяет широкую трактовку понятия культура, принятую в отечественной культурологии (понимание культуры как способа и результата человеческой деятельности). Но для решения задач настоящей работы потребовалось обращение к идее культуры, близкой традиции cultural studies, где важно взаимоотношение культуры, власти и идентичности, где под культурой понимаются различные ненасильственные, неполитические способы продвижения идей, благодаря которым они (идеи) приобретают влиятельность и очевидность

Постановка вопроса о культурном контексте формирования государственной идентичности потребовала обращения к концепции нации как «воображаемого сообщества», раскрытой в работах Б. Андерсона, Э. Балибара, И. Валлерстайна, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума, к концепции ориентализма как аналитики цивилизационной идентичности и традиции постколониальных исследований (JI. Вульф, И. Нойманн, Э. Сайд), к проблематике национальной и имперской идентичностей (Д. Ливен, А.Миллер, Й. Негри, М. Хардт, А. Эткинд и других).

Теоретические разработки исторического нарратива (Ф.Р. Анкерсмит, У.Б. Гэлли, Д. Kapp, М. Крейсворт, П. Рикер, Г. Стросон, X. Уайт, Б. Чернявска) послужили основой для изучения государственных праздников как нарративной структуры.

Важны разработанные в рамках научного направления memory studies методы исследования культурной памяти, механизмов воспоминания и забвения, а также категории коммеморации, «мест памяти», представленные в работах Я. Ассмана, А. Варбурга, П. Нора, М. Хальбвакса.

В работе используется историко-типологический подход. Также применяется генеалогический метод для анализа истории функционирования исторических сюжетов, положенных в основу праздника. Кроме того, для анализа современной праздничной культуры России используется метод социокультурных наблюдений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

• к изучению современных российских государственных праздников продуктивно применен способ изучения исторического нарратива и концепция «изобретенной традиции», помогающие делать выводы относительно различий традиционной и современной праздничной культуры;

• представленный в работе анализ функционирования исторического материала в содержательной программе праздников, может служить основой для анализа других явлений современной культуры, апеллирующих к исторической традиции.

• представленные в работе подходы к анализу праздничной культуры как «культурному механизму» формирования государственной идентичности могут быть применены к анализу других культурных форм, существенных для формирования коллективной идентичности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• идеи и выводы диссертации могут быть использованы на различных этапах осуществления культурной политики, в особенности, при разработке концепций ежегодных празднований памятных дат, обращенных к обществу в целом;

• материалы диссертации могут быть применены в экспертной и аналитической практике, в особенности при анализе общественного мнения и экспертной оценке продуктивности культурной политики;

• материалы диссертации могут быть использованы для обновления содержания дисциплин «Культурология», «История культуры», «Современная культура России».

Глава 1. Государственный праздник как способ формирования государственной идентичности

1.1 Аналитика государств как культурных систем. Историческое наследие в способах конституирования «воображаемых сообществ»

Задача настоящего раздела - показать культурный контекст формирования государств Нового и Новейшего времени, а точнее те механизмы, благодаря которым в процессе формирования государств современного типа «государственная идентичность» вытесняла все другие виды локальных идентичностей. Круг литературы, в которой ставится вопрос о государстве как культурной системе, связан с конструктивистским подходом к анализу нации, с традицией постколониальных исследований, в которых изучается проблематика имперской и цивилизационной идентичностей. Исследуя «культурные системы» (Б. Андерсон) или «культурные механизмы» (К. Гирц, Э. Сайд), привлекаемые нами авторы вкладывают иной смысл в понятие «культура», чем это принято в российской культурологии. Под культурой Э. Сайд, например, понимает различные способы, благодаря которым идеи приобретают влиятельность, ненасильственные (неполитические) способы доминирования1. Для нас важны

1 Сайд Э. Ориентализм: западные концепции Востока. СПб.: Русский М1ръ, 2006. С. 15.

здесь не сходство/различие в понимании термина «культура», а тот комплекс механизмов, благодаря которым идеи «больших идентичностей» начинают восприниматься как очевидные.

Как пишет К. Гирц, анализируя идеологию как культурную систему: «Стать человеком — значит обрести индивидуальность, и мы обретаем эту индивидуальность, руководствуясь культурными моделями, исторически сложившимися системами значений, с точки зрения которых мы придаем форму, порядок, смысл и направление нашей жизни»2. Под культурной системой он понимает «системы символов, созданные человеком, разделяемые другими людьми, являющиеся результатом договоренности, упорядоченные, которым действительно можно научить, они обеспечивают людей значимой системой координат, в рамках которой происходит их ориентация по отношению друг к другу, к внешнему миру и к самим себе»3. Культурная система - «внешняя» по отношению к человеку, она не задана генетически и транслируется извне. Одной из таких систем К. Гирц и Б. Андерсон считают национализм (национальную идентичность), однако его понимание и анализ невозможен без предварительного изучения предшествующих ему культурных систем: «для понимания национализма следует связывать его не с принимаемыми на уровне самосознания политическими идеологиями, а с широкими культурными системами, которые ему предшествовали и из которых — а вместе с тем и в противовес которым — он появился»4. В качестве таковых Б. Андерсон, например, рассматривает религиозное сообщество и династическое государство.

Исследуя сущность национальных государств XX века, социологи и культурологи обращают наше внимание на три основных типа политических образований: средневековое государство, государство Раннего Нового времени и национальное государство Нового времени. В самом общем виде характерные

2 Гирц К. Интерпретация культур. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСсПЭН), 2004. С.65.

3 Там же, с.285-286.

4 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках или распространении национализма. М.: КАНОН-Пресс-Ц, Кучково Поле, 2001. С. 33.

черты каждого из них выглядят следующим образом. Средневековое государство представляется нестабильным, не имеющим четких границ, власть здесь осуществляется королем-сюзереном (первым среди равных) и основывается на личных отношениях, власть легитимна в силу ее связи с религией, традициями и обычаями. В средневековье превалирует локальная идентичность и даже, казалось бы, надгосударственная конфессиональная идентичность (в христианском мире), не перекрывает ее. Государство Раннего Нового времени или территориальное государство, это государственное образование, власть в котором осуществляется королем-сувереном, занимающим исключительное в социальном плане положение - над ним не властны никакие земные инстанции, его власть освящена Богом. Принадлежность к государству понимается как личное подданство королю, суверенитет является качеством не подданных (населения страны), а государя. Б. Андерсон называет этот тип династическим государством, с распадом которого связывает возникновение национализма: «еще в 1914 г. династические государства в мировой политической системе составляли большинство, но по мере того, как старый принцип легитимности молчаливо отмирал, представители многих правящих династий стали довольно быстро приобретать характерный "национальный" отпечаток»5.

На смену династическому государству приходит национальное государство, принадлежность к которому понимается как принадлежность к нации, и власть принадлежит не одному лицу, а гражданам (нации в целом), делегировавшим полномочия по управлению выборным органам власти. Б. Андерсон в своей работе «Размышления об истоках национализма» определяет эти три типа государственности как три культурных системы: религиозное сообщество, династическое государство и национальное государство. К. Гирц не выделяет династическое государство в качестве культурной системы, так как считает, что оно еще сильно подчинено религиозным воззрениям, в результате, он анализирует две культурные системы государственного масштаба - религиозную и национальную.

5 Там же, с. 41

Рассматривая национальные государства Нового времени необходимо не просто определить понятие нации, но и определить, с помощью каких механизмов культурной деятельности6 происходит легитимация этого типа государственности, какие существуют способы создания и поддержания политической идентичности в этих сообществах. Насколько культурный контекст повлиял на ее (идентичности) содержание.

Бенедикт Андерсон утверждает, что «национальность (курсив автора), - а вместе с ней и национализм, являются особого рода культурными артефактами»7. Исследователь подчеркивает, что нации возникли в Новое время, в связи с изменениями трех комплексов представлений: о том, что особый письменный язык дает возможность постижения онтологической истины, уверенности в том, что «общество естественным образом организуется вокруг центров (монархов)»8, представлений о времени (соотношения космического и исторического времен). Возникновение нации, таким образом, стало результатом «поиска, так сказать, нового способа, с помощью которого можно было бы осмысленно связать воедино братство, власть и время»9.

Андерсон называет нацию «воображаемым сообществом» поясняя, что «оно воображенное, поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности»10. Б. Андерсон в своих исследованиях показывает мощную трансформацию идентичности с ее итоговым воплощением в идентичность национальную. Особую роль в нациестроительстве играет массовое производство книг, благодаря которому стало возможно «создавать нацию».

6 «Культурная деятельность, создание, восприятие и использование символических форм - это такое же социальное явление, как и все прочие, она столь же публична, как и вступление в брак, и столь же доступна наблюдению, как и сельское хозяйство». Гирц К. Интерпретация культур. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСсПЭН), 2004. С. 109.

7 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. С.29.

8 Там же, с.58.

9 Там же, с. 57.

Эрнест Геллнер в своем исследовании национализма также понимает под нацией «воображаемое сообщество», и говорит, что «два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации делает человек; нации - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей»11. Данное определение нации Геллнер дополняет вторым: «Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь, понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения».12 Вводя это уточнение, учёный делает акцент на роли культуры для возникновения национализма и национальных государств.

По мнению Геллнера, именно новый тип культуры - индустриальная культура, стала той почвой, на которой возник национализм. Национализм «является следствием новой формы социальной организации, опирающейся на полностью обобществленные, централизованно воспроизводящиеся высокие культуры, каждая из которых защищена своим государством»13. Для Геллнера особенно важен альянс «культуры»14 и государства, этот союз является основой существования национального государства, в результате, государство защищает культуру, а она легитимирует его существование, при этом постоянно изменяется под воздействием национализма. Главным инструментом для поддержания существования национального государства Э. Геллнер считает централизованную образовательную систему - всеобщую грамотность, общее среднее образование. Стандарты образования и его унификация позволяют не только транслировать идеи, но и создают однородную общность людей, в которой любой член может быть заменен другим. Кроме того, благодаря высокому уровню социальной мобильности, эта замена происходит довольно быстро.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Макашова, Анастасия Салиховна, 2014 год

Список использованной литературы

1. Абрамян Л. Время праздника [Электронный ресурс] / Л. Абрамян // Отечественные записки. - 2003. - № 1. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2003/l/2003 01 15.html

2. Академический словарь теории и истории империй. - СПб.: Из-во СПБГУ, 2012.-728 с.

3. Акафист святым благоверным князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Ефросинии, Муромским чудотворцам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hramlavrenty.narod.ru/akafist_Petr_i_Fevrinia.htm

4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Бенедикт Андерсон; Пер. с англ. В.Г. Николаева; Ин-т социологии РАН и др. - М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково Поле, 2001. - 286 с.

5. Андреев И.Л., Козляков В.Н., Михайлов П. и др. День народного единства: биография праздника / И.Л. Андреев, В.Н. Козляков, П. Михайлов и др.- Москва: Дрофа, 2009. - 350 с.

6. Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Ф. Р. Анкерсмит; пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаева. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 496 с.

7. Арнаутова Ю.Е. Мемориальные аспекты иконографии святого Гангульфа / Ю.Е. Арнаутова // Одиссей. Человек в истории. - М., 2002. - С.53-75.

8. Арнаутова Ю.Е. От memoria к «истории памяти» / Ю.Е. Арнаутова // Одиссей. Человек в истории. - М., 2003. - С. 170-198.

9. Арсланова Е.Б. Великая победа 1945 года как основополагающий ритуал России (в контексте национальной идентичности) / Е.Б. Арсланова // Известия

Государственного Уральского университета. -2011. - №1 (86). - С. 13-25.

10. Артог Ф. Время и история. «Как писать историю Франции?» // Анналы на рубеже веков: Антология / Отв. ред. А.Я. Гуревич; Сост. С.И. Лучицкая. - М.: XXI век. Согласие, 2002. - С.147-168.

И. Архимандрит Августин (Никитин). Казанский собор: страницы истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spbma.narod.ru/avgystin-kazanskui-sobor.html

12. Ассман Й. Монотеизм и память. Моисей Фрейда и библейская традиция // Анналы на рубеже веков: Антология / Отв. ред. А.Я. Гуревич; Сост. С.И. Лучицкая. - М.: XXI век. Согласие, 2002. - С. 130-146.

13. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и полит, идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман; пер. с нем. М.М. Сокольской. - М.: Яз. Слав, культуры, 2004. - 363 с.

14. Афанасьев Ю.Н. Другая война: История и память / Ю.Н. Афанасьев // Россия, XX век: В 6 кн. / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева; Рос. гос. гуманитарный университет. М., 1996. Кн. 3: Другая война, 1939-1945. - С. 15-31.

15. Ашкеров А. Ю. Метаистория метаистории, или Декодирование Хейдена Уайта / А. Ю. Ашкеров // Социологическое обозрение. - 2002. - Том 2. - № 1. - С. 86-99.

16. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1990. - 541 с.

17. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Э. Балибар, И. Валлерстайн; пер. с фр., под ред. О. Никифорова и П. Хицкого. -М.: Логос, 2004.-288 с.

18. Бельский В.И. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии [Электронный ресурс] / В.И. Бельский. - Режим доступа: http://az.lib.ru/b/belxskii w i/text 1903 skazanie о kitezhe.shtml

19. Бенифанд A.B. Праздник: сущность, история, современность /A.B. Бенифанд. -Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. - 141 с.

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: "Медиум", 1995. - 323 с.

21. Биллинг М. Нации и языки / М. Биллинг // Философско-литературный журнал Логос. - 2005. - №4 (49).. с. 44-70.

22. Блохина Е.А. Праздники открытия наместничеств и «сценарии власти» Екатерины II / Е.А. Блохина // Исторический город: традиции и креативность. Коллективная монография / Отв. редакторы М.Б. Пиотровский, A.A. Никонова, Л.В. Никифорова. - СПб: Эйдос, 2012. - С. 261-268.

23. Бобкова М.С. Память о событии и история в эпоху позднего средневековья / М.С. Бобкова // Историки в поиске новых смыслов: Сб. ст. - Казань: Новое знание 2003. - С.265-273.

24. Борисенкова А. Нарративный поворот и его проблемы / А. Борисенкова // Новое литературное обозрение. - 2010. - №103.

25. Бороноев А.О. Проблема динамики сибирской идентичности / А.О. Бороноев // Научно-теоретический журнал «Общество. Среда. Развитие». - 2010. - №3. -С.81-85.

26. Брагина Н.Г. Память в языке и культуре / Н.Г. Брагина. - М.: Языки славянских культур, 2007. - 520 с.

27. Бремя победы. Борис Дубин о политическом употреблении символов // Журнал «Критическая масса». - 2005. - №2.

28. Буганов A.B. Воин-герой в исторической памяти русских / A.B. Буганов // Мужской сборник. - Вып.2 - М., 2004. - С. 197-204.

29. Бундин Ю.И. Русские триумфы. - Тихвин: Алаборг, СПБ.: Издательство «Специальная литература», 2005. - 128 с.

30. Бунин И.А. Стихотворения. Рассказы. Повести / И.А. Бунин. - М.: Художественная литература, 1973.

31. Васильев А. Мемориализация и забвение как механизмы производства культурного единства и разнообразия / А. Васильев //Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса. - М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - 2009. - С. 56-68.

32. Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетия: Сб.ст.; редкол.: И.В. Нарский, д.и.н., проф. и др. - Челябинск: Каменный пояс, 2004. - 544 с.

33. Величко А. Письма H.A. Римского-Корсакова к Ф.И. Грусу (К истории создания «Китежа») / А. Величко // Musicus. - 2012. - № 3. - С. 5 - 10.

34. Вен, Поль. Как пишут историю: Опыт эпистемологии / Поль Вен; Пер. с фр. J1.A. Торчинского. - М.: Научный мир, 2003. - 391 с.

35. Винокурова М.В. Обычай как средоточие памяти в мире английского копигольда / М.В. Винокурова // Историки в поиске новых смыслов. - Казань: Новое знание, 2003. - С.273-284.

36. Военный Хит-парад. Какие фильмы о войне любят в России [Электронный ресурс]. - 10 мая 2011. - Режим доступа: http://fom.ru/Proshloe/45%202011

37. Воловикова М.И. Психология и праздник: праздник в жизни человека / М.И. Воловикова. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 142 с.

38. Время. История. Память: историческое сознание в пространстве культуры. Сб. ст. под ред. Л.П. Репиной. - М.: Институт всеобщей истории РАН, 2007. - 319 с.

39. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер; Пер. с англ. Т.В. Бердиковой, М.К. Тюнькиной ; Ред. и послесл. И.И. Крупника. - М.: Прогресс, 1991. - 319 с.

40. Гирц К. Интерпретация культур / К. Гирц. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСсПЭН), 2004 - 560 с.

41. Гнедовский М., Охотин Н. Страдание как экспонат или музей строго режима: Как показывать в музеях «негативную историю» [Электронный ресурс] / М. Гнедовский, Н. Охотин. - Режим доступа: http://www.urokiistorii.ru/current/view/2528

42. Гудков Л. История в сознании наших граждан остается советской / Л. Гудков // Новые известия. -2010.-10 октября.

43. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов / Л. Гудков. - М.: Новое литературное обозрение; ВЦИОМ-А, 2004. - 816 с.

44. Гудков Л. «Память» о войне и массовая идентичность россиян / Л. Гудков // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа; сборник / ред.-сост. Михаил Габович. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 780 с.

45. Демин И.В. Проблема истинности исторического знания / И.В. Демин // Вестник СамГУ. - 2008. - № 1 (60). - С. 3-10.

46. День Победы в Грузии: праздник памяти без военной составляющей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20120504/641102817.html

47. Дмитриева М.Г. Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества: Авт. дисс. канд. соц. наук: 22.00.04 / Дмитриева Марина Григорьевна. - М., 2005.

48. Дмитриева Р.П. Повесть о Петре и Февронии / Р.П. Дмитриева. - JL: Наука, 1979.-339 с.

49. Дмитриева Р.П. «Повесть о Петре и Февронии» в пересказе A.M. Ремизова / Р. П. Дмитриева//ТОДРЛ. Л., 1970. Т. 26. С. 155-176.

50. Дни Казанской иконы Богородицы (историческая справка, составленная на основе книги: Дебольский Г.С. Дни богослужения православной церкви [Электронный ресурс]. - Том I. - М.: Отчий дом, 1996. - 664 с. - Режим доступа: http ://www.xxc .ш/orthodox/pastor/kazanskay/

51. Добренко Е. Музей революции: Советское кино и сталинский исторический нарратив / Е. Добренко // Серия: Кинотексты. - М.: НЛО, 2008г. - 424 с.

52. Древнейшие государства Восточной Европы - 2001 год: Историческая память и формы ее воплощения. - М., 2003. - 399 с.

53. Древнейшие государства Восточной Европы - 2002 год: Генеалогия как форма исторической памяти. - М., 2004. - 374 с.

54. Егоркин В.Г. Парадоксы этнокультурологии и процессы конструирования новых квазиэтносов: к проблеме экспертной оценки культурных программ и проектов / В.Г. Егоркин // Культурологическая экспертиза. Теоретические модели и практический опыт / Автор-сост. H.A. Кривич; Под общ. ред. В.А. Рабоша, Л.В. Никифоровой, H.A. Кривич. - СПб.: Астерион, 2011. - С. 132-152.

55. Живов В. О превратностях истории или о незавершенности исторических парадигм / В. Живов // РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII - начало XX века. - М.: ОГИ, 1999. - с. 245-260.

56. Жигульский К. Праздник и культура: праздники старые и новые /

К. Жигульский. - M.: Прогресс, 1985. - 336 с.

57. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии / И.Е. Забелин. - Ч. 1. - М., 1895.

58. Зайнутдинов А.Э. Цивилизационная идентичность Сибири: от областничества рубежа XIX-XX веков к современному сибирству / А.Э. Зайнутдинов // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012. - Т. 15. - №2. - С. 81-97.

59. Зарецкий Ю.П. История, память и национальная идентичность [Электронный ресурс] / Ю.П. Зарецкий // Неприкосновенный запас. - 2008. - №3(59). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2008/3/za4.html

60. Заявление Межрелигиозного совета России. Сентябрь 2004 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mediacratia.ru/owa/mc/mc_about.html?a_id=5715

61. Зорин A.J1. Кормя двуглавого орла...: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII - первой трети XIX в. / А.Л. Зорин. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 414 с.

62.Зуев С. Э. Регионы и региональное развитие. Лекция [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.shkp.ru/lib/archive/managers/2001/3

63. Ильинский И.М. Великая Победа: наследие и наследники / И.М. Ильинский // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - №2. - С. 5-18.

64. Ильинская Н. Минута молчания [Электронный ресурс] / Н. Ильинская. -Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp7ob по= 12899

65. Искусство как сфера культурно-исторической памяти: Сб.ст. под ред. Л.Ю. Лиманской. - М.: издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2008. - 394 с.

66. Историческая память и социальная стратификация: Социокультурный аспект. Материалы XVII Межд.науч. конф., 16-17 мая 2005 г. - 4.1-2. - СПб., 2005.

67. История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. - М.: Кругъ, 2006. - 768 с.

68. История через личность: историческая биография сегодня / Ред. Л.П. Репина.-М., 2005.- 715 с.

69. Йейтс Ф. Искусство памяти/ Ф. Йейтс. - СПб.: Университетская книга, 1997. -479 с.

70. Йерушалми Й.Х. Захор: Еврейская история и еврейская память / Йосеф Хаим Йерушалми; пер. с англ. Рафаэля Нудельмана. - Иерусалим; М., 2004. - 167 с.

71. Каверина Е.А. Создание событий в современном социокультурном пространстве: Автореф. дисс. д-ра культурологии: 24.00.01 / Каверина Елена Анатольевна. - СПб, 2012. - 53 с.

72. Каверина Е.А. Праздник как эстетический и социальный феномен / Е.А. Каверина// Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 324.-С. 119-122.

73. Казанский собор. Исторический очерк строительства и церковной жизни / Под общ. Ред. Настоятеля Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова. -СПб.: Артдеко, 2001. - 273 с.

74. Карпова Г.Г. Социальная динамика культурной политики в современной России: автореф. дисс. д-ра социологических наук: 22.00.06 / Карпова Галина Геннадьевна. - Саратов, 2011. - 40 с.

75. Кевин Платт. Внутренняя колонизация: границы империй/границы теорий / Платт Кевин // Неприкосновенный запас. - 2012. - № 2 (82).

76. Келлер Е.Э. Городские светские праздники Петербурга XVIII-XX веков: историко-культурный контекст: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.культуролог.н.: 24.00.02 / Келлер Елена Эрвиновна. - СПб., 1997. - 15 с.

77. Келлер Е.Э. Парадный Петербург / Е.Э. Келлер. - СПб.: Русская коллекция, 2004. - 259 с.

78. Кисилева К., Черменская Г. Как победа в войне изменила наше сознание. Интервью с Львом Гудковым, Михаилом Калужским и Марией Тимофеевой [Электронный ресурс] / К. Киселева, Г. Черменская // Psychologies. 2013. - №62. Режим доступа: http://www.psychologies.ru/me-and-others/lifestyle/_article/kak-pobeda-wojne-izmenila-nashe-soznanie/4/

79. Клеберг Л. Язык символов революций во Франции и России / Л. Клеберг // Лотмановский сборник. Вып. 2. - М., 1997. - С. 140-150.

80. Кизилова И.И., Козлова B.B. Метод многомерной экспертизы и культурная политика города: из опыта Института культурных программ / И.И. Кизилова, В.В. Козлова // Философия и культурология в современной экспертной деятельности: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.-С. 161-177.

81. Козлова В.В. Особенности экспертизы культурного события / В.В. Козлова // Культурологическая экспертиза. Теоретические модели и практический опыт: Коллективная монография; автор-составитель: H.A. Кривич; под общ. ред.

B. А. Работа, Л.В.Никифоровой, H.A. Кривич. - СПб: Астерион, 2011. - С. 169177.

82. Комарницкая О.В. Отражение жития святых благоверных князя Петра и княгини Февронии - муромских чудотворцев в либретто и сюжетно-сценических ситуациях оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» / О.В. Комарницкая // Искусство и образование. - 2012. - №3. -

C.6-14.

83. Кондратова Н., Рылева А. Герои и жертвы. Мемориалы Великой Отечественной / Н. Кондратова, А. Рылева // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа; сборник / ред.-сост. Михаил Габович. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 780 с.

84. Концепция праздника День семьи, любви и верности [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://densemyi.ru/sites/default/files/koncepciya_prazdnika_..den semi lyubviiverno sti. O.pdf

85. Колосов H.E. Память строгого режима: История и политика в России / Н.Е. Колосов. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 320 с.

86. Котлярчук A.C. Праздничная культура в городах России и Белоруссии XVII века: официальные церемонии и крестьянская обрядность / A.C. Котлярчук. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - 240 с.

87. Куликов Д.К. Ситуация «память»: исследования нового феномена гуманитарных наук / Д.К. Куликов //Актуальные проблемы философии

социально-гуманитарных наук. - Ростов на Дону, 2008. - С. 77-86.

88. Культура исторической памяти: Материалы науч. конф., 19-22 сент.2001 г. -Петрозаводск, 2002. - 302 с.

89. Культура исторической памяти: невостребованный опыт: Материалы Всерос. науч. конф., 25-28 апреля 2003 г. - Петрозаводск, 2003 - 244 с.

90. Культура памяти: Сб. науч. ст. Науч. ред. Э.А. Шулеповой. - М.: Древлехранилище, 2003. - 275 с.

91. Легойда В. Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви [Электронный ресурс] / В. Легойда. - Режим доступа: http.7/www.foma.ru/article/index.php?news=3617

92. Летопись празднования Дня Победы. 1965 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.pskov.ru/pobeda65/chapter4/2.htm

93. Ливен Д. Российская империя и её враги с XVI века до наших дней / Д. Ливен. - М.: Европа, 2007. - 688 с.

94. Лидов A.M. Иеротопия Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования / A.M. Лидов // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. A.M. Лидов. - М.: Индрик, 2006. - С. 9 - 58.

95. Лидов A.M. Реликвии как стержень восточнохристианской культуры / A.M. Лидов // Раннехристианские реликвии: Сб. ст.; ред.-сост. A.M. Лидов.- М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 5-16.

96. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 2006.-201 с.

97. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении / Ю.М. Лотман // Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 200-202.

98. Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна / Д. Лоуэнталь; пер. с англ. А.В. Говорунова. - СПб., 2004. - 622 с.

99. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт ист.-теорет. исслед. / А.И. Мазаев. - Москва: Наука, 1978.- 392 с.

100. Малышева С.Ю. «Еженедельные праздники, дни господские и царские»:

время отдыха российского горожанина второй половины XIX - начала XX вв. // Ab Imperio. - 2009. - №2. - С. - 225-267.

101. Малышева С.Ю. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917-1927) / С.Ю.Малышева. - Казань: Рутен,

2005. - 400 с.

102. Матвеев В.Е. Концепт «империя» в современной научной литературе: автореф. дисс. канд. исторических наук: 07.00.09 / Владимир Евгеньевич Матвеев. - Томск, 2008. - 27 с.

103. Марш националистов. «Наши» присвоили себе бренд «Русский марш» [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. - №177 (4232). - 24.09.2009. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1242556

104. Миллер А. Империя и нации в воображении русского национализма. Взгляд историка [Электронный ресурс] / А. Миллер // Стенограмма лекции 31 марта 2005 года. - Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2005/04/14/miller/

105. Миллер А. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования / А. Миллер. - М.: Новое литературное обозрение,

2006. - 248 с.

106. Миллер А. Историческая политика в Восточной Европе начала XXI века / А. Миллер // Историческая политика в XXI веке: сборник статей. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - С.7-33.

107. Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма: сборник статей. -М.: Новое издательство, 2010. - 424 с.

108. Назаров В. Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года? [Электронный ресурс] / В. Назаров // Отечественные записки. - 2004. - №5 (19). - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=20&article=938

109. Народный праздник - 9 мая. Что значит для россиян День Победы [Электронный ресурс]. - 2012. - 2 мая. Режим доступа: http://fom.ru/Proshloe/l 043 0%20%202012

110. Нации и национализм: сборник / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. JI.E. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. - М.: Праксис,

2002.-416 с.

111. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII-нач. XX в. / А.Ф. Некрылова. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 254 с.

112. Никифорова Л.В. Чертоги власти. Дворец в пространстве культуры / Л.В. Никифорова. - СПб.: Искусство СПб., 2011. - 702 с.

113. Новиков А. Праздник нового типа / А. Новиков // Знамя. - 2000. - №6.

114. Нойманн Ивэр Б. Использование «Другого»: образы Востока в формировании европейских идентичностей / И.Б. Нойманн. - М.: Новое издательство, 2004. - 335 с.

115. Нора П. Расстройство исторической идентичности [Электронный ресурс]/ Пьер Нора // Доклад на международном круглом столе «История, историки и власть», 2 февраля 2010 г., РАН, Москва. - Режим доступа: http.V/wvm.perspectivy.info/oykumena/europe/rasstrojstvo_istoricheskoi_identichnosti_ 2010-02-19.htm

116. Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж., Винок М. Франция - память / Пьер Нора, Мона Озуф, Жерар де Пюимеж, Мишель Винок; пер. с фр. Д. Хапаевой; ред. совет: Е. Аксер и др.; предисл.: П. Нора. - СПб., 1999. - 325 с.

117. Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени: [Сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ, истории, О-во интеллектуал, истории ; Отв. ред. и сост. Л. П. Репина]. - М.: Кругъ, 2003. - 405 с.

118. Огаркова Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора / H.A. Огаркова. - СПб.: Буланин, 2004. - 344 с.

119. М. Озуф. Революционный праздник: 1789-1799 / Мона Озуф. - М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 7-23.

120. Павлович Г. А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве / Г.А. Павлович // Сб. ст.: Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв; Рос. АН. Науч. совет по истории мировой культуры. Секция по культуре Древ. Руси; редкол.: Б.А. Рыбаков (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1995.

121. Паин Э. Империя в себе (О возрождении имперского синдрома в России) [Электронный ресурс] / Э. Паин. - Режим доступа:

http://www.liberal.ru/articles/cat/1221

122. Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. - 2е испр. и расшир. изд. -М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 784 с.

123. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа / И. А. Панкеев.- М.: OJIMA-ПРЕСС, 1999. - 541 с.

124. Паренчук Т.Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации: автореф. на соиск. уч. ст. к. культурологии / Паренчук Тамара Николаевна. - Кемерово, 2008. - 17 с.

125. Пащенко М. «Китеж» или русский «Персифаль»: генезис символа [Электронный ресурс] / М. Пащенко // Вопросы литературы. - 2008. №2. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/voplit/2008/2/pa7.html

126. Перегудов С.П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации российского государства / С.П. Перегудов // Научный и культурно-просветительский журнал «Полис». - 2011. - №3. - С. 141-164.

127. Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / Штефан Плаггенборг; пер. с нем. Ирины Карташевой. - СПб.: Журнал "Нева", 2000. - 414 с.

128. Плюханова М.Б. Литургическое почитание явленной иконы и проблема сакрального пространства / М.Б. Плюханова // Новые Иерусалимы: перенесение сакральных пространств в христианской в христианской культуре: Материалы международного симпозиума / ред.-сост. A.M. Лидов. -М.:Индрик, 2006. - С. 76-79.

129. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства / М.Б. Плюханова. -СПб.: Акрополь, 1995. - 334 с.

130. Погосян Е.А. Петр I - архитектор Российской истории / Е.А. Погосян. - СПб.: Искусство-СПБ, 2001. - 423 с.

131. Полтораков А. «Товарищ память»: политические функции исторической памяти / А. Полтораков // Философия и культура. - 2009. - №8. - С. 87-93.

132. Попова В.Н. Праздник как форма культурной памяти: государственные праздники России XX - начала XXI века: Автореф. дис. на соискание науч. ст.

канд. культурологии: 24.00.01 / Попова Виктория Николаевна. - Екатеринбург, 2011.-24 с.

133. После империи / под общей ред. И.М. Клямкина. - М.: фонд «Либеральная миссия», 2007. - 224 с.

134. Поцелуев С.П. Символические средства политической идентичности. К анализу постсоветских случаев / С.П. Поцелуев // Трансформация идентификационных структур в современной России. - М.: Московский Общественный Научный Фонд, 2001. - С. 106-159.

135. Пронина И.Н. Феномен праздника в отечественной культуре: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. философских н.: 24.00.01 / Пронина Ирина Николаевна. -Саранск, 2001.-18 с.

136. Рейфман П.С. Из истории русской, советской и постсоветской цензуры [Электронный ресурс] // П.С. Рейфман. - Режим доступа: http://reifman.ru/sovet-postsovet-tsenzura/ glava-5-chast-1 /

137. Репина Л.П. Историческая память и современная историография / Л.П. Репина // Новая и новейшая история. - 2004. - № 5. - С.39-51

138. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки) / Л.П. Репина. - М., 2003. - 44 с.

139. Репина Л.П. Социальная память и историческая культура средневековой Европы (к итогам работы над проектом) / Л.П. Репина // Диалог со временем. -Вып. 12 - М., 2004. - С.5-19.

140. Ржига В.Ф. Повесть о Петре и Февронии в русской литературе конца XVIII века / В.Ф. Ржига // ТОДРЛ. 1957. Т. XIII. С. 429-436.

141. Рикёр П. История и истина/ Поль Рикер; Пер. с фр. И.С. Вдовина, А.И. Мачульская. - СПб.: Алетейя, 2002. - 399 с.

142. Рикёр П. Память, история, забвение / Поль Рикер; пер.с фр.И.И. Блауберг и др. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004.- 728 с.

143. Рольф М. Советские массовые праздники / М. Рольф. - М.: Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина: РОССПЭН, 2009. - 438 с.

144. Романова E.H., Игнатьева В.Б. Якутский национальный праздник Ысыах в

ситуации перехода: исторический миф, этнокультурный образ и современный праздничный нарратив / E.H. Романова, В.Б Игнатьева / Этнографическое обозрение. - 2011. - №4. - С. 29-40.

145. РПЦ установила «непостный» день памяти Петра и Февронии [Электронный ресурс]. // Известия - 27.12.2012. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/542399

146. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: София: Гелиос, 2002. - 586 с.

147. Рюзен И. Кризис, травма и идентичность / И. Рюзен // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания. - М., 2005. - С.38-62

148. Савельева И.М. Знание о прошлом: Теория и история / И.М. Савельева,

A.B. Полетаев. - Т.1: Конструирование прошлого. - СПб.: Наука, 2003. - 631 с.

149. Савельева И.М. История и время: В поисках утраченного / И.М. Савельева. -М.: Языки русской культуры: Кошелев, 1997. - 796 с.

150. Савельева И.М. Социальные представления о прошлом: источники и репрезентации / И.М. Савельева. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 51 с.

151. Савельева И.М. Социальные представления о прошлом: типы и механизмы формирования / И.М. Савельева. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 53 с.

152. Сайд Э. Ориентализм: западные концепции Востока / Э. Сайд. - СПб.: Русский Mipb, 2006. - 636 с.

153. Свиньин П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей / П. Свиньин. Ч. 1. - СПб.: в типографии В. Плавилыцикова, 1816. - 116 с.

154. Смелова М.Н. Память и идентичность: как общества воссоздают свое прошлое и управляют им? (Обзор материалов) / М.Н. Смелова // XX век: Методологические проблемы исторического познания. Сб. обзоров и рефератов. -4.2. - М.,2002. - С.277-282.

155. Соколова В. К. Рязанские варианты сказки о Петре и Февронии /

B.К. Соколова // Учёные записки Рязанского государственного педагогического института. Вопросы литературы и методики её преподавания. - Рязань, 1970.

156. Статус Ордена Святых Благоверных Князей Петра и Фефронии Муромских [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfam.ru/orden.html

157. Стенографический отчет о совещании Совета Безопасности20 июня 2006 года, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0259/polit07.php

158. Сухова O.A. Петр и Феврония Муромские / O.A. Сухова. - М.: Художник и Книга, 2008.- 183 с.

159. Тесля A.A. Социокультурная память и стратегии коммеморации Великой Отечественной Войны [Электронный ресурс] / A.A. Тесля. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/pdf/tesla vovsociol.pdf

160. Тишков В.А. Историческая культура и идентичность / В.А. Тишков // Уральский исторический вестник. 2011. - №2 (31). - С. 4-16.

161. Тишков В. Кризис понимания России / В.А. Тишков. - М: Из-во Московского психолого-социального ин-та, 2006. - 31 с.

162. Тишков В. Национальная идентичность и духовно-культурные ценности российского народа / В.А. Тишков. - СПб.: СПБГУП, 2010. - 25 с.

163. Толстая С.М. Праздник / С.М.Толстая // Славянские древности; Этнолингвист. слов.: В 5т. / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения; [Федер. прогр. книгоизд. России ; Т.А. Агапкина и др.]; Под общ. ред. Н.И. Толстого. - М.: Международные отношения, 2004. - Т. 3.

164. Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике / С.М. Толстая. - M.: URSS, 2010. - 368 с.

165. Топоров В.Н. Праздник [Электронный ресурс] / В.Н. Топоров. - Режим доступа: http://www.mifinarodov.eom/p/prazdnik.html

166. Торчинский А. Москва празднует Победу / А. Торчинский // Красная звезда. 1945. - 10 мая. - №108 / Репринтное издание к 50-летию Победы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ,7/www.bellabs .ru/Scanarchive/Krasnaj а-Zvezda 10.05.1945.html

167. Уайт X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века / X. Уайт; пер. с англ. под ред. Е.Г. Трубиной и В.В. Харитонова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 360 с.

168. Ужанков А. Повесть о Петре и Февронии Муромских (Герменевтический опыт медленного чтения) [Электронный ресурс] / А. Ужанков. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/1782.htm

169. Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер; пер. с англ. яз. И. Мюрнберг. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 160 с.

170. Уорнер У.Л. Живые и мертвые / У.Л. Уорнер; Пер. В.Г.Николаев; Акад. исслед. культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 671 с.

171. Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т.1: От Петра Великого до смерти Николая I / Р. Уортман - М.: ОГИ, 2002. - 608 с.

172. Фомичев С.А. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма и новая русская литература / С.А. Фомичев // Пушкинская перспектива. - М.: Знак, 2007. - С. 113133.

173. Фуко М. Слова и вещи. Глава VII. Границы и представления / М. Фуко // Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.

174. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. — 416 с.

175. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память [Электронный ресурс] / М. Хальбвакс // Неприкосновенный запас. - 2005. - №2-3(40-41). - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/

176. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс; пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. - М.: новое издательство, 2007. - 343 с.

177. Хардт М., Негри Й. Империя / М. Хардт, Й. Негри; пер. с англ., под ред. Г.В. Каменской, М.С. Фетисова. - М.: Практис, 2004. - 440 с.

178. Хаттон П.Х. История как искусство памяти / П.Х. Хаттон; Пер. с англ. В.Ю. Быстрова. - СПб.: Владимир Даль: Фонд Ун-т, 2003. - 423 с.

179. Хобсбаум Э. Изобретение традиций / Э. Хобсбаум // Вестник Евразии. - 2000. -№1(8).-С.47-62.

180. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / Э. Хобсбаум; пер. с англ. A.A. Васильева. - СПб.: Алетейя, 1998. - 306 с.

181. Чеканцева З.А. Праздник и бунт во Франции. Между Фрондой и революцией /

З.А. Чеканцева //Одиссей: Человек в истории. - М.: Наука, 2005. - С. 49-67.

182. Четвертое ноября — празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/55308.html

183. Четыре чувства: Праздник в Петербурге XVIII века: Каталог выст. ГИМ. М., 2003.

184. Чугреева H.H. Каплуновская казанская икона и ее значение в битве под Полтавой / H.H. Чугреева // Полтавская битва и ее международное значение. Тезисы докладов юбилейной международной научной конференции. 17-20 ноября 2009 г. - М., 2009. - С. 123 - 124.

185. Чугреева H.H. О явленной в 1579 году иконе Богородицы Казанской / H.H. Чугреева // Церковные древности: Сб. докл. конф. (27 января 2000 года). VIII образовательные рождественские чтения. - М., 2001. - С. 213-226.

186. Чугреева H.H. С какой иконой Богородицы Казанской была освобождена Москва в 1612 г. / H.H. Чугреева // Рождественские чтения, 7-е. Церковные древности. - М., 1999. - С. 141-147.

187. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / В.А. Шнирельман. - М.: ИКЦ Академкнига, 2003. - 592 с.

188. Шулепова Э.А. Русский некрополь под Парижем / Э.А. Шулепова. - М.: Рос. Ин-т культурологии МК РФ и РАН, 1993. - 96 с.

189. Щенникова JI.A. Почитание святых икон в Московском Кремле в XIV-XVII столетиях / JI.A. Щенникова // Искусство христианского мира. - М., 2000. - Вып. 4 - С. 151-171.

190. Щербинин А.И. «Красный день календаря»: формирование матрицы восприятия политического времени в России / А.И. Щербинин // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - №2 (3). - С. 52-69.

191. Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Политический конструкт «победа» в контексте феномена ностальгии по советскому / А.И. Щербинин, Н.Г. Щербинина // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - №3 (11). - С. 7-23.

192. Эксле О.Г. Культурная память под воздействием историзма/ О.Г. Эксле //

Одиссей. Человек в истории. / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщей истории. - М.: Наука, 2001. - С. 268-285.

193. Энтони Д. Смит. Национализм и историки / Д.Смит Энтони // Нации, и национализм: сборник / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. - М.: Праксис, 2002. - С. 236-264.

194. Эстетико-культурологические смыслы праздника: Сб. стат. памяти А.И. Мазаева / Отв. ред. И.В. Кондаков. - М.: ГИИ, 2009. - 458 с.

195. Этингоф О. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI — XII вв. / О. Этингоф // Древнерусское искусство. Византия и древняя Русь. К 100-летию А.Н. Грабара. -СПб., 1999.-С. 290 — 305.

196. Эткинд А. Внутренняя колонизация: Российская империя сто лет спустя [Электронный ресурс] / А. Эткинд // Стенограмма выступления, состоявшегося 10 декабря 2012 года в Высшей школе экономики. - Режим доступа: http://www.mss.m/Mirovaya-povestka/Vnutremiyaya-kolonizaciya-Rossijskaya-Imperiya-sto-let-spustya2

197. Эткинд А., Уффельманн Д., Куклин И. Внутренняя колонизация России: между практикой и воображением / А. Эткинд, Д. Уффельманн, И. Куклин // Там внутри. Практики внутренней колонизации в культурной истории России. - М.: НЛО, 2012.-С. 6-50.

198. Юрлова С. В. «Вечный праздник», или Мифология общества потребления / С.В.Юрлова // Известия Уральского государственного университета. - 2010. — №2(76).-С. 15-22.

199. ACUME: Cultural memory in European countries: An Interdisciplinary approach [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.lingue.unibo.it/acume/

200. Amalvi С. Le 14-Luillet / Christian amalvi // Les lieux de mmnoire: sous la direction de P. Nora. - 1.- La Rfipublique. - Gallimard, 1984. - p. 421-471.

201. Buron King Plant. Secret, powerful? And the stuff of legends: revisiting theories of invented tradition [Электронный ресурс] / Buron King Plant //The Canadian Journal of

Native Studies XXVIII. - 2008. - 1. - P. 175-194. - Режим доступа: http://www2.brandonu.ca/library/cjns/28. l/08plant.pdf

202. Cultural memory studies: an international and interdisciplinary handbook. Edited by Astrid Erll, Ansgar Nunning. - Berlin, New York: Walter de Gruyter, 2008- 441 p.

203. Klein K.L. Emergence of Memory in Historical Discourse// Representations, No. 69, Special Issue: Grounds of Remembering. 2000.

204. Hobsbawm E., Ranger T. The invention of tradition / Eric Hobsbawm, Terence Ranger. - UK.: Cambridge University Press, 2000. - 320 p.

205. Lachmann R. Cultural memory and the Role of Literature / R. Lachmann // Контрапункт: Книга статей памяти Г.А. Белой. - М.: РГГУ, 2005. - с. 357-372.

206. Robert N. Bellach Civil Religion in America // Reprinted by permission of Daedalus, Journal of the American Academy of Arts and Sciences, from the issue entitled, "Religion in America," Winter 1967, Vol. 96, No. 1, pp. 1-21

207. Wulf Kansteiner Finding in memory: a methodological critique of collective memory studies [Электронный ресурс] / Kansteiner Wulf // History and theory 41.2002. - 41, may. - 179-197 p. - Режим доступа: http://www.staff.amu.edu.pl/~ewa/Kansteiner.%20Methodological%20critique0/o20of% 20collective%20memory%20studies.pdf

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.