Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917 - 2000 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Тюрина, Лариса Вячеславовна

  • Тюрина, Лариса Вячеславовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Курск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 153
Тюрина, Лариса Вячеславовна. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917 - 2000 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Курск. 2000. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Тюрина, Лариса Вячеславовна

Введение.

Основное содержание диссертации.^

ГЛАВА /. ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНОЙ

ПОЛИТИКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.

§ 1. СОЗДАНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

§ 2. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ В 20-30-е ГОДЫ.

§ 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

ГЛАВА II. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ЦЕРКВИ В СОЦИО КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

§ 1. АКТУАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.

§ 2. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ «ПЕРЕСТРОЙКИ» ОБЩЕСТВА И ОБНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917 - 2000 гг.»

Актуальность темы исследования. Вступление России в новое тысячелетие происходит в сложное и противоречивое время. Вновь, как и в предшествующие периоды своей истории, она оказалась перед глобальным выбором пути, модели общественного развития. Современные политики, определяющие парадигму движения общества в цивилизованном направлении, обязаны учитывать опыт прошлого, основанного на генетической памяти народа. Именно поэтому исследование церковно-государственных отношений в советское и постсоветское время заставляет нас обратиться к церковной истории прошедших столетий, которая убедительно свидетельствует: церковь, независимо от ее желания, неизменно втягивается в решение проблем социально-экономического и политического устройства общества.

Русская Православная церковь (РПЦ) еще недавно представлялась жертвой государственного атеистического тоталитарного режима. В результате демократизации нашего общества РПЦ получила полное юридическое гарантированное отделение от государства, от его вмешательства во внутрицерковные дела, широкий простор для проповеднической и социальной деятельности в миру, устранение всякой дискриминации по отношению к священнослужителям и верующим, возвращение ранее изъятых культовых сооружений и церковных ценностей, возможности для строительства новых храмов и монастырей. Сейчас церковь воспринимается как естественная, национально-идеологическая опора, для приобретения обществом и людьми моральных и жизненных ориентиров. Сегодня отношения церкви и государства регламентированы Законом РСФСР «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г., основанном на разрешительной политике и определяющим административно-правовые нормы взаимодействия.

61-520004 (2336x3412x2 НА)

Одним из основных пунктов Закона является возможность преподавания религиозных учебных дисциплин в государственных и муниципальных образовательных объединениях.

На современном этапе перед РПЦ стоят большие задачи катехизаторского, социального и нравственного характера, предстоит большая работа по возрождению концепции «патриотического служения» и благотворительности. Церковь будет усиливать свою роль в духовном обновлении общества, опираясь на христианские традиции и заповеди, представляющие собой один из важнейших нравственных кодексов, выработанных человечеством за время его сознательного существования.

Отношения РПЦ с государством складывались веками. От государственной политики зависело положение самой церкви и доля ее участия в решении социальных и нравственных проблем. Последние десятилетия значительно изменили наше общество, изменилась и роль церкви в нем.

До недавнего времени исследованию отношений государства и церкви в отечественной историографии уделялось недостаточно внимания. В конце 80-х начале 90-х годов появились новые работы по истории РПЦ, основанные на документальных и архивных материалах. В них рассматриваются как отдельные аспекты проблемы, так и комплексное изучение церковной истории.

Выбранная тема исследования предполагает взаимосвязанное изучение эволюции отношений церкви и государства на примере Центрального Черноземья. Исследование этой проблемы является актуальным, потому что позволяет более полно и всесторонне раскрьггь сущность этих отношений, рассмотреть взаимодействие центральных и местных властей на государственном и церковном уровнях, а также дает возможность проанализировать многие исторические процессы и их последствия, чтобы избежать значительных ошибок при осуществлении новой государственной политики в отношении церкви.

Предметом настоящей работы является исследование эволюции отношений государства и церкви в сложившихся исторических услови

61-520005 (2336x3412x2 НА) ях. Проблема предполагает научный анализ идеологии и церковной политики государства а также результатов ее осуществления в стране, в том числе на Черноземье.

Хронологические рамки исследования включают период с 1917 по 2000 г, то есть с момента установления в России власти большевиков до современного периода, характеризующегося демократическими преобразованиями государства, в котором по-новому определяется место и роль Православной Церкви.

Географические границы диссертации охватывают территории Курской, Воронежской, Белгородской, Тамбовской, Липецкой областей, представляющие собой типичные аграрные регионы Центрального Черноземья. Подобные рамки обусловлены схожестью природных, экономических, а также социальных процессов, имевших место в указанный исторический период времени.

Историография проблемы. Вопросы эволюции отношений церкви и государства неразрывно связаны как с церковной, так и гражданской историей. Поэтому роль и функции РПЦ следует рассматривать в аспекте исторического развития государства, в общей системе его социально-экономического, политического и культурного статуса. Анализ историографии этой проблемы предполагает краткий обзор важнейших трудов общероссийского содержания, а также основных исследований, выполненных на материалах Центрального Черноземья.

История церкви в России до сих пор остается одной из наименее разработанных областей историографии. В дооктябрьский период было создано немало научных трудов по этой проблеме. Среди них: «История русской церкви» Макария (Булгакова), «История русской церкви» Е.Е.Голубинского, «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» Н.Ф. Каптерева, для которых характерно широкое привлечение различных источников, обоснованность их критического изучения и научного анализа.

61-520006 (2336x3412x2 НА)

В советский период исследуемый вопрос рассматривался как в общих трудах по отечественной истории, так и в специальных исследованиях по истории церкви, а также в работах, посвященных определенным направлениям церковно-государственных отношений. Общая оценка проблемы предопределялась политическими и идеологическими установками.

В 20-е годы выходят в свет первые обобщающие исследования по религиоведению, в которых рассматривались отдельные стороны деятельности церкви в советском государстве.1 Наиболее взвешенной и аргументированной явилась работа доктора церковной истории Б.В. Тит-линова «Церковь во времена революции» (Пг., 1924 г.) В целом он объективно проанализировал положение дел Русской Православной Церкви, отмечая, что церковные власти недостаточно заботились о ее юридическом положении и моральных обязанностях во времена самодержавия, являясь, по существу, одной из структур государственно-экономической системы власти. Следствием такого положения явилось негативное отношение церковнослужителей к религиозной политике молодого государства. По мнению Б.В. Титлинова, нападки духовенства на советское правительство были связаны, в основном, с установлением юридического права государства на церковное имущество.

Подтверждение этой мысли мы находим в работах П.В. Гидулянова, где он дает детальную характеристику этому процессу с точки зрения законодательства.2 Содержание Закона о религиозных объединениях анализирует Н. Орлеанский в своей книге «Закон о религиозных объединениях РСФСР» (М., 1930 г.), комментируя благоприятные для государства последствиях его осуществления.

Продолжение исследования социальной роли и идеологической функции церкви, мы находим в антирелигиозных сборниках статей, предопределивших идеологию воинствующего атеизма.3

Церковной истории, от Крещения вплоть до периода трех российских революций, посвящена книга Н.М. Никольского «История русской

61-520007 (2336x3412x2 НА) церкви» (М., 1930 г. Переиздана в 1988 г.) В ней рассматриваются разные стороны церковной деятельности: отношение между церковью и государством в их исторической динамике, роль церкви в социальной политике правящих классов, ее экономическое положение в разные периоды времени, характер воздействия на культурную жизнь общества. В них четко прослеживается, по утверждению автора, охранительная функция церкви. Интерпретация событий церковной жизни, изложенная Н.М. Никольским, до сих пор остается одним из наиболее теоретически осмысленных и научно обоснованных исследований.

Как вредное и ненужное атеистическому государству явление, охарактеризовал русское духовенство А.Д. Дмитриев.4 Попутно автор коснулся проблемы внутрицерковного устройства (структура управления, должностные назначения, исполнение религиозных треб). Классовый подход к освещению поставленных вопросов предопределил оценки автора. Церковный клир рассматривался им как антисоветская оппозиция, общая оценка деятельности которой сводилась к ее реакционной сущности.

К 30-летию выхода в свет статей В.И. Ленина «Об отношении рабочей партии к религии» и «Классы и партии в их отношении к религии и церкви» были изданы книги И. Бурмистенко «Документы воинствующего атеизма» (М., 1939 г.) и Н. Амосова «Октябрьская революция и церковь» (М., 1939 г.). Оба автора проанализировали позицию духовенства в период революции и гражданской войны, касаясь, в частности, деятельности Патриарха Тихона.

Таким образом, изучение советскими историками данной проблемы отличается наличием крупных общероссийских трудов, основанных на историко-архивном материале. Исследовательская литература того времени представлена отдельными статьями, из которых довольно типичными явились публикации А. Луначарского «Кому принадлежит церковное имущество» (М., 1922 г.), Е. Ярославского «Религия и ВКП(б)»

61-520008 (2336x3412x2 НА)

М., 1926 г.), в. Бонч-Бруевича «В.И. Ленин и религиозный вопрос» (М., 1929 г.), Б. Кандидова «Классовая позиция религиозных организаций в октябре 1917 г.» (М., 1933 г.) с негативной оценкой церковного протеста в послереволюционный период.

Некоторые материалы о состоянии религиозной жизни в Центральном Черноземье освещались в таких изданиях, как «Церковные ведомости» (М., 1918 г. и след.). «Революция и церковь» (М., 1919-1924 гг.), Журнал Московской Патриархии (М., 1931—1935 г.), «Известия ВЦИК» (М., 1922 г. и след.), «Курские епархиальные ведомости» (Курск, 1917 г. и след.), где давалась общая оценка негативного отношения государства к церкви и сообщались факты насилия над духовенством и монастырями. В различных сборниках приведены отдельные факты жесткого осуществления Декрета об отделении церкви от государства, сопровождавшееся разорением храмов и «революционным судом».5 Следует подчеркнуть, что специальные работы о взаимодействии курских властей и церкви на этом этапе не издавались.

Новый этап советской историографии по интересующей нас проблеме связан с политическими изменениями в стране в 60-е годы, что, кстати, отозвалось на религиозной жизни усилением репрессивных мер. Подтверждением этому служат работы Е.Ф. Грекулова «Православная церковь - враг просвещения» (М., 1962 г.) и «Православная инквизиция в России» (М., 1964 г.), в которых автор критически оценивал место и роль РПЦ в советском государстве. Подобная точка зрения высказывалась в изданиях А.И. Виноградова «Свобода совести и религия» (М., 1969 г.) и Н.С. Гордиенко «Современное православие» (М., 1968 г.).

Наряду с этим, публиковались исследования разных сторон церковной б деятельности.

Основные тенденции того периода сказались и на местной исследовательской работе, в результате чего были опубликованы исследования по истории областей Черноземья, где имелись, в том числе, краткие

61-520009 (2336x3412x2 НА) сведения об отношении местных властей к решению церковных вопросов, и в частности, об использовании храмов и охране культовых зданий, отнесенных к памятникам старины.7 Особого внимания заслуживают работы В. Н. Дунаева, Ю. Солныщко, Г. К. Лунева.8

Из диссертационных работ того времени следует отметить исследования Ф.М. Придувалова по теме «Отношение советского государства к религиозным организациям и их идеологии «(Дисс.канд. ист. наук. М., 1961 г.), в которой рассматривались основы политики КПСС и советского государства к проблемам религии, церкви и верующих на основе Конституции СССР 1936 г., Закона о свободе совести и других законодательных актов. В диссертационном исследовании Э. Гендролиса «Принцип свободы совести и его место в концепции марксистского гуманизма» (Дисс.канд. ист. наук. Вильнюс, 1969 г.) затрагивались вопросы марксистско-ленинского понимания свободы совести и осуществления ее принципов в социалистическом обществе.

В целом, научные труды и издания, опубликованные в указанный период, использовали разнообразный документальный материал для камуфлирования положения религии и церкви в Советском Союзе. Подобная тенденция сохранялась и в последующее десятилетие. В своей работе «Политика советского государства по вопросам религии и церкви» (М., 1973 г.) А.И. Иванов и П.К. Лебедев уделили внимание историческому значению Декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и основным положениям советского законодательства о религиозных объединениях для урегулирования церковно-государственных отношений. Критические замечания в адрес новых аспектов современного православия высказал в своей книге «Поместный Собор 1971 года и модернизация русского православия» (Л., 1979 г.) Н. Гордиенко. Исследуемые проблемы затрагивались в ряде работ таких авторов, как В.А. Куроедов «Религия и церковь в советском обществе» (М., 1981) и М. П. Мчедлов «Политика и религия» (М., 1987 г.), посвя

61-520010 (2336x3412x2 НА) щенных положению церкви в атеистическом обществе и взаимодействию духовенства и государства в решении мировых политических проблем.

В диссертационной работе Т.И. Медведевой по теме «Социальные гарантии осуществления свободы совести в социалистическом обществе» (Дисс.канд. ист. наук. М., 1980 г.), всесторонне рассматривалась проблема самого понятия «свободы совести», его зарождения и эволюции применительно к условиям социализма.

Следует отметить, что все вышеназванные работы страдали некоторой тенденциозностью в оценке церковно-государственных отношений, особенно религиозной политики советской власти внутри страны, при этом, отдавая должное заслугам РПЦ на международном уровне.

С конца 80-х годов наблюдается резкое изменение взглядов на общую концепцию гражданской истории, что позволяет говорить о начале нового периода в изучении проблемы. Связано это было с политическими преобразованиями в обществе, что привело к изменению взаимоотношений церкви и государства. К этому времени относится появление книги под научной редакцией А.И. Клибанова «Русское православие: вехи истории» (М., 1989 г.), в которой ряд авторов, на наш взгляд, объективно излагают историю возникновения и развития православия на Руси, стараясь избежать излишней политизированности и субч>ек-тивности.

В 90-е годы появляются первые научные исследования, коренным образом пересматривающие прежнюю концепцию истории советского общества, основанные на привлечении ранее засекреченных архивных источников. Это работы В.А. Алексеева «Иллюзии и догмы: взаимоотношения советского государства и религии» (М., 1991 г.), В.Г. Власова «Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси» (М., 1992 г.), А. Борисова и др. «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея А. Меня» (М., 1994 г.). Ряд ученых на

61-520011 (2336x3412x2 НА) страницах газет и журналов выступили в качестве публицистов, переосмысливая наиболее сложные и малоизученные вопросы церковно-госу 9 дарственных отношении.

Значительно расширила свою публицистическую деятельность и сама церковь. Выделим лишь несколько авторов, среди которых Л. Лебедев (протоиерей), Ф. Симонов (иеромонах), Иоанн (Митрополит Санкт

Петербургский и Ладожский).10

Большую исследовательскую работу провели в своих диссертационных работах М. И. Одинцов, А. В. Гущина, А. Н. Кашеваров, Н. В. Медведев и др., проследившие эволюцию государственно-церковных отношений в различные периоды российской истории XX века.11

С 1993 г. в сборниках тезисов научно-практических конференций, периодической печати появляются первые публикации с новыми подходами к истории церковной жизни в Курском крае. Это, прежде всего, выступления и статьи В.М. Меньшикова, в которых утверждается, что многие проблемы российского образования можно решить только опираясь на многовековые традиции православия, его нравственный и культурный фундамент.12

В коллективной работе «История и современность Курского края» под. ред. Б. Н. Королева (Курск, 1998 г.) и обобщающем труде «Курский край в истории Отечества» под ред. Л. С. Полнера (Курск, 1996 г.) воссоздается исторический облик нашей области и рассматривается преобразование всех сторон ее жизни на разных этапах государственного переустройства.

Впервые за многие десятилетия в 1998 г. удалось объединить усилия и творческий потенциал многих специалистов для создания коллективного труда «Из истории монастырей и храмов Курского края (отв. ред. и сост. А. Ю. Друговская. — Курск, 1998 и/), посвященный изучению различных аспектов истории курских храмов и монастырей, всегда являвшихся центрами нашей духовности.

61-520012 (2336x3412x2 НА)

Неоценимую помощь в исследовательской работе по выбранной теме оказали материалы из личного архива бывшего уполномоченного Совета по делам религии в Курской области В. Д. Юрковецкого.

Следует особо отметить диссертационное исследование С. Н. Емельянова «Взаимоотношения государственной власти и Русской Православной Церкви в Центральном Черноземье в 1917-1922 гг.» (Дисс. канд. ист. наук, Курск, 2000 г.), в котором дается глубокий анализ результатов осуществления церковной политики государства на территории Центрального Черноземья.

Среди местных публикаций также заслуживают внимания статьи из истории Курско-Белгородской епархии и возрождении церковной жизни в нашей области. 14

Подход современных зарубежных авторов к интересующей нас проблематике нагляднее всего отражает специальное исследование А. Шле-мана «Исторический путь православия» (Париж, 1989 г.), в котором анализируется трудное и внутренне противоречивое развитие православия в России. В работах немецкого автора Г. Штриккера «Русская православная церковь в советское время (1917-1991 гг.): Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью» (М., 1995 г.) и канадского Д.В. Поспеловского «Русская православная церковь в XX веке» (М., 1995 г.) обобщаются идеологические и политические аспекты исследуемого вопроса.

Таким образом, современное состояние историографии проблемы предполагает лишь начало поворота в сторону глубокой научной разработки поставленных вопросов на конкретном историческом этапе с привлечением новейших архивных источников. До настоящего времени малоизученными остаются многие сферы церковной жизни, в частности, ее экуменическая деятельность. Использование местных материалов по этой проблеме могло бы стать предметом специальных исследований.

61-520013 (2336x3412x2 НА)

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование эволюции церковно-государственных отношений в советский и постсоветский периоды с решением следующих конкретных задач: выяснить идеологические и политические предпосылки антирелигиозной политики государства; рассмотреть государственную законодательную базу и ее практику ее осуществления; показать организацию, характер и последствия репрессивных мер советской власти против церкви; проследить динамику, формы и результаты церковно-государственных отношений в историческом развитии; осветить причины и основные направления модернизации церкви в условиях демократизации общества; выявить специфику эволюции государственно-церковных отношений на материале Центрального Черноземья.

Методологической основой исследования стали принципы историзма и объективности. Использованы также методы: логический, исторический, анализа и синтеза, сравнительного анализа, текстологический.

Источниковую базу исследования составляют опубликованные и архивные источники. Печатные материалы, к которым относятся Законы СССР и РСФСР, решения Коммунистической партии, включая постановления съездов, конференций и пленумов ЦК ВКП(б) и ЦК КПСС, позволяют проследить формирование законодательных отношений государства и церкви в исследуемый исторический период. Ряд документов был опубликован еще в 20-30-е годы. Наиболее значимыми из них являются: «Декрет об отделении церкви и государства и школы от церкви» (М., 1918 г.), «Священный Собор Православной Российской церкви. Собрание определений и постановлений. Приложение к «Деяниям» (Москва-Петроград, 1918 г.); «Закон о религиозных объединениях» (М., 1929 г.). Из более поздних публикаций заслуживает внимания сборник

61-520014 (2336x3412x2 НА) церковных документов «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» (М., 1943 г.).

Во второй половине 50-70-х годов вышел ряд сборников государственных и церковных документов, касающихся деятельности правительства и церкви, а также религиозной жизни в стране. Среди них: «История советской Конституции. Сборник документов 1917-1957 гг.» (М., 1957 г.), «О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и советского правител1>ства» (М., 1977 г.), «Поместный Собор РПЦ 30.05 - 2.06.1971 г. Документы, материалы, хроника» (М., 1972 г.), « Русская Православная Церковь. Устройство, положение, деятельность.» (М., 1958 г.), «О религии и церкви. Сборник документов». (М., 1965 г.).

Особое место занимает сборник, составленный М.В. Губониным «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг.». (М., 1994 г.)

Из региональных работ заслуживает внимания коллективный лруд Б.Д. Беспарточного, З.Д. Ильиной, В.Г. Карнасевича «Культура и власть: из рассекреченных архивов ВЧК-ОГПУ-НКВД» (Курск, 1998 г.), в которой предлагаются материалы историко-социологических исследований, проведенных по рассекреченным на сегодняшний день документам ФСБ РФ по Курской области. Авторы анализируют механизм политических репрессий и духовно-нравственную атмосферу в обществе в 30-е годы, рассматривая при этом взаимоотношения культуры и власти, государства и церкви. Большинство архивных материалов было опубликовано впервые. Одним из последних изданий Курского епархиального управления является сборник докладов, выступлений и размышлений Иувеналия, Архиепископа Курского и Рыльского «Проблемы современного православного воспитания» (Курск, 1999 г.).

Важнейшую группу источников составляют документы из Государственного архива Курской области (ГАКО) и Государственного ар

61-520015 (2336x3412x2 НА) хива Воронежской области (ГАВО), так как до 1934 г. Курск входил в состав Центрально-Черноземной области с центром в Воронеже, а в состав Курского района входили территории, ныне относящиеся к Орловской, Белгородской и др. областям. В ГАКО существуют особые фонды (ф.3322)15, (ф.5027)16, (ф. Р-325)17, (ф. Р-323)18, (ф. 750)19, в которых сгруппированы документы, касающиеся религиозной жизни в Курской области. Здесь содержатся, инструктивные письма, распоряжения и указания Совета по делам религии при СНК СССР (с 1943 г. при правительстве СССР); отчеты, статистические сведения и справки уполномоченных о состоянии церковной жизни в области, а также их переписка с обл-и райисполкомами. В целом, эти фонды позволяют проследить деятельность центральных и местных властей в решении таких вопросов, как административное вмешательство уполномоченных во внугренние дела церкви, несвоевременность выполнения решений Совета но делам религии об открытии или закрытии храмов, об использовании церковных зданий. Отдельные сведения, главным образом, об ущербе, терроре и его последстиях, в ходе осуществления Декрета, содержатся в фондах Курского губернского революционного и Воронежского военно-революционного комитетов, а также в фондах уездных революционных ко-20 митетов.

Протоколы сессий и заседаний исполкомов Курского горсовета содержат сведения и постановления об урегулировании религиозных вопросов на местном уровне.21

В Курском Центре документации новейшей истории (ЦЦНИКО) представляет интерес фонд (65) Курского губернского комитета РКП(б), в котором собрана информация о выработке стратегии поведения органов власти при осуществлении Декрета об отделении церкви от государства.

Государственный архив Тамбовской области (ГАТО) содержит фонды (Р-1) Исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и

61-520016 (2336x3412x2 НА) красноармейских депутатов Тамбовской губернии; (Р-394) Отдела управления Исполнительного комитета Тамбовского губсовета; (Р-6) Исполкома комитета Тамбовского губсовета; (Р-6) Исполкома комитета Тамбовского горсовета и (181) Духовной консистории и Епархиального совета. Названные фонды имеют ту же направленность, что и фонды ГАКО.

В работе использованы материалы местной периодической печати. 22 В частности, сообщения губернских газет о фактах насилия и террора над духовенством, конфискации церковного имущества, разорении храмов и культовых зданий.

Использованные в диссертации архивные данные в значительной мере дополнены из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Это касается переписки по вопросам отделения церкви от государства Курского губотдела юстиции с местными и центральными органами власти за 1918-1919 гг. (ф. Р-470), обобщающей информации о патриотическом служении РПЦ во время Великой Отечественной войны (ф.5263), а также материальной помощи армии и государству (ф.7384). Фрагментарные сведения о политике советского государства в решении религиозных вопросов в 20-е годы содержатся в фонде Министерства юстиции РСФСР (А-353). Важную роль приобретает изучение материалов Государственного архива политической и социальной истории (ГАРПСИ), бывшем Центральном архиве ЦК КПСС, фонд (17) ЦК РКП (б) — ВКП (б) — КПСС которого содержит документальное подтверждение взаимоотношений местных органов власти с епархиальными управлениями. Послевоенная церковная жизнь отражена в материалах Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), включающие в себя обращения, послания и доклады Патриарха Алексия (ф.17) и сведения о миротворческой деятельности церкви на международном уровне (ф.89).

Анализ опубликованных и архивных документов позволяет сделать вывод, что действия местных властей и уполномоченных по делам рели

61-520017 (2336x3412x2 НА) гии были ориентированы на постановления и распоряжения центральной власти и Совета по делам религии, которые регламентировали церковную жизнь на местах. Непоследовательность религиозной политики государства отражалась на положении местных епархий, в Цетральном Черноземье.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые на основании опубликованных и не вводившихся ранее в научный оборот источников, проводится комплексное изучение эволюции государственно-церковных отношений на территории Центрального Черноземья. Это позволяет восполнить неизвестные страницы гражданской и церковной истории в исследуемый исторический период.

Новым является пересмотр устоявшихся стереотипов в оценке места и роли РПЦ в советский и постсоветский периоды. В работе изложены причины негативного отношения к церкви местной и центральной власти. Среди полученных результатов наибольшую ценность имеет вывод о непоследовательности государственной церковной политики, нанесшей ущерб не только жизни общества в целом, но и каждому гражданину, лишив его приобщения к основам христианской нравственности, духовности и морали. Большое внимание уделяется актуальной необходимости модернизации РПЦ, в условиях обновления государственной власти и общества.

Практическая значимость исследования определяется введением в научный оборот новой, ранее закрытой для исследователей информации, новых выводов и обобщений. Основные положения работы могут быть использованы при написании трудов по гражданской и церковной истории Центрального Черноземья и Курской области, а также в преподавательской деятельности, в частности, при чтении курсов по религиоведению.

Исторический опыт взаимоотношений церкви и государства показывающий всю пагубность политики насилия, может быть учтен в со

61-520018 (2336x3412x2 НА) временных условиях при осуществлении новой государственной религиозной политики.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 4-х публикациях общим объемом 1 п. л. печатных листа, а также докладывались автором на международной (Курск, 1999 г.) и межрегиональной (Курск, 2000 г.) научно-пракги-ческих конференциях:

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также примечаний и списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается тема исследования, дается обзор литературы и источниковой базы, определяются цели и задачи исследования. В первой главе исследуется трансформирование церков-но-государственных отношений в советский период. Во второй главе рассматриваются процессы обновления РПЦ, изменение ее положения и роли в современном обществе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Тюрина, Лариса Вячеславовна

Заключение

История христианства на Руси неоднократно привлекала внимание исследователей. Однако ее некоторые периоды, в сравнении, с другими освещены менее глубоко. Между тем религиозная политика государства после октября 1917 года принесла тяжкие испытания Русской Православной Церкви. Характерными чертами большей части публикаций советского времени по этой проблеме являются прямолинейность, тенденциозность и политизированность. Лишь в последнее время стали появляться работы, в которых объективность и беспристрастность сочетаются с профессионализмом и компетентностью. Открывшиеся возможности использования ранее недоступных архивных документов, совершенствование методологического аппарата позволили выйти на новый уровень изучения всех сторон взаимоотношений Церкви и государства в исследуемый исторический отрезок времени.

Состояние религиозной жизни в СССР в предвоенные годы напоминало гонения на язычников в начальный период христианства. Большевистская доктрина не оставляла церкви места в жесткой схеме пролетарского государства. Воинствующий атеизм обретает смещенные подставления о добре и зле, справедливости, человеческом идеале, чести и совести. Антирелигиозный вал сметал и материальные атрибуты культа: храмы, монастыри, церковную утварь, книги, иконы, зачастую явившиеся жемчужинами культуры, выдающимися произведениями искусства. К октябрю 1935 года в стране осталось всего несколько десятков церковных иерархов, основная масса духовенства была устранена от богослужений, значительная часть — репрессирована. Многие высшие сановники церкви закончили свой путь, взойдя на «Соловецкую Голгофу». Глубокие внутренние распри происходили и в церковной среде, а верхи духовенства, тем временем, лелеяли надежды на поражение революции в ходе гражданской войны и походов Антанты.

61-520126 (2336x3412x2 НА)

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно согласиться с точкой зрения Б.В. Титлинова, который исследуя работы Хомякова, Аксакова, Киреевского, Вл, Соловьева, Булгакова и Мережковского, сделал вывод, что церковь находится в плену у мира, у государства. По его мнению, нападки духовенства на советское правительство были связаны, в основном, с установлением юридического права государства на церковное имущество. Если бы в своей «имущественной» политике по отношению к церкви государство остановилось на лишении церковных и религиозных обществ всяких преимуществ, то подобное решение устроило бы противоборствующие стороны. Но в России власть пошла дальше. Она не только отказала церкви в своей поддержке, но и лишила ее принадлежащего ей имущества.

В целом, рассматривая вопрос о негативных взаимоотношениях церкви и государства в послереволюционный период, мы приходим к заключению, что причиной этого явилось законодательное отделение церкви от государства и школы от церкви (1918). Очевидно, что это не способствовало гармонизации настроений в обществе, создавало определенный отрыв населения от проводимой государством политики, порождало ее непонимание, наносило, в целом, удар по традициям и менталитету советского народа. В свою очередь, государство отвечало на этот процесс репрессиями, используя всю силу власти.Для этого была создана отдельная государственная организация, ведавшая церковными делами и,в последствии, оформившаяся в Совет по делам религии при правительстве СССР. Исходя из ложной концепции, что религию можно уничтожить насильственным путем, советская власть отделила политику расчленения и постепенной ликвидации церкви, используя, ко всему прочему, внутрицерковные распри и отсутствие патриаршего управления. Первые годы существования молодого социалистического государства ознаменовались массовым отходом от церкви верующих, особенно крестьян, сопровождавщимся разрушением церквей и экс

61-520127 (2336x3412x2 tiff) цессами по отношению к священнослужителям. Местные власти зачастую оказывались не на высоте положения, внося порой ненужное озлобление в массовое антицерковное движение, пренебрегая .законностью, действуя по своему усмотрению, которое нередко шло вразрез с директивами Советской власти, указаниями и разъяснениями партии (об этом свидетельствуют архивы Центрального Черноземья). Таким образом, антирелигиозная политика, проводимая государством в течение многих лет, привела почти к полному уничтожению церковной структуры в довоенный период.

По результатам исследования можно утверждать, что крайности допускались как с одной, так и с другой стороны. Это характерно для любого периода крупных социальных перемен. Секуляризация советского общества в послереволюционный период, в огличие от тот, что происходило в петровскую эпоху и период зарождения капитализма в России, прежде всего изменила место и роль Православной Церкви в системе общественных отношений. Об этом свидетельствует обострение религиозной ситуации в 60-е годы, когда вновь прокатилась волна незаконного закрытия храмов и монастырей. Церковью фактически распоряжались уполномоченные Совета по делам религии. В то же время власти дали разрешение РПЦ на установление экуменических контактов с целью закамуфлировать преследование религии в СССР. Таким образом, трагизм положения 60-х годов в том, что атеистическое государство стремилось свести деятельность церкви только к культовой жизни, а новое послевоенное духовенство не отстаивало своих прав и своей независимости. Хотя Великая Октябрьская революция отделила церковь от государства и школу от церкви, но она не могла отделить верующих от религии. Более того, патриотическая деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны отвечала устремлениям не только верующих, но и всех граждан России.Все это не могло не повлиять на «церковную» политику советской власти. К тому же во внешнеполитических зам ыслах

61-520128 (2336x3412x2 НА) государства церкви отводилась немаловажная роль. Прагматичес кая и ни-циатива государства встретила ответную положительную реакцию цер- ' кви, а Московская патриархия не могла не использовать возможность для внешнего церковного возрождения. Это, несомнено, был шаг в сторону нормализации отношений между церковью и государством. Однако не обошлось и без осложнений. Директивный характер восстановления законных прав Церкви возбуждал сомнения в его принципиальности, что и подтвердил процесс отчуждения в конце 40-х годов. Тем временем и Совет по делам Русской Православной церкви объективными условиями и волевыми указаниями подталкивался к сосредоточению на функциях надзора. Он не мог предотвратить политику стеа гения свободы совести и репрессий по отношению к духовенству и верующим. Реформы первого послесталинского десятилетия не распространились ° на область взаимоотношений между государством и церковью, но отрадным фактом явилась реабилитация жертв произвола из числа духовенства и верующих.

Атеистическая пропаганда находилась в состоянии анабиоза. К сожалению, в популяризации научных знаний не нашла отражения творо ческая деятельность таких крупных ученых-обществоведов, как И.Д. Аму-син, К.И. Беляев, С.И. Ковалев, Ю.А. Левада, С.А. Токарев, Д.М. Уфи-нович, Ю.П. Францев и других, пополнивших религиоведение глубокими научными исследованиями.

В конце 50-начале 60-х годов руководством партии и государства было совершено немало ошибок субъективистского характера, приня- о ты решения, осложнившие жизнь общества, аномальное продвижение которого в конце 70-х годов, привело к застою. Но есть особенность принципиального характера и значения, присущая процессам отчуждения религиозных потребностей в атеистическом государстве. Воздействие Октябрьской революции и годы строительства социализма, едио нение народа в годы Великой Отечественной войны оказались столь

61-520129 (2336x3412x2 НА) мощными духовными факторами в жизни нашего народа, что возникшие религиозные объединения не мыслили себя вне советской общности, не противопоставляли своих религиозных убеждений идеалам социализма и протест их против «бездушных порядков» не являлся политическим протестом. Их стремлением была гуманизация этих порядков, трансформировавшаяся в религиозном сознании в идею христианизации

С первых дней советской власти церковь старалась найти свое место в социалистическом обществе, в решении сложных проблем, волнующих его граждан, одновременно сосредоточившись на собственном внутреннем обновлении. Новый этап в истории РПЦ, продолжающийс5[ по настоящее время, открыл Поместный Собор 1971 года. Важным решением этого Собора был переход православия на позиции модернизма, которое мыслится церковным руководством как более полное раскрытие 0 содержания христианских догматов в современных понятиях. Многие отечественные историки называют конец 70-х годов феноменом «религиозного возрождения». Именно тогда были сделаны первые шаги к восстановлению миссионерской деятельности церкви, а позднее - благотворительной и другим формам социальной активности. Послевоен ное время изменило церковно-государственные отношения, чему способ- 0 ствовало укрепление международного содружества и выход Советского Союза на европейскую политическую арену. И в своей международной деятельности он не мог не учитывать первейший вопрос современ ности - вопрос свободы совести. С одной стороны, в государстенной политике стали заметны тенденции к веротерпимости, но объяснение этому надо о искать в острой необходимости международного и внутреннею характера, перед которой было поставлено советское правительство. С другой стороны, церковь должна была сыграть в этом вопросе роль буфера, стать глашатаем советской демократии. С этого момента церковь вст ала на путь попрания своих собственных интересов в пользу государствен

61-520130 (2336x3412x2 НА) ных. Московская Патриархия должна была проявлять свою лояльность путем активного участия в советской политике «мирного сосуществования», а также поддержке всех внешнеполитических инициатив СССР. В то же время происходило довольно быстрое восстановление внутрицер-ковного устройства.Позднее, в 1975 году были внесены изменения в законодательство о культах (1929), что позволило создать некоторый простор для осуществления вероисповеданий. Зато Конституция 1977 г. в своих статьях о религии не дала ничего нового. Несмотря на это, РПЦ продолжала свою экуменическую и международную деятельность, что повышало уровень социальной и богословской активности ее представителей.

На новые рубежи вышла в послесоборное время миротворческая деятельность церкви, как внутренняя, так и межцерковная. Московская Патриархия активно поддерживает все усилия государства, направленные на обуздание агрессивных сил, предотвращение военных и террористических действий.

Активное миротворчество, выражающее в религиозной форме коренные социальные интересы граждан - явление новое для Русской Православной Церкви. Это такое же следствие модернизации православия как обновление религиозно-церковной структуры и углубление межхристианских контактов Московской Патриархии.

Таким образом, политически лояльная позиция православной Церкви прошла нелегкие испытания и укрепилась на почве солидарности с программными установками государства.

Перестройка общества, провозглашенная в 80-е годы, была направлена на социальное и духовное обновление жизни. Церковь как добровольное объединение верующих граждан внесла свой вклад в этот объективный процесс. Надо отдать должное верующим - они показали себя на всех изломах истории нашей страны честными и высоконравственными труженниками. В их среде широко практикуется взаимопо

130 о

61-520131 (2336x3412x2 НА) мощь. Они следуют в своей жизни тем моральным устоям, отход от которых грозит бедами человеческому общежитию. Следовательно, период «перестройки» определил основные направления последующего развития всех сторон жизни Русской Православной Церкви и ее современное состояние. 0

Новое оживление религиозно-церковной деятельности было связано с подготовкой РПЦ к своему 1000-летию (1988). После юбилея начали осуществляться значительные послабления, давшие церкви не только право на получение большого количества црековных зданий, но, прежде всего, возможность беспроблемной регистрации духовных заведений, обществ милосердия и братств. Более того, перед РПЦ были ° поставлены задачи национального характера: нравственность должна основываться на христианстве, а церковь, путем распространения христианским заповедей, снова стать духовной основой русского народа. Этому способствует ныне действующий закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997), провозгласивший разрешительную политику для административно-правовых отношений государства и церкви, а неучастие РПЦ в государственном строительстве не следует отождествлять с отстраненностью церковнослужителей от решения судьбоносных внутриполитических проблем. РПЦ призвана выполнять роль духовного арбитра во всех внутригосударственных конфликтах. Особого внимания заслуживает введение, согласно Закону, преподавания релио гиоведческих дисциплин в государственных и муниципальных образовательных объединениях. Несомненно, что сегодня сближение церкви и государства происходит по многим позициям, в том числе в вопросах возрождения нравственности и воспитания гражданина. Немалая роль в этом принадлежит монастырям, которые во все времена являлись центрами истинного православия и надежной опорой государственности. В 0 целом, несмотря на многочисленные трудности, период 90-х годов можно назвать триумфальным для церкви после десятилетий гонений и репрессий.

61-520132 (2336x3412x2 НА)

Сегодня вклад церкви в обновление общества прежде всего состоит в утверждении и поддержке общечеловеческих норм нравственности, идеалов мира, братства и любви. Эти ценности выдвинуты на передний план тенденциями глобализации исторического процесса. Идеалы гуманности, в прошлом в той или иной степени абстрактные, ныне обретают всю силу конкретности и судьбоносной актуальности. На уровне общечеловеческих нравственных ценностей реализуется сознание общности человеческого рода на Земле, противостояние усилившейся уфо-зе гибельных катаклизмов. Независимо от отношения к религиозному вопросу, наше общество едино в поисках взаимопонимания и взаимосотрудничества народов всего мира ради блага человечества, гармонизации его интересов.

61-520133 (2336x3412x2 НА)

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Тюрина, Лариса Вячеславовна, 2000 год

1. Опубликованные документык Декпе^СТС0рВиГГ^ДеЛеНИе ОТ Г0сударстаа в СССР сборникинструкции, циркуляров и т. д. С разяснениями V отд.

2. Тоо! Г СР- П°Д Ред- П'А" КРас1«ова, прокурора Верховного Суда СССР -М., 1924 г. Церковь и государство по законодательству РСФСР. Сборник узаконений // Сост. П. В. Гидулянов.- М., 1923 г.

3. См.: Курск в революции, Сборник материалов по истории Октябрьской революции в Курском крае. 1917-1918 гг.- Курск, 1927 г.

4. Об отделении церкви от государства и школы от церкви // О религии и церкви. Сборник документов.— М., 1965. С. 127.

5. О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви ог государства и школы от церкви» (Инструкция) // О религии и церкви. Сборник документов,— М., 1965. С. 152.

6. Постановление о передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению. // О религии и церкви. Сборник документов.— М., 1965. С. 131.

7. Священный собор Православной Русской церкви. Деяния,- Кн.4. -Г1г., 1918.С.15. '

8. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр. соч. Т.37. С. 266.

9. Программа РКП(б) (VIII съезд)\\ КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М.,1983. Т. 2. С.83.

10. Разьяснение V Отдела НКЮ от 26 июня 1918 года // Религия, государство и правыо.— М., Мысль, 1978. С. 122.

11. Ленин В. И. Об атеизме, религии и церкви.: (Сборник произведений, писем и др. материалов).— 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1980. С. 287-289.

12. Законодательство о религиозных культах. Сборник материалов и документов.— М., 1971. С. 98-99.

13. Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (19171991): Материалы и документы по истории отношений между гос-вом и церковью -М.,Пропилен, 1995. С.387-390.

14. Постановление СНК РСФСР // Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Документы и фотоматериалы.-М.,1996. С.257.

15. Протоколы коллегии НКЮ № 145 от 14 февраля 1919 г. // О религии и церкви. Сборник документов,- М., 1965,С.103.

16. Ленин В.И. Проект программы РКП(б). Полн. собр. соч., Т.38.С. 1 18.

17. Ленин В.И. Программа XII сьезда РКП(б). Полн.собр.соч.,т.38.С,Ш-159.

18. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, позднейшие документы и переписка о кноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943.//Сост. Губонин М.В.- М.Д994.С.141.

19. Русская Православная Церковь и ВОВ. Сборник церковных документов.— Москва, 1993. С. 15.

20. Алексий. Слова,речи,послания,обращения,доклады,статьи (1941-1948). -М., 1948. С.5.

21. Конституция Союза Советских Социалистических Республик.-М.Д977.С.31.61.520143 (2336x3412x2 НА)

22. Иувеналий, Архиепископ Курский и Рыльский. Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления).- Курск, 1999. С. 28. '1.. Сборники локументгт

23. Полный сборник к Декрету РСФСР и СССР инструкций, циркуляров и т.д. сразяснениями Уотд. НКЮСТА РСФСР. Под ред. П. А. Красикова, прокурора Верховного Суда СССР.- М., 1924 г.

24. Сборник материалов по истории Октябрьской революции в Курском крае 1917-1918 гг.- Курск, 1927 г. '

25. О религии и церкви. Сборник документов.— М., 1965.

26. Священный собор Православной Русской церкви. Деяния.- Кн.4. -Пг., 1918.

27. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собп соч Т 37 С. 266. '

28. Программа РКП(б) (VIII съезд)\\ КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М.,1983. Т. 2. С.83.

29. Разъяснение V Отдела НКЮ от 26 июня 1918 года // Религия, государство и правыо.— М., Мысль, 1978. С. 122.

30. Ленин В. И. Об атеизме, религии и церкви.: (Сборник произведений, гшсем и др. материалов).— 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1980. С. 287-289.

31. Законодательство о религиозных культах. Сборник материалов и документов.—М., 1971. С. 98-99.

32. Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (19171991): Материалы и документы по истории отношений между гос-вом и иерковью.-М.,Пропилен, 1995.

33. Русская Православная Церковь и коммунистическое государс тво. Документы и фотоматериалы.-М., 1996.

34. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, позднейшие документы и переписка о кноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943.// Сост. Губонин М.В.- М.,1994.

35. Русская Православная Церковь и ВОВ. Сборник церковных документов.— Москва, 1993. С. 15.

36. Алексий. Слова,речи,послания,обращения,доклады,статьи (1941 -1948) -М., 1948. С.5.1.I. Периодическая печать

37. См.: Курские епархиальные ведомости, 1917, 1918; Курские вести /Ежедневная газета, Курск, 1919; Россия / Курское издание, Курск, 1919; Воронежский телеграф. / Ежедневная газета. Воронеж, 1919.

38. Хроника событий // Революция и церковь. 1923. № 3. С. 37.

39. Церковные ведомости, 1918,N 23-24. С.708-710.

40. Документы антирелигиозной комиссии за 1923-28 гг.(Из статьи А.Нежного «Протоколы Кремлевских мудрецов») // Комсомольская правда.-ЗО июля, 1992.

41. Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство. Заметки историка религии\\ На пути к свободе совести, 1989. № 7.С.25.

42. Фурман Д.Е. Религия атеизм и перестройка\\ На пути к свободе совести -М., 1989. №8.

43. Ващиков А. Война и вера // Наука и религия, 1973, № 1. С. 24-26.

44. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-43 гг \\ Вопросы истории, 1994, N 4.С.35.

45. Шкаровский М.В. Русская православная церковь в 1943-57 гг. // Вопросы истории, 1995, № 8.С.36.

46. Журнал Московской Патриархии, 1973, № 9.С.56.

47. Журнал Московской Патриархии, 1975, № 8.С.62.

48. Журнал Московской Патриархии, 1977, № З.С.12.

49. Кичанова И. В погоне за XX веком // Новый мир.— 1964, № 6. С. 15.

50. Шкаровский М.В. Русская православная церковь в 1958-64 гг.\\ Вопросы истории, 1999, N 2.С.46.

51. Лебедев Л., протоирей. Казнь Русской православной Церкви и юды Советской власти // Содействие.— 1990.— № 9. С. 10.

52. Никитина А. Г. Политизация религии // Вопросы философии — 1994 — № З.-С. 173-180.

53. Курские Епархиальные ведомости, 1990. № 1.

54. Курские Епархиальные ведомости, 1990. № 3.

55. Курские Епархиальные ведомости, 1990. № 2.

56. Журнал Московской Патриархии, 1985.— № 5. С.5.

57. См. Журнал Московской Патриархии. 1985.— № 6.— С.47.

58. См. Журнал Московской Патриархии. С.49.

59. Журнал Московской Патриархии, 1989, N 8.С.21.

60. Курские Епархиальные ведомости, 1991.— № 2.

61. Курские Епархиальные ведомости, 1999.— № 3.

62. Курские Епархиальные ведомости, 1991.— № 4.

63. Курские Епархиальные ведомости, 1992.— № 2.

64. Агапов А. Церковь и исполнительная власть. // Государство и право, 1998. №4. С. 20.

65. Симонов Ф.,иеромонах. Церковь в переходном обществе // Свободная мысль, 1997. № 3. С.81.61.520145 (2336x3412x2 tiff)1.. Мемуары 1 воспоминания

66. Степанов В. (Русак). Свидетельство обвинения. М., 1993, т. 1 С.49.

67. КрасиковЛ. А. На церковном фронте: 1918—1923).— М.,1923. С.26.

68. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке,- М., 1995. С.50.

69. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. М., Международное литературное содружество, т. 1. С.210.

70. Левитин А., Щавров В. История русской церковной смуты М 1963 Г 11. С.53.

71. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. Изд.2-е. - М.,1975. С. 160.

72. Краснов А. В борьбе за свет и правду. —М.,1964. С.223.

73. См. Ганс-Якобс Штеле . С.63.

74. Конквест Р. Большой террор.- Лондон, 1977. С.267.

75. У. Архивные документы и материалы

76. Государственный архив Российской Федерации -ГАРФ

77. Фонд Р-130 Фонд СНК РСФСР. Оп.2. Дела: 5.

78. Фонд А-353 Фонд Министерства Юстиции РСФСР. Оп. 2. Дела: 693,695.1. Оп. 3. Дела: 751

79. Фонд Р-393 Фонд НКВД РСФСР. Оп. 11. Дела: 44,136.

80. Фонд Р-470 Фонд особой комиссии при главнокомандующем Вооруженными силами Юга России по расследованию злодеяний большевиков.

81. Фонд Р-3431 Фонд Всероссийского церковного собора.

82. Фонд Р-1065 Фонд ЦК ПОСЛЕДГОЛ при ВЦИКе.

83. Фонд Р-1066 Фонд Комитета содействия сельскому хозяйству при ВЦИКе. Государственный архив Российской политической и социальной истории -ГАРПСИ

84. Фонд 5 Фонд Секретариата Председателя совнаркома.

85. Фонд 17- Фонд ЦК РКП(б)- ВКП(б)- КПСС.

86. Фонд 89 Фонд Ем. Ярославского. Оп. 4. Дела: 179. Государственный архив Курской области - ГАКО

87. Фонд 20 Фонд Курской церковной консистории.

88. Фонд 750 Фонд Учреждения церковного управления и суда Курской епархии, созданных после отделения церкви от государства.

89. Оп. 2. Дела: 5, 6, 10, 19, 27, 29, 36.

90. Фонд 323 Фонд исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и кроасноармейских депутатов Курской губернии.

91. Оп. 1. Дела: 337, 360, 433, 674, 675, 681, 683, 704, 705.61.520146 (2336x3412x2 НА)

92. Фонд Р-325 Отдела управления исполнительного комитета Курского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов1. Оп. 1. Дела: 2, 396.

93. Центр документации новейшей истории Курской области ЦДНИ КО

94. Фонд 65 Фонд Курского городского исполнительного комитета

95. Оп. 1. Дела: 3, 19, 22, 56, 57, 59.

96. Фонд 84 Фонд Фонд Курского областного исполнительного комитета

97. Оп. 2. Дела: 146, 156, 283.

98. VI. Книги, статьи, сборники пабот.

99. Алексеев В.Н. Октябрь и гражданская война в ЦЧО,— Воронеж, 1932 г.

100. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы:взаимоотношения советского государства и религии.-М.,Политиздат, 1991.С.31.

101. Андреев В., Кулаев С. Октябрьская революция и гражданская война в Тамбовской губернии.— Тамбов, 1927 г.

102. Баринская А. П., Савельев В. И. Советское законодательство о религиозных культах.— Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1973. С. 36.

103. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма,- М.Д990.С. 139.

104. Беспарточный Б.Д., Ильина З.Д., Карнасевич В.Г. Культура и власть: из рассекреченных архивов ВЧК-ОГПУ-НКВД.- Курск, 1998.С.51.

105. См.: Брихничев И.П. Патриарх Тихон и его церковь. — М., 1923 г.

106. Вещиков А.Т. Советские законы о религиозных культах,— М • Знание 1962. С. 25.

107. Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитании в *ей-ствии (1917-1937 гг.).- Л., 1973. С.ЗЗ; Л. Регельсон. Указ. соч.- С.256

108. Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917-1931.— М., 1932 г.; Реакционная деятельность религиозных организаций в СССР.— М., 1940 г. и др.

109. Грекулов Е.Ф. Нравы русского духовенства.— М., 1928 г.; Он же. Русская церковь в роли помещика и капиталиста.— М., 1930 г.

110. Дмитриев А.Д. Инквизиция в России.— М., 1937.

111. Документы антирелигиозной комиссии за 1923-28 гг.(Из статьи А.Нежного «Протоколы Кремлевских мудрецов») // Комсомольская правда.-30 июли, 1992.

112. Иванов А. И., Лобазов П. К. Политика советского государства по вопросам религии и церкви.— М.: Знание, 1973. С. 27.

113. Из истории монастырей и храмов // отв. ред. и составитель А. К). Другов-ская.— Курск, 1998.

114. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории.-М.: Полити щат , 1989 С. 481.

115. Курочкин П.К. Православие и гуманизм.— М., 1962 г.

116. Курск в революции, Сборник материалов по истории Октябрьской революции в Курском крае. 1917-1918 гг.— Курск, 1927 г.

117. Курск. Очерки истории города. Изд-е 3-е.— Воронеж, 1975 г.61.520147 (2336x3412x2 tiff)тв'21' КУРСКИЙ Край В ИСТОрИИ 0течества // Под ред. л. С. Полнера,- Курск,

118. Лунин A.B. Октябрьская революция и церковь.- М., 1925 г.

119. Лунев Г. К. Борьба коммунистической партии за преодоление религиозных суеверии и предрассудков // Ученые записки КГПИ, вып. VIII Курск, 1958 г. С. 39-74.

120. Мартыненко Н.И. Атеистическая работа среди последователей православия. — М., 1976 г.

121. Новиков М.П. Новые тенденции в идеологии и деятельности православия.— М., 1971 г.

122. Орловская область. Историко-экономическийочерк.-Тула, 1977 г.; Очерки истории Воронежской области,— Воронеж, 1967 г.

123. О научном атеизме и атеистическом воспитании. Справочник для парт, актива и орган, атеист, работы. Изд-во полит. лит-ры.-М.,1974.С.71.

124. Попов М А Церковь в годы реакции и революции. М., ОГИЗ РСФСР, 1931.1. С.6.

125. Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России).— М., 1975. С. 32.

126. Святитель Тихон Патриарх Московский и всея России\ Под пел О.В.Орловой.-М.,1995.С.128.

127. Солнышко Ю. Курское духовенство на службе помещиков и капиталистов // Антирелигиозный сборник — Курск, 1940 г., С. 36-43).

128. Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Изд-во «Былое» Пг 1924 С.115.

129. VII. Диссертационные исследования.

130. Гендролис Э. «Принцип свободы совести и его место в концепции марксистского гуманизма» (Дисс.канд. ист. наук. Вильнюс, 1969 г.)

131. Гущина А. В. Эволюция отношений государства и Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945.: Дисс канд ист наук — М., 1996.

132. Емельянов С. Н. «Взаимоотношения государственной власти и Русской Православной Церкви в Центральном Черноземье в 1917-1922 гг.» (Дисс. канд. ист. наук, Курск, 2000 г.).

133. Кашеваров А. Н. Советское государство и Русская Православная Церковь в 1917-1929 гг.: Дисс. д-ра ист. наук.— СПб., 1998.

134. Медведев Н. В. Государство и церковь в россии, 1924-34 г.г.: Дисс. канд ист наук,— М., 1997.

135. Одинцов М. И. Государственно-церковные отношения в России. (На материалах отечественной истории XX века): Автореф. д-ра ист. наук.—М., 1996

136. Придувалов Ф. М. «Отношение советского государства к религиозным организациям и их идеологии « (Дисс.канд. ист. наук. М., 1961 г.)

137. Рукописный отдел МИРА, ф.4, оп.1, ед.хр.16, л.1. См. Плаксин Р.Ю. «Церковная контрреволюция 1917-1923 гг. и борьба с ней.» Автореферат диссертации. Ленинградский гос. ун-т им. А. Жданова.— Л., 1968.61.520148 (2336x3412x2 НА)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.