Государство и церковь как субъекты институционального взаимодействия: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат наук Лёвкина, Наталья Викторовна

  • Лёвкина, Наталья Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Новочеркасск
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 179
Лёвкина, Наталья Викторовна. Государство и церковь как субъекты институционального взаимодействия: социологический анализ: дис. кандидат наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Новочеркасск. 2012. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лёвкина, Наталья Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕРКВИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА И ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Социальная природа религии : теоретико-методологические конструкты исследования

1.2. Религия как социальный институт и организация

1.3. Генезис и организационная структура Русской Православной Церкви

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I

ГЛАВА II ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

2.1. Церковь и государство: динамика взаимодействия социальных агентов

2.2. Становление социального партнерства в отношениях Церкви и государства

2.3. Функционально-организационные факторы взаимодействия Церкви и института образования: тенденции и перспективы развития

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государство и церковь как субъекты институционального взаимодействия: социологический анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Религия - явление сложное, неоднозначное по своему воздействию и социальным последствиям для развития общества. Как один из важнейших социальных институтов, оказавший огромное влияние на ход его цивилизационного развития, она интегрирована в различные сферы жизнедеятельности социального организма. По-видимому, трудно обнаружить такой народ, который не имел бы веры и религии. В различные периоды своего развития все политические, социальные и культурные институты общества, так или иначе, опирались на религиозные идеи и верования, а иногда и погибали вместе с ними.

В России наиболее влиятельной религиозной конфессией всегда было православие, а Русская Православная Церковь (РПЦ) занимала традиционно важное место в российском государстве, за исключением советского периода. Особой ролью православия в российском обществе и определяется акцентирование на ней внимания в данной работе. На протяжении длительного времени РПЦ имела статус государственной религии, и в настоящее время большинство членов российского общества используют православие как важнейший компонент национально-государственной идентичности. Трансформационные изменения, произошедшие в России после 1990 г., показали, что роль и статус РПЦ в обществе и в реализации социальной политики претерпели значительные изменения. На современном этапе развития государственно-церковных отношений в России можно наблюдать явное сближение позиций РПЦ и власти в области социальной политики, образовательной и культурных сферах. Церковь активно участвует в благотворительной и миссионерской деятельности, укрепляет и расширяет свою материальную базу, развивает международные связи с другими религиозными организациями. Резко возросло число приходов и церквей, воскресных школ и духовных учебных заведений, активизировались миссионерская и издательская деятельность.

Усиление позиций Церкви, включающее существенный рост ее социально-политического влияния, стало одним из значимых факторов общественного развития последнего десятилетия. Социологические опросы последних лет

свидетельствуют, что Церковь, наряду с армией, занимает первые строчки в рейтинге доверия к социальным институтам со стороны гражданского общества1. И это вполне объяснимо, поскольку в условиях трансформации социально-экономической жизни российского общества стабилизирующая функция Церкви приобретает особую значимость.

В отличие от религии, для церкви всегда характерна определенная политическая позиция, эффективность которой определяется характером ее взаимоотношениями с государством. Необходимость использования социологического подхода к анализу взаимодействия государства и Церкви обусловлена существенным усилением роли последней в условиях трансформации современного российского общества; качественно новым характером и особенностями функционирования религии в российском обществе; усилением значимости взаимовлияния социальных организаций в условиях демократизации российского общества. Взаимодействие Церкви и власти самым непосредственным образом сказываются на реализации социальной политики государства, что влияет на протекание социальных процессов в современном российском обществе и является, в свою очередь, предметом социологического анализа.

Религия, являясь, одной стороны, социально детерминированным явлением, с другой - оказывает на социальную среду значительное функциональное воздействие. Следовательно, актуальность научного осмысления процессов, происходящих в религиозной среде, обусловлена необходимостью понимания сути социальных, идеологических и политических процессов, происходящих в современном российском обществе, а также построения прогнозов социальных последствий происходящих изменений. Чтобы иметь возможность выстраивать эффективную социальную политику в отношении Церкви, необходимо ясно представлять ее роль и место в системе церковно-государственных взаимоотношений. А эта проблема не может быть решена без систематических социоло-

1 Растет доверие к армии и церкви. Почему?// [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М.: информационный портал «b-port.com»,2010. - Режим доступа: //http://www.b-port.com/news/item/37347.htinl, свободный. -Загл. с экрана.

гических исследований российской действительности, учитывающих опыт мирового религиоведения.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертации имеет междисциплинарный характер. Поэтому, в зависимости от аспекта проведенного исследования, все источники можно условно разделить на несколько групп.

Первую группу источников составляют классические научные труды по социологии религии, авторы которых анализируют специфику и роль религии в обществе. В работах Э.Дюркгейма, М. Вебера, Б. Малиновского, А. Радклиффа-Брауна, Р. Мертона, Т. Парсонса религия выступает как специфический предмет исследования, обладающий сложной структурой1.

В работах представителей функционалистского направления (Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, А.Радклиффа-Браун и др.) религия рассматривается как основа социального порядка, выполняющая интегративную функцию, в то время как в трудах М.Вебера религия предстает как одна из частей социального процесса, как фактор социального изменения, а не как основа стабильности2. В отличие от М.Вебера, Р.Белла использует эволюционистскую типологию религий, связывая их со стадиями развития общества3.

Роль религии в современном мире, мировая религиозная ситуация нашли свое отражение в работах Т.Парсонса, Р.Мертона, П.А.Сорокина, предложивших неэволюционистский взгляд на развитие религий4.

1 См.: Дюркгейм Э. Метод социологии. - Киев - Харьков, 1899; Дюргейм Э. Социология религии и теория познания // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект Пресс, 1996; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология религии. Хрестоматия. - М, 1994; Вебер М, Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М„ 1990; Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.,1994; Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект Пресс,1996; Радкчифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе. Очерки и лекции. Серия: Этнографическая библиотека. - М.: Восточная литература. -2001.

'Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология религии. Хрестоматия. - М., 1994; Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект Пресс, 1996; Радклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе. Очерки и лекции. Серия: Этнографическая библиотека. - М.: Восточная литература. -2001.

' Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Под ред. В.И. Гараджа. - М., 1994.

1 Парсонс Т. О структуре социального действия// Американская социология. Проблемы. Перспективы. Методы. - М,, 1972. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: ACT, 2006; Сорокин П. Социологическая теория религии.//Заветы. - 1914.—№3.

Вторую группу источников составляют отечественные исследования по социологии религии. В России попытки осмыслить социальную роль религии, прежде всего православия, связаны с обсуждением специфики путей социального и культурного развития страны. Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и братья Трубецкие, полемизируя с либеральной социологией и марксизмом, связывали социальное обновление страны с РПЦ1.

В русской либеральной социологии анализ религии был мало востребован, хотя концепция П.Н.Милюкова, включающая в число основных параметров социальной эволюции развитие религии и церкви, представляет определенный научный интерес2.

В период существования советского государства религиозная тема, а уж тем более деятельность Русской Православной Церкви, находилась на периферии проблемного поля гуманитарной мысли. Лишь в 90-е годы, благодаря радикальным изменениям в политике государства, религиозная тема оказалась востребованной российским научным сообществом и становится одной из ключевых тем современной социологической мысли. Это нашло свое отражение в публикациях В.Г.Угриновича и И. Н. Яблокова, где с различных позиций осмыслены общая логика религиозного процесса, его компоненты и факторы3.

Большую ценность в методологическом и историко-социологическом плане для изучения данной проблемы имеют труды В.И.Гараджи4, разрабатывавшего теоретический аспект социологии религии. Значительный вклад в разработку социологических проблем религии внесли научные труды известных социологов, философов и религиоведов В.И. Добренькова, Д.Е. Мануйловой, Л.Н.Митрохина, М.П. Мчедлова, A.A. Радугина, И.Н. Яблокова, и др5. Так, со-

1 Бердяев H.A. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. - М„ 1994; Булгаков С.Н. Апока-липтика и социализм //Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд- во РГХИ, 1997; Трубецкой С.Н. Сочинения.- М.: Мысль,1994.

" Милюков П.Н. Энциклопедия русской православной культуры. - М.: ЭКСМО. 2009.

Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. - М.: Мысль, 1973; Я блоков ИМ. Основы теоретического религиоведения: Учеб. пособие. - М., 1994.

4Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Под ред. В.И. Гараджа. - М., 1994.

" Добренькое В.И., Радугин A.A. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс. - М.: Изд-во МГУ, 1989; Мануйлова Д. Ii. Социальные функции религии. — М.: Знание, 1975; Митрохин Л.Н. Религия и политика в российской исторической перспективе // Религия и политика в посткоммунистической России / Отв.

гласно мнению М.П.Мчедлова, А.А.Наруллаева и Э.С.Элбакян,1 тенденции развития религиозной ситуации в стране включают в себя, с одной стороны, стабилизацию уровня религиозности населения, с другой - усиление межконфессиональных конфликтов и деструктивных этнических движений.

Богатый эмпирический материал собран и проанализирован в коллективных работах под редакцией М.Г. Писманика, В.Г. Угриновича, И.Н. Яблокова .

Третья группа источников посвящена изучению РПЦ как социального института и организации и представлена фундаментальными исследованиями Я.Б.Гофмана, М.Е.Добрускина, Д.Б.Крылова, С.П.Мельгунова и др . Социальная структура и причины изменения внутрицерковных идеологических установок стали предметом анализа в работах Н.А.Митрохина4. Несомненный интерес вызывает труд М.И.Одинцова «Государство и церковь в России: XX век»3, в котором автор обстоятельно исследовал этапы развития церковно-государственных отношений и сформулировал основные возможные тенденции их развития.

Достойное место среди исследований, посвященных истории развития института религии в России, занимает работа С. Сафронова «Русская Православная Церковь в конце XX в.: территориальный аспект»6, которая представляет собой сжатое изложение материала по важнейшим аспектам деятельности РПЦ как социального, политического и экономического института.

ред. Митрохин Л.Н. - М., 1994; Мчедлов М.П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия // Исторический вестник. - 2000. -№9 -10; Чемикосова Т.А. Трансформация религии как социального института в постсоветской России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2007; Гаськова М.И. Интегральный подход в изучении религии: опыт использования новой парадигмы знания: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Новосибирск, 2007; Капалхш A.A. Социальные функции института Русской православной церкви: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Тюмень, 2009.

1 Мчедлов М.П. Нуруллаев A.A., Филимонов ЭТ., Элбакян Е.С. Религия в зеркале общественного мнения //Социологические исследования, - 1994. -№5.

2 Писманик МГ.Религиоведение. - М.: Юнити-Дана, 2009; Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М., 1985\Яблоков И.М. Основы теоретического религиоведения: Учеб. пособие. - М., 1994.

Гофман Я.Б. Религия в философско-социологической концепции Э. Дюркгейма // Социологические исследования. 1975. - №4; Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви) // Социс. - 2002. - №4; Крылов Д.Б. К вопросу о структуре религии: социологический аспект. - Саранск, 2009; Мельгунов С.П. Церковь и государство в истории России. - М.,1991; Горемыкина Л.И. Православное духовенство как социальная группа современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. социол. наук,-Уфа, 2009.

4 Митрохин H.A. Русская православная церковь в России в 2000-2008 годах: очерк некоторых структурных проблем// Неприкосновенный запас. - 2009,- -№ 1.

' Одинцов. М.И. Государство и церковь в России: XX век. - М.: Луч, 2009.

6 Сафронов С. Русская Православная Церковь в конце XX в.: территориальный аспект. - M., 2011.

Четвертая группа источников посвящена проблемам церковно-государственного взаимодействия в области образования и социальной работы. В последние годы был опубликован ряд статей, монографий, зачастую носящих дискуссионный характер и посвященных отдельным проблемам церковно-государ-ственного взаимодействия. Среди них особенно заслуживают внимание, прежде всего, исследования Т.П. Беловой, Е.А. Большакова, Е.О. Беликовой, Я.В. Грусман, Е.А. Колякиной, С.Д. Лебедева, И.В. Метлик, H.H. Реутова, В.П. Шевцова и др.1

Взаимодействие двух направлений в современном православии - традиционализма и фундаментализма - стало предметом анализа в работе A.B. Полонского «Православная церковь и общество в посткоммунистической России»2. Автор убежден, что без возвращения к традиции, основой которой является церковь, невозможно существование историко-культурного самосознания народа.

Проблемы взаимодействия Церкви и государства в области образования были проанализированы в процессе широкой общественной дискуссии 2002 г. на страницах журналов в статьях А. Адамского, В. Вигилянского, А. Журавского, Д. Лескина, Е. Комарова, H.A. Митрохина, С.Н. Радтонова и др .

1 Белова Т.П. Формирование у студентов установок толерантного сознания в религиоведческих курсах // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 2. - М., 2010; Лебедев С.Д., Реутов H.H. Образование и религия в современном российском обществе \ С.Д. Лебедев, H.H. Реутов\\ Alma Mater (Вестн. Высш. шк.). - 2008. -№10; Метлик Pi.В. Религия и образование в светской школе. - М.: Планета-2000, 2011; LUeeiioe В.П. Процесс легитимизации межинституционального взаимодействия религии и общего среднего образования в современном российском обществе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Ставрополь, 2010; Астахова A.C. Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2011; Большаков Е. А. Отношение к религии студенческой молодежи среднерусского региона :На примере Ивановской области: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Нижний Новгород, 2006; Беликова Е.О.Религиозная ситуация в Волгоградской области: социологический анализ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Волгоград, 2007; Грусман Я.В.Новые религиозные движения как социокультурный феномен современного российского мегаполиса: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Санкт-Петербург, 2007; Колякына Е.А. Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Москва, 2008.

" Полонский A.B. Православная церковь и общество в посткоммунистической России // Фактор этноконфессио-нальной самобытности в постсоветском обществе. - М., 2008.

' Ада.мский А. Религия на пороге школы? Конфликт вокруг «Основ православной культуры» вновь разрастается: теперь и другие конфессии предлагают внести основы своих вероучений в школьную программу // Первое сентября. - 2003. -8 мая; Вигилянский В., свящ. СМИ и Православие. Информационные войны вокруг «Основ православной культуры» // Новый мир. -2003. - № 9; Журавский А. Возможна ли конфессиональная политика? //НГ-Религии". -2001. - 11 июля; Лескин Д., протоиерей. Борьба с «Православной культурой»: защита светскости или рецидив атеистического гуманизма? - Самара, 2010; Комаров Е. Клерикалы пошли в атаку на светскую школу // Новые известия. - 2002. -10 декабря; Митрохин H.A. Клерикализация образования и реакция современного российского общества // Границы светскости. - 2004. - №3.

Тем не менее, признавая глубину и тщательность анализа данной проблемы в современных отечественных исследованиях, заметим, что эти работы не дают целостного представления об особенностях межинституциональных взаимодействий Церкви и государства в период социальной трансформации современного российского общества. Даже в работах, специально посвященных цер-ковно-государственному взаимодействию, вопрос об их организационном взаимодействии в контексте социологического подхода практически не акцентируется. Все это в целом и обусловило определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

Цель диссертационного исследования - на основе выявления сущности и специфики взаимодействия государства и Церкви сформулировать его основные проблемы и определить возможные способы их регулирования.

Реализация поставленной цели осуществляется путем поэтапного решения следующих исследовательских задач:

• выявить и проанализировать теоретико-методологические конструкты основных подходов к исследованию социальной природы религии, исследовать критерии её определения и основные характеристики;

• изучить социальный институт религии как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, специфика функционирования которого определяется потребностью общества в священном;

• охарактеризовать социальный институт Церкви как социальную организацию, выявить ее сущностную структуру и социальные функции;

• рассмотреть динамику развития государственно-церковных отношений в историко-социологическом контексте;

• исследовать диалектику взаимосвязи Церкви и государственных организаций в условиях трансформации современного российского общества, выявить реализуемые ими на практике модели взаимоотношений;

• выявить функционально-организационные факторы взаимодействия Церкви и института образования, рассмотреть сценарии дальнейшего развития

церковно-государственного взаимодействия, основываясь на анализе социальных и поведенческих характеристик субъектов взаимодействия.

Объектом диссертационного исследования выступает система межинституциональных взаимодействий в современном российском обществе.

Предметом диссертационного исследования являются особенности межинституциональных взаимодействий Церкви и государства в период социальной трансформации российского общества.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы являются основополагающие положения классической и современной социологии, раскрывающие сущность социального взаимодействия и его особенностей в условиях трансформирующего общества, а также теории социального действия М.Вебера, структурного функционализма Т.Парсонса, Р.Мертона. Автором были использованы работы ведущих отечественных социологов (М.П.Мчедлов, В.И.Гараджа, И.М.Яблоков и др.), исследующих религию и государственно-церковное взаимодействие в современном российском обществе.

Поставленные в работе цель и задачи определили выбор следующих методов исследования: структурно-функционального, сравнительного, научного обобщения и принципа историзма.

Эмпирическая база диссертационной работы. Исследование проводилось на основе сочетания теоретических и эмпирических социологических методов и приемов. В диссертации использованы контент-анализ периодической печати, включенные наблюдения автора; данные государственной статистики, результаты вторичного анализа социологических исследований, проведенных различными социологическими службами (ФОМ, ВЦИОМ, НИИКСИ, ИСПИ РАН РФ, РНИС и др.), центрами социологических исследований г. Санкт-Петербурга, Москвы, а также данные собственного социологического исследования, проведенного автором среди учащейся молодежи г. Шахты Ростовской области. Общее количество опрошенных составило 550 человек. Исследование было проведено автором в декабре 2010 г. и январе 2011 г.

Научная новизна исследования определяется совокупностью полученных результатов, раскрывающих характер, содержание и особенности процессов взаимодействия социальных структур и организаций государства и Церкви.

Содержательно приращение научного знания состоит в следующем:

1. Выявлены и проанализированы теоретико-методологические конструкты основных подходов к исследованию социальной природы религии, конкретизировано понятие религии как социального явления, описаны ее социальные характеристики в контексте функционалистской и институциональной теорий, конфликтологической и конфессиональной концепциях религии.

2. Конкретизировано понятие религии как социального института; показано усиление значимости функции идентификации института религии на общем фоне ослабления его сакральной и интегративной функций.

3.Предложено определение Церкви как социальной организации, выявлены изменения в ее социальной структуре, состоящие в значительном омоложении состава верующих, росте уровня образованности и среднего достатка прихожан, внесены причины ее внутреннего организационного кризиса.

4. Основываясь на анализе социальных практик Церкви в условиях трансформации современного российского общества, определена специфика взаимодействия государства и Церкви как социального партнерства, состоящего в их совместных усилиях использовать религиозный потенциал в целях воспитания молодежи, обеспечения авторитета власти в виде духовной легитимизации и получения Церковью поддержки со стороны государства.

5. Выявлены основные проблемы современных государственно-церковных взаимоотношений, состоящие в отсутствии их целостной государственной концепции, несоответствии российского законодательства положениям Конституции о светском характере государства, отсутствии квалифицированных и религиозно-образованных кадров для ведения религиозно ориентированных предметов в светских учебных заведениях; сформулированы и обоснованы основные направления совершенствования церковно-государственных отношений в области социальной защиты социально неза-

щищенных слоев населения, патриотического и нравственного воспитания молодежи.

6. Проанализированы функционально-организационные факторы взаимодействия Церкви и образования, сформулированы пути повышения эффективности их взаимодействия, установлена зависимость положительного социально-когнитивного восприятия религии учащимися светской школы от введения в школьную программу предмета «Основы православной культуры».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Содержательное отличие исходных теоретико-методологических конструктов, лежащих в основе основных социологических концепций религии, приводит к различным акцентам при объяснении ее социальной природы. Если при функциональном подходе основным методологическим конструктом выступает понятие «интегративность», то веберовская теория религии использует понятие «социальное изменение», в то время как конфликтологический подход и конфессиональная теория объяснения религии опираются на конструкты «социальный конфликт» и «священное» соответственно.

2. В качестве социального института религия придает устойчивость существованию общества, интегрируя его на основе общегосударственных интересов, что особенно востребовано в период его трансформации. Однако в современном мультикультуральном обществе интегративная и сакральная функции института религии в условиях все возрастающего религиозного плюрализма в обществе постепенно ослабевают, в то время как ее идентификационная функция, под влиянием процессов глобализации и необходимости сохранения культурной идентичности в рамках уже существующих цивилизационных трендов,актуализируется.

3. Церковь как социальная организация представляет собой целевую социальную группу, ориентированную на обеспечение связи общества с «сакральным», и обладающую авторитарным централизованным иерархическим правлением, общими основными положениями вероучения, наличием иерархии

и устойчивым распределением социально-профессиональных ролей клира и прихожан.

В условиях трансформации российского общества возрастает влияние мировоззренческой функции Церкви, что связано с усилением ее политического влияния в обществе и изменением социальной структуры, состоящее в значительном омоложении состава верующих и клира, ростом их уровня образованности и среднего достатка прихожан. Однако дальнейшему росту влияния Церкви препятствует ее внутренний организационный кризис, вызванный постепенной заменой внутрицерковной идеологической установки фундаменталистского тренда на идеологию «молодой церкви», что не позволяет ей адекватно реагировать на вызовы времени.

4. Изменения социально-политической идеологемы российского государства в постперестроечный период инициировали повышение эффективности взаимодействия Церкви и государства, что обусловлено радикальным изменением церковной политики государства в постперестроечный период; значительным омоложением и увеличением численного состава клира и прихожан с высшим образованием; поиском Церковью поддержки у государства для борьбы с деструктивными культами и иными конфессиями за сохранение своей паствы; укреплением ее позиций в информационном телекоммуникационном пространстве.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лёвкина, Наталья Викторовна, 2012 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Аераменко А. А. Религиозная обстановка в Калуге // Социологические исследования. —2001. —№ 11.

2. Адамский А. Религия на пороге школы? Конфликт вокруг «Основ православной культуры» вновь разрастается: теперь и другие конфессии предлагают внести основы своих вероучений в школьную программу // Первое сентября. -

2003.-8 мая.

3. Андрианов Н.П., Лопаткин P.A., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. - М.: Мысль, 1986.

4. Айвазов И.Г. Православная церковь и высшие государственные управления в России. — М.,1912.

5. Андреев И. Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. - М., 1951.

6. Андрианов Н.П., Лопаткин P.A., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. — М.: Мысль, 1986.

7. Антонова О.И. Социальное служение религиозных общностей в современной России: опыт социологического исследования: Автореф. дис. канд. соц. наук.-М., 2009.

8. Архиепископ Верейский Евгений, председатель учебного комитета РПЦ. Российская система образования. Концептуальные основы взаимодействия церкви и государства. Доклад на X Международных Рождественских образовательных чтениях .6.02.2002.// [Электронный ресурс]- М.: Архив официального сайта Московского патриархата 1997-2009 гг., 2010 - Режим доступа: http:// www.mospat.ru, свободный. - Загл. с экрана.

9. Астахова A.C. Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2011.

10. Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория. —М., 1961.

11. Беликова Е. ^.Религиозная ситуация в Волгоградской области: социологический анализ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Волгоград, 2007.

12. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Под ред. В.И. Гараджа.

-М, 1994.

13. Белова Т.П. Формирование у студентов установок толерантного сознания в религиоведческих курсах // Свобода совести в России: исторический и

современный аспекты. Вып. 2. — М., 2010.

14. Берг А.И. Организация и управление. Вопросы теории и практики. -М., 1968.

15. Бергер П. Понимание современности // Социс. - 1990. — №7.

16. Бердяев H.A. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. — М., 1994.

17. Большаков Е. А. Отношение к религии студенческой молодежи среднерусского региона :На примере Ивановской области: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Нижний Новгород, 2006.

18. Борисов Н.С. Русская православная церковь в политической борьбе

XIV-XV вв.-М., 1986.

19. Бурьянов С. Государственно-церковные отношения против совести и правового государства //Отечественные записки. - 2002. - №7.

20. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм // Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд- во РГХИ, 1997.

21. Ваторпин А. С. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социологические исследования. - 2001. - № 11 .Вебер М. Протестантская этика и дух

капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - M., 1990.

22. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994.

23. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. — М., 1994.

24. Веремчук В.И. Социология религии: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2004.

25. Верховский А. Как избежать соблазна привилегированности? // [Электронный ресурс] /- Электрон, дан. - M.: Православный интернет -журнал «Соборность», 2001. - Режим доступа: http:// www.sobor.ru. , свободный. - Загл. с экрана.

26. Вигилянский В., свящ. СМИ и Православие. Информационные войны вокруг «Основ православной культуры» // Новый мир. -2003. — № 9.

27. Вишневский Ю.Р., Шапко ВТ. Социология молодежи. -Екатеринбург, 2006.

28. Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования.-1995- № 11.

29. Воронцова Л.М, Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в современном массовом сознании // Религия и политика в посткоммунистической

России / Отв. ред. Л.Н.Митрохин. - М., 1994.

30. В школах Ростовской области будут изучать основы православия.// Шахтинские известия. —2010. — 2 октября.

31. Выступление Алексия II на Архиерейском соборе. - Электрон, дан. -М.: информационный портал «Официальный сайт Московского патриархата», 2008. - Режим доступа: //http://patriarchia.ru, свободный. -Загл. с экрана.

32. Гайденко П.П. Природа религиозного мировосприятия// Вопросы философии. -1995. -№ 5.

33. Гараджа В.И. Религия (статья) // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

34. Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Под ред. В.И. Гараджа. -М., 1994.

35. Гараджа В.И. Социология религии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА -М, 2005.

36. Гасъкова М.И. Интегральный подход в изучении религии: опыт использования новой парадигмы знания: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Новосибирск, 2007.

37. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

38. Годовые отчеты шахтинского благочиния за 2000 -2010 гг. // [Электронный ресурс] - Электрон, дан. — Ростов-на-Дону: Ростовская -на-Дону

епархия. Московский патриархат. - 2010. - Режим доступа: http:/// www rostoveparhia.ru свободный. - Загл. с экрана.

39. Голенкова 3. Т., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. - 1999. - № 9.

40. Голота И.Ю. О защите сферы духовно-нравственного воспитания детей. От 03.06.10.// [Электронный ресурс]- Электрон, дан. - Ростов-на-Дону: Справоч-но-информационный интернет-портал Законодательного Собрания Ростовской области, 2010. - Режим доступа: http:// www.zsro.ru/index.php4?mod::= nw&news_id=818. свободный. - Загл. с экрана.

41. Голубинский Е.Е. История русской Церкви. - М., 1901.

42. Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской Церкви. - М.,1913.

43. Горемыкина Л.И. Православное духовенство как социальная группа современного российского общества: Автореф. дис. канд. соц. наук. - М., 2009.

44. Гофман Я.Б. Религия в философско-социологической концепции Э. Дюркгейма // Социологические исследования. - 1975. - №4.

45. Гоулднер Э. Организационный анализ // Социология сегодня. -М., 1965.

46. Градироевский С. Малахова Е. Противоречия статусности религиозных организации и объединений // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. - Н. Новгород, 2003.

47. Грусман Я.В.Новые религиозные движения как социокультурный феномен современного российского мегаполиса: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Санкт-Петербург, 2007.

48. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ). - Воронеж, 1994.

49. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М. ,1993.

50. Добренькое В.К, Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

51. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви) // Социс. - 2002. - №4.

52. Дюркгейм Э. Курс социальной науки // Эмиль Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. -М., 1995.

53. Дюркгейм Э. Метод социологии. - Киев - Харьков, 1899.

54. Дюркгейм. Э. О разделении общественного труда. - М., 1996.

55. Дюркгейм. Э. Самоубийство. Социологический этюд - Санкт-Петербург: Издание Н.П.Карбасникова, 1912.

56. Дюргейм Э. Социология религии и теория познания // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект Пресс,1996.

57. Дюркгейм. Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология религии. Хрестоматия. - М., 1994.

58. Евенко Л.И. Организация как система. - М., 1992.

59. Журавский А. Возможна ли конфессиональная политика? //НГ-Религии". - 2001. - 11 июля.

60. Закон Божий или светская этика: чему учить детей в школе? // [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М.: Информационный интернет-портал «ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1318», 2009. - Режим доступа: свободный. - Загл. с экрана.

61. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в последней редакции).-М: Сфера, 2010.

62. Зарубежные концепции истории и эволюции христианства. - М., 1990.

63. Зарубежные исследования социальных функций религии. - М., 1988.

64. Зуев Ю.П. Динамика религиозности в России в XX в. и ее социологическое изучение // Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996.

65. Ипатова Л. П. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России. Автореф. ...канд. соц. н. - М., 2006.

66. Итоги переписи развеивают мифы: Интервью заместителя председателя Госкомстата России С.Колесникова // Известия, от 1 1.11.2003.

67. Каариайнен К. Фурман Д.Е. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий // Общественные науки и современность. - 2007. -№ 1.

68. Капалин A.A. Социальные функции института Русской православной церкви: Автореф. дис. ... канд. социол. наук:-Тюмень, 2009.

69. Каргина ИТ. Самоидентификация верующих: социальная мотивация// Социс. - 2004. - № 1.

70. Карелин Р.(архим.). Христианство и модернизм. - М., 1999.

71. Карпухин О.И. Культура и молодежь // Вестник аналитики. - 2006. -№103 (25).

72. Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. - М., 1991.

73. Каталъников В.Д. Профессиональные союзы в современной России. -Ростов на/Дону: СКНЦ ВШ, 2005.

74. Кирдина С. Г. Современные российские реформы: поиск закономерностей // Общество и экономика. -2002. -№3.

75. Климова С., Галицкий А. Новый подход к изучению ценностей //Десять лет социологических наблюдений. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

76. Колякина Е.А. Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Москва, 2008.

77. Комаров Е. Клерикалы пошли в атаку на светскую школу // Новые известия. - 2002. -10 декабря.

78. Конституция Российской Федерации. - М.: ОМЕГА-Л., 2006.

79. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура" // [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М.: Православный интернет -журнал «Религияь», 2009. - Режим доступа: http://www.religare.ru/article49186.htm, свободный. - Загл. с экрана.

80. Коробов П. Обоснование новых гонений на церковь // Коммерсант. -2007. - 9 августа.

81. Костиков М.Н. Государственно-церковные отношения в образовании на примере законодательства Земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия. -Владивосток, 2003.

82. Краткий атеистический словарь // [Электронный ресурс] / - Электрон, дан. - М.: Справочное издание «Денница», 2010. - Режим доступа: http://velsat.net/Lhtml, свободный. - Загл. с экрана.

83. Круглое A.A. Основы религиоведения. - М.: ТетраСистемс, 2002.

84. Крылов Д.Б. К вопросу о структуре религии: социологический аспект. - Саранск, 2009.

85. Курочкин П.К Социальная позиция русского православия. - М.,1969.

86. Лапин Н.И. Проблемы социологического анализа организационных систем // Вопросы философии. -1974. -№4.

87. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. -СПб.,1987.

88. Лебедев С. Д. О религиозном возрождении, секуляризации и фундаментализме // [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М.: Информационный интернет-портал, 2006. - Режим доступа: http://www.inauka.ru/blogs/article38950.html, свободный. - Загл. с экрана.

89. Лебедев С.Д., Реутов H.H. Образование и религия в современном российском обществе \ С.Д. Лебедев, H.H. Реутов\\ Alma Mater (Вестн. Высш. шк.). -2008.-№10.

90. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. - 2006. - № 8.

91. Лекторский В.А. Христианство и тоталитарные вызовы 20 столетия (на примере России, Германии, Италии и Польши)// Вопросы философии. -1995. - № 4.

92. Лескин Д., протоиерей. Борьба с «Православной культурой»: защита светскости или рецидив атеистического гуманизма? - Самара, 2010.

93. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. - М.: Московский Центр Карнеги, 1998.

94. Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект Пресс, 1996.

95. Малкина Т. Титульная Церковь РФ. Российская власть в поисках утраченного //Отечественные записки. - 2001. - №1.

96. Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. — М.: Знание, 1975.

97. Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. - М., 1971.

98. Материалы I Всероссийской конференции «Православие и российская армия» // Ориентир. - 1995. -№ 1. - С. 9-14.

99. Матяш Т.П. Слово в культуре постмодерна и разбожествление мира// Четвертые Дмитриевские образовательные чтения: Материалы. -Ростов-на-Дону, 1999.

100.Мелъгунов СЛ. Церковь и государство в истории России. - М., 1991.

101. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М: ACT,

2006.

102.Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. - М.: Планета-2000, 2011.

103. Милюков П.Н. Энциклопедия русской православной культуры. - М.: ЭКСМО, 2009.

104.Митрохин Л. Н. Понятие религии у К. Маркса // Вопросы философии. -1983.-№3.

105. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социологические исследования. -1995. -№ 11.

106.Митрохин Л.Н. Религия и политика в российской исторической перспективе // Религия и политика в посткоммунистической России / Отв. ред. Митрохин Л.Н. - М., 1994.

107.Митрохин H.A. Клерикализация образования и реакция современного российского общества // Границы светскости. - 2004. - №3.

108. Митрохин H.A. Русская православная церковь в России в 2000-2008 годах: очерк некоторых структурных проблем// Неприкосновенный запас. -2009,- -№1.

109.Мчедлов М.П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия // Исторический вестник. - 2000. -№9 -10.

110.Мчедлов М.П.. Гаврилов Ю.А., Кофанова E.H., Шевченко А.Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях // Социологические исследования. -2005. -№ 6.

111. Мчедлов М.П. Нуруллаев A.A., Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в зеркале общественного мнения //Социологические исследования. - 1994. -№5.

112.Национальная Церковь: привилегия или ответственность? // Отечественные записки. - 2001. -№1.

113. Нестерова А.Г.Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России: опыт социологического анализа: Автореф. дис. ... канд. социол. наук.- Волгоград, 2007.

WA.Никонов А. Люди отвернутся от православия, если православие не отвернется от власти: Интервью с Н. Шабуровым //Новая газета. - 2004. - 12 января.

115.Новый курс России: предпосылки и ориентиры: Социальная и социально-политическая ситуация. Год 1995. - М.: Academia, 1996.

11 б.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997.

117.0 свободе совести и религиозных объединениях. Федеральный закон. Принят Государственной Думой 09.09.1997г. - М.: Ось-89,1997.

118.Одинцов. М.И. Государство и церковь в России: XX век. - М.: Луч, 2009.

119. Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М., 2002.

120.Осипов Г.В. Взаимодействие социальное // Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова- М.: ИСПИ РАН, 1995.

121 .Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. - М.: Наука, 1977.

122. Основы религиоведения: Учебник. 2-е изд./ Под ред. И.Н. Яблокова. -М.: "Высшая школа", 1998.

123. Парсонс Т. О структуре социального действия// Американская социология. Проблемы. Перспективы. Методы. - М., 1972.

124. Парсонс Т. Очерк социальной системы // Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М.: Академический Проект, 2002.

\25. Писманик МЛ Религиоведение. - М.: Юнити-Дана, 2009.

126. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М., 1998.

127.Покровский М.Н. Русская история. Т. 1 // История России. - М., 2005.

128. Полонский A.B. Православная церковь и общество в посткоммунистической России // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. - М., 2008.

129.Понкин И.В. Правовой статус традиционных религий: мировой опыт /Можно ли отделить Церковь от жизни? - М., 2002.

130.Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. -М, 2003.

13\.Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве // Русская философская мысль XI -XVII вв. - М.,2006.

132. Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995.

133.Православная культура: нормативно-правовые акты, документы, обоснования введения курса в учебную программу образовательных учреждений. -М., 2004.

134.Пригожим А.И. Организации: Системы и люди. - М., 1983.

135.Пригожим А.И. Социология организаций. - М., 1980.

136. Проблемы православного образования сегодня / интервью с протоиереем Владимиром Воробьевым // Воскресная школа (Москва). - М., 2010.

137.Прошин Л.И. Черное воинство. - М., 1985.

138.Родионов С.П. Религиозный дискурс в светском образовании // Социологические исследования. - 2008. -№11.

139. Радклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе. Очерки и лекции. Серия: Этнографическая библиотека. - М.: Восточная литература. -2001.

140. Радугин A.A. Введение в религиоведение. - М., 2006.

141. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология: курс лекций. — 3-е изд., пе-рераб. и дополн. - М.: Центр, 2000.

142.Ракурс: Теория. Практика. Информация //Социологический портрет личного состава Вооруженных Сил РФ. - М., 2001. - №2.

ХАЪ.Рязинцев И.П. Российская молодежь и русская православная церковь // Вестник аналитики. - 2006. - № 3 (25).

144. Римашевская Н. М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социологические исследования. -1997. -№ 6.

145.Российский военный сборник. — М.: Русский путь. - 1997. -№12.

146. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1. -М., 1984.

147.Руткевич M. H. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологические исследования. - 1998. -№ 6.

148.Русская Православная Церковь 988 - 1988: Очерки истории. - M.: Московская Патриархия, 1998.

149.Русская Православная Церковь: итоги десятилетия // Неприкосновенный запас.-2003.-№32.

150.Самарин Ю. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Самарин Ю. Избранное. - М., 1996.

151 .Самсонова Е.А., Ефимова Е.Ю. Религиозные предпочтения молодых туляков // Социологические исследования. - 2007. -№2.

152. Сафронов С. Русская Православная Церковь в конце XX в.: территориальный аспект. - М., 2011.

153.Скрыпников Н.Г. Государство и Церковь на Руси Х1У-ХУ1 вв. - Новосибирск, 1991.

154. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.

155.Смирнов Э.А. Основы теории организаций. - М., 1999.

156. Сорокин П. Социокультурная динамика // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992.

157.Сорокин П. Социологическая теория религии. // Заветы. - 1914. -№3.

158.Столяр А. Государство и Церковь: по закону и «на самом деле»,-//Отечественные записки. - 2001. - №1.

159. Социология. Социальная структура и социальные процессы: Словарь-справочник / Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1990. -Т. 1.

160.Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. -М.: Норма-Инфра, 2000.

161.Социология/Подред. Г.В. Осипова и др. - М., 1995.

162. Трёльч Э. Церковь и секта //Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. /Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. - М.: Аспект Пресс, 1996.

163. Трубецкой С.Н. Сочинения. - М.: Мысль, 1994.

164. Тяхта А. Церковь и государство в новом десятилетии. Какие перемены ожидают Русскую Церковь и государственно-церковные отношения в ближайшее десятилетие? // [Электронный ресурс] - Электрон, дан. -М: Православный интернет -журнал «Соборность», 2001. - Режим доступа: http:/// www.sobor.ru свободный. - Загл. с экрана.

165. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. -М.: Мысль, 1973.

166. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М., 1985.

167.Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные философские произведения. Том 2. - М., 1955.

168. Фомин В.Н. Конфигурационный подход в методологии социального управления: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Белгород: Изд-во Бел-ГТАСМ, 2000.

169.Фролов С.С. Основы социологии. -М., 1997.

170. Филатов С.Б. Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России. - М., 2002.

171. Церковь и общество в России: динамика перемен //Электрон, дан. -М.: информационный портал «ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1677», 31.01.2011. -Режим доступа: //http://wciom.ru /313/, свободный. -Загл. с экрана.

172. Чаплин В., протоиерей. Партнерство или «буферные зоны? // НГ-Религии. -2001. - 11 апреля.

173. Чемикосова Т. А. Трансформация религии как социального института в постсоветской России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2007.

17А.Шевцов В.П. Процесс легитимизации межинституционального взаимодействия религии и общего среднего образования в современном российском обществе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2010.

175.Широкалова Г. С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев // Социологические исследования. -2001. -№11.

176. Школа: преподавание на национальных языках. // [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М.: Информационный интернет -портал «Левада -

Центр. Архив», 2009. - Режим доступа: // http://www.levada.ru/press/ 2009090301 .html, свободный. - Загл. с экрана.

177.Эванс-Причард Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. - М.,1985. 178.Элиаде М. Священное и мирское. - М. - 1994.

179. Энциклопедический социологический словарь. -М., 1995

180.Яблоков И.М. Основы теоретического религиоведения: Учеб. пособие. -М., 1994.

181 .Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. -1994. -№1.

\&2.Ядов В А. Социологические исследования: методология, программа,

методы. -М., 1987.

183.Berber P. Facing up to Modernity. - N. Y. 1977.

IM.Bellah R. Dürkheim and history // American Sociological Review. 1959. -vol.24. -№.4.

185.Beîot G. Une thftorie nouvelle de la religion. //Revue philosophiqueio -1913.-t.75.

186. Berger P Facing up to Modernity. - N. Y., 1977.

187.Dürkheim E. Les ^udes de science sociale. - //Revue philosophique», 1886.

188.Dürkheim E. Les formes elsheimeriens de la vie religieuse, Le Systeme to-temique en Australie. - Paris, 1960.

189.Dürkheim E. Sociologie et philosophie. -Paris P. 1924.

190. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft, Bd. 1. - Tubingen, 1922. \9 \ .Kortzfleisch. Religion im Sakularismus. - Stuttgart - Berlin, 1967.

192. Mensching G. Die Religion. Erscheinungsformen, Strukturtypen und Lebensgesetze. - Stuttg., 1959.

193.Niebuhr H. R. The social sources of denominationalism. N. J., 1929.

194. Sorokin P. Contemporary Sociological Theories. -N.Y. - L., 1928.

195.Я. Trebs. Martin Luther heute, ОгоЯе und Grenze des Reformators in sozialhistorischer Sicht. - Berlin, 1967.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.