Готическая традиция в американской прозе 1920-30-х годов: новеллистика Х.Ф. Лавкрафта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Ковалькова, Татьяна Михайловна

  • Ковалькова, Татьяна Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 206
Ковалькова, Татьяна Михайловна. Готическая традиция в американской прозе 1920-30-х годов: новеллистика Х.Ф. Лавкрафта: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Саранск. 2001. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ковалькова, Татьяна Михайловна

Введение

Глава первая. Проза Х.Ф. Лавкрафта 1910 - середины 1920-х годов: приобщение к мистике окружающего мира

§ 1. Художественное своеобразие ранней новеллистики Х.Ф.Лавкрафта: новоанглийские реалии в готическом осмыслении

§ 2. Новеллы 1920-х - начала 1930-х гг.: обретение творческой индивидуальности

Глава вторая. Художественное своеобразие новеллистики Х.Ф. Лавкрафта в зрелый период творчества

§1. Миф Ктулху: новая американская мифология - новый готический миф.

§2. Идейно-художественные особенности новеллистики зрелого Лавкрафта.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Готическая традиция в американской прозе 1920-30-х годов: новеллистика Х.Ф. Лавкрафта»

Кризис традиционного культурно-исторического сознания в Великобритании середины XVIII века (и не только, добавим, Великобритании, но и в силу хорошо известных исторических и идеологических обстоятельств всей Западной Европы), вызванный им поиск новых художественных приемов, сюжетов и персонажей с неизбежностью приводит к возникновению принципиально новых явлений в художественной жизни Запада. Одним из наиболее ярких и радикальных открытий становится возникновение и формирование так называемой готической традиции, оказывающейся значимой и продуктивной для определенного пласта европейской и американской прозы двух последующих столетий. Появление готических, а затем неоготических текстов в англоязычной литературе, их функционирование на протяжении почти трех столетий, фактор готической традиции не только в литературе, но во всей западной культуре (включая кинематограф, театр, компьютерные игры и т.д), и очевидное воздействие их на современное культурно-художественное сознание1 требуют внимательного и объективного анализа. Это касается и литературных произведений, и творчества наиболее значительных фигур, чье наследие и составило, в конечном итоге, готический и неоготический каноны современной англоязычной литературы, где второй выступает в качестве преемника первого.

Таким образом, очевидна актуальность избранной нами темы - творчество Х.Ф. Лавкрафта (1890-1937) - составляет одну из самых заметных страниц в американской литературе XX столетия, зримо воздействует на последующие поколения писателей и порождает огромную, практически не Задаваясь вопросом, насколько правомерно делать выводы о характере культурно-художественного сознания Западной Европы на материале прежде всего литературной готики, сошлемся на убедительное мнение авторов коллективного исследования "Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания", утверждающих, что художественное сознание, отражающее историческое содержание конкретной эпохи, ее идеологические потребности, отношения действительности и литературы "определяет совокупность принципов литературного творчества в их теоретическом (художественное самосознание в литературной теории) и практическом (художественное освоение мира в литературной практике) поддающуюся учету лавину литературной и литературоведческой "лавкраф-тианы".

Основной целью диссертационной работы является исследование художественных особенностей творчества Лавкрафта прежде всего в контексте готической традиции, изучение основополагающих свойств и признаков трансформации готической традиции в новых исторических и социокультурных условиях, своеобразие индивидуального авторского раскрытия философских концепций, которые в полной мере отразились в новеллистике Лавкрафта, по праву считающейся вершиной и итогом его творчества.

Цель диссертационного исследования определила конкретные задачи, стоявшие перед диссертантом:

- проанализировать общий характер готической традиции в англоамериканской литературе XIX - начала XX столетий;

- проследить художественную эволюцию творчества Лавкрафта;

- определить своеобразие художественной образности в произведениях писателя и ее связь с готическим и неоготическим литературными канонами;

- выявить роль элементов "страшного" и "ужасного" в общей художественно-эстетической концепции Лавкрафта;

- обозначить внутреннюю типологию и основные содержательные пласты лавкрафтовского творчества.

Научная новизна работы определяется тем, что это первое в отечественной американистике монографическое исследование, посвященное анализу готической традиции в творчестве Х.Ф.Лавкрафта, ее отражению и трансформации в его прозе, влиянию художественного и эстетического опыта Лавкрафта на современников и в особенности на последующие поколения писателей. Материалом исследования является прежде всего художественная проза Лавкрафта, его литературно-критические работы, письма, воплощениях" // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М, 1994. С.З Выделено нами-Т.К.)". опубликованные фрагменты дневниковых записей, а также произведения писателей (Ч.Брокден Браун, Э.По, Н.Готорн и др.), в значительной степени повлиявших на творчество Лавкрафта, литературоведческие и культурологические исследования, посвященные истории готической традиции в англоязычных литературах.

Теоретико-методологическая основа диссертации обеспечивается опорой на принципы сравнительно-исторического анализа литературных явлений, использованием фундаментальных трудов классиков отечественного литературоведения (М.П.Алексеев, С.Д. Артамонов, М.М.Бахтин, А.Н. Веселовский, А.Н. Долинин, В.М.Жирмунский, Я.Н. Засурский, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Н.П. Михальская, С.В.Тураев и др.), широкого круга работ российских и зарубежных исследователей по теории литературы и культуры, истории литературы и культуры США (Т.Д. Бенедиктова, Б.А. Гилен-сон, A.C. Мулярчик, А.Н. Николюкин, O.E. Осовский, H.A. Соловьева, М.В. Урнов, И.О. Шайтанов, R. Bart, J. Bergier, J. Derrida, J. Howard, J. Jameson, L. McMurtry, A.L. Morton, L. Pycket, Tz. Todorov, E. Williamson) проблемам фантастического и сверхъестественного в литературе (В.И. Бернацкая, A.M. Зверев, H.A. Ладыгин, В. Attebury, В. Bayer, A. Nappier, L. St. Armand, J. Howard) и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что некоторые результаты и выводы диссертации могут быть использованы в курсах истории зарубежной литературы на филологических факультетах университетов и пединститутов, в специальных курсах и семинарах, посвященных углубленному изучению литературы США начала XX века, готической традиции в литературе и культуре Запада.

Размышляя над спецификой формирования и эволюции готической традиции в англоязычной литературе в целом и в литературе США, в частности, отметим, что тема чудесного, сверхъестественного, мистического издавна привлекала к себе человека, составляла предмет его постоянных размышлений, заставляла осмысливать себя в форме мифов, легенд и преда-> ний, эпических песен и сказаний, самых разнообразных фольклорных форм с самого начала существования человеческой культуры. Постепенно эта тема находит отражение в литературе и искусстве, культуре в целом, реализуясь в выдающихся памятниках мировой культуры.

Не является исключением в этом плане и западная, прежде всего, англо-американская словесность Нового времени, трансформировавшая первобытные и средневековые представления о сверхъестественном и чудесном в оригинальном феномене "готической традиции", не имеющей ничего общего с привычным искусствоведческим термином и подразумевающей вполне определенное явление западноевропейской и американской литера-1 тур и искусства примерно последней четверти XVIII столетия. Выявляя общие социо-культурные корни готического феномена в атмосфере XYIII в. академик В.М. Жирмунский еще в 1947 г. писал: "В эпоху Просвещения "готический" - синоним "варварского" (у Шефстсбери - "barbarous or gothic")". В более широком смысле этим словом обозначается все, что связано с "варварским веком" и его "предрассудками"; говоря словами просветителя Шефстсбери, все "ложное, чудовищное", "готическое, покинувшее во всем путь природы, бедные остатки от времен странствующих рыцарей". Отсюда употребление слова "готический" для обозначения одного из стилей средневековой архитектуры как искусства "варварского" в противоположность классическому. В то же время слово "готический" переносится и в литературу" [Жирмунский, 1947: 149].

Именно таков формирующийся в это время английский "готический роман", совместивший в себе отчетливое стремление к изображению современного мира и желание показать загадочное, мистическое, сверхъестественное, восходящее к таинственному прошлому, чаще всего средневековому. "Во всей английской романтической прозе, - справедливо замечает

И.О. Шайтанов, - ощущается присутствие "готического" романа. Даже Ос-тен отдала ему дань в "Нортенгерском аббатстве", правда, с характерным для нее ироническим отстранением, используя популярную форму. На фоне фантастических событий, - продолжает литературовед характеристику литературного процесса первой трети XIX столетия, - обычно раскрывается личность сильная, подчас сверхъестественная и всегда соприкоснувшаяся со злом в самых страшных его проявлениях" [Шайтанов, 1991: 55]. Сказанное может служить максимально адекватной характеристикой для самых известных "готических" произведений этой эпохи.

Художественный опыт Э. Рэдклифф, М. Льюиса, X. Уолпола весьма убедительно продемонстрировал эффективность подобной художественной модели для англоязычной прозы последующих периодов, не только, заметим, английской, но и американской, представленной, в частности, "готическим романом" Ч. Брокдена Брауна "Артур Мервин, или Мемуары 1793 года" (1800) и новеллистикой В. Ирвинга. Мы полагаем, что данную характеристику без всяких оговорок можно распространить на всю англо-американскую "готическую прозу" эпохи романтизма в целом, включая, к примеру, новеллы Э. По, рассказы и романы Н. Готорна, романы Э. Бульвер - Литтона. Не менее отчетливо проецируется она и на постромантическую и неоромантическую "готику" второй половины прошлого и начала нынешнего столетия, "новую готику" 1920-30-х годов, "неоготику" 1950-60-х и пр., что включает в себя на разных этапах творчество У. Коллинза, прозу А. Конан - Дойла, Р.Л. Стивенсона, Э.У. Хорнунга, Х.Ф. Лавкрафта, А. Дерлета, Т. Капоте, К. Уилсона, У. Гэсса, С. Кинга, Э. Райе, А. Картер, Дж. К. Оутс и др.

Определению места готической прозы в контексте мировой литературной традиции посвящено значительное число трудов [Серова, 1972, Соловьева, 1988, Bayer, 1987, Day, 1988, Botting, 1995, Fischer, 1988, Gamer, 2000 и др.]. Существует много разнообразных, порой противоречивых суждений, что, впрочем, неудивительно. Литературоведы и критики до сих пор не могут 7 прийти к единому мнению по поводу границ и критериев определения этого многоликого подвижного феномена, вот уже много лет стимулирующего полемику вокруг самого факта своего существования. Так, некоторые критики, например, Р. Джексон, исследуя все художественные и идеологические новации, предлагают трактовать "готическую прозу" как "субверсивный" жанр [Jackson, 1981:175], другие (Цв. Тодоров, Дж. Фроу), напротив, склонны выявлять компоненты, свидетельствующие о "консервативности произведений", вписывающихся в данный литературный контекст [подробнее см.: Todorov, 1973; Fraw, 1975].

Очевидна сомнительность утверждений тех исследователей, кто воспринимает "готику" лишь как систему "зашифрованных штампов". Так, Э. Нэпир, выявляя специфическую природу "готики", невольно оказывается вовлеченной в герменевтически циркулирующий процесс, ввиду того, что критик не уделяет значительного внимания конкретному историческому времени написания произведений и социально-культурному окружению [подробнее см.: Napier, 1987]. Исследовательница определяет этот жанр как "поверхностный", "неустойчивый", "слепо следующий форме"; к серьезным недостаткам, Нэпир относит "неопределенность" жанрового статуса и цели, преследуемой создателями произведений подобного рода. Более того, исследовательница приходит к заключению о надуманной значимости данного литературного явления и высказывает мысль о необходимости подвергнуть новому прочтению образцы "готической" прозы ВорайсШйЫ&тарвзшХИ^атуры, действительно, нередко подчеркивается "неопределенность", некатегоричность, размытость жанровых границ [Fonseca, Pulliam, 1999; Haggerty, 1987, Reid, 1989; Watt, 1999]. Так, Дж. Хаг-герти, признавая "неопределенность" готики, уделяет серьезное внимание конкретному социальному и историческому окружению создателей готической прозы. Однако и им придается "неопределенное" значение, поскольку они легко могут быть выражены "<.>в терминах собственно читающего" [Haggerty, 1987: 53]. Предпринимая попытку прочтения "готики" синхронно, вписывая в диапазон интерпретационных ее возможностей некоторые условные "формальные" штампы (поселения, сверхъестественные элементы, некоторые характерные стилистические и структурные черты повествовательной техники), исследователь в конечном итоге приходит к выводу о том, что "готика" представляет собой "совершенную форму" [Haggerty, 1987: 56].

Изучить весь "готический" ареал рубежа XIX - XX столетий и, в частности, "викторианской готики", пытаются авторы сборника "Читая прозу Fin de siele", обратившись как к высокой прозе поздневикторианской эпохи, так и к безликим текстам и жанрам "массовой культуры"; исследователи дали "<.> хорошее представление о поздневикторианской литературной сцене, - замечает Р. Шнайдер, - с присущими им формообразующими и тематическими традициями <.> и абсолютно размытыми границами между высокой литературой и массовым рынком" [Schneider, 1997]. Пристально занимающиеся "готикой" исследователи приходят к небезосновательному выводу: "Это литература ночных кошмаров и зла, - подчеркивает Е. Мак Эндрю, - а миф, фольклор, сказка, роман - всего лишь условные штампы" [Mac Andrew, 1979].

Углубившись в литературную психоаналитику, марксистскую и феминистские теории, исследователи придерживаются мнения о необходимости более широкого диапазона интерпретаций и необходимости прочтения "готических" текстов с точки зрения социальной. Однако, принимая во внимание разнообразие идей, многообразие исследовательских подходов, приходится все же признать, что большинство из них несколько одномерны и не позволяют достаточно полно раскрыть всю сущность подобного сложного литературного явления, поскольку исследователи умалчивают не только о различии между текстами, но даже не предпринимают попытки наметит^ пути, ведущие к отличительным ти, ведущие к отличительным характеристикам и более конкретным обобщающим выводам.

Появление монографии Дж. Хоуард "Читая готическую прозу: бахтин-ский подход" [Howard, 1994] обозначило несколько иной подход к исследованию "готической" литературы. В ней анализ готической литературы построен на сочетании методологических принципов теории Бахтина с концепцией фантастического Цв.Тодорова, феминистскими и социокритическими прочтениями диахронических и компаративистских подходов. Стремясь рассматривать готическую прозу в качестве специфического "неопределенного" (в духе близком бахтинскому понятию "незавершенность" жанра европейской словесности), исследовательница, опираясь на теорию бахтинского диалогизма, подводит под нее все множество "готических произведений ("romance", "novel", "tale"), пытаясь максимально точно установить социокультурный и исторический контекст, позволяющий найти наиболее убедительный ракурс для их сегодняшних интерпретаций.

Представители феминистского литературоведения и тендерных исследований, дискурсивного анализа сексуальности в духе М. Фуко и школы постколониальных штудий, возглавляемых Э. Сейдом, обращаются как к высокой прозе поздневикторианской эпохи (от романов Т. Гарди и Р. Киплинга до "Портрета Дориана Грея" О. Уайльда), так и близким "массовой культуре" текстам и жанрам: от приключенческих повествований Р. Хаггарда, детективов А. Конан-Дойла, романов и повестей ужасов P.JI. Стивенсона, Б. Стокера и др.), до так называемой "новой женской" прозы.

Д. Пик в работе "Ужасы ночи": "Дракула" и тема дегенерации в конце девятнадцатого столетия" также по-новому подходит к интерпретации сто-керовского "Дракулы", сосредотачивая свое внимание на одной из самых актуальных тем в викторианском обществе конца века - дегенерации, иллюстрируемой соответствующими страницами из классического образца неоромантической готики [Reading, 1996: 115 - 127]. Еще большую широту исследовательского подхода демонстрирует П. Брэнтлингер, анализирующий готический компонент как специфическую черту жанра приключенческого романа в исследуемый период, что в опосредованном виде сказывается и на последующих этапах развития английской прозы, остающейся под обаянием позднего викторианства [Reading, 1996: 135 - 147].

И. Дж. Клэри, рассматривая сверхъестественные "составляющие" литературного процесса Великобритании 1762-1800 гг. (фантастические сюжеты, стилистические приемы, характерные для романов с элементами мистики и фантастики), исследует жанровую специфику романов исторических, авантюрных, приключенческих и др., полагая, что готические элементы оказывают достаточно серьезное влияние на прочно устоявшиеся литературные формы [Clery, 1999]. Подобной же точки зрения придерживается М. Геймер, который в монографии "Романтизм и готика" отмечает, что готические произведения неизменно ассимилируются с весьма широким диапазоном литературных источников: британским фольклором, немецкой сказкой, французским сентиментальным романом [Gamer, 2000].

Примечательную страницу в развитии англоязычной готики представляет ее американская линия. Склоняясь к мнению подавляющего большинства исследователей [Attebury, 1982, Frank, 1990, Oates, 1997, Lashchonova, 2000 и др.], отметим, что американская готика первоначально возникла как "мультикультурный" феномен, объединивший историческое и литературное наследие различных стран и народов, причем, не всегда она имеет европейские корни, нередко опирается на собственно американский фольклор, а порой накладывается даже на историю США. Кроме того, американская "готика" во многом впитала литературный и культурный опыт некоторых этнических групп (африканцев, индейцев, азиатов), населяющих США, расширяя границы американской литературной традиции [подробнее см.: Lashchaonova, 2000]. "В каком-то смысле сама концепция американской готики, - замечают в предисловии составители тома "Готика фронтира" Д. и

Моджен, С.П. Сэндерс и Дж. Карпински, - представляется парадоксом, ибо слишком многое в американской культуре, казалось бы, отвергает малейшую возможность готического опыта. Как воображаемая граница между изведанным и непознанным, тема фронтира предстает мостом, переброшенным в сферу готического" [Mögen, Sanders, 1993: 23]. Изначально декларируемый прагматизм "американского жизненного пути" на практике, однако, вступает в противоречие со столь же присущими природе "среднего американца" сентиментальностью и романтичностью, что в немалой степени объясняет популярность у американского читателя произведений Ч. Брокдена Брауна, Н. Го-торна, В. Ирвинга, Э. По, каждый из которых внес свой вклад в формирование американской готической традиции. Последнее представляется нам принципиально значимым, поскольку именно американская готика - в отличие от английской "готической прозы" (см., например: Алексеев, 1983, 1984; Жирмунский, 1947, 1981; Ивашева, 1973, 1984, 1995; Михальская, 1966, 1982; Соловьева, 1988), - в советском и российском литературоведении практически не исследовалась.

Так, одной из первых работ в российском литературоведении, посвященной готическому канону, была работа академика В.М. Жирмунского "Из истории западноевропейских литератур", в которой исследователь уделил особое внимание семантике термина "готический", а также предпринял попытку выявления сходных черт романа готического и романов средневекового и современного романтического, исследовал специфику замкового хронотопа в контексте романного жанра [Жирмунский, 1981]. М.П. Алексеев, анализируя художественное своеобразие прозы средневековой Англии и Шотландии, указывал на наличие в ней некоторых готических элементов, соотнося их с романтической традицией [Алексеев, 1984]. Современные историки литературы немалое внимание уделяют проблеме человека и сильной личности в произведениях готического канона, признавая элементы сверхъестественного, фантастического и ужасного важнейшими составляющими готики как европейской, так и американской [Антонов, 2000, Григорьева, 1989, Ивашева, 1990; Ладыгин, 1988, Лашчанова, 2000, Серова, 1972; Шайтанов, 1991].

В соответствии с устоявшейся к концу 1990-х гг. в отечественном и западном литературоведении традицией [различные интерпретации феномена готики в западном литературоведении см.: Botting, 1995; Frank, 1990; Gamer, 2000; Lashchonova, 2000; Morrisey, 1999; Oakes, 2000] мы понимаем под литературной "готикой" достаточно устойчивое историко-литературное явление, зародившееся во второй половине ХУШ - начале XIX в., ознаменовавшее собой принципиальные художественные новшества в творческой жизни Запада, постоянно обновляющееся, меняющее ценностные ориентиры в периоды переломных состояний и характеризующееся рядом признаков: мистицизмом, усложнением сюжетной схемы путем введения таинственного и сверхъестественного (как обязательного организующего и интригующего момента), фантастической окраской событий, средневековым историческим фоном, узнаваемым замковым хронотопом, устно-речевыми штампам и т.д.

Готические произведения - открытая и подвижная система, смешанная и калейдоскопичная, развернутая как в прошлое, так и в будущее, активно взаимодействующая с читателем и предлагающая домысливать, дописывать, достраивать себя. Готическая традиция - длящийся творческий процесс, протекающий с активным вовлечением в него писателя, способного к абстрагированным обобщениям. Новеллистичность, соединение примет дня сегодняшнего со средневековьем, пародирование готических штампов (Мэтью-рин, Стокер, Твен и др.) являются приметами переосмысления готической традиции, свидетельствуют об обновлении и развитии, связанными с новыми социокультурными и художественно-эстетическими веяниями нового времени.

В первой трети XX в. английская и американская готическая традиции переплетаются и проявляют себя в оригинальном феномене "неоготической традиции", проявившемся прежде всего в творчестве Х.Ф. Лавкрафта. Его творческое наследие, равно как и проза других писателей (Уилкинс, Фримен, Смит), составлявших специфическое пространство "неоготического" литературного андеграунда и публиковавшихся в малотиражных журналах «Weird tales" ("Сверхъестественные истории") и «Amazing stories» («Таинственные рассказы») открывает особую страницу американской готической литературы". Лидером данного направления, по общепризнанному мнению исследователей (Джоши, Фишер, др.), остается Лавкрафт, единственный из представителей "неоготической волны" 1910-30-х гг., которому было суждено не просто остаться в истории американской литературы, но и оказать решающее воздействие на окончательное формирование одного из самых весомых ее пластов.

В этом плане весьма показательно коллективное исследование "Американская мистическая проза: от Эдит Уортон до авторов журнала "Таинст-веные рассказы". Как отмечает в своем предисловии редактор серии и непосредственный участник сборника Б.Ф. Фишер, "<.> необходимо нечто более существенное, нежели появление электрического освещения, дабы преодолеть воздействие на робкие души, не способные дать рациональное объяснение существованию призрачных, потусторонних сил. Даже если происшествия, вызванные окутанными таинственной дымкой гостями или еще менее осязаемым хаосом, в прозе М.Э. Уилкинс Фримен встречаются куда реже, чем это имеет место у Х.Ф. Лавкрафта, К.Э. Смита и других создателей американской мистической прозы XX века, эти происшествия оказывают столь же сильное воздействие на свои жертвы. Так, веяния и влияния готической традиции, лежащей в основе всех подобных эпизодов в литературе о

14 сверхъестественном, позволяют открывать поразительные возможности для ? читателя" [цит. по: Howard, 1996]. Именно проза Лавкрафта, по убеждению

С.Т. Джоши, "<.> не только оригинального прозаика, но и неординарного философа - мыслителя" [1982] - надолго пережила своего создателя. Извлеченная из небытия его сподвижниками - энтузиастами (при всех произвольных и порой неточных интерпретациях ими лавкрафтовского наследия), она стала своего рода каноном для творческих поисков как современников писателя (например, Уайтхеда, Д.Х. Келлера и К.Э. Смита), так и представителей младших поколений (от Р. Бредбери до С. Кинга и Э. Райе), сохранивших готическую традицию и окончательно утвердивших право готического начала на свое место в современной литературе. Многие представители этого на-правления не смогли войти в число известных писателей и остались фактически безымянными для потомков.

В статье "Фантастика и другие темы в рассказах" Э.Л. Сирлз, исследуя творчество не известных широкой публике писателей-неоготиков Э.Л. Уайта и Г.С. Уайтхеда, отмечает, что, несмотря на различие в философских взглядах, "<.> они были близки друг другу по стилю и тому интересу, который питали к сверхъестественному, хотя избранный ими литературный жанр так и не смог обеспечить посмертной славы" [Reading, 1996]. В пользу последнего совершенно недвусмысленно высказываются авторы подавляю-щего большинства исследований, посвященных всевозможным трансформациям самой готики, идет ли речь о поэзии Э. Дикинсон и Ю. Уэлти, о целых "готических мирах" таких признанных мастеров в жанре фантастического и сверхъестественного, как С. Кинг или Э. Райе и Д.К. Оутс.

Творчество Лавкрафта представляет собой значительную и неоспоримую часть мировой художественной культуры, имя его по праву входит в пантеон американской литературы. Художественный мир прозы Лавкрафта воплотил в себе все стороны его многогранной личности; по словам амери-' канского исследователя С.Д. Мариконды, "<.> он был урожденным анали

15 тиком, по самой своей природе склонным воспринимать мир на интеллектуальном уровне. Постепенно его ранняя увлеченность науками привела к созданию концепции относительности человеческой ценности в масштабах космоса, с одной стороны, а с другой - он нередко обращался к неиссякаемому источнику эмоционального удовлетворения: своему "прошлому" - богатому наследию новоанглийских традиций и культуры, что, несмотря на весь парадокс, не явилось помехой для создания философии космического индифферентизма" [Mariconda, 1986: 10]. При жизни Лавкрафт не пользовался особой популярностью ввиду того, что современники не смогли оценить его творчество по достоинству. Из забытья, вызванного, в немалой степени, преждевременной смертью писателя, его имя возникает на рубеже 1950-60-х годов, когда наступает настоящий "лавкрафтовский ренессанс", когда переиздаются его забытые повести и новеллы, появляются различные архивные материалы, сборники статей, монографии, посвященные его творчеству, выпускаются специальные номера журналов ("Necronomicon Press", "Lovecraft Studies"), статьи в "Интернете".

Следует подчеркнуть, что оценки как творчества, так и личности писателя настолько разноречивы, что вряд ли в истории американской литературы существует аналогичный пример. Вплоть до сегодняшних дней этот американский писатель имеет два образа: в одном он предстает как писатель, известный в кругах поставщиков макулатурного чтива, непрактичный мечтатель, слабовольный мизантроп [Wilson, 1982]; в другом, напротив, - джентльмен, сверходаренный прозаик, историк, философ и критик, эрудит, интересный собеседник и один из самых деликатных и благородных людей [см.: Longs, 1954, Derleth, 1962]. Следует также упомянуть пять томов "Избранных писем Лавкрафта" и серию мифов, сложившихся о жизни и творчестве писателя, имеющих неоспоримую ценность: "Говорят, Лавкрафт прожил всю жизнь в комнате с зарешеченными окнами, ненавидел прогресс, женщин и крахмальные воротнички, выходил подышать воздухом, которым, кстати, только и питался, неизменно после полудня, знался с подозрительными личностями, неизвестно куда пропадал на целые недели, общался с людьми при помощи плохо читаемых каракуль - словом, вел настолько трансцендентную жизнь, что остается только диву даваться, откуда он находил время для творчества" [цит. по: Курицин, 1993]. Немаловажное место в западных исследованиях занимает книга одного из наиболее активных корреспондентов Лав-крафта У. Конновера "Лавкрафт наконец" (1999), повествующая о жизни и творческой деятельности писателя, а также труды знаменитого лавкрафтове-да, внесшего неоценимый вклад в исследование наследия своего соотечественника, С.Т. Джоши ("Х.Ф. Лавкрафт и его творчество", 1974; "Вымысел материализма", 1964 и др.). Не менее примечательны библиографические издания, авторами которых являются Evans, 1943, Chalker, 1962, Brennan, 1977 и т.д. Художественные достоинства произведений Х.Ф. Лавкрафта в течение длительного времени оставались предметом серьезной полемики со стороны критиков и писателей различной социально-политической ориентации.

Не вдаваясь в сугубо философскую проблематику, достаточно поверхностно и не приводя сколько-нибудь веских доказательств, американский литературовед Э. Уилсон в статье в журнале "Нью-Йоркер" однозначно заявил об "отсутствии у Лавкрафта таланта" [цит. по: McMurtry, 1975: 15]. Фактически соглашаясь с ним, американский писатель и критик Л. Мак Мертри все же, несколько иначе расставляет акценты, относя к основным недостаткам, характерным для произведений писателя, отсутствие ярких образов, характерных героев [McMurtry: 1975]. Французский ученый и критик Дж. Бер-же в своей статье "Лавкрафт в Эйри " еще в 1957 г. высоко оценил творчество Лавкрафта, поставив его рядом с Э. По, А. Махен и А. Блэквуд. [Bergier, 1957: 50].Известный американский фантаст У. Ле Гуин, автор статьи "Новоанглийская готика" (несколько иронизирующая по поводу стилистических изысков Лавкрафта), признавала очевидную одаренность писателя, подчеркивая значимость страшного и ужасного в созданных им произведениях [Le

Guin, 1976]. Английский критик С.С. Провер в эссе "Восхищение бездной" называл Лавкрафта "Коперником рассказа ужасов", также отметив мастерство писателя, стремящегося проникнуть в своих произведениях в непостижимые тайны мироздания, путем использования самых разнообразных приемов и методов. Более того, вступая в полемику с Уилсоном, исследователь достаточно убедителен в своих высказываниях относительно стиля Лавкрафта, на его взгляд, как наиболее соответствующего избранной писателем тематике [Prawer, 1981: 686]. А. Картер в статье "Лавкрафт и ландшафт" исследовала вымышленное и реальное географические пространства, отметив значимость ландшафтов, порою, оказывающих влияние на развитие сюжетных ходов [подробнее см.: Carter, 1978: 216]. Б.Л. Сент Арманд в работе "Корни зла в прозе Х.Ф. Лавкрафта" отмечает, что писатель, создавая свои произведения, смог удачно " <.> воспользоваться готической машинерией, усовершенствовав ее новым архетипическим значением" [St. Armand, :225]. Известный американский писатель-мастер жанра ужасов С. Кинг - уделил достаточно внимания творчеству Лавкрафта в книге "Пляска смерти", назвав его "королем ужасов" [Кинг, 2001: 36].

В России освоение творческого наследия Лавкрафта только начинается, по крайней мере, за последние десятилетия не появилось ни одной монографии, посвященной писателю. Опубликован ряд статей отечественных литературоведов, свидетельствующих о проявлении определенного интереса к творчеству американского прозаика. Так, в 1993 г. появилась статья В. Кури-цина, посвященная Лавкрафту [см.: Курицин, 1993]. Известным литературоведом А. Зверевым написана вступительная статья к трехтомному изданию сочинений Лавкрафта на русском языке [ПТС, 2000: 130]. По справедливому замечанию российского исследователя, Лавкрафт является наследником "давней и стойкой традиции <.>, защищает престиж литературы заполненной эмоциями и образами, для которых чуть расплывчатое определение сверхъестественный ужас" все-таки остаться наиболее точным" [Зверев, 2000: 11].

Задаваясь вопросом, насколько правомерно делать подобные выводы, приведем высказывание самого Лавкрафта, являющееся своеобразным подтверждением вышесказанному: "Художественная литература подразделяется на три основных массива: романтическая, реалистическая и вообразительная. <.> Общее между реализмом и романтизмом заключается, прежде всего, в том, что они имеют дело главным образом с объективным миром - скорее с самими явлениями, чем с тем, что они предполагают. <.> Романтизм взывает к эмоциям, реализм к здравому смыслу, но оба направления полностью игнорируют воображение, которое группирует изолированные, разрозненные впечатления в великолепные образцы и находит странные соотношения и ассоциации среди объектов видимой и невидимой Природы" [см.: Lovecraft, TCLC, Vol.4, Vol. 104]. Здесь также следует упомянуть К. Андронкина и В.И. Бернацкую, авторов предисловий к более ранним публикациям писателя (Андронкин, 1993; Бернацкая, 1993).

Примечательно, что с именем Х.Ф. Лавкрафта связано наступление нового этапа, своеобразного расцвета "готической традиции" (точнее ее реинтерпретации) в американской (и в немалой степени английской) литературе 1920-1980-х годов. Более того, отметим, что именно лавкрафтовское влияние отчетливо ощущается в американской и шире -западной культуре послевоенного времени. Примечательно, что осмысление сверхъестественного и чудесного осуществляется в творчестве писателя не только при помощи традиционного для прежних этапов развития литературной готики экзотического материала восточной, античной и западноевропейской культурной истории, но и за счет использования сюжетов из недавнего прошлого родной для него Новой Англии (здесь он во многом обязан художественному опыту Н. Готорна и Э. По), кроме того, Лавкрафт создает собственную космогонию, которая, становится в свою очередь источником для дальнейший9 литературных экспериментов в этой ных экспериментов в этой сфере, в практике его последователей и реинтер-претаторов [см.: Joshi, 1982; Burleson, 1983].

Первые литературные опыты Лавкрафта относятся к раннему детству писателя [подробнее см.: De Camp, 1976]. Под влиянием прочитанных текстов По, Готорна, Брауна и др., относящихся по преимуществу к пласту традиционной готики, он создает своеобразные подобия готических новелл (датируя их впоследствии 1898 г.). В окончательном выборе литературной стези, по собственному признанию автора (на это, кстати, указывают как литературные единомышленники, так и немалая часть критиков), определенную роль сыграло, помимо соответствующих литературных интересов и пристрастий, слабое здоровье Лавкрафта, в том числе и нервные заболевания, которыми он страдал [см.: Burleson, 1983; St.Armand, 1977, 1979]. Помимо собственно эстетического удовлетворения Лавкрафт находил в "сверхъестественной" тематике и очевидную психологическую отдушину, что собственно и позволило ему стать одной из ведущих фигур американской "неоготики".

Творчество Лавкрафта достаточно разнообразно в жанровом отношении, но наиболее сильной его стороной является новеллистика [подробнее см.: TCLC, Vol.4], причем, именно романтическая новелла послужила во многом тем литературным образцом, ориентация на который породила большую часть готических новелл писателя. Кроме часто упоминаемого Э.А. По, в ряд лавкрафтовских "предшественников" необходимо добавить В. Ирвинга, Н. Готорна, Э. Рэдклифф, чьи "предромантические" воззрения на литературу активно цитируются в достаточно позднем по времени появления литературном трактате-манифесте Лавкрафта "Сверхъестественный ужас в литературе" (1945). Воздавая должное этой неординарной писательнице, Лавкрафт писал: "К известным готическим атрибутам, любимым предшественниками, миссис Рэдклифф добавила очевидное и почти гениальное ощущение чего-то неземного в пейзаж и события; каждая деталь обстановки и сюжета участвует в искусном создании ощущения безмерного ужаса, который она имела целью внушить читателям. Несколько мрачных деталей типа цепочки кровавых следов на лестнице в замке, стон из глубокого подземелья, странная песенка в ночном лесу становились яркими образами, предвещавшими надвигающийся кошмар, и эти образы оставили позади причудливые и подробные описания других авторов. К тому же эти образы не стали менее убедительными, оттого, что в конце объясняются естественным образом. У миссис Рэдклифф было могучее воображение, которое проявлялось в ее великолепных картинах природы - она писала широкими яркими мазками и никогда не вдавалась в мелкие детали -ив фантазиях о сверхъестественном тоже. А главными слабостями, помимо привычки все объяснять, были неточности в географии и истории и фатальное пристрастие к вставлению в романы коротких бесцветных стишков, приписываемых тому или иному персонажу" [ЗВП: 381].

Таким образом, и проблемы готической традиции, и творчество Х.Ф. Лавкрафта в течение длительного времени находились в центре внимания преимущественно западного литературоведения и критики. Новеллистика Лавкрафта предстает как завершение англо-американской готической традиции и одновременно - своеобразный переход к готике обновленной, в связи с использованием традиционных готических сюжетов и мотивов, наполненных, однако, новым содержанием и характеризующиеся постановкой принципиально иных проблем.

Обозначенные выше цели и задачи, современное состояние изучения проблем англо-американской готической традиции и творческого наследия Х.Ф. Лавкрафта определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (345 наименований) и приложения, посвященного краткому обзору готической традиции в англо-американской литературе XVIII - XIX столетий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Ковалькова, Татьяна Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлекающий огромное внимание зарубежных критиков и почти не исследовавшийся отечественным литературоведением готический канон литературы, явно прослеживающийся в англоязычной словесности ХУШ-XX столетий, и сегодня представляет собой благодатный материал для изучения.

Совершенно очевидно, что в условиях американской культуры первой трети XX века сформировался особый тип литературно-художественного сознания, с одной стороны, продолжающий традиции английской и американской готической прозы ХУШ-Х1Х столетия и новых тенденций, проявляющихся с рубежа веков, а с другой - с неизбежностью учитывающий опыт погружения в новый историко-литературный контекст, требующий к тому же переосмысления традиционной палитры приемов и сюжетов, привычных подходов и интерпретаций в немалой степени под влиянием новых культурно - исторических условий, результатом чего становится возникновение принципиально «других» по внутреннему содержанию и внешнему оформлению литературных явлений.

Творчество Х.Ф. Лавкрафта, оказавшего решающее воздействие на окончательное формирование одного из самых весомых пластов американской литературы, является неотъемлемой частью и одной из важнейших составляющих нового американского культурного сознания 1910-30-х гг. В художественном наследии писателя наметились и получили дальнейшее вполне закономерное развитие некоторые темы, приемы, стилевые и эстетические принципы, характерные для последующих открытий и экспериментов американской (шире-западной) литературы и культуры в целом (И.Динизен, А.Дерлет, К.Э.Смит и др.)

Важнейшее место в англо-американской литературе XX в. и, в частности, в творчестве Лавкрафта, занимают первоначально «готические», а впоследствии и «неоготические» тексты. Имея достаточно длительную историю развития в англоязычной литературе, готическая традиция, претерлевая значительную эволюцию от ХУШ к XX в, реализуется и в культуре США 1910-30-х гг., продолжавшей не только применять на практике, но и осмысливать теоретически многие темы и идеи как английской «классической» литературы XIX столетия, так и литературы американской. Являя своим новеллистическим наследием важнейшую часть американской литературы начала XX в., продолжая развивать готическую традицию XIX в., Лавкрафт становится своего рода «переходной фигурой» между классическим «сверхъестественным» рассказом и повестью и современным «рассказом ужасов».

Открывший своим творчеством дальнейшее осмысление и разработку многих аспектов вполне сложившегося готического литературного канона, Лавкрафт досконально изучил наиболее значимые произведения своих предшественников (Уолпол, Льюис, Рэдклифф, Брокден Браун, Ирвинг, По, Готорн, ) а затем и сам стал «знаковой» фигурой обновления этой устоявшейся и вполне сложившейся традиции. Вполне закономерное переосмысление готики в наследии писателя выразилось в ряде важнейших особенностей поэтики стиля, тематики.

Отметим, что в ранней прозе Лавкрафта не наблюдается тонкой нюансировки человеческих характеров, отсутствует явное противопоставление «злого» и «доброго» начала, вполне оправданное наличием элементов «космизма» («Усыпальница», «Храм», «Шепчущий во тьме»). Со временем появляется насущная потребность в мотивировке «фантастических событий», причем среди наиболее устоявшихся приемов следует отметить сон, слухи, галлюцинацию, сумасшествие, сюжетную тайну и т. д. («Селефаис», и др.). Вполне правомерно говорить о изощренно-рациональной композиции при заметной иррациональности содержания новелл писателя, в которых не только сверхъестественность ситуаций мотивируется вполне реалистически, но и все самое невероятное изображено с реалистической достоверностью.

В 1910-20-х гг., Лавкрафт ориентируется на творчество лорда Дансей-ни (нередко стилизуя под дансейнианские свои собственные тексты), а также на «вторую волну» американского романтизма и прежде всего, на Э.По, сознательно вводя узнаваемые приметы американского романтизма в сюжетную структуру своих типично «новоанглийских историй», создавая тем самым принципиально новый «хронотоп», сливающий воедино старый романтизм и «новую готику» начала XX в.

В 1930-х гг., соединяя узнаваемый реализм и фантастические элементы, писатель создает в своих новеллах некую вымышленную, сверхъестественную «многомерную» реальность. Осмысление сверхъестественого и чудесного осуществляется не только при помощи экзотического материала восточной, античной и западноевропейской культурной истории, но и за счет использования сюжетов из недавнего прошлого Новой Англии, что, в конечном итоге, приводит автора к созданию оригинальной готической мифологии, так называемого «культа Ктулху» («Миф Ктулху»).

Проводя параллели с произведениями, вписывающимися в традиционный канон, можно утверждать, что в зрелом творчестве, представленном, главным образом, новеллами, объединенными под названием «Миф Ктулху», практически отсутствует лейтмотив страха перед смертью, вытесняемый ужасом перед «неведомым». Элементы ужасного выполняют главную роль, являясь ярким выразительным средством, определяющим общую эстетическую концепцию новых готических новелл, причем, к принципиально важным моментам следует отнести прежде всего то, что в ряде случаев смешное сменяется драматической иронией, но никогда не побеждается смешным, преодоление изображения монстра как злобного и жуткого существа, порой за счет «негативного» или сверхкритического восприятия человека («Жизнь Чарльза Декстера Варда», «За гранью времен», «Хребты безумия» и др.).

В творчестве Лавкрафта прослеживаеся определенная схема, согласно которой ужас, выдвигавшийся на передний план, удачно контрастирует с мирской реальностью. В этом проявляется еще одна из основных особенностей творчества писателя. Собственный авторский стиль включает элементы реалистической прозы и верлибры мистического плана. Проведенный анализ художественных произведений позволяет нам сделать выводы, с помощью которых возможно выявление специфики не только готической традиции (точнее ее трансформации) в зрелом творчестве Лав-крафта, но и выделение наиболее характерных черт поэтики художника в целом. Оговоримся, что в зрелом творчестве писатель не ограничивается исключительно новеллистикой, создавая произведения, объемом и жанровой спецификой тяготеющие более к повести, нежели к рассказу ("Жизнь Чарлза Декстера Варда", "Хребты безумия" и др.).

Большинство произведений 1930-х гг. посвящены теме о незначительности места человека в масштабах космоса и пронизаны мотивами лавкрафтовской философии вселенского равнодушия, концептуальные положения которой (например, так называемый мотив "дразняще-запретного" предупреждения), наряду с готическим антуражем, способствуют созданию атмосферы неопределенности, предчувствия ужасного финала, (являющихся, заметим, важными составляющими любого "сверхъестественного" сюжета и жанрообразующими признаками "новой готической" новеллы).

В случаях неспособности героя интерпретировать события с позиций философии вселенского равнодушия, писатель использует прием драматической иронии ("За гранью времен", "Цвет из иных миров" и др.), однако, страшное никогда не побеждается смешным, страх же перед смертью вытесняется космическим ужасом перед "неведомым". Элементы ужасного выполняют важную роль, являясь ярким выразительным средством, определяющим общую эстетическую концепцию "неоготических" новелл Лав-крафта. Показательно также стремление Лавкрафта дистанцировать "ужас" от читателя ("Миф Ктулху", "Хребты безумия"), что в немалой степени способствует перенесению конфликтных ситуаций на иной, абстрагированный от реальности уровень с последующим их разрешением.

В контекст зрелого творчества Лавкрафта (представленного, прежде всего "космогоническими" произведениями) весьма органично вписываются новоанглийские фольклорные мотивы, причем, автор не ограничивается лишь заимствованием легенд и сказаний, а впитав все очарование недосказанности, свободу поэтической формы, мастерски вводит их в художественный мир собственных текстов, творчески осваивая и преобразуя, в результате чего появились на свет "космогонические" повествования, в ткань которых вплетены сцены самого разнообразного плана - от мучительных изматывающих скитаний по бесконечным, бесцельным лабиринтам до удивительных минут, проведенных в библиотеках, как земных, так и созданных воображением писателя (Хребты безумия, Жизнь Чарльза Декстера Варда, Ужас в Данвиче и др.).

Заметим, что в произведениях зрелого периода писатель нередко обращается к традиционным для его стиля устно-речевым штампам (эмоциональные восклицания, информационные неточности), что, однако, не мешает ему (в отличие от раннего периода) выстраивать ясное, лаконичное, не перегруженное излишествами повествование, в котором органично сочетаются реалистические, фантастические и сверхъестественные мотивы.

Укажем в связи с этим, что практически для всех произведений наиболее характерна форма своеобразного повествовательного "напластовы-вания, способствующего двоякому толкованию событий, влекущая за собой размывание границ реального и вымышленного пространства, реальность "истинная" сочетается и как бы переплетается с реальностью "вымышленной" (последняя, кстати, создается, в немалой степени, с помощью традиционной готической атрибутики - таинственного дома, магических книг, заклинаний, образа зловещего ветра, устрашающих, таинственных звуков и др.), причем, нередко герой балансирует между вымыслом и явью ("Зов Ктулху", "Хребты безумия", "За гранью времен").

Динамике повествования большинства произведений присущи типично лавкрафтовские черты показательна постепенно начинающая проявляться потребность в мотивировке сверхъестественных событий, осуществляемая посредством ряда типичных для готики приемов, придающих повествованию налет экстраординарности и заметно усложняющих фабулу и композицию.

Подводя итоги исследования, подчеркнем, что наша работа вовсе не является «последним словом» по заявленной теме. Ограниченность объема и конкретные задачи не позволили подробно рассмотреть преломление «неоготической» традиции и ее основных компонентов в литературном наследии других писателей США и Великобритании XX столетия ( И.Динизен, А.Дерлет, С.Дж.К.Оутс и др.) - данный аспект дальнейшего исследования «неоготической» традиции представляется наиболее интересным и перспективным ввиду его малой изученности. Кроме того, достаточно продуктивным кажется анализ «неоготики» в социокультурном контексте (в частности, литературе и кинематографе) 1950-90-х гг. на материале творчества других авторов, проведения сравнительного анализа готической и неоготической традиций Англии и США, «неоготики» США первой и второй половины XX столетия и т.д.

Список принятых сокращений

ЗВП - Лавкрафт Х.Ф. Зверь в подземелье. М.: Гудьял Пресс, 2000. Т.1

ИВЛ - История всемирной литературы. В 9 т. М., 1983 - 1994. Т. 2-8.

ИЗЛ - История Зарубежной литературы XYIII века. М.: Изд. МГУ, 1974

ИЛСША - История литературы США. М.: Наследие, 1997 - 1999. Т. 1-3.

ЛИС1ЛА - Литературная история Соединенных Штатов Америки. В 3 т.М.: Прогресс,

1977- 1979. Т. 1-3

ПТС - Лавкрафт Х.Ф. По ту сторону сна. М.: Гудьял Пресс, 2000. Т.2 ШВТ - Лавкрафт Х.Ф. Шепчущий во тьме. М.: Гудьял Пресс, 2000. Т.З ЭД - Дансейни Э. Рассказы сновидца. СПб., Амфора, 2000

DA - Lovecraft Н.Р. Dagon and Other Macabre Tales. Sauk City, WI; Arkham House, 1990 DH - Lovecraft H.P. The Dunwich Horror and Others. Sauk City, WI; Arkham House, 1989 SL- Lovecraft H.P. Selected Letters, 1917 - 1937, 5 Vols. Sauk City, WI: Arkham House Publishers, 1936 - 76. Vol.1-5.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ковалькова, Татьяна Михайловна, 2001 год

1. Бульвер Литтон, 1988 - Бульвер -Литтон Э. Последние дни Помпей. М.: Правда, 1988 Бэкфорд, 1997 - Бэкфорд У. Ватек: Арабская сказка // Уолпол Г. Замок Отранто: повести и роман М.: Терра, 1997

2. Готорн, 1982 Готорн Н. Дом о семи фронтонах // Избр. соч. в 2 т. М.: Худож. лит-ра, 1982. Т. 1

3. Готорн, 1982 Готорн Н. Алая буква // Избр. соч. в 2 т. М.: Худож. лит-ра, 1982. Т.2 Дансейни, 2000 - Дансейни Э. Рассказы сновидца. СПб. Амфора, 2000 Ирвинг, 1979 - Ирвинг В. Альгамбра. М.: Наука, 1979

4. Лавкрафт, 2000 Лавкрафт Г.Ф. Шепчущий во тьме // Собр. соч. в 3 т. М.: Гудьял Пресс, 2000. Т.1

5. Лавкрафт, 2000 Лавкрафт Г.Ф. По ту сторону сна. // Собр. соч. в 3 т. М.: Гудьял Пресс, 2000. Т.2

6. Лавкрафт, 2000 Лавкрафт Г.Ф. Зверь в подземелье // Собр. соч. в 3 т. М.: Гудьял Пресс, 2000. Т.З

7. Лавкрафт, 2001 Лавкрафт Х.Ф. Соч.: в 2 т. М.: Терра, 2001. Т. 1-2

8. Ловец, 1993 Ловец человеков. Сборник мистической прозы. М.: Республика, 1993

9. Льюис, 1993 Льюис М.Г. Монах. М.: Ладомир, 1993

10. По, 1980 По Э.А. Рассказы. М.: Худож. лит-ра, 1980

11. Рэдклиф, 1999 Рэдклиф Э. Роман в лесу. М.: Ладомир, 1999

12. Скотт, 1990 Скотт В. Комната с гобеленами // Собр. соч. В 8 т. М.: Правда, 1990. Т.2

13. Спрейг де Камп, 1997 Спрейг де Камп Л. Часы Ираза. М.: Символика, 1997

14. Стивенсон, 1981- Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. //

15. Собр. соч. В 5 т. М.: Правда, 1981.Т. 1

16. Стокер, 2000 Стокер Б. Дракула. СПб.: Азбука, 2000

17. Твен, 1991 Твен.М. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. // Собр. соч. в 6 т. М.: Водолей, 1991. Т. 5

18. Твен, 1991 Твен М. Средневековая история // Собр. соч. в 6 т. М.: Водолей, 1991. Т. 6

19. Теккерей, 1974 Теккерей У.М. Собр. соч. В 12 т. М.: Худож. лит-ра, 1974

20. Уайльд, 1986 Уайльд О. Избранное. М.: Худож. лит-ра, 1986

21. Уилсон, 1992 Уилсон К. Паразиты мозга. Нальчик. Эль - Фа, 1992

22. Уолпол, 1997 Уолпол Г. Замок Отранто: повести и роман. М.: Терра, 1997

23. Шелли, 1992 Шелли М. Франкенштейн или Современный Прометей. Смоленск. СК,1992

24. Austen, 2001 Austen J. Northanger Abbey. Harmondsworth: Penguin, 2001 Cannon, 1989 - Cannon P. Howard Phillips Lovecraft. Boston. Twayne, 1989 Carter, 1974 - Carter A. Fireworks: nine profane pieces. L., 1974. P.122

25. Carter, 1996 Carter A. A letter // The European English messenger. 1996. Spring. Vol. 5. 1. P.ll

26. Carter, 2001 Carter A. Passion of New Dance. Harmondsworth: Penguin, 2001 Gothic, 2001 - Gothic Tales. Harmondsworth: Penguin, 2001

27. Рое, 2001 Рое E. A. The Fall of the House of the Usher and Other Writings. Harmondsworth: Penguin, 2001

28. Shelley, 2001 Shelley M. Frankenstein. Harmondsworth: Penguin, 2001

29. Stevenson, 2001 Stevenson R.L. The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde. Other Stories.

30. Harmondsworth: Penguin International, 2001

31. Stoker, 2001 Stoker B. Drakula. Harmondsworth: Penguin, 2001

32. Three, 2001 Three Gothic Novels. Walpole: Castle of Otranto / Beckford: Vathek. / Shelly: Frankenstein. Harmondsworth: Penguin, 2001

33. Washington, 2001 Washington I. The Legend of Sleepy Hollow and Other Stories. Harmondsworth: Penguin, 2001

34. Wilde, 2001 Wilde O. The Picture of Dorian Grey. Harmondsworth: Penguin International, 2001.1. Литература

35. Автономова, 1977 Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. (Критический очерк концепций французского структурализма). М.: Наука, 1977

36. Алексеев, 1983 Алексеев М.П. Ч.Р.Метьюрин и его "Мельмот - Скиталец" // Мэтьюрин Ч.Р. Мельмот - скиталец. М.: 1983. С. 3-8

37. Алексеев, 1984 Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М.: Высшая школа, 1984.

38. Анастасьев, 1984 Анастасьев H.A. Обновление традиции: Реализм XX в. в противоборстве с модернизмом. М.: Советский писатель, 1984. Андреев, 1972 - Андреев Л.Г. Сюрреализм. М. Высшая школа, 1972

39. Андронкин 1993 Андронкин К.Ю. Предисловие. С. 3-9 // Лавкрафт Г.Ф. Рассказы, повести. Нижний Новгород. Фата-Моргана. Флокс, 1993

40. Аникин, 1985 Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1985.

41. Ахрамович, 1992 Ахрамович В. Э. По: продолжение тайны // Наука и религия, 1992 № 9. С. 42-44

42. Бахтин, 1990 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990

43. Бахтин, 1986 Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки итехники: Ежегодник, 1984-85 гг. М.: Искусство, 1986. С. 80-160.

44. Бахтин, 1986 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986

45. Блох, 1994 Блох Р. По и Лавкрафт // Книжное обозрение. № 46 1994. С. 3-5

46. Бурова, 1994 Бурова И.И. Интерпретация сверхъестественного начала в творчестве

47. У.Коллинза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.2, История, языкознание,литературоведение, 1994. Вып.4. С. 82-87

48. Варустин, 1986 Варустин Л. Фантастические и реальные прозрения Стивена Кинга // Звезда, 1986. №4. С. 87-89

49. Гениева, 1983 Гениева Е. Что такое английская литература? // Иностранная литература, 1983. №5. С. 187-190

50. Гиленсон, 1974 Гиленсон Б.А. Американская литература 30-х годов XX в. М.: Высшая школа, 1974.

51. Гиленсон, 1987 Гиленсон Б.А. В поисках "другой Америки": Из истории прогрессивной литературы США. М.: Худож. лит-ра, 1987

52. Головенченко, 1991 Головенченко А.Ф. Натаниел Готорн и романтизм. Уч. пособие к спецкурсу. М.: Изд-во МПУ Народный учитель, 1991

53. Дьяконова, 1984 Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX в. М.:, 1964 Елистратова, 1966 - Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. М.: Наука, 1966.

54. Жирмунский, 1981 Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. JL: Наука, 1981.

55. Жирмунский, 1947 Жирмунский В.М. и др. История западноевропейской литературы. Раннее средневековье и Возрождение. М.: Учпедгиз, 1947.

56. Засурский, 1966 Засурский Я.Н. Американская литература XX в. Некоторые аспекты литературного процесса. М.: Изд. Московского университета, 1966.

57. Засурский, Зверев, 1982 Засурский Я.Н., Зверев A.M. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982 Засурский, 1984 - Засурский Я.Н. Американская литература XX века. М.: Издательство МГУ, 1984.

58. Засурский, 1981 Засурский Я.Н., М. М. Коренева (ред.) Проблемы становления американской литературы. М.: Наука, 1981.

59. Зверев, 1979 Зверев A.M. Модернизм в литературе США: Формирование, эволюция, кризис. - М.: Наука, 1979.

60. Зверев, 1982 Зверев A.M. Американский роман 20-30-х гг. М.: Художественная литература, 1982.

61. Зверев, 2000 Зверев A.M. Храм Гекаты // Лавкрафт Г.Ф. По ту сторону сна // Собр. соч. в 3 т. М.: Гудьял Пресс, 2000. С. 5-15

62. Злобин, 1968 Злобин Г.П. Современная драматургия США. М.: Высшая школа, 1968. Злобин, 1985 - Злобин Г.П. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы XX в. М.: Художественная литература, 1985.

63. Ивашева, 1973 Ивашева В.В. Почему викторианцы? // Вопросы литературы, 1973 №5. С. 312-340

64. Ивашева, 1977 Ивашева. В.В. Судьбы английских писателей. М.: Высшая школа, 1977 Ивашева, 1984 - Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М.: Высшая школа, 1984.

65. Ивашева, 1990 Ивашева В.В. "Век нынешний и век минувший." Английский роман в его современном звучании. М.: Высшая школа, 1990. С. 34-80

66. Ивашева, 1995 Ивашева В.В. История зарубежной литературы XIX века. М.: Издательство МГУ, 1995.

67. Истоки, 1985 Истоки и формирование американской национальной литературы XYII-XYIII вв. М.: Наука, 1985

68. Каннигем, 1995 Каннигем В. Английская литература в конце тысячелетия // Иностранная литература. 1995 №10. С.229-230

69. Клименко, 1959 Клименко Е.И. Проблема стиля в английской литературе первой трети 19 в. Л.: Изд. Лен. ун-та, 1959.

70. Клименко, 1961 Клименко Е.И. Традиция и новаторство в английской литературе. Л.: Изд. Лен. ун-та, 1961.

71. Клименко, 1971 Клименко Е.И. Английская литература первой половины 19 в.: Очерк развития литературы. Л.: Изд-во Лен. ун-та. 1971.

72. Ковалев, 1984 Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По: новеллист и поэт. Л.: Худож. лит. 1984 Козлов, 1984 - Козлов A.C. Мифологическое направление в литературоведении США: М.: Высшая школа, 1984

73. Курицин, 1993 Курицин В. Отец ужасов Об американском писателе Г.Ф. Лавкрафте. // Литературная газета, 1993. №21. С. 7 - 10

74. Ладыгин, 1988 Ладыгин М.Б. Романтический роман. М.: Просвещение, 1988. Лики - Лики массовой литературы США. М.: Наука, 1991

75. Литературная, 1977 1979 - Литературная история Соединенных Штатов Америки. В 3 т. М.: Прогресс, 1977 - 1979. Т. 1-3

76. Лотман, 1970 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. Искусство, 1970 Лотман, 1992 - Лотман Ю.М. Избр. статьи: В 3 т. Т.1. Таллин, 1992.

77. Макарова, 2001 Макарова Л.С. Роман Ч.Р. Метьюрина "Мельмот - Скиталец" в контексте готической и романтической традиций. Автореферат дисс. <.> канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2001.

78. Мендельсон, 1964 Мендельсон М.О. Современный американский роман. М.: Наука, 1964.

79. Мендельсон, 1973 Мендельсон М.О. Основные тенденции развития современной литературы США. М.: Наука, 1973

80. Михальская, 1966 Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов: Утрата и поиски героя. М.: Высшая школа, 1966

81. Михальская, 1982 Михальская Н.П. Английский роман XX века. М.: Высш. Школа, 1982 Михальская, Аникин, 1982 - Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века, 1982

82. Морозова, 1982 Морозова Т.Л. Литература США XIX в.: основные тенденции развития. М.: Наука, 1982

83. Мукаржовский, 1994 Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Просвещенгие, 1994.

84. Мулярчик, 1968 Мулярчик A.C. Американский роман в 20-е годы XX в. М. Изд. Московского университета, 1968.

85. Мулярчик, 1976 Мулярчик А. Смена литературных эпох. Литература США: от "гневных тридцатых" до "бунтующих шестидесятых" // Вопросы литературы, 1976 № 7. С. 76-112 Мулярчик, 1980 Мулярчик A.C. Послевоенные американские романисты. М.: Худож. лит. 1980.

86. Нечкина, 1982 Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе: Сб. работ. М.: Наука, 1982

87. Николюкин, 1968 Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука, 1968.

88. Оленева, 1973 Оленева В.И. Современная американская новелла. Проблемы развития жанра. Киев: Наукова Думка, 1973.

89. Оленева, 1985 Оленева В.И. Модернистская новелла США, 60-70 гг. Киев: Наукова Думка, 1985

90. Основные, 1973 Основные тенденции развития современной литературы США. М.: Наука, 1973

91. Осовский, 1991 Осовский O.E. Кэннон П. Хоуард Филлипс Лавкрафт // РЖ.; Общ. науки за рубежом: Сер. 7. Литературоведение, 1991.№ 2. С. 100-103 Писатели, 1973 - Писатели США. М.: Радуга, 1973

92. Проблемы, 1981 Проблемы новейшей литературы США. Киев: Выща школа, 1981 Самохвалов, 1964 - Самохвалов Н.И. Американская литература XIX в. М.: Просвещение, 1964

93. Самохвалов, 1971 Самохвалов Н.И. История западноевропейской литературы. В 2 ч. М.: Просвещение, 1971. 4.1.

94. Серова, 1972 Серова В.Н. Традиции готического романа в американском романтизме // Американская литература. Проблемы романтизма и реализма. Вып. 1. Краснодар, 1972. С.27-39

95. Скоблев, 1982 Скоблев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1982

96. Смирнов, 1965 Смирнов С.Н. Из истории западноевропейской литературы. М-Л.: Худож. литература, 1965

97. Соловьева, 1988 Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М.: Изд-во МГУ, 1988 Спиллер, 1977 - Спиллер Р. Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т. 1-3. М.: Прогресс, 1977.

98. Теккерей, 1976 Теккерей У.М. Собр. соч. в 12 т. М., 1976. Т 5.

99. Теории, 1985 Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественнная рецепция и герменевтика. М.: Наука, 1985

100. Топоров, 1983 Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227 -284

101. Тугушева, 1972 Тугушева М. Современная американская новелла. М.: Высшая школа, 1972

102. Тураев, 1983 Тураев C.B. От просвещения к романтизму: (трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XYIII Начала XIX вв.). М.: Наука, 1983

103. Урнов, 1986 Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М.: Худож. лит-ра, 1986

104. Урнов, 1979 Урнов Д. В поисках утраченного пути: Литературоведение Англии и США последних лет // Вопросы литературы, 1979. № 12. С. 312-340

105. Урнов, 1979 Урнов Д. В поисках утраченного пути: Литературоведение Англии и США последних лет, 1979 // Вопросы литературы № 12. С. 312 - 340

106. Фрэнк, 1987 Фрэнк Дж. Пространственная форма в современной литературе. // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХвв. М., 1987. С. 25 -30

107. Чернавина, 1972 Чернавина Л.И. Английский сенсационный роман 19 в. // Очерки по зарубежной литературе. Иркутск, 1972. Вып. 2. 49-65. С. 3-15

108. Шайтанов, 1991 Шайтанов И.О. Английский романтизм // История зарубежной литературы XIX в. в 2 ч. М., 1991. Ч 1. С. 55-68.

109. Шемякин, 1985 Шемякин A.M. Возникновение и формирование жанра романа в американской литературе // Истоки и ■ формирование американской национальной литературы XVII- XYIII вв. М.: Наука, 1985. С. 161 - 167.

110. Шемякин, 1985 Шемякин A.M. Художественное своеобразие романов Чарльза Брокдена Брауна // Истоки и формирование американской национальной литературы XYII - XYIII вв. М.: Наука, 1985. С. 168 - 175

111. Щепина, 2001 Щепина О.Н. Семантика художественного пространства в романе Джейн Остен "Мэнсфилд парк". Автореферат диссерт. <. .> канд. филол наук. Нижний Новгород, 2001

112. Якобсон, 1987 Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987 American, 1977 - American Gothic tales. N.Y.: Penguin, 1997

113. Attebury, 1982 Attebury B. The fantasy tradition in American literature: from Irving to Le Guin. Bloomington, 1982.

114. Axelrod, 1983 Axelrod A. Charles Brockden Brown an American tale. Austin: University of Texas Press, 1983. Bayer - Berenbaum, 1987 - Bauer - Berenbaum, The Gothic Imagination. London and Toronto: Associated University Press, 1987.

115. Bell, 1980 Bell M.D. The Development of American romance: the sacrifice of relation. Chicago, 1982.

116. Birkhead, 1921 Birkhead E., The Tale of Terror. L.: Routledge, 1921. P. 12-22. Botting, 1995 - Botting F. Gothic. L.: Routledge, 1995

117. Burleson, 1983 Burleson D.R. H.P. Lovecraft: A Critical Study. Westport, CT: Greenwood Press, 1983

118. Burleson, 1990 Burleson D.R. Lovecraft: Disturbing the universe. Lexington. KY: University press of Kentucky, 1990.

119. Campbell, 1984 Campbell J. Cosmic Indifferentism in the Fiction of H.P Lovecraft. KY: University Press of Kentucky, 1984

120. Cannon, 1989- Cannon P. H.P. Lovecraft. N.Y.: G.K. Hall, 1989.

121. Carroll, 1969 Carroll P. N. Puritanism and the Wilderness. New York and London: Columbia University Press, 1969.

122. Carter, 1972 Carter L. Lovecraft: A Look behind the Ctulhy Mythos. New York: Ballantine Books, 1972.

123. Carter, 1977 Carter L. The Creation of Tomorrow: Fifty Years of Magazine Science Fiction. New York: Columbia University Press, 1977.

124. Carter, 1978 Carter A., Lovecraft and Landscape // Necronomicon Press, 1978. P. 173-81 Carter, 1996 - Carter A. A letter // The European English Messenger, 1996. Spring. Vol.5. P.l 1-13.

125. Day, 1985 Day W. P. In the Circles of Fear and Desire: A Study of Gothic Fantasy. Chicago and London: University of Chicago Press, 1985

126. Davis, 1985 Davis S.H. The Private Life of H.P. Lovecraft. West Warwick, R. I.: Necronomicon Press, 1985.

127. Fedorko, 1995 Fedorko K.A. Gender and the Gothic in the Fiction of Edith Wharton. Tuscaloosa: University of Alabama press, 1995

128. Fisher, 1988 Fisher B.F. The Gothic's Gothic: Study Aids to the Tradition of the Tale of Terror. New York and London: Garland Publishing, Inc., 1988.

129. Fonseca, Pulliam, 1999 Fonseca A.J., Pulliam J.M. Hooked On Horror. Ohio State University Press

130. Frankl, 1960 Frankl P. The Gothic: Literary Sources and Interpretations through Eight Centuries. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1960. P. 259 -2 60.

131. Frank, 1990 Frank F.S. Through the pale door: a guide to and through the American Gothic. NY.: Greenwood press, 1990.

132. American Supernatural Fiction. New York: Garland Pub., 1996 Freeman, 1903 Freeman M.W. The Wird in the Rose - bush, 1903 Botting, 1995 - Botting F. Gothic. L.; Routledge, 1995

133. Gamer, 2000 Gamer M. Romanticism and the Gothic. Cambridge University Press, 2000

134. Gothic, 1997 Gothic America. New York: Columbia University Press, 1997

135. The Gothic, 1990 The Gothic novel: a casebook. Basingstock, L.: Macmillan, 1990.

136. The Gothic, 1987 The Gothic world of Stephen King. Bowling Green: Penn. State univ. press,1987.

137. Gross, 1989 Gross L.S. Redefining the American Gothic. Mich.: UMI Research Press, 1989 Haggerty, 1987 - Haggerty G.E. Gothic Fiction / Gothic form. University Park, L: Pennsylvania State univ. press, 1987.

138. Holte, 1997 Holte J.C. Dracula in the Dark: The Drakula Film Adaptations. Greenwood Press, 1997

139. Holte, 2000 Holte J.C. The Fantastic Vampire / Studies in the Children of the Night: Selected Esassays from the Eighteenth International Conference on the Fantastic in the Arts. Westport, Conn: Greenwood Press.

140. Houston, 1999 Houston G.T. Roualties. The Queen and Victorian Writers. University Press of Virginia, 1999

141. Howells, 1978 Howells C.A., Love, Mystery and Misery: Feeling in Gothic Fiction. London: Athlone Press, 1978. P. 2-3

142. Jackson, 1981 Jackson R., Fantasy: The Literature of Subversion. London and New York: Methuen, 1981, P. 175

143. Jameson, 1975 Jameson F. Magical Narratives: Romance as Genre // New Literary History. N.Y., Penguin, 1975. P. 135 - 139.

144. Jehlen, Warner, 1997 Jehlen M. Warner M. The English Literature of Aamerica. Liverpool. Routledge, 1997

145. Joshi, 1981 Joshi S.T. H.P.Lovecraft and Lovecrafit Criticism: An Annotated Bibliography: The Kent State University Press, 1981.

146. Joshi, 1982 Joshi S.T. H. P. Lovecraft, Starmont House, 1982.

147. Joshi, 1984 Joshi S.T. Topical References in Lovecraft // Extrapolation 25, N 3, The Silver Scarab Press, 1984

148. Joshi, 1986- Joshi S.T. The Fiction of Materialism. New York: Viking Penguin, 1986

149. Joshi, 1989 Joshi S.T. Selected Papers on Lovecraft. West Warwick, RI: Necronomicon Press,1989

150. Joshi, 1990 Joshi S.T. The H.P. Lovecraft: The Decline of the West Mercer Island, WA: Starmont House, 1990

151. Joshi, 1991 Joshi S.T. The H.P. Lovecraft Centennial Conference, Proceedings West Warwick, RI: Necronomicon Press, 1991

152. Joshi, 1995 Joshi S.T. Lord Dunsany: Master of the Anglo - Irish Imagination. Westport C.T., L.: Greenwood Press, 1995.

153. Joshi, 1996 Joshi S.T. A Subtler Magick The Writings and Philosophy of H.P. Lovecraft. CA: The Borgo Press, 1996

154. Karl, 1974 Karl F.R. The adversary literary. The English novel in the eigteenth century. A Study in Genre. N.Y., 1974.

155. Kelly, 1989 Kelly G. English fiction of the Romantic Period. 1789-1830. L.- N.Y., 1989. Kenneth, 1979 - Kenneth W. Faig, Jr. H.P. Lovecraft: His Life, His Work. West Warwick, R.I.: Necronomicon Press

156. Kenneth, 1982 Kenneth W. Faig, Jr. The Parents of Howard Phillips Lovecraft. CA: The Borgo Press, 1982

157. Kellog, 1977 Kellog R., Oral Narrative, Written Books' Genre, 1977

158. Kerr, 1979 Kerr E.M. William Faulkner's Gothic domain. Port Washington, London, 1979 // 1981. N4. P.139- 143.

159. Kerr, 1983 1985 - Kerr H. The Haunted Dusk: American supernatural fiction, 1820 - 1920 // Athens, 1983 - 1985 N 3. P. 52-56

160. Kestner, 1978 Kestner J.A. Spatiality in the Novel. Detroit: Wayne University Press, 1978 Kiely, 1972 - Kiely R., The Romantic Novel in England, Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1972

161. Kilgour, 1997 Kilgour M. The Rise of the gothic novel. L., N.Y.: Routledge, 1997.

162. King, 1982 King Danse Macabre. New York: Everest House, 1981; rev. Berklex, 1982

163. Kolodny, 1984 Kolodny A. The Land Before Her: Fantasy and Experience of the American

164. Frontier. Chapel Hill and London: University of North Carolina Press, 1984

165. Mac Andrew, 1979 Mac Andrew E. The Gothic tradition in fiction. N.Y.: Columbia University Press, 1979

166. Madoff, 1979 Madoff M., "The Useful Myth of Gothic Ancestry" // Studies in Eighteenth Century Culture, 1979. Vol. 3 P. 234-240

167. Mariconda, 1986 Mariconda S. J. "Lovecraft's Concept of "Background" in Lovecraft Studies, Vol. 5 N 1 // Spring, 1986. P. 456 - 500

168. Mariconda, 1986 Mariconda S. J. "Lovecraft's Concept of "Background" in Lovecraft Studies, Vol. 5 N 1 // Spring, 1986. P. 456 - 500

169. Massie, 1970 Massie A. The novel today: A critical guide to the British novel, 1970-1989. L., N.Y.: Longman, 1990

170. Mauk, Oakland, 1997 Mauk D., Oakland J. American Civilization. L.:. Routledge, 1997 Mc Killop, 1932 - Mc Killop A.D. Mrs. Radcliffe on the Supernatural in Poetry, Journal of English and Germanic Philology. L., N.Y. Routledge, 1932

171. Mc Murtry, 1975 Mc Murtry L., Master of the Turgid // The Washington Post. February 17, 1975

172. Mc Whir, 1989 Mc Whir, "The Gothic Transgression of Disbelief: Walpole, Radclifffe and Lewis", in Gothic Fictions: Prohibitation / Transgression, /ed. Kenneth W. Graham. New York: AMS Press, 1989

173. Morrissey, 1999 Morrissey L. From the Temple to the Castle: An Architectural Histiory of British Literature, 1660-1760. University Press of Virginia, 1999

174. Morrison, Dzimianiovich, 1944 Morrison M., Dzimianiovich V. The Legacy of H.P. Lovecraft. L.: Necronomicon Press, 1944

175. Mosig, 1985 Mosig D.W., "The Prophet from Providence" // Crypt of Cthulhy, Vol. 4, N 8. August 1, 1985. P. 9-11

176. Mosig, 1987 Mosig S.J. Lovecraft at Last: A Psychological Look at H.P. Lovecraft. Necronomicon Press Trade Paperback, 1987

177. Muller, 1993 Muller W.H. Lovecraft. Schatzmeister des Vebotenen. Bergen: Kersken -Canbaz Verlag, 1993

178. Napier, 1987 Napier E. The Failure of the Gothic: Problems of Disjunction in an Eighteenth -Century literary form. Oxford: Clarendon press, 1987. P. 46-47

179. Nash, 1983 Nash R., Wilderness and the American mind, / 3d ed. 1967; reprint, New Haven, CT: Yale University Press, 1983. P. 10-11

180. Oakes, 2000 Oakes D. Science and destabilization in the modern American Gothic: Lovecraft, Matheson, King. L., 2000

181. Owings, 1973 Owings M. The Revised H.P. Lovecraft Bibliography. Mirage Press, 1973. Prawer, 1981 - Prawer S.S., Allurements of the abyss // Times Literary Supplement, N. 4081, June 19, 19811. P. 687-88

182. Prendergast, 2000 Prendergast M.T. Renaissance Fantasies. The Gendering of Aesthetics in Early Modern Fiction. Kent State University Press, 2000

183. Price, 1984 Price R.M., "Demythologizing Cthulhu", in Lovecraft Studies, Vol.3, N 1, 1984. P. 24

184. Prince, 1980 Prince G., Introduction to the Study of the Narratee, in Jane Tompkins, Reader

185. Response Criticism. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1980. P. 7-25

186. Punter, 1980 Punter D., The Literature of Terror: A History of Gothic Fiction from 1765 to the

187. Present Day. London: Longman, 1980.P. 5 Schumacher, 1990 Schumacher M. Das Groteskeund seine Gestaltung in der Gothic. N.Y.: P. Lang, 1990

188. Stevens, 2000 Stevens D. The Gothic Tradition. Cambridge, 2000

189. Rabkin, 1976 Rabkin E.S. The Fantastic in Literature. Princeton,N J: Princeton University Press, 1976. P. 117-18

190. Reading, 1996 Reading Fin de Siecle fiction. / Ed., intr. by Pykett. L., N.Y. : Longman, 1996 > Regan, 2001 - Regan S. The Nineteenth - Century Nopvel. Routledge, 2001

191. Roberts, 1994 Roberts B.B. Anne Rice. N. Y.: Twayne Publishers, 1994

192. Robillard, 1996 Robillard D. American supernatural fiction: From Edith Wartjn to "Weirdtales" writers. N.Y.: Garland, 1996

193. St.Armand, 1977 St.Armand B.L. The Roots of Horror in the Fiction of H.P. Lovecraft, Elizabethtown, NY: Dragon Press, 1977. P. 102

194. St.Armand, 1979 St.Armand B.L.//H.P.Lovecraft: New England Decadent, Silver Scarab Press, 1979. P.76

195. Schneider, 1997 Schneider R. New perspectives of the nineties: reading late - Victoriandiscourse // The European English messenger. 1997. Spring. Vol. 6 # 1. P. 68-69

196. Schweitzer, 1976 Schweitzer D. Essays Lovecraftian. Baltimore: T-K Graphics, 1976

197. Schultz, 1991 Schultz D.E. and Joshi S.T. An Epicure in the terrible: A cent. Anthology of

198. Essays in Honour of H.P. Lovecraft. Rutherford: Assoc. Univ. press, 1991. P. 347

199. Smith, 1996 Smith J. Anne Rice. Westport: Greenwood press, 1996.

200. Spector, 1963 Spector R. Seven masterpieces of Gothic literature. N. Y.: Bantama, 1963.

201. Sprague de Camp, 1975 Sprague de Camp L. Lovecraft: a bibliography Garden City, N.Y.:1. Doubleday, 1975. P. 510

202. Stolkin, 1973 Stolkin R. Regeneration Through Violence. Middle town, CT: Wesleyan Press, 1973. P.27

203. Stuart, 1927 Stuart D.M., Horace Walpole. Westport: Greenwood Press, 1927 y Todorov, 1973 - Todorov Tz., Introduction a la literature fantastique, trans. The Fantastic by

204. Richard Howard (Cleveland and London: Case Western Reserve University Press, 1973

205. Todorov, 1973 Todorov Tz, The Fantastic / Tr. by R. Howard. Cleveland, L: Case Western Reserve university press, 1973

206. Tompkins, 1923 Tompkins J. M., The Popular Novel in England 1770-1800 London: Constable, 1932. P. 209

207. Turner, 1894 Turner F.J. "The Significance of the Frontier in American History", Proceedings of the State Historical Society of Wisconsin. Madison, 1894. P. 79

208. Watt, 1999 Watt J. Contesting the Gothic. Fiction, Genre and Cultural Conflict, 1764-1832. Cambridge University Press, 1999

209. Weinberg, 1973 Weinberg R. Reader's Guide to Ctulhy Mythos. The Silver Scarab Press, 1973

210. Vinson, 1982 Vinson J. L. XX century Romance and Gothic writers., Macmillan, 1982 Weinberg, 1990 - Weinberg R. and Greenberg M.H. "The Order of Things Unknown" in Lovecraft's Legacy. Tor, 1990

211. Wardrop, 1966 Wardrop D. Emily Dickinson's gothic. Iowa City: Univ. of Iowa press, 1966 Watt, 1999 - Watt J. Contesting the Gothic Fiction, Genre and Cultural Conflict 1764-1832. Cambridge: University Press. 1999.

212. Weston, 1994 Weston R.D. Gothic traditions and narrative techniques in the fiction of Eudora Welty. Lousiana State University Press, 1994

213. Weinberg, Berglund, 1973 Weinberg R.E., Berglund E.P. Reader's Guide to the Ctulhu Mythos. The Silver Scarab Press, 1973

214. Wilson, 1982 Wilson C. "H.P. Lovecraft". Science Fiction Writers: Critical Studies from the Early Nineteenth Century to the Present Day. New York: Charles Scribner's Sons, 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.