Гражданское воспитание личности в творчестве А.С. Макаренко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Невская, Светлана Сергеевна

  • Невская, Светлана Сергеевна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 407
Невская, Светлана Сергеевна. Гражданское воспитание личности в творчестве А.С. Макаренко: дис. доктор педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2006. 407 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Невская, Светлана Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ A.C. МАКАРЕНКО.

1.1. Современное понимание гражданского воспитания и его отражение в педагогике A.C. Макаренко.

1.2. Влияние мировой философской, социологической и экономической мысли на формирование концепции гражданского воспитания

A.C. Макаренко.

1.3. Социальная направленность гражданского воспитания личности в педагогическом творчестве A.C. Макаренко.

ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ A.C. МАКАРЕНКО.

2.1 Анализ организационно-хозяйственной и педагогической деятельности A.C. Макаренко в колонии им. М. Горького.

2.2 Создание трудовой, правовой, нравственной и этической базы воспитания гражданина в колонии им. М. Горького.

2.3 Метод создания нового опыта в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского

ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ A.C. МАКАРЕНКО И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

3.1. Концепция гражданского воспитания А.С. Макаренко.

3.2. Дисциплинированность личности как нравственное качество гражданина в педагогике A.C. Макаренко.

3.3. Преемственность идей A.C. Макаренко в современной практике гражданского воспитания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гражданское воспитание личности в творчестве А.С. Макаренко»

Социально-экономические и политические преобразования в России последних двух десятилетий привели к противоречивым процессам в духовной жизни общества, изменили содержание общественных ценностей, определяющих мировоззрение и поведение молодого поколения. Дальнейшее развитие России в направлении свободного, демократического и социально-ответственного государства, формирование в стране гражданского общества, являясь приоритетной политико-идеологической задачей, требует разработки соответствующих новых подходов к системе воспитания.

В Постановлении Правительства РФ от 24 июля 2000 года («О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях») представлена программа патриотического воспитания, направленная на формирование и развитие личности, которая должна обладать качествами гражданина-патриота своей Родины, способного выполнять гражданские обязанности и в мирное, и в военное время. В настоящее время Министерством образования и науки РФ взят курс на повышение социальной значимости воспитания, формирование у молодежи общественно ценных образцов поведения гражданина правового демократического государства. В этой связи особое значение приобретает вопрос разработки новых механизмов гражданского воспитания молодежи.

Неоценимый вклад в создание теории и практики гражданского воспитания внес выдающийся педагог A.C. Макаренко (1888-1939). В колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Дзержинского он впервые в мировой истории осуществил грандиозный эксперимент по гражданскому воспитанию личности. Эксперимент, который имел положительные результаты: воспитанники педагога - бывшие беспризорные и несовершеннолетние правонарушители -нашли свое место в жизни, стали настоящими тружениками и гражданами своей страны. A.C. Макаренко создал педагогическую систему, которая позволяла за три-четыре года воспитывать достойными гражданами до трех тысяч колонистов и коммунаров. Так, Н.Ф. Шершнев стал почетным гражданином г. Комсомольска-на-Амуре, А.Н. Землянский - почетным гражданином г. Харькова, В.В. Постников - почетным гражданином Монгольской Народной Республики. JI.B. Конисевич - моряк, воспитатель, писатель - первым из воспитанников A.C. Макаренко получил орден за спасение испанских детей в 1939 году. Талантливыми воспитателями молодого поколения были С.А. Калабалин, З.С. Клямер, Л.Н. Морозов, H.A. Швед, А.Г. Явлинский, И.И. Яценко; народным судьей работал В.Ф. Шапошников; юристами - К.К. Ширявский и И.А. Ветров; помощником военного прокурора, затем юрис-консультантом в Совете Министров Латвии - Ф.Г. Стирис. Воспитанники A.C. Макаренко пополнили ряды инженеров, летчиков, моряков, врачей, актеров, педагогов, квалифицированных рабочих. В годы Великой Отечественной войны они защищали свою страну, получали боевые ордена и медали.

Обращение к исследованию гражданского воспитания личности в творчестве A.C. Макаренко стало особенно актуальным для России в связи с изменением содержания общественных ценностей, влияющих на поведение человека, ростом детской беспризорности и подростковой преступности.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты педагогического творчества A.C. Макаренко исследовали отечественные и зарубежные ученые.

Важно отметить, что труды первых макаренковедов раскрыли общественности то ценное, что несла в себе педагогическая система A.C. Макаренко, широко популяризировали его творчество. В 1940-1950-е годы были защищены кандидатские диссертации по анализу педагогического опыта (И.Ф. Козлов) и педагогической системы A.C. Макаренко (H.A. Лялин), по его педагогической концепции и ее значению для Народной Польши (А.Л. Левин), по целенаправленному формированию личности (А.Ф. Кочкина, Т.А. Блю-мина, З.Г. Годкина), по проблемам физического воспитания и сознательной дисциплины, по формированию нравственных чувств человека (Н.П. Павлова, А.Г. Григорьева, Ю.В. Флоровский), по организации учебной работы в школе (М.Д. Виноградова), по организации детского коллектива (Н.М. Ка-териночкин, К.З. Асатурова). Исследовались философские основы педагогических взглядов A.C. Макаренко, его научное творчество в «Педагогической поэме»; проводились исследования о Макаренко-писателе, о художественном своеобразии его романов, о роли A.M. Горького в деятельности педагога и т.д. (П.М. Степанов, H.H. Малеев, H.A. Лялин, В.И. Петровский, Е.В. Окулова, H.A. Сундуков).

Широкой популярности наследия A.C. Макаренко способствовала публикация в 1946 году книги A.C. Макаренко «Избранные педагогические произведения; статьи, лекции, выступления» (составитель И.Ф. Козлов.), издание в 1948 году второго сборника теоретических и методических работ A.C. Макаренко «Педагогические сочинения» (составитель А.Г. Тер-Гевондян), а также первого Собрания сочинений в 7-ми томах (М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950-52 гг., переиздание с некоторыми дополнениями - 1957-58 гг.).

В середине 1950-х - начале 1960-х годов произошло столкновение следующих тенденций: с одной стороны, имело место некоторое ослабление интереса к изучению наследия A.C. Макаренко как относительно самостоятельного и целостного явления, а с другой стороны, обнаружились успехи использования его опыта в детских интернатах и в школах в части организации производительного труда и самоуправления учащихся.

В конце 1980-х годов в отечественной печати поднялась волна открытой критики наследия A.C. Макаренко. Были изданы полемические статьи, связанные с публикацией книги Ю.П. Азарова «Не подняться тебе, старик» (М.: Молодая гвардия, 1989). Отзвуком данной полемики стал материал, опубликованный в 2000 году И.П. Подласым в учебном пособии для студентов педагогических вузов, в котором приводились альтернативные взгляды исследователей на воспитательную систему A.C. Макаренко. Одним из пионеров критики данной системы был назван профессор Ю.П. Азаров, который, признавая талант A.C. Макаренко, отмечал, что «макаренковщина» исчерпала себя. Аналогичный лейтмотив можно обнаружить и в статье «Империя Сталина» К.А. Залесского, опубликованной в Биографическом энциклопедическом словаре (М.: Вече, 2000. - С. 291-292).

Тем не менее, на протяжении всей второй половины прошлого столетия и на рубеже веков научный интерес к теоретическому наследию A.C. Макаренко все больше возрастал. Различным аспектам творчества педагога были посвящены публикации следующих ученых: О.И. Богдановой, П.П. Богомолова, М.Д. Виноградовой, Г.Н. Волкова, Ю.В. Гербеева, М.Ф. Гетманца, В.Е. Гмурмана, A.B. Гордеевой, Л.Ю. Гордина, Р.Г. Гуровой, Н.С. Дежниковой, А.Н. Джуринского, A.A. Ермолина, Г.Е. Жураковского, М.Б. Зыкова, В.А. Караковского, С.Э. Карклиной, ЛИ. Катаевой, И.Ф. Козлова, М.И. Кондакова, В.М. Коротова, И.Ф. Кривоноса, В.В. Кумарина, JI.A. Левшина, Б.Т. Лихачева, В.А. Лоскутова, П.Г. Лысенко, Ю.Л. Львовой, H.A. Лялина, В.И. Максаковой, Э.И. Моносзона, В.И. Морозова, A.B. Мудрика, Ф.И. Науменко, И.А. Невского, Н.П. Нежинского, A.M. Новикова, Л.И. Новиковой, М.П. Павловой, В.И. Петровой, З.И. Равкина, С.М. Ривеса, P.M. Роговой, И.Ф. Свадковского, Н.С. Селивановой, В.П. Симонова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Ю.П. Сокольникова, М.П. Стуровой, H.A. Сундукова, А.Г. Тер-Гевондяна, Г.Н. Филонова, Ф.А. Фрадкина, A.A. Фролова, М.Ф. Шабае-вой, Б.Е. Ширвиндта, Н.Д. Ярмаченко и многих других.

Психологические аспекты педагогической системы A.C. Макаренко освещались в работах Т.А. Блюмина, З.Г. Готкина, В.Н. Колбановского,

A.B. Петровского, Ю.В. Флоревского, Д.И. Фельдштейна, Э.Ш. Натанзон,

B.Э. Чудновского и других ученых. Биографическими исследованиями A.C. Макаренко занимались Е.З. Балабанович, Б.О. Костелянец, А.Б. Ложечко, Ю.Б. Лукин, E.H. Медынский. Большую известность в 1960-70-е годы получили книги О.С. Кель и В.Н. Терского (коллега A.C. Макаренко) о внеклассной работе (клубной педагогике). Ценные воспоминания о деятельности A.C. Макаренко опубликовали Н.Э. Фере, С.А. Калабалин, Л.В. Конисевич и многие другие соратники и воспитанники педагога.

Наследие A.C. Макаренко явилось объектом внимания не только отечественных ученых, но и зарубежных исследователей. В зарубежном макарен-коведении педагогическому наследию A.C. Макаренко и его биографии посвящены работы JI. Адольф, О. Анвайера, М. Библюка, 3. Вайтца, Т. Глантца, В. Зюнкеля, Д. Данстона, И. Лезина, Э. Манншатца, Г. Нооля, Ф. Патаки, А. Петрикаша, JI. Пеха, И. Рюттенауэр, JI. Фрезе, Э. Хаймпель, Г. Хиллига и других ученых.

В конце XX столетия в исследованиях российских и украинских мака-ренковедов (Л.И. Гриценко, Т.Ф. Кораблевой, Л.В. Крамущенко, В.Ф. Моргуна, H.H. Оксы, A.B. Повшедного, Д.В. Сочнева, И.В. Филина и др.) рассматриваются такие актуальные проблемы педагогического творчества A.C. Макаренко, как: цели воспитания, самоуправление, дисциплина, философско-этические проблемы теории коллектива, семейное воспитание, психология личности, обучение и проч. A.B. Гордеева и В.И. Морозов доказывают реабилитационный характер педагогики A.C. Макаренко. Вопросами психологического влияния на личность воспитанников, а также анализом психолого-педагогических воззрений A.C. Макаренко занимаются М.Ф. Гетманец, Г.Е. Жураковский, В.Ф. Моргун, С.С. Невская, Г.В. Дьяконов, А.Л. Носаль, К.Ю. Юдина и др. Появляются работы, посвященные значению идей A.C. Макаренко для гражданского воспитания. Так, Т.И. Чеботова в статье «Пути и средства применения педагогических идей A.C. Макаренко о воспитании гражданина в практике современной школы» (1978) рекомендует педагогам обращаться к теории A.C. Макаренко для поиска решения проблемы воспитания человека-гражданина. В статье Л.К. Гребенкиной и Л.П. Михайловой «Пути и средства гражданственности в опыте A.C. Макаренко» (1988) отмечается, что A.C. Макаренко ставил и решал задачу формирования из каждого воспитанника гражданина, достойного своей эпохи. В 1988 году увидел свет сборник «Макаренко A.C. Воспитание гражданина» (М.: Просвещение), в который вошли фрагменты из теоретических работ A.C. Макаренко по данной теме. Во вступительной статье составители P.M. Бескина и М.Д. Виноградова подчеркнули, что все педагогическое наследие A.C. Макаренко связано с темой гражданского воспитания личности. В Российской педагогической энциклопедии (1993) указывается, что «в теории и практике A.C. Макаренко весь педагогический процесс подчинялся единой цели - воспитанию достойного гражданина»1.

Первые докторские диссертации, посвященные концептуальному осмыслению педагогического наследия A.C. Макаренко, были защищены также в конце прошлого столетия: A.A. Фроловым («Становление педагогической системы A.C. Макаренко в процессе развития теории коммунистического воспитания») в 1986 году, В.В. Кумариным («Методологические проблемы теории воспитания в трудах A.C. Макаренко») в 1988 году и Л.И. Гриценко («Личностно-социальная концепция воспитания A.C. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного мака-ренковедения)») в 1993 году. Но в диссертациях, как и в публикациях указанных выше авторов, проблема гражданского воспитания в контексте педагогического опыта A.C. Макаренко специально не рассматривалась, что и определило выбор темы нашего исследования: «Гражданское воспитание личности в творчестве A.C. Макаренко».

Объект исследования - педагогическое наследие A.C. Макаренко.

Предмет исследования - процесс воспитания гражданина в педагогическом наследии A.C. Макаренко.

Цель исследования - выявить в творческом наследии A.C. Макаренко смыслообразующие идеи и положения, составляющие основу его концепции гражданского воспитания личности, имеющие существенное значение для развития педагогической науки и совершенствования практики гражданского воспитания в современных условиях.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитание гражданина - это процесс последовательной социализации личности, расширения и углубления ее связей с потребностями, стремлениями и идеа

1 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1.С. 224. лами общества. Это процесс построения культуры всей жизни, то есть отношений, в котором правовое сознание играют первостепенную роль.

• Процесс воспитания гражданина в практике A.C. Макаренко был эффективен, потому что были созданы:

- организационно-экономические, социально-педагогические, психолого-правовые, нравственно-этические и эстетические условия, установки и традиции;

- целевые (общие и индивидуальные) программы воспитания гражданских качеств;

- детская Конституция, самоуправление и демократические принципы управления колонией;

- традиции, тон и стиль отношений в коллективе; законы перспективных линий и параллельного действия.

• Система гражданского воспитания личности A.C. Макаренко была ориентирована:

- на общественное (социальное) и детское движения, связанные между собой и сопровождаемые общими правами и обязанностями;

- на организацию единого трудового коллектива (ячейку общества) и этапы его развития;

- на воспитательные возможности коллектива, его способность выполнять функцию защиты личности, обеспечивать ее свободу, формировать гражданские качества - гражданственность.

Исследование потребовало решение следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть сущность гражданского воспитания в педагогическом творчестве A.C. Макаренко;

- выявить историческую преемственность взглядов A.C. Макаренко об обществе, личности и ее гражданском воспитании с отечественной и зарубежной философской, социологической, экономической, правовой, психолого-педагогической и нравственно-этической мыслью XIX - начала XX веков;

- показать механизм создания трудовой, правовой, нравственной и этической базы воспитания гражданина в колонии им. М. Горького на основе анализа организационно-хозяйственной и педагогической деятельности A.C. Макаренко;

- обосновать влияние идей Л.И. Петражицкого о правовых отношениях, о мотивах человеческих поступков на организацию опыта гражданского воспитания A.C. Макаренко в коммуне им. Ф. Дзержинского;

- раскрыть роль дисциплины и «дисциплинирована личности» как центральных составляющих концепции гражданского воспитания A.C. Макаренко;

- выявить преемственность традиций и опыта гражданского воспитания в наследии A.C. Макаренко по отношению к современным воспитательным системам;

- ввести в научный оборот не публиковавшиеся ранее источники, связанные с гражданским воспитанием в творчестве A.C. Макаренко.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов действительности; совокупность научных концепций социально-исторической обусловленности воспитательного процесса; закономерности творческой деятельности как фактора воспитания и социализации человека; фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области философии, социологии, права, политической экономии и истории социализма, психологии, педагогики, а также ключевые положения общей теории систем (П.К. Анохин, A.A. Богданов, Б.Ф. Ломов, И. Пригожин, В.П. Симонов).

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции отечественных педагогов: Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, П.Ф. Каптерева, В.М. Коротова, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, З.И. Рав-кина, В.А. Сластенина, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Филонова, С.Т. Шацкого; историков педагогики М.В. Богуславского, В.П.

Борисенкова, А.Н. Джуринского, С.Ф. Егорова, Г.Б. Корнетова, З.А. Мальковой, А.И. Пискунова, Ф.А. Фрадкина, М.Ф. Шабаевой, Т.Ф. Яркиной; психологов Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.И. Божович, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.П. Кащенко, В.А. Крутецко-го, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.М. Мясищева, A.B. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, A.A. Ухтомского, М.Г. Ярошевского.

В ходе исследования были изучены труды, идеи и концепции отечественных ученых и практиков в области гражданского, нравственного, патриотического и правового воспитания молодого поколения. В исторической ретроспективе изучены труды: А.И. Герцена, В.Г. Белинского, H.A. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, А.Н. Острогорского, П.Ф. Каптерева, С.А. Рачинского, Л.И. Петражицкого. Были изучены работы современных ученых в области гражданского воспитания: A.B. Беляева, Т.В. Болотиной, Н.М. Воскресенской, З.Т. Гасанова, A.C. Гая-зова, Г.Я. Гревцевой, Л.И. Гриценко, М.Б. Земш, В. Крысяк, В. Мущинского, А.Ф. Никитина, А.К. Нургалиевой, A.C. Прутченкова, Я.В. Соколова, Ю.А. Танюхина, E.H. Титовой, А. Тубельского, А.И. Шемшуриной, В.М. Шепеля, М.А. Шкробовой и др. Изучены работы, посвященные формированию гражданских ценностей: Б.Д. Парыгина, В.П. Тугаринова, В.Т. Лисовского, Ж.Т. Тощенко, H.A. Кириловой, З.И. Файнбург, A.B. Киряковой, A.B. Битуевой, О.М. Бакурадзе, И.С. Барского, Г.И. Райкова, А.Я. Разиной, Г.Я. Головных, И.С. Нарского, A.C. Семенова, В.А. Ядова, Л.П. Буевой, А.И. Донцова.

Историко-педагогическая направленность исследования, его цели и задачи, характер и объем источников определили использование таких методов, как: сравнительный анализ и обобщение документальных фактов, и на этой основе установление ведущих тенденций в теории и практике гражданского воспитания; герменевтический метод; научное обобщение; теоретический синтез; анализ современной педагогической практики; текстологический анализ трудов A.C. Макаренко, беседы и интервью с воспитанниками, соратниками педагога и макаренковедами, изучение трудов отечественных и зарубежных макаренковедов. В диссертации использованы принципы историзма, научной обусловленности, детерминизма, объективности истины, единства теоретических посылок и форм практики, единство логического и исторического, объективного и субъективного в изучении педагогической действительности.

Источниковедческую базу исследования составили материалы фондов следующих архивов:

Российского государственного архива литературы и искусства (РГА-ЛИ, ранее ЦГАЛИ СССР); рукописного фонда и спецфонда Государственной библиотеки; сектора редких книг библиотеки им. К. Д. Ушинского; Центрального государственного архива им. A.M. Горького при институте Мировой литературы АН РФ;

Научного архива Российской академии образования (НА РАО); Государственного архива Российской федерации (ГАРФ); архива музея A.C. Макаренко в Центре внешкольной работы им. A.C. Макаренко;

Полтавского областного государственного архива (ПОГА); Киевского Центрального государственного архива; архива лаборатории «Макаренко-реферат» Марбургского университета. При работе над архивами главное внимание обращалось на достоверные документы - авторские рукописи, поэтому основой для отбора, сравнительно-сопоставительного, ретроспективного анализа и обобщения фактов и материалов явились историко-генетический метод на основе системного подхода, метод теоретического моделирования, методы индуктивного и дедуктивного анализа педагогической системы A.C. Макаренко, а также хронологический метод.

Работа над диссертацией проводилась автором в Академии педагогических наук СССР, в Российской академии образования и охватила следующие этапы:

Первый этап (1980-1990 годы) - изучение наследия A.C. Макаренко, работа с архивным наследием педагога, подготовка к изданию Педагогических сочинений A.C. Макаренко в 8-ми томах (Педагогика, 1983-1986). Была защищена кандидатская диссертация «Теоретические основы стимулирования трудовой деятельности воспитанников в педагогической системе A.C. Макаренко». Проведена совместная работа с немецким издательством «Фольк унд Виссен» (Берлин, ГДР) по переизданию (на немецком языке) Педагогических сочинений A.C. Макаренко, а также с сотрудниками лаборатории «Макаренко-реферат» Марбургского университета (ФРГ) над Академическим изданием переписки A.C. Макаренко с М. Горьким (Марбург, 1990). Участие автора в Международном симпозиуме в Германии (1989).

Второй этап (1991-2001 годы) - углубленное изучение научных источников, осмысление педагогических идей A.C. Макаренко. Разработка, проверка и внедрение макаренковских технологий воспитания личности в процессе преподавательской деятельности в вузах, школах и внешкольных учреждениях г. Москвы. В результате работы осуществлены публикации по следующим проблемам: самосознание личности, педагогический коллектив, процесс стимулирования трудовой деятельности, психологическое время личности, проблема гражданского воспитания в наследии A.C. Макаренко. Работа автора совместно с немецким макаренковедом Г. Хиллигом над книгой (в 2-х тт.) переписки A.C. Макаренко с женой (М., Издательский центр «Витязь», 1994), над перепиской Галины Стахиевны и A.C. Макаренко с сыном (Марбург, 2001) и перепиской A.C. Макаренко с двумя читательницами (Марбург, 1995). Участие в Международных конференциях (Германия, Польша, Украина, Россия).

Третий этап (2002-2006 годы) - автором анализировались и обобщались материалы диссертационного исследования, проводился анализ обширного круга архивных и других источников, формулировалась концепция, разрабатывались и внедрялись научно-методические рекомендации. Осуществлялась работа по подготовке к изданию восстановленного текста «Педагогической поэмы» A.C. Макаренко (М.: ИТРК, 2003), книги «Воспитание гражданина в творчестве A.C. Макаренко» (М.: Академический Проект, 2006), а также статей в периодической печати. Участие в Международных конференциях (Украина, Россия).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем впервые в современной педагогической науке выявлена и охарактеризована система взглядов A.C. Макаренко на проблему гражданского воспитания личности. Раскрыта историческая преемственность в области гражданского воспитания взглядов A.C. Макаренко с зарубежной и отечественной философской, социально-экономической, психолого-правовой и нравственно-этической мыслью XIX - начала XX вв.; выявлено творческое развитие педагогом прогрессивных идей об обществе, личности и ее гражданском воспитании. Введена в научный оборот значительная часть ранее неизвестных источников наследия A.C. Макаренко, отражающих опыт организации гражданского воспитания.

С использованием малоизвестных документальных источников проанализирован и обобщен опыт работы A.C. Макаренко в колонии им. М. Горького, систематизированы и проанализированы важнейшие этапы развития воспитательного процесса и коллектива колонии. На этой основе выявлены основные идеи и теоретические положения A.C. Макаренко о гражданском воспитании личности.

Исследование способствует углубленному пониманию гражданского воспитания личности, а также расширению социально-экономического, нравственно-этического и психолого-правового фундамента современной педагогической науки. Результаты исследования раскрывают масштабность и значимость вклада A.C. Макаренко в развитие социальной педагогики. Определены перспективы развития идей педагога в области гражданского воспитания не только в учреждениях интернатного типа, но и в современной школе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что расширение научных представлений о гражданском воспитании личности в педагогическом наследии A.C. Макаренко позволяет существенно развивать современную социально-педагогическую практику воспитания гражданственности у подрастающего поколения, целостно и системно осуществлять их социализацию в новых экономических условиях.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы педагогами, психологами, социологами и другими специалистами в качестве источника для расширения фактологической базы междисциплинарных исследований в области гражданского воспитания личности, в лекционных курсах и семинарах преподавателей высшей школы, а также в практике общеобразовательных школ и учреждений интернатного типа.

Разработанный автором научно-методический комплекс публикаций по творчеству A.C. Макаренко (в части развития концепции гражданского воспитания), включающий в себя более тридцати наименований (монографий, брошюр, очерков, статей, докладов), широко используется в образовательной практике педагогических институтов и университетов, в системе повышения квалификации. Научные и методические разработки автора реализованы в социально-педагогической практике России и ряда зарубежных стран: ФРГ, Польши, Венгрии, Украины.

Достоверность и обоснованность выводов исследования подтверждаются фактами, документами и обширным архивным материалом из педагогической теории и практики воспитания A.C. Макаренко, их сопоставлением, анализом и обобщением, критическим анализом и синтезом широкого круга многообразных источников, четкостью исходных методологических позиций; применением комплекса методов исследования, адекватного его предмету, объекту, цели и задачам.

Апробация и внедрение полученных результатов исследования.

Личное участие автора в апробации результатов исследования осуществлялось в ходе организации конференций, семинаров, круглых столов, посвященных A.C. Макаренко, в Институте развития личности РАО, в ФГУ «Государственный НИИ семьи и воспитания», в Центре внешкольной работы им. A.C. Макаренко, экспериментальных школах РАО.

Более широко апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций в России, Германии, Польше, Украине, а также выступлений на Всероссийских и Международных симпозиумах и конференциях. В том числе: Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие A.C. Макаренко и современные проблемы воспитания молодежи» (Россия, Москва, 1988 год); Международном макаренковедческом симпозиуме «Современное состояние и перспективы макаренковедения» (Германия, Марбург, 1989 год); Российской научно-практической конференции «A.C. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике» (Россия, Нижний Новгород, 1992 год); Международной научно-практической конференции «Наследие A.C. Макаренко и современность» (Россия, Москва, 1993 год); Третьем Европейском Конгрессе (ИФКО) (Германия, Люнебург, 1993 год); Европейской Конференции Международной организации воспитания приемных детей (МОП - Международной Организации Попечительства) «Приемные дети в меняющемся мире» (Германия, Берлин, 1994 год) и др.

Внедрение результатов исследования осуществлялось автором в процессе лекционных курсов и семинаров по педагогике и психологии, по правоведению, культурологии в Московском университете потребительской кооперации (МУПК, в 1999-2002 годах), в Московском экономико-финансовом институте (МЭФИ, с 2003 года), а также в процессе экспериментальной работы в московских общеобразовательных школах (№№ 403, 703 и др.), в Центре внешкольной работы им. A.C. Макаренко и в деятельности автора как члена Правления Международной макаренковской ассоциации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитание гражданина в педагогическом наследии A.C. Макаренко - это процесс последовательной социализации личности, связанный с расширением и углублением ее связей с потребностями, стремлениями и идеалами общества. Научная организация воспитательного процесса в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Дзержинского обеспечивала планомерное и целенаправленное формирование личности гражданина.

2. Социальная направленность гражданского воспитания в опыте A.C. Макаренко определяется использованием потенциала организованного трудового воспитательного коллектива как связующего звена между личностью и обществом. В коллективе личность усваивает моральные, нравственные, правовые принципы общежития, тренирует себя во взаимной ответственности, в самоуправлении, самоопределении, справедливости, воспитывает в себе внутреннюю осознанную позицию достойного поведения гражданина и патриота своего Отечества.

3. Системообразующим элементом концепции гражданского воспитания A.C. Макаренко является основная цель - воспитание гражданина определенных качеств (ожидаемый результат). Данная цель представлена в виде развернутой программы качеств личности, которая направляла процесс воспитания, определяла воспитательную методику. Основная воспитательная цель тщательно конкретизировалась, делилась на близкие реальные (программа-минимум) и конечные цели (перспективные). На первоначальном этапе создания коллектива программа-минимум включала воспитание таких качеств, как дисциплинированность, работоспособность, честность, ответственность, политическая сознательность. С развитием коллектива воспитательная программа усложнялась. Проектируемые качества личности гражданина делились на стандартные (общие) и индивидуальные (частные).

4. Программирование целей воспитания позволило A.C. Макаренко направить содержание воспитательного процесса в нужном направлении, разработать «диалектическую систему средств» для осуществления намеченных целей, создать методику управления формированием и развитием детей в коллективе. Программа обеспечивала единство и планомерность всего педагогического процесса, его систематический контроль, сохраняла индивидуальные особенности каждого ребенка.

5. Идея солидарности, единства свободы и ответственности, прав и обязанностей личности обеспечивала нормальное функционирование макарен-ковского коллектива. Опыт солидарного поведения составлял объект воспитания гражданина. Долг перед страной, перед обществом, перед человечеством вытекает из глубокого, сознательного, кровного ощущения солидарности трудящихся и убежденности в том, что эта солидарность является благом для всех людей, в том числе и для индивида (долг - категория необходимая, нравственно обязательная).

6. Основными элементами гражданственности в макаренковской концепции являются: нравственная и правовая культура, выраженная в чувстве собственного достоинства и дисциплинированности, внутренней свободе личности, в уважении и доверии к другим гражданам, в чувстве долга, ответственности, чести. Проблема дисциплины в концепции A.C. Макаренко не является специальным методом и условием благополучной работы, она есть результат всей педагогической деятельности, и опирается исключительно на систему полномочий. Дисциплина превращалась в принцип, основное правило исполнения долга; понятие дисциплины возводится в ранг этики. Этически дисциплинированная личность (морально зрелая) - важнейшее гражданское качество.

7. В колонии им. М. Горького был выработан комплекс отношений, исключающий противоречие между свободой и дисциплиной, личностью и организацией (коллективом), демократией и авторитетом. Эффективность воспитательного процесса обеспечивали: традиции, Конституция детского учреждения, самоуправление с системой полномочий и формой дисциплины, не допускающей произвола одного лица, общий стиль и мажорный тон отношений в коллективе, проявление уважения и требовательности, формы внешней вежливости, способность ориентировки, способы торможения, ответственность, четкость в работе, единоначальная ответственность руководителя, идея защищенности ребенка, эстетика поведения, эстетика костюма, эстетика окружающей обстановки, элементы игры, система перспективных линий - завтрашней радости.

8. Для A.C. Макаренко школьное дело, воспитание граждан было органически связано со справедливым общественным строем. Гуманный подход педагога к воспитанию будущих граждан, к личности, индивидуальности выражается в том, что он не признавал непосредственного перехода от целого коллектива к личности. Есть только переход через первичный коллектив, организованный специально в педагогических целях. Не педагог, а первичный коллектив работает с отдельным воспитанником - это и есть форма воздействия именно на личность, позволяющая каждому не чувствовать себя объектом воспитания. В этом заключается главный смысл сформулированного A.C. Макаренко закона параллельного педагогического действия.

9. Все действия педколлектива, весь процесс воспитания, вся педагогическая система колонии и коммуны были подчинены главной цели: ребенок должен чувствовать себя прежде всего гражданином, личностью, которую уважают, а потому и много требуют от него. В этом и заключается основополагающая идея теории и практики воспитания личности гражданина, концепции гражданского воспитания A.C. Макаренко.

Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Невская, Светлана Сергеевна

Выводы к третьей главе

Концепция гражданского воспитания A.C. Макаренко формировалась в процессе длительного педагогического опыта. Главная целевая установка концепции была направлена на формирование у подрастающего поколения реальных качеств, соответствующих определенному типу гражданина нового общества. Этой цели была подчинена методика организации воспитательного процесса. Основные положения данной концепции заключались в следующем: Системообразующим элементом концепции гражданского воспитания A.C. Макаренко является основная цель - воспитание гражданина определенных качеств (ожидаемый результат педагогического процесса). Данная цель была представлена в виде развернутой программы человеческой личности, которая направляла общее направление воспитания, определяла воспитательную методику.

• Основная цель тщательно конкретизировалась, делилась на близкие реальные (программа-минимум) и конечные цели (перспективные). Направление воспитания на первоначальном этапе создания колонии и трудового сообщества детей и взрослых руководствовалось следующей программой-минимумом: дисциплинированность, работоспособность, честность, политическая сознательность. С развитием коллектива воспитательная программа усложнялась. Проектируемые качества личности гражданина - типичного характера человека - делились на стандартные (общие) и индивидуальные (частные). К проектируемым общим (типовым, стандартным) качествам на этапе создания коллектива относились: самочувствие воспитанника в коллективе, характер его коллективных связей и реакций; дисциплинированность личности, ее «готовность к действию и торможению, способность такта и ориентировки, принципиальность и эмоциональное перспективное устремление», а также качества, которые синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека-гражданина. К этому комплексу относилась и система знаний, представлений, которые составляли образовательный запас выпускника. Проектируемые общие качества воспитываются не только в учреждениях интернатного типа, но и в школе. Проектируемые индивидуальные (частные) качества личности (индивидуальные цели воспитания) заключаются в определении и развитии личных способностей, интеллекта, индивидуальных черт характера. Данным целям (точнее «проектировке личности» или программированием гражданских качеств личности) подчиняются все действия педагогов-воспитателей. В поле их внимания находиться все явления, возникающие в коллективе. По мере развития трудового коллектива программирование необходимых гражданских качеств и методов их воспитания постоянно усовершенствуются. На высшем этапе развития коллектив становился мощным инструментом воспитания будущих граждан, принимает активное участие в формирования нового общества. В основе концепции гражданского воспитания личности лежит практически реализуемая нравственная система, истоки которой берут начало в философских, социологических, этических, правовых, психологических, педагогических разработках и общественных этических традициях. Четко разграничивая направления человеческого поступка по критериям нравственного и безнравственного, правильного и неправильного, A.C. Макаренко пришел к выводу, что воспитание гражданина должно отличается не только номинацией нравственных норм, но и характером самой нравственной сущности воспитательного процесса. Его концепция гражданского воспитания включала новые нормы поведения, нравственности, новую терминологию, имела свои линии развития, была связана с идеей гражданских свобод, прав и обязанностей личности, отличалась характером самой нравственной сущности воспитательного процесса. Этика гражданина нового общества, «нового человечества», согласно концепции A.C. Макаренко, включала в себя общепризнанные гуманистические ценности и была сконцентрирована на нормах взаимоотношений личности и общества. На моральный опыт, на жизнь, на сознание гражданина влияет вековая традиция поведения. Считая мораль и нравственность близкими понятиями, категориями частично перекрещивающимися, он к старым моральным ценностям и идеалам (христианская мораль) относил такие категории, как «спасение», «добро», «освобождение от зла» и т.д. В морали решающее значение имеет уровень элементарных (нравственных) требований, императивов, заповедей. Мораль и право, по A.C. Макаренко, являются двумя особыми, духовными, ценностно-регулятивными социальными областями, занимающими самостоятельные ниши в жизни общества. Основной принцип морали: личное поглощается коллективным только в той мере, в какой это выгодно для коллектива, а значит и для самой личности. Правовое воспитание основывается на долге и ответственности личности, на принуждении со стороны коллектива, если воспитанник еще к этому не готов. Гражданское воспитание крепко связано с правовым воспитанием. В макаренковской концепции гражданского воспитания конкретизируется идея гражданских свобод, прав и обязанностей личности. Сущность правовой реальности состоит в том психическом переживании (эмоции), которое эта правовая реальность содержит в себе. Сфера формирования правовой нормы лежит в индивидуальной психике. Между индивидуальной и коллективной психикой находится промежуточный уровень, вмещающий в себя и психологию малых групп. В промежуточном уровне индивидуально-психические процессы не только растворяются, но и происходит символизация правовых эмоций, неизбежных в межличностных отношениях. Чтобы добиться формализации индивидуально-личностных переживаний и символизации правовых эмоций (переживаний), позволяющих уменьшить силу индивидуальных переживаний, A.C. Макаренко использовал «комплекс психо-правных переживаний» первичного коллектива (отряда). Символизация позволяла эмоции-переживанию, с одной стороны, включиться в сознание (приобрести значение), с другой, именно сознание символов обусловлено общением с другими индивидами (правовой импульс /эмоция/ выходит из бессознательного и овеществляется). Символизация тяжким бременем могла лечь на плечи воспитанника, поэтому A.C. Макаренко не допускал запретов. Так появился закон добровольного пребывания воспитанников в колонии. Однако добровольность предполагала большую ответственность перед коллективом. Психологически выдержав эти обязательства (символ тяжести обязательства и доказательства) и не покинув колонию в первые три месяца, воспитанник оставался в колонии до конца срока. A.C. Макаренко признавал свободные (нравственные) обязанности (императивы) и правовые (юридические) обязанности (императивы-атрибуты правовые). Если императивные нормы, по Петражицкому, автоматически налагают бремя на одно лицо, ничем не наделяя других, и имеют односторонний характер, то атрибутивные нормы носят двусторонний характер. Эмоции являются истинными мотивами человеческого поведения и имеют двусторонний характер: переживаемый (пассивный) и побуждающий (активный). Эмоции влияют на мотивацию личности. Эта идея была положена в основу техники возбуждения новой мотивации у подростков. Понимание двустороннего характера эмоций явилось связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим колонистов. Для возбуждения новой мотивации использовалась эмоция завтрашней радости - мощный побудительный мотив, глубоко проникающий в эмоциональную сферу личности. Воспитание правосознания (правового чувства) и связанных с ним эмоций («правовой эмоции», «этической эмоции») у A.C. Макаренко сочетаются с идей (осознанием) долга и с идеей общественной солидарности, сознательным поведением (то есть следующее правам). Содержательная сторона макаренковской методики организации воспитательного процесса была подчинена воспитательной цели и включала связанные между собой семнадцать разделов. Инструктивно-методический характер данной методики свидетельствует о стремлении A.C. Макаренко конкретизировать методические принципы с целью применения их на практике. Методика отличается диалектичностью, многообразием воспитательных средств, их подвижностью и гибкостью, широкой теоретико-методической направленностью. В ней также изложена конкретная программа изучения педагогами личности каждого воспитанника. Проблема дисциплины и свободы личности в макаренковской концепции гражданского воспитания занимает важное место. В данной концепции дисциплина выходит за рамки дисциплинирования личности и становится явлением нравственным. В начале своей деятельности в колонии им. М. Горького A.C. Макаренко решал вполне реальную прозаическую цель - дисциплинировать бывшего беспризорника, «сломить» прежнюю мотивацион-ную структуру его личности (мотивацию «присвоения», «преобладания» и «обособления»), привить новые социальные привычки. Педагог отметил двойственное отношение к дисциплине. Во-первых, дисциплина - это один из девизов общества: «дисциплинированный человек представляется всем манной небесной». Во-вторых, дисциплинированная личность, по мнению многих, - это результат «какого-то вдохновения, коллективного пафоса и доброй воли». (По Канту, именно дисциплина (выдержка) выводит человека из животного состояния, то есть является средством, уничтожающим в человеке дикость, она подчиняет человека законам человечности и заставляет его чувствовать власть законов.) Проблему дисциплины и дисциплинирования личности A.C. Макаренко рассматривал в контексте всего воспитательного процесса. Дисциплина не является специальным методом и условием благополучной работы, она есть результат всей педагогической работы. Идея «самодисциплины» не приносит результата, так как действует по принципу: должно быть приказание и исполнение. Здоровая дисциплина воспитательного учреждения должна опираться исключительно на систему полномочий. Свобода индивида проявляется не самостоятельно, а в связи с двумя другими категориями: разумным порядком и по-новому понимаемой дисциплиной. Формула свободы разрешается тогда, когда речь идет о воспитании или о более широких общественно-педагогических вопросах, о морали общества или же о поведении в новом обществе. Дисциплина у A.C. Макаренко, с одной стороны, лишенная формальных качеств, внушающих приспособление и конформизм, превращалась в принцип, основное правило исполнения долга (то есть имело более богатое и широкое содержание, чем воздержание от чего-то). С другой стороны, A.C. Макаренко, расширив понятие дисциплины, возвел ее в ранг этики. Проявления и воспитание дисциплины у A.C. Макаренко охватывает все, что называется общественной природой человека, поэтому свободный человек - это дисциплинированный человек. A.C. Макаренко осуждал формальное толкование дисциплины как «железной» и «сознательной», основанной на технической норме, приказе, догме. Этически дисциплинированный человек (морально зрелая личность) в любых жизненных ситуациях всегда сумеет найти способ правильного действия. Для высоконравственного поступка гражданину не нужны стимулы, его действиями, поступками без свидетелей управляют сознание долга и чести; совершенный моральный поступок и есть для него награда. Дисциплина есть результат всего воспитательного процесса, это политическое явление, нравственная категория, определяющая самочувствие гражданина; дисциплинированность личности - важнейшее гражданское качество. A.C. Макаренко создал такую педагогическую систему, которая позволяла за ограниченное время пребывания воспитанника в колонии получить сознательных, ответственных, дисциплинированных, с развитым чувством долга граждан. Педагогика A.C. Макаренко - это коллективная организация жизни и деятельности воспитанника, что, как показал опыт, является лучшим методом воспитания личности, гражданина, индивидуальности каждого ребенка. В современных условиях наследие A.C. Макаренко приобретает особую актуальность, так как в нем реализуется опережающая функция воспитания гражданина, задача усиления его общественно-политической значимости. Современная практика показала, что нет и быть не может чистых образовательных аспектов в педагогике, нельзя изолировать обучение от воспитания гражданина. Мировая педагогическая общественность признает, что современная школа должна отвечать всем требованиям непрерывного воспитания человека, потребностям модернизации педагогических процессов самовоспитания, самообразования. Педагогическое творчество A.C. Макаренко обогащает современную школу и другие воспитательные учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу и основные положения, выносимые на защиту. Анализ педагогического творчества A.C. Макаренко показал, что педагог построил в колонии и коммуне микроструктуру гражданского общества, которую составляют и держат на своих плечах полные собственного достоинства, ответственные за общество и государство люди, обладающие для этого реальными возможностями и умеющими их использовать, действуя правовыми средствами. При этом A.C. Макаренко исходил из того, что настоящее гражданское общество и его государство являются правовыми, а основанием позитивного (действующего) права является естественное право. A.C. Макаренко деятельностно-творчески продолжал традицию великих педагогов прошлого.

В исследовании мы не допускаем приравнивания понятия «подданный» (слуга, принадлежность Верховной власти, государства) к понятию «гражданин». Гражданин - это самостоятельный деятель, заботливый и умный хозяин своей страны, сознательно и по велению души исполняющий ее законы, оберегающий правопорядок и защищающий свое Отечество от опасностей. Так воспринимал данное понятие A.C. Макаренко. Не случайно зарубежные и российские ученые отмечают, что педагог создал комплекс отношений, исключающий противоречие между свободой и дисциплиной, личностью и организацией (коллективом), демократией и авторитетом (И. Ильич, Р. Эд-варс).

A.C. Макаренко принадлежит к тем великим творцам, которые, впитав, критически-конструктивно переработав все достижения культуры своего времени, достойно представляя это время, создали для следующих поколений прообраз их гражданственности. Гуманизм и технологичность воспитательной системы, которую разработал и осуществил в своем опыте A.C. Макаренко, свидетельствует, что «имел место прецедент, когда отдельный социальный институт (в данном случае - воспитание) оказал и окажет воздействие на социум в целом, на изменение в социуме соотношения между существованием и развитием». Сегодня «нравственная апатия, перелив национальной и гражданской энергии в русло политики затрудняет развертывание макаренковского движения как социально-педагогического, направленного на реанимацию национальных и государственных ценностей» (В.М. Гайнулина).

Опыт проведенного исследования, а также других исследователей в этом направлении показывает, что A.C. Макаренко построил сообщество, микросоциум, единый воспитательный коллектив, являющийся средой обитания и единственно возможным средством ее организации. Но организации не любой и не примитивной, а обладающей силами для крепкого благополучного существования и для непрерывного материально-духовного роста как всей структуры, так и каждого ее субъекта, гражданина-личности. Такое строение сообщества содержит в себе очень трудное, но прекрасное единство сегодняшней и завтрашней жизни, стратегию ее развития, возвышения, а также тактику согласования с данным бытием, его условиями. Это построение сообщества граждан, знающих, чего они хотят, умеющих культурно жить и стремиться к культуре. В заброшенной и нищей колонии для несовершеннолетних преступников в пору еще не погасшей гражданской войны, разрухи и бандитизма A.C. Макаренко знает, что нужно делать для выживания, как бороться за существование колонии. Но он живет сверхзадачей, поиском пути вверх и так высоко, как никогда еще не поднималось воспитательное учреждение, даже самое богатое, отборное и защищенное. A.C. Макаренко ищет в фонде общечеловеческого опыта ответы, хотя бы какие-то подсказки к решению сверхзадачи, и. не находит. Все же мучительные раздумья в тяжелейшие 1920-21 годы приносят результат. A.C. Макаренко делает открытие: находит у правоведа Л.И. Петражицкого идеи, разработки, которые он превращает в компонент желанной педагогической системы.

Воспитание гражданина в его поистине святом значении - дело необыкновенно сложное. Воспитание гражданина - это процесс последовательной социализации личности, расширения и углубления ее связей с потребностями, устремлениями и идеалами общества. Это процесс культуры всей жизни, т.е. отношений, в которых правовые чувства и правое сознание играют первостепенную роль.

Отношения между детьми, их отношения с педагогами, персоналом; отношение к каждому члену сообщества; отношения солидарности и взаимовнимания; отношения, приносящие радость и удовлетворение от бытия, ощущение ценности личности, ее защищенности; права и обязанности с микроскопической точностью сбалансированные; организационное строение сообщества (органы управления, их взаимоотношения), которое по мере расширения и обогащения видов, форм жизнедеятельности непременно усложняется; отношения закрытого воспитательного учреждения с окружающим миром - все эти и другие отношения не могут бесперебойно окультуривающе работать лишь благодаря морали или (и) строжайшим мерам по соблюдению введенного сверху режима, как и изобретенным педагогическим приемом. Тут необходимо право в понимании Л.И. Петражицкого. Отношения в педагогической системе A.C. Макаренко должны стать правовыми и в определенной стадии развития коллектива переживаемыми, даже выстраданными каждым и всем сообществом.

Так A.C. Макаренко создает самое прочное и животворящее правовое сообщество, не формальную, лицемерную, зачастую бессильную, а глубинную в своей человеческой сущности демократию. A.C. Макаренко, впервые после формирования и распространения учения об естественном праве (XVI -XVIII вв.), нашел эффективное применение науки о праве к решению самых высоких педагогических задач, превратил в правовую политику воспитательного учреждения.

Наиболее ценное, что использовал A.C. Макаренко в своей практике из области психологии права Л.И. Петражицкого, заключается в следующем: Педагог реализовал в детском коллективе знаменитый римский тезис («Я полноправный римский гражданин») в новой редакции: «Я полноправный член коллектива». Этот тезис указывает на особый тип характера и обычай поведения человека-гражданина. Л.И. Петражицкий подсказал ему идею о том, как пагубно для воспитания характера отсутствие у подрастающего поколения сознания своих прав. Воспитателям и родителям необходимо развивать в детях не только нравственность, но и сильную и живую правовую психологию. При этом важно развивать две стороны права: 1) внушение права других, их святости и уважения к ним, 2) внушение ребенку собственных прав и уважения к ним. Только такая постановка вопроса дает положительный воспитательный результат. А именно: а) развитие сознания (и уважения) чужих прав становится твердой опорой для отдающего должное отношение к ближним, уважения к личности других; б) развитие сознания собственных прав развивает в воспитаннике личное достоинство и связанные с этим такие черты характера, как открытость, прямота и т.д. Без правого воспитания невозможно воспитать гражданина определенных нравственных качеств. Воспитание без права, по Петражицкому, не дает прочной этической почвы, способствует формированию «рабских (холопских) душ» и развитию деспотизма, самодурства, неуважения к другой личности. Только активное правосознание, сознание собственных прав развивает в воспитанниках твердость и уверенность, энергию и предприимчивость. Воспитанник не сможет приучить себя строить и уверенно выполнять житейские планы, если будет воспитываться в условиях произвола, даже благожелательного, если ему не выделяется известная сфера прав, если он не может надеяться на незыблемость этих прав. В экономической области у них не будет необходимой уверенности, смелости, предприимчивости, а будет апатия, действие на авось, ожидание подачек, милостей и помощи со стороны. Развитие типа гражданина как особого идеального характера, его экономическая деятельность, энергия и предприимчивость, согласно Петражицкому, в высшей степени зависит:

- от структуры официального права,

- от направления законодательной политики,

- от исполнения принципа законности,

- от правильного развития системы субъективных прав,

- от твердости, незыблемости прав и гарантий против произвола,

- от характера миллионов субъектов хозяйственной деятельности, от их энергии,

- от типов «хозяев», от их энергии, предприимчивости, умения смело и уверенно задумывать и исполнять хозяйственные планы, полагаться на себя, а не на «авось».

Итак, экономическое процветание (или обнищание) общества и государства зависит от перечисленных положений. Законность должна пропитывать все области социальной жизни, законность является условием воспитания гражданских черт характера. С формальной точки зрения право выступает в качестве принудительного, категорического предписания независимо от согласия индивида подчиниться праву; то есть право приказывает («повелевает») независимо от согласия подчиниться праву. Напротив, конвенциональное предписание действует только в силу согласия подчиненного, то есть состоит в добровольном согласии и подчинении. Гражданское право есть совокупность норм, регулирующих децентрализованную систему удовлетворения потребностей. Л.И. Петражицкий предложил создать особую науку и дал ей название - «гражданская политика» (ст1ро1Шк), Его второй вариант названия новой науки -философия права, где см1ро1Шка -ветвь экономической политики. Политика гражданского права как наука должна указывать, каким должно быть право для достижения идеала. Этим данная наука будет отличаться от догматики существующего права. Специальная задача гражданской политики:

- усовершенствование децентрализованной системы правовой организации народного хозяйства,

- достижение лучших результатов распределения и достижения высоты народного богатства, при этом народнохозяйственная точка зрения отвергает частнохозяйственную.

Таким образом, гражданская политика Л.И. Петражицкого возрождает естественное право, что было важно для A.C. Макаренко. Педагога интересовали вопросы естественного права. Он исследовал процессы, происходящие в обществе.

Несомненная заслуга A.C. Макаренко состоит в том, что, решая правовые вопросы, анализируя проблему отношений личности и общества, он выделил и обосновал идею долга и солидарности. Долг перед страной, перед обществом, перед человечеством вытекает из глубокого, сознательного, кровного ощущения солидарности трудящихся и убежденности в том, что эта солидарность является благом для всех людей, в том числе и для индивида. Опыт солидарного поведения составляет объект воспитания гражданина. Долг - это категория необходимая, нравственно обязательная, реальная, обладающая логичностью, вытекающей из материалистических человеческих интересов. Общественный долг является функцией общественного интереса. В работах русских педагогов, в частности Н.В. Шелгунова, мы находим мысль о том, что воспитание гражданина невозможно без закона человеческой солидарности, которое должно стать внутренним законом человека.

Создавая коллектив как ячейку социалистического общества, A.C. Макаренко исследовал вопросы коллективных связей, диктатуры меньшинства, права как психического фактора общественной жизни.

Он глубоко проникает в психологию малых и больших групп, интерес к праву как психическому фактору общественной жизни. По Петражицкому, психически право действует в двух направлениях: первое (мотивационное или импульсивное действие права) - возбуждает или подавляет мотивы к разнообразным действиям и воздержаниям, второе (педагогическое действие права) - укрепляет и развивает одни склонности и черты характера или ослабляет и искореняет другие. Таким образом, при помощи социальной политики права осуществляется включение индивидуальной психики в коллективную («коммуникация индивида с группой»). Само право выступает как продукт бессознательно-удачного социально-педагогического давления, направленного на социально необходимое поведение. В самом понятии правовой политики заключается коллизия случайности и необходимости, которая « усугубляется столкновением формализованной норы права и иррациональных элементов правовой психики» (И.А. Исаев). Идеал правовой политики, ограничивающий бессознательную стихию, оказывается иррациональным, так как он недосягаем. Идеал исполняет функцию побудительного мотива для коллективной психики, стимула.

С позиции психологии права A.C. Макаренко оценивал современную ему педагогическую литературу. Так, он критические относился к оценке В.Н. Шульгиным нашего самоуправления с самоуправлением западных передовых школ. Он подвергает критике точку зрения Шульгина о том, что на западе с самоуправлением плохо потому, что оно выросло из условий детской жизни, что конституция получена не в результате борьбы, а дана взрослыми сверху, и ребята это чувствуют. A.C. Макаренко сделал вывод, что у нас с самоуправлением дело поставлено мерзко и об этом знают все. У нас конституция никогда не вытекает из условий детской жизни. Для организации самоуправления не нужна борьба взрослого и детского коллективов. Нельзя доводить детей до такого состояния, чтобы они создавали самоуправление для защиты своих прав; здесь отсутствует логика, здравый смысл. В этой связи норвежская писательница и педагог Эллен Кей писала, что никакие частные поправки в школьном деле не способны исправить дела, пока школа органически связана с фальшивым общественным строем, где нет равенства и братства.

Для A.C. Макаренко школьное дело, воспитание граждан было органически связано со справедливым общественным строем. Свой гуманный подход к воспитанию будущих граждан, к личности, индивидуальности он выразил словами, что нет непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, есть только переход через посредство первичного коллектива, специально в педагогических целях организованного. Не педагог, а первичный коллектив работает с отдельным воспитанником - это и есть форма воздействия именно на личность, позволяя тем самым каждой отдельной личности не чувствовать себя объектом воспитания. В этих словах заключается главный смысл сформулированного A.C. Макаренко закона параллельного педагогического действия. Глубинные корни этого закона заключаются в том, что педагог учит ребенка знаниям, трудовым умениям; как старший, он руководит жизнью детей при их же помощи, при их участии. Для него ребенок не только воспитанник (явление педагогическое), а явление общественное и личное. Ребенок должен чувствовать себя не объектом воспитания, а полноправным гражданином, ответственным за себя и свой первичный отряд (свою семью). В этом и заключается основополагающая идея теории и практики гражданского воспитания личности A.C. Макаренко.

Проведенное исследование выявило насущные проблемы, которые требуют системных разработок и решений. Среди них вопросы взаимоотношений воспитательных и образовательных учреждений с государством, его органами всех уровней, вплоть до муниципальных, с частными предприятиями, фирмами, кооперативами, общественными организациями разных видов в современных российских условиях. Макаренковед Г. Хиллиг справедливо замечает, что в советском макаренковедении совершенно не разрабатывался вопрос о том, как осуществлялось руководство колонии им. М. Горького со стороны органов государственной власти.

В этой связи следует сказать, что в 1928 году A.C. Макаренко в письме в партийную газету «Коммунист» Харьковского окружкома КУП /б/ , выступил в защиту заведующего Лозовской колонией. Он высказал чрезвычайно важные мысли о состоянии социального воспитания в стране, о беззащитности заведующих, воспитателей перед безразличием к их делу общества. В частности он писал, что на заведующих колониями возложена задача социального воспитания, но не дано метода; нет еще точной формулировки педагогического действия ни в Европе, ни в Америке. Заведующие интернатных учреждений должны не только работать, но еще и творить, искать, и делать это в безобразных нищенских условиях. Часто в момент, когда нужно немедленно действовать, трудно найти точную линию с точки зрения этики и права, поэтому выбирается метод действия, который представляется более целесообразным, совпадает с необходимостью. При этом никто никогда не благодарил за самоотверженную работу. Обществу нужно обратить внимание на тяжелые условия и задачи работы.

Затронутая A.C. Макаренко проблема давняя и больная, ставящая учреждение воспитания в положение жалких, от всех зависящих, никому всерьез ненужных просителей и иждивенцев. Бумажно-правовые отношения между воспитательным учреждением и вышестоящими организациями складываются только для видимости, а в повседневности - это отношение сильного к слабому, фактически беззащитному. Это отношения совершенно неравноправные, поэтому не могут воспитатели осознавать свою значимость граждан гражданского общества. Хотя педагогическая система A.C. Макаренко существовала в другую эпоху, он переживал эту проблему постоянно и столь остро, что и тут его опыт бесценен сегодня. Во всяком случае, он как никто другой высветил эту проблему неравноправных отношений. В своих служебных записках, отчетах, докладах, обращениях педагог доказал, сколь пагубно на жизни, росте воспитательного учреждения сказывается нежелание вникнуть в эту до сих пор больную проблему и решать ее.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Невская, Светлана Сергеевна, 2006 год

1. Абрамова Н.Т. Целостность и управление. - М.: Наука, 1974. - 248 с.

2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

3. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е издание. -Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. 191 с.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

5. Азаров Ю. Не подняться тебе, старик: Роман-исследование. М., 1989. -302 с.

6. Александров Б.А. A.C. Макаренко о роли и авторитете воспитателя7. // Дошк. воспитание. 1952. - № 7. - С. 37-43.

7. Алексеев С.С. Философия права. М.: Издательство Норма, 1999. - 336 с.

8. Алексеевич Г.С. A.C. Макаренко и педагогическая наука // A.C. Макаренко. Кн. 4. Львов: Изд. Львовского гос. ун-та, 1959. - С. 32-37.

9. Алексеевич Г.С. A.C. Макаренко о воспитании сознательной дисциплины. // Детский дом. 1956. -№ 2. - С. 49-62.

10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.-230 с.

11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Издательство ЛГУ, 1968.-329 с.

13. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебн. для студентов высших учебн. заведений. М.: Аспект, Гресс, 2001. - 375 с.

14. Андронович Б.И., Белковский К.И., Колос И.Г. О «печальном начале» колонии имени A.M. Горького // A.C. Макаренко. Кн.11. Львов, 1985. -С. 98-107.

15. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителей. Новосибирск: АПИ «Момент истины», 1994. - 143 с.

16. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-224 с.

17. Анохин П.К. Эмоции//БМЭ. М., 1964, Т. 35.

18. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Материалы симпозиума по соотношению биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 301-318.

19. Антология мировой философии: В 4-х т. М.: Мысль, 1969. - Т. 1.- 576 с.

20. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. М.: Педагогика, 1990. - 603 с.

21. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. -М.: Идательский центр Академия, 2000. 384 с.

22. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. М., 1975.

23. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. М.: Издательство Новая Москва, 1927.-37 с.

24. Архангельский JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1976.- 156 с.

25. Асатурова К.З. Организация коллектива воспитанников детского дома в свете педагогических идей A.C. Макаренко: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1955.- 19 с.

26. Асатурова К.З. Детский коллектив в педагогической теории и в воспитательной практике A.C. Макаренко (Содержание, методы, организация). -М., 1950.- 193 с.

27. Асеев В.Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психологический журнал. 1981. -№ 6. - С. 28-37.

28. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 158 с.

29. Аскин Л.Ф. Проблемы времени: Ее философское истолкование. М.: Мысль, 1966.-200 с.

30. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология». -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 337 с.

31. A.C. Макаренко и Полтавщина // Тезисы докл. и сообщений обл. науч.-практ. конференции. Полтава. - 1986. -159 с.

32. A.C. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт Нижний Новгород, 1992. - 208 с.

33. A.C. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике // Материалы Российской научно-практической конференции 24-25 марта 1992 г. -Н. Новгород, 1992. -168 с.

34. A.C. Макаренко. Статьи. Воспоминания. Неопубликованные произведения // Ред. коллегия: Ф.И. Науменко и др. Львов: Издательство Львовского гос. университета, 1949. 200 с.

35. A.C. Макаренко: Кн. 7. Львов: Изд. Львовского гос. ун-та, 1969. - 169 с.

36. A.C. Макаренко: Кн. 8. Львов: Изд. Львовского гос. ун-та, 1971.-131 с.

37. A.C. Макаренко: Кн. 11/ Редкол. Л.Г. Баик (отв. ред.) и др. Львов: Издательское объединение «Вища школа» при Львовском гос. ун-те, 1985. -155 с.

38. A.C. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике // Материалы Российской научно-практической конференции 24-25 марта 1992 г. Н. Новгород, 1992. -168 с.

39. A.C. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт / Сост. A.A. Фролов. Нижний Новгород, 1992. - 208 с.

40. A.C. Макаренко: Сборник к 90-летию со дня рождения Í Редкол. Ф.И. Науменко (отв. ред.) и др. Львов: Издательство Львовского гос. университета, 1978. - 159 с.

41. A.C. Макаренко. Теория и практика коммунистического воспитания. Киев, 1985.-279.

42. Амонашвили Ш. А. Психологические основы методики сотрудничества: Кн. для учителя. Киев: Освита, 1992. - 110 с.

43. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1989. - 368 с.

44. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-251 с.

45. Багрова Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком. Л.: Наука, 1980. -96 с.

46. Балабанович Е.З. Макаренко. Человек и писатель. М.: Московский рабочий, 1963. -472 с.

47. Балясная Л.К. Проблемы повышения эффективности воспитательной деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис. .канд. пед наук.-М., 1972.-20 с.

48. Баркова Н.И. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания России во второй половине XIX начале XX в.: Автореф. дис. канд. пед наук. -М., 1996. - 19 с.5053,54,55.58.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.