Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Цацаниди, Панаёт Дмитриевич

  • Цацаниди, Панаёт Дмитриевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 233
Цацаниди, Панаёт Дмитриевич. Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Краснодар. 2004. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Цацаниди, Панаёт Дмитриевич

Введение.

ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРЕЧЕСКИХ ПРИХОДОВ НА КАВКАЗЕ.

§ 1. Греческие епархии на Кавказе: из истории устройства.

§ 2. Административное устройство Грузинского экзархата и Греческая

Церковь.

§ 3. Состояние греческого прихода в Армении.

§ 4. Роль духовенства в обустройстве греков Карсской области.

§ 5. Формирование греческих приходов в Черноморской губернии.

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА НА КАВКАЗЕ с конца XIX в. по 1920-е гг.

§ 1. Условия и порядок приезда в Россию лиц духовного звания, их материальное положение и быт.

§ 2. Владения Греческой Церкви на Кавказе.

§ 3. Греческая Церковь в условиях либеральных преобразований в России

1905 г., февраль 1917 г.).

§ 4. Начало гонений на служителей культа.

ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И БОГОСЛУЖЕНИЕ.

§ 1. Духовные училища: епархиальные, церковно-приходские, школы грамоты.

§ 2. Церковное пение и усилия греков, связанные с ведением литургии на родном языке.

§ 3. Строительство и материальное оснащение греческих храмов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв.»

Удивительно, но факт: овеянная легендами и мифами Древняя Эллада известна современному российскому читателю намного лучше, чем история современной Греции. Это во многом объясняется тем, что древнегреческой истории и культуре, как в дореволюционный, так и в советский период, было посвящено огромное количество исследований. До Октябрьского переворота 1917 г. связь с древнегреческой историей незримо поддерживалась и через изучение древнегреческого языка, преподавание которого в российских учебных заведениях было поставлено на очень высокий уровень.

Между тем отношения с греческим миром поддерживались в России неразрывно с момента принятия христианства на Руси. Этому способствовали широкие экономические и духовные связи Руси с Византией. После падения Константинополя в 1453 г. Россия объявляет себя правопреемницей великих византийских традиций и претендует на роль Третьего Рима. Тогда же значительная часть греческой интеллигенции и духовенства оседает в России и принимает деятельное участие в прогрессивных преобразованиях, происходившие здесь в ХУ1-ХУШ вв. Надежными союзниками России, ее связующим звеном с восточным миром становятся и греки, оставшиеся под тяжелым османским игом. В это время активизируются церковные связи, греческие богословы активно участвуют в исправлении русских богослужебных книг и церковной практики. Греческие монахи, проживавшие в пределах Османской империи, берут на себя роль агентов России, представляя ей ценные сведения о «бусурманах».

Особенно интенсивными становятся русско-греческие связи в конце XVIII в. После подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774 г.) с Турцией Россия получает выход к Черному морю и присоединяет к своей территории побережье от Измаила до Анапы. Роль греков в освоении этого региона и развитии судоходства трудно переоценить [1].

Большой интерес к судьбе греческого народа был проявлен в России в начале XIX в. Это объяснялось, с одной стороны, активизацией российской внешней политики на Балканах и на Востоке вообще, а с другой - интересом, проявленным Россией и российской общественностью к национально-освободительной борьбе греческого народа в 1821-1829 гг. В глазах прогрессивной русской общественности Греция вела неравную борьбу с тираном, олицетворением которого являлась Турция; боролась не за «химерические» свободы, а за свою честь и независимость. Победоносный исход Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и подписание Адрианопольского мирного договора 1830 г. становятся одним из решающих факторов в создании современного греческого государства.

Параллельно все эти годы, но особенно с конца XVIII в., после проникновения российской эскадры под руководством адмирала Орлова в Средиземноморье (1770 г.), проходила миграция греческого населения Османской империи в Россию. С каждым годом численность греческих общин на северном побережье Черного моря возрастала. Торговые связи становились причиной образования греческих колоний и в глубине материковой части России: Москве, Петербурге, Киеве, Астрахани и других городах.

Однако миграционные процессы с началом покорения Россией Кавказа в XIX в. по своей интенсивности многократно превосходили все предыдущие. Этому способствовал ряд исторических факторов. Главные из них - продолжающееся ухудшение положения христианского населения Османской империи, особенно после притеснений со стороны вынужденно переселившихся в Турцию горцев с Кавказа, и стремление России заселить вновь приобретенные районы Кавказа трудолюбивым и, что немаловажно, «политически благонадежным» христианским населением.

Переселенческие потоки греков на Кавказ в XIX в., как правило, совпадали с греко-турецкими войнами и достигли своего апогея в 1878 г., с присоединением к Российской империи обширных территорий в Закавказье. Но и в мирные периоды они не прекращались, проходя незримо и часто без санкционирования российских властей. Так, в начале XX в. численность греческого населения на Кавказе, по самым скромным официальным данным, превышала 150 тыс. чел. [2].

Власти Кавказа, занятые гражданским устройством и войной с горцами, до середины XIX в. не уделяли особого внимания переселившемуся греческому населению. С окончанием Кавказской войны в 1864 г. ситуация коренным образом меняется. Вместо стихийного процесса заселения Кавказа разрабатывается целенаправленный план, согласно которому прибывавшие из Турции греческие беженцы направлялись в заранее определенные районы. Этому способствовал и тот фактор, что запас казенных земель на Кавказе к тому времени значительно иссяк. С 1897 г. политика России на Кавказе в вопросах заселения свободных территорий стала отличаться ограничением переселения христиан из Турции и стремлением заселить этот регион чисто русским населением [3].

Первая мировая война, революция 1917 г. и поражение греков в войне с Турцией (1919-1922 гг.) стали причиной массового переселения греков Кавказа в Грецию [4]. Процесс этот был прерван во второй половине 1920-х гг., после установления советской власти на Кавказе и начала репрессий в отношении греческого населения. Справедливости ради, однако, отметим, что репрессии 1930-х гг., в отличие от репрессий 1940-х гг., не имели ярко выраженной национальной окраски и коснулись всех народов бывшего СССР.

Согласно статистике 1989 г., в Советском Союзе проживало около 350 тыс. греков [5]. Цифры, по мнению специалистов, явно занижены. Подсчет часто проводился по принципу родного языка, а многие из греков, к большому сожалению, им не владеют. Ситуацию во многом усугубили ассимиляционные процессы, начавшиеся еще в XIX в., закрытие во второй половине 1930-х гг. греческих национальных школ, театров, газет и выселение греческого населения в отдаленные районы Сибири и Средней Азии.

История греков дореволюционной России, и особенно СССР, несмотря на то что греки пережили все испытания и трудности, участвовали в созидательном труде вместе с другими народами, проживавшими в СССР, практически не изучена. В представлении среднестатистического россиянина, пожалуй, за исключением тех, кто проживает на Кавказе, греки ассоциируются только с Грецией. Между тем история греков России должна быть составной частью российской отечественной истории. К этому обязывает как историческая объективность, так и многовековые братские отношения между двумя народами.

Историография проблемы. В дореволюционной историографии, как и в советской, вопросам изучения истории греков России уделялось недостаточно внимания. В основном исследователей интересовала миграция греков в южные районы страны. Это во многом было связано с той активностью, которую греки проявляли в освоении обширных территорий, присоединенных к Российской империи с конца XVIII в.

Традиция эта была продолжена и в XIX в. - большая часть публикаций в российской прессе и печати, посвященных греческой тематике, по-прежнему была связана с переселением греков на Юг России. При этом авторы старались показать причины, побуждавшие греков к переселению из Турции в Россию, и те меры, которые привели к улучшению их положения в местах нового проживания.

Регулярные публикации, посвященные этим вопросам, появлялись в российской печати в период греческой национально-освободительной революции 1821 г. Статьи в «Вестнике Европы», «Сыне Отечества», «Соревнователе просвещения» вызывали у русской общественности симпатии к грекам и готовили благоприятную почву для их приема в России. Большую роль в этом деле сыграл также филэллинизм многих русских писателей и декабристов: A.C. Пушкина, В.Н. Глинки, В.К. Кюхельбекера, П.Г. Каховского,

И.Д. Якунина и др. По существу, все русское общество, без деления на левых и правых, на либералов и консерваторов, стало на сторону греческого народа.

К середине XIX в., после образования независимого греческого государства (1830 г.), позиция России в отношении Греции претерпела некоторые изменения. Это было следствием ослабления позиций России в Греции и усиления влияния на нее ее соперниц: Англии и Франции. Со второй половины XIX в. ставка российской внешней политики в решении балканских вопросов делается на Болгарию. Славянофильская политика, которую в Греции назвали панславистской, с точки зрения греков, особенно ярко выразилась в 1872 г. в вопросе отделения Болгарской Церкви от Константинопольской (схизма). Греческая печать подвергла жесткой критике российскую внешнюю политику в начале XX в. и в так называемом македонском вопросе, обвинив ее в открытой поддержке болгар [6].

Реакция российской печати и общественного мнения на эти выступления была достаточно сдержанной. Лишь изредка на страницах печатных изданий появлялись критические статьи в адрес греков. Греки продолжали оставаться составной частью важного для России «восточного вопроса». К этому обязывали и родственные связи между греческим королевским двором и представителями династии Романовых.

На фоне всего этого непростой была ситуация для греков Османской империи, надежды которых на улучшение своего положения в основном возлагались на Россию. Греческая печать в Турции, как и Вселенская Патриархия, вопросы «большой» политики старалась обходить стороной.

Публикации о греках России, время от времени появлявшиеся в российской печати, носили в основном этнографический характер. С момента переселения греков на Кавказ российские авторы с некоторым удивлением для себя стали обнаруживать значительную разницу между греками Архипелага и греками Понта. Последние в силу исторических особенностей сохранили понтийский диалект, значительно отличавшийся от новогреческого языка.

Совершенно непонятным для российских исследователей являлось и то, что часть греков Малой Азии, и особенно Понта, потеряв язык своих предков, стала туркофонами [7]. При всем сходстве имелись различия в обычаях и традициях греков, проживавших, с одной стороны, в материковой части Греции и на островах, а с другой - в глубине Малой Азии.

Среди авторов, занимавшихся изучением истории греков Кавказа на рубеже Х1Х-ХХ вв., отметим А. Хаханова [8], А.Д. Ерицова [9] и Э.В. Эриксо-на [10]. Их работы, как уже было сказано, имеют этнографический характер и связаны с описанием быта греков Восточной Грузии. Однако из-за отсутствия специальных исторических работ, посвященных интересующей нас тематике, из них можно почерпнуть немало интересных данных.

С освоением Россией Черноморского побережья Кавказа в российской печати появляется немало публикаций об этом регионе. Особенно пристальное внимание с 1860-х гг. этим вопросам уделяла издававшаяся в Тифлисе газета «Кавказ», публикации которой позволяют с большой хронологической точностью определить миграционные процессы на Кавказе [11].

В начале XX в., согласно «Указателю сочинений о Черноморском побережье Кавказа», было издано 2 267 книг, статей и «повременных изданий» [12]. Однако сведения в них о греческих переселенцах крайне скудны и содержат отрывочный характер. Более того, если до 1880-х гг. роль греков в освоении края освещалась положительно, то с этого периода политика не только в отношении греков, но и других выходцев из Малой Азии резко меняется. Греки часто изображаются в негативном свете, как люди, совершенно ничего не сделавшие для развития этого края и думающие лишь о личном обогащении. Тем не менее при всем пристрастии авторов к греческим переселенцам в этих публикациях можно найти немало интересующих нас сведений. Характерны в этом плане работы С. Васюкова [13], А. Верещагина, [14] П.П. На-дежина [15], С. Шарапова [16] и многих других.

Несмотря на относительное обилие статей и публикаций по истории греков России до революции 1917 г., приходится констатировать, что ни одной серьезной публикации, а тем более специального исследования, связанного с изучением внутренней жизни греческих общин Российской империи, нет.

Ситуация не изменилась и в советский период. Внимание советских исследователей привлекала не история греческого населения СССР, а история Древней Греции и современного греческого государства. Большое значение в работах, затрагивающих период со второй половины XVIII в. до начала XIX в., уделялось той роли, которую сыграла Россия в освобождении греческого народа от турецкого ига. Значительную лепту в освещение этой действительно интересной страницы истории греческого народа внесли известные ученые Г.Л. Арш [17], И.С. Достян [18], A.M. Станиславская [19].

Две специальные работы Г.Л. Арша [20] и A.M. Станиславской [21] были посвящены выдающимся личностям - И. Каподистрии и Ф. Ушакову. Первый из них был знаменитым российским дипломатом, статс-секретарем МИДа России с 1814 по 1822 г., а впоследствии первым президентом Греции. Второй - сыграл большую роль в укреплении российского присутствия в Средиземноморье и подготовил необходимые условия для обретения Грецией независимости в начале XIX в. Написанные на основе уникального архивного материала они знакомят читателя как с историей русского, так и греческого народа.

Работы этих и некоторых других авторов (О.Б. Шпаро [22], И.В. Иоввы [23], Б.Е. Сыроечковского [24]), базирующиеся на богатом архивном материале и мемуарах очевидцев, позволяют составить целостное представление об эпохе, предшествовавшей переселению греков в Россию, и проследить напряженную дипломатическую борьбу великих держав за установление контроля на Балканах и в Средиземноморье.

Указанной цели служат и работы ученых, занимавшихся изучением «восточного» вопроса, составной частью которого, как уже было сказано, являлась Греция. Исследования A.B. Фадеева [25], Е.И. Дружининой [26], И.Г. Гуткиной [27], П.А. Чихачева [28] и др. подробно освещают этот важный период европейской истории, связанный со становлением на политической арене России как великой державы, и в то же время дают возможность проследить, насколько судьбоносным для истории самого греческого народа был этот процесс.

Истории греческого народа в XX в. посвящены монографии О.В. Соколовской [29] и К.А. Шеменкова [30]. Но, к сожалению, история Греции рассматривается исключительно сквозь призму классовой борьбы. Несмотря на это авторы используют в своих исследованиях серьезный архивный материал и впервые в советской историографии анализируют историю Греции в ходе Первой и Второй мировых войн.

Историей греков, проживавших в СССР, ученые впервые заинтересовались в 1930-х гг. Этому способствовала политика советского государства во второй половине 1920-х — начале 1930-х гг., направленная на изучение истории и культурного наследия национальных меньшинств, в том числе и греков. Процесс этот был трагически прерван в 1937 г.

В указанный период впервые был проявлен интерес к истории греков Грузии. Работа профессора Кутаисского государственного педагогического института Т.С. Каухчишвили [31], опубликованная на русском и грузинском языках стала первым серьезным исследованием истории греков данного региона. Базируясь на неизвестном архивном материале, автор уделил большое внимание времени, условиям и обстоятельствам возникновения греческих поселений в Грузии.

В 1960-х гг. вышла в свет двухтомная работа по истории народов Кавказа. Раздел, посвященный грекам, был подготовлен П. Акритасом [32], непосредственным свидетелем и участником исторических преобразований в греческом обществе Кавказа с начала XX в. Не будучи профессиональным историком, он большую часть своей работы посвятил этнографическим и фольклорным вопросам. Тем не менее работа П. Акритаса была одной из немногих по этой тематике и активно использовалась исследователями истории греков Кавказа в 1970-1980-е гг.

В последующие десятилетия было подготовлено несколько диссертационных работ по интересующей нас тематике: J1. Пашаева [33] и A.M. Михайлов [34] занимались изучением быта и экономической жизни греков Восточной Грузии.

К числу последних работ по истории греков Армении принадлежет диссертация Э.К. Харацидиса [35]. В 1990 г. автор на основе богатого архивного и полевого материала впервые в истории греков этого района занялся изучением хозяйственного быта и материальной культуры греческого населения Восточной Армении. Работа, помимо ценных этнографических сведений, содержит и немало исторических данных.

История греков России, и особенно Кавказа, не могла не заинтересовать и греческих ученых. Правда, эта тема рассматривалась в тесной связи с историей греков Малой Азии и Понта, географически граничащими с указанным регионом. Работы П. Триандафилидиса [36], Т. Евангелидиса [37], Т. Панай-отидиса [38], М. Дендиа [39] и некоторых других были одними из первых в греческой историографии конца XIX - начала XX в.

Серьезную попытку изучения истории греков Кавказа предпринял в 1909 г. И. Калфоглу [40], один из представителей греческой диаспоры Кавказа. В монографии, опубликованной в Афинах, автор старается осветить историю присутствия греков на Кавказе с античных времен до начала XX в. Часто полемизируя с местными грузинскими авторами, он отмечает большой вклад греков в развитие региона. Для нас наибольшую ценность в исследовании И. Калфоглу представляют данные о церковной деятельности, а также по статистике греческого населения Кавказа в начале XX в. К большому сожалению, автор был лишен доступа к архивному материалу своей эпохи и очень часто ссылается на работы других исследователей.

Интерес представляет и работа архимандрита Панеретоса [41]. До «малоазиатской катастрофы» он проживал на территории Понта, посещал греческие поселения Кавказа и был свидетелем описываемых им событий. Работа известного священнослужителя также страдает отсутствием архивных данных, а подчас субъективной оценкой происходивших событий.

Одна из самых серьезных работ, в которой содержится немало сведений по интересующей нас тематике, вышла в свет в 1953 г. в Греции. Автор монографии по истории греков дореволюционной России Э. Павлидис [42] был руководителем греческой общины Одессы и хорошо знал проблемы, с которыми пришлось столкнуться греческому населению России, особенно в начале XX в. В работе использован богатый архивный материал греческих общин России, который ему удалось вывезти в Грецию.

В работе С. Маврогенус [43] заслуживают внимания в первую очередь стенографические отчеты заседаний национального совета греков Армении, наглядно показывающие трагическое положение греков в годы Гражданской войны на Кавказе.

Бесценным источником по истории греков не только Кавказа, но и Понта, их трагических попыток по спасению десятков тысяч соотечественников, гибнущих на побережье Черного моря в 1918-1922 гг., служат документы Национального Совета греков Понта, заседания которого проходили в г. Батуми в указанный период. Архив удалось в тяжелейших условиях вывезти в Грецию и на основании этих данных опубликовать сборник под названием «Вокруг не угасающего огня» («Гирю gtt|v а(3естг| фХоуа»). Издание было подготовлено пламенным патриотом и непосредственным участником исторических событий Ф. Феофилакту [44].

В последующие десятилетия серьезных исследований по истории греков России, и в частности Кавказа, в Греции издано не было. Этому мешало отсутствие доступа к архивам Советского Союза. По этой причине издававшиеся работы носили этнографический характер и основывались на воспоминаниях старожилов, переселившихся из России в Грецию. Такова работа X. Са-муилидиса [45].

С началом преобразований в СССР в конце 1980-х гг. пробудился интерес к истории греков России в Греции. У исследователей появилась возможность посещать архивы республик бывшего СССР, однако незнание русского языка, организации архивного дела и бюрократические проволочки стали для них серьезным препятствием в вопросах сбора исторических данных.

Из всех работ по истории эллинизма России, изданных в Греции в 19801990-е гг., внимания заслуживают прежде всего монографии профессора Са-лоникского университета К. Фотиадиса [46]. Автор неоднократно посещавший многие архивы России, умело сочетает собранный им материал с документальными данными из греческих архивов.

В середине 1990-х гг. появляется серьезный сборник работ по истории понтийского эллинизма - результат сотрудничества греческих, французских и российских ученых. Их внимание акцентируется на истории понтийских греков, проживающих в республиках бывшего СССР и Греции. Сборник, изданный во Франции и Греции, был признан одним из самых полных по этой тематике в последние десятилетия [47].

Подводя итог историографического анализа, можно отметить, что абсолютное большинство исследований касалось переселенческих процессов из Османской империи в Россию и из России (СССР) в Грецию. Во многих публикациях история греков России рассматривалась авторами косвенно, в контексте общей истории отдельных регионов. Отсутствие доступа к архивному материалу было серьезным препятствием для появления обобщающих монографий, освещающих отдельные стороны жизни греческого населения России.

В этой связи совершенно неудивительно отсутствие исследований, посвященных изучению церковной жизни греков Кавказа. Появление подобных работ было практически невозможным как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе. До 1917 г. политика Священного Синода и местных церковных властей на Кавказе была направлена на полную интеграцию греков в русскую церковную жизнь. Это отвечало и политическим задачам, стоящим перед гражданскими властями. По этой причине любые попытки обособить Греческую Церковь от Русской Православной Церкви были обречены на неудачу.

Антирелигиозная и откровенно антицерковная политика советского государства делала изучение подобного аспекта жизни греков СССР совершенно неактуальным. Более того, любой интерес, проявляемый к данному вопросу в местах компактного проживания греческого населения Кавказа, становился объектом внимания со стороны органов госбезопасности. Стремление греков к сохранению своей национальной церковной самобытности местным властям было известно хорошо.

Сегодня объективно сняты все препятствия для подобного исследования. Однако, как и раньше, имеются серьезные проблемы в сборе архивного материала, но не из-за отсутствия к ним доступа, а по причине распада бывшего СССР. Экономические и политические неурядицы в Закавказье, а подчас и полномасштабные военные действия (Абхазия) серьезно затрудняют поиск материалов по интересующей нас проблеме.

Цель и задачи исследования. В данной работе впервые в российской и греческой историографии сделана попытка рассмотреть историю греков России через призму церковных событий. Исходя из вышеуказанного ставятся цель и задачи исследования:

- показать, что греческое церковное присутствие на Кавказе начинается с момента распространения в этом регионе христианства, задолго до переселенческих процессов ХУШ-Х1Х вв.;

- рассмотреть исторические условия образования греческих приходов в Закавказье и их место в административном устройстве Грузинского экзархата;

- изучить порядок приезда в Россию греческих духовных лиц и их материальное положение в местах нового проживания;

- исследовать состояние духовного просвещения греческих священнослужителей, вопросы их подготовки в учебных заведениях Грузинского экзархата и организацию учебного процесса в церковно-приходских школах и школах грамоты.

- выявить состояние богослужения в греческих церквях Кавказа и подчеркнуть их усилия, связанные с ведением богослужения на родном языке;

- изучить вопросы строительства и материального оснащения греческих храмов Грузинского экзархата;

- определить степень влияния либеральных процессов в начале XX в. на Греческую Церковь;

- рассмотреть церковные преобразования на Кавказе после революции 1917 г. и их последствия для греческого населения и Церкви.

Подобное исследование в силу известного рвения греков в сохранении своей церковной самобытности, а через него и национального самосознания не только позволит по-новому взглянуть на известные страницы истории греков Кавказа, но и внесет определенный вклад в изучение российской отечественной истории.

Методологическая основа исследования. Методологически диссертация основана на идеях, выработанных российской и зарубежной исторической наукой. В работе с максимальной степенью реализуется принцип историзма, требующий изучения исследуемых явлений и процессов в их конкретно-исторической обусловленности и развитии.

Для более успешного решения поставленных задач, связанных с обработкой большого количества источников, автор использовал ряд обшенаучных методов (анализ и синтез, индукцию и дедукцию, описание и т.д.), а также специальные исторические методы (историко-генетический, историко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический), которые позволили более глубоко изучить и воссоздать исторические процессы, происходившие на территории Кавказа в исследуемый хронологический период.

Источниковая база исследования. Диссертация написана на основе широкого круга неопубликованных и опубликованных источников. Основную источниковую базу научной работы составили документальные данные из государственных исторических архивов России, Грузии и Армении. Во многих случаях использованный архивный материал не ограничивается чисто церковной тематикой и выходит за рамки интересующей нас проблемы.

Наибольшую значимость для работы представляют документы из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), отражающие правительственную политику в отношении греков Кавказа: Ф. 796 (Канцелярия Синода), Ф. 797 (Канцелярия обер-прокурора Синода и Департамента по делам Православной Церкви Министерства исповеданий), Ф. 383 (Первый департамент), Ф. 1579 (Фонды личного происхождения. Яцкевич В.И. Директор канцелярии обер-прокурора Синода (1890-1920 гг.), Ф. 1268 (Кавказский комитет). Полученные сведения вносят ясность практически во все стороны жизни греческих переселенцев, позволяют определить основные этапы образования греческих поселений на Кавказе и роль Греческой Церкви в жизни греческих общин.

При написании работы были использованы также материалы Центрального государственного архива Республики Армения (ЦТ АР А). Привлеченными оказались Ф. 105 (Стол Ереванского губернатора по епархиальным училищным делам), Ф. 113 (Канцелярия наместника на Кавказе), Ф. 257 (Дипломатическая миссия дашнакского правительства Армении в Грузии). В них содержится информация не только о греческих поселениях Армении, но и о греках, проживавших на территории Карсской области. Документы, относящиеся к Карсской области, после ее передачи в 1918 г. Турции оказались в двух республиканских архивах: Армении и Грузии.

Из значительного количества документов по заявленной теме, которые хранятся в фондах Центрального государственного исторического архива Грузии (ЦГИАГ), доступным оказался Ф. 281 (Инспекция Закавказской железной дороги).

Особый интерес представляют редкие документы Ф. 1 (Канцелярия Сухумской епархии) Центрального государственного архива Абхазии, уничтоженного в ходе абхазо-грузинского конфликта в 1992 г.

Документы Центрального государственного архива Аджарской автономной республики (ЦГАААР) позволили получить много конкретного материала, свидетельствующего не только о религиозной жизни греков конкретного региона, но и всего Грузинского экзархата. В этом плане несомненную ценность представляет финансовая отчетность греческих церквей, размеры жалований греческих священнослужителей и пожертвований прихожан. К работе были привлечены Ф. 54 (Николаевская Греческая Церковь Имеретино-Гурийской епархии) и Ф. 56 (Николаевская Греческая Церковь Гурийско-Мингрельской епархии).

Законодательные акты, касающиеся религиозной жизни греков Кавказа, изучались по материалам Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи. Для работы привлекались также справочные издания и словари.

Важным источником при изучении настоящей темы послужили церковные и светские периодические издания. Из церковных изданий в качестве основных источников информации использовались Духовный вестник Грузинского экзархата (ДВГЭ) и печатный орган Константинопольской Патриархии («ЕккАг|01а0Т11СГ| ААг|0с1а»). Первый из них отражал официальную позицию церковных и гражданских властей, второй нередко становился трибуной недовольства существовавшим положением греческой общины на Кавказе.

Ценный для представленного исследования материал содержится и в светских периодических изданиях. К ним, в частности, необходимо отнести статьи, опубликованные в газетах «Кавказ», «Гражданин», в ежегодных сборниках «Кавказская старина», «Этнографическое обозрение», «Кавказское медицинское обозрение», в «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края» и в греческом журнале «ЕАХГ|УШ|109>.

Разнообразный круг архивных и опубликованных источников позволяет представить целостную картину состояния Греческой Церкви на Кавказе и решить поставленные исследовательские задачи.

Объект и предмет исследования. Исходя из цели и задач исследования, его объектом автор избрал греческую диаспору на Кавказе. Предмет исследования - Греческая Церковь, ее роль в жизни греческих общин в пределах Грузинского экзархата и взаимоотношения с местными гражданскими и церковными властями в XIX - начале XX в.

Хронологические рамки работы — период конца XVIII в. - первая четверть XX в.

Нижняя временная граница определяется появлением первых компактных греческих поселений на территории Закавказья (Армении), связанным с попыткой грузинских царей создать горнорудную промышленность в этом регионе.

Верхняя временная граница относится к 1920-м гг. К этому периоду в Закавказье произошли значительные политические изменения. Революция 1917 г., националистические тенденции в регионе и Лозаннские мирные соглашения, подписанные после поражения Греции в войне с Турцией («малоазиатская катастрофа») и гарантировавшие переселение греков на историческую родину, в том числе и проживающим на Кавказе, привели к значительному сокращению греческой диаспоры в Закавказье.

Территориальные рамки исследования охватывают районы Кавказа, входившие в состав Грузинского экзархата. Его границы на протяжении XIX - начала XX в. менялись неоднократно. Внимание уделено только тем областям, где имелись компактные поселения греков. По административному делению, принятому до 1917 г., это районы Грузии, Армении, Карсской области и Черноморской губернии.

Научная новизна диссертации в значительной мере определяется недостаточной разработкой темы и заключается в том, что в ней представлен широкий круг проблем, не являющихся ранее предметом специального научного исследования.

В работе выдвигается ряд положений, которые выносятся на защиту:

- о присутствии Греческой Церкви на Кавказе не только в раннехристианский период, но и в последующие века, вплоть до начала XX в.;

- о роли Греческой Церкви в образовании греческих поселений на Кавказе;

- о взаимоотношениях Греческой Церкви с вышестоящими церковными инстанциями и гражданскими властями;

- о попытках Греческой Церкви сохранить свою обособленность и национальное самосознание своей паствы и политике местных властей, направленной на их интеграцию в общественную и религиозную жизнь Российской империи;

- о владениях Греческой Церкви на Кавказе;

- об образовании греческого клира в духовных заведениях Грузинского экзархата и их материальном положении;

- о позиции Греческой Церкви в период образования Грузинской Автокефальной Церкви;

Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов диссертации и полученных выводов при написании учебных курсов по истории христианства на Кавказе и при изучении опыта межнациональных отношений в XIX — начале XX в. в указанном регионе.

Структура диссертации. Поставленные автором цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Цацаниди, Панаёт Дмитриевич, 2004 год

1. Центральный государственный исторический архив Грузии (ЦГИАГ)Фонд 281 «Инспекция Закавкказской железной дороги» Оп. 1. Д. 27; Оп. 1. Д. 73.

2. Центральный государственный архив Абхазии (ЦГАА)Фонд 1 «Канцелярия Сухумской епархии» Оп. 127. Д. 5922.

3. Т. 3 1883. Спб.,1886. Ст. 1845.

4. Т. 9 1889. Спб., 1891. Ст. 6462.

5. Т. 6 1886. Спб., 1888. Ст. 3836.Периодическая печать

6. Духовный вестник Грузинского экзархата (ДВГЭ).1900. № 27; 1900. № 46; 1902. № 10; 1902. № 12; 1902. № 13; 1903. № 78; 1903. №11; 1903. № 19; 1904. № 20; 1902. № 23.2. Гражданин. 1874. №9.3. Кавказ.1864. №9.

7. Этнографическое обозрение. 1907.

8. Кавказское медицинское обозрение. 1898. №61.

9. Советская этнография. 1988. № 5.7. Каре.1890. № 28; 1890. № 29; 1891. № 9; 1891. № 12; 1892. № 1; 1892. № 8; 1892. № 24; 1893. № 33; 1910. № 4.

10. ЕккАт|ош<хпкг| аАх|веш (Церковная правда).1906. №8; 1907. №8; 1909. №50; 1910. №37, 45, 46, 48; 1920. № 46.

11. ЕААг|У10|ао<; (Эллинизм). 1905. 1910.10. £еуо(рауг|<; (Чужестранец)1907.ЛитератураНа русском языке

12. Аджинджал Е.К. Из истории христианства в Абхазии. Сухуми, 2000.

13. Анчабадзе З.В. Очерки этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976.

14. Акритас П.Г. Греки Кавказа // Народы Кавказа. М., 1962.

15. Арш Г.П. Греческая эмиграция в Россию в конце XVIII — начале XIX в. // Советская этнография. 1969. № 3.

16. Арш Г.Л. Греческий вопрос во внешней политике России (1814-1820) // Политические, общественные и культурные связи народов СССР и Греции Х1Х-ХХ вв. М., 1989.

17. Арш Г.Л. Этеристское движение в России. Освободительная борьба греческого народа в начале XIX в. и русско-греческие связи. М., 1970.

18. Бакрадзе Д. Кавказ в древнейших памятниках христианства // Записки общества любителей кавказской археологии. Тифлис, 1875. Кн. 1.

19. Басария С. Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношении. Сухуми, 1923.

20. Бородина К.А. Переселенцы в Закавказье // Русский вестник. СПб., 1891.

21. Внешняя политика России XIX и начала XX в. М., 1962. Т. 3.

22. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII нач. XX в. М., 1974.

23. Волкова Н.Г. У греков Грузии // Полевые исследования института этнографии. 1974. М., 1975.

24. Воейков А. Северная часть Черноморского побережья ее климат и колонизация. СПб., 1913.

25. Верещагин A.B. Колонизация Черноморского побережья Кавказа. СПб., 1878.

26. Верещагин A.B. Путевые заметки по Черноморскому округу. СПб., 1874.

27. Васюков С.И. Исторический вестник. СПб., 1904.

28. Воззвание общества восстановления православного христианства на Кавказе // Православное обозрение. 1860. Окт.

29. Вяземская Е.К., Данченко С.И. Русско-греческие отношения в трудах советских историков // Политические, общественные и культурные связи народов СССР и Греции в XIX начале XX в. М., 1989.

30. Гадло A.B. Византийские свидетельства о Зикской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья // Из истории Византии и византиноведения. JL, 1991.

31. Гулиа Д.И. История Абхазии. Этнография. Собр. соч.: В 6 т. Сухуми, 1986.

32. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992.

33. Гордлевский В. А. Избр. соч. Т. 3. М., 1962.

34. Гришко С.А. Греческие поселения на террритории курорта Геленджик // Вопросы истории понтийских греков в России. Пятигорск, 1994. Вып. 1.

35. Гуткина И.Г. Греческий вопрос на заключительном этапе восточного кризиса 20-х годов XIX в. // Проблемы истории международных отношений. Л., 1972.

36. Доклад о провозглашении грузинами автокефалии своей церкви. Московская синодальная типография, 1917.

37. Дмитриев К. Греки на Кубани // Вопросы истории понтийских греков в России. Пятигорск, 1994. Вып. 1.

38. Джаошвили В.Ш. Население Грузии. Тбилиси, 1968.

39. Доброхотов Ф.П. Черноморское побережье Кавказа. Пг, 1916.

40. Дурново H.H. Историческое исследование о патриарших и архиепископских (автокефальных) престолах Православной Восточной Церкви. М., 1910.

41. Дурново H.H. Исторический очерк автокефальных Церквей: Ивер-ской и Имеретинской, со списками 120 епархий и католикосов Мцхетского и Имеретино-Абхазских. М., 1910.

42. Еремеев Д.Е. Происхождение греков и туркмен Турции и основные этапы их истории. М.;Л., 1963.

43. Еремеев Д.Е. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.

44. Еремеев Д.Е. На стыке Европы и Азии. М., 1980.

45. Елисеев A.B. Мнение о русской помощи православному Востоку // Православное обозрение. 1885. № 8.

46. История народов Кавказа: В 2 т. М., 1988.

47. Иванова Ю.В. Греческие этнические группы в СССР // Расы и народы. М., 1988. Вып. 18.

48. Иванова Ю.В. Этническая культура: факторы ее стабилизации и развития // Этнографическое обозрение. 1994. № 1.

49. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

50. Известия с Востока // Церковная летопись. 1861. № 1.

51. Исарлов И.Л. «Письма о Грузии». Тифлис, 1899.

52. Иоселиани П. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843.

53. Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991.

54. Кессиди Ф.Х. Энциклопедия советских греков. М., 1994.

55. Киселев A.A. Греки Кубанской области в конце XIX в. // Понтийские греки. Краснодар, 1997.

56. Корелов И.А. Иноязычные греки (урумы) на территории Грузии // Известия АН ГССР. Сер. истории, археологии, этнографии и истории искусств. 1990. № 2.

57. Кондаков Н.П. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890.

58. Короленко П.П. Турецкие эмигранты в Кубанской области. Екатери-нодар, 1904.

59. Кавказский календарь за 1910 г. Тифлис, 1910.

60. Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901.

61. Кременецкий А., прот. Место кончины и погребения Иоанна Златоуста и Василиско-Златоусовский монастырь в Абхазии. Воронеж, 1908.

62. К вопросу о колонизации Черноморской губернии. СПб., 1897.

63. Кулаковский Ю. Где был построен императором Юстинианом храм для авзгов? //Археологические известия и заметки. 1897. № 2.

64. Личков Л.С. Очерки из прошлого и настоящего Черноморского побережья Кавказа. Киев, 1904.

65. Латышев В.В. К истории христианства на Кавказе // Сборник археологических статей, поднесенных графу А. Бобринскому. СПб., 1911.

66. Леонид (Кавелин), архим. Абхазия и ее христианские древности. М.,1887.

67. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1994. Кн. 1.

68. Международные отношения на Балканах, 1815-1830. М., 1983.

69. Мачавариани К.Д. Описательный путеводитель по городу Сухуми и Сухумскому округу. Сухуми, 1913.

70. Монастырь Ахтала // Кавказская старина. 1872.

71. Материалы по истории Абхазии. Сухуми, 1939. Сб. 1.

72. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.

73. Недосекин В.И. Черномория. Проблемы социально-экономической структуры. Краснодар, 1990.

74. Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 года. Краснодар, 1996.

75. Обзор деятельности общества восстановления православного христианства. Тифлис, 1910.

76. О горно-заводской производительности в Кавказском и Закавказском крае по 1863 г. // Горный журнал. 1874. № 4.

77. Попандопуло С.П. Моя малая родина. Ставрополь, 1990.

78. Попандопуло Е.С. Влияние Византии на распространение христианства на Северном Кавказе // Греки на Северном Кавказе: Тез. докл. науч.-практ.конф. Пятигорск, 1993.

79. Православная богословская энциклопедия. Пг, 1903. Т. 2, 4.

80. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Тифлис, 1887. Т. 4.

81. Павловский A.A. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. М., 1907.

82. Первая православная церковь в юго-восточной части Черноморского округа // Гражданин. 1874. № 9.

83. Покшишенский В В. География населения СССР. М., 1971.

84. Рудянов Г.С. К вопросу о переселении на Северный Кавказ во второй половине XIX в. // Вопросы истории понтийских греков в России. Пятигорск, 1994. Вып. 1.

85. Соколов И. Об автокефалии Грузинской церкви // Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. Ч. 3.

86. Судьбы Грузинской церкви (По вопросу о грузинской церковной автокефалии). М., 1907.

87. СмейлеЮ.В. Население Северного Кавказа. Ростов н/Д, 1988.

88. Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. М., 1958.

89. Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1885. Т. 8.

90. Справочная книга Черноморской губернии на 1899 г.

91. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Екатеринодар, 1897.

92. Скабаланович Н. Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии // ХЧ. 1878. № 10.

93. Соколовская О.В. Греция в годы первой мировой войны. М., 1990.

94. Справочник и путеводитель по Черноморской губернии. Новороссийск, 1904.

95. Список благочинных Грузинской епархии с указанием приходов, входящих в благочиннические округи. Тифлис, 1915.

96. Соловьев В. Россия и Вселенская церковь. М., 1911.

97. Уварова П.С. Кавказ, Абхазия, Аджария, Шавшетия, Посховский участок. М., 1891. 4.2.

98. Уварова П.С. Христианские памятники Кавказа //Материалы по археологии Кавказа. М., 1894. Вып. 4.

99. Услар П.К. Начало христианства в Закавказье и на Кавказе // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869. Вып. 2.

100. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881.

101. Устав Сухумской епархиальной церковно-археологической комиссии в г. Сухуми. М., 1892.

102. Хаханов А. Цалкинские греки и их современное положение // Этнографическое обозрение. 1907.

103. Черноморское побережье Кавказа. СПб., 1913.

104. Чекменев С.А. Заметки о расширении военно-казачьей колонизации на Северном Кавказе в конце XVIII первой половине XIX в.

105. Царевич Вахушти. География Грузии. Тифлис, 1905.

106. Феоктисова Е. Борьба Греции за независимость. СПб., 1902.

107. Эсадзе С. Очерки истории горного дела на Кавказе. Тифлис, 1903.На греческом языке

108. AyxÇiôr|ç В. novTiaKoç 8AAi|vic|ioç. Ако тг| yevoKxovia каг аха^тацо ахг| 7тереохро1ка. ©eaaa^ovncri, 1991. Агдзидис В. Понтийский эллинизм. От геноцида и сталинизма к перестройке. Салоники, 1991.

109. BaKaA,07roi)A,oç A. Icrcopia xod vœu g^àx|vig|iod. ©еоасйхмкт|, 1985. Вакалопулос А. История нового эллинизма. Салоники, 1985.

110. BaÀ,aPavr|ç Г. Euy%povoç yeviicr| юторш novxoi). 0eaaaAx>viKT|, 1988. Валаванис Г. Современная история Понта. Салоники, 1988.99. rpr|yopiaôr|ç Г. Oi îtovxioi tod KaDKaaoD. 0eaaaÀ,oviKr|, 1957. Григо-риадис Г. Понтийцы Кавказа. Салоники, 1957.

111. Oi EÀ,À,r|veç gtiç бгщократш; xr|ç 7tpcor|v ELLA. 0saoaAx>vucr|, 1995. Греки в республиках бывшего СССР: Сб. ст. Салоники, 1995.

112. Asvôia M. Oi eAAr|viKeç îtapioïKieç ava xov коацо. A0r|va, 1919. Ден-дия M. Греческие общины. Афины, 1919.

113. Ol 6iaG7topa tod rcovxiaKOD eÄAr|vio|ioD. 0eoGaA,oviicr|, 2000. Диаспора понтийского эллинизма: Сб. ст. Салоники, 2000.

114. Егжуу£Ал8г|<; Т. Ioxopia xr|<; 7iovxiKT|q TpaTcs^ouvxac;. 08ооаХхмкг|, 1994. Евангелидис Т. История понтийского Трапезунда. Салоники, 1994.

115. KatapoyA,od I. Ol EXXr|ve<; tod Koukoiood. A9r|va, 1908. Калфоглу И. Греки Кавказа. Афины, 1908.

116. KatapoyXou I. О сигоисос;. BaxoDp, 1919. Калфоглу И. Колонист. Батуми, 1919.106. navayi(öTi5r|<; Т. О eAArjviojjxx; тг|с; Pcooiaq. A9r|va, 1919. Панайоти-дис Т. Эллинизм России. Афины, 1919.

117. Тоткх)а6т|<; П. О Поуто<; ava xo\)q auovet;. Драца, 1927. Топалидис П. Понт на протяжении веков. Драма, 1927.

118. ПстАд,5г|<; Е. О eMx|vio|jx)<; xr|<; Pcooouxi;. A0r|va, 1953. Павлидис Э. Эллинизм России. Афины, 1953.109. £а|лхл)г|>л,5г|<; X. Ioxopia tod ttovtuxkod s^t.vig(j,od. 0eoGata>vucr|, 1984. Самуилидис X. История понтийского эллинизма. Салоники, 1984.

119. Tpiavxacpi))Ja5r|<; П. Ol TtpoGipuyeq. Aör^va, 1870. Триандафиллидис П. Беженцы. Афины, 1870.

120. Фсох1а5г|<; К. О eÄAx|viGpo<; xr|<; Pcoooiac; Kai xr|<; 7ip(ör|v ELSA. 08GGa^ovucr|, 1999. Фотпиадис К. Эллинизм России и бывшего СССР. Салоники, 1999.Диссертационные исследования

121. Харацидис Э.К. Хозяйственный быт и материальная культура греков Восточной Армении: Дис. . канд. ист. наук. Ереван, 1990.

122. Пашаееа Л.Б. Семья и семейный быт цалкских урумов: Дис. . канд. ист. наук. Тбилиси, 1972.

123. Михайлов М.А. Культура и быт греков Грузии: Дис. . канд. ист. наук. Тбилиси, 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.