И.А. Бунин и С.А. Есенин: соотношение поэтических миров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Крицына, Евгения Юрьевна

  • Крицына, Евгения Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Елец
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 224
Крицына, Евгения Юрьевна. И.А. Бунин и С.А. Есенин: соотношение поэтических миров: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Елец. 2010. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Крицына, Евгения Юрьевна

Введение.

Глава 1. Проблема соотношения творческих индивидуальностей И.А. Бунина и С.А. Есенина

1.1. Взаимовосприятие Бунина и Есенина.

1.2. Эстетические взгляды художников-современников.

1.3. Поэтические достижения «золотого» века в восприятии Бунина и Есенина.

1.4. Тема Родины в лирике Бунина и Есенина.

Глава 2. Философско-религиозные мотивы в творчестве И.А. Бунина и С.А. Есенина

2.1. «Божественное - природное - человеческое» в художественном мире Бунина и Есенина.

2.2. Библейские мотивы в художественном восприятии поэтов.

Глава 3. Лирическое переживание и средства его поэтического воплощения у И.А. Бунина и С.А. Есенина

3.1. Средства художественной выразительности в освоении природного мира И.А. Буниным и С.А. Есениным.

3.2. Воплощение лирического «я» в поэзии

И.А. Бунина и С.А. Есенина.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «И.А. Бунин и С.А. Есенин: соотношение поэтических миров»

И.А. Бунин и С.А. Есенин - поэты-современники, творческие индивидуальности и художественный феномен которых, несомненно, заслуживают внимания. Внесение их имен в один ряд необычно и непривычно, как неповторимо поэтическое сознание каждого.

Выбор в качестве источника исследуемого материала творчества этих художников представляется нам актуальным и закономерным. Трагические изломы эпохи предопределили несомненную схожесть авторских судеб.

Страшное «ошеломление» октябрьскими событиями, последующая гибельная ломка родной страны обусловили факторы бунинской эмиграции, принесшей ему помимо собственной пожизненной драмы, ненависть и упреки со стороны явных «недоброжелателей». Первое собрание сочинений Бунина в России увидело свет только в 60-е годы.

Имя при жизни признанного большим поэтом (о чем свидетельствует вышедшее 1926 году Собрание стихотворений) Есенина надолго было вычеркнуто из литературы, он снискал ненависть и предубежденное к себе отношение даже после трагической гибели только за то, что в глазах многих был так называемым «национальным поэтом». Идеологическая кампания против «есенинщины», в полной мере развернувшаяся в советской России после смерти художника, посредством узаконенной клеветы пыталась навеки предать забвению его творчество. Есенина представляли пьяницей, хулиганом, дрянным поэтом [см. об этом: 26, 45, 93] сознательно и целенаправленно, чтобы дискредитировать в глазах читателей нескольких поколений. Только в 60-е годы начинается постепенное возвращение Есенина в литературу, реабилитация его имени и творчества, 90-е — станут «звездным» периодом — временем выхода Полного собрания его сочинений, работ, восстанавливающих подлинный, без идеологических пристрастий, облик поэта.

Общий культурный фон также стал объединяющим «компонентом», связывающим на первый взгляд кажущихся противоположными литературные направления, школы, течения, творческие индивидуальности.

В советском литературоведении долгое время существовала установка на двуполярное деление литературного процесса на реализм и модернизм. Позитивно оцениваемые реалистические тенденции в литературе ставились превыше связанного с западными модернистскими веяниями искусства нового времени. Единственно верными в контексте литературной действительности рубежной поры представлялись задачи, решаемые реализмом, среди которых особенно ценными считались воспитание, обличение, проповедование. Главными особенностями искусства в этой связи признавались «миметические — отражающие, воссоздающие, жизнеподобные» [176, с. 38-39]. Модернизм приравнивался к символизирующему упаднические настроения Запада декадентству, оценивался как однозначно тормозящее литературный процесс явление. Научные изыскания прошлых лет планомерно подводили к выводу о том, что литература начала XX века являла собой механизм «расчленяемый по отсекам.несовместимых между собой «измов» [51, с. 13], сама же современность оценивалась как «критический догматизм, который разрушил недавние утопии всеобщего счастья, низверг моральные ценности прошлого, религию разума и прогресса» [118, с. 284].

Первые противоречившие принятому канону сдвиги начались с начала 1990-х годов тенденцией установления соотносительных связей между полюсными явлениями искусства начала XX века. В этой связи особо значимую роль приобретают исследования, посвященные отдельным авторам, творческий феномен которых дается в контексте литературой действительности начала века [51, 159, 161, 171, 186, 187, 192], работы, освещающие деятельность известных модернистских направлений [160, 163, 173, 177, 185, 189, 191].

Определяющим свойством литературного феномена Серебряного века был признан художественный синтез [см. об этом: 141, 162, 174, 178, 179, 180, 181], о котором впервые заговорил B.C. Соловьев: «Тот великий синтез, к которому идет человечество - осуществление положительного всеединства в жизни, знании и творчестве — совершится, конечно, не в области философских теорий и не усилиями отдельных умов человеческих, но сознан в своей истине этот синтез должен быть, разумеется, отдельными умами, сознание же наше имеет и способность и обязанность не только следовать за фактами, но и предварять их» [149, II, с. 5].

Культурная атмосфера «переломной эпохи» [172, с. 12] «мятежного, богоищущего, бредившего красотой» [175, с. 17] Серебряного века стала характеризоваться «отказом от наивно-рационалистической эстетики классического реализма, который шел в двух противоположных направлениях: одни течения стали строить свою эстетику на иррационалистической, а иногда и мистической основе, другие же стремились к учету новейших научных достижений, к синтезу искусства и науки. При этом направления, связанные с рационалистической ориентацией, стремились уже не к простому отражению действительности, а к своего рода «игре» с ней» [174, с. 19]. На сегодняшний день литературное движение начала XX века, отмеченное «напряженнейшими исканиями во всех областях человеческого творчества» [188, с. 19], представлено не сосуществованием антагонистичных по отношению друг к другу эстетических доктрин, а сложным, целостным, динамично организованным механизмом с единством внутренне обусловленных взаимодополняемых поэтических систем: «Там, где участникам и первым интерпретаторам литературного процесса виделась борьба, столкновение различных течений и школ, ныне - особенно на уровне исторической поэтики - открывается сходство эстетических систем. Диффузное состояние - одна из характерных черт не только словесности, но и всего искусства начала XX века в целом» [165, с. 83]. Подобные научные изыскания позволили решить ряд сложных проблем, связанных с установлением соотносительных связей между полюсными явлениями литературной действительности рубежного времени, внесли немалый вклад в изучение общего контекста поэтического искусства начала XX века. Поэтому внешняя полярность, даже кажущаяся непримиримость отдельных авторов и их творческих концепций на этом фоне вполне понятны. В свете подобных позиций наш исследовательский интерес, направленный на установление не только различий, но и сходств, смежности поэтических миров Бунина и Есенина, представляется закономерным и значимым.

Направленность некоторых исследований прошлых лет, заключавшаяся в тенденции своеобразного изолирования Бунина от литературного процесса начала XX века, рассмотрения его творческого феномена вне контекста эпохи также исключала возможность сравнения реалиста Бунина с одним из авторов, начинавших в модернистском ключе. Советская критика, сделавшая художника носителем всевозможных ярлыков, отрывала его от времени и историко-культурной ситуации эпохи, способствовавшей синтезу, казалось бы, противоположных друг другу начал. Однако неповторимость Бунина-поэта не отторгала моментов соотношения его творческих свершений с поисками модернистских авторов. Общая духовная атмосфера, вызванные ею требования к искусству стали ключевыми причинами смежности решаемых различными поэтами проблем художественного поиска. В современных исследованиях имя Бунина предстает органично вписанным в литературный контекст эпохи, чему немало способствовали работы Ю.В. Мальцева [78], Е.А. Колтоновской [170], Л.А. Колобаевой [70, 168, 169], О.А. Клинга [164, 165], О.В. Сливицкой [91], В .Я. Линкова [77], Л.В. Крутиковой [74], И.Б. Ничипорова [85]. В художественном наследии поэта современные исследователи видят не только преемственность традициям классики, но и активное аккумулирование «новейших эстетических открытий, совершенных модернистской культурой Серебряного века» [85, с. 6].

Значительным фактом является то, что творческому феномену интересующих нас Бунина и Есенина посвящено немало работ зарубежных авторов, освещающих не только общие моменты творческого пути художников [215, 216, 218], но и направленных на исследование задач частного характера, освещение отдельных вопросов поэтического поиска авторов [211, 212, 217, 219, 220, 221, 223, 224].

Проблема соотношения творческих систем Бунина и Есенина в литературоведении практически не изучена, но актуальность ее постановки не вызывает сомнения.

Некоторые перспективы сближения художников намечены JI.B. Занковской [56, 58, 59, 60], в работах которой исследуются причины особого отношения Бунина к Есенину, анализируются источники, подтверждающие, что вплоть до 1924 года мэтр публично не демонстрировал своего неприятия к младшему современнику. С негодованием критикуя тех, кто принял Октябрьские перемены, Бунин не упоминает среди них приверженцев Есенина, несмотря на то, что последний на первых порах установления в стране советского миропорядка таковым являлся. Однако этот факт не является свидетельством неосведомленности Бунина относительно появления на литературном Парнасе новой звезды. Так, в дневниковых записях 1921 года мэтр даст первую оценку Есенину как «сознательному хулигану» [см. об этом: 12, с. 165].

JI.B. Занковская уделяет особое внимание взгляду Бунина на личность и творчество Есенина, демонстрируя принципиально негативное проявляющееся со стороны старшего современника отношение, начавшееся в полной мере обнаруживаться печатными публикациями мэтра (так, первой статьей, положившей начало обращенному к Есенину многолетнему гневному бунинскому монологу, стала «Миссия русской эмиграции», 1924). Исследователем тщательно проанализированы и другие статьи Бунина, «главным героем» которых предстает Есенин. Так, в статье «Самородки» (1927), по мнению JI.B. Занковской, написанной под непосредственным влиянием «Романа без вранья» «пройдохи и негодяя» А. Мариенгофа, Есенин назван «хамом», «мерзавцем» и «жуликом». На страницах статей «Инония и

Китеж» (1925), «Мы не позволим» (1951) с негативной человеческой и поэтической стороны вновь представлен прежний объект авторских неприятий. Причины подобного отношения JI.B. Занковской объясняются несомненной долей творческой зависти мэтра к молодому поэту, «кажется сменившему его (Бунина) в роли выразителя национальной идеи в советской литературе» [56, с. 16]. Также неприязненность мэтра, по мнению исследователя, диктовалась дворянским, аристократическим происхождением, позволявшем свысока смотреть на несколько, с его точки зрения, бесцеремонно «пролезшего» в литературу «крестьянского Леля». Свою позицию, как видим, исследователь подкрепляет привлекательным фактическим материалом — публицистическими статьями Бунина, содержащими немало «хулительных» выпадов в сторону младшего современника. Их Л.В.Занковская объясняет страстностью натуры самого мэтра, его досадой, что «хулиган» в России «снискал себе славу первого ее поэта» [59, с. 9-10]. Исследователь убеждает, что внимание именитого Бунина не мог привлечь бездарный стихотворец. И пусть негативные, но пылкие чувства вызвал именно Есенин.

Отдельные моменты «взаимопонимания» поэтов Л.В. Занковской лишь намечаются. Они в «патриотическом чувстве к России, к ее неповторимым среднерусским пейзажам, внимании к духовому миру человека, любви к классической литературе, А. Пушкину, М. Лермонтову, А. Кольцову, И.Никитину, христианской культуре, Библии, фольклору.преданности русскому слову, впитавшему в себя не только многовековую историю огромного народа, его культуру, богатейшую и яркую, но и неповторимую духовную красоту русского человека» [56, с. 16].

Соотношение языковых особенностей творчества Бунина и Есенина предпринято в исследовании М.Н. Крыловой [см. об этом: 76]. Выбор в качестве анализируемого материала произведений Бунина и Есенина объясняется тем, что оба «творили в рамках примерно одного литературного направления в одном хронологическом срезе» [76, с. 4]. Подобные «неточности» вряд ли допустимы даже в нелитературоведческих работах.

В связи с обозначенными тенденциями, подчеркивающими недостаточность исследования проблемы соотношения творческих индивидуальностей интересующих нас авторов, заявленная диссертационная тема представляется актуальной. Цель диссертационного сочинения состоит в рассмотрении соотношения поэтических миров И.А. Бунина и С.А. Есенина. Смысл его заключается:

1. в определении подлинного характера взаимоотношений Бунина и Есенина на основе тщательного изучения художественного творчества, публицистики, дневниковых записей, воспоминаний авторов;

2. в многостороннем выявлении аспектов, характеризующих мировоззренческий и творческий феномен современников;

3. в раскрытии духовного климата эпохи начала XX столетия, определившем общие тенденции художественных исканий современных авторов.

Решение задач частного порядка способствует осмыслению конкретно-исторических посылок творческих и личностных взаимоотношений Бунина и Есенина. Среди таких задач важными представляются следующие:

1 .рассмотреть проблему взаимовосприятия Бунина и Есенина (до и после Октября 1917 года) с опорой на дневниковые записи, публицистические статьи, воспоминания, письма;

2.дать обоснование используемой в диссертационном исследовании категории «поэтический мир»;

3.продемонстрировать близость авторов по ряду эстетических позиций, понимания ими предназначения и целей искусства, роли поэтического слова и его творца в современном мире;

4.установить точки сближения Бунина и Есенина по линии восприятия ими общих художественных традиций отечественной классики: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева;

5.проследить соотносительные связи творческих феноменов Бунина и Есенина, проясняющиеся «через» отношение к судьбам России, Дому, близким людям, реалиям природного мира, понимание духовного" мира русского человека, постижение сущности национального характера;

6.рассмотреть особенности взаимодействия в поэтическом мире Бунина и Есенина органичного триединства «Божественное — природное — человеческое»;

7.проследить специфику воплощения отдельных библейских мотивов в художественном творчестве поэтов;

8.проанализировать специфические черты применяемых Буниным и Есениным средств образной выразительности в освоении природного мира как отражения неповторимого, но в чем-то схожего художественного мышления каждого поэта;

9.прояснить общие и самобытные моменты воплощения образа лирического героя в пределах авторских поэтических систем.

В качестве исследуемого материала диссертационной работы взяты поэтические тексты Бунина и Есенина, дневниковые записи, публицистические статьи, воспоминания, научные работы разных лет, посвященные творчеству этих авторов.

В диссертационном исследовании постижение двух поэтических феноменов дается в контексте литературного и общественного климата эпохи, определившего многообразие взглядов и неоднозначные художественные интерпретации проблем и мотивно-образных рядов.

Методы работы базируются на традициях сравнительно-исторического, содержательно-структурного, типологического исследования литературных явлений. С этих позиций вполне объективной и логичной представляется тенденция начинать постижение литературного и мировоззренческого феномена интересующих нас художников с имени И.А. Бунина.

Немаловажное значение в связи с обозначенной в диссертационном исследовании проблемой приобретает научное обоснование термина поэтический мир» как категории, «наиболее адекватно отражающей природу поэтического творчества» [154, с. 5], как целостной художественной системы, функционирующей по законам собственной поэтики. Однако на сегодняшний день нет четкого определения интересующего нас термина. А.К. Жолковский и Ю.К. Щеглов так интерпретируют данное понятие: «поэтический мир автора — это те постоянные темы, установки, мысли, которыми пронизаны все его произведения.Поэтический мир можно представить себе в виде набора подобных единиц (условно - тем)» [135, с. 213]. Опираясь на данную формулировку, поэтический мир можно представить своеобразным выражением системы взглядов поэта, воплотившихся в его стихотворном творчестве. Некоторым исследователям привлекательной кажется идея, согласно которой поэтический мир представляется совокупностью взаимосвязанных между собой стержневых мотивов художественного поиска поэтов. В подобном взгляде мотив представляется наиболее приемлемым в силу своей «емкости . и универсальности» [142, с. 6] понятием, характеризующим подход к категории «поэтический мир» [об изучении мотива см. работы: 132, 209, 210].

На сегодняшний день «поэтический мир» принадлежит к числу терминов, достаточно разнообразно освещенных современными исследователями, занимающимися поэзией отдельных авторов. Для Ю.А. Смирнова «поэтический мир» есть «не простой набор «фотографий» предметов, процессов, свойств и т.д. Он включает в себя не только отраженные объекты, но и позицию отражающего субъекта, его отношение к этим объектам. Причем позиция субъекта является такой же реальностью, как и сами объекты» [145, с. 5]. Нам близко определение Т.Н. Кондратовой, под поэтическим миром художника понимающей «динамическое единство многообразных и разнородных элементов, раскрывающее поэтическую онтологию, картину мира, определяющую художественное мировосприятие поэта» [138, с. 4]. Оно и будет использовано в качестве рабочего.

Научная новизна нашей диссертационной работы определяется необходимостью изучения проблемы соотношения поэтических миров Бунина и Есенина, отчасти лишь заявленной в отечественном литературоведении. Думается, что предпринятая попытка соотносительного анализа двух творческих феноменов с установлением их схождений и перекличек вносит определенную лепту в изучение общего контекста поэтического искусства начала XX века.

Резкое неприятие Буниным личностных и творческих задатков Есенина (своеобразная игра «в одни ворота», т.к. поэты не были лично знакомы) во многом обусловлено полярными по природе своей представлениями художников о судьбах России. Понятно, что Есенин, на раннем этапе творческого пути воспевший революцию, не мог «адекватно» восприниматься сознанием Бунина, ассоциировавшего произошедшее с «кровавым побоищем». Однако проведенное в диссертационной работе исследование многообразных материалов обозначило точки очевидного сближения Бунина и Есенина по ряду нравственно-философских и эстетических вопросов. К критериям, определяющим подобную схожесть воззрений современников, относятся отношение к судьбам родины, осознание греховной поступи мира, понимание сущности национального характера. Единство взглядов Бунина и Есенина также подтверждено установленным в диссертационном исследовании доказательством их «сопричастности» лучшим традициям русской классики: А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Ф.И. Тютчеву.

Притяжение к сходным незыблемым и священным авторитетам, представленным в сознании поэтов понятием Дом-Россия, их конечное признание в ходе многотрудных духовных поисков определило отправные точки сближения авторов. В диссертационном исследовании особо выделен параграф «Тема Родины в лирике Бунина и Есенина», проясняющий многие моменты «перекличек» двух современников, выявляющихся «через» отношение к судьбам отечества, самобытное воплощение в творческих структурах образного взгляда на мир и его составляющие. Осознание незаменимости вечных приоритетов бытия, в числе которых особо значимым становится Дом, родовое гнездо, определяет несомненную духовную и творческую близость художников.

Проведенный в работе сопоставительный анализ художественного творчества Бунина и Есенина указал путь осознания многих сложных моментов взаимоотношений поэтов (а точнее, причин критического отношения Бунина к своему младшему современнику и его поэзии), творческой эволюции обоих авторов, во многом схожей ориентации поэтического поиска в атмосфере духовного непостоянства рубежной поры.

Литературный процесс начала XX века представлен в диссертационном исследовании целостным в своем развитии и функционировании «механизмом», несмотря на многообразие эстетических и поэтических концепций, литературных школ, течений и направлений.

Структура и смысловая доминанта диссертационной работы продиктованы стремлением проследить особенности во многом созвучного художественного сознания Бунина и Есенина. Исследование соотнесенности современников начинается с освещения общих тематических пластов их взаимного притяжения (гл. 1), развиваясь по линии рассмотрения конкретных мотивов, образной структуры лирики (гл. 2,3).

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Задачей первой главы является изучение творческих и личностных контактов Бунина и Есенина в период до и после Октября 1917 года, выявление «перекличек» в эстетическом и социальном аспектах их творческого поиска; второй — освещение общих моментов в философско-религиозных концепциях художников, их преломление в поэтической практике; третьей — рассмотрение средств художественной выразительности, особенностей лирического героя поэзии Бунина и Есенина, воплощающих неповторимые художественно

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Крицына, Евгения Юрьевна

Заключение

В настоящей работе осмысливается широкая проблема соотношения поэтических миров Бунина и Есенина, рассматриваются вопросы взаимовосприятия художников, их сближения на уровне эстетических представлений, понимания и освоения традиций отечественной классики (прежде всего, достижений Пушкина и Лермонтова), отношения и художественного воплощения темы Родины. Такие параллели позволили в очередной раз развенчать ложное, но долгое время бытовавшее убеждение в якобы противоположности Бунина его современникам - создателям «новейшей» литературы. Многообразные начала в культурных поисках Серебряного века соединялись в удивительную творческую атмосферу, обусловившую «равноправие» существовавших подчас противоположных поэтических систем, эстетических концепций. Поэтому, отнюдь не затушевывая острых противоречий между Буниным и Есениным в философско-эстетическом и мировоззренческом плане, мы пришли к выводу о вполне закономерном, объективно рожденном соотношении современников. Поэты во многом схоже отразили идеи функционирования и развития мирового «организма», его внутреннего жизнеустройства, сущности Бога, противоречий национального характера, драматичных коллизий социокультурной жизни современной России.

Поиск духовных потенций обновления мира сближал поэтов с классическими достижениями, позволял черпать силы в бессмертных открытиях Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Такие притяжения свидетельствуют о внутреннем сближении поисков Бунина и Есенина. Обнаруженные моменты «схождения» закреплены изучением их образных систем. Обобщающие выводы даны в завершающих разделах каждой из трех глав работы.

Факт выделения Буниным из многочисленных молодых авторов первого десятилетия XX века С. Есенина интересен и показателен сам по

201 себе. Особого внимания мэтра заслуживал далеко не каждый. Опытным художественным взглядом Бунин видел талант поэта-самородка, возможно, предугадывал его особую популярность в литературном и читательском сознании. Бунин, конечно, не мог предположить, что жизненные и творческие судьбы его и «ненавистного» Есенина окажутся во многом схожими. Не столь разнящимися будут также их связи с рубежной ступенью в истории России. Обнаруженные «переклички» двух, на первый взгляд противоположных авторов, позволяют говорить о более широком и масштабном схождении - разных линий в литературе начала XX столетия, синтетичности сознания эпохи.

Отношение современников к России, ее народу и интеллигенции во многом проясняет ключевую линию их сближения. Бунин и Есенин ощущали неразрывную связь с родной Землей, «почвой», породившей и воспитавшей талант, давшей истоки пробуждения и развития художественного мастерства.

В свете подобных тенденций обнаружена по преимуществу внешняя полярность Бунина и Есенина. Их внутренний духовный пласт рождал родственные представления о гармонии и красоте русской природы, неисчерпаемости национальной культуры и народных традиций. Схожесть мировоззренческих установок поэтов проясняется на фоне общего трагического отношения к «недугам» Родины, вызванными событиями Октября 1917 года. Неприятие кровавых будней «новой» России рождало мечту о духовном воскрешении Родины, ее подъеме из пучины революции. Истоки всеобщего «разложения и гниения» [119, с. 650] современники не без оснований связывали с противоречиями русского человека, двойственностью национального характера, разобщенностью людей. В этой точке сближались разные векторы общественного сознания, раскрывались потаенные грани современной реальности, приоткрывалась завеса над общечеловеческими загадками бытия. Хаотичность современной жизни направила авторскую мысль к поиску будущих перспектив. «Приметами» на пути ожидаемого возрождения для Бунина должны были стать человеческие стремления к самопознанию, любви, самоотверженному труду во имя России. Миссия художника виделась им в беззаветном служении своему Отечеству — тому, исконному, с прежним духовным укладом. Революционные шквалы начала века, коренным образом перевернувшие родной деревенский быт, не были приняты и Есениным. Хотя поначалу он даже склонен был поверить в возможность «большевистской» России. «Последний поэт деревни» через все мучительные испытания судьбы пронес веру в духовные силы родной земли, неотъемлемой частью которой был сам. В служении самобытной Руси, преодолении шаткости современного сознания видел он истоки будущего возрождения. Поэту же отводил роль активного «труженика» на пути ожидаемого преобразования.

От личностного постижения «отчего дома» художники пришли к глубокому обобщению относительно роли России в судьбах человечества.

Ход истории расставил свои акценты и в литературном развитии начала века, слил в единое полотно, на первый взгляд, совершенно разные нити, обнаружил сходство их эстетической «фактуры», мировоззренческих, образных основ. В разное время оказавшиеся на литературном Олимпе, Бунин и Есенин автономно пришли к схожим прозрениям противоречий и потенций мира. Масштабные проблемы, вставшие перед литературой в трагические часы исторических катаклизм, рождали в творческой среде дерзкие, но, безусловно, емкие идеи, определяли объективность общего поиска. Разные линии в поэтическом багаже России начала XX века, ведущие в центр, коим был русская духовность, в нашем исследовании представлены великими мастерами слова Ив. Буниным и С. Есениным. Правота их взглядов подтверждены движениями времени, историческими свершениями. Величина каждого, не замеченная друг другом «лицом к лицу», совершенно очевидна для нас «на расстоянии».

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Крицына, Евгения Юрьевна, 2010 год

1. Тексты И.А. Бунина и С.А. Есенина

2. Бунин, И.А. Собрание сочинений Текст.: В 9 т. / И.А. Бунин. -М.: Худож. литература, 1965.

3. Бунин, И.А. Собрание сочинений Текст.: В 6 т. / И.А. Бунин. -М.: Худож. литература, 1988.

4. Бунин, И.А. Под открытым небом. Стихотворения Текст. / И.А. Бунин. М., 1898. - С. 5.

5. Бунин, И.А. Литературное наследство Текст. / И.А. Бунин. — М., 1973.-Т. 84.-Кн. 1,2.-С. 60.

6. Есенин, С.А. Собрание сочинений Текст.: В 6 т. / С.А. Есенин. — М.: Худож. литература, 1979.1.. Дневники, публицистика, письма, воспоминания Бунина и Есенина и о них

7. Адамович, Г. Сергей Есенин (К 10-летию со дня смерти) Текст. / Г. Адамович // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. — Т. 1: Воспоминания. - С. 96-97.

8. Анненков, Ю. С. Есенин. Дневник моих встреч Текст. / Ю. Анненков // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. — Т. 1: Воспоминания. - С. 115.

9. Бабореко, А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917 гг.) Текст. / А.К. Бабореко. М.: Наука, 1983. - С. 200.

10. Бабореко, А.К. Бунин: Жизнеописание Текст. / А.К. Бабореко. -М.: Молодая гвардия, 2004. С. 178.

11. Березов, Р. Сергей Есенин Текст. / Р. Березов // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. - Т. 1: Воспоминания. -С. 242.

12. Бунин, И.А. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. Текст. / И.А. Бунин. М.: Просвещение, 1990. - 264 с.

13. Бунин, И.А. О Сергее Есенине Текст. / Бунин И.А. // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. - Т. 2: Эссе, очерки, рецензии, статьи. - С. 164 - 167.

14. Бунин, И.А. Письма 1885-1904 годов Текст. / И.А. Бунин. М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 654 с.

15. Бунин, И.А. Письма 1905-1919 годов Текст. / И.А. Бунин. М.: ИМЛИ РАН, 2007. - 668 с.

16. Бунин, И.А. Публицистика 1918 1953 годов Текст. / И.А. Бунин. - М.: Наследие, 1998. - 640 с.

17. Гиппиус, 3. Судьба Есениных Текст. / 3. Гиппиус // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. — Т. 1: Воспоминания. - С. 85.

18. Горький, М. Сергей Есенин Текст. / М. Горький // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. — М.: Худож. литература, 1986. — Т.2.-С.9, 11.

19. Завалишин, Вяч. Творчество С. Есенина Текст. / Вяч. Завалишин// Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инком, 1993. - Т. 2: Эссе, очерки, рецензии, статьи. - С. 110.

20. Зайцев, И.А. Бунин. (Речь на чествование писателя 26 ноября) Текст. / И.А. Зайцев // Бунин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. - С. 409.

21. Иванов, Г. Есенин Текст. / Г. Иванов // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. -М.: Инкон, 1993. — Т. 1: Воспоминания. С. 33-44.

22. Иванов, Ф. Мужицкая Русь. Николай Клюев, Сергей Есенин Текст. / Ф. Иванов // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. — Т. 2: Эссе, очерки, рецензии, статьи. - С. 12.

23. Кузнецова, Г.Н. Грасский дневник Текст. / Г.Н. Кузнецова. М.: Олимп, ACT, 2001.- 172 с.

24. Кусиков, А. «Только раз ведь живем мы, только раз». Памяти Есенина Текст. / А. Кусиков // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. — Т. 1: Воспоминания. - С. 172.

25. Левин, Вен. Есенин в Америке Текст. / Вен. Левин // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. - Т. 1: Воспоминания. — С. 314.

26. Либединский, Ю.Н. Мои встречи с Есениным Текст. / Ю.Н. Либединский // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. — М.: Худож. литература. 1986. - Т. 2. - С. 155.

27. Мариенгоф, А.Б. Роман без вранья Текст. / А.Б. Мариенгоф. -М.: Октопус, 2006. 189 с.

28. Мочульский, К. Мужичьи ясли (о творчестве Есенина) Текст. / К. Мочульский // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. -Т.2: Эссе, очерки, рецензии, статьи. - С. 38.

29. Муромцева-Бунина, В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью Текст. / В.Н. Муромцева-Бунина. М.: Советский писатель, 1989. - 509 с.

30. Оцуп, Н. С. Есенин Текст. / Н. Оцуп // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. -М.: Инкон, 1993. Т. 1: Воспоминания. — С. 164.

31. Петровская, Н. С.А. Есенин. Собрание стихов и поэм Текст. / Н.Петровская // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. — Т. 2: Эссе, очерки, рецензии, статьи. - С. 25.

32. Рождественский, Вс. Сергей Есенин Текст. / Вс. Рождественский // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. -М.: Худож. литература, 1986. Т. 2. - С. 122-123.

33. Розанов, И.Н. Воспоминания о Сергее Есенине Текст. / И.Н. Розанов // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. — М.: Худож. литература, 1986. Т. 1. - С. 439.

34. Толстой, А. Исповедь хулигана. Трерядница Текст. / А. Толстой // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. - Т. 2: Эссе, очерки, рецензии, статьи. — С. 16.

35. Ходасевич, Вл. Есенин Текст. / Вл. Ходасевич // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. - Т. 1: Воспоминания. - С. 45, 47.

36. Цветаева, М. Нездешний вечер Текст. / М. Цветаева // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. - Т. 1: Воспоминания - С. 106.

37. Ширяев, Б. Возрождение духа. Сергей Есенин Текст. / Б. Ширяев // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. М.: Инкон, 1993. - Т. 2: Эссе, очерки, рецензии, статьи. - С. 146.

38. Якубович, П.Ф. Иван Бунин Текст. / П.Ф. Якубович // И.А. Бунин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. - С. 251.

39. I. Исследования, посвященные творчеству Бунина и Есенина

40. Андреева, А.А. Мифология личности Сергея Есенина (миф поэта и миф о поэте) Текст.: дис. . канд. филол. наук / А.А. Андреева. Тюмень,. 2000.-212 с.

41. Андреева, C.JI. Библейские реминисценции как фактор текстообразования на материале произведений И.А. Бунина «Тень птицы», «Окаянные дни», «Миссия русской эмиграции» Текст.: дис. . канд. филол. наук/С.Л. Андреева. М., 1998.-С. 141.

42. Андрианов, И.Ю. Человек и мир в творчестве И.А. Бунина Текст. / И.Ю. Андрианов. Одесса: Маяк, 1999. - 272 с.

43. Афанасьев, В.Н. И.А. Бунин (к 100-летию со дня рождения) Текст. / В.Н. Афанасьев М.: Знамя, 1970. - С. 28, 31-32.

44. Базанов, В. Сергей Есенин и крестьянская Россия Текст. /

45. B. Базанов. М.: Советский писатель, 1982. - С. 7, 83.

46. Бельская, Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство

47. C. Есенина Текст. / Л.Л. Бельская. -М.: Просвещение, 1990. С. 15, 75.

48. Бубнов, С.А. Поэзия С.А. Есенина в восприятии литературной критики 1915 1925 годов Текст. / С.А. Бубнов. - Орел: Картуш, 2005. — С. 43.

49. Бухарин, Н. Злые заметки Текст. / Н. Бухарин // О писательской этике, литературном хулиганстве и богеме. — Л., 1927. — С. 5-13.

50. Вдовин, В.А. Факты вещь упрямая: Труды о С.А. Есенине Текст. / В.А. Вдовин. - М.: Новый индекс, 2007. - С. 25.

51. Витрук, Н.В. Есенин: кровное дитя и голос больного века: Научно-популярный монографический очерк Текст. / Н.В. Витрук. — Ижевск: Удмуртия, 2005. С. 50.

52. Волков, А. А. Художественные искания Есенина Текст. / А.А. Волков. — М.: Советский писатель, 1976. С. 41, 51.

53. Воронова, О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура: Научное издание Текст. / О.Е. Воронова. Рязань: Узорочье, 2002. - 520 с.

54. Воронова, О.Е. Творчество С.А. Есенина в контексте традиций русской духовной культуры Текст.: дис. . д-ра филол. наук / О.Е. Воронова. М., 2000. - 408 с.

55. Дякина, А.А. И. Бунин и А. Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов Текст.: дис. . канд. филол. наук/ А.А. Дякина. -М., 1992.-268 с.

56. Дякина, А.А. Иван Бунин поэт Серебряного века: Монография Текст. / А.А. Дякина. - Елец: ЕГПИ, 2000. - 115 с.

57. Евсин, И.В. Судьба и вера Сергея Есенина Текст. / И.В. Евсин. -Рязань: Зерна, 2007. 160 с.

58. Жаворонков, А.З. Традиции и новаторство в творчестве С.А. Есенина Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук / А.З. Жаворонков. -Тбилиси, 1971.-С. 22.

59. Жилина, М.Ю. Метасюжет судьбы лирического героя в поэзии Сергея Есенина: основные культурно-художественные коды и мотивныекомплексы Текст.: дис. . канд. филол. наук / М.Ю. Жилина. — М.: ПроСофт, 2005.-С. 118.

60. Занковская, JI.B. «Большое видится на расстояньи.» С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак Текст. / JI.B. Занковская. — М.: Флинта, 2005. — 292 с.

61. Занковская, JI.B. Новый Есенин: жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии Текст. / JI.B. Занковская. — М.: Флинта, 1997. — 416 с.

62. Занковская, JI.B. Творчество Есенина в контексте русской литературы 20-х годов XX века: Монография Текст. / JI.B. Занковская. — Ярославль: Ремдер, 2002. — 216 с.

63. Занковская JI.B. Творчество Есенина в контексте русской литературы 20-х годов XX века Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук / JI.B. Занковская. Ярославль: Ремдер, 2002. — 38 с.

64. Занковская, JI.B. Творчество Есенина в контексте русской литературы 20-х годов XX века Текст.: дис. . д-ра филол. наук / JI.B. Занковская. Ярославль: Ремдер, 2002. — 342 с.

65. Захаров, А.Н. Художественно-философский мир Сергея Есенина Текст.: дис. . д-ра филол. наук / А.Н. Захаров. М., 2002. - 346 с.

66. Захаров, А.Н. Эволюция есенинского имажинизма («органической образности») Текст. / А.Н. Захаров // Литература в школе. -2005.-№ 11.-С.З.

67. Зелинский, К.Л. С.А. Есенин: Критико-биографический очерк Текст. / К.Л. Зелинский. — М.: Просвещение, 1961. С. 23.

68. Игнатьев, В.А. Счастье в поэзии и в жизни С.А. Есенина Текст. / В.А. Игнатьев. М.: Российское ф.-кое общество, 2002. - С. 28, 40.

69. Иншакова, Ю.Г. Жанровая система поэзии И.А. Бунина Текст.: дис. . канд. филол. наук /Ю.Г. Иншакова. — Елец, 2005. — С. 73.

70. Караганова, М.М. Проблема человеческого существования и ее образное воплощение в лирике И.А. Бунина Текст.: дис. . канд. филол. наук / М.М. Караганова. Вологда, 2000. - С. 97.

71. Капрусова, М.Н. Мифологические, фольклорные, религиозные темы в поэзии Сергея Есенина Текст.: дис. . канд. филол. наук / М.Н. Капрусова. Смоленск, 1994. - С. 8, 10.

72. Карпенко, Г.Ю. Творчество И.А. Бунина и религиозное сознание рубежа веков Текст. / Г.Ю. Карпенко. Самара: Универс-групп, 2005. - 68 с.

73. Кирилюк, Л.Ф. Вопрос об образах в произведениях Есенина первых лет революции Текст. / Л.Ф. Кирилюк // С.А. Есенин. Эволюция творчества. Мастерство. Рязань, 1979. - С. 21, 22.

74. Колобаева, Л.А. Иван Бунин и модернизм Текст. / Л.А. Колобаева // Научные доклады филологического факультета МГУ. — М., 1998. Вып. 3.- С. 173-188.

75. Конющенко, Е.И. Литературные связи И.А. Бунина (Проблемы творческого самоопределения) Текст.: дис. . канд. филол. наук / Е.И. Конющенко. Томск, 1994. - С. 129.

76. Кочетов, В. Неистовый Бунин Текст. / В. Кочетов // Литературное обозрение. 1989. - № 4. - С. 98.

77. Крутикова, Л.В. Крестьянские рассказы И.А. Бунина 1911-1913 гг. Текст. / Л.В. Крутикова // Уч. зап. Ленинградск. ун-та. Сер. фил. наук. -Л., 1968. -№ 339. Вып. 72. - С. 171-198.

78. Крылова, М.Н. Разноуровневые средства выражения сравнения, их функции в языке поэзии и прозы И.А.Бунина и С.А. Есенина Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук / М.Н. Крылова. Ростов-на-Дону, 2003. -С. 11.

79. Крылова, М.Н. Разноуровневые средства выражения сравнения, их функции в языке поэзии и прозы И.А. Бунина и С.А. Есенина Текст.: дис. . канд. филол. наук / М.Н. Крылова. Ростов-на-Дону, 2003. - 196 с.

80. Линков, В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина Текст. /В.Я. Линков. М.: Наука, 1989. - 213 с.

81. Мальцев, Ю.В. Бунин Текст. / Ю.В. Мальцев М.: Республика, 1994.-275 с.

82. Марченко, A.M. Поэтический мир Есенина Текст. /

83. A.M. Марченко. -М.: Советский писатель, 1972. 269 с.

84. Меньшиков, Т.В. Нравственно-философские проблемы творчества С.А.Есенина Текст.: дис. . канд. филол. наук / Т.В. Меньшиков. -М., 2004. 214 с.

85. Морозов, С.Н. И.А. Бунин литературный критик Текст.: дис. . канд. филол. наук / С.Н. Морозов. - М., 2002. - С. 79, 101.

86. Наумов, Е.И. Сергей Есенин. Жизнь и творчество Текст. / Е.И. Наумов. М. - Л.: Просвещение, 1965. - 280 с.

87. Неженец, Н.И. Поэзия народных традиций Текст. / Н.И. Неженец. М.: Наука, 1988. - 208 с.

88. Нефедов, В.В. Чудесный призрак: Бунин-художник Текст. /

89. B.В. Нефедов. Мн.: Полымя, 1990. - 238 с.

90. Ничипоров, И.Б. Поэзия темна, в словах не выразима . Творчество И.А. Бунина и модернизм: Монография Текст. / И.Б. Ничипоров. -М.: Метафора, 2003. 248 с.

91. Овинников, Д.А. Певец России. Истоки творчества. Мастерство поэта. Причины гибели С.А. Есенина. Эссе Текст. / Д.А. Овинников. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2004. - С. 51.

92. Олина, Н.В. «Художественно-философские искания в поэзии русского модернизма (А. Блок, С. Есенин) Текст.: дис. . канд. филол. наук / Н.В. Олина. Магнитогорск, 2000. - С. 51, 126.

93. Пяткин, С.Н. Пушкин в художественном сознании Есенина: Монография Текст. / С.Н. Пяткин. Арзамас: АГПИ, 2007. - 342 с.

94. Савченко, Т.К. Сергей Есенин и его окружение. Литературно-творческие связи. Взаимовлияния. Типология Текст.: дис. . д-ра филол. наук/Т.К. Савченко. М., 1991.-С. 138.

95. Самоделова, Е.А. Антропологическая поэтика С.А. Есенина. Авторский жизнетекст на перекрестке культурных традиций Текст. / Е.А. Самоделова. М.: Языки славянских культур, 2006. - С. 181.

96. Сливицкая, О.В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина Текст. / О.В. Сливицкая. — М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2004. — 367 с.

97. Соколов, Б. Сергей Есенин: Красная нить судьбы Текст. / Б. Соколов. М.: Яуза, Эксмо, 2005. - С. 26.

98. Сосновский, Л. Развенчайте хулиганство Текст. / Л. Сосновский // О писательской этике, литературном хулиганстве и богеме. Л., 1927. - С. 63-68.

99. Смирнова, Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество Текст. / Л.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

100. Спивак, Р.С. Русская философская лирика 1910-х годов (И.Бунин, А. Блок, В. Маяковский) Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук /Р.С. Спивак. -М., 1991.-С. 14.

101. Спивак, Р.С. Русская философская лирика 1910-х годов (И.Бунин, А. Блок, В. Маяковский) Текст.: дис. . д-ра филол. наук / Р.С. Спивак. М., 1991. - 348 с.

102. Степун, Ф.А. <Рец. на кн.:> Ив. Бунин. Избранные стихи Текст. / Ф.А. Степун // Бунин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. - С. 391-392.

103. Сухов, В. Дар трагического пророчества в лирике М.Ю. Лермонтова и С.А. Есенина Текст. / В. Сухов // Современное есениноведение. 2007. - № 6. - С. 154-166.

104. Сухов, В.А. Сергей Есенин и русский модернизм Текст. /

105. B.А. Сухов. Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 1998.1. C. 6.

106. Тартаковский, П.И. Русские поэты и Восток: Бунин. Хлебников. Есенин. Статьи Текст. / П.И. Тартаковский. — Т.: Изд-во литературы и искусства, 1986. 298 с.

107. Хазан, В.И. Некоторые библейские архетипы в поэзии С.А. Есенина Текст. / В.И. Хазан // Проблемы вечных ценностей в русской культуре и литературе XX века: Сборник научных трудов, эссе и комментариев. Грозный, 1991.-С. 120-137

108. Харчевников, В.И. Поэтический стиль С. Есенина (1910-1916) Текст. / В.И. Харчевников. Ставрополь, 1975. — С. 226.

109. Харчевников, В.И. С.А. Есенин и русская поэзия начала XX века Текст.: дис. . д-ра филол. наук / В.И. Харчевников. — Л., 1981. 378 с.

110. Харчевников, В.И. Традиции русской народной песни в стиле раннего Есенина Текст. / В.И. Харчевников. Ростов-на-Дону, 1974. — С. 7980.

111. Храмов, М.И. Сергей Есенин: Документальное повествование Текст. / М.И. Храмов. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. - С.40-45.

112. Чижов, А.Г. Библейские образы и мотивы в творчестве А.С. Пушкина и С.А. Есенина Текст. / А.Г. Чижов. Ряжск, 2002. - С. 62.

113. Чуковский, К.И. Ранний Бунин Текст. / К.И. Чуковский // Вопросы литературы. 1968. - №5. - С. 83.

114. Чулков, Г.И. Листопад Текст. / Г.И. Чулков // И.А. Бунин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. - С. 283.

115. Шетракова, С.Н. С.А. Есенин. Художественный образ и действительность Текст. / С.Н. Шетракова. Рязань: Поверенный, 2004. — С. 35, 57.

116. Шубникова-Гусева, Н.И. Пришел в этот мир поэт. Текст. / Н.И. Шубникова-Гусева // Литература в школе. — 2005. № 11. - С. 8.

117. Шубникова-Гусева, Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве Текст. / Н.И. Шубникова-Гусева. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2002. - 265 с.

118. Щеблыкин, И.П. Историческая тема в творчестве С.А. Есенина (к вопросу об идейной направленности драматической поэмы «Пугачев») Текст. / И.П. Щеблыкин // С.А. Есенин. Эволюция творчества. Мастерство. Рязань, 1979. - С. 21-34.

119. Юнусова, Н.К. Формирование эстетической концепции С.А.Есенина и ее воплощение в поэмах 1917-1920-х годов Текст.: автореф. дис. . канд. фил. наук / Н.К. Юнусова. -М., 2003. — С. 11, 13.

120. Юнусова, Н.К. Формирование эстетической концепции С.А.Есенина и ее воплощение в поэмах 1917-1920-х годов Текст.: дис. . канд. фил. наук / Н.К. Юнусова. М., 2003. - С. 71.

121. Юшин, П.Ф. Поэзия Есенина в 1910-1923 гг. Текст. / П.Ф. Юшин. М.: Наука, 1966. - С. 96-97.1.. Работы по философии, литературоведению, эстетике

122. Анненский, И. Бальмонт-лирик Текст. / И. Анненский // Книги отражений. — М.: Советский писатель, 1979. С. 99, 102-103.

123. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин. М.: Советский писатель, 1979. - С. 145.

124. Белый, А. Критика. Эстетика. Теория символизма Текст. / А. Белый. М.: Искусство, 1994. - Т. 1. - С. 284.

125. Бердяев, Н.А. Была ли в России революция? Текст. / Н.А.Бердяев // Падение священного русского царства: Публицистика 19141922 годов. М.: Астрель, 2007. - С. 649, 650.

126. Бердяев, Н.А. Душа России Текст. / Н.А. Бердяев // Падение священного российского царства: Публицистика 1914-1922 годов. — М.: Астрель, 2007. С. 40.

127. Бердяев, Н.А. Злая воля и разум истории Текст. / Н.А. Бердяев // Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922 годов. — М.: Астрель, 2007.-С. 381.

128. Бердяев, Н.А. О любви к России Текст. / Н.А. Бердяев // Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922 годов. М.: Астрель, 2007. - С. 487.

129. Бердяев, Н.А. Рассуждения о душе, о мире, о космосе, о человеке, о творчестве, революции Текст. / Н.А. Бердяев // Смысл творчества. — М.: ACT, 2006. С. 5-46.

130. Бердяев, Н.А. Смысл творчества Текст. / Н.А. Бердяев // Смысл творчества. М.: ACT, 2006. - С. 65-67.

131. Бердяев, Н.А. Философия свободы Текст. / Н.А. Бердяев // Философия свободы. М., 2007. - С. 114-146.

132. Бердяев, Н.А. Царство Духа и царство Кесаря Текст. / Н.А. Бердяев // Судьба России: Книга статей. М.: Эксмо, 2007. - С. 264-274.

133. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика Текст. / С.Н. Бройтман. — М.: Академия, 2004. С. 255-256.

134. Бройтман, С.Н. Пушкин и русский символизм Текст. / С.Н. Бройтман // Поэтика русской классической и неклассической лирики. — М.: Эксмо, 2008. С. 80-87.

135. Бройтман, С.Н. Русская лирика XIX-начала XX века в свете исторической поэтики (Объектно-образная структура) Текст. / С.Н. Бройтман. М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1997.-С. 10.

136. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество Текст. / С.Н. Булгаков // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.-С. 24. 1

137. Булгаков, С.Н. Моя родина Текст. / С.Н. Булгаков // Русская идея. М.: Республика, 1992. - С. 366.

138. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика Текст. /

139. A.Н. Веселовский. -М.: Высшая школа, 1989. 398 с.

140. Гинзбург, Л.Я. О лирике Текст. / Л.Я. Гинзбург. Л.: Просвещение, 1974.-С. 165.

141. Жирмунский, В.М. Преодолевшие символизм Текст. /

142. B.М. Жирмунский // Поэтика русской поэзии. СПб: Изд-во «Азбука-классика», 2001. - С. 366.

143. Жолковский, А.К., Щеглов, Ю.К. Работы по теории выразительности: Инварианты Тема - Приемы - Текст Текст. / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов. - М.: Прогресс, 1996. - С. 213.

144. Иванов, В. Родное и вселенское Текст. / В. Иванов. М.: Просвещение, 1994.-С. 184.

145. Ильин, И.А. Пророческое призвание Пушкина Текст. / И.А.Ильин // А.С. Пушкин: путь к православию. М.: Отчий дом, 1996.1. C. 226.

146. Кондратова, Т.И. Поэтический мир К.М. Фофанова Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук / Т.И. Кондратова. Коломна, 1999. - С. 4.

147. Корман, Б.О. Лирика Некрасова Текст. / Б.О. Корман. Ижевск, 1978.-С. 43,48.

148. Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века Текст. / В.В. Мусатов. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.-264 с.

149. Сакулин, П.Н. Социологический метод в литературоведении Текст. / П.Н. Сакулин // Филология и культурология. М.: Наука, 1990. -363 с.

150. Сельницын, А.А. Поэтический мир Юхана Себастиана Вельхавена Текст.: дис. . канд. филол. наук / А.А. Сельницын. М: Прософт, 2003.-С. 6.

151. Сквозников, В.Д. Лирика Текст. / В.Д. Сквозников // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жары. — М.: Наука, 1964.-С. 181.

152. Сквозников, В.Д. Русская лирика. Развитие реализма Текст. / В.Д. Сквозников. -М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 76.

153. Смирнов, Ю.А. Поэтический мир Михаила Сеспиля и развитие чувашского стиха Текст.: дис. . канд. филол. наук / Ю.А. Смирнов. — М.: ПрофСофт, 2005.-С. 5.

154. Соловьев, B.C. Значение поэзии в стихах Пушкина Текст. / B.C. Соловьев // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. -М.: Просвещение, 1991. С. 120.

155. Соловьев, B.C. Россия и Вселенская церковь Текст. / B.C. Соловьев. М., 1911.-98 с.

156. Соловьев, B.C. Русская идея Текст. / B.C. Соловьев // Русская идея.--М.: Республика, 1992.-С. 186-204.

157. Соловьев, B.C. Собрание сочинений и писем Текст.: В 15 т. / B.C. Соловьев. -М.: Республика, 1993.

158. Струве, П.Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина Текст. / П.Б. Струве. СПб: РХГИ, 2000. - С. 303.

159. Трубецкой, Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм Текст. / Е.Н. Трубецкой // Русская идея. М.: Республика, 1992. - С. 242257.

160. Тынянов, Ю.Н. Блок Текст. / Ю.Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Знамя, 1977. - 142 с.

161. Успенский, Б.А. Избранные труды Текст. / Б.А. Успенский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. - С. 144.

162. Федоров, В.В. Поэтический мир как литературоведческая категория Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук / В.В. Федоров. М., 1988.-С. 5.

163. Флоренский, П.А. Вопросы религиозного самопознания Текст. / П.А. Флоренский. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. - 187 с.

164. Цветаева, М. Об искусстве Текст. / М. Цветаева. — М.: Республика, 1991. С. 49.

165. Циолковский, К.Э. Монизм Вселенной Текст. / К.Э. Циолковский // Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма. — СПб.: Худож. литература, 1995. С. 30.

166. Циолковский, К.Э. Неизвестные разумные силы Текст. / К.Э. Циолковский // Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма. — СПб.: Худож. литература, 1995. С. 74.

167. V. Исследования, посвященные литературному процессуконца XIX начала XX вв.

168. Алексеева, Л.Ф. А. Блок и русская поэзия 1910 20-х годов Текст. / Л.Ф. Алексеева. - М.: Изд-во МПУ, 1996. - 108 с.

169. Антология акмеизма. Стихи. Манифесты. Статьи. Мемуары Текст. М.: Московский рабочий, 1997. - 366 с.

170. Ерохина, И.В. Стиль эпохи Серебряного века и творческая индивидуальность Анны Ахматовой Текст.: автореф. дис. канд. . филол. наук /И.В. Ерохина.-М., 2001.-25 с.

171. Келдыш, В.А. Русская литература «Серебряного века» как сложная целостность Текст. / В.А. Келдыш // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). - М.: Наследие, 2000. - Книга 1. - С. 384.

172. Кихней, Л.Г. Акмеизм. Миропонимание и поэтика Текст. / Л.Г. Кихней. М.: МАКС Пресс, 2001.- 183 с.

173. Клинг, О.А. Эволюция и «латентное» существование символизма после Октября Текст. / О. А. Клинг // Вопр. лит. 1999. - № 4. - С. 37-64.

174. Клинг, О.А. Серебряный век через сто лет (Диффузное состояние» в русской литературе начала XX века) Текст. / О.А. Клинг // Вопр. лит. - 2000. - № 6. - С. 83.

175. Клюге, Р.Д. О русском авангарде, философии Ницше и социальном реализме Текст. / Р.Д. Клюге // Вопросы литературы. — 1990. —9.-с. 66.

176. Колобаева, JI.A. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. Текст. / JI.A. Колобаева. М.: Изд-во МГУ, 1990.274 с.

177. Колобаева, JI.A. Никакой психологии», или Фантастика психологии? (О перспективах психологизма в русской литературе нашего века) Текст. / Л.А. Колобаева // Вопр. лит. 1999. - № 2. - С. 3-20.

178. Колобаева, Л.А. Русский символизм Текст. / Л.А. Колобаева. — М.: Изд-во МГУ, 2000. 256 с.

179. Колтоновская, Е.А. Общая характеристика эпохи (от Чехова до революции) Текст. / Е.А. Колтоновская // Русская культура XX в. на родине и в эмиграции. Имена. Проблемы. Факты. М., 2000. - Вып. 1. - С. 165-194.

180. Култышева, О.М. Творчество В. Маяковского во взаимодействии с литературным процессом 1910-1920 годов Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук / О.М. Култышева. -М., 2007. 38 с.

181. Кутыкова, И.В. Проблема смысла истории в философии и культуре переломных эпох: «Серебряный век» и современность Текст.: автореф. дис. . канд. философ, наук / И.В. Кутыкова. СПб., 1999. - С. 12.

182. Лекманов, О.А. Акмеизм как литературная школа: (Опыт структурной характеристики) Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук / О.А. Лекманов. М., 2002. - 48 с.

183. Лотман, Ю.М., Минц, З.Г. Статьи о русской и советской поэзии Текст. / Ю.М. Лотман, З.Г. Минц. Таллинн, 1989. - С. 19.

184. Маковский, С.К. На Парнасе Серебряного века Текст. / С.К. Маковский. -М.: XXI век Согласие, 2000. - С. 17, 25-26.

185. Маковский, Э.С. Отечественный художественный авангард: теория, история и тенденции развития: Монография Текст. / Э.С. Маковский. -М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2008. С. 32, 38-39.

186. Марков, В.Ф. История русского футуризма Текст. / В.Ф. Марков. СПб.: Алетейя, 2000. - 414 с.

187. Минералова, И.Г. Литература поисков и открытий. Жанровый синтез в русской литературе рубежа XIX-XX вв.: Учебное пособие Текст. / И.Г. Минералова. -М.: Прометей, 1997. 149 с.

188. Минералова, И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: Учебное пособие Текст. / И.Г. Минералова. — М.: Флинта: Наука, 2008.-312 с.

189. Минералова, И.Г. Художественный синтез в русской литературе XX века Текст. / И.Г. Минералова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 265 с.

190. Минц, 3.Г. Поэтика русского символизма Текст. / З.Г. Минц. — СПб: Искусство СПБ, 2004. 784 с.

191. Мокина, Н.В. Архетипическое и эпохальное в творчестве поэтов Серебряного века Текст. / Н.В. Мокина. Саратов: Изд-во Саратовского унта, 2003.-119 с.

192. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX века Текст. / М.Г. Неклюдова. М.: Республика, 1991. - С. 16.

193. Никонова, Т.А. Мифология нового мира и тенденции развития русской литературы первой трети XX века Текст.: дис. . д-ра филол. наук / Т.А. Никонова. Воронеж, 2004. - С. 55.

194. Пайман, А. История русского символизма Текст. / А. Пайман. -М.: Республика, 1998. 415 с.

195. Петрова, Г.В. Лирика И.Ф. Анненского в контексте философских и эстетических идей к. XIX н. XX вв. Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук / Г.В. Петрова. - Новгород, 1997. - 25 с.

196. Полехина, М.М. Русская поэзия первой трети XX века: Художественная космогония (М. Цветаева и В. Маяковский) Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук / М.М. Полехина. М., 2001. - 32 с.

197. Прохоренко, А.В. Все в имени твоем, Россия. Основные парадигмы общественной мысли русского зарубежья Текст. / А.В. Прохоренко. СПб.: Летний сад, 2003. - С. 19.

198. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания Текст. / Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М.: Наследие, 1999. - 480 с.

199. Сайко, Е.А. Серебряный век: философско-культурологические концепты. Модерн: Лекция Текст. / Е.А. Сайко. М.: МАКС Пресс, 2007. -С. 26.

200. Сарычев, В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция Текст. / В.А. Сарычев. Липецк: Липецкое изд-во, 2000. - 256 с.

201. Секриеру, А.Е. Художественный синтез в творчестве И. Северянина Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук / А.Е. Секриеру. — М., 1998.-24 с.

202. VI. Святоотеческая литература

203. VII. Художественные произведения других авторови работы о них

204. Блок, А.А. Собрание сочинений Текст.: В 2 т. / А.А. Блок. М.: Худож. литература, 1955.

205. Блок, А.А. Собрание сочинений Текст.: В 8 т. / А.А. Блок. М. — Л.: Худож. литература, 1963.

206. Брюсов, В.В. Собрание сочинений Текст.: В 7 т. / В.В. Брюсов. -М.: Худож. литература, 1975.

207. Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений Текст.: В 2 т. / М.Ю. Лермонтов. М.: Правда, 1988.

208. Некрасов, Н.А. Собрание сочинений Текст.: В 8 т. / Н.А. Некрасов. -М.: Худож. литература, 1965.

209. Пушкин, А.С. Письмо к П.Я. Чаадаеву Текст. / А.С. Пушкин // Русская идея. — М.: Республика, 1992. С. 51.

210. Солнцева, Н.М. Последний Лель: О жизни и творчестве Сергея Клычкова Текст. / Н.М. Солнцева. М.: Моск. Рабочий, 1993. - С. 46.

211. Тютчев, Ф.И. Стихотворения Текст. / Ф.И. Тютчев. М.: Сов. Россия, 1986.-С. 103.

212. VIII. Справочная литература

213. Афанасьев, А.Н. Древо жизни: Избранные статьи Текст. /. А.Н. Афанасьев. -М.: Современник, 1982. С. 41.

214. Большой толковый словарь русского языка Текст. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. - С. 216.

215. Лермонтовская энциклопедия Текст. М.: Наука, 1981. -С. 310-312.

216. Михалков, С.В. Литература. Время. Жизнь: Публицистика Текст. / С.В. Михалков. М.: Правда, 1978. - С. 138.

217. Русская литература XIX-XX вв. Текст.: В 2 т. Т. 2: Русская литература XX века. Литературоведческий словарь / Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. - М.: Изд-во московского ун.-та, 2004. - С. 392, 393.

218. Русские Текст. М.: Наука, 1999. - С. 519, 524.

219. Современное есениноведение. Научно-методический журнал. -2007. - № 6. - С. 287

220. Современный словарь-справочник по литературе Текст. / Сост. и науч. ред. С.И. Кормилова. М.: Олимп; ACT, 2000. - 576 с.

221. Хализев, В.Е. Теория литературы Текст. / В.Е. Хализев. М.: Высшая школа, 1999. - 487 с.1.. Исследования зарубежных авторов и работы на иностранном языке

222. Акиль, Яхъя Хассан. Глагольная метафора как форма отражения поэтической картины мира в лирике С.А. Есенина Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук / Хассан Акиль Яхъя. М., 1992. - 24 с.

223. Ли, Де By. Поэзия Сергея Есенина и корейская крестьянская литература Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук / By Де Ли. М., 2000. - 23 с.

224. Мекш, Э.Б. Русская новокрестьянская поэзия: Учебное пособие Текст. / Э.Б. Мекш. Даугавпилс: Даугавпилсский педагогический институт, 1991. - С. 59.

225. Asmuth, В. Aspekte der Lyrik Text. / В. Asmuth // Grundstudium Literaturwissenschaft Hochschuldidaktische Arbeitsmaterialen: Herausgegeben vonHeing Geiger u.s.w. Bd 6, 1976. P. 190.

226. Cieslik, Krzysztof. Ivan Bunin (1887-1953). Zarys tworczosci Krzysztof Cieslik. Szcecin Wydaw hauk Uniw szczecinskiego Text. / Krzysztof Cieslik.-1998.-290 p.

227. Connolly, Julian W. Ivan Bunin Text. / Julian W Connolly. Boston: Twayne, 1982. - 342 p.

228. Giovanni, Arpino. Serghei A. Esenin L'estremo cantore dell'antica Russia di fronte alia rivoluzione Text. / Arpino Giovanni. Marsilio, 1997. — 329 p.

229. Jessie, Davies. The poetic soul of Russia Sergei Esenin (1895-1925). Biographical and Critical sketches to commemorate the poet's birth Text. / Davies Jessie. - Lincoln, 1995. - 279 p.

230. КостиЬ, Вукашин M. Ceprej Десенин у српско) книжевности Text. / Вукашин М. KocTuh. Ниш: Просвета, 1993. - 169 р.

231. Meyer, Andrea. Die Sonettdictung Ivan Bunins Text. / Andrea Meyer. Wiesbaden Harrasowitz, 1990. - 273 p.

232. Ojcewi, G. Przymiotniki w poezji Ivana Bunina Studium leksykograficznel Grzegors Ojcewicz Text. / G. Ojcewi. Polska: Wydaw. B. Kayzera, 1996. - 302 p.

233. Spinner, K.H. Zur struktur des lyrisches Ich. Stunden zur Germanistik Text. / K.H. Spinner. Frankfurt am Main, 1975. - 273 p.

234. Szokalski, Jerzy. Czas w poezji Sergiusz Jesienina: Wsetna rocznicq urodzin Text. / Jerzy Szokalski. Warzawa, 1995. - 271 p.

235. Wcodward, James B. Ivan Bunin A study of his fiction Text. / James B. Wcodward. Chapel Hill Univ. of North Carolina press, 1980. - 240 p.

236. X. Источники, взятые из Интернет-ресурсов

237. Irena Fijalkowska-Janiak. Символика мессианских идей // http://www.utoronto.ca/tsq/12/fij alkowska 12. shtml

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.