Идеологическое государство как предмет концептуального анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат наук Тупаев Андрей Васильевич

  • Тупаев Андрей Васильевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 217
Тупаев Андрей Васильевич. Идеологическое государство как предмет концептуального анализа: дис. кандидат наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». 2019. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тупаев Андрей Васильевич

Введение................................................................................................................. с

Глава I. Теоретико-методологические основания исследования идеологического государства............................................................................. с

1.1. Политическая идеология и ее когнитивные функции................................. с

1.2. Теоретико-методологический конструкт исследования концепта идеологического государства................................................................................ с

Глава II. Модели идеологического государства............................................. с

2.1. Идеология и государство в евразийской политической философии........ с

2.2. Идеологическое государство в национал-социализме................................ с

Глава III. Концепт идеологического государства в современной России.. с

3.1. Теория идеологического государства в «новом» евразийстве.................. с

3.2. Элементы идеологического государства в доктринальных документах неоевразийских и неонационал-большевистских организаций..................... с

Заключение............................................................................................................ с

Библиографический список............................................................................... с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеологическое государство как предмет концептуального анализа»

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что исследования идеологий в современной политической теории сформировали новые подходы к изучению взаимодействия государства и идеологии. Данное взаимодействие в условиях актуализации различного рода идеологических проектов имеет историческую значимость, поскольку концепт идеологического государства позволяет проследить историко-политические формы взаимодействия государства и идеологии, а также их отражение в различных идеологических системах. Наиболее значимым указанный концепт является для идеологий евразийства и национал-социализма.

Исследования идей евразийства и национал-социализма получили широкое распространение в современной политической науке и публицистике. Исследуемые проекты идеологических государств имели разные исторические судьбы. Нацистское государство было реализовано в античеловеческих практиках и институтах гитлеровского политического режима и прекратило свое существование в середине XX века. Евразийский проект остался на уровне философско-политических теории, не получив практического воплощения. Однако некоторые его теоретические положения востребованы сторонниками неоевразийства на постсоветском пространстве и в современной России. Как полагают адепты этой идеологии, воспроизводство ценностей и институтов элементов идеологического государства позволит России преодолеть отставание от западных стран и занять выгодное положение на геополитической арене. Выход России из состояния перманентного кризиса и успешное развитие государства также связываются с воспроизводством некоторых элементов идеологического государства в силу их большего соответствия менталитету и социально-политическим потребностям россиян.

Современный исследовательский интерес к евразийской идеологии определен оригинальностью предлагаемых ею концепций преодоления глобальных кризисов, идеей сохранения национально-территориального единства, наличием механизмов предотвращения религиозных и межэтнических конфликтов. Идея силь-

ного государства является ключевой для евразийцев и национал-социалистов, принципы и инструменты создания которого составляют структурно важную частью этих идеологий.

Таким образом, актуальность концептуального анализа идеологического государства состоит в необходимости комплексного исследования идеологии, политических и институциональных элементов в государственных моделях национал-социализма и евразийства.

Степень научной разработанности темы. Теоретическую базу диссертационной работы составили несколько тематических блоков предшествующих исследований: идеология и методологические средства её изучения; евразийство и национал-социализм как политико-философские и идеологические доктрины; концепт идеологического («идеократического») государства как структурный элемент указанных идеологий.

В современной политической науке изучение идеологии распадается на несколько исследовательских направлений. В общетеоретическом плане идеологию как общую систему ценностей, идей, взглядов и способов мышления определенной социальной группы рассматривали Л. Альтюссер, А. Грамши, К. Мангейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Парето1. Идеология в их инерпретации выступает в качестве комплекса идей, который разделяет социальная группа, и с помощью которого она стремится достигнуть власти и легитимизировать свое господство. В таком представлении идеология выступает в качестве инструмента для реализации властно-управленческих стратегий. Кроме того, идеология может рассматриваться как особый культурный феномен, который формирует представления индивидов о реальности и власти; в такой интерпретации идеология предстает как ментальная карта проблематизированной социальной реальности. В подобном ключе идеоло-

1 Althusser L. Idéologie et appareils idéologiques d'Etat // Positions (1964-1975). Paris.: Les Éditions sociales, 1976; Грамши А. Избранные произведения [пер. с итал.]. Под общ. ред. И. В. Григорьевой и др.; Вступит. статья Г. П. Смирнова; Примеч. И. В. Григорьевой, К. Ф. Мизиано. М.: Политиздат, 1980; Манхейм К. Избранное. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, тома 1 -39. Издание второе. М.: Издательство политической литературы, 1955-1974; Парето В. Трансформация демократии [пер. с итал.]. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011.

гии исследовали П. Бергер, П. Бурдье, С. Жижек, Н. Лукман, К. Гирц, М. Фуко1. Особое методологическое значение для диссертации имеют работы исследователей политических идеологий с позиции концептуально-когнитивистского подхода, в рамках которого под идеологией понимается система аксиоматических социальных репрезентаций, определяющих аттитюды носителей идеологии. К представителям этого подхода относятся Т. ван Дейк, М. Фриден, М. Бахтин, Ю. Кристева, Ф. Джеймисон, С.П. Поцелуев, М.С. Константинов . Одним из важных для диссертации приложений когнитивно-морфологического подхода М. Фридена к ана-

-5

лизу современного фашизма являются работы Р. Гриффина .

В диссертации осуществляется попытка разработать такие методологические средства исследования идеологий, которые сочетали бы когнитивные и аксиологические аспекты идеологизированного сознания в исторической ретро- и перспективе. Для этого, кроме обозначенного выше методологического инструментария когнитивистского подхода к идеологиям, привлекается теоретико-философский аппарат политической концептологии, разработанный в трудах В.П. Макаренко, А.В. Лубского, С.С. Неретиной, А.П. Огурцова4. Этот методологический ход позволяет выявить влияние идеологического прошлого в идеологических государствах на политические процессы современности. Подобные исследования представлены в работах зарубежных и отечественных ученых В.П. Макаренко, Ю.С. Пивоварова, М.Я. Геллера, Г. Люббе, А. Ассман5. Фунда-

1 Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995; Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993; Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Алетейа, 2005; Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999; Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004; Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманитарная академия, 2004.

2 Van Dijk T.A. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London, 1998; Freeden M. Ideologies and Political Theory: A Conceptual Approach. Oxford, 2006; Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000; Kristeva J. Problèmes de la structuration du texte // Théorie d'ensemble. 1968. P.297-316; Jameson F. The Political Unconscious. Narrative as a socially symbolic act. London and New York, 1983; Поцелуев С.П., Константинов М.С., Лукичев П.Н. и др. Игры на идеологической периферии. Праворадикальные установки студенческой молодежи Ростовской области. Ростов н/Д.: ЮНЦ РАН, 2016.

3 Griffin R. A Fascist Century: Essays by Roger Griffin. Basingstoke, 2008.

4 Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия. М.: Праксис, 2002; Макаренко В.П. Политическая концептология: обзор повестки дня. М.: Праксис, 2005; Лубский А.В. Политическая концептология как «захват мира политики» и приглашение к дискурсу // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2009. № 1. С. 117-128; Неретина С.С., Огурцов А.П. Концепты политической культуры. М.: ИФРАН, 2011.

5 Макаренко В.П. Русская власть и бюрократическое государство, часть 1: монография. Ростов-на-Д.: Март, 2013; Пивоваров Ю. С. Русское настоящее и советское прошлое. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2014; Геллер М. Я. Российские заметки, 1969—1979. М.: МИК, 1999; Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в насто-

ментальные политико-философские, экономические и социальные принципы евразийского государства отражены в трудах русской послереволюционной эмиграции: Н.Н. Алексеева, В.В. Вейдле, Л.Н. Гумилева, Л.П. Карсавина, П.Н. Савицкого, Н.С. Трубецкого, Г.В. Флоровского1. Принципиальное значение имеют также критические работы их современников, суть критики которых заключалась в описании склонности евразийского движения к этатизму и волюнта-

л

ризму (Н.А. Бердяев, Г.В. Флоровский ). Среди зарубежных исследователей

-5

евразийства необходимо выделить работы французского теоретика М. Ларюэля , комплексно проанализировавшего философские основания данного интеллектуально-политического течения. Современный этап евразийской теории представлен в работах неоевразийцев (А.Г. Дугин, А.С. Панарин4 ). Критический анализ евразийской идеологии, концепции «особого пути», формирования национальной идеи и единства на основе философско-политической доктрины евразийцев в современной России представлен в работах отечественного этнографа и политолога Э.А. Паина5.

Среди исследований национал-социализма для диссертации важны три направления. Во-первых, это работы основателей и современников расовых концепций и фашизма (Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х.-С. Чемберлен, А. Гитлер,

ящем. М.: Высшая школа экономики, 2016; Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

1 Алексеев Н.Н. Идея государства. Очерки по истории политической мысли. Нью-Йорк, 1955; Вейдле В.В. Россия и Запад. Современные записки. Т. 67. Париж, 1938; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990; Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. Париж, 1927; Савицкий П.Н. Европа и Евразия. Русская мысль. София, 1921; Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Берлин, 1925; Флоровский Г.В. Окамененное бесчувствие (по поводу полемики против евразийцев) // Путь. Париж, 1926. № 2. С. 128-133.

2 Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев // Путь. Париж, 1927. № 8. С.141-144; Флоровский Г.В. Окамененное бесчувствие (по поводу полемики против евразийцев) // Путь. Париж, 1926. № 2. С. 128-133.

3 Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи. Пер. с фр. Т. Н. Григорьевой. М.: Ната-лис, 2004.

4 Дугин А.Г. Проект «Евразия». М.: «Яуза», 2004; Дугин А.Г. Четвертый путь. Введение в Четвертую Политическую Теорию. М.: Академический проект, 2014; Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2001.

5 Паин Э. А. Особый путь России: инерция без традиций // Россия и мусульманский мир. 2008. № 12. С. 4-16. Идеология «особого пути» в России и Германии: истоки, содержание, последствия / Под общ. ред.: Э. А. Паин. М. : Три квадрата, 2010; Паин Э.А., Верховский А.М. Цивилизационный национализм: российская версия «особого пути» // Политическая концептология. 2013. № 4. С. 23-46; Паин Э. А. Имперский национализм (Возникновение, эволюция и политические перспективы в России. // Общественные науки и современность. 2015. № 2. С. 59-71; Паин Э.А. Магия тоталитаризма. // Политическая концептология. 2015. № 4. С. 93-101.

Б. Муссолини, К. Шмитт, О. Шпенглер1). Во-вторых, это исследования роли идеологии в нацистском государстве и управленческом аппарате (Г. Кёнен, Ф.Л. Нойманн, Э. Нольте, В. Випперман, А.И. Борозняк2). Социальная политика Третьего рейха, формирование правовой базы идеологического государства отра-

-5

жены в работах отечественного историка Е.А. Паламарчука . Особого внимания заслуживает работа немецкого историка Э. Нольте4, в которой используется концепт идеологического государства для характеристики нацистской Германии. Третье направление исследований посвящено историческим последствиям нацистского режима для философско-политической мысли (А.А. Галкин, Э. Канетти, К. Манхейм, К. Поппер, Э. Фромм, Х. Арендт, П. Слотердайк5).

Вместе с тем, тема исследования имеет немалый потенциал применения концептуального анализа идеологического государства для определения последствий влияния на современные политические процессы комплекса социально-политических идей евразийства. Особую актуальность в этом контексте приобретает использование различными политическими субъектами элементов идеологических государств, содержащихся в идеологиях национал-социализма и евразийства. Эти обстоятельства определили приоритеты темы диссертационного исследования.

1 Лепетухин Н. В. Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы второй половины XIX - начала XX веков: Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х.-С. Чемберлен. Иваново: ПресСто, 2013; Чемберлен Х. С. Основания девятнадцатого столетия. Пер. Е. Б. Колесниковой. В 2 т. Т.П. Спб.: «Русский миръ», 2012; Hitler A. Mein Kampf. Jubiläumsausgabe - München, 1939.. Jubiläumsausgabe. München, 1939; Муссолини Б. Третий путь. Без демократов и коммунистов. М.: Алгоритм, 2012; Шмитт К. Диктатура: от истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2006; Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002; Шпенглер О. Политические произведения. М.: Канон+, Реабилитация, 2009.

2 Кёнен Г. Между страхом и восхищением: «Российский комплекс» в сознании немцев 1900-1945. М.: РОС-СПЭН, 2010; Нойманн Ф.Л. Бегемот. Структура и практика национал-социализма 1933-1944. СПб.: Владимир Даль, 2015; Нольте Э. Фашизм в его эпохе Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001; Випперман В. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982. Пер. с нем. Новосибирск, 2000; Борозняк А.И. Историки ФРГ о нацизме // Новая и новейшая история. 1999. №1. С.62-79.

3 Паламарчук Е. А. Гендерные отношения в Третьем Рейхе. Ростов-на-Дону: Эверест, 2003; Паламарчук Е. А. Социальная политика Третьего Рейха. Ростов-на-Дону, 2006; Паламарчук Е. А. Нацизм: три лика геноцида. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2003; Паламарчук Е.А. Социальная политика Третьего рейха и ее правовая база. Ростов-на-Дону: Изд-во Института управления, бизнеса и права, 2007.

4 Нольте Э. Европейская гражданская война (1917—1945). Национал-социализм и большевизм. М.: Логос, 2003.

5 Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989; Канетти Э. Масса и власть // Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990; Манхейм К. Диагноз нашего времени: Очерки военного времени, написанные социологом. Пер. с нем. М., 1992; Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992; Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М.: Высшая школа, 1992; Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996; Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Европа, 2008; Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.

Объект диссертационного исследования - концепты идеологического государства в национал-социализме, неонационал-большевизме, классическом и современном евразийстве.

Предмет диссертационного исследования - концепт идеологического государства как элемент политической теории.

Цель диссертационного исследования - выявить структурно-морфологические сходства и различия в концептуализации идеологического государства в евразийстве и национал-социализме.

Достижение цели предполагает решение задач исследования:

- разработать комбинированный теоретико-методологический конструкт, сочетающий теоретико-философские элементы политической концептологии (В.П. Макаренко, А.В. Лубский, С.С. Неретина, А.П. Огурцов) с методологическим инструментарием когнитивистского подхода к исследованию политических идеологий;

- с помощью разработанного теоретико-методологического конструкта эксплицировать и описать концепт идеологического государства;

- провести концептуальный анализ евразийской теории идеократического государства;

- провести концептуальный анализ идеологического государства в национал-социализме;

- выявить специфику деконтестации концепта идеологического государства в морфологической структуре современного евразийства;

- провести структурно-морфологический анализ доктринальных документов неоевразийских и неонационал-большевистских организаций.

Гипотеза исследования состоит в том, что сходство исторических условий, а также теоретико-философских предпосылок формирования евразийской и национал-социалистической идеологий позволяет предположить наличие структурного концептуального изоморфизма указанных идеологий, проявляющегося прежде всего в сходстве деконтестированных значений ядерного концепта идеологического государства. Однако дальнейшее развитие евразийства в современной России

не могло не учитывать символически значимый для коллективной памяти факт победы над нацизмом во Второй мировой войне. Поэтому в «новом» евразийстве деконтестация указанного концепта должна была происходить вне семантики исторически дискредитированных антилиберальных, имперских, радикально-националистических и других связанных с национал-социализмом концептов. Тем не менее, коллективная травма «90-х годов» и распада СССР вполне могла реабилитировать в массовом сознании некоторые из перечисленных концептов (прежде всего имперский и антилиберальный) и создать концептуальный каркас для возникновения специфической - «популистской» - версии неоевразийства, изоморфной нацизму, но существенно отличающейся от высокоинтеллектуальной «респектабельной» версии неоевразийства. Для проверки данной гипотезы необходимы такие методологические средства, которые одновременно учитывали бы и когнитивный, и аксиологический аспекты обозначенных идеологий в исторической ретро- и перспективе.

Теоретико-методологические основания диссертации включают в себя:

- комплекс общенаучных подходов и специализированных методов политического анализа;

- методологическая база исследования идеологий включает в себя концептуальный аппарат теории идеологии К. Маркса, К. Мангейма, Д. Лукача, А. Грамши, К. Гирца; когнитивный морфологический подход к анализу идеологий М. Фридена и Т. ван Дейка;

- методологический инструментарий политической концептологии В.П. Макаренко применялся для анализа концептов евразийского идеократическо-го государства и нацистского идеологического государства;

- для анализа политического порядка, взаимодействия идеологии, государства, акторов и институтов применялся неоинституциональный подход Д. Норта и Й. Олсена;

- сравнительно-исторический метод позволил сопоставить модели идеологических государств, рассмотреть историческую динамику воспроизводства идей, ценностей и государственных структур, выявить характеристику и особенности

функционирования элементов идеологического государства в политическом дискурсе.

Эмпирическую базу исследования составили:

- нормативно-правовые акты Российской Федерации и СССР;

- нормативно-правовые акты фашистской Германии и Италии;

- программные и уставные документы, идеологические доктрины неоевразийских и неонационал-большевистских и национально-патриотических организаций современной России;

- уставные документы национал-большевистских организаций, русской фашистской партии и союза;

- результаты социологического исследования праворадикальных идеологем молодежного сознания, в котором автор диссертации принимал личное участие.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- разработан теоретико-методологический конструкт для анализа политических идеологий, сочетающий теоретико-философские элементы политической концептологии (В.П. Макаренко, А.В. Лубский, С.С. Неретина, А.П. Огурцов) с методологическим инструментарием когнитивистского подхода;

- из идеологий национал-социализма и евразийства эксплицирован концепт идеологического государства;

- доказан псевдонаучный характер понятия идеологического государства Э. Нольте, на самом деле представляющего собой идеологизированную саморепрезентацию нацистских элит;

- показан структурный концептуальный изоморфизм евразийства и национал-социализма в деконтестации концепта идеологического государства;

- показано влияние неоевразийского концепта идеологического государства как символического ресурса для идеологизации политических процессов в современной России;

- выявлена морфологическая связь между евразийством, неоевразийством, неонационал-большевизмом и национальным патриотизмом, проявляющая себя в дискурсе представителей этих идеологий в современной России.

Положения, выносимые на защиту:

1. В соответствии с разработанным в диссертации комбинированным теоретико-методологическим конструктом, политическая идеология понимается как система аксиоматических социальных репрезентаций, разделяемых членами данного сообщества и определяющих их аттитюдные кластеры (Т.А. Ван Дейк). Аксиоматический характер этим репрезентациям придает такое свойство идеологий, как «деконтестация» (деполемизация, лишение спорности) значений ключевых идеологических концептов, которая достигается посредством структурной («морфологической») конфигурации этих концептов (М. Фриден). В соответствии с этим подходом, в структуре идеологии выделяются ядерные, смежные и периферийные концепты, особенности конфигурации которых специфицируют идеологию в пространстве идеологического спектра.

2. Сочетание методологического инструментария когнитивистского подхода к анализу политических идеологий с теоретико-философской базой политической концептологии позволило выделить и описать концепт идеологического государства в евразийской и национал-социалистической идеологиях. Указанный концепт представляет собой одну из форм взаимопроникновения идеологии и государства, которое оказывает определяющее влияние на все сферы общественной жизни. Концепт идеологического государства представляет собой треугольник элементов: государство-идеология-индивид. Теоретический аппарат политической концепто-логии позволил автору диссертации выявить ценностно-нормативные основания и отсутствие идеологической нейтральности в претендующем на статус научного понятия термине «идеологическое государство» Э. Нольте, а также обнаружить концептуальные сходства этого термина с понятием идеократического государства в евразийстве. В обоих концептах идеология доминирует над политическими институтами и выполняет функцию навязывания индивидам идеологических постулатов.

3. Концептологический анализ евразийского понятия идеократического государства (в версии П.Н. Савицкого, Н.С. Трубецкого, Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина) позволил автору диссертации выявить в указанном понятии тота-

литарные интенции, а также идеологические основания для применения насилия как инструмента политического управления. В указанной версии евразийства государство приобретает фундаментальную ценность, а идеология должна формировать комплекс идейно-ценностных компонентов для обоснования и реализации власти. Особенно важной становится идеологема врага, конкретное содержание которой волюнтаристски определяется властью, в результате чего возникает система абсолютной небезопасности для каждого члена общества: любой может быть обвинен в измене или предательстве идей государства. Поэтому установление тоталитарного режима правления не может не сопровождаться созданием разветвленного репрессивного аппарата, а насилие - институционализироваться в систему государственного террора. Репрессивные органы в данном случае приобретают чрезмерно широкие полномочия, ориентированные на решение задач социально-политического контроля и управления.

4. Национал-социалистическая модель идеологического государства напрямую связана с идеологией фашизма. В отличие от евразийского концепта идеокра-тического государства, не нашедшего своего практического воплощения, понятие идеологического государства нацистов формируется с их приходом к власти, становления однопартийной системы и принятия законов, нивелирующих демократические и парламентские институты. Проекты фашизма существовали и в постимперской России при становлении советской власти, и в других европейских странах, что свидетельствует об общеевропейском тренде на усиление роли государства и идеологическом противостоянии большевизма и фашизма. Нацизм сформировал и актуализировал вопросы не только идеологизации государства и общества, но и вопросы личной ответственности и морали в тоталитарном режиме.

5. Особую актуальность рассмотренные концепты приобретают в современной России для обоснования внутригосударственных и внешнеполитических процессов. Сегодня в России широкую популярность приобретает идеология неоевразийства, поскольку она предлагает политические решения и ответы на глобальные вызовы современности: межконфессиональные и межэтнические кон-

фликты, угрозы национально-территориальному единству страны, разобщение и атомизация общества, аномия, кризис государственных институтов и др. В целом, использование предлагаемых евразийцами решений приводит к национализации экономики, сворачиванию рыночных механизмов и конкуренции, формированию антидемократизма, автаркии и имперского национализма. Однако неоевразийство нельзя считать монолитной идеологией, оно распадается на два крупных течения, которые можно условно обозначить как «высокое (философское)» неоевразийство и «низкое (политическое, или популистское)». Первое представляет собой высокоинтеллектуальный феномен, пользующийся заслуженным уважением как у российской интеллектуальной элиты, так и за рубежом. Одним из лидеров этого течения был А.С. Панарин, объединивший многих представителей интеллектуальной элиты России. Второе - склонное к популизму течение, маргинализированное в интеллектуальном плане, но сильно политизированное и стремящееся завоевать политическое влияние. Одним из духовных лидеров этого течения выступает отечественный публицист А.Г. Дугин. Несмотря на наличие структурных сходств между этими двумя течениями, ключевые различия между ними прослеживаются в особенностях деконтестации ядерного концепта идеологического государства. «Популистское» неоевразийство осуществляет эту деконтестацию через концепт империи как исторически предопределенной формы развития России. В этом течении псевдонаучные геополитические идеологемы превалируют над внутригосударственными интересами. Особое значение для данного течения имеют не интеллектуальные институции, а политические организации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тупаев Андрей Васильевич, 2019 год

Библиографический список

1. Агурский М. Идеология национал-большевизма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yakov.works/library/01_a/gu/rsky_04.htm. (Дата обращения: 12.11.2018).

2. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. Сост. А. Дугин, Д. Тара-торин. - М.: Аграф, 1998. - 635 с.

3. Алексеев Н. Н. Евразийцы и государство. Мир России - Евразия: Антология. Сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. - М.: Высш. шк., 1995. - 368 с.

4. Алексеев Н. Н. Идея государства. Очерки по истории политической мысли. - Нью-Йорк, 1955. - 416 с.

5. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. Пер с англ. и нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского. - М.: Прак-сис, 2002. - 416 с.

6. Антилиберализм как идеология выживания. Евразийский союз молодежи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rossia3.ru/ideolog/nashi/antiliberalism. (Дата обращения: 31.01.2019).

7. Антощенко А.В. "Евразия" или Святая Русь? - Петрозаводск, 2003. -

392 с.

8. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. - М.: Европа, 2008. - 424 с.

9. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - 672 с.

10. Арендт Х. Опыты понимания, 1930-1954. Становление, изгнание и тоталитаризм. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. - С. 526.

11. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 328 с.

12. Баллаев А.В. Проблема идеологии в творчестве К. Маркса // История философии. - М.: ИФ РАН. 1998. - № 3. С. 55-75.

13. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. - М., 2000. - 640 с.

14. Белоусов А.С. Муссолини: диктатура и демагогия. - М.: Машиностроение, 1993. - 368 с.

15. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

16. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев // Путь. - Париж, 1927.

- № 8. С. 141-144.

17. Библиотека Якова Кротова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yakov.works/lib_sec/16_p/pro/gramms.htm#nbp. (Дата обращения: 21.09.2019).

18. Борозняк А.И. Историки ФРГ о нацизме // Новая и новейшая история. 1999. - №1. С. 62-79.

19. Бромберг Я. А. Евреи и Евразия. - М.: Аграф, 2012. - 320 с.

20. Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

21. Бурдье П. Социология социального пространства. - М.: Алетейа, 2005.

- 576 с.

22. «Новости Жизни», 18 сентября 1921 года. Парижский журнал «Смена вех», № 3 (12 ноября 1921 года).

23. Бухарин Н., Преображенский Е., Тараданов Г., Кибардин В. Звезда и свастика: большевизм и русский фашизм. Общ. ред., сост. и послесл. С. Кулешова. - М.: Терра, 1994. - 320 с.

24. Вахитов Р. Р. Классическое левое евразийство // Евразийс. тетради. 2005. - № 2 (8). С. 5-46.

25. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

26. Вейдле В.В. Россия и Запад // Современные записки. Париж. 1938. С. 260-280.

27. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982. Пер. с нем. - Новосибирск, 2000. - 239 с.

28. Галкин А.А. Германский фашизм. - М., 1989. - 352 с.

29. Галкин А.А. О фашизме - его сущности, корнях, признаках и формах проявления // Полис. Политические исследования. 1995. № 2. С. 6-15.

30. Геллер М. Я. Российские заметки, 1969-1979. - М.: МИК, 1999. - 568

с.

31. Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 225267.

32. Грамши А. Избранные произведения [пер. с итал.]. Под общ. ред. И. В. Григорьевой и др.; Вступит. статья Г. П. Смирнова; Примеч. И. В. Григорьевой, К. Ф. Мизиано. - М.: Политиздат, 1980. - 422 с.

33. Грамши А. Избранные произведения в трех томах. Т. 2. Письма из тюрьмы. - М.: Издательство иностранной литературы, 1957. - 315 с.

34. Грамши А. Избранные произведения в трех томах. Т. 3. Тюремные тетради. - М.: Издательство иностранной литературы, 1959. - 571 с.

35. Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. Ч. 1. - М.: Политиздат, 1991. -

564 с.

36. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М., 1994. - 544 с.

37. Гусейнов Г.Ч. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х. - М., 2003. - 272 с.

38. Движение «Евразия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eurasia.com.ru/faq.html. (Дата обращения: 12.01.2019).

39. Демьянков В.З., Кубрякова Е.С. Когнитивная революция, когнитивный поворот // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. С. 72-73.

40. Дестют де Траси А. Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2013. - 336 с.

41. Дмитриев Т.А. Коммунитаризм // Хёффе О., Малахов В.С., Филатов В.П., Дмитриев Т.А. (ред.) Современная западная философия. Энциклопедический словарь. - М.: Культурная революция, 2009. - С. 17-20

42. Дугин А. Г. Евразийский реванш России. - М.: Алгоритм, 2014. - 256

с.

43. Дугин А. Г. Евразийство и постмодерн // Газета «Завтра» от 19 октября

2011.

44. Дугин А. Г. Конспирология. - М.: Арктогея, РОФ «Евразия», 2005. -

624 с.

45. Дугин А.Г. Евразийский путь как национальная идея. - М.: Артогея-центр, 2002. - 140 с.

46. Дугин А.Г. Основы геополитики. - М. 1997. - 608 с.

47. Дугин А.Г. Проект «Евразия». - М.: Эксмо, 2004. - 512 с.

48. Дугин А.Г. Тамплиеры пролетариата. - М., 1997. - 326 с.

49. Дугин А.Г. Четвертый путь. Введение в Четвертую Политическую Теорию. - М.: Академический проект, 2014. - 683 с.

50. Дугин А.Г. Философия политики. - М.: Аркогея, 2004. - 424 с.

51. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - 575 с.

52. Евразийские тетради. Прага: 1935. - №4.

53. Евразийский союз молодежи. Программа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rossia3.ru/. (Дата обращения: 31.01.2019).

54. Евразийство: (формулировка 1927 г.) декларация. - Прага, 1927. - 15

с.

55. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М.: Художественный журнал, 1999. - 234 с.

56. Звезда и свастика: большевизм и русский фашизм. Общ. ред., сост. и послесл. С. Кулешова. - М.: Терра, 1994. - 320 с.

57. Идеология «особого пути» в России и Германии: истоки, содержание, последствия / Под общ. ред.: Э. А. Паин. -М. : Три квадрата, 2010. - 320 с.

58. Иконников В. С.. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. - Киев: Унив. тип., 1869. - 577 с.

59. Ильин М.В. Слова и смыслы: Опыт описания ключевых политических понятий. - Москва: РОССПЭН, 1997. - 432 с.

60. Информационный портал Русского имперского движения. Правый взгляд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusimperia.mfo/p/rid-program.html. (Дата обращения 31.12.2018).

61. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. ... Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. - М., 1997. - 370 с.

62. К вопросу формирования новой политической элиты. Евразийский союз молодежи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rossia3.ru/. (Дата обращения: 31.01.2019).

63. Калхун К. Национализм. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - 286 с.

64. Канетти Э. Масса и власть // Канетти Э. Человек нашего столетия. -М., 1990. - 527 с.

65. Карсавин Л.П. Основы политики // Основы евразийства. - М., 2001. С. 174-216.

66. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. - Париж, 1927. - 32 с.

67. Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи. Евразийский союз молодежи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rossia3.ru/. (Дата обращения: 31.01.2019).

68. Кёнен Г. Между страхом и восхищением: «Российский комплекс» в сознании немцев 1900-1945. - М.: РОССПЭН, 2010. - 511 с.

69. Килькеев В.Н. Клиффорд Гирц: концепция культуры и семиотический подход к ее изучению // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. - № 11. С. 142.

70. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. - М.: ТЕИС. 2000. - 213 с.

71. Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. - М.: Т-во Типо-Литогр. И. М. Машистова, 1914. - 100 с.

72. Ключников Ю., Потехин Ю., Чахотин С., Бобрищев-Пушкин А., Лукьянов С. и др. Смена вех. - Прага, 1921. - № 2. - 24 с.

73. Компендиум по общей социологии. - М.: Дом ГУ ВШЭ, 2007. - 576 с.

74. Константинов М.С. Коммунитаристская критика либеральной концепции моральной нейтральности // Политическая концептология: журнал метадис-циплинарных исследований. - 2013. - № 4. - С. 240-250.

75. Конституция Итальянской Республики. Пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза. Под общ. ред. Л А. Окунькова. -М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997. С. 423-450.

76. Конституция РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm. (Дата обращения: 12.05.2017).

77. Лакан Ж. Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда. - М., 1997. - 184 с.

78. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). - М., 1998. - 432 с.

79. Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи. Пер. с фр. Т. Н. Григорьевой. М.: Ната-лис, 2004. - 287 с.

80. Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 33. - М.: Издательство политической литературы, 1969. - 434 с.

81. Лепетухин Н. В. Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы второй половины XIX - начала XX веков: Ж.-А. Гобино, Г. Ле-бон, Х.-С. Чемберлен. - Иваново: ПресСто, 2013. - 148 с.

82. Лубский А.В. Государственная власть в России // Российская историческая политология. Курс лекций: учеб. пособие. Отв. ред. С.А. Кислицын. - Ростов н/Д., 1998. - 47 с.

83. Лубский А.В. Институциональные матрицы естественного государства и социальный порядок в России. // Политическая концептология. 2016. - № 4. С. 114-123.

84. Лубский А.В. Политическая концептология как «захват мира политики» и приглашение к дискурсу // Политическая концептология: журнал метадис-циплинарных исследований. 2009. - № 1. С. 117-128;

85. Лукач Д. История и классовое сознание. Хвостизм и диалектика. Тезисы Блюма (фрагменты) / пер., коммент., вступ. статья и указ. С.П. Поцелуева. - М.: Русский фонд содействия образования и науке, 2017. - С. 102-107.

86. Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем. - М.: Высшая школа экономики, 2016. - 456 с.

87. Люкс Л. История России и Советского Союза: от Ленина до Ельцина. Пер с нем. - М.: РОССПЭН, 2009. - 527 с.

88. Макаренко В. П. Политическая концептология: первые итоги разработки // Политическая концептология. 2009. - № 1. С. 79-116.

89. Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия. - М.: Прак-сис, 2002. - 416 с.

90. Макаренко В.П. Все мы родом из Октября // Дон, 1990. - №1. С. 116132.

91. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 480 с.

92. Макаренко В.П. Историческая драма православия на фоне конфликта между истиной и политикой // Социологические исследования. 2017. - № 7. С. 141-150.

93. Макаренко В.П. Политическая концептология. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. - 560 с.

94. Макаренко В.П. Политическая концептология: обзор повестки дня. -М.: Праксис, 2005. - 368 с.

95. Макаренко В.П. Политический дискурс: между бессмыслицей и порочным кругом // Вестник Московского университета: Сер.18: Социология и политология. 2005. - № 2. С. 72-95.

96. Макаренко В.П. Русская власть бюрократическое государство. Часть 1. Монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во Март, 2013. - 652 с.

97. Макаренко В.П. Технократические мамелюки: социополитические аспекты концепции А. Макинтайра. Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦ ВШ, 2000. - 60 с.

98. Макаренко В.П. Уроки Ханны Арендт: внеконтекстуальные проблемы системы организованной лжи // Политическая концептология: журнал метадисци-плинарных исследований. 2015. - № 1. С. 6-17.

99. Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. 2009. - № 4 (30). С. 32-40.

100. Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. - М.: «Юрист». 1994. - 704 с.

101. Манхейм К. Диагноз нашего времени: Очерки военного времени, написанные социологом. Пер. с нем. - М., 1992. - 160 с.

102. Манхейм К. Избранное. Диагноз нашего времени. - М.: Юристъ, 1994.

- 744 с.

103. Марков Н. Е. Думские речи. Войны темных сил. Сост. и коммент. Д. Стогов. Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. -704 с.

104. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

- М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 1-4.

105. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - М.: Политиздат, 1988. -

393 с.

106. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и

немецкого социализма в лице его различных пророков // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 7-544.

107. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, тома 1-39. Издание второе. - М.: Издательство политической литературы, 1955-1974.

108. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.

109. Мизес Л. Всемогущее правительство: Тотальное государство и тотальная война. Челябинск: Социум, 2006. - 466 с.

110. Милюков П.Н. Воспоминания. - М., 1991. - 528 с.

111. Мир России - Евразия: Антология. Сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сизем-ская. - М.: Высш. шк., 1995. - 399 с.

112. Муссолини Б. Третий путь. Без демократов и коммунистов. - М.: Алгоритм, 2012. - 271 с.

113. Назарбаев Н. Международное евразийское движение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://med.org.ru/article/1252. (Дата обращения: 12.11.2018).

114. Национально-освободительно движение. О движении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusnod.ru/index/o-dvizhenii/. (Дата обращения: 12.01.2019).

115. Наша идеология. Евразийский союз молодежи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rossia3.ru/ideolog/nashi/. (Дата обращения: 31.01.2019).

116. Неретина С.С. Концепт. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 2010. - 634 с.

117. Неретина С.С., Огурцов А.П. Концепты политического сознания // Политическая концептология. 2009. № 2. С. 41-102. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politconcept.sfedu.ru/2009.2/06.pdf (Дата обращения: 23.06.2018).

118. Неретина С.С., Огурцов А.П. Концепты политической культуры. М.: ИФРАН, 2011. - 279 с.

119. Нойманн Ф. Бегемот. Структура и практика национал-социализма 1933-1944. СПб.: Владимир Даль, 2015. - 591 с.

120. Нольте Э. Европейская гражданская война (1917—1945). Национал-социализм и большевизм. М.: Логос, 2003. - 528 с.

121. Нольте Э. Фашизм в его эпохе Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 568 с.

122. Норманн О. Третий рейх на наркотиках. Москва: ЭКСМО, 2016. - 294

с.

123. Норт Д. К., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. — М.: Издательство Института Гайдара, 2011. - 480 с.

124. О движении. Национально-освободительное движение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusnod.ru/index/o-dvizhenii/. (Дата обращения: 12.01.2019).

125. Общественно-политическое движение «Евразия». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eurasia.com.ru/communique.html. (Дата обращения: 12.09.2018).

126. Паин Э. А. Имперский национализм (Возникновение, эволюция и политические перспективы в России). // Общественные науки и современность. 2015. № 2. С. 59-71.

127. Паин Э. А. Магия тоталитаризма. // Политическая концептология. 2015. № 4. С. 93-101.

128. Паин Э. А. Особый путь России: инерция без традиций // Россия и мусульманский мир. 2008. № 12. С. 4-16.

129. Паин Э. А., Верховский А.М. Цивилизационный национализм: российская версия «особого пути» // Политическая концептология. 2013. № 4. С. 23 -46.

130. Паламарчук Е. А. Гендерные отношения в Третьем Рейхе. - Ростов-на-Дону: Эверест. 2003. - 95 с.

131. Паламарчук Е. А. Коммерческое законодательство в Третьем рейхе и установление государственного контроля за сферой розничной торговли (1933 -1939 гг.). // Северо-Кавказский юридический вестник. 2010. № 4. С. 23-27.

132. Паламарчук Е. А. Нацизм: три лика геноцида. - Ростов-на-Дону: ИУБиП. 2003. - 168 с.

133. Паламарчук Е. А. Проблема законодательного регулирования рождаемости в Третьем рейхе (1933-1939 гг.). // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 2. С. 44-51.

134. Паламарчук Е. А. Социальная политика Третьего рейха и ее правовая база. Ин-т управления, бизнеса и права. - Ростов-на-Дону. 2007. - 651.

135. Панарин А. С. В каком мире нам предстоит жить? Геополитический прогноз, сделанный в 1997 году. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.patriotica.ru/actual/panarin_prognoz.html. (Дата обращения: 12.01.2019).

136. Панарин А. С. Искушение глобализмом. Эксмо-Пресс, 2002. - 416 с.

137. Панарин А. С. О державнике-Отце и либеральных носителях «Эдипова комплекса». Кто мечтал о смерти отца?». Газета завтра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zavtra.ru/blogs/2003-04-2341. (Дата обращения: 12.01.2019).

138. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. Алгоритм, 2002. - 249 с.

139. Панарин А. С. Православная цивилизация. Сост., предисл. В. Н. Расторгуев. Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. -688 с.

140. Панарин А. С. Россия в социокультурном пространстве Евразии [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //rospil .ru/thought/panarinas/panarin_as_index.htm. (Дата обращения: 12.01.2019).

141. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М.: 2001. - 352 с.

142. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. - М.: Логос, 1998. - 392 с.

143. Парето В. Трансформация демократии [пер. с итал.]. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. - 207 с.

144. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: 2000. - 880 с.

145. Пивоваров Ю. С. О «советском» и путях его преодоления (статья вторая). Что делать? // Полис. Политические исследования. 2014. № 2. С. 31-60.

146. Пивоваров Ю. С. О «советском» и путях его преодоления (статья первая). Советское Über alles // Полис. Политические исследования. 2014. № 1. С. 60 -82

147. Пивоваров Ю. С. Русское настоящее и советское прошлое. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. - 336 с.

148. Пинкер С. Как работает мозг. - М.: Кучково поле, 2017. - С. 373.

149. Пинкер С. Субстанция мышления: Язык как окно в человеческую природу. - М.: ЛИБРОКОМ, 2016. - 560 с.

150. Пинкер С. Язык как инстинкт. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 456 с.

151. Политическая партия «Российский общенародный союз» Режим доступа: http://vsezaros.ru/. (Дата обращения: 12.09.2018).

152. Понятие государства в четырех языках. С6. статей под ред.О. Хархор-дина СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2002. -218 с.

153. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992. - 448 с.

154. Порус В.Н. Принципы рациональной критики // Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности. М.: ИФ РАН, 1995. С. 185-204.

155. Поцелуев С.П., Константинов М.С., Лукичев П.Н. и др. Игры на идеологической периферии. Праворадикальные установки студенческой молодежи Ростовской области. Ростов н/Д.: ЮНЦ РАН, 2016. - 396 с.

156. Программа движения «Евразия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eurasia.com.ru/faq.html. (Дата обращения: 12.01.2019).

157. Программа Международного «Евразийского Движения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://med.org.ru/article/1906. (Дата обращения: 23.01.2019).

158. Программа. Евразийский союз молодежи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rossia3.ru/. (Дата обращения: 31.01.2019).

159. Путин В. Стенограмма выступления на встрече с активом партии «Единая Россия». Москва. 24 апреля 2012. Режим доступа: http://eurasian-movement.ru/archives/2136. (Дата обращения: 12.01.2019).

160. Рассел Дж.Б. Дьявол: восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. СПб.: Изд. группа «Евразия», 2001. - 408 с.

161. Рассел Дж.Б. Мефистофель. Дьявол в современном мире. СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. - 448 с.

162. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. - 413 с.

163. Российский общенародный союз [Электронный ресурс] режим доступа: http://vsezaros.ru/. Дата обращения 21.01.2019.

164. Рябев В.В. К вопросу о взаимодействии государства и гражданского общества в современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 2. Т. 8. С. 5-21.

165. Рязановский Н.В. Возникновение евразийства // Звезда. 1995. №2. С.

29-44.

166. Савицкий П.Н. Европа и Евразия. Русская мысль. София, 1921. С. 141 -160.

167. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. - 584 с.

168. Смазнов И. А. Евразийство в постсоветской России. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 298-302.

169. Спенсер Г. Социальная статика. Пер. с англ. К.: Гама-Принт, 2013. -

496 с.

170. Степун Ф. Мысли о России. Очерк X. Демократия и идеократия; буржуазная и социалистическая структура сознания; марксистская идеология как вырождение социалистической идеи; религиозная тема социализма и национально-религиозное бытие России // Степун Ф.А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. С. 364-402.

171. Тишков В.А. Шнирельмана В.А. Национализм в мировой истории. М.: Наука. 2007. - 601 с.

172. Трубецкой Н. С. Общеевразийский национализм. Мир России - Евразия: Антология. Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Высш. шк., 1993. С. 195-207.

173. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Берлин, 1925. - 60 с.

174. Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/TNS/tns16.htm. (Дата обращения: 23.01.2018).

175. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме. Мир России -Евразия: Антология. Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Высш. шк., 1995. С. 43-55.

176. Трубецкой Н.С. Русская проблема // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. Наука, 1993. - 368 с.

177. Устав Союза русского народа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://srn.rusidea.org/?a=20001. (Дата обращения: 12.11.2018).

178. Устрялов Н. В. Национал-большевизм (Ответ П.Б. Струве). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://history.wikireading.ru/222458. (Дата обращения: 12.11.2018).

179. Устрялов Н. В. Хлеб и вера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nb-info.ru/nb/hleb.htm. (Дата обращения: 12.11.2018).

180. Устрялов Н.В. Национал-большевизм М., 2003. - 400 с.

181. Устрялов Н.В. Национал-большевизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://history.wikireading.ru/222458. (Дата обращения: 12.11.2018).

182. Флоровский Г. В. Евразийский соблазн. Мир России - Евразия: Антология. Сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Высш. шк., 1995. С. 355-370.

183. Флоровский Г. В. О патриотизме праведном и греховном // На путях. Утверждение евразийцев. М.- Берлин, 1922. С. 230-291.

184. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 848 с.

185. Флоровский Г.В. Окамененное бесчувствие (по поводу полемики против евразийцев) // Путь. Париж, 1926. № 2. С. 128-133.

186. Флоровский Г.В. Современные записки. Кн. 34. Париж, 1928. С. 312346.

187. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М.: Высшая школа, 1992. - 107 с.

188. Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманитарная академия, 2004. -

416 с.

189. Чемберлен Х. С. Основания девятнадцатого столетия. Пер. Е. Б. Колесниковой. В 2 т. Т.II. Спб.: «Русский миръ», 2012. - 479 с.

190. Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. Пер. с нем. Ю. Коринца под ред. Д. Кузницына. СПб.: Наука, 2005. - 326 с.

191. Шпенглер О. Закат Европы. Пер. с нем. T.1. М., 1993. - 663 с.

192. Шпенглер О. Закат Европы. Пер. с нем. Т.2. М., 1998. - 606 с.

193. Шпенглер О. Политические произведения. М.: Канон+, Реабилитация, 2009. - 135 с.

194. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002. - 228 с.

195. Althusser L. Idéologie et appareils idéologiques d'Etat // Positions (19641975). - Paris.: Les Éditions sociales, 1976. - P. 67-125.

196. Arendt H. Elemente und Ursprünge totaler Herrschaft. - 1024 S.

197. Backes U., Kailitz S. Ideokratien im Vergleich: Legitimation - Kooptation - Repression. GmbH. 2014. - 406 S.

198. Eagleton T. Ideology: An Introduction. - London & New York: Verso, 1991. - 245 p.

199. Easton D. The Political System. - N.Y., 1953. - 320 p.

200. Fraenkel E. Der Doppelstaat. Recht und Justiz Nationalsozialismus. -Frankfurt a. Main, 1984. - 247 S.

201. Frazer E. The Problems of Communitarian Politics: Unity and Conflict. -Oxford, New York: Oxford University Press Inc., 1999. - 279 p.

202. Freeden M. Ideologies and Political Theory: A Conceptual Approach. - Oxford: Clarendon Press, 1996. - 593 p.

203. Freeden M. Ideology: A Very Short Introduction. - Oxford: Oxford University Press, 2003. - 144 p.

204. Griffin R. A Fascist Century: Essays by Roger Griffin. - Basingstoke, 2008. - 270 p.

205. Griffin R., Loh W., Umland A. (Eds.) Fascism Past and Present, West and East: An International Debate on Concepts and Cases in the Comparative Study of the Extreme Right. — Stuttgart: Verlag, 2014. — Pp.: 459-499.

206. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gesetze-im-internet.de/gg/index.html. (Дата обращения: 12.11.2018).

207. Habermas J. Eine Art Schadensabwicklung. Ders., Kleine politische Schriften. Band VI. - Frankfurt a.M, 1987. - 179 S.

208. Herbert U. Der „Historikerstreit" - Politische, wissenschaftliche, biographische Aspekte Ulrich Herbert. Zeitgeschichte, Wissenschaft und Politik Der„Historikerstreit" - 20 Jahre danach VS Verlag für Sozialwissenschaften. GWV Fachverlage GmbH. - Wiesbaden, 2008. S. 92-108.

209. Hitler A. Mein Kampf. Jubiläumsausgabe - München, 1939. - 781 S.

210. Horkheimer M. Critical Theory: Selected Essays. - New York: Continuum Publishing Corporation, 2002. - 291 p.

211. Jameson F. The Political Unconscious. Narrative as a socially symbolic act. - London and New York, 1983. - 312 p.

212. Jensen U. Wie die Historie offentlich gebraucht wird: Jurgen Habermas und der Historikerstreit. Steffen Kailitz (Hrsg.) Die Gegenwart der Vergangenheit Der „Hi s-torikerstreit" und die deutsche Geschichtspolitik GWV Fachverlage GmbH. - Wiesbaden 2008. S. 72-83.

213. Kristeva J. Problèmes de la structuration du texte // Théorie d'ensemble. -1968. P. 297-316.

214. March J. G., Olsen J. P. The new institutionalism: organizational factors in political life // American political science review. 1983. - №3. - P. 734-749.

215. Möll M.-P. Historische Existenz und politische Ordnung. Zum Totalitaris-musverständnis von Ernst Nolte Zeitgeschichte, Wissenschaft und Politik Der Histor i-kerstreit - 20 Jahre danach VS Verlag für Sozialwissenschaften. GWV.: Fachverlage GmbH, Wiesbaden. 2008. S. 12-26.

216. Mulhall S., Swift A. Liberals and Communitarians. - Malden: Blackwell Publishing, 1996. - 364 p.

217. Nolte E. Tod, wo ist dein Stachel? Karl Poppers "Offene Gesellschaft" nach dem Sieg über ihre Feinde. Frankfurter Allgemeine Zeitung vom 26. August. 1992.

218. Piekalkiewicz J., Penn A. Politics of ideocracy. - Albany: State University of New York Press, 1995. - 274 p.

219. Reza Afshari. Human Rights in Iran: The Abuse of Cultural Relativism. -Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2001. - 440 p.

220. The Encyclopedia of Political Science. Volume 1-5 / Kurian G.T. (ed. in chief), Alt J.E., Chambers S., Garrett G., Levi M., McClain P.D. (eds.). -Washington: CQPress, 2011. Vol. 3. P. 759-762.

221. Van Dijk T.A. Ideology: A Multidisciplinary Approach. - London: SAGE Publication, 1998. - P. 126.

222. Van Dijk T.A. Ideology: A Multidisciplinary Approach. - London, 1998. -

384 p.

223. Wellershoff D. Der Ernstfall - Innenansichten des Krieges. - Köln, 2006. -

336 p.

224. Wilke B. Die religiösen Kräfte in Pakistan. SWP-Studie Stiftung Wissenschaft und Politik Deutschen Institut für Internationale Politik und Sicherheit. - Berlin. 2006. - 33 S.

225. Zehnpfennig B. Das Ende des ideologischen Zeitalters? Ideologisches Denken vor und nach dem Historikerstreit Die Gegenwart der Vergangenheit. Der „Hi s-torikerstreit" und die deutsche Geschichtspolitik. GWV., Fachverlage GmbH. - Wiesbaden, 2008. S. 265-284.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.