Игра как способ освоения мира человеком тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Куликова, Ирина Викторовна

  • Куликова, Ирина Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 174
Куликова, Ирина Викторовна. Игра как способ освоения мира человеком: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2000. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Куликова, Ирина Викторовна

Введение

ГЛАВА L ИГРА КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

§1. Определение игры. Концепции игры в философии

§2. Устройство, классификация и границы игры.

§3. Природа, генезис и онтологическая сущность игры.

ГЛАВА П. ИГРЫ АГОНА И МИМЕЗИСА КАК СПОСОБЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

§1. Современный социальный мир • мир нгры-семиозиса.

§2. Атонально-миметический характер взаимодействия homo socialis в обществе индивидуальной конкуренции.

§3. Массовая культура как поле икры в воображаемое в эпоху

ГЛАВА Ш. ВОЗРОЖДЕНИЕ ИГРОВОГО НАЧАЛА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игра как способ освоения мира человеком»

В конце XX века, наряду с необходимостью в ориентирах, ведущих общество в следующее тысячелетие, встает вопрос: каким будет это общество? Контуры этого общества, которое сегодня называют постмодерным, уже вырисовываются и становится видно, что это будет общество культуры. В современной же культуре значение игры начинает возрастать. Это связано с переосмыслением и новым использованием символических форм (искусства, образности произведений средств массовой информации, средств симулирования искусственных реальностей, - виртуальных миров), а также с переоценкой ценностей свободы и десублимации в самых разных значениях. Игра, с точки зреЩк человеческой онтологии строится на воображении и предполагает свободу. Исследования последних лет в гуманитарных науках и философии показывают, что символические формы жизни составляют не менее значимую и самостоятельная реальность, приобретающую все больдаее значение для повышения бытийной полноты индивида.

Все возрастающая роль семиотического опосредования социокультурной действительности ведет к сужению зоны реальности, опирающейся ira непосредственны й опыт формирования жизненного мира, и к пониманию того, что жизнь может полноценно и даже богаче проживаться в сфере реальности искусственной. Это заставляет разрабатывать новые представления об экзистенции и реальности, о соотношении реальности и знака, реальности и текста, в современной культуре, сильно опосредованной как раз гипер-присутствием знака, jjjjpypie феномены современной культуры, вплотную подводящие к необходимости вновь разрабатывать тему игры как сферы прекрасной кажимости, которая тем не менее дает новые экзистенциальные опыты, это: вытеснение монологического догматизма диалогической установкой, предполагающей равноправие этносов и культур, взаимопроникновение техники, науки и искусства, возрастающая роль вымышленного и воображаемого в научном исследовании и инженерии, симулирование действительности в средствах массовой информации и реальности - в искусстве, возрастание значения практик самосозидания, воссоединение культуры развлечения и образования и культуры потребления, повышение в продукте удельного веса символической и культурной составляющих, культурное и антропологическое насыщение труда.

По мере перехода от индустриального общества к обществу потребления услуг в экономике происходит сдвиг от ориентации на ее материально-техническую составляющую к символико-культурным формам, возврат к научно-гуманитарным моделям ведения хозяйства и бизнеса, что согласуется с игровой концепцией освоения действительности в эпоху постмодерна. Таким образом, современная историческая практика предстает своеобразным опровержением концепции смерти культуры и ее игрового начала и ставит задачу поиска новых смысложизненных программ для культурного индивида.

В связи с этим представляется эвристически эффективным использование опыта антисциентистской мировоззренческой традиции для исследования феномена игры как важнейшего антропологического феномена и способа освоения действительности. Реальность игры как универсума свободы и самотрансценденщш задает аксиологическую модель бытия, в которой мерой и нормой индивида является не абстрактная всеобщность научных категорий, не целе-рациональ ная деятельность, а степень самопричинности, свободы самотворения и построения своего жизненного мира, преодоления беспорядка и хаоса индивидуального сознания и мира, эмоционального переживания экзистенциальной полноты за счет раз движения бытийных горизонтов.

Исследование взаимообусловленности игры и культуры, игры и общества, равно как и социокультурного воплощения онтологических феноменов становится относительно самостоятельной областью современного философского знания. Теоретический контекст и методологическая база изучения феномена игры как специфического антропологического и социокультурного феномена, его роли в функционировании культуры и общества и развития личности, задан работами зарубежных и отечественных исследователей онтологии и философской антропологии (М.М. Бахтин, Р. Барт, Н.С. Бердяев, В.В. Бибихин, Г.-Г. Гадамер, И. Кант, С. Киркегор, Ж.П. Сартр, Э. Финк, М. Шелер, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга), психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Традиционно феномен игры рассматривался в основном в работах психологов, этологов, выступая в качестве предмета не гуманитарного, но естественно-научного анализа. В силу этого за рамками философского рассмотрения оставались методологическая и мировоззренческая значимость игры. В контексте же философских исследований феномена человека и его атрибутов свободы, духовности, творчества игра может послужить объектом именно гуманитарного анализа и выступить своеобразной аксиологической моделью бытия личности в мире и существования индивида в обществе, что, в свою очередь, может расширить эмпирический базис и содержание философских категорий, а следовательно, и их эвристические возможности в качестве принципов анализа общественных явлений. Кроме того, результаты подобного исследования в значительной мере позволю уточнить представления о суш социально-культурных процессов, происходящих в современном обществе.

Теоретической базой диссертационного исследования стали труды зарубежных и отечественных философов М.М. Барта, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В. Беньямина, В.В. Бибихина, B.C. Библера, Ж. Бодрийара, Х.-Г. Гадамера, Ж. Делеза, Г. Зиммеля, И.А. Ильина, Ж. Кайюа, И. Канта, Э. Кассирера, Г.Г. Кириленко, А. Кожева, П. Козловски, С. Кьеркегора, А.Ф. Лосева, Л. Б. Логуновой, Ф. Ницше, М.К. Мамардашвили, К. Маркса, Г. Маркузе, Г. Марселя, Э. Морена, X. Ортеги-и-Гассета, Л. Т. Ретюнских, Ж.-П. Сартра, П. Сорокина, М. Хайдеггера, Э. Финка, Э. Фромма, М. Фуко, Й. Хейзинги, Ф. Шиллера, М. Шелера, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, а эмпирической базой - работы виднейших социологов П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гоффмана, Ги Дебора, К. Зиммеля, Г. Мида, И. Мостовой, Н. Смелзера, Э.Юина, психологов Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, С.Миллер, этолога К. Гроса, выдающегося специалиста по семиотике Ю.М. Лотмана. Эти работы в значительной мере определили теоретическую позицию и мировоззренческое основание, методологию, характер и направление диссертационного исследования.

Методологические основания диссертации представлены принципами историзма, системности, социальной обусловленности познавательных и ценностных феноменов. При этом автор опирался на марксистскую, персоналистскую, экзистенциально-феноменологическую традиции анализа социально-культурных феноменов и мировоззренческой ориентации личности. Также учитывались результаты культурологического и специально-научного (психологического и социологического) исследований. Подобный интегративный подход позволили в исследовании феномена игры преодолеть абстрактность философского анализа и его оторванность от реалий культуры, и ограниченность конкретно-научного подхода, рассмотреть объект диссертационного исследования в различных аспектах и выйти к горизонту новых теоретических обобщений.

Актуальность проблемы и степень ее научной разработанности определили тему, цель и задачи диссертации.

Целью диссертации является философское исследование игры как способа освоения человеком мира.

Для достижения данной цели в диссертации были поставлены следующие задачи:

1) провести типологический анализ игры как деятельности, определить ее границы, выявить механизм;

2) определить онтологический статус игры, ее культурно-исторические корни и генезис;

3) выявйть роль игры в конструировании и освоения индивидом социо-культурной реальности;

4) уточнить степень возрастающего присутствия феномена игры в современном обществе.

Конкретные результаты исследования и их новизна

1) В результате типологического анализа вычленены различные типы игры в зависимости от управляющего ими принципа, назначения игры и степени ее структурированности. Эти типы, существующие на всем протяжении человеческой истории и ведущие свое происхождение из ритуальных актов, переплетенных со священнослужением, названы: игра-мимезис, игра-агон, игра случая, игра риска. Внутри каждого типа различные игры классифицированы по степени структурированности правилами: (ра1сНа - игры без правил или Ыбш - игры по правилам).

Вся группа игр под рубрикой агон (состязание) есть соревнование ради выяснения преимуществ участников в том или ином качестве. Этот тип игр заставляет игроков подчиниться дисциплине, оставляя каждого из них наедине с противником. Играющий здесь полагается лишь на свои ресурсы, принимая установленные правила и границы, которые, будучи едиными для каждого участника, способствуют установлению приоритета победителя. В игре-агоне участники ищут удовлетворения личного честолюбия. За пределами игры дух агона обнаруживает себя в других формах культурной жизни, которые подчиняются подобному коду: в дуэли, в турнире, в отдельных аспектах войны, называемой куртуазной. В случае, когда принципы игры-агона нарушаются, любое противостояние превращается из поединка по правилам в борьбу не на жизнь, а на смерть.

Ко второму типу - к игре случая относятся азартные игры, в которых на равных выступают азартные участники и случай. В игре со случаем отрицаются ценности работы, терпения, сноровки, выносливости и квалифицированности, равно как и ценности профессионализма, упорства духа и постоянства. Случай может принести полную неудачу или абсолютное везение, и обещает всегда заведомо больше, чем жизнь, полная забот, труда и усталости. Аномальное искажение принципа игры случая приводит к суеверию и иррациональному предубеждению.

Третий тип - игры подражания, мимезиса. Этот тип игры проявляется в сфере зрелищных искусств, в ролевых играх, в чтении сказок. Переживая через идентификацию с вымышленными или реальными героями сильнейшие чувства и эмоции, осваивая определенные роли, человек приобщается к ценностям культуры, обретает способность, не впадая в отчаяние, пережить катарсис, выходит в другие миры, которые он не в состоянии освоить в своей единственной и потому ограниченной жизни. Таким образом, игра-мимезис раздвигает горизонты индивидуального бытия, позволяет примерить на себя различные роли и возможности действительности, сделать выбор своего жизненного проекта и пережить то, что по разным причинам не доступно. Превращенной формой игры мимезиса является самоотчуждение личности в результате чрезмерного отождествления с ролью.

Последняя разновидность - игры риска - представляет собой поиск временного обмана чувств, разрушения устойчивого восприятия мира, приведения сознания в состояние острой паники, ради получения экзистенциального опыта. Преступание границ игры риска может приводить к смертельному исходу либо к саморазрушению.

Выявлена возможность существования идеальной игры и представлена ее теоретическая модель. В диссертации задается оппозиция: игра реальная и игра идеальная. Игра реальная опирается на заранее известное нли вычислимое распределение шансов исхода, суть которого определяется заданными правилами или начальными условиями. Реальная игра копирует структуры повседневности и культурные институты, отсылает к сфере труда или эггики. В отличие от реальных игр идеальная игра определяется как такая, в которой выбор границ игры и ее правил на каждом временном отрезке оставлен за игроком. Эта игра, пока она разыгрывается, надежно защищена от смешения с повседневностью, а в ее пространстве создаются условия для личностной метаморфозы играющего и освоения им новых возможностей и новых модусов бытия. Идеальная игра характеризуется максимальной свободой субъекта как в отношении границ его ответственности, так и в отношении границ игры и мыслится как поле для моделирования смысложизненных выборов играющего, как игра, в которой синтезированы типы игры-мимезиса, игры агона, игры случая и игры риска.

Выявлены корни игры в культовой практике человека. Формы игры являются оболочками древних ритуалов, поставленными на службу чисто эстетическим, психологическим или воспитательным целям, в мифологическую эпоху достигавшимся в синкретизме культа.

Научная новизна результатов заключается в том, что проведенный типологический анализ плане позволяет понять игру как универсум, структурирующий целый ряд культурных феноменов и институциональных форм, разделяющих игровые феномены и их модификации. Предложенная типология является матрицей, определяющей смыслы социо-культурной реальности, позволяющей провести более глубокое исследование как игровых феноменов, так и структур повседневности.

2) Исследован онтологический статус игры, ее природа, генезис и функции в мире ребенка и в мире взрослого.

Подведены итоги научного исследования игры в рамках психологической науки. Прослежены зарождение и развитие игровых форм в процессе онтогенеза. Выявлено различие и сходство выполняемых игрой функций в мире взрослого и в мире ребенка. Если для ребенка игра является основной стихией жизни, способом самостоятельного освоения мира, практикой порождения и освоения новых, воображаемых, миров, способом общения со взрослыми, подготовкой к жизни в обществе, наконец, способом реализации недоступных возможностей, то для взрослого она является маргинальной сферой жизнедеятельности, служит отдыхом и развлечением, принятым в данном обществе способом решения личностных задач, способом имитации реальных или возможных ситуаций для лучшего управления ими, способом проживания различных блокированных желаний. и

Главное отличие игр животных от человеческих игр заключается в том, что человек обладает способностью к самопревосхождению, основывающейся на рефлексии, воображении, возможности конструирования себя и мира. В связи с этим ее существование утверждает сверхнаггуральный характер положения человека в космосе, а человеческую экзистенцию позволяет трактовать как ускользающую от тотальных определений. Следовательно, в онтологическом смысле, игра существует как экзистенциальная структура, и как способ самообъективации субъекта через искусственно конструируемую реальность, как способ самоосознания и самоопределения субъекта через игру.

Научная новизна полученного результата заключается в том, что впервые игра рассмотрена как онтологический феномен, манифестирующий полноту бытия, не ограниченного целе-рациональными структурами мышления и соответствующими ему общественными институтами, охраняющими утилитарность, результативность и эффективность. Феномен игры в этом смысле, так же как и феномен человека, в любом своем определении показывает лишь часть себя, и демонстрирует сверхрациональный характер бытия в целом. Природа различных форм игры рассмотрена в их онтогенетическом развитии. Это позволило выявить более фундаментальные функции игры, определить формирующий личность характер игры, показать ее социально-культурные функции.

3) Показано, что феномен игры составляет само поле социального, давая индивиду инструменты и правила для освоения социального механизма. Этими правилами являются роли для успешного социального взаимодействия и приемы борьбы за достижение социального статуса и символического престижа. Вскрыты механизмы создания мифологизированной реальности, составленной из искусственных объектов и текстов и символически опосредующей социальную деятельность людей. Мифологизированная реальность или спектакль представляет собой самосознание иерархического общества на воссозданном языке мифа, в котором другие формы представления больше не используются и который представляет собой мировоззрение общества с доминирующими ценностями обладания и развлечения.

Показан игровой характер взаимодействия социальных индивидов в обществе индивидуальной конкуренции и символического престижа. Выявлены модусы существования игры мимезиса и агона в социальной действительности, ткань которой построена на манипуляции символическими мирами по принятым в обществе правилам, а скрытой целью является выгода от сделки. Исследована роль массовой культуры и отчуждающий характер общественных отношений, построенных на универсальном значении денег. Показаны механизмы потребления собственной экзистенции в хронотопе досуга. Выявлена герменевтичность современной социальной действительности.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что впервые дан подробный анализ социальных игр в обществе потребления и индивидуальной борьбы за личный символический статус, проведенный с привлечением концепций зарубежных философов и социологов. Сделан вывод о всеобщности игры-спектакля, проникающего существование индивида неподлинного, живущего отчужденной жизнью в обществе отчуждающего и отчужденного труда. Предложена новая интерпретация социальной действительности второй половины XX века как реальности герменевтической, в которой субъект вынужден самостоятельно осуществлять смысложизненный поиск и интерпретацию реальности. В этой реальности бытие последовательно заменено обладанием и представлением, а энергия отчужденных индивидов канализируется на достижение символического статуса или развлечение, превращая взаимодействие субъектов в игры-мимезиса и игры агона.

Впервые исследованы закономерности современного общества, переводящие индивидуальность в эпицентр решения проблемы ответственности человека за свое бытие и судьбы общества.

4) Выявлены проявления возрастающего интереса к игре как к социокультурному проявлению. Проанализирована потребность в возрождении игры в социальной {фактике современного общества. Эпоха индустриализации была ориентирована на технико-экономические теории и решения. В современном обществе развитых стран получает распространение парадигма, в которой преобладают решения, ориентированные на контексты различных социо-культурных групп, экологию, построение идентичности и социальной коммуникации. Именно эта смена парадигм намечает и существенные сдвиги в области онтологического статуса homme nouveau, что проявляется прежде всего в возрождении игрового начала, на которые указывает современная модель культуры с ее контекстуальностью, взаимопроникновением разных сфер жизни и метафорическим знаковым языком искусства, всеобщей диалогичностыо, свободной игрой способной меняться идентичности и антропоморфной парадигмой социально-экономического уклада

Научная новизна полученного результата состоит в обосновании присутствия духа игры в сферах коммуникации, созидательного труда, самоопределения и в практиках заботы о себе. Это позволяет сделать вывод о принципиальной неустранимости игрового феномена из культуры и жизни.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы игры в философии культуры и в философии личности, что может послужить мировоззренческой и методологической базой как для исследований современного состояния общества и перспектив его развития, так и для дальнейших исследований феномена игры в произведениях современного искусства и массовой культуры. Результаты диссертации могут быть также применены в общих и специальных курсах преподавания социальной философии и культурологии.

Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 143 наименований, включая 21 работу на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Куликова, Ирина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в диссертации исследование феномена игры как способа освоения мира человеком приводит к выводу о его многомерности.

Игра есть социокультурный и антропологический феномен. Представляя собой в древности структуру, оформлявшую ритуально-мифологический комплекс, игра впоследствии эмансипировалась от него и его сакрального содержания, получив возможность принимать любое наполнение, с чем и связано увеличение игровых моментов в современной действительности.

Как антропологический феномен игра есть атрибут человеческого сознания, способ самообъективации человека через искусственно конструируемую реальность, а также способ самоосознания и самоопределения субъектом себя. Механизм игры построен на удвоении действительности в рефлексии, способности человека конструировать в сознании собственные, виртуальные реальности, объективируемые в знаке и творениях проектировать себя и мир, трансцендируя данность. В связи с этим игра, как и творчество является неким избытком, ее существование утверждает сверхнатуральный характер положения человека в космосе, а человеческую самость позволяет трактовать как нечто, ускользающее от тотальных определений и не поддающееся научному объяснению. Поэтому феномен игры касается сферы принципиально непроблематизируемого.

Игра существует параллельно труду и творчеству, она окружена границами, защищающими ее от смешения с реальностью. Такими границами являются правила оформления игрового мира, рефлексивность субъекта и его способность к самоконтролю, моральные нормы и индивидуальные смысложизненные ориентиры. Принцип структурирования игровой деятельности правилами есть принцип культуры: дисциплинируя дух свободы и обеспечивая его оформленное и ограниченное удовлетворение, игровые правила окультуривают и обогащают его проявления. И все же, имея в качестве мотивационной основы стремление человека к удовольствию и экзистенциальной полноте, игра делает подлинными такие сферы жизни, которые считаются виртуальными, символическими: примешиваясь к традиционной сфере серьезного и необходимого (к сфере труда), игра придает ей новые качества экологичности.

В социальном мире игра в виде символического межличностного взаимодействия выполняет функции продвижения индивида к желаемому символическому статусу ради увеличения власти. В области массовой культуры и досуга она, оставаясь эрзацем творчества, служит для удовлетворения нереализованных желаний и потребностей, для канализации неиспользованных способностей, а также решает задачи компенсации онтологической пустоты субъекта, живущего отчужденной жизнью, выполняет функции символического приобщения индивида к жизни общества, является инструментом и способом эскапизма.

Анализ современной социокультурной практики свидетельствует об увеличении присутствия в ней игровой компоненты, что связано с повышением значимости субъектности, индивидности, с ценностной установкой на эмансипацию и десублимацию в самых разных смыслах. После репрессивного периода индустриализации, закончившегося отказом от утопических проектов и главенства целерациональных логик, претендующих на тотальное господство в сфере мышления и социальной практики, современное общество приходит к переоценке ценностей. По мере признания несводимости самости к набору функций, а социальной практики - к интенсификации труда и технологическим достижениям, субъектностъ индивида с его герменевтической позицией в отношении социальных правил и институтов и ответственным отношением к самопроектцрованто помещается в эпицентр судеб человечества Это выражается в признании относительности научного и гуманитарного дискурсов, в признании дополнительности науки, искусства и религии, в окультуренной форме универсального, сотрудничающего диалога классов, наций, культур, людей и природы, современного и прошлого в стремлении людей к самообретению, в эстетизации действительности, в проникновении игровой компоненты в сферу труда. Обнаруживается общность происхождения различных культурных форм как способов выявления идеала что является одним из фундаментальных назначений игры.

Игра как способ освоения действительности становится позицией герменевтического социального субъекта, совершающего переход от производства вещей к творчеству и ответственному самосозиданию, становясь важным шагом в развитии самосознания человека современности, предваряющим его новое признание своей роли со-творца бытия и устроителя социального мира.

Прнлоокеннеі. Исторические, институциональные н превращенные формы игры. Г

Архаические культурные формы осмысления н освоения мира в ндеациональной культуре Культурные формы игры» возникающие в чувственной культуре Институциональные формы игры, интегрированные в социальную жизнь Испорченная, превращенная форма игры, характерная для ситуации нарушения игровых границ

Адоп (соревнование) противостояние двух сторон (мужского и женского, мирского и божественного, добрых и злых сил) и разрешение этого противостояния соврем, спорт, выражающий противостояние государств коммерческая конкуренция, экзамены и конкурсы хулиганство, проявления власти, обман

Аіеа (случай) гадания и пророчества для осуществления правосудия, начала важных дел лотереи, казино, ипподромы, разнообразные пари спекуляция предубеждения, суеверие

Міті-сгу (си мул я-кры, симуля-ци священный, культовый праздник да растворения "Я" в безличной природе или слияния с Абсолютом карнавал, театр, кино, культ звезд униформа, церемониальный этикет, профессии, связанные с презентациями отчуждение, раздвоение личности пх (головокружение) трансовые состояния в коллективных обрядах посвящения, исцеление болезней, инициации альпинизм, горнь лыжи, наслаждение скоростью профессии, предполагающие головокружительные трюки бытовые алкоголизм і наркомания

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Куликова, Ирина Викторовна, 2000 год

1. Адо П. Плотин или простота взгляда. - М.: Греко-латинский кабинет

2. Ю.А. Шичалина, 1991. -140 с.

3. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. - 392 с.

4. Аристотель. Сочинения: В 4 т., Т. 4. M.: Мысль, 1984. - 830 с.

5. Арго А. Театр и его двойник. М.: Мартис, 1993. - 188 с.

6. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической действительности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 180 с.

7. Барт Р. Избранные работы:Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994,- 615 с.

8. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его техническойвоспроизводимости М.: Медиум, 1996. - 240 с.

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Спб.: Лениздат, 1992. 400 с.

10. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Academia- центр, 1995. -116 с.

11. Ю.Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. - 470 с.

12. Н.Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 2.fr- M.: Искусство, 1994. 368 с.

13. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: Терра, 1994. 520 с.

14. Бибихин В.В. Узнай себя. С.Пб.: Наука, 1998. - 576 с.

15. Бцблер В. На гранях логики культуры. М.: Гнозис, 1998. - 250 с.

16. Бобринская Е.А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994. -180 с.

17. Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино,1995. - 168 с.

18. Борев A.B. Коваленко A.B. Культура и массовые коммуникации. -М.: Наука, 1986.-211 с.

19. Бубер М. Веление духа. Иерусалим.: Изд-во Портной, 1978. - 287 с. 19 Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Социологияполитики. М.: Наука, 1997. 320 с.

20. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. - № 5.

21. Витгенштейн JI. Философские исследования. М: Наука, 1994. - с. 56

22. ВЫПУГСКИЙ Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. - 380 с.

23. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

24. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М: Республика, 1997. - 420 с.

25. Гайдукова Г.Г. У истоков: Кьеркегор об иронии Ницше. Трагедии культуры и культура трагедии. М.: Алетейя, 1995. - 116 с.

26. Гессе Г. Игра в бисер // Избранное. М.: Радуга, 1991. - С.77 - 436

27. Гоббс. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 1990. - 318 с.

28. Гулыга A.B. Шеллинг. М.: Соратник, 1994. - 316 с.

29. Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Вестник, 1997. - 443 с.

30. Делез Ж. Логика смысла. М.: Academia, 1995. - 297 с.

31. Делез Ж. Ницше. С. Пб.: Аксиома, 1997. - 186 с.

32. Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск: Экономпресс, 1999 - 179 с.

33. ДерридаЖ. Шпоры: стили Ницше// Философские науки, 1991, № 3-4

34. Достоевский Ф.М. Собр. Соч.: В 10 т. Т. 4. М.: Гослитиздат, 1958.-520 с.

35. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Канон, 1991.-264 с.

36. Зб.Засурский И. Масс-медиа второй республики. М.: МГУ, 1999. - 271 с.37.3иммель Г. Конфликт современной культуры // Избр.: В 2-х т. Т.1 М: Искусство, 1996. - 380 с.

37. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996.-255 с.

38. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.: Интрада, 1998. - 255 с.

39. Каган М.С. Морфология искусства JL: Искусство, 1972. - 440 с.

40. Камю А. Бунтующий человек. М.: Прогресс, 1990. - 497 с.

41. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.4. 4.1 М.: Мысль, 1968. 278 с.43 . Кант И. О педагогике. М.: Тихомиров, 1896 - 140 с.

42. Кант И. Тартусская рукопись // Эстетика Иммануила Канта и современность. М.: Шиповник, 1991. С. 56

43. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Философские науки 1991. - №7.

44. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарина, 1998. -779 с.

45. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект-пресс, 1996.-215 с.

46. Кельнер М.С. Тарасов К.Е. "Фрейдомарксизм" о человеке. М.: Наука. - 214 с.

47. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Мировоззрение и личность. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. - 82 с.

48. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. 1994. - №12.

49. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос, 1998. - 98 с.

50. Кон И. С. В поисках себя. -М.: Политиздат, 1984. 279 с.

51. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. - 240 с.

52. Кришталева Л.Г. Заметки к философии поступка у Достоевского (на материале романа "Братья Карамазовы") // Вопросы философии. 1999. - №1

53. Куликова И.В. Миф и мифологии // Человеческая реальность: проблемы теории. М.: Университетский гуманитарный лицей, 1999. - С. 142-160

54. Куликова И.В. Любовь и секс: неоконченное размышление // Прикладная психология. 1999. - №3.

55. Кундера М. Бессмертие. Спб.: Азбука, 1996. - 365 с.

56. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 383 с.

57. Леви-Брюль Л. Сверхчувственное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-пресс, 1994. 602 с.

58. Логунова Л.Б. Личность в системе мировоззренческих координат // Человеческая реальность: проблемы теории. М.: Университетский гуманитарный лицей, 1999. - 206 с.

59. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии: В 2 т. Т. 1. -М.:изд. Авт., 1930.-911 с.

60. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524 с.

61. Лотман M. Миф-имя-культура // Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллин, 1992.-С. 86-164ббЛоуэн А. Предательство тела Екатеринбург Деловая книга, 1999.-327 с.

62. Луман Н. Понятие общества// Проблемы теоретической социологии: Сб. статей / Под ред. А.О.Бороноева Спб.: Петрополис, 1994. - С. 82-136

63. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной философии событий знания//Вопросы философии. -1994. №2

64. Маркова Л.А. Теология в эпоху постмодернизма // Вопросы философии.- 1999. -№2

65. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.: Мысль, 1995.- 326 с.

66. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. Т. 42. М.: Госполитиздаг, 1954. - 580 с.

67. Менегетти А. Проект "Человек" М.: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1998. - 219 с.

68. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. - 89 с.

69. Миллер С. Психология игры. С.-Пб. Университетская книга, 1999. - 317 с.

70. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии: КСП+, 1998. - 556 с.

71. Мостовая И. В. Социальный мир расслоения: символический мир мета-игры.- М.: Механик, 1997. 289 с.

72. Мунье Э. Что такое персонализм. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. - 125 с.

73. Ницше Ф. Так говорил Заратустра ff Соч.: В 2т. Т. 2. М.: Мысль, 1990.- 502 с.

74. Платон. Федр //Федон. Пир. Федр С.-ГШ.: Азбука-классика, 1997. - 255 с.

75. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - 544 с.

76. Платон. Собр. Соч. :В 4-х тт. Т. 1. -М.: Мысль, 1990. С. 105-106

77. Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. - 623 с.

78. Ретюнских Л. Т. Игра как она есть или онтология игры. М.: изд. авт., 1997.- 144 с.

79. Ретюнских Л. Т. Этика игры. М.: Прометей, 1998. - 119 с.

80. Розин В.М. Природа и генезис игры // Вопросы философии. 1999. - №6

81. Рудестам Н. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

82. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. - 375 с.

83. Смелзер Н. Неравенство, стратификация и класс // Социология. М.: Наука, 1994.-С. 278.

84. Смирнов С. Философия игры // Кентавр. 1995. - №2

85. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.:Прогресс, 1992.-540 с.

86. Стенгерс И. Пригожрн И. Время, хаос, квант М.: Прогресс, 1994. - 250 с.

87. Тарабукин Н.М. Об искусстве // Смысл иконы. М.:Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. С. 29-51 ЮО.Топоров В.Н. и др. История культуры и поэтика.-М. .Мысль, 1994. - 259 с.

88. Феномен человека. Антология / Сост. П.С.Гуревич. М.: Высшая школа, 1993. - 347 с.

89. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 445 с.

90. Хайдеггер М. Что такое философия?// Вопросы философии. -1993. -№ 8 1 Ю.Хайям Омар. Рубай. С.-Пб.: Ювента, 1997. 240 с.

91. Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории кульутры. М.: Прогресс традиция, 1997. - 413 с.

92. Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Мысль, 1978. - 378 с.

93. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / Сост. П.С. Гуревич. М.: Республика, 1995. - 421 с

94. Черная Л.А. Новая философская антропология М. Шелера и история культуры // Вопросы философии. 1999. - №7

95. Чучин Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодерн или неоархаика? // Вопросы философии. - 1999. - №4

96. Шампань П. Манифестация: производство политического события. // Вопросы социологии. 1992. - № 2.

97. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.-416 с.

98. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 с.

99. Шиллер Ф. Философские письма. М.: Искусства, 1966. - 638 с.

100. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. С.-Пб.Азбука-классика, 1996. - 250 с.

101. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. - 249 с.

102. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 380 с.

103. Caillois R. Les jeux et les hommes. Paris: Folioessays, 1992 - 319 p.

104. Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. London: Palladin, 1972. - 210 p.

105. Berman M. The Reenchantment of the World, N. Y.: Bantam, 1984. 520 p.

106. Debord G. La société du spectacle. Paris: Grasset, 1992 - 254 p.

107. Degaine A. Histoire du theatre dessinee. Paris:Nizet, 1999. - 240 p.

108. Deleuze G., Guattari F. Nomadology: The war machine. N. Y.: Bantam, 1992-245 p.

109. Ewen St. The Politics of Style in Contemporary Culture. N.Y.: Harper, 1988.-281 p.

110. Geertz C. The interpretations of Cultures. N. Y.: Bantam, 1973. P. 5.131 .Goffmann E. Frame Analysis: An Essay on Organization of Experience. -N. Y.: Bantam, 1974. P. 52

111. Groos K. Les jeux des animaux. Paris, 1902. - 287 p.

112. Kenzo, L'eternel enfant de la mode// ELLE. 1999. - #2796, du 2 au 8 août -P. 76-84.

113. Levy P. L'intelligence collective: pour une anthropologie du cyberspace. Paris: La Découverte, 1994 250 p.

114. Marcuse H. Eros & Civilization: A phylosophical inquiry into Freud. L.: Eden Grove, 1956. - 300 p.

115. McLuhan M. Understanding media: the extension of man. N.Y.: Signet book, published by New American Library, 1967 - 190 p.

116. Mead J.H. Mind, Self and Society. Boston: Massachussets University Press, 1956.-560 p.

117. Morin E. L'esprit du Temps. P.: GRASSET, 1988. - 320 p.

118. Les nouvelles tendances du buisiness // L'Officiel . 1998. -# Ü28. - P. 34-56

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.