Ингушская проза ХХ века: национально-художественные истоки, жанровая специфика, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, доктор наук Мартазанова Ханифа Магамедовна

  • Мартазанова Ханифа Магамедовна
  • доктор наукдоктор наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 333
Мартазанова Ханифа Магамедовна. Ингушская проза ХХ века: национально-художественные истоки, жанровая специфика, поэтика: дис. доктор наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». 2017. 333 с.

Оглавление диссертации доктор наук Мартазанова Ханифа Магамедовна

Введение

Глава I. Социально-политическая обстановка начала XX в. и проблемы формирования национальной литературы. «Малые» жанры ингушской прозы: очерк, рассказ

1.1. Социально-политические культурные предпосылки возникновения ингушской письменности

1.2. Жанровое становление ингушской литературы 20-х гг. ХХв. Творчество А.-Г.С. Гойгова

1.3 Формирование в национальной прозе средней эпической формы: повести «Джан-Гирей», «Пробуждение», «Серго» А.-Г.С.Гойгова

1.4. Роль литературно-просветительской деятельности Т.Д.Бекова, З.К.Мальсагова, Ш.Ахушкова в жанровом становлении

ингушской литературы

Глава II. Роман «Из тьмы веков» М. Базоркина: этнофольклорная

основа, проблематика, поэтика

2.1. Фольклорная и этнохудожественная основа романа

2.2. Жанровые особенности романа

2.3. Национально-художественные принципы создания образной системы

2.4. Особенности художественного анализа в романе

Глава III. Ингушская проза 1950-1960-х годов: эволюция жанров,

проблематика, поэтика, персоналии

3.1. Социально-политическая обстановка и основные жанровые особенности национальной прозы 1950-1960-х гг

3.2. Художественные особенности жанра повести 1960-х годов (на

материале произведений А. Бокова)

3.3. Зарождение и развитие жанра романа в национальной

литературе. Ингушский исторический роман

Глава IV. Движение ингушской литературы в период 1970-2000-х гг.. 232 4.1 Тематический диапазон и жанровая разновидность

национальной прозы

4.2. Изображение темы Великой Отечественной войны в

литературе

4.3. Романная проза А. Бокова: проблема человека, истории и общества («Багровые зори», «Разорванный круг», «Судьба»)

4.4. Ингушская литература постсоветского периода: 1990-2000-х

гг

4.5. Художественное осмысление проблемы трагического в прозе

С. Чахкиева

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ингушская проза ХХ века: национально-художественные истоки, жанровая специфика, поэтика»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Научное исследование, посвященное проблеме эволюции в национальной литературе, структурно вписывается в комплекс мер по возрождению словесной художественной культуры народа, восполняет существующий пробел в его истории, позволяет по-новому взглянуть на многие явления и закономерности развития литературного процесса в Ингушетии.

Ингушская национальная литература, целостная и развитая эстетическая система духовной культуры народа, имеет вековую историю и включает в себя произведения всех трех родов литератур: лирики, эпоса, драмы. Как органическая часть словесной культуры народа проза возникла на основе устного поэтического народного творчества, эпических традиций литературы XIX века и является средством отображения действительности, выражением идеологии, психологии и философии народа, его мировоззренческих начал.

Представленная работа, по сути, является первым опытом всестороннего исследования ингушской прозы XX века в аспекте ее национально-художественных истоков, жанровой специфики и поэтики. В работе акцентируется внимание на становлении и развитии прозаических жанров национальной словесности от 1920-х годов до 2000-х годов, когда она становится уникальной формой этнокультурного и художественно-эстетического самовыражения. На сегодняшний день не изучена в должной мере специфика жанровых, стилистических и поэтических форм ингушской прозы, являющейся социокультурным и художественным феноменом, детально не исследованы тексты произведений, по которым следует выявить ингушскую культурную идентичность и особенности этноментальности.

Ингушская проза прошла весьма долгий и сложный путь жанрового становления и развития - от малых эпических форм (очерка и рассказа) - до романа. Формирование жанров в определенной степени зависит от

философско-эстетических и мировоззренческих факторов, от социально-политических и культурных тенденций исторического периода. Основы художественного мышления народа были заложены еще в XIX веке ингушскими просветителями - Чахом Ахриевым, Асланбеком Базоркиным, Адиль-Гиреем Долгиевым, Албастом Тутаевым, Магомедом Котиевым, О. Мурзабековым и др. Однако начальным этапом словесной культуры ингушей, равно как и для литератур народов Северного Кавказа, явилось устное народное поэтическое творчество.

Высшим достижением национальной прозы, который прошел плодотворный путь развития, стал роман, к которому, как и в литературах региона, нельзя подходить как к «молодому» жанру. В целом у ингушской литературы были свои истоки эпического мышления, определившие его национальные, жанровые и иные особенности.

В северокавказских литературах жанровое разнообразие романа только определяется. Историко-революционный роман, возможно, потому и получил наибольшее распространение, что он больше других восходит к народному героическому (нартскому) эпосу народов региона. Необходимо по-новому оценить вклад этого вида романа в развитие национальных литератур, изучить схематические наслоения и издержки как в трактовке идейно-содержательных моментов, проблемы характера, так и в образной структуре произведений.

Возвращаясь к этапам эволюции жанров в ингушской литературе, следует отметить, что в тесном взаимодействии с представителями других литератур, осваивая художественный опыт предшествующих десятилетий, ингушские писатели, поэты 50-60-х годов ХХ века активно включаются в решение актуальных проблем, выдвигаемых действительностью. Их творчество приобретает качественно новое содержание, так как каждый из художников ставит и осмысливает в своем творчестве задачи общенародной

значимости: глубоко и разносторонне изучать реалии жизни, правдиво изображать прошлое народа, раскрывать характеры людей и т.д.

В ингушской литературе на этом этапе ее развития интенсивное развитие получает жанр повести, который характеризуется глубоким художественным осмыслением действительности, объективным анализом исторического пути народа, его настоящего и будущего. Но главное, в повести, как и в национальной прозе в целом наблюдается интерес к нравственным проблемам, что в дальнейшем, во второй половине XX века, приводит к развитию нравственно-философской прозы. В ингушской философской повести четко определяется актуальный принцип соотнесенности настоящего и прошлого: И. Базоркин, А. Боков, Б. Зязиков, А. Мальсагов, X.-Б. Муталиев и многие другие.

В духовной культуре каждого народа были свои истоки романного мышления, определившие его национальные, жанровые, художественные особенности. Новые социально-исторические обстоятельства создали условия для формирования развитых литературных жанров. Бесспорно, что усиленное развитие жанровых форм было невозможно в отрыве от тех духовных ценностей, которые создавались народами в процессе их многовекового развития. В 50-60-х годов XX столетия, где развитие жанров шло от малых форм эпоса к большим, многоплановым повествованиям, преобладает историческая и историко-революционная тематика. В региональных литературах указанные темы занимают доминирующее место вплоть до начала 90-х годов.

Романы И. Базоркина, А. Бокова, А. Ведзижева, И. Дакильгова, М. Картоева, А. Мальсагова, М.-С. Плиева, И. Кодзоева, С. Чахкиева и других определяют тенденции жанровых исканий в ингушской прозе, пути художественного развития романа, характеризующегося реализмом и глубиной изображения народной жизни, духовного мира национального характера, а также историзмом художественного решения поставленных

проблем. В ингушской прозе 90-х годов прошлого века особое звучание приобретает тема депортации народа. Как известно, данной теме были посвящены произведения писателей и поэтов народов, подвергшихся насильственному выселению из родных земель: балкарцев, калмыков, крымских татар, чеченцев и др.: К. Кулиев, К. Отаров, Д. Кугультинов, З. Абдуллаев, К. Мечиев и многие другие. В художественном мире народного писателя Ингушетии Саида Чахкиева тема депортации стала одной из основных. Трагические реалии национальной жизни осмысливаются художником в социально-философском и нравственно-психологическом аспектах.

Эволюционный путь романа, как прозы в целом, в ингушской литературе сложен. Рождению жанра способствует ускоренное развитие художественной мысли народа, влияние русской и мировой литератур, что значительно обогащало художественные возможности романа. Определенное воздействие оказали и литературы народов северокавказского региона и страны в целом. Роман стал необходимым итогом развития национальной литературы. Стремление к всестороннему исследованию человека и истории, преобладание в прозе второй половины ХХ века реалистических, аналитических направлений требовали совершенно новой эпической художественной формы, решающей глобальные социальные и нравственные конфликты, показывающей в эволюционном развитии и совершенствовании национальный характер. Все вышеизложенное глубоко аргументирует и обусловливает актуальность заявленной темы.

Объект исследования - ингушская проза XX века в контексте национальной и северокавказской прозы.

Предмет исследования - национально-художественные истоки, жанровая специфика, поэтика ингушской прозы XX века, этапы эволюции и художественно-эстетического совершенства ингушского романа, система взаимосвязей национального фольклора и литературы.

Цель исследования состоит в изучении и систематизации этапов эволюции ингушской прозы XX века, определении ее национально -художественных истоков, жанровой специфики, проблематики и поэтики.

Данная цель исследования предполагает решение следующих задач:

- изучение роли и места фольклорных мотивов, тем и символики в ингушской прозе на разных этапах ее развития;

- определение научно-методологического значения творчества ингушских писателей-просветителей в развитии национальной прозы;

- выявление динамики и особенностей развития прозаических жанров в национальной литературе: очерк, рассказ, повесть;

- исследование общих закономерностей развития в хронологических рамках литературного процесса, а также в пределах обозначенных литературных периодов;

- анализ специфики, генезиса и эволюционного развития жанра романа в ингушской литературе;

- исследование жанра исторического романа: общее и своеобразное, художественный конфликт и образная система, проблематика и поэтика, специфика национального характера (И.М.Базоркин, А^.Боков, К.Чахкиев, С. Чахкиев и другие);

- рассмотрение жанровой специфики, идейно-тематической направленности, фольклорных традиций и поэтики в целом в романе И. Базоркина «Из тьмы веков»;

- установление художественно-эстетических достижений ингушской романной прозы последней четверти XX века.

Материалом исследования послужили прозаические тексты очерков, повестей, романов в ингушской литертауре XX века, отобранные нами по признаку наибольшей типологической иллюстрированности и презентатив-ности: прозаические произведения, представленные в национальной литературе в жанре очерка, рассказа, повести и романов: И. Ахриева, Ш.

Ахушкова, А.-Г.С. Гойгова, И. Базоркина, А. Бокова, И. Дахкильгова, Б. Зязикова, X.-Б. Муталиева, А. Мальсагова, М.-С. Плиева, В. Xамхоева, К. Чахкиева, С. Чахкиева и других.

Научная новизна исследования обусловлена вышеперечисленными целью и задачами и заключается в следующем:

- в работе впервые предпринята попытка создания обобщающего исследования по проблемам зарождения, становления и развития ингушской прозы XX века;

- обоснован тезис, что фольклоризм ингушской литературы - это молодая, еще недостаточно разработанная научная сфера, представляющаяся одной из самых перспективных и интересных; нами также определены новые закономерности развития фольклоризма, способы его проявления на различных этапах литературного процесса;

- изучена и определена специфика малых прозаических жанров в ингушской литературе - очерка и рассказа;

- определены закономерности формирования, развития ингушской повести в контексте всей национальной литературы;

- впервые выявлены особенности становления национального романа, его тематического разнообразия, художественно-эстетической специфики;

- проведено исследование романа И. Базоркина «Из тьмы веков» в контексте северокавказской романистики 1960-1970-х годов: история создания романа, жанровая специфика, этно-фольклорная основа, проблематика, образная система, поэтика, художественный психологизм

- проведен анализ поэтики жанра и стилей ингушского романа второй половины XX века.

Степень изученности темы. В процессе исследования поставленной проблемы в общетеоретическом аспекте мы опирались на труды классиков отечественного и зарубежного литературоведения и фольклористики. Роль, направления и функции модернизации отдельных содержательных

образований фольклорных текстов в наиболее полном виде даны в трудах таких исследователей, как А. Потебня, В. Пропп, А. Веселовский, чьи труды послужили для нас образцами анализа традиционных универсалий устного народного творчества. При исследовании вопросов межкультурного взаимодействия и культурных заимствований мы обращались к фундаментальным трудам Е. Мелетинского, Ю. Лотмана и др.

В истолковании семантики исследуемых текстов мы использовали те принципы понимания художественной апперцепции, которые определены в трудах теоретиков гносеологии эстетического сознания: М. Арнаудов, Р. Барт, М. Xрапченко, В. Виноградов, П. Якобсон, Ю. Борев и другие. Общие методы исследования словесного творчества, использовавшиеся нами при анализе конкретных художественных произведений, содержатся в трудах Ю. Лотмана, М. Гаспарова, Л. Гинзбург, Н. Гея, В. Жирмунского, В. Кожинова, П. Пустовойта, Д. Дюришина, Б. Эйхенбаума и других.

Изучение северокавказского литературного контекста не могло быть проведено без обращения к трудам ученых, досконально и всесторонне исследовавших проблемы этнического своеобразия, особенностей развития художественного мышления народов Северного Кавказа. Это труды таких исследователей, как Г. Гачев, Ч. Гусейнов, И. Дахкильгов, Н. Надъярных, И. Непокоева, Л. Бекизова, З. Акавов, У. Далгат, А. Аджиев, А. Мальсагов, А. Мартазанов, А. Мусукаева, Р. Мамий, У. Панеш, Я. Патиев, К. Султанов, З. Толгуров, X. Туркаев, Ю. Тхагазитов, П. Чекалов, К. Шиков, К. Шаззо, М. Яндиева и другие.

При анализе таких писателей, как А.-Г. Гойгов, И. Базоркин, А. Боков, С. Чахкиев, мы в основном ориентировались на труды И.А. Дахкильгова, X.В. Туркаева, А.У. Мальсагова, М.Дж. Яндиевой, Р.К. Ужаховой и других.

Методологической основой исследования стали теоретические положения признанных исследователей литературного процесса: С.С. Аверинцева, Ю.А. Барабаша, Г.Г. Гамзатова, У.Б. Далгат, В.М.

Жирмунского, Д.С. Лихачева, Н.С. Надъярых, А.И. Чагина, Р.Ф. Юсуфова. При анализе вопросов, связанных с этнопоэтикой, мы опирались на исследования, содержащиеся в трудах ученых северокавказского региона: З.Н. Акавова, А.М. Аджиева, Ю.А. Айдаева, С.Х. Ахмедова, З.З. Гаджиевой, М.А. Гусейнова, Л.А. Бекизовой, А.М. Гутова, И.А. Дахкильгова, Н.Г. Джусойты, Р. Мамий, А.Х. Мусукаевой, 3.x. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, Р.Я. Фидаровой, А.М. Сарбашевой, Р.К. Ужаховой, К.Г. Шаззо, М. Яндиевой и других. Их труды явились теоретико-методологической основой при изучении этнопоэтического уровня художественных текстов.

Методы исследования. В связи с задачами, поставленными в нашей диссертационной работе, возникла необходимость использования комплексной методики исследования, позволяющей сочетать как исторически устоявшиееся, так и инновационные методы анализа. Решение поставленных задач потребовало обращения к историко-культурному контексту. В работе использованы сравнительно-исторический, системно-структурный, текстологический, этнопоэтический методы исследования в их совокупности применительно к анализу ингушской прозы XX века, его жанровой природы, национально-художественных истоков и поэтики.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней исследованы основные эволюционные этапы становления национальной прозы XX века во всем многообразии, ее жанрово-стилевом и тематическом богатстве, национально-художественных истоков национальной литературы в целом, выявлена роль малых прозаических жанров в формировании и развитии больших эпических форм, определены поэтика романа как жанра, многообразие его типов и стилей.

Практическая ценность работы состоит в том, что литературоведческий материал и выводы, содержащиеся в нем, могут составить основу учебных разработок и пособий по проблеме жанровой разновидности национальной прозы, при создании научных трудов, предусматривающих

исследование ингушской прозы в том или ином ракурсе; по истории ингушской литературы в целом.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Вопрос периодизации ингушской литературы является в национальном литературоведении спорным. Авторы «Очерка истории чечено-ингушской литературы» выделяют три периода: первый - 1923-28; второй - 1930-1955; третий - литература периода завершения строительства социализма и перехода от социализма к коммунизму, т.е. начиная с 1956 года. И.А. Дахкильгов считает, что составляющими историю ингушской литературы следует считать следующие периоды: 1917-1941 годы, 1941-1944 годы, наконец, с 1957 по 1990 годы, с которых берет начало современный период развития ингушской художественной культуры. М.Дж. Яндиева предлагает следующую периодизацию: до 1917 года - зарождение литературных традиций, литература 1920-1940-х годов, и последний период - 1960-1990 годов. Период 1944-1958 годов - литературный процесс прерывается в связи с депортацией ингушского народа. Данная периодизация нам представляется наиболее соответствующей истории национальной литературы.

2. Ингушская литература на начальном этапе своего развития носила ярко выраженный просветительский характер. Ее развитию способствовало Ингушское литературное общество, организованное в 1924 году. Развитие ингушской прозы от очерка и рассказа к роману - явление типическое, основанное на общем росте литератур страны, на благотворном процессе взаимодействия национальных литератур, который стал особенно эффективен к середине XX века;

3. Весомым источником развития ингушской литературы была русская литература. Исторические события начала века дали ингушской литературе возможность не только приобщиться к передовой русской и мировой литературе, но и, основываясь на их опыте, создавать новые для

национальной культуры виды искусства, а для национальной литературы -новые жанры; через русскую классическую и современную литературы усваивались и перерабатывались художественные достижения мировой литературы. Эти факторы, равно как и другие, способствовали ускорению процесса становления новых жанровых форм в ингушской литературе;

4. Развитие общественных отношений, коренные изменения в жизни народа, в сфере культуры особенно, взаимовлияние с другими литературами региона, а также с русской литературой приводят к усложнению художественного сознания, происходит дальнейшая эволюция художественных форм, методов эстетического познания действительности;

5. Зарождавшаяся ингушская проза отличалась высоким пафосом утверждения нового строя жизни и отрицания старого. Изображение действительности было эмоционально насыщенным, романтически экспрессивным, огромные изменения в жизни людей создавали предпосылки для развития в литературе совершенно новых жанровых форм и новой образной системы;

6. Национальная литература, используя присущие ей художественные преимущества, самым активным, непосредственным образом отображала великие изменения, происходившие в жизни народа, возрастающие темпы развития новой действительности. Создание нового героя, вслед за все более точным и многомерным отображением актуальных проблем жизни привело к развитию эстетической мысли: произведения И. Ахриева, Ш. Ахушкова, И. Базоркина, А.-Г. Гойгова, З.К. Мальсагова, Т.Д. Бекова, X. Осмиева и др.;

7. Новые социально-исторические условия начала XX века создали предпосылки для формирования развитых литературных жанров, и несомненно, что столь интенсивное развитие жанровых форм в ингушской литературе было бы невозможно в отрыве от духовных ценностей, которые создавались народом на протяжении многих веков. Зарождавшаяся ингушская проза отличалась высоким пафосом утверждения нового строя

жизни и отрицания старого. Колоссальные изменения в социально -политической жизни и людях создавали предпосылки для развития в литературе совершенно новых жанровых форм и новой образной системы;

8. Становление ингушской русскоязычной литературы, ее жанровой системы непосредственно связано с именем А. -Г.С. Гойгова, литературная деятельность которого началась задолго до создания ингушской национальной письменности. Писатель осмысливает историческое прошлое народа, сложные социальные и политические явления эпохи, оказавшие влияние на его социальную, духовную, материальную и культурную жизнь. Вместе с тем на жанровое становление национальной литературы, формирование национального самосознания народа, развитие его духовной культуры и просвещения, создание письменности, литературного языка, зарождение ингушской научной мысли, собрание и систематизацию фольклора, переводы на родной язык произведений русских и зарубежных писателей огромное влияние оказали Т.Д. Беков, З.К. Мальсагов, Ш. Ахушков и другие;

9. Появление жанра повести в ингушской литературе - результат взаимообогащения литератур народов Северного Кавказа, повесть обладала большими художественными возможностями, основными в ней стали темы разрушения старых, сложившихся социальных и моральных основ жизни, формирования нового человека, что в полной мере проявилось в повестях «Джан-Гирей», «Пробуждение», «Серго» А.-Г.С.Гойгова. Становление жанра романа в ингушской литературе не было изолированным, оно проходило в контексте развития всей многонациональной советской литературы XX столетия;

10. Необходимо видеть пути и специфику формирования эпических традиций в исследуемой литературе и взаимодействие национального фольклора и художественной прозы на разных этапах развития литературы для того, чтобы выявить особенность и перспективы жанра романа в

ингушской литературе. В ингушской литературе, как и в других литературах народов Северного Кавказа, жанровое многообразие романа еще только определяется. Как известно, наибольшее распространение и наибольший успех у читателей получил исторический, историко-революционный роман, вероятно потому, что он больше других восходит к народному эпосу ингушей. Произведения национальных прозаиков, созданные ими в средней эпической форме - повести, в 60-70-е годы XX века свидетельствуют о качественно новом этапе развития национальной словесности;

11. Период 1950-1960-х годов принято считать порой расцвета жанра романа в литературах Северного Кавказа. В романах И. Базоркина, А. Бокова, Б. Гуртуева, Ж. Залиханова, А. Кешокова, М. Мамакаева, X. Теунова, Е. Уруймаговой, С. Чахкиева и других доминирует историческая и историко -революционная тематика. В ингушской литературе 70-80-х годов, представленной жанровым разнообразием и широким тематическим диапазоном, наблюдается внутренняя связь с историческими изменениями в жизни народа, в его социально-культурной и духовной сфере, но особое место в национальной прозе занимает психологизм, обращенный прежде всего к характеру героя. Значительное место в ингушской национальной прозе постсоветского времени занимает тема махаджирства - переселения людей с родных земель на чужбину. Тема репрессий художественно осмысливаемая сквозь призму категории трагического, отражена в произведениях X. Осмиева, Дж. Яндиева, Р. Дидиговой, М. Льяновой, А. Бокова, М.-С. Плиева, И. Кодзоева, Ю. Арапиева, А. Ведзижева, М. Картоева, Б. Тимурзиева, Ю. Чахкиева и других. Особое звучание тема депортации народа приобретает в прозе С. Чахкиева («Золотые столбы», «Завещание отца» и др.), который трагические реалии национальной жизни осмысливает в социально-философском и нравственно-психологическом аспектах, выдвигая на передний план трагедию личности и народа в условиях тоталитарного государства 40-50-х годов XX века.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры русской и зарубежной литератур, кафедры фольклора и литератур народов Северного Кавказа Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова (март 2017 года), на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации» (апрель 2017 года).

По теме диссертации опубликовано 64 работы, в том числе монография, а также монографические исследования: Дж. Яндиев (3 п.л.), А. Бокова (4,5 п.л.), С. Шадиева (1 п.л.), В. Хамхоева (1,8 п.л), М. Картоева (2 п.л.), Д. Хамхоева (1 п.л.), М. Ахильгова (1 п.л.), А. Матиева (1 п.л.), Р. Цурова (1 п.л.). Опубликовано 17 статей в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Основные положения обсуждались на международных, всероссийских, региональных и республиканских научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация в структурном плане состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ИНГУШЕТИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

«МАЛЫЕ» ЖАНРЫ ИНГУШСКОЙ ПРОЗЫ: ОЧЕРК, РАССКАЗ 1.1. Социально-политические и культурные предпосылки возникновения ингушской письменности Понятие «ингушская литература» впервые вошло в общественное сознание народа в 1924 году в связи с созданием Ингушского литературного общества. Как отмечает профессор И.А. Дахкильгов [50: 3], это короткий промежуток во временном отношении, но здесь положительную роль сыграл тот факт, что у народа имелись богатые традиции устно-поэтического творчества, а также высокое художественное мастерство, которым были наделены писатели. Литература этого периода развивается стремительно: от малых литературных жанров до поэм и романов.

Письменность ингушей, истоки которой берутся из богатейшего устно -поэтического наследия народа, зарождается в середине XIX века. Однако в силу отсутствия национальной графики, создавалась она на русском языке и была представлена в творчестве просветителей - Чаха Ахриева, Асламбека Базоркина, Адиль-Гирея Долгиева, Магомета Котиева, братьев Магомеда и Вассан-Гирея Джабагиевых, Ибрагима Базоркина, Османа Мурзабекова и других. Их литературно-просветительская деятельность способствовала зарождению художественной мысли народа.

Дальнейшее становление и развитие ее приходится на первые десятилетия XX века. Основополагающую роль при этом имела общая ситуация в России, сложившаяся в результате революционных событий (сначала Февральского, а затем - Октябрьского), причиной чему стала Первая мировая война, приведшая к обострению общественно-политической обстановки в стране. Октябрьские события 1917 года не замедлили сказаться на судьбах народов Северного Кавказа, оказав колоссальное влияние на все

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Мартазанова Ханифа Магамедовна, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аветисян В. Некоторые особенности национальной психологии литературного героя в современной армянской прозе. - Ереван, 1950.

2. Акавов З.Н. Просветительские идеи в дагестанской литературе XIX -начала XX веков. На материале кумыкской литературы. ДГТУ. -Махачкала, 2009. - 271 с.

3. Аристотель. Об искусстве поэзии. - М.: Гослитиздат, 1957.

4. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. - М.: Наука, 1972.

5. Ахмедов С. X. История лакской литературы в 2-х т. Т. 1. Дореволюционная литература. - Махачкала , 2008.

6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Xудожественная литература, 1995.

7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

8. Бахтин М.М. Эпос и роман: о методологии исследования романа. / В кн. С. Н. Бройтман «Историческая поэтика». Издательский центр «Академия», 2004.

9. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. - Черкесск, 1974.

10. Бекизова Л.А. Становление и развитие младописьменных литератур в условиях содружества советских наций. М, 1972.

11. Белая Г.А. Литература в зеркале критики. Современные проблемы. - М.: Советский писатель, 1986.

12. Белинский В.Г. Избранное в 2-х книгах. Кн. 1. - М.: Советский писатель, 1959.

13. Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. т.3, 1953-1954.

14. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (1841) / Xрестоматия по теории литературы. Составитель Л.Н. Осьмакова. М., «Просвещение», 1982. стр. 256-270.

15. Бикмухамедов Р. Г. Роман и литературный процесс. / Вопросы литературы, 1971, № 9. С. 10.

16. Большой энциклопедический словарь. Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1991.

17. Борев Ю. Б. Историческое членение (периодизация) художественного процесса. / В кн. «Теория литературы». Том IV. Литературный процесс. М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 624 с. Стр.50-52.

18. Борев Ю. Б. Методологические искания и современная методология анализа литературного процесса. / В кн. «Теория литературы». Том IV. Литературный процесс. М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 624 с. Стр. 96-130.

19. Борев Ю. Б. Художественное развитие./ В кн. «Теория литературы». Том IV. Литературный процесс. М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 624 с. Стр. 6-9.

20. Борев Ю.Б. Художественные связи как внутренние связи литературного процесса . / В кн. «Теория литературы». Том IV. Литературный процесс. М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 624 с. Стр. 41-47.

21. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. Смоленск, 1997. Т.1

22. Бочаров А. Г. Бесконечность поиска. - М.: Советский писатель, 1982.

23. Бочаров А.Г. Концепция личности в современной прозе. - М.: Советский писатель, 1977.

24. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М, 1989.

25. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: «Высшая школа», 2005. - 287 с.

26. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.,1959. С.149.

27. Власенко А. Расцвет. О современной литературе народов РСФСР, - М.: «Советская Россия», 1973.

28. Воробьева Н.Н. Принципы историзма в изображении характера. - М.: Наука, 1978.

29. Выходцев П.В. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Советский писатель, 1973.

30. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. (Критические статьи и исследования). -Грозный. 1989.

31. Гамзатов Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М.: "Наследие", 1996.- 653 с.

32. Гамзатов Г.Г. Взаимодействие литературы и фольклора: проблемы и суждения. // Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана. -Махачкала, 1986.

33. Гаспаров М.Л. О руской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб: Азбука, 2001, - 480 с.

34. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М., 1972.

35. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1971.

36. Гей Н.К. Искусство слова (О художественности литературы). - М.: «Наука», 1967. -364 с.

37. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., Издательство «Советский писатель», 1979г.

38. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. - М.: ШТЯАОА 1999.

39. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

40. Гудиева Л. X.-У. Начальный этап развития образовательного пространства Ингушетии (1865-1920гг.) Ростов-на-Дону: Издательство СНКЦ ВШ, 2005, с.144.

41. Гусейнов М.А. Проза кумыков в художественно-стилевом освещении (1920-1940-е гг.). - Махачкала, 2006. 175 с.

42. Гусейнов Ч.Г. Форма общности советской многонациональной литературы. - М.: Мысль, 1977.

43. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. - М.: Советский писатель, 1988.

44. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. _ М.: Логос, 2003. - 232

45. Далгат У. Поэзия народов Дагестана // Поэзия народов Дагестана: Антология: В 2 т. Т. 1. М., 1960,

46. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. - М.: Наука, 1972.

47. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. - М.: Наука, 1981.

48. Дахкильгов И. 240 лет нерушимого единства Ингушетии с Россией. Магас. 2010.

49. Дахкильгов И. А. Г1алг1ай говзаме литература (Ингушская художественная литература). Нальчик, ГП КБР «Республиканский полиграф комбинат им. Революции 1905 г.» -2009. - 608 с.

50. Дахкильгов И. А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). Чечено-Ингушское издательство, Грозный, 1975.

51. Дахкильгов И.А., Мальсагов А.О. Ингушская советская литература. -Грозный, 1987. Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений. - Л.: Наука, 1934г.

52. Дахкильгов Ш. Э. Слово о родном крае: записки краеведа. - Грозный, 1989. - 152 с.

53. Демин М.В. Проблемы теории личности. - М.,1977.

54. Егиазарян А. Концепция времени и концепция личности в литературе развитого социализма. - Ереван, 1980.

55. Есин А.Н. Психологизм русской классической литературы. - М., 1988.

56. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

57. Жулинский Н. Г. Человек в литературе. Общественные ценности и проблемы художественного характера. -Киев, 1983.

58. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. -

59. История Ингушетии - Магас - Нальчик -ООО «Телеграф», 2011.- 485 с.

60. История русской культуры 1X-XX вв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р.Зезина; Под ред. Л.В.Кошман. М.: Дрофа, 2002. - 480 с.

61. История русской литературы XX века: в 2 ч. : Ч.2: учебник для бакалавров/ В.В. Агеносов, К.Н. Анкудинов, А.Ю. Большаков [и др.]; под общ. ред. В.В. Агеносова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 687 с.

62. История русской советской литературы: Под ред. П.С.Выходцева. -М.: Высш.школа, 1079. - 694 с.

63. История советской многонациональной литературы. В 6 т. - М.: Наука, 1970-1974.

64. История советской многонациональной литературы. В 6 т. - М.: Наука, 1970-1974.

65. Кашежева Л. Кабардинская советская проза. - Нальчик, 1962.

66. Кедрина З.С. История советской многонациональной литературы. Т.4. -М.: Наука, 1972.

67. Кожинов В.В. Xудожественный образ // В.В. Кжинов. Размышления об искусстве, литературе и истории. М., 2001.

68. Крылов В. П. Проблемы поэтики Л. Леонова (Психологический анализ), Ленинград, 1983.

69. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В.Распутин, В. Астафьев, С.Залыгин). Ленинград. Издательство Ленинградского университета, 1985.- 137 с.

70. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. - Т. 1. - 1953-1968. - М., 2006.

71. Литературный энциклопедический словарь / Под общей редакцией В.М.Кожевникова и П.А.Николаева.- Москва, «Советская энциклопедия», 1987.

72. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.

73. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. - М.: Наука, 1970. - 260с.

74. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальной литературы. - М.: Современник, 1972.

75. Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования: история руской прозы, теория литературы. Санкт-Петербург «Искусство - СПб». - 846 с.

76. Мальсагов А.У. В боевом строю. - Грозный, 1971.

77. Мамий Р.Г.На перекрестках эпох. Идейно-художественные искания адыгейской прозы второй половины ХХ века. - Майкоп: ООО «Качество», 2001. - 340 с.

78. Мартазанов А. М. Антология литературы народов Северного Кавказа: В 5 т. /Сост. А.М.Казиева. Пятигорск, 2003.Т.1.ч.1.

79. Мартазанов А. М. Идеология и художественный мир «деревенской прозы» (В.Распутин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев). - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. - 192.с. (Филологические исследования).

80. Мартазанов А.М. Проблема психологизма в творчестве И.Базоркина // Орджоникидзевская, 1994.

81. Медведев П. Формальный подход в литературоведении. Л., 1928, с. 182183. Цитируется по: Пархоменко Роман семидесятых. Москва, «Художественная литература», 1987.-336 с. С.192.

82. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. - Нальчик: Эльбрус, 1993.

83. Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская «деревенская проза». В помощь преподавателям и, старшеклассникам и абитуриентам. Изд-во Московского университета, 2002. -144.

84. Недзвецкий В.А.История русского романа X1X века. Неклассические формы. Курс лекций. Издательство Московского университета, 2011. -152с.

85. Николина Н. А.Филологический анализ текста. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

86. Очерк истории чечено-ингушской литературы. / Ответ. редактор В.Б.Корзун. - Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство, 1963.- 240с.

87. Пархоменко М.Н. Роман семидесятых. Москва, «Художественная литература», 1987.-336 с.

88. Патиев Я. А я иду. Очерк жизни и творчества И. Базоркина. - Назрань, 2000.

89. Патиев Я. С.Душа, наполненная светом: Жизнь и творчество Саида Чахкиева. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2009.

90. Пискунов В.Советский роман-эпопея. Жанр и его эволюция. Издательство «Советский писатель». - Москва, 1976. 367 с.

91. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: «Высшая школа», 1978. - 350 с.

92. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

93. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Агеносов и др.; Под ред.В.В. Агеносова. -М.: Дрофа, 2000.- 512 с.: ил.

94. Русская литература XX века: Учеб.пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений: в 2 т. - Т.2: 1950-2000-е годы / [Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, М.В. Яковлев и др.]; под ред. Л.П. Кременцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 496 с.

95. Русская советская литература. / Под редакцией В.А.Ковалева, Москва, «Просвещение», 1979.

96. Сарбашева А.М. Поэтика балкарской драматургии.- Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015. - 148 с.

97. Сильман Т. И.. Заметки о лирике.Л., 1977.

98. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология./ Отв.ред. Г.И.Ломидзе, С.М. Хитарова. Издательство «Наука», Москва, 1978. -696 с.

99. Современная русская повесть. / Под ред. Н.А.Грозновой, В.А.Ковалева. Издательство « Наука», Ленинград, 1975

100. Современная русская советская литература. В 2ч. Ч.1. литературный процесс 50-80-х годов. Кн. для учителя /А.Г.Бочаров. Г.А.Белая, В. Г. Воздвиженский и др. ; Под ред. А.Г.Бочарова, Г.А.Белой. - М.: Просвещение, 1987. - 256с.

101. Современная русская советская литература. В 2ч. Ч.2. Темы. Проблемы. Стиль: Кн. Для учителя / Г.А.Белая, А.Г. Бочаров. В.Д. Оскоцкий и др. ; Под ред. А.Г.Бочарова, Г.А.Белой. - М.: Просвещение, 1987. - 256с.

102. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. - М.: Наследие, 2001.

103. Сучков В.Л. Исторические судьбы реализма. - М., 1970.

104. Тимофеев Л. И. Основы теория литературы. М., «Просвещение», 1976.

105. Тимофеев Л.И., Тураев С.В.Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1978. 223 с. с ил.

106. Томашевский Б.В.Теория литературы. Поэтика. И., 1996.

107. Трубина Л.А. Русская литература ХХ века: Учебное пособие для поступающих в вуз. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 336 с.

108. Туркаев Х. В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. (Роль литературы и родного фольклора в становлении национальных литератур. 60 годы Х1Х - 40-е годы ХХ века). Грозный, 1978. 252с.

109. Туркаев Х. В. На переломе: Монографические, литературоведческие, литературно-критические и публицистические статьи. - Грозный «Книга», 1991. - С 368.

110. Туркаев X. В. Путь к художественной правде: становление реализма в чеченской и ингушской литературах. - Грозный, 1987. 240с.

111. Туркаев X.В. В семье братских литератур. Грозный, 1989. С.220-221

112. Тхагазитов Ю.М.Адыгский роман. Нальчик, 1987. - 112 с.

113. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - СПб., 2000.

114. Фесенко Э. Я. Теория литературы. - М.: Едиториал УРСС, 2005.

115. Фидарова Р.Я. Герои, характеры, жизнь. - Орджоникидзе: ИР, 1990.

116. Xализев В.Е. Теория литературы. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

117. Xрапченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Советский писатель, 1972.

118. Чичерин А.В. Возникновение романа - эпопеи. - М., 1988.

119. Шаззо К.Г. Xудожественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси: Мецниереба, 1978.

120. Щербина В. Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия. - М.: Наука, 1964.

121. Щербина В.А.Н.Толстой. Творческий путь. «Советский писатель». Москва, 1956.

122. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

123. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 112 с.

124. Яблокова Г. Творчество Ахмета Бокова. В кн. У истоков книги. -Грозный, 1990.

125. Якименко Л. На дорогах века (Актуальные вопросы советской литературы). - М.: Xудожественная литература, 1978.

126. Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.

127. Яндиева М. Д. Ингушская Атлантида: Шамиль Ахушков. - Назрань-Москва: Ингушский «Мемориал», 2009г. -92с.

128. Яндиева М. Д. Ингушская литература // Литература народов России: ХХ век: словарь. - М.: Наука, 2005.С. 107.

129. Яндиева М. Д. Ингушские смыслы в художественно-интеллектуальном наследии ХХ века. - Магас: Издательство «Сердало», 2007.

130. Яндиева М. Ингушский исторический роман. - Грозный, 1990.

II.

131. Абрамов Ф. Вопросы литературы. - 1971. - № 8.Цит. по кн. Современная русская советская литература.В 2ч. Ч.2. Темы. Проблемы. Стиль: Кн. Для учителя / Г.А. Белая, А.Г. Бочаров. В.Д. Оскоцкий и др.; Под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. - М.: Просвещение, 1987. - 256с.

132. Абуков К. Тропы отцов и эхо жизни (Штрихи к творческому портрету Саида Чахкиева) // Дагестанская правда: «Литературный Дагестан» № 8. 6.1Х.2008. С. 3.

133. Аджиев А.М. Соавтор Михаила Булгакова. /В кн. Проблемы Дагестанской и Северокавказской филологии в контексте диалога культур и времен. - Махачкала, 2010. - 360 с. С. 322-324.

134. Айдаев Ю.О двух романах Ахмета Бокова / Зеркало жизни: Сборник литературно-критических статей. - Грозный, 1987. - 152 с.

135. Айдаев Ю.Пробуждение // Грозненский рабочий, 1970, 22 февраля

136. Албогачиев М. Вехи жизни (Штрихи к портрету Саида Чахкиева). // Сердало, № 6 (9773) 20 января 2007 год.

137. Албогачиев Р.Ш. И помнить страшно и забыть нельзя.// Парламентский вестник № 14 (52)февраль 2011 года.

138. Алиева С. У. От составителя к книге «Так это было: Национальные репрессии в СССР. 1919-1952 годы: Худож.-док. сб. / Ред.-сост. С. У. Алиева: В 3-х т. Т.1. - Москва: «Инсан».1993. С. 7-19

139. Алиева С.У. Возвращение к национально-этническим истокам. Проза народов Северного Кавказа. // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. IV. ИМЛИ РАН, 2005. - 272с.

140. Алиева С.У. Национальная идея и эстетика социалистического реализма.// Нация. Личность. Литература. Выпуск I. - Москава, «Наследие», 1996. - 256 с. С.67-82.

141. Аминов Н., Ковда Д. Психология литературного творчества //Анкета «ЛУ» на VII Всесоюзном совещании молодых писателей. // Литературная учеба. - 1979, № 6.

142. Апухтина В.А. Повесть нашего времени. В кн.: Современная проза социалистического реализма (литературные жанры). Под ред. И.Ф.Волкова, Р.Р.Кузнецовой, В.И. Фатющенко. - М.: Изд-во Моск. Унта. 1986. - 192 с. С. 132-148.

143. Арчаков С. Главная тема //Сердало, 1984, 24 ноября. С.2.

144. Баков X.И.Социалистический реализм и некоторые вопросы развития романа в адыгских младописьменных литературах. /Сб. статей: Традициии современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986. С.45-56.

145. Балагова Л. X. Симема адыгского понятия лъапсэ в романе М. Кандура «Кавказ» //Русскоязычие и би (поли) лингвизм в межкультурной коммуникации XX1века: когнитивно-концептуальные аспекты: Материалы II Международной научно-методической конференции. 2325 апреля 2009 г. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 8-17.

146. Бахтин М. М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

147. Бекова М.Р. Xудожественный мир Ахмета Бокова. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Махачкала, 2017.

148. Бигуаа В.А. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1V. - М.: ИМЛИ РАН, 2005.- 272с.

149. Брудный Дм.Л. Вся жизнь - поиск.

150. Вагапов Я. Чечено-ингушская литература в борьбе с патриархально -родовой идеологией. // Грани жизни. Сб. литературно-критических статей. - Грозный, 1976.С. 85-102

151. Валеева Н.Г.Национальная картина мира и перевод. //Эпический текст: проблемы и перспективы изучения: Материалы 11 Международной научной конференции. 16-18 октября 2008 г. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. Стр. 30-33.

152. Васенина Н. И. Базоркин. «Я еще не все сказал.» // Комсомольское племя, 1989, 22 апреля.

153. Газгиреева А. В основе его произведений - судьба народа. Сердало. № 70 (9285) 22 мая 2003.

154. Газгиреева А., Ахмет Боков. "... Знать жизнь не понаслышке"// Ингушетия. 18 марта, 1995.стр.3

155. Газиков Б. Шамиль Заурбекович Ахушков - искусствовед и публицист //Архивная память (сборник статей), - Назрань, 2003. Стр. 47-48.

156. Гальперин В. Звезды над Сагопшей // «Дружба народов» № 7, 1970, стр. 227 - 228);

157. Гальперин Ю. Рецензия на роман «Сыновья Беки». /«Дружба народов», № 7, 1970, стр.203-204.

158. Гарунова З.Т. Характер и конфликт в лезгинской повести 50-70-х годов ХХ столетия. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Махачкала, 2012.

159. Гарчханова Т.Х. Жанр рассказа в ингушской литературе. Истоки. Становление // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Москва, 2016.

160. Гачев Г. Национальные образы мира // Вопросы литературы. 1987. № 10.

161. Гей Н.К. Поэтика романов Л.Н.Толстого. Романный триптих: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье». / Сборник статей. Толстой Л.Н. и современность. Издательство «Наука». Москва, 1981.

162. Горчаков Г. Трудный хлеб правды. Стр.105-118. Вопросы литературы. №9, 1989.

163. Дахкильгов И.А. В творческом поиске // Грозненские рабочие 1974, 28 декабря. С. 4.

164. Дахкильгов И.А. Нет литературы - нет духовности. В кн.: Боль и гордость моя - Родная Ингушетия. - Нальчик, Издательский центр «Эль-фа», 2007. - 576 с. С. 75-79.

165. Дахкильгов И.А. Развитие науки и литературы депортированных народов. В кн.: Боль и гордость моя - Родная Ингушетия. - Нальчик, Издательский центр «Эль-фа», 2007.

166. Дахкильгов И.А. В ногу со временем (Заманца г1а боаккхаш) // Сердало, 1974, 26 дек. [10]

167. Дахкильгов И.А., Мартазанова Х.М. Национальная литература. В кн. Ингуши / отв. ред. М С.-Г. Албогачиева, А. М. Мартазанов, Л. Т. Соловьева; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ингушский государственный институт. - М.: Наука, 2014. -509 с. (Народы и культуры). С. 378-389.

168. Дахкильгов И.А.Фольклорно-этнографический материал в контексте романа И. М. Базоркина «Из тьмы веков» // Сердало, 2000, 5 июля с. 2.

169. Джамбулатова З.К. Культурное строительство в советской Чечено-Ингушетии (1920-194-е годы). Грозный, 1974, стр.31.

170. Джамбулатова З.К. Развитие печати в Чечено-Ингушетиии (1920-1941 годы). - Известия ЧИНИИИЯЛ, т.6, вып. 1. Грозный, 1965.

171. Джусойты Н. «Главная книга писателя». (О романе «Из тьмы веков»). // Литературная Россия, 1969, №2.

172. Джусойты Н. Все начинается с размышления // Вопросы литературы,

1976, №5.

173. Джусойты Н. От сказителя к писателю - путь далекий. / Вопросы литературы, 1971, № 9. С. 32.

174. Джусойты Н. Уходя от фольклора // Вопросы литературы, 1977, №1.

175. Дзаурова М.С. Основные этапы становления Ингушской государственности // Научный вестник ИнгГу. Вып.1-2. Магас, 2004. Стр. 27-35.

176. Дзыба А. X. Абазинская литература. Векторы развития. Литература народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры: Материалы Всероссийской научной конференции. - Майкоп: Качество, 2006. С. 30-36.

177. Егоров А. Об интернациональном и национальном в искусстве. //Коммунист, 1961, № 17,стр. 66.

178. Золотцев С. О времени надежд и перемен. //Наш Современник. № 4,

1977, С. 186-188.

179. Изюминский А.Отечественная история в литературном зазеркалье. // Вопросы литературы. № 9Э, 1989. С. 46-89.

180. Кандиев Б. Книга жизненной правды. // Социалистическая Осетия. -Орджоникидзе, 1969, 19 февраля 1969.

181. Кассиль Л. Интервью газете корреспонденту газеты «Сердало» Солтукиевой З. «Родник чистой души». // Сердало от 24 января 1998 года стр. 3.

182. Кафриэлянц Регина. Радость встречи. // Литературная Россия, 1 августа, 1969. С.17.

183. Кашежева Л. О кабардинском рассказе. УЗ КБ НИИ т.XX111. - Нальчик, 1965.

184. Кораллов М. Из Воронежа и Берлага... » Вопросы литературы. № 9, 1989. С.118-150.

185. Корзун В.Б. Жизнь и творчество А.-Г. С. Гойгова. // в кн. Гойгов А.-Г.С. За новую жизнь: Повести, рассказы, публицистика, письма. -Грозный, 1986.- 257с.

186. Костоев А. «Повести и рассказы Ахмета Бокова» // Комсомольское племя. № 73. От 16 июня 1966 года.

187. Костоев Алихан. Биографическая справка. В кн. Ореховое дерево. М.: Медиа-ПРЕСС, 2007. 512 с. Илл. С.463-465.

188. Костоев Алихан. Детство чечено-ингушской литературы. В кн. Ореховое дерево. М.: Медиа-ПРЕСС, 2007. 512 с. Илл. С. 257.

189. Кузнецов Феликс. Самая кровная связь: Судьбы деревни в совр. Прозе: кн. Для учителя. 2-е изд. Доп. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.: ил.

190. Ляпин Игорь. Высшего признания не бывает //Сердало, 2 июня 1998 год. С.2.

191. Мальсагов А.У. О книге и ее авторе. // Пробуждение: Повести и рассказы. - Грозный, 1981. Стр. 5-10.

192. Мальсагов А.У. «Трудом добытое счастье» // Литературная Ингушетия, 2002, № 3. С.108-111.

193. Мальсагов А.У. За новую жизнь. (Тема класовой борьбы в романе X.-Б.Муталиева «Первые дни»). / Писатель и правда жизни. Сборник литературно-критических статей. Грозный, 1974. С.91-95.

194. Мальсагов А.У. Ингушские писатели. Кто есть кто в ингушской литературе. Боков Ахмет Xамиевич //Литературная Ингушетия №1-№2, 2007. С. 23 - 28.

195. Мальсагов А.У. Ингушские писатели. Кто есть кто в ингушской литературе. Аушев Султан А. //Литературная Ингушетия №1-№2, 2007. Стр.3

196. Мамиева В.А. Современный литературный процесс и развитие художественного сознания народов Северного Кавказа // Советская литература и Кавказ. - Грозный, 1987.

197. Мартазанов А.М., Мартазанова Х.М. Становление жанра повести в ингушской прозе 1950-х -1960-х годов // Мир науки, культуры, образования. 31 августа 2016, № 4 (59). С.204-205.

198. Мартазанова Х. М. Жанрово-стилевые искания ингушской прозы 1950-1960-х гг. Научное обозрение: гуманитарные исследования. № 7, 2016. Стр.125-131.

199. Мартазанова Х. М. Проблематика и образный строй повести «Дороги любви» И. Базоркина.// Мир науки, культуры, образования. № 5 (54) 2015. С. 347-348.

200. Мартазанова Х. М. Творчество И.М. Базоркина: векторы развития // Мир науки, культуры, образования. № 6 (55) 2015. С. 316-317.

201. Мартазанова Х. М. Повесть А. Бокова «Буран» как значительное явление ингушской прозы 60-х годов ХХ века. // Научное мнение. Филологические науки, искусствоведение, культурология. № 11 (2015)

202. Мартазанова Х. М. Повесть Джан-Гирей как новый этап в художественном мышлении А.-Г.С. Гойгова. //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. № 4 (39), 2014. С. 163-164.

203. Мартазанова Х. М. Художественный психологизм И.Базоркина // Мир науки, культуры, образования. № 6 (55) 2015. № С. 317-318.

204. Мартазанова Х. М. Осмысление судьбы творческой личности в художественном мире И.Базоркина. // Мир науки, культуры, образования. № 4 (53) 2015. С. 319-320.

205. Мартазанова Х. М. Основные вехи творчества Ахмеда Бокова // Мир науки, культуры, образования. № 4. Август 2015.С.320-321.

206. Мартазанова Х. М. Проблема историзма в повести И. Базоркина «Призыв» // Культурная жизнь Юга России, 2011, № 1. С. 60-62.

207. Мартазанова Х. М. Трагедия личности и народа (по роману Ахмеда Бокова «Узкие ворота». // Материалы международной научной

конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства (Элиста, 13-18 сентября 2009 г.) В двух частях. Часть П.С. 118-122.

208. Мартазанова X. М. Xудожественная концепция человека и истории в прозе Идриса базоркина. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Нальчик, 2005.

209. Мартазанова X. М. Xудожественное решение трагического в ингушской литературе (на основе рассказа А. Ведзижева «Орден»). // Вестник филологического факультета ИнгГу, № 1. -Магас, 2010. С. 103-109.

210. Мартазанова X. М. Человек в трагических испытаниях эпохи в романе Ахмеда Бокова «Узкие ворота». // Ученые записки: Серия «Филология». Выпуск 1. - Магас, 2008. С. 48-59.

211. Мартазанова X.М. Изображение трагических реалий в истории народа в художественной структуре романа А.Бокова «Судьба» // Мир науки, культуры, образования. Февраль 2016. № 1 (56). С. 296-298.

212. Мартазанова X.М. Сюжетно-композиционные особенности и проблематика романа «Судьба» Ахмеда Бокова// Мир науки, культуры, образования. Февраль 2016. № 1 (56). С. 298-300.

213. Мартазанова X.М. Xудожественное осмысление проблемы трагического в романе «Золотые столбы» С. Чахкиева.// Известия Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева № 1 (3) - 2014. С.84-93.

214. Мартазанова X.М., Бекова М.Р. «Узник «Адских островов» // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы кавказоведения в XXI веке», посвященной 165-летию Ч.Э.Ахриева. С. 131-133.

215. Национальное и интернациональное в творчестве писателя. Фомула единства (говорят писатели Узбекистана). // Литературная учеба, 1982, №6.стр. 86-118.

216. Новиченко Л. Настолько это исторично? // ж. «Дружба народов», № 1, 1971. С. 221 - 232.

217. Онанян Г. Литературная Россия. № 47, 24 ноября 2006 года.

218. Осипова Н. О. Особенности формирования жанровой сиситемы творчества М. Горького 90-х годов (К постановке вопроса) // Жанр и композиция литературного произведения. Межвузовский сборник. -Петрозаводск, 1981.

219. Отарова Р.Х. Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской литературе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Нальчик, 2008.

220. Панченко И.Г. Вопрошая прошлое - заглянуть в будущее // Вопросы литературы, 1983, № 6.

221. Пациенко Г. О тех, кто выбрал мужество. // С. Чахкиев. «Золотые столбы». - Нальчик, 1994.

222. Сарбашева А. М. Депортация как трагическая историческая реальность в творчестве балкарских драматургов. // Материалы международной научной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. В двух частях. Ч.11. - Элиста. С. 152-156.

223. Сарбашева А. М. Осмысление противоречий исторической эпохи в современной балкарской литературе. // Вестник института гуманитарных исследований правительства КБР И КБНЦ РАН. Выпуск № 14. - Нальчик, 2007. С. 175-183.

224. Сарбашева А. М. Специфика отражения трагической сущности эпохи 30-40-х гг. в балкарской литературе. // Известия Ингушского научно-

исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева. № 1 - 2014. С. 96-103.

225. Солтукиева З.На волне дружбы //Ингушетия (№127) от 10 октября 2006 года с. 3.

226. Солтукиева З.Родник чистой души // Сердало от 24 января 1998 стр. 152-156.

227. Танкиев А. Об истории и культуре ингушского народа // Ингуши. -Саратов, 1996.

228. Танкиева Л. Х. Художественное осмысление проблем депортации в ингушской литературе. // 65 лет депортации ингушского народа: Сборник статей. - Назрань, 2009. С.99-109.

229. Тасуева Л. Родословная героев (О романе А.Бокова «Сыновья Беки»). /Писатель и правда жизни. Сборник литературно-критических статей. Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство, 1974. Стр.85-90.

230. Тимижев Х.Т., Тхагазитов Ю.М. Осмысление исторической действительности в романах писателей черкесского зарубежья // Caucasus Philologia. Пятигорский государственный лингвистический университет, № 1 (5) 2009. Стр. 45-54.

231. Топоров В. Н. «Не путайте интеллигента со специалистом» // Известия. - 1998. 20 мая. - С. 5.

232. Трифонова Т. Чудесная сила труда. / Советская художественная проза. Сборник статей. Советский писатель. - Москва, 1955. Стр. 528233. Ужахова Р.К. Поиски нравственных ценностей героев в современном

чеченском и ингушском романе / Чеченский и ингушский роман. Проблемы жанра. Сборник научных статей. - Грозный, 1986. - 121 с. Стр. 5-33.

234. Ужахова Р.К. Чеченский и ингушский роман (20-70-е гг.). История и современность // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Москва, 1984.

235. Утехин Н.П. Введение. Современная русская повесть. Изд-во «Наука», Ленинград, 1975.

236. Федь Н.М. Нравственость писателя. // Способность к диалогу. Часть первая. - М.: 1993. - 224 с. С.105-124.

237. Xаниев М. Встреча друзей (Доттаг1ий в1ашаг1кхетар) // Сердало, 12 марта 1988. С.3.

238. Xаниев М. Правда длиною в жизнь. // Сердало, №168 (9767) 29 декабря 2006 года. С.3 .

239. Чахкиев Юсуп. Всенародная газета - «Сердало» / «Сердало», № 89 (9610), 10 августа 2005 года. С.3.

240. Чернова И.И. «Так это было на земле». Темам коллективизации в советской литературе 30-80-х годов. Статья вторая. // Литература в школе. Январь, февраль, № 1, 1992. Стр.85-94.

241. Шаззо К.Г. От Бо1:сгеаН8так...? В кн. Избранные труды в трех томах. Размышления об отечественной литературе XX - XXI вв. На русском и адыгейском языках. Том I. - Майкоп: Адыг.респ. кн. изд-во, 2014. -520 с.

242. Шортанов А. Судьба народная // Кабардино - Балкарская правда, 1969, 1 октября.

243. Шубин Э.А. Повесть 50-х годов / В кн. Современная русская советская повесть. Издательство «Наука», Ленинград, 1975. С. 112-161.

244. Шундик Н. Убежденность и достоверность. Предисловие к роману «Багровые зори»: Роман / Авториз. Пер. с ингуш. Н. Шундика; Xудож. В.Н. Белогонов. - М.: Сов. Россия, 1980. - 272 с., ил. С.3-4.

245. Якименко Л. Поэтический мир М.А.Шолохова. В кн.: Творчество М.А.Шолохова. Сборник статей. Составитель П.И. Павловский. Изд-во «Просвещение», 1964. С.153-218.

246. Якименко Л. Xудожественная летопись бессмертного подвига. - В сб.: Армия и литература. М., Воениздат, 1978, с. 72.

247. Яндиева М.Дж. Жизнь в изгнании // Сердало, 1996, 5 окт. С.3.

III.

248. Ахриев И. Жертва. // Сердало. 1928.№ 2 (315). Стр. 4.

249. Ахушков Ш. Ахмед и Ибрагим // Сердало. 1926, № 57. / В кн. Ахушков Ш. Неизвестное наследие. - Назрань-Москва: Ингушский «Мемориал», 2009г. - 99с.

250. Базоркин И. М. Да будет этот день. Собрание сочинений: В 6 т. Т.5: Очерки, статьи, выступления. - Магас: Издательство «Сердало», 2002. -256 с. - (Б-ка ингушской литературы)». Стр.190-198.

251. Базоркин И. М. Жить одной жизнью с народом. Собрание сочинений: В 6 т. Т.5: Очерки, статьи, выступления. - Магас: Издательство «Сердало», 2002. - 256 с. - (Б-ка ингушской литературы)». Стр. 56 -58.

252. Базоркин И. М. Задачи писательской организации в связи с восстановлением ЧИАССР. Собрание сочинений: В 6 т. Т.5: Очерки, статьи, выступления. - Магас: Издательство «Сердало», 2002. - 256 с. -(Б-ка ингушской литературы)». Стр.37-55.

253. Базоркин И. М. Несущая свет. Собрание сочинений: В 6 т.Т.5: Очерки, статьи, выступления. - Магас: Издательство «Сердало», 2002. - 256 с. -(Б-ка ингушской литературы)». Стр. 162-163.

254. Базоркин И.М. «Из тьмы веков» / Собрание сочинений: В 6 т.: Повести, рассказы. Т.1. - Магас: Издательство «Сердало», 2001.

255. Базоркин И.М. «Из тьмы веков». / Собрание сочинений: В 6 т.: Повести, рассказы. Т.2. - Магас: Издательство «Сердало», 2001.

256. Беков Т.Д. Избранное (на ингушском языке) / Составление, подготовка текстов, вступительная статья и примечания Абу Мальсагова. -Грозный, 1974.

257. Боков А. Судьба. - Нальчик. Издательский центр «Эль-фа», 2003.

258. Боков А. Х. «Узкие ворота». Роман. Грозный, 1994

259. Боков А. X. Бача и его жены: Повести: Пер. с ингуш. - М.: Сов. Россия, 1988. стр. 271-319.

260. Боков А. X. Буран: Повести: Пер. с ингуш. - М.: Сов. Россия, 1988. стр. 3-66.

261. Боков А. X. Райхант: Повести: Пер. с ингуш. - М.: Сов. Россия, 1988. стр. 142-170.

262. Боков А. Юрский горизонт: Роман. Перевод с ингушского. - Грозный, 1982. - 248 с.

263. Боков АХ. Багровые зори: Перевод с ингушского. - Издательский центр «Эль-фа», 1995.

264. Боков АХ. Разорванный круг: / пер. с ингуш. Н.Родичева. - М.: Современник, 1989. - 238 с. - (Новинки «Современника»).

265. Боков АХ. Старый дом: Повести: Пер. с ингуш. - М.: Сов. Россия, 1988. стр. 170-270.

266. Боков АХ. Сыновья Беки: Роман. Пер. с ингуш. - М.: Советский писатель, 1991. - 576 с.

267. Боков АХ. Трудный путь: Повести: Пер. с ингуш. - М.: Сов. Россия, 1988. стр. 67-141.

268. Ведзижев А. А. Орден. В кн.: Так это было: Национальные репрессии в СССр. 1919-1952 годы: Xудож. - док. Сб./ Ред. - сост. С. У. Алиева: В 3-х т. Т. 2: Москва: «Инсан».1993. с. 152-166.

269. Гойгов А.-Г. С. Ингушский народ. Страдания ради свободы. // За новую жизнь: Повести, рассказы, публицистика, письма. - Грозный, 1986.

270. Гойгов А.-Г.С. Беспросветный путь // Пробуждение: Повести и рассказы. - Грозный, 1981. 216 с.

271. Гойгов А.-Г.С. Нана-пленница // Пробуждение: Повести и рассказы. -Грозный, 1981. 216 с.

272. Гойгов А.-Г.С. Пробуждение // Пробуждение: Повести и рассказы. -Грозный, 1981. 216 с.

273. Гойгов А.-Г.С. Серго // Пробуждение: Повести и рассказы. - Грозный, 1981. 216 с.

274. Гойгов А.-Г.С. Джан-Гирей // Пробуждение: Повести и рассказы. -Грозный, 1981. 216 с.

275. Гойгов А.-Г.С. Маленькие мученики. // Пробуждение: Повести и рассказы. - Грозный, 1981. 216 с.

276. Гойгов А.-Г.С. Месть Дербича // Пробуждение: Повести и рассказы. -Грозный, 1981. 216 с. Стр.167-171.

277. Гойгов А.-Г.С. Проклятие прошлого // Пробуждение: Повести и рассказы. - Грозный, 1981. 216 с.

278. Гойгов А.-Г.С. Вверх по Ассе» / Пробуждение: Повести и рассказы. -Грозный, 1981. 216 с.

279. Кандур М. И. «Кавказ». Историческая трилогия в 3 т. Т.1. / Перевод В. А. Ченьгиенко. - М.: Кандиналь, 1994.

280. Кандур М. И. «Кавказ». Историческая трилогия в 3 т. Т.2. / Перевод В. А. Ченьгиенко. - М.: Кандиналь, 1994.

281. Краснов Н. «За что?!» // Сердало, № 8 (83466), 21 февраля 1994 года.

282. Мальсагов А.П. Расплата. Повесть. - Грозный, 1967.

283. Муталиев Х.-Б. Ш. «Первые дни». Повесть. Перевод с ингушского Геннадия Русакова. Грозный, 1976. С. 128 - 242.

284. Хамхоев В. В. Пробуждение. В кн. Мужчины: Рассказы, поэмы: (на ингуш. яз.) - Магас: Издательство «Сердало», 2007. - 224 с.С.62-88.

285. Хамхоев В.В. «Деза ди» («Торжество в честь летнего солнцестояния»). В кн. Мужчины: Рассказы, поэмы: (на ингуш. яз.) - Магас: Издательство «Сердало», 2007. - 224 с. С. 5-21.

286. Хамхоев В.В. Мужчины / В кн. Мужчины: Рассказы, поэмы: (на ингуш. яз.) - Магас: Издательство «Сердало», 2007. - 224 с.С.26-36.

287. Хамхоев В.В. Синий сарафан./ В кн. Мужчины: Рассказы, поэмы: (на ингуш. яз.) - Магас: Издательство «Сердало», 2007. - 224 с. С. 49-62.

288. Чахкиев С.И. Волчьи ночи / В кн. "В тисках". - Назрань, 1998.

289. Чахкиев С.И. «Золотые столбы». - Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 1994.

290. Чахкиев С.И. Завещание отца / В кн. В тисках. Назрань, 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.