Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Строкова, Наталья Владимировна

  • Строкова, Наталья Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 174
Строкова, Наталья Владимировна. Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1999. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Строкова, Наталья Владимировна

Глава I. Казахский традиционный музыкальный фольклор как феномен народной художественной культуры.

§ 1.1. Интерпретация как способ сохранения и актуализации традиций народной художественной культуры.

§ 1.2. Особенности функционирования музыкального фольклора в контексте современной культуры.

§ 1.3. Значение народного творчества в системе общего образования Республики Казахстан.

Глава II. Педагогические условия возрождения казахского песенного фольклора в системе музыкального воспитания личности.

§ 2.1. Особенности восприятия и исполнения казахской народной песни в процессе формирования художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста.-.

§ 2.2. Характеристика опытно-экспериментальной работы по совершенствованию музыкально-эстетического воспитания в системе общего образования.

§ 2.3. Динамика формирования мотивационной готовности к восприятию аутентичного фольклора.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан»

Процесс современного культурного развития в Казахстане вызвал интерес широких слоев казахского народа к своей истории, народно-художественному творчеству. Освоение ценностей национальной культуры в данном случае выступает как предпосылка и условие развитие национального самосознания. Процесс возрождения национальной культуры - явление неоднородное, включающее не только позитивные, но и негативные процессы.

Комплексный анализ культурных, экономических, политических проблем, характерных для современного общества, позволяет определить наиболее значимые направления в культурной жизни молодого государства, выявляет оптимальные условия для эффективного формирования музыкальной культуры учащихся в системе общего и высшего музыкального образования. "Этнический ренессанс" /Бромлей Ю.В./ 80-90-х годов, для которого характерно резкое усиление интереса к национально-самобытным сферам культуры, осознанное стремление к сохранению исторического прошлого, может оказаться хорошей предпосылкой для воссоздания художественно-творческого духа, способствовать актуализации определенного культурно-исторического среза национальной культуры и явиться мощным стимулом эстетического развития современного общества. Д.С.Лихачев писал: "Массовой культуре, с завидной энергией вторгающейся в нашу жизнь, следует противопоставить высокую культуру, имеющую народную, эмоциональную основу - в том одна из задач эстетического и нравственного воспитания" /107/.

О тесной связи национальной культуры и дальнейшим формированием общества писал О.Сулейменов "Культурное прошлое - неотъемлемая часть нашего настоящего, и возможно, продвижение в будущее, как-то связано с приближением нашим к тому, от чего стремимся скорей отказаться. Речь идет о народной культуре, о той целостности, где эстетические формы предметов быта неразрывно связаны с их функциональной предназначенностью, где эстетическое естественно перерастает в этическое и является основой социального проектирования" /152/.

Народная художественная культура, являясь одной из граней культуры вообще, воплощает этнохудожественное сознание и этнохудожественную деятельность поколений.

Она кристаллизует в себе наиболее характерные черты своеобразия художественной культуры того или иного народа, "Культура никогда не была и не будет отвлеченно - человеческой, - писал Н.А.Бердяев, она всегда конкретно народная и лишь в таком качестве восходящая до общечеловечности'729/.

Проблема исследования - совершенствование педагогических условий использования в музыкальном воспитании и образовании казахского народно-песенного фольклора.

Объектом исследования стал процесс музыкально-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на основе песенного фольклора.

Предмет исследования - педагогические основы формирования навыков восприятия и интонирования детских песен казахского музыкального фольклора у детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Цель исследования - выявление оптимальных условий совершенствования музыкально-эстетического воспитания личности средствами песенного фольклора.

Внимание исследователей и педагогов к проблемам сохранения и развития национально-культурных традиций народов, живущих в Республике Казахстан и зарубежных странах привело к углублению и развитию понятия "культура", определению функции, роли и места, которое занимает этноху-дожественная культура в структуре общества. Е.Стариков предлагает следующую модель: "Культура многослойна, в ней сосуществуют, лежащие на поверхности нормы поведения, под ними общие мировоззренческие принципы и идеологемы, и, наконец, есть у культуры ядро крепящихся в коллективно-бессознательном этнических архитипов. Это ядро - своеобразная мета-структура культуры, ее генетический код" /151/.

Главные функции ядра культуры - "сохранение и передача самоидентичности социума" /Иванчук А.П./. Именно ядро культуры сохраняет информацию в виде принципов, стандартов и норм поведения, передавая по следующим поколениям систему ценностей и способов их создания, определяя, таким образом, суть национальной культуры /79/.

Автором работы исследуется механизм интерпретации песенного фольклора Казахстана в XX веке в народном и композиторском творчестве, выявляются условия его адекватного /аутентичного/ возрождения в культуре своего народа в процессе непрерывного музыкально-эстетического воспитания - "детский сад - гимназия - колледж - вуз". В этой связи разработка теории и практики использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания, актуализации аутентичного песенного фольклора в детском исполнительском творчестве и в подготовке учителей музыки в вузах культуры и искусства является задачей первостепенной важности. Этническое своеобразие казахского музыкального фольклора, особенности его возникновения, исторического развития, форм бытования и продолжительность активного существования требуют поиска новых приемов педагогического внедрения, наиболее созвучных традиционной песенной культуре конкретного региона, в нашем случае - Приуралья, северной части Западно-Казахстанской области. Б.В.Асафьев писал: "Связанность песенных форм с социальной средой и бытовым укладом несомненна" (12).

В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи:

- выявить и обосновать дидактические условии обучения средствами казахского музыкального фольклора;

- разработать модель экспериментальной программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе казахского песенного фольклора;

- провести опытно-экспериментальную проверку отобранного музыкального материла, его соответствие возрастном возрастным возможностям восприятия детей;

- конкретизировать содержание учебно-методической работы студентов при прохождении учебно-производственной практики в соответствии о профессиональным подходом в подготовке учителей музыки, руководителей детских коллективов;

- определить наиболее эффективные формы и методы изучения музыкального фольклора в младших классах средних школ на основе этнопеда-гогических и музыкальных традиций своего региона.

Была выдвинута гипотеза о том, что на данном историческом этапе в жанре детского фольклора возможно тождественное воспроизведение, определяемое нами как специфический тип преемственности "come back", которое создает оптимальные условия для эффективного освоения традиционного песенного казахского фольклора в системе массового воспитания при создании педагогических технологий, разработанных в исследовании.

Методологической основой является диалектико-материалистический метод познания и разработанные на его основе принципы и подходы философской, культурологической и эстетической наук (историзм, системный анализ, теоретический анализ источников и литературы) к рассмотрению проблемы преемственности традиционного народного творчества. При изучении сущности традиций, их роли в жизни современного общества автор опирался на труды Н.А.Бердяева, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Д.С.Лихачева, Л.Н.Гумилева, А.Ф.Лосева, Ю.Б.Борева, К.Леви-Стросса, Ю.М.Лотмана, Б.Н.Федотова, АЛ.Гуревича, И.Хейзинги, Т.В.Чередниченко и др.

В области педагогики, психологии исследования Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, В.Г.Белинского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтъева, В.А.Сухомлинского, И.Я.Лернера, К.Н.Успенского, Р.Штейнера, Д.Б.Эльконина, явились основой для обоснования оптимальных педагогических технологий музыкально-эстетического воспитания.

Работы Б.В.Асафьева, Т.С.Бершадской, Н.А.Ветлугиной, Е.Я.Грозненской, И.И.Дубовского, Р.Ингардена, М.С.Кагана, З.Кодаи, В.М.Максимова, Л.М.Мазеля, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, К.Орфа, Б.М.Теплова, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского, в области музыкальной педагогики, теории музыкального восприятия, развития музыкальных и творческих способностей личности определили направление исследования.

Изучение и анализ исследуемой проблемы позволили предположить возможность моделирования методов культурно-исторического, структурного, музыковедческого анализа при исследовании механизма преемственности и характеристики интерпретации песенного фольклора казахского народа.

Этнический ренессанс" -явление, характерное для всего мира, но стремление к развитию духовных основ своего этноса наиболее остро и противоречиво в республиках бывшего Союза. Разрушение национальной культуры в годы "культурной революции" привели к деформации или забвению традиционного еще в XIX в. народно-музыкального творчества; характер и последствия спонтанного возрождения обусловлены решением проблемы актуализации национального фольклора в системе общего музыкального воспитания, охватывающего систему дошкольного, школьного и вузовского образования.

Концептуальное значение в определении теоретической позиции автора имели исследования, посвященные проблемам изучения и возрождения традиций народно-художественной культуры Э.А.Алексеева, Т.И.Баклановой, Б.Г.Ерзаковича, АВ.Затаевича, А.Е.Байгаскиной, И.И.Дубовского, А.К.Жубанова, Б.И.Каракулова, С.А.Елемановой, Л.В.Шаминой.

В ряде исследований 30-80-х годов затронуты проблемы изучения народно-песенного фольклора в системе казахского музыкального образования /О.Байдилдаев, М.Х.Балтабаев, В.М.Миненко, Б.Г.Гизатов, А.А.Ахметова, Р.Р.Джердималиева, Г.Ж.Карамолдаева и другие/, но при изучении фольклоpa недостаточно используется его музыкально-эстетический потенциал отсутствует научно-обоснованная система в музыкальном развития и воспитания детей.

При проведении исследования использовались следующие методы:

- изучение научной литературы по философии, культурологии, этнографии, педагогике (общей, музыкальной, этнопедагогике), психологии, музыкознанию, детскому хоровому исполнительству и музыкальному образованию,

- изучение и анализ учебно-методических программ по музыкальному образованию в Казахстане, России, других странах,

- педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся с целью изучения состояния проблемы в практике работы детских садов, школ, гимназий, экспертный опрос, включенное наблюдение автора в процессе педагогической работы,

- педагогический эксперимент, состоящий из подготовительного, констатирующего, поисково-формирующего и контрольного этапов, включающих педагогическое наблюдение, беседы, первоначальный, текущий и итоговые замеры, фиксацию степени усвоения музыкального материла, соответствия его возрастным особенностям восприятия детей.

Исследование осуществлялось в 3 этапа. На первом этапе изучалось состояние теории и практики использования музыкального фольклора в современном музыкальном воспитании, анализировалось и обобщалось состояние преподавания музыки в СШ №7, 9, 17, 24 г.Уральска в лицее и СШ №27 с обучением на казахском языке. Экспериментальной площадкой явилась "школа - сад - гимназия", представляющая наиболее эффективную модель непрерывного дошкольного и школьного образования с циклом эстетических занятий, обучением на русском языке при многонациональном составе контингента (45% - русских, 46% - казахов, 3% - татар, 6% - других национальностей). Эти обстоятельства ставят эксперимент в наиболее типичные для городских школ условия.

Второй этап содержал продолжение опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных данных, разработку научно-педагогических рекомендаций по применению народно-песенного фольклора в школе и в вузе. В обучающем эксперименте, проводимом на базе музыкального факультета института искусств г.Уральска, использовалось массовое обследование динамики формирования осознанного отношения к народной музыке у будущих учителей путем анкетирования, бесед, анализа, выполнения специальных заданий при проведении уроков школьной практики, сравнивались результаты работы экспериментальной и контрольной групп студентов при прохождении школьной практики.

Проводилась апробация экспериментальной программы в условиях учебного процесса "школы - сад - гимназии /2-3 классы/ и Западно-Казахстанского института искусств - IH-IV курс, специальность "учитель музыки". Были созданы контрольные и экспериментальные группы в школе и институте. В результате констатирующего эксперимента определились цель и задачи обучающего эксперимента. На основе разработанной программы по предмету "Музыка" /1-4 классы/ и спецпрактикума студенты экспериментальной группы проводили уроки музыки, народные праздники, тематические занятия и открытые уроки-концерты, актуализирующие народные музыкальные традиции.

На итоговых обсуждениях результатов учебной практики в 1997, 1998 годах студенты экспериментальной группы показали фрагменты уроков, казахские народные игры, воссоздающие принципы народного воспитания средствами музыкального фольклора. Программа по музыке, дополненная и переработанная с учетом высказанных предложений, была издана в лаборатории проблем воспитания Западно-Казахстанского Научно-методического центра системы образования в качестве учебного пособия для школ и гимназий эстетического направления.

На третьем этапе осуществлялась систематизация и обобщение материалов экспериментальной работы. На основе сравнительного анализа полученных эмпирических результатов: записей открытых уроков, внеклассных мероприятий, контрольных замеров уровня глубины восприятия музыкального фольклора детьми и студентами, готовности последних к педагогической деятельности в области народного музыкального творчества были сформулированы выводы исследования о возможностях совершенствования этнохудо-жественной подготовки студентов музыкально-педагогических вузов при педагогических условиях, способствующих типичному возрождению традиционного казахского песенного творчества с учетом особенностей культурно-исторического развитая Западно-Казахстанского региона.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: проведен историко-культурологический анализ музыкально-эстетического потенциала обычаев и традиций народной педагогики в музыкальном воспитании и образовании Казахстана, определены проблемы использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания в современных условиях,

- выявлены особенности интерпретации детского музыкального фольклора по типу "come back",

- исследованы воспитательные возможности регионального народно-песенного материала,

- разработаны педагогические основы освоения детьми дошкольного и младшего школьного возраста казахского песенного фольклора,

- предложен новый подход в организации практической подготовки студентов к проведению уроков музыки на основе спецпрактикума "Педагогические технологии этнохудожественной подготовки будущих учителей музыки".

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы в профессиональной подготовке учителей в высших и средних педагогических учебных заведениях, вузах культуры и искусства, в процессе организации педагогической практики, в системе повышения квалификации учителей начальной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: опубликования научно-исследовательских материалов "Формирование основ профессионального мастерства будущих хормейстеров в процессе практики работы с хором, "Музыкальный фольклор Казахстана и особенности его восприятия", "Личность учителя будущего - основа духовного ренессанса"; учебного пособия "Программа по предмету "Музыка" для гимназий и школ с эстетическим уклоном" (1-4 классы),

- составления рабочей программы по учебно-производственной практике для студентов специализации " Учитель музыки",

- разработки специального практикума "Педагогические технологии эт-нохудожественной подготовки будущих учителей музыки",

- применения разработанных методических принципов в преподавании дисциплин дирижерско-хорового цикла студентам специализаций, "учитель музыки" Западно-Казахстанского института искусств.

На защиту выносятся следующие положения:

- установлен в ходе исследования особый тип интерпретации детского фольклора, "come back", являющийся одним из основополагающих способов сохранения и актуализации традиций народной художественной культуры;

- разработана совокупность методических принципов обучения детей с учётом особенностей восприятия и интонирования казахского музыкального фольклора на основе словаря "интонаций - попевок" казахских народных песен;

- созданные педагогические условия для интенсивного усвоения аутентичного музыкального фольклора младшими школьниками с учетом использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания обеспечивают эффективную подготовку учителей музыки. Структура работы.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав (I Казахский традиционный музыкальный фольклор как феномен "народной художественной культуры". II Педагогические условия возрождения казахского песенного фольклора в системе музыкального воспитания), заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Строкова, Наталья Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование посвящено актуальной проблеме совершенствования музыкально-эстетического воспитания дошкольников и младших школьников на основе возрождения музыкального фольклора казахского народа.

Целью данного исследования являлось изучение механизма интерпретации песенного фольклора Казахстана, выявление факторов его адекватного аутентичного возрождения в культуре своего народа, определение и обоснование педагогических условий обучения дошкольников и младших школьников средствами фольклора.

В соответствии с задачами в исследовании обоснован специфический тип интерпретации "без изменения" - "come back" ("иди назад"), определены возможности более эффективного использования потенциала народного художественного творчества в обучении школьников и подготовке будущих учителей музыки на основе сочетания интерпретационных возможностей "come back" с достижениями современной педагогической мысли. Этнопеда-гогические традиции казахского народа рассматриваются как основы формирования самостоятельности, устойчивого интереса к музыкальному фольклору, музыкальных и творческих способностей учащихся.

Проблемы музыкального воспитания, выявленные в результате критического анализа на основе тенденции возрождения национальной культуры, вызвали необходимость более глубокой, последовательной разработки содержания учебных программ, комплекса педагогических методов, способствующих активизации усвоения музыкального фольклора на уроках музыки. Критический анализ подготовки будущих учителей музыки в вузах культуры и искусств выявил необходимость конкретизации практической деятельности студентов на педагогической практике, усовершенствования комплексной подготовки студентов на основе оптимизации сочетания теоретических, специально-музыкальных и практических занятий.

Формирование умений и навыков использования народного педагогического опыта будущими учителями музыки является, как показало исследование, наиболее важным фактором актуализации музыкального фольклора в системе музыкального воспитания и образования. Низкий уровень музыкального кругозора, недостаточный интерес к изучению народной музыки у школьников и студентов вызвал предположение об имеющем место формальном ознакомлении с музыкальным фольклором, которое имеет непланомерный характер. Этим и определилось направление поиска новых форм и методов обучения, способных связать в единое логичное целое подготовку учителей музыки на основе этнохудожественного воспитания.

В исследовании предложены и обоснованы новые формы и методы обучения в подготовке будущих учителей музыки по курсу "Учебно-производственная практика". Созданная методика базируется на целевом планировании этнохудожественного, музыкального воспитания школьников в системе обучения учителя музыки. Комплекс предложенных приемов и методов позволяет распространить духовно-нравственные, профессиональные ценности личности будущего учителя музыки на педагогическую деятельность, то есть развить навыки самостоятельности в организации целевого планирования, определяя тем самым значение организационно-деятельностного этапа технологического процесса подготовки будущих учителей музыки к использованию музыкального наследия казахского народа.

Организационно-деятельностный этап представляет собой формирование взаимосвязанных компонентов развития личности будущего учителя на основе синтеза в учебном процессе духовно-нравственных, когнитивно-интелектуальных, музыкально-теоретических, музыкально-педагогических, этнопедагогических, эмоционально-мотивационных видов деятельности студентов. Методика основана на комплексе народных педагогических традиций музыкально-эстетического содержания; совокупности критериев (интеллектуальных, мотивационных, поведенческих) определения уровней готовности будущих учителей музыки к использованию народного музыкально-поэтического опыта в обучении младших школьников. Традиционные формы занятий дополнялись лабораторной работой, практическими заданиями поисково-аналитического характера; использовались формы тестирования, деловой игры, моделирования конкретных педагогических ситуаций.

С целью совершенствования музыкально-эстетического и этнохудоже-ственного воспитания дошкольников и школьников разработана программа по обучению музыке, которая содержит модель освоения традиционного народного песенного искусства и направлена на формирование творческих способностей детей 6-10 лет, развитию их нравственных, эстетических качеств, патриотизма. В программе активно используется синкретичность музыкального фольклора как способ создания у детей целостного, объемного представления об общечеловеческом характере культуры казахского народа.

Эффективность предложенной концепции актуализации аутентичного музыкального фольклора была исследована: в процессе экспериментального обучения школьников на уроках музыки в "школе - сад - гимназии эстетического направления" г.Уральска. Определены критерии оценки уровня восприятия школьниками жанра народной песни по двум составляющим: музыкальному кругозору и способности к интонированию. Осуществлен замер исходного уровня подготовки и прослежена динамика развития умений и навыков школьников в результате экспериментальной работы.

В качестве главной функции музыкального воспитания школьников мы использовали музыкально-эстетические функции фольклора, развивая музыкальной слух, чувство ритма и музыкальную память детей. Динамика развития уровня восприятия музыкального фольклора подтвердила эффективность предложенной методики, показав при анализе результатов итогового замера значительный рост уровня подготовки школьников, обучающихся по разработанной программе. Ученики контрольной группы при хороших показателях первого замера выявили незначительный рост показателей музыкальнослухового восприятия детского фольклора. Полученные результаты свидетельствуют о развитии систематизированных и структуризированных, определенным образом, приемов актуализации народного музыкального фольклора, способствуют успешному формированию умений в процессе восприятия и аутентичного воспроизведения народных попевок, песен и игр.

Второй блок опытно-экспериментальной работы исследования построен на основе экспериментальной проверки педагогических технологий этноху-дожественной подготовки будущих учителей музыки. На основе разработанных критериев мотивационной готовности студентов к педагогической работе был осуществлен формирующий эксперимент, который включал первый и итоговый замеры, характеризующие динамику развития профессиональных умений и навыков в результате экспериментальной работы, проходившей в форме педагогической (школьной) практики. Экспериментальная группа студентов работала в экспериментальном классе на основе спецпрактикума "Педагогические технологии этнохудожественной подготовки" и экспериментальной программы по предмету "Музыка" для учеников младших классов, а контрольная группа проводила учебную практику согласно традиционной рабочей программе по учебно-производственной практике и стандартной программе по музыке для младших классов общеобразовательных школ. Согласно выработанным критериям оценки знаний, умений и навыков, позволяющих судить об осознанности действий студентов при постановке цели и разработке плана урока, умении анализировать произведение народно-музыкального творчества, вводить в программу яркий историко-теоретический и народно-песенный материал, определять необходимые на данном занятии методические приемы и т.д. была доказана эффективность предложенной методики. Студенты экспериментальной группы по результатам промежуточных срезов и итогового замера показали успешное формирование способности к самостоятельному мышлению, рост мотивационной направленности к изучению фольклора, более высокий уровень интеграции полученных знаний. Изучено влияние предложенной методики на развитие профессионального мастерства будущих учителей музыки методом включенного педагогического наблюдения за работой студентов на уроках музыки при прохождении педагогической практики. Выявлено воздействие разработанной системы на формирование у студентов и школьников устойчивого интереса к интерпретации музыкального фольклора.

По итогам проведенного исследования факторами повышенной эффективности музыкально-эстетического воспитания, направленного на возрождение народных музыкальных традиций, являются:

- ориентация на совершенствование этнохудожественной и этнопедаго-гической подготовки будущих учителей музыки;

- активное использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте;

- опора на систему выработанных критериев оценки знаний, умений и навыков.

Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, а гипотеза доказана. Предложенная методика использовалась при проведении занятий по учебно-производственной практике в Западно-Казахстанском институте искусств. Методика получила одобрение преподавателей хорового отдела "школы - сад - гимназии" и детской музыкальной школы №3. Учителя музыки и музыкальные воспитатели подготовительной группы "школы - сад -гимназии" апробировали методические принципы исследования, что подтверждается актами о внедрении результатов диссертационного внедрения /Исх№79,1 апреля 1999 года/ и /Исх№ 01 - 3732,2 апреля 1999 года/.

В Западно-Казахстанском научно-методический центре системы образования в 1998 году выпущена "Программа по предмету "Музыка" для гимназий и школ с эстетическим уклоном" (1-4 классы). Программа составлена диссертантом и является итогом педагогической работы в качестве руководителя учебно-производственной практики преподавателя хоровых дисциплин в Западно-Казахстанском институте искусств. В 1997 году автором разработана рабочая программа по "Учебно-производственной практике" для студентов специализации "Учитель музыки" Западно-Казахстанского института искусств.

На основании проведенных исследований нами разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию музыкально-эстетического воспитания в системе общего образования республики Казахстан.

1. Необходимо пересмотреть содержание и организацию обучения в педагогических и музыкальных колледжах, готовящих учителей музыки в младших классах и музыкальных работников в детских садах.

2. Разработать комплексную региональную программу для многонациональных классов, включающую музыкальный фольклор разных народов, этнических групп и диаспор, проживающих в данном регионе.

3. Создать оптимальные условия для расширения процесса актуализации народного музыкального творчества, сочетая учебную деятельность с внеклассной и концертной формами.

Исследования в указанных направлениях будут способствовать совершенствованию музыкально-эстетического воспитания на основе традиций народно-художественного творчества.

131

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Строкова, Наталья Владимировна, 1999 год

1. Абдудлина О.А. Общепедагогическая подготовка учеников в системе в образования. - М. Просвещение, 1984. - 208 с.

2. Акатаев С.Н. Культ предков у казахов я его этнографические и историко-культурные истоки: Дис. .канд.ист.наук.- А.А., 1973. 183 с.

3. Алданазарова Б.Ж. Краткий курс лекций по казахской хоровой литературе. Алматы. 1998. - 354 с.

4. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование, звуковысотный аспект. М., Сов.ком. 1986. - 38 с.

5. Алексеев Э.Е. Состояние задачи и перспективы развития отечественной музыкальной фольклористики / в кн. Фольклор. М., Наука. 1986. - 70 с.

6. Алекторов А.Е. Народная литература // Астраханский вестник. 1893. №1177-2 с.

7. Алимбаев М. Народная педагогика, или к истокам взоры обращая / вкн. О чем не говорили. А-А., 1978. - 154 с.С

8. Алтъп^©арин И. Собр.соч. в 3-х томах. А-А., Наука. 1976. Т.2. - С.82345.

9. Аманашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса, Мн., 1990. 560 с.

10. Ансерме Э. Музыка и ее исполнение / Статьи о музыке и воспитании. -М., Сов.ком. 1986. 125 с.1.. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Уч.пособие. -М.,МГЗПИ. 1990.-50 с.

11. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., Музыка, 1973. - 214 с.

12. V 13. Асафьев Б.В. Несколько соображений о содержании, качествах и структуре казахской народной музыки / Сов. муз. 1982 №9 26 с.

13. Асафьев Б.В. Письмо А.В.Затаевичу из ГУМК им.Глинки м.ф.6 инв. 196 л. 1-2 // В кн. 8атаевич А.В. 1000 песен казахского народа. - М., Музыка1963.-605 с.

14. Аязбекова С.Ш. К вопросу исторической обусловленности типологических особенностей арабской музыки / Известия АНКССР Сер.философия 1987.-№1.-52 с.

15. Аязбекова С.Ш. Музыкальная традиция этноса и ее роль в формировании композиторского мышления / тв-во Жубановой Г.А./: Дис. . канд.пед.наук. М,. 1990. - 208 с.

16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды (сб.ст.М.Ю.Бабанский). М., Педагогика. 1989. - 560 с.

17. Байгаскина А.Е. О соотношении слова и напева в казахской народной песне. А-А. 1970. - 170 с.

18. Байгаскина А.Е. Эволюция стихотворных размеров и логика развития музыкальной формы казахской народной песни. / В кн. Проблемы музыкального фольклора народов СССР. - М., 1973. С.136-146.

19. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. М., МГУК. 1995. - 28 с.

20. Бактигулова Л.Б. Национальная музыка / народная и композиторская/ в нравственном воспитании младших школьников: Дис.канд.пед.наук. -М., 1989.- 160 с.

21. Балтабаев М.Х. Арзумбетова М.С. Концептуальная модель государственного регулирования социального развития культуры в Казахстане. -Алматы, 1996.

22. Балтабаев М.Х., Берденова Д.А., Серикболова У.Ж. "Ел1м-ай". Программа, учебно-методическое пособие, хрестоматия для учителей. 1995. -90с.

23. Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры / Вопр.фил. 1986. №12. С. 18-26.

24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. 1975. -284 с.

25. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров // Эстетика словесноготворчества. М., Искусство. - С.237-245. - 424 с.

26. Белинский В.Г. Избранные педагогические соч. М.: Педагогика, 1982. 287 с.и 28. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Судьба РОССИИ: Самопознание. 1989.-240 с.

27. Бердяев Н.А. Человек макрокосм и микрокосм // Русский космизм. М., 1993. С.171-175.

28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.-307 с.

29. Библер B.C. Итоги и замыслы / Вопр.фил. 1993. №5. С.75-93.

30. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1991. 413 с.

31. Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. М., Просвещение, 1979 - 164 с.

32. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х Т. М., Педагогика, 1979. - Т.1. - 304 с.

33. Борев Ю.Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтики / Теории, школы, концепции: / Отв.ред.Ю.Б.Борев М.: Наука, 1985. - С.3-68.f 36. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. -277с.

34. V 37. Бромлей Ю.В. Марков Г.Е. Этнография. М. 1982. - 294 с.

35. Вакенродер В.Г. Особая внутренняя сущность музыки и психологии современной инструментальной музыки / Фантазии об искусстве М. Иск-во 1977. С.170-178.

36. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детскому саду. - М., Просвещения, 1983.- 278 с.

37. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. М., 1932. - 85 с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 20-е изд. М., Просвещение. 1991. - 90 с.

39. Выготский Д.С. Психология искусства М., 1966. 270 с.

40. Гальцева Т.Б. Этнохудожественная специфика музыкального восприятия: Дис. .канд.пед.наук., М., 1994. 183 с.

41. Танеев А.Ш. Татарские народные игры и праздники. Казань 1975.94 с.

42. Гердер И.Г. О музыке // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х томах. T.I. М., Музыка. 1981. С.83-94.

43. Герцман Е. Античное учение о мелосе // Критика и музыкознание. Сб.ст.-Л., 1987. С.114-148.1. 47. Горбачев А.А. Проблема и перспективы культурологического образования в вузах культуры Казахстана: Уральск. 1996. 87 с.

44. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1990. - 528 с.

45. Гусев В.Е. Фольклор как элемент культуры / Искусство в системе культуры. 1968. -130 с.

46. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967,166 с. I/ 54. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., М.: Искусство, 1984. - 350 с.

47. Гуренко Б. Проблемы художественной интерпретации. Новосибирск, Наука. 1982. 256 с.

48. Данилова О.Н. Изучение музыкальных предпочтений: Дис. д.фил.наук. М., 1994. 198 с.

49. Диваев А.А. Памятники киргизского народного творчества. Казань, 1898.- 15 с.

50. Диваев А.А. Игры казахских детей // "Туркестанские ведомости" -1905.-№48; 1907-№54.

51. Досаева А.К. Казахская фортепианная музыка. А-А, 1991 180 с.

52. Дощенко Н.А. Музыкально-эстетическая потребность слушателя: Дис. канд.пед.наук. М., 1986.184 с.

53. Дриккер А.С. Информационный подход к проблеме цикличности: Дис. канд.фил.наук. Москва, 1994. 176 с.

54. Дубогрызова JI.M. Педагогические основы формирования художественного творчества деятельности детей 6-7 лет сред.муз.ф-ра Майкоп, 1998.

55. Дубовский И.И. К вопросу о ладовом строении казахских народных песен / Затаевич А.В. Исследования, воспоминания, письма и документы. -А-А. 1977. 160 с.

56. Дюшалиев К.Ш. Песенная культура киргизов. Дис. канд.пед.наук. 1991. Москва. 208 с. 1976. - 74 с.

57. Елеманова С.А. Методологические предпосылки изучения профессионализма устной традиции в кн. Вопросы истории и теории музыки Казахстана. А-А 1994. 187 с.

58. К/ 68. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки обдай теории. М., 1990.

59. Ержанов М.Е. Совершенствование социально-педагогической подготовки студентов музыкальных специальностей в вузе. М., МГИК. 1992. 78с.

60. Ерзакович Б.Г. Музыкальное наследие казахского народа. А-А. 1979. - 230 с.

61. Ерзакович Б.Г. Песенная культура казахского народа. А-А. Наука. 1986.- 158 с.

62. Ерзакович Б.Г. У истоков казахского музыкознания. А-А. 1987. -180с.

63. Жолымбекова Г.Б. Маленький пианист. А-А., 1993. 52 с.ъ 74. Жузбасов К.Г. Казахи. Алматы., Казахстан, 1995. - 352 с.

64. Затаевич А.В. Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР. А-А 1966. 167 с.

65. Затаевич А.В. Рукописный фонд А.В.Затаевича ИГММК им.Глинки М.С. в инв. 196 с. 1-2 / по кн. Темирбековой К.З. Алмазная россыпь. А-А 1976 87 с.

66. Затаевич А.В. 1000 песен казахского народа. 2-е изд. - М., 1963. -605 с. Затаевич А.В. 500 песен и кюев. - А-А. 1961. - 248 с.

67. Земцовский И.И. Социалистическая культура и фольклор из кн. Народная музыка СССР и современность. Л., Музыка, 1982. - 181 с.

68. Иванчук А.П. Эстетическое сознание в структуре кризисных эпох. Автореф. дис. канд.фил.наук, М., 1995. 16 с.

69. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

70. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Исследование по эстетике. М.: 1962. С.403-570.

71. Иргалиева Д.И. Игровые приемы, как путь активизации обучения пению детей 6 лет: Дис.канд.пед.наук. -М., 1987. 148 с.

72. Каган М.С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. - 272 с.

73. V/ 84. Каган М.С. Морфология искусства. Л., Иск-во, 1972. - С. 196-440.

74. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М.Арсеньева/. М., Педагогика, 1982. 267 с.

75. Каракузова Ж.К. Космос казахской культуры. Алматы. Евроазия.1993.-78 с.

76. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М., 1993. -139 с.

77. Карпушана Л.П. Педагогические основы освоения фольклора. Дис. канд.пед.наук. М., 1996. -160 с.

78. Китишвили Ц. Роль грузинской народной музыки в гуманистическом воспитании учащихся младшего школьного возраста: Дис. канд.пед.наук. -М., 1991.- 180 с.

79. Китов Ю.В. Роль эстетического интереса в освоении эстетических ценностей. Дис.канд.философ.наук. М., 1989. 180 с.

80. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып.2. Москва, 1972. 265 с.

81. Коган Г.М. Парадоксы об исполнительстве. / О музыке. Проблемы анализа. М. Сов. 1974. С.344-365.95. "Кодекс Куманикус" Копенгаген, 1936. - 570 с.

82. Комарова Г.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов в нравственном эстетическом воспитании. Дис.канд.пед.наук. Орел. 1997. -176 с.

83. Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у уч-ся мл.классов. М., 1994. 147 с.

84. Крымаева И.К. Преемственность и постепенность развития культуры // Культурный прогресс: философские проблемы М. Наука 1987. - 60 с.

85. Кудряшов А.Ю. Исполнительская интерпретация музыкальных произведений в историко стилевой эволюции: Дис.канд.искусствоведения. М.,1994. 205 с.

86. Кунанбаева А.Б. Феномен музыкальной эпической традиции в казахском фольклоре. Сб.статей на русском и венгерском языках. Будапешт. 1986. 97 с.

87. Кулланбаева К.К. Педагогические идеи А.КЖубанова. Автореф. дис .док.искусствовед. Ташкент, 1996. - 37 с.

88. Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Дис. канд.пед.наук. -М., 1989.149 с.

89. Куприянова Л.Л. Вокальное воспитание в детском народном хоровом коллективе. М., ВНМЦИТ и КПР. 1984. - 71 с.

90. Кшибеков Д. "Кочевое общество: генезис, развитие, упадок". Цит. по книге Б.Г.Ерзаковича У истоков казахского музыкознания А-А. 1987. -С.3-4.

91. Леви-Стросс К. Структура мифов. / Вопр.фил. 1970. №7. С.17-20.

92. Лосев А.Ф. Миф и религия в отношении к рациональному познанию / Вопр.фил. -1992. №12. С.64-77.

93. Лихачев Д.С. Российская культура в современном мире / Новый мир. 1991. №1 С.8-17.

94. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Проблема канона в древнем а средневековом искусстве Азии и Африки.-М., 1973. С. 16-22.

95. Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур / семиотический аспект / / Избр.ст. Талинн: Александра, 1992. - T.I. - С. 109-120.

96. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки / Опыт сближения тематического музыкознаний и эстетики. Киев. 1978. - 237 с.

97. Максимов В.Н. Восприятие музыки сб.статей. М. - Музыка. 1960. С.5-13.

98. Малыгина И.В. Проблемы взаимодействия культуры и национального самосознания: Дис. канд.фил.наук.- М., 1993. 146 с.

99. V 113. Масанов Э.А. Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР. А-А. Наука, 1979. 500 с.

100. Маслов A.JI. методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913.-21 с.

101. Медушевский В.В. Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев, 1988. 84 с.

102. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. 1987. 179 с.

103. Методы педагогических исследований. Лекции / Под ред.

104. B.И.Журавлева. М., 1972. - 42 с.

105. Милыггтейн Я.И. К проблеме исполнительских стилей / Вопросы, теории, истории иснолнительства. М., Сов.Ком. 1983. С.5-37.

106. Миненко В.М., Момынов П.М. Краткий курс музыкальной литературы Казахстана. Учеб.пособие для ДМШ А-А Жалын 1978. -102 с.

107. Момынов П.М. Становление и развитие музыкального воспитания и образования младших школьников Казахстана. А-А., 1976. - 151 с.

108. Мухамбетова А.И. Традиционная, инструментальная культура казахов в условиях города / В кн. Народная музыка и современность. Л., 1982.1. C.47-53.

109. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 376 с.

110. Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки / Музыкальное искусство и наука. М., 1973. - 26 с.

111. Нугманова Л. Казахская песенная традиция. А-А., 1975. - 83 с.

112. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М. 1956. -480 с.

113. Ожегов С.И. Словарь русского языка 70000 слов (под ред. НЮ.Шведовой - 21-ое изд. перераб. и доп. Р.яз. 1989. - С.391. - 924 с.

114. Орлова Е.М. К истории русской музыкальной фольклористики. Русская мысль о музыкальном фольклоре. М. 1979. - 12 с.

115. Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1996. 163 с.

116. Пашино П.И. Туркестанский край в 1866 году / Путевые заметки / по кн. Ерзаковича Б.Г. У истоков казахского музыкознания. А-А 1987. -141с.

117. Повышение эффективного развития качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения / ред. Арчажникова Л.Г. М., 1991. -110 с.

118. Петров В.М. Методические и методологические проблемы комплексных исследований приобщения человека к искусству. М., 1993. - 280с.

119. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Москва. 1998. - 343 с.

120. Погодин С.М. Групповое пение в казахском фольклоре и его связь с обрядово-ритуальной традицией. А-А. 1990.- 11 с.

121. Погодин С.М. Казахская хоровая музыка a cappella: (становление и развитие жанра): Дис. канд.искусств. А-А., 1991. - 176 с.

122. Покровский Д. Муз.восприятие / Восприятие музыки. Сб.ст. ред.Максимов. М., 1960. С. 15-31.

123. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей разных народов, преимущественно России. 1984. -195 с.

124. Пономаренко О.А. Влияние игровых методов на развитие музыкальной активности школьников шестилеток: Дис. канд.пед.наук. М., 1991 -196 с.

125. Попов B.C. Русская народная песня в детском хоре. М., Музыка. 1979. 80 с.

126. Потанин Г.Н. Казахский фольклор в собрании Г.Н.Потанина (Арх.материалы и публикации). А-А. Наука, 1972. - 382 с.

127. Проблемы музыкального образования и педагогик: Межвузовский сборник статей СПб., Образ. 1994. 133 с.

128. Программа обще образовательных учебных заведений. Музыкальный фольклор 1-4 кл. (сост.Куприянова Л.Л. Шамина Л.В.). М., 1992.- 15 с.

129. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора 1976. 244 с.

130. Путилов Б.Н. Русский фольклор и современность / в кн. Народная музыка СССР и современность. JI., Музыка, 1982. - С.12-29. -181 с.

131. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994 г. -141 с.

132. Разумный В.А. Драматизм бытия М.Прометей. 1991. - 80 с.

133. Рулииа Т.К. Педагогические основы развития этнохудожественной культуры личности: Дис.канд.пед.наук. М., 1995. - 137 с.

134. Русская народная песня. Стиль, жанр, традиции / Сб.ст. А-А, изд. А.Г.К. 1985.- 135 с.

135. Соловьева Л.А. Совершенствование подготовки по хоровой аранжировке руководителей детских коллективов в вузах культуры: Дис. канд.пед.наук. М., 1996. 197 с.

136. У 149.С охранение и возрождение фольклорных традиций (сост. Банин. А-А. М., 1990. - 256 с.

137. Скребков С.С. Интонация и лад. / Сов.муз. 1987. №1. С.89-94.

138. Стариков Е. Базар не рынок // Знамя 1993 №7. -183 с.

139. Сулейменов О. Народная культура Летопись мира / Вопр. фил. 1988 №8. -106 с.

140. Теммрбекова К.З. Алмазная россыпь. А-А. 1972. 23 с.

141. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л. Изд. АПН РСФСР. 1967.- 135 с.

142. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1983. - 365 с.

143. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований казахов: Дис.д-ра нет.наук. Алмата, 1992. - 467 с.

144. Уахатов Б. Казахская народная песня. Автореф. док. дисс. А-А., 1974. - 93 с.

145. Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. T.I. М. -1953. - 132 с.

146. Федотов Г.П. "Будет ли существовать Россия? / Судьбы и грехи России / Е.пг. София 1991.

147. Флоренский П.А. Мысль и язык // Флоренский П.А. Т.2. У водоразделов мысли // Прилож. к жур. "Вопр.фил." М., Правда 1990. - С.107-350.

148. Флоренский П.А. Культ, религия и культура // Богословские труды. XVII. М., 1976.

149. Франк С. Духовные основы общества. М., 1992. - 185 с.

150. Хайдеггер Что такое метафизика. М., 1987.

151. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. М.: 1992. С.6-24.

152. Червапок П.А. Проблемы преподавания гармонического сольфеджио. Майкоп. 1974. 32 с.

153. Чистов К.В. Специфика фольелора в свете теории формации / Типологическое исследование по фольклору. М., 1975. - 128 с.

154. Шамина JI.B. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. -М.Музыка., 1985. С.68-69.

155. Шацкая BJI. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., Педагогика, 1995 - 200 с.

156. Школа диалога культур. Оценка, Опыт., Проблемы / Под общ. ред. Библера B.C. Кемерово Алер, 1993. - 416 с.

157. Шрейдер Ю. На развалинах культуры / Н.мир 1991. №8 16 с.

158. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Сочинения. - М.: Правда, 1989. - С.473-674.

159. Штейнер Р. Воспитание ребенка о точки зрения духовной науки. М., Парсифаль, 1993 203 с.

160. Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М., 1992.

161. Юдина В.И. Проблема "Восток-Запад" в истории отечественной культурологии. Дис. канд.пед.наук. С-П 1995. 206 с.

162. ЮНЕСКО и сохранение фольклора / Курьер. 1985. - Май. -16 с.

163. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

164. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

165. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М. Знание. 1971.-48 с.

166. Якупова А.Р. Эстетическое освоение казахской музыки подростками в процессе факультативных занятий: Дис. канд.пед.наук. М., 1993. -184с.

167. Янов-Яновская Н.С. К проблеме освоения многоголосия монодий-ными культурами // Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки. Ташкент. Р.А.Н. 1983. - 69-73 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.