Ислам в контексте религиозно-политического экстремизма: философско-религиоведческий анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Заброда, Татьяна Николаевна

  • Заброда, Татьяна Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 188
Заброда, Татьяна Николаевна. Ислам в контексте религиозно-политического экстремизма: философско-религиоведческий анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2007. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Заброда, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЭКСТРЕМИЗМ КАК ОБЪЕКТ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

1. 1 ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

1.2 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ

1.3 РЕЛИГИОЗНО - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОГО

ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

2. 1 СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА И РЕЛИГИОЗНЫЙ

ЭКСТРЕМИЗМ

2. 2 ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ислам в контексте религиозно-политического экстремизма: философско-религиоведческий анализ»

Актуальность исследуемой проблемы. На рубеже XX и XXI веков мир столкнулся с невиданной доселе активизацией исламского фундаментализма и международного терроризма, позволившей прочно утвердиться в сознании людей образу «исламской угрозы» как реальной опасности для мирового цивилизационного сообщества. Многие политологи ещё в 80-е годы выдвигали идею о дуге будущих конфликтов по линии разлома между мусульманской и христианской цивилизациями. Эту идею развил и обосновал С. Хантингтон, автор концепции «борьбы культур», суть которой в конфронтации между мусульманской и христианской цивилизациями вдоль так называемой дуги нестабильности, простирающейся по линии Ближний Восток-Кавказ-Юго-Восточная Азия. Этой же точки зрения придерживается ректор ВосточноЕвропейского института психоанализа М. Решетников, по мнению которого «явление» Усамы бен Ладена и события, с ним связанные - лишь частный, эпизод. Человечество сталкивается с тенденцией, которая сохранится на протяжении всего XXI века и может быть за его пределами. Речь идет не об единичных терактах, а о столкновении двух цивилизаций в условиях быстрой экспансии мусульманского мира.

У государств, исповедующих ислам, нет возможности открыто противостоять лидирующему европейско-американскому миру в традиционной политической или военной форме. Большинство этих стран не обладают соответствующей мощью и не могут противостоять современным армиям западных государств. Пока у них хватает усилий только для акций устрашения и это несоответствие амбиций и возможностей и порождает исламский терроризм. Но экономический потенциал арабского мира быстро растет и не трудно предугадать, что будет, когда появятся другие возможности, в том числе и обладание оружием массового поражения.

Перспектива «исламского передела» мира становится более реальной, если посмотреть на демографическое соотношение населения планеты. В Европе численность мусульманского населения составляет около 20 млн. человек, из которых во Франции проживает 5 млн. мусульман, в Германии - 4,5 млн. Численность мусульман на территории России по разным оценкам от 12 до 30 млн. человек, населяющих районы Поволжья и Предуралья, Северный Кавказ, ряд районов Сибири. Ислам исповедуют по разным подсчетам от 1 до 1,5 млрд. человек в 127 странах мира и по прогнозам аналитиков к 2030 году мусульмане составят 30% населения планеты. А ведь сравнительно недавно на рубеже XIX -XX веков на карте мира имелось всего три исламских государства: Оттоманская империя, султаны которой среди прочих присвоили себе и статус халифа, т.е. верховного духовного авторитета ислама, Иран, традиционно шиитский, в отличии от большинства мусульман, являющихся суннитами и Афганистан, где особого значения идеологии никогда не придавали. Правда, имелось ещё Хивинское ханство и Бухарский эмират, протектораты Российской» империи, не имевшие поэтому ни самостоятельности, ни политического значения. Кроме того, была значительная часть мусульман в Индии, Северной Африке и России, однако никакой политической структуры у этих групп не было и потому считалось, что ислам существует только на бытовом уровне, а в политическом плане у него нет будущего. Подобной точки зрения прочно придерживались многие известные ученые, занимавшиеся проблемой «исламского возрождения» вплоть до известных событий конца XX века. Например, американский востоковед Д. Эспозито в книге «Исламская угроза: миф или реальность» считает опасения Запада во многом надуманными, связанными с непониманием сути ислама и возрожденческих мусульманских движений, либо с нетерпимостью, граничащей с ксенофобией и даже расизмом ко всему неизвестному.1 Свою позицию Эспозито объясняет тем, что в мире не

1 см.: Мирский Г.И. "Политический ислам" и западное общество // Политические исследования. - 2002. №1. - С. произошли сколь-нибудь значимые события в связи с активизацией исламского движения. Иранская революция, например, так и не стала экспортером революционных настроений в мусульманском мире, радикальные группы нигде не захватили власть. Не отрицая в принципе исламской активизации, ученый считает, что «.ислам и большинство исламских движений не являются антизападными, антиамериканскими или антидемократическими по своей природе. Будучи вызовом устарелым концепциям утвердившегося порядка и автократическим режимам, они не обязательно угрожают американским интересам. Для нас вызов - в том, чтобы лучше понимать историю и реалии мусульманского мира. Признание многообразия, многоликости ислама опрокидывает наши представления о единой исламской угрозе».1

Подобной точки зрения придерживался и другой ученый исследователь А. Минк, считая, что именно многоликость ислама не позволит ему стать серьезной силой, угрожающей миропорядку в будущем. Например, в книге «Новое средневековье» он писал, что ислам «.не сыграет по отношения к нам роль коммунизма, т.е. монолитного, предсказуемого врага. Ему не хватает единообразия, сплоченности, солидарности».2

И даже признавая в отдельных исламских движениях определенную политическую силу, некоторые ученые все-таки считали, что у этих движений нет будущего. Американский востоковед Г. Фуллер говорил, что «исламизм, включившись в политическую систему, со временем неизбежно ослабеет по нескольким причинам. Оснавная причина состоит в том, что у исламистов нет уникальных ответов на существующие вопросы, хотя и могут быть интересные варианты решения отдельных проблем. Утверждая, что ислам является единственным ответом, они исключают себя из политической системы. Не существует никакого исламистского единства, которое могло бы сохраниться

1 Esposito John L. The Islamic Threat: Myth or Reality? - N.Y.: Oxford University Press. 1992. - P. 32-33,205, 209, 212

2 Mine A. Le nouveau Moyen Âge. - Paris: Gallimard. 1993. - P. 32 на протяжении длительного времени. Опыт внедрения ислама в политику даже в ограниченных масштабах уменьшит его динамизм и привлекательность».1

Невысокую оценку роли ислама в жизни общества, особенно в решении международных проблем, давали и аналитики из мусульманских стран. Например, палестинец Фуад ас - Саег утверждает, что «ислам не имеет какого -либо заметного влияния на мотивацию, планирование, принятие решений, а также на язык политиков как нейтральных, так и не нейтральных мусульманских государств». Это объяснялось тем', что подавляющее большинство мусульманских государств сформировалось в процессе деколонизации как светские государства и это наложило отпечаток на весь комплекс как внутригосударственных, так и региональных политических процессов в мусульманском мире, а также на место и линию поведения исламских государств в международных отношениях.

Как показало время, и на Западе, и на Востоке имела место недооценка степени влияния ислама на широкие народные массы в мусульманских странах, потенциальных возможностей этой религии как мобилизующей и интегрирующей социальной силы. К середине XX столетия на карте мира от Атлантики до Австралии появились десятки государств, в которых господствует идеология ислама и существуют ещё десятки государств, в которых сложились и действуют политически активные мусульманские общины. Среди них и такие государства, в которых ислама никогда не было: Великобритания, США, Франция, Германия. Достаточно сказать, что в 40 государствах мусульмане составляют большинство населения. В странах Северной Африки, Ближнего Востока (кроме Израиля, Ливана и Кипра), Среднего Востока, а также в Сенегале, Пакистане, Индонезии и проч. государствах мусульмане составляют более 80% всего населения. От 50% до

1 Fuller G. A Phased Introduction of Islamists, in: Yehudah Mirsky, Matt Ahrens. Democracy in the Middle East: defîning the challenge. - Washington: The Washington Institute forNear East Policy. 1993. - P. 23-24

2 см.: Донцов B.E. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник. - М.: Научная мысль. 1997.-С. 62-89

80% мусульман насчитывают в своём составе Гвинея, Чад, Судан и т.д. В 28 государствах Африки и Азии ислам признан государственной или официальной религией, в том числе в таких как Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В ряде государств слово «исламский» включено в официальное название — Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан. Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие важную роль в политике: например «Партия исламской республики» в Иране, «Партия единства и развития» в Индонезии, «Джамаат-и-Ислами» в Индии и Пакистане. Широкое влияние имеют религиозно-политические исламские организации, в том числе и стоящие вне закона, но могущественные «Братья-мусульмане», «Партия исламского освобождения» и др. Значительную роль в мировых делах играют международные мусульманские организации, например, «Организация исламской конференции», созданная в 1969 г. и объединяющая 45 государств Азии и Африки. Все с большей тревогой говорят об Исламском наступлении на Европу, Америку, Россию.

Но самое главное необходимо отметить, что произошли изменения в сфере общественного сознания. Становление национального самосознания и развитие национализма наполнили новым содержанием традиционные положения ислама о единстве всех мусульман. Например, Джамал-ад-дин ал-Афгани сформулировал идею солидарности мусульман, вылившуюся в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение в мусульманском мире. Параллельно с панисламизмом, предполагавшим объединение мусульман на конфессиональной основе, широкое распространение получил мусульманский национализм, требующий обособления мусульманских общин от представителей других конфессий. Национализм в считанные годы пропитал все направления мусульманской общественной мысли, принимая все более агрессивный, экстремистский характер. Стремительно увеличиваясь в численности, мусульмане, оказавшись в немусульманских странах, все активнее влияют на политическую жизнь этих стран, развивая националистические настроения местного населения. Именно с этих позиций объясняются ситуации, возникающие в политической жизни некоторых стран Западной Европы, где радикально настроенные кандидаты в высшие органы власти от выборов к выборам набирают все большее число голосов. В этом смысле показателен пример Франции, где одним из наиболее радикальных, националистических течений является Народный фронт во главе с Жаном-Мари Ле-Пеном. На последних президентских выборах Ле-Пен набрал более 10 % голосов избирателей и занял третье место среди претендентов на президентское кресло.

Повсеместное возрастание роли ислама в общественной жизни и усиление активности исламских движений оказывают большое влияние на приоритеты не только внутренней, но и внешней политики правящих кругов даже тех мусульманских государств, которые в течение довольно длительного времени были сугубо светскими, и где религия была отделена от государства. '' Одновременно в конституции многих стран, например в Алжире, Йемене, Египте и др. вносятся поправки, согласно которым основой законодательства этих государств становится шариат. Кроме того, в Алжире, где была однопартийная система, в 1998 году было разрешено религиозным партиям участвовать в политической жизни. Однако лидерам многих исламских группировок и партий чужд дух политической борьбы, им нужна победа сейчас, любой ценой. Поэтому в политику ислам приходит в основном под радикальными лозунгами. И главный из них это лозунг священной войны -джихада, которую ведут мусульмане с одной стороны и весь остальной мир, именуемый неверными, - с другой. В этой войне, часто скрытой, применяется и такой варварский метод, как террористический акт. Например, возражая сторонникам «умеренного ислама», министр иностранных дел Туниса М. А. Хермасси писал, что «мы являемся свидетелями радикализации исламского движения. Убийства политических деятелей, нападения на немусульманские меньшинства, взрывы в общественных местах. не позволяют нам говорить об умеренном исламизме. концепция умеренного исламизма практически мертва. .На смену старому политическому аппарату и свободным выборам пришло новое поколение политиков, .которые используют насилие и террористические методы в политической борьбе. .Насилие .теперь используется как метод и как стратегия. Исламизм прошёл путь от умеренной политической силы до новой формы, прикрывающей суть: попытку террористов захватить власть».1

Надо отметить, что исламский экстремизм использует в своем арсенале и такие методы борьбы, как массовое изготовление фальшивых денег или широкомасштабные операции с перемещением наркотиков, которые по своей сути сродни терактам. Сегодня до 90% всех поступающих в Европу наркотиков, являющихся одним из источников финансирования радикальных исламских организаций, имеют афганское происхождение.

Естественно возникает вопрос: почему люди разного вероисповедания так трудно находят общий язык, тем более что все религии призваны служить, одному и тому же? По определению одиного из основателей психологии религии - американского философа-прагматиста У. Джеймса общей психологической функцией всех религий является возможность перехода от душевного страдания к постепенному освобождению от него.2

Обращаясь к истории возникновения ислама, необходимо вспомнить, что его основатель пророк Мухаммед свое вероучение рассматривал как творческое продолжение иудаизма и христианства. Тем не менее, иудеи и значительная часть христиан отказались переходить в ислам. В связи с этим Мухаммед обратился к своим сторонникам: «О вы, которые уверовали! Не берите себе в союзники и покровители ни иудеев, ни христиан! Они одинаковы в своей враждебности к вам. Тот, кто берет их в сторонники и покровители, тот сам из них. Аллах не ведет к прямому пути неправедного, который вредит самому

1 Hermassi М. A. Islam, Democracy and the Challenge of Political Change, in: Yehudah Mirsky, Matt Ahrcns. Democracy in the Middle East: defining the challenge. - Washington: The Washington Institute for Near East Policy. 1993.-P. 42-43,45

2 см.: Основы религиоведения: учеб. под ред. И. Н. Яблокова. - М.: Высш. шк. 1994.- С. 26 себе, делая неверующих своими покровителями и сторонниками».1 Не в этом ли заключается ответ на поставленный ранее вопрос? Естественно, было бы ошибкой приписывать агрессию и нетерпимость только исламу. В христианстве также можно найти подобные явления, вспомнив слова Иисуса Христа, приводимые в Евангелии: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня»," или например, в своде законов, которые Господь передал Моисею, есть завет: «Если дерутся люди и ударят беременную женщину., то . виновный должен отдать душу за душу, глаз за глаз, руку за руку, . ушиб за ушиб».3 Это ли не закон кровной мести, с которым мы сталкиваемся в исламе? Ясно, что с исламским фундаментализмом православный тесно связывает теоцентрическое мировоззрение и определенная общность авторитарной социально-политической структуры общества. Православие, однако, далеко от полномасштабности и радикальности программы ислама, его цельности и военно-политической активности.

Отличительной особенностью исламского фундаментализма в сравнении с христианским является отношение к демократии. Рассуждая на эту тему, немецкий востоковед Г. Крамер писала, что согласно принципиальной позиции любого крупного фундаменталистского мыслителя демократия не имеет отношения к исламу. По мнению фундаменталистов органический порок демократии заключается в том, что она основывается на суверенитете народа. «Ислам в свою очередь признаёт .суверенитет Бога, установившего вечные и обязательные для всех законы и нормы, которые управляют человеческой

1 Коран //пер. с арабского. Казань 2001. - С. 105 аят 51

2 Евангелие от Матфея. - С. 35 -36

3 Библия. Исход. М. 1983. - С. 74, гл.21 жизнью и не могут быть изменены никаким государственным режимом».1 В этом смысле ислам стоит выше демократии.

Обосновываясь по всей планете, мусульмане не приспосабливаются к принявшим их странам, а живут своим собственным миром, сохраняя религию, обычаи и образ жизни. Кроме того, на знаменитый вопрос Понтия Пилата к Христу: «Что есть истина?», мусульмане и христиане дают совершенно разные ответы. Разнятся подходы к таким понятиям как справедливость, права, ценность человеческой жизни, пределы насилия. Совершенно очевидно, что у мусульман совершенно иная система запретов и ограничений, иное отношение к власти, женщине, демократии. Например, если для европейца забить человека камнями - дикость, то для мусульманина это норма и часть правовой культуры. Вся история развития человеческой цивилизации предоставляет нам факты многих десятилетий прямой и косвенной колонизации европейцами мусульманских народов, преследований, притеснений и блокад полунищих народов и стран, что не могло не спровоцировать ненависть и насилие. На первый взгляд может показаться, что всему виной имущественный вопрос: процветающий Запад и нищий Восток - вот где корень зла и проблема решается очень просто путем вкладывания в эти страны инвестиций и создания новых рабочих мест. На самом же деле исламские радикалы совсем не озабочены тем, чтобы получить свой кусок пирога современной цивилизации. Более того, их не устраивает европейская цивилизация как таковая. Однако что-не устраивает их в современной цивилизации, каковы пути решения спорных вопросов - в этом мы и попытаемся разобраться.

Теракты в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске свидетельствуют о том, что мир столкнулся не просто с бандой убийц. После этих событий в обиход многих политиков вошел такой

1 Krümer G. Islam, Menschenrechte und Demokratie. Anmerkungen zu einem schwierigen Verhältnis, in: Kappel R., Tobler Hans W., Waldmann P. (Hg.). Rechtsstaatlichkeit im Zeitalter der Globalisierung. - Freiburg im Breisgau: Rombach Verlag. 2005, 1. Aufl. - S. 410. термин как «идейный терроризм», так как заказчиками и исполнителями этих терактов были образованные люди, входящие в элиту исламского мира. Их действия безумны, но они не безумцы. Pix самопожертвование, умноженное на восточное коварство вполне осознанно. Это не месть, а целенаправленное уничтожение всего, что противостоит их богу и не соответствует их вере. Они считают себя правыми, поскольку вера позволяет им совершать любые преступления в отношении иноверцев. Однако было бы глубоким заблуждением утверждать, что только вера толкает экстремистов на подобные преступления. Как мы выяснили, религия не может быть экстремистской. Действительно, в отдельных высказываниях пророка Мухаммеда есть откровенные призывы к оружию и здесь уместно привести одно из них: «И убивайте тех, кто начал сражение с вами, где встретите, изгоняйте их из Мекки - вашей родины, - откуда они изгнали вас! Не стесняйтесь этого делать - ведь они поступили с вами хуже! Чтобы отвратить верующих от ислама, они подвергли их таким мучениям в Мекке, что верующие в Аллаха покинули родину, унося с собой веру. Запретная мечеть - Священная и не попирайте её. Но если неверующие позорят её, сражаясь с вами там, убивайте их и вы победите с помощью Аллаха. Таково воздаяние неверным».1 Другое дело, что эти положения пророка используются отдельными политическими силами в качестве идейного инструментария в борьбе с неверными. По их логике все, что не укладывается в рамки истинного ислама должно быть безжалостно уничтожено. События последних лет убеждают в справедливости данной позиции. Взрывы 11 сентября в Нью-Йорке, действия террористов в Чечне и Дагестане, уничтожение буддийских статуй в Афганистане и, наконец, постоянные призывы к «священной войне» с неверными свидетельствуют о том, что мир столкнулся не с отдельными фактами насилия, а с системой, суть которой еще предстоит изучить. Тем более, что никакие посреднические усилия

1 Коран // пер. с арабского - Казань. 2001. - С. 28 аят 191 ведущих мировых держав США, России, стран западной Европы не находят понимания в мусульманском мире. Это отчетливо видно на примере арабо-израильского конфликта. Вполне возможно, что главная причина этого явления в разных подходах к проблеме: с современной точки зрения терроризм - это средневековое варварство и XXI век это уже не то время, когда уместны религиозные войны; для мусульман это единственный способ борьбы с неверными. Там, где мы видим государство с современной рыночной экономикой, свободой, демократией мусульманин видит безбожие.

Степень научной разработанности проблемы. Современная отечественная наука не даёт пока точных, однозначных объяснений политической активизации ислама по многим причинам. Основы российской исламоведческой школы заложены трудами В. В. Бартольда, Е. А. Беляева, Е. Э. Бертельса, И. Ю. Крачковского, А. А. Семенова и др. Советское исламоведение, как и другие направления религиоведения, в основном ориентировались на рассмотрение религии в социальном, или политико-идеологическом аспекте; деление ислама на «советский» и «зарубежный» привело к явному перекосу: проблематика отечественного ислама была отдана на откуп профессиональным атеистам и философам-марксистам, «исследования» которых были подчинены целям идеологии и пропаганды. Ислам стали именовать «реакционной, антинаучной, тормозящей прогресс идеологической доктриной»,1 уводящей трудящиеся массы от активной, социальной жизни, распространяющей среди них покорность. Во имя провозглашенного атеизма ученые стремились создать псевдонаучное прикрытие для борьбы с «исламскими предрассудками». Вплоть до 90-х годов проблема «советского» ислама всерьез разрабатывалась только в эмигрантской европейской и американской литературе (например, в работах А. Авторханова, А. Беннигсена и др.)

1 Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов (обзор литературы). // МЭиМО - 2000. №9. - С. 118

Одновременно с этим в связи с наметившимся потеплением в советско-арабских отношениях, произошедших в 60-80-е годы, в работах некоторых коммунистических идеологов (О. Ф. Акимушкин, П. А. Грязневич, С. М. Прозоров и др.) возросла роль так называемого «исламского оружия» в борьбе против капиталистического мира.1 Ученые и пропагандисты усиленно работали над созданием в странах мусульманского Востока образа СССР как мусульманской державы и лучшего друга ислама, надежного союзника, борющегося вместе с угнетенными мусульманскими народами против неверных, которых олицетворяли Соединенные Штаты Америки.

Справедливости ради надо отметить, что в советский период появились, хотя и немногочисленные, работы, авторы которых исследовали мусульманские истоки национального самосознания и культуры народов, исповедующих ислам, социальную роль ислама и место социально-правовой культуры в мусульманском обществе.

С развитием демократии и свобод на территории России, постсоветском пространстве, вообще в мире и в связи с активизацией ислама, выразившейся в известных событиях, все более актуальными становятся вопросы о сложных проблемах, связанных с реформацией ислама, о зарождении и развитии мусульманских политических партий и занимаемой при этом позиции духовенства. Но наиболее важной на этом фоне видится проблема поиска путей преодоления религиозно-политического экстремизма. Российскими учеными-востоковедами, в работах которых прослеживается не только анализ общетеоретических проблем ислама, но которые основаны на уникальном фактическом материале, являются В. X. Акаев, А. В. Кудрявцев, И. П. Дабаев, А. В. Малашенко, В. В. Наумкин, А. И. Ионова, А. А. Игнатенко, 3. С. Арухов, Г. И. Мирский, М. Т. Степанянц, А. В. Коровиков, И. В. Кудряшова, Ф. И. Хачим, Л. Р. Полонская, Е. А. Дорошенко, М. Я. Яхьяев и др.

1 Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов (обзор литературы). // МэиМО - 2000. №9. - С. 118

При рассмотрении этих вопросов крайне важно избежать крайностей, когда ислам, как религия, ассоциируется с такими понятиями как насилие, женоненавистничество, а великий страх по поводу исламского фундаментализма может породить идеи антимусульманства и даже расизма (например, отнесение представителей кавказских республик к «лицам кавказской национальности»).

Актуальностью данной проблемы и недостаточностью ее разработки и определены выбор темы исследования, формулировка цели, рабочей гипотезы, выделение объекта, предмета и задач исследования.

Объект диссертационного исследования - ислам в контексте религиозного и политического экстремизма.

Предмет диссертационного исследования - механизм взаимовлияния исламского фундаментализма и политического экстремизма.

Цель и задачи исследования - дать целостный анализ специфики религиозно-политического экстремизма.

Рабочая гипотеза диссертационной работы заключается в том, что истоки исламского религиозно-политического экстремизма обуславливаются спецификой вероучения и политической эксплуатацией религиозных идей. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих исследовательских задач:

1. Выявить характер взаимоотношения фундаментализма и экстремизма, показать причины агрессивности исламского фундаментализма;

2. Уточнить сущность политического экстремизма;

3. Раскрыть особенности религиозного экстремизма;

4. Исследовать механизм влияния религии на политический экстремизм и образования религиозно-политического экстремизма;

5. Проанализировать специфику ислама в странах Ближнего Востока и государствах постсоветского пространства;

6. Прояснить специфику религиозной идентификации в контексте социальной и политической жизни общества;

7. Определить пути преодоления религиозно-политического экстремизма и выяснить формы правового противодействия этому феномену.

Теоретические и методологические основы исследования. Исследование, в силу его междисциплинарного характера, опирается на многоплановую комплексную методологию с использованием, в частности, методов философского, религиоведческого, историко-философского и культурологического анализа, широконаучный подход к исламу и феноменам исламского фундаментализма, религиозно-политического экстремизма и терроризма, опирается на данные истории мусульманизации различных народов, демографические ситуации и связанные с ними особеннсти специфики ислама в различных регионах планеты. Сделана попытка определения психологических и нравственных причин женского терроризма. В работе используются методы историко-религиоведческого исследования, компаративного анализа, опирающиеся на такие принципы диалектики, как историзм, причинно-следственная связь, конкретность, системный подход, эволюционизм, всесторонность, используется концепция религиозного синкретизма и т.д. Теоретическую основу исследования составили классические историко-философские и религиоведческие исследования, работы отечественных и зарубежных ученых-востоковедов, изучающих психологические, философско-правовые и геополитические аспекты противостояния международной религиозно-экстремистской и террористической деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Дано определение и выявлена специфика такого синкретического феномена как религиозно-политический экстремизм;

2. Определены истоки исламского фундаментализма и раскрыта его прямая связь с религиозно-политическим экстремизмом;

3. Выделена совокупность признаков, раскрывающих сущность терроризма и установлена религиозная мотивация деятельности террористических организаций;

4. Показана специфическая роль религиозного экстремизма в обострении общественно-политического кризиса на Северном Кавказе;

5. Выяснены психологические аспекты и истоки женского терроризма и его особенности на Северном Кавказе с учетом структуры и обычаев этнонациональных сообществ;

6. В сравнительном плане рассмотрено положение женщины у народов Северного Кавказа и ее статус в обществе ряда стран Ближнего Востока;

7. Раскрыты в системном плане философско-религиоведческие и геополитические подходы в анализе международной террористической деятельности;

8. Проработаны религиоведческие методы, изучения, предупреждения и преодоления терроризма.

Тезисы диссертационного исследования, выносимые на защиту.

1. Исламский фундаментализм - это, с одной стороны, борьба определённых социальных групп исламского мира за чистоту своего вероучения, за возвращение к первоначальным истокам ислама, «незамутнённых» последующими дополнениями. Аналогичные фундаменталистские тенденции имеют место во всех конфессиях. С другой стороны, при малейшей абсолютизации фундаментализм перерастает в религиозный экстремизм, подпитываемый религиозным фанатизмом, который используется различными политическими группами в исламском обществе для достижения своих идеологических и иных целей. Здесь и происходит «взрывоопасное» объединение политического и религиозного экстремизма. Это объединение носит закономерный характер. Механизм взаимопроникновения религиозного и политического экстремизма - синкретизм.

2. Крайнее проявление религиозно-политического экстремизма терроризм, в котором реализуется идея достижения политических целей любой ценой. В политическом плане следует различать террористов и камикадзе, т.к. последние направляют свои действия исключительно на военные объекты.

3. Уникальным феноменом в террористической деятельности является женский терроризм (шахидизм). Использование женщин в террористических актах противоречит всему укладу жизни, обычаям и традициям народов Кавказа. И только извращение и антигуманная трансформация нравственных норм традиционного общества способствует созданию условий, при которых женщины участвуют в этих бесчеловечных акциях.

4. Взаимодействие ислама и политики - закономерная черта восточного мусульманского мира, т. к. для большей части народных масс Востока в силу неразвитости и практической недоступности освоения ими таких форм общественного сознания как политика, философия, искусство, мораль, право именно религия превратилась в образ жизни, синкретически впитавший и подчинивший себе и политику, и право, и философию, и искусство, и мораль в их светских формах выражения. Это способствовало формированию специфического восточного исламского менталитета, базирующегося в основном на нормах традиционного общества, обеспечивающих психологическую защищенность человеку и дающих ему ощущение своей идентичности.

5. Исламская религиозная система не может сохраняться в своём «чистом», первоначальном виде. Она испытывает на себе социально-экономическое, политическое, идеологическое и культурное воздействие Запада и определённым образом реагирует на него. Внешне это выглядит как противостояние двух цивилизаций. Мировому сообществу необходимо предотвращать разрастание постоянно возникающих противоречий в конфликтных регионах (как реакцию на глобализацию) в мировое противостояние Востока и Запада.

А Л

6. Важнейшей задачей исследования религиозно-политического экстремизма является раскрытие механизма взаимодействия религиозных компонентов с национальными, политическими, экономическими и социокультурными воззрениями и чувствами. Известно, что противоречия, возникающие в экономической и политической сферах, выливаются в сепаратистские, националистические движения. Политическая элита, заинтересованная в «разжигании» этих противоречий, осознаёт, что последние без психологической подпитки могут быстро заглохнуть и всячески стремится подключить к ним религию, затрагивающую глубины этнонациональных чувств, что и удаётся ей вопреки утверждениям конфессинальных лидеров о том, что их религия не имеет никакого отношения к политическому, экономическому и военному противоборству.

7. Политики широко используют в своих целях интегративные и дезинтегративные функции религиозных систем, манипулируя религиозным сознанием народа. В этом плане религия всегда выступала как механизм реализации солидаристских идеалов народа и нации.

8. Ислам, в свою очередь, с неизбежностью политизируется, идеологизируется и этизируется и этот процесс также приобретает закономерный характер, который необходимо учитывать при анализе современной социокультурной ситуации в исламском мире.

9. Политический и религиозный экстремизм - девиантные феномены, несущие серьезную опасность для общества и государства. Этой угрозе необходимо противопоставить систему конституционно-правового противодействия.

Научно-практическая значимость исследования обусловлена конкретными выводами и рекомендациями, вытекающими из изучения такого сложного явления, как религиозно-политический экстремизм. Результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов по религиоведению и культурологии, а также политологии при раскрытии проблем «исламской угрозы», определения конфликтогенных факторов в потенциально нестабильных регионах, изучения демографических и миграционных процессов и решения проблемы толерантности в отношении к мигрантам со стороны коренного населения, а также роли духовенства в решении этих вопросов. Последнее обстоятельство имеет важное значение в северокавказском регионе, поскольку беженцы и вынужденные переселенцы из республик Северного Кавказа расселяются на территориях Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области, значительная часть населения которых - казачество, в свою очередь подвергавшееся гонениям и репрессиям в период тоталитаризма и остро реагирующее на реальное или кажущееся им ущемление и-посягательство на их территориальные права и свободы.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора. Идеи и положения диссертационного исследования докладывались на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (СКНЦ ВШ Ростов-на-Дону, 2002 г.), международной научно-практической конференции «Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму» (Ростов-на-Дону, 2003 г.), на межрегиональной научно - практической конференции «Человек и этносы в трансформирующемся обществе: социальные девиации и пути их преодоления» (СКНЦ ВШ, Ростов-на-Дону, 2004 г.).

Результаты диссертационного исследования дважды обсуждались на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии Южного федерального университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Заброда, Татьяна Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Впервые о международном терроризме как о явлении, угрожающем современной цивилизации, мир заговорил после драматических событий 11 сентября 2001 года. Эти события и их анализ показали, что современный терроризм. — это мощные структуры с соответствующим оснащением и финансово-экономическими возможностями. Примеры Афганистана, Косово, Таджикистана, Чечни, Ближнего Востока свидетельствуют о том, что современный терроризм' способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Он- предпочитает наносить удары внезапно, там, где его не ждут, и при этом совершенно не важно ни состояние экономики страны, против которой совершаются-террористические действия, ни мощь ее армии, поскольку основной удар террористов приходится на мирное население. Логика террористов проста: «Враг есть враг; чем по более чувствительному месту мы будем- бить, тем. больше шансов на то, что* вражеское общество.-поймет: либо-оно пойдет на-уступки, навстречу нашим справедливым требованиям, либо будет- обречено -вечно страдать, ожидая в страхе, что удары могут обрушиться на кого угодно и в любое время».1

Аристотель, рассуждая о человеке, писал: «Есть в душе известная- сила, называемая изобретательностью, она'состоит в1 том, что человек, благодарящей может найти, и- добыть подходящие средства для известной* цели. Если цель хороша, то эта сила похвальна, если же цель дурна, то это способность, способная на все». Именно этой способностью, как видим, в. совершенстве овладел международный-терроризм. К тому же терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба со своими правилами и моралью, не совместимыми ни с какими общечеловеческими и демократическими принципами и ценностями. И хотя феномену терроризма в научной литературе

1 Мирский Г.И. Дракон встает на дыбы // МЭиМО - 2003. №3. - С. 38

2 Аристотель. Собрание сочинений Политика, 1984. - Т.З уделяется не мало внимания, это явление вызывает острые дискуссии и разногласия среди политиков, политологов, журналистов, ученых на научных конференциях, на телевидении, в средствах массовой информации. Недаром известный американский профессор Марта Креншо пишет: «Ученому сообществу еще только предстоит добиться интеллектуального понимания того, почему существует терроризм. Ни причины возникновения терроризма, ни его последствия не могут быть объяснены удовлетворительным способом».1

Большие трудности, связанные с выработкой однозначного теоретического определения терроризма можно объяснить следующими моментами:

1. Сложностью самого феномена, многообразием его форм проявления;

2. Идеологической насыщенностью, идейно-политическими и социально-философскими установками и авторскими интерпретациями в трактовке этого понятия.

Как и любое социальное явление, международный терроризма имеет свои-характерные, устойчивые признаки, к которым относятся:

1. Политическая направленность террористической деятельности;-, осуществление её в целях борьбы за власть. При этом основной метод этой борьбы - насилие;

2. Использование насилия или угрозы его применения по отношению к объектам своих- политических интересов путем агрессивного физического и морально-психологического воздействия, стремление добиться поставленных целей любыми средствами, что усиливает антагонизм международного терроризма с противостоящими ему подсистемами политической борьбы;

Организованный характер деятельности, наличие различных по своей структуре, идейно-политической направленности политических организаций, осуществляющих террористическую деятельность («Аль-Каида», «Хамас», «Братья- мусульмане» и т.д.);

3. Отказ субъектов международного терроризма от компромиссов с политическими противниками, что объясняется, во-первых, решительностью в достижении поставленных целей, во-вторых, использование насилия в. качестве основного метода своей стратегии, в-третьих,: сознательный1 отказ от достижения своих политических целей иными методами.

Среди мотивов деятельности современных международных террористов, можно выделить следующие:

1. Антизападные настроения — как; следствие и сохранение в иной форме духа антиколониализма, которым;были охвачены народы Азии и Африки после Второй« мировой войны. Колониализм, не исчез с обретением странами и народами независимости. Он оставил свой след в менталитете, психике, идеологии1 бывших колониальных народов; В; этом смысле жители Азии и Африки, общаясь с европейцами и североамериканцами, испытывали; чувство ущемленного- достоинства; «подогреваемого» методами работы. в странах;-третьего мира международными корпорациями; В этом смысле, труднее: всех; в; современном, мире пришлось мусульманскому обществу, испытывающему-глубокое разочарование от всего постколониального этапа* своего развития; Все светские системы правления «исламского пояса», включая военные диктатуры в этих странах, оказались несостоятельными в плане решения? социально-экономических противоречий, военных конфликтов и т.п. Не далеко продвинулись, например, арабские страны» исламского мира в социальных вопросах, экономическом развитии: и соответственно в утверждении арабского мира' в рейтинге современного мироустройства. В* общественном сознании народа этих стран. укрепляется мнение, что первопричиной'всех бед арабов были отход от истинного праведного ислама, от заветов Пророка. И происходит это в силу того, что религия в этих странах по-прежнему остается ведущей формой общественного сознания. В; сложившейся социально-политической ситуации, историческая память, народа «находит виновника» своего бедственного состояния в Западе, который действительно был многовековым грабителем Востока и продолжает давать повод для подобного обвинения и в наши дни.

2. Антиамериканизм — это та цена, которую Америке приходится платить за свою удачливость и роль единственной сверхдержавы, за материальную и духовную экспансию глобального масштаба. Антиамериканизм распространён на всех континентах, а для мусульманских фундаменталистов, радикалов Америка - это живое воплощение всего того зла, которое они видят в Западе. Америка для них — это зловещая и темная сила, подвергающая народы мусульманского мира все новым, и новым унижениям. Это в буквальном смысле слова орудие воли дьявола («большой сатана» - по словам имама Хомейни). И поразить именно Америку - значит одержать решающую победу в борьбе за дело Аллаха.

3. Антиизраильские настроения, которые связаны с таю называемой катастрофой^ которой арабский мир называет образование государства Израиль и серию поражений в войнах с Израилем, ущемивших их честь и достоинство и унизивших арабов в глазах мирового сообщества. Кроме того, эти .настроения , связаны с Иерусалимом — третьим по святости городом на земле после Мекки и Медины. Тот факт, что этим городом владеют люди чужой расы и религии - это несмываемый позор и прямое оскорбление не только арабов, но и исламского мира вообще.

Опыт последних лет показывает, что война, с терроризмом неизбежна, и это война особого рода. Здесь не может быть «мирного», политического решения в отличии от войн между государствами' или даже этнических конфликтов. Это борьба между исламской и западной цивилизациями, ищущими* свое место в глобализационном процессе. В чем заключаются сложности борьбы с терроризмом:

1. В' законодательствах многих стран отсутствует единое определение понятия — терроризм, которое было бы признано мировым сообществом и зафиксировано в документах ООН;

2. Некоторые страны, в том числе западные Бельгия, Дания и некоторые другие оказывают неприкрытую поддержку международному терроризму, допуская присутствие на своей территории боевиков, террористов и предоставляя возможности для их отдыха, лечения и обучения. К числу таких стран относятся Турция, Судан, Ливия и многие другие;

3. Дипломатические миссии ряда стран используются как убежища для-террористов или как склады для накопления взрывчатки, что является прямым нарушением Венской конвенции;

4. Ныне действующие международные договоры об экстрадиции боевиков исключают выдачу беглецов,, разыскиваемых за совершенные или готовящиеся теракты, что, естественно, является лазейкой для террористов;

5. Еще очень незначительна роль парламентов, межпарламентских объединений и институтов гражданского общества; объединяющих усилия-стран* ПО'противодействию международному терроризму. - -•

Сегодня ясно, что международный терроризм необходимо уничтожить уже сейчас, не дав ему прочно войти в практику решения спорных вопросов, иначе он сделает невозможной нормальную жизнь человечества. Для этого необходимо:

1. Привести к единому стандарту законодательства государств в области борьбы с международным терроризмом* и связанными с ним- уголовными, преступлениями; что позволит преодолеть разночтения в правовой оценки юридических фактов, оперативно реагировать на акты терроризма- вне зависимости от того, в какой стране они совершаются;

2. Разработать единую линию поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свод принципов и правил взаимопомощи и взаимодействии в конкретных ситуациях (угон самолетов, захват заложников и т.д.);

3. Включить вопросы коллективной безопасности в области борьбы с международным терроризмом в тематику межпарламентских контактов;

4. Мобилизовать усилия международного сообщества, в том числе средств массовой информации на создание условий, резко затрудняющих деятельность террористов, где бы они не находились, на пропаганду культуры мира. Важную роль в этом вопросе должны играть религиозные организации. Для этого необходимо их активное сотрудничество в мировом масштабе.

5. Необходимо ужесточить меры уголовной ответственности за участие в террористической деятельности;

6. Создать единый информационный центр по сбору информации о международных организациях, склонных к, проведению террористических актов. Работа такого центра позволит спецслужбам государств, сотрудничающих в борьбе с международным терроризмом, предвидеть будущие угрозы терроризма, будет содействовать урегулированию ^кризисных ситуаций в национальном и международном масштабе. На основе базы данных информационных центров разных стран, спецслужб, силовых структур своевременно, информировать спецслужбы стран намечаемого теракта с целью его предупреждения;

7. В случае выявления. готовящегося теракта спецслужбами нескольких стран проводить совместное и всестороннее расследование;

8. Создать и оснастить международные формирования (силы быстрого реагирования) для ведения эффективной борьбы с терроризмом, в том числе для освобождения заложников и т.д.;

9. Более жестко применять экономические и политические санкции к странам - пособникам террористов, в какой бы форме это пособничество не проявлялось;

10. Обеспечить строжайший государственный контроль за изготовлением и хранением взрывчатых веществ и оружия;

11. Определить строгие квоты на продажу и покупку оружия в страны повышенной вероятности использования этого оружия в террористических целях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Заброда, Татьяна Николаевна, 2007 год

1. Акаев В.Х. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: миф или реальность // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №3. - С. 122-130

2. Акаев В.Х. «Северокавказский ваххабизм» разновидность исламского радикализма // Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону. 2003. №3. - С.40-48

3. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН. 1999. - 26 с.

4. Акаев В.Х. Традиционный ислам и ваххабизм (к религиозно-политической ситуации в Чечне) // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2001. №3. - С. 15-24

5. Акаев В.Х. Место суфизма в исламе // Известия ВУЗов. СевероКавказский регион. Общественные науки. 2000. №1. - С. 8-11

6. Анаит А. Современная исламская политическая мысль. — Каир: Мактаблт Мадбули. 1988

7. Аристотель Собрание сочинений М.: Политика. 1984. - Т.З

8. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала: Кавказ. 1999. - 164 с.

9. Арухов З.С. Внутренние и внешние факторы политического радикализма в исламе // Агенство аналитической информации Кавказ XXI, http ://www.kavkaz21 .ru/Archiv/2001/06/19/analitik3 .htm

10. Афанасьев H.H. Идеология терроризма (отличительные черты терроризма, радикализма и экстремизма) // Социально-гуманитарные знания.-2001. №6. С. 206-219; - 2002. №1. - С. 224-235

11. Ахмед А. Перекрёстки ислама // Родина. 1999. №10. С. 18-20

12. Байрамуков А.К. История ислама. Черкесск. 1994. - 110 с.

13. Библия. Исход. М. 1983. - С. 74, гл.21

14. Боданский Й. Эйлат и Негев повод для грядущей войны // «Вести» 18.01.2001

15. Боронбеков С. Основные ценности ислама объекты охраны шариата // Государство и право. - 2003. №2. - С. 92-100

16. Гатагова JI.C. Россия и Северный Кавказ: 400 лет войны // Отечественная история. 1998. №5. - С. 122-132

17. Гельман 3. Шехерезада в «поясе шахида» // Очная ставка. 2004. № 1, http://www.privatelife.rU/2004/os04/n 1 /3 .html

18. Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества // Евразийский вестник. 2000. №3, http://www.e-journal.ru/euro-st3-3.html

19. Денни Ф. Ислам и мусульманская община // Религиозные традиции мира. -М. 1996.-Т. 12

20. Добаев И.П. Радикальный ваххабизм как идеология религиозно-политического экстремизма. // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. №2. - С. 3-9

21. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. -Ростов- на-Дону: Росиздат. 2000. 200 с.

22. Добаев И.П. Пантюркизм как идеологическое обоснование политики Турции в отношении Кавказа // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2001. №3. - С. 15-24

23. Добаев И.П. Геополитика Турции на Кавказе // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки 1999. № 1. - С. 7-17

24. Добаев И.П. Северный Кавказ: традиционализм и радикализм в современном исламе // МЭиМО 2001. №6. - С. 21-30

25. Добаев И.П. Неправительственные религиозно-политические организации исламского мира // МЭиМО 2002. №4. - С. 91-97

26. Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. -Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ. 2002. 120 с.

27. Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник. М.: Научная мысль. 1997. - С. 62-89

28. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух исламских революциях 1905-1911 и 1978-1979гг. // М.: ИВ РАН. 1998. 240 с.29. Евангелие от Матфея 10:34

29. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. — Майкоп. 1999. 23 с.

30. Задворнов И., Халмухамедов А. Структура чеченского общества. Тейпы и Тукумы // Родина. 2000. №1. - С. 28-34

31. Игнатенко A.A. Религиозный экстремизм как угроза международной и национальной безопасности // Безопасность Евразии. 2002. №1(7) — С.515-519

32. Игнатенко А. А. Зеленый Мегпейщонал. Всемирное исламистское движение в преддверии XXI века приобретает парадоксальные формы // Институт религии и политики, http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-3074.html

33. Игнатенко A.A. Обыкновенный ваххабизм, ч. I Еретическое течение в исламе, www.Russ.ru.2001/14ceHT.

34. Игнатенко A.A. Обыкновенный ваххабизм ч. II Особенности учения, «единобожников», www.Russ.ru.2001/17ceHT.

35. Искандарян А. Экстремисты (о ваххабизме) // Родина 2000. №1. - С. 200-202

36. Ислам в Восточной, Центральной и Южной Африке. М.: Наука. 1991.-227 с.

37. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в центральной Азии). — М.: ИВ РАН, «Крафт+». 2001. 420 с.

38. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри // под ред. Малашенко A.B. и М. Брилл Олкотт; Моск. Центр Карнеги. М.: Атр - Бизнес -Центр. 2001.-320 с.

39. Каграманов Ю. Мировой Юг бросает вызов // Новый мир. 1997. №10. -С.122

40. Коран // пер. с арабского Казань. 2001. - 63 8 с.

41. Коровиков A.B. Исламский экстремизм в арабских странах М. 1990. - 170 с.

42. Коротаев A.B. Происхождение ислама: социально-экологический и политико-антропологический контекст М. 2003

43. Косач Г.Г. Политический ислам в палестинском контексте: движение ХАМАС // Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. Сб. статей М. ИИИиБВ - Академия геополитики и безопастности. 2001 - С.111-145, http://middleeast.org.ua/research/palestina.htm

44. Костюк К.Н. Православный фундаментализм // Политические исследования 2000. №5. - С. 133-153

45. Кудрявцев А. «Ваххабизм»: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2003. №3. - С. 115-122

46. Кудряшова И. В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Политические исследования 2002. №1. - С. 66-77

47. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. — М. 2005, Гл. 2, § 1

48. Ланда Р. Г. Исламский фундаментализм. // Вопросы истории. 1993. №1. - С. 32-41

49. Лебедев В. Истошный вопль ислама (новое в теории и практике терроризма) // Независимый альманах «Лебедь». 2001. №241 от 14 октября, www.lebed.com/art2697.htm

50. Лебедева М.М. Межэтнические конфликты на рубеже веков (Методоло-гический аспект) // МЭиМО 2000. №5. - С. 31-39

51. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли М.: Наука. 1984.-223 с.

52. Ляушева С.А., Яхиев С.-У.Г. Суфизм: философские аспекты исламского мистицизма // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1999. №4. - С. 12-19

53. Макаренко В.П. Кавказ: концептологический анализ (анализ политической истории стран Кавказа и русско-турецких отношений) // Социологические исследования 2001. №12. - С.30-40

54. Макуев Р.Х. Противоречия как доминанта «национальных» конфликтов // Безопасность Евразии 2002. №2. - С. 367-374

55. Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ М. 1996. - 182 с.

56. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. -Моск. Центр Карнеги. 1998. С.222, http://pubs.carnegie.ru/books/1998/03am

57. Малашенко A.B. В поисках альтернативы: арабские концепции путей развития-М. 1991.-208 с.

58. Малашенко A.B. Ислам в политике и политика в исламе // Азия и Африка сегодня. 1991. №8.

59. Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ М. 1996. - 182 с.

60. Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа М.: ; Гендальф. 2001.-180 с.

61. Малашенко A.B. Ислам как фактор внутренней политики России // ; Безопасность Евразии. 2002. №1(7). - С. 524-526

62. Малашенко A.B. Ислам в России: заметки политолога // Свободная мысль. 1999. №10: - С. 44-50

63. Малышева Д.Б. Исламско фундаменталистский проект в реалиях современного мира // МЭиМО - 1999. №7. - С. 108-117

64. Малышева Д.Б. Проблемы безопасности Юга России: региональный и глобальный аспекты (Национальные конфликты, ваххабизм, влияние иностранных государств на ситуацию в регионе и др.) // МЭиМО 2001. №2 -С. 30-39

65. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в формировании и эволюции Российской общности // МЭиМО 2003. №1. - С. 64-76

66. Малышева Д.Б. Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов (обзор литературы) // МЭиМО 2000. №9. - С. 117124

67. Матвеев В.А. Переселение горцев в Турцию: неучтенные детали трагедии и подлинные интересы России на Кавказе//Россия XXI 1999. №5. -С. 82-101

68. Матвеев В.А. Сепаратизм на Северном Кавказе: границы явления на; рубеже Х1Х-ХХ в.в. // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки; 2001. №3. - С. 43-51

69. Матвеев В.А. Смотря по желанию // Родина; — 2000, №1, Ьйр \ з!гос11па. с от/го сНпааг1л си1 .рЬрЗ ?! 12 8 &п=7

70. Медведко Л.И: Германович А.В. Именем Аллаха. Политизация ислама и исламизация политики М.: Политиздат. 1988; - 254' с. .

71. Методологические проблемы изучения истории .'философии зарубежного Востока М.: Наука. 1987. - 182 с.

72. Мец Адам. Мусульманский Ренессанс М. 1996. - 537 с.

73. Мирский Г.И. «Политический ислам» и . западное общество // Политические исследования 2002. №1. - С. 78-86

74. Мирский Г.И. Дракон встает на дыбы// МЭиМО 2003. №3. - С. 36-43

75. Мирский Г.И. Еще раз о распаде СССР и.этнических конфликтах-// МЭиМО- 1997. №2. С. 12-22

76. Момен Муджан. Фундаментализм в богословии, политике и обществе //Религия и право. 1999. №6. - С;22-24

77. Нуруллаев Е.С. Преодоление религиозно-политического экстремизма-важное условие укрепления национальной безопастности России // Безопасность Евразии. 2002. №1

78. О политическом экстремизме (аналитический обзор), лу\т.К.и8у1а-dimir.narod.rU/obsor-e:htm

79. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату // Государство и право. 1997. №9. -С. 102-107

80. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы // М.: Прогресс Культура. 1994. - 128с.

81. Полонская Л.П. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. -1999. №11

82. Примаков Е.М. Волна «исламского фундаментализма»: проблемы и уроки // Вопросы философии 1985. №6

83. Саватеев А.Д. Мусульмане Чечни: между адатом, шариатом и исламским революционализмом // Мусульмане в изменяющейся России. 2002. - С.284-307

84. Саватеев А.Д. Ислам и политика в Чеченской республике // ^ Общественные науки и'современность. 2000. №2. - С. 84-85

85. Сагадеев A.B. Абд ар Рахман Бадави и экзистенциализм в арабских странах // Современная философская и социологическая мысль стран Востока. -М. 1965

86. Сатпаев Д. А. Проблема распространения религиозного экстремизма: анализ глобальных тенденций, Сб. материалов Международной конференции. -Алматы: КИСИ, 5.04.2001, http://www.kisi.kz/Parts/Confs/cnf2/Satpaev.html.

87. Сикоев Р.Р. Талибы строят исламский эмират // Ислам и политика. ИВ РАН -М. 2001.-189 с.

88. Смирнов С. Экстремизм в исламе: истоки и тенденции // Континент. -20 сентября 2 октября 2000. 18(31), www.continent.kz /2000/18/24.html

89. Смирнов А.Н. Этнические контуры Северокавказской геополитики // МЭиМО 2000. №5. - С. 40-48

90. Став Арье. Палестинское государство предвестие апокалипсиса (часть 2) // «Вести» от 1.02.2002

91. Сюкияйнен JI.P. Международный терроризм и ислам: союзники или противники М.: Изд-во Института права и публичной политики. 2001. №4. — С. 81-84

92. Сюкияйнен JI.P. Шариат и мусульманско правовая культура - М. 1997. - 37 с.

93. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма М.: Наука. 1987. -192 с.

94. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной, мысли зарубежного Востока ( Х1Х-ХХв.в.) М.: Наука. 1974. - 200 с.

95. Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов (обзор литературы) // МЭиМО 2000. №9. - С. 117-124

96. Фрилинг Р. Христианство и ислам. Духовные борения человечества на . . пути к самопознанию. M. 1997

97. Халмухамедов А. Исламский фактор в Узбекистане //-. Свободная мысль. 1998. №4. - С. 50-60

98. Хамисов В.М. О проблемах религиозного экстремизма в Кыргызской части Ферганской долины // Сб. материалов Международной конференции. -Алматы.: КИСИ, 5.04.2001 6 с.

99. ЮО.Хачим Ф.И., Вопросы государства и права в идеологии исламского фундаментализма// Известия ВУЗов. Правоведение 2000. №1. - С. 20-27

100. Хунагов Р.Д. Диалог культур и проблемы моделирования новой политики на Северном Кавказе на основе системного подхода // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2000. №2. - С. 50-52

101. Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России. // Социологические исследования. 2001. №3. - С. 77-80

102. Шевелев В.Н., А.Каид Мусаед «Исламская угроза» как теоретическая проблема современной социогуманитарной мысли и культуры // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2001. №3. - С. 24-29

103. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М.: Высш. шк., 1994

104. Abdel-Malek A. Foundations and Fundamentalism // Народы Азии и Африки. 1990. №2

105. Юб.Абд-аль-Мун'им аль-Хафани. Мавсу'а аль-фирак ва-ль-джама'ат ва-ль-мазахиб ва-ль-ахзаб ва-ль-харакат аль-исламийя- (Энциклопедия исламских сект, группировок, толков, партий и движений). Каир, 2-е изд. 1999.

106. Ас-Сайд P. il Ан-Нахди. 1989. №25. С. 9 // Журнал Центра соц. исследований арабского мира.

107. Bracher Karl Dietrich. Zeit der Ideologien. Eine Geschichte politischen Denkens im 20. Jahrhundert. Stuttgart. 1982. - 414c.

108. Esposito John L. The Islamic Threat: Myth or Reality? N.Y.: Oxford University Press, 1992.

109. O.Falk R. Revolutionaries and Functionaries. The Dual Face of terrorism. N. Y., 1988

110. Fuller G. A Phased Introduction of Islamists, in: Yehudah Mirsky, Matt Ahrens. Democracy in the Middle East: defining the challenge. Washington: The Washington Institute for Near East Policy, 1993. - P. 21 -29

111. Hermassi M.A. Islam, Democracy and the Challenge of Political Change, in: Yehudah Mirsky, Matt Ahrens. Democracy in the Middle East: defining the challenge. Washington: The Washington Institute for Near East Policy. 1993. - P. 41-51

112. Huntington Samuel P. Kampf der Kulturen. Die Neugestaltung der Weltpolitik im 21 Jahrhundert. Hamburg: Spiegel-Verlag. 2006. - 580 c.

113. Jaschke Hans-Gerd. Politischer Extremismus. Lehrbuch. 1. Auflage, Wisbaden: VS Verlag Sozialwissenschaften. 2006. - 147 c.

114. Lewis B. Kaiser und Kalifen: Christentum und Islam im Ringen um Macht und Vorherrschaft. Aus dem Engl, von Holger Fliessbach. München, Wien: Europaverlag. 1996. - 360 c.117.Le Mond, 2.08.1984

115. Lippman Th. Understanding Islam: an introduction to the Muslim world. -N. Y.: Meridian. 1990

116. Mine A. Le Nouveau Moyen Age. Gallimard, Paris 1993, 249 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.