Исламский вызов Западной Европе: 70 - 90 годы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Ахмед Каид Мусаед

  • Ахмед Каид Мусаед
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 202
Ахмед Каид Мусаед. Исламский вызов Западной Европе: 70 - 90 годы XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Ростов-на-Дону. 2003. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ахмед Каид Мусаед

Введение

Глава первая. Исламский фактор и исламский вызов

1.1. Исламский фактор как исторический феномен

1.2. Исламский фундаментализм как идеологическая база исламского вызова

Глава вторая. Мусульманские иммигранты в странах Западной Европы.

2.1. Мусульманские иммигранты в Западной Европе в 70-80-е годы XX века

2.2. Мусульманские иммигранты в Западной Европе в 90-е годы

2.3. Мусульманские иммигранты в Западной Европе как потенциальная опасность и составная часть исламского вызова

Глава третья. Становление и эволюция исламского терроризма как вызова Западной Европе.

3.1. Начальный этап "исламского натиска" на Европу

3.2. "Исламский ренессанс" и всплеск терроризма в в 80-е годы

3.3. Европа и мусульманский терроризм в 90-е годы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исламский вызов Западной Европе: 70 - 90 годы XX века»

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия XX века в европейском общественном мнении и исторической мысли широко распространилось осознание исламской опасности. Об исламе говорят и пишут чаще, чем о других религиях, и главное внимание сосредоточено на исламском фундаментализме и терроризме. Средства массовой информации с тревогой сообщают об "исламском вызове", о нарастающей опасности мусульманского фундаментализма. Обеспокоены и многие серьезные исследователи. Американский политолог С.Хантингтон усматривает в натиске исламской цивилизации на Европу главную опасность XXI века (154,С.82). Отечественный исламовед А.Игнатенко констатирует, что Запад панически боится всего исламского. В 90-е годы широкое распространение получает термин "евроислам"(153,С.4).

В условиях развития таких процессов, как глобализация и регионализация, усиливается роль религии в международных отношениях и в целом в общественно-историческом развитии. Присутствие религиозного фактора можно обнаружить в самых разнообразных проявлениях исторического процесса. Многообразны и формы религиозного фактора.

В качестве особенно ощутимой угрозы для Западной Европы и всего мира осознается радикальный мусульманский фундаментализм и терроризм. В принятой в ноябре 1999 г. на встрече в Стамбуле

Хартии европейской безопасности" в разделе первом "Общие для нас вызовы" сказано: "Все большую угрозу безопасности представляет международный терроризм, экстремизм с применением насилия, организованная преступность и оборот наркотиков. Терроризм во всех его формах и проявлениях, чем бы он ни мотивировался, является неприемлемым. Мы будем наращивать свои усилия по недопущению подготовки и финансирования любых актов терроризма на территории наших государств и отказывать террористам в убежище". Таким образом, европейское сообщество отчетливо осознает подобную опасность как "вызов", что и нашло отражение в оглавлении раздела Хартии (7).

Однако неизбежщ& вопроса- что это? Осознание реальной опасности или проявление исламофобии? Насколько опасен ислам для Европы и всего мира? Чем обусловлена экспансия мусульманского мира, воспринимаемая Западом как угроза? В каких формах она воплощается? Эти и другие вопросы все больше занимают умы историков, политологов, геополитиков, публицистов. Ведь современный ислам - это более миллиарда верующих; это более пятидесяти мусульманских стран, это мусульманские общины в 120 государствах. Громадный мусульманский мир начал свое движение в 70-е годы, когда забурлил огромный регион от Марокко до Индонезии, от Судана до Кавказа и Средней Азии. Согласно прогнозам, к 2020 году мусульмане составят 30 процентов населения планеты. Поэтому и нарастает внимание европейского сообщества к процессам, происходящим в мире ислама.

В 90-е годы в странах Западной Европы проживало более 15 млн мусульман, и две трети прибывающих сюда иммигрантов были представителями мусульманских стран. История второй половины XX века отчетливо свидетельствует, что исламская цивилизация все более явно мобилизуется против Запада, недовольная его стремлением доминировать в современном мире и, как полагают многие страны Бедного Юга, эксплуатировать их. При этом ислам становится самой приемлемой формой объединения усилий бедных стран и их политико-идеологическим обоснованием.

Вопреки бытующим в кругах политиков идеям о "модели долгосрочной безопасности" для Европы реальность свидетельствует о невозможности статичного состояния политики в области безопасности. Многое из того, что уже было преодоленным или урегулированным, возникает вновь как актуальная проблема. В последнее время примыкающий к европейскому пространству бассейн Средиземного моря вновь появился в повестке дня политики европейской безопасности, и впервые со времен крушения Османской империи в европейской политике нарастает исламское измерение. Ислам все более прочно входит в жизнь Европы, причем не только через внешние контакты, но и внутренние демографические процессы.

Во-многом именно с исламом связано то обстоятельство, что мир в конце XX века захлестнула волна страха. Люди боятся новых войн, несчастий, террористических актов. Далеко не все верят, что с серьезными войнами покончено; ведь исторический опыт второй половины XX века показал, что мировое сообщество способно наказать любого агрессора, который попытается возмутить спокойствие в каком-либо регионе. События 11 сентября 2001 года вновь оживили былые страхи. Возродились прогнозы грядущей войны ислама с христианской цивилизацией.

Изучение истории становления и эволюции "исламского вызова" Западной Европе, причин, целей, форм и методов деятельности исламских фундаменталистов, экстремистов и террористов позволяет накопить информацию для осмысления феномена терроризма в целом, что обрело особую актуальность в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года в США. Актуальность темы обусловлена и сложившейся историографической ситуацией.

Степень научной разработанности проблемы. Анализируемая в диссертации проблема впервые становится предметом специального комплексного рассмотрения в исторической науке. Однако различные аспекты исследуемой проблематики достаточно подробно освещены в трудах философов, политологов, социологов.

Во-первых, это осмысление исламского фактора. В историографии сложились три направления в изучении исламского фактора. Одни авторы занимаются анализом влияния ислама на внутриполитическое и общественное развитие мусульманских стран (А.Ионова, З.Левин, Л.Полонская). Другие изучают воздействие исламского фактора на региональные и международные отношения, в целом на мировую политику; при этом под исламским фактором в мировой политике обычно понимается совокупность международных политических и культурных институтов, партий, правительственных и неправительственных объединений, теорий международных отношений и права, стереотипов массового сознания по международным вопросам, опирающихся на религиозные исламские догмы или их толкование (В.Донцов, Р.Хакимов). Третьи авторы исследуют различные аспекты влияния исламского фактора на общественное и внутриполитическое развитие США, стран Западной Европы, России (Р.Ланда, А.Малашенко, Л.Пономаренко).

Л.Медведко и А.Германович считают, что исламский фактор как понятие включает в себя не только религию и образ жизни, но также исламизм, то есть политический ислам, уходящий своими корнями в глубокую историю (106,С.7). Недаром А.Игнатенко вводит в научный оборот понятие НРПО (неправительственные религиозно-политические организации), обозначив этим политические объединения, использующие религиозную идеологию и действующие вне связанного с государством религиозного комплекса (62,С.12-15). В свою очередь, Е.Кузнецов считает, что о глобальном исламском факторе следует говорить в двух ипостасях: как о гипотетическом, но возможном "исламском ренессансе", и как о реальном движении маргиналов, которые и являются источниками роста террористической активности (88).

Во-вторых, это изучение ислама и его образа в массовом сознании. В советской и российской историографии много сделано в этом отношении. Особенно активизировалось изучение ислама в постсоветский период, когда исламская проблематика перешла в разряд "горячих тем". В трудах И.Добаева, В.Донцова, А.Кудрявцева, Р. Ланды, А.Малашенко, А.Сагадеева, Л.Сюкияйнена и др. рассматриваются различные аспекты исламской проблематики, анализируются вопросы, связанные с политизацией ислама, повышением его роли в современных процессах развития. Отмечается, что мусульманская религия переживает бурное возрождение и превратилась в самостоятельную политическую силу практически во всех мусульманских государствах. При этом одни авторы связывают эти процессы с победой исламской революции в Иране в 1979 году, другие - ищут корни в середине 60-х годов (В.Донцов).

Такие исследователи, как А.Игнатенко, Д.Малышева, Г.Мирский, Ю.Каграманов обращаются к образу ислама, складывающемуся в массовом сознании. Они прослеживают, как постепенно в общественном массовом сознании возрождался негативный образ ислама. Во многих исследованиях, и особенно в публицистике, ислам сводился к триаде: ксенофобия, женоненавистничество, насилие. Д. Малышева в 80-е годы писала, что общественная мысль Запада "все чаще склоняется к рассмотрению подъема политического ислама как символа некоего обновления восточных обществ, а также как вызова западному миру в экономическом, стратегическом, культурном, идеологическом плане, в результате которого духовный полюс современной истории смещается в сторону новой, "тьермондистской" цивилизации".

Свой подход у историка и культуролога Г.Померанца. Он полагает, что страны Третьего мира бедны не потому, что плохо работают, а потому, что они вынуждены снимать напряжение западной экономики. Американизация мира вызывает во многих странах сопротивление и протест, и неправильно говорить, что глобализации сопротивляется только ислам. Просто ислам более, чем другие незападные культуры, затронут и оскорблен постмодернистской цивилизацией (205, 28.11.2001).

На фоне политической активизации ислама в мировой прессе и общественной мысли все чаще стали появляться мрачные Ю предсказания о том, что мир стоит на грани новой войны между исламом и христианством, что "исламский бум" несет угрозу европейской цивилизации. Американский политолог и государственный деятель З.Бжезинский обосновал тезис о дуге нестабильности на линии разлома между мусульманской и христианской цивилизациями. Но наиболее отчетливо состояние западного общественного мнения отразила статья гарвардского профессора С.Хантингтона "Столкновение цивилизаций", опубликованная в 1993 году в журнале "Форин Афферс". Автор утверждал, что самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линии разлома между цивилизациями. Правда, в заглавии статьи он поставил знак вопроса, тем самым не заявляя проблему, а лишь обозначив возможность подобного столкновения цивилизаций.

Третье направление исследований - изучение исламского фундаментализма. Феномен исламского фундаментализма активно обсуждается в отечественной и зарубежной научной и публицистической литературе с 70-х годов XX века. Б. Старостин одним из первых обратил внимание на заметное укрепление позиций и распространение исламского фундаментализма - радикального течения, приверженцы которого считают, что общественная жизнь в мусульманских странах должна полностью регламентироваться исламом и законами шариата (141,С.166). В трудах И.Добаева, А.Сагадеева, А.Игнатенко, Л.Полонской, Д.Трофимова, И.Севостьянова было обращено внимание на необходимость различения умеренного и радикального исламского фундаментализма.

В 90-е годы в поисках объяснения нестабильности в мире и новых вызовов историки стали все чаще обращаться к исламскому фундаментализму. В этом отношении выделяются исследования Д.Малышевой, которая подчеркивает, что формы реализации фундаменталистского проекта в той или иной мусульманской стране зависят от конкретной внутренней ситуации, от того, обладают ли фундаменталисты возможностями для проникновения в политические структуры (105,С.114). В последнее время многие авторы выступают за более взвешенную оценку этого явления, высказываются против чрезмерно расширительного подхода к исламскому фундаментализму.

Четвертое направление исследований - исламский экстремизм и терроризм. В этом отношении прежде всего выделим таких авторов, как А.Васильев, А.Вирабов, В.Воронов, Д.Вольский, А.Грачев, И.Добаев, А.Дольник, К.Жаринов, К.Капитонов, Е.Кожушко, А.Коровиков, Н.Лазарев, А.Малашенко, К.Поляков. Большинство современных историков выделяют этнический и религиозный терроризм. Анализируя различные аспекты исламского экстремизма, А.Коровиков трактует его как одно из направлений фундаментализма, подчеркивая, что экстремизм и терроризм тесно связаны между собой. И.Севостьянов определяет исламский экстремизм как агрессивное мессианство конфессионально-политического толка (139). По мнению И.Добаева, экстремизм и терроризм - это крайние и наиболее опасные проявления радикализма в исламе (45, С.38).

Пятое направление исследований - мусульманская иммиграция. В работах О.Бурсовой, Г.Гольдина, В.Гусарова, Д.Житомирского, Ю.Квашнина, В.Козлова, А.Кудрявцева, Р. Ланды, З.Левин, К.Михайлова, Л.Пономаренко, Г.Старченкова, Р.Хакимова, И.Цапенко рассмотрены различные аспекты мусульманской иммиграции в Западную Европу. Опираясь на обширный круг источников, серьезную документальную базу, личные наблюдения, эти авторы дают достаточно масштабный и глубокий анализ причин, основных направлений и последствий мусульманской иммиграции в западноевропейские страны. Данные исследования существенно помогли диссертанту в анализе.

Выделим также работы региональных и ростовских исследователей - З.Арухова, В.Акаева, И.Добаева, Г.Денисовой, В.Рябцева, Л.Хоперской, В.Черноуса, где содержится основательный анализ проблем исламского радикализма, экстремизма, терроризма, взаимосвязи религии и политики и т.п.

В целом в современной историографии сложились две точки зрения на проблему исламского вызова Западной Европе. Одни авторы полагают, что исламский вызов представляет собой реальную, хотя пока еще во многом потенциальную угрозу для Европы, а наступивший XXI век пройдет под знаком растущей конфронтации исламского мира и Запада. Есть и крайне мрачные прогнозы. Так, М.Кравец считает, что евроцивилизация будет стерта с лица земли более сильной, живучей и агрессивной цивилизацией третьего мира, замешанной на исламе (83). К.Михайлов полагает, что ислам - это кость в горле Европы, поскольку мусульмане не желают интегрироваться в цивилизованное общество (137). Об этом же пишет

Г.Старченков. Ю.Каграманов считает, что самый громкий вызов из числа тех, перед которыми поставлена европейская цивилизация, исходит от исламского мира. Это — вызов религиозно-культурного характера, но вместе с тем, по его мнению, нельзя недооценивать также военно-политический и демографический аспекты вызова (95,С.122).

Сторонники другой точки зрения считают, что исламский вызов никакой опасности Европе не несет; что же касается исламского фундаментализм - то это движение возрожденчества, имеющего своей целью преодоление "кризиса развития" в мире ислама (Е.Каширский). При этом современная историографическая традиция рассматривает исламский вызов Европе и миру в качестве составной части социокультурного кризиса, когда развивающийся мир (Бедный Юг) все более явно выступает оппонентом западной цивилизации.

Р.Хакимов, стоящий на позициях цивилизационного подхода, считает, что Восток и Запад всегда исторически противостояли друг другу как два мира с различной культурой и менталитетом. И нет надежды, что в ближайшем будущем эти различия будут преодолены, Наоборот, интеграционные процессы в Европе происходят на протестантско-католической почве, Россия все больше подчеркивает свою цивилизационную принадлежность и лидерство в православной мире. Ислам, не имеющий явного лидера, надеется на его появление и количественный рост мусульман в мире (153).

В евроамериканской историографии проблема исламского вызова Западной Европе также освещена совершенно недостаточно. Акцент делается на изучении проблем терроризма (Г.Вардлоу, У.Лакер, Б.Тиби) и мусульманского фундаментализма (Б.Лоуренс,

Б.Тиби, Б.Льюис, Д.Пайпс, М.Родинсон, О.Руа, Э.Сиван). В трудах арабоязычных авторов - Л. Адди, М.Аркуна, А.Ахади, М.аль-Ашмауи, А.Багдади, Э.Блешо, А.Гаасым Сеида, В.Хуайди, М.аш Шакаа -рассматриваются проблемы исламского фундаментализма, взаимосвязи ислама и политики, причины активизации ислама.

Таким образом, в научной литературе изучаются различные аспекты и направления темы, но пока что отсутствуют исторические работы, посвященные ее комплексному исследованию. На протяжении длительного времени образ исламского вызова как бы расслаивался на разные составные элементы и их анализ осуществлялся средствами узких отраслей социально-гуманитарного знания. Поэтому автор стремится в своем исследовании обобщить накопленные данные и воссоздать целостный образ исламского вызова Западной Европе. Отсюда — по преимуществу обощающе-теоретический характер диссертационного исследования.

Остаются не проясненными многие вопросы и аспекты проблематики. Наличие спорных и неизученных вопросов темы придают диссертационному исследованию проблемный характер и междисциплинарную направленность.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - проследить становление и эволюцию исламского вызова Западной Европе как социального, политического и экономического феномена и фактора массового сознания. Отсюда вытекают и задачи исследования: - Определить содержание понятий "исламский вызов", "исламский фактор", "исламская угроза", "исламский фундаментализм", "исламский экстремизм", "исламский терроризм";

- Выявить исторические и социокультурные основания исламского фактора;

- Рассмотреть становление и эволюцию исламского фундаментализма и экстремизма;

- Выявить основные составляющие исламского вызова Западной Европе;

- Рассмотреть феномен мусульманской иммиграции в Европу;

- Дать анализ исламского экстремизма и терроризма в Западной Европе, выявить причины, показать воздействие на европейское общество и массовое сознание;

- Рассмотреть программные установки и идеологические воззрения исламских экстремистских группировок.

Объект исследования - исламский вызов Западной Европе как историческая реальность.

Предмет исследования - анализ основных компонентов исламского вызова Западной Европе как социального, политического и экономического феномена и фактора массового сознания.

Хронологические рамки исследования определены в основном периодом 70 - 90-х годов XX века. Именно с начала 70-х годов происходит рост социально-политической активности исламистов на волне разочарования в идеях светского национализма. Начинается террористической деятельности исламистов в Западной Европе. Массовый характер приобретает иммиграции из мусульманских стран в ведущие западноевропейские государства.

Ко

Исследование доведено до рубежа XX и XXI веков, что позволило автору наиболее полно проследить основные тенденции становления и эволюции исламского вызова Западной Европе.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы историзма, диалектического и сравнительно-исторического подходов, что позволяет проследить становление и эволюцию исламского вызова Западной Европе, его взаимосвязь и взаимообусловленность с реальными процессами, происходящими как в исламском мире, так и на европейском континенте в 70-е - 90-е годы XX века.

Особую значимость для темы исследования приобрел сравнительно-исторический метод, что было обусловлено характером основных проблем темы: соотношением исламского фактора и исламского вызова, процессами политизации ислама, взаимовлиянием глобализации и модернизации.

Методика исследования базируется на междисциплинарном подходе и предполагает опору на политологию, демографию, конфликтологию, исламоведение. При этом для решения поставленных в работе задач использовались различные конкретно-исторические методы: хронологический, метод исторического сравнения и параллелей, метод актуализации.

Источниковая база исследования. В связи с тем, что объект диссертационного исследования представляет собой сложный феномен, для его анализа потребовался широкий и разнообразный круг источников и методов их интерпретации. г

Весь комплекс источников, на которых базируется исследование, может быть подразделен на несколько групп.

Во-первых, это документы и материалы общеевропейского уровня или отдельных европейских стран, касающиеся проблем европейской безопасности, законодательной базы и практической деятельности по противодействию экстремизму и терроризму. Особое значение имеют принятые на общеевропейском уровне конвенция по борьбе с терроризмом (1977 год) и Хартия европейской безопасности (1999 год), где определены основные вызовы Европе, изложены выработанные сообща рекомендации по борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Во-вторых, это документы и материалы ведущих европейских стран, посвященные проблемам иммиграционной политики, взаимоотношениям коренного населения и иммигрантов. Статистика свидетельствует, что Западная Европа является важнейшим центром международной миграции. Анализ документов позволяет проследить отношение к мигрантам в различных европейских странах на государственном уровне, выявить сложившиеся стереотипы на уровне массового сознания. Большое значение имеют материалы, в которых на официальном уровне анализируются различные аспекты положения иммигрантов в западноевропейских странах, их отношения к труду, к местным жителям, к культурному окружению, к своим соплеменникам.

В-третьих, это программные документы и материалы исламистских организаций, работы и выступления теоретиков исламского фундаментализма, лидеров исламистских группировок. Значительное число программных документов исламистов И размещено на сайтах в Интернете, однако их анализ должен сопровождаться сравнением с другими документами. Имеются и разнообразные сборники документов, в основном на арабском языке. Так, в сборнике, подготовленном Абд аль-Фаттахом Асакиром, содержатся документальные свидетельства о группировке "Братья-мусульмане"(18). Особого внимания заслуживают труды Сейида Кутба, Абу аль-Ааля аль-Маудуди, Рухоллы Мусави Хомейни, Хасана ат-Тураби и других видных деятелей исламского фундаментализма. В этих работах отрицаются западные модели развития, провозглашается приверженность идее особого пути, в основу которого должны быть положены фундаментальные ценности ислама. Они отчетливо показывают, что цель и умеренных, и радикальных фундаменталистов - захват политической власти и подчинение общества законам шариата.

В-четвертых, это публицистика и периодическая печать как европейских, так и мусульманских стран, отражающая общественные настроения и массовое сознание, общественный взгляд на исламский вызов Западной Европе.

Поскольку диссертационное исследование во многом носит теоретический и междисциплинарный характер, в качестве источников широко привлекались труды отечественных и зарубежных историков, позволяющие выявить различные подходы к оценке процесса политизации ислама, исламского фундаментализма, терроризма, и тем самым очертить образ ислама в общественном сознании, а также содержащие большой фактологический материал.

Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые в исторической науке предпринята попытка комплексного исследования проблемы исламского вызова Западной Европе;

- впервые на основе обобщения и анализа исторического материала проанализирован феномен исламского вызова Западной Европе в целостном историческом аспекте на протяжении 70-х-90-х годов XX века;

- впервые рассматривается взаимосвязь исламского фактора и исламского вызова, выявлены структурные элементы феномена исламского вызова через категорию безопасности;

- впервые предложена концепция трех измерений "исламского вызова" Западной Европе: а) нарастание глобального противостояния исламского мира и евроамериканской цивилизации; б) иммиграция в Европу из мусульманских стран; в) исламский экстремизм и терроризм;

- впервые на основе собранного материала, в том числе арабоязычных исследований и источников, анализируется мусульманская иммиграция как потенциальный фактор расширения социальной базы исламского экстремизма и терроризма в Западной Европе;

- впервые с точки зрения исторического подхода рассматривается идеология и практика экстремистских исламских группировок как вызов Западной Европе;

- впервые в научный оборот вводится новейшая литература на арабском языке, посвященная рассматриваемой в диссертационном исследовании проблематике.

НО.

Положения, выносимые на защиту:

- современный натиск ислама на Европу - составная часть нарастающего кризиса Третьего мира и усиливающейся конфронтации цивилизаций; оборотная сторона явления - это самоутверждение исламского мира на волнах модернизации и, соответственно, растущая религиозность как ответ на трудности процессов модернизационного обновления;

- исламский вызов в его внутреннем и внешнем измерениях может в современных условиях представлять собой угрозу европейской безопасности, поскольку препятствует созданию внутренне устойчивой и свободной от внешней опасности системы на континенте, продвигающемся к экономическому и политическому объединению;

- вызов исламского мира Западу - это продолжение противостояния двух цивилизаций, принявшее в современных условиях форму конфронтации Бедного Юга и Богатого Севера; мусульманский экстремизм и терроризм, будучи политической идеологией и практикой, мало что общего имеет с исламом как религией и верой; ислам как религия не может быть опорой для терроризма, поскольку насилие и нетерпимость ему не присущи;

- идеологической базой исламского вызова Западной Европе выступает исламский фундаментализм.

- существующее противостояние между мусульманской и западной цивилизациями не означает неизбежности военного столкновения; исход противостояния будет решаться не культурно-религиозными и демографическими факторами, но экономическими, а также продуманной политикой европейского

Л/ сообщества;

- важной составной частью исламского вызова Западной Европе является иммиграция из мусульманских стран; вначале мусульманский иммигранты выступали как экономический фактор, однако с течением времени мусульманская иммиграция обретает политической звучание;

- иммиграция в Европу из мусульманских стран будет продолжаться, так как в мире ислама в обозримом будущем не произойдет серьезных положительных сдвигов; при этом определенная часть мусульман-иммигрантов, прежде всего неустроенная молодежь, может служить социальной базой исламскому радикализму;

- составная часть исламского вызова - исламский терроризм, который уже в 70-е годы начинает представлять для европейцев серьезную опасность.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы в дальнейшем для изучения проблем исламского экстремизма и терроризма. Материалы диссертации могут использоваться в вузовских курсах новейшей истории, политологии, социологии, конфликтологии.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре новой и новейшей истории исторического факультета Ростовского государственного университета. Основные научные результаты диссертационного исследования отражены в трех публикациях.

Структура диссертации определяется целью и задачами, логикой исследования, включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Ахмед Каид Мусаед

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исторической мысли роль ислама в общественной жизни долгое время недооценивалась. Однако в 70-е годы отношение к исламу начинает коренным образом меняться. Стало ясно, что эта религия переживает бурное возрождение, превращается в политическую силу во многих мусульманских государствах и начинает играть все более заметную, нередко деструктивную, роль на международной арене.

В массовом сознании и общественном мнении стран "Богатого Севера" постепенно стал формироваться образ "исламского вызова" как реальной опасности для мирового сообщества. Об исламе начали писать и говорить чаще, чем о других религиях, и преимущественно в негативном плане. Многочисленные историки и политологи, журналисты и публицисты, аналитики и эксперты, политики и общественные деятели всячески обличали "исламский вызов" и "экспансию Юга".

Но специфика истории как науки предполагает не обличение общественных явлений, а изучение их причин, сути и значения в историческом процессе. В обличении всегда доминируют корпоративные политические цели. Задача же исторического анализа не в том, чтобы осудить, а в том, чтобы понять.

Предметом данного исследования является не сам ислам, а его экстремистские и радикальные, т.е. превращенные формы, трансформирующие ислам в политическое средство экспансии и силового достижения господства.

В ходе исследования автор пришел к следующим выводам.

1. Осмысление исламского вызова как общественно-исторического явления должно базироваться на анализе реального исторического опыта во всем его многообразии. Сложность и многоплановость этой проблематики неизбежно предполагает рассмотрение всей совокупности внутренних и внешних факторов и предпосылок социального, политического, экономического и культурно-исторического характера, которые содействуют формированию основных компонентов исламского вызова: радикального экстремизма, иммиграции и т.п. К таким факторам можно отнести следующие: деформирующая роль "зависимого развития", противоречия "догоняющей модернизации", демографический взрыв, функциональное использование ислама в качестве мобилизующей идеологии, наконец, внутренние доктринальные источники экстремизма в исламе.

Следует разделить мифы и реальность, развести феномен исламского вызова как образ, существующий в массовом сознании, и исламский вызов как реальное явление. Многие мусульмане считают, что формирование образа "исламского вызова"- это тактика западных средств массовой информации в войне против ислама. Иногда подобное происходит вследствие невежества авторов публикаций, из-за склонности последних переносить свои собственные впечатления о религии и религиозных группах на ислам и мусульманские объединения. Но нередко искажение "образа ислама" носит преднамеренный характер.

Распространяемая отдельными СМИ поверхностная информация об исламской угрозе или исламском вызове может быть односторонне воспринята частью общества, породить чувство опасности, исходящей от всего, что связано с исламом. Одновременно она повышает "рейтинг" политических сил, использующих исламскую символику в борьбе за власть, способствует росту их популярности среди потенциальных сторонников, привлекает к ним общественное внимание.

Однако, помимо мифологем, исламский вызов несет в себе и потенциал угрозы. Об истории зачастую пишут с позиций неких итоговых оценок, как бы конечной цели - известной или предполагаемой. Однако неизбежное свойство истории в том, что взгляд на эти итоги меняется от поколения к поколению. Еще сложнее дело обстоит с изучением исторических явлений, перетекающих в сегодняшний день. Таковым как раз и является феномен исламского вызова. Отсюда - неизбежные сложности в его осмыслении и объяснении, значительный разброс мнений.

2. Исламский вызов Европе - составная часть исламского фактора, под которым понимается рост значения и влияния мусульманских стран в мировом историческом процессе, что выражается как в повышении их роли в международных делах, так и в росте религиозности, подъеме религиозно-политических движений, а также совокупность догм и практики ислама, воздействующих на социально-политическую, экономическую и духовную жизнь.

Историографическая традиция рассматривает исламский вызов через призму противопоставления цивилизаций и в качестве составной части социокультурного кризиса, охватившего планету. В современном сознании Запада исламский мир выступает как потенциально опасная общность со специфическим поведением жителей, определенными установками о статусе человека в обществе, системой социального и духовного контроля. В свою очередь, исламская цивилизация мобилизуется против Запада, недовольная его стремлением доминировать и господствовать. При этом ислам становится наиболее приемлемой формой объединения усилий слаборазвитых стран и их политико-идеологическим обоснованием. Секуляризованному Западу сложно вести цивилизованный диалог с миром ислама, где по прежнему доминирует сакральное.

3. Взаимное отталкивание двух миров и цивилизаций имеет свои глубинные исторические корни. Основополагающим фактором, воздействующим на восприятие ислама, явилось религиозно-культурно-идеологическое противостояние христианской Европы и мусульманского Востока. Именно на этом в конечном итоге базируются как теоретическое знание об исламе и исламском вызове, так и существующие мифы и стереотипы - упрощенные, эмоционально окрашенные представления, посредством которых человек осознает и в конечном итоге обретает себя и свой мир. Представления, сложившиеся у "противостоящих миров", становятся как бы зеркальным отображением, когда каждый считает, что именно другая сторона является носителем зла. При этом мифы и стереотипы на уровне международных связей нередко сливаются со стереотипами на уровне пропаганды.

4. Существует ли исламская угроза или же мы имеем дело с политизированным мифом (доктриной), создатели которого преследуют определенные цели? Как соотносится объективное содержание исламского вызова с представлениями о нем - научно-теоретическими, политическими, идеологическими, обыденными и т.п.

Чтобы развести мифологему и историческую реальность, в диссертационном исследовании предложена концепция многофакторного моделирования феномена исламского вызова, позволяющая рассмотреть анализируемый феномен во взаимосвязи проблем безопасности, политики и культуры, а также вычленить объективные и субъективные факторы.

Основные компоненты подобной модели усматриваются в следующем:

- опасность как возможность причинения вреда и ущерба;

- угроза как реальная, действительная опасность; г

- вызов как проявление угрозы, требующее реагирования в целях ее предупреждения или уменьшения ущерба;

- фактор влияния как возможность (вероятность) оказывать воздействие с определенными целями.

Исходя из предложенной модели, в диссертационном исследовании выделены основные параметры исследуемого феномена:

- религиозно-культурно-цивилизационный;

- экономико-демографический;

- военно-политический.

Подобное осознание исламского вызова позволяет сформулировать то видение рассматриваемого феномена, которое базируется на исторической конкретике мира.

5. Идеологической базой исламского вызова Западной Европе является исламский фундаментализм. Идеология современного исламского фундаментализма оформилась в 50-60-е годы XX века, а его соединение с политической практикой проявилось в 70-е годы. Именно тогда в исламском мире начинается политизация религии.

На вторую половину 1970-х годов пришелся рост социально-политической активности исламистов, значительное распространение их идей и рост численности различных организаций. С одной стороны, этому способствовали сами официальные власти, пытавшиеся усилить националистическую идеологию за счет увеличения в ней исламского элемента и отказавшиеся от жесткого контроля над деятельностью исламистов. С другой стороны, пришедшие к власти в ходе освободительной борьбы националисты не смогли разрешить сложных социально-экономических, конфессиональных и этнических проблем, обеспечить устойчивого экономического процветания, устранить реально существующие социальные противоречия.

6. Со второй половины XX в., особенно в 70-е годы, началось разочарование широких масс мусульман в идеях светского национализма и связанного с ним мусульманского социализма, что объяснялось в первую очередь неспособностью их носителей, оказавшихся у власти после обретения независимости бывшими колониями, решить насущные социально-экономические проблемы. Кроме того, формальная независимость не привела к хозяйственной самостоятельности. Молодые суверенные государства Востока продолжали играть роль отсталой периферии таких центров развитого капитализма как Западная Европа и Северная Америка. Это остро ощущалось всеми народами Востока и прежде всего мусульманами как национальное унижение, как подчеркнутое стремление Запада к господству и неравноправию, в том числе - в области политики, духовной и религиозной жизни.

7. В этих условиях и сформировался исламский фундаментализм, явившийся третьей за последние 150 примерно лет волной идеологического подъема ислама (после панисламизма XIX в. - начала XX в., мусульманского национализма и социализма 20-60-х годов XX в.). Он представлял собой новый «возврат к истокам», на этот раз вызванный одновременно и наступлением Запада в сферах экономики, политики и технологии, и ползучей «вестернизацией» быта, нравов, социальных связей между людьми, подрывающей традиционную монополию ислама в этих сферах жизни мусульманского общества, и болезненной ломкой структур этого общества в ходе его трудного приспособления к , требованиям модернизации хозяйственных механизмов и глобализации мировых экономических связей. Прямым результатом этих процессов модернизации и глобализации явились быстрый рост обнищания Востока, высокие темпы разорения крестьянства, пополнение социальных низов восточного города гигантской массой сельских маргиналов, массовый отток мигрантов в Европу.

В рамках противодействия глобализму исламские радикалы действовали весьма последовательно. Взамен западного варианта глобализма они предлагают свой "исламский порядок", свою модель общественно-политического устройства, к которой в силу исламской эсхатологической традиции мир неизбежно придет. Но создание мирового исламского порядка - это не больше чем идеологема. Сам по себе этот план столь же утопичен, как и всеобщая исламизация всего человечества.

8. В контексте цивилизационной теории исламский фундаментализм, понимаемый как логика возвращения к истокам традиции, может рассматриваться, в известном смысле, как попытка "ответа" исламской цивилизации на "цивилизационный вызов" Запада. При этом сам по себе фундаментализм является базовой моделью сохранения исламской идентичности в ситуации социокультурного кризиса. В этом ракурсе исламизм как "политический ислам" является попыткой поиска стратегии выживания исламского социума. Политический радикализм и экстремизм, вырастающие на этой почве, представляют собой маргинальные варианты реакции традиционного исламского общества, основанный на исторических и социокультурных моделях, занимающих периферийное место в системе исламской цивилизации.

9. Отличительной особенностью фундаменталистов является их противодействие светским нормам жизни. Фундаменталисты уверены в незыблемости и истинности своих религиозных постулатов и верований.

Чтобы понять установки исламского фундаментализма, автор обращается к историческим корням раннего ислама, когда были заложены традиции сочетания религии и политики. Долгое время исламско-фундаменталистский проект оставался утопией. Однако в ходе политизации ислама начинает набирать силу радикальный фундаментализм, все чаще прибегающий к насилию.

10. Важная составная часть исламского вызова Западной Европе -мусульманская иммиграция.

Вплоть до середины XX века Западная Европа представляла собой в основном государства-нации с христианским населением. Однако постепенно ситуация начинает меняться. В поисках лучшей жизни иммигранты из мусульманских стран едут в Западную Европу. Постепенно здесь складываются общины выходцев из стран Азии и Африки.

Вначале мусульманские иммигранты выступали как экономический фактор. Труд их был необходим для местной экономики. Однако с течением времени мусульманская иммиграция обретает политическое звучание. На рубеже 80-90-х годов о них начинают говорить как о социально-политической силе, факторе современной общественной жизни.

Адаптация иммигрантов стала очень трудным и болезненным процессом. Многие приехавшие стремились не столько вписаться в культуру принимающего общества, сколько, напротив, сохранить свою этнокультурную самобытность. Чем больше трудностей на путях адаптации, тем сильнее у иммигрантов чувство отчужденности, осознание своей второстортности и неполноценности. На этой основе зреет протест. Иммигранты стремятся защитить свои человеческие и гражданские права. Активизируется их участие в общественно-политической жизни. Большинство мусульман подчиняется законам стран проживания, мирно уживаются с местным населением и не испытывают никакой потребности менять существующий строй. Однако среди части мусульманских иммигрантов, прежде всего тех, кто не сумел устроиться в новой жизни, нарастает стремление изменить мир, несправедливый к ним, посредством участия в экстремистских организациях.

11. За последние десятилетия этнорелигиозная карта Европы сильно изменилась. Новая, послевоенная Европа стала намного терпимее и демократичнее, что в сочетании с устойчивым экономическим ростом сделало ее привлекательной для иммигрантов из стран третьего мира, по большей части бывших колоний, ставших мусульманскими государствами. При этом многие государства Западной Европы сами активно стимулировали приток на континент дешевых рабочих рук. Однако аккультурация и ассимиляция почти не затрагивали религиозной веры. Ислам оставался одним из основополагающих компонентов жизненного существования мусульманской диаспоры, фактором идентичности.

12. Рост мусульманской общины в Западной Европе является объективным процессом, который несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Для европейцев выходцы с Востока нередко остаются чужаками, чуждым элементом, чья культура, традиции и обычаи остаются во многом непонятными и даже пугающими. С другой стороны, многие, если не сказать большинство, иммигрантов, прибывших в Западную Европу, не прилагают каких-либо усилий для интегрирования в новое для них общество. Таким образом, между европейским обывателем и иммигрантами, даже прожившими в европейских странах не один десяток лет, существует глухой барьер взаимного недопонимания, более того отсутствует желание понять друг друга. Все это, не говоря уже о политических, экономических и социальных причинах, вызывает в странах Западной Европы высокую степень напряженности в межконфессиональных отношения, которая может быть и не столь очевидна, скрыта от глаз, но время от времени прорывается наружу в ходе массовых беспорядков.

13. Западноевропейские страны оказались в сложном положении. С одной стороны, дальнейший рост мусульманской иммиграции угрожал разрушить сложившиеся социальные и государственные устои, вел к росту ксенофобии. С другой - далеко не все иммигранты были носителями радикальных и экстремистских идей, да и экономика не могла обойтись без иммигрантов.

На протяжении 70-90-х годов иммиграционная политика западноевропейских стран носила достаточно противоречивый характер. С одной стороны, предпринимались определенные меры по правовой и культурно-религиозной институционализации мусульманской иммиграции в связи с тем, что ислам все более прочно утверждался здесь. С другой стороны, это сопровождалось нарастающей политизацией проблем мусульманской иммиграции: а) нарастали антимусульманские настроения у части населения; б) вместе с тем, серьезные политические и общественные силы выступали за соблюдение основных прав человека в отношении к иммигрантам, в том числе мусульманским.

Ислам начинает вызывать наибольшее беспокойство у руководства европейских стран. Отсюда -определенная осторожность и противоречивость в их политике. Так, в Бельгии еще в 1974 году, впервые в Западной. Европе, был принят закон о признании общественного статуса ислама, однако вплоть до 1998 года он оставался на бумаге.

14. Составная часть исламского вызова Западной Европе - исламский терроризм. Уже в 70-е годы он начинает представлять для Западной Европы реальную опасность. Исламские экстремистские организации все более явно стали выступать как инструменты и средства воздействия исламского мира в целях реализации своих задач.

В 80-е годы исламский терроризм стал фактором международной значимости, представляя собой угрозу европейской безопасности. Демографический, ресурсный и политический потенциал исламского мира обрел более высокую значимость, поэтому его идеологи более решительно начали говорить о решимости обрести соответствующее этому потенциалу место. Получив вследствие умелой эксплуатации своих сырьевых ресурсов определенные финансово-экономические рычаги воздействия, исламский мир стал стремиться сформировать новый баланс сил и интересов в геополитическом пространстве.

15. В 90-е годы террористическая деятельность стала характеризоваться широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями. Исламский терроризм превратился в прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым "рынком труда" и приложения капитала.

Получивший позднее хождение тезис о целенаправленной и скоординированной активности исламских экстремистов в глобальном масштабе имел политизированный характер, напоминая об очередном мифе о "всемирном заговоре". Действительно, в 90-е годы деятельность исламских экстремистов приобрела широкий международный характер. В свою очередь, исламские неправительственные религиозно-политические организации для координации деятельности и пропаганды своих взглядов стали прибегать к использованию современных средств коммуникации включая всемирную компьютерную сеть Интернет.

Отдельные звенья инфраструктуры "исламской солидарности", широкая сеть которой покрывает земной шар, могут быть задействованы исламистами в своих целях. Однако это не означает автоматически преступный характер всей системы связанных между собой исламских учреждений. В то же время значительная доля ответственности за чистоту этой системы лежит на правоохранительных органах и спецслужбах ведущих исламских стран, на чьей территории расположены штаб-квартиры главных мусульманских организаций, или правительствах, пользующихся наибольшим влиянием на исламские круги.

16. События последних десятилетий свидетельствуют, что радикальный ислам осуществляет экспансию в четырех основных формах. Во-первых, в форме создания массовой исламистской базы в странах распространения ислама (пропаганда, обращение в ислам конкретного направления — ваххабитский или шиитско-имамитский — как мусульман других направлений ислама, так и не-мусульман). Во-вторых, в форме создания религиозно-политических организаций исламистского характера, оппозиционных как по отношению к модернизаторско-секуляризаторским политическим системам, так и по отношению ко всему местному исламскому духовенству, более или менее лояльному по отношению к секулярным режимам, — «Джихад» и «Исламская группа» в Египте, «Вооруженная исламская группа» в Алжире и т.д. В-третьих, в форме создания исламистских плацдармов в зонах слабого государственного контроля за национальными территориями. Такие районы возникали, исчезали или продолжают существовать в разных странах мира: зона, контролируемая проиранской исламистской «Партией Аллаха») на юге Ливана, различные районы Афганистана; южная часть Филиппин, где ситуация контролируется исламистскими повстанцами Исламского фронта освобождения Моро и группировкой «Абу-Сайяф".

Кроме территориальных плацдармов стали складываться также виртуальные исламистские плацдармы — общественно-политические зоны, контролируемые не государством, а исламистами, и выведенные де-факто из-под национальной юрисдикции. Такие исламистские очаги воздействия как на местных мусульман, так и на мусульман за границами данных государств стали создаваться в США, Великобритании, Франции, Германии. Высокие информационные технологии способствуют расширению этих зон и координации их активности.

17. Исторический опыт минувших десятилетий свидетельствует, что в результате целенаправленных и скоординированных усилий цивилизованное сообщество вполне способно справиться с проблемами, которые возникают в результате распространения исламского экстремизма и терроризма, а также нерегулируемой иммиграции из слаборазвитых стран исламского мира. В результате вызов не перерастает в угрозу.

Критическое рассмотрение иммиграции мусульман в Западную Европу и формирующийся в связи с эти потенциал конфликтности, злоупотребление правом на политическое убежище исламскими фундаменталистами, наконец, исламский терроризм в Европе или против европейцев вне Европы, - все это не противоречит стремлению вести диалог с иными культурами и религиями, в том числе с исламом.

Можно ли сегодня говорить о надвигающемся столкновении мусульман и христиан? Тенденции в развитии мусульманского мира свидетельствуют о том, что крайний экстремизм постепенно сходит на нет, все больше приобретая периферийный характер. В двух крупных странах исламского мира - Иране и Алжире - фанатизм уже обуздан, и на смену непримиримости приходит сравнительно умеренный курс. В таких государствах, как Судан и Афганистан, ставших базами терроризма и взявших на вооружение радикальную версию ислама, экспансия не получила развития. Ввергнутые в гражданскую войну, эти страны все больше погружаются в трясину хаоса и ожесточения. Они по-прежнему представляют угрозу для своих соседей и остаются опорными базами экстремистов, но у них уже нет сил на агрессию вне своих границ.

В то же время ряд арабских стран постепенно вступает на путь демократии, расширив и предоставив больше прав своим гражданам. Династии в странах Персидского залива также выстояли под натиском "ревнителей веры", несмотря на пессимистические пророчества многих западных экспертов. Конечно, террор по-прежнему угрожает Европе, как всему миру, и таит в себе немалую опасность, учитывая потенциальную возможность доступа террористов к оружию массового поражения. И все же он становится своего рода "побочным продуктом" развития мусульманского мира. Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ахмед Каид Мусаед, 2003 год

1. Европейская конвенция по борьбе с терроризмом. 1977//Государство и право. 1995. № 4.

2. Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. М., 1993.

3. Кракси Б. Доклад в парламенте в связи с захватом судна "Акилле Лаура'7/За рубежом. 1985. № 45.

4. Россия и страны мира. Статистический сборник. М., 2000.

5. Кутб С. Будущее принадлежит исламу. Эта религия. Вехи на пути Аллаха. Махачкала. 1997.6. аль-Маудуди. Образ жизни в исламе. М., 1993.

6. Хартия европейской безопасности//НГ. 1999.23.11.

7. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001.

8. Хомейни P.M. Без обмана нет веры//Новое время. 1993. № 15.

9. Annuaire de l'Afrique du Nord. P. 1989.

10. A1 Banna H. Five Tracts of Hassan al-Banna. Berkeley-Los Angeles. 1978.

11. Les migrations Est-Ouest. Constat et perspectives//Problemes économique. P., 1991. № 2250.13.1bn Taymiya. Public Policy in Islamic jurisprudence. Beirut. 1966.

12. Сборник посланий погибшего за веру имама Хасана аль Банны. Бейрут (б.г.) (на араб, языке).15.ат-Турки А. Вероучение имамов прошлого в совокупном изложении. Бейрут. 1993 (на араб, языке).

13. Фарадж Абд ас-Салям. Забытый долг. Бейрут. 1980 (на араб, языке).

14. Аль Араби (журнал на араб, языке).

15. Асакер, Абд аль-Фаттах. Документальные свидетельства о группировке "Братья-мусульмане". Каир. 1996 (на араб, языке).1. Б) литература

16. Адди JI. Исламский вызов//Век XX и мир. 1994, № 7/8.

17. Аркун М. Личность в исламе//Социс. 1989. № 2.21 .Ашвами О. Свет и тени ислама//3а рубежом. 1999. № 39.

18. Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000.

19. Бартольд В.В. Сочинения. Том VI. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 1966.

20. Багдади А. Проблемы исламского фундаментализма в Египте. Автореферат дисс. канд. политических наук. М., 1998.

21. Барановский В., Кисин С. Судья со стилетом//Новое время.1987. № 6.

22. Бассам Т. Политизация религии. Политика безопасности под знаком исламского фундаментализма//1гиегпайопа1е Politik. 2000. № 2.

23. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

24. Беляев И. Ислам и политика//Литературная газета. 1987. 19.05.

25. Блешо Э. Джихад и универсальные ценности//Восток. 1999. № 3.

26. Вертовек С. Направление действий среди многообразия культур и виды гражданства в европейских городах//Международный журнал социальных наук. 1998. № 23.

27. Виганд В.К. Глобализация мировой экономики и мир ислама//Восток. 1999.№ 2.

28. Вольский Д. Священный поход самоубийц//Новое время. 1995. № 4.

29. Вирабов А.Г. Истоки исламского экстремизма в Алжире//Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. М., 1997.

30. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону. 1996.

31. Глобачев М. Ползучая война миров//Новое время. 1999. № 39.

32. Гольдин Г.Г. Международная миграция: зарубежный опыт и Россия. Автореферат дисс. кандидата политических наук. М., 1998.

33. Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. История и современность. М., 1984.

34. Грачев А. Политический экстремизм. М., 1986.

35. Гусаров В. Гипермиграция Юг-Север. М., 2000.

36. Гусаров В. Будет ли Европа говорить по-арабски?//Азия и Африка сегодня. 1994. № Ю.

37. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов-на-Дону. 2000.

38. Добаев И.П. Исламский радикализм. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону. 2002.

39. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов-на-Дону. 2001.

40. Долгов Б. Алжир: трудный путь к гражданскому согласию//Азия и Африка сегодня. 2000. № 12.

41. Дольник А. Американский кошмар, или Усама бен Ладен и оружие массового уничтожения//НГ.2001. 18.09).

42. Донцов В. Ислам в международных отношениях//Дипломатический ежегодник. 1997. М., 1997.

43. Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок? М., 1998.51 .Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура. М., 1998.

44. Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направленности. Харьков. 1997.

45. Ефимов В. Исламский фундаментализм: угроза для России//Свободная мысль. 1993. № 16.

46. Ефимов В. Какой фундаментализм угрожает России//Новое время. 1994. № 6.

47. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Исторический справочник. Минск. 1999.

48. Жданов Н., Игнатенко А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.

49. Житомирский В.А. Апартеид по-британски. М., 1985.

50. Запад Незапад и Россия в мировом контексте//Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 12.59.3меевский А., Тарабрин В. Терроризм: нужны скоординированные усилия мирового сообщества/ТМеждународная жизнь. 1996. № 4.

51. Игнатенко А. Зеленый Мегпе1ционал//НГ-Р. 1999.7.04.61 .Игнатенко А. От Филиппин до Косово. Исламизм как дестабилизирующий фактор//НГ-Р. 2000.12.10.

52. Игнатенко А. Халифы без халифата. М., 1988.

53. Игнатенко А. Эндогенный радикализм в исламе/ЯДентральная Азия и Кавказ. 2000. № 8.

54. Иммиграционная политика Италии//Атлас ТАСС. 1990. № 14.

55. Ионцев В. Время великих кочевий. Международная миграция населения и развитие России//Дружба народов. 2001. № 4.

56. Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.

57. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.1. МГ

58. Ислам и политика: взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии. М., 2001.

59. Ислам: современные судьбы великой религии//3а рубежом. 1998. № 8.

60. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.

61. Исламский мир или исламская война//Ъйр://1ас1еп.elk.ru.20 января 2002).

62. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 1999.

63. Исламский фактор в международных отношениях в Азии. М., 1987.

64. Каграманов Ю. Мировой Юг бросает вызов//Новый мир. 1997. № 10.

65. Каграманов Ю. Ислам, Россия и Запад//Новый мир. 2001. № 7.

66. Капитонов К. Неистовый шейх//НГ.2000. 2.11.

67. Квашнин Ю.Д. Иностранные рабочие в Западной Европе (60-е начало 70-х годов). М., 1976.

68. Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. Минск. 2000.

69. Козлов В.И. Иммигранты и этнорасовые проблемы в Британии. М., 1987.

70. Коран не стреляет. Круглый стол//Московские новости. 1993. N2 14.

71. Коровиков A.B. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

72. Коровиков A.B. Сейид Кутб идеолог исламского экстремизма//Религии мира. История и современность. 1986.М., 1987.

73. Кравец М. Освободить будущее от прошлого//Шр:/Лу\\г\у.по-cult.narod.ru. 12 декабря 2001)

74. Куделев В.В. Исламистские партии Алжира: второе поколение//Россия и мусульманский мир. 2001. № 8.

75. Кудрявцев A.B. Движение "братьев-мусульман" в странах Ближнего Востока//Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. М., 1999.

76. Кудрявцев А. Ислам во Франции//Азия и Африка сегодня. 1995. № 4.

77. Кудряшова M.B. Исламский фундаментализм как тип политического сознания. Автореферат дисс. канд. политических наук. М., 1999.

78. Кузнецов Е. Вызовы и угрозы: fOr//www.russ.ru

79. Кургинян С. и др. "Южная угроза" и ее связь с обострением политического кризиса в России//Россия XXI. 1996. № 11/12.

80. Куринный С.П. Исламский фундаментализм. Ростов-на-Дону. 1996.

81. Кустарев А. Мировая гражданская//Новое время. 2001. № 40.

82. Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения//Социс. 1993. № 8.

83. Лакер У. Терроризм вчера, сегодня, завтра//3а рубежом. 1996.№ 49.

84. Лакер У. Истоки//Иностранная литература. 1996. №11.

85. Ланда Р.Г. Есть ли будущее у исламского фундаментализма в Алжире//Восток. 1993. № 1.

86. Ланда Р. Арабы и французы: конфликт или взаимодействие?//Азия и Африка сегодня. 1997. № 1.

87. Левин З.И. Ислам и национализм в странах Зарубежного Востока. М., 1988.

88. Лебедев В. Террор: массовое безумие или вечный поиск золотого века//НГ. 1996.14.08.

89. Луков В.В. Саудовский миллионер У. Бин Ладен и очаг международного терроризма в Афганистане//Афганистан: проблемы войны и мира. М., 2000.

90. Люстиже Ж.-М. Новое искусство жить для Европы//Русская мысль. 2000. 20, 27.01.

91. Малашенко A.B. Мусульманская цивилизация: движение и инерция//Восток. 1994. №4.

92. Малашенко А. Мусульмане и исламисты//НГ-Р. 2001.10.10.

93. ЮЗ.Малашенко А. Радикализм без террора//НГ-Р. 1997. № 12.

94. Малышева Д. Ислам в современом мире//Новый мир. 2002. № 2.

95. Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалияхсовременного мира//Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 7.

96. Юб.Медведко Л.И., Германович A.B. Именем Аллаха. Политизация ислама и исламизация политики. М., 1988.

97. Медведко Л. От Эдема до Армагеддона. Сопряжение на "разломах цивилизаций"//Дружба народов. 1999. № 5.

98. Межрасовые и межнациональные отношения в Европе и Америке. XIX-XX вв. М., 1996.

99. Миграционные процессы в Европе//Атлас ТАСС. 1991. № 4.

100. Миграция и мигранты в мире капитала: исторические судьбы и современное положение. Киев. 1990.

101. Михайлов Е.М. Иностранная рабочая сила во Франции. Экономические, социальные и политические аспекты проблемы. М., 1977.

102. Михайлов К. Ислам — кость в горле EBponbi//http://www.vesti.ru.l7 января 2002).

103. Млечин Л. Ученики стреляют в учителей/ТНовое время. 1992. № 19.

104. Моджорян Л.А. Терроризм и национально-освободительное движение//Государство и право. 1998. № 3.

105. Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. М., 1986.

106. Мусульманское право. Структура и основные институты. М., 1984.

107. Насилие в современной России. Ростов-на-Дону. 1999.

108. Неклесса А. Реквием XX веку//Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 1,2.

109. Неклесса А. Конец цивилизации или конфликт истории//Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3,5.

110. Новикова Г.В. Сильная стратегия слабых. Террор в конце XX века//Полис. 2000. № 1.1210 расизме в Западной Европе//Атлас ТАСС. 1989. № 2.

111. Пантин В. "Столкновение цивилизаций" или диалог культур?//Полис.1998. №4.

112. Парамонов Б. Вокруг бороды//\\г\ул¥.8УоЬос1а.ог§.14 июня 2002).

113. Переслегин С. О геополитическом положении Европы//Звезда.1998. № 12.

114. Пиотровский М. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама//Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.

115. Полонская Л. Современный мусульманский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития?//Азия и Африка сегодня. 1994. № 11.

116. Поляков К., Хасянов А. Арабский Восток и проблемы терроризма//НГ. 1999.7.10.

117. Пономаренко Л.В. Ислам в общественно-политической и культурной жизни Франции и государств Северной и Западной Африки/УВ опросы истории. 1998. № 9.

118. Примаков Е.М. История одного сговора. Ближневосточная политика США в 70 начале 80-х гг. М., 1985.

119. Примаков Е.М. Ислам и процессы общественного развития стран Зарубежного Востока//Вопросы философии. 1980. № 8.

120. Рашковский Е. Третий мир как проблема общечеловеческой мысли и культуры//Мировая экономика и международные отношения. 2000.5.

121. Риядов В. Ливанская "Хизбалла"//НГ. 2001.7.06.

122. Рыбаков В. Ислам и гражданское общество//Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 8.

123. Руссо А. Нетрадиционные угрозы безопасности России и Евразии. М.,1999.

124. Рябов И. Исламская зелень и французская тень//Новое время. 1994. № 35.

125. Сагадеев А. Исламский фундаментализм: что же это такое?//Азия и Африка сегодня. 1994. № 6.

126. Саидазимова Г. Ислам и Запад: возможен ли "диалог цивилизаций"?//Россия и мусульманский мир. 2001. № 1.

127. Салимов К. Современные проблемы терроризма. М., 1999.

128. Севостьянов И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм -это совсем не одно и то же//Международная жизнь. 1996. № 5.

129. Соловьев B.C. Собр. соч., т.4. М., 1912.

130. Старостин Б.С. Освободившиеся страны: общество и личность. М., 1984.

131. Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина XX столетия. М., 1997.

132. Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987.

133. Сюкийяйнен JI. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

134. Тегин Ю.Л. К проблеме комплексного исследования исламского экстремизма//Ближний Восток и современность. Вып. 7. М., 1999.

135. Тиби Б. Политизация религии. Политика безопасности под знаком исламского фундаментализм/yinternationale Politik. 2000. № 2.

136. Терроризм: психологические корни и правовые оценки. Круглый стол//Государство и право. 1995. № 4.

137. Терроризм в современной России: состояние и тенденции. Круглый стол//Социс. 2001. № 5.

138. Трофимов Д. Исламский фундаментализм в арабских странах: истоки и реалии//Восток. 1992. № 1.

139. Титоренко В. Исламизм и интересы России//Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 1.

140. Умнов А. Вечное возвращение. Фундаментализм как скрытая тенденция развития цивилизации//НГ-Р. 1999. № 7.

141. Уотт У.M. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

142. Хакимов Р. "Евроислам" в межцивилизационных отношениях//НГ-Р. 1997.23.10.

143. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. 1994. № 1.

144. Цапенко И. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами//Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 10.

145. Цапенко И. Социально-политические последствия международной миграции населения//Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3.

146. Цапенко И. На перекрестках иммиграционной политики//Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10.

147. Черноус В.В. Ислам в этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе//Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону. 2001.

148. Яковенко И.Г. Культурные аспекты механизмов и социально-психологические источники массового террора//Мир психологии. 1998. №3.

149. Abbas J. Islam en France. 1981 1993.P., 1994.

150. Ahadi A. The décliné of Islamic fundamentalism//Journal of Asian and Afr. Studies. Leiden. 1992. № 3/4.

151. Ayubi N. Islam and democracy//Democratization. Cambridge. 1997.

152. Barthélémy C. Islam en Europe. P. 1996.

153. Bruno E. Islamisme radical. P. 1989.

154. BurgatF. Islamisme en face. P. 1995.

155. Burgat F. Algerie entre islamistes, sécurité militaire le desinformation.P. 1998.

156. Burgat F. Islam, chretiente, judaïsme: le trompe l'oeil des "trios integrismes". P. 1999.

157. Carlier O. Entre nation et djihad. Histoire sociale des radicalisms algériens. P. 1995.

158. Carre O., Michaud G. Les Freres musulmans (1928 1982). P. 1983.

159. Chesnais J.-C. Histoire de la violence en Occident de 1800 a nos jours. P. 1981.

160. Costa-Lascoux J. Le l'immigré au citoyen. P. 1989.

161. Immigration and the Politics of Citizenship in Europe and Horth America. N.Y. 1989.

162. L'integrisme islamique don't on parle//Nidaou et Islam. Alger. 1984.

163. Islam en France. P., 1991.

164. Kepel G. Jihad. Expansion et déclin de l'islamisme. P.2000.

165. Kepel G. La Revanche de Dieu. P. 1991.

166. Kramer G. Islamist, notions of democracy//Political Islam. 1997.

167. Labat S. Les islamistes algériens. P. 1995.

168. Leveau R. Les travailleurs musulmans en France et en Europe//Conference tenue de Paris, avril 1999. P. 2000.

169. Mahaddessin M. Islamic Fundamentalism. The New global Threat. W. 1998.

170. Migration: ces mouvement qui font avancer le monde. P., 2000.

171. Migration et ethnicite au Royaume-Uni//REMJ. 1999. № 1.

172. Musulmans en Europe. P. 1998.

173. Racism and Migration in Western Europe. Oxford. 1993.

174. Ramadan T. Les musulmans d'Europe pris en tenaille//Monde diplomatique. 2000. juin.

175. Rodinson M. Islam politique et croyance. P. 1993.

176. Rodinson M. Entre Islam et Occident. P., 1997.

177. Roy O. Genealogie de l'islamisme. P., 1995.

178. Statut personnel des musulmans. Bruxelles. 1992.

179. TalhaL. Entre l'immigration d'hier et l'immigration de demain//RMMM. 1987. № 43.

180. Vertovec S. Islam in Europe: The Politics of Religion and Community. L. 1997.

181. UlmanR. Redefining Security//International Security. 1983. № 1.

182. Гаасым Сеид А. Братья-мусульмане и фундаменталистские движения в Йемене. Сана. 1998 (на арабском языке).

183. Балх А. Братья-мусульмане. Каир. 1994 (на арабском языке).

184. Хуайди В. Чтобы не было раздора. Каир. 1989 (на арабском языке).

185. Худейр А. Философия экономики в исламе. Алжир. 1982 (на арабском языке).197. аш Шакаа М. Ислам без вероучения. Каир. 1976 (на арабском языке).

186. Ярсин М. Ислам и исламизм. Сана. 1995 (на арабском языке).1. В) периодические издания

187. Ведомости. М.( 1999-2002).200. Европа. М. (2001-2002).

188. За рубежом. М. (1970-2001).202. Известия. М. (1975-2002).

189. Литературная газета. М. (1970-2002).

190. Независимая газета (НГ). М. (1995-2002).

191. Независимая газета религии (НГ-Р). М. (1996-2002).

192. Новая газета. М. (1995-2001).

193. Новое время. М. (1970-2002).

194. Общая газета. М. (1999-2002).

195. Российская газета. М. (1994-2002).210. Труд. М. (1980-2002).211. Diogene. Р. (1985-2000).

196. Foreign Affairs. L. (1982-2001).

197. Internationale migration revue. P. (1986-2001).214. Le Monde. P. (1980-2002).

198. Le Monde diplomatique. P. (1980-2001).

199. Revue des Mondes Musulmans et delà Mediterranee (RMMM). P. (1980-2001).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.