Использование музыкальных средств в современной политике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Табакаев, Дмитрий Борисович

  • Табакаев, Дмитрий Борисович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2005, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 337
Табакаев, Дмитрий Борисович. Использование музыкальных средств в современной политике: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Кемерово. 2005. 337 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Табакаев, Дмитрий Борисович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ.

1.1. Взаимосвязь политики и музыкальных средств.

1.2. Место и функции музыкальных средств в современной политике.

1.3. Политическая обусловленное типологии музыкальных средств.

1.4. Современные технологии использования музыкальных средств в V. политических кампаниях (на примере проведения избирательных кампаний)

ГЛАВА II. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

2.1. Специфика воздействия музыкальных средств на политическое поведение

2.2. Механизм воздействия музыкальных средств на политическое поведение

2.3. Развитие политической музыки как инструмента политики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование музыкальных средств в современной политике»

Актуальность темы. Процесс демократизации российского общества, начавшийся в конце 80-х - начале 90-х годов, имеющий в своей основе выборность, как основной принцип легитимации власти, превратил политический рынок в зону свободной конкуренции политических идей и технологий с присущими им своеобразными средствами и способами, что, в свою очередь, потребовало от политологов, как новых теоретических концепций, так и практических, технологических предложений, решений и инноваций по вопросам эффективного воздействия на массовое сознание и политическое поведение V' для достижения поставленных политических целей.

Изменение политического устройства государства, обновление социальных и политических институтов, произошедшее за последние 15 лет существенным образом отразилось на процессе и технологии проведения политических кампаний в Российской Федерации.

Конституция РФ в п. 3 ст. 3 упоминает о том, что высшим непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы1. Порядок формирования нижней палаты Федерального собрания определяется законом РФ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Соб-(? рания Российской Федерации»2, а процедура созыва законодательных органов субъектов РФ определяется на уровне соответствующих субъектов, т. е. единственным способом формирования федеральной и региональной представительной власти является институт выборов. Эти и другие нормативные акты, представляющие собой существующую законодательную базу, достаточно подробно регламентируют порядок проведения предвыборных и выборных мероприятий, агитации, порядок использования эфирного времени на радио и

1 Конституция РФ: с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996. - N 20, от 10.02.1996. - N 173, от 09.06.2001. - N 679, от 25.07.2003. - N 841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004. - N 1-ФКЗ // Российская газета. - 1993. - 25 декабря (ос

• "'у новной текст).

2 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Закон РФ // Российская газета. - 2002. - 25 декабря. телевидении, а также ряд иных вопросов, непосредственно связанных с возможностями применения разнообразных политических технологий в политических кампаниях. При этом в законах не содержится упоминаний, требований либо ограничений, касающихся выбора или применения художественных, в частности, музыкальных средств в рамках проведения таких мероприятий.

Кроме того, в последнее десятилетие в отечественной политологии существенно обновились и стали широко использоваться такие институты как политический маркетинг, политическая реклама, избирательный процесс, паблик рилейшнз. Со становлением системы многопартийности, политического плюрализма, свободной политической конкуренции и демонополизацией государственной власти резко возросла роль креативного подхода к планированию, организации и проведению политических кампаний, т. к. от яркости, необычности, выразительности, запоминаемости, своеобразия и оригинальности формы политической коммуникации зависела степень воздействия на политическое поведение, а также способность заинтересовать население.

Одной из основных тенденций современных политических кампаний является увеличение необходимых ресурсов, сроков их подготовки и проведения, а также увеличение сложности и наукоемкости политических технологий3. В качестве одного из таких способов воздействия на политическое поведение, интенсивно развивающихся в настоящее время можно назвать музыкальные средства, которые к настоящему моменту можно считать составляющей не только музыкальной, но и политической культуры. Подтверждением тому может служить множество разнообразных конференций по вопросам взаимодействия поп,- рок-музыки и политики, проводимых как на международном, так на внутригосударственном и региональном уровнях. Одна из последних - «Mixing Pop & Politics» состоялась в Монреале с 1 по 2 октября 2004 г. В рамках конференций и форумов рассматриваются такие вопросы как ис

3 Григорьев, М. С. Современная избирательная кампания / М. С. Григорьев // Демократический выбор. - 1997. - № 31. пользование музыки в качестве инструмента в призыве к насилию или поддержке социальной справедливости, политической активности и инициативы, роль музыкального искусства в борьбе за права человека, в воздействии на молодежь, а также в качестве средства, используемого последней в борьбе за лучшие условия существования4.

К настоящему моменту история музыкальной культуры насчитывает большое количество имен композиторов, музыкантов, исполнителей и групп, творчество которых пропитано политическим содержанием; это может быть и борьба против существующей власти и идеологическая пропаганда, популяризация политической идеи или поддержка кандидата, призыв к борьбе за права человека или справедливость, борьба с цензурой и многое другое. Среди таких имен следует назвать: Victor Jara, Cui Jian, Mercedes Soda, Fela Kuti, Remitti, Mariam Makeba, Bob Marley, «Syxtynine» (Россия), «Гражданская оборона», «Умка», Laibah, «DAF», John Millencamp, John Adams, Alice Goodman, Mark Blitzstein, Anthony Braxton, Conrad Cumming, David Rovics, Charles Ives, Lorcan Otway, Fred Stanton, Mark Simos, John McCutcheon, Jean Sudbury, Daniel Gannaway, Jason Andreas, Adam McNaughtan и многие другие5.

Вместе с тем, говоря о применении отдельных музыкальных средств, с позиций эффективности их использования в политических кампаниях, приходится констатировать факт отсутствия обобщенного теоретического и практического опыта, хотя практика политических PR при этом перманентно обращается к музыкальным средствам или музыкально-зрелищным мероприятиям в ходе организации и проведения всевозможных публичных политических акций.

Разработанность темы. Вопрос об идеологическом и психологическом воздействии художественных средств, интеллектуальном и этическом содержании музыкального искусства, о его социальной роли, соотношении с наукой, моралью и т. д. был впервые поставлен в классической античной

4 http://www.popmontreal.com/conferenceen.php

5 Перечень политических песен указанных исполнителей см.: приложение И, таблица 73. эстетике. Еще Платон в своих работах подчинил искусство строгому государственному контролю, изгнав из него поэтов, музыкантов, которые, по его мнению, могли бы способствовать развитию изнеженности и расслабленности у граждан, оставив лишь тех, кто помогает воспитанию мужества и доблести6.

В западной политологии первые публикации, касающиеся использовании музыкальных средств в политических процессах начали появляться, преимущественно, в середине XX века, как ответ на происходившие в культурной жизни общества трансформации, отчасти под влиянием раскола политических сил на «левых» и «правых» и активизации националистических движений, что порождало музыку борьбы и протеста, отчасти в силу использования музыкальных средств в целях пропаганды и антипропаганды, отчасти в результате разочарования людей политическими и экономическими реалиями во время и после американской депрессии, а также как анализ и описание исторической практики применения музыкальных средств в тоталитарных государствах и фашистской Германии в частности.

Так, в числе первых исследований, поднимающих вопрос о роли музыки в социально-политической жизни общества, можно назвать работу Эдмунда т

Гёрни (Edmund Gumey) «The Power of Sound» , посвященную месту и роли патриотических и героических песен, национальных гимнов, песен рабочего движения в общем политическом климате американского государства первой половины и середины XX в. Довольно глубоким исследованием, уделяющим внимание американской фольклорной музыке и музыке кантри, как двигателю и вдохновителю социалистических движений является книга «Great Day A

Coming: Folk Music and The American Left» , вышедшая в свет в 1971 г. В то же время, если вести речь о «правых» политических движениях нельзя не ска

6 Платон. Государство // Собрание сочинений / под ред. А. Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1999. -С. 168.

7 Gurney, Edmund. The Power of Sound / Edmund Gurney. - New York: Basic books, 1966. - 209 p.

8 Denisoff, R. Serge. Great Day Coming: Folk Music and The American Left / R. Serge Denisoff. -Urbana: University of Illinois, 1971. - 219 p. зать об одной из наиболее известных работ Корнеулиса Кардеу (Cornelius Cardew) «Stockhausen serves Imperialism»9, посвященной ценностным и эстетическим проблемам музыкального искусства в демократических обществах.

Существенный вклад в изучение роли и функций музыкального искусства, а также его особенностей в афро-американском националистическом движении внес Ф. Кофский в своем детальном и развернутом эссе, посвященном данному вопросу - «Black Nationalism & the Revolution in Music»10. Об отражении в музыкальном искусстве идей борьбы и протеста можно найти в работе С. Финкельштейна (S. Finkelstein) «How music expresses ideas», в которой также представлена проблема влияния социальных, национальных, политических и иных особенностей конкретного общества на музыкальное искусство, а также основные принципы отображения таких особенностей на языке музыкального символизма11.

В 1970 г. американским исследователем Р. Дж. Дайетсем (R. J. Dietz) была написана первая научная работа «The operatic style of M. Bilitzstein in the

17

America agit-prop era» (кандидатская диссертация), посвященная вопросам использования оперной музыки в деле американской агитации и пропаганды в первой половине и середине XX в.

После первой мировой войны некоторые ученые начали проявлять интерес к анализу и характеристике политической культуры фашистской Германии, а также разнообразным националистическим движениям, существовавшим в других странах. Подробным иллюстративным исследованием в данном направлении можно назвать работу Ж. Кэйна (G. Cane) «Dal nazionalismo

9 Cardew, Cornelius. Stockhausen serves Imperialism / Cornelius Cardew. - London: Ubuclassics, 2004. - 132 p.

10 Kofsky, F. Black Nationalism & the Revolution in Music / F. Kofsky. - New York: Pathfinder, 1997. - 500 p.

11 Finkelstein, S. How music expresses ideas / S. Finkelstein. - New York: International Publishers, 1970. - 128 p.

Dietz, R. J. The operatic style of M. Bilitzstein in the America agit-prop era (Ph.D.) / R. J. Dietz. - University of Lowa, 1970. - 118 p. "у all'internazionalismo, in Canto пего» .

При этом, в своих исследованиях, одни авторы отталкивались от марксистских позиций, рассматривающих институт музыкальной культуры как социально-активный, реалистически-описательный инструмент, способный отражать политические процессы жизни общества. Другие же отстаивали собственные идеи и подходы, хотя такие исследования своими корнями уходили уже в область философии музыки. К числу первых можно отнести следующих авторов: Boris Porena «Music/Society, Musical Inquisition», Heinz-Klaus Metzger «Musica Perche», Michel Schneider «Uno, divisible», Tibor Kneif «Esi-genza estetica e contenuto ideologico nell'opera d'arte musicale», Zofia Lissa «Sul caratte peculiare della musica», R. Nettel «The Englishman makes Music», K. Mannheim «Idiologie und Utopie», P. Bekker «Kunst und revolution», Lorenzo Bi-anconi «Politica della storia musicale», V. Helfert «Musica moderna cecoslovacca», H. Schnoor «Armonia e caos. Musica di oggi», G. Coulonges «La Comunne en chantant»14, а также ряд других авторов.

Во вторую группу входят: Th. Adorno «Philisophie der neun Musik», O.Bouwsma «The Expression Theory of Art», G. Epperson «The Musical Symbol. A Study of the Philosophic Theory of Music», D. Ferguson «Music as Metaphor», G. Haydon «On the Meaning of Music», S. Langer «Problems of Art», E. Lippman «Symbolism in Music», L. Meyer «Emotion and Meaning in Music», G. Marini

13 Cane, G. Dal nazionalismo all'internazionalismo, in Canto nero / G. Cane. - Firenze, 1973. -238 p.

14 Porena, Boris. Music / Society, Musical Inquisition / Boris Porena. - Torino, 1975. - 181 p; Metzger, Heinz-Klaus. Musica Perche / Heinz-Klaus Metzge // Musica e politica [сб. статей]. -Roma: Marsolio Editori, 1977. - P. 92-103; Schneider, Michel. Uno, divisible / Michel Schneider // Musica e politica [сб. статей]. - Roma: Marsolio Editori, 1977. - P. 103-124; Bianconi, Lorenzo. Storia deH'opera e storia dell'Italia // Rivista Italiana di Musicologia. - 1974. - IX. - P. 3-17; Lissa, Zofia. Sul caratte peculiare della musica / Zofia Lissa. - Berlin, 1948. - 122 p; Nettel, R. The Englishman makes Music / R. Nettel. - London: Dennis Dobson, 1952. - 208 p; Mannheim, K. Idiologie und Utopie / K. Mannheim. - Frankfurt, 1952. - 221 p; Bekker, P. Kunst und revolution / P. Bekker. - Frankfurt, 1919. - 95 p; Kneif, Tibor. Esigenza estetica e contenuto ideologico nell'opera d'arte musicale / Tibor Kneif // Musica e politica [сб. статей]. - Roma: Marsolio Editori, 1977. - 124-135; Helfert, V. Musica moderna cecoslovacca / V. Helfert. - Olmutz, 1936; Schnoor, H. Armonia e caos. Musica di oggi / H. Schnoor. - Monaco, 1962. - 188 p; Coulonges, G. La Comunne en chantant / G. Coulonges. - Paris, 1970. - 114 p.

Dilthey filosofo della musica»15.

На современном этапе в зарубежной доктрине начинают появляться более конкретные и углубленные исследования по вопросу об использовании музыкальных средств в политических кампаниях и в политических процессах вообще. Так, в 1989 и 1990 гг. в США почти одновременно вышли две работы, посвященные одному объекту исследования — политической роли американской популярной музыки двадцатого столетия, однако рассматривающие проблему с совершенно противоположных позиций. Если книга Timothy Scheurer «American Popular Music: Reading from the Popular Press»16 посвящена воспеванию американского мифа в различные эпохи, начиная с конца XIX века, то Ray Pratt в работе «Rhythm and Resistance: Explorations of the Political Uses of

17

Popular Music» подходит к анализу исторического опыта использования музыкальных средств как оружия сопротивления и противостояния. При этом оба автора в своих исследованиях рассматривают музыкальные средства с позиций их пропагандистской функции и обращаются практически к одним и тем же музыкальные направлениям: популярная музыка, госпелы, спиричуэл-сы, кантри музыка, блюз, джаз, фольклорная музыка, рок-н-ролл, рок, панк-рок и диско.

Детальный историко-практический экскурс роли американской фольклорной музыки (музыка борьбы и сопротивления) в противостоянии двух по

15Adorno, Th. W. Philosophy of modern music / Theodor W. Adorno. - New York: Seabury press, 1973. - 220 p; Bouwsma, O. The Expression Theory of Art / O. Bouwsma // Aesthetics and Language. - Oxford: OUP, 1954. - 348 p; Epperson, G. The Musical Symbol: A Study of the Philosophic Theory of Music / G. Epperson. - Ames: Iowa State University press, 1967. -216 p; Ferguson, D. Music as Metaphor / D. Ferguson. - Minneapolis, 1969. - 321 p; Haydon, G. On the Meaning of Music / G. Haydon. - Washington, 1948. - 311 p; Langer, S. Problems of Art / S. Langer. - New York: Macmillan Coll Div, 1957. - 184 p; Lippman, E. A. Symbolism in Music / E. A. Lippman // The Musical Quarterly, 1953. - № 4; Meyer, L. Emotion and Meaning in Music / L. Meyer. - Chicago: University of Chicago press, 1956. - 315 p; Marini, G. Dilthey filosofo della musica / G. Marini. - Chicago, 1957. - 108 p.

16 Scheurer, Timothy. American Popular Music: Readings from the Popular Press / Timothy E. Scheurer. - Ohio, Bowling Green: Bowling Green State University Popular Press, 1989. -260 p.

17 Pratt, Ray. Rhythm and Resistance: Explorations of the Political Uses of Popular Music / Ray Pratt. - New York: Preager Publisher, 1990. - 256 p. литических сил представил Robbie Lieberman в книге «Song is my Weapon. People's Songs, American Communism, and the Politics of Culture, 1930-1950»18. Речь в его исследовании идет, в первую очередь, о возрождении национальной американской музыки в 1930-е годы и ее использовании «левыми» партиями и движениями в ходе политического противостояния.

Серьезным теоретическим исследованием политической музыки XX века можно назвать работу композитора Кайла Ганна (Kyle Gann) «Making Marx in the Music: A HyperHistory of New Music and Politics»19, в которой перечислены и описаны многие существующие жанры и направления в рамках современной политически-ориентированной музыкальной культуры.

Одной из последних работ в этой области является книга Марие Корпе (Marie Korpe) «Shoot the Singer!»20, посвященная современной музыке политической оппозиции и музыкальной цензуре в странах Европы, Азии, США и Африки.

В нашей стране долгое время существовал только один подход к изучению роли и места института музыкальной культуры в политических отношениях - марксистский, который сводился к отражательной роли искусства (реалистическое описание бытия), поэтому, в данном случае, мы не имеем возможности говорить о существовании каких-либо школ или направлений. Первые отечественные научные работы, посвященные проблеме института музыкальной культуры в этом контексте, также начали появляться лишь к середине XX века. К числу наиболее ярких представителей отечественной науки, рассматривающих музыкальные средства с позиций их социально

1 Я

Lieberman, Robbie. My Song is my Weapon. People's Songs, American Communism, and the Politics of Culture, 1930-1950 / Robbie Lieberman. - Illinois: Southern Illinois University, 1995. - 232 p.

19 Gann, Kyle. Making Marx in the Music: A HyperHistory of New Music and Politics / Kyle

Gann. - NewMusicBox, 2003. - Режим доступа: // http://www.newm usicbox.org/page.nmbx?id=55tp00 политической и идеологической функций можно отнести: А. Н. Сохора , И. JI. Набока22, Г. И. Панкевича23, А. Г. Григорянца24, Н. П. Корыхалову25, П. С. Гу-ревича26, и ряд других исследователей. В республиках бывшего СССР также издавалось множество публикаций, затрагивающих проблемы песенного творчества в пропаганде социалистических идей.

Красной линией в трудах перечисленных авторов проходила, как правило, идея служения музыкального искусства задачам социалистического общества и государства, целям пропаганды и просвещения, призыва к борьбе и патриотическому противостоянию империалистической интервенции. Считалось, что музыка не должна стоять в стороне от идеологического противостояния двух политических систем, не должна быть предоставлена самой себе (искусство ради искусства), что пресекалось, а обязана была приносить идеологические дивиденды.

Изучение проблемы всецело осуществлялось с позиций марксистской эстетики, т. к. политический процесс в нашем государстве не рассматривался через призму таких понятий как политические или избирательные процессы и технологии, политические кампании, политические коммуникации, паблик рилейшнз, политический маркетинг и др.

Кроме того, даже за последнее десятилетие, характеризовавшееся бурным развитием российской политической мысли не произошло существенных сдвигов в исследовании возможностей, специфики и технологии использования музыкальных (звуковых) средств воздействия в политических технологи

J1

См., например: Сохор, А. Н. Партийность, народность, интернационализм советской музыки / А. Н. Сохор. - JI.: Музыка, 1973; Сохор, А. Н. Воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор. - JL: Государственное музыкальное издательство, 1975. - 64 с.

22 Набок, И. JI. Идеологическая функция музыки / И. JI. Набок. - JL: Музыка, 1987. -78 с.

23 Панкевич, Г. И. Музыка и идеология / Г. И. Панкевич. - М.: Музыка, 1985. - 48 с.

24 Григорьянц, А. Г. Психологическая война и современная культура / А. Г. Григорьянц. -М.: Московский рабочий, 1985. - 110 с.

25 Корыхалова, Н. П. Кризисные тенденции в буржуазном массовом воспитании / Н. П. Корыхалова. - М.: Музыка, 1989.-112с.

26 Гуревич, П. С. Музыка и борьба идей в современном мире / П. С. Гуревич. - М.: Музыка, 1984. - 128 с. ях. Хотя, следует отметить, что в 1997 г. появилась кандидатская диссертация Г. С. Харламовой «Музыка и власть в контексте культуры», которая рассматривает механизм взаимоотношения двух институтов с культурологических и общетеоретических философских позиций. В работе С. Ф. Лисовского и В. А. Евстафьева «Избирательные технологии: история, теория, практика» в качестве иллюстрации приводится пример обращения к музыкальной поп-культуре в ходе проведения предвыборной агитации президентской выборной кампании 1996 г.27 Совсем недавно была также сделана попытка рассмотреть вопрос использования музыкальных средств в рекламе в избирательных кампаниях с позиций параллельного позиционирования, реализованная в работе М. Медведева «Брендинг и параллельное позиционирование в избирательной кампании 2003 года»28. Автор работы, проанализировал рекламные ролики политических парий, баллотировавшихся на выборах в Государственную думу 2003 года на предмет соответствия музыкального сопровождения сюжету ролика и его стилю.

Таким образом, в современной российской научной литературе не освещенными или слабо освещенными остаются следующие вопросы:

- взаимодействие и взаимосвязь политики и музыкальной культуры в проведении политических кампаний;

- технология применения музыкальных средств при проведении политических кампаний;

- применимость и эффективность тех или иных музыкальных стилей, жанров и направлений в политических кампаниях в зависимости от особенностей аудитории;

- проблема выражения политических идей через систему музыкальных художественных образов;

Лисовский, С. Ф. Избирательные технологии: история, теория, практика / С. Ф. Лисовский, В. А. Евстафьев. - М.: РАУ Университет, 2000. - С. 269-281.

28 Медведев, М. Брендинг и параллельное позиционирование в избирательной кампании 2003 года / М. Медведев. - Режим доступа: http://www.pr-club.com/PRLib/medvedev.doc

- изучение опыта эффективной организации и проведения музыкально-зрелищных публичных политических мероприятий с учетом региональной специфики, вкусов и предпочтений населения в различных субъектах РФ.

Целью данной работы является оптимизация использования музыкальных средств в политических кампаниях и выявление механизмов эффективного воздействия на политическое поведение населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить место музыкальных средств в политических кампаниях;

- осуществить классификацию музыкальных средств, используемых в политических кампаниях;

- изучить механизм воздействия музыкальных средств на политическое поведение;

- проанализировать современный опыт использования и определить эффективность конкретных музыкальных средств в политических кампаниях;

- показать характер воздействия на политическое поведение средствами музыкального искусства в зависимости от опыта, вкусов и предпочтений аудитории.

Объект исследования - современная политика в аспекте политических кампаний.

Предмет исследования - использование музыкальных средств в политических кампаниях и их влияние на политическое поведение.

Гипотеза исследования: политические силы обращаются к музыкальной культуре с целью воздействия на массовое сознание и политическое поведение для обеспечения достижения поставленных целей и задач. В то же время, музыкальное искусство, как один из неотъемлемых элементов культуры в целом, обладает способностью рефлексировать и отражать происходящие в обществе процессы. Музыкальные средства обладают немалым потенциалом политического воздействия на слушателей - членов данного общества и эффективно используются как элемент и один из инструментов в политических кампаниях.

Теоретико-методологическая база настоящего диссертационного исследования состоит из научных теорий и разработок политологии, социологии, психологии и музыковедения, что обусловлено самой природой политической науки - пронизывая все сферы человеческой деятельности, она создает объективные предпосылки для различных подходов к пониманию своей собственной сути, предметного поля, структуры, отношения к смежным областям обществознания.

В сфере политологии основную опору составили исследования Е. Вятра, В. Н. Амелина, Г. Г. Дилигенского, В. В. Крамника, С. А. Маничева, Г. С. Мельник, О. В. Омеличкина, Г. Г. Почепцова, П. А. Сергиенко, И. И. Скри-пюк, Е. Б. Шестопал, П. М. Якобсона.

В области социологии, в качестве теоретико-методологической базы были использованы работы таких зарубежных и отечественных авторов как Т. Адорно, М. Вебер, Г. Лебон, Г. Спенсер, Г. Тард, Я. Щепаньский, Ю. А. Левада, А. К. Уледов, В. М. Фриче, В. А. Ядов.

Теоретико-методологической базой в области психологии явились некоторые концепции В. Вундга, Д. Майерса, Р. Харриса, К. Юнга, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, И. М. Догеля, Е. П. Крупник, А. Р. Лурия, М. Е. Маркова, Н. И. Назарова, И. П. Павлова, Н. Сокольского.

Л. Я. Гозман и Е. Б. Шестопал считают, что возможность практического использования социальной психологии в политике определяется двумя факторами. Психологию следует использовать в политике только в том случае, если действия основных участников политического процесса могут быть объяснены психологическими феноменами - установками, типом социализации, восприятием себя и друг друга. Вторым фактором является наличие в арсенале социально-психологических методов, таких, которые могут быть применены для решения политических проблем29.

В сфере музыковедения основополагающими стали идеи таких отечественных исследователей как Б. В. Асафьев, П. С. Гуревич, А. Г. Костюк, Ю. А. Кремлев, JI. А. Мазель, Е. В. Назайкинский, А. Н. Сохор.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- дано понятие и проведена классификация музыкальных средств, используемых в политических кампаниях;

- выявлен механизм взаимодействия музыкальных средств и отдельных элементов политического процесса;

- исследованы практические формы применения музыкальных средств в политических кампаниях и дан анализ их эффективности на федеральном и региональном уровнях;

- изучена специфика и особенности политического поведения под воздействием музыкальных и иных звуковых средств воздействия, а также показана зависимость формирования политических взглядов и осуществления политического поведения от художественного вкуса и предпочтений аудитории в контексте использования музыкальных средств в политических кампаниях;

- описана технология применения музыкальных средств в рамках проведения политических и избирательных кампаний.

Основу эмпирической базы настоящего исследования составили:

1) данные опроса избирателей и работников избирательных блоков Кемеровской области в период 3-х избирательных кампаний: ноябрь — декабрь 2003 и февраль - март 2004 гг. Были опрошены 621 избиратель и 35 работников региональных отделений политических партий и избирательных блоков;

2) контент-анализ периодической печати (федеральные и региональные газетные и журнальные статьи с 1996 по 2004 гт. за три месяца перед каждыми выборами);

Социальная психология. Хрестоматия / сост. Е. П. Белинская. - М.: Аспект пресс, 2000. -С. 450-451.

3) телевизионные рекламные ролики политических партий, блоков и объединений (октябрь - декабрь 2003 г.),

4) данные Интернет-сайтов политических партий, блоков и объединений с точки зрения размещения на них музыкальных или аудиовизуальных материалов (ноябрь - декабрь 2004 г.).

I*'

При написании диссертационного исследования использовались следующие методы: структурно-функциональный анализ, коммуникативный метод, политико-культурный метод, анкетный опрос, контент-анализ, наблюдение, ситуационный анализ результатов прошедших выборов (1996-2001, 20032004 гг.).

Научная значимость диссертации состоит во внесении определенного вклада в исследование роли и механизма использования музыкальных средств в политических кампаниях, а также особенностях воздействия таких средств на политическое поведение. Диссертация включает теоретическое освещение и анализ имеющегося опыта, как на макро -, так и на микроуровне. Содержание настоящей работы может служить основой для дальнейших политологических и социологических исследований данной проблемы, а также стать дополнительным стимулом к дальнейшему, более углубленному изучению роли музыкальных средств в числе иных элементов, используемых в политических кампаниях.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования и предложенные в ней рекомендации могут быть использованы в политической практике, в ходе планирования и проведения публичных политических мероприятий партиями, блоками, движениями, отдельными кандидатами или иными субъектами политических отношений. Материалы исследования, выводы и обобщения, фактические данные, таблицы и приложения к диссертации можно учитывать и использовать в преподавании политических и социологических наук, написании научных работ, а также для анализа проводимых политических кампаний и избирательных кампаний, в частности.

Апробация исследования. Результаты исследования были опубликованы в центральных журналах: «Вопросы гуманитарных наук» и «Аспирант и соискатель» (2004 г.), в сборниках Международной заочной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии развития» (г. Тамбов, 2004 г.), второй Всероссийской научно-практической конференции «Культура и власть» (г. Пенза, 2004 г.), Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (г. Новосибирск, 2004 г.).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 275 источников и одиннадцати приложений. Содержание текстового материала исследования изложено на 204 листах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Табакаев, Дмитрий Борисович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опираясь на фактические данные, эмпирическую базу, доступную научную литературу по теме, автор стремился найти точки соприкосновения музыкального искусства и современной политики с позиций механизма и технологии эффективного воздействия на политическое поведение.

Изучение указанных параметров, базирующееся на анализе теоретических, прикладных и эмпирических данных в процессе работы над диссертационным исследованием позволило создать некоторую научно-теоретическую основу для адекватного применения конкретных музыкальных решений в ряду других известных политических технологий.

Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы, касающиеся места, роли, функций, практики использования и механизма воздействия музыкальных средств на политическое поведение в политических кампаниях.

Во-первых, необходимо признать отсутствие единых принципов использования музыкальных средств в современной политике, связанных с нехваткой обобщенных практических и теоретических данных, а также опыта и оценки полученных результатов. В связи с этим, большое количество музыкально-зрелищных мероприятий носит эпизодический или разовый характер и организуется, преимущественно, в рекламных целях. В то же время правильно спланированная идеологическая акция, использующая подходящие музыкальные средства и учитывающая интересы определенной аудитории, могла бы в значительной степени формировать стереотипы и установки, воздействовать на политическое поведение.

Во-вторых, итоги проделанной работы позволяют сделать заключение о том, что музыкальные средства довольно широко применяются в ходе проведения политических и, в частности, избирательных кампаний на федеральном уровне, однако практически не используются на уровне Кузбасса.

Более того, можно говорить о пренебрежении художественными и, в частности, музыкальными вкусами, пожеланиями и предпочтениями значительной части электората в ходе планирования и реализации предвыборных и выборных кампаний в регионе.

В-третьих, выборы, проведенные за последние 8 лет показали, что при отсутствии проверенных и действенных теоретических концепций, изучающих механизм использования средств музыкального искусства в политических кампаниях, невозможно эффективно применять указанные средства и планировать получение ощутимых практических результатов. Вместе с тем, как показывает эмпирическая сторона исследований, музыкальная культура обладает существенным влиянием на процесс формирования убеждений и, в конечном итоге, политическое поведение, т. к. в своем воздействии обращается непосредственно к чувствам и эмоциям избирателей, а, следовательно, в большинстве случаев не может быть сознательно ими воспринята. При этом больше внимания стоит уделять музыкальным образам и ассоциациям, составляющим основу психологического уровня восприятия музыкальных средств и подталкивающих аудиторию к совершению тех или иных политически значимых поступков. Такая роль музыкального образа обусловлена, в первую очередь, функцией человеческого сознания по интерпретации содержания образа в контексте личного опыта, приобретенного слушателем, что, в итоге, оказывает влияние на характер сформировавшегося отношения к социальной или политической проблеме, в соотнесении с которой происходило распознавание такого образа.

В-четвертых, исследования показали, что основным правилом при обращении к музыкальным средствам в политических технологиях является учет возрастных категорий избирателей, т. к. объективно, музыкальная культура существенно сегментирована в зависимости от указанного признака, соответственно, неверный расчет в выборе музыкальных произведений может легко привести к противоположным результатам. Так, согласно полученным данным, наибольшей степенью восприимчивости и доверия к средствам музыкального искусства обладает молодое поколение избирателей в возрасте от 18 до 28 лет, которые видят в ней источник духовных ценностей и ориентиров, и без труда могут быть приняты как образцы поведения в молодежной аудитории. Более зрелые люди склонны к построению ассоциативных связей между конкретным музыкальным произведением и ситуацией, явлением из собственного опыта (сознательного или бессознательного), что, в свою очередь, формирует определенное настроение и, соответственно, отношение к существующей проблеме в целом.

Однако многие вопросы, связанные с использованием музыкального языка, собственно музыкальных средств, музыкально-зрелищных мероприятий в политических кампаниях остаются неизученными. На наш взгляд, следует усилить социологическую и социально-психологическую составляющие в политических и избирательных технологиях. Особое внимание следует уделить исследованию демографических, культурных и национальных факторов, а также особенностям процесса восприятия с учетом этих факторов с позиций эффективного воздействия на избирателей средствами музыкального искусства, используемыми политическими партиями, блоками и движениями в предвыборных и выборных кампаниях.

В данной работе сформулированы основные функции музыкальных средств, исследованы факторы, определяющие эффективность применения музыкальных средств, выявлена технология оказания влияния на политический выбор избирателей и причинно-следственные связи между применением отдельно взятых музыкальных средств и итоговым отношением избирателей к политической проблеме, кандидату от партии, повлиявшим на принятие выбора соответствующим избирателем. Следует отметить, что именно совокупность указанных элементов составляет сущность и, вместе с тем, специфику технологии использования средств музыкального искусства в политических кампаниях.

В ходе проведенных исследований стало возможным выяснение предпочтений, вкусов, ожиданий, позиций и оценок кузбасских избирателей по отношению к отдельным музыкальным средствам и музыкально-зрелищным мероприятиям, используемым на практике в избирательных кампаниях.

В диссертации также был рассмотрен вопрос о достоинствах и недостатках различных музыкальных средств, их применимости в политике, а также вопрос о значимых категориях, связанных с такими средствами, как экспрессивность, доступность, метафоричность, запоминаемость, позитивность и др., помогающих в наибольшей степени «достать», «зацепить» аудиторию.

По мнению автора, преимущества использования музыкальных средств в современной политике состоят в следующем:

- простота применения и использования;

- доступность восприятия и понимания;

- сочетание возможностей одновременного идейного (рационального) и эмоционального воздействия;

- высокая степень эффективности при правильном применении;

- содействие формированию хорошего настроения электората при проведении предвыборных мероприятий;

- дополнительное средство установления контакта с аудиторией;

- большие возможности для применения методов внушения и убеждения на массовых политических мероприятиях (устраняют критическое отношение к происходящему);

- использование звукового раздражителя даже в фоновом режиме позволяет эффективно воздействовать на подсознание;

- усиление эмоциональной стороны публичных выступлений в рамках проведения предвыборных мероприятий.

Безусловно, проведенное автором исследование может быть продолжено по ряду направлений: музыкальные пристрастия отдельных социальных и возрастных категорий кузбассовцев, изучение групповых культурно-музыкальных стереотипов, влияние стереотипов и ассоциаций, возникающих у избирателей под воздействием музыкальных средств на политические взгляды и предпочтения последних, влияние музыки на политическую активность молодежи и другим.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Табакаев, Дмитрий Борисович, 2005 год

1. Адорно, Теодор В. Избранное: социология музыки / Теодор В. Адорно; составитель С. Я. Левит; перевод С. Ю. Хурумов и А. В. Михайлов. М.: Университетская книга, 1999. - 445 с.

2. Адорно, Теодор В. Философия новой музыки / Теодор В. Адорно; перевод Б. Скуратов; вступительная статья К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001.- 344 с.

3. Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Ал-монд, С. Верба // Политические исследования. 1992. - № 4. - С. 122-134.

4. Амелин, В. Н. Социология политики / В. Н. Амелин. М.: Издательство московского университета, 1992. - 186 с.

5. Ананян, Г. А. Имиджевая политическая реклама / Г. А. Ананян // Россия и социальные изменения в современном мире: Ломоносовские чтения, 2004: сборник статей международной научно-практической конференции.- В 2-х томах. Т. - 2. - М.: МГУ, 2004. - С. 26-35.

6. Андреев, А. Л. Политическая психология / А. Л. Андреев. М.: Весь Мир, 2002.-237 с.

7. Андреев, С. С. Политическое сознание и политическое поведение / С. С. Андреев // Социально-политический журнал. 1992. - № 8.

8. Андреев, С. С. Теория политической деятельности / С. С. Андреев. М.: Луч, 1995.-237 с.

9. Апокалипсис сегодня видеозапись. / реж. Френсис Форд Коппола; Zoe-• trope studios 2001. М.: Союз видео 2003, прокатное удостоверение:221293103 от 3.11.03. Продолжительность 195 мин.

10. Арансон, Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Арансон, Э. Р. Пратканис. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 383 с.

11. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1971.-376 с.

12. Ахиезер, А. Россия: критика исторического опыта / А. Ахиезер. Новосибирск: Сиб. хронограф, 1997. - 594 с.

13. Баталов, Э. Я. Политическая культура современного американского общества / Э. Я. Баталов. М.: Наука, 1990. - 256 с.

14. Бессонов, Б. Н. Фашизм: идеология, политика / Б. Н. Бессонов. М.: Высшая школа, 1985. - 279 с.

15. Бехтерев, В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия / В. М. Бехтерев. М.: Мысль, 1994. - 364 с.

16. Большевистские листовки в Латвии. 1905-1907 гг. Рига: Латиздат, 1955.-282 с.

17. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 1920-х годов. Материалы, документы, воспоминания. М.: Советский художник, 1962. - 403 с.

18. БСЭ. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1971. - Т. - 6. - С. 526. Т. - 5.- С 151.

19. В. И. Ленин в песнях народов СССР: статьи и материалы / под ред. И. И. Земцовского. М.: Музыка, 1971. - 336 с.20. «Ва-Банкъ» за разноцветные позиции // Кузнецкий край. 1996. - 30 мая. - С. 4.

20. Василенко, И. А. Идолы и идеалы российской политической культуры / И. А. Василенко //Власть. 1999. - № 1. - С. 65-68.

21. Василенко, И. А. Политические процессы на рубеже культур / И. А. Василенко. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 224 с.

22. Васильева, Т. Стереотипы в общественном сознании / Т. В. Васильева // Реклама. Внушение и манипуляция М.: Бахрах, 2001. - 420 с.

23. Васильцов, С. И. Политическая социология. Массовые настроения на переломе веков (1998-2003) / С. И. Васильцов, С. П. Обухов, В. П. Пешков.- М.: Русский летописец, 2003. 192 с.

24. Вебер, М. Избранные произведения / М Вебер. М: Прогресс, 1990. - 804 с.

25. Владимирская, Н. Без вас был скучен этот мир / Н. Владимирская // Губерния. № 30. - 1999. - 29 июля. - С. 3-4.

26. Владыкина, И. К. Феномен доверия и политическая реклама / И. К. Владыкина, С. И. Плесковских // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2000. - № 1. - С. 141-149.

27. Войтасик, JI. Психология политической пропаганды / JI. Войтасик. М.: Прогресс, 1981.-278 с.

28. Второй электоральный цикл в России (1999-2000). М.: Весь мир, 2002. -216 с.

29. Выготский, JI. С. Психология искусства / JI. С. Выготский. М.: Искусство, 1968.-576 с.

30. Выдрин, Д. И. Технология популизма / Д. И. Выдрин // Диалог. 1990. -№ 3. - С. 36-46.

31. Вятр, Ежи. Социология политических отношений / Ежи Вятр. М.: Прогресс, 1979.-463 с.

32. Гаджиев, К. С. Опыт ведения в политологию: концептуальный и методологический аспекты / К. С. Гаджиев // Политические исследования. -1992. -№ 1-2.

33. Гаджиев, К. С. Политическая культура: концептуальный аспект // Политические исследования. 1991. -№ 6.

34. Гаджиев, К. С. Политическая наука / К. С. Гаджиев. М.: Сорос, 1994. -397 с.

35. Гегель, В. Ф. Собр. соч. в 3-х томах / В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1971. - Т. -1. - 248 е.; Гегель, В. Ф. Собр. соч. в 3-х томах / В. Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1971.-Т.-3.-371 с.

36. Гегель, В. Ф. Музыка / В. Ф. Гегель // Эстетика. В 4-х томах. - М.: Мысль, 1971. - Т. - 1. - С 276-342.

37. Гельман, В. Я. Избирательная кампания в России: испытание электоральной формулы / В. Я. Гельман // Политические исследования. 1996. -№2.-С. 84-100.

38. Гельман, В. Я. Политическая культура, массовое участие и электоральное поведение / В. Я. Гельман // Политическая социология и современная российская политика. СПб., 2000.

39. Гнидаш, В. С. Герб, флаг, гимн СССР / В. С. Гнидаш. JI.: Лениздат, 1985.-63 с.

40. Гозман, Л. Я. Психология в политике — от объяснения к воздействию / Л. Я. Гозман // Вопросы психологии. 1992. - № 1.

41. Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство / И. Н. Голомшток. М.: Га-ларт, 1994. - 294 с.

42. Голосов, Г. В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов / Г. В. Голосов // Политические исследования. 1997. - № 5.

43. Голосуй или проиграешь // Московский комсомолец. 1996. - № 89. - 16 мая. - С. 8.

44. Гомеров, И. Н. Политическая культура как моделирующая система: ав-тореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук / И. Н. Гомеров. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 1995. - 44 с.

45. Гомеров, И. Н. Электоральная культура и технология выборов / И. Н. Гомеров. Новосибирск: СибУПК, 1998. - 252 с.

46. Гончаров, Д. В. Теория политического участия / Д. В. Гончаров. М.: Юристь, 1997. - 205 с.

47. Горанов, К. Художественный образ и его историческая жизнь / К. Гора-нов.-М.: 1970.-С. 25-26.49. «Горбачевщина» // Московский комсомолец. 1996. - № 105. - 7 июня. - С. 8.

48. Государственные символы и награды / под ред. Ю. Л. Кушер. М.: Книжная палата, 1999. - 272 с.

49. Григорьев, М. С. Избирательный процесс: теория и практика / М С. Григорьев // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1999. - № 1. -С. 3-45.

50. Григорьев, М. С. Современная избирательная кампания / М. С, Григорьев // Демократический выбор. 1997. - № 31.

51. Григорьянц, А. Г. Психологическая война и современная культура / А. Г. Григорянц. М.: Московский рабочий, 1985. - 110 с.

52. Громов, Е. С. Сталин: власть и искусство /Е. С. Громов. М.: Республика, 1998.-494 с.

53. Грунт, 3. А. Российская повседневность и политическая культура: проблемы обновления / 3. А. Грунт // Политические исследования. 1996. - № 4. -С. 56-72.

54. Гудименко, Д. В. Политическая культура России: преемственность эпох // Политические исследования. 1994. - № 2.

55. Гуревич, П. С. Музыка и борьба идей в современном мире / П. С. Гуревич. -М.: Музыка, 1984.- 128 с.

56. Да-да, да-да-да!. // Кузнецкий край. 1999. - № 106. - 21 сентября. - С. 4.

57. Данливи, П. Политическое поведение: институциональный и эмпирический подходы / П. Данливи // Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингемана. М.: Вече, 1999. - С. 281-297.

58. Дегтярев, А. А. Основы политической теории. М.: Высшая школа,1998.-238 с.

59. Дементьева, С. Грибного лета косые дожди / С. Дементьева // Трибуна.1999. № 236. - 11 декабря. - С. 2.

60. Демидов, А. И. Политическая деятельность / А. И. Демидов. Саратов: изд-во саратовского университета, 1987. - 128 с.

61. Должен ли музыкант быть патриотом? Вот в чем вопрос // Огонек. 2003. - № 39. - 27 октября - 2 ноября. - С. 44-46.

62. Дрейден, С. Д. Музыка революции / С. Д. Дрейден. - М.: Советский композитор, 1970. - 608 с.

63. Дэвид Боуи приедет помогать демократии // АиФ в Кузбассе. 1996. -№ 22. - С. 8.

64. Желтов, В. В. Современная западная политология / В. В. Желтов. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1993. - 222 с.

65. Желтов, В. В. Политическая социология. Очерки теории и истории / В. В. Желтов. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1997. -121 с.

66. Житенев, В. А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы / В. А. Житенев. М.: Политиздат, 1990. - 142 с.

67. Житомирский, Д. В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Даниэль Владимирович Житомирский, Оксана Тимофеевна Леонтьева и Ксения Григорьевна Мяло. М.: Музыка, 1989. - 303 с.

68. Завершинский, К. Ф. Когнитивные основания политической культуры: опыт методологической рефлексии / К. Ф. Завершинский // Политические исследования. 2002. - № 3. С. 19-26.

69. Зачем президенту саксофон? // ФельдПочта 2004. - № 52. - 1 ноября. - С. 3.

70. Звездный марафон // Кузнецкий край. 1996. - 4 июня. - С. 4.

71. Звездопад из паровоза // МК в Кузбассе. 1999. - № 37. - 23-30 сентября. - С. 15.

72. Звезды эстрады сделали свой выбор // МК. 1996. - 18 мая. - С. 1.

73. Из деревни // Искра. 1902. - 1 декабря.

74. Иовчук, М. Т. Некоторые особенности политической культуры социализма / М. Т. Иовчук // Проблемы политических наук. Ежегодник САПН. М.: Наука, 1980. - 203 с.

75. Искусство и идеология. Современный художественный процесс как идеологическая проблема: сб. ст. / под ред. А. Карягина. М.: Институт искусствознания, 1992. - 247 с.

76. История одного клипа // Комсомольская правда. 2000. - № 45. - 11 марта. - С. 23.

77. Кайзеров, Н. М. Политическая и правовая культура / Н. М. Кайзеров. М.: Юрид. лит., 1983.-231 с.

78. Как по нотам // Труд-7. 2003. - № 193. - 16 октября. - С. 25.

79. Камышов, В. Гимн Кипра гимн свободе / В. Камышов // Вестник Кипра.- 2004. -№471.-6 октября.

80. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч. в 8-и томах. М.: ЧОРО, 1994.-Т.-3.-741 с.

81. Кант, И. Аналитика возвышенного / И. Кант // Соч. В 6-ти томах. - М.: Мысль, 1966. - Т. - 5. - С. 249-377.

82. Карминес, Э. Г. Политическое поведение: общие проблемы / Э. Г. Кар-минес, Р. Хакфельд // Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингемана. М.: Вече, 1999. - С. 235-256.

83. Ковлер, А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт / А. И. Ковлер. М.: Институт государства и права РАН, 1995. - 115 с.

84. Ковлер, А. И. Основы политического маркетинга / А. И. Ковлер. М.: ИГПАН, 1993 -46 с.

85. Коврикова, О. И. Электоральное поведение: региональный срез проблемы / О. И. Коврикова, В. Ф. Пеньков // Региональные выборы в России. -М., 1996. С. 60-70.

86. Комаровский, В. С. Политический выбор избирателя // Социологические исследования. 1992. - № 3.

87. Концерт «Единой России» // Известия. 2003. - № 207. - 12 ноября. - С. 2.

88. Коробейников, В. С. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой / В. С. Коробейников // Проблемы социальной психологии и пропаганда. М.: Издательство политической литературы. 1971. - С. 93-112.

89. Корыхалова, Н. П. Кризисные тенденции в Буржуазном массовом воспитании/Н. П. Корыхалова. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

90. Костюк, А. Г. Восприятие мелодии / А. Г. Костюк. Киев: Наукова думка, 1986.-190 с.

91. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч.- 1, изд. 7-е.-М, 1953.-832 с.

92. Кравцов, Н. А. Рихард Вагнер как политический мыслитель / Н. А. Кравцов //Известия высших учебных заведений. Серия: правоведение. 2003. -№2.-С. 208-217.

93. Кремлев, Ю. А. Выразительность и изобразительность музыки / Ю. А. Кремлев. М.: Музыка, 1962. - 52 с.

94. Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства / Е. П. Крупник. -М.: Институт психологии РАН, 1999. 234 с.

95. Лебон, Густав. Психология толп / Густав Лебон. М.: Институт психологии РАН, 1999.-412 с.

96. Левада, Ю. А. Лекции по социологии / Ю. А. Левада. М.: Наука, 1969.- 156 с.

97. Левчик, Д. А. Типы политического поведения населения / Д. А. Левчик, Э. Г. Левчик // Социологические исследования. 1997. - № 12. - С. 24-33.

98. Лейся, песня, или Алло, мы ищем таланты // Независимая газета. 2004. -№ 39. - 27 февраля. - С. 15.

99. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. В 55 томах / В. И. Ленин. - М.: Госполитиздат, 1960-Т. - 12. -575 с.

100. Лисовский, С. Ф. Избирательные технологии: история, теория, практика / С. Ф. Лисовский, В. А. Евстафьев. М.: РАУ Университет, 2000. - 319 с.

101. Лопухов, Б. Р. История фашистского режима в Италии / Б. Лопухов. М.: Наука, 1977.-294 с.

102. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.

103. Лукьянов, В. Г. Критика основных направлений современной буржуазной философии музыки / В. Г. Лукьянов. Л.: Музыка, 1978. - 61 с.

104. Луначарский, А. В. В мире музыки / А. В. Луначарский. М.: Советский композитор, 1971. - 540 с.

105. Луначарский, А. В. Великие сестры / А. В. Луначарский // Музыка и революция. 1926. - № 1. - С. 14-19.

106. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: МГУ, 1971. -373 с!

107. Лысенко, Н. Н. Русская государственная символика: очерки / Н. Н. Лысенко. Л.: Ленинградская панорама, 1990. - 39 с.

108. Мазель, Л. А. О природе и средствах музыки / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1991. -80 с.

109. Мазель, Л. А. Проблемы классической гармонии / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1972. - 615 с.

110. ПЗ.Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер Ком, -1999.-688 с.

111. Мангейм, Дж. Б. Политология. Методы исследования / Дж. Б. Мангейм, Р. К. Рич. М.: Весь мир, 1997.

112. Маничев, С. А. Мифология в политических технологиях / С. А. Маничев // Общество и политика. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. - С. 144-189.

113. Марков, М. Е. Воздействие искусства как психофизиологическая проблема / М. Е. Макаров //Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. - Л.: Искусство, 1975. -С. 19-36.

114. Марков, М. Е. Теория искусства: функциональный подход / М. Е. Марков // Восприятие музыки (сборник статей) / под ред. В. Н. Максимова. -М.: Музыка, 1980. С. 28-37.

115. Марченко, Г. В. Россия между выборами (социологический анализ и прогноз состояния электората) / Г. В. Марченко // Политические исследования. 1996. - № 2. - С. 101-115.

116. Медведев М. Брендинг и параллельное позиционирование в избирательной кампании 2003 года / М. Медведев. Режим доступа: http://www.pr-club.com/PRLib/medvedev.doc

117. Медушевский, В. О. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. О. Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

118. Медушевский, В. О. О музыкальных универсалиях / В. О. Медушевский // Скребков, С. С. Статьи и воспоминания / сост. Д. А. Артюнов. М.: Советский композитор, 1979. - С. 176-213.

119. Мельник, Г. С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния: автореф. докг. дис / Г. С. Мельник. СПб.: без год., 1998. - 60 с.

120. Миллер, У. И. Политическое поведение: вчера и сегодня / У. И. Миллер // Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингемана. М.: Вече, 1999. - С. 297-311.

121. Молодежь выбирает коммунистов. //Правда. 1995. - 4 апреля. - С. 1.

122. Морозова, Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии /Е. Г. Морозова. М.: РОССПЭН, 1998. - 247 с.

123. Мостовая, И. В. Архетипы и ориентиры российской ментальности / И. В. Мостовая, А. П. Скорин // Политические исследования. 1995. - № 4.

124. Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны. М.: Музыка, 1978. - 144 с.

125. Музыка созидающая и разрушающая / под ред. А. В. Лисенкова. М.: Советская Россия, 1989. - 125 с.

126. Музыка и современность. Вып. 8. - М.: Музыка, 1974. - 278 с.

127. Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: межвузовский сборник. Красноярск: изд-во Красноярского университета, 1989. - 164 с.

128. Музыкальная психология: хрестоматия. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1991. - 209 с.

129. Музыкальное искусство и формирование нового человека: сб. статей / составитель А. Г. Костюк. Киев: Музична Украина, 1982. - 238 с.

130. Музыкальное искусство социалистического общества. Киев: Наукова думка, 1982.-86 с.

131. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: сборник статей / составитель JI. И. Дыс. Киев: Музична Украина, 1989.- 181 с.

132. Музыкальный десант в Кузбассе // АиФ в Кузбассе. 1996. - 22 июня. - С. 6.

133. Мурадян, А. Политическая культура и власть / А. Мурадян // Власть. -1999,-№7.-С. 64-66.

134. Мы ждали тебя 30 лет, Пол // Аргументы и факты. 2003. - № 22. - 28 августа. - С. 2.

135. На выборы под рок-музыку // АиФ в Кузбассе. 1996. - 23 июня. - С. 11.

136. Набок, И. JI. Идеологическая функция музыки / И. JI. Набок. JI.: Музыка, 1987.-78 с.

137. Надирашвили, Ш. А. Психология пропаганды / Ш. А. Надирашвили. -Тбилиси: Мецниереба, 1978. 124 с.

138. Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания /Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки (сборник статей) / под ред. В. Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. - С. 91-111.

139. Назаров, М. М. Политическая культура Российского общества 1991-1995 гг.: опыт социологического исследования / М. М. Назаров. М.: Эдитори-алУРСС, 1998.- 173 с.

140. Народный артист СССР Иосиф Кобзон: «Я самый богатый человек» (интервью) // Литературная газета. 2003. - № 16. - 23-29 апреля.144. «Нашествие» нашло Кострому // Костромская народная газета. 2004. - 25 августа. - С. 3.

141. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Закон РФ // Российская газета 2002. - 25 декабря.1470 партийной и советской печати: сборник документов. М.: Правда, 1954.-692 с.

142. Обухов, Л. А. Африка: борьба за умы: средства массовой информации и идеологическая экспансия империализма в странах тропической Африки / Л. А. Обухов. М: Мысль, 1975. - 229 с.

143. Общественное мнение и пропаганда / под ред. А. К. Уледова и др. М.: Мысль, 1980.-С. 22, 82.

144. Оголевец, А. С. Специфика выразительных средств музыки / А. С. Оголевец. М.: Советский композитор, 1969. - 589 с.

145. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 117.

146. Омеличкин, О. В. Гражданская культура (теоретико-методологические проблемы) / О. В. Омеличкин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 226 с.

147. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. - 587 с.

148. Павлов, И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов // Полн. собрание сочинений. М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. - Т. - 4. - 451 с.

149. Панарин, А. Политическая культура и культура власти / А. Панарин // Морфология культуры. Структура и динамика. М: Наука, 1994. - С. 89-113.

150. Панкевич, Г. И. Музыка и идеология / Г. И. Панкевич. М.: Музыка, 1985.-48 с.

151. Песни первой французской революции. М.: Музыка, 1934. -165 с.

152. Песни под запретом // Аргументы и факты в Кузбассе. 1996. - № 15. - С. 12.

153. Пивоваров, Ю. С. Политическая культура: методологический очерк ИНИОН РАН / Ю. С, Пивоваров. М.: ИНИОН, 1996. - 80 с.

154. Пивоваров, Ю. С. Политическая культура пореформенной России / Ю. С. Пивоваров. М: ИНИОН, 1994. - 217 с.

155. Платон. Государство // Собрание сочинений / под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1999. - С. 79-421.

156. Политики наконец запели своим голосом // Московский комсомолец. -2004. № 042. - 26 февраля. - С. 2; А также в Интернете по адресу: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/ /hi/russian/russia/newsid3484000/3484640.stm

157. Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии: сб. статей. / Академия Наук СССР, Институт государства и права / под ред. В. С. Нерсесянц и др. М.: ИГПАН, 1980. - 169 с.

158. Политико-правовые ценности: история и современность. М.: Эдито-ралУРСС, 1980.-254 с.

159. Политическая культура в жизнедеятельности общества развитого социализма: межвузовский сборник научных трудов. / под ред. В. С. Евликова. Владимир: ВГПИ, 1984. - 138 с.

160. Политическая культура: теория и национальные модели / под ред. К. С. Гаджиева и др. М.: Интерпракс, 1994. - 350 с.

161. Политическая энциклопедия. Т. 2. - М.: Мысль, 1999. - С. 174, 339, 400, 469.

162. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / под ред. Е. Ю. Мелешкиной. М.: Весь мир, 2001. - 304 с.

163. Полякова, JI. Вагнер и Россия / JI. Полякова // Рихард Вагнер: сборник статей. М.: ВНИИ искусствознания, 1987. - 228 с.

164. Почепцов, Г. Г. Информационно-психологическая война / Г. Г. Почепцов. -М.:Сингег, 2000.- 179 с.

165. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии XX века / Г. Г. Почепцов. -М.: Ваклер, 1999. 348 с.

166. Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. -М.: Рефл-бук, 1999. 622 с.

167. Почепцов, Г. Г. Символы в политической рекламе / Г. Г. Почепцов. Киев: Принт Сервис, 1997. - 308 с.

168. Предвыборная кампания в разгаре // Кузнецкий край. 2003. - № 124. - 11 ноября. - С. 1.

169. Психология восприятия / под ред. Б. Ф. Ломанова М.: Наука, 1989. - 197 с.

170. Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнас и Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1984.-286 с.

171. Пшизова, С. Н. Политические последствия технологического обновления избирательного процесса / С. Н. Пшизова // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1998. - № 4. - С. 71-79.

172. Раньше нас глушили гимнами и маршами, а сейчас попсой // Аргументы и факты в Кузбассе. - 2003. - № 44. - С. 22.

173. Розин, В. М. Исследование музыкальной реальности и выразительных средств музыки / В. М. Розин. Красноярск: изд-во КГУ, 1988. - 112 с.

174. Россия в избирательном цикле 1999-2000 годов / под ред. М. Макфола и др. М.: Гендальф, 2000. - 615 с.

175. Русский рок и политика // Московский комсомолец. 1996. - № 95. - 24 мая. - С. 8.

176. Савельев, А. Н. Президентская кампания: борьба за образ / А. Н. Савельев // Вестник фонда «Российский общественно-политический центр». -1996.-№2.-С. 24-25.

177. Самсонов, Р. М. Социальная психика и идеология / Р. М. Самсонов. Ереван: Айстан, 1970. -219 с.

178. Сафонов, М. Краткий курс Beatles story / М. Сафонов // Родина. - 2003. -№5/6.-С. 174-175.

179. Свенцицкий, A. JI. Сила власти в зеркале социальной психологии / A. JI. Свенцицкий // Общество и политика. СПб.: издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. - С. 22-56

180. Сергиенко, П. А. Массовое политическое сознание / П. А. Сергиенко. -Киев: Лыбидь, 1991. 176 с.

181. Символы и атрибуты власти. Генезис, семантика, функции / под ред. В. А. Попова. СПб: МАЭ РАН, 1996. - 319 с.

182. Скрипюк И. И. Политическая реклама и политический PR в России / И. И. Скрипюк // Общество и политика. СПб.: издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. - С. 192-244.

183. Слово о полку Игореве // Изборник (сборник произведений литературы Древней Руси) / под ред. Л. А. Дмитриевой и др. М.: Художественная литература, 1969. - С. 196-214.

184. Смирнов, В. В. Реклама на радио / В. В. Смирнов. М.: Рип-холдинг, 2003.- 152 с.

185. Соболев, П. В. Художественная культура личности / П. В. Соболев. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1986. - 31 с.

186. Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества: сб. науч. ст. / сост. А. Э. Воскобой-ников. М.: Институт молодежи, 1997. - 127 с.

187. Соловьев, А. И. Культура власти / А. И. Соловьев. М.: ТОО «Николь», 1992. -141 с.

188. Соловьев, А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации / А. И. Соловьев // Политические исследования. 2002. - № З.-С. 5-18.

189. Соловьев, А. И. Политология: политическая теория, политические технологии/А. И. Соловьев. М.: Аспект пресс, 2003. - 559 с.

190. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А. Н. Сохор. JL: Советский композитор, 1980. - 295 с.

191. Сохор, А. Н. Воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор. JL: Государственное музыкальное издательство, 1975. - 64 с.

192. Сохор, А. Н. Музыка / А. Н. Сохор // Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т. - 3. - С. 730-739.

193. Сохор, А. Н. Партийность, Народность, Интернационализм советской музыки / А. Н. Сохор. JL: Музыка, 1973. - 64 с.

194. Социальная психология. Хрестоматия / сост. Е. П. Белинская. М.: Аспект пресс, 2000. - 475 с.

195. Страхов, А. П. Особенности политического поведения российских избирателей: политико-культурный аспект / А. П. Страхов // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 1998. - № 5. - С. 17-35.

196. Теория метафоры / сост. Н. Д. Арутюнова. М.: Прогресс, 1990. - 512 с.

197. Тепляков, А. В. Политическое участие в современной России: (состояние, особенности, тенденции): автореф. канд. дисс. / А. В. Тепляков. -М., 1993.-27 с.

198. Термен, JI. С. Физика и музыкальное искусство / JI. С. Термен. М.: Искусство, 1966. - 198 с.

199. Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт: сборник. М.: Б.и., 1993. - 182 с.

200. Тигранов, Г. Г. Музыка в борьбе за гуманизм и прогресс: очерки / Г. Г. Тигранов. JL: Музыка, 1984. - 240 с.

201. Тимофеевский, А. Кампания победы / А. Тимофеевский // Коммерсантъ. -1996. -№20. -4 июня.

202. Тоталитаризм в Европе XX века / руководитель авторского коллектива Я. С. Драбкин, Н. П. Комолова. М.: Памятники исторической мысли, 1996.-537 с.

203. Уваров, JI. В. Образ, символ, знак // JI. В. Уваров. Минск: Наука и техника, 1967. - 119 с.

204. Уледов, А. К. Перестройка и сознание / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1988. -106 с.

205. Утяшев, М. М. Политическое поведение в постсоциалистическом обществе / М. М. Утяшев. Уфа: УНЦ РАН, 1993. - 212 с.

206. Учение В. И Ленина и вопросы музыкознания / под ред. А. А. Гозенпуд. -Л.: Музыка, 1969. 224 с.

207. Уэльбек, Мишель. Мир как супермаркет / Мишель Уэльбек. М.: Ад Мар-гинем, 2003. - 156 с.

208. Фанат! //МК. 1996. - 14 июня. - С. 8.

209. Федоркин, Н. С. «Паблик рилейшнз» как наука и искусство: методологические проблемы становления / Н. С. Федоркин // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2000. - № 1. - С. 129-141.

210. Фриче, В. М. Социология искусства. Изд. 4-е, стереотипное / В. М. Фри-че. - М.: Эдагорал УРСС, 2003. - 208 с.

211. Харрис, Ричард. Психология массовых коммуникаций / Ричард Харрис. -М.: Олма-пресс, 2001. 445 с.

212. Холодовский, К. Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность / К. Г. Холодовский // Политая.1998.-№ 2.

213. Хренников, Т. Великая миссия советской музыки / Т. Хренников // Советская музыка. 1980. - № 1. - С. 3-11.

214. Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В. А. Цук-керман. М.: Советский композитор, 1970. - 559 с.

215. Цуладзе, Автандил. Политическая мифология / Автандил Цуладзе. М.: Эскмо, 2003. - 384 с.

216. Человек. Политика. Культура: взгляд через призму политического участия: сб. науч. ст. // ред. и авт. вступ. ст. 3. М. Зотова. М.: Изд-во Междунар. информ. нобелев. центра, 1994. - 61 с.

217. Чему мы говорили «Да!» в прошлое воскресенье // АиФ в Кузбассе.1999.-№ 16.-С. 8.

218. Шевченко, Ю. Д. Между экспрессией и рациональностью: об изучении электорального поведения в России / Ю. Д. Шевченко // Политические исследования. 1998. - № 1. - С. 130-136.

219. Шегорцов, В. А. Политическая культура: модели и реальности (политико-социологические очерки). М.: ВКШ, 1990. - 219 с.

220. Шелекасова Н. П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера / Н. П. Шелекасова // Политические исследования. 2000. - № 4.

221. Шестопал, Е. Б. Восприятие образов власти: политико-психологический анализ / Е. Б. Шестопал // Политические исследования. 1995. - № 4.

222. Шестопал, Е. Б. Психологический профиль Российской политики 1990-х / Е. Б. Шестопал. М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. - 430 с.

223. Шостакович, Д. Музыка и время: заметки композитора // Музыка и современность. Вып. 10. - М.: Музыка, 1976. - С. 5-17.

224. Щепаньский, Ян. Элементарные понятия социологии / Ян Щепаньский. -М.: Прогресс, 1969. 240 с.

225. Экспериментальная психология: сборник статей / сост. Поль Фресс, Жан Пиаже. Вып. 5/6 - М.: Прогресс, 1975. - 283 с.

226. Якобсон, П. М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии / П. М. Якобсон // Проблемы социальной психологии и пропаганда М.: Издательство политической литературы, 1971. - С. 59-70

227. Adorno, Th. W. Philosophy of modern music / Theodor W. Adorno. New York: Seabury press, 1973. - 220 p.

228. Almond, G. A. Comparative Political Systems / Gabriel A. Almond // Journal of Politics. 1956. - Vol. 18. - № 3.

229. Almond, G. A. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations / Gabriel A. Almond, Sidney Verba. London: SAGE Publications, 1989.-382 p.

230. Bianconi, Lorenzo. Politicita della storia musicale / Lorenzo Bianconi // Musica e politica сб. статей. Roma: Marsolio editori, 1977. - P. 157-161.

231. Bianconi, Lorenzo. Storia dell'opera e storia dell'Italia // Rivista Italiana di Musicologia. -1974. IX. - P. 3-17.

232. Borris, S. Luigi Nono, zur Problematik engagierter Musik / S. Bonis // Musik und Bildung. IV/6. 1972. - P. 289-292.

233. Bouwsma, Oets Kolk. The Expression Theory of Art / Oets Kolk Bouwsma // Aesthetics and Language. Oxford: OUP, 1954. - 348 p.

234. Cardew, Cornelius. Stockhausen serves Imperialism / Cornelius Cardew. London: Ubuclassics, 2004. - 132 p.

235. Denisoff, R. Serge. Great Day Coming: Folk Music and The American Left / R. Serge Denisoff. Urbana: University of Illinois, 1971. - 219 p.

236. Epperson, G. The Musical Symbol: a Study of the Philosophic Theory of Music / G. Epperson. Ames: Iowa State University press, 1967. - 216 p.

237. Fergusson, D. Music as Metaphor / D. Fergusson. Minneapolis, 1969. - 321 p.

238. Finkelstein, S. How music expresses ideas / S. Finkelstein. New York: International Publishers, 1970. - 128 p.

239. Gann, Kyle. Making Marx in the Music: A HyperHistory of New Music and Politics / Kyle Gann. NewMusicBox. - 2003. - November. - Issue 55 - Vol.5, No.72003. - Режим доступа: http://www.newmusicbox.org/page.nmbx?id=55

240. Gurney, Edmund. The Power of Sound / Edmund Gurney. New York: Basic books, 1966.-209 p.

241. Guzetta, S. J. The campaign manual. 2000: (A definitive study of the modern political campaign process) / S. J. Guzetta. Alexandria: Political Pub. Co., 1999.-406 p.

242. Jonathan Moyo Faces the Music // Sunday Times (Johannesburg). 2004. - 14 November.

243. Kneif, Tibor. Esigenza estetica e contenuto ideologico nell'opera d'arte musi-cale / Tibor Kneif // Musica e politica сб. статей. Roma: Marsolio editori, 1977.-P. 124-135.

244. Kofsky, F. Black Nationalism & the Revolution in Music / F. Kofsky. New York: Pathfinder, 1997. - 500 p.

245. Korpe, Marie. Shoot the Singer! / Marie Korpe. London: Zed Books, 2004. -256 p.

246. Langer, S. Mind: An essay on human feeling / S. Langer. London: Johns Hopkins University Press, 1984. - 264 p.

247. Langer, S. Problems of Art / S. Langer. New York: Macmillan Coll Div, 1957. -184 p.

248. Langer, S. Feeling and form / S. Langer. New York: Prentice Hall, 1977. - 431 p.

249. Lieberman, Robbie. My Song is my Weapon. People's Songs, American Communism, and the Politics of Culture, 1930-1950 / Robbie Lieberman. Illinois: Southern Illinois University, 1995. - 232 p.

250. Lissa, Zofia. Musica e rivoluzione / Zofia Lissa // Musica e politica сб. статей. Roma: Marsolio editori, 1977. - P. 135-146.

251. Metzger, Heinz-Klaus. Musica Perche / Heinz-Klaus Metzge // Musica e politica сб. статей. Roma: Marsolio editori, 1977. - P. 92-103.

252. Meyer, L. Emotion and Meaning in Music / L. Meyer. Chicago: University of Chicago press, 1956. - 315 p.

253. Musica e politica сб. статей. Roma: Marsolio editori, 1977. - 364 p.

254. Nettel, R. The Englishman makes Music / R. Nettel. London: Dennis Dobson, 1952.-208 p.

255. Pestalozza, L. Luigi Nono / L. Pestalozza // Melos. XLI/5. - 1974. - P. 256-270.

256. Pratt, Ray. Rhythm and Resistance: Explorations of the Political Uses of Popular Music / Ray Pratt. New York: Preager Publisher, 1990. - 256 p.

257. Scheurer, Timothy. American Popular Music: Readings from the Popular Press / Timothy E. Scheurer. Ohio, Bowling Green: Bowling Green State University Popular Press, 1989. - 260 p.

258. Seeger, Pete. Carry It on!: A History in Song and Picture of the Working Men and Women of America / Pete Seeger. New York: Simon and Schuster, 1985.-213 p.

259. US police put hip-hop under surveillance // The Guardian. 2004. - 11 March.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.