Использование традиций народной одежды якутов в экодизайне современного костюма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Заболоцкая, Зинаида Михайловна

  • Заболоцкая, Зинаида Михайловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 221
Заболоцкая, Зинаида Михайловна. Использование традиций народной одежды якутов в экодизайне современного костюма: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 2010. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Заболоцкая, Зинаида Михайловна

Введение.

Глава I. Традиционная якутская одежда как объект экологического дизайна.

1.1 Экологический дизайн одежды.

1.2 Традиционная якутская одежда.

Глава II. Экологические свойства традиционной якутской одеяеды.

2.1 Используемые материалы и их фактуры.

2.2 Форма одежды.

2.3 Функциональное назначение одежды.

Глава П1. Развитие регионального дизайна одежды.

3.1 Разработка проекта концепции «Региональный дизайн одежды».

3.2 Разработка дизайн-программы «Проектирование зимней одежды для Крайнего Севера».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование традиций народной одежды якутов в экодизайне современного костюма»

Озабоченность общества экологическими проблемами стала одной из причин формирования новой концепции в дизайне, радикально пересматривающей методы и ценности дизайна. Эта концепция предлагает включение дизайнерского проекта в реально существующий культурный контекст с учетом экологических факторов. «Переход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека, т.е. формирование новых основ мировосприятия, переход к новому этапу бытия человека и природы» (См. об этом в книге «Экологическое направление в дизайне одежды». 35 С. 12-39). «Экологическое проектирование не имеет четко обозначенных границ - экологическим может быть названо любое-направление в дизайне, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим, миром » (См. также книгу «Моделирование и художественное оформление одежды». 33. С.81).

Одним из ведущих направлений экологического дизайна является региональный дизайн, который занимается воссозданием регионального и национального своеобразия среды, созданием образа человека, который соответствует данной этнокультурной традиции. История дизайна знает немало примеров регионального подхода, учитывающего гуманитарно-художественные и культурно-экологические аспекты формирования среды [125. С.З].

Среди задач регионального дизайна важное место занимает проблема создания одежды соответствующей климатическим и природным условиям региона, возрождение традиционных типов формообразования и отношения к материалам. Данное направление чрезвычайно важно для таких регионов России, как Крайний Север и Сибирь, так как проблема бытовой зимней одежды, отвечающей современным требованиям, новым реалиям жизни, в этих местах остается нерешенной до сих пор. Между тем, суровые климатические условия жизни Севера, особенно Якутии, где температура достигает зимой -60°С, требуют соответствующей одежды, не только обеспечивающей тепло, но при этом максимально удобной и эстетично оформленной, другими словами комфортной и гармоничной. Холодный период в Якутии составляет девять месяцев, соответственно одежда этого сезона имеет особое значение в жизни населения региона.

Как известно главная задача дизайна - создание комфортной среды обитания. А одежда как часть предметной среды создает условия для комфортного проживания в этой среде. Думается, что дизайн-проектирование, будучи направленным на решение сложных и масштабных проблем, сможет способствовать решению этой задачи. Другая особенность дизайна заключается в том, что он предполагает новый подход к решению проблемы, не адаптацию существующих образцов, а разработку принципиально новых изделий, более эффективных с технологических и привлекательных с эстетических позиций, другими словами более перспективных образцов. Современный дизайн одежды старается на новом уровне воссоздать образы, соответствующие одновременно и традиции, и новому образу жизни, что не означает копирование национальных костюмов, а скорее предполагает создание образа «человека нового века». С другой стороны, такое наслоение приводит к совершенно иному качеству одежды, позволяя проектировать вещи, отличающиеся, как от традиционно европейских, так и от этнических, но, в то же время, предлагая каждому выразить себя в костюме [33 С. 81-88].

На территории Якутии исторически проживают якуты, эвены, эвенки, юкагиры. Они создали одежду, пригодную для жизнедеятельности человека в данном регионе. Традиционные костюмы этих народов все еще сохраняют подлинное, аутентичное значение, содержащие уникальные источники информации. Особый интерес представляет формообразование традиционных костюмов с позиции экологического дизайна, в качестве примера народного экологического подхода к созданию одежды, эмпирически сформировавшейся в процессе эволюционного развития под влиянием социально-экологической среды обитания этноса. В этом контексте, обращение к традиционной якутской одежде с позиций дизайнерского формообразования представляется весьма актуальным, так как дизайн обладает богатым арсеналом проектных и конструкторских приемов, направленных на выявление внутренней гармонии художественно-конструкторского строя одежды и его (народного костюма) экопотенциала.

Традиционная якутская одежда в научной литературе отражена в основном в контексте материальной культуры якутов. Самые ранние описания якутского костюма связаны с именами русских путешественников и военных (Идее И.Э:, 1775; Биллингс*И.,1785-1795; Миддендорф А.Ф.,1878; Иохельсон В.И., 1895;) Они не носят систематического характера; а представляют собой изложение увиденного. На общем, фоне исследования, ученых-естесственников этого периода (Линденау Я.И.,1730; Георги И.Г.,1776; Маак Р.К.,1887; Серошевский В.Л.,1896) выделяются большей достоверностью, информативностью. Послереволюционный период - начало планомерного изучения культуры Якутии, связан с именами советских ученых: археологов Е.Д. Стрелова (1937), И.В.Константинова (1971), художника-этнографа М.М.Носова (1955), этнографа А.И.Худякова (1969). Современный период, начало наиболее обстоятельных исследований традиционной одежды, связан с именами искусствоведа P.C. Гаврильевой (1998) и этнографа С.И.Петровой

2002). В научных трудах Р.И. Бравиной традиционная одежда освещена в историческом аспекте (1995). Вопросам теплозащитных функций одежды народов Севера посвящены работы Л.Н.Расторгуевой (1999) и Е.В. Ядреевой

2003). Вопросы возрождения и тенденции развития якутской одежды рассматриваются в работах искусствоведа З.И. Ивановой-Унаровой (2001). 5

На основании проведенного аналитического обзора популярных и научных работ можно сделать вывод, что традиционный якутский костюм изучен достаточно хорошо. Материалы многих ученых являются ценными источниками и открывают новые возможности для дальнейших научных изысканий. Однако, несмотря на огромную выполненную исследователями работу, изучаемая автором проблема не нашла должного освещения, т.е. традиционная якутская одежда не была исследована с позиции дизайна, что в свою очередь не содействует творческому освоению наследия на уровне прогрессивных традиций современного костюма, с учетом развития промышленности и образа жизни современных людей. Все перечисленное позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего исследования традиционных принципов построения и художественного оформления якутской одежды.

Данное обстоятельство определило цель диссертационной работы; которая заключается в следующем: выявление закономерных взаимосвязей элементов и средств, обеспечивающих народной одежде экологические свойства и использование традиционных принципов формообразования в дизайн-проектировании современного костюма.

В соответствии! с поставленной целью решаются задачи'.

1) исследование влияния природно-климатических и социально-культурных условий проживания на формообразование традиционной народной одежды;

2) выявление взаимосвязей композиционно-конструктивных элементов и средств, которые обеспечили экологические свойства одежде;

3) разработка проекта концепции'«Региональный дизайн одежды»;

4) разработка дизайн-программы «Проектирование зимней одежды для Крайнего Севера».

Объектом исследования выступает традиционная якутская одежда. Научный предмет исследования - использование принципов построения традиционной одежды в дизайн-проектировании современного костюма.

Исследование основано на комплексном междисциплинарном подходе. Опирается на научные труды в области этнографии, экологии, педагогики, теории костюма, технической эстетики, теоретические и методические разработки в, области художественного' проектирования и конструирования одежды, а также научно-исследовательские работы в области использования народной одежды в художественном проектировании и моделировании современной одежды.

В настоящей работе автором использованы следующие методы исследования: предметно-аналитический метод применен для исследования иллюстративного материала;

- художественно-стилистический метод использован при анализе художественно-декоративного оформления традиционной якутской одежды;

- типологический метод применен при определении типов и* видов-традиционной якутской одежды;

- сравнительно-сопоставительный метод применен при выявлении художественно-декоративных особенностей традиционной якутской одежды;

- метод художественно-конструкторского анализа применен для выявления взаимосвязей композиционно-конструктивных элементов, и средств;

- методика художественного конструирования использована для художественного проектирования современной зимней одежды.

Помимо этого реальной базой для изучения обозначенной проблемы, является многолетний > опыт работы автора в качестве практикующего модельера и преподавателя дисциплины «Художественное проектирование и моделирование одежды» в Якутском колледже технологии и дизайна. 7

Проведенная автором работа позволяет говорить о том, что экологический аспект народной одежды впервые становится предметом научного исследования. Научная новизна диссертации заключается в том, что:

- выявлено влияние природно-климатических и социально-культурных условий проживания на принципы формообразования якутской одежды;

- показаны взаимосвязи композиционно-конструктивных элементов и средств, обеспечивающих экологические свойства традиционной одежде;

- разработана дизайн-программа на основе использования традиционных принципов формообразования якутской одежды в дизайн-проектировании современных изделий с экологическими свойствами (верхней одежды зимнего назначения для эксплуатации в условиях пониженных температур);

- составлен графический иллюстративный ряд традиционной якутской одежды;

- разработан специальный терминологический словарь.

Научно-методическая и практическая значимость работы заключается в следующем: систематизирован и обобщен историко-этнографический и искусствоведческий материал по традиционной якутской одежде;

- введен в научно-практический оборот обширный материал по художественно-композиционному решению якутского костюма;

- положения диссертации могут быть применены при создании лекционных курсов, при проведении' семинаров и практических занятий в системе специального художественного и профессионального образования;

- отдельные материалы диссертации могут быть использованы в проектирования теплозащитной одежды;

- также могут быть использованы практикующими художниками-модельерами, конструкторами, дизайнерами одежды в творческой деятельности по созданию современного костюма.

По материалам диссертации опубликовано 12 печатных работ, выпущено 2 учебно-методических пособия.

Основные положения диссертационной работы были доложены на:

- международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» в г. Санкт-Петербурге 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.;

- республиканской научно-практической конференции «Современный дизайн: перспективы развития и проблемы профессионального образования» в г. Якутске, 2006 г.;

Апробация и внедрение результатов работы получили отражение в следующих учебных пособиях: «Художественно-композиционное решение традиционной якутской одежды», «Особенности построения и художественного оформления традиционной якутской одежды».

Материалы исследования используются в учебном процессе при преподавании дисциплин: «Художественное моделирование изделий' из кожи и меха», «Художественное проектирование и моделирование одежды».

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Текст работы изложен на 114 страницах, содержит 11 рисунков. В приложение входит 10 таблиц, 37 графических иллюстраций традиционной якутской одежды и терминологический словарь. Список использованной литературы включает 149 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Заболоцкая, Зинаида Михайловна, 2010 год

1. Алибекова М.И. Разработка метода анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана (в аспекте проектирования современной одежды): Автореф. дис. канд. техн. наук. М., 2006. — 20 с.

2. Аммосова Е.Е. Эбугэлэрбит угэстэрэ, ойуулара-бичиктэрэ (Ремесла предков вчера и сегодня). — Якутск: Кн. изд-во, 1989. — 48 с.

3. Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. — Якутск: Изд-во «Бичик», 1994. 91с., 83 илл.

4. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм / Ин т общественных наук СО РАН СССР. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1987. — 141 с.I

5. Беляева С.А., Гущина К.Г. Классификация и номенклатура показателей качества искусственного меха с учетом его назначения. — Львов: Кн. Изд-во, 1980.-С. 138-140.

6. Беляева С.А. Исследование и оценка износостойкости искусственного меха: Автореф. дис. .канд. техн. наук. М., 1981. — 20с.

7. Беляева С.А. Совершенствование пакета верхней одежды на базе использования химических материалов. — М.: Легпромбытиздат, 1986. — 35с.

8. Белякова В.И., Зуева В.Г., Курлатова Л.Н. Технология меха и шубной овчины. — М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984. — 248 е., ил.

9. Бердник Т.О. Архитектоника костюма (социокультурная динамика): Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ростов-на Дону, 2004. — 23 с.

10. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. — Ростов-на Дону: Феникс, 2001. — 320 с.

11. Биллингс И. О якутах: Журнал, или поденник, флотского капитана // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785—1795 гг. Магадан: Кн. изд-во, 1978.

12. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 176 е., ил.

13. Бравина Р.И. Первотворение мира: (По материалам олонхо П.А.Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный»)// Язык миф-культура народов Сибири». - Якутск: Изд-во Якут. Ун-та, 1995. - 192 с.

14. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (XVIIXIXbb.). Якутск: Изд-во Якут. Ун-та, 1996. 231с.

15. Бузов Б.А., Никитин A.B. Исследование материалов для одежды в условиях пониженных температур (Методы и средства). — М.: Легпромбытиздат, 1985. — 224 с.

16. Вещь в дизайне: Учебное пособие / Т.Ю. Быстрова — Екатеринбург: Издательство «Архитектон», 1999. — 117 с.

17. Виктория Мерзлякова. Японская революция в Париже //Международный журнал «Теория моды». — 2006-2007. №2. — С. 338 343

18. Виниченко ИВ. Основы исторического и народного кроя. Учебное пособие. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2007. — 172 с.

19. Винокурова Е.И. Саха норуотун уус-уран оноЬуктарын быЬаарыылаах тылдьыта. — М.: Изд. 2002. — 38с.

20. Вопросы технической эстетики: Сб. статей /ВНИИТЭ/ Под ред. Г.Б.Минервина. М.: ВНИИТЭ, 1968. - С. 56-57

21. Гаврипъева P.C. Одежда народа саха конца 17-середины 18 века. — Новосибирск: «Наука». Сибирское предприятие РАН, 1998. — 144 с.

22. Гарин Н.П. Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры коренного населения)): Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1991. — 24с.

23. Географический атлас: Для учителей средней школы. Четвертое издание. — М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1982.-238 с.

24. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и пр. достопамятностей. — СПб.: 1779. — 4.2. — 178 с.

25. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. — М.: Союз дизайнеров России, 2006. — 254 с.

26. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). — Якутск : Издание журнала «Илин», 1993. — 151 с.

27. ГоринаГ.С. Моделирование формы одежд. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 183с., ил.

28. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. — М.: «Легкая индустрия», 1974. — 182с.

29. Денисова О.И. Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма. Учебное пособие. — Кострома: Издательство КГТУ, 2009. — 49* с.

30. Ермилова В.В,.Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебное пособие — М.: Мастерство. Издательский центр «Академия», 2000. — 184 с.

31. Ермилова Д.Ю. История домов моды. Учеб. пособие . — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.

32. Ермилова Д.Ю. Экологическое направление в дизайне одежды / Проблемы дизайна костюма и пути их исследования: Сб. науч. тр. / Под общей редакцией к.т.н., доцента Г.М.Гусейнова. — М.: Кафедра «Дизайн костюма», 1997.-С. 12-39

33. Жакова О.Н. Разработка дизайн-метода формирования ассортимента одежды в швейной промышленности: Автореф. дис. .канд. техн. наук. М., 1987.-21с.

34. Жукова JT.H. Одежда юкагиров. Учебное пособие. — Якутск: Издательство «Якутский край», 1996. — 142 с.

35. Жуковская И.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала. Рассказы о народах России. — М.: Издательство «Флинта», 1998. — 320 с.

36. Журнал «Экологический дизайн. Практическое решение экологических проблем». — 2000. №1. — 40 с.

37. Зуева Т.В. Разработка методических принципов дизайн-программирования ассортимента производственной одежды : Автореф. дис. .канд. техн. наук. С-Пб., 2000. — 20с.

38. Иохельсон В. Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении // Живая старина. 1895. Вып.2. — С. 130-133

39. Исаев М.И О языках народов СССР. — М.: Издательство «Наука», 1978. -220 с.

40. Лсторитсо-этнографический атлас Сибири: //Под ред. М.Г.Левина, Л.Л.Потапова.— М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — 498 с.

41. Каган М.С. Искусство в системе культуры. — Л.: Наука, 1987. — 272 с.

42. Каган М.С.,Валькова Н.П. Дизайн: очерки теории системного проектирования.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 185 с.

43. Казарин A.B. Дизайн как социокультурный феномен.: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Новгород, 2002. — 30с.

44. Калашникова Н.М. Народный костюм. — М.: «Сварог и К», 2002. — 374с.

45. Калашникова Н.М. Традиционный костюм народов России 19-20 вв. — СПб.: 1996. -134 с.

46. Килошенко М.И. Психология моды. Учебн. пособие. 2-е изд., испр. — М.:Издательство Оникс, 2006. — 320 е., ил.

47. Ковешникова H.A. Дизайн: история и теория. Учеб. пособие. 2-е изд., стер. — М.: Изд-во Омега -Л, 2006. — 224 е., ил. С. 186-193

48. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учеб. пособие. 5-е изд., стер. — М.: Издательство Омега -Л, 2009. — 224 е., ил.

49. Козлова Т.В. Цвет в костюме. Из цикла лекций заочного факультета «Моделирование и конструирование одежды» — М.; Легпромбытиздат, 1989. -39 с.

50. Козлова Т.В. Костюм. Учебник для вузов. — М.: МГТУ им. А.И.Косыгина, 2005.-382 с.

51. Козлова Т.В. Форма в моделировании костюма. Конспект лекций — М.: МТИ, 1977.-35 с.

52. Козлова Т.В. Кащенко О.Д. Покупателю об одежде и моде. — М.: Экономика, 1986 — 159 с.

53. Композиция костюма. Учебное пособие. /Г.М.Гусейнов, В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова и др. — М.; Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.

54. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры — М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2000. — 105 с.

55. Кондратьева К.А. Проектная культура в России. — М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2001. — 96 с.

56. Константинов И.В. Материальная культура якутов 18 века (по материалам погребений). Якутский филиал СО АН СССР. — Якутск. Якутское книжное издательство, 1971. — 212с.

57. Коршунова Т.Т. Костюм в России 18- начала 20 века. — Л.: «Художник РСФСР», 1979.- 280 с.

58. Костогриз Т.В. Формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 23с.

59. Костюм народов России в графике 18-20 вв. — М.: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1990. — 101 с.

60. Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки /Отв. Ред. О.А.Сухарев. — М.: Наука, 1979. —240 с.

61. Кохан А.Г., Баранов А.Ю., Агапов В.П. Дизайн одежды с точки зрения экологии и здоровья / Дизайн в России: проблемы теории и практики: Тез. докл. и выст. Первая Всеросс. науч.-практ. конф. /Отв. ред. Ю.В. Манько. — СПб.: СПГУТД, 1998. С.75

62. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (1-я половина XVIII в.). — Магадан: Кн. изд-во, 1983. — 176с. С.77.

63. Линь В.В. Обработка кожи и меха. — М.: ООО «Аделант», 2000. — 384с.

64. Маак Р.К. Вилюйский округ. — 2-е изд., — М.: «Яна», 1994г. — 592 с.

65. Маркелова И.Д. Пространственно-геометрическое формообразование в костюме.): Автореф. дис. .канд. техн. наук. М., 2005. — 16 с.

66. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах 19-начала 20 в. — М.: Издательство «Наука», 1984. — 215с.

67. Материаловедение швейного производства: Учебник /Автор-составитель О.В.Суворова. —Ростов на Дону: «Феникс», 2001 —416 с.

68. Махова Н.П. Этика. Учебное пособие. — Омск. Издательство Омского государственного технического университета, 2004. — 60 с.

69. Медведев В.Ю. Анализ и оценка потребительских свойств изделий легкой промышленности бытового назначения. 2006. — 128с.

70. Мельникова Т.В. Традиционная одежда нанайцев (Х1Х-ХХвв.): Автореф. дис. .канд. истор. наук. Владивосток, 2000. — 23с.

71. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т.1. — М.: Академия Моды, 1993.-543 е., ил.

72. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — 2-е изд., переработ., и доп.М.: Мол. гвардия, 1988. — 224с., ил.

73. Методика художественного конструирования: Дизайн-программа /Сидоренко В.Ф. и др. М.: ВНИИТЭ, 1987. - 171с.

74. Миннендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. — СПб.: 1878.Ч. 2: Север и Восток в естественно-историческом отношении; Отд.: Коренные жители Сибири. — С. 619-833.

75. Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы 6-й международной научной конференции /Под ред. Н.М.Калашниковой — СПб.: СПГУТД, 2003.-255с.

76. Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы 7-й международной научной конференции /Под ред. Н.М.Калашниковой СПб.: СПГУТД, 2004.-320 с.

77. Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы международной научной конференции /Под ред. Н.М.Калашниковой — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. 416с.

78. Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы 11-й международной научной конференции /Под ред. Н.М.Калашниковой — СПб.: СПГУТД, 2008. 542с.

79. Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы 12-й международной научной конференции /Под ред. Н.М.Калашниковой — СПб.: СПГУТД, 2009.-600с.

80. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебник /Автор-составитель Т.О.Бердник. — Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2001.— 352с.

81. Нагорная З.Е. Разработка и исследование нового способа повышения теплозащитных свойств одежды: Автореф. дис. .канд. техн. наук. М., 1986. -20с.

82. Hey строев Б.Ф. Саха орнаменнара. — Дьокуускай к.: «Полиграфист» ЯНЦСО АН СССР, 1989. 98с.

83. Носов М.М. Художественные бытовые изделия якутов ХУШ-начала XX в. Альбом / Ред.-сост. и авт.предисл. И.А.Потапов. — Якутск: Кн. изд-во, 1988.103 л.ил.

84. Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца ХУП1 до 1920-х годов /Сб. науч. ст. ЯКМ. — Якутск: Кн. изд-во, 1957. — Вып.2. — С. 116. -152

85. Одежда долган //Журнал «Северные просторы». — 2002. № 1, 2 — С. 64 91 .Одежда народов Сибири;. Н.Ф.Прыткова, Л.В.Хомич, Е.А.Алексеенко, И.М.Таксами, Г.М. Василевич — Л.: «Наука», 1970. — 222 с.

86. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. — М.: Легпромбытиздат, 1996. — 334 с.

87. Осипова М. Якутская свадебная одежда. — Якутск: Якутский университет, 1974.-38 с.

88. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учебное пособие / И.И.Андреев, С.А.Смирнов, В.А.ТихомировМ.: Финансы и статистика, 2004. — 272 е., ил.

89. Основы теории проектирования костюма: Учебник / Под ред. Т.В.Козловой.—М.: Легпромбытиздат, 1988. — 352 с.

90. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Учебник. — М.: Легпромбытиздат, 1997-318 е.,-ил.

91. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 е., ил.

92. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник. — М.: Легпромбытиздат, 1987. — 208 е., ил.

93. Петров Н.Е. Из древней истории народа саха. — Якутск: НКИ «Бичик», 2003.-114 с.

94. Петрова С.И. Обрядовая одежда народа саха (этнография, этнология и антропология): Автореф. дис. .канд. истор. наук. Якутск, 2002. — 23с.

95. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция — Новосибирск: Наука, 2006. — 104 с.

96. Петрова С.И. 0бугэ танаЬа уонна итэгэлэ (Традиционная одежда и мировоззрение наших предков). Учебно-методическое пособие. — Якутск: Бичик, 1999 — 80 е., ил.

97. Потапов ИА. Ступени творческого роста. — Якутск: Кн. изд-во, 1982. — 160 е., ил.

98. Приходъко Н.В. Исследование эксплуатационных свойств тканей из объемной армированной пряжи) : Автореф. дис. .канд. техн. наук. М., 1979. -22 с.

99. Проблемы дизайна костюма и пути их исследования: Сб. науч. тр. — М.: ГАСБУ, 1997. 173 с.

100. Проблемы народного прикладного искусства Якутии: Сб. науч. ст./ Сост. З.И.Иванова. — Якутск: Кн. Изд-во, 1984. С. 8-12

101. Разина Т.М. Народное искусство в жизни и культуре // Дек. иск. СССР. -1975, №8.-С. 4-7

102. Рассохина Э. Казахские национальные традиции в современной одежде.Алма-Ата: Онер, 1982. — 80 с.

103. Расторгуева Л.Н. Одежда Севера. Национальное книжное издательствоЯкутск: «Бичик», 1994. — 34 с.

104. Расторгуева Л.Н. Средства индивидуальной защиты человека на Севере: Традиции и современные разработки. — Якутск: Кудук, 1999. — 94с., 12 л. ил.

105. Расторгуева Л.Н. Традиции зимней одежды народов Якутии резерв тактики индивидуальной защиты человека в условиях низких температур /Вопросы медицинской географии Севера. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1986. — С. 32-35

106. Рогожкин А.Г. Меховая радуга. — М.: Агропромиздат, 1988. — 228 е., ил.

107. Розенталь Р., РатцкаХ. История прикладного искусства нового времени. — М.: Искусство, 1971. — 354с.

108. Росленко И. Скорняжное дело. Серия «Учебный курс». —Ростов -на -Дону: «Феникс», 1999. — 320 с.

109. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. Учебное пособие . — М.: Издательство ЮНИТИ, 1999. 316 с.

110. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Учебное пособие. Издание в двух книгах. Книга 1. — М.: Архитектура-С, 2006. — 368с., ил. С.49

111. Рунге В. Ф., Сенъковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. М.: МЗ - Пресс, 2003 — 252 с.

112. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия /Авт.-сост. Н.Соснина, И.Шангина. — СПб.; Искусство — СПБ, 1999. — 400 е., ил.

113. Саввинов И.Е. Обугэлэрбит олохторо дьаЬахтара. — Якутск: Кн. изд., 1992.-40с.

114. Савельева КН. Закономерности гармонии в костюме народов России. М.: «Информ-Знание», 2002. — 296с., ил.

115. Савельева КН. Теоретико-методические основы гармонизации народной одежды (традиции и аспекты современного проектирования): Автореф. дис. .докт. искусств. М., 1994. —40с.

116. Савельева И.Н. Художественное проектирование спецодежды для рабочих горячих цехов. (Основы теории и практики). — М.: Легпромбытиздат, 1998 — 206 с.

117. Савельева КН., Шершнева Л.П. Художественно-конструкторский анализ одежды. (Лекции). — М.: Издание ВЗМИ, 1983. — 26 с.

118. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001. - 559 е., шь

119. Серегин Ю.В. Основы регионального подхода в дизайне : Автореф. дис. .канд. искусств. М., 1996. — 20с.

120. Серошевский B.JI. Якуты: Опыт этнографического исследования. — 2-е изд. -М.: РОССПЭН, 1993. 736 с.

121. Смоляк A.B. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. — М.: Издательство «Наука», 1984. — 248 с.

122. Современная энциклопедия: Аванта+. Мода и стиль / Глав. ред. В.А.Володин. — М.: Аванта+, 2002. —480 е., ил.

123. Современный дизайн: перспективы развития и проблемы профессионального образования: Сб. ст. конф. — Якутск: УПК ТРИ, 2006. — 100 с.

124. Средства дизайн программирования: Методические материалы ВНИИтехнической эстетики. — М.: Издательство ВНИИТЭ, 1987. — 83 с.

125. Стар И.А. Дизайн-аспект взаимодействия феноменов традиционного костюма и современной моды (на примере одежды северного народа ханты и манси): Автореф. дис. .канд. искусств. М., 2004. — 21с.

126. Стрелов Е.Д. Одежда и украшения якутки в половине 18 в.: (По археологическим материалам ) // Сов. этнография. — Якутск: 1937. — Вып.2-3 — С.75 99

127. Сухарева А.О. История среднеазиатского костюма. Самарканд (2-я половина XIX XX в.) — М.: Наука, 1982 - 141 с.

128. Терская Л.А. Технология раскроя и пошива меховой одежды. Учебное пособие. 2-е изд., стер., — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 272 с.

129. Тимофеева М.А. Дизайн в Швеции. (История концепций и эволюция форм). М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. — 286 с. С. 254-263

130. Толкачев А.Г. Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне: Автореф. дис. .канд. искусств. М., 2004. 20с.

131. Традиции народной одежды и искусство современного костюма: Сб. науч. тр. /НИИ худ. пром./ Отв. ред. Н.В.Черкасова. — М.: НИИХП , 1983. — 32 с.

132. Традиционное шитье народа саха: из коллекции музея / Науч. ред. Р.И. Бравина. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001. — 48с., ил.

133. Труды ВНИИТЭ. Серия технической эстетики: Проблемы формообразования и композиция промышленных изделий: — М.: ВНИИТЭ, 1975. 229 с.

134. Хабарова М.В. Народное искусство Якутии. — Л.: Издательство «Художник РСФСР», 1981. — 144с.

135. Хорошшова O.A. Эксперименты художников Парижской школы в области проектирования текстиля и костюма. ) : Автореф. дис. .канд. искусствоведения. С-Пб., 2009. — 22с.

136. Хотунцев ЮЛ. Экология и экологическая безопасность. Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

137. Художественное моделирование и народные традиции: Тез. докл. и выступ. Вторая Междунар. науч. конф. Ч. 1 — СПб: изд. СПБГУТД, 1998. -112 с.

138. Чекалов А. Народные истоки промышленного искусства //Дек. иск. СССР. 1965. № 3. - С.32-38

139. Ядреева Е.В. Проектирование комплектующих изделий утепленной спецодежды на основе прогнозирования их защитной эффективности : Автореф. дис. .канд. техн. наук. С-Пб., 2003. — 20с.

140. Cooper С. Textiles as protection against extreme wintry weather, — Textiles, 1979. Vol. 8, № 3, - P. 72-83

141. Maja Kyzmanovic. http://fo.am.

142. Organic Clothing, http:// www.LotusOrganics.com149. www.ica.org.uk <http: И www.ica.org.uk>

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.