Исследование и разработка методов мониторинга аудиовизуального ряда в телевизионных и кинематографических системах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.11.18, кандидат технических наук Федина, Александра Александровна

  • Федина, Александра Александровна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ05.11.18
  • Количество страниц 121
Федина, Александра Александровна. Исследование и разработка методов мониторинга аудиовизуального ряда в телевизионных и кинематографических системах: дис. кандидат технических наук: 05.11.18 - Приборы и методы преобразования изображений и звука. Санкт-Петербург. 2008. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Федина, Александра Александровна

Введение.

1 Принципы мониторинга аудиовизуального ряда в свете современных тенденций развития кинематографических и телевизионных систем.

1.1 Мультимодальный мониторинг.

1.2 Многоуровневый и распределенный мониторинг.

1.3 Мониторинг как задача контроля и управления метаданными.

1.4 Мониторинг временного рассогласования видео и звука.

1.5 Семантический мониторинг.

Выводы.

2 Исследование и разработка методов измерения временного рассогласования изображения и звука в задачах мониторинга временных метаданных в кинотелевизионных системах.

Введение.

2.1 Покадровый метод фонемно-виземного анализа изображения и речи.

2.1.1 Метод распознавания фонем.

2.2 Метод оценки локальной иесинхронности видео и звука.

2.2.1 Распознавание визем.

2.2.2 Нахождение локального рассогласования аудио и видео.

Выводы.

3 Оценка заметности нарушений синхронности изображения и звука в кинотелевизионных системах.

3.1 Постановка задачи.

3.2 Существующие нормативы на допустимые значения нссинхронности сигналов видео и звука.

3.3 Субъективная оценка несинхронности при внесении статического сдвига

3.3.1 Методика проведения и обработка данных эксперимента.

3.3.2 Результаты эксперимента по оценке заметности нарушений синхронности изображения и звука.

3.4 Особенности рассогласования изображения и звука на малых интервалах времени в цифровом кинематографе.

3.4.1 Речевая сегментация (интонационные характеристики речи).

3.4.2 Артикуляционные характеристики речи.

3.4.3 Методика проведения и обработка данных эксперимента.

3.4.4 Результаты эксперимента по оценке заметности нарушений синхронности изображения и звука.

3.5 Оценка вероятности обнаружения несинхронности и оценка на шкале ITU для «псевдослучайного» сдвига отдельных слов сюжета.

3.5.1 Методика формирования и проведения эксперимента.

3.5.2 Оценки разных целевых групп.

Выводы.

4 Исследование и разработка модели субъективной заметности нарушений синхронности.

Введение.

4.1 Постановка задачи.

4.2 Построение моделей оценки несинхронности.

4.2.1 Начальный этап построения модели.

4.2.2 Создание модели.

4.2.3 Разведочный анализ.

4.2.4 Качество модели восприятия импульсной несинхронности а/в материала, возникающего при дублировании.

4.3 Применение модели для рационализации процессов дублирования.

Выводы.

5 Исследование и разработка методов семантического мониторинга.

5.1 Постановка задачи.

5.2 Общий стандарт описания мультимедийного контента MPEG-7.

5.2.1 Экстенсивное и интенсивное описание программ.

5.2.2 Зависимость оценок от времени.

5.2.3 Целевые группы.

5.3 Генерация метаданных семантического мониторинга.

5.3.1 Семантическая компрессия.

5.3.2 Семантическая оценка информпрограмм.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Приборы и методы преобразования изображений и звука», 05.11.18 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование и разработка методов мониторинга аудиовизуального ряда в телевизионных и кинематографических системах»

Телевидение и кинематограф как технические системы претерпевают на современном этапе серьезные трансформации. Происходит замена традиционных технологий производства на цифровые и-информационные, осуществляется переход от аппаратных решений к программным. Появляется телевидение высокой четкости, в котором значительно (более чем в четыре раза) улучшается четкость изображения. Появляются домашние кинотеатры, в которых используются видеопроекторы высокой четкости [87]. Звуковая составляющая телевизионных программ и фильмов в домашних кинотеатрах воспроизводится по системе окружающего звука. Телевизионные системы высокой четкости образуют техническую базу цифрового театрального кинематографа. Появляются новые службы: телевидение по запросу, мобильное телевидение. В традиционных и новых кинематографических и телевизионных системах используются общие технические решения многих элементов систем, у них общий выходной продукт -аудиовизуальный контент, но воспроизводимый различными техническими устройствами с экранами разных размеров — от экрана мобильного телефона до экрана кинотеатра[63,92,93,188].

Развитие технических средств телевидения и кинематографа неразрывно связано с совершенствованием техники и методов измерений. Разработка и внедрение новых систем и служб^ требует разработки, новых методов измерений. Однако принципы измерений в цифровой технике телевидения и кинематографа остаются* неизменными -такими, какими они были разработаны отечественной школой телевизионных измерений [57,60,61,6,1].

Теория и практика измерений в телевидении и цифровом кинематографе направлена на достижение следующих основных целей:

• Метрологическое обеспечение научных исследований, разработок и системного проектирования.

• Метрологическое обеспечение процесса производства аппаратуры.

• Метрологическое обеспечение процесса производства телевизионных программ и фильмов.

• Метрологическое обеспечение процесса передачи телевизионных программ и демонстрации цифровых фильмов.

В процессе научных исследований требуется производить самые разнообразные измерения, причем основным требованием к измерительным устройствам является 4 универсальность и высокая точность. В процессе производства аппаратуры измерения в основном используются для оценки соответствия параметров аппаратуры заданным нормам. В процессах производства и передачи телевизионных программ и демонстрации цифровых фильмов измерения производятся для контроля и регулирования параметров аппаратуры, диагностики и прогнозирования отказов.

К настоящему времени сложились следующие области измерений:

• Оценка и измерения качественных показателей изображения и звука.

• Измерения параметров видеосигналов и аудиосигналов.

• Измерения характеристик приборов и оборудования.

• Мониторинг в системах управления телевизионным вещанием и демонстрацией цифровых фильмов.

Требования, предъявляемые к измерениям и измерительным устройствам, многообразны и иногда противоречивы. Поэтому в каждой области измерений разрабатываются измерительные приборы, в основу работы которых положены различные методы:

• Прямые измерения.

• Косвенные измерения.

• Измерения в процессе передачи телевизионных программ и демонстрации фильмов.

• Измерения вне телевизионных программ и демонстрации фильмов.

• Измерения в реальном масштабе времени.

• Измерения не в реальном масштабе (отложенном) времени.

• Непрерывные измерения и оценка.

• Дискретные (выборочные) измерения и оценка.

Несмотря на огромные достижения в сфере разработки устройств для измерений, в области оценки качества изображения и звука сенсорная система человека остается наиболее совершенным измерительным инструментом [86,88,97,17]. Кроме того, системы вещания н кинотеатральные системы демонстрируют аудиовизуальный контент для зрителей, потому оценка качества человеком является решающей. В соотвегствии с этим измерения в области оценки качественных показателей изображения и звука могут быть разделены на две группы: объективные и субъективные измерения.

Объективные измерения в области оценки качества выполняются с помощью специальных приборов, или инструментов. Целью прямых измерений является непосредственная оценка качества изображений. Косвенные измерения выполняются с использованием специальных испытательных сигналов.

Субъективные измерения предполагают оценку качества изображения и звука наблюдателями — зрителями. Субъективные измерения качества всегда являются прямыми, поскольку мнения зрителей о качестве воспроизведения испытательных сигналов с использованием каких-либо шкал субъективных величин не имели бы никакого значения.

И телевидение, и кинематограф являются синтешческими дисциплинами, соединяющими достижения разных областей науки и техники: физики, оптики, механики, электроники, информатики и многих других. Технические средства телевидения и кинематографа разрабатываются в разных отраслях, в которых существуют разнообразные и независимые методы измерений и измерительные установки. Однако производство телевизионных программ и фильмов, а также передача телевизионных программ и демонстрация цифровых фильмов являются теми областями, для которых методы измерений и измерительные устройства должны быть созданы в рамках телевидения и кинематографа. С введением новых систем телевидения и цифрового кинематографа в сфере измерений стали актуальными исследования и разработки, имеющие целью метрологическое обеспечение процесса производства телевизионных программ и фильмов и метрологическое обеспечение процесса передачи телевизионных программ и демонстрации цифровых фильмов. В связи с внедрением новых систем, таких как телевидение высокой четкости, цифровой кинематограф, мобильное телевидение, стали использоваться новые методы обработки сигналов изображения и звука, новые каналы связи, новые методы передачи сигналов. Это привело к появлению дополнительных видов искажений, помех и артефактов, которые различны для видео и аудиосигналов. Объединение изображения и звука в рамках единого аудиовизуального ряда требует измерения и коррекции этих новых искажений. Потребовались существенные изменения в области мониторинга в системах управления телевизионным вещанием и демонстрацией цифровых фильмов. Исследования в этой области надо признать важными и актуальными для современного этапа развития телевидения и кинематографа, основанного на применении цифровых и информационных технологий.

Выполненный анализ позволяет сформулировать цель диссертационной работы -исследование и разработка методов мониторинга аудиовизуального ряда в телевизионных и кинематографических системах.

В диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи:

1. Анализ современного этапа развития телевидения и кинематографа и разработка принципов мониторинга аудиовизуального ряда в свете современных тенденций развития кинематографических и телевизионных систем.

2. Исследование и разработка методов измерения временного рассогласования изображения и звука в задачах мультимодального мониторинга телевизионных и кинематографических систем.

3. Оценка заметности временного рассогласования изображения и звука в телевизионных и кинематографических системах.

4. Исследование и разработка модели субъективной заметности рассогласования изображения и звука.

5. Исследование и разработка методов семантического мониторинга.

Методы исследования. Теоретические исследования выполнены с использованием методов информатики, математического моделирования. Экспериментальные исследования проведены с использованием принятых в телевидении методов планирования, проведения и статистической обработки результатов зрительских экспертиз и методов моделирования данных.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

1. Показано, что управление качеством услуг на современном этапе развития телевидения и кинематографа требует применения мультимодального, многоуровневого и распределенного мониторинга. Разработан метод решения проблемы мониторинга в телевизионных и кинематографических системах, построенных на базе информационных технологий, как задачи генерации и управления метаданными.

2. Разработан метод измерения временного рассогласования аудио и видео сигналов на коротких интервалах, основанный на покадровом фонемно-виземном анализе изображения и звука. Показано, что для повышения точности измерения в сравнении с известными методами необходимо учитывать речевые и мимические особенности произношения. В качестве параметров фонем предложено использовать суммарный вектор коэффициентов предсказания - параметров модели голосового тракта, построенной в соответствии с методом линейного предсказания, а в качестве параметров органов артикуляции, позволяющих определять временное положение виземы с точностью, равной интервалу одного кадра, предложено использовать относительные величины раскрыва рта человека по вертикали и горизонтали.

3. Проведён сравнительный анализ субъективного восприятия различных типов временного рассогласования изображения и звука. Установлено, что субъективные оценки локального рассогласования изображения и звука импульсного типа на коротких временных интервалах, что характерно для условий озвучивания и дублирования фильмов, отличаются от известных оценок при статическом сдвиге между звуком и изображением. При.показателе качества на уровне 4,5 балла допустимые значения рассогласования отличаются примерно в 2 раза при отставании звука и в 3 раза - при опережении звука. Был также выявлен фактор значительного влияния артикуляционных характеристик речи на восприятие несинхронпости изображения и звука. На уровне качества 4,5 балла допустимые значения рассогласования при импульсном временном сдвиге слов, состоящих преимущественно из звуков с явной и неявной артикуляционной динамикой, отличаются примерно в 2 раза.

4. Впервые разработана модель оценки временного рассогласования изображения и звука для рационализации процессов чистовой записи звука и дублирования фильмов. Экспериментально доказано, что модель обладает высокими показателями точности, монотонности и совместности предсказания.

5. Предложен метод составления семантических описаний аудиовизуальных программ. Была экспериментально показана возможность составления семантических описаний новостных выпусков, основанных на модели выдачи новостей в эфир в соответствии с принципами «контрастности» и «дополняемости». Была предложена технология составления кратких описаний аудиовизуальных материалов, основанная на анализе формы кумулятивной кривой, представляющей собой зависимость критерия «эмоционального воздействия» от времени.

Практическая ценность. Значение результатов диссертационной работы для практики заключается в следующем:

1. Разработанный метод измерения временного рассогласования аудио и видео сигналов на коротких интервалах, который основан на покадровом фонемно-виземном анализе изображения и звука, позволяет добиться более высокой в сравнении с известными методами точности измерения, равной интервалу одного кадра.

2. Метод покадрового фонемно-виземпого анализа изображения и звука, учитывающий речевые и мимические особенности произношения человека, может использоваться для синхронизации изображения и звука в устройствах конечного пользователя, когда измерение относительной задержки аудио и видео сигналов в тракте передачи сигналов уже невозможно.

3. Применение предложенного метода анализа и модели оценки временного рассогласования изображения и звука, связывающей объективные показатели несинхронности сигналов и субъективное восприятие подобной несинхронности, позволяет упростить и ускорить процессы чистовой записи звука и дублирования фильмов. Предложенная модель позволяет в полуавтоматическом режиме составлять для актёра, озвучивающего экранный образ, инструкции, содержащие ссылки на слова, в которых произнесённые звуки не соответствуют мимическим движениям экранного образа, и рекомендации по изменению временного положения этих слов.

4. Предложенный метод составления семантических описаний аудиовизуальных программ позволяет отказаться от традиционной технологии составление описаиий, которая не является эффективной и связана с большими затратами времени и труда.

Материалы диссертационной работы изложены в пяти главах. Глава 1 посвящена критическому анализу управления качеством услуг на современном этапе развития телевидения и кинематографа. В ней также предлагается метод решения проблемы мониторинга в телевизионных и кинематографических системах, построенных на базе информационных технологий, как задачи генерации и управления метаданными. Глава 2 содержит исследование и разработку методов измерения временного рассогласования изображения и звука в задачах мультимодального мониторинга телевизионных и кинематографических систем. В главе 3 проводится сравнительный анализ субъективного восприятия различных типов временного рассогласования изображения. В главе 4 разрабатывается модель оценки временного рассогласования изображения и звука для рационализации процессов чистовой записи звука и дублирования фильмов. В главе 5 предложен метод составления семантических описаний аудиовизуальных программ. В заключении сформулированы основные результаты диссертационных исследований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Приборы и методы преобразования изображений и звука», 05.11.18 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Приборы и методы преобразования изображений и звука», Федина, Александра Александровна

6. Мониторинг в телевизионных и кинематографических системах, построенных на базе информационных технологий, является задачей генерации и управления метаданными.7. Составление семантических описаний аудиовизуальных программ с учетом степени воздействия на аудиторию и реакции зрителя должно быть основано на анализе формы кумулятивной кривой, представляющей собой зависимость критерия «эмоционального воздействия» от времени. Предложенный метод составления семантических описаний аудиовизуальных программ позволяет отказаться от традиционной технологии составление описаний, которая не является эффективной и связана с большими затратами времени и труда.8. Была экспериментально показана возможность составления семантических описаний новостных выпусков, основанных на модели выдачи новостей в эфир в соответствии с принципами «контрастности» и «дополняемости».9. Предложенный метод создания метаданных с добавленной стадией модификации содержания в режиме, близком к режиму реального времени, меняет жизненный цикл метаданных. Метаданные представляют собой эволюционирующий электронный документ -результат структурного и семантического описания аудиовизуальных материалов.10. Проведенные исследования подтвердили практическую реализуемость предложенного метода создания семантических метаданных аудиовизуальных материалов. При обработке результатов экспериментов были обнаружены четкие закономерности предпочтений, различные по разным целевым группам Заключение

1. Управление качеством услуг на современном этапе развития телевидения и кинематографа требует применения мультимодального, многоуровневого и распределенного мониторинга. В диссертации разработан подход к решению проблемы мониторинга в телевизионных и кинематографических системах, построенных на базе информационных технологий, как задачи генерации и управления метаданными.2. Разработан метод измерения временного рассогласования аудио и видео сигналов на коротких интервалах, основанный на покадровом фонемно-виземном анализе изображения и звука. Показано, что для повышения точности измерения в сравнении с известными методами необходимо учитывать речевые и мимические особенности произношения. В качестве параметров фонем предложено использовать суммарный вектор коэффициентов предсказания - параметров модели голосового тракта, построенной в соответствии с методом линейного предсказания, а в качестве параметров органов артикуляции, позволяющих определять временное положение виземы, предложено использовать относительные величины раскрыва рта человека по вертикали и горизонтали.Точность распознания и возможность измерения несинхронности аудио и видео с помощью разработанного метода, учитывающего как речевые, так и мимические особенности произношения, составляет один телевизионный кадр.3. Субъективная оценка локального рассогласования аудио и видеосигналов на коротких временных интервалах, характерного для условий озвучивания и дублирования фильмов, отличается от оценки при статическом сдвиге между звуком и изображением. Результаты экспериментального исследования показывают, что распределения субъективных оценок несинхронности изображения и звука при статическом и импульсном временном сдвиге отличаются с высоким уровнем значимости. При показателе качества на уровне

4.5 балла допустимые значения рассогласования отличаются примерно в 2 раза при отставании звука и в 3 раза - при опережении звука.4. В диапазоне временных рассогласования изображения и звука импульсного типа

(-320...+320мс) не выявлено значительных различий в субъективной оценке сдвига при опережающем и отстающем звуке.5. В ходе проведения экспериментов был выявлен фактор влияния артикуляционных характеристик речи на восприятие несинхронности изображения и звука.Нарушение интонационно-фразовой сегментации речи при озвучивании, приводящее к несовпадению звуковой фонограммы с исходным снятым изображением, менее заметно зрителю, если фрагмент, где произошло рассогласование, состоит преимущественно из звуков с неявной артикуляционной динамикой. На уровне качества 4,5 балла допустимые значения рассогласования при импульсном временном сдвиге слов, состоящих преимущественно из звуков с явной и неявной артикуляционной динамикой, отличаются примерно в 2 раза.6. Предложена модель оценки несинхронности видео и звука для условий кинематографа, позволяющая рационализировать процессов чистовой записи звука и дублирования фильмов. Экспериментально доказано, что модель обладает высокими показателями точности, монотонности и совместности предсказания.7. Проведено экспериментальное исследование применимости разработанной модели в задачах оценки качества синхронности аудиовизуального контента.Предложенный алгоритм обладает высокими показателями точности, монотонности и совместности предсказания: среднеквадратичная ошибка предсказания для разных условий наблюдения лежит в диапазоне 1.2 - 1.9 единиц > шкалы (0.6 - 0.95 балла), коэффициент корреляции Пирсона - в диапазоне 0.90 -

0.95, коэффициент ранговой корреляции Спирмена - в диапазоне 0.93 - 0.95, отношение несовместности - в диапазоне 0.06 — 0.08. Показано, что разработанный алгоритм пригоден для решения задач оценки и контроля качества синхронности озвучиваемого материала.8. Существующие методы описания аудиовизуальных программ: транскрипт, эфирная справка, клиппинг соответствуют видам мониторинга, которые не дают представления о семантической стороне программ. Необходимо вводить семантический мониторинг. Результаты мониторинга в виде семантического описания могут быть использованы при оценке программ и фильмов, для информирования общественности, а также в качестве инструмента обратной связи при реализации проектов.9. Составление семантических описаний аудиовизуальных программ , с учетом степени воздействия на аудиторию и реакции зрителя должно быть основано на анализе формы кумулятивной кривой, представляющей собой зависимость критерия «эмоционального воздействия» от времени. Предложенный метод составления семантических описаний аудиовизуальных программ позволяет отказаться от традиционной технологии составление описаний, которая не является эффективной и связана с большими затратами времени и труда.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Федина, Александра Александровна, 2008 год

1. Антипин М.В. Интегральная оценка качества телевизионных изображений. - Л.: Наука, 1970.-154 с.

2. Антипин М.В., Андронов В.Г., Гласман К.Ф. Квалиметрия кипотелевизионных систем: Учебное пособие. -Л.: ЛИКИ, вып. 1,1976.-124с; вып. 2. 1977.-76 с.

3. Антипин М.В., Гласман К.Ф. Квалиметрия кинотелевизионных систем: Учебное пособие.-Л.: ЛИКИ, 1983.-111 с.

4. Бектемирова З.А.. Комар В.Г. Информационная оценка качества изображения различных систем кинематографа.//Техника кино и телевидения, 1978, №3, с. 3-10.

5. Белицкий В.И. Субъективные методы интегральной оценки качества в кино и телевидении: Учебное пособие. -СПб.: СПИКиТ.1995.-32 с.

6. Белоусов А.А. Диагностика механических систем аудиовизуальной техники. - СПб.: Политехника, 2002.

7. Беспрозванный М., Преображенский И., Рудинский И. Количественная оценка качества обслуживания зрителей.//Киномеханик, 1992, №3, с. 20-30.

8. Бешелев Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок .- М.: Статистика, 1980.-263 с.

9. Быков Р.Е. и др. Телевидение: Уч. пособие для радиотехнических спец. вузов. -М.: Высшая школа, 1988.-248 с.

10. Быков Р.Е. Теоретические основы телевидения: Учеб. для вузов. -СПб.: Лань, 1998.- 288 с.

11. Быков Р.Е., Гуревич С Б . Анализ и обработка цветных и объемных изображений. - М.: Радио и связь, 1984. - 248 с.

12. Былянски П., Ингрэм Д. Цифровые системы передачи. Пер. с англ. по ред. А.А. Визеля - М.:Связь, 1980.-360 с.

13. Введение в науку русского языка. Учеб. Для студентов пед. ин-тов/ Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин.-М.:Просвещение,1989.-287с.

14. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. -М.: Государственное издательство физико- математической литературы, 1962.-564 с.

15. Воробьёв В.И., Грибунин В.Г. Теория и практика вейвлет-преоразования., ВУС, 1997.

16. Гласман К.Ф. Видеокомпрессия // 625, 1997, №7, с.60-76.

17. Гласман К.Ф. MPEG-2 и измерения// 625, 2004, №1, с. 12-21

18. Гласман К.Ф. Конференция IBC/98: теория и практика цифрового вещания.//625.- 1998.-№9.-с. 38-44.

19. Гласман К.Ф., Букина А.В., Логунов А.Н., Покопцева М.Н., Шурбелев П.А. Оценка качества изображения при видеокомпрессии // Техника кино и телевидения. 1999, №8. с. 48-51.

20. Гласман К.Ф., Логунов А.Н. Метод оценки заметности артефактов видеокомпрессии на основе пространственно-частотной модели зрительного анализатора. Материалы конференции «Телевидение: передача и обработка изображений», СПб, 2000, с.55-57.

21. Гласман К.Ф.. ЛогуновА.Н., Перегудов А.Ф., Лычаков В.Н. Объективная оценка артефактов видеокомпрессии. Техника кино и телевидения, 2000, №2.

22. Гласман К.Ф., Перегудов А.Ф., Кияшко К.С. Федина А.А. Кооперативное обогащение семантических метаданных аудиовизуальных архивов. // Техника кино и телевидения. - 2004. - №5. - с.29-33.

23. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985.

24. Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.: Наука, 1966.

25. Глезер В.Д., Цуккерман И.И. Информация и зрение. М.;Л.; Изд-во АН СССР, 1961.

26. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: «Высшая школа», 1977.

27. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей. М.: Наука. 1969.

28. Гольденберг Л.М. и др. Цифровая обработка сигналов. Уч. пособие для вузов.-2-е изд. перераб и доп.- М.: Радио и связь, 1990.-256 с.

29. ГОСТ 26320-84. Оборудование телевизионное студийное и внестудийное. Методы субъективной оценки качества цветных телевизионных изображений. М.: Изд-во стандартов, 1996.

30. Гофайзен О.В. и др. Закон суммирования ухудшений, вносимых каналом изображения системы цветного телевидения.//Техника кино и телевидения. 1979, №6, с. 37-42.

31. Гофайзен О.В., Басий В.Т., Медведев Ю.А., Бабич В.В. и др. Проблемы построения телевизионного квалиметра. // Техника кино и телевидения, 1993, № 5. с.37-45.

32. Гофайзен О.В., Епифанов Н.И., Ляхова Т.М., Певзнер Б.М. Субъективная оценка качества цветных ТВ изображений./Лехника кино и телевидения, 1979, №2, с. 32-38.

33. Гранрат Д. Роль моделей зрения человека в обработке изображений // ТИИЭР, 1981, Т. 69, №5, с. 65-77.

34. Гребенников О.Ф. Основы записи и воспроизведения изображения (в кинематографе): Учебное пособие для вузов кинематографии. - М.: Искусство, 1982.-239 с.

35. Гребенников О.Ф. Системы записи сигналов. - СПб. 1992.-76 с.

36. Дворкович В., Басий В., Дворкович А., Макаров Д. Телевизионные измерения как средство обеспечения высокого качества телевизионного вещания. 625,1999, №8, с.5-46.

37. Джакония В.Е. Запись телевизионных изображений. -Л.: Энергия, 1972.

38. Джакония В.Е., Гоголь А.А„ Ерганжиев Н.А. Телевидение: Учебник для вузов. М.: Радио и связь, 1986.

39. Дэвид Г. Метод парных сравнений. - М.:Статистика,1978.

40. Дюбери П. Многоуровневый мониторинг дос говерности в цифровом телевизионном вещании//625. 2004, №1, с . 24-30

41. Зубарев Ю.С., Кривошеев М.И., Красносельский И.Н. Цифровое телевизионное вещание. Основы, методы, системы. - М.: Научно-исследовательский институт радио (НИИР), 2001. - 548с.

42. Иванов И.Л. Снижение размерности задач оценки качества телевизионного изображения. - В сб.: Проблемы развития техники и технологии кинематографа. Вып. 8.-СПб.: 1998, с.60-61.

43. Иванов И.А. Совершенствование сверточных алгоритмов интегральной оценки воспроизводящих свойств кинотелевизионных систем. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.т.н. - Санкт-Петербург, 2000.

44. Ивченко Б.П., Мартыщенко A.M., Монастрьтский M.JI. Теоретические основы информационно-статисгического анализа сложных систем. - СПб.:Лань,1997.

45. Ишуткин Ю.М., Раковский В.В. Измерения в аппаратуре записи и воспроизведения звука кинофильмов. -М.: Искусство, 1985.

46. Колемаев В.А., Староверов О.В., Турундаевский В.Б. Теория вероятности и математическая статистика. -М.: Высш. школа., 1991. - 400 с.

47. Коломенский Н.Н. Новый интегродифференциальный критерий оценки качества изображения и звука кинематографических и кинотелевизионных систем. // Техника кино и телевидения, 1992, №5, с.25-28.

48. Коломенский Н.Н. Проблема интегральной оценки качества изображения и звука: от теории к практике.//Техника кино и телевидения, 1994, №5.

49. Коломенский Н.Н. Теоретические проблемы технологической квалиметрии аудио- и видеосистем. В сб.: Труды СПИКиТ. Вып.6., 1995, с. 85-89.

50. Коломенский Н.Н., Коломенский И.Н. О логико-математических обоснованиях законов психофизики. В сб.: Труды СПИКиТ. Вып.5., 1995.

51. Коломенский Н.Н., Нахле А., Куприна Т.А., Нестерова Е.И., Орлова К.Е., Усачева Е.В. Научные основы квалиметрии и сертификации аудио- и видеосистем. В сб.:Труды СПИКиТ. Вып.8, 1998. с. 46-51.

52. Комар В.Г. Информационная оценка качества изображения кинематографических систем.//Техника кино и телевидения, 1971, №10,с.10-22.

53. Королюк В .С, Портенко Н.И., Скороход А.В., Турбин А.Ф. Справочник по теории вероятности и математической статистике.-Киев.: Наукова думка, 1978.-581 с.

54. Красильников Н.Н. Статистическая теория передачи изображений. - М.: Связь, 1976.-184с. по

55. Красильнпков Н.Н. Теория передачи и восприятия изображений: Теория передачи изображений и ее приложения. -М.: Радио и связь, 1986.-247 с.

56. Кривошеев М.И. Основы телевизионных измерений.З-е изд., доп. и перераб.- М.: Радио и связь, 1989. - 408 с.

57. Кривошеев М.И. Новый подход к ТВ вещанию на базе многоцелевого цифрового интерактивного контейнера// Электросвязь. 1987. - № 12.

58. Кривошеев М.И., Гласмаи К.Ф. О новом подходе к оценке качества изображения в цифровых телевизионных системах с видеокомпрессией. Материалы международного конгресса HAT «Прогресс технологий телерадиовещания», TRBE*2000, М.,2000.

59. Кривошеев М.И., Мкртумов А.С., Федунин В.Г. Качество изображения и измерения в цифровом телевидении.//625, 1999, №1, с. 72-75.

60. Кривошеев М.И., Хлебородов В.А. Историческое решение для мирового телевидения, кинематографии и компьютерной индустрии. Техника кино и телевидения, 1999, № 9, с.3-17

61. Кривошейкин А. В. Кабельное телевидение в цифре // Broadband. Кабельное телевидение и мультисервисные сети, 2004, №3, с. 18-21.

62. Литвак И.И., Ломов Б.Ф., Соловейчик И.Е. Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах. - М..'«Советское радио»,1975.

63. Ломов Б.Ф. Человек и техника. - М.: «Советское радио», 1966.

64. Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул.-2.е изд., доп. и перераб.- М.: Высшая школа. 1988.-239 с.

65. Новаковский СВ. Стандартные системы цветного телевидения. -М.: Связь, 1976.- 368 с. in

66. OCT 58-18-96 Телевещание. Нормативные выходные характеристики каналов изображения, звукового сопровождения и экспертная оценка качества изображения и звука по группам телецентров.

67. Паздерак И., Кепр М. Мультипликативный интегральный критерий качества телевизионного изображения // Техника кино и телевидения, 1976, №11, с.51-55.

68. Перегудов А.Ф. Автореферат диссертации «Исследование и разработка методов формирования и преобразования метаданных в телевизионных системах» на соискание учёной степени к.т.н. - Санкт-Петербург, 2003.

69. Пешковский A.M. «Опыт звуковой характерисгики русского языка как основы для эвфонических исследований», 1925

70. Полосин Л.Л. Качественные показатели цветного изображения. -Л.: ЛИКИ, 1984. - 54 с.

71. Попов А.А. Объективные измерения качества изображения.//Техника кино и телевидения, 1999, №4, с. 21-24.

72. Прэтт У. Цифровая обработка изображений./Пер. с англ.-М.: Мир,1982.-Книга 1- 312 с , Книга 2 - 480 с.

73. Птачек М. Цифровое телевидение. Теория и техника/ Пер. с чешек. Под ред. Л.С. Виленчика. -М.: Радио и связь, 1990.-528 с.

74. Пугачев B.C. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: Наука, 1979.- 496 с.

75. Роуз А. Зрение человека и электронное зрение М.гМир, 1977.

76. Рыфтин Я.А. Телевизионная система. Теория. - М.: Сов. радио, 1967.-271с.

77. Семенов Ю. А. Стандарт MPEG-7 // http://book.itep.ni/2/25/mpeg_7.htm , http://mpeg.telecomitalialab.com/standards/mpeg-7/

78. Симкин Б.Э. Пороговое функциональное моделирование получателя видеоинформации. // Техника кино и телевидения, 1993, №№7-9.

79. Солдатов А. Чтение по губам: распознавание контуров губ. // Международная научная конференция "Интеллектуализация обработки информации-2002". Тезисы докладов, с. 147.

80. Статистические методы анализа и планирования эксперимснтов/В.К. Гришин-М.: Издат. Московского Университета.1975

81. Стокхэм Т. Обработка изображений в контексте моделей зрения // Обработка изображений при помощи вычислительных машин. М.: Мир, 1973, с. 122-137.

82. Телевидение. Под ред. Джакония В.Е. 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Связь, 1986.- 456 с.

83. Телевидение. Под ред. М.В. Антипина. - М.: Сов. радио, 1974.-160с.

84. Тихомирова Г.В. Временная амплитудная чувствительность зрительного анализатора // Техника кино и телевидения, 1979, №7, с 13-16.

85. Тихомирова Г.В. Электронный кинематограф высокого качества // Техника кино и телевидения, 2005, №1-2.

86. Тихомирова Г.В. Временная частотная характеристика зрительного анализатора и оценка его линейности // Техника кино и телевидения, 1979, №9, с.3-9.

87. Трифонов М.И. Математическая модель наблюдателя в процессе зрительной обработки изображения. - Диссертация на соискание уч. степени доктора техн. наук. Институт фи зиологии РАН им. И.П. Павлова, 1998, Санкт-Петербург.

88. Трофимов Б.Е., Куликовский О.В. Передача изображений в цифровой форме. - М.: Связь, 1980.-120 с.

89. Уваров В. К. Речь и слух (монография). - СПб.: СПбГУКиТ, 2005.

90. Умбиталиев А.А. Телевизионные и оптико-электронные космические системы технического зрения (монография). СПб. Изд. СПбУТМО. 2006.

91. Умбиталиев А.А. Твердотельная революция в телевидении: Телевизионные системы на приборах с зарядовой связью, системах на кристалле и видеосистемах на кристалле. М.: Радио и связь, 2006.

92. Фили Дж. Новые методы оценки цифрового видео http://wwvv.digitalvideo.ru/

93. Филимонов Р.П. Синтез и статистические свойства критериев последсткторного обнаружения слабых сигналов. - Диссертация на соискание уч. степени доктора физ.-мат. наук, ВНЦ «ГОИ» им. И.Вавилова, 1996, Санкт-Петербург. - 424с.

94. Филимонов Р.П. Иконика на рубеже веков. Состояние и перспективы // Оптический журнал.- 1999.- т.66. - №6.- с.5-26.

95. Филимонов Р.П. Контраст и его роль в обобщённой оценке качества изображения // Оптический журнал. - 2007.-T.74.- №5.-С. 31-38

96. Филимонов Р.П. Фотографические системы с цифровым преобразованием изображения. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2002.

97. ANSI Standard Tl.801.03-1996. Digital Transport of One-way Video Signals. Parameters for Objective Performance Assessment, 1996.

98. Antonio C. Franca Pessoa. Video Quality Assessment Using Objective Parameters Based on Image Segmentation. ITU-T. SG12, doc 12-39-Dec. 97.

99. ATSC Implementation Subcommittee Finding: Relative timing of sound and vision for broadcast operations, Advanced Television Systems Committee Doc. IS-191 (26 June 2003).

100. Bancroft, D. Universal Content Production — More Bang for the Byte // IBC 2004 Papers.

101. B.L.Jones and P.R. McManus. Graphic Scaling of Qualitative terms // SMPTE Journal, November 1986, pp. 1166-1171.

102. Baroncini V.A. Automatic Visual Quality Control in Digital TV Services. Proceedings of 1998 International Broadcasting Convention, pp. 425 to 430.

103. Blackwell О. M., Blackwell H.R. Visual Performance Data for 156 Normal Observers of Various Ages // Journal of IES, 1971, №10, pp.3-13.

104. Boroczky L., Ngai Y. Comparison of MPEG-2 and M-JPEG Video Coding at Low Bit Rates // SMPTE Journal, 1999, №3, pp. 161-164.

105. Bregler, C , Covell, M., Slaney, M. Video Rewrite: Driving Visual Speech with Audio. Corporation Interval Research

106. Bregier, С, Konig, Y.. "Eigenlips" for robust speech recognition. // Proceedings of IEEE International Conference on Acoustics, Speech and Signal Processing, 1994.

107. Brydon N. Saving Bits - The Impact of MCTF Enhanced Noise Reduction // SMPTE Journal, January 2002, pp.23-29.

108. Chalapathy Neti, Matthews Iain. Audio-visual speech recognition Workshop 2000 Final Report

109. Covell, M., Bregier, C. Eigenpoints. Proc.Int.Conf.Image Processing, Lausanne, Switzerland, vol.3, pp.471-474,1996

110. Devlin, В., Walland, P.Test card M - bitstreams for DVB test and measurement. Proceedings of 1998 International Broadcasting Convention, pp 409 to 412.

111. Dimino,G., Messina, A., Borgotallo, R. Automatic Newscast Transcription System. RAI Centre for Research and Technology Innovation. EBU technical review, 2008

112. Digital Cinema System Specification. VI.0. Final Approval July 20, 2005. Digital Cinema Initiatives, LLC. Hollywood, CA, United States of America. 2005

113. Digital VQM/AQM Metadata for Quality Monitoring //Document 6SCOM/34-E

114. EBU / SMPTE Task Force for Harmonized Standards for the Exchange of Programme Material as Bitstreams Final Report: Analysis and Results. // SMPTE Journal. - vol.107, No.9, September 1998. - pp.605-815.

115. EBU P_META - Metadata Exchange Scheme. EBU Technical Document :Tech 3295 2002. // http://www.ebu.ch.

116. EBU Technical Document 3293: EBU Core Metadata Set for Radio Archives.

117. EBU Technical Document 3295: EBU P M E T A Metadata Exchange Scheme.

118. EBU Technical Recommendation R37-2002: The relative timing of the sound and vision components of a television signal, the European Broadcast Union (2002).

119. ESCORT 2.4. «EBU System of classification of TV programmes».// http://www.ebu.ch.

120. Fedina, A., Glasman, K. Lip-Sync: the Evaluation of Audio-to-Video Timing Errors over Short Time Intervals. IEEE Tenth International Symposium on Consumer Electronics (ISCE 2006).

121. Fibush D. and Ravel M , 1998. Objective picture quality measurement: expectations today and tomorrow. Proceedings of 1998 International Broadcasting Convention. pp.418 to 424.

122. Fibush D. Overview of Picture Quality Measurement Methods. Contribution to IEEE Standards Subcommittee. Committee: G-2.1.6 Compression and Processing Subcommittee. Tektronix. May 6, 1997.

123. Fibush D. Practical Application of objective picture quality measurement. Proceedings of 1998 Internationl Bradcasting Convention, 1998. pp. 418-424.

124. Fibush D. Proposed Test Scenes for a Measurement Instrument. Contribution to IEEE Standards Subcommittee. Committee: G-2.1.6 Compression and Processing Subcommittee . Tektronix. August 5, 1997.

125. Fleck, M., Forsyth, D., Bregler, C. "Finding Naked People". // European Conf. on Computer Vision, 1996, Vol II, pp. 592-602.

126. Gardiner P.N., Tan K.T. Development of a perceptual distortion meter for digital video. Proceedings of 1997 Internationl Bradcasting Convention, 1998.

127. Glasman C , Andronov V., Bukina A. and Vasilyev O., 1997. Subjective assessment of compression systems by trained and untrained observers. Proceedings of 1 997 Internal ional Broadcasting Convention, pp. 476 to 481.

128. Glasman C , Bukina A., Logunov A, Pokoptseva M., Shourbelev P., 1998. Interval- scaled picture quality evaluation of compression systems based on paired com parisons. Proceedings of 1998 International Broadcasting Convention pp. 450 to 455.

129. Glasman C.F., Logunov A.N., Peregoudov A.F., Lichakov V.N. Video Compression Artefacts: Predicting the Perceptual Ratings. Proceedings of 1999 Internationl Bradcasting Convention, 1999.

130. Glasman C.F., Logunov A.N., Peregoudov A.F., Lichakov V.N. Predicting the perceptual ratings of compression artefacts for different viewing conditions. Proceedings of 2000 Internationl Bradcasting Convention.

131. Hamada Т., Miyaji S., Matsumoto S. Picture Quality Assesment System by Three- 1.ayered Bottom-Up Noise Weighting Considering Human Visual Perception. SMPTE Journal, January 1999. pp.20 to 26.

132. Harvey, R., Matthews, I., Bangham, J.A, Cox, S. Lip reading from scale-space measurements. // Proceedings of theConference on Computer Vision and Pattern Recognition, 1997.

133. Hiroaki IKEDA and Reiko IWAI: Estimation of audio-video delay in recorded media (to appear).

134. Hiroaki IKEDA and Junichi YOSHIO: Synchronization in multimedia - Technical review, Journal of IEEJ, Vol. 126, No.5, pp.288-291 (May 2006).

135. IEC Multimedia quality - Method of assessment of synchronization of audio and video

136. Introduction to MPEG-7. Multimedia Content Description Interface. Edited by Manjunath B.S., Salembier P., Sikora T. - John Wiley & Sons. 2002. - 371p.

137. ISO/9000 Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. ISO/9001--94, 1994.

138. ISO/IEC 11172-2. Information Technology - coding of moving pictures and associated audio for digital storage media up to about 1.5 Mbit/s: Part 2 video,1993.

140. ISO/IEC 15938 Information technology - Multimedia content description interface (Part 1 - Part 8)

141. ITU-R. Japan. Requirements for operational monitoring in broadcasting chains //Doc.6Q/124-E, 26 September 2005.

142. ITU-R. Chairman, Study Group 6. Report on the current metadata situation //Doc.6A/l 17-Е, 6E/359-E, 6J/38-E, 6M/140-E, 6Q/164-E, 6S/167-E,13 April 2006

143. ITU-R. Republic of Korea. VQM/AQM Metadata for Quality Monitoring //Doc.6Q/202- E16, 16 April 2007.

144. ITU-R. Japan. Proposed Annex to the working document on metadata for broadcast operational monitoring//Doc.6Q/207-E, 16 April 2007.

145. ITU-R. Japan. Metadata for broadcast operational monitoring// Doc.6Q/172-E, 10 August 2006.

146. ITU-R. Working Party 6J. Liaison statement to Working Parties 6Q and 6A - Metadata for broadcast operational monitoring// Doc.6A/160-E, 6Q/216-E, 18 May 2007

148. Janko B. 1998. Measuring the Quality of Compression Systems in Composite Video Environments. Proceedings of 1998 International Broadcasting Convention , pp . 403 to 408.

149. Knee M. A Single-Ended Picture Quality Measure for MPEG-2. Proceedings of 2000 Internationl Bradcasting Convention,2000. pp.95-100.

150. Kuratate Т., Munhall K., P. Rubin, Audio-Visual Synthesis of Talking Faces from Speech Production Correlation , EuroSpeech'99 Publication.

151. Lakhani G. Improved Equations for JPEG's Blocking Artifacts Reduction Approach. IEEE Transactions on circuits and systems for video technology, 1997, vol.7, №7. pp.930-934

152. Lauterjung J. Picture Quality Measurement. Proceedings of 1998 Internationl Bradcasting Convention, 1998, pp.413-417.

153. Laurel B. Computers as Theatre. Addition- Wesiey, 1993.

154. Lewis, J. Automated Lip-Sync: Background and Techniques. Computer Graphics 1.aboratory, New York, personal communication. 1991.

155. Lodge N. K. and Wood, D., 1996. New Tools for evaluating the quality of digital television - results of the MOSAIC project. Proceedings of the International Broadcasting Convention. September 1996. pp. 323-330.

156. Lopez A., Fernandez G. Efficient media delivery over mobile terminals using DVB-II // ISCE2006

157. Lubin J. A human vision system model for objective picture quality measurement, Proceedings of 1997 International Broadcasting Convention, pp.498 to 503.

158. Lubin J. A human vision system model for objective picture quality measurements. Proceedings of 1997 Internationl Bradcasting Convention, 1997.

159. Lubin J. Sarnoff JND Vision Model. Contribution to IEEE Standards Subcommittee. Committee: G-2.1.6 Compression and Processing Subcommittee. Sarnoff Corporation. Ausust. 1997.

160. Lubin, J.,1997. A human vision system model for objective picture quality measurements. 1997 International Broadcasting Convention, pp 498 to 503.

161. Munhall, K., Kroos, G.C. and JOZAN, G. Spatial frequency requirements for audiovisual speech perception

162. Nagato Narita. Graphic Scaling and Validity of Japanese Descriptive Terms Used in Subjective-Evaluation Tests // SMPTE Journal, July 1993, pp. 616-622.

163. P/ FTA DRAFT REPORT «Future Content Management Systems. December 2001. Advanced Digital Video Storage and On-line Retrieval system DG 1ST - Project 10147». // www.advisor-project.com

164. Paulk M.C., Weber C.V., Curtis В., Chrissis M.B. The Capability Maturity Model: Guidelines for Improving the Software Process. - Addison-Wesley, 2000.

165. Pennebaker, W.B., Mitchell J.L. JPEG Still Image Data Compression Standard, Van Nostrand Reinhold, 1993.

166. Peterson H., Ahumada A., Watson A. An Improved Detection Model for DCT Coefficient Quantization. SPIE, vol. 1913, pp. 191-201.

167. Peregudov, A.F., Glasman, K.F., and Logunov, A.N. Relative Timing of Sound and Vision: Evaluation and Correction. ISCE2006 Publication.

168. Question ITU-R 68/6: Synchronization necessary for the satisfactory reception of sound and picture signals (2003-10) - still under study as of 2006.

169. Question ITU-T 11/9: Requirements and methods for sound and television transmission over IP networks "webcasting" (Study period: 2005-2008).

170. Rabiner, R., Juang, B. Fundamentals of Speech Recognition. Prentice Hall, Englewood Cliffts, New Jersey, 1993.

171. Rabiner, R., Gold, B. Theory and Application of Digital Signal Processing. Prentice-Hall, Inc. Englewood Cliffs, New Jersey, 1975

172. Ribas-Cordera J. Windows Media 9 Series - a platform to deliver compressed audio and video for Internet and broadcast applications.// EBU Technical Review. 2003. - N 293, January 2003.

173. Recommendation ITU-R BT.500-11: Methodology for the subjective assessment of the quality of television pictures.

174. Recommendation ITU-T H.262 ISO/IEC 13818-2: Information Technology Generic Coding of Moving Pictures and Associated Audio Information.

176. Recommendation ITU-R BT.710-4: Subjective assessment methods for image quality in high-definition television.

177. Recommendation ITU-R BT.709-5: Parameter values for the HDTV standards for production and international program exchange.

178. Recommendation ITU-R ВТ. 1359-1: Relative Timing of Sound and Vision for Broadcasting

179. Recommendation ITU-R ВТ. 1377: Labelling of video and audio apparatus throughput (processing) delay.

180. Rohaly A.M.. Janko В., Patel K.,Durant L. Objective Picture Quality Measurement - New Understandings. Proceedings of 2000 International Bradcasting Convention, 2000.

181. Rodionov I.V. Building an efficient mobile video streaming service//ISCE 2006

182. Schade O.H. Optical and photoelectric analog of the eye // JOSA, 1956, vol.46, №9, pp.721-739.

183. SMEF Data Model v. 1.87/http://ww-w.bbc.co.uk

184. SMPTE 336M-2001, Television — Data Encoding Protocol using Key-Length-Value. - SMPTE,2001.

185. SMPTE 356M Type D-10 Stream Specifications-MPEG-2 4:2:2P@ML for 525/60 and 625/50.

186. SMPTE Metadata Dictionary as specified in SMPTE RP210a.

187. SMPTE RP 205-2000 — Application of Unique Material Identifiers in Production and Broadcast Environments.

188. SMPTE Standard 330M-2000 for Television — Unique Material Identifier (UM1D).

189. SMPTE Standard 336M« - Data Encoding Protocol using Key-Length-Value. 190. SMPTE Standard, 380M - Material Exchange Format (MXF). Descriptive Metadata Scheme-1 (Standard, Dynamic).

191. Sugamura, N., Itakura, F. Speech analyses and'synthesis methods developed at ECL in* NTT - From LPC to LSP. Speech Communication, 4(2), June 1986.

192. Switkes E., Bradley A., De Valois K.K. Contrast dependence and mechanisms* of masking interactions among chromatic and luminance grating* // Journal of the Optical Soci ety of America A, 1998, vol.*5, №7, p p . i 149-1162.

193. Takahashi Y., Ilasegawa K., Sugiyama K., Watanabe M. Describing Story Structure of Movies with Semantic Score Method - Toward Human Content Interface Design»// Bulletin of Japanese Society for Science of Design, Vol.46, №6, pp.57-66 (2000).

194. Tucker, T. Monitoring and Control of Audio-to-Video Delay in Television.Broadcast Systems. IBC2001 Conference Publication, v.2, pp.355 to,359.

195. Vahitov, Y. Sh. Audition and Speech, LIKI, Leningrad.1973

196. Van Nes F.L., Koenderink J.J., Bouman M.A. Spatiotemporal Modulation Transfer in the Human Eye // Journalof the Optical Society of America, 1967, vol.21, pp.1082-1088.

197. Watson, A. A singlechannel model does not predict visibility of asynchronous gratings // Vision Research, 1981, vol.21, ppЛ 799-1800.

198. Watson A. Transfer of contrast sensitivity in linear visual networks. Visual Neuroscience, 1992, vol.8, p. 65 - 76.

199. Watson A., Nachmais J. Summation of asynchronous gratings // Vision Research, 1980, vol.20, pp.91-94.

200. Watson A., Solomon J., Ahumada A. DCT Basis Function Visibility: Effects of Viewing Distance and1 Contrast Masking. Human Vision, Visual Processing, and Digital Display IV, pp.99-108, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.