Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате: 1868-1920 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Саидов, Зикирулло Алиевич

  • Саидов, Зикирулло Алиевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 187
Саидов, Зикирулло Алиевич. Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате: 1868-1920 гг.: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2006. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Саидов, Зикирулло Алиевич

Введение

Глава I. Общая характеристика применения норм шариата в

Бухарском эмирате.

1. Основные черты правовой системы Бухарского эмирата.

2. Система субъектов применения норм шариата в Бухарском эмирате.

3. Процессуальные формы применения норм шариата.

Глава II. Основные юридические отношения по нормам шариата в Бухарском эмирате.

1. Договорные отношения

2. Преступления и особенности применения наказания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате: 1868-1920 гг.»

Актуальность темы исследования. Современная Республика Таджикистан находится на стадии своего становления и развития. Идут параллельно политический, экономический и правовой процессы формирования основ государственности молодой республики. Исторический анализ показывает, что на выбор путей развития государства огромное влияние оказывает правовая система. Вместе с тем ее формирование должно происходить на основе реального учета исторических, политических, территориальных особенности и традиций. В этом плане следует рассматривать правовые нормы шариата и исламские традиции. Значение историко-правовых исследований, посвященных развитию государства в переходный период, особенно, возрастает. Поэтому исследование исторических проблем применения норм шариата имеет важное значение. Представляется также важным, что в условиях формирования новой правовой системы Республики Таджикистан изучение и выяснение гуманистических, общечеловеческих и наиболее приемлемых правовых норм шариата позволит осмыслить и интегрировать их в законодательство республики в порядке преемственности всего лучшего и прогрессивного в области прав.

В современных условиях исследование проблемы мусульманской правовой системы связано, прежде всего, с тем, что мусульманское право, являясь одной из самостоятельных правовых систем мира, актуально как с точки зрения научной, теоретической, так и практической значимости. Очень важную роль играет оно в правовой сфере и в жизни мусульманских государств современного Востока, так как оказывает на мировоззрение их народов огромное влияние. Для более глубокого осознания этого важно овладение накопленным историческим опытом.

Известно, что тысячелетняя история таджикского народа тесно связана с мусульманскими правовыми нормами, нормами шариата. Со времени арабо-мусульманского нашествия (VII-IX вв.) и до 20-х годов XX в. таджики жили в условиях действия норм шариата. Именно таджикский народ в рамках этой правовой системы блистал знаменитыми правоведами и философами, такими, как Абу Ханифа (Нуъмон ибни Собит), Аль-Бухари, А.Самарканди, Ибн Сина, А.Джоми, Дж.Руми, С.Шерози, Х.Шерози, М.Газоли, Х.Кошифи, А.Фирдавси. По сей день научное наследие этих философов и правоведов продолжает оказывать влияние на формирование и развитие духовного мира не только мусульманского Востока, но и всего мира.

Актуальность темы обусловливается и хронологическими рамками исследования, которые определены логикой, предметом и объектом исследования и охватывают процесс до и после присоединения Средней Азии к России, заключения Договоров между Бухарой и Россией в 1868 и 1873 гг. до 1920 года. Бухарский эмират после присоединения Средней Азии к России формально сохранял свою прежнюю форму правления, собственную администрацию, но при этом находился в зависимости от царской России, являясь ее протекторатом.

Проблема исторического исследования действия норм шариата в Бухарском эмирате как своеобразного правового явления и его классификация по отраслям права существенно дополняют научные познания, в частности, в области истории государств и права.

Степень изученности проблемы. Мусульманское право в течение более десяти веков являлось господствующей правовой системой на исторической территории нынешнего Таджикистана. Несмотря на значительность такого периода времени, практика действия норм шариата в Бухарском эмирате до сих пор не стала предметом глубокого научного исследования, не имеется ни одной монографической работы, непосредственно посвященной этой проблеме, что является «белым пятном» в историко-правовой науке Таджикистана. Однако это не означает, что никем эта проблема вообще не исследовалась. Рассматривая саму мусульманскую правовую систему, ряд ученых, так или иначе, затрагивали проблемы мусульманского права и шариата как нормативного предписания и религиозного источника, однако, не вдаваясь глубоко в суть вопроса, составившего тему нашего диссертационного исследования.

Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в работах крупных ученных-исламоведов юристов, востоковедов и историков. Отметим работы таких ученных, как Г.Дюло, Д.Вормс, Е.А.Беляев, Мирзо-Казембек, У.Мьюир, А.Шпренгер, Н.Торнау, А.Е.Крымский. В начале XIX века наиболее популярной и содержательной являлась работа главы администрации Каспийской области Н.Торнау - «Изложение начал мусульманского законоведения»1, которая в основном замыкалась на гражданских установлениях шариата. Однако, ученые не обращали внимание на правовую характеристику мусульманского права и рассматривали его в качестве одного из элементов религиозной системы. Достоинство и заслуга этих ученых состоит в том, что они рассматривали право в тесной взаимосвязи с историей арабского и других народов и возникновением ислама. Благодаря этим ученым, многие факты из жизни Пророка, халифов и халифата, проясняющие источник происхождения отдельных норм шариата и мусульманского права, стали достоянием науки.

В конце XIX - начале XX вв. был издан ряд интересных исследований, посвященных мусульманскому праву. Среди них почетное место принадлежит таким знаменитым правоведам и востоковедам, как Л.В.С.Ван ден Берг, А.Ф.Кремер, В.В.Бартольд, А.Е.Венсинк, В.Ф.Гиргас, И.Гольдциер, А.Ламменс, Ю.Крачковский, Н.Остроумов, Г.С.Саблуков, В.С.Соловьев, М.Хартман, С.Хюргронье, П.Цветков, П.Петрушевский. Они сыграли важную роль в ознакомлении Запада с нормами шариата.

1 См.: Торпау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб. 1850. 652 с.

Следует отметить, что наиболее значительными исследованиями этого периода являются работы Савваса Паши - «Теория мусульманского права»1,

А.Кремера - «Мусульманское право»" и П.Цветкова - «Исламизм»". В них подробно рассмотрено мусульманское право и раскрыты основные понятия и институты мусульманского права. Эти работы написаны на основе первоисточников и работ мусульманских авторов - создателей правовых школ и их последователей. В этом аспекте особую роль сыграл голландский ученый -правовед XIX века Л.В.С.Ван ден Берг, который объективно и доброжелательно исследует конкретные формы шариата с позиции правовой теории и практики на материале Нидерландской Индии (современная Индонезия) с учетом местных обычаев и традиций4. В этот период основной целью исследований ученых-юристов и востоковедов являлось ознакомление читателей с исламской юриспруденцией, вкладом шариата в мировую правовую культуРУ

Последний этап охватывает начало XX века и продолжается до наших дней. Различные аспекты истории мусульманского права нашли отражение в трудах Х.С.Сулаймановой, Т.М.Культелеева, С.К.Кожоналиева, И.И.Крыльцова. В деле изучения отдельных обычаев, в том числе правовых, надо отметить вклад историков-этнографов, изучавших быт таджикского народа - М.С.Андреева, Н.А.Кислякова, И.Мухиддинова, М.Р.Рахимова. Исследования этих авторов очень важны для выявления соотношения мусульманского права с обычно-правовыми нормами.

1 Савваса Паши. Теория мусульманского права. Перевод А.Выгорницкого.

Перепечатано из «Туркестанских Ведомостей» за 1910 г. в типографии при канцелярии Туркестанского Генерал-Губернаторства. 56 с. Кремер А.Ф. Мусульманское право. Ташкент. 1888. 62 с.

3 Цветков П. Исламизм. Асхабад. 1912. Т.1. 460 е.; Т.2. 1913. 418 е.; Т.З. 1913. 552 е.; Т.4. 1913.453 с.

4 Ван ден Берг, Л. В. С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии (пер. с гол.). Предисл. Л.Р.Сюкияйнена. М. Наталис. 2005. 240 с.

Важные сведения о составе, структуре и сущности мусульманского права в аспекте исследуемой проблемы можно померкнуть в исследованиях Н.Остроумова, П.Цветкова, Р.Шарля, А.Меца, А.Массе, Р.Давида, Л.Р.Сюкияйнена, З.Х.Мисрокова, О.У.Усмонова, Ф.Т.Тахирова, К.Ш.Розы ко ва, М.С.Хайдаровой, А.Г.Халикова, И.Д.Сафарова, И.Б.Буриева и др. Среди этих исследований особое место занимают работы Л.Р.Сюкияйнена, которые отличаются теоретической новизной,1 Данный труд наиболее глубоко и профессионально знакомят читателей с мусульманской правовой системой. В работах таких авторов, как А.Массе, Р.Шарль, А.Шахт, М.И.Садагдар, Г.М.Керимов, раскрыты основные понятия и институты мусульманского права. Эти работы характеризуются тем, что они написаны на основе первоисточников и работ мусульманских авторов - создателей правовых школ и их последователей. Они имеют несомненное научное значение и содержат характеристику норм права, источников права, юридические методы и способы получения норм из общих религиозных предписаний и одновременно критику этих теоретических норм.

Для изучения поставленных перед нами задач наиболее значительными исследованиями являются работы Ф.Т.Тахирова, О.У.Усманова, Ш.К.Разыкова, М.М.Муллаева, А.Маджлисова, М.С.Хайдаровой, А.Г.Халикова, А.М.Абдулова, И.Д.Сафарова, И.Б.Буриева, которые содержат весьма интересные теоретические положения и фактический материал о мусульманском праве и его роли на территории исторического Таджикистана. Однако, следует отметить, что во всех трудах вышеназванных ученых-юристов, рассматриваемые вопросы освещаются в связи с исследованием ими других проблем.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является комплекс исторических и практических проблем действия норм шариата в Бухарском эмирате. См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М. Наука. 1986. 235 с.

Предмет исследования составляют конкретные факты, характеризующие особенности действия норм шариата в Бухарском эмирате.

Цели и задачи исследования. Главной целью диссертационной работы является выявление особенностей действия норм шариата в конкретно взятом регионе, а именно в Бухарском эмирате. Однако, имея в виду то обстоятельство, что в рамках одной диссертации разработка всех историко-правовых проблем, связанных с темой настоящей диссертации, представляется невозможной, в ней исследованы наиболее важные из них: особенности действия норм шариата и взаимодействие мусульманского права с другими правовыми системами, и их соотношение в процессе правового развития. Исходя из этих целей, были поставлены следующие задачи:

- проанализировать основные черты правовой системы Бухарского эмирата;

- определить соотношение понятий «шариат» и «мусульманское право»;

- выявить и изучить систему субъектов применения норм шариата;

- изучить процессуальные формы применения норм шариата;

- проанализировать правоприменительную деятельность судебных органов;

- выявить факторы, влияющие на действие норм шариата;

- определить особенности применения норм отдельных отраслей мусульманского права в Бухарском эмирате.

Методологическая основа исследования. Методологическую базу исследования составили диалектические методы научного познания. В ходе исследования использовались специальные приемы научного познания: изучение и анализ документов, синтез, аналогия и сравнение, единство теории и практики, необходимость учета общего и особенного в классификации правовых норм и при изучении правовых явлений. Широко использованы исторический и сравнительно-правовой методы при исследовании диссертационной работы.

Источниковая база. В данном исследовании использованы главным образом материалы фондов Центрального государственного архива Республики Узбекистан и Центрального государственного архива Республики Таджикистан. Для изучения и раскрытия темы настоящей работы особо ценными источниками явились документы, хранящиеся в архивных фондах государственного архива Республики Узбекистан, касающиеся деятельности эмира, других должностных лиц в отправлении правосудия и применении норм шариата в Бухарском эмирате. Параллельно для изучения и раскрытия темы настоящей работы нами были использованы документы, хранящиеся в архивных фондах государственного архива Республики Таджикистан, касающиеся деятельности казиев и отчеты о деятельности народных судов Ходжентского уезда, книга записей решений казиев с 1868 до 1920 г, деятельности начальника Ходжентского уезда, жалобы и прошения граждан к нему. Сложность обработки архивного материала была связана с тем, что в основном они написаны на арабской графике. Кроме того, сложная арабо-таджикская юридическая терминология, переданная трудно читаемым канцелярским почерком («таълик» и «шикаста»), знакомым только писцам («мирзо»), очень затрудняла процесс исследования.

Работа с архивными фондами показала, что весьма интересные материалы по всем отраслям права оставались до сегодняшнего дня необработанными и неизвестными широкому кругу читателей. С определенной частью этих уникальных материалов читатели знакомы по работам Ф.Т.Тахирова, О.У.Усманова, Ш.К.Разыкова. Что касается проблемы действия норм шариата именно в Бухарском эмирате, составлявшим собственно территорию исторического Таджикистана, то она не стала предметом отдельного исследования, проведенных указанными авторами.

Выводы и интересные научные положения содержались и в официальных документальных материалах дореволюционного Таджикистана. Наряду с архивными материалами, к ним относятся записки и отчеты Российского политического агента в Бухарском эмирате (П.М.Лессар, Лютш), книга решений Самаркандского казия XVI в., переведенная Р.Р.Фитратом и изданная в Ташкенте в 1937 г., судебные решения и приговоры казийских (народных) судов Ходжентского уезда, по которым можно судить о сфере распространения и действия норм шариата.

Научная новизна. Настоящая диссертация по существу является первым исследованием, всецело посвященным особенностям действия норм шариата в Бухарском эмирате. В работе комплексно исследован вопрос о действии норм шариата на территории Бухарского эмирата с начала его распространения, его взаимодействие с другими правовыми системами, в частности, с Российским правом. Впервые в научный оборот вводятся арабо-персидские работы классического средневековья, а также некоторые работы иранских исследователей.

Хронологическое исследование темы и изучение проблемы в динамике позволили автору выявить факторы и пути влияния внешних (российского права) и внутренних (обычного права) правовых норм на действие норм шариата. Выявлена заслуга среднеазиатских правоведов в исследовании источников, особенно норм Корана и хадисов, действии норм шариата и применение мусульманского права. Введены в научный оборот новые архивные материалы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Правовая система Бухарского эмирата в своем развитии фактически и юридически пережила два этапа: а) период оформления собственно правовой системы Бухарского эмирата как самостоятельного государственного образования, охватывающий конец XVI в. до 1868, т.е. до присоединения Средней Азии к России и, б) период нахождения правовой системы Бухарского эмирата под влиянием законодательства России, охватывающий 1868 г. по 1920 г.

2. Понятие «шариат» шире понятия «мусульманского права», являющимся составной частью первого. Мусульманское право это совокупность юридических норм, установленных шариатом, регламентирующих лишь правовые отношения между людьми по поводу тех или иных прав и обязанностей. Шариат же, от арабского «ша-ра-ъа», буквально означающий «путь следования», представляет собой совокупность как правовых, так и моральных, нравственных ценностей, определяющих правила поведения людей во всех сферах общественной жизни.

3. Правовая система Бухарского эмирата не была исключительно мусульманской в его чистом виде, и она создавалась не на пустом месте: она сохраняла и воспринимала многое из правовых явлений прошлого, которые продолжали действовать наравне с мусульманскими правовыми нормами. В ней имелись значительные следы авестийской правовой системы, элементы традиционных обычно-правовых норм, институты других правовых школ, в том числе буддизма. Основной чертой правовой системы Бухарского эмирата явилось включение в нее систем права тех народов, которые входили в его состав. Эта система в какой-то мере стала результатом взаимовлияния и взаимодействия множества культур и цивилизаций. Поэтому трудно говорить о ее единой структуре правовой системы Бухарского эмирата по той простой причине, что не были одинаковыми правовые источники обширной территории этого государства и поэтому, не было единой практика правоприменения.

4. В структуре права Бухарского эмирата выделялись две группы тесно взаимосвязанных и взаимозависимых норм: а) юридические предписания Корана и Сунны (в силу их непосредственного «божественного» происхождения); б) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе, прежде всего мнения муджтахидов (наиболее авторитетные знатоки религиозных и правовых вопросов), факихое (ученые-правоведы), иджма (единогласное мнение крупных богословов и правоведов - Совет Улемов) и умозаключения по аналогии (киёс).

5. Нормы права в Бухарском эмирате были, основанные на предписаниях шариата, характеризуются тем, что они применялись на основе суннитского направления ханифитского толка, так как большинство населения эмирата было ханифитами. Отсюда правовая система Бухарского эмирата была построена на принципах мусульманского права ханифитского направления.

6. Право и его действие в Бухарском эмирате не имело, как современные семьи права, четкого разграничения составных элементов права, которые отвечали бы требованиям системы права современного типа. Оно было тесно переплетено с религиозными и моральными формами регулирования всех сфер общественной жизни.

7. Установление царской власти в Средней Азии хотя и не ликвидировало Бухарский эмират и его государственную систему, но внесло существенные изменения во внутреннюю жизнь страны и власть эмира. Несмотря на формальное сохранение самостоятельности Бухарского эмирата, царская Россия получила юридическую возможность вмешиваться во внутренние дела данного государства, что неизбежно трансформировало в определенной степени всю правовую систему эмирата. Происшедшие изменения не только негативно повлияли на политическую систему Бухарского эмирата (на престиж государства), но и отразились на его правовой системе, в частности, на источниках права, юрисдикционных органах, правотворчестве, правоприменении, реализации права. Начала формироваться новая правовая культура, правовая идеология, связанная с возникновением новых правовых институтов в пределах Бухарского эмирата. Все эти новые правовые формы и явления во взаимодействии со средневековыми средствами нормативного и индивидуал ьно-правового воздействия, господствующими в Бухарском эмирате, в купе выступали средством упорядочения всех сфер жизни в эмирате и как фактически, так и юридически существенным образом модифицировали правовую систему Бухарского эмирата.

8. Анализ состояния государственного управления Бухарского эмирата, порядка формирования аппарата и его деятельности показал, что особенность субъектов применения норм шариата в Бухарском эмирате состояла в том, что все они являлись индивидуальными, т.е., коллективных субъектов в виде объединения граждан (организаций), применяющих норм шариата не существовало.

9. В историко-правовой литературе распространено мнение о том, что судебная власть в Бухарском эмирате полностью находилась в руках мусульманского духовенства (казиев - судей). Однако, кроме мусульманского духовенства, в отправлении функции правосудия были вовлечены и иные должностные лица страны, непосредственно не входвшие в категорию духовных лиц, а выполнявших чисто административные функции. Так, правосудие отправлялось и эмиром, и кушбеги, и раисом, и миршабом, и мухтасибом, и беком, и амлакдаром и т.д. Духовными лицами (казнями) больше всего решались гражданские дела, а что касается уголовных дел, их естественно присваивала себе администрация (беки и амлакдары и др.), так как каждое такое дело являлось источником большого дохода, давало широкую возможность для всяких должностных злоупотреблений и вымогательств.

10. Процессуальная форма, функции и обязанности казиев (на местах) определялись прежде всего сложившимися в эмирате в течении нескольких веков традициями, а также в указах эмиров при их назначении. Подсудность дел и компетенция казиев в первую очередь устанавливалась по воле эмира Бухары, где они точно разграничивались.

11. В Бухарском эмирате после присоединения Средней Азии к царской России гражданско-правовые отношения, в том числе и договорные отношения, продолжали регулироваться нормами шариата, за исключением норм гражданского права, регулировавших договорные отношения, возникающих между русскоподданными и лицами местной национальности по поводу ссуды, векселей и кредитов.

12. Мусульманское уголовное право являлось достаточно разработанным для своего времени, в связи с чем нельзя согласиться с существующей в современной отечественной юриспруденции точкой зрения о том, что данная отрасль считается мало разработанной (установление дифференцированных запретов и их уголовно-правовые последствия, подробная категоризация преступлений, определение круга лиц, признаваемых субъектами преступлений, обстоятельства, исключающие преступность деяния, классификация наказаний и т.д.).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и предложения, сформулированные в работе, восполняют существующий пробел в изучении истории права таджикского и других среднеазиатских народов, имеющих общую и единую религиозную и правовую системы. Результаты исследования также могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе юридических факультетов и вузов при преподавании курсов по истории государства и права, а также для совершенствования действующего уголовного и гражданского законодательства Республики Таджикистан.

Обоснованность и достоверность результатов исследования. Результаты данного исследования основываются на изучении и анализе различных документальных источников: нормативно-правовых актов, архивных материалов, историко-правовой и периодической литературы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены также выбором и применением диссертантом научной методологии, комплексным подходом к изучению действий норм шариата в Бухарском эмирате.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в нескольких научных публикациях автора. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

Отдельные положения, выводы и предложения рассматривались диссертантом на научно-практических конференциях и семинарах, апробированы путем внедрения в учебный процесс Академии МВД Республики Таджикистан, Российско-Таджикского славянского университета и юридического факультета Института экономики Таджикистана при преподавании курсов «Истории государства и права Республики Таджикистан», «Истории государства и права зарубежных стран» и «Теории государства и права», а также внедрены в систему служебной подготовки и широко используются при профессиональном обучении, подготовке и воспитания кадров органов внутренних дел Республики Таджикистан в плане их духовно-нравственного совершенствования, укрепления взаимопонимания, дружбы и согласия между народами и сохранения гражданского мира и межконфессионального согласия.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Саидов, Зикирулло Алиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования были выявлены следующие особенности в распространении и действии норм шариата в Бухарском эмирате.

1. Правовая система Бухарского эмирата подразделяется на два этапа: а) Правовая система в чистом виде: от 1583 г по 1868 г. б) Правовая система Бухарского эмирата от 1868 г по 1920 г, находилась под влиянием законодательства России.

2. Между понятиями мусульманское право и шариат существует определенная разница. Мусульманское право это совокупность юридических норм, установленных шариатом, регламентирующих лишь правовые отношения между людьми по поводу тех или иных прав и обязанностей. Шариат же, от арабского «ша-ра-ъа», буквально означающий «путь следования», представляет собой совокупность как правовых, так и моральных, нравственных ценностей, определяющих правила поведения людей во всех сферах общественной жизни, то есть все вместе то, что составляет существо, на котором основывается пророческая миссия («Мы каждому из вас предначертали Устав (для жизни) и дорогу (к свету)».

3. Правовая система Бухарского эмирата не была исключительно мусульманской в его чистом виде. Здесь имеет место преемственность в праве. В ней имелись значительные следы авестийской правовой системы, элементы традиционных обычно-правовых норм, в частности, в области имущественного права, собственности и владения, способов приобретения имущественных прав и защите владений, обязательственного права, т.е. договоров поручительства, мены, купли-продажи, займа и залога, а также институты других правовых школ, в том числе буддизма. Основной чертой правовой системы Бухарского эмирата явилось включение в нее систем права тех народов, которые входили в его состав. Эта система в какой-то мере стала результатом взаимовлияния и взаимодействия множества культур и цивилизаций.

4. Действие норм шариата и практики его применения в Бухарском эмирате убедительно показывает, что мусульманское право даже тогда, когда оно являлось господствующей правовой системой, никогда не было всеохватывающим и единственным законом. Исследование показывает, что в Бухарском эмирате всегда существовали самые различные правовые традиции, обычаи.

5. В правовой системе Бухарского эмирата имелись не только следы различных систем права, но и норм и институтов, которые исходили из различных доктрин мусульманско-суннитской и мусульманско-шиитской школы. Однако правовая система Бухарского эмирата была построена в основном на принципах и положениях мусульманского права ханифитского направления, так как мусульманские завоеватели Средней Азии в основном были суннитами, принадлежавшими к ханифитам.

6. Правовая система Бухарского эмирата не обладала единой структурой по той причине, что не были одинаковыми правовые источники на обширной территории этого государства и поэтому не было единой практика правоприменения.

7. В Бухарском эмирате применялись наказания по нормам шариата. Судебные решения, кроме приговоров о смертной казни, никем не отменялись. Для каждого случая исполнения приговора о смертной казни требовалось разрешения правителя (эмира), называвшееся «Муборакномаи кушт». После получения письменного разрешения правителя приговор приводился в исполнение. В случае несогласия приговор мог быть изменен, что было очень редким явлением.

8. Кроме мусульманского духовенства в отправлении функции правосудия были вовлечены и иные должностные лица страны, непосредственно не входящие в категорию духовных лиц, а выполнявших чисто административные функции. Так, правосудие отправлялось и эмиром, и кушбеги, и раисом, и миршабом, и мухтасибом, и беком, и амлакдаром и т.д. Духовными лицами (казнями) больше всего решались гражданские дела, а что касается уголовных дел, их естественно присваивала себе администрация (беки и амлакдары и др.).

9. Применение норм шариата на практике показывает, что отношения в области договоров и пользования землей в Бухарском эмирате регулировались не только нормами шариата, но и обычно-правовыми нормами.

10. В Бухарском эмирате нормы шариата, устанавливавшие запрет, больше были связаны с нравственными нормами (запрет ростовщичества, недействительность сделки, если она связана с риском, непризнание собственности на землю в определенных случаях и т.п.) но, как показывает практика, эти предписания не действовали.

11. При применении наказания в виде «хадд» и «кисас» кази (судья) в Бухарском эмирате не обладал, либо обладал незначительной свободой выбора конкретной меры. Однако при применения наказания в виде «тазир» кази обладал полной свободой выбора меры наказания по своему усмотрению.

12. В Бухарском эмирате часто практиковалось применение наказания в виде ссылки с ее отбыванием не только в пределах Бухарского эмирата, но и за его пределами, в частности, в России (Сибирь), что свидетельствовало о взаимопроникновении двух правовых систем.

13. В Бухарском эмирате наказанию подвергались только совершеннолетние лица, находившиеся в полном разуме при совершении преступления.

14. В Бухарском эмирате расследование любых дел производилась гласно, но без какого-либо ведения делопроизводства: не велись записи показаний и иные процессуальные действия, а устные показания свидетелей признавались допустимыми.

15. Определение понятия преступления ни в оятах Корана, ни в суннах и ни в хадисах пророка Мухаммада не существует. Соответственно, в Бухарском эмирате определения понятия преступления также не было. Однако его понятие разработано в учениях мусульманско-правовых школ. Таковым является следующее: преступление - это такие действия, которые содержат элемент причинения вреда другому лицу; это то, что когда кто-либо причиняет вред и посягает на нафс (интерес) и (или) человеческие органы другого лица.

16. Доктринальное определение понятия преступления, даваемое в учениях мусульманско-правовых школ и современное понятие преступления совпадают в части его материального признака. Так, современное уголовное право определяет, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Соотношение этих понятий приводит к недвусмысленному выводу о том, что и в теории мусульманского права обусловленность правового запрета правонарушения (преступления) объяснялись социальными и психологическими аспектами, свидетельством чего являются основные его признаки - «причинение вреда другому лицу», «причинение вреда человеческому органу другого лица», «посягательство на нафс (интерес)», «наличие значительной вины (греха), заслуживающей сурового наказания».

17. Положение мусульманского права ханифитского толка, а также современное уголовное законодательство Российской Федерации, не обязывает близких родственников давать показания в отношении друг друга, могущие навредить им (супруги в отношении другого супруга, родителей в отношении детей и наоборот, внуков, дедушек, бабушек и т.д.). В связи с этим Уголовный кодекс России не предусматривает в отношении них уголовную ответственность за отказ от дачи показаний. К сожалению, следует констатировать, что такой исключительной нормы не существует в уголовном законодательстве Республики Таджикистан. Введение такой нормы в современное уголовное законодательство Таджикистана, на наш взгляд является не только своевременным, но и отвечало бы глубоким человеческим чувствам, вытекающих из родственных связей.

18. В целом изучение правовой системы Бухарского эмирата имеет большое познавательное значение. Оно позволяет более глубоко познать своеобразную природу государственной организации и правовой системы этого государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Саидов, Зикирулло Алиевич, 2006 год

1. Нормативно-правовые акты (источники)

2. Договор между Россией и Бухарой. Зирабулак, 23 июня 1868 г.

3. Договор между Россией и Бухарой. Шаар, 28 сентября/10 октября 1873 г.

4. Коран / Пер. с араб. И.Ю.Крачковского. М. 1990. 526 с.

5. Коран / Пер. смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. Центр Аль-Фуркан. Дамаск. 1420 г. по хиджри (2000 г.). 737 с.

6. Коран. Пер. с фарси Имам Шохвалиллох. Лохур. 2006. 736 с.

7. Мухтасар-ул-викоя (на арабском и фарси текстах). Изд-во Лит. Яковлева. Ташкент. 1851. 240 с.

8. Мухтасар-ул-викоя (Конунхои мухтасари шариат) дар шархи Хочи Акбар Насими Кубодиёни (на таджикском языке). (Краткое изложение законов шариата в разъяснениях Хочи Акбара Насими Кубодиёни). Душанбе. 2004. 202 с.

9. Шариа У.Т. Мухтасар-ул-викоя (на арабской графике). Ташкент. 1900. 234 с.

10. Положение об управлении Туркестанским краем (Свод законов Российской империи) М. 1910. Т.2. Кн.1. С.437-469.

11. Сборник Договоров России с другими государствами 1856-1917 / Под ред. Е.А.Адамова. М. Политическая литература. 1952. 464 с.

12. Муфти Мухаммад Ошики Иллохии Беруни. Шарху Кадури. (в переводе арабского на фарси Гуломиддини Паншери). Мадинаи Мунавара. Пай-ванд. 2003.(1424 г.х.) 644 с.1.. Архивные материалы

13. Архив внешней политики России (АВПР). Ф. 1.4. Оп.8. Д. 10.

14. Среднеазиатский стол. Курган Тюбинское бекство в Восточной Бухаре. Д.304. Записки инженера Гаевского на имя Министерства иностранных дел. 1914.

15. Архив Института востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан. № 982.

16. Институт Востоковедения Академии наук РУз. Папка № 47. Д. № 47/ 141; Д. № 47/143; Д. № 47/147; Д. № 47/171.

17. Казийские документы XVI в. / Текст, указ. и прим. подгот. Р.Р.Фитрат, Б.С.Сергеев. Ташкент. Изд-во Ком. наук Уз.ССР. 1937. 80 с.

18. Сибирский вестник. 1818. № 3.

19. ЦГА РУз. Кушбеги. Ф.1. Оп.1. Д.374.

20. ЦГА РУз. Центральный исполнительный комитет Восточной Бухары (Восточный ЦИК). Ф.2. Оп.1. Д. 3, 251.

21. ЦГА РУз. Российское императорское политическое агентство в Бухаре. Ф.З. . Оп.1. Д. 74, 247, 441.

22. I. Монографии, книги, учебники, научные статьи

23. Shacht P. An introduction to Islamic law. Oxford. 1966. 396 c.

24. Абдулов A.M. Пенитенциарная система Таджикистана (вторая половина XIX XX вв.) Ч. 1. Душанбе. Ирфон. 2003,116 с.

25. Абдулов A.M. Правовые основы и практика пенитенциарной системы Таджикистана во второй половине XIX начале XX вв. (историко-правовое и сравнительное исследование). Душанбе. 2003. 352 с.

26. Абрамов А. Положение об управлении Туркестанским краем. Ташкент. 1916. 250 с.

27. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали. Эхёи улум ад-дин. 4.1-4. Каир. 1939. 992 с.

28. Абу Ханифа Нуман ибн Сабит. Ал-Фикх ал-акбар. Казань. 1914. 484с.

29. Абу Хафс. Магая Кандия / Справочная книжка Самаркандской области за 1906 г. Пер. В.Вяткина. Самарканд. 1906. Вып. 6.

30. Абубакр Мухаммад ибн Джафар Наршахи. Таърихи Бухоро (История Бухары). Душанбе. 1979. 80 с.

31. Азизкулова Г.С. Цикл лекций по истории государства и права Республики Таджикистан. Душанбе. 1995.212 с.

32. Азизкулова Г. С. Понятие и виды преступлений по уголовному законодательству Афганистана // Государство и право. М. 1996. №1.

33. Айни С. Бухара. Воспоминания. В 2-х книгах. Кн. 2. Душанбе 1980. 260 с.

34. Айни С. Бухара. Воспоминания. М. 1961. 260 с.

35. Айни С. Бухарские палачи. Смерть ростовщика. Ятим. Душанбе. 1970. 347 с.

36. Айни С. Зиндон (Могила живых). Ташкент. 1934. 46 с

37. Арандаренко Г.А. Досуги в Туркестане (1874-1889). СПб. 1889. 666с.

38. Арапов Д.Ю. Бухарское ханство в русской востоковедческой историографии. М. Московский университет. 1981. 128 с.

39. Арапов Д.Ю. Из истории взаимоотношений Средней Азии и Ирана в конце XVI в. Вестник Московского университета. Серия «История». 1969. №1. С. 68-81.

40. Атийа Мустафа Машрафа. Ал-Када фи-л-ислам. Бейрут. 1966. 530 с.

41. Ахмад Дониш. История мангитской династии. Душанбе. 1967. 142 с.

42. Ахмад Дониш. Путешествие из Бухары в Петербург. Душанбе. 1967. 258 с.

43. Ахмад Фатхи Бахнаси. Ал-Джараим фи-л-ислам. Каир 1962. 462 с.

44. Бартольд В.В. История культурной жизни Таджикистана. Ленинград. 1927.256 с.

45. Байза Ходжа Тошканди. Хулосаи фикх,и Кайдони (Выводы кайдан-ского фикха). Ташкент. 1883. 24 с.

46. Бартольд В.В. Состояние и задачи изучения истории Туркестана. Соч. Т. IX. М. 1977.228 с.

47. Бартольд В.В. Таджики. Соч. Т.Н. Ч. I. М. 1963. 583 с.

48. Бокиев О. Завоевание и присоединение Северного Таджикистана, Памира, горного Бадахшана к России. Душанбе. Ирфон. 1994 г. 156 с.

49. Буриев И.Б. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VII-начало XX вв.). Душанбе. 1999. 199 с.

50. Бухари М.И. Джомеъ ус-сахех. Кн. 4. Ташкент. 1991. 302 с.

51. Бухари М.И. Касос-ул-анбие. Душанбе. Ориено. 1991. 398 с.

52. Валиев А. Этнографические сведения о таджиках в XV-XVIII вв. Известия Академии Наук Таджикской ССР. Отделение Общественных наук. Душанбе. 1981. № 3.

53. Вамбери Г. История Бухары или Трансаксонии. Т.2. Спб. 1873.

54. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. / Пер. с гол. Предисловие Л.Р.Сюкияйнена. М. Наталис. 2005. 240 с.

55. Варыгин М.А. Опыт описания Кулябского бекства // Известия императорского русского географического общества. Выпуск X. Петроград. 1916.

56. Вахба аз-Зухайли. Ал-фикх ал-исломи ва адилатуху. 4.1. Дамаск. 1984. 491 с.

57. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М. 2000. 254 с.

58. Вербовский В.Т. Положение об управлении Туркестанским краем. Ташкент. 1911.

59. Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. Т.1. С древнейших времен до Великой Октябрьской революции. 3-е изд. испр. и доп. М. 1955. 544 с.

60. Гафуров Б.Г. Таджики. Душанбе. Ирфон. 1979. Кн.2. 468 с.

61. Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. М. Наука. 1972. 658 с.

62. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе. Ирфон. 1998. 718 с.

63. Горнад С.Е. О праве собственности по мусульманскому законодательству. СПб. 1882.387 с.

64. Грунебаум Г.Э. Классический ислам (800-1258 г.г.) М. Наука. 1968. С.79.

65. Джамал ал-Утайфи. Мата ва Кайфа ту-таббак укубат кат-йад ас-сарик фи Либийа-ал ахрам. Каир. 1972. 497 с.

66. Джунайд. Шархи викоя. Лакнау. 1884.

67. Дингельштедт Н. Судебные преобразования в Туркестане // Журнал гражданского и уголовного права. 1982. №2.

68. Добромыслов А.И. Материалы по истории России. Т.1. Оренбург. 1913. С.13.

69. Дриккер Х.Н. Из истории борьбы за преодоление феодально-байских пережитков в сельском хозяйстве Таджикистана (1917-1929 гг.) // Советское востоковедение. 1956. № 6.

70. Дустхох Дж. Авесто: кухантарин сурудхои Эрони бостон / Гузориш ва пажухиши Чалили Дустхох. Душанбе. 2001. 792 с.

71. Имам Бухори. Сахех аль-Бухори. М. 2005. 430 с.

72. Искандаров Б.И. Восточная Бухара и Памир в период присоединения Средней Азии к России. Душанбе. Таджикгосиздат. 1960. 214 с.

73. Искандаров Б.И. Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX в. Душанбе. 1963. 4.2. 351 с.

74. Искандаров Б.И. Из истории Бухарского эмирата (Восточная Бухара и Западный Памир в конце XIX века). М. 1958. 127 с.

75. Искандаров Б.И. Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX в. 4.2. // Труды Академии наук Тадж. ССР. T.XXXIX. 1968.

76. Ислам: Энциклопедический словарь. М. 1991.

77. История таджикского народа. Т.2. Кн. 2. М. Наука. 1964. 376 с.

78. Ишанов А.И. Бухарская Народная Советская Республика. Ташкент. 1969.391 с.

79. Ишанов А.И. История государства и права Узбекистана. Учеб. для студентов юрид. учебных заведений. Ч. I. Ташкент. Укитувчи. 1969. 345 с.

80. Караш Хан-оглы. Народный суд Закаспийской области (местный суд). Ташкент. 1922. 198 с.

81. Кахистани. Джами ал-рамуз. Т.З. Казань. 1911. 480 с.

82. Кахистани. Джами-ал-рамуз. Т.4. Казань. 191 1. 568 с.

83. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М. Наука. 1978. 223 с.

84. Конопка С. Р. Туркестанский край. Ташкент. 1910. 374 с.

85. Костенко J1. Средняя Азия и водворение в ней русской гражданственности. СПб. 1871. 358 с.

86. Кремер А.Ф. Мусульманское право. Ташкент. 1888. 62 с.

87. Крыльцов И.И. Государственное управление и суд в среднеазиатских ханствах накануне завоевания Туркестана царской Россией // Ученыезаписки Свердловского юридического института. Т.2. Свердловск. ОГИЗ. 1947.

88. Культегеев Т.М. Уголовное обычное право казахов. Алма-Ата. 1955. 240 с.

89. Кушматов А. Вакф (намудхои заминдории вакф дар шимоли Точи-кистон дар солхои 1870-1917). Душанбе. 1990. 190 с.

90. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т.32. 583 с.

91. Липский В.И. Горная Бухара. 4.2. СПб. 1902. 541 с.

92. Липский В.И. Горная Бухара. Результаты трехлетних путешествий в Среднюю Азию в 1896, 1897 и 1899 годах. СПб. 1905. 735 с.

93. Логофет Д.И. Бухарское ханство и его современное состояние. СПб. Изд. В.Березовского. 1909. 239 с.

94. Логофет Д.Н. Бухарское ханство под русским протекторатом. Т.2. СПб. 1912. 354 с.

95. Логофет Д.Н. В горах и на равнинах Бухары (Очерки о Средней Азии). СПб. 1913.622 с.

96. Логофет Д.Н. В забытой стране: Путевые очерки по Средней Азии. М. 1912. 175 с.

97. Логофет Д.Н. Страна бесправия. Бухарское ханство и его современное состояние. СПб. 1909. 240 с.

98. Мавлави Фахриддин. Фароизи шархи акоид. Бомбей. 1303 х. 276 с.

99. Маджлисов А. Аграрные отношения в Восточной Бухаре в XIX -начале XX вв. Душанбе. Ирфон. 1963. 331 с.

100. Манукбаев Н.М., Уразаев Ш.М. Средняя Азия // История государства и права СССР. М, Московский университет. 1985. 4.1.

101. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е издание. Учебник. М. 2002. 534 с.

102. Масов Р. Таджики: история с грифом «Совершенно секретно». Душанбе. 1995. 75 с.

103. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М. 2002. 580 с.

104. Мец А. Мусульманский ренессанс. / Пер. с нем. М.Наука. 1966. 315 с.

105. Мирза Бади-Диван. Маджма ал-Аркам (Предписания фиска). Приемы документации в Бухаре XVIII в. Памятники письменности Востока. LIV. Факсимиле рукописи, введение, перевод, примечания и приложения А.Б.Вильдановой. М. Наука. 1981. 210 с.

106. Мирзо Сироджиддин Ходжи Мирзо Абдулрауф. Тухафи ахли Бу-хоро. Техрон. 1369 хиджри (на персидском языке). 272 с.

107. Мирзо Шакурзода. Наводир зиеияи Садри Зие. Техрон. 1377 хиджры (на персидском языке). 468 с.

108. Мирзоев A.M. Рудаки: жизнь и творчество. М. 1968. 255 с.

109. Мисроков З.Х. Адат и шариат в Российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М. МГУ. 2002. 256 с.

110. Муллаев М.М. История уголовного права Таджикистана. 4.1. Ста-линабад. 1960. 159 с.

111. Муллаев М.М. Происхождение и реакционная сущность шариата. Душанбе. Ирфон. 1967. 187 с.

112. Мулукаев Р.С. Политическая полиция дореволюционной России, ее реакционный, антинародный харатер. М. 1986. 90 с.

113. Мулукаев Р.С. Система органов внутренних дел дореволюционной России. М. 1979. 100 с.

114. Мухаммад ал-Газали. Насихат-ул-мулук. Душанбе. 1993. 144 с.

115. Мухаммад Фаррух ан-Набхан. Ал-Мадхал ли-т-тасири ал-ислами. Эль Кувейт. Бейрут. 1977. С. 12-28.

116. Мухаммадали ибни Мухаммадсаиди Балджувони. Таърихи нофеи. Душанбе. 1994. 112 с. (на арабской графике).

117. Мухиддинов И. Особенности традиционного земледельческого хозяйства припамирских народностей в XIX-XX вв. Душанбе. Дониш. 1984. 159 с.

118. Мухтаров А. Хисор. Очерки таърихи (охири асри XV аввали асри XX). Кит.1. (Гиссар. Исторический очерк (конец XV - начало XX вв.) Кн. 1.). Душанбе. 1995. 143 с.

119. Мухтаров А. Хисор. Очерки таърихи (охири асри XV аввали асри XX). Кит.2. (Гиссар. Исторический очерк (конец XV - начало XX вв.) Кн.2.). Душанбе. 1999. 185 с.

120. Нерсесянц B.C. Право и закон. М. 1983. 366 с.

121. Нерсесянц B.C. Юриспруденция. М. 1998. 180 с.

122. Нечаев А.В. По горной Бухаре (путевые очерки). СПб. 1914. 107 с.

123. Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. Книга о правлении вазира XI столетия / Перевод, введ. и примеч. Б.М.Заходера. М., J1. Изд. АН СССР. 1949. 474 с.

124. Общая теория государства и права. Учебник для вузов / Отв. ред. М.Н.Марченко. М. 2002. Т. 2. 568 с.

125. Отчет капитана А.Давлятшина о командировке в Закаспийскую область, Туркестанский край и степные области для ознакомления с деятельностью народных судов. СПб. 1901. 106 с.

126. Пиотровский М.Б. Ислам вера и образ жизни // Ислам - краткий справочник. М. 1983. 178 с.

127. Пирумшоев X. История изучения восстания Восе. Душанбе. 1998. 140 с.

128. Пирумшоев X. Российско-среднеазиатские отношения XVI середины XIX веков в русской историографии. Душанбе. 2000. 338 с.

129. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. / Под ред. В.С.Нерсесянца. М. 2001. 492 с.

130. Проблемы теории государства и права. М. 1987. С. 359.

131. Раджабов 3. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и в начале XX вв. Сталинабад. 1957.459 с.

132. Рамез И.А. Внешняя торговля Бухары до Мировой войны. Ташкент. 1922. 362 с.

133. Ремпель Л.И. Далекое и близкое. Бухарские записки. Ташкент. Литература и искусство им. Г.Гуляма. 1982.

134. Розикзода А.Ш. Истории формирования и деятельности милиции Таджикистана. Душанбе. Ирфон. 2001. 194 с.

135. Розикзода А.Ш., Хотамов Н.Б. Блюстители порядка в Бухарском эмирате // Труды Академии МВД РТ. Вып. 4. Душанбе. 2001. С.71-78.

136. Розиков Ш. К истории советского суда в Таджикистане. Сталинабад. 1960. 114 с.

137. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М. 1957. 998с.

138. Савваса Паши. Теория мусульманского права. / Пер. А.Выгорницкого. Перепечатано из «Туркестанских Ведомостей» за 1910 г. в типографии при канцелярии Туркестанского Генерал-Губернаторства. 56 с.

139. Савельев П. Бухара в 1835. Спб. 1836. 289 с.

140. Саидов З.А. Понятие преступления и его классификация в Бухарском эмирате. Труды Академии МВД Республики Таджикистан. Выпуск № 8. Душанбе. 2005. С. 176-195.

141. Саидов З.А. Общая характеристика правовой системы Бухарского эмирата. Труды Академии МВД Республики Таджикистан. Выпуск № 8. Душанбе. 2005. С.133-143.

142. Саидов З.А. Преступления против жизни и здоровья в Бухарском эмирате. М. Научный журнал. Закон и право. № 12. 2006. 0,4 п.л.

143. Саидов З.А. Уголовно-правовая охрана личности в Бухарском эмирате. Вестник Таджикского государственного национального университета. Серия гуманитарных и общественных наук. Выпуск № 3. Душанбе. 2006. 0,4 п.л.

144. Саидов З.А. Договор кафолат (гарантии) в Бухарском эмирате. Труды Академии МВД Республики Таджикистан. Выпуск № 9. Душанбе. 2006. 0,3 п.л.

145. Самарканди М.Ю. Салоти Маъсуди. Ташкент. 1328 х. 281 с.

146. Сативалдиев Р.Ш. Назарияи хукук ва давлат (Теория права и государства). Душанбе. 2002. 532 с.

147. Сафаров И. Правовая система государства Саманидов (IX-X в.в.). Душанбе. Ирфон. 1999. 198 с.

148. Сафаров И. Преступление и наказание в государстве Саманидов. Душанбе. 2003. 176 с.

149. Сеид Хусейн аль Воиз-эль Кашифи. Тафсири Хусейния (комментарии на Коран). Бомбей. 1307 х. 436 с.

150. Семенов А.А. К истории Бухарских мангитов. Бюллетень САГУ. 1924. №6.

151. Семенов А.А. Бухарский трактат о чинах и званиях и обязанностях носителей их в средневековой Бухаре // Советское востоковедение. М.-Л. Изв. АН СССР. Т.5. 1948.382 с.

152. Семенов А.А. Очерки устройства центрального, административного управления Бухарского ханства позднейшего времени // Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии. ВМП. Сталинабад. 1954. 75 с.

153. Семенов А.А. По границам Бухары и Афганистана (путевые очерки)//Исторический вестник. Т. 87. СПб. № 3. 1902. С.961-985

154. Словарь иностранных слов. М. Изд. 6-е. 1964. 890 с.

155. Стремаухов Н.Н. Поездка в Бухару (Извлечение из дневника) // Русский вестник. Т.117. № 6. СПб. 1875. С.68.

156. Суад Макир. Аль-Азхар, асару ва сакафа. Каир. 1962. 325 с.

157. Сулайманова Х.С. Создание и развитие советского суда в Туркестанской АССР (1917-1924 г.г.). Ташкент. 1954. 88 с.

158. Сюкияйнен JT. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М. Наука. 1986. 256 с.

159. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и регулирование права собственности в законодательстве стран Арабского востока // Правовое регулирование экономики. М. 1979. 231 с.

160. Сюкияйнен Л.Р. Структура мусульманского права. Мусульманское право (структура и основные институты). М. 1984. 144с.

161. Сюкияйнен Л.Р. Умеренность как стратегия современного ислама. Независимая газета. 01.03.2006.

162. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М. 1997.

163. Табрези М. Мушхоти Шариф. Т. 1-4. 1900.

164. Таки ад-Дин ибн Тайма. Ас-Сийаса аш-шарийа фи ислох ар-раи ва-р-раийа. Каир. 1969.

165. Тахиров Ф.Т. Инкишофи хукук дар Точикистон (Развитие права в Таджикистане). Душанбе. 1994. 192 с.

166. Тахиров Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана. Душанбе. 1998. 70 с.

167. Тахиров Ф.Т. Правовая система Таджикской ССР. Уч. пособие. Душанбе. 1988. 180 с.

168. Тахиров Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане. Душанбе. 1987. 192 с.

169. Тахиров Ф.Т. Установление советской власти и создание высших органов государственности власти в Восточной Бухаре // Ученые записки ТГУ. Т.2. Душанбе. 1971.

170. Тахиров Ф.Т. История государства и права Таджикистана. Т.2. 4.1. (1917-1929 гг.). Душанбе. Амри Илм. 2001. 493 с.

171. Теория государства и права. Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д.Перевалов. М. Норма. 2006. 496 с.

172. Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии. Т.2. СПб. 1906. 547 с.

173. Тимофеев Н. Юстиция в Бухаре // Туркестанские ведомости. 1910. № 167. 28 июля.

174. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. М. 1850.498 с.

175. Тухтаметова Т.Г. Аграрные отношения в Центральном и Юго-восточном Таджикистане в первые годы установления советской власти (1920-1924 гг.). Душанбе. 1989. 178 с.

176. Усманов О.У. Гражданское право дореволюционного Таджикистана. Труды юридических наук Таджикистана. ТГУ. Душанбе. 1973. 156 с.

177. Усманов О.У. История становления и развития советского гражданского законодательства Таджикской ССР в период строительства социализма. Душанбе. 1974. 182 с.

178. Фикхи Кайдони. Ташкент. 1954. 24 с.

179. Хайдарова М.С. Из истории правового регулирования статуса личности по шариату (VII XII). Известие Академии Наук Республики Таджикистан. Серия «Философия и правоведение». 1995. № 3 (15).

180. Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты). М. Наука. 1984.

181. Халиков А.Г. Правовая система зороастризма. Душанбе. Маориф ва фарханг. 2005. 486 с.

182. Халиков А.Г. Система наказаний и древнее право таджиков // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. Вып. 6. Душанбе. 2003. С. 103114.

183. Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права (суннитское направление). Душанбе. 1998. 215 с.

184. Халфин Н.А. Россия и Бухарский эмират на западном Памире (конец XIX начало XX вв). М. Наука. 1975. 127 с.

185. Хамраев М. Очерки истории Гиссарского бекства. Конец XIX- начало XX вв. Сталинабад. 1959. 88 с.

186. Ханбал А. Мусиад. Т. 1 -6. Каир. 1986. 1406 с.

187. Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. СПб. 1843. 282 с.

188. Хидоятов Г.А. Моя родная история. Ташкент. Укитувчи. 1990. 274с.

189. Хотамов Г1.Б. Свержение эмирского режима в Бухаре. Душанбе. 1997.348 с.

190. Хушанди Носирзода. Конуни мучозоти исломи (худуд, кисос, диёт ва таъзирот). Душанбе. 1999. 160 с.

191. Цветков П. Исламизм. Асхабад. 1912. Т.1. 460 е.; Т.2. 1913. 418 е.; Т.З. 1913. 552 е.; Т.4. 1913.453 с.

192. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право (структура и основные институты) М. 1984. 228 с.

193. Шарифджон Махдуми Садри Зие. Наводир Зиеия (на старотаджикском языке, рукопись, год и место издания отсутствует). 48 с.

194. Шарль Р. Мусульманское право / Под. ред. Б.А.Беляева. Пер. с фр. М. Иностранная литература. 1959. 142 с.

195. Шахоби Махмуд. Адвори фикх. Техрон. Т. 1. 1366-1367г.х. С.420.

196. Юридический энциклопедический словарь. 3-е издание, переработанное и дополненное. М. 2003. 789 с.

197. Юридическая энциклопедия. 5-е издание, переработанное и дополненное. М. 2006. 972 с.

198. Юсупов Ш. Вахшская долина накануне установления Советской власти. Душанбе. Дониш. 1975. 130 с.

199. Юсупов Ш.Т. К истории дореволюционного Душанбе (конец XIX начале XX века). Душанбе. 1988. 116 с.

200. Юсупов Ш.Т. Очерки истории Кабадианского бекства в конце XIX начале XX вв. Душанбе. 1986. 136 с.

201. Юсупов Ш.Т. Очерки истории Кулябского бекства в конце XIX и начале XX вв. Душанбе. 1964. 152 с.

202. Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе / В переводе М.Саляхиддина. М. 2005. 352 с.

203. Яхья ибн Адам. Китаб аль харадни. Лейден. 1896. С. 55-56.1.. Авторефераты

204. Абидова Н.И. Суды казиев и особенности процесса их ликвидации в Узбекской ССР (1917-1922 гг.) / Автореф. дисс. канд. юрид. наук / АН Уз.ССР. Ученый совет по юридическим наукам Института философии и права. Ташкент. 1974. 32 с.

205. Буриев И.Б. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VIII начало XX вв) / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Душанбе. 1998.20 с.

206. Зияуддин Д.А. Проблемы уголовной ответственности и наказания по мусульманскому праву и уголовному законодательству Афганистана / История и современный этап развития / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 1994.26 с.

207. Ишанова Ш.И. Нормы шариата и их применение казийскими судами в Средней Азии до 1924 года / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ташкент. 1992. 26 с.

208. Мукимов 3. Основные исторические источники права в Узбекистане. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Ташкент. 48 с.

209. Розикзода А.Ш. История формирования и деятельности милиции Таджикистана/ Автореф. дисс. док. истор. наук. Душанбе. 2002. 46 с.

210. Розыков Ш. К. Становление суда как органа советского государства в Таджикистане / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Сталинабад. 1961. 24 с.

211. Сативолдиев Р.Ш. Политические и правовые взгляды передовых мыслителей таджикского народа второй половины XIX века / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. / АН Казахской ССР. Институт философии и права Алма-Ата. 1989. 22 с.

212. Сафаров И.Д. Правовая система государства Саманидов (IX X вв) / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Душанбе. 1998. 23 с.

213. Тахиров Ф. Становление советского права в Таджикистане / Автореф. дисс. док. юрид. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. Юридический факультет. М. 1988. 35 с.

214. Холиков А.Г. Правовая система зороастризма / Автореф. дисс. док. юрид. наук. Душанбе. 2004. 37 с.

215. Холиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Душанбе. 1996. 16 с.

216. Перевод с арабской графики на кириллицу

217. Коран / Пер. с арабского на фарси Имом Шохвалилох. JToxyp. 2006. 736с.

218. Хидоя хомилул матни бидоя (Хидоя вместе с оригинальным текстом на арабском, переводом на фарси и комментариями к нему, подготовленный коллективом авторов пешаварского учебного заведения Аль-мактабул хаконият). Пешавар. 1989. Т. 1.420 с.

219. Хидоя хомилул матни бидоя (Хидоя вместе с оригинальным текстом на арабском, переводом на фарси и комментариями к нему, подготовленный коллективом авторов пешаварского учебного заведения Аль-мактабул хаконият). Пешавар. 1989. Т.2. 462 с.

220. Хидоя хомилул матии бидоя (Хидоя вместе с оригинальным текстом на арабском, переводом на фарси и комментариями к нему, подготовленный коллективом авторов пешаварского учебного заведения Аль-мактабул хако-ният). Пешавар. 1989. Т.З. 424 с.

221. Хидоя хомилул матни бидоя (Хидоя вместе с оригинальным текстом на арабском, переводом на фарси и комментариями к нему, подготовленный коллективом авторов пешаварского учебного заведения Аль-мактабул хако-ният). Пешавар. 1989. Т.4. 310 с.

222. Мухаммад ал-Газали. Эхёи улуми дин. Пер. Мухаммад Солехи Саиди. Курдистон. 2002.Т.1. 714с.

223. Мухаммад ал-Газали. Эхёи улуми дин. Пер. Мухаммад Солехи Саиди. Курдистон. 2002.Т.2. 994с.

224. Мухаммад ал-Газали. Эхёи улуми дин. Пер. Мухаммад Солехи Саиди. Курдистон. 2002.Т.З. 774с.

225. Муфти Мухаммад Ошики Иллохии Беруни. Шарху Кадури. (в переводе арабского на фарси Гуломиддини Паншери). Мадинаи Мунавара. Пай-ванд. 2003.(1424 г.х.) 644 с.

226. Фикхи Кайдони. Ташкент. 1954. 24 с.

227. Мухтасар-ул-викоя (на арабском и фарси текстах). Изд-во Лит. Яковлева. Ташкент. 1851. 240 с.

228. Юсуф Карзави. Халол ва харом в исламе. Пер.с арабского на фарси. Абубакр Хусейнзода. Тегеран. 2005. 429 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.