Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Аюбов, Валерий Хусинович

  • Аюбов, Валерий Хусинович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 181
Аюбов, Валерий Хусинович. Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2006. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Аюбов, Валерий Хусинович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НОГАЙЦЕВ В КОНТЕКСТЕ

ИХ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ НАРОДНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

1.1. Историко-педагогические ценности ногайского народа как основа формирования национальной культуры.

1.2. Этнопедагогическое содержание физической культуры ногайцев

1.3. Историко-педагогический анализ традиционных средств физической культуры ногайцев и их классификация.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОГАЙСКОГО НАРОДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

2.1. Традиционное и инновационное в содержании физической культуры педагогики ногайского народа.

2.2. Семья как фактор формирования физической культуры ногайских детей.

2.3. Пути решения этнопедагогических проблем традиционной физической культуры учащихся средних общеобразовательных школ ногайских поселений.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-педагогические предпосылки формирования традиционной физической культуры ногайского народа»

Актуальность и постановка проблемы исследования. Необходимость многоаспектного анализа и теоретического обобщения процесса становления и развития традиционной физической культуры ногайского народа от первичных форм до современного ее состояния, разработка перспектив ее развития детерминированы трагической судьбой ногайского народа, самобытностью его культуры. Ногайская Орда в XV-XVI веках была одной из ведущих политических сил Евразии. Апогей ее могущества пришелся на вторую четверть XVI столетия, после чего произошел распад. «Ногаи - жители Ногайской Орды - известны под этим именем в большинстве источников, в частности русских. Мы тоже будем называть их так, а потомков, расселившихся от Эльбы до Дуная, в том числе современный народ на Северном Кавказе, - ногайцами» [172].

Численность ногайцев в начале XV в. могла быть не менее четырех миллионов человек [164]. В настоящее время в России по переписи 2002 г. численность ногайцев составляет 91 тыс. человек. Из них проживает на Северном Кавказе 83 165 человек. Местами компактного проживания являются Дагестанская, Карачаево-Черкесская, Чеченская республики, Ставропольский край и Астраханская область.

Проблема развития физической культуры в этнопедагогике любого народа является вечной и порождена самим ходом исторического развития цивилизации. Видно, что наработанный веками уникальный опыт по развитию традиционной физической культуры ногайцев разрушен и находится на грани исчезновения, как сам народ, и требует своего восстановления.

Потребность в исследовании вызывается необходимостью выявления особенностей развития физической культуры разных народов. «Там, где ценности первичной социализации совпадают с ценностями вторичной, там поддерживается культурное наследство» [209]. Культура каждого народа, независимо от продолжительности его существования на Земле, численности населения, представляет собой неповторимое синкретическое целое; она проявляет себя в языке, труде, традициях, обычаях, физической культуре и т.д. Важно знать, какова сущность, этапы развития физической культуры и ее роль в жизнедеятельности, в частности ногайского народа, во всестороннем развитии личности, других ценностях, ориентированных на достижение социально значимых результатов.

Понимание смысла, путей, форм управления и перспектив развития физической культуры ногайского народа лишь тогда конструктивно и жизненно, когда они не ограничиваются констатацией фактов, а дополняются анализом сложного взаимодействия множества объективных и субъективных системообразующих факторов, влияющих на теорию и практику физкультурного движения, т.е. выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о роли народной педагогики в этом процессе, из которых можно было бы вывести наибольшее число научных положений как в функционировании, так и в развитии, в чем видится фундаментальность научного познания. Рассмотрение содержания, форм, средств и методов физической культуры ногайцев за весь исторический путь развития народа в наиболее полном виде рассматривается впервые.

Народная физическая культура формировалась на стихийно-материалистической и реалистической основе, отражая главным образом быт, условия жизни (скотоводческо-кочевнического образа) ногайцев. В новое время такая система стала оттесняться, забываться народом по разным причинам, в том числе и влиянием классических видов спорта Европы и Америки, что привело ее к критическому состоянию, а ее роль в формировании менталитета, политики, цивилизации, национальных традиций и т.д. стала менее заметной. На развитие традиционной физической культуры ногайцев как в прошлом, так и в новое время, не обращалось внимания со стороны руководства страны и местных органов управления.

Существует и гносеологический аспект важности темы исследования, что является основанием определения актуальности исследования и разработки некоторых путей разрешения проблемы. Этнопедагогические проблемы физической культуры ногайского народа до сих пор недостаточно изучены и освещены. В работе предпринята попытка определить сущность, цель и задачи этнопедагогики по возрождению и развитию физической культуры ногайцев, выявить ее отличительные черты, раскрыть формы и методы решения проблемы с позиций современной научной педагогики, не ограничиваясь лишь этнографическими, путевыми и другими заметками. В ряде опубликованных работ обнаруживается операциональная значимость. Попытки же вписать их в более широкую теоретическую систему, как правило, остаются безрезультатными. Главным является тот факт, что не сформирована единая политика в области физической культуры в целом, и народной физической культуры в частности. Отсутствуют эффективные программы возрождения и развития традиционной физической культуры этносов. Быстротекущая жизнь требует моделирования развития народной физической культуры в ее возможных будущих вариантах, придания ей исторического измерения, т.е. наиболее полного и объективного использования прошлого опыта. Пути развития народной физической культуры настолько важны, что их можно характеризовать как законы социального самосохранения, - без их знания и учета любое планирование будущего обречено на неудачи. Чтобы представить контуры будущей физической культуры ногайского народа, необходимо осмыслить историю ее развития, учесть национальные черты и особенности, роль в этом процессе народной педагогики. Таким образом, актуальность темы обусловлена:

- неразработанностью теории традиционной физической культуры, что определяется нерешенными проблемами научно-методического обеспечения возрождения и развития ее во всех возрастных группах ногайского народа;

- очевидной потребностью систематизировать имеющийся у ногайского народа опыт действующих организационных форм проведения соревнований по традиционной физической культуре;

- проблематичностью создания программы и начального этапа модернизации физкультурно-образовательной системы с внедрением элементов традиционной физической культуры ногайского народа в учебный процесс и спортивно-массовые соревнования в школе, учебно-методическим обеспечением процесса, совершенствования и поддержания на достойном уровне физической культуры личности. Решение этих и других проблем, на наш взгляд, связано с необходимостью возрождения и внедрения традиционной физической культуры ногайцев в жизнь.

Существует ряд противоречий, актуализирующих данную тему:

- между современными требованиями общества к развитию физической культуры, в том числе и традиционной физической культуры народов страны, и отсутствием социального заказа государства в этом вопросе;

- между необходимостью оптимизации системы физкультурно-спортивной деятельности и невостребованностью традиционной физической культуры ногайского народа;

- между современными требованиями общества к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности и состоянием традиционной физической культуры ногайского народа;

- между существованием традиционной физической культуры в общем физкультурном образовании учащихся школ ногайских поселений в рамках национально-регионального компонента и отсутствием научно-методического обоснования и поддержки;

- между современными требованиями общества к осуществлению физического воспитания детей в семье и отсутствием программно-нормативного обеспечения, форм управления процессом и его поддержки.

Проблема исследования заключается в поиске способов организации, содержания, средств и методов возрождения и развития физической культуры ногайского народа и определении ее значения для модернизации современного обучения и воспитания в семье и школе. Решение этой проблемы является целью настоящего исследования.

Объект исследования: традиционная физическая культура ногайского народа.

Предмет исследования: содержание и историко-педагогические подходы к системе традиционной физической культуры ногайского народа.

Гипотеза исследования - возрождение и развитие традиционной физической культуры будет эффективнее: если семьи, детские дошкольные учреждения, школы будут обеспечены организационно-методическими технологиями внедрения элементов народной физической культуры в повседневную жизнь; будут учитываться в учебной и внеклассной работе учащихся средней общеобразовательной школы в рамках национально-регионального компонента, содержание профессионально-педагогической подготовки учителей будет наполнено материалом традиционной физической культуры ногайского народа, процесс формирования индивидуального стиля занятий средствами традиционной физической культуры, будет осуществляться на уровне рефлексивного управления, содержащий в себе механизмы самосознания, самоанализа и самооценки.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

- проанализировать историко-педагогические основы формирования традиционной физической культуры ногайского народа в контексте развития общества;

- провести сравнительный анализ традиционного и инновационного в содержании общей и традиционной физической культуры ногайского народа;

- определить факторы формирования физической культуры в ногайских семьях;

- выявить и обосновать педагогические условия, направленные на формирование традиционной физической культуры в современной образовательной практике.

Методологической основой исследования являются аксиологический подход, в рамках которого человек является высшей ценностью общества и самоцелью собственного развития, теории целостного системного подхода к анализу этнопедагогического процесса, его роли во всестороннем развитии человека с использованием традиционной физической культуры, принципы историзма, логичности, органического единства объективного и субъективного в процессах социального и педагогического взаимодействия, научности и преемственности; философские положения, категории и законы диалектики всеобщей связи и причинно-следственной обусловленности явлений и фактов.

Теоретической основой исследования явились труды по истории ногайского народа (Е.П. Алексеевой, В.М. Жирмунского, И.Х. Калмыкова, Р.Х. Керейтова, Д.С. Кидирниязова, Б.А-Б. Кочекаева, М.Г. Сафаргалиева, А.И.-М. Сикалиева, В.В. Трепавлова, А.А. Ярлыкапова и др.); по культурологии, в том числе и национальной (А.Г. Агаева, В.Г. Апостолова, С.А. Арутюнова, С. Атамуратова, С.Н. Иконникова, Н. Исмукова, JI.M. Когана, Г.Г. Котожекова, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, С. Шермухамедова и др.); по истории физической культуры, в том числе и традиционной физической культуры народов Северного Кавказа (Ф.А. Агапова, В.А. Апекова, К.Д. Ашхамахова, Х.К. Байрамкулова, Б.Х. Калмыкова, А.И. Краснова, JI. Куна, И.И. Мансурова, Н.И. Пономарева, В.В. Столбова, К.Д. Чермита, В.И. Эла-швили и др.); по этнопедагогике (И.А. Арабова, М.Ю. Айбазовой, Х.Х-М. Батчаевой, З.П. Васильцовой, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, К.Б. Семенова, С.Б. Узденовой, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова и др.); по теории и методике физической культуры (В.К. Бальсевича, В.М. Выдрина, Ю.Ф. Курамшина, П.Ф. Лесгафта, А.П. Матвеева, Л.П. Матвеева, В.А. Пономарчука, Н.Х. Ха-кунова и др.).

Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение исторической, философской, психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы, изучение архивных материалов, нормативнозаконодательных документов государства; эмпирические: наблюдение, анкетирование, статистическая и математическая обработка анкетных данных, полученных в ходе и результате исследования.

Этапы исследования. Исследование было проведено в три этапа с 2003 по 2006 годы.

Первый этап (2003-2004). Его основными задачами было определение степени разработанности проблемы, выбор объекта и предмета исследования, формулирование его цели и задач, разработка плана и методики исследования. На данном этапе было начато исследование литературных источников и архивных материалов, разрабатывался научно-исследовательский аппарат.

Второй этап (2004-2005) включал углубленное изучение историко-педагогических предпосылок формирования традиционной физической культуры ногайского народа, велось сравнение с подобными процессами других этносов. Осуществлялась подготовка статей к публикациям, проводилась апробация результатов на научно-теоретических конференциях и семинарах.

Третий этап (2005-2006) был посвящен завершению теоретического исследования проблемы, проведен анкетный опрос жителей Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской республики. Проведено обобщение и систематизация накопленного фактического материала, сформулированы теоретические выводы и рекомендации, осуществлено текстовое оформление диссертации, продолжено участие в научно-теоретических конференциях, публиковались статьи.

Научная новизна заключается в том, что в исследовании:

- осуществлен комплексный анализ историко-педагогических предпосылок формирования традиционной физической культуры ногайского народа и определена ее роль в развитии личности;

- выявлены определенные модели и общие закономерности поэтапного развития системы традиционной физической культуры ногайцев от ранних форм до современного состояния (1 этап - возникновение традиционной физической культуры; 2 - развитие в средние века; 3 - классический период, переход от средневековья к новому времени, XVIII-XIX вв.; 4 -развитие в XX и начале XXI века);

- подтверждено, что реализация насущных задач физической культуры ногайцев проходила через деятельность народа, его педагогики и отражала условия быта от ранних форм до современного состояния;

- определены перспективы возрождения и развития традиционной физической культуры ногайского народа в сочетании с всеобщей физической культурой в образовательной практике в соответствии с Законами «О физической культуре и спорте в РФ» (1999) и «Об образовании в РФ» (1996).

Теоретическая значимость заключается в следующем:

- осуществлен анализ предпосылок возникновения и становления форм и средств традиционной физической культуры ногайского народа: двигательные действия, заложенные в самой природе человека; действия, связанные с охотой, трудом; действия, связанные с конкретными условиями жизни и деятельности человека;

- обобщены толкования понятия «традиционная физическая культура», расширено педагогическое содержание понятия «традиционная физическая культура ногайского народа»;

- выявлены и обобщены модели развития традиционной физической культуры (цели, задачи, принципы, формы, методы, содержание), обеспечивающие процесс передачи опыта от поколения к поколению, их прогностическое значение для современной теории образования учащейся молодежи ногайских поселений;

- установлено, что результаты, полученные в ходе исследования, способны расширить имеющиеся в педагогической теории представления о традиционной физической культуре и объективных возможностях эффективного использования народного опыта в решении задач исследуемой проблемы;

- в разработке и апробации авторской классификации средств физической культуры ногайского народа с целью переосмысления технологии активизации ее возрождения и внедрения в процесс общего физкультурного образования учащихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- сформированные в исследовании теоретические положения, выводы и рекомендации создают основу для выработки возможных моделей научно обоснованной системы возрождения и развития традиционной физической культуры ногайцев в новых социальных условиях;

- теоретический и фактологический материал диссертации может быть положен в основу учебных курсов, использоваться при написании курсовых, дипломных, диссертационных работ, пособий и учебников по истории, педагогике и теории физической культуры, составления программ физического воспитания в семье, школе и других возрастных группах ногайских поселений;

- обосновано включение средств традиционной физической культуры в программу общего физкультурного образования учащихся I-XI классов в школах ногайских поселений в рамках национально-регионального компонента от 50 до 20 % материала на учебный год (начальная школа - 50 %, основная школа - 40 %, средняя школа - 20 %) при существующих в настоящее время 3-разовых занятиях в неделю;

- содержащиеся в диссертационном исследовании материалы по традиционной физической культуре ногайцев свидетельствуют о необходимости подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием -учитель общей и традиционной физической культуры.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, системным рассмотрением проблемы, опорой на научные идеи и теоретические положения философии, истории, социологии, педагогики, психологии, теории физической культуры, репрезентативностью выборки и широкой источниковой базой.

Положения, выносимые на защиту:

- сущность феномена «традиционная физическая культура ногайского народа» в контексте их общекультурных ценностей, возрождение и внедрение её элементов в повседневную жизнь ногайцев, главным образом, в семье и школе, выработку индивидуально-специфической системы, психолого-педагогических средств, приемов, способов, интеллектуального и физического развития, духовно-нравственных качеств, сохранения и укрепления своего здоровья;

- выявленные закономерности поэтапного развития традиционной физической культуры ногайского народа с древнейших времен до современности;

- теоретическое обоснование использования элементов традиционной физической культуры ногайского народа в процессе общего физкультурного образования учащихся на основе Федеральных законов «О физической культуре и спорте» (1999) и «Об образовании» (1996), обоснованной системы физической культуры;

- эффективность организации педагогической деятельности по возрождению и внедрению традиционной физической культуры в быт народа в сочетании с общей физической культурой во многом зависит от следующих условий: цели, задачи, диагностики, уровня сформированности физического развития, педагогического руководства, разнообразной деятельностью подрастающего поколения, педагогической культуры родителей, куль-туротворческой деятельности семьи, школы, профессиональной подготовки учителей физической культуры и социального заказа государства по развитию традиционной физической культуры народов страны.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры теоретических основ физической культуры и кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета. По результатам работы автор выступал с докладами и сообщениями на Северо-Кавказской научно-практической конференции (Карачаевск, 1991), Внутривузовской научно-методической конференции (Черкесск, 1993), Внутривузовской научно-практической конференции (Черкесск, 1995), Общероссийской научно-практической конференции (Пятигорск, 1997), Всероссийской научно-практической конференции (Кисловодск, 1998), IV Северо-Кавказской региональной научной конференции (Кропоткин, 1999), V Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции (Кропоткин, 2000), II Российской конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 2000), VIII межвузовской научно-методической конференции (Черкесск, 2003), Всероссийской научно-практической конференции (Буково-Черкесск, 2005), XXXIII научной конференции ученых вузов ЮФО (Краснодар, 2006).

Структура и объем работы. Структура диссертации отражает логику, содержание научного поиска и результаты исследования. Она состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы -212 наименований. Общий объем диссертации - 181 страница. В работе имеются 1 рисунок, 1 схема, 6 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Аюбов, Валерий Хусинович

Выводы по второй главе

Анализ развития физической культуры ногайского народа в современных условиях во взаимосвязи традиционного и инновационного в содержании физической культуры педагогики ногайского народа, состояния прошлого и настоящего физического воспитания детей в семье, пути решения этнопедагогических проблем традиционной физической культуры учащихся средних общеобразовательных школ ногайских поселений в перспективе свидетельствует:

1. Традиционная физическая культура ногайцев во всех странах жизнедеятельности постепенно стала утрачивать свои достижения, выработанные веками, по разным причинам, в том числе из-за распада своей государственности, распространения в быту этноса видов спорта Запада и т.д.

2. Начало инновационного периода формирования физической культуры в стране относится к советскому периоду (1917-1991 гг.). Если физическая культура и спорт нового классического (западного) образца на протяжении всего советского периода достигли значительного прогресса и занимали передовые позиции в мире, то традиционная физическая культура этносов страны, в том числе ногайского, утратила свое значение и развитие.

3. Традиционная физическая культура ногайского народа изобилует отрицательными фактами состояния дел на протяжении XX и начале XXI веков. Если в какой-то мере обращалось внимание на развитие традиционной физической культуры этносов в субъектах РФ на Северном Кавказе на уровне республик и т.д., то традиционная физическая культура ногайцев оставалась незамеченной на протяжении новейшего времени, не считая самодеятельных стихийных проявлений, нерегулярно осуществляемых в последнее время.

4. Узость и слабость развития традиционной физической культуры отрицательно сказалась на процессе внедрения ее в ногайские семьи, о чем свидетельствуют материалы нашего исследования. Следует сказать, что и отношение родителей к физическому воспитанию детей в ногайских семьях отражает низкий уровень развития традиционной физической культуры, что также подтверждается данными нашего исследования, в ходе которого не удалось обнаружить какие-либо официальные, учебно-методические, программные и другие материалы, которые могли быть направлены на физическое воспитание детей не только в ногайских семьях, айв целом по стране. 5. Дальнейшие пути решения проблем традиционной физической культуры как среди взрослого населения, так и среди учащихся средних общеобразовательных школ ногайских поселений видятся в проведении целенаправленной политики повышения роли национальной культуры и культуры наследия в формировании характера народа, разработке долгосрочной программы развития народной физической культуры на Карачаево-Черкесском республиканском уровне. Приоритеты должны быть направлены на среднюю общеобразовательную школу с сохранением и развитием этнопедагогических компонентов традиционной физической культуры ногайского народа, чему могут послужить физкультурные кадры нового поколения, имея квалификацию «Учитель физической культуры и традиционной физической культуры народов (этносов) РФ».

160

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования выявлено, что обязательным условием изучения традиционной физической культуры педагогики ногайского народа является глубокий анализ ее возникновения и дальнейшего развития в контексте теории общечеловеческой культуры и теории двигательной деятельности (труд, физическая культура) с особенностями бытовых, географических и других условий, которые характерны для ногайского народа.

К числу важнейших условий относится потеря своей государственности, переселение народа в другие страны, малочисленность оставшейся на родине части ногайцев, крупнейшее снижение этнопедагогической деятельности за всю историю ногайского народа и т.д., вызванные разными причинами, что привело к замедлению дальнейшего развития или упадку как национальной культуры, так и традиционной физической культуры. Такова была жизнь, таковы были условия. Упадок жизнедеятельности ногайского общества пришелся на XVIII-XIX века.

В процессе выживания народа, который сохранился по преимуществу на территории Северного Кавказа (83 тыс. человек), традиционная физическая культура ногайцев была обречена на жалкое существование, не говоря уже о том, что этот процесс не имел влияния на развитие физической культуры других народов региона, не имело места и использование опыта зарубежных стран. Отсутствовала разработка культуроведческих основ теории традиционной физической культуры ногайского народа как вида его культуры, направленной на удовлетворение социальных потребностей в укреплении здоровья людей, сохранении этноса. В конце XIX начале XX веков во всех странах мира были пущены корни каких-либо форм спортивной деятельности Европы и Америки. С помощью европейских институтов стали укрепляться виды спорта и во всем мире, коснулся этот процесс и жизни ногайского народа, что явилось определенным препятствием существования и дальнейшего развития традиционной физической культуры ногайцев.

По объективным и субъективным причинам народная физическая культура была обречена на синтез с физической культурой других стран. Центр этнической физической кулыуры в определенной мере смещался, и на это место приходили в основном виды физической культуры Запада. Происходило сочетание народных традиций с новаторством, устойчивостью и изменчивостью, образующими непрерывный процесс исторической преемственности. Что же касается традиционной физической культуры ногайского народа, она приведена к состоянию полного исчезновения, о чем свидетельствует наше исследование. Достаточно сказать, что нами не обнаружено ни одного официального документа, относящегося к XX веку, от самых высоких государственных органов до первичных на местах, посвященного традиционной физической культуре малочисленного ногайского народа.

Известно, что необходимость развития физической культуры, в том числе и традиционной физической культуры, определяется единством объективной ориентации как культуры в целом, так и физической культуры на человека, на развитие его сущностных сил и активизацию дееспособности. Она определяется также и субъективным фактором, который проявляется в том, что культура как область деятельности и один из ее видов - физическая культура - создаются человеком и характеризуют его качества и способности.

Народная педагогика, выработанная в ногайском обществе, предусматривала определенную систему развития физической культуры, которая способствовала воспитанию физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), нравственных форм поведения. Игры, состязания были направлены на совершенствование названных физических качеств. Широко использовались игры на развитие координационных способностей, умения держаться на коне и т.д. Многочисленные игры, используемые в быту народа на протяжении веков, тесно были связаны с семейным и трудовым воспитанием. Существовала генетическая связь между играми, физическими упражнениями и соревновательной деятельностью ногайского народа.

Накопленный опыт и значительный арсенал средств во многом способствовали развитию традиционной физической культуры ногайцев. Произошли не только количественные изменения, т.е. прибавление новых видов физической деятельности к существовавшим, как закономерный процесс, но и качественные, так как к этому времени у народа сложились в большей степени опыт, знания, что позволяло совершенствовать систему физической культуры в целом. К средствам физической культуры относились ходьба, бег, прыжки, метание, поднимание тяжестей, стрельба из лука, пращи, ружья и пистолета, умение владеть мячом, кинжалом, секирой, арканом, борьба на поясах, обычная борьба, ходьба на ходулях, игры, скачки на лошадях и т.д. Традиционная физическая культура ногайцев приобретала совершенный вид, являлась результатом закономерного перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Истина была зависима от новых условий и исторического отрезка времени, т.е. в соответствии с законом диалектики, когда философские категории и принципы, тесно связанные и взаимодействующие между собой, выступают как часть единого целого, т.е. развития общества в целом.

Традиционная физическая культура ногайцев должна широко использоваться в современной системе физической культуры с направленностью преимущественно на семью и школу. Она выполняет образовательные, воспитательные и оздоровительные функции, удовлетворяющие основные требования сегодняшней физической культуры.

Средства традиционной физической культуры, которые должны стать предметом обучения и воспитания в сочетании с современными видами, необходимо широко использовать на занятиях во внеурочное время. В целях внедрения традиционной физической культуры в быт ногайского народа следует ежегодно проводить комплексные спартакиады по народным играм и видам спорта в школах ногайских поселений, среди взрослого населения, для чего необходимо разработать программу соревнований.

В настоящее время сложилась благоприятная ситуация для возрождения традиционной физической культуры ногайского народа в целом и в связи с созданием в Карачаево-Черкесской республике ногайского района (по итогам референдума народа 8 октября 2006 года), в частности. В условиях роста национального самосознания и возрождения народной культуры внедрение средств национальной физической культуры, помимо решения проблем физкультурного образования, культурного развития (праздники, соревнования и т.д.), позволяет ближе узнать культуру народа, оценить достижения ногайского народа в сфере физической культуры.

Подготовка и выход в свет на уровне республик Дагестана, Карачаево-Черкесии, Чечни, Ставропольского края и Астраханской области, в которых компактно проживают ногайцы, официальных документов по возрождению и дальнейшему развитию традиционной физической культуры с соответствующим финансированием, созданием материально-технических условий существенно продвинет этнопедагогический и организационный процесс по этой проблеме. Такой подход предоставит возможность существенно расширить арсенал физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, будет способствовать национальному самосознанию молодежи, расширит круг общения и в целом приобщит к историческим достижениям культурного наследия ногайского народа.

Материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что в интересах дальнейшего развития физической культуры педагогики ногайского народа необходимо совершенствование структуры, содержания и форм, методов, средств занятий по физкультурному образованию в соответствии с характером, традициями, обычаями ногайцев и их потребностями. Для этой цели необходимо разработать современную теорию физической культуры как вида культуры народа и в соответствии с теорией рыночных отношений.

Одним из важнейших условий является подготовка кадров с высшим физкультурным образованием и по профилю традиционной физической культуры этносов, для чего необходимо определить в государственном образовательном стандарте специальность «Учитель физической культуры и учитель традиционной физической культуры».

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Аюбов, Валерий Хусинович, 2006 год

1. Абдеев В.И. Философия информационной цивилизации. М., 1994.336 с.

2. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта в РСФСР. М.: Знание,1967.-32 с.

3. Авляев Г.О. О монголо-тюркских этнических связях и взаимодействиях в XIII-XIV вв. и некоторых аспектах проблемы этногенеза ойротов и калмыков // Фольклор, литература и история Востока: Материалы III Всесоюзной тюркол. конф. Ташкент, 1984. - С. 378-383.

4. Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. М.: Политиздат, 1974.- 135 с

5. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. Махачкала, 1971. - 234 с.

6. Айбазова Е.С. Термины родства в ногайском языке: актуальные проблемы карачаево-балкарского и ногайского языков. Ставрополь, 1981.-С. 56-68.

7. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры внародной педагогике Карачая. Пятигорск: ПГЛУ, 1999. - 200 с.

8. Акритаев П.Г. Аграрный праздник в Кабарде // Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Нальчик, 1948. - Т. IV.

9. Алейников М. Поверья ногайцев Мансуровского селенья Баталпашинского отдела Кубанской области . 1893. - Вып. 17. Ю.Алексеева Е.П. Вопросы древней и средневековой Карачаево

10. Черкесии. Черкесск, 1990. - 87 с. П.Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков. - Алмааты, 1998.-280 с.

11. Апеков В.А. Физическая культура и спорт в Кабардино-Балкарской АССР. Нальчик, 1967. - 132 с.

12. П.Апинян Т.А. Игра как феномен культуры: типология и история исто-рико-культурологический анализ: Дисс. . докт. филос. наук. Л., 1994.-381 с.

13. Апостолова В.Г. Культура как основа духовного обновления общества: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1993. - 21 с.

14. Апполова Н.Г. Хозяйственное освоение Прииртышья в конце XVI -первой половине XIX в. М., 1976. - 372 с.

15. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (культурологический аспект). Карачаевск, 1999. - 213 с.

16. Арутюнов С.А. Народы и культура. Развитие и взаимодействие. М.: наука, 1989.-246 с.

17. Арутюнов С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979. - С. 24-26.

18. Атамуратов С. Национальная культура и национальное самосознание в процессе обновления общества (социально-философский аспект): Автореф. дисс. докт. филос. наук. Ташкент, 1992. - 46 с.

19. Ахиезер А.С. Научно-техническая революция и некоторые проблемы производства управления. -М., 1974.-С. 107.

20. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: учебник для фак. физ. воспитания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. -227 с.

21. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 44 с.

22. Ашхамахов К.Д. Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. - 21 с.

23. Байрамкулов Х.К. Исследование самобытных физических упражнений карачаевцев и балкарцев: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1970.-21 с.

24. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. - 12 с.

25. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М.: ФИС, 1988.-281 с.

26. Баскаков Н.А. Ногайский язык // Языки народов СССР. Тюркские языки. М., 1966. - Т.2. - С. 280.

27. Баскаков Н.А.Ногайский язык и его диалекты: грамматика, тексты и словарь. М. - JL, 1940. - 272 с.

28. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Изд. Казанского ун-та, 2002.-418 с.

29. Бентковский И.В. Историко-статистическое обозрение инородцев-магометан, кочующих в Ставропольской губернии. Ч. 1. Ногайцы. -Ставрополь, 1883. 134 с.

30. Бентковский И.В. О первоначальном физическом воспитании детей калмыков и ногайцев, кочующих в Ставропольской губернии // Ставропольские губернские вести. 1879. - № 9.

31. Беспалько В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. -1998.-С. 12.

32. Боголюбова Е.В. Культура и общество: вопросы истории и теории. -М.: Изд. МГУ, 1978.-232 с.

33. Боплан Г. Описание Украины / пер. с фр. СПб., 1832. - С. 42-54.

34. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. - С. 257.

35. Бромлей Ю.В. Создано человечеством / Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подоль-ный. М.: Политиздат, 1984. - 272 с.

36. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность.-М., 1987.-334 с.

37. Вагнер К. К изучению роли температуры в разных заболеваниях // Врач.- 1980.-№3.-С. 887.

38. Валиханов Ч.Ч. Географический очерк Заилийского края // Собр. соч. Т. 3.- Алма-Ата, 1964. С. 9-38.

39. Варданян Г.Н. Искусственный интеллект и природа // Научная мысль Кавказа. 1998. - № 4. - С. 35.

40. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983. -144 с.

41. Визитей Н.Н.Физическая культура личности. Кишинев: Штиинца, 1989.- 110 с.

42. Викторин В.М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Д., 1985. -22 с.

43. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - С. 5-6.

44. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И. Дискуссионные проблемы истории ногайцев//ОАИГРНО, 1991.-С. 15-18.

45. Влесков Н. Первоначальное физическое воспитание у караногайцев // Ставропольские губернские ведомости. 1987. -№ 12.

46. Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986.

47. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. -130 с.

48. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.

49. Ву Дао Хунг. Взаимосвязь самобытной культуры вьетнамского народа и его физической культуры: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. -Л., 1991.-35 с.

50. Выдрин В.М. Теория и методика физической культуры: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. СПб, 1999. - 372 с.

51. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев: XIX начало XX в.-М., 1979.- 176 с.

52. Газ. Горская правда. -1921.-12 июня.

53. Газ. Горская жизнь. 1926. - 14 апр.

54. Газ. Горская жизнь. 1928. - 6 мая.

55. Газ. Коммунист. 1921. - № 294.

56. Газ. Молодой ленинец. 1934. - 21 октября.

57. Газ. Молодой ленинец. 1934. - 24 октября.

58. Газ. Орджоникидзевская правда. 1940. - 21 июля.

59. Газ. Ставропольские губернские вести. 1850. - 20 января.

60. Газ. Ставропольские губернские вести. 1855. - 7 июня.

61. ГАРО, ф. 2287, on. 1, д. 1429, л. 24.

62. ГАРО, ф. 2287, on. 1, д. 1800, л. 4, 7.

63. ГАРО, ф. 2287, on. 1, д. 3919, л. 5.

64. ГАСК, ф. 164, on. 1, д. 24, л. 11.

65. ГАСК, ф. 1852, on. 1, д. 665, л. 49.

66. Георги И.И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. 2. СПб., 1799. - 180 с.

67. Герберштейн С. Записки о Московии. Перевод А.И. Малеина, А.В. Назаренко. М., 1988. - 430 с.

68. Грамматика ногайского языка. Ч. 1. Черкесск, 1973. - С. 6.

69. Денисова М.М. Поместная конница и ее вооружение в XVI XVII вв. // Труды Гос. историч. музея. - М., 1948. - Вып. 20. - С. 29-46.

70. Дженкинсон А. Путешествие господина Антония Дженкинсона из города Москвы до города Бухары в Бактрии в 1558 г. / АПМГ, 1937. -С. 67-80.

71. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. M.-JL, 1962. - С. 221.

72. Жирмунский В.М. Избранные труды. Тюркский героический эпос. -Л., 1974.-727 с.

73. Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. М., 1947.-С. 303.

74. Замятин С.Н. Очерки о палеолите. M.-J1., 1961. - С. 48.76.3лобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. -303 с.

75. Известия англичан о России в XVI в. СПб., 1987. - С. 38.

76. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1991. - 251 с.

77. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JL: Политиздат, 1987. - 205 с.

78. Исакова Н.В. Культура народов Севера. Новосибирск: Наука, 1989.81 .Исмуков Н. Современность и проблема ценности национальной культуры (философско-методологический аспект). Чебоксары, 1994. -193 с.

79. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до XVIII в. -М.: Наука, 1988.-534 с.

80. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. Черкесск, 1988.-232 с.

81. Калмыков Б.Х. Традиционные состязания и народные игры ногайцев // Основные аспекты историко-географического развития Ногайской Орды. М.-Терекли-Мектеб, 1991. - С. 50-52.

82. Калмыков Б.Х. К вопросу возникновения ногайского праздника Са-бантой // Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. Карачаевск: КЧГУ, 1995. - С. 44-45.

83. Калмыков Б.Х. Самобытные физические упражнения и игры у тюркских народов // Половецкая луна. 1994. - № 1. - С. 129-134.

84. Калмыков Б.Х. Традиционные физические упражнения и игры ногайцев // Проблемы этнической истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980.-С. 149.

85. Калмыков Б.Х. Ногаи бала ойнлары // Ногай давысы. 1992. - 8 августа.

86. Калоев Б.А. Скотоводство народов Северного Кавказа (с древнейших времен до начала XX в.). М., 1993. - 231 с.

87. Кант И. Соч. Т. 4,2 ч. М., 1965.

88. Карамзин Н.М. История государства Российского. 5-е. изд. М., 1989. -1340 с.

89. Карасова С.Я. Трудовое воспитания в этнопедагогике ногайской семьи: Дисс. канд. пед. наук.-Карачаевск, 2005. 140 с.

90. Карпушин В. Вступительная статья к кн. Тэнасе «Культура и религия» -М., 1977.-С. 9.

91. Керейтов Р.Х. Этнокультурные контакты ногайцев и их влияние на этнические традиции // Традиционное и новое в культуре народов России. Саранск, 1992. - С. 97-98.

92. Кидирниязов Д.С. Ногайцы Северного Кавказа и их взаимодействие с Россией в XVIII в. Махачкала, 2000. - 139 с.

93. Коган JI.H. Народная культура в историческом развитии системы культуры: изучение истории культуры как системы. М., 1983.

94. Койранский Б.Б. Охлаждение, переохлаждение и их профилактика. -JL: Медицина, 1966. 133 с.

95. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.

96. Краснов А.И. Физическая культура и спорт в Чечне и Ингушетии -Грозный, 1963. 196 с.

97. Кун JI. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.-399 с.

98. Курамшин Ю.Ф., Попов В.И. Теория и методика физической культуры: Учебн. пособие. СПб, 1999. - 372 с.

99. Юб.Курмансеитова А.Х. Бытование арабописьменной книги у ногайцев // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990. - Вып. 3.-С. 161-180.

100. Курысь В.Н. Основы познания физического упражнения. Ставрополь: СГУ, 1998.- Ill с.

101. Ю7.Кухтарева О.А. Нравственное воспитание учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта. Дисс. . канд. пед. наук. -Карачаевск, 2003. 188 с.

102. Ленин В.И. Философские тетради // Полн. Собр. соч. Т. 29. М.: Политиздат, 1977. - 590 с.

103. Ю9.Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Т. 1.4. 1. М., 1952. - 441 с.

104. Лосский Н. Характер русского народа. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990.

105. Люк Ж. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха доминиканского ордена (1625)//ЗООИД, 1879. Т. 11.-С. 473-493.

106. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. Уфа, 1994. - 360 с.

107. Мансуров И.И. Физическая культура полиэтнического общества (на примере Северного Кавказа). Карачаевск, 2001.-416 с.

108. И.Мансуров И.И. История физической культуры на Северном Кавказе: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культ, университетов. Карачаевск: КЧГУ, 1997.-221 с.114а. Мансуров И.И. Тренеры Северного Кавказа. Карачаевск: КЧГПУ, 1998.-214 с.

109. Мансуров И.И. Физическая культура на Северном Кавказе. Черкесск, 1986.-376 с.

110. Мансуров И.И. Физическая культура Ставрополья. Ставрополь: Краевое кн. изд., 1990. - 191 с.

111. Мансуров И.И. Физическая культура и спорт в Карачаево-Черкесии.- Ставрополь: Краевое кн. изд., 1987. 111 с.

112. Мансуров И.И. Абрамова О.А. Уроки физической культуры в 5 классе: Учеб. пособие. Ставрополь: Краевое кн. изд., 1993. - 109 с.

113. Мансуров И.И. Абрамова О.А. Уроки физической культуры в 6 классе: Учеб. пособие / Ставрополь: Краевое кн. изд., 1993. -120 с.

114. Мансуров И.И., Джаубаев Ю.А. Состояния проблемы развития национальных видов спорта, игр и массового народного спорта в Карачаево-Черкесии // Республиканская научно-практическая конференция. Ташкент-Джизак, 1991. - С. 53-55.

115. Маньков А.Г. Цены и их движение в русском государстве XVI в. -М.-Л., 1951.-274 с.

116. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1973.- 146 с.

117. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

118. Матвеев Л.П. Очерки по теории физической культуры. М.: ФИС, 1984.- 190 с.

119. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ИФК. М.: ФИС, 1991. - 543 с.

120. Матвеев Л.П., Переверзин И.И. Учебно-методические планы и программы для народных университетов физической культуры и спорта.-М., 1988.

121. Матвеев А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1998.-№ 2.-С. 10-12.

122. Материалы XXII съезда КПСС, 1962.

123. Межуев В.М. О понятии культура. М.: Знание, 1968. - 16 с.

124. Межуев В.М. Культура и история. Актуальные проблемы исторического материализма. М.: Госполитиздат, 1977. - 198 с.

125. Михайлов Н.В. Нация как субъект культуры: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1994. - 21 с.

126. Мухаметшин Ю.Г. Этнографический обзор поселений, усадеб и построек татар Астраханской области // Астраханские татары. Казань, 1992.-48-73 с.

127. Николаев Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1976. -22 с.

128. Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII в. М.-Л., 1948. - 447 с.

129. Ногаец О.А. Интеллектуальное и физическое развитие старшеклассников в процессе общего физкультурного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. - 196 с.

130. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Введ., пер., примеч. и указ. A.M. Ловягина. -СПб., 1906.-610 с.

131. Очерки горских народов правого крыла Кавказской линии. ВС. Т. XI, 1860.-С. 286.

132. Очерки истории СССР: период феодализма. XVII в. М., 1955. -1032 с.

133. Павловский А. Природа и люди на Кавказе и за Кавказом. СПб.,1869.143. ПАСК, ф. 1, on. 1, д. 20, л.44.

134. Пасынков JI. Быт и игры Кавказских народов. Ростов-на-Дону, 1925.-83 с.

135. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. - СПб., 1998. - 120 с.

136. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. Ашхабад, 1983. - 127с.

137. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские: Историческое наследие. СПб., 1994. - 381 с.

138. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М., 1884.

139. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: ФИС, 1970. - 248 с.

140. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996. - 281 с.

141. Пономарев Н.И. Национальное и интернациональное в спорте // Теория и практика физической культуры. 1973. -№ 3. - С. 6-8.

142. Пономарчук В.А. Физическая культура, спорт, личность. М.: Знание, 1988.-40 с.

143. Программа исследования «Этнос в системе межнациональных отношений: регионы Сибири». Новосибирск, 1990. - 141 с.

144. Прокопенко В.И. Этнопедагогнческне основы физического воспитания народов Севера: Дисс. .докт. пед. наук в виде научного доклада.-М., 1994.-65 с.

145. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958. - С. 48.

146. Пфафф В. Путешествие по ущельям Северной Осетии // Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1871. - Т. 1.

147. Разумный В. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. -М., 1969.-С. 127.

148. Русский вестник. М., 1864. - Т. III. - № 9. - С. 78.

149. Сафаргалиев М. Г. Ногайская Орда в середине XVI века: Дисс. . канд. истор. наук. М., 1938.- 185 с.

150. Сафаргалиев М.Г. Ногайская орда во II половине XVI в. // Сборник научных трудов Мордовского госпединститута. Саранск, 1949. -С. 41-56.

151. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского и карачаевского народов). -Майкоп, 2002.-307 с.

152. Серебрякова М.И. Традиционные институты социализации детей у сельских турок / Этнография детства. М.: Наука, 1983. - С. 55-57.

153. Сикалиев А.И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994. -328 с.

154. Сикалиев А.И.-М. Древнетюркские письменные памятники и ногайца // Советская тюркология. 1970. - № 4. - С. 132 .

155. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. СПб., 1994. - 175 с.

156. Ставропольские старты. Ставрополь, 1977. - 93 с.

157. Столбов В.В., Урукова Г.М. О соотношении интернационального и национального в развитии физической культуры и спорта в СССР // Теория и практика физической культуры. 1972. -№ 11. - С. 6-8.

158. Столяров В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. - № 4. - С. 13-20.

159. Сысоев В.М. Карачай / Сборник материалов о Кавказе. Тифлис, 1913.-Вып. X.

160. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по КЧР. Черкесск, 2002.

161. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. - 752 с.

162. Трофимова Т.А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. М-Л., 1949. - С. 50.

163. Туманян Г.С. О классификации приемов спортивной борьбы и последователей их изучения // Теория и практика физической культуры.-1964.-№2.-С. 42.

164. Уваров В.Н. Роль советского государства и права в развитии физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры.- 1975.- №3.- С. 42.

165. Уразманова Р.К. Праздники и обряды астраханских татар // Астраханские татары. Казань, 1992. - С. 89-108.

166. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.: АПН. - Т.2,1949.

167. Фалев П.А. Ногайское сказание об Эдиге // Архив Ленинградского отделения института Востоковедения. Р. 2, оп. 4, 34, тетрадь № 1. -С. 1.

168. Фалев П.А. Введение в изучение тюркских литератур и наречий. -Ташкент, 1922. С. 32-36.

169. Федоров Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. - М., 1966. - С. 248.

170. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. М.: Радуга, 1982. - 374 с.

171. Физическая кулыура и спорт в СССР. М., 1967. - С. 63-64.

172. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967. - 76 с.

173. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: Пособие для студентов и аспирантов. Казань: Казанский госпединститут, 1975. - 162 с.

174. Хан-Герей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992. - 329 с.

175. Хакунов Н.Х. Физическая культура в системе образования. М.: Советский спорт, 1994. - 134 с.

176. ХейзингаИ. Осень средневековья. -М., 1988.-С. 211-219.

177. Хетагуров K.JI. Газ. «Казбек», 1902, 19 января.

178. Чермит К.Д., Коблев Я.К., Куприна Н.К. Физические упражнения и игры адыгов. Майкоп, 1990. - 206 с.

179. Чермит К.Д. Преломление общеприродного принципа симметрия-асимметрия в физическом воспитании: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1993.-46 с.

180. ЧернякЕ.Б. Цивилиография.-М., 1996.-С. 10.

181. Чернышевский Н.Г. Песни разных народов // Устное поэтическое творчество русского народа. М.: МГУ, 1954. - С. 384.

182. Что такое цивилизация? // История в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1977.-С. 42-43.

183. Чурсин Г.Ф. Праздник Выход плуга у горских народов Дагестана. -Тифлис, 1927.

184. Чусов Ю.Н. Некоторые актуальные вопросы теории и практики закаливания организма человека к холоду // Проблемы закаливания: Сборник научных статей. Владимир, 1980. - С. 3.

185. Шермухамедов С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. М.: Мысль, 1974. - 254 с.

186. Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика: Дисс. . докт. пед. наук в виде научного доклада по монографии «Адыгская народная педагогика». Казань, 1994. - 45 с.

187. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Краснодар, 1989. -336 с.

188. Щербатов М.М. История России от древнейших времен. Т.4.Ч.2, 3. -СПб, 1903.-1040 с.

189. Эвлия Челеби. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в.): Земли Молдавии и Украины. М., 1961.-Вып. 1.-338 с.

190. Элашвили В.И. Традиции грузинской народной физической культуры и современность. Тбилиси, 1973. - 307 С.

191. Эльконин Д.Б. Психология детской игры // Дошкольное воспитание. -1964.-№4.-С. 64-66.

192. Яковлев В.А. Игровые технологии в обучении черчению: Учебное пособие. Карачаевск: КЧГУ, 2002. - 74 с.

193. Яковлев В.Г. Военно-спортивная работа с пионерами. М.: ФИС, 1945.

194. Ярлыкапов А.А. Библиографический указатель научной литературы по ногайцам. Махачкала, 1998. - 95 с.

195. Ярхо А.И. Ногайская экспедиция // Советская Азия, 1930. № 5. -С. 23.

196. Литература на иностранных языках

197. Cattel R. Personality Theory Crowing from Multivariate Quantitative Re-seach / Jn Psychology: A. Study of a Science, Study J., V. 3,1936.

198. Emery F. Trist Caresal Texture of Organisational Environments. N.Y, 1975.-P. 102.

199. Yacobson-Witding. A. Baby and power. Simbolic Demarcation of Separate Identity // Identity personal and Social cultural. Uppsala, 1983. - P. 120.

200. Kappeler A. Moskau und die Steppe: das Verhaltnis zn den Nodai -Tatarin im 16 Jahrhundert // Forschunden zur osteuropaischen Geschichte. Berlin, 1992. - S. 87-105.

201. Masloy A. A Theory of Human Motivation. Psyehologial Review. - № 4. - 1943, v.50. - P. 382.

202. The North Caucasus Barrier: The Russian Advance / Towards the Muslim World. Ed. by M. Bennigsen Broxoup. L., 1992. - 269 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.