Историографические проблемы исследования организационно-социологической концепции А. А. Богданова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Кузьминых, Наталья Александровна

  • Кузьминых, Наталья Александровна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1993, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 199
Кузьминых, Наталья Александровна. Историографические проблемы исследования организационно-социологической концепции А. А. Богданова: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 1993. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Кузьминых, Наталья Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

I. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ А.А.БОГДАНОВА.

1.1. Формирование революционного мировоззрения.

1.2. "Еретическая" версия марксизма: конфликт Богданова с Лениным.

1.3. Историография богдановедения.

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА.

11.1. Учение Богданова о едином мире опыта.

11.2. Концепция всеобщей организационной науки.

III. ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ ПОЗИТИВИЗМА НА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ А.А.БОГДАНОВА.

111.1. О социально-исторической и культурной обусловленности научного знания.

111.2. А.Богданов и О.Конт.

111.3. Естественно-научная основа организационной социологии.

111.4. Функциональное разделение труда, общественная солидарность и идея "собирания человека".

111.5. Был ли Богданов марксистом?.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историографические проблемы исследования организационно-социологической концепции А. А. Богданова»

Актуальность исследования. Обращение к прошлому, освещение "темных пятен" истории - не только дань уважения и насущная необходимость нынешнего времени. Многие идеи и теории, высказанные нашими соотечественниками в начале века, во время революции, актуальны и в конце тысячелетия, в период для России переходный и тоже, можно сказать, революционный. В какой степени революционные идеи были утопическими и насколько отражали реальность? Что ценного могут почерпнуть наши современники из опыта своих предшественников? Что можно сделать, чтобы не повторять прошлые ошибки? Можно ли каким-либо образом превратить светлую утопическую сказку в быль? Много вопросов, ответы на которые содержатся в тщательном и беспристрастном анализе истории.

Сейчас, когда получена возможность объективной оценки прошлого, особенно важно отделить зерна от плевел и исследовать в полной мере теоретические взгляды и практическую деятельность тех, кто набрасывал контуры коммунистического идеала на нашей почве, закладывал основы первого в мире социалистического государства. Распространившееся в последние годы нигилистическое отношение к революции и ее деятелям - такая же нелепая и незаконная крайность, как и апофеоз их. Прошлое должно быть изучено беспристрастно.

Одним из ярчайших представителей "художников революции" был Александр Александрович Богданов (Малиновский).

Его творческое наследие разнообразно: он разработал собственную философскую систему, стал основателем всеобщей организационной науки, к пониманию которой мир пришел только спустя десятилетия; анализировал экономические теории, высказав ценые идеи в этой области; создал основы новой эстетики; сделал важные открытия в медицине и, наконец, был талантливым писателем. Активный участник партийных баталий, он имел собственный голос в политике,

Стремление Богданова к гармонизации человеческих отношений обусловило неприятие им идеи диктатуры пролетариата: он не считал венцом устремлений такое государство, где имеют место насилие и принуждение. Социализм Богданова - это мир свободной воли и добровольного, желанного труда, мир, основанный на научном предвидении и разумном самоуправлении. Его идеал близок платоновскому, в котором управлять страной должны свободные философы. Богданов создавал утопию во имя гуманизма, справедливости и реального равенства. Он доказывал, что там, где есть диктатура, постепенно выделяется правящая элита, со временем приобретающая больше привелегий в сравнении с основной массой народа и, соотвественно, больше материальных благ, появляется бюрократия. А наличие подобной элитарности уже не есть равенство. Богданов выступал против авторитарности в любой области: в политике, в идеологии, - признавая, по его словам, только интеллектуальный авторитет и только умственное превосходство.

Из этой краткой характеристики видно, что Богданов имеет право на внимание историков социологии. Драматична судьба Богданова. Начало века - время не только общественно-политического подъема, но и активного развития философской мысли. Богданов-мыслитель - единственный из современников удостоился ревнивого внимания Ленина. Его философский труд "Материализм и эмпириокритицизм" направлен против Богданова. На долгие десятилетия Ленин заклеймил его как идеалиста, ревизиониста и "попутчика". Кто же он, герой этой книги, заставивший крупнейшего политика эпохи в течение года отодвигать все дела ради того, чтобы предать оппонента анафеме? До сих пор мы знали идеи Богданова только в пристрастном толковании их противником. Настало время объективного исследования его наследия. Социологические идеи Богданова, включающие концепцию "собирания человека", теорию общественной солидарности и функционального разделения труда, идеи оригинальные и представляющие собой определенную ценность и как этап развития социологической мысли, и как своеобразные рекомендации для оптимального общественного развития. Анализ наследия Богданова в этом плане необходим как реализация отношения к науке самого Богданова. В не опубликованном в свое время докладе "Общественно-научное значение новейших тенденций естествознания" он писал, что "чистая" наука с ее отвлеченным (фетишистским) идеализмом отходит в прошлое. Быстро растет сознание основного практического смысла науки как организующего орудия практики" [3,д.2].

Таким образом, обращение к социологии Богданова, не нашедшей пока достаточного освещения в исследовательской литературе, необходимо для заполнения пробела в истории социологии и может иметь значение для социальной практики.

Метод исследования. Фундаментальной идеей теории познания Богданова является идея монизма - представление о единстве всех сторон опыта. Создавая тектологию, представляющую собой сведение достижений естественных и общественных наук в единую систему, Богданов использовал монистический метод, основывающийся на универсальной системе мышления. В данной работе делается попытка монистически подойти к предмету исследования. Мы попробуем связать воедино личность и ее деятельность, найти соответствия в характере Богданова, в его судьбе и в его социологических и философских идеях.

В работе "Философия живого опыта" Богданов утверждал, что задачей ученого должно быть сочетание теории с человеческим опытом. Поэтому подход к анализу теории Богданова, сочетающийся с анализом его практической деятельности, представляется обоснованным. Облик Богданова - человека, политика, философа воссоздается по его воспоминаниям, записным книжкам, хранящимся в архивах, по беллетристическому творчеству и научным трудам. Данные, полученные таким путем, сопоставляются с результатами исследований отечественных и - в большей мере - зарубежных ученых. Для установления генезиса идей Богданова его суждения сопоставляются с положениями его предшественников-позитивистов. Для уточнения интерпретации системы Богданова его взгляды вводятся в контекст современной ему социологии и философии, сопоставляются с марксизмом и эмпириокритицизмом.

Научная новизнаисследования. В 30-х годах появились первые работы западных исследователей, посвященные творчеству Богданова. Интерес к нему возник в связи с его всеобщей организационной наукой.

Спустя 30 лет тектологическая концепция, не имеющая до него аналогов в мировой науке, нашла подтверждение в "общей теории систем" У.Эшби и Л. фон Берталанфи и в создании кибернетики. Вслед за этим последовал взрыв интереса к Богданову. Исследователи рассматривают его политическую деятельность, эстетические взгляды, теорию организации. По этим вопросам имеется довольно обширная литература, подробный анализ которой содержится в данной работе. Мы стремились к максимально полной историографии вопроса, использовав работы зарубежных исследователей, опубликованные на английском языке. Но пока нет специального анализа, посвященного философскому труду Богданова "Эмпириомонизм". В известных нам исследованиях о нем говорится или в связи с "Материализмом и эмпириокритицизмом", или как о философском обосновании тектологических и эстетических идей Богданова. Однако, на наш взгляд, "Эмпириомонизм" заслуживает отдельного рассмотрения.

В этой книге автор формулирует свою концепцию познания. Гносеологические вопросы имеют огромное значение для определения места человека в мире, его отношения с внешней средой, его практической деятельности и составляют индивидуальность любой философской системы. "Эмпириомонизм" содержит также концепцию истории и прогресса, что имеет значение для понимания политической позиции Богданова. Эта работа так весома по содержанию, что неизученность ее представляется существенным пробелом в богдановедении.

В данной работе делается попытка приложить принципы познания, принятые Богдановым, к его собственной мировоззренческой системе. Так, принимая принцип единства "отражения" и "первообраза", мы выясняем, насколько его мировоззрение было обусловлено исторической ситуацией.

Одной из центральных проблем диссертации является выяснение генезиса социологии Богданова. Его мировоззрение сопоставляется с философией Ог.Конта, Сен-Симона, выявляется использование в ней данных естественных наук, устанавливается связь с положениями Н.Михайловского, Егера, К.Маркса, М.Южакова по поводу разделения труда в обществе, проводится сопоставление позитивистских позиций Богданова и П.Сорокина, в которых есть немало общего при диаметральной противоположности основной посылки.

Одной из основных социологических проблем, рассматриваемой во многих работах Богданова, является проблема разделения труда. Впервые она была поднята биологами, а наиболее широкое рассмотрение получила в трудах Ч.Дарвина, будучи изученной им на материале животных и растительных организмов.

Вопрос о функциях специализации в обществе затрагивается многими социологами: Н.К.Михайловским, Егером, Марксом, М.Южаковым, Э.Дюркгеймом. Большинство ученых считает разделение труда полезным для общества, т.к. оно способствует развитию индивидуальности. По мнению Богданова; оно было прогрессивным явлением на определенном этапе развития цивилизации, но постепенно стало элементом, тормозящим прогресс, поскольку порождает в обществе антагонизм, дробит человеческое мышление и человеческий опыт, препятствует гармонизации общественных отношений. Богданов считает, что специализация противоречит социальному идеалу, который представляет мир коллективным единством, не однообразным, а организовавшим разнообразие. В основе общения, в основе развития общества лежит взаимопонимание, возможное только при наличии целостности в социуме, при стремлении всех его членов к одной цели. Это означает, что людей должно связывать нечто большее, чем принадлежность к одной расе или проживание на одной территории: они должны иметь внутреннее, психологическое единство, которое не означает единообразие.

Социалистический строй, утверждает Богданов, создается только при наличии большого запаса сведений в каждой области науки и труда, при этом неизбежна взаимная интеграция различных сфер знания и опыта, следовательно, разделение труда здесь будет только тормозить развитие. Мы уточняем решение этого вопроса Богдановым.

Особый интерес, естественно, имеет полемика Богданова с Лениным. Долгие годы мы имели возможность слышать только один голос в этом диалоге. Несмотря на появившиеся работы по этой дискуссии, она не может считаться вполне изученной. В диссертации дается подробное сопоставление эмпириомонистических идей Богданова и диалектико-материалистических постулатов Ленина, обнаруживается немало совпадений, что говорит о том, что лидер мирового пролетариата не мог и не хотел понять доводы и оценить достоинства своего оппонента. Такая позиция является типичной для мышления революционного времени, когда индивид представляет прежде всего интересы своей политической группы, когда наука, по утверждению самого Ленина, не может не быть партийной и когда труднее всего дается объективность суждения. Восстановление объективности задача потомков.

По "Тектологии" Богданова есть литература. Но нам не встретилось работ, соединяющих ее с "Эмпириомонизмом", который, как показывает наше прочтение, является ключом к всеобщей организационной науке. В нем содержится толкование тех категорий и представлений, которые в "Тектологии" являются инструментами анализа. Демонстрация этого и составляет специфику нашей точки зрения на работу Богданова.

Итак, целью диссертации является восстановление биографии ученого на основе архивных материалов. Делается попытка создать целостный образ личности, оказавшей значительное влияние на развитие науки, формировавшей новую идеологию и способствовавшей созданию идеала цельного человека и гармоничных общественных отношений. Делается попытка анализа социологических взглядов Богданова, не получивших отражения в исследовательской литературе, в сочетании с анализом его философского мировоззрения.

Большое внимание уделено историографии богдановедения. Ставится задача проследить корни философии Богданова в предшествующих научных системах, определить его место в современной ему борьбе течений, показать философские основы его тектологической концепции.

Апробация работы. На материале диссертации была опубликована статья "Александр Богданов - архитектор "нового мира" [58] и тезисы докладов "Концепция человека в утопии Богданова "Красная звезда" [59] и "Организационно-социологическая теория А.Богданова" [60].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Кузьминых, Наталья Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель данной работы - создать целостное представление о Богданове - человеке и мыслителе. Для этого проанализированы личностные качества Богданова, его основная философская работа "Эмпириомонизм" и главное дело его жизни - "Тектология".

Жизненный путь Богданова реконструирован по богдановедческой литературе. Но весьма существенные сведения почерпнуты из неизданных материалов и архивов, в особенности из записных книжек Богданова, которые дают представление о его внутреннем мире.

Как показывает проведенное исследование, индивидуальность Богданова укладывается в типологию личности революционера, разработанную Контом, Мангеймом и Малкеем. Он склонен к максимализму и утопии. Он стремится к действию во имя выношенного идеала гармонического общества, допуская при этом поступки, весьма сомнительные с точки зрения морали. Утверждая, что истинный прогресс - это сохранение индивидуальности, не отступая от своего взгляда на происходящее, Богданов тем не менее много лет был соратником Ленина, руководствуясь в практической деятельности групповыми интересами ленинской партийной фракции. В то же время и здесь индивидуальность подавляет то, что привносится в характер окружением: Богданов большую часть жизни - из тех, о ком Достоевский говорил: "уединенный темперамент". Он не отказался от своей философской и политической позиции ради единения не только с бывшими товарищами по партии, но - шире - с современниками, через всю жизнь пронес протест против авторитарности и со стороны лидера, и со стороны среды в целом. Таким образом, личность Богданова сложна: укладываясь в типологическую схему революционного мыслителя, она в ряде существенных черт оказывается шире этой схемы.

До 1980-х годов богдановедение было непрочитанной страницей нашей социологии. Судьба его идей повторяет его собственную судьбу. Стена непонимания окружала Богданова при жизни. На долгие десятилетия замалчивание или - хуже того - искажение было суждено его теоретическому наследию в России. Но на Западе уже в 30-е годы появились первые исследования его творчества. Взрыв интереса к Богданову в зарубежной и отечественной социологии приходится на 1980-е годы в связи со снятием запрета на многие проблемы нашей истории. Богдановедение развивается по нескольким направлениям. Ученых интересует всеобщая организационная наука Богданова, открытая за 30 лет до общей теории систем и кибернетики и фактически являющаяся их предшественницей. Рассматриваются вопросы взаимодействия тектологии и системной теории, перспективы развития и практического использования богдановской науки. Изучаются эстетические воззрения Богданова, его работа в Пролеткульте и в связи с этим полемика с Лениным. Исследуется политическая деятельность Богданова, его конфронтация с руководством партии. Анализируется философское мировоззрение Богданова, его монистическая теория.

Несмотря на зафиксированный нами в литературе интерес к философии Богданова, чаще всего наука обращается к нему как к действующему лицу политических драм начала века и 1920-1930-х годов: анализируются его отношения с Лениным, дебаты по поводу культурного строительства. Но если, как считал Пушкин, поэта следует судить по правилам, им самим для себя избранным, то к деятельности Богданова, "художника революции", следует подходить с монистических позиций, связывая его политическую практику и социологические идеи с философией. Это дает возможность уточнить и философскую ситуацию революционной эпохи.

При чтении "Эмпириомонизма" Богданова воссоздается следующая картина мира. Универсум - это бесконечная сумма элементов, сгруппированных в бесконечные ряды комплексов. Эти ряды делятся на "физический", лежащий вне сознания субъекта, и "психический", отражающий комплексы "физического" ряда путем "подстановки". Отражение зависит от состояния субъекта, феномена "физического" ряда. Для существования комплекса важны не только "элементы-ощущения" сами по себе, но и в той же мере энергетические отношения между ними, однородные в живой и неживой природе. Это сходство позволяет сблизить все сферы и уровни жизни, "физический" и "психический" ряды в "едином мире опыта".

Сам Богданов считал, что его система не противоречит материализму Маркса, а развивает его. Основная идея его философии отрицание диалектико-материалистического дуализма материи и духа, понимание "физического", независимого ряда в органической слитности с рядом "психическим". Признание в мире опыта независимого ряда, идентичного по существу марксовой материи, и зависимого, идентичного духу в системе диалектического материализма, дает основание снять противопоставление философии Богданова марксизму. Но и сближать эти системы можно лишь до известного предела. Принципиальная разница заключается в понимании роли познания. В философии Богданова гораздо больший акцент делается на познании, на сознании познающего субъекта. Для индивидуума мир существует в тех характеристиках, какие он приобретает в субъективном познающем мышлени. Но все субъективные сознания связаны в едином мире опыта. Представления о мире каждого субъекта корректируются представлениями других - возникает коллективное знание, наиболее адекватное "физическому" ряду вещей и явлений. Такое коллективное знание объективно. Так "психическое" и "физическое" образуют единство.

Сопоставление суждений Богданова с диалектическим материализмом выявляет в этих системах схождение (и это, видимо, давало Богданову основание считать, что он не отступает от марксизма, а лишь развивает его) и расхождение (что давало повод Ленину обвинить его в ревизионизме).

В "Эмпириомонизме" уделяется внимание характеристике элементов, комплексов, процессов, взятых сами по себе, сущностей, выражаясь языком традиционной философии. В "Тектологии" Богданов сосредоточен на характеристике самого движения, самого взаимодействия. Как Маркс, он признает всеобщую связь в природе и обществе и этих рядов между собой. "Цепную связь" "идей, людей и вещей" он называет, в отличие от Маркса, "органической диалектикой". Любой организационный акт, т.е. акт взаимодействия составляющих, по Богданову, проходит три фазы. Момент образования полной дезингрессии - кризис конъюгационный, дающий толчок движению, изменениям комплекса, - кризис С; момент разрыва полной дезингрессии - кризис Б, который в то же время является и кризисом С, т.к. разрушение одного отношения означает в то же время создание другого; наконец, образуется новая форма. Эта триада сопоставима с триадой гегелевской диалектики, но точнее характеризует движения, в ней меньше логицизма.

Интерпретация идей Богданова позволяет подтвердить высказанную в литературе мысль о необходимости видеть в споре его с Лениным две стороны - политическую и философскую. Ленин чрезмерно подчеркивает расхождение эмпириомонизма с диалектическим материализмом, игнорируя сближение двух доктрин в вопросах о существовании и взаимодействии мира вне субъекта и его сознания, о всеобщей связи явлений в горизонтальном и вертикальном планах, о единстве теории и практики. Расхождений в политике у Богданова с Лениным было больше. Акцентируя философский план полемики, обвиняя Богданова в ревизии марксизма, Ленин, по существу, меняет смысл самого понятия "марксизм", значительно политизируя его. Соотношение философии Богданова с марксизмом Ленин слишком упрощает: в эмпириомонизме можно видеть, как считал сам творец этой системы, не ревизию, а развитие марксизма. Б политическом плане тоже трудно усмотреть отход Богданова от марксизма даже в том смысле, какой придает этому понятию Ленин. Б эти годы Богданов шел рядом с русскими марксистами, хотя цели и способы борьбы не могли его удовлетворить.

Сопоставление эмпириомонизма не только с марксизмом, но и с системами других философов позволяет поставить и хотя бы отчасти решить вопрос о генезисе философии Богданова. Можно считать, что она в ряде суждений восходит к Конту - в понимании функции пролетариата, в вопросе о роли науки в развитии общества, в решении гносеологических проблем. Много общего у Богданова с Сен-Симоном - в толковании законов мышления, связи философии с практикой. Идея положительного и отрицательного подборов заимствована Богдановым у Дарвина.

Прочтение Богданова существенно дополняет представление о ситуации в русской социологии в конце XIX - первой трети XX веков. Идея "собирания человека" созвучна "формуле прогресса" Михайловского. Нравственный пафос в решении вопроса о разделении труда сближает Богданова с Егером и Южаковым.

Философские построения Богданова послужили основой его социологических взглядов. По существу своей философии Богданов, один из лидеров революционного движения, отрицал целесообразность революции, т.к. в смене одного структурного комплекса другим, во взаимодействии положительного и отрицательного подборов исходом кризиса никогда не бывает полное разрушение, оно всегда сопровождается частичной регенерацией. Следовательно, революция, ставящая цель радикально изменить общество, революция, несущая с собой нигилизм, никогда своей цели не достигает: первичная схема сохраняется в движении комплексов. В таком случае возникает вопрос: не потому ли Богданов отошел от политики, что разуверился в возможностях революционного акта? Может, отстранение его Лениным отвечало философским посылкам "русского Фауста"? Записные книжки Богданова подтверждают это предположение.

Некоторые идеи Богданова оказались утопией: завышена оценка творческих возможностей пролетариата; идеализировано представление о социалистическом обществе как царстве гармонии. Хотя здесь требуется уточнить: то общество, которое мы многие десятилетия называли социалистическим, не может служить опровержением богдановского идеала, т.к. создавалось на произвольных принципах, порывами энтузиазма, а не просчитывалось, как требует того тектологическая теория Богданова.

Но гораздо больше в социологии Богданова того, что подтверждено жизнью. Справедливым оказалось его отношение к системе распределения, сложившейся в России в 1918-1921 гг. Подтвердились его печальные прогнозы относительно роли бюрократии в Советском государстве, его характеристика интеллигенции. Она так и не стала правящим классом - для этого, говорил Богданов, в ее среде слишком активны эгоцентрические, раздробляющие тенденции, она по своей социально-психологической сути призвана обслуживать другие классы. В целом история нашего общества - это оправдание социального предвидения Богданова: тоталитарное государство, каким был Советский Союз, - регенерация монархического режима.

Главная ценность социологии Богданова в том, что она разрушает фатализм в отношении социальной жизни, - не стихийный процесс, недоступный человеческому разумению, а органическая часть единого мира опыта, следовательно, человек может и должен влиять на этот процесс, но его вмешательство должно быть не произвольным, а учитывающим и просчитывающим ситуацию, как того требует тектологическая схема Богданова.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Кузьминых, Наталья Александровна, 1993 год

1. РЦХИДНИ Ф.259. Оп.1. Дд.З, 7, 6, 48, 61, 52, 57.

2. РЦХИДНИ Ф.75. Дд.43, 115, 33, 44, 31, 45.

3. АРАН. Ф.350. Оп.2. Дд.4,114.4. АРАН. Ф.350. Оп.1. Д.248.5. АРАН. Ф.350. Оп.З. Д.190.

4. ЦГАЛИ. Ф.1230. Оп.1. Д.459, 53.

5. Авербах Л.Л. На путях культурной революции. М.: Московский рабочий, 1929. 200 с.

6. Белова A.A. А.А.Богданов. М.: Медицина, 1974. 80 с.

7. Белых A.A. Теория равновесия А.А.Богданова и советские экономические дискуссии 20-х гг. // Труды Комиссии по научному наследию А.А.Богданова. М.: ИЭ РАН, 1992. С.126-144.

8. Богданов A.A. Автобиография // Энциклопедический словарь "Гарант1'. T.I. М., 1924.

9. Богданов A.A. Вопросы социализма. М.: Политиздат, 1990. 479 с.

10. Богданов A.A. Год работы института переливания крови (1926-1927). М.: Институт переливания крови, 1927. 42 с.

11. Богданов A.A. Из психологии общества. СПб, 1908. 200 с.

12. Богданов A.A. Искусство и рабочий класс // Пролетарская культура. М., 1918.

13. Богданов A.A. Между человеком и машиною. (О системе Тейлора). М.: Волна, 1918. 15 с.

14. Богданов A.A. Методы труда и методы познания // Пролетарская культура. 1918. N 4. С.3-13.

15. Богданов A.A. На новом поле. М., 1928. 274 с.

16. Богданов A.A. Начальный курс политэкономии в вопросах и ответах. Казань: Губпечать, 1919. 117 с.

17. Богданов A.A. О партийном единстве // Новая жизнь. 1913. N 47. С.2-40.

18. Богданов A.A. 0 пролетарской культуре. 1904-1924. Л.-М.: Книга, 1924.

19. Богданов A.A. Основные элементы исторического взгляда на природу. СПб: Издатель, 1899. 251 с.

20. Богданов A.A. О тенденциях пролетарской культуры: ответ Гастеву // Пролетарская культура. М., 1919. NN9-10. С.46-52.

21. Богданов A.A. Очерки реалистического мировоззрения. СПб: Изд. Дороватовского и Чарушникова, 1904.

22. Богданов A.A. Падение великого фетишизма (современный кризис идеологии). Вера и наука (о книге В.Ильина "Материализм и эмпириокритицизм"). М.: издание Дороватовского, 1910. 233 с.

23. Богданов A.A. Памяти великого учителя (Карла Маркса). 5 мая 1818 14 марта 1883. Тифлис, 1914.

24. Богданов A.A. Познание с исторической точки зрения. СПб, 1981. 217 с.

25. Богданов A.A. Самарская социал-демократическая организация. 1908-1907 гг. // Пролетарская революция. 1925. N7. С.171-190.

26. Богданов A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. М.: Экономика, 1989.

27. Богданов A.A. Философия живого опыта: Популярные очерки. СПб, 1913. 272 с.

28. Богданов A.A. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Кн.1-3. М.: издание Дороватовского и Чарушникова, 1905-1906.

29. Бухарин Н.И. Пролетарская революция и культура. СПб: Прибой, 1923. 56 с.

30. Вайнштейн И. Искусство и организационная теория // Вестник коммунистической академии. 1925. N 11. С.204-222. 32. Вайнштейн И. Мышление и речь (к критике А.Богданова) // Под знаменем марксизма. 1925. NN 1-2. С.61-73.

31. Вайнштейн И. Организационный опыт, или "преодоление философии" // Вестник коммунистической академии. 1925. N 12. С.174-207.

32. Вайнштейн И. Тектология и тактика // Под знаменем марксизма. 1924. ИН 6-7.

33. Вайнштейн И.Я. Организационная теория и диалектический материализм. Систематическая критика А.Богданова. М.-Л.: Госиздат, 1927. 243 с.

34. Вернер (Малиновский). Куда идет развитие общества? СПб: Молот, 1906. 16 с.

35. Войтинский Н. О группе "Вперед" (1909-1917) // Пролетарская революция. 1929. N 12. С.59-119.

36. Гастев А.К. Поэзия рабочего удара. М.: Советский писатель, 1904. 150 с.

37. Гловели Г.Д. Богданов и его тектология. М.: Экономика, 1990,

38. Гловели Г.Д. На тризне по социализму // Труды Комиссии по научному наследию А.А.Богданова. М.: ИЭ РАН, 1992. С.3-113.

39. Гловели Г.Д. "Социализм науки": мебиусова лента А.А.Богданова. М.: Знание, 1991. 63 с.

40. Гоникман С. Теория общества и теория классов Богданова // Под знаменем марксизма. 1929. N 12. С.27-62.

41. Горбунов В.В. Критика В.И.Лениным теории Пролеткульта об отношении к культурному наследию // Вопросы истории КПСС. 1968. N 5. С.83-93.

42. Давыдов Ю. Ленинская критика отношения Богданова к философской традиции // Вопросы философии. 1959. N 6.

43. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. СПб: издание Губинского, 1909. 539 с.

44. Дидро Д. Собр. соч. Т.1. М.-Л., 1926.

45. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991. 330 с.

46. Карев Н. Тектология или диалектика (к критике "Тектологии" Богданова) // Под знаменем марксизма. 1926. NN 1-2. С.90-115.

47. Кривцов Ст. Памяти Богданова // Под знаменем марксизма. 1928. N 4. С.182.

48. История биологии с древнейших времен до начала XX века. Т.1-2. М.: Наука, 1972.

49. Конт О. Дух позитивной философии : Слово о положительном мышлении. СПб: Вестник знания, 1910. 76 с.

50. Конт О. Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк В.Яковенко. СПб: Общественная польза, 1894.

51. Конт О. Курс положительной философии. Б 6 томах. СПб: Посредник, 1899-1990.

52. Коргунюк Ю.Г. "Материализм и эмпириокритицизм" и его критики // Вопросы философии. 1991. N 12. С.27-39.

53. Косарева Л.М. Социолокультурный генезис науки нового времени. М.: Наука, 1989. 159 с.

54. Кулаев К.В. Эстетические концепции Пролеткульта (А.А.Богданов, А.К.Гастев, Б.H.Арватов) // Кулаев К.В. Советская эстетическая мысль 20-х гг. М.: Знание, 1990. С.9-34.

55. Кузьминых H.А. Архитектор "нового мира". К биографии Александра Богданова // Вестник РАН. 1992. N 12. С.57-78.

56. Кузьминых Н.А. Концепция человека в утопии А.А.Богданова "Красная звезда" // РАН. ДНЦ. Тезисы докладов научной сессии,посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1990-1991 гг. Махачкала, 1992. С.68.

57. Кузьминых H.A. Социологическая теория А.А.Богданова // Тезисы докладов республиканской научной конференции молодых ученых Дагестана по проблемам гуманитарных наук. Махачкала, 1993. С. 66-68.

58. Ласки М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С.170-210.

59. Ленин В.И. Государство и революция. М.: Политиздат, 1981. -160 с.

60. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Нью-Йорк, 1935.

61. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. М.: Политиздат, 1989. 154 с.

62. Ленин В.И. Против Богданова. М., 1923.

63. Лепешинский П. Трагедия крупного ума // Огонек. 1928. N17. С.28.

64. Лившиц С. Каприйская партийная школа. 1909 // Пролетарская революция. 1924. N 6. С.33-74.

65. Лившиц С. Партийная школа в Болонье, 1910-1911 // Пролетарская революция. 1928. N 3. С.109-144.

66. Малинин В.А. Исторический материализм и социологические концепции начала XX века. М.: Наука, 1986. 215 с.

67. Малинин В.А. Критика позитивизма в социологии и естествознании: Сборник научн. трудов. М.: Университет дружбы народов им.П.Лумумбы, 1980. 156 с.

68. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. 253 с.

69. Мангейм К. Идеология и утопия. М.: ИНИОН АН СССР, 1978. 200 с.

70. Маравалль X. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С.133-210.

71. Малиновский А.А. Из психологии общества (статьи 1901-1904 гг.). СПб, 1904. 282 с.

72. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Т.46. 4.1. 387 с.

73. Михайловский Н.К. Революционные статьи. Берлин: Штейниц, 1906. 63 с.

74. Моисеев А.А. Экология человечества глазами математика. М., 1988.

75. Ольминский М.С. Воспоминания о газете "Вперед" // Пролетарская революция. 1924. N 11(34). С.32-60.

76. Парменов В.К. Тектология и системные исследования // Труды Комиссии по научному наследию А.А.Богданова. М.: ИЭ РАН, 1992. С.114-125.

77. Петров Н. С "исправленным" Марксом против коммунизма // Большевик. 1924. N 5. С.111-122.

78. Плеханов Г.В. В защиту революционного марксизма. М., 1922.

79. Плеханов Г. От обороны к нападению. Ответ А.Богданову и др. статьи. М., 1909.

80. Плютто П.А. А.А.Богданов о "военном коммунизме" // Социологические исследования. 1990. N 11. С.147-151.

81. Положительная философия Ог.Конта в изложении доктора Робине. СПб: тип. Пороховщикова, 1898.

82. Сен-Симон. Очерк науки о человеке. СПб: издание Брокгауз-Ефрон, 1911.

83. Сетров М.И. Об общих элементах тектологии А.Богданова, кибернетики и теории систем // Ученые записки кафедр общественных наук вузов г.Ленинграда. Л., 1967. С.49-60.

84. Сорокин П. Социальная аналитика. Т.1-2. Птгр.: Колос, 1920.

85. Социология Конта в изложении Риголажа. СПб: Издание Пантелеева, 1898, 40 с.

86. Сочинения Н.К.Михайловского.Т.5. СПб: тип. Котомина и Ко, 1883.

87. Спенсер Г. Недостаточность естественного отбора. СПб: тип. Скороходова, 1894.

88. Суворов Л.Н. Из истории борьбы Б.И.Ленина, партии большевиков против богдановской организационной науки // Философия науки. 1966. N 3. С.83-91.

89. Тахтаджян А.Л. Тектология: история и проблемы // Системные исследования, 1972. С.200-277.

90. Хабас Р. Создание Большевистского центра (Б.К.Б.) и газеты "Вперед" // Пролетарская революция. 1924. N 11(34). С.24-70.

91. Чагин Б.А. Развитие социологической мысли в СССР в 20-е гг. // Философские науки. 1967. N 5. С.100-109.

92. Шапиро Л. Коммунистическая партия Советского Союза. Лондон: Overseas publish interchange, 1990. 933 с.

93. Шацкий Е. Утопия и традиция, М.: Прогресс, 1990. 450 с.

94. Щеглов А.В. Философские дискуссии в СССР в 20-х начале 30-х гг. // Философские науки. 1967. N 5. С.110-118.

95. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1970. 240 с.

96. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. М.: Политиздат, 1985. 80 с.

97. Южаков С.Н. Социологические этюды. Т.1-2. СПб: тип. Стасюлевича, 1896.

98. Яковлев Я. Меньшевизм в пролеткультовской одежде // Правда. 1923. 4 января.

99. Ballestrem К. Lenin and Bogdanov // Studies in Soviet Thought, Vol.9. Deoembre. N 7. P.283-310.

100. Biggart J. Alexander Bogdanov and the Theory of a "New Class" // The Russian Review. Vol.49. 1990. July. N 3. Stanford. P.365-383.

101. Biggart J. Anti-Leninist Bolshevism: The Forward Group of the RSDRP // Canadian Slavonic Papers. Vol.23. 1981. June. P.134-153.

102. Biggart J. Bogdanov and Lunacharsky in Vologda // Sbornik. 1980. N 5. P.28-40.

103. Brown E. The Proletarian Episode in Russian Literature 1928-1932. New-York: Columbia Univ.Press, 1953.

104. Fitapatrick S., ed. Cultural Revolution in Russia, 1928-1931. Bloomington: Indiana Univ.Press, 1978.

105. Gorelik G. Bogdanov's Tektology. It's Basik Concepts and Relewans to Modern Generalizing Sciences // Human Systems Management I. 1980. December. P.327-337.

106. Gorelik G. Bogdanov's Tektology. It's Nature, Development and Influence // Studies in Soviet Thought. Vol.26. 1983. July. P.39-58.

107. Haupt G. Alexander Alexandrovich Bogdanov (Malinovsky) // Haupt G. Marie J., ed. Makers of the Russian Revolution. Ithaca: Cornell Univ.Press, 1974. P.289-292.

108. Hecker J.F. The Empiriomonistic Revision of Marxism by A.Bogdanov // Hecker J.F. Russian SocioK, T. London: Chapman and Hall, 1934. P.279-300.

109. Jensen K.M. Beyond Marx and Mach. Aleksander Bogdanov's Philosophy of Living Experimence. Dordrecht-Boston-Loridon : Reidel Publishing Company. Soviética. 1978. 189p.

110. Jensen K. Red Star: Bogdanov Builds a Utopia // Studies in Soviet Thought. Vol.23. 1982. January. P.1-34.

111. Kelly A.M. Red Queen or White Knight? The Ambivalences of Bogdanov // The Russian Review. Vol.49. 1990. July. N 3. Stanford. P.294-305.

112. Labedz L., ed. Revisionism. New-York: Praeger, 1962.

113. Marot J.E. Alexander Bogdanov. Vpered and the Role of the Intellektual in the Workers Movement // The Russian Review. Vol.49. 1990. July. N 3. Stanford.

114. Schiebert P. Lenin, Bogdanov and the Concept of the Proletarian Cultwre // Lenin and Leninism: State, Law and Society, ed. by Eissentstat. Lexington, Mass: D.C.Health, 1971.

115. Soohor Z. On Intellektual and the New Class // The Russian Review. Vol.49. 1990. July. N 3. Stanford. P.283-293.

116. Sochor Z. Revolution and Culture: the Bogdanov-Lenin Controversy. Ithaka and London: Cornell Univ.Press, 1988.

117. Sochor Z. Soviet Taylorism Resisted // Studies in Soviet Thought. Vol.33. 1981. April. P.246-264.

118. Stites R. Revolutionary Dreams. Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. Oxford: Oxford Univ.Press, 1989.

119. Susiluoto I. The Origins and Development of Systems Thinking in the Soviet Union. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1982.

120. Utechin S. Philosophy and Society: A.Bogdanov // Revisionism. New-York: Praeger, 1962. P.1-42.

121. Walieki A. Alexander Bogdanov and the Problem of the Socialist Intelligentsia //The Russian Review. Vol.49. 1990. July. N 3. Stanford. P.293-304.

122. White J. Bogdanov in Tula // Studies in Soviet Thought. Vol.22. 1981. February. P.33-58.

123. White J. From Marx to Bogdanov // Co-Existence. Vol.15. 1978. October. N 2. P.187-206.

124. Williams Robert C. Artists in Revolution. Portraits of the Russian Avant-garde, 1905-1925. Bloomington-London: Indiana Univ.Press, 1977. 242 p.

125. Williams Robert C. The Other Bolsheviks: Lenin and his Critics, 1904-1914. Bloomington: Indiana Univ.Press, 1986.

126. Yakhot I. Gibel Tektologii Bogdanowa Predshestwennitsy kibernetiki i sistemnoi teorii // SSSR: Vnutrennye protiworechia. New-York, 1982. N 3. P.227-273.

127. Yakhot I. Podavlenie filosofii v SSSR (20-30 gody). New-York: Chalidze Publikations, 1981.

128. Yassour A. Lenin and Bogdanov: Protagonists in the Bolshevik Center // Studies in Soviet Thought. Vol.22. 1981. February. P.l-32.

129. Yassour A. Philosophy-Religion-Politiks: Borochov, Bogdanov and Lunaeharsky // Studies in Soviet Thought. Vol.31. 1986. April. N 3. 200p.

130. Yassour A. The Empiriomonistic Critique of Dialektical Materialism: Bogdanov, Plechanov, Lenin // Studies in Soviet Thought. Vol.26. 1983. P.21-38.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.