"История Петра" А. С. Пушкина: Философия "вызова-и-ответа" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Дегтярева, Анна Николаевна

  • Дегтярева, Анна Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 183
Дегтярева, Анна Николаевна. "История Петра" А. С. Пушкина: Философия "вызова-и-ответа": дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2001. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дегтярева, Анна Николаевна

Введение

Глава 1. А.С.Пушкин как философ русской истории и культуры

§ 1. Философское мировоззрение и историософия А.С.Пушкина

§2. Мотивы создания «Истории Петра»

§3. Источники «Истории Петра»

§4. Полифункциональная целостность «Истории Петра»

Глава II. «История Петра» как философия русского «Ответа»

§1. Практика смертной казни как один из способов организации «Ответа-на-Вызов» .-.—.

§2. Война как средство «Ответа-на-Вызов»

§3. Всеобщая деятельная активность - ведущий принцип Петра I

§4. Абсолютная монархия как средство этносоциальной интеграции в условиях «Вызова»

Глава Ш. Власть и народ в условиях «Ответа-на-Вызов»

§ 1. Мотивы обращения к теме народной —

§2. Коррелятивность «народного» и «монаршьего» ----------------------.

§3. Формирование нации как следствие реализации «Ответа-на-Вызов»

§4. Новая элита и движущие силы истории

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"История Петра" А. С. Пушкина: Философия "вызова-и-ответа"»

Актуальность исследования

В последние годы возрос интерес к философско-историческому осмыслению процессов, происходящих в российском социуме. Изменения социально-экономической структуры общества повлекли за собой переоценку этических, политических и иных ценностей, что явилось результатом неудовлетворенности настоящим. В области гуманитарных наук активизировалась проблема формирования новой системы мировоззренческих ценностей с целью выработки оптимальных ориентиров для дальнейшего развития общества.

Актуальность обращения к творчеству А.С.Пушкина обусловлена следующими причинами.

Во-первых, основным содержанием всего творческого наследия А.С.Пушкина является духовное богатство, мудрость и нравственная красота русского человека «в его историческом развитии» (Н. В.Гоголь), рассмотренные поэтом в рамках русской философии и явившиеся новым словом в их понимании; поэтому обращение к пушкинскому наследию способствует поддержанию отечественной духовной традиции.

Во-вторых, фундаментального осмысления идеи цивилизационного развития России в работах А.С.Пушкина еще не произошло; наследие А.С.Пушкина традиционно рассматривается в границах биографического, текстологического, эстетического, библиографического полей исследования. К тому же в советский период творчество А.С.Пушкина изучалось в рамках диалектического и исторического материализма, что ограничивало возможность трактовки мировоззренческого содержания пушкинского наследия.

В-третьих, в отношении А.С.Пушкина к истории мы усматриваем ценнейший опыт, глубоко пережитый поэтом, способствующий постижению смысла отечественной истории, дающий каждому индивиду, и обществу в целом, систему жизненно-важных прецедентов.

Злободневность проблемы заключается в том, что творчество А.С.Пушкина, особенно его последние работы (История Петра), являются образованием неисчерпаемого информационного ресурса. Глубокая философская и историческая информация, трансформированная писателем в художественные произведения, представляет собой "Энциклопедию русской жизни" (В.Г.Белинский), и может дать ответы на многие интересующие нас вопросы.

A.C. Пушкин и Петр1 относятся к тем гениям отечественной культуры, которые внесли существенный вклад в создание характера и духовного облика русского человека. Русское мировоззрение и русская душа пронизаны интенциями их созидательной деятельности. Поэтому фигуры этих деятелей и мыслителей приобрели характер, сопоставимый с характером мифологических героев. При каждом новом повороте истории мы вновь и вновь вынуждены обращаться к ним-, для «взвешивания» современных ценностей на весах культурной истории. В то же время, как культовые фигуры, А.С.Пушкин и Петр1 являются опорными точками в самоидентификации русского этноса.

Выбранный ракурс проблемы исследования вскрывает малоизученные пласты пушкинского наследия, которые значимы с точки зрения преодоления очередного цивилизационного «Вызова», перед которым оказалось современное российское общество.

Степень научной разработанности проблемы

Понимание того, что А.С.Пушкин - мыслитель утвердилось в гуманитарном сознании России не сразу. Отправную роль в этом сыграли знаменитая пушкинская речь Ф.М.Достоевского, статьи философа и публициста М.Н.Каткова.Существенным вкладом в придании взглядам

A.С.Пушкина метафизического статуса послужила религиозно-философская критика конца XIX - начала XX века, работы Д.С.Мережковского,

B.С.Соловьева, В.В.Розанова и уже позднее - М.О.Гершензона,

C.Н.Булгакова, С.Л.Франка, И.А.Ильина, В.Н.Ильина, П.Б.Струве, В.И.Иванова, А.С.Позова. Пушкиноведческие изыскания присутствуют и в творчестве П.А.Флоренского.

О различных философских темах и мотивах в творчестве А.С.Пушкина писали: Н.А.Бердяев, Г.П.Федотов, Б.В. Вышеславцев. Особенное значение они придавали проблемам имперскости и всестороннему пониманию свободы в воззрениях поэта на Россию.

Учитывая широту и значимость миропонимания А.С.Пушкина для отечественной культуры, автор «Русского мировоззрения» С.Л.Франк считал необходимым реконструировать «феноменологию пушкинского духа», а также создать «толковый «философский» словарь» А.С.Пушкина. В.Иванов, А.Белый и В.Н.Ильин положили начало исследованию сочетания «аполлонического» и «дионисийского» начала в творчестве и мировоззрении А.С.Пушкина и в нем видели ключ к разгадке его гения.

Идеи А.С.Пушкина служили и служат источником дискуссий по вопросу о своеобразии «русском пути». Ф.М.Достоевский положил начало иной точке зрения: рассматривать творчество А.С.Пушкина как пример разрешения духовной антиномии русской культуры: славянофильство -западничество. Главные творцы «русской идеи» - В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев, - продолжали пушкинские традиции духовного универсализма и духовного синтеза. К.Н.Леонтьев считал, что Ф.М. Достоевский преувеличил космополитическое начало в мировоззрении А.С.Пушкина. В 60-е г. XIX в. отношение к пушкинскому идейному наследию стало центральным пунктом полемики нигилистов и почвенников.

Как в конце XIX - начале XX века, так и сейчас, в начале XXI века, идеи А.С.Пушкина, выраженные часто в поэтической форме, стали непременным компонентом художественно-философских дискуссий, по поводу религиозно-философского возрождения. Существует много исследований, посвященных отношению А.С.Пушкина к христианству: С.Л.Франк, В.Гиппиус, Б.Васильев, М.Дунаев, В.Непомнящий, Х.Исхаков, Е.И.Юрьева и др. Многие отечественные гуманитарии зачисляют поэта в православные мыслители: Г.В.Адамович, В.П.Белопольский, В.Непомнящий, И.Ю.Юрьева, и др.

Исследованию мира философских, исторических, нравственных и эстетических идей писателя, системы принципов, взглядов, идеалов и убеждений А.С.Пушкина способствовали работы М.П.Алексеева, А.А.Вишневского, Г.Н.Волкова, В.К.Кантора, В.Листьева, Ю.М.Лотмана, Л.Новиковой и И.Сиземской, Н.Н.Скатова, Н.Н.Степанова, Г.Судакова, Б.В.Томашевского, И.М.Тойбина.

В последние годы, особенно в период подготовки и проведения двухсотлетнего юбилея поэта, появилось множество исследований, в том числе и нетрадиционной тематики, касающихся различных аспектов творчества А.С.Пушкина. Среди них значительный интерес представляют работы философско-исторического и культурфилософского плана (А.П.Давыдов, Н.Н.Скатов, Н.Н.Петрунина, Н.В.Забурбаева, Н.Синдаловский, Р.В.Овчинников, А.И.Панарин, И.В.Кондаков).

Позиция А.С.Пушкина по вопросу об исторических судьбах России служила и служит основой для философско-политических дискуссий. Русские революционные эмигранты первой волны отождествляли Ленина и его последователей с продолжением дела Петра Великого. Затем некоторые из них (Ф.А.Степун, И.А.Бунин, П.Б.Струве и др.) переосмыслили свою позицию, изменили ее, стали понимать возрождение Старой России в русле традиции Петра-Пушкина. В настоящее же время, напротив, часто противопоставляют А.С.Пушкина Петру1, потому что, якобы, Петр1 нарушил органичное развитие России своими стремительными революционными преобразованиями.

В философско-исторической науке крайне мало исследований по проблемам Российской государственности, нашедшим отражение в заметках

А.С.Пушкина "История Петра". В большинстве своём осмысление данного труда носит фрагментарный и подчиненный характер.

Позиция А.С.Пушкина по поводу «формулы русской истории» не совпадает ни со взглядами П.Я.Чаадаева, ни со взглядами славянофилов. Воспроизвести атмосферу, в которой формировались философско-исторические взгляды поэта, создавалась "История Петра", нам помогли сборники писем, записок, воспоминания самого писателя и его современников, исследования ряда авторов, среди которых: А.И. Гессен, А.М.Гордин, Л.Гроссман, Вс.Н.Иванов, В.В.Кунин , Н.Н.Золотова, Т.Г.Цявловская, Н.Я.Эйдельман и др.

Н.Я.Эйдельман, занимавшийся изучением последнего десятилетия жизни и творчества А.С.Пушкина, коснулся вопроса борьбы двух линий во взглядах поэта: «моральной линии» и историзма. Книга А.И.Гессена «Последний год жизни Пушкина», представляя документы и воспоминания современников, помогает выявить определенные исторические и философские воззрения поэта периода работы над «Историей Петра». Крупнейшие советские пушкинисты Б.В.Томашевский и Н.Н.Скатов подвергли анализу взгляды А.С.Пушкина на историю и государственное устройство. Выдвинувший собственное толкование некоторых моментов из жизни великого поэта В.Листьев отмечал определенную несостоятельность А.С.Пушкина как историка. В работах М.В.Нечкиной, С.М.Петрова, О.В.Волобуева, Г.Н.Волкова заложены основы комплексного исследования мировоззрения А.С.Пушкина, совмещающего в себе исторический, философский, культурологический, художественно-эстетический, литературоведческий, лингвистический аспекты.

Мы считаем, что взгляды А.С.Пушкина на историю российской государственности можно интерпретировать не только как литературные, но и как философско-исторические и культурфилософские. Поэт размышляет о путях истории, судьбах людей и смысле исторического процесса. Рефлексируя над взглядами историков, литераторов по поводу закономерностей исторического процесса, он поднимается до макрообобщений, то есть размышлений метафизического характера. В связи с этим возникает искушение истолковать взгляды поэта на историю, всесторонне изложенные в «Истории Петра» в терминах цивилизационной парадигмы. Поскольку А.С.Пушкин рассматривает Россию в переломный период истории, то наиболее подходящей моделью для герменевтической интерпретации взглядов А.С.Пушкина в этом случае может служить концепция «Вызова-и-Ответа» А.Тойнби. Поэтому мы рассматриваем «Историю Петра» как продукт философско-идеологического размышления о путях России, о «русской идее».

Объект исследования - мировоззрение А.С.Пушкина, отраженное в его литературном творчестве.

Предмет исследования - философско-исторические и культурфилософские взгляды А.С.Пушкина на ход и судьбы петровских реформ с точки зрения концепции «Вызова-и-Ответа».

Цель и основные задачи диссертационного исследования

Целью исследования является философско-культурологическая реконструкция и современная интерпретация взглядов А.С.Пушкина на ситуацию петровских преобразований в России.

Реализация поставленной цели с точки зрения концепции «Вызова-и-Ответа» потребовала решения следующих задач:

- выявить основное содержание философии «Вызова-и-Ответа» А.С.Пушкина;

- произвести функциональный анализ заметок А.С.Пушкина «История Петра»;

- проследить трансформацию принципов петровской государственности в произведениях А. С. Пушкина;

- сформулировать основные принципы петровской деятельности, эксплицированные А. С. Пушкиным в «Историю Петра»;

- определить содержание связки «власть-народ», особенности этносоциальных преобразований в эпоху петровских реформ, с точки зрения А.С.Пушкина.

Методологическая основа исследования

Философско-историческая методология «Вызова-и-Ответа» (А.Тойнби) объясняет механизм перехода общества из статичного состояния в динамическое движение, генезис и рост цивилизации. «Вызов» - это ухудшение условий жизни, постановка задачи, которую общество должно решить. Найденное обществом решение есть «Ответ-на-Вызов». Успешным «Ответом -на-Вызов» является такое изменение общества, которое обеспечит его дальнейшее существование в новых условиях. «Вызовом», стимулирующим генезис социума, могут быть вызовы природы, вызовы человеческой среды (например, длительное внешнее давление). «Ответ-на-Вызов» - это творческий акт, к которому способны лишь немногие выдающиеся личности. Творцу необходимо преодолеть враждебность и инертность социальной среды, заложить основы «мутации» - процесса освоения и распространения нового, направить мимесис на воспроизведение нового образа действий. Для развития же мутационного процесса в обществе нужно побудить инертное большинство следовать за активным меньшинством. Цивилизационным является такое общество, в котором встречные усилия инертного большинства и активного меньшинства сливаются воедино.

Методологической основой исследования послужили труды классиков философско-исторической и философско-культурологической мысли: О.Конта, Г.Гегеля, К.Маркса, О.Шпенглера, М.Вебера, А.Тойнби, П.Сорокина и др. Для нас был важен опыт отечественной философии культуры: Н.Я.Данилевского, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, А.Ф.Лосева, Ф.А.Степуна, С.Л.Франка, П.А.Флоренского и др.

Мы также принимали во внимание идеи и методологические соображения классиков отечественной школы истории С.В.Соловьева,

B.Н.Ключевского.

Учтены также новейшие отечественные работы, в которых представлены как традиционные (А.И.Арнольдов, П.П.Гайденко,

А.Я.Гуревич, Ю.Н.Давыдов, О.Г.Дробницкий, Б.С.Ерасов, Н.С.Злобин,

C.Н.Иконникова, Л.Г.Ионин, Э.Ю.Соловьев, Э.В.Соколов и др.), так и нетрадиционные подходы к феномену культуры (Л.Г.Бергер, Л.В.Карасев, Г.С. Кнабе, В.В.Налимов, А.И.Ракитов, Б.М.Розин, В.П.Филатов, Ю.А.Шрейдер и др.).

Разрабатывая методологический инструментарий исследования, мы предприняли попытку синтезировать различные подходы, представленные в гуманитарных науках, для глубокого и последовательного изучения избранной проблемы.

Нами использованы утвердившиеся в отечественной гуманитарной науке методы единства исторического и логического, метод социально-философского анализа, деятельностный подход к объяснению культуры и истории, эвристический потенциал синергетики.

Проводя текстологический анализ, мы опирались на принципы диалогизма культур (М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман), использовали элементы феноменолого-герменевтической методологии.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА

В диссертационной работе впервые:

- произведен функциональный анализ заметок «Истории Петра» А.С.Пушкина;

- в объяснительной схеме, созданной на базе «Истории Петра» А.С.Пушкина, рассмотрен как контекст миропонимания, так и контекст мироощущения;

- осуществлена реконструкция петровских преобразований в виде философско-исторической и культурфилософской модели «Вызова-и-Ответа»;

- впервые выявлены принципы государственной деятельности Петра I, заложенные А.С.Пушкиным в "Истории Петра": принцип обязательности абсолютной монархии (власти), принцип всеобщей деятельной активности, принцип народности, принцип обязательности политической элиты, принцип легитимности смертной казни, принцип исключительности личностных качеств монарха;

- доказано, что принципы государственности петровской России и крайняя форма их выражения явились неизбежным средством русского «Ответа», в ситуации жесткого цивилизационного «Вызова»;

- рассмотрены закономерности самоструктурирования российского социума в условиях петровского «Ответа»;

- выявлены социальные категории, характеризующие процесс трансформации российского социума времен петровских преобразований -«диктатура труда», «избирательный гуманизм».

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Заметки А.С.Пушкина «История Петра» - феномен самосознания русской культуры; в них представлена сущностная характеристика российского социума времен Петра1, раскрываемая через комплекс принципов государственности.

2. Исторический процесс существования Российского государства и социума первой четверти XVIII века представляет последовательность творческих актов, которые стимулировались ухудшением жизни общества, внешними и внутренними «Вызовами».

3. Необходимым условием реализации русского «Ответа - на -Вызов» явилась трансформация принципов традиционного образа жизни, имевших силу исторической инерции и введение в практику повседневной жизнедеятельности новых форм деятельности и поведения, посредством государственного вмешательства в сферу повседневного бытия.

4. Основными принципами практики петровских преобразований, составившими содержание русского «Ответа», были: принцип всеобщей деятельной активности: источник динамики и синтезирующее начало причинных и целевых мотиваций в рамках государственной деятельности - сам Петр I; принцип обязательности политического правящего класса: Петр1 сформировал новую политическую элиту - новое дворянство, отношение с которым построено на политике диктатуры труда и постоянной межсословной миграции; принцип легитимности практики смертной казни, имевший как силу исторической инерции, так и заданный мерой свободы монарха и мерой его ответственности за масштабные социальные преобразования; принцип доминирования философии пользы над философией моральных ценностей в выборе средств реализации «Ответа - на - Вызов»; принцип абсолютной власти (абсолютной монархии) как абсолютного права на выбор средств и их реализацию в условиях цивилизационного «Вызова».

5. Источником новой пассионарности, синтезирующим причинные и целевые мотивации в рамках нового социального творчества были Петр I и его окружение. Его созидательные усилия были нацелены на создание стабильного, крепкого, мощного социума, путем привнесения в жертву благополучия современников. Мы используем понятие «пассионарий» Л.Н.Гумилева в качестве параметра этнической истории петровского периода при определенном отказе от ведущих идей «Легенды Петра».

6. А.С.Пушкин утверждает идею, что основным моментом творческого процесса является сверхзадача, великая цель. Автор наделяет Петра I чувством видения перспективы, прослеживает целевые ориентиры в его творческой деятельности.

7. Ментальная предпосылка реализации «Ответа - на - Вызов» -иное сущностное наполнение категории «народ». Новым определением категории народ стала всеобщая деятельная активность, чувство комплиментарности, духовного единения в условиях цивилизационных испытаний. В период масштабных преобразований возникла корреляция «народного» и «монаршьего», что в совокупности реализовалось в утверждении триумвирата Монарх - Россия - Народ и свидетельствовало о формировании русского этноса более высокого порядка, более высокой степени интеграции, на новой ценностно-поведенческой и ментальной основе. Петр Первый явился автором второго просвещения и христианизации Руси, после того как духовная и культурная традиция была надломлена в результате татарского нашествия.

Теоретическая и практическая значимость

Изучение культурфилософских и историософских взглядов А.С.Пушкина, детальный анализ его «Истории Петра» позволили глубже осмыслить закономерности и специфику современного развития России, особенности социальной организации российского государства, принципы, ценности, лежащие в основе российской цивилизации. Известные в научной литературе воззрения (БВ.Томашевский, Ю.М.Лотман, М.В.Нечкина и др.) дополнены новыми представлениями о наиболее поздних взглядах А.С.Пушкина на особенности истории России времени Петра I, на принципы развития государства.

В диссертации нашла обоснование концепция «Вызова - и - Ответа» (А.Тойнби) к объяснению русской истории.

Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по истории и теории русской культуры, социальной философии,

11 философии истории.

Апробация результатов

Результаты исследования апробированы в учебном процессе в Краснодарском краевом колледже культуры, а также в выступлениях автора на научно - теоретических конференциях:

A.C. Пушкин и русская национальная идея" /Институт им. К.В. Российского, Краснодар, 1999;

Наследие A.C. Пушкина и информационная культура России" /КГУКИ, МГУКИ, Краснодар, 1999;

XXVIII научной конференции студентов и молодых ученых юга России" / КГАФК, Краснодар, 1999.

Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры философии и кафедры истории и теории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Основные положения и результаты диссертационного исследования апробированы и представлены в следующих публикациях:

1. К вопросу о судьбах дворянства в "Истории Петра" А. С. Пушкина //XXVII научная конференция студентов и молодых ученых вузов ВУЗов юга России: Тез. докл. - Краснодар, 1999. - 0,2 п.л.

2. "Мысль народная" в "Истории Петра" А. С. Пушкина // А. С. Пушкин и русская национальная идея // Научно-практическая конференция: Тез. докл. - Краснодар, 1999. - 0,2 п,л.

3. "Энциклопедия русской жизни: историко-философская информативность "Истории Петра" А.С.Пушкина // Наследие А.С.Пушкина и информационная культура России Междунар. науч. конф.: Тез. докл. - Краснодар, 1999. - 0,2 пл.

4. Принцип всеобщей деятельной активности как ведущий принцип государственности (по «Истории Петра» А.С.Пушкина)//Наука Кубани.

2000.-№ 5. - 0,3 пл.

5. Реализация «Ответа-на-Вызов» в «Истории Петра» А.С.Пушкина//Природа. Общество. Человек. Вестник Международной Академии Наук Высшей школы. - 2001.-№ 1. - 0,5 п.л. - В печати.

6. «Россию поднял на дыбы.» (К проблеме философской интерпретации пушкинских текстов)//Кубань: Проблемы культуры и информатизации. -2001.- № 2. - 0,35 п.л.

7. Русский «Ответ»: цели и средства (по «Истории Петра» А.С.Пушкина)//Кубанские литературно-исторические чтения. - Краснодар.

2001. - 0,5 пл.

8. Мировоззрение и философско-исторические взгляды А.С.Пушкина. Материалы к спецкурсу. - Краснодар, 2001. - 1,2 п.л.

9. Социально-философское понимание «Истории Петра» А.С.Пушкина // Культура. Цивилизация. Личность. Сборник научных статей межвузовской научной конференции. - Краснодар, 2001.-№ 4. - 0,8 п.л.

Общий объем публикаций - 4,25 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дегтярева, Анна Николаевна, 2001 год

1. Жизнь Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневвники.:В 2-х т. Т.2 /Сост., вступит. Очерки и примеч. В.В.Кунина.-М.,1987.-С.422.

2. Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т.Т.10.-М.,1981.-С.44.3 Там же. С.131.

3. Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. T.6.-M., 1981.-С.32.

4. Последний год жизни Пушкина: Переписка. Воспоминания. Днавники.-М.:Правда, 1990.-С.299-300.

5. Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1991.-С.256.

6. Россия со всей остротой вынуждена была переживать отрицание всего отжившего, тормозящего жизнь страны, ломку старой удобно-пассивной системы.

7. Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1991.-С.256.

8. Истребить приверженцев Петра.2. Возвести царем Иоанна.

9. Там же. С. 171,139,164,313.

10. Гриценко В.П., Саяпина И.А. Культурсемиотика: Опыт систематического изложения /Под ред. И.И.Горловой.- Краснодар: КГУКИ.1999.-С.215.ГЛАВА III: ВЛАСТЬ И НАРОД В УСЛОВИЯХ «ОТВЕТА-НАВЫЗОВ»

11. Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. T.8.-M., 1981 .-С.З 14,43,44,46,161.

12. Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ.-М., 1991 .-С.267.

13. Тойнби А. Постижение истории: Пер. с анг.-М.,1991 .-С.255.

14. Слинько A.A. «Русская идея» в мировосприятии и творчестве А.С.Пушкина //А.С.Пушкин и юг. Международная научно-практическая конференция.- Ростов н/Д., 1999.-С.58-60.

15. Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. T.8.-M., 1981.-С. 161.

16. Степанов H.H. Исторические воззрения А.С.Пушкина.-Л.Л 949.-С. 17.

17. Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1991.-С. 165-166.

18. Гессен А.И. «Всё волновало нежный ум.»: Пушкин среди книг и друзей.-М.:Худож. ли г. 1983.-С.43.

19. Debreczeny Puai. Social Functions of literature: Aleksandr Pushkin and Russian Culture.- Stanforde: Stanforde University Press, 1997.

20. Адамович Г. Верность России// Современные записки. -Париж, 1934. Kh.55.-C.332.

21. Адамович Г. Пушкин//«В краю чужом.» Зарубежная Россия и Пушкин. -М. ¡Рыбинск, 1998.

22. Аксаков И.С. Речь о Пушкине// Аксаков И.С. И слово правды.- Уфа: Башк. кн. изд-во, 1986.-316с.

23. Алексеев М.Г1. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. -Л.: АН СССР. Ин-т рус. лит., 1972.-468с.

24. Андерсон М.С. Петр Великий./ Пер. с англ. В.П.Белоножко.-Росгов на-Дону: Феникс, 1997.-352с.

25. Артемьева Т.В. Идея метафизики в России ХУ111 века,- СПб.: Алеiспя. 1996.-319с.

26. Асмус В.Ф. Эстетика Пушкина//3намя. -1937,- № 2.

27. А.С.Пушкин об искусстве: В 2-х т./ Сост., предисл. и коммент. А.А.Вишневского.-М.: Искусство, 1990.-Т. 1-2.

28. Ахматова A.A. О Пушкине: Ст. и записки.-Л.: Сов. писатель, 1977.-3 19с.

29. Баггер X. Реформы Петра Великого: Обзор исслед.-М.: Прогресс, 1985.-199с.

30. БаргМ.А. Эпохи и идеи: Становление историзма.-М.: Мысль, 1987.-348с.

31. Барулин B.C. Социальная философия: В 2-х частях.-М.: Изд-во МГУ, 1993.-4.1.-334с. -Ч.2.-236с.

32. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине//Полн. собр. соч. Т.7. М., 1955.

33. Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века.-М.: ACT-ФОЛИО, 1999.-399с.

34. Бердяев H.A. Судьба Росии.-М.: Сов. писатель, 1990.-346с.

35. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества.-М.: Правда. 1989,-607с.

36. Бибихин В.В. Закон русской истории// Вопросы философии,- 1998.- № 7.

37. Блок Г. Пушкин в работе над историческими источниками.-М.: АН СССР, 1949.-214с.

38. Блок М. Апология истории, или ремесло историка.-М.: Наука, 1986.-254с.

39. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории.-М.: Высш. шк\, 1960.-446с.

40. Бунин И. Слово о Пушкине// «В краю чужом.» Зарубежная Россия и Пушкин. М.-Рыбинск, 1998.

41. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь «умственные плотины».-М.: Книга, 1986.-3 18с.

42. Вдовина И.С. Феноменолого-герменевтическая методология анализа произведения искусства// Эстетические исследования: методы и критерии.-М.: ИФРАН, 1996.-С. 124-143.

43. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХУ11-XIX веков.-М.: Высш. шк, 1982.-529с.

44. Волков Г.Н. История народа принадлежит поэту// Преподавание истории в школе.-1987.- №8.

45. Волков Г.Н. Мир Пушкина. М.: Мол. Гвардия, 1989.-269с.30. . Волобуев O.B. Художественно-исторический образ и познание прошлого// Проблемы истории общественной мысли и историографии.-VL 1976.-С.283-291.

46. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. -М.: Прогресс, 1990.-699с.

47. Гаджиев К.С. Политическая философия.-М.: Экономика, 1999.-606с.

48. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3-х т. -М.: Мысль, 1970.-Т.1-3.

49. Гердер И.Г. Идеи и философии истории человечества. -М.: Наука. 1977.-703с.

50. Гессен А.И. «Все волновало нежный ум.» Пушкин среди книг и друзей. -М.: Худож. лит., 1983.-342с.

51. Григорьев A.A. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина//Соч.: В 2.т. М., 1990. - Т.2.

52. Григорьева А.Д. Поэтическая фразеология Пушкина. -М.: Наука, 1969.-389с.

53. Гринин J1.E. Философия, социология и теория истории. -Волгоград: Учитель, 1998.-368с.

54. Гриценко В.П., Саяпина H.A. Культурсемиотика: Опыт систематического изложения/ Под ред. И.И.Горловой. -Краснодар: КГУКИ, 1999.-372с.

55. Гриценко В.П. Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера. -Краснодар: КГУКИ, 2000.-248с.

56. Гроссман J1. Пушкин. -М.: Мол. гвардия, 1958. -525с.

57. Гумилев Л.Н. От Руси к России. -Мл Экопрос, 1994.-254с.

58. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука// Вопросы философии,-1990.-№4.-С.32-35.

59. Давыдов А.П. Духовной жаждою томим. А.С.Пушкин и становление «серединной культуры в России». -М.: Изд-во «Эк-ка», 1999.-254с.

60. Долгов K.M. Парадоксы и антиномиии современной эстетики и искусства//Эстетические исследования: методы и критерии. -М.: ИФРАН,1996.-С.З-44.

61. Достоевский Ф.М. Пушкин (Очерк) Произнесено 8 июня (1880) в заседании любителей российской словесности. Поли. собр. соч. -Л.: Наука, 1984.-Т.26.

62. Достоевский Ф.М. Пушкин; Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине//Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1984. - 'Г.26.

63. Жизнь Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники.: В 2-х т./ Сост., вступит, очерки и примеч. В.В.Кунина. -М., 1987.-Т.1-2.

64. Забабурова Н.В. Пушкин и Вольтер: К проблеме философии истории// Научная мысль Северного Кавказа. 1999.-№ 1. - С.70-77.

65. Зайцев Б. Пушкин в нашей душе//«В краю чужом.» Зарубежная Россия и Пушкин. -М.: Рыбинск, 1998.

66. Запасник М. Ложь в политике// Философские науки.-1991.-№8.-С.94-107.

67. Золотова H.H. Встреча с Пушкиным.-М.,1982.

68. Иванов Вс. Н. Александр Пушкин и его время: Истор. повествование. -М.: Худож. лит., 1977.-445с.

69. Ильенков Э.В Диалектическая логика: Очерки истории и теории. -М.: Политиздат, 1984.-320с.

70. Ильин A.A. Родина и гений//«В краю чужом.» Зарубежная Россия и Пушкин. -М. -Рыбинск, 1998.

71. Кагоров Е.Г. Этнографические мотивы в поэзии А.С.Пушкина// Этногр. Обозрение,-1999.-№3.-С.21 -34.

72. Кантор В.К. Пушкин, или формула русской истории//Вопросы философии. -1999,- № 7. С.26-47.

73. Кантор В.К. Петра творенье, или разгадка России// Вопросы литературы.-1999.-май-июль.-С.4-59.

74. Кантор В.К., Кисилева М.С. Культурно-логический подход к историческому исследованию// Эстетические исследования: методы и критерии.-М.:ИФРАН,1996.-С. 106-123.

75. Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка/ Сост., вступит, ст. и прим. А.М.Гордина. -М.: Правда, 1989.-180с.

76. Киреевский И.В. Нечто о характере поэзии Пушкина// Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979.-439с.

77. Кнабе Г. Пушкин и античность: Годы перелома// Университетская книга.-1999.-№4.-С.32-40.

78. Кнабе Г. Русская античность: Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России: Программа конспект лекц. курса.-М.: ИЦРГГУ, 1999.-240С.

79. Коган Л. А. «Самостоянье человека»: философское кредо Пушкина//Вопросы философии. 1999,- № 7. С.47-59.

80. Коган Л.А. Философская библиотека Пушкина//Книжное обозрение.-2.06. -1998.

81. Кондаков И.В. Пушкин как феномен русской культуры: Записки после юбилея// ОНС,—1 999.-jYo6.-C. 160-170.

82. Корб И.Г. Дневник путешествия в Московию. -СПб.: Изд. А.С.Суворина, 1906.-322с.

83. Кузнецова И. Времен минувших небылицы// Вестник Московского университета. Сер.7. Философия.- 1999,- № 5. С.30-40.

84. Кучерова Т.В. Творчество А.С.Пушкина и П.А.Флоренский//Мир библиографии. -1999,- № 6. С.51-55.

85. Левкович Я. Л. Принципы документального повествования в исторической прозе пушкинской поры// Пушкин: Исслед. и матер. Т.6: Реализм Пушкина и литература его времени/ АН СССР.-Л., 1969.-С. 171169.

86. Леонтьев К.Н. О всемирной любви//Избранное,- М.: Рагоръ: Моск. Рабочий, 1993.-397с.

87. Листьев В. Клио против Эвтерпы. Пушкин над страницами «Истории Петра»// Знание Сила. -1999.-№5-6.-С.65-76.

88. Лихачев Д.С. Письмо о Петровских реформах//Лихачев Д.С. Книга беспокойств.- М.: Новости, 1991.-528с.

89. Лосев А.Ф.Русская философия//Русская философия. Очерки истории. -Свердловск, 1991. С.67-95.

90. Лосский Н.О. История русской философии. -М.: Сов. писатель, 1991.-480с.

91. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя.-Л.: Наука, 1981.-253с.

92. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха.-Л.: Просвещение, 1972.-271с.

93. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва третий Рим» в идеологии Петра Первого.// Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Т.З.

94. Любимова Т.Б. Аксиологическое построение произведений искусства// Эстетические исследования: методы и критерии-М.: ИФРАН,1996.-С.88-105.

95. Макаровская Г.В. «Философические письма» Чаадаева в оценке Пушкина/Юсвободительное движение в России. Межвузовский научный сборник. Выпуск 11. -Саратов, 1986.

96. Малинин В.А. Пушкин как мыслитель. Красноярск: Изд-во Краснояр. Ун-та, 1990.-220с.

97. Мейлах Б. Пушкин и русский романтизм. -Л.: АН СССР, 1937.-293с.

98. Мережковский Д.С. Пушкин//Мережковский Д.С. Вечные спутники. -М., 1911.-С. 338-339.

99. Мирзоян Е. «Космическая философия» А.С.Пушкина//Юность.- 1997. № 2-3, 5-6.

100. Мондри Г. А.С.Пушкин «наше» или «мое»? О восприятии Пушкина В.Розановым//Вопросы философии. - 1999.-№7.- С.66-73.

101. Мухамадиев Р. Первая русская трагедия:(Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов»)// Вести. МГУ. Сер. Философия,-1999.-№4.-С.6-90.

102. Наследие А.С.Пушкина и информационная культура России: Междунар. научн. конф. Краснодар-Новороссийск. 9-11 сентября 1999 г. Тезисы докл. -Краснодар, 1999. 303 с.

103. Наследие А.С.Пушкина и информационная культура России/Междунар. Академия информатизации,- М., 1999. 10 с.

104. Небольсин С. Пушкин и русское национальное освобождение// Наш современник,-1999.-№6.-С.219-230.

105. Непомнящий В. Вступительное слово при открытии московских чтений/7 Пушкинская эпоха и Христианская культура.- СПб., 1993. -61с.

106. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба: Над страницами духов, биогр. Пушкина.-М.: Сов. писатель,.987.-446с.

107. Непомнящий В. Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жребий России/УНовый мир. 1996. №5. С. 170-176.

108. Нечкина М.В. Загадка художественного образа. -М.: Знание, 1972.-32с.

109. Нечкина М.В. Функции художественного образа в историческом процессе.-М.: Наука, 1982.-319с.

110. Новиков В.Н. У вечного огня: (О метафизике Пушкина)// ОНС.-1998,-№5.-С. 166-179.

111. Новиков H.A. Пушкин в Михайловском. -М.: Худож. лит., 1982.-272с.

112. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. -М.: Рус. яз., 1988.-299с.

113. Новикова Л, Сиземская И. Пушкин и история// Свободная мысль,-1999.-№3.-С.42-55.

114. Овчинников Р.В. А.С.Пушкин в работе над архивными источниками «Истории Петра 1»//Отеч. архивы. 1999,- № 6. - С.35-47.

115. Овчинников Р.В. Пушкин в работе над архивными документами. -Л.: Наука, 1969.-273с.

116. Палеева Н. «Драматические сцены» А.С.Пушкина. -М.: Московский Парнас, 1999.-96с.

117. Панарин А. Миссия А.С.Пушкина на исходе XX века: А.С.Пушкин как воссоздатель русского национального единства// Москва,-1999.-№6.-С.5-25.

118. Петров С.М. Исторический роман А.С.Пушкина. -М.: АН СССР, 1953.-160с.

119. Петрунина H.H. Вокруг «Истории Пугачева»: (А.С.Пушкина) //Пушкин: Исслед. и матер. Т.6.: Реализм Пушкина и литература его времени/ АН СССР. Л., 1969. - С.229-251.

120. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. -М.: МГУ, 1971.-247с.

121. Позов А. Метафизика Пушкина,- Мадрид, 1967. Второе изд. «Наследие». -М.,1998.

122. Полевой H.A., Полевой К. А. Литературная критика,- Л.: Худож. лит., 1990.-588с.

123. Попов П. Пушкин в работе над «Историей Петра»// Литературное наследство.-1934.-№ 16-18.

124. Последний год жизни Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. -М.: Правда, 1990.-700с.

125. Прометей.(Ист,-биогр. Альманах) Т. 10.-М.: Мол. Гвардия, 1974.-422с.

126. Пугачев В.В. Пушкин и Чаадаев//Искусство слова. -М., 1973.

127. Пушкин A.C. Арап Петра Великого// Пушкин A.C. Собр. соч. : В 10-ти т. Т.5.-М., 1981.-С.5-36.

128. Пушкин A.C. Борис Годунов//Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.4.-М.,1981.-С.185-269.

129. Пушкин A.C. «В надежде славы и добра» (Стансы)// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.2.-М., 1981.-С.88.

130. Пушкин A.C. Возражение на статью А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов»// Пушкин A.C. Собр. соч. : В 10-ти т. Т.6.-М.Д981.-С.14-15.

131. Пушкин A.C. Вольность . Ода («Беги, сокройся от очей»)// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. T.l.-M., 1981.-С. 194-196.

132. Пушкин A.C. Воображаемый разговор с Александром 1 (Воспоминания)// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.9.-М., 1981.-С.52-53.

133. Пушкин A.C. Воспоминания в Царском Селе (Навис покров угрюмой нощи)// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.1.-М., 1981.-С.54-58.

134. Пушкин A.C. «Всей России притеснитель» (На Аракчеева)// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. T.l.-M., 1981.-С.237.

135. Пушкин A.C. Всем известны слова Петра Великого// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.7.-М., 1981 .-С.253-254.

136. Пушкин A.C. Второй том «Истории русского народа» Полевого//' Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.:.-М., 1981 .-С.97-100.

137. Пушкин A.C. Гаврилиада// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.З.-М., 1981.-С.98-111.

138. Пушкин A.C. Генералу Пущину// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.1.-М., 1981.-С.266-268.

139. Пушкин A.C. Друзьям («Нет, я не льстец, когда царю»)// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.2.-М., 1981.-С.118-119.

140. Пушкин A.C. Заметка при чтении т.УП, гл.4 Истории государства Российского»// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6.-М., 1981 .-С.328.

141. Пушкин A.C. Заметки на полях письма П.А.Вяземского к С.С.Уварову по поводу книги Устрялова «О системе прагматической русской истории»//Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6.-М., 1981 .-С.375-376.

142. Пушкин A.C. Заметки на полях статьи М.П.Погодина «Об участии Годунова в убиении царевича Дмитрия»// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6.-М., 1981.-С.347-353.

143. Пушкин A.C. Заметки по русской истории// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.7.-М., 1981.-С.285-286.

144. Пушкин A.C. Заметки по русской истории ХУ111 в.// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.7.-М., 1981 .-С.273-277.

145. Пушкин A.C. История Петра. Подготовительные тексты// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.8.-М., 1981.-С.5-330.

146. Пушкин A.C. «История русского народа», сочинение Николая Полевого// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6.-М., 198 1 .-С.91-99.

147. Пушкин A.C. и юг: Междунар. Науч.-практ. Конф., г. Ростов н/Д, 12-15 мая 1999 года: Тезисы/ Науч. ред. В.Н.Белопольский, И.А. Балашова,-Ростов-на-Дону: Донской издат. дом, 1999.-74с.

148. Пушкин и юг: Междунар. Науч.-практ. конф., г. Ростов н/Д, 12-15 мая 1999 года: Доклады/ Науч. ред. А.И.Станько, И.А.Балашова.- Ростов-на-Дону: Донской издат. дом, 1999.-168с.

149. Пушкин A.C. Каменный гость// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. ТАГИ., 1981 .-С.297-328.

150. Пушкин A.C. Капитанская дочка// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.5.-М., 1981.-С.251-342.

151. Пушкин A.C. Карамзин (Воспоминания)// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.9.-М., 1981 .-С.48-50.

152. Пушкин A.C. Ключ к «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, 2 ч.// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6.-М., 1981.-С.302.

153. Пушкин A.C. Медный всадник // Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.З.-М., 1981 .-С.260-273.

154. Пушкин A.C. Моя родословная («Смеясь жестоко над собратом»)// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.2.-М., 1981.-С.196-199.

155. Пушкин A.C. Об «Истории Пугачевского бунта» (Разбор статьи, напечатанной в «Сыне отечества» в январе 1835 года)// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.7.-М., 1981.-С.143-158.

156. Пушкин A.C. О дворянстве// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.7.-М., 1981.-С.288-290.

157. Пушкин A.C. О народном воспитании// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6.-М., 1981.-С.28-33.

158. Пушкин A.C. О народности в литературе// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6.-М., 1981 .-С.26-27.

159. Пушкин A.C. О ничтожестве русской литературы// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6.-М., 1981 .-С.205-21 1.

160. Пушкин A.C. О поэзии классической и романтической// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6.-М., 1981 .-С.22-24.

161. Пушкин A.C. Опровержение критики// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6.-М., 1981.-С.115-136.

162. Пушкин A.C. О прозе//Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т.Т.б.-М., 1981.-С.10-11.

163. Пушкин A.C. Пир Петра Великого («Над Невою резво вьются»)/" Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.2.-М., 1981 .-С.284-285.

164. Пушкин A.C. Полтава// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.З.-М., 1981.-С.171-211.

165. Пушкин A.C. Роман в письмах// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.5.-М., 1981.-С.37-53.

166. Пушкин A.C. Эпиграмма («В его «Истории» изящность, простота»)// Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. T.l.-M., 1981.-С.205.

167. Пушкин в русской философской критике: Сборник// Под ред. Р.А.Гальцевой. М.: Книга, 1991. - 527 с.

168. Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. -М.: Правда, 1989.-574с.

169. Разговоры Пушкина: Репринт, воспроизведение изд. 1929г./ Собрали Сергей Гессен и Лев Модзалевский. -М.: Политиздат, 1991.-311с.

170. Рашковский Е.Б. Катарсис/ЯЗопросы философии. -1999.-№7 -С.60-65.

171. Русаков М. А.С.Пушкин и его потомки: Иллюстрированная родословная росписью- Псков: Б/и, 1997,-199с.

172. Русская философия: Словарь/ Под общ. ред. М.А.Маслина. М: Республика, 1995. - 655 с.

173. Русские писатели XIX века о Пушкине. -Л.: Гослитиздат, 1938.-493с.

174. Семенова С.Г. Пушкинская философия Эроса (в контексте русской мысли конца 19-20 вв.)//Вопросы философии. 2000.- № Г- С.33-55.

175. Серков А. «Пророк» и «мастер стула»: Новое о масонстве Пушкина// Родина.-1997.-№5.-С.48-52.

176. Синдаловский Н. Легенды пушкинского века// Нева,-1997.-№2.-С. 1591 72.

177. Скатов Н. Пушкин: «Государственные мысли историкам/Наш современник. 1998,-№ 11,12,- С.251-261.

178. Скатов П. Рабочие тетради Пушкина// Наше наследие -1998.-№46.-С.36-37.

179. Слинько A.A. «Русская идея» в мировосприятии и творчестве А.С.Пушкина//А.С.Пушкин и Юг. Международная научно-практическая конференция. Ростов н/Д., 1999. - С.58-60.

180. Смирнова-Россет А.О. Воспоминания. Письма/ Сост., вступит, ст. и прим. Ю.Н. Лубченкова.-М.: Правда, 1990.-540с.

181. Соловьев B.C. Византизм и Россия//Соловьев B.C. Соч. В 2-х т.- М., 1989.

182. Сорокин Питирим Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992.-542с.

183. Спасский ИТ. Последние дни А.С.Пушкина.-М.: Правда, 1990.-492с.

184. Степанов H.H. Исторические воззрения А.С.Пушкина. -J1.: Б/изд., 1949.51.

185. Степун Федор. Духовный облик Пушкина//Степун Федор. Встречи. М.,1998.

186. Столович J1.H. Красота. Добро. Истина. -М.: Республика, 1994.-463с.

187. Струве П.Б. Именем Пушкина//«В краю чужом.» Зарубежная Россия и Пушкин,- М.-Рыбинск, 1998.

188. Судаков Г. Чем Александр Сергеевич матери-истории ценен// Рос. газ,1999.-5 июня.-С.5.

189. Судьин Г.Г. Пушкин как оппонент П.Я.Чаадаева//Вестник Московского университета. Сер.7. Философия,- 1999.- № 5. С.3-29.

190. Сурат И. Биография Пушкина как культурный вопрос// Новый мир. -1998. №2.-С.177-195.

191. Тартаковский А. «Часть труда мною составленного.»: Реконструкция пушкинского замысла: (О романе А.С.Пушкина «История Пугачева»)// Родина,- 1999.-№12.-С.52-55.

192. Тойбин И.М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820 и 1830 годов. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1980.-123с.

193. Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991.-736с.

194. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. -М.: Книга, 1990-670с.

195. Тудоровская E.H. Поэтика лирических стихотворений А.С.Пушкина.-СПб.: СПбГУП, 1996.-212с.

196. Тхоржевский Ив. Пушкинская речь Достоевского//«В краю чужом.» Зарубежная Россия и Пушкин.- М.: Рыбинск, 1998.

197. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. -М.: Наука, 1969.-424с.

198. Тысячелетнее древо А.С.Пушкина: корни и крона/ А.А.Черкашин. Л.А.Черкашина.-М.: Либерия, 1998.-200с.

199. Фараджев К.В. Несозданные шедевры и неизбежность дуэли: осмысление В.Соловьевым гибели А.Пушкина//Вопросы философии. -1999.-№7,- С.74-78.

200. Федотов Г.П. Россия и свобода/УФедотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х т. М.: Знание,1992. Т.2.

201. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. -М.: Прогресс, 1986.-543с.

202. Фейнберг И. Запрещенные строки Пушкина (Неизвестные строки из «Истории Петра», обнаруженные в бумагах отставного цензора Сербиновича// Огонек,-1951 ,-№23.-С. 18-19.

203. Фейнберг И. Незавершенные работы Пушкина. -М.: Сов. писатель, 1964.-43 1с.

204. Фейнберг И. Неизвестные строки Пушкина (Из рукописи «История Петра»)// Вестник Академии наук СССР.-1950.-№8.-С49-58.

205. Фейеберг И. Новые данные о работе Пушкина над «Историей Петра».// Вестник Академии наук СССР.-1955.-№1.

206. Фейнберг И. «Парижские бумаги» Александра Тургенева (К работе А.С.Пушкина над «Историей Петра».// Вестник Академии наук СССР.-1958.-№1.

207. Философия и методология науки/ Под ред. В.И.Купцова. -М.: Аепею, 1996.-551с.

208. Франк и духовный путь России// Пушкин в русской философской критике. -М., 1990.

209. Франк С.Л. Из статьи «Пушкин как политический мыслитель»// Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки.-1999.-№3.-С,3-18.

210. Франк С.Л Русское мировоззрение//ОНС. 1990.-№12,- 1991.-№1.

211. Франк С.Л. Пушкин как политический мыслитель. Белград, 1937.

212. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии// Филос. Науки.-1990.-№5.183

213. Франк C.J1. Этюды о Пушкине /Предисл. Д.С.Лихачева. -М.: Согласие,1999.-178с.

214. Цуриков H.A. Пушкин наш первый национальный учитель//«В краю чужом.» Зарубежная Россия и Пушкин. - М.: Рыбинск, 1998.

215. Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. -М.: Искусство, 1983.-445с.

216. Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989.-655с.

217. Шайтанов И. Географические трудности русской истории (Чаадаев и Пушкин в споре о всемирности)// Вопросы литературы. -1995,- Вып.6.

218. Шапиро A.A. Историография с древнейших времен до 1917 года. -М.: Культура, 1993 .-761 с.

219. Шмелев И. Пушкин. 1837-1937//«В краю чужом.» Зарубежная Россия и Пушкин. М.: Рыбинск, 1998.

220. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, -1993. Т.2.

221. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. -М.: Наука, 1983.-340с.

222. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1 837.-М.: Худож. лит., 1987.-462с.

223. Юрьева И.Ю. Пушкин и христианство: Сборник. М.: ИД Муравей, 1997.- 280 с.

224. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Политиздат, 1994.-527с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.