Хоровое творчество Ефрема Подгайца. Особенности музыкальной драматургии и эволюция авторского стиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Марцинкевич, Анна Алексеевна

  • Марцинкевич, Анна Алексеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 273
Марцинкевич, Анна Алексеевна. Хоровое творчество Ефрема Подгайца. Особенности музыкальной драматургии и эволюция авторского стиля: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2011. 273 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Марцинкевич, Анна Алексеевна

Введение

Глава 1. Первые опыты

1.1. «Весенние песни»

1.2. «Из Уолта Уитмена»

Глава 2. Произведения для детского хора

2.1. Хоровая школа «Весна» — уникальный художественный организм

2.2. Сочинения малых форм

2.2.1. Миниатюры для детей младшего возраста

2.2.2. Миниатюры для старшего хора

2.2.2-а. Усиление виртуозного начала

2.2.2-6. Новое качество лирики

2.3. Произведения крупной формы

2.3.1. Кантаты на стихи зарубежных авторов

2.3.2. Произведения на тексты С. Козлова

2.3.2-а. «Лунная свирель»

2.3.2-6. «Чёрный омут»

2.3.2-в. «Времена года»

2.3.3. «Ода греческой вазе»

Глава 3. Произведения на духовные тексты

3.1. «Псалмы царя Давида»

3.2. «Весенняя месса»

3.3. «Нью-Йоркская месса»

3.4. Произведения малых форм

Глава 4. Сочинения 2000-х годов

4.1. «Вещая душа»

4.2. «Солнцеворот»

4.3. «Лирические сатиры»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хоровое творчество Ефрема Подгайца. Особенности музыкальной драматургии и эволюция авторского стиля»

Московский композитор Ефрем Подгайц (род. 1949) плодотворно работает в самых разных жанрах. На сегодняшний день в списке его сочинений 12 опер, 1 балет, 3 мюзикла и столько же симфоний, 25 инструментальных концертов (в том числе для балалайки, домры, маримбы, саксофона, мандолины и баяна с оркестром), множество камерных вокальных и инструментальных сочинений, а также музыка к кинофильмам, радио- и театральным спектаклям; в целом более 230 опусов.

Композитор удостоен звания Заслуженного деятеля искусств России, является лауреатом Премии города Москвы, Почётной премии Российского авторского общества «За вклад в развитие науки, культуры и искусства» и обладателем «Серебряного диска» Российской Академии музыки им. Гнесиных «За заслуги в баянном искусстве». Творческую работу он успешно сочетает с музыкально-общественной и педагогической деятельностью в качестве члена правления Союза московских композиторов, профессора и заведующего кафедрой композиции Московского государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова.

Примерно половину обширного списка сочинений Подгайца составляет музыка для хора различных составов1. Тематическое и жанровое разнообразие хоровой музыки Подгайца отражает широту художественных интересов композитора, его открытость веяниям времени, органично сочетающуюся с приверженностью классическим музыкальным традициям. В начале творческого пути (1970-е гг.) Подгайц опирался на стилистику «новой фольклорной волны», осмысливая опыт Г. Свиридова и В. Гаврилина, Р. Щедрина и С. Слонимского, а также своих педагогов по композиции — Ю. Буцко и Н. Сидельникова. Позднее индивидуальный стиль московского автора вобрал в себя элементы минимализма, полистилистики и других постмодернистских течений, но остался чужд радикальным поискам, дань

1 При подсчёте мы учитывали только названия сочинений, оставляя за скобками их переложения для разных хоровых составов, а также объединение отдельных миниатюр в опусы. которым отдали многие его сверстники (в частности, В. Екимовский, Б. Франк-штейн, Ю. Воронцов). Для Подгайца главным в музыке неизменно остаётся, условно говоря, человеческий фактор: выявление многообразных возможностей живых тембров —■ инструментальных и вокальных, установление прочного контакта с исполнителями и слушателями. При всей трезвости взгляда на современный мир, в творчестве этого композитора — как и в творчестве его друзей и единомышленников Т. Сергеевой и М. Броннера — доминируют жизнеутверждающее начало, здоровый оптимизм и открытая эмоциональность. Поэтому его непростую для исполнения музыку так любят юные певцы и слушатели.

Важную роль в художественной эволюции Подгайца сыграл актуальный для отечественной музыки 80-х — 90-х гг. процесс «духовного возрождения», который исследователи связывают с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси (1988) и 2000-летием Рождества Христова [см., в частности: 53, 447-448]. Правда, в отличие от А. Пярта, В. Кикты, А. Ларина, А. Киселёва или В. Мартынова, Подгайц не стремится следовать литургическому канону. Он предпочитает раскрывать духовную тематику в сочинениях самых разных жанров и на тексты различных авторов — как это характерно для А. Вустина, С. Губайдулиной, А. Караманова, Н. Каретникова, А. Кнайфеля, А. Шнитке, Р. Щедрина и других.

Хоровая музыка Подгайца регулярно исполняется в различных залах Москвы, звучит в программах фестивалей и конкурсов в городах России и за рубежом. Исполнителей и публику, взрослых и детей она привлекает способностью совместить «трудносовместимое: трезвую, холодновато-отстраненную рефлексивность с эмоциональной открытостью; философскую глубину — с детской непосредственностью; эпикурейство — с глубочайшим ощущением жизненного трагизма» [143]. При этом композитор всегда сохраняет «чувство музыкальной органичности высказывания» [65,36], «интонацию личного обращения, тёплого и внимательного» [37]. «Невероятная сила притяжения» [105, 14] хоровых сочинений московского автора, их признание в профессиональной и любительской среде определяют актуальность настоящего исследования.

Об актуальности избранной темы говорит и то обстоятельство, что до сегодняшнего дня целостное изучение хоровой музыки Подгайца не предпринималось. В научной литературе встречаются упоминания об отдельных произведениях [30, 67, 92]. Несколько более обширную информацию можно отыскать в журнальных статьях, посвященных крупным сочинениям для детского хора, а также в аннотациях к концертам и СБ [102, 142]. Ценные сведения содержатся также в публикациях, авторы которых пытаются выявить в ходе обзора конкретных опусов черты стиля и творческие приоритеты Подгайца [47, 106], либо предоставляют слово самому композитору [25, 83, 99, 120, 128].

Отдельное место занимают работы музыковеда, философа и культуролога Ю. Дружкина [34,35, 36,37]. Многолетняя дружба с композитором, заинтересованное внимание к его поискам позволили исследователю выявить в публикациях, посвященных заметным событиям или периодам творчества Подгайца, ряд особенностей художественного мышления в целом.

Что касается специальных исследований, то нам известны лишь четыре труда, три из которых посвящены музыке для детского хора. Это дипломная работа Е. Золотовой о «Весенней мессе» [45], статья С. Снежинской, раскрывающая особенности применения полистилистики в сочинениях крупной формы [121], развёрнутое предисловие Н. Авериной, руководителя кандидатского хора школы «Весна», к двухтомному изданию «Музыка утра», где дан глубокий музыкально-теоретический и хормейстерский анализ миниатюр для детей разных возрастов [2], а также дипломная работа А. Копыловой, находившаяся в момент написания диссертации в процессе завершения и содержащая, наряду с творческим портретом композитора, панорамный обзор его хоровых произведений [64]. Наблюдения Н. Авериной, основанные на многолетнем творческом сотрудничестве с Подгайцем в хоровой школе, послужили отправной точкой для соответствующих разделов настоящей работы.

Хоровая проблематика частично затрагивается в кандидатской диссертации Е. Голубевой, посвященной операм и инструментальным концертам Подгайца [см.: 20]. В операх московского автора хор не только активно участвует в действии, но подчас играет ключевую роль в музыкальной драматургии.

Особо следует выделить подготовленную к 60-летию композитора публикацию А. Амраховой «Портрет композитора, написанный в жанре интервью в 7 частях без пролога и эпилога, но с эпиграфом, который оказался в конце». Далеко выходящая за рамки обычного интервью, эта непринуждённая беседа двух оригинально мыслящих музыкантов раскрывает черты личности Подгайца, его художественные идеалы, освещает некоторые подробности творческой биографии [см.: 6]. Поэтому она цитируется здесь чаще других библиографических источников.

Научная новизна настоящего исследования определяется, в первую очередь, комплексным охватом хорового творчества Подгайца за исключением отдельных сочинений малой формы, рукописи которых оказались недоступны. В ходе работы были подробно рассмотрены и систематизированы не только изданные в разные годы миниатюры для различных составов и кантаты для детского хора, но и произведения, которые хранятся в домашнем архиве Подгайца. В их числе, наряду с одночастными опусами («Крыса», «Ода греческой вазе», «Молитва Шмуэля ха-Нагида»), оказалось большинство хоровых циклов («Колыбельные песни», кантаты «Весенние песни», «Из Уолта Уитмена», «Солнцеворот», опера-кантата «Чёрный омут», концерты «Псалмы царя Давида», «Времена года», «Вещая душа», а также «Нью-Йоркская» и «Весенняя» мессы и «Лирические сатиры»). Некоторые из них ранее не упоминались в научной литературе или были впервые исполнены лишь во время написания диссертации.

Кроме того, неоднократные беседы с композитором позволили понять особенности его творческой эстетики и добиться фактологической точности, а также проверить, насколько наши оценки и характеристики соответствуют авторскому замыслу.

Методология исследования опирается на традиции отечественного музыкознания и определяется спецификой вокальных жанров, в частности, неразрывной взаимосвязью между музыкальной драматургией и текстом. В творчестве Подгайца, всегда очень тщательно отбирающего литературные первоисточники для своих сочинений, зачастую кардинально их переосмысливающего и даже перерабатывающего, эта взаимосвязь особенно очевидна. Вот почему при разборе конкретных произведений мы используем отдельные элементы литературоведческого анализа, выявляя эстетико-содержательную суть первоисточника, особенности его структуры и стилистики, в частности, наличие музыкального начала в поэтическом тексте, а затем показывая, как эти качества отражаются в композиторском решении.

Метод целостного анализа дал нам возможность проследить закономерности музыкально-драматургического развития в связи с особенностями образного строя каждого сочинения, а также включить хоровое творчество композитора в контекст широко понимаемых музыкальной традиции и современности. Наконец, специфика исследуемого объекта потребовала ввести элементы хороведческого анализа, чтобы раскрыть характерные особенности вокально-хорового письма.

Объектом исследования стало хоровое творчество Ефрема Подгайца. Предметом подробного изучения — особенности музыкальной драматургии во взаимосвязи со спецификой литературных первоисточников, а также становление и эволюция авторского стиля в различных хоровых жанрах.

Материалом для диссертации послужили хоровые сочинения Ефрема Подгайца, написанные в период с 1970 по 2009 гг., в число которых вошли кантаты для смешанного хора и оркестра «Весенние песни» и «Из Уолта

Уитмена»; произведения для детского хора а cappella (миниатюры, кантата «Поэзия земли»), в сопровождении фортепиано (миниатюры, концерт «Времена года»), оркестра (кантата «Как нарисовать птицу», опера-кантата «Чёрный омут») и различных инструментальных составов (миниатюры, кантата-сказка «Лунная свирель», «Ода греческой вазе», «Весенняя месса»); концерт для смешанного хора «Псалмы царя Давида» и его редакция для детского хора и камерного оркестра; «Нью-Йоркская месса» для смешанного хора, струнных и органа; миниатюры на духовные тексты для различных составов а cappella; концерт для смешанного хора «Вещая душа»; кантата для смешанного и детского хоров в сопровождении инструментального ансамбля «Солнцеворот», а также «Лирические сатиры» для хорового театра и фортепиано.

Цель настоящего исследования — представить полную и разностороннюю картину хорового творчества Подгайца, проследить особенности его эволюции.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

• комплексный анализ ключевых произведений различных жанров и для различных составов в неразрывной взаимосвязи музыки и текста;

• выявление в ходе этого анализа особенностей художественной эстетики и композиторской стилистики Подгайца и их разветвлённых связей с традициями и современными направлениями отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

•выделение магистральных линий эволюции, позволяющих осмыслить изучаемое явление как многообразие в единстве.

Согласно поставленной цели, структура работы включает введение, четыре аналитические главы, заключение, библиографию (148 наименований) и два приложения (нотные примеры и полный список хоровых сочинений Е. Подгайца).

Во Введении предпринята попытка охарактеризовать творческую личность

Подгайца в контексте современной культурной ситуации; здесь прослеживаются основные направления его профессиональной деятельности и особенности его творческого метода.

Структура аналитических глав сформировалась в результате опробования и сопоставления различных вариантов. Окончательное решение было подсказано совокупностью поставленных задач и избранных для данного исследования методов. В итоге распределение материала было осуществлено в соответствии с тематикой произведений и в целом совпало с хронологией их написания, что позволило проследить характерные особенности композиторского стиля в процессе его становления. Таким образом, сложились четыре главы, различные по количеству рассматриваемых сочинений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Марцинкевич, Анна Алексеевна

Заключение

Проведённое исследование сочинений для различных хоровых составов показало, что в совокупности они представляют собой автономную, органично развивающуюся сферу многогранного творчества Подгайца, отражают основные черты его стиля и эстетики.

В отличие от многих сверстников и современников, Подгайц имеет смелость писать собственную музыку, принципиально не претендующую на «новаторство» и вместе с тем не сводящуюся к компиляции, стилизации или пародированию созданного ранее. Обладая широкой эрудицией и отличным литературным вкусом, он ищет в литературных первоисточниках темы, чувства и проблемы, созвучные тому, что волнует его в настоящий момент и представляется актуальным для исполнителей и слушателей. Как истинный профессионал Подгайц уделяет особое внимание целостности композиции и отточенности её мельчайших деталей. Он стремится к простоте выражения и вместе с тем умеет применять в случае необходимости достаточно сложные выразительные приёмы, подчиняя их драматургической логике целого.

Изучая произведения различных жанров, созданные в разные годы, мы сочли уместным разделить хоровое творчество Подгайца на несколько периодов. При всей условности, данная периодизация даёт возможность панорамного обзора внушительной массы музыки, позволяет выделить важнейшие сферы интересов композитора, . проследить становление и эволюцию его индивидуального стиля:

В качестве раннего периода мы выделяем первую половину 1970-х гг. К этому времени относятся первые опыты композитора в области хорового творчества, где определяются принципы отбора и трактовки литературных первоисточников, представления о музыкальной драматургии хоровых циклов, а также отношение к человеческому голосу и понимание возможностей хора. Одновременно выявляется основная константа стиля Подгайца: прочная опора на музыкальные традиции, органично сочетающаяся с открытостью веяниям времени. Так, в студенческих кантатах прослеживаются влияние новой фольклорной волны, претворение опыта серийной музыки в рамках расширенной тональности, использование элементов импрессионизма и эстрадно-джазовой стилистики. В композиционном плане примечательны опора на широко понимаемые песенные формы, прежде всего строфически-вариантные, а также стремление к целостной композиции цикла — при контрасте отдельных номеров.

На протяжении следующих пятнадцати лет (80-е - первая половина 90-х гг.) основным направлением в хоровом творчестве Подгайца становится музыка для детского хора. Многолетнее сотрудничество с хоровой школой «Весна», постоянное общение с юными музыкантами разных возрастов, от «дошколят» до тинэйджеров, помогло композитору найти собственный стиль хорового письма в самых разных жанрах (от миниатюры до оперы-кантаты, от кантаты-сказки до хорового концерта) и обрести заслуженное признание в качестве мастера хоровой музыки, а также стимулировало дальнейшее расширение образного и жанрового диапазона. Именно в этот период в музыке Подгайца начинают оригинально преломляться влияния постмодернистских музыкальных течений, в частности, минимализма.

К середине 90-х гг. относится начало нового периода в хоровом творчестве Подгайца. Он связан с обращением к духовной тематике и с возвращением к крупным сочинениям для смешанного состава. Рубежным произведением в этом смысле стал восьмичастный цикл «Псалмы царя Давида», где наметилось направление, развитое впоследствии в «Весенней» и «Нью-Йоркской» мессах и в ряде миниатюр, а также радикально обогатилась хоровая фактура. Параллельно продолжается работа в сфере детской музыки; одним из вершинных достижений здесь становится «Ода греческой вазе», объединившая в себе опыт работы в хоровых и инструментально-концертных жанрах.

Первое десятилетие нового века отмечено появлением нескольких масштабных сочинений (наряду с произведениями малых форм), которые подтверждают нашу идею о стилистическом единстве всего хорового творчества композитора и одновременно открывают новые грани авторского стиля. Здесь на новом художественном уровне представлены наметившиеся ещё в студенческих опусах черты индивидуального стиля: стремление к театрализации музыкальной формы при неизменной стройности и логичности её построения, тесная взаимосвязь музыкальной и текстовой драматургии, опора на расширенную тональность, понимание вокальной, песенной в самом широком смысле слова, природы хоровой музыки. Открылись и новые грани творческой индивидуальности композитора: тонкий юмор и ирония, а также неиссякаемые оптимизм и жизнелюбие.

Высокий профессионализм, ответственное отношение к своей профессии, великолепное знание природы человеческого голоса и безграничных возможностей хора позволили Ефрему Подгайцу создать ряд сочинений, вошедших в концертную практику и учебный репертуар. С каждым годом количество этих сочинений расширяется, создавая предпосылки для новых научных исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Марцинкевич, Анна Алексеевна, 2011 год

1. Аберт Г. В. А. Моцарт: в 2 ч. / Пер. с нем. — М.: Музыка, 1985. — 4.2, кн. 2. — 560 стр.

2. Аверина Н. В. Особенности стиля исполнительской интерпретации хоровых миниатюр Е. Подгайца // Хоровые миниатюры и песни для детей младшего и среднего возраста. Музыка утра: в 2 ч. -— Ч. 1. — М.: Владос, 2004. — С. 3-24.

3. Академия хорового искусства: от училища к ВУЗу. Музыкальные традиции на рубеже тысячелетий. / Сост. Р.Докучаева. — М.: ФормаТ, 2006. —405 с.

4. Алиев Ю. Б. Детская музыка // МЭ: в 6 т. / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — Стб. 204-208.

5. Алиев Ю. Б. Музыкальное воспитание // МЭ: в 6 т. / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — Стб. 755-762.

6. Амрахова А. А. Портрет композитора, написанный в жанре интервью в 7 частях без пролога и эпилога, но с эпиграфом, который оказался в конце // Музыкальная академия. — 2009. — №3. — С. 5-14.

7. Амфитеатров А. В. О Саше Чёрном // Одесские новости. — 1910. — 29 июня.

8. Апостол ос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск: Урал LTD, 2000. — 272 с.

9. Арнонкур Н. Реквием — единственное автобиографическое произведение / Пер. с нем. // Советская музыка. — М., 1999. —■ №12. — С. 103-104.

10. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. —М., Л.: Музыка, 1965. — 151 с.

11. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей. — Л.: Музыка, 1973. —220с.

12. Афанасьев А. Н. Народные праздники // Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для филол. спец. пед. институтов. / Сост. Круглов Ю. — М.: Высш. шк., 1986. — С. 135-147.

13. Баренбойм Л. Музыкальное образование // МЭ: в 6 т. / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — Стб. 763-787.

14. Барсова И. А. Музыка. Слово. Безмолвие. // Слово и музыка: Материалы науч. конференций МГК им. П.И.Чайковского. — М.:МГК, 2002. — Сб. 36. — С. 93-98.

15. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001 —511 с.

16. Беседа с В. Мартыновым // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью. / Ред.-сост. Паисов Ю. И. — М.: Композитор, 1999. — С. 190-197.

17. Беседы с Альфредом Шнитке. / Сост. Ивашкин А. — М.: Культура, 1994.— 304 с.

18. Гиленсон Б. Ките // Краткая лит. энциклопедия: в 9 т. / Гл. ред. Сурков А. — М.: Сов. энциклопедия, 1966. — Стб. 578-579. — Т. 3.

19. Голден Л. Африканская музыка // МЭ: в 6 т. / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — Стб. 252-259.

20. Голубева Е. Жанры концерта и оперы в творчестве Ефрема Подгайца: Автореф. дис. канд. искусствоведения. —М., 2010. — 27 с.

21. Голубева Е. Опера «Повелитель мух» Ефрема Подгайца: композиторское прочтение романа Уильяма Голдинга // Музыковедение. — 2009. — №5. —С. 55-60.

22. Григорианский хорал: Сб. науч. тр. / МГК им. П. И. Чайковского / Сост. Т. Кюрегян, Ю. Москва. — М.: МГК, 1998.

23. Грум-Гржимайло Т. Н. Однажды в Лондоне. // Мелодия / Классика. — 2006. — Март.

24. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции:

25. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 432 с.

26. ГуревичЕ. JI. Большие заботы музыки для маленьких // Музыка в СССР. — 1998. — №4. — С. 20-21.

27. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. JL: Наука ,1967. — 319 с.

28. Детская музыка // Музыкальный портал belcanto.ru. — http://www.belcanto.ru/detskaya.html

29. Детство // Крат, психологический словарь. / Ред. сост. Карпенко JI. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — С. 87.

30. Дмитриев М. Победитель — Мойдодыр // Культура. — 2009. — 15 января.

31. Добровецки Э. Jewish expression in Podgaits' works: Мат. доклада на конф. в США / Пер. с англ.

32. Добролюбов Н. А. Собр. соч.: в 3 т. — М.: Гослитиздат, 1952. — 742 с. — Т. 2.

33. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 15 т. — С-Пб.: Наука, 1994. —Т. 13.—424 с.

34. Друскин М. С. Пассионы и мессы И.С.Баха. JL: Музыка, 1976. — 168 с.

35. Дружкин Ю. С. Глядя из нулевых // Официальный сайт Ю. Дружкина — 2010 — http://druzus.narod.ru/zero.htm.

36. Дружкин Ю. С. Глядя из 90-х // Музыкальная академия. — 1993. — №3. —С. 35-39.

37. Дружкин Ю. С. Концерт, который состоялся // Официальный сайт Ю. Дружкина — 2003 — http://druzus.narod.ru/zero.htm.

38. Дружкин Ю. С. Музыка для дома // Мелодия / Классика. — 2004. — Январь.

39. ДугановаЛ. П. По страницам творческой биографии Е. И. Подгайца // Хоровые миниатюры и песни для детей младшего и среднеговозраста. Музыка утра: в 2 ч. — Ч. 2. —М.: Владос, 2004. — С. 105-106.

40. Евдокимова Ю. К. Музыка эпохи Возрождения: СапШэ рпш ГасШэ и работа с ним / Евдокимова Ю., Симакова Н. — М.: Музыка, 1982. — 253 с.

41. Зейфас Н. М. Гия Канчели в диалогах с Натальей Зейфас. — М.: Музыка, 2005. — 387 с.

42. Зейфас Н. М. Музыковедческое приношение: Ч. 1 // Музыкальная академия. — 2000. — № 4. — С. 175-192.

43. Зейфас Н. М. Музыковедческое приношение: Ч. 2. «Страсти по Матфею» // Музыкальная академия. — 2001. — № 4. — С. 194-214.

44. Земцовский И. И. О современном фолыслоризме. // Традиционный фольклор в современной художественной связи (фольклор и фольклоризм): Сб. науч. тр. — Л.: ТГИТМиК, 1984. — С. 4-15.

45. Земцовский И. И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды. — Л.: Советский композитор, 1977. — 176 с.

46. ЗолотоваЕ. «Весенняя месса» Ефрема Подгайца: Дипломная работа. — М., 2000. — 46 с.

47. Иванов А. С. Жил на свете рыцарь бедный. // Саша Чёрный. Избранная проза. — М.: Книга, 1991. — С. 394 417.

48. Иванова И. «Московская осень» сквозь призму исполнительства // Музыкальная академия. — 2002. — №2. — С. 9-20.

49. Иванова Л. П. Решение проблемы народности в произведениях русских советских композиторов на фольклорные тексты (60-70-е годы) // Современные проблемы советской музыки. — Л.: 1983. — С. 119-143.

50. Иванова Л. П. Фольклоризм в русской музыке XX века. — Астрахань, 2004. — 223 с.

51. Интервью с А. Эшпаем // Новая жизнь традиций в советской музыке: Статьи и интервью. / Сост. Шахназарова Н., Головинский Г. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 282-288.

52. Интервью с Т. Хренниковым // Новая жизнь традиций в советскоймузыке: Статьи и интервью. / Сост. Шахназарова Н., Головинский Г. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 273-281.

53. История зарубежной музыки: Учебник для музыкальных вузов. / Гл. ред. Смирнов В. — Вып. 6. — СПб: Композитор, 2001.— 630 с.

54. История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник / Отв. ред. Левая Т. ■— СПб.: Композитор, 2005. — 556 с.

55. История современной отечественной музыки: Учеб. пособие для музыкальных вузов. / Ред.-сост. Долинская Е. — Вып. 3. — М.: Музыка, 2001. —656 с.

56. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М.: Советский композитор, 1977. —254 с.

57. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. — М.: Просвещение, 2004. — С. 5-18.

58. Карпов П. «Русские страсти» А. Ларина как феномен русской духовной музыки конца XX века // Из наследия отечественных композиторов XX века. —Вып. 1.—М., 2004.— С. 169-185.

59. Катунян М. И. Музыкальное образование // Музыка: БЭС / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 361.

60. Ките Джон. Ода греческой вазе. /

61. Российский общеобразовательный портал —http ://litera.edu.ru/catalog.asp?catobno= 1413 7&obno= 14145&context=%C А% E8%F2%F1

62. Колмановский Э. С. Поддерживать огонь // Музыка России: Альманах / Сост. А. Григорьева, ред. Е. Грошева. — Вып. 9. — М.: Советский композитор, 1991. — С. 63-70.

63. Колпакова Н. П. Песни заклинательные // Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для филол. спец. пед. институтов. / Сост. Круглов Ю. — М.: Высш. шк., 1986. — С. 160-168.

64. Композитор и фольклор: Сб. трудов / Отв. ред. Э. Федосова; ГМПИ им. Гнесиных. —Вып. 64. —М.: КМПИ им. Гнесиных, 1982. -— 116 с.

65. КоненВ. Д. Спиричуэл // МЭ: в 9 т. / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — Стб. 237-238. — Т. 5.

66. Копылова А. Ю. М. Броннер, Ю. Евграфов, Е. Подгайц — штрихи к хоровому портрету: Дипломная работа. — 2011. — 106 с.

67. КоревЮ. С. Из фестивального блокнота // Музыкальная академия. — 2000. — № 2. — С. 33-37.

68. Краснощёков В. И. Вопросы хороведения: Учеб. пособие для дир.-хор. факультетов консерваторий. —М.: Музыка, 1969. — 300 с.

69. Кривицкая Е. Д. Катящийся по земле реквием // Музыкальная жизнь. — 2002. — С. 9-10.

70. Крылатов Е. П. Не отстраняться от жизни // Музыка России: Альманах / Сост. А. Григорьева, ред. Е. Трошева. — Вып. 9. — М.: Советский композитор, 1991, —С. 78-80.

71. Купала, Купало // Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. — http://www.bibliotekar.ru/mif/70.htm

72. Лазутин С. Г. Композиция русской народной лирической песни // Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для филол. спец. пед. институтов. -— Сост. Круглов Ю. — М.: Высш. шк., 1986. — С. 380-388.

73. Левая Т. Н. Приметы новой эпохи, или Диалог с 60-ми годами //i

74. История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник. — Спб.: Композитор, 2005. — С. 177-206.

75. Личный сайт Ефрема Подгайца. — www.podgaits.info

76. Лобанова М. Дьёрдь Лигети. // Музыкальный интернет-портал Belcanto.ru — www.belcanto.ru

77. Луцкая Е. Снип-снап-снурре // Музыкальная жизнь. — 1998. — №1. —С. 7-8.

78. Луцкер П. В., Сусидко И. П. Итальянская опера XVIII в.: в 2 ч. — М.: Кпассика-ХХ1, 1998. — 440 с. ■— Ч. 1: Под знаком Аркадии.

79. Мадригальная комедия // Музыка: БЭС / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 318.

80. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм. — М.: Музыка, 1967. — 752 с.

81. Мендельсон М. О. Жизнь и творчество Уитмена. — М.: Наука, 1969.— 348 с.

82. Милка А. О двух принципах преломления фольклора (на примере творчества С. Слонимского) // Музыка в социалистическом обществе. — 1977.—Вып. 3.—С. 156-169.

83. Михайлов М. К. Стиль в музыке: Исследование. — Л.: Музыка, 1981. — 164 с.

84. Морозов Д. Жизнь за гусыню. «Карлик Нос»: мировая премьера в Краснодаре // Культура. — 2009. — 2 июля.

85. Морозов Д. Марк Твен как повод // Культура. — 2010. — 14 января.

86. На пороге XXI века. Анкета // Советская музыка. — 1988. — №3. — С. 6-7.

87. Некрасов Н. А. Полное собр. соч. и писем: в 12 т. — М.: Гослитиздат, — 1950— Т. 9. — 840 с.

88. Немировская И. А. Микрокосм детства в творчестве Чайковского: «16 песен» ор. 54 // Музыкальная академия. — 2010. — № 2. — С. 162-167.

89. Немкова О. Католические жанры в отечественной музыке XX века // Музыкальная академия — 2008. — №2 — С. 108-113.

90. Новикова А. М. Народные лирические песни. // Русское народное поэтическое творчество: Пособие для вузов под общей редакцией профессора П. Г. Богатырева. / Ред. Муравьева Н. — М., Гос. уч.-пед. изд. Мин. проев. РСФСР, 1954. — С. 324-362.

91. Ода. // МЭ: в 6 т. / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Советская энциклопедия, 1976. —Т. 3. — Стб. 1084-1085.

92. Озеров В. Спиричуэл // Кирилл и Мефодий: Электронная энциклопедия. — music.km.ru

93. Особняк на Большой Грузинской: Воспоминания, заметки, беседы. / Сост. Р. Докучаева, А. Тевосян. —М.: АХИ, 1994. — 305 с.

94. Паисов Ю. И. Хоровое творчество Георгия Дмитриева. — М.: Дека-ВС, 2007. — 338 с.

95. Паисов Ю. И. Эволюция хоровых жанров // История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник. — Спб.: Композитор, 2005. — С. 480-513.

96. Панкратов С. Блюз // МЭ: в 6 т. / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — Стб. 495-496.

97. Пародия // Музыка: БЭС / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 410-411.

98. Пародия // Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ. / Под ред. Акопяна Л. — М.: Практика, 2007. — С. 654.

99. Пародия // МЭ: в 9 т. / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Сов. энциклопедия, 1978. — Стб. 189-190. — Т. 4.

100. Петров А. Особенности претворения русского фольклора в современной хоровой музыке (1981-2005): Диссертация канд. искусствоведения. —М., 2007. — 141 с.

101. Пигарёв К. В. Ф. И. Тютчев и его поэтическое наследие // Ф. И. Тютчев. Сочинения: в 2 т. — М.: Правда, 1980. — С. 3-35. — Т.1.

102. Подгайц Е. И. Что завершено, что в работе, что задумано? // Музыкальная академия. — 1992. — №4. — С. 60-61.

103. Пожидаев Г. А. Дмитрий Борисович Кабалевский. Рассказы о музыке для школьников. М.: Музыка, 1970. — 80 с.

104. Померанцева Э. В. Семейная обрядовая поэзия // Русское народноепоэтическое творчество: Пособие для вузов под общей редакцией профессора П.Г.Богатырева. / Ред. МуравьеваН. — М.:Гос. уч.-пед. изд. Мин. проев. РСФСР, 1954, — С. 171-188.

105. Пономарёв А. С. Аннотация к авторскому диску Е. Подгайца «Как нарисовать птицу». — М., 2006.

106. Пономарёв А. С. Дорогие мои «веснушки» // Музыка в школе. — 1986.—№4. —С. 28-33.

107. Рожновский В. Перейдем ли мы через Альпы? // Музыкальная академия. — 1998. — №3-4. — С. 34-35.

108. Ромащук И. М. Феномен под названием «Московская осень» // Музыкальная академия. —2010. — №1. — С. 13-19.

109. Рудник О. Встречи в провинции // Музыкальная академия — 1998.—№2, —С. 67-74.

110. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для филол. спец. пед. институтов. / Сост. Круглов Ю. — М.: Высш. шк., 1986. — 526 с.

111. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для вузов под общей редакцией профессора П. Г. Богатырева. / Ред. Муравьева Н. — М.: Гос. уч.-пед. изд. Мин. проев. РСФСР, 1954. — 536 с.

112. Савенко С. И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. — 328 с.

113. Савенко С. И. Música sacra Арво Пярта // Музыка из бывшего СССР: Сб. статей — Вып. 2. — М.: Композитор, 1996. — С. 208-228.

114. Савенко С. И. Общие тенденции // История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник. — Спб.: Композитор, 2005. — С. 429-446.

115. Савенко С. И. «Оттепель» и музыкальная жизнь 50-60-х годов. // История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник. — Спб.: Композитор, 2005. — С. 13-38.

116. Саша Чёрный Глупость // Сатирикон. — 1910. — 11 декабря.

117. Свиридов Г. В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент.

118. Белоненко А. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 798 с.

119. Свящ. Чистяков Г. Немая музыка псалмов // Слово и музыка: Материалы научных конференций. / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. — Вып. 36. — М.:МГК, 2002. — С. 86-92.

120. Северина И. Не все под знаком Шостаковича // Культура. — 2009. — 19 ноября.

121. Семёнов Ю. Детская музыка // Музыка: БЭС / Гл. ред. Келдыш Ю.

122. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 169.

123. Симакова Н. С. Музыка эпохи Возрождения. — М.: Музыка, 1982.252 стр.

124. Синкопа // Музыка: БЭС / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 500.

125. Скурко Е. Ефрем Подгайц: «Я просто пишу музыку, чтобы её слушали и чувствовали» //Музыкальная жизнь. — 1998. — №6. — С. 18-20.

126. Соколов А. Г. История русской литературы XIX века. Первая половина: Учеб. для филол. спец. вузов. — 5 изд. — М.: Высш. шк., 1985. — 583 с.

127. Софронов Ф. Вещая печаль. К 60-летию Ефрема Подгайца. // Культура. — 2009. — 3 декабря.

128. Стравинский И. Ф. Диалоги: Воспоминания, размышления, комментарии. —JI.: Музыка, 1971. — 414 с.

129. Тараканов М. Е. Песня // История современной отечественной музыки: Учебник / Ред. Тараканов М. — Вып. 2. — М.: Музыка, 1999.— С. 62-82.

130. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью. / Ред.-сост. Паисов Ю. М.: Композитор, 1999.—232 с.

131. Уитмен У. Избранные произведения. Листья травы. Проза. / Вступительная статья М. О. Мендельсона. — М.: Художественная литература, 1970.—415 стр.

132. Устинов А. Знакомьтесь — композитор Ефрем Подгайц // Музыка в школе. —1998. — №2. — С. 60-65.

133. ФейертагВ. Б. Джаз // Музыка: БЭС / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 170.

134. Фраёнова О. Неофольклоризм // Музыка: БЭС / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 379.

135. Харлап М. Синкопа // МЭ: в 9 т. / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — Стб. 29. — Т. 5.

136. Харлап М. Tempo rubato // МЭ: в 9 т. / Гл. ред. Келдыш Ю. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — Стб. 495-496. — Т. 5.

137. Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина. — М.: Композитор, 1996. — 360 с.

138. Холопов Ю. Н., ЦеноваВ. С. Эдисон Денисов. — М.: Композитор, 1993. —312 с.

139. Холопова В. Н., ЧигареваЕ. И. Альфред Шнитке. — М.: Советский композитор, 1990. — 360 с.

140. Цукер А. М. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры // История современной отечественной музыки: Учебное пособие / Ред.-сост. Долинская Е. — Вып. 3. — М.: Музыка, 2001. — С. 453-514.

141. Чичеров В. Календарная поэзия и обряд // Русское народное поэтическое творчество: Пособие для вузов под общей редакцией профессора П.Г.Богатырева. / Ред. Муравьева Н. — М.: Гос. уч.-пед. изд. Мин. проев. РСФСР, 1954. — С. 149-171.

142. Чичеров В. И. Новогодние песни-заклятья урожая и благополучия семьи (русские колядки и их типы) // Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для филол. спец. пед. институтов. / Сост. Круглов Ю. — М.: Высш. шк, 1986. — С. 152-160.

143. Чуковский К. И. Мой Уитмен. Очерки о жизни и творчестве. Избранные переводы из «Листьев травы». — М.: Прогресс, 1966. — 272 с.

144. Чуковский К. И. Уитмен // Краткая лит. энциклопедия: в 9 т. / Под ред. Суркова А. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — Стб. 749-753. — Т. 7.

145. Шадрина Н. Беседа с московским композитором Ефремом Подгайцем // Культура. — 2002. — 18 сентября.

146. Шантырь Н. О птице // Мелодия. — 1990. — №2. — С. 19-20.

147. Шантырь Н. // Личный сайт Е. Подгайца. — 1984. — http://podgaits.info/pressa.htm

148. Шаферан И. Д. Сегодня трудно говорить о песне // Музыка России: Альманах / Сост. А. Григорьева, ред. Е. Трошева. — Вып. 9. — М.: Сов. композитор, 1991. — С. 70-74.

149. Шевляков Е. Г. «Новая фольклорная волна» // История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник. / Отв. ред. Левая Т. — Спб.: Композитор, 2005. — С. 76-92.

150. Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собр. статей: в 2 т. / Сост. Житомирский Д. — М.: Музыка, 1978. — Т. II-A. — 327 стр.

151. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. — 1979. — № 12.— С. 25-38.

152. Яворский Б. Л. Избранные труды: в 2 т. — М.: Советский композитор, 1972-1987.— Т. 1-2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.