Художественная концепция Кавказа в русской литературе и творчестве адыгских писателей-просветителей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Меграбян, Лусинэ Рафиковна

  • Меграбян, Лусинэ Рафиковна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 156
Меграбян, Лусинэ Рафиковна. Художественная концепция Кавказа в русской литературе и творчестве адыгских писателей-просветителей: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Майкоп. 1999. 156 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция Кавказа в русской литературе и творчестве адыгских писателей-просветителей»

Избранная тема «Художественная концепция Кавказа в русской литературе творчестве адыгских писателей - просветителей» будет рассмотрена нами в амках проблемы взаимодействия и взаимообогащения преемственности ^манистических традиций. Осмысление выдвинутой темы в контексте итературных взаимосвязей обусловлено, прежде всего, российским ногонациональным, историко-литературным процессом, в русле которого ормировались и северокавказские, в том числе и литературное творчество з,ыгских писателей - просветителей 19 - начала 20 века на русском языке.

Тот факт, что выдвинутая проблема рассматривается монографически первые, и что нет специальных работ, посвященных роли гуманистических и галистических традиций осмысления художественной концепции Кавказа в ациональных литературах, ограничивает нас в анализе истории вопроса. Тем е менее, без отдельных разработок выдвинутой проблемы в трудах известных зеных, в первую очередь Р. Юсуфова, Г. Гамзатова, А. Попова, К. Черного и ругих, рассмотревших вопросы, связанные с темой Кавказа в русской нтературе, а также без монографических работ посвященных анализу юрчества А. Грибоедова, Л. Толстого, где много места отведено анализу роизведений кавказской темы в их творчестве, данная работа не могла бы зстояться. Кроме того, в своей работе мы опирались на фундаментальные ^следования и публикации произведений адыгских писателей -росветителей, осуществленные в последние годы Р. Хашхожевой, А. акуашевым, И. Тресковым, М. Косвеном, К. Шаззо, Т. Чамоковым, А. халяхо, А. Гадагатлем, Т. Кумыковым, М.Кунижевым, и другими. Это озволило сделать наши разыскания более убедительными и основательными.

Данные публикации дали возможности для постановки выдвинутой проблемы ее научное разрешение. Труды, на которые мы опирались в ходе сследования, указаны в библиографии, приложенной к диссертации.

Культурно - исторические взаимосвязи России с соседними народами, с ародами, населяющими ее территорию, уходят в глубину веков. Так, апример, уже в русских летописях, в частности во Владимирской, рисутствуют факты, свидетельствующие о взаимоотношениях России с ародами Северного Кавказа, с черкесами, в частности. Примечательна в этом тношении легенда о косожском князе Редедя.

Вызванная исторической необходимостью, историческими событиями, зма Кавказа в русской литературе выходит за рамки чисто литературных заимосвязей. Проблема освоения Кавказа, покорение народов, ^ответствовала политическим интересам царского самодержавия, хотя асильственные методы покорения вызывали неприятие не только у градавших от них северокавказских народов, но, прежде всего, у русской нтеллигенции.

Кроме того, творческая интеллигенция России, придерживавшаяся ирных способов приобщения Кавказа к России путем просвещения народов, :тала на путь художественного исследования обычаев, нравов, характеров )рцев, их взглядов. Фактически русская литература первой четверти 19 века, итература Жуковского, Пушкина открывает России Кавказ. Поэты -гкабристы находят на Кавказе много примеров импонирующих им. Они зязаны с освободительной борьбой горцев, которая вдохновляла русскую ятературу того времени на создание высокопатриотических произведений и сражение «души прекрасных порывов». Русская культура и литература, ачиная с этого времени, стимулирует рождение профессиональных форм юрчества, живописи, музыки, литературы у кавказских горцев. Появляется злая плеяда талантливых ученых - этнографов, профессоров, педагогов,

1ИЛОЛОГОВ. Имеются ценные сведения об утверждении просвещения на 'авказе, об учебе горских ребят в светских школах, об их приобщении к усской культуре и литературе.

Проблема взаимосвязей позволяет выйти на постановку и решение важных итературоведческих проблем, связанных не только со взаимоузнаваемым ткрытием мира жизни Кавказа и его обитателей, но, прежде всего, с сследованием чисто литературоведческих задач, связанных с методом и :анром, стилевыми исканиями, в первую очередь.

Тема Кавказа, освоенная в русской литературе на всех этапах юрмирования в ней реализма, в свою очередь, способствовала сближению дейно - эстетических параметров, привнесению в нее тех конфликтов и южетов, имевших место в российской действительности на Кавказе.

Политические проблемы, стоявшие в России в связи с крепостным правом в связи с Кавказской войной и другими завоевательными воинами, получили азвитие в произведениях русских писателей, что сегодня подтверждает розорливость их взглядов.

Историко-литературное значение имеет и факт развития литературного юрчества на русском языке северокавказских народов за неимением своей ациональной письменности. До недавнего времени, произведения, созданные а русском языке, рассматривались историками литературы лишь как факт /льтуры того или иного народа, к которому принадлежат их авторы по ациональной принадлежности. На наш взгляд это неверно, ибо история /льтуры и литературы знала немало примеров того, когда литература, фождаясь в течение определенного периода, развивалась не на родном языке, ледует заметить, что в последнее время возрос интерес к предыстории ятератур народов, получивших письменность лишь после победы ктябрьской социалистической революции, то есть в 20 - 30 годы нашего голетия.

Предыстория национальных литератур бесписьменных народов Кавказа южет характеризоваться ее движением от публицистических жанров к удожественной прозе. Это говорит о том, что осмысление литературного роцесса от истоков до наших дней должно начинаться с характеристики ублицистов, которые с конца 18 века вплоть до 20, опубликовали начительное количество произведений на страницах северокавказской и акавказской периодической печати. Это журнал «Мусульманин», сыгравший начительную роль для всего Северного Кавказа, газета «Терские ведомости», оторую долгое время редактировал писатель - просветитель Адиль Гирей 'ешев, газета «Кавказ», «Кубанские областные ведомости» и другие. На границах этой периодики публиковали свои произведения не только адыги, но карачаевцы, балкарцы и представители других народов Кавказа. Достаточно азвать такие имена как П. Шаханов, М. Абаев, С. Сиюхов, К. Хетагуров и ругие. В этих рассказах анализировалась кавказская действительность, •тсюда широта тематики: земельная тема, общественный строй, вопросы удебного права, миграция населения в Турцию и страны ближнего Востока, оложение рабочих на Серебряных рудниках и т. д. Важно заметить, что гремясь утвердить новые этические нормы и принципы морали, писатели зображали горцев чуждыми войне, приверженными к миру, словом, такими, акими их видели классики русской литературы в короткие минуты отдыха от эенных действий, сидя у мирного очага, разговаривая о мирских делах.

Автор диссертации рассматривает художественное творчество в итературе и литературные произведения, созданные адыгскими писателями -росветителями, как один из этапов историко-литературного развития, когда «сладывались основы ее жанрового своеобразия. Само собой разумеется, что зверокавказские писатели - просветители не находились в «башне из тоновой кости», они развивали свое литературное и художественное юрчество не только в контексте, но и под воздействием русской классической итературы. Исследователи творчества адыгских просветителей справедливо осматривают значимую роль русских писателей и их влияние на творчество [ациональных писателей - просветителей, на процесс формирования жанров садистической литературы в русскоязычном творчестве черкесских писателей просветителей, а также выявляют роль национально - художественных радиций, национально - художественного формирования их творчества.

Особое значение проблема взаимоотношений русской и зарождающихся ациональных литератур, имела в обращении к кавказской тематике и роблематике, как русских, так и русскоязычных писателей. Но не только авказская тематика, но и другие общероссийские проблемы сыграли важную оль в выработке концепции героя и действительности Кавказа.

Важно заметить, что обращение горских писателей к творчеству писателей усских, давало им возможность отбирать из сокровищниц русской литературы е художественные средства, которые способствовали лучшему отображению ействительности Кавказа. Создаваемая писателями—просветителями удожественная литература, опровергала расхожее мнение о том, что итература малых народов находится на первоначальной зачаточной стадии, аким образом, особое место в исследуемых разысканьях современных итератур Северного Кавказа неслучайно занимает проблема связей русской лассики с литературами кавказских народов, ибо реализм Пушкина, [ермонтова, Толстого, Достоевского обусловил тенденции реалистических еканий писателей - просветителей 19 века и их последователей. Рассмотрение ыдвинутой темы под этим углом зрения дает возможность увидеть собенности процесса формирования литературной жанровой системы в их зорчестве, уяснить тип развития национальных литератур на всех этапах их вижения.

За то время, когда единая многонациональная литература народов России гюжилась в самостоятельную область, выделяется изучение взаимосвязей усской и младописьменной литературы. Об этом наглядно говорят работы 1,. Бычкова, В. Пипиниса, X. Теунова, И. Трескова, А. Хакуашева, Хашхожевой, Д. Кумыкова, Н.Джусоева, X. Хапсирокова и многих других [сследователей. В этих работах обнаруживается стремление проследить ;инамику развития литературных взаимодействий, интерес к исследованиям акономерностей исторического и жанрового развития этих литератур. Тем не [енее, тема взаимосвязей и преемственности гуманистических традиций в усской и национальных литературах относится к числу наименее изученных. 1ет еще обобщающих работ, где была бы поставлена задача проследить сновополагающее значение обращения писателей к теме Кавказа, роли усской литературы в обогащении поэтики жанра, художественной концепции ероя и действительности, воссоздаваемой национальными писателями.

Почвой для рассмотрения этой проблемы для нас служит тот факт, что и в усской и в горской действительности протекали общие процессы, связанные с орьбой против деспотизма и крепостничества. Одним из факторов, ривлекших внимание русской художественной мысли к Кавказу вилось антиколониальное освободительное движение горцев. Для лучших юдей России оно было одним из звеньев освободительной борьбы народа ротив царизма. Именно этот мотив объясняет особый интерес к Кавказу в усской литературе. Изображая картины жизни народов Кавказа, русская итература, верная своим гуманистическим принципам, брала под защиту эрцев, их вольнолюбие, интересы, высоко поднимала их моральный и равственных авторитет. Произведения декабристов, Пушкина, Лермонтова, олстого о Кавказе сыграли важную роль в пробуждении революционного эзнания не только русского народа, но и народов Кавказа. Общеизвестно [губокое влияние русского реализма на социальное и художественное эзнание народов России. По мере развития освободительного движения, авказская тематика в русской литературе все больше демократизируется. Она цресуется не к узкому кругу читателей, дворянской интеллигенции, а к ароду.

Александр Сергеевич Пушкин явил пример в русской литературе, пример нубокого проникновения в глубины национального духа других народов. Он дин из первых дал подлинно художественные изображения национальной :изни многих народов России. Романтизм Пушкина и его предшественников [ержавина, Жуковского сыграл роль в направлении романтизма 20 - 30 х эдов и постепенное приближение к реализму. Романтизм создал определенные удожественные предпосылки для реалистического изображения картин жизни Кавказа. Реалистическая и гуманистическая традиция Пушкина, Лермонтова, оголя, Толстого, Достоевского в показе общественной жизни Кавказа наследовала от романтизма не только идею народно - освободительной орьбы, но и дух горячего протеста против угнетения, против социальной есправедливости.

Обращаясь к конкретным произведениям русских и кавказских писателей учетом эволюции кавказской тематики в русской литературе и того, как это казывало влияние на художественное воссоздание темы Кавказа в творчестве гверокавказских писателей, мы предполагаем проследить и раскрыть идеолого философское, литературно-художественное содержание кавказской тематики русской и в национальной литературе адыгов на русском языке 19 - начала Э века.

Кавказская тема в русской литературе, возникшая около двух столетий азад, обернулась для нее началом диалога культур, определивших внутреннее азвитие, как самой русской литературы, так и литературы народов Кавказа, его дня нельзя представить ни реализм, ни романтизм без освоения кавказской :мы в рамках этого метода, без художественной концепции Кавказа, начало эторой было положено «Кавказским пленником» А. С. Пушкина, «Демоном» I. Ю. Лермонтова, «Казаками» и «Хаджи Муратом» Л. Н. Толстого.

В своей работе мы не ставим задачи исследовать русскую и национальные итературы в сопоставительном плане. Мы вычленим те направления, которые пособствовали зарождению и становлению собственно-национальных итератур, роль русской реалистической традиции в формировании нового ипа в художественном мышлении у народов Северного Кавказа. Сопоставление двух типов литературного развития - как справедливо гмечает Р. Юсуфов, - дает, во-первых, более объемную и широкую картину эзникновения словесности, во-вторых, младописьменные культуры эхраняют страницы истории, скрытые от нас далью веков. И, следовательно, роливают свет на проблему литературогенезиса в целом»1. По мысли Р. Зсуфова, эта проблема недостаточно изучена историками литературы, более зучены фольклорные истоки литературы, ее национально - художественные эадиции. Мы согласны с доводом исследователя о том, что национальные итературы не изучены с точки зрения той роли, которую сыграла русская итературы для ряда народов Северного Кавказа в самом факте возникновения исьменной литературы. Недостаточно исследована сами история становления развития реализма у литератур, развивавшихся до октября 17 года на русском шке, а далее на национальном. Не найдены механизмы, с помощью которых пределилось бы влияние творчества того или иного художника на писателя из ациональной среды. Между тем, существует множество фактов, оказывающих не только личное знакомство русских писателей с редставителями кавказских литератур, но и обнаруживаются следы усвоения юрчества народных писателей в творчестве национальном. В этом смысле зобое влияние оказал жанр беллетристического и этнографического очерков, олучивших в адыгских литературах особое развитие.

Поэтика первых повестей Султана Казы - Гирея, Хан - Гирея, Адиль -ирея Кешева, Юрия Кази - Бека и других, также отмечена 5аимопроникновением очерка и повествовательной прозы, что, несомненно, эднит их с исканиями русских писателей 60 -80-х годов. Не будь этого опыта, эбственно - национальные литературы, получившие письменность после обеды Октября, не смогли бы достичь тех успехов, коими отмечена эвременная литература - это, прежде всего, развитая жанровая система.

Для национальных литератур Северного Кавказа, в какой бы период они е развивались, непреходящее значение имеет классический опыт корифеев усской литературы, создавших реалистическую концепцию жизни и судьбы эрцев, художественно воссоздав жизнь народа на самых переломных этапах, в анном случае в период Кавказской войны.

Феномен Кавказа в восприятии изнутри самими представителями горцев, а жже со стороны, сквозь призму взора русских писателей, обретал общую арактеристику по самым главным направлениям. Вопреки официальной олитики, горцы изображались с теми же проблемами и заботами, что и усский люд, постепенно уходил романтический ореол или представление о зм, что горцы это шайка разбойников и головорезов. Уже в очерке роисходит смена политических принципов, перенос их с принципов гических на социально - политические. Авторы стремились раскрыть перед усским читателем высокий нравственный мир своих соотечественников, гтенить несправедливость, социально угнетающую горцев. Так достигался ринцип контраста между высокой этикой и нравственностью горцев.

Такова была главная проблематика просветительской литературы, легшей основу художественной концепции Кавказа.

Поскольку наша тема связана с осмыслением художественной концепции авказа в творчестве русской и художественной национальной культуры, гобходимо, с опорой на художественно - публицистической решение этой роблемы и прогрессивных представителей русской и национальной нтеллигенции, попытаться воссоздать основные параметры художественного сражения темы Кавказа и кавказских горцев на материале произведений /дожественной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Меграбян, Лусинэ Рафиковна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для понимания художественной концепции Кавказа и кавказских горцев, [дей гуманизма северокавказского просветительства, принципиальное значение гмеет вопрос приобщения горцев к русской культуре и литературе, ^казавшийся в центре художественного внимания северокавказских гросветителей и определивший их идейно - эстетические взгляды. 1сториографии известны факты, связанные с биографиями знаменитых еркесов, ратовавших за просвещение, культурное развитие горцев в союзе с 'осеней. Эта деятельность соответствует- той программе, которую сповсдовали прогрессивные российские деятели. Начало этого пути было обозначено первыми попытками создания письменности для бесписьменных орских народов. В этом процессе участвовали как передовые деятели русской ультуры и науки, так и представители горских народов, получившие бразование в русских школах и вузах. У истоков создания адыгской исьменности стояли выдающиеся просветители народа, такие как Шора ÍOI MOB, Умар Берсей, Измаил Атажукин и другие.

Известные попытки, предпринятые Шорой Ногмовым, Умаром Берсссм и ругими просветителями для создания письменности для горских народов, не венчались успехом, они остались попыткой. Г1о этому поводу, известный росветитель Казн Атажукин писал, что «. азбука Берсеева могла бы получить ражданство в народе, если бы были приняты какие - либо меры к ее аспространению, но, к сожалению, ни сам Берсиев, ни ученики его из горцев ри тех условиях, в которых они находились, не в состоянии были сделать что-ибо для проведения в народ вновь избранной письменности».

Собственно - национальная литература на языках возникла в 20 ст олетии в вязи с социально - экономическими преобразованиями, наступившими в ходе становления на Северном Кавказе советской власти.

Национальные литературы Северного Кавказа, ведущие отчет' от Октября 7 года, в своем становлении и развитии широко опираются на уманистические и демократические традиции, заложенные в творчестве исателей - просветителей, создававших свои произведения, за неимением исьмениости, на русском языке. Их опыт востребован в наше время и включен историю национальных литератур.

Как отмечает известный историк, автор книги «Культура, общественно олитическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине 19 - начале О века» Т. X. Кумыков, указывая на значение русской революционной бщественной мысли, направленной на осуждение реакционной царской олитики, «царское правительство считало Кавказ «теплой Сибирью» и неблагонадежных людей ссылали в Сибирь или отправляли на Кавказ дм; частая в военных действиях против горцев»34.

Как известно, поручик Лермонтов тоже оказался на Кавказе в качестве сыльного, тем не менее, он не только полюбил этот край всей душой, но и ткрыл перед русским и мировым читателем мир души кавказских горцев, истоту и красоту их деяний.

По мысли исследователя Кумыкова, великие революционеры - демократы [ернышевский и Добролюбов, стоявшие во главе передовой мысли России, азработали «программное положение революционной демократии в России но ациональному вопросу, которое было проникнуто духом глубокого гуманизма

35 интернационализма.» . Так, например, Чернышевский поддержи вал ационально - освободительную борьбу народов Индии, Китая, Кавказа и (олыпи. Он не принимал никаких форм угнетения народов и глубоко осуждал гнетение народов в России самодержавием. Перу Чернышевского ринадлежит ряд статей, в которых он касается политических отношений на Неверном Кавказе, обсуждает вопросы борьбы г орцев.

Как и Чернышевский, Добролюбов с симпатией относился к борьбе орских народов Северного Кавказа. Изменение концепции великих критиков в тношении народов Кавказа во многом предопределило взгляд русских исателей на тему Кавказа и способы ее выражения. В традициях реализма и уманизма создавали свои произведения о родном народе русскоязычные исатели - просветители.

Несмотря на демократические воззрения, и Чернышевский, и Добролюбов е могли игнорировать существующую официально концепцию дворянских сториков о. Кавказской войне. Справедливо характеризует Добролюбов вижение на Кавказе в первой половине 19 века, как борьбу, кот орая «велась со тороны горцев за независимость их страны, за неприкосновенность их быта»36, 'ак Пушкин и Лермонтов, Добролюбов надеялся на расширение и укрепление уществующих уже с давних времен дружеских связей. Он ратовал за справедливое управление» и братскую помощь нерусским народам. Все это пол не соответствовало просветительским устремлениям и установкам арождающейся горской интеллигенции, которая вступила в союз с ередовыми людьми времени, представителями русской культуры и бщественного движения в решении насущных вопросов времени.

В кавказоведческой литературе широко осмыслена роль представителей усской культуры, оказавших непосредственное влияние на возрождение ациональной культуры, на сохранение и исследование национального юльклора, на поддержку писателей - просветителей, пробовавших свои силы в азличных жанрах художественной литературы, обобщивших разки тис росвещения художественной публицистики, печати на Кавказе. Свидетельством тому —газета «Терские ведомости», выходившая па Северном Кавказе, редактором которой был адыгский просветитель, выпускник тавропольской гимназии Адиль - Гирей Кешсв. На Северном Кавказе ыходила целая серия газет, таких как «Северный Кавказ», «Губернские едомости» и другие. Все это не могло не способствовать взаимодействию ародов, совместному обсуждению вопросов, волновавших и горцев, и русских.

По единому мнению исследователей, во второй половине 19 века интерес ередовых деятелей России к Кавказу еще более возрастает. С Кавказом епосредственио познакомились писатели, определившие новые тенденции усской литературы конца 19 века, такие как Успенский, Одоевский, Чехов, оторые обозначили демократические принципы художественного постижения емы Кавказа, воплощения его проблем.

Русская литература в лице А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. И. одетого и других писателей - гуманистов, оказала неоценимую помощь ервой плеяде адыгских писателей. Отсюда и стремление адыгских писат елей росветителей к созданию сильных, независимых, гордых характеров, не ерпящих посягательств на свою свободу и независимость. Нельзя не отмстить то, что писатели - просветители не только раскрывали богатый духовных мир орцев русскому читателю, но и проявляли инт ерес к национальным обычаям и юльклору, ратуя за просвещение народа, за сближение его с Россией. Они, тем амым, пробуждали самосознание своего народа утвердить его веру и буду шее. аким образом, литературное творчество адыгских писателей - просветителей ырастало на почве национальной дейст вит ельност и, на почве национал иного юльклора и национального интереса. Оно развивалось в традициях, зложенных в русской литературе Пушкиным, Лермонтовым, Толстым и ругими писателями. Отсюда идут реалистические тенденции в их творчестве, Розданная ими галерея художественных образов ничего общего не имеет с омантическими героями, оторванными от жизни, как это рисовал ост, до [ушкина в русской литературе. Особенно эти тенденции углубляются в ворчестве писателей последующих этапов развития общественной мысли (60 -0-е годы). На этот период приходится творчество Адиль - Гирея Кешева, рым - Гирея, Юрия Ахметукова и других.

Для национальных литератур Кавказа Пушкин является не только русским, о и национальным поэтом. С любви к Пушкину начинается в национальных итературах тема Кавказа и России, тема дружбы народов: русского с другими ародами царской России. Кроме того, с образа Пушкина списывали народы 'авказа настоящий образ русского человека, любящего свою землю, свой парод с уважением относящегося к чести и достоинству других пародов.

Белинский считал, что с Пушкина начинается русская национальная итература: «Наконец явился Пушкин, поэзия которого относится к поэзии всех редшествовавших ему поэтов, как достижение относится к стремлению.

37' усское ухо услышало в ее сложном аккорде и чисто русские звуки» . Не бывало еще на Руси такой колоссальной творческой силы, и так ационалыю, и так русски проявившейся. Ни один поэт не имел на русскую итературу такого многостороннего, сильного и плодотворного влияния. 1ушкин убил на Руси незаконное владычество французского севдоклассицизма, расширил источники нашей поэзии, обратил ее к ациональным элементам жизни, показал бесчисленные новые, формы, сдружи л е впервые с русской жизнью и русской современностью, обогатил идеями,

38 ересоз дал язык.» .

Следует заметить, что Пушкин обогатил идеями, способами пересоздания зыка не только русскую литературу, но и литературы народов Кавказа, урождавшиеся под непосредственным воздействием пушкинской музы. I> [ушкине много было общечеловеческого, того, что не может быть достоянием дного народа. В этом смысле он всенароден. Он был не только вдохновенным евцом Кавказа: «В тебя влюблен я был безумно» - говорил великий поэт, бращаясь к Кавказу. Будучи сыном народа, великим русским патриотом, [ушкин принес на Кавказ, и привнес в культуру и просветительскую мысль авказских народов передовые идеи эпохи.

Правдивое воссоздание кавказской действительности мы находим в ворчестве Лермонтова, с реалистических позиций увидевшего в лицах и бразах Кавказ, в сложнейший для него период покорения и колонизации. Мы идим четкую позицию поэта, продолжившего вслед за Пушкиным тему зображения того, как «. ныне безмолвный Кавказ негодует- / Так чуждые илы его тяготят». Важно и то, что Лермонтов пишет- своих героев с онкретных исторических лиц, деятелей Кавказа, опираясь на конкретные сторические события, воссоздаваемого периода. При этом поэт- углубляет сторизм темы и образов за счет того, что он знакомится с богатейшим юльклором горцев, запечатлевшим в памяти народной имена реальных героев, ужей, отличившихся в битве за родную землю и очаг, а также в борьбе за вободу. Это, несомненно, углубило историзм характеров, созданных 'ермонтовым. Поэт аналитичен, что вполне соответствовало требованиям еализма. Он не просто живописует мужество борцов за свободу, а пытается онять драму личности, оказавшейся на перепутье, перед выбором с кем быть, уда идти.

Передовые люди, здравомыслящие горцы, их было меньшинство, верно и дел и будущее своего народа вместе с Россией, а не с мусульманской урцией. Драма Атажукина и таких как он, впервые воссозданная русским оэтом, не раз станет предметом художественных исследований, как 15 русской итературе, так и в творчестве северокавказских писателей - просветителей.

Последователи Пушкина и Лермонтова на дальнейших этапах развития еализма и исторического движения поставили эту гуманистическую задачу па еальную почву, связав ее с тенденциями времени, с демократическими шоеваниями общества. Для того чтобы понять художественную концепцию авказа и кавказских горцев, необходимо данную проблему рассматривать в инамике ее развития, в тесной связи с классовыми противоречиями, мевшими место на протяжении долгого исторического времени, начинал с онца 19- начала 20 века.

Реалист Толстой обратился к теме многонационального Кавказа и создал роизведения не только воплотившие образы горцев, Шамиля и его имамов, но казаков, которые поселились в соседстве с горскими землями. Глубина олстовской концепции кавказской действительности этого времени по уровню еализма, по силе выражения характеров несравнима ни с чем. Это дает снование говорить о художественной концепции образа горцев и кавказских ародов, включая казаков.

Можно утверждать, что в самих северокавказских литературах еще не оссозданы характеры кавказцев такого уровня, какой имеет образ Хаджи -Турата. Еще никому не удалось выразить психологический образ, такой, как ыразил Толстой в Хаджи-Мурате. Реализм Толстого, развитые им уманистические и реалистические традиции имели воздействие не только на ворчество писателей, выросших под влиянием русской культуры, но и па апьпейшее развитие художественной мысли, когда, литература, по обретению исьменности, стала создаваться у народов Кавказа как собственно ациоиальная литература на родных языках, когда тема жизни и судьбы казалась в центре внимания начинающих писателей, стремившихся к гической широте, охвату быта своего народа. Генезис их творчества следует ассматривать в тесной связи с тем опытом, который оставили нам адыгские исатели - просветители, начиная от первого произведения, напечатанного в урнале «Современник» в 1836 году и заканчивая произведениями Юрия .хметукова.

Исследование этих вопросов в сравнительно — типологическом плане меет огромное значение для постановки проблемы взаимодействия и заимообогащения литератур, а также для уяснения путей развития ациональных литератур в их историческом движении, в контексте русского еализма и русской литературы.

Таким образом, проблема взаимосвязей России с Кавказом обретает себя е в военных действиях, а в художественном слове, в литературе, посредством ичных связей кавказских поэтов с Пушкиным. С другой стороны, именно [етербург, прохождение там учебы представителей народов Кавказа, дало озможность, а точнее стимулировало начало осмысления темы России и Кавказа в литературном творчестве.

Просветительский реализм Казы - Гирея, Хан - Гирея, Кешева, лметукова и других, создавших произведения, которые составили рачительную веху в предыстории адыгских литератур, во многом сковывается на том, что с его помощью были открыты социально значимые гмы в художественной мысли адыгов. С полным сочувствием и вниманием ни изобразили жизнь и быт крестьянских масс. Все эти и другие неназванные змы были впервые подняты в лит ературе писателями - просветителя ми. лавиый критерий этой литературы составляет4 подлинно - социальное и емократическое начало.

В основе художественного конфликта в литературе писателей росветителей лежала острая идейная борьба, связанная с ломкой феодально репостнических устоев и отношений старого патриархального быта и редставлений. Главное, острота их пера была направлена против пережитков рошлого. С демократических и гуманистических позиций писатели -росветители осуждали тяжелое положение трудовой массы народа, остсонально описывали особенности национального быта народа, красоту бычаев, в тоже время подвергали критике такие обычаи как наездничество, ровная месть, неравноправие женщин и многое другое.

Писатели философски осмысливают важный этап жизни народа., вязанный с просветительством, деятельностью первых просветителей, рошедших путь разочарования, оказавшихся непонятными среди своих. Они ытаются найти причины этого и находят их в самих себе, так как позволили ебе расслабиться, надломиться, хотя они до конца, дней не расставались со гремлением принести пользу народу, заботиться о настоящем и будут,ем одины, мало того, они считают это единственным утешением в жизни, в равственном бытие. Литературное творчество просветителей пронизано этими деалами, которые свидетельствуют о динамике развития художественно росветительской мысли адыгов. Как и прогрессивная русская интеллигенция* оторая всегда имела свое мнение о самодержцах и их приспешниках, писат ел и просветители замечают теневые стороны самодержавной России, и ткрывают для себя те же пороки, которые присущи в существующих условиях :изни их народу. Это грубость хозяев в отношении крестьян, произвол омещиков, бесправное положение народа. В этом состоит общность онцепции трудового люда, воссозданная с демократическо - просветительских озиций в творчестве адыгских просветителей и в русской литературе.

Реальная эпоха, окружавшая писателей - просветителей, наложила гпечаток на идеи, выдвинутые ими. Но при всем этом, для нас особую тачимость имеет четко сформулированная ими концепция проблемы заимоотношсния народов - русского и народов Кавказа. Она может быть ешена только в условиях мира, в их неразрывной дружбе и тесном этрудничестве.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Меграбян, Лусинэ Рафиковна, 1999 год

1. Алексеева М. О мировом значении творчества Пушкина. \\ Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. - М., 1961.

2. Алиева А. И. Деятели адыгской культуры и возникновение адыгской фольклористики. Общественно политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в 19 - начале 20 века. (Материалы конференции 28 - 29 марта 1974 г.). - Нальчик, 1976.

3. Алиева А. И. Адыгский нартский эпос. Нальчик, 1969.

4. Алиева А. И. Фольклорные традиции в младописьменном романе \\ Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978.

5. Алиева А. И. Поэтика нартского эпоса адыгов. \\ Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969.

6. Андреев Кривич С. А. Пушкин и Ногмов. «Советская этнография», №3, 1946.

7. Андреев Кривич С. А. Кабардино — черкесский фольклор в творчестве Лермонтова. - Нальчик, 1949.

8. Андронников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. -- М., 1964.

9. Арутюнов Л. Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. -М., 1975.

10. Ю.Аутлева. Адыгские историко героические песни 16 - 19 веков. -Нальчик, 1973.11 .Ахметуков К.Б. Избранные произведения. Нальчик, 1993.

11. Базанов Л. А. Очерки декабристской литературы. М., 1953.

12. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанре I! адыгских литератур. Черкесск, 1974.

13. М.Бекизова Л. А. Становление и развитие младописьменных литератур в условиях содружества советских наций. \\ Единство, рожденное в бор.6с и труде. -М., 1972.

14. Берков П. Н. Основные вопросы изучения русского просветительства. \\ Проблемы русского просвещения в литературе 18 века. М. - Л., 1961.

15. Берков П. Н. К спорам о судьбах языков и литератур «малых» народов. \\ Пути развития советской многонациональной литературы. М., 1967.

16. Бестужев Марлинский А. А. Мочь па корабле. Повести и рассказы. М, 1988.

17. Бушуев С. К. Из истории русско кабардинских отношений. Нальчик, 1956.

18. Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР. Казань, 1983.

19. Виноградов Б. С. Кавказ в русской литературе 30-х годов 19 века. Чечено- Ингушское книжное издательство, 1966.21 .Виноградов Б. С. Кавказ в творчестве Л. Н. Толстого. Чечено Ингушское книжное издательство, 1959.

20. Вопросы истории адыгейской советской литературы. Книга Я.Майкоп, 1980.

21. Воронов В. Художественная концепция. М., 1984.

22. Гадагатль А. М. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Майкоп, 1967.

23. Карданов В. К. Общественный строй адыгских пародов (18 первая половина 19 века). -М., 1967.

24. Гегель. Эстетика. М., т. 1, 1968.

25. Голубева Л. Г. Из истории просветительства па Северном Кавказе во второй половине 19 века. Автореферат- диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1965.

26. Горький А. М. О литературе. М., 1957.

27. Далгат У. Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М. 1981.

28. Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М., 1963. ЗГДжусойты Н. Г. От сказителя к писателю путь далекий. \\ Вопросылитературы, № 9, 1971.

29. Дзамихов К. Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик, 1994.

30. Ениколонов. Лермонтов на Кавказе. Тбилиси, 1940.

31. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. М., 1974.

32. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение и проблема литературных влияний. \\ Известия АН СССР. Отделение общественных наук, № 3, 1936.

33. Зб.Западов А. Мастерство Державина. М., 1958.

34. Зелинский К. Что дают русской литературе народы СССР. \\ Путиразвития советской многонациональной литературы. -М., 1967. 38.3екох У. Умар Берсей просветитель адыгейского народа. «Ученые записки АНИИ», тЛ. - Майкоп, 1957.

35. Избранные произведения адыгских просветителей. Подготовка текста и вступительная статья Р. Хашхожевой. Нальчик, 1980.

36. Из дореволюционного прошлого кубанского казачества. \\ Сборник научных трудов. Краснодар, 1993.41 .История русской литературы 11 20 веков. Краткий очерк. - Москва, 1983.

37. Калмыков И. X. Черкесы. Черкесск, 1974.

38. Капиева Н. Кавказ в русской поэзии первой половины 19 века. -Махачкала, 1947.

39. Кешев А. Г. Избранные произведения. - Нальчик, 1976.

40. Кокиев Г. Шора Бекмурзин Ногмов. Нальчик, 194-1.

41. Комарович В. Л. Вторая кавказская поэма Пушкина. \\ Временник пушкинской комиссии. — М. — Л., № 6, 1941.

42. Корзун В. Б. Литература горских народов Северного Кавказа (дооктябрьский период). Грозный, 1966.

43. Косвен М. О. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке. \\ Кавказский этнографический сборник. М., т.2, 1958.

44. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

45. Куваева Г. Ш. Новый человек в адыгейском рассказе. \\ Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Выпуск 3. Майкоп, 1981.

46. Культура адыгов. (По свидетельствам европейских авторов). Нальчик, 1993.

47. Кумыков Т. X. Казы Гирей. Жизнь и деятельност ь. - Нальчик, 1978.

48. Кумыков Т. X. Хан Гирей. Жизнь и деят ельность. - Нальчик, 1968.

49. Кумыков Т. X. Казн Атажукин. Жизнь и деятельност ь. Нальчик, 1969.

50. Кумыков Т. X. Культура, общественно политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине 19 - начале 20 века. Нальчик, 1996.

51. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.

52. Лавров Л. И. Адыге в раннем средневековье.\\ Сборник статей но истории Кабарды. Нальчик, 1955.

53. Лермонтов М. Ю. Избранные произведения. Москва, 1985.

54. Лермонтов М. Ю. Кавказские поэмы. Москва, 1990.

55. Лихачев Д. С. Некоторые задачи изучения второго южно -- славянского влияния в России. \\ Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике. М., 1960.

56. Локк Д. Избранные философские произведения в двух томах, т.2 -М., 1980.

57. Ломидзе Г. И. Методологические вопросы взаимосвязей и взаимообогащения советских литератур. \\ Пути развития советской многонациональной литературы. М., 1967.

58. Ломидзе Г. И. Чувство великой общности. Статьи о советской многонациональной литературе. М., 1978.

59. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. Ленинград, 1959.

60. Муфти X. Ш. Герои и императоры в Черкесской истории. -Нальчик, 1994.

61. Надъярных Н. С. Типологические особенности реализма. М., 1972.

62. Надъярных Н. С. Поиск продолжается: Методологические проблемы современной литературной историографии. \\ Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. М., 1974.

63. Налоев 3. М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978.

64. Налоев 3. М. Кабардинская литература 30-х годов. \\ Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968.

65. Неупокоева И. Г. История всемирной литературы. Проблема системного и сравнительного анализа. М., 1976.

66. Николаева М. Ф. М. Ю. Лермонтов. Биографический очерк. Ставрополь, 1947.

67. Новое о Казн Атажукине. Кабардино Балкарская правда, 1976, 20 ноября.

68. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994.

69. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1996.

70. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968.

71. Панеш У. М. Типологические связи и формирование художестве!¡по -эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990.

72. Пархоменко М. П. Многонациональное единство советской литературы. Москва, 1978.

73. Пестель П. И. Русская правда. \\ Восстание декабристов, т.6, М., 1958.

74. Попов А. В. Лермонтов на Кавказе. Ставрополь, 1954.

75. Попов А. В. Русские писатели па Кавказе. А. А. Бестужев Марлинский. Выпуск 1. Баку, 1949.

76. Попов А. И. К истории имени «Редедя» \\ Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик, 1982.

77. Попов А. В. Толстой и Кавказ, альманах «Ставрополье», кн.10, 1953.

78. Попов А. В. Лермонтов в первой ссылке. Ставрополь, 1949.

79. Поспелов Г. П. История русской литературы 19 века. М., 1962.

80. Пушкин. Исследования и материалы. \\ Труды третьей всесоюзной пушкинской конференции. М. - Л., 1953.

81. Пушкин А. С. Сочинения в трех томах. М., 1986.

82. Реизов Б. Г. История и теории литературы. Л., 1984.

83. Реизов Б. Г. Сравнительное изучение литературы. \\ Вопросы методологии литературоведения. М. - Л., 1966.

84. Сафарян С. П. Султан Бек Абаев. - Нальчик, 1964.

85. Семенов Л. П. Пушкин на Кавказе. Пятигорск, 1937.

86. Семенов Л. Г1. Лермонтов и фольклор Кавказа. Пятигорск, 1941.

87. Султанов К. К. Сложность и многообразие связей. \\ Вопросы литературы, №11, 1978.

88. Схаляхо А. А. Идейно художественное становление адыгейской литературы. - Майкоп, 1988.

89. Теунов X. И. Литература и писатели Кабарды. Нальчик, 1955.

90. Тлепцерше X. Г. К вопросу о зарождении жанра повести в адыгейской литературе. \\ Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Выпуск 4. -Майкоп, 1984.

91. Толстой JI. Н. Кавказские рассказы и повести. Воронеж, 1978.

92. Томашевский Б. Пушкин. М. - Л., 1956.

93. Тресков И. В. Фольклорные связи Северного Кавказа. -■- Нальчик, 1963.

94. Тресков И. В. Этюды о Шоре Ногмове. Нальчик, 1974.

95. Турчанинов Г.Ф. Казн Атажукин. Из истории кабардинской общественной мысли во второй половине 19 века. УЗКНИИ, т. 2, 1947.

96. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1982.

97. Фадеев А. В. Россия и Кавказ первой трети 19 века. -- М., 1960.

98. Хакуашев А. X. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.

99. Хан Грией. Черкесские предания. Избранные произведения. Нальчик, 1989.

100. Хапсироков X. X. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1968.

101. Хапсироков X. X. Истоки черкесской литературы. Черкесск, 1973.

102. Хапсироков X. X. О литературных взаимосвязях народов Северного Кавказа. \\ УЗ АНИИ, т.З. Майкоп, 1964.

103. Хапсироков 3. Я. Малые жанры адыгских литератур. Очерк и рассказ. \\ Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького, 1971.

104. Хафице М. Друг Пушкина. Газ. «Университетская жизнь», № i 112, 1967.

105. Хафице М. Жизнь и деятельность адыгского просвет ит еля Султ ана Казы Гирея. \\ Сборник студенческих научных работ КБГУ, Выпуск 5. Нальчик, 1970.

106. Хашхожева P. X. Адыгские просветители второй половины 19 начала 20 века. Нальчик, 1983.

107. Хоретлов А. О. Влияние России на просвещение в Адыгее (19 начало 20 века). Майкоп, 1957.156

108. Хут III. X. Творчество адыгских писателей просвслилслей 19 начала 20 века. \\ Сборник статей по адыгской лит ературе и фольклору, Майкоп, 1975.

109. Чамоков Т. Н. О национальном своеобразии литератур Северного Кавказа. \\ Дон, №1, 1982.

110. Чамоков Т. Н. В созвездии сияющего братства. М., 1976.

111. Черный К. Пушкин и Кавказ. Ставрополь, 1950.

112. Шаззо К. Г. Новые рубежи. \\ Проблемы адыгейской литературы и фольклора. АНИИ., Майкоп, 1988.

113. Шаззо К. Г. Художественный конфликт- и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978.

114. Шиби некая Е. П. Становление жанра в младописьменной литературе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону, 1967.

115. Юсуфов Р. Дагестан и русская литература. М., 1964.