Художественная культура Южного Урала в годы Великой Отечественной войны: Вклад в борьбу с фашизмом тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Кузахметов, Рафаэль Каюмович

  • Кузахметов, Рафаэль Каюмович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2002, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 219
Кузахметов, Рафаэль Каюмович. Художественная культура Южного Урала в годы Великой Отечественной войны: Вклад в борьбу с фашизмом: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Оренбург. 2002. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Кузахметов, Рафаэль Каюмович

цивилизационных путей, чему в немалой степени способствовало сходство репрессивных механизмов, тотальная идеологизация и политизация всей жизни в фашистской Германии и СССР. При этом, в особенности, вне поля зрения остается принципиальное различие между направлениями цивилизационного развития, между характером и содержанием культур.

Методологическая основа. При написании данного исследования автор руководствовался методологическими принципами историзма и объективности. Анализ фактического материала осуществлен в соответствии с принципом историзма, требующим изучения всякого явления истории в его генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности. Применительно к теме исследования этот принцип обеспечивает рассмотрение художественной культуры как важной составной части исторической реальности, обусловившей ее существенные динамические изменения.

Следование принципу научной объективности позволило осуществить дифференцированный и беспристрастный анализ сложного и многообразного материала, позволяющий получить достоверные знания о развитии художественной культуры в исследуемый период времени. Сосредоточение внимания исследователя на внутренней природе изучаемых процессов истории культуры Южного Урала, рассмотрение их вне зависимости от субъективных мнений и политических устремлений обеспечивает максимально беспристрастный подход к их исследованию. В связи с этим наиболее важным представляется избавление от разного рода политико-идеологических стереотипов и штампов при освещении советского периода истории.

Источниковая база исследования включает в себя широкий круг различных материалов: архивные документы служебного и личного характера, мемуары, письма, периодическую печать, интервью, опубликованные документальные памятники, публицистика и художественные произведения периода Великой Отечественной войны.

Автором изучено 23 фонда И государственных архивов: Государственного архива Российской федерации (ГАРФ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Центрального государственного архива литературы и искусства г. Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), Центрального архива Федерации независимых профессиональных союзов (ЦАФНПС), Центрального государственного исторического архива республики Башкортостан (ЦГИАРБ), Центрального государственного архива общественных объединений республики Башкортостан (ЦГАООРБ), Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), Центра документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО), Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), Государственного архива общественно-политических движений Курганской области (ГАОПДКО).

Для изучения характера и направленности процессов истории важное значение имеет анализ ряда партийных, профсоюзных и государственных документов. Это и протоколы заседаний, и резолюции, и деловая переписка, и отчеты о выполнении тех или иных резолюций. Особое место среди этих документов занимают отчеты и докладные записки областных и республиканских отделов по делам искусств, комитетов профсоюзов учреждений культуры, документы, касающиеся военно-шефской работы артистических коллективов: постановления Военного Совета ЮжноУральского военного округа, докладные записки руководителей фронтовых бригад, отзывы командования воинских частей и госпиталей. Ценным источником являются периодические издания военных лет: «Правда», «Красная звезда», «Чкаловская коммуна», «Челябинский рабочий», «Красная Башкирия», «Сталинец», «Боевой натиск», «Литература и искусство». Немало ценных сведений содержится в газетных и журнальных статьях: так, в газете «Чкаловская коммуна» регулярно публиковались рецензии Н.Е. Прянишникова и статьи О.М. Лубэ, в которых освещалась театральная и литературная жизнь Оренбуржья.

Как важнейшие исторические источники рассматриваются художественные и документальные произведения военных лет. В свое время известный композитор Т.Н. Хренников сказал: «По лучшим произведениям советского музыкального искусства можно писать сегодня историю нашего государства».

Значительный интерес и сегодня представляют публичные выступления деятелей культуры, поскольку во многих из них были сделаны первые опыты анализа и обобщения работы художественной интеллигенции в годы войны (выступления А. Фадеева, Н. Тихонова, Б. Иогансона, А. Суркова, Д. Шмаринова, В. Мухиной, Л. Татьяничевой, М. Чулаки и др.).

В диссертационной работе использованы также тематические документальные сборники, содержащие письма, дневники, воспоминания выдающихся деятелей культуры и искусства. Ценность этих источников в том, что при всем разнообразии и различном подходе авторов к материалу, их объединяют непосредственное восприятие событий, искренность, правдивость.

Историческую значимость представляют сведения, почерпнутые из некоторых личных архивов (семей Маликовых, Прохоровых, Шукаревых), а также из интервью с М.Л. Ростроповичем.

Научная новизна данной работы состоит в том, что автор впервые последовательно анализирует воздействие художественной культуры Южного Урала периода Великой Отечественной войны на исторический процесс. Исследование основывается на изучении ряда новых источников, введении в научный оборот и анализе значительной части не использованных ранее документов и архивных материалов. Показана роль художественного творчества как одной из движущих сил в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, в освобождении человечества от фашистского варварства, в защите гуманистических ценностей и идеалов. Показывается историческая

1 Советской Родине посвящается. - М., 1985. - С. 59. ценность уникального опыта развития художественной культуры Южного Урала в период Великой Отечественной войны, обращение к которому приобретает особую значимость в условиях нарастания угрозы третьей мировой войны. Рассматривается взаимосвязь двух основных аспектов сложного процесса мобилизации народных масс на борьбу с фашизмом -духовного и партийно-государственного, изучаются возможности художественного творчества в решении задач исторической значимости. На конкретном историческом материале выявляется методологическая ущербность и несостоятельность попыток отождествления коммунизма и фашизма.

Практическая значимость. Практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в том, что его материалы могут явиться частью фундаментального обобщающего труда по истории культуры Урала, удовлетворяющего современным научным требованиям и духовным потребностям общества. Данный труд может быть использован в лекционных курсах по истории Отечества и истории художественной культуры, при чтении спецкурсов по истории Великой Отечественной войны и духовной жизни СССР.

Апробация работы. Материалы диссертации, основные результаты проведенного исследования апробированы в ходе межвузовских, областных, региональных и всероссийских научных конференций, Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора, размещавшихся в научных и методических сборниках.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Глава 1.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Кузахметов, Рафаэль Каюмович

В годы Великой Отечественной войны, как никогда, проявилась великая, животворная сила культуры. Многие представители творческой интеллигенции опровергли старое утверждение «когда говорят пушки - музы молчат». Период Великой Отечественной войны (1941-1945) в истории всей нашей культуры, в жизни советского народа стал временем максимальной мобилизации всех сил для победы над злейшим врагом человечества - не только партийно-государственной, но и духовной, которые объединили страну в едином порыве. Деятели литературы и искусства воочию доказали свое органичное единство с народом. Пламенные творения, созданные в те годы, находили горячий отклик в сердцах воинов, вели в сражения.Литература и искусство эпохи Великой Отечественной войны занимают особое место в истории не только отечественной, но и всей мировой культуры середины X X в. В условиях одной из самых жестоких войн, какие только знала история, мастера искусства не пали духом, не отгородились от действительности и не прервали творческой работы.Напротив, кисть, перо и карандаш стали грозным, действенным оружием борьбы с врагом.Свидетельство тому - богатый конкретно-исторический материал, не оставляющий сомнений в том, что говорить надо не просто о важной роли советской культуры в борьбе с фашизмом, а о бессмертном ее подвиге. Эти слова наиболее точно определяют значение того вклада в общенародную борьбу, который сделан представителями советской культуры периода Великой Отечественной войны.Мощным центром сосредоточения и консолидации духовных сил стал Южный Урал. Характерными особенностями истории художественной культуры региона в те годы явились:

а) значительное увеличение численности творческих сил, обусловленное широкомасштабной эвакуацией;

б) развитие диалога культур и укрепление творческого содружества представителей художественной интеллигенции братских народов;

в) подъем литературы и искусства, обеспечивавшийся не только увеличением количества учреждений культуры, но и, прежде всего, появлением здесь плеяды ярких и самобытных талантов.Города Южного Урала стали 1фупными очагами литературной, музыкальной и театральной жизни.16 прибывших в эвакуацию театров в содружестве с местными артистическими коллективами оказали огромное воздействие на духовную жизнь южноуральцев. Только театры г. Чкалова за 1941-1945 гг. (областной драматический театр им. Горького, областной театр оперетты. Татарский колхозный драматический театр и областной театр ьукол) дали 5054 спектакля, на которых побьшали 2782079 зрителей. Творческие группы и бригады мастеров искусств выступали на призьшных пунктах, в войсковых частях, на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах области, неоднократно выезжали на фронт. В целом за период войны театры, работавшие в Чкаловской области, поставив 521 пьесу, дали 9974 тыс. спектаклей, которые увидели, без малого, 4,5 млн. зрителей - наибольшее количество по Южному Уралу. ^ Рекордное число спектаклей (15 100) и пьес (692) дали театры Башкирской АССР. Их посмотрели 4115,1 тыс. человек.^ Образцом подвижнического труда стала работа Татарского колхозно совхозного театра (г. Чкалов). Отдав Красной Армии половину актеров, не имея своего помещения, находясь, практически, все время в поездках по области, он показал за 1941-1945 гг. 1061 спектакль, которые смогли увидеть 361455 зрителей. ^ Всего за годы Великой Отечественной войны театры Южного Урала ' Подсчитано автором го ^ хивным материалам: ГАОО. Ф. 1581. Оп. 2. Д 41. Я1,19; Д 76. Л 2; Д 66. Л102.^ Сперанский. A.B. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). - Екатеринбург, 1996. - 202.^ Подсчитано автором го ^ хинным материалам: ГАОО. Ф. 1581. Оп. 2. Д 41. Л 1,19; Д 76. Л 2; Д 66. Л 102.поставили 36 765 спектаклей и пьес, на которых побывали 12 310,8 тыс. человек ^ В полном смысле слова боевой путь прошли в годы Великой Отечественной войны 36 фронтовых бригад: 17 - из Чкаловской области, 12 • из БАССР, 7 - из Челябинской области. За период с 1941 по 1945 гг. они дали 3059 концертов.^ Лишь один передвижной эстрадный театр «Ястребок» из г. Чкалова за неполные два месяца 1942 г. организовал 93 концерта.^ Широким и взволнованным был отклик композиторов на героические события тех лет, выразившийся в произведениях В.П. Соловьева-Седого, И.И. Дзержинского, М.И. Чулаки, Д.Г. Френкеля, В.В. Волошинова, и др.Творцы лучших произведений художественной культуры тех лет своей жизнью и подвижническим трудом выразили духовные устремления уникального поколения советских людей 30-х - начала 40-х годов.Это не есть всего лишь сумма людей, определенная временными рамками. Это нечто единое, характеризуюгцееся определенными качествами романтических коммунистов: одухотворенная вера в коммунистические идеалы и готовность пожертвовать собой во имя торжества этих идеалов, во имя Отчизны. Дети, в основном, рабочих и крестьян, в условиях советского строя они получили недоступные им раньше возможности образования и жизненного успеха. Взращенные в условиях реального коллективизма, а не мещанской стадности - оборотной стороны капиталистического индивидуализма, - они были готовы к совместной самоотверженной борьбе за осуществление своих идеалов. Девизом их жизни, действенным руководством было ясное осознание выстраданной историей нашего народа истины, что все ответственны за всех.Многие южно-уральские писатели сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Из Чкаловской области ушли на фронт Л. Грабарь, И, ^ Сперанский. A.B. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). - Екатеринбург, 1996. - 203.^ Подсчитано автором по архивным материалам: ЦАФНПС, Ф. 251. Оп. 1. Д З , Л.2,10, 15,37,45, 51; ЦГИАРБ. Ф. 394. Оп.5. Д. 239. Л. 125; Ф. 775. Оп 1. Д. 32. Л. 12.^ Соловьев-Седой В.ППу1И-дорога- Л , 1982. 108.Хохлов, и . Бортников, И. Сидякин, Е. Евстигнеев, М. Яровой, М. Клипиницер, А. Возняк и др. Воинами-фронтовиками были челябинские писатели: М. Львов, М. Гроссман, К. Реут, В. Вохменцев и др. Около 50 башкирских писателей, в числе которых были А. Карнай, Н. Карипов, Кулибай, Г. Амири, Мифтахов, X . Карим, М. Хай, А. Валеев, М. Карим, М. Харис и др., в первые же месяцы войны стали солдатами, с оружием в руках заш;ищали свободу Родины, вдохновляя бойцов на ратные подвиги не только своими произведениями, но и личным примером.Подвиг творческий и подвиг воинский слились воедино в их судьбах.«Наше поколение - это пулю прими и рухни», - написал погибший в 1942 г.поэт Павел Коган.Духовный мир поколения, создававшего, как ему верилось, новый тип цивилизации и культуры, основанный на началах справедливости, равенства и братства, отличался зримостью идеалов, четкостью нравственных ориентиров. Отсюда - высокий патриотизм (нет человека без Родины), ясное осознание цели (мир, равенство и братство народов), романтический максимализм (готовность к самопожертвованию во имя идеала), неразрывность слова и дела. Советское руководство поступило абсолютно правильно с точки зрения историко-политической стратегии, сделав задачу воспитания такого поколения патриотов и интернационалистов одной из важнейших. Это поколение дало немало примеров безусловной, кристальной честности, жертвенности, побуждающей людей к высоким поступкам.«Победа в Великой Отечественной войны была следствием гигантской любви сынов и дочерей нашего великого народа к Родине, к России», -

подчеркивает Л.И. Футорянский.^^"* Это поколение с честью выдержало тяжелейшие испытания - почти на две трети оно погибло в войне.Не изгладятся из памяти имена южно-уральских литераторов и журналистов, погибших на фронтах Великой Отечественной: И. Бортникова, М. Гольдберга, А. Забродина, Г. Занадворова, Ф. Козия, М. Хариса, Мифтахова, А. Карная, X . Кунакбая, М. Хая, Н. Карипова, Г. Юсупова, М. Абдуллина.Судьбы творческой интеллигенции - одно из живых исторических свидетельств и важная составная часть достойного выполнения исторической миссии борьбы с фашизмом.Ни одна другая страна, оказавшаяся на пути гитлеровских полчиш;, и даже все другие страны, вместе взятые, не полз^чили от своей творческой интеллигенции и культуры такой единодушной и самоотверженной поддержки, такого заряда боевой энергии, ненависти к врагу, непоколебимой веры в гуманистические идеалы.В творчестве лучших южноуральских художников военных лет органически сочетались объективность историка, документальная точность летописца, правдивость очевидца и живого участника величайших событий.Стремительность отклика на происходящие события, страстность, гнев, душевный подъем борца и воина, беспощадная ненависть к врагу, убежден ность в правоте того дела, за которое сражался советский народ, характерна для работ живописцев и графиков М. Прохорова, Н. Кудашева, А. Степанова, М. Петунина, Ф. Живаева, А. Барановского, В. Костецкого, Александрова.Произведения многонациональной советской культуры 1941-1945 гг.наглядно демонстрируют источник силы советской культуры, созидательную мощь лучших национальных традиций народов нашей страны, советского строя, советской идеологии, советского человека.В наши дни, перед лицом угрозы третьей мировой войны, творцы культуры начинают по-новому задумываться над силой художественного образа, над возможностями художественного творчества в решении задач исторической значимости. Порой раздаются скептические голоса, напоминающие о том, что все деятели культуры, вся огромная антифашистская литература не смогли предотвратить две мировые войны.Т. Адорно принадлежит мысль о том, что после Освенцима уже нельзя заниматься литературой. Автор «Негативной диалектики» увидел в зверствах фашистских палачей, лежащих за пределами нормального мышления.свидетельство не просто крушения человеческой цивилизации, но и всех попыток спасти ее в будущем: «Всей культуре вместе с настойчивой критикой ее после Освенцима место на свалке»; «после Освенцима нельзя писать стихи»/ Но выводы Т. Адорно, к которым он пришел в соответствии со своими внеисторическими, абстрактными представлениями о природе человека, никогда не были и не могут быть выводами подлинно гуманистической культуры.Конечно, бумага сама по себе не может остановить пулю, как и писательское слово - войну. Но оно может укрепить в своей правоте тех, кто борется против войны, умножить их ряды, прибавить им силы. Мир был бы иным, не будь у искусства наших дней мощного антивоенного, гуманистического потенциала. Неизвестно, что стало бы с человеком, если бы не было искусства. И, наверное, в том, что пишут стихи и после Освенцима, - не забвение и равнодушие, а память и надежда.Стихи после Освенцима - поражение Освенцима.Да, конечно, литература, искусство, художественное творчество сами по себе не могут остановить убийц, в том числе убийц народов. Но они формируют нравственные 1фитерии, духовный мир, тем самым, содействуя сплочению прогрессивных сил. Они взращивают гуманистический потенциал человечества, учат добру и свету, вере в будущее, что жизненно необходимо для каждого.Не случайно в период Второй мировой войны и в последующие годы так возросло влияние советской культуры за рубежами нашей страны. Люди различных национальностей в условиях войны близко соприкоснулись с культурой русского народа. В Англии, США, Швеции и других странах публиковались произведения советских писателей, устраивались выставки советской живописи, графики, карикатуры, демонстрировались советские фильмы, многие из которых получили признание международной общественности и прогрессивных сил.' Т h. W. Adorno. Negative Dialektik. Fr. a. - М., I960. - S. 357.Влияние советского искусства на умы и сердца людей было огромным.Когда в США вышла в свет повесть В. Василевской «Радуга», газета «Кроникл» (Сан-Франциско) посоветовала американцам, которые «слишком маио знают о жестокости нацистов», читать «Радугу». «Это железо для укрепления наших душ и сталь для нашей решимости», - писал об этом произведении известный публицист Д. Конрой. ^ Председатель американского комитета помощи России Э. Картер, говоря об исключительной роли Советского Союза во второй мировой войне, подчеркивал: «Наш долг перед русскими возрастает еще больше после того, как мы прослушали сегодня музыку, рожденную в этой борьбе - 25 сентября 1942 г., в день рождения Д.Д. Шостаковича, в США прошел фестиваль его имени. ^ В 90-х гг. в условиях развала советского строя и утверждения у власти криминальной олигархии проявилась тенденция отождествления фашизма и коммунизма, причем не только как методов руководства государством и обществом. Дикому смешению, подчас, подвергается внутренне содержание и цели общественного развития двух принципиально несовместимых цивилизационных путей, при этом вне поля зрения во многом остается принципиальное различие между направлениями цивилизационного развития, между характером и содержанием культур.Сама природа коммунистической идеи требовала воспитания в человеке добрых чувств и устремлений, поскольку сущность ее -

квазирелигиозная идея соединения, братства народов. Фашизм - идея совершенно противоположная, о чем наиболее определенно сказал исследователь фашизма В. Шубарт: «Фашистский национализм есть принцип разделения народов... Он превратил борьбу классов в борьбу наций».Фашизм доводит до логического завершения либеральную идею конкурентной борьбы, которую пытались обосновать, заимствуя следующее «Война и рабочий класс», 1945, №3, стр. 16.«Литература и искусство», 19 сентября 1942 г.положение у Шпенглера: «Существуют народы, сильная раса которых сохранила свойства хищного зверя, народы господ-добытчиков, ведущие борьбу против себе подобных, народы, предоставляющие другим возможность вести борьбу с природой, с тем, чтобы затем ограбить и подчинить себе».^ Сущность фашизма - уверенность, что человечество не едино, а подразделяется на сорта, на «высшие» и «низшие» расы. Здесь - полное отрицание идеи братства и равенства народов, составлявших фундамент советской культуры, поскольку фашизм вырос из идеи конкуренции и подавления друг друга - не на уровне индивидуумов, а на уровне рас.Советский строй - возрастал из идеи равенства, сотрудничества и взаимопомощи людей и народов, причем осознание величия своего народа не вызывало у россиян ни фанатизма, ни болезненного превосходства, которое владело немцами: солидарность традиционного российского общества, духовно унаследованное от предыдущих поколений, наполнено множеством живых и глубоких человеческих связей. Это принципиальное различие наглядно продемонстрировала художественная культура военных лет, проникнутая высокими гуманистическими идеалами.Искусство и литератзфа периода Великой Отечественной войны заключают в себе важные исторические уроки: они призывают не отказываться от завоеваний культуры, а усилить ее действенность, не отбрасывать искусство, а искать новые возможности постигать и воплощать жизнь, исследовать причины и следствия человеческих поступков, двинуть культуру в бой за г5ПУ1анизацию жизни, за «очеловечивание человека», за будущее.Культура этого периода способствовала мобилизации масс и консолидации общественного сознания, воспитанию людей в духе патриотизма и интернационализма, явилась одним из источников всемирно исторической победы советского народа в Великой Отечественной войне.^ Шпенглер. Закат Европы. М.- 2000.Классика художественной культуры военных лет - это живой, действенный арсенал нашей сегодняшней борьбы против сил наступаюш;ей реакции.Великая жизнеутверждающая мощь советского искусства военных лет и ныне противостоит силам зла и человеконенавистничества. Томимые ностальгией по духовной цельности и чистоте, мы, как к живительному источнику, обращаемся к людям и творениям культуры, явившейся могучим духовным оружием в борьбе с фашизмом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Кузахметов, Рафаэль Каюмович, 2002 год

1. РГАЛИСПб. Ф. 198. Он. 4. Д 12. Л5.

2. РГАЛИСПб. Ф. 290. Оп 1. Д133. Л 3.2Федорова АВ. Оренбург в годы Великой Отечественной войны Оренбург, 1995. - С. 142.3 Там же. С. 142.

3. РГАЛИ, Ф. 2075. Оп. 9. Д 36. Л2.

4. Личный архив семьи Маликовых.

5. Унгвицкий В.Н. Музыкальная жизнь Урала в годы Великой Отечественной войны // Страницы истории Урала Вып. 2. Пермь, 1995. - С. 121.

6. ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 7. Д 681, ЯЗ.

7. ЦДНИОО Ф. 267. Он 16 Д 105. Л17.

8. Чкаловская коммуна 1944. - 8 января

9. ЦДНИОО Ф. 267. Оп.16. Д. 105. Л 17.

10. Чкаловская коммуна -1941. -15 августа.

11. ЦГИАРБ Ф.933. ОП.1. Д 3651. Лл 14,16,24.

12. ЦДНИОО Ф. 371. Оп. 6. д. 256. Л. 2.

13. РГАЛИ. Ф. 2075 Оп. 1. д 137, Л. 174.

14. Е. Петров. Торжество русской музыки // Правда. -1942. 27 января.

15. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 10. Д 117. Л 34; Д 67. Л18; Д 170. Л 21

16. ГАОПДКО. Ф. 166. On. 1. Д 266. Лл. 13-14.

17. Максакова Л В. Кулыура Советской России в годы Великой Отечественной войны. -М., 1977. С. 48

18. ОГАЧО. Ф. 228.0п 1. Д 44. Л 30.

19. ГАОО. Ф. 1581. Оп. 2. Д11. Я 61.

20. ЦДНИОО. Ф. 267. Он 15. Д 93. Л 18.

21. ЦДНИ 00. Ф. 371.0л. 49. Д 458. Л. 106-109.

22. Ахмадиев Т.Х Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны. Уфа, 1984. - С. 172.

23. ОГАЧО. Ф. 2624.0л. 1. Д11. Л. 32.

24. Янавакыг. 1992 г. - 5 июля.

25. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 49. Д 458. Л. 106-109.

26. Челябинский рабочий. —1941. -14 октября.

27. ГАОО. Ф. 1494. Он. 2. Д1. Л10.

28. ГАРФ. Ф.374. Оп. 10. Д. 69; Л. 10,11; Д. 117. Л. 1,2, 8; Д. 137. Л.5; Д. 169. Л. 11,29, 38, 68,70,71; Д. 218. Л. 19, 20, 29, 31.

29. ЦЦНИОО. Ф. 267 Оп 14. Д107. Л 165.

30. ГАОО. Ф. 1469. Оп. 2. Д105. Л 18.

31. ГАОО. Ф. 1581. Оп 2. Д12. Л 49.

32. Сб.: Чкаловский областной драматический теаяр им. A.M. Горького. Чкалов, 1957. - С. 120.

33. ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 14. Д107. Л. 190.

34. ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 14. Д 107. Л 55.

35. ГАОО. Ф. 1469. Оп. 1. Д8. Л 3. Л 1.

36. Чкаловская коммуна. -1942. -15 февраля.

37. Чкаловская коммуна. -1942. -15 февраля.

38. ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 15. Д 93. Л 10.

39. Подсчитано автором ш архивным материалам: ГАОО. Ф. 1581. Оп. 2. Д. 41. Л1,19; Д 57. Л 8; Д 76. Л 2; Д . 66.Л102.Д77.Л73.

40. Чкаловская коммуна. 1943. - 14 октября.

41. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 604. Л. 4.

42. ЦЦНИОО. Ф. 267. Оп. 15. Д 93. Д 18.

43. РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 43. Д 2402. Л 52

44. Чкаловская коммуна 1942. - 5 апреля.

45. Янавакыг. 1992 г. - 5 июля.

46. Южный Урал. 1970. - 26 ноября.

47. Подсчитано автором ш архивным материалам: ГАОО. Ф. 1581. Оп 2. Д 41. Л1,19; Д 57. Л11; Д 76. Л 110; Д 66. Л 102.

48. РГАЛИ. Ф. 290. On. 1. Д 133, Л 14,17.

49. ЦГАООРБ. Ф. 122. Оп. 24. Д 431. Л 54; Оп. 26. Д 444. Л 39,185; ЦГИАРБ. Ф. 775. On. 1. Д 21. Л 23.

50. Курганская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Курган, 1975.С. 85.

51. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. М., 1985,- С. 231.

52. Сперанский. А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Екатеринбург, 1996. - С. 191.2 Там же. С. 191.

53. ОГАЧО. Ф. 267. Оп. 15. Д. 93. Л. 18.

54. ГАОО. Ф. Р. 1581. Он. 2. Д 77. Л 77,78.

55. ЦДНИОО. Ф. 288. Оп. 1. Д 17. Я1.

56. А Эклер. Генерал Брусилов // Чкаловская коммуна 1943. - 12 мая.

57. ЦДНИОО. Ф. 279. Он. 6. Д 250. Л 25.

58. Сираев З.И. Творческая интеллигенция Башкирии в годы Великой Отечественной войны. Из истории Советской Башкирии. Ученые записки БГУ. Выпуск 41. Серия ист. наук, N 8. - Уфа, 1969. - С.90.

59. Сперанский. A.B. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Екатеринбург, 1996. - С. 202.

60. ЦГАЛИСПб. Ф. 484. Оп.1. Д. 438. Л. 1.177

61. Тихонов Н. Навстречу весне // Советское искусство. 1942. - 21 мая.

62. Исторический архив. М., 1962. - С.170.

63. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 604. Л.4.

64. Мишель М. Фронт любит смех // Чкаловская коммуна -1942 7 февраля 1.

65. Мириманова М. Перед бойцами // Чкаловская коммуна. 1942 - 7 февраля.

66. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. Статьи. Воспоминания. М., - 1970. - С. 83.

67. ЦДНИОО Ф. 371. Оп. 6. Д. 602. Л 21.

68. ЦДНИОО Ф. 371. Оп. 7. Д. 681. Л 5

69. Федорова A.B. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. Оренбург, 1995. - С. 148.

70. ЦГАООРБ. Ф. 122. Оп. 126. Д.444. Л. 159.

71. ЦАФНПС. Ф. 251. On. 1. Д. 266. Л. 54.

72. Героический штурм. 1941. - 5 декабря.

73. Максакова Л.В. Вклад советской культуры в победу над фашизмом // Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1976. - С. 34-35.

74. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 7. Д. 1179. Л. 28.

75. Волков-Кривуша С. Русский театр драмы в Уфе. Исторический очерк. Уфа, 1959. - С. 32.

76. Красная Башкирия. 1944. - 6 сентября.

77. ЦГИАРБ Ф. 933. Оп. 1. Д.3651. Лл.14,16, 24.

78. ЦГАООРБ. Ф. 122. Оп. 26. Д. 444. Л. 150.

79. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 256. Л. 17.

80. Соловьев-Оедой В.П. Пути-дороги Л, 1982. С. 108.

81. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 256. Л. 6.

82. ЦДНИОО Ф. 371. Оп. 6. Д. 602. Л. 21.

83. ЦДНИОО. Ф.371. Оп.6. Д. 604. Л. 4-5,71; ГАОО. Ф. Р. 1329. Оп.1. Д. 14. Л. 1-5.

84. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп.6. Д. 602. Л. 10-23.

85. Федорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. Оренбург, 1995. - С. 150.

86. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 49. Д. 458. Л. 106-109.

87. ГАОО. Ф. 1581. On. 1. Д.2. Л. 4.

88. Чкаловская коммуна. 1944. -1 февраля.

89. ЦДНИЧО. Ф. 288. Оп. 4. Д. 44. Л. 83.

90. ГАОО. Ф. 1469. Оп. 2. Д. 2. Л. 32.

91. ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 16. Д. 107. Л. 49.

92. Октябрь. 1947. -№11.-3 июля.

93. Красная Башкирия. 1943. - 24 марта. Кызыл Башкортостан. -1944. -12 января.

94. ЦГАОРБ. Ф. 122. Оп. 126. Д.444. Л. 159.

95. Шостакович Д. Посвященная ленинградцам // Когда пушки гремели. 1941-1945. М., -1973.

96. ЦДНИОО. Ф. 371. Он. 7. Д. 681. Л. 1-5.

97. ЦАФНПС. Ф. 251. On. 1. Д. 3. Лл. 15,26, 37.

98. Л.В. Максакова. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. С.340.

99. Максакова Л.В. Вклад советской культуры в победу над фашизмом // Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1976. - С. 134.

100. Подсчитано автором ш архивным материалам: ГАОО. Ф. 1581. Оп. 2. Д 41. Л1,19; Д 76. Л 2; Д 66. Л102.

101. Сперанский. A.B. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Екатеринбург, 1996. - С. 202.

102. Сперанский. A.B. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Екатеринбург, 1996. - С. 203.

103. Подсчитано автором по архивным материалам: ЦАФНПС, Ф. 251. Оп. 1. ДЗ, Л.2,10, 15,37,45, 51; ЦГИАРБ. Ф. 394. Оп.5. Д. 239. Л. 125; Ф. 775. Оп 1. Д. 32. Л. 12.

104. Государственный архив Российской федерации (ГАРФ).11.1. Фонд 374 (отдел статистики культуры Центрального статистического управления РСФСР).

105. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).12.1. Фонд 631 (Союз писателей СССР);12.2. Фонд 962 (Комитет по делам искусств при Совете министров СССР);12.3. Фонд 970 (Всероссийское театральное общество).

106. Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга (ЦГАЛИСПб).13.1. Фонд 290 (Ленинградский Академический Малый театр оперы и балета);13.2. Фонд 337 (Фронтовые бригады театров Ленинграда).

107. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ)14.1. Фонд 17 (Центральный комитет ВКП (б).

108. Центральный архив Федерации независимых профессиональных союзов (ЦАФПНС).15.1. Фонд 251 (Центральный комитет профессионального союза работников искусств).

109. Центральный государственный архив республики Башкортостан (ЦГИАРБ).16.1. Фонд 933 (комитет по делам искусств Б АССР).

110. Центральный государственный архив общественных объединений республики Башкортостан (ЦГАООРБ).20917.1. Фонд 933 (Башкирский областной комитет ВКП (б).

111. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО).110.1. Фонд 288 (Челябинский областной комитет КПСС).

112. Государственный архив общественно-политических движений Курганской области (ГАОПДКО).111.1. Фонд 166 (Курганский областной комитет КПСС).2. Опубликованные источники

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.