Художественная практика авторского политического плаката в России середины 1980-х - начала 1990-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Бойко, Алексей Алексеевич

  • Бойко, Алексей Алексеевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 137
Бойко, Алексей Алексеевич. Художественная практика авторского политического плаката в России середины 1980-х - начала 1990-х гг.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2011. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Бойко, Алексей Алексеевич

Введение.

Глава I. История искусства плаката периода перестройки.

§1. «Авторский плакат» как явление в искусстве политического плаката XX века.

§2. Отражение социально-политической ситуации в искусстве авторского плаката периода перестройки.

§3. Выставки политического авторского плаката как значимое социально-культурное явление середины 1980-х годов.

Глава II. Художественный язык политического авторского плаката периода перестройки в контексте художественной практики середины 1980-х начала 1990-х годов.

§1. Художественный язык авторского плаката в контексте стилевых процессов 1970-80х годов.

§2. Социально-политический авторский плакат и искусство соц-арта: особенности, общее и различия.

Глава III. Иконография авторского политического плаката периода перестройки.

§1. «Понятийно-вербальная иконографическая группа».

§2. «Символико-метафорическая иконографическая группа».

§3. «Образно-типологическая иконографическая группа».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная практика авторского политического плаката в России середины 1980-х - начала 1990-х гг.»

Современное отечественное искусствознание исследует как весь период советского искусства, обнаруживая в нем неочевидные ранее закономерности развития, так и отдельные, локальные явления, пристальное изучение которых позволяет изменить представление об исторически недавнем художественном наследии России.

В диссертации художественная практика авторского политического плаката в России середины 1980-х - начала 1990-х годов рассмотрена в русле второго исследовательского направления на базе материала, еще не подвергавшегося целостному анализу. В его основе — собрание авторского плаката из коллекции Государственного музея политической истории России, систематизированное в процессе данного исследования.

Как известно, художественный процесс опосредованно связан с политической и социально-экономической ситуацией в стране; политика государства в большей или меньшей степени влияет на характер развития искусства. Именно политический плакат как концентрированный образ времени отражает эту ситуацию, предлагая свое осмысление формирующихся общественных позиций. Советский политический плакат получил новую жизнь в середине 1980-х - начале 1990-х годов, в период перестройки, в годы сложных изменений в обществе и государстве; в искусстве этого жанра графики появилась свобода выбора тематики, существенно изменились стилистика и художественные приемы.

Авторский плакат как целостное художественное явление сформировался в середине 1980-х годов; у его истоков оказались молодые плакатисты, стремившиеся отойти от недейственного художественного языка предшествующего десятилетия. Сегодня историческая дистанция уже позволяет проследить изменения в художественной практике политического плаката того периода, наметить его связь с общественно-историческими процессами эпохи, систематизировать этот материал, учитывая при этом культурные запросы современности.

Исследование базируется на работах из разных областей гуманитарного знания, которые могут быть условно разделены на несколько блоков. 1

В искусствоведческих публикациях В.П. Полонского , A.A. Сидорова", Б.С. Бутника-Сиверского3, И.А. Свиридовой4, Г.Л. Демосфеновой5, М. Gallo6 исследован язык советского плаката и его художественные особенности.

Виктория Боннель (Victoria Bonnel), профессор кафедры социологии Калифорнийского университета в Беркли (США) анализирует плакат на уровне визуализированных архетипов и раскрывает использование различных графических средств и приемов для решения идеологических задач7. К числу основных таких архетипов автор относит иконографию рабочего, колхозницы и вождя в плакате 30-х годов. Исследование является примером применения иконографического метода в литературе об искусстве плаката.

Впервые краткий научный обзор политического плаката со времени его зарождения и до 1980-х годов был дан в брошюре А.Д. Боровского8 (1984 г.). Автор уделил внимание творчеству художников, вскоре ставших участниками событий перестройки, воплотивших в плакатах темы и проблемы этого времени.

История плаката этого периода и его стилистика были описаны Н.И. Бабуриной и Клаусом Вашиком9 в результате научного проекта, осуществленного коллективом немецкого и российских исследователей при поддержке Фонда Тиссена (1998 - 2001 гг.). В рамках проекта создана двуязычная база текстовых и изобразительных данных по русскому плакату (более 3500 изображений плакатов 1815 - 2003 годов, текстовые аннотации к

1 Полонский В.П. Русский Революционный плакат. - М., 1925.

2 Сидоров A.A. Русская графика начала XX века. - М., 1969.

3 Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат Гражданской войны 1918-1921. - М., 1960.

4 Свиридова И.А. Советский политический плакат. Некоторые тенденции развития. - М., 1975.

5 Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты - фронту. - М., 1985.

6 Gallo М. The Poster in History. - 2002.

7 Bonell V.E. Iconography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin. - Berkeley, 1997.

8 Боровский А.Д. Советский политический плакат: В помощь лектору. - Л., 1984.

9 Бабурина Н.И., Вашик К. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. - М., 2004. ним, более 900 подробных биографий художников, 180 тематических статей), подобраны сведения о выставках, обширная библиография. Однако в этом фундаментальном обобщающем труде авторский плакат не выделен в качестве самостоятельно значимого культурного и художественного явления, история его репрезентации описана фрагментарно, а стилевая характеристика лишь намечена.

В ином ракурсе искусство плаката конца XX века вошло в поле зрения отечественных теоретиков и историков технической эстетики и графического дизайна. Исследования Е.В. Черневич10, Э.М. Глинтерник11, С.И. Серова12 позволили выявить некоторые общие черты авторского плаката и причины его возникновения в искусстве 1980-х годов.

Среди публикаций в периодических изданиях особый интерес представляют статьи в журналах «Творчество» и «Реклама», сопровождавшие выставки авторского политического плаката.

В специальном выпуске журнала* «Декоративное искусство СССР»13 большое внимание было уделено новому плакату: опубликованы заметки с круглого стола и дискуссионные статьи посвященные плакату. В этом же номере была напечатана «Справочная таблица изменений» (Юрий Курбатов), представившая плакаты с 1918 по 1988 годы. Тем самым перестроечный плакат был включен в общую канву развития плаката в России.

Источником исследования выступили также альбомы с репродукциями политических плакатов периода перестройки. Так, в альбоме-каталоге Всесоюзного конкурса плакатов «Перестройка и мы»14 (1989 г.), посвященного 70-летию образования Ленинского комсомола, были опубликованы отзывы посетителей одноименной выставки, что позволило уточнить место авторского плаката в социально-культурном и политическом

10 Е.В. Черневич Графический дизайн в России - М., 2008.

11 Глинтерник Э. М. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России, 1880- 1980-е гг.: дис. д-ра искусствовед.: 17.00.06. - СПб., 2001

12 Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы. - М., 1991

13 Декоративное искусство СССР. - 1988. -№11.

14 Перестройка и мы: Всесоюзный конкурс плакатов, посвященный 70-летию образования Ленинского комсомола. Альбом-каталог. - М., 1989. контекстах середины 1980-х - начала 1990-х годов. Автор вступительной статьи народный художник России О.М. Савостюк одним из первых заметил оживление в плакате и поддержал новые тенденции, дал оценку плакатам молодых художников.

Особое значение для данного исследования имел каталог-альбом авторского плаката из коллекции Государственного музея политической истории России15 (2004 г.). В издании плакаты систематизированы хронологически и по темам (бюрократия, коррупция, свобода, война, перестройка, экология и т.д.), введена в научный оборот музейная коллекция авторского плаката. Хранитель фонда И.Н. Важинская описала историю возникновения коллекции, предложила краткую характеристику выбранной тематической систематизации, раскрыла собственное понимание жанров плаката, наметила характеристику образов вождей и взаимосвязи авторского плаката с морально-нравственным состоянием общества периода перестройки.

В целом, представленный в научной литературе обширный материал имеет аналитический и частично фактологический характер. Вместе с тем очевидно: необходим системный анализ этого явления с позиций современного искусствознания, так как отсутствует целостная художественная характеристика авторского плаката, не выявлено и его историческое развитие. Стилистические особенности авторского плаката рассматривались ранее вне контекста профессиональных суждений и дискуссий в художественных журналах середины 1980-х годов, без анализа его связей с историей периода перестройки, с общественными дискуссиями середины 1980-х годов. Следовательно, авторский плакат пока не понят как значимый культурный и художественный феномен переломного этапа в истории России.

15 Каталог коллекции авторского плаката 1985-2000 годов: из фондов ФГУК Государственного музея политической истории России; сост.: Артемов Е.Г. [и др.] - СПб., 2004.

Материальная база исследования: авторский плакат, художественная критика и социально-политические тексты в публицистике периода перестройки, фотоматериалы и документы из личных архивов художников.

Объект исследования: отечественный политический плакат XX века.

Предмет исследования: художественная практика авторского политического плаката в контексте отечественной культуры и политической ситуации середины 1980-х - начала 1990-х годов.

Гипотеза исследования: возникновение и развитие художественной практики отечественного авторского плаката - это прямое следствие культурных и общественно-политических процессов периода- перестройки. Авторский плакат может быть вписан в экспериментальный пласт искусства, осмыслявшего и демонстрировавшего новыми художественными средствами фундаментальные изменения в российской культуре этого периода.

Границы исследования: хронологические рамки охватывают период с середины 1980-х до начала 1990-х годов - время становления и развития авторского плаката.

Территориальные рамки исследования ограничены Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой середины 1980-х — начала 1990-х годов, в пределах которой выделены Ленинград и Москва как центры художественной и общественно-политической жизни.

Тематические рамки исследования: возникновение, развитие и художественные особенности авторского плаката в контексте обозначенного исторического периода.

Цель исследования: определить особенности становления, развития и репрезентации, авторского плаката в российском искусстве и вербальном контексте середины 1980-х - начала 1990-х годов, а также проанализировать достижения и творческие проблемы этого художественного явления.

Задачи исследования: 1) исследовать предпосылки становления политического авторского плаката середины 1980-х- начала 1990-х годов;

2) провести историко-художественный и художественно-аксиологический анализ информационных материалов о выставках авторского плаката;

3) осуществить сравнительный анализ стилистики авторского плаката с художественными явлениями в области отечественного неофициального искусства;

4) разработать иконографическую типологию авторского плаката периода перестройки.

Методология исследования построена на сочетании исследовательских приемов, направленных на изучение художественно-культурных, общественно-политических, социальных условий становления и развития авторского плаката.

Теоретико-методологической базой выступили как современные отечественные, так и зарубежные исследования.

1. Принципы онтологического и герменевтического анализа искусства (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер и др.) стали опорой для определения методологических установок исследования авторского плаката как особого явления культуры и искусства конца XX века.

2. Эстетическая проблематика (Ю.М. Лотман, М.С. Каган и др.) имела значение в связи с осмыслением художественно-эстетических особенностей авторского плаката.

3. Методологические основы иконологического анализа искусства (Э. Панофский, А. Варбург, Э. Гомбрих, М.Я. Либман, H.H. Рубцов, М.Н. Соколов) позволила выявить характерные для изученного материала соотношения визуального и вербального компонентов.

Методика исследования построена на базе комплексного изучения и сопоставления теоретических и исторических источников, а также на исследовании конкретного художественного материала.

Методы исследования:

- метод лонгитюдного исследования использован в процессе изучения коллекции авторского плаката в Государственном музее политической истории России;

- метод стилистического анализа был направлен на выявление художественных особенностей данного явления;

- метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном рассмотрении конкретных плакатов;

- метод иконографии стал основой для разработки образно-тематической типологии авторского плаката и анализа его связей с вербальными текстами эпохи;

- метод интервьюирования позволил существенно уточнить историю становления и развития искусства авторского политического плаката.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, проведенным комплексным изучением авторского политического плаката середины 1980-х - начала 1990-х годов. Впервые репрезентация авторского плаката периода перестройки представлена как историческая последовательность выставок, оказавших значимое воздействие на исследуемую художественную практику и ее общественный резонанс. Впервые в отечественной науке плакат был систематизирован по иконографическим группам. Проведено художественно-стилистическое сравнение авторского плаката периода перестройки с художественными явлениями в области отечественного неофициального искусства.

Теоретическая значимость исследования: материалы диссертации могут быть использованы как теоретическая (концептуальная и эмпирическая) база для дальнейших искусствоведческих исследований в области истории и художественной практики политического плаката, вопросов взаимодействия искусства и политики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть полезны при изучении и написании истории отечественного плаката рубежа ХХ-ХХ1 веков. Положения и выводы диссертации актуальны для научной обработки коллекции авторского политического плаката в музее, а также могут войти в разделы лекционных курсов высшей школы.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях, а также в выступлениях на.межвузовской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Предметы и пространства искусства II» (СПбГХПА им А.Л. Штиглица, 17 марта 2010 г.) и на научно-практической конференции, посвященной юбилею Государственного музея политической истории России «ГМПИР: 90 лет в пространстве истории и политики» (6 октября 2009 г.,.ФГУК ГМПИР).

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры искусствоведения и культурологии СПбГХПА им. А.Л. Штиглица и были обсуждены на научном семинаре аспирантов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторский плакат — значимое художественное и общественно-политическое явление середины 1980-х - начала 1990-х годов.

2. Авторский плакат — художественное явление, соотносимое как с дискурсом отечественного неофициального искусства, так и с мировой арт-практикой в области графического дизайна 1980-х годов.

3. Выставочный процесс авторского плаката оказал значимое воздействие на развитие данной художественной практики и диалог художников плаката с обществом.

4. Иконографическая типология политического плаката позволяет выявить характерные для исследуемого материала соотношения визуального и вербального компонентов и на этой основе определить иконографические группы в авторском политическом плакате периода перестройки (понятийно-вербальная, символико-метафорическая, образно-типологическая).

Объем и структура исследования обусловлены задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений: краткие биографические сведения о художниках - авторах плакатов периода перестройки; интервью с художниками плаката; альбом иллюстраций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Бойко, Алексей Алексеевич

Заключение.

В работе исследованы проблемы отражения процессов периода перестройки в авторском политическом плакате и проблемы его музейного коллекционирования. Авторский плакат периода перестройки был систематизирован на основе иконографического и типологического анализа. Как обоснование выбранной темы в работе были приведены и подвергнуты историко-художественному анализу высказывания политиков и деятелей культуры периода перестройки, статьи в периодической печати и, конечно, сами уникальные авторские плакаты.

В результате исследования обоснованы следующие выводы:

1. Авторский плакат - художественное явление, закономерно возникшее в условиях общественно-политических, культурных и художественных процессов конца XX века.

2. Отдельные черты, характерные для визуального языка авторского плаката периода перестройки, формируются ранее - на всем протяжении истории искусства российского плаката; особенно в период первых десятилетий развития политического плаката в России (1920-30-е гг.).

3. Авторский плакат входит в область искусства, эксплуатирующего деконструированную советскую семантику и развенчивающего мифы и культы уходящей эпохи - также, как и неофициальное течение в советском искусстве - соц-арт. Несмотря на общность некоторых элементов художественного языка, эти два явления в советском искусстве породили разное художественное воплощение образа эпохи и отношение к политическим «высказываниям» времени.

4. Особенности авторского плаката отчетливо проявились в сравнении с графическим дизайном «новой волны» и соц-артом - течением в отечественном неофициальном искусстве, наиболее ярко проявившимися в 1980-е годы.

5. В авторском политическом плакате периода перестройки получают обоснование четыре типа плаката (плакат-размышление, плакат-анализ, плакат-вопрос, плакат-переживание). Типология, предложенная Т. Михайловой, в годы перестройки, уточнена и подробно разработана на основе современных подходов к анализу искусства.

6. На основе исследования общего начала в визуальных и вербальных элементах плаката, анализа их соответствия эпохе и ее реалиям выделяются следующие иконографические группы: понятийно-вербальная, символико-метафорическая, образно-типологическая.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Бойко, Алексей Алексеевич, 2011 год

1.Р. Художник и предметное творчество / В.Р. Аронов - М.: Советский художник, - 1987. - 232 с.

2. Бабурина Н.И. На острие времени: (О художнике плакатисте Н. Бабине) // Наглядная агитация: сб. ст. Вып. 17. - М., 1987.

3. Бабурина Н.И. Политический плакат художников Российской Федерации / Н.И. Бабурина. Л., 1975.

4. Бабурина Н.И. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века / Н.И. Бабурина, К. Вашик. М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

5. Бабурина Н.И. Россия XX век. История страны в плакате / Н.И. Бабурина. -М.: Панорама, 1993. 239 с.

6. Бархатова Е.В. Конструктивизм в советском плакате / Е.В. Бархатова -М.: Контакт-Культура, 2005. 239 с.

7. Бобыкин А. Наглядную агитацию — на уровень задач времени (Об искусстве плаката) // Искусство. 1989. - № 9.

8. Бойко М.А. Кукрыниксы / М.А. Бойко. Л., 1960. - 59 с.

9. Боровский А.Д. IV выставка ленинградского плаката // Искусство. -1988.-№11.

10. Боровский А.Д. Советский политический плакат: В помощь лектору / А.Д. Боровский. Л.: Ленинградская организация общества «Знание», 1984. -61 с.

11. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике / Р. Брингхерст. М., Изд. Дм. Аронов, 2006. - 432 с.

12. Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат Гражданской войны 19181921 / Б.С. Бутник-Сиверский М.: Всесоюзная книжная палата, 1960. -696 с.

13. В единстве наша сила: плакаты конкурса // Творчество. - 1990. - №4.

14. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности / А. Варбург. СПб.: Азбука-Классика, 2008. - 384 с.

15. Ватолина H.H. Мы плакатисты / H.H. Ватолина. - М.: Советский художник, 1970. - 80 с.

16. Верим в будущее. 7-ая всероссийская выставка плаката. Каталог. -Воронеж, 2005.

17. Владич JI.B. Мастера плаката / J1.B. Владич. Киев, Мистецтво, 1989. -125 с.

18. Владич J1.B. Некоторые вопросы теории,и критики плаката // Творчество. 1960. - №2.

19. Во имя мира на земле: Работы, поступившие на конкурс "За мир, гуманизм, против угрозы ядер, войны": Альбом / Авт.-сост. Ю.П. Ткаченко; Вступ. ст. H.A. Пономарева. М.: Плакат, 1986. - 198 с.

20. Волкова О., Жилинскаите А., Стома Н., Хейц М. Политический плакат сегодня // Творчество. 1989. - №2.

21. Вражин JI. О задачах плаката. // Творчество. 1920. - №5/6.

22. Время быть личностью: Всесоюзная выставка конкурсных плакатов молодых художников. М., 1990.

23. Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII начала XX века. Под ред. В. Р. Аронова - СПБ.: Филологический факультет СПб ГУ. - 2008. - 640 с.

24. Глинтерник Э.М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы. СПб.: Издательство «Петербургский институт печати», 2002. - 63 с.

25. Глинтерник Э.М. Диалектика жанровой структуры и процессов формообразования дизайн-графики в исторической перспективе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: сб. статей. СПб., 2006. - №12. - С. 143-148.

26. Глинтерник Э.М. Ленинградская прикладная графика: этикетка 196080-х годов // Print & Publishing. 1998. - № 2. - С.16-21.

27. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994 - 296 с.

28. Гольман И. Реклама плюс. Реклама минус. М.: «Гелла-Принт», 2000.- 240 с.

29. Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии // Советское искусствознание. М., 1989. - Вып. 25.

30. Гомбрих Э. Символические образы// Вопросы философии. 2001. -№7.

31. Гончаров А.Д. Об искусстве графики / А. Д. Гончаров. М.: Молодая гвардия, 1960. — 83 с.

32. Горощенко Г. Советская массовая картина. М.-Л.: ИЗО-ГИЗ, 1933. -100 с.

33. Гройс Б. Искусство утопии / Борис Гройс. М.: Худож. журн.: Прагматика культуры, 2003. - 319 с.

34. Дайксель А. Товарный знак в Европе и в России: Вопросы теории и истории / Э.М. Глинтерник, К. Брандмейер. СПб.: Славия, 2002. - 128 с.

35. Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты фронту / Г.Л. Демосфенова- М.: Искусство, 1985. 207 с.

36. Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты фронту: Альбом / Г.Л. Демосфенова. - М.: Искусство, 1985. - 207 с.

37. Демосфенова Г.Л. Советский политический плакат / А.Ю. Норок, Н.И. Шантыко. М.: Искусство, 1962. - 443 с.

38. Евтушенко Е. Притерпелость // Литературная газ, 11 мая 1988 г.

39. Ефимов Б.Е. На мой взгляд.: Сборник / Предисл. Ю. Жукова. М.: Искусство, 1987. - 206 с.

40. Жуков B.B. Антология Ленинградского Санкт-Петербургского плаката. / В.В. Жуков. - СПб.: Дитон, 2010. - 428 с.

41. За мир и социальный прогресс (О IV Международном конкурсе политического плаката, Москва. 1986) // Творчество. 1987. - № 2.

42. За мир и социальный прогресс. Альбом работ Междунар. конкурса полит, плаката, 1986 г. / Авт.-сост. Ю. Ткаченко. М.: Плакат, 1989. - 215 с.

43. Зрелищный плакат петербургских художников. Каталог выставки в зале Лектории Государственного Русского Музея. СПб., 1996.

44. Игошина Т.С. Графический дизайн отечественного социального плаката, (история и современные тенденции), автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. искусствоведения, специальность 17.00.06 (Техн. эстетика и дизайн). 2009.

45. Игрицкий Ю.И. Общественная трансформация в СССР и России после 1985 г.: взгляды и концепции / Ю.И. Игрицкий; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. М.: ИНИОНРАН, 1998. - 95 с.

46. Идеология и перестройка. Нагляд. материалы пропагандисту / Авт.-сост. В.Г. Машенцев. М.: Плакат, 1988. - 15 с.

47. Из истории русского плаката: «Окна» Роста и Главполитпросвета, 1919-1922: Кат. выст. / Авт. вступ. ст. и сост. H.H. Школьный; Науч. ред. Е.В. Бархатова. СПб.: Российская Национальная библиотека, 2000. - 36 с.

48. Иконников A.B. Искусство, среда, время / A.B. Иконников М.: , 1985. - 334 с.

49. Каган М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. Л.: , 1972. - 440 с.

50. Каган М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. Л.: о-во "Знание" РСФСР, Ленингр. орг., 1978. - 34 с.

51. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-287 с.

52. Капр А. Эстетика искусства шрифта: Тез. и маргиналии Пер. с нем.. -Москва: Книга, 1979. 124 с.

53. Катанян В.А. Маяковский: Хроника жизни и деятельности / Отв. ред.

54. A.Е. Парнис. — 5-е изд., доп. — М.: Совет, писатель, 1985. 647 с.

55. Кеворков В.В. Слоган: практическое руководство / В.В. Кеворков. -Изд. 4-е, испр. М.: РИП-Холдинг, 2006. - 166 с.

56. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери Н.П. Кондакова / Н.П. Кондаков. М.: Паломник, 1999. - 462 с.

57. Корецкий В.Б. Заметки плакатиста / В.Б. Корецкий. М.: Советский художник, 1958. - 166 с.

58. Корецкий В.Б. Товарищ плакат: Опыт размышления. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Плакат, 1981. - 128 с.

59. Красный цвет в русском искусстве: Альбом / Гос. Рус. музей ; Вступ. ст. Евгения Петрова и др.. СПб.: Гос. Рус. музей, 1997. - 185 с.

60. Кричевский В.Г. Дмитрий Буланов: был в Ленинграде такой дизайнер / авт. и дизайнер кн. В.Г. Кричевский, авт. двух гл. Сергей Ларьков. М.: Культурная революция, 2007. - 119 с.

61. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах : Кн. в 2 т. /

62. B. Кричевский. М.: Слово, 2000. - 302 с.

63. Кудин П.А. Психология восприятия и искусство плаката / П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов, A.A. Митькин. М.: Плакат, 1987. - 207 с.

64. Лапицкий СЛ. Альбом протест = Album protest / Савелий Лапицкий. -Санкт-Петербург : Мир и семья, 2001. 87 с.

65. Лапицкий С.Я. Я из ГУЛАГа: Альбом / Савелий Лапицкий; аннот.: Святослав Тимченко. СПб.: Голанд, 2010. - 176 с.

66. Ленинградский плакат. Кат. 5-й выст. Авт. вступ. ст. А. Муратов.- Л.: Б. и., 1990. 67 с.

67. Либман М.Я. Иконология // Совр. искусствознание за рубежом. М., 1964

68. Лихачев Д. И пробил час // Литературная газета, 1.01.87 г.

69. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр. по языкознанию / А.Ф. Лосев. — М.: Изд-во МГУ, 1982. 479 с.

70. Масляков О. Одесса-88 // Наглядная агитация: сб. ст. М., 1989. -Вып. 24.-С. 11-12.

71. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. 3. / Примечания В.Д. Дувакина. -М.: Изд-во художественной литературы, 1957.

72. Медведев А. Зеркала комнаты смеха. Ленинградский плакат 1980-х // "ПРОсто дизайн" Электронный ресурс., (http://www.advertology.ru/ article32112.html).

73. Михайлова Т. Время решать (Об искусстве политического плаката) // Творчество 1986. - №8.

74. Михайлова Т. Метафора в плакате: Всесоюзный конкурс «Охрана природы в СССР» // Творчество. 1979. - №3.

75. Михайлова Т. Надо жизнь сначала переделать. (По материалам художественной выставки «Перестройка и мы», организованной по итогам одноименного Всесоюзного конкурса плаката) // Творчество. 1988. - №9.

76. Молодость страны. Каталог выставки произведений молодых ленинградских художников. СПб., 1980

77. Мурзина М. Чудо мгновенной перестройки // Декоративное Искусство СССР. 1988.-№11.

78. На службе победившей революции: Каталог советского политического плаката 1918-1921 годов. Сост. Н.Я. Суляева, Л.П. Тугова. Л.: Государственный музей революции, 1987. - 129 с.

79. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн: Проблемы, тенденции, перспективы, регион, особенности / Ю. Назаров; Предисл. С. Михайлова. -М.: Союз дизайнеров России, 2002. 415 с.

80. Ненарокомов М. Современность. Политика. Плакат. // Наше наследие. 1988.-№4.

81. Огинская Л.Ю. Густав Клуцис / Л.Ю. Огинская. М.: Советский художник, 1981. - 199 с.

82. Павлинская А.П. Графика вокруг нас: О творчестве мастеров промышленной графики Л.: 1962.

83. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: Статьи по истории искусства / Эрвин Панофский; Пер. с англ. В.В. Симонова. -СПб.: Акад. проект, 1999. 393 с.

84. Первая ленинградская выставка плаката. Каталог. Л., 1977

85. Перестройка и мы: Каталог выставки / Ред.-сост.: H.A. Кидина, В.В. Васильев; Вступ. ст. О.М. Савостюк. М.: Плакат, 1989. - 132 с.

86. Петербургский плакат. Выставка в творческом центре «выставочный зал Федор» с 10 октября по 10 ноября. Каталог. Сестрорецк, 1996

87. Петрачков Г.Е. Плакат XXI века: альбом / авт. вступ. В. Гончарук. -Владивосток: б.и., 2008. 45 с.

88. Плакат Афоризм. Каталог. - Л., 1989

89. Плакат в борьбе за мир, безопасность и сотрудничество: Альбом / Автор-сост. А.В.Грачев; Худож. А.Я.Галкин. М.: Плакат, 1985. - 239 с.

90. Плакат перестройки: Альбом / Сост. Литвинов В.В.; Ст. И.Г. Абельдяевой. М.: Плакат, 1988. - 32 с.

91. Полонский В.П. Русский революционный плакат. М.: ГИЗ, 1925. -192 с.

92. Преступление против человечности // Огонек. 1990. - №2.

93. Принципы Перестройки: революционность мышления и действий // Правда, 5 апреля 1988 года.

94. Проблемы политического плаката; обсуждения за круглым столом в редакции журнала "Художник". Запись В. Стоянова // Художник. 1986. -№11.

95. Птахова И. Простая красота буквы. СПб.: Издательство ЛИГ, 2004288 с.

96. Пунин H.H. Русское и советское искусство. Избранные труды. М.: Советский художник, 1976. - 259 с.

97. Рескин Дж. Лекции об искусстве. М.: БСГ-ПРЕСС, 2006. - 319 с.

98. Рубцов H.H. Иконология: История, теория, практика. М.: Наука, 1990.- 158 с.

99. Руд ер Э. Типографика. Руководство по оформлению. — М.: Книга, 1982. —286 с.

100. Сахаров А. Неизбежность перестройки // Сборник "Иного не дано" ред. Ю. Афанасьев. -М.: Прогресс, 1988. С. 115-137.

101. Свиридова И.А. Советский политический плакат. Некоторые тенденции развития. М.: Изобразительное искусство, 1975. - 176с.

102. Седьмая всесоюзная выставка плаката. Каталог. / Сост. Т.В. Михайлова. М.: Советский художник, 1987. - 67 с.

103. Серов С.И. Московский концептуальный плакат 1990-х годов. М.: Линия График, 2004. - 299 с.

104. Серов С.И. Польская школа плаката. М.: Alma Mater, 2007. - 240 с.

105. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы / С. И. Серов. -М.: ВНИИТЭ, 1991.-116 с.

106. Сидорина Е.В. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М.: Б. и., 1995. - 240 с.

107. Сидоров A.A. Два года русского искусства и художественной деятельности // Творчество. 1919. - №10-11

108. Сидоров A.A. Русская графика начала XX века М.: Искусство, 1969 -252 с.

109. Символы эпохи в советском плакате. Альбом-каталог. Авт. текста Т.Г. Колоскова; Сост. Е.В.Арсланова, О.В. Киташова, Е.В.Коломийцев и др.- М.: Государственный исторический музей, 2001. 215 с.

110. Советская власть и медиа: сб. статей / под общ. ред. X. Гюнтера, С. Хэнсген. СПб.: Академический проект, 2006. - 620 с.

111. Современный социальный плакат. Первая выставка объединения "Проблема", апр. 1990. М.: Б. и., 1990. - 49 с.

112. Соколов М.Н. Границы иконологии и проблема единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского) // Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII-XVII вв. — М.: Наука, 1977. — С.227-249.

113. Соколов М.Н. Природа Торжествующая. Иконология бытовых образов Возрождения и барокко. — М.: НИИ теории и истории искусств Российской Академии художеств, 1993. — 268 с.

114. Соколова Н.И. Кукрыниксы / Н.И. Соколова. М.: Изобразительное искусство, 1975. - 494 с.

115. Соцреалистический канон: сб. статей / Под общей ред. X. Гюнтер, Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. - 1040 с.

116. Степанов Е.В. Плакаты ГОССТРАХА как социокультурное явление : плакаты с 20-х гг. до нашего времени : альбом. / Е. Степанов ; [вступление -Р. Варданян]. М.: Рос. гос. страх, компания, 2003. - 159 с.

117. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1994. -424 с.

118. Холмогорова О.В. Соц-арт. М.: Галарт, 1994. - 162 с.

119. Цикл "Истоки и судьба перемен: Культурная динамика 1953-2005 гг.". Исчезающий канон. Семинар №1. Стенограмма. Ведущий — Алексей Зудин. Электронный ресурс. (http://www.polit.ru/culture/2006/04/24/seminar.html).

120. Черневич Е.В. Графический дизайн в России М.: Слово, 2008 - 124 с.

121. Черневич Е.В. Русский графический дизайн 1880 1917 - М.: Внешсигма, 1990. - 209 с.

122. Черневич Е.В., Бабурина Н.И., Аникст М. Русский графический дизайн. М.: Внешсигма, 1997. - 160 с.

123. Шантыко Н.И. В потоке времени: О графике 60-х 80-х годов / Рос. акад. художеств. НИИ теории и истории изобраз. искусств. - М.: НИИ теории и истории изобраз. искусства, 1993. - 194 с.

124. Шестая Всесоюзная выставка плаката: Каталог / Сост. Н.Г. Прокофьева. М.: Советский художник, 1981. - 37 с.

125. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения. 2-е изд. М.: Книга, 1985. — 256 с.

126. Шпикерман Э. О шрифте. Пер. с англ. М.: ПараТайп, 2005. - 192 с.

127. Шумаков А., Воронцов В. Отвечая требованиям времени (О современном политическом плакате) //Искусство. 1986. - №5.

128. Эстетика. Словарь / Под общей ред A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с

129. Bonell V.E. Iconography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin / V.E. Bonell. Berkeley. University of California Press, 1997.

130. Gallo M. The Poster in History. W.W. Norton & Company 2002 - 352 c.

131. Georg Piltz, Russland wird rot. Satirische Plakate 1918-1922 (Berlin 1977)

132. Hillier В., Histoire de l'affiche, P., 1970

133. Hutchison H. F., The Poster. An illustrated history, N. Y., 1968

134. Klaus Waschik, Seht her, Genossen! (Dortmund 1982)

135. Leah Dickerman (ed.), Building the collective. Soviet Graphic Design 19171937. Selections from the Merrill С. Berman collection (Princeton 1996)

136. Sehindler H., Monographie des Plakats, Munch., 1972.

137. Stephen White, The Bolshevik Poster (New Haven and London, 1988)

138. The Bolshevik poster / W. Stephen. New Haven; London: Yale University Press, 1990. - 152 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.