Художественно-образные представления как средство формирования творческого замысла у младших школьников на уроках художественного труда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шадрина, Ирина Михайловна

  • Шадрина, Ирина Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 144
Шадрина, Ирина Михайловна. Художественно-образные представления как средство формирования творческого замысла у младших школьников на уроках художественного труда: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1999. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шадрина, Ирина Михайловна

Введение.1 ст.

Глава 1. Теоретические основы формирования художественного образа и художественно-образных представлений у младших школьников.

1.Психолого-педагогические аспекты исследования проблемы художественного образа в детском творчестве. 11 ст.

2.Значение художественно-образных представлений в творческой деятельности учащихся.ЗЗст.

3.Характеристика системы художественно-образных представлений и их специфика в младшем школьном возрасте.40ст.

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию творческого замысла средствами художественно-образных представлений.

1. Обоснование содержания и методики опытно-экспериментальной работы.54ст.

2.Исследование специфики и критериев художественно-образных представлений учащихся 1-4 классов в процессе работы над образом (на примере работы по памяти и на основе воображения).67ст.

3.Методика формирующего эксперимента.86ст.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-образные представления как средство формирования творческого замысла у младших школьников на уроках художественного труда»

Актуальность проблемы.

Новые социально-педагогические задачи, стоящие перед современной школой, побуждают педагогическую науку и практику вновь обращаться к изучению проблемы развития у школьников творческих способностей.

Гуманизация образования, необходимость эстетической организции окружающей среды требует поиска новых подходов к формированию художественно- творческих качеств личности. Оригинальность художественного мышления, умение найти собственное, неповторимое решение той или иной задачи является одним из основных компонентов гармонично развитой личности, адаптированной к современным социально - экономическим условиям. Разработка и основание современного производства развития техники, организация бытовой среды - все это требует от человека творческого, нестандартного мышления.

В школьных программах в последнее время усиливается творческий аспект обучения, но преобладающим является интерес в основном к одному виду творческой деятельности учащихся, нередко за счет других - к решению проблемных, учебно-познавательных задач. Аналогом деятельности школьников в такого рода проблемных ситуациях является научное творчество. Однако, как показывают научные исследования, а также практический опыт, фактически все разновидности художественного творчества строятся на принципиально другой основе, предполагающей не выдвижение «научных гипотез»,а свободное оперирование соответствующими образами.

Путь художника- профессионала и становление его умения создавать художественный образ длится десятилетиями . Причем, эти знания приобретаются за счет огромного кропотливого труда, волевых качеств. Знания о художественном образе и его структурных составляющих формируются порой интуитивно, неосознанно, бессистемно, эмпирическим путем. Многие профессионалы не могут объяснить или указать причину возникновения тех или иных зримо - воспроизводимых явлений и объектов при создании художественного образа, указать роль и значение тех или иных средств и их место в создании художественного образа

В основу настоящего исследования положен метод теории познания и отражения, проходящий через исследуемый объект - художественный образ, который формируется и воспроизводится в художественно-практической деятельности. Такой подход открывает возможности воссоздания целостной картины учебного процесса.

По мнению современных создателей педагогики искусства, главной задачей сегодняшнего дня является разработка системы художественного развития ребенка, которая составила бы основу очередного этапа в развитии теории и методов преподавания художественных дисциплин в бук дущем столетия,

Обучение детей художественно - творческой деятельности должно осуществляться в закономерной системе. Только упорядоченная, стройная система взаимосвязанных знаний и умений может принести практическую пользу человеку, может служить хорошим фундаментом для дальнейшего углубления. Одна из задач школы сегодня состоит в организации системного подхода к познанию и обучению приемам создания художественного образа, поскольку он является центральным звеном художественно-творческой деятельности любого характера.

Одним из направлений в реализации поставленной задачи может стать формирование у учащихся художественно-образных представлений как системы средств и методов создания художественного образа. Поэтому представляется важным поиск путей, способствующих решению этой проблемы специфическими средствами художественно- практической деятельности. Это дает возможность формирования у учащихся целостного представления о процессе создания художественного образа в творческой деятельности. Разработка системы целенаправленных педагогических действий по формированию художественно-творческой деятельности учащихся - одна из задач педагогики творчества. В результате изучения отдельных аспектов художественного творчества к настоящему времени накоплен определенный фонд знаний, которые составляют базу исследования.

Однако цельной педагогической системы, направленной на формирование специфических творческих способностей на уроках практического труда до сих пор нет, несмотря на то, что именно они содержат в себе наиболее перспективные возможности для этого.

Недостаточно разработана система формирования у школьников знаний, умений, и навыков, связанных с наглядно-образными и художественно-образными представлениями, лежащими в основе художественно-практической деятельности. Слабо разработаны требования к наглядным средствам создания художественного образа применительно к специфическим условиям уроков ручного труда. Несомненно, что решение этих вопросов будет способствовать совершенствованию учебного процесса в средней школе в целом.

Анализ теоретической и учебно-методической литературы позволяет констатировать, что достаточно много работ посвящено проблеме эстетического воспитания на уроках трудового обучения (В.И. Башта, Г.С.

Коротаева, М.С. Печерский, Ж. Хайдарова). Все авторы, независимо от подхода, отмечают, что воспитание направлено прежде всего на обогащение и усовершенствование характера внутреннего мира человека (С.А.Аничкин, Н.А.Ветлугина, Б.М.Неменский, И.И.Зарецкая), его взглядов, чувств, представлений, вкусов. Вместе с тем большинство исследований по этой проблеме ориентировано на воспитание общетрудовых умений и навыков.

Проблема развития художественного творчества младших школьников практически не рассматривается в методике трудового обучения; ее разработке посвящены труды в основном педагогов-художников (А.П. Сапожников, П.П. Чистяков, А.В. Бакушинский, В.Н. Ветрова, Г.А. На-заревская, Б.П.Юсов). Но все педагоги рассматривают вопросы данной проблемы только через художественно-изобразительную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства в средней школе (А.А.Дмитриева, ММ.Мойнова, В.И.Злобин, Г.П.Шевченко ),совершенно несправедливо оттесняя художественно-творческую деятельность учащихся на уроках трудового обучения. Ведь бесспорно, что формирование художественно-творческих способностей у младших школьников может быть существенно улучшено через систему практических заданий на уроках художественного труда, в которых художественно-образная природа искусства выступает как необходимое звено учебно-поисковой работы учащихся.

К сожалению, и в позднейших научных трудах не придается должного значения формированию системы художественно-образных представлений и формированию творческого замысла младшими школьниками на уроках художественного труда.

Между тем, художественно-образные представления в трудовом обучении, бесспорно, занимают немаловажное место. Художественнообразные представления являются проводниками основных идей в формировании художественной грамотности учащихся. Опора учащихся на ключевые характерные, зримые, наглядно-образные сигналы, раскрывающие содержание художественного образа и его свойств, является весьма важным и существенным в познании и овладении формированием системы художественно-образных представлений на уроках художественного труда через такие наглядно-образные средства, как форма предмета, цвет, материал, объем.

Однако возможности совершенствования содержания образования по художественному труду в школе во многом еще не реализованы из-за отсутствия внутренней преемственности элементов, входящих в систему художественного образа, воплощаемого учащимися в своих изделиях.

Специфической формой отражения действительности в произведениях детского творчества является художественный образ. Художественный образ-это широкая и многоплановая, многокомпонентная эстетическая категория, допускающая широкое разнообразие творческого решения, стилевую и техническую вариативность, в зависимости от содержания отражаемого предмета, индивидуальности автора, технических и материальных возможностей данного вида художественной деятельности, т.е. художественный образ может быть характеризован как открытая система, допускающая постоянное обучение и развитие в исторической перспективе. В настоящей диссертации рассматривается один из аспектов образной системы творческой деятельности, касающийся в большей степени ее практической, технической стороны. Вместе с тем исследование предполагает такую постановку работы со школьниками на уроках художественного труда, которая скорее развернута в направлении творческой вариативности художественных средств, возможности их комбинировать, к поисковой, исследовательской работе учащихся, близкой по своему характеру к поискам художественного - образного решения. Благодаря этим особенностям, принятым в диссертации, подход к организации занятий и их планированию, способствует пробуждению творческой изобретательности школьников, восприятию своеобразия окружающего мира и его зрительно воспринимаемых особенностей, учету конкретной жизненной ситуации. Такая методическая система преподавания будет способствовать высвобождению времени учителя для более творческой и активной педагогической деятельности в работе с учащимися.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - художественно-творческая деятельность учащихся 1-4 классов на уроках художественного труда.

ПРЕДМЕТ ИССЕДОВАНИЯ -процесс формирования творческого замысла, в системе художественно- комбинаторных заданий.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - какие условия и педагогические приемы могут обеспечить наиболее успешное формирование у учащихся художественно-образных представлений и их последующее воплощение в конкретный творческий замысел (в предметно-практической деятельности на уроках ручного труда.),

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке основных условий и педагогических путей, формирования у учащихся системы художественно-образных представлений на уроках художественного труда и последующем их применении в процессе создания конкретных художественных образов.

В соответствии с предметом и целью исследования определились следующие ЗАДАЧИ:

1.Изучить степень разработанности выдвинутой проблемы в научно-теоретической, учебно-педагогической литературе, в общем содержании преподавания художественного труда в школе.

2. Определить место художественно-образных представлений в предметно-практической деятельности учащихся начальных классов.

3.Систематизировать художественно-образные представления, необходимые в работе над созданием предметного образа на уроках художественного труда.

4.Разработать содержание и методику формирования системы художественно-образных представлений на уроках трудового обучения школьников младших классов.

Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую ГИПОТЕЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ: Развитие творческой деятельности учащихся в процессе учебной работы художественного плана можно обеспечить в том случае, если будут соблюдены следующие условия:

• художественный образ будет выступать как необходимое звено учебно-поисковой деятельности учащихся;

• в процесс проектирования будет включаться проработка средств воплощения образа, создаваемого воображением;

• задания будут требовать самостоятельного проектирования художественного образа;

• задания будут предполагать систему, предполагающую постепенное развитие.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования является теория познания, трактующая художественное отражение действительности как сплав чувственного опыта и умения свободно оперировать им; положения педагогики и психологии о ведущей роли учителя в учебновоспитательном процессе, о возрастных особенностях учащихся, о предметно-практической деятельности, как одном из средств овеществления идеального замысла; о формировании в сознании учащихся художественно-образных представлений, путем переработки чувственного опыта с помощью «во-ображения».

Основная концептуальная идея исследования заключается в том, что формирование у школьников системы художественно-образных представлений составляет центральное звено в работе учителя с учащимися художественной педагогики.

Не словесные и технические инструкции, а система посильных художественно-образных представлений и владение методами создания образа являются ведущими и определяющими в нашем исследовании.

Поиск образных средств наряду с овладением технологией работы требует комплексного подхода и сочетания всех форм воздействия на ученика: и словесного изложения с помощью речи, и эмоционального жеста и т. д., но главным и ведущим остается в художественной деятельности язык зримого художественного образа. Овладеть им учащиеся могут только через систему художественно-образных средств познания. Они являются тем стержнем, вокруг которого упорядочиваются, систематизируются, осознанно формируются теоретические законы восприятия и отражения натуры.

Внедрение в учебный процесс системы формирования художественно-образных представлений позволит учителю ориентироваться в качестве и результатах усвоения учащимися знаний, умений, навыков, позволяет сократить время на их усвоение.

Для решения задач исследования были использованы следующие МЕТОДЫ: теоретический анализ литературных источников проблемы; анализ творческих работ учащихся, изучение и обобщение опыта учителей и школьной документации, обобщение опыта собственной педагогической работы, наблюдения за учебным процессом, беседа, эксперимент.

В ходе опытно-экспериментальной работы с учащимися проводились предварительные и контрольные срезы для установления исходных и последующих показателей эффективности, как до экспериментального обучения, так и сразу после изучаемой темы; а также через 11,5 месяца. Эффективность методов и приемов, организация и использование дидактических условий, обеспечивающих системность знаний учащихся, определялась на основе сравнительного анализа качеств заданий в экспериментальных и контрольных классах.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что

- ^первые в научно-методический аппарат в рамках проблемы художественного обучения младших школьников включается идея необходимости формирования творческого замысла г,ррез систему художественно-образных представлений.

- а также раскрывается психологический механизм формирования художественного образа и его воплощение учащимися начальных классов на уроках художественного труда.

-в диссертации определены теоретические и практические условия формирования художественно-образных представлений учащихся, образующих целостную систему средств создания художественного образа на уроках практического труда.

-выявлены возможности комплексного подхода к обучению в единстве процессов сенсорного восприятия, художественного отображения и продуктивного творчества во взаимосвязи.

-проанализированы вопросы организации обучения по предложенной системе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в разработке содержания и методики формирования художественно-образных представлений учащихся не только для достижения художественной образности в изделиях, но и как средство развития творческих способностей.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗОЙ исследования являлись средняя школа № 36 и. № 24 с эстетическим уклоном г. Мурманска.

Всего в процессе исследования проведено около 500 опытных уроков, проанализировано более1300 работ.

ДОСТОВЕРНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования обеспечена опорой на результаты современных исследований по педагогике и психологии; адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам; подтверждается экспериментальными данными, полученными в ходе исследования.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов и материалов исследования осуществлялись в учебном процессе школ г.Муранска в ходе экспериментального обучения, Основные положения и результаты исследования обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях Мурманского госпединтстиута (1997,1998), на заседаниях кафедры методики начального обучения МГПИ (1996-1998).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шадрина, Ирина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного экспериментального исследования нами был собран обширный материал, позволяющий сделать определенные выводы.

Это, прежде всего то, что творчество детей основывается на опыте, аналогичном тому, который проявляется в искусстве взрослых и выражается в характерных для него содержании и формах.

Однако, специфика художественной образности детского изделия связана с особенностями возраста и неполнотой освоения законов искусства, что позволяет трактовать понятие художественного образа, применительно к детскому творчеству, следующим образом: художественный образ, создаваемый детьми, обладает всеми основными, качественными признаками художественного образа в его философском понимании, но характеризуется определяемой возрастом неполнотой содержания и формы, пребывающих в состоянии открытой для педагогического воздействия незавершенности, и заключает в себе потенциал развития.

Исследование художественно-творческих проявлений учащихся начальных классов позволило: определить уровни творчества на уроках трудового обучения ; выявить художественно-образные представления, которые используются детьми при формировании художественного образа, и их психологические составляющие (память, воображение, эмоции); выяснить способность учащихся младших классов создавать художественный образ на основе воображения и фантазии.

В результате проведения трех циклов заданий установлено, что учащиеся начальных классов в основном находятся на низком и среднем уровне творческого воображения (исключением являются учащиеся специализированной худ. школы).

При формировании художественного образа, воплощаемого в изделие, учащиеся пользуются представлениями, основанными на долговременной памяти, воображении и эмоциях, полученных в процессе работы над заданием.

Число продуктивных приемов в создании образа воображения под воздействием эмоционального стимула, содержащего ситуацию неопределенности, достаточно велико. Большинство работ сложны по своей комбинаторике, замысел их содержателен, эмоционален.

Задание, направленное на создание фантастического образа, было наиболее результативным. Прослежено 6 способов создания фантастического образа, в которых преобладают приемы аналогии, акцентирования и модификации фантастических образов из иллюстраций и мультипликационных фильмов.

В процессе опытно-экспериментальной работы использовались разнообразные творческие задания, тренировочные упражнения и методические приемы, способствующие успешному выполнению этих заданий.

Для анализа творческих работ учащихся был осуществлен отбор работ на текущих занятиях по трудовому обучению, а также произведена фотофиксация процесса и результатов творчества. Исследовательскому анализу по названым в методике формирующего эксперимента критериям были оценены работы 120 учащихся, каждый из которых выполнил 35 работ.

Вследствие всего выше сказанного, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в данном исследовании полностью подтвердилась, а именно - качественно новый уровень развития творческой деятельности учащихся, в процессе учебной работы на уроках художественного труда, был обеспечен вследствие созданных условий для формирования художественно-образных представлений:

-выполняемые задания требовали самостоятельной проектировки художественных образов;

-в процесс проектирования включалась проработка средств воплощения образа, созданного воображением;

-задания составляли систему, предполагающую постепенное развитие.

При таких условиях художественный образ выступал как необходимое звено учебно-поисковой деятельности учащихся на уроках трудового обучения.

Необходимо отметить, что все поставленные задачи в исследовательской работе выполнены. Останавливаясь, конкретно, на каждой из них следует констатировать, что достаточно полно изучена степень разработки выдвинутой проблемы в научно-теоретической и методической литературе. В диссертационном исследовании рассмотрены различные концепции советских и зарубежных ученых, педагогов, новаторов касающихся вопросов данной темы исследования. Даны сравнительные характеристики и раскрыто содержание работ П.М.Якобсона и С.М. Васи-лейского относительно этапов творческого процесса, применительно к детскому возрасту. В исследовании глубоко проанализированы труды советских педагогов-художников, работающих в области художественно-образных представлений в творческой деятельности учащихся начальных классов. Анализируя труды А.В.Бакушинского, Ф.И.Шмита, В.С.Щербакова, Б.П.Юсова, мы проследили достаточно противоречивое, но в тоже время последовательное и закономерное изменение теории творчества, в организуемой педагогом художественной деятельности детей, которое достигло того предела, когда стали возможны обобщения разрозненных идей в относительно единую теорию и подготовка к внедрению их в практику. Но все эти теории непосредственно относились к художественному развитию, воплощению образа в рисунки. Мы же в своей работе применили эти теории и рассмотрели возможность создания художественного образа и воплощение его в объемное изделие на уроках художественного труда в начальных классах.

В своем исследовании мы попытались раскрыть понятие художественного образа, являющееся базовой основой нашей работы. С этой целью были подвержены анализу научные труды Н.П. Сакулиной, Г

Т.В.Лабунской, НАДмигриевой, М.Б. Храпченко, A.A. Мигунова, в которых отражены разработки проблемы художественного образа в творческой деятельности учащихся. Научные разработки педагогов-художников выбраны нами не случайно, т.к. они соотносили содержание детских изделий с художественным образом. Ведь термин «образ», в каком бы возвышенном плане он не трактовался, на деле символизирует не что иное, как арсенал умственных, художественно-образных представлений учащихся, помогающий им с той или иной степенью точности передавать предметы окружающей действительности.

Проведя всю перечисленную выше работу мы сделали вывод: художественный образ, создаваемый детьми, обладает всеми основными качественными признаками художественного образа в философском его понимании, но характеризуется определяемой возрастом неполнотой содержания и формы, пребывает в состоянии открытой для педагогического воздействия незавершенности и заключает в себе потенциал развития.

В ходе нашей исследовательской работы, мы определили место художественно-образных представлений в художественно-трудовой деятельности учащихся и их специфику в младшем школьном возрасте. Так как система художественно-образных представлений находится в прямой связи с другими психическими процессами, мы постарались раскрыть специфику представлений во взаимосвязи таких понятий как «восприятие-память- воображение».

Мы считаем, что система художественно-образных представлений имеет свое отличие от общих представлений, тем сто она наиболее теснее всего связана со зрительными образами, работой ассоциативного мышления и воображения человека, и более подвластна изменениям под влиянием эмоциональных факторов. Поэтому художественно-образные представления необходимо использовать в качестве катализатора умственных процессов при решении разнообразных художественно-трудовых задач, требующих активизации фонда всех имеющихся в арсенале ребенка представлений, а так же зная особенности этой функциональной системы, преподаватель может воздействовать на объем поступающей информации, а так же и на качество и количество представлений.

В экспериментальной работе нашего исследования нам удалось систематизировать художественно-образные представления, необходимые в работе над созданием предметного образа не уроках художественного труда, что является ответом на постановку третьей задачи нашего исследования. Результат констатирующего эксперимента подтвердил многолетние наблюдения автора, отмечающего, что в работе над созданием художественного образа учащиеся начальной школы пользуются художественно-образными представлениями, базирующимися в основном на процессах памяти, воображения и эмоциях. Все полученные данные по подтверждению предположений заносились в диаграммы, которые еще раз наглядно подтверждают, что учащиеся начальных классов, независимо от того, как выполнялась работа: по памяти или с «натуры» -используют долговременную память, воображение, включают сенсорное восприятие и создают художественный образ, поддаваясь настроению и эмоциям, полученным в ходе выполнения задания.

Заключительной фазой экспериментальной работы являлась разработка содержания и методики формирования творческого замысла средствами художественно-образных представлений.

В первом цикле формирующего эксперимента, где главной задачей являлось стимулирование и развитие представлений на основе воображения, мы специально подобрали серию самых необычных, невероятных, трудно ассоциируемых детьми данной возрастной группы для того, чтобы как можно сильнее возбудить их воображение, дать ему толчок для дальнейшего развития. Анализ детских работ показал, что художественные образы как отражение представлений и организация композиции детьми, отходят от статики и становятся более динамичными, В результате этого, создаются новые художественные образы, содержание которых отражает детскую индивидуальность.

Систематическое применение комплекса творческих заданий первого цикла формирующего эксперимента, во-первых, позволяет ученикам вновь пережить образный строй воспринимаемых объектов, во-вторых, оказывает существенную помощь при зарождении художественного замысла, а иногда во время практической работы позволяет уточнить детали создаваемого образа, и развивает образное воображение во всех возможных направлениях.

В процессе формирующего эксперимента разработан комплекс творческих заданий, способствующий формированию способов практической деятельности в использовании средств воплощения художественного образа в изделие (второй цикл творческих заданий):

-соотнесение детальной схемы с образом;

-создание образа на основе схемы;

-воплощение образа в объемное изделие с помощью различных материалов.

Все упражнения входящие в циклы творческих заданий дают возможность раскрыть творческий потенциал учащихся, именно на уроках художественного труда. Вследствие четкого выполнения тренировочных творческих заданий увеличивается время, отведенное на подготовительный этап урока, что позволяет более подробно увидеть как структуру образа, так и пути его воплощения в изделие. Стимулируя художественно-образные представления в процессе тренировочных упражнений и творческих заданий педагог добивается полного «превращения» творческого замысла в изделие.

Развитие навыков практической деятельности в объеме с использованием пластилина, бумаги и других материалов, происходило в процессе дальнейшего освоения учащимися видов и приемов обработки этих материалов.

В завершении всей работы по данной проблеме нам бы хотелось ответить на вопрос сформулированный в проблеме нашего исследования: какие специфические условия и методические приемы на уроках художественного труда могут обеспечить наиболее успешное формирование у учащихся художественно-образных представлений и ах последующее воплощение в конкретный творческий замысел?

В результате эксперимента, включающего в себя два взаимосвязанных направления: развитие художественно-образных представлений при создании образов на основе воображения и развитие навыков практической деятельности с использованием различных материалов, нами были определены следующие условия педагогического руководства:

•-драматургическая целостность урока, создаваемая путем воздействия на учащихся определенных эмоциональных стимулов(сказка, поэзия, музыка),разнообразных эффектов для взаимодействия восприятия и практической деятельности;

•-привлечение наглядных моделей, специфических тренировочных упражнений, стимулирующих воображение; способность преобразовывать зрительные представления, продуктивно комбинировать известные образы и создавать новые;

•-создание игровых ситуаций, развивающих способность детей выражать свои чувства, мысли, представления о воспринимаемых и задуманных образах.

Для успешного развития художественного, творческого и личностного потенциала учащихся младших классов имеет смысл дополнительно использовать следующие приемы:

-Увеличение времени и изменение методического подхода к подготовительной части урока художественного труда в начальных классах;

-Активизация процессов творчества путем стимулирования психолого-педагогическими методами;

-Дифференцированный подход к учащимся в процессе художественно-творческой деятельности;

-Организация занятий на основе плодотворного взаимодействия членов ученического коллектива и педагога.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шадрина, Ирина Михайловна, 1999 год

1. Ананьев Б.Г.,Дворяшнна М.Д.,Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие и контрастность восприятия.-М. .Просвещение, 1968.-335с.

2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960,-486с.

3. Ананьев Б.Г.,Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М. :Просвещение, 1964. -304с.

4. Анисимов H.H. Формирование технического представления и воображения учащихся средствами технического рисования. В кн.:Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания.-Ярославль, 1986.- 42-47с.

5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы.-В кн.бПсихология формирования и развития личности.-М.:Наука,1981,с.З-19.

6. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.:Новая Москва, 1925.-240с.

7. Бакушинский A.B. Исследования и статьи.-М. .Советский художник,1981.-352с.

8. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся. -Улан-Удэ, 1966.-114с.

9. Башта В.И. Развитие творческой активности подростков во взаимосвязи художественной и технической деятельности: Дис. . канд. пед. наук. -М.,1977. -126с.

10. Библер B.C. Мышление как творчество.-М.:Политиздат,1975.-399с.

11. Богоявленская Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности: Дис. канд.псих.наук. -М.,1971.-138с.

12. Богоявленкая Д.Б. Пути к творчеству.-М.: Знание, 1981.-96с.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрас-те:Психологическое исследование.- М. Просвещение, 1968.-464с.

14. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе.-М. :Просвещение,1984.-223с.

15. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество.-М. :Прогресс,1970.-496с.

16. Вергилес Н.Ю.,Зинченко В.П. Проблемы адекватности образа.-Вопр.философии, 1967, №6.

17. Внеклассная работа по труду:Работа с разными материалами.-Пособие для учителя (Сост. А.М.Гукасова.- М.:просвещение,1981.-176с.

18. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся (Под ред. И.С. Якиманской.-М. -.Педагогика,1989.-224с.

19. Вожов H.H. Восприятие предмета и рисунка. Автореф. Дисс. док.пед.наук.-М., 1949.-44с.

20. Вопросы психологии творчества-Саратов,1968.-112с.

21. Вундт В. Фантазия как основа искусства-Спб, 1914.-146с.

22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.4-е изд. -М. .Просвещение,1986.-93с.

23. Выготский Л.С. Проблема эмоций. -Вопросы психоло-гии,1958,№3,с.-125-134.

24. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений (о форме, протяженности, направлении) у детей в начальной школе.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961.-11с.

25. Говорова Р.И. Развитие схематизированных пространственных представлений у детей дошкольного возраста: Дис. . канд.псих. наук.-М., 1975.-127с.26.

26. Грановская P.M. Элементы практической психологии.-М. .Наука и искусство, 1989,-433с.

27. Гризова И.А. Художественное мышление и художественный образ. Автореф. Дисс.канд.философ. наук.-Одесса, 1970.-20с.

28. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. -М. :Просвещение, 1978,-79с.

29. Джуринский А.Н. Школа Франции XX столетия.-М., 1989.

30. Дмитриева A.A. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков. Дисс.канд. пед.наук.-М.,НИИХВ,1984,с. 117-128.

31. Дмитриева H.A. Структура образа. -Вопросы литературы, 1963 ,№9,с. 71-78.

32. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества.-Смоленск:Смол.Гос.пед.ин-т, 1974.-153с.

33. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника.-М,:3нание, 1982.-96с.

34. Запорожец A.B., Венгер JI.A., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие.-М. .Просвещение, 1967.-323с.

35. Зинченко В.П., Вучетич Г.Г., Гордон З.Н. Порождение образа .-В кн.: Искусство и научно-технический прогресс.-М., 1958,с.429-464.

36. Зинченко В.П. Зависимость образования установки от осознания связи между признаками установочных объектов.-Доклад АПН РСФСР, 1969, №2, с.85-88.

37. Зинченко В.П. и Вергилес Ю.П. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. -М.: Изд-во МГУ, 1973.-106 с.

38. Зинченко В.П. Проблемы визуальной культуты в свете современных исследований зрительного восприятия и визуального мышления.-В кн.: Из теории эстетического и художественного воспитания.-М. Советский художник, 1978.-95с.

39. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности.-М. .Знание, 1968.-32с.

40. Изобразительное искусство и художественный труд: Материалы к проекту типовой программы, 1 класс.-М.,1977.-294с.

41. Изобразительное искусство и художественный труд: Материалы к проекту типовой программы 2 класс.-М.,1978.-327с.

42. Казаков В.Г. ,Кондратьева Л.Л. Психологя.-М.:Высшая школа, 1989.-383с.

43. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М. .Типогр. Т-ва Сытин И.Д. ,-215с.

44. Квятковский Е.В. Нравственно-эстетический идеал как фактор формирования мировоззрения учащихся средствами искусства. -В кн.: Формирование мировоззрения учащихся средствами искусства. -М: 1983,с.82-88.

45. Кладки Р. Память человека-структуры и процессы.-М.:Мир,1978.-319с.Л

46. КлыгинЛ.М.Структуры образного мышлния, Автореф,дисс.канд. псих. наук.-Владимир, 1971 .-20с.

47. Ковалев А.Г. ,Мясшцев В.Н. Психологические особенности чело-векат.1.Характер.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1957.-264с.

48. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах.-М. :Просвещение, 1980.-18с.

49. Конышева Н.М. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе обучения. Начальная школа, 1979.№8,с.36-40.

50. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. От мира природы к миру вещей .Учебное пособие по художественному труду для 2 класса начальной школы,-М.:Линкапресс,-1995.

51. Конышева Н.М. Чудесная мастерская. Учебное пособие по художественному труду доя учащихся 1 класса 3-летней начальной школы,-М.: Линкапресс, 1996.

52. Копцев В.П. Развитие художественно-пространственного мышления школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда,: Дисс.канд.пед.наук.-М.1987.-66с.

53. Коротаева Г. С. Формирование первоначальных знаний о гармонии в творческой деятельности младших школьников (на метериале учебно-воспитательной работы по труду):Дисс. .канд.пед.наук.-Свердловск, 1980,-174с.

54. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. .Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. -М. :Изд-во МГУ,1989.-182с.

55. Кудина Т.П.,Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развить художественное восприятие у школьников. -М.:Знание, 1988.-8-С.

56. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей.-М. :Просвещение,1965. -206с.

57. Лабунская Г.В. Всесоюзные выставки изобразительного творчества детей .-М. .Учпедгиз, 1968.-71с.

58. Леонтьев А.Н. Деятельность,сознание,личность.-М., 1975.

59. Леонтьев А.Н. проблема развития психики. М. :Из-во МГУ, 1981.-571с.

60. Линькова Н.П. Способности к чтеию чертежей у младших школьников.-В кн.:Вопросы психологии способностей.-М.,1973.с.130-175.

61. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. -М.:Педагогика, 1972.-160с.

62. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта: Краткий очерк.-В кн.: Контекст 1981. Литературно творческие исследования. -М. :Наука, 1982,с.48-79.

63. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя.-М.: Просвещение,1977.-224с.

64. Мелик-Пашаев A.A. Развитие у детей способности пользоваться цветами как выразительным средством.-Махачкала .Министерство культуры РСФСР, 1988.-28с.

65. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. -М.:Педагогика, 1987,-144с.

66. Мойнова М.М. Развитие художественно-образных представлений младших школьников и изобразительной деятельности.

67. Дисс. .канд.пед.наук.-М.: 1993.-с.40-45.

68. Мигунов A.C. Эстетические проблемы комплексного анализа художественного образа. -Автореф. Дисс .канд.философ.наук.-М.: 1976.-20с.

69. Мигунов A.C. Художественный образ, Эстетический анализ: Материалы к спецкурсу. М.: Изд-во МГУ,1980.-97с.

70. Митькина А.Ф. Психологический анализ формирования образов у детей дошкольного возраста в процессе рисования. -Автореф. дисс. .канд.психол.наук. -М., 1955.-20с.

71. Мищенко Л. Психология искусства и фантастические образы.-Художественно педагогический журнал, 1911.№23,с.333-335.

72. Мурашев Г.А. ,Шулина Е.П. Индивидуальные особенности зрительной памяти детей среднего возраста. -В кн.: Проблемы воспитания учащихся.-Ярославль, 1972,вып.3,с. 11-15.

73. Небылицын В.Д. Психофгоиологические исследования индивидуальных различий.-М. .Наука, 1979.-336с.

74. Неменский Б.М . Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя.-М.:Просвещений, 1981.-192с.

75. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Из-во МГУ, 1972.-155с.

76. Оршанский Л. Очерки по вопросам художественного воспитания. -Русская школа,1910,№10.с. 133-151.

77. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения (под ред. Т.В. Кудрявцева.) -М.: Педагогика, 1970.-336с.

78. Павлик К.В. Использование знаний и умений по изобразительному искусству на уроках труда. -Начальная школа, 1977,№3,с.76-80.

79. Павлинов П.Я. Графическая грамота.-М.:Учпедгиз ,1935.-56с.

80. Павлинов П.Я. Для тех кто рисует .-М.:Советский художник, 1965.70с.

81. Панкевич Г.А. Художественный процесс и методология его исследования. Вопросы психологии, 1980,№6,с. 124-135.

82. Петровский А.В. Роль фантазии в развития личности. -М. :3нание, 1986.-47с.

83. Петровский В. А. К проблеме активности личности в познавательной деятельности,-Ульяновск, 1981. -157с.

84. Поддъяков Н.Н. О формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. -Вопросы психологии, 1973,№3.с. 114120.

85. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника-М.:Педагогика,1977.-271с.

86. Полуянов Ю.А. Воображение и творчество. -М.: Знание,1982.-96с.

87. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления.(под ред. А.Н. Леонтьева).-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-352с.

88. Психология творчества. (под.ред Я.А.Пономарева).-М.:Йаука,1990.-224с.

89. Пушкин В.Н. Эвристика-наука о творческом мышлении.-М. Политиздат, 1987.-271 с.

90. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности. Автореф. Дисс.канд псих.наук-М., 1987.-20с.

91. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. ~М. Мысль, 1969. -190с.

92. Разумный В.А. Художественный образ.-М.:Знание,1985.-32с.

93. Раппопорт С.Х. Художественное представление и художественный образ. -В кн.: Эстетические очерки.-М.:1973.Вып.3.с.45-95.

94. Ребус Б.М. Пространственное воображение как одна из важных способностей к технической деятельности: Автореф. Дисс. канд. пед. наук.-М., 1966.-20с.

95. Рожкова Е.Е. Рисование по памяти.- Известия АПН РСФСР,вып.1.-М.:Изд-во АПН РСФСР,1957,с.11-123.

96. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе:Из опыта работы.-М. Лросвещение, 1976.-118с.

97. Розет И.М. Психология фантазии. -Минск: Изд-во БГУ, 1977.-311с.

98. Ротенберг B.C. Слово и образ : Проблемы контекста. -Вопросы философии,1989,№4,с. 152-158.

99. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования .-М.:Изд-во ин-та философ. АН СССРД958.-147с.

100. Рязанцева А.Н. Соотношение перцептивных и воображаемых компонентов у детей в процессе восприятия изображения. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1971.-20с.

101. СакулинаН.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на уроках рисования. -В кн.: Развитие художественных способностей.-М., 1959,с.7-97.

102. Серогодский П.И. Формирование зрительного восприятия предметов объемной формы. -Начальная школа, 1989,№1,с. 70-72.

103. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей (популярное издание для родителей и педагогов). -Ярославль,Гринго, 1996,с. 176.

104. Симонов П.В. Изучение процессов творчества и «психический мутогенез».-В кн.: творческий процесс и художественное восприятие. -Л.: Наука, 1987/с.262-266.

105. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. -М.: Изд. МГУ,1985.-230с.

106. Соломоник А. Язык как знаковая стистема.-М.:Наука, 1992.-66с.

107. Станэк Ю.В. Развитие образного мышления в начальной школе. Автореф. Дис. .канд.пед.наук.-М.,1978.-18с.

108. Столяров Ю.С. Уроки творчества: Из опыта организации технического творчества школьников.-М.:Педагогика,1981.-176с.

109. Творческое развитие младших школьников в процессе эстетического воспитания: Сб. науч. трудов (под ред. Ю. Н. Хижняк, Е. М. Торшилова.)-Душанбе, 1983.-92с.

110. Фогель 3., Зноба В. Скульптура сегодня, завтра. -Творчество, 1980,№6,с.З-4.

111. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. -М. :3нание, 1982. -109с.

112. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. -В кн.: Контекст 1980. Литературно-теоретические исследования. -М.:Наука,1982.с.5-48.

113. Художественное творчество и ребенок.(под ред. Н.А.Ветлугиной).-М.: Педарггика, 1979.-278с.

114. Художественное восприятие. (под ред. Б.С.Мейлаха).-Л. .Наука, 1981.-387с.

115. Шевченко Г.Г. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусств. -Дисс. .кан .пед. наук.-М, 1973.с.83-88.

116. Шехтер М.С. Об образных компонентах речевого мышления.-Доклады АПН РСФСР,1969,№3,с.93-96.

117. Щербаков А.В. Педагогические проблемы изображения действительности в художественном творчестве подростков.-Автореф.дис. кан. пед. наук.-М., 1984.-20с.

118. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. -Вопросы психологии, 1982,№6, с. 6-21.

119. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.:Педагогика,1987.-301с.

120. Юсов Б.П. Психология изобразительной деятельности и детское рисование. -М: Вопросы психологии,1963,№12.с.161-166

121. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка. -Автореф. Дис.докт. пед.наук.-М.,1986.-20с.

122. Якобсон П.М. Психология чувств. -М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.-216с.

123. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.-М.:3нание, 1971.-48с.

124. Aldien G. Bilder-Heft zu der Abhandlung der Anteil der nach-konstruirenden Fahidkeit des Audes und Apperception dem Behalten und

125. Widergabe eigfache formen.Zeit.f/exper.Padagogik.bd.v und vi. Leipzig. Nemnich. 1907.-325s.

126. Fischer E. J potrzebie sztuki.Warszawa,1964 -81s.

127. Lewenstein Z. Die Zeichnungen der rinder bis vierzehn Jahren. -Leipzig,1905.-85z/

128. Koscielecki St. Wspolszezna koncepcja wychowania plastycznego.-Warszawa, 1979.-219s/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.