Художественное просвещение в коллективе самодеятельного творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Каченя, Галина Михайловна

  • Каченя, Галина Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1985, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 196
Каченя, Галина Михайловна. Художественное просвещение в коллективе самодеятельного творчества: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Ленинград. 1985. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Каченя, Галина Михайловна

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки осуществления художественного просвещения средствами самодеятельного творчества

§ I. Художественное просвещение как фактор развития личности.

§ 2. Анализ возможностей клубного учреждения в решении художественно-просветительских задач

§ 3. СамодеятеяьШй коллектив как субъект художественного просвещения.

В ы в о д ы.

Глава П. Художественно-просветительский процесс в самодеятельном коллективе.

§ I. Специфика художественного просвещения в самодеятельном коллективе и ее отражение в методике построения педагогического процесса (итоги констатирующего и промежуточного • этапов исследования)

§ 2. Педагогическая организация художественно-просветительской работы в самодеятельном коллективе (результаты опытно-экспериментальной работы)

Выв о ды.

3 а к л ю ч е н и е

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное просвещение в коллективе самодеятельного творчества»

Современный этап зрелого социалистического общества характеризуется усложнением задач формирования нового человека, возрастанием в этом процессе роли художественной культуры. - ^

Важнейшим средством приобщения широких народных масс к художественной культуре на всех этапах развития социалистического общества являлось художественное просвещение трудящихся, которое рассматривалось партией и государством как важнейшая задача в деле формирования личности, обладающей марксистско-ленинским мировоззрением, эстетическими и нравственными качествами,/ широким культурным кругозором /8, 13, 14, 15, 21, 24, 25, 26, 27, 29/.

Современная концепция усиления роли художественной культуры предполагает понимание художественного просвещения как средства освоения личностью действительности, понимания ею неразрывности художественной культуры и общественного уклада жизни страны, стремления к осмыслению в художественной форме общественно-политических, нравственных, эстетических проблем, составляющих сущность социалистической действительности. /144/.

Немаловажным обстоятельством является возможность самопознания личности через постижение идейно-художественных ценностей произведений искусства. В этом смысле искусство представляет собой концентрированный опыт человеческой жизни, освоение которого при неизбежной ограниченности индивидуальной жизненной практики является важным фактором социализации личности /43, 61, 85, 210, 221/.

Наконец, художественное просвещение в значительной степени можно рассматривать как определенный этап в процессе взаимодействия личности с искусством: человек получает возможность не только воспринимать художественные произведения, но и переходить к активной деятельности по их созданию, осуществлению личного вклада в художественную культуру /8, с.663-664,665-668/.

Во взаимодействии трудящихся с художественной культурой особое место принадлежит самодеятельному творчеству, которое приобщает широкие массы к художественным ценностям, в значительной степени оказывает влияние на их художественное развитие. Это позволяет рассматривать самодеятельное творчество,охватывающее сегодня более 30 млн.человек, как одно из действенных средств художественного просвещения.

Вместе с тем данные многих научных исследований и анализ практики убедительно показывают недостаточную ориентацию самодеятельности на художественно-просветительские цели, в результате чего занятия самодеятельным творчеством не всегда приводят к формированию хорошего художественного вкуса, развитых1 художественных потребностей, системы художественных знаний, направленности на овладение богатствами художественной культуры. Налицо объективное противоречие между потенциальными возможностями самодеятельного творчества в деле обеспечения художественного просвещения участников и степенью реализации этих возможностей в практике работы самодеятельных коллективов, что проявляется в отсутствии опоры художественно-исполнительских навыков на соответствующие знания в области искусства. Разрешение этого противоречия связано с утверждением взглядов на самодеятельное творчество как на средство художественного просвещения его участников и разработкой методики художественно-просветительской деятельности в самодеятельном коллективе, которая могла бы быть использована независимо от его жанровой принадлежно сти.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы в теории и практике культурно-просветительной работы обусловили цель настоящего исследования: изучить возможности самодеятельного творчества как средства художественного цросвещения участников и создать на этой основе методику художественно-просветительской деятельности в самодеятельном коллективе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние художественного просвещения в условиях самодеятельного творчества.

2. Определить основные направления художественного просвещения в клубном учреждении.

3. Изучить специфику самодеятельного коллектива как субъекта художественно-просветительской деятельности.

4. Разработать методику художественно-просветительской деятельности в самодеятельном коллективе.

Объект исследования: художественное просвещение участников самодеятельного творчества.

Предмет исследования: педагогическая организация художественного просвещения в условиях клубного самодеятельного коллектива.

В качестве базы исследования послужили культурно-просветительные учреждения Челябинска и Челябинской области (Дворец культуры и техники им.В.И.Ленина, Дворец культуры им.В.Й.Ленина Юшо-Уральской железной дороги, Дворец культуры им.Мамина-Сиби-ряка г.Магнитогорска, Дворец культуры г.Сатки и др. Всего - 19 клубов и Дворцов культуры). В качестве экспериментальных были выбраны самодеятельные коллективы различных жанров, близкие по уровню художественного развития, типичные для самодеятельного творчества, имеющие звание "народных коллективов": хореографии "Самоцветы", оркестр русских народных инструментов, театральный коллектив "Зеркало", вокально-инструментальный ансамбль Дворца культуры и техники игл.В.И.Ленина, народный коллектив театр "Манекен" Челябинского политехнического института, диск-театр "Ракурс" Челябинского медицинского института, академический хор Челябинского государственного университета.

В качестве контрольных были определены коллективы аналогичных жанров Дворца культуры им.В.И.Ленина Южно-Уральской железной дороги (театр-студия "Юность", хореографический коллектив, вокально-инструментальный ансамбль, оркестр русских народных инструментов) и академический хор Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства.

Гипотеза исследования: в современных условиях эффективность художественного просвещения средствами самодеятельного коллектива зависит от выполнения ряда педагогических требований:

- насыщения всех видов деятельности коллектива (учебно-репетиционной, художественно-творческой, исполнительской, общественно-организаторской и дф.) содержанием, нацеленным на решение художественно-просветительских задач;

- интеграции художественно-просветительских возможностей самодеятельного коллектива и клубного учреждения;

- наличия методики художественного просвещения в коллективе самодеятельного творчества, применимой независимо от его жанровой принадлежности.

Методологической основой исследования явилась концепция развитого социализма как особого, необходимого и длительного этапа первой фазы коммунистической формации, сформулированная в материалах ХХУ1 съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.), июньского (1983 г.), февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС. В соответствии с этой концепцией повышение образования рассматривается как один из факторов интенсификации всех сфер общественного производства, а возрастание роли художественной культуры как объективная закономерность современного этапа развития советского общества.

Автор опирался на положения классиков марксизма-ленинизма о воспитательном потенциале искусства, нашедших свое дальнейшее развитие в трудах М.Калинина, Н.Крупской, А.Луначарского.

В определении теоретической позиции существенную роль сыграли работы советских ученых по проблемам художественной культуры зрелого социализма, по вопросам эстетического и художественного воспитания как способа гармонизации духовной и практической жизни человека (Ю.Барабаш, Ю.Борев, А.Буров, Л.Волович, А.Егоров, А.Зись, М.Каган, Е.Квятковский, Н.Киященко, Л.Коган, О.Лармин, Б.Лихачев, Ю.Лукин, Г.Недошивин, В.Разумный, В.Ска-терщиков, Ю.Фохт-Бабушкин, Ю.Шаров и др.).

Логика исследования потребовала обращения к работам, посвященным вопросам организации художественного просвещения, процесса художественно-творческой деятельности, формирования художественных потребностей, направленности личности на овладение художественными ценностями, умениями и навыками (Б.Асафьев, И.Вайсфельд, Н.Ветлугина, Л.Выготский, Д.Кабалевский, Б.Мейлах, А.Мелик-Пашаев, В.Неверов, Б.Неменский, О.Никифорова, С.Раппопорт, А.Сохор, Б.Теплов, В.Шацкая, Б.Яворский, П.Якобсон и др.), а также изучались вопросы, посвященные образованию взрослых и непрерывному образованию (А.Владиславлев, А.Даринский, Ю.Кулюткин, О.Купцов и др.).

В процессе исследования был осуществлен анализ работ по общим проблемам самодеятельного творчества (Ф.Прокофьев,Е.Смирнова, В.Триодин и др.), а также по вопросам, связанным с развитием личности средствами самодеятельности. Исследователи изучали ряд сторон формирования личности и особенностей построенш педагогического процесса в коллективах: всестороннее и гармоническое развитие человека (Ф.Соломоник, Т.Томашевская); воспитание творческой личности, развитие творческих способностей участников (К.Долинова, В.Кузнецов, Э.Куруленко, Б.Титов, Г.Шепилов), стимулирование социальной активности кружковцев (С.Лебедева, Л.Додоба, Т.Позднякова); педагогическую организацию художественно-пропагандистской деятельности коллектива (В.Дадашев, Б.Пальцев, 0.Ромах); педагогические возможности коллективов различных жанров (хорового - Р.Гудялис, Ю.Кустов, Г.Маленкович, В.Чабанный; театрального - Т.Лаврова, В.Плоткин, В.Рождественская, М.Шибаева; оркестра русских народных инструментов - А.Каргин; изобразительного искусства - В.Дедок и др.); внутриколлективные традиции (А.Красносельский); организацию самодеятельности в различных сферах (трудовой коллектив - В.Ве-лединский, система профтехобразования - Л.Леднева); мотивы участников (Н.Кипрушева, А.Михайлик, Ш.Санатулов); организационно-педагогические условия работы самодеятельных объединений (В.Воловик, А.Марков); музыкальное воспитание юношества (Д.Пер-чик, Т.Синецкая, В.Щербаков).

Особое внимание было уделено анализу работ, в той или иной степени затрагивающих проблемы художественно-просветительской деятельности: повышение музыкально-образовательного уровня учащихся профтехобразования (Т.Синецкая); теоретические предпосылки художественно-просветительской работы -в музыкальной самодеятельности (Ю.Соколовский). Некоторые аспекты художественно-просветительской деятельности затронуты в работах В.Рождественской, Л.Русановой. Однако указанные авторы не ставили решение проблем художественного просвещения в качестве задач своего исследования.

Из диссертаций, направленных на художественно-просветительские цели в самодеятельности, отметим работы Т.Баклановой и Л.Дугинец. В первой глубоко и содержательно решаются технологические вопросы музыкального образования участников самодеятельного хора, во второй художественное просвещение рассматривается за рамками художественно-творческой деятельности участников, анализируются народные университеты культуры, созданные специально для кружковцев.

Цели и задачи исследования обусловили его методику, реализация которой осуществлялась на протяжении с 1977 по 1984 год в три этапа.

На первом этапе основное внимание уделялось теоретическому обоснованию проблемы, уточнению понятийного аппарата, формулировке гипотез, определению общей логики исследования, анализу специальной литературы и диссертационных работ.

В ходе второго, констатирующего, этапа исследования выявлялись уровни художественного развития участников самодеятельности, а также характер их направленности на овладение определенными знаниями в области художественной культуры. Использовались методы: I) анкетирование участников самодеятельного творчества с целью выявления их направленности на художественное развитие (всего I 446 человек); 2) программированное интервью как способ определения первичного уровня информированности в различных видах и жанрах искусства (всего 342 человека);3) составление монографических характеристик участников самодеятельности по стандартизированному образцу (определение места художественного образования среди других видов деятельности личности, системы склонностей, предпочтений человека в художественной деятельности).

В качестве переходного звена от констатирующего к формирующему этапам исследования была применена методика шокусированного (направленного) интервью, позволившая, с одной стороны, дать более глубокую и обоснованную характеристику уровня художественных знаний, с другой, - побудить личность к их активному приобретению, сформировать у нее ценностное отношение к этой деятельности.

На третьем, формирующем, этапе исследования осуществлялись:

- организация художественно-просветительской работы в каждом из экспериментальных коллективов, основанной на наполнении всех видов их деятельности художественно-просветительским содержанием;

- длительное программированное наблюдение в коллективах, имеющее целью фиксацию позитивных изменений в уровнях художественной образованности участников и их ценностных побуждений к художественно-познавательной деятельности;

- сравнительный анализ изменений в уровне художественной культуры участников экспериментальных и контрольных коллективов с целью определения педагогической эффективности опытно-экспериментальной работы: повторное интервьюирование участников и составление вторичных монографических характеристик. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем самодеятельное творчество рассмотрено в качестве важного и своеобразного средства художественного просвещения его участников, обоснованы пути реализации художественно-познавательно- . го потенциала самодеятельного коллектива на основе методики педагогической организации художественно-просветительской работы. Выявлены ценностные отношения участников к художественному просвещению, определены уровни их мотивации; изучена зависимость между уровнем и разнообразием художественных знаний и направленностью личности на овладение ими. Выявлены и обоснованы направления художественного просвещения в процессе собственно просветительской, зрелищно-информационной, художественно-творческой деятельности клуба, осуществляемой на базе ее / основных форм.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики художественного просвещения в самодеятельном коллективе. Данная методика, во-первых, оснащает руководителей самодеятельных коллективов приемами изучения уровня художественной информированности участников и их направленности на овладение художественными знаниями; при этом в качестве ведущего предложена методика фокусированного интервью. Во-вторых, логика построения художественно-просветительского процесса позволяет использовать данную методику для самодеятельного коллектива любого жанра, опираться на любой вид деятельности, преодолевать противоречия между идеальным характером деятельности и реальным уровнем возможностей участников, найти потенциальные связи развития художественных знаний и педагогических приемов их реализации. Внедрение этой методики в практику работы самодеятельных художественных коллективов различных жанров показало ее педагогическую эффективность, существенно повысило уровни художественных знаний участников самодеятельности, перестроило мотивационную сферу в сторону направленности побуждений на художественно-просветительскую деятельность.

Методика принята к практическому использованию Межсоюзным Домом самодеятельного творчества г.Челябинска, о чем свидетельствуют соответствующие акты о внедрении.

Основные положения и выводы исследования включены в программу лекционного курса "Самодеятельное художественное творчество в СССР", читаемого в вузах культуры страны на отделениях художественных специализаций (раздел 1У "Методика работы с самодеятельным коллективом"), а также используются в курсе "Педагогика" в Челябинском государственном институте культуры.

Диссертация выполнена в рамках комплексного исследования Челябинского государственного института культуры "Народное художественное творчество в условиях развитого социализма (на материалах Южного Урала)".

На защиту выносятся:

1. Положение о том, что самодеятельное творчество предоставляет его участникам богатые и разносторонние возможности художественного просвещения, которое выступает как предпосылка творчества и как составная органическая часть деятельности самодеятельного коллектива (учебно-репетиционной, художественно-творческой, исполнительской, общественно-организаторской и т.д.).

Усиление художественно-просветительской деятельности в коллективе создает позитивное отношение к приобретению художественных знаний, обогащает мотивацию кружковцев, формирует художественную культуру участников, стремление к самостоятельной просветительской деятельности (проведение лекций, бесед, обсуждение книг, кинофильмов, общественно-политических и культурных проблем).

2. Основные пути реализации художественно-познавательного потенциала самодеятельного творчества:

- ориентация всех видов деятельности на художественное просвещение участников при активизации использования художественных знаний руководителя, взаимообогащении кружковцев, привлечении специалистов различных областей художественной культуры;

- включение кружковцев в художественно-просветительскую деятельность клуба (лектории, музыкальные гостиные, встречи с деятелями культуры й искусства, участие в работе народных уни

- 13 верситетов культуры и т.д.);

- стимулирование художественного самообразования участников и организация помощи в этом процессе (выбор форм самообразования, анализ созданных художественных ценностей, помощь в выборе произведений искусства для прослушивания и просмотра, в приобретении книг, пластинок, репродукций и т.д.).

3. Обобщенная методика педагогической организации художественно-просветительской работы, применимая к коллективу любого жанра, основанная на: а) выявлении уровней художественного развития участников; стимулировании их художественно-познавательной активности; использовании основных видов деятельности (учебно-репетиционной, художественно-творческой, исполнительской, общественно-организаторской и т.д.); поиске и реализации потенциальных связей, помогающих преодолеть определенную ограниченность каждого конкретного коллектива (выход за рамки избранного жанра искусства, включение в другие виды творчества, использование традиционных клубных форм просвещения и т.д.); учете реальных результатов деятельности; б) применении педагогических приемов, позволяющих формировать ценностное отношение участников к художественно-познавательной деятельности: целенаправленный отбор произведений репертуара как исходного условия включения в познавательную и ценностно-ориентационную деятельности, использование синтетичности художественных объединений с целью стимулирования интереса к отдельным жанрам и видам искусства; расширение жанров в процессе учебно-репетиционной деятельности, позволяющее включать . участникам в иные виды творчества; преодоление жанровой специфики коллектива за счет включения его в комплексные формы исполнительства, требующие знаний и умений в различных видах художественной деятельности; воплощение художественного замысла (режиссура, постановка, аранжировка и т.д.), позволяющие выходить на другие виды и жанры искусства, стимулирующие интерес к общественно-политическим, этическим, эстетическим, историческим и другим знаниям.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на научно-теоретических и научно-методических конференциях Челябинского государственного института культуры (19781984 гг.), на межвузовской аспирантской конференции "Актуальные проблемы развития культуры и искусства на современном этапе" (Ленинград, 1979 г.), на П Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов вузов культуры и искусства "Актуальные проблемы культуры и искусства в свете постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (Пермь, 1980 г.), на Ш Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов вузов культуры и искусства "ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы культуры и искусства" (Свердловск, 1981 г.).

Материалы диссертации апробировались в ходе использования рекомендаций в практической деятельности клубных учреждений и самодеятельных коллективов г.Челябинска и области, в сообщениях основных выводов исследования на курсах повышения квалификации работников культуры и искусства при управлении культуры Челябинского облисполкома, в Школе клубного работника Межсоюзного Дома самодеятельного творчества трудящихся, на факультете повышения квалификации преподавателей культпросветучилищ Министерства культуры РСФСР при Челябинском государственном институте культуры.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав ("Теоретические предпосылки осуществления художественного

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Каченя, Галина Михайловна

Выводы

1. Исследование выявило место художественно-познавательных интересов в структуре мотивов участников. Выяснилась следующая разновидность:

- приход в самодеятельный коллектив не связан со сколько-нибудь заметной направленностью участников на художественно-просветительские цели;

- процесс и результат реального участия в коллективе побуждают к осуществлению художественного просвещения, которое рассматривается как ценность, как фактор удовлетворенности участием в коллективе;

- идеальное представление о самодеятельности до участия в ней выявляет установки на понимание большинством участников необходимости и возможности самодеятельности в повышении общей культуры, их знаний об искусстве, художественной образованности.

В целом зафиксирована потенциальная готовность личности позитивно отнестись к художественно-просветительской работе.

2. Определение первичного уровня художественной образованности каждого участника и его индивидуальной направленности на приобретение знаний позволило обосновать своеобразные тенденции, ставшие исходными для построения педагогического процесса художественно-просветительской деятельности в коллективе:

- широкая эрудиция в области искусста влечет к разнообразным знаниям, стремлению еще больше обогатить и расширить их;

- 157

- узкая направленность знаний сопровождается тяготением к узкожанровому развитию, специализации, слабой тенденцией к расширению познавательной деятельности в области искусства;

- низкий уровень знаний оказывается барьером активности личности в художественном развитии.

3. Основные пути реализации художественно-познавательного потенциала самодеятельного творчества связаны с ориентацией всех видов деятельности коллектива на художественное просвещение его участников, использованием художественно-просветительской деятельности клуба и включением в нее кружковцев, стимулированием художественного самообразования участников и организацией помощи в этом процессе.

4. Разработанная методика художественного просвещения в самодеятельном коллективе вооружает руководителей приемами изучения уровня художественной информированности участников и их направленности на овладение художественными знаниями. Логика построения процесса художественного просвещения позволяет использовать данную методику для самодеятельного коллектива любого жанра, опираться на любой вид деятельности, преодолевать противоречия между идеальным характером деятельности и реальным уровнем возможностей участников, найти потенциальные связи развития художественных знаний и педагогических приемов их реализации.

5. Опытно-экспериментальная работа позволила прийти к выводу: вся художественно-просветительская деятельность, осуществляемая в соответствии с методикой эксперимента, приводит к созданию принципиально новой атмосферы, характеризующейся общим настроем участников на приобретение новых знаний и рассматривающих художественное просвещение как органическую часть их художественной деятельности.

- 158

Сравнение монографических характеристик до и после эксперимента, вторичное интервьюирование показало значительное изменение мотивационной сферы участников.

Исследование зафиксировало более высокие уровни знаний участников как в избранных, так и в других жанрах искусства, что позволило пересмотреть первоначальные границы типологических групп. В результате опытно-экспериментальной работы большинство участников можно отнести к I группе, наиболее "гармоничной" , характеризующейся разнообразными и глубокими знаниями и высокой активностью в расширении и углублении их.

- 159 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретико-эмпирическое исследование, ставившее своей целью изучение возможностей самодеятельного творчества как средства художественного просвещения участников и создания на этой основе методики художественно-просветительской деятельности в самодеятельном коллективе, позволило:

- проанализировать состояние художественного просвещения в условиях самодеятельного творчества;

- определить основные направления художественного просвещения в клубном учреждении;

- изучить специфику самодеятельного коллектива как субъекта художественно-просветительской деятельности;

- разработать методику художественно-просветительской деятельности в самодеятельном коллективе.

В процессе исследования подтвердилась гипотеза, основанная на том, что в современных условиях эффективность художественного просвещения средствами самодеятельного коллектива зависит от выполнения таких педагогических требований, как насыщение всех видов деятельности коллектива (учебно-репетиционной, художественно-творческой, исполнительской, общественно-организаторской и др.) содержанием, нацеленным на решение художественно-просветительских задач; интеграция художественно-просветительских возможностей самодеятельного коллектива и клубного учреждения; наличие методики художественного просвещения в коллективе самодеятельного творчества, применимой независимо от его жанровой принадлежности.

Исследование показало возрастающую актуальность проблемы использования самодеятельного творчества как средства художественного просвещения его участников в условиях повышения зна

- 160 чения художественной культуры во всех областях жизни советского общества.

Результаты теоретического анализа современной ситуации функционирования художественной культуры, материалы, полученные в ходе изучения особенностей художественного просвещения, возможностей его осуществления в условиях клубного учреждения, позволяют рассматривать художественное просвещение как предпосылку творчества и составную часть деятельности самодеятельного коллектива.

Проведенное исследование дает основание сделать следующие выводы:

1. Повышение значимости художественного просвещения в современных условиях вызвано необходимостью преодоления негативных последствий научно-технической революции, приводящих к односторонности развития личности за счет превалирования элементов рационального, логического мышления и недостаточного развития эмоциональной сферы, важного условия формирования творческой личности, потребность в которой диктуется научно-техническим прогрессом.

2. Повышение художественной культуры трудящихся связано с преодолением низкого уровня художественных потребностей отдельных лвдей, наличием целенаправленной системы художественно-просветительской деятельности, преодолением спонтанности ее отдельных проявлений, отставания теоретико-педагогического, методического обеспечения решения задач художественного просвещения широких масс; использованием в целях художественного просвещения такого мощного потенциала, как самодеятельного творчества.

3. Содержание художественного просвещения обусловлено спецификой искусства и важностью для художественного развития

- 161 личности в равной степени всех видов художественной деятельности: потребления искусства, приобретения знаний об искусстве, художественно-творческой деятельности.

Структура содержаниях художественного просвещения включает следующие компоненты:

- восприятие произведений искусства;

- усвоение системы знаний об искусстве;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, в том числе навыками восприятия искусства.

Реализация указанных компонентов содержания художественного просвещения в условиях клубного учреждения обеспечивается тремя принципиальными направлениями его деятельности: собственно просветительским, зрелищно-информационным, художественно-творческим с использованием всего многообразия форм этих видов деятельности.

Анализ первого из указанных направлений показывает его значительные возможности в организации восприятия произведений искусства, а также по выработке определенной системы знаний об искусстве.

Зрелищно-информационная деятельность дополняет работу клуба по художественному просвещению, обеспечивая восприятие произведений искусства, самодеятельного и профессионального.

Художественно-творческая деятельность осуществляется в рамках самодеятельного коллектива, выступающего субъектом художественного просвещения.

4. Принципиальные возможности самодеятельного коллектива в решении художественно-просветительских задач связаны с рядом следующих моментов:

- повышением образовательного уровня участников и возрастанием их направленности на получение новых знаний, возможно

- 162 стью учета художественно-познавательных интересов и потребностей каждого;

- возросшим общекультурным уровнем и уровнем специального образования руководителей;

- активным обменом духовными ценностями в условиях художественного коллектива, выступающего своеобразной информационной средой;

- многообразием видов деятельности, функций коллектива, связью просвещения с отдыхом, общением, художественным творчеством и т.д., что влечет за собой многообразие форм художественного просвещения;

- соотношением характера решения художественно-просветительских задач с развитием коллектива, где каждый этап предопределяет соответствующий уровень художественно-просветительской деятельности, эффективность коллективного анализа, поиска, коллективных творческих решений, коллективной оценочной деятельности.

5. Исследование выявило место художественно-познавателъ-ных интересов в структуре мотивов участников. Выяснилась следующая разновидность:

- приход в самодеятельный коллектив не связан со сколько-нибудь заметной направленностью на художественно-просветительские цели;

- процесс и результат реального участия в коллективе побуждают к осуществлению художественного просвещения, которое рассматривается как ценность, как фактор удовлетворенности участием в коллективе;

- идеальное представление о самодеятельности до участия в ней выявляет установки на понимание большинством участников необходимости повышения общей культуры, знаний об искусстве,

- 163 художественной образованности и возможностей самодеятельности в этом процессе.

В целом зафиксирована потенциальная готовность личности позитивно отнестись к художественно-просветительской работе.

Определение первичного уровня художественной образованности каждого участника и его индивидуальной направленности на приобретение знаний позволило обосновать своеобразные тенденции, ставшие исходными для построения педагогического процесса художественно-просветительской деятельности в коллективе: а) широкая эрудиция в области искусства влечет к разнообразным знаниям, отрешению еще больше обогатить и расширить их; б) узкая направленность знаний сопровождается тяготением к узкожанровому развитию, специализации, слабой тенденцией к расширению познавательной деятельности в области искусства; в) низкий уровень знаний оказывается барьером активности личности в художественном развитии.

6. Основными путями реализации художественно-познавательного потенциала самодеятельного творчества являются:

- ориентация всех видов деятельности коллектива (учебно-репетиционной, художественно-творческой, направленной'на освоение произведения искусства, исполнительской, общественно-организаторской) на художественное просвещение участников при активизации использования художественных знаний руководителя, взаимообогащении кружковцев, привлечении специалистов различных областей художественной культуры;

- включение кружковцев в художественно-просветительскую деятельность клуба (лектории, музыкальныег гостиные, встречи с деятелями культуры и искусства, участие в работе народных университетов культуры и т.д.);

- стимулирование художественного самообразования участии

- 164 ков и организации помощи в этом процессе (выбор форм самообразования, анализ созданных художественных ценностей, помощь в выборе произведений искусства для прослушивания и просмотра, в приобретении книг, пластинок, репродукций и т.д.).

7. Разработанная методика педагогической организации художественно-просветительской работы в самодеятельном коллективе может быть применена, как показало исследование, в коллективе любого жанра и различного уровня развития. Обобщенный характер методики обусловлен возможностью использования основных видов деятельности коллектива, поиском и реализацией потенциальных связей,помогающих преодолеть определенную ограниченность каждого конкретного коллектива (выход за рамки избранного жанра искусства, включение в другие виды творчества, использование традиционных клубных форм просвещения и т.д.).

Предложении- педагогические приемы, позволяющие формировать ценностное отношение участников к художественно-познавательной деятельности независимо от жанровых особенностей коллектива. Такими приемами стали: целенаправленный отбор произведений репертуара как исходного условия включения в познавательную и ценностно-ориентационную деятельность; использование синтетичности художественных объединений с целью стимулирования интереса к отдельным жанрам и видам искусства; расширение жанров в процессе учебно-репетиционной деятельности, позволяющее включаться участникам в иные виды творчества; преодоление жанровой специфики коллектива за счет включения его в комплексные формы исполнительства, требующие знаний и умений в различных видах художественной деятельности; воплощение художественного замысла (режиссура, постановка, аранжировка и т.д.), позволяющие выходить на другие виды и жанры искусства, стимулирующие интерес к общественно-политическим, этическим, эстетическим, историческим и другим знаниям.

8. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила прийти к выводу: вся художественно-просветительская деятельность, осуществленная в соответствии с методикой эксперимента, привела к созданию принципиально новой атмосферы, характеризующейся общим настроем участников на приобретение новых знаний и рассматривающих художественное просвещение как органическую часть их художественной деятельности.

Сравнение монографических характеристик до и после эксперимента, вторичное интервьюирование показало значительное изменение мотивационной сферы участников.

Исследование зафиксировало более высокие уровни знаний участников как в избранных, так и в других жанрах искусства, что позволило пересмотреть первоначальные границы типологических групп. В результате опытно-экспериментальной работы большинство участников можно отнести к I, наиболее "гармоничной" группе, характеризующейся разнообразными и глубокими знаниями и высокой активностью в их расширении и углублении.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что соединение самодеятельного творчества с широким художественным просвещением, где последнее становится его органической составной частью, позволяет повысить активность участников, уровень их художественной и общей культуры, более эффективно использовать возможности культурно-просветительных учреждений как социальных институтов приобщения трудящихся к художественным ценностям, их всестороннего и гармонического развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Каченя, Галина Михайловна, 1985 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. 4-е изд., доп. - М.: Искусство, 1983. - Т.1. - 605 е.; т.2 - 704 с.

3. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 18571858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с.709-734.

4. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23. - 907 с.

5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956,с.517-642.

6. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с.322-339.

7. Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 окт. 1920 г.). Полн.собр.соч., т.41, с.298-318.

8. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 4-е изд., - М.: Худож.литература, 1976. - 822 с.

9. Ленин В.И. Рецензия. Н.А.Рубакин. Среди книг, т.II. -Полн.собр.соч., т.25, с.Ш-114.

10. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпро-светов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. Полн.собр.соч., т.41, с.398-408.

11. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической,культуры 31 июля 1919 г. Полн. собр.соч., т.39, с.131-138.

12. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалиста- 167 ческих республик. М.: Политиздат, 1977. - 62 с.

13. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. -320 с.

14. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -356 с.

15. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.

16. Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.

17. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983.г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

18. Материалы Пленума ЦК КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984 г. - 32 с.

19. Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984 г. - 31 с.

20. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 26 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979. - 15 с.

21. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 28 марта 1978 г. В кн.: Справочник партийного работника. М., 1979, вып. 19, с.361-365.

22. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983,1. В 3, с.9-23.

23. Горбачев М.С. Ленинизм живое творческое учение, верное руководство к действию: Докл. на Торжественном заседании в Москве, посвященном ПЗ-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина, 22 апреля 1983 г. - М.: Политиздат, 1983. - 30 с.

24. Калинин М.И. Борьба за нового человека. М.: Мол.гвардия, 1984. 30 с.

25. Крупская Н.К. Главнолитпросвет и искусство. Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1959, т.7, с.85-88.

26. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. М.: Искусство, 1963. - 283 с.

27. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. -Пед.соч.: В 10-ти т. М., т.9, с.304-306.

28. Крупская Н.К. Организация и методы самообразовательной работы. Пед.соч.; В 10-ти т. М., т.9, с.156-158.

29. Луначарский A.B. В мире музыки. М.: Сов.композитор, 1958. - 529 с.

30. Луначарский A.B. Избранные статьи по эстетике /Сост. и коммент. А.Ф.Ермакова. М.: Искусство, 1975. - 391 с.

31. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человеко знания.- М.: Наука, 1977. 380 с.

32. Андреев АЛ. Место искусства в познании мира. М.:-Политиздат, 1980. - 255 с.

33. Артановский С.Н. Историческое единство человека и взаимное влияние культур. Л.: Просвещение, 1970. - 268 с.

34. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. М.: Музыка, 1973. - 144 с.

35. Афанасьев В.Г. Цели и задачи всестороннего совершенствования развитого социализма. Правда, 1985, II янв.

36. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

37. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

38. Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1979. - 23 с.- 169

39. Бакланова Т.Н. Повышение эффективности музыкально-образовательной работы в самодеятельном хоре. В кн.: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в коллективе художественной самодеятельности в вузе культуры. М., 1982, с. 5166.

40. Барабанова Л. Будни жизни и будни клуба. Клуб и художественная самодеятельность, 1978, № 10, с.2-6.

41. Барабаш Ю.Я. Некоторые аспекты развития художественной культуры в условиях зрелого социализма. Коммунист, 1977, № 6, с.50-54.

42. Безклубенко С.Д. Природа искусства: 0 некоторых сторонах художественного творчества. -М.: Политиздат, 1982. -166 с.

43. Борев Ю.Б. Эстетика. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1975. 270 с. с илл.

44. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. -М.: Политиздат, 1984. 272 е., илл.

45. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике. М.: Искусство, 1975. -175 с.

46. Вайсфельд И. Поэзия педагогического поиска. В кн.: Искусство и школа. М., 1981, с.71-82.

47. Васильев В.А. Из истории русского любительского хорового образования. В кн.: Хоровая самодеятельность как средство воспитания. Л., 1981, с.139-148.

48. Велединский В.Г. Развитие самодеятельного художественного творчества в трудовом коллективе: Автореф. дисс. . канд. пед.наук. Л., 1984. - 16 с.

49. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. -М.: Мол.гвардия, 1978. 175 е., илл.- 170

50. Влияние научно-технической революции на искусство и нравственность. Проблемы этики и эстетики. Вып.4 /Под ред.В.П. Коблякова, В.В.Селиванова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 160 с.

51. Возрастная и педагогическая психология /Под ред.А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. - 286 с.

52. Воловик В.А. Педагогические особенности формирования и развития клубного коллектива: Автореф. дисс. . канд.пед. наук. Л., 1984. - 16 с.

53. Волович Л.А. Эстетическое воспитание трудящихся в условиях развитого социализма. -М.: Профиздат, 1976. 95 с.

54. Вопросы теории и психологии творчества /Издатель-составитель Б.А.Лезин. Харьков, 1907. - 445 с.

55. Всесоюзная научная конфёренция: Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции. Сов.педагогика, 1978, J& 7, с. 5681.

56. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

57. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. - 3 с. с илл.

58. Генкин Д.М. Магистральный путь развития социально-культурной деятельности масс в условиях свободного времени. -В кн.: Совершенствование идейно-воспитательной работы клуба / Сб.науч.тр. ЛШК им.Н.К.Крупской. Л., 1980, с.19-32.

59. Генкин Д.М., Соломоник А.Г. Художественная пропаганда в клубе. М.: Сов.Россия, 1977. - 95 с.6'0. Гудялис Р.П. Хоровое пение как вид художественной деятельности в сфере досуга: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. -Л., 1976. 16 с.

60. Гулыга A.B. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978.- 182 с.

61. Дадашев В.А. Фактор удовлетворенности участников в педагогическом руководстве художественным самодеятельным коллективом: Автореф.дисс. . канд.пед.наук. Л., 1981. - 16 с.

62. Даринский А.В. Непрерывное образование. Сов.педагогика, 1975, В I, с.16-25.

63. Дедок В.Р. Художественная самодеятельность как одна из форм эстетического воспитания: Автореф. дисс. . канд.пед. наук. М., 1971. - 25 с.

64. Демичев П.Н. ХХУ1 съезд КПСС и задачи культуры. В кн.: ХХУ1 съезд КПСС: Единство теории и практики. Вып.1. - М.: Политиздат, 1982, с.316-320.

65. Джидарьян И.А. Психология общения и развития личности.- В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981, с.127-158.

66. Долинова К.Б. Самодеятельное творчество путь формирования творческой личности: Автореф. дисс. . канд.пед.наук.- Л., 1976. 15 с.

67. Дубинин Н.П. Вечное движение. 2-е изд., исправл. и доп. М.: Политиздат, 1975. - 431 с.

68. Дугинец Л.Л. Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба: Автореф.дисс. . канд.пед.наук. Л., 1984. - 16 с.

69. Духовный мир советского рабочего: Опыт конкретно-социологического исследования /Под ред. М.Т.Иовчук, Л.Н.Коган.1. М.: Мысль, 1972. 439 с.

70. Егоров А.Г. Научно-техническая революция, личность и художественная культура в условиях развитого социализма. -Вестник АН СССР, 1976, J& 2, с.126-150.

71. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований). -Вопр. психологии, 1975, JS 5, с. 166-176.

72. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев: Штиница, 1974. - 134.с.

73. Зазерский Е.Я. Требование времени: Обогащение содержания и форм культурно-просветительной работы в развитом социалистическом обществе. -М.: Сов.Россия, 1982. III с.

74. Зись А.Я. Искусство и эстетика. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Искусство, 1975. 447 с.

75. Иконникова С.Н. Проблема всестороннего и гармонического развития личности. В кн.: Духовная культура развитого социализма и личность: Сб.науч.тр. Л.: ЛГИК игл.Н.К.Крупской, 1980, с.I42-I5I.

76. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура. Ист. опыт и современные проблемы. -М.: Политиздат, 1979. 208 с.

77. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. -М.: Наука, 1981, 335 с.

78. Искусство и школа: Кн. для учителя /Сост. А.К.Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.

79. Исследование художественных интересов школьников /Под общ. ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохт-Бабушкина. -М.: Педагогика, 1974. 160 с.

80. Кабалёвский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981. 192 с.

81. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

82. Каган M.G. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд., расшир. и перераб. Л.: Изд-во ЛГУ", 1971. - 766 с.

83. Каган M.G. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. - 34 с.

84. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

85. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. Л.: Знание, 1984. -32 с.

86. Каргин A.C. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. М.: Просвещение, 1984. - 222 с.

87. Катханова Т.В. Место клуба в системе пропаганды искусства (психологические и педагогические требования). В кн.: Агитационно-пропагандистская деятельность клубов. Л., 1972, с.76-85.

88. Кипрушева Н.В. Педагогические условия развития моти-вационной сферы участников клубных объединений: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1983. - 16 с.

89. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Мол.гвардия, 1977. - 192 с.

90. Клубоведение: Уч.пособие /Под ред. С.Н.Иконниковой и В.И.Чепелева. -М.: Просвещение, 1980. 397 с.

91. Коган Л.Н. На пути ко всеобщему полному среднему образованию. М.: Знание, 1973. - 64 с.

92. Коган Л.Н. Содержание и структура художественной культуры. В кн.: Социологические проблемы художественной культуры: теория, методология, конкретные исследования. Свердловск, с,3-28.

93. Коган Л.Н. Художественный вкус: Опыт конкретного социологического исследования. М.: Мысль, 1966. - 213 с.

94. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

95. Коган Л.Н., Лоляничков Г. Молодой рабочий и культура. -М.: Мол.гвардия, 1975. 128 с.

96. Красносельский А.А. Традиции. самодеятельного художественного коллектива как средство воспитания его участников: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1983. - 16 с.

97. Кудрявцева С.П. Эстетическая культура молодежи. Интересы, запросы, суждения. Л.: Знание, 1972. - 24 с.

98. Кузнецов В.Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности мол од ажи: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. M., 1973.- 33 с.

99. Культура и всестороннее развитие социалистической личности. Свердловское изд-во УрГУ, 1980. - 151 с.

100. Купцов О.В. Непрерывное образование руководителей и специалистов народного хозяйства. Сов.педагогика, 1982,if? 6, с.29-33.

101. Куруленко Э.А. Развитие творческих способностей подростков в клубе: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1981.- 16 с.

102. Кустов Ю.П. Пути совершенствования воспитательной деятельности в молодежном самодеятельном хоровом коллективе (на материале клубных учреждений Ленинграда): Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1975. - 15 с.

103. Лаврова Т.В. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллективами:- 175

104. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1978. - 20 с.

105. Лебедева С.Н. Формирование общественной активности подростков в клубе: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1980. - 15 с.

106. Левшина И.О. О схемах типологии кинозрителя. В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978,с.143-159.

107. Леднева Л.С. Самодеятельное творчество как средство педагогического воздействия на личность учащихся профтехучилищ: Автореф.дисс. . канд.пед.наук. Л., 1983. - 16 с.

108. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.

109. Лихачев Б.Г. Проблемы эстетического воспитания школьников в свете решений ХХУ съезда КПСС. Сов.педагогика, 1976, В 6, с.27-35.

110. Лихачев Б.Г. Теория коммунистического воспитания: Опыт методологического исследования. М:: Педагогика, 1977. - 496 с.

111. Лихачев В.М., Файнбург З.И. Образование и культурный уровень рабочих промышленного предприятия. В кн.: Социологические проблемы труда и производства. Москва-Варшава, 1969,с. 38-47.

112. Лотман Ю.Л. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, Лен.отд., 1972. - 211 с.

113. Лукин Ю.А."Идеология и художественная культура. -М.: Искусство, 1982. 247 с.

114. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М.: Искусство, 1977. - 271 с.

115. Лукин Ю.А. Художественная культура и развитие личности. М.: Мысль, 1978. - 186 с.- 176

116. Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. -М.: Педагогика, 1972. 334 с.

117. Маленкович Г.Н. Динамика общения участников хорового самодеятельного коллектива под влиянием активизации учебного процесса: Автореф.дисс. . канд.пед.наук. -М., 1974. -33 с.

118. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. -М.: Мысль, 1983. 284 с.

119. Марков А.П. Организационно-педагогические условия совершенствования управления самодеятельными коллективами: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. -Л., 1982. 17 с.

120. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

121. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.

122. Методологические основы педагогики взрослых: Тез. докл. /Под ред. Даринского A.B. и Кушоткина Ю.Н. Л., 1972. -190 с.

123. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры /Отв.ред. А.А.Карягин.- М.: Наука, 1980. 277 с.

124. Михайлик А.Г. Тенденции развития художественной самодеятельности на современном этапе: Автореф. дисс. . канд. пед.наук. Л., 1977. - 19 с.

125. Моносзон Э.И. Образование. БСЭ, т.18. 3-е изд. -М.: Сов.энциклопедия, 1975, с.641.

126. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конферёнции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) /Отв.ред. Д.Б.Кабалевский. -М.: Сов.композитор, 1973. 324 с.- 177

127. Музыкальное воспитание в СССР /Под ред. Л.А.Борен-бойма. М.: Сов.композитор, 1977. - 488 с.

128. Назаров В.К. Общение как фактор воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1979. - 18 с.

129. Народное творчество в культуре развитого социалистического общества. -М.: Наука, 1984. 161 с.

130. Неверов В. Педагогические принципы в преподавании искусства в школе. В кн.: Искусство и школа. - M., 1981, с.33-50.

131. Недошивин Г.А. Взаимодействие искусства и всестороннее развитие личности. В кн.: Литература, искусство и формирование личности в социалистическом обществе. M., 1974,с.344-363.

132. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. М.: Музыка, 1982. - 300 е., нот, илл.

133. Нейгольдберг В.Я. О выявлении культурных запросов населения в условиях усиления социальной однородности общества. В кн.: Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. M., 1980, с.145-158.

134. Неменский Б.М. Система это единство без дублирования. - Сов.педагогика, 1983, là 10, с. 12-15.

135. Никифорова 0.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1972. 155 с.

136. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Принципы построения курса литературы как предмета эстетического цикла. Вопр. психологии, 1978, té 6, с.24-35.

137. Оксак Т.А. "Движение за художественное воспитание"в немёцкой реформаторской педагогике конца XIX начала XX вв.- 178 цели и задачи художественного воспитания). В кн.: Новые исследования в педагогических науках. М., 1973, JS 7 (XX), с.13-14.

138. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Образование взрослых как предает исследования. Сов.педагогика, 1981, Je 6, с. 8697.

139. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. -М.: Политиздат, 1984. -112 с.

140. Павлова Л.П. Формирование нравственных качеств личности в процессе музыкально-эстетического воспитания. В кн.: Социологические проблемы культуры. М., 1976, с.78-87.

141. Пальцев Б.Г. Дифференцированный подход к удовлетворению и развитию музыкальных интересов сельской клубной аудитории: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1983. - 16 с.

142. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. -М.: Политиздат, 1978. -238 с.

143. Перчик Д.Б. Музыкальное воспитание подростков в клубе: Автореф.дисс. . канд.пед.наук. Л., 1970. - 19 с.

144. Петрова Ю.Н. Динамика эстетического развития личности в процессе ее общения с искусством. В кн.: Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М., 1981, с.137-166.

145. Пийрсалу Л.А. Влияние расширенного художественного обучения на умственное развитие учащихся: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. -М., 1976. 24 с.

146. Плоткин В.И. Художественно-педагогическая деятельность театрального коллектива подростков: Автореф.дисс. . канд.пед.наук. Л., 1981. - 16 с.

147. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в коллективе художественной самодеятельности и в вузе культуры: Мелевузовский сборник научных трудов. М. : МГИК, 1982. - 147 с.

148. Подоба Л.П. Самодеятельное художественное творчество в системе формирования общественной активности трудящихся: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1979. - 16 с.

149. Позднякова Т.С. Эстетическое воспитание в клубном коллективе как одно из условий развития социальной активности старшего подростка: Автореф. дисс. . канд. пед.наук. Л., 1973. - 28 с.

150. Полунина В.И. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 191 е., илл.

151. Постановление ВЦСПС от 21 апр. 1978 г. О типовых штатах культурно-просветительных внешкольных учреждений профсоюзов.

152. Природа и функции художественной самодеятельности. -М.: Информкультура, 1979. 44 с.

153. Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального художественного творчества. -М.: НИИК, 1982. -163 е., илл., нот.

154. Проблема потребностей в этике и эстетике /Под ред. М.С.Кагана, В.Г.Иванова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. -175 с.

155. Проблемы развития самодеятельного художественного творчества: Сб.науч.тр., ч.1 /Отв. ред. А.И.Евсеев, М.И.Гит-ман. Л.: ВПШК, 1979. 4.1 - 112 е., Ч.П - 90 с.

156. Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма. Киев: Вшца школа, 1978. - 351 с.

157. Педагогика: Уч. пособие для студентов педагогических институтов /Под ред. Ю.И.Бабанского. -М. : Просвещение, 1983.- 180

158. Просвещение. БСЭ, т.21, изд.3-е. М.: Сов.Энциклопедия, 1975, с.317.

159. Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И.Анциферова. М.: Наука, 1981. - 365 с.

160. Рабочая книга социолога. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Наука, 1983. 477 с.

161. Равнения на высшие требования социализма навстречу ХХУ1 съезду КПСС. - Правда, 1985, 17 янв.

162. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений культуры. Социологические исследования, 1984, Jj» 2, с.71-78.

163. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Форш. Методы. -М.: Мысль, 1969. 190 с.

164. Раппопорт С.Ф. Искусство и эмоции. -М.: Музыка, 1968. 160 с.

165. Рождественская В.М. Учебно-творческая работа как средство воспитания участников детского театрального коллектива: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1984. v 16 с.

166. Роль духовной культуры в развитии личности: Сб.науч. тр. /Ленингр. гос. ин-т культуры игл.Н.К.Крупской. Л., 1979. - 160 с.

167. Ромах О.В. Музыкально-пропагандистская деятельность художественного самодеятельного коллектива как средство повышения культуры сельского населения: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Л., 1983. - 16 с.

168. Русанова Л.П. Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1984. - 16 с.

169. Санатулов Ш.З. Формирование общественно значимых мотивов участия трудящихся в художественной самодеятельности:- 181

170. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1981. - 17 с.

171. Сводка годовых отчетов учреждений клубного типа системы Министерства культуры СССР. Утв. МК СССР 22.06.83 В 360.

172. Семашко А.Н., Паламарчук C.B., Бабушкин С.А. Организация идейно-эстетического воспитания в высшей школе. В кн.: Проблемы эстетического воспитания молодежи. Курск, 1981,с.23-29.

173. Сикевич З.В. Художественная культура студента (Опыт социологического исследования): Автореф. дисс. . канд. фи-лос.наук. Л., 1980. - 24 с.

174. Симонов П.В. Эмоции и воспитание (Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций). Вопр. философии, 1981, JÊ 5, с.39-48.

175. Синецкая Т.М. Взаимодействие клубов и ПТУ как фактор совершенствования музыкального воспитания молодых рабочих: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1982. - 14 с.

176. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа /Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, Лен. отд., 1970. -160 с.

177. Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С.А.Герасимова. -М.: Педагогика, 1983. 264 с.

178. Скатерщиков В.К. Об эстетическом воспитании в условиях зрелого социализма. В кн.: Эстетические очерки. М., 1980, с.27-44.

179. Смирнова Е.И. Клубные объединения. -М. : Просвещение, 1977. 158 с.

180. Смирнова Е.И. Методологические вопросы самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе. -В кн.: Совершенствование идейно-воспитательной работы клубов. Л., 1980, с.82-103.- 182

181. Смирнова Е.И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления. В кн.: Педагогические условия организации самодеятельного творчества. Л., 1982, с.3-12.

182. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях: Уч.пособие. -М.: Просвещение, 1983. 192 с.

183. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. -М. : Сов.Россия, 1979. 128 с.

184. Соколовский Ю.Е. Общедидактическая характеристика учебно-художественного процесса и его активизация. В кн.: Пути повышения эффективности учебно-воспитательной работы в вузах культуры. M., 1979, с.6-25.

185. Соколовский Ю.Е. Художественная самодеятельность в воспитании и развитии личности. В кн.: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в коллективе художественной самодеятельности и в вузе культуры. M,, 1982, с.10-33.

186. Соколовский Ю.Е. Художественный самодеятельный коллектив: Вопросы теории и практики. М.: Сов.Россия, 1984.

187. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. -Л.: Лениздат, 1977. 207 с.

188. Соломоник Ф.А. Музыка. Самодеятельность. Коллектив. -М.: Сов.Россия, 1983. 120 с.

189. Соломоник Ф.А. Музыкальный самодеятельный молодежный коллектив как фактор гармонического развития личности: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1977. - 18 с.

190. Сохор А. Социология и музыкальная культура. М. : Сов. композитор, 1975. - 202 с.

191. Социологические проблемы художественной культуры: (Теория, методология, конкрет. исслед.) /Отв.ред. В.И.Волков,- 183

192. Л.Н.Коган. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1976. - 125 с.

193. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. М.: Просвещение, 1979. - 224 с.

194. Суворов Г.Д. Общность функций искусства и науки в процессе образования детей и юношества. М., 1970. - 18 с.

195. Суна У.Ф. Эстетическая культура студента: (Опыт социологического анализа). М.: МГУ, 1977. - 69 с.

196. Суна У.Ф. Эстетическое развитие аудитории искусства и прогресс художественной культуры. В кн.: Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М., 1980, с.159-170.

197. Сухомлинский В,А. Мудрая власть коллектива. М.: Мол.гвардия, 1975. - 239 с,

198. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

199. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1975. - 343 с.

200. Теория эстетического воспитания /Отв.ред. Н.И.Кия-щенко, Н.Л.Лейзеров. -М.: Искусство, 1979. 255 с.

201. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л., 1947. 335 с. с нот., илл.

202. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.

203. Титов Б.А. Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе: Автореф. дисс. . канд.пед. наук. Л., 1984. - 16 с.

204. Творческий процесс и художественное восприятие. Л.:

205. Наука, Лен.отд., 1978. 278 с.

206. Творчество и социальное познание /Под ред. А.М.Коршунова, С.С.Гольдентрихга. М.: МГУ, 1982. - 256 с.- 184

207. Томашевская Т.Г. Самодеятельное художественное творчество в процессе гармонического развития личности студентов технических вузов: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1983. - 16 с.

208. Торшилова Е.И., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности. В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978, с.174-180.

209. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. М.: Профиз-дат, 1982. - 135 с.

210. Триодин В.Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы: Уч.пособие. Л.: ВПШК, 1980. - 119 с.

211. Турченко Ю.Я. Вопросы художественного образования -По страницам отечеств, периодики последней четверти XIX в. -Киев: Изд-во АН УССР, 1959. 52 с.

212. Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. -М.: Радио и связь, 1981. 144 с.

213. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1981. - 176 с.

214. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: (Об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. - ПО с.

215. Фохт-Бабушкин Ю.У. О связи математических и художественных способностей. В кн.: Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. М., 1980, с.89-97.

216. Художественная культура и развитие личности /Ю.А.Лукин, В.М.Полевой, Т.М.Сурина. -М.: Мысль, 1978. 211 с.

217. Художественное восприятие /Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - 372 с.

218. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения 1982. -Л.: Наука, 1982.

219. Художественное творчество и ребенок /Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 с. с илл. и нот.

220. Цукерман B.C. Художественная самодеятельность как сфера и средство развития личности. В кн.: Культура и всестороннее развитие социалистической личности. Свердловск, 1980, с.99-109.

221. Чабанный В.Ф. Психолого-педагогические условия управления самодеятельным хоровым коллективом: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1976. - 19 с.

222. Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1983. - 335 с.

223. Чурбанов В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. М.: Педагогика, 1981. - 152 с.

224. Чурбанов В.Б. Талантлив каждый. Мол.коммунист,1978, të 12, с.84-88.

225. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

226. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. M., 1969. - 59 с.

227. Шепилов Г.А. Условия оптимизации творчества личности в самодеятельном хоровом коллективе : Автореф. дисс. . канд. пед.наук. Л., 1979. - 16 с.

228. Шибаев М.М. Педагогические проблемы творческой подготовки участников театральной самодеятельности в условиях- 186 студийности: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. -М., 1977. -21 с.

229. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. ГЛ.: Музыка, 1956. - 400 с. с нот., илл.

230. Щербаков В.А. Проблемы формирования музыкально-художественного вкуса подростков: Автореф. дисс. . канд.пед. наук. -М., 1973.

231. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 351 с.

232. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя. М.: Педагогика, 1983. - 303 с.

233. Эстетическая культура советского человека /Под ред. М.С.Кагана. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - 168 с.

234. Эстетическое развитие и воспитание молодежи /Под ред. М.С.Кагана. М.: Изд-во Моск. ун-^га, 1978. - 326 с.

235. Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М.: Мысль, 1969. - 183 с.

236. Юсов Б. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания. В кн.: Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М., 1969, с.176-219.

237. Яворский БД. Статьи, воспоминания, переписка. Т.1. -М.: Сов.композитор, 1972. 711 е., с илл., нот.

238. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. - 239 с.

239. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. - 48 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.