Художественное воплощение образов женщин и их судеб в чувашской прозе XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Уляндина, Августа Васильевна

  • Уляндина, Августа Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 181
Уляндина, Августа Васильевна. Художественное воплощение образов женщин и их судеб в чувашской прозе XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Чебоксары. 2009. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Уляндина, Августа Васильевна

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ЧУВАШСКОЙ ПРОЗЕ 20-60-ЫХ ГОДОВ XX ВЕКА

Раздел 1. Опыт воплощения образов женщин в художественно-публицистической прозе 20-40-х годов как процесс освоения эстетических функций литературы.

Раздел 2. Лирико-психологические образы идеализированных женщин и их контрастное бытие в чувашской прозе 50-60-х годов XX века.

Особенности движения прозы.

ГЛАВА II. ОБРАЗЫ ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН И СТАРУХ В ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX И НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

Раздел 1. Художественные функции женщин с амбициозно-авантюрным кодексом жизни в чувашской прозе рубежа XX и XXI веков.63 Раздел 2. Художественно-эстетическая роль образов старух и пожилых женщин в обновлении философских перспектив чувашской прозы рубежа XX и XXI веков.

ГЛАВА III. МЕСТО ОБРАЗОВ ЖЕНЩИН В СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЧУВАШСКОЙ ПРОЗЫ XX ВЕКА

Раздел 1. Художественные функции образов женщин и женских судеб в чувашской прозе в процессе создания сюжетного механизма.

Раздел 2. Роль смыслопорождающих элементов художесвтенного текста и композиционной структуры литературного произведения в воплощении женских образов и судеб.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное воплощение образов женщин и их судеб в чувашской прозе XX века»

Актуальность исследования. Художественная литература — парадигма с переменной величиной, ибо преобразования в общественно-политической культурной жизни страны влекут за собой изменения и в духовной жизни людей, в художественном воплощении человека и действительности. XX столетие, как известно, отмечено крупными трагическими изломами в развитии общества и искусства. Особенно внятно это проявилось на практике отображения женских образов в литературе. Писателям в этот катаклический период истории важно было заниматься не только раскрытием внутреннего мира женщины, не только выявлением ее душевных исканий. В течение XX века настойчиво формировалась практика осознания роли женщины в мире, того, как она «смертными путями идет к бессмертию» [116; 6-7]. Все это происходило в условиях «омассовления истории» [116; 6-7], вживления литераторов в проблемы «пролетарского архетипа» [116; 6-7] человека и природы.

Пути создания образов женщин в чувашском литературоведении нашли отражение в трудах М.Я. Сироткина (1953, 1967), В.Я. Канюкова (1979), Г.Я.Хлебникова (2001), Ю.М. Артемьева (1999), В.Г. Родионова (1991), Г.И. Федорова (1996) и других. Однако утраченные альтернативы, становление художественно-философских путей отображения женских судеб все еще не стали фактом предметного обсуждения и анализа. Не дана оценка перекосам советского времени, пролетарским архетипам лепки характеров женщин, не изучена проблема того, как воплощение судеб женщин способствовало обретению подлинной художественности литературы, ее философско-онтологического индекса, не уяснена природа особого строя поэтики образного бытия женщин в сравнении с мужчинами. Не выявлена природа обретения женщинами свободы от общественно-исторического, семейного, социального гнета, не установлены корни выработки женщинами своей общественной активности в процессе преодоления определенного болевого порога семейной, религиозной, социальной забитости. Не изжито мнение о том, что женщина является якобы форпостом, показателем-де революционно-социалистической переделки человека и жизни, литературоведение все еще не пришло к убеждению в том, что всего прежде надо видеть, как художники видят необходимость «возделывания» личности женщины в духе творческой свободы, а не «насильного ее переделывания» [116; 57].

Степень изученности практики воплощения женских судеб в художественной прозе все еще остается не осмысленной в системном аспекте вплоть до настоящего времени. Чувашские литературоведы, ученые народов Урала и Поволжья обращались к этому вопросу часто при решении смежных аспектов. В основе своей означенный вопрос поднимался в ходе изучения производственной прозы (произведения М.Данилова-Чалдуна, Д. Исаева-Авраля, И.Курака в рассмотрении М.Я. Сироткиным, Е.В. Владимировым); женщина в части трудов представала активной общественницей (проза М.Трубиной, изученная В .Я. Канюковым), свидетельством перемен в семейном, бытовом укладе (поиски М.Трубиной, И.Тхти, изученные Г.Я. Хлебниковым, В.Я. Канюковым, В.Г. Родионовым и другими), энергичного нравственного преображения или же оскудения [в полотнах В.Садая, В.Алендея (Ю.М. Артемьев, Г.Я. Хлебников)], показателем нравственно-эстетической идеализации человека в прозе А.Артемьева, Д.Кибека и др. (Г.Я. Хлебников, Ю.М. Артемьев, Г.И. Федоров, Ип. Иванов) I и т.д. Но эти исследования не ставили цель уяснения подлинно функционального предназначения героев в воплощаемой реальности, не ставили задачу системного анализа проблемы. Но так или иначе проанализированные труды свидетельствуют о многообразии типов женщин в литературе, путей их художественного воплощения, осознания художественно-эстетического их бытия и т.д.

Предметом диссертационного исследования являются прозаические произведения чувашских писателей XX века, рассмотренные в контексте поисков литератур народов Урала и Поволжья. Пристальное внимание диссертант уделяет поискам чувашских мастеров слова Д.Исаева, И.Курака, М.Трубиной (20-40-е гг.), А.Артемьева, В.Игнатьева, Д.Кибека и др. (50-60-е гг.), Хв.Уяра, М.Ильбека, Ю.Скворцова, Хв.Агивера, Д.Гордеева, В.Садая, Н.Мартынова (70-90-е гг.) и других. Тому, как из десятилетия в десятилетие женщина в художественной литературе меняет свой социальный и художественно-философский статус в сопряжении с теми или иными поворотами истории. Как предмет исследования воспринимаются и такие факторы, как эстетические коллизии воплощения образов женщин, поэтика, сюжет, композиция произведений, которые органично взаимоувязаны с бытием женщин как художественных образов в определенных исторических поворотах развития общества.

Диссертация имеет своей целью раскрытие эстетического смысла художественной прозы, проявляющееся в процессе ее движения от выработки ложного пафоса преображения женщины в горниле революции, коллективизации, в гражданской и отечественных войнах к высотам осознания своей роли на поприще освоения всевечных, надвременных, философских истин бытия. Из осознания этого, вытекает необходимость решения следующих задач : изучение типологических особенностей женских образов в жерле катаклических событий гражданской войны, революции, коллективизации, выявление особенностей неоправданного восхваления советской реальности (20-40-е гг.);

- уяснение особого исторического хронотопа, явленного в образах идеализированных женщин в 50-60-е гг.;

- анализа особенностей сюжетики и композиции произведений, имевших целью воплощение судеб женщин; установления особого социального статуса женщин в становлении адекватного строя художественного отражения реальности.

Теоретико-методологической базой исследования являются труды известных литературоведов A.A. Аникста, JI.E. Пинского, М.М. Бахтина,

Б.О. Кормана, Л.Я. Гинзбург, В.В. Кожинова, С.С. Семеновой и других. Большим подспорьем в деле формирования научной концепции диссертации стали работы чувашских ученых М.Я. Сироткина, В.Я. Канюкова, Г.Я. Хлебникова, Е.В. Владимирова, Г.И. Федорова, А.Ф. Мышкиной, В.М. Савельевой и т.д., литературоведов Урала и Поволжья P.A. Кудрявцевой, Г.Г. Лисовской, Т.Л. Кузнецовой, P.A. Кутуя и т.д. Главными методами исследования стали такие способы анализа материала, как сравнительно-сопоставительный, типологический, историко-функциональный анализ литературных произведений. Работы названного ряда ученых позволили увидеть бытие, формирование женских судеб в сложных исторических переплетениях, способствовали выработке принципов анализа отображения образов женщин в историко-функциональной динамике, уяснению особенностей движения прозы от публицистической поэтики к художественно-философскому осмыслению жизни. В определении ведущей гипотезы диссертант исходил из того, что образ женщины в прозе является определенным, самодостаточным архипелагом, имеющим свое философское предназначение, опирающееся не столько на аналитический разум (мужчина), сколько на чувство, на эмоциональное состояние и движение души. В силу этого восприятие жизни женщиной является особенно острым.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образы женщин в литературе, воплощение их художественных судеб сочетают в себе социальное их бытие с осмыслением своей онтологической роли в развитии общества (проза Хв.Уяра, Ю.Скворцова, А.Емельянова, Хв.Агивера и др.).

2. Динамика путей и способов отображения женских образов вырисовывается следующим образом: показ бытия героинь в желаемых, виртуально-социологических коллизиях, регулируемых революцией, производственными отношениями людей, задачами социалистического преображения мира (20-40-е гг., за которыми стоят ложные прототипы).

Действительность 50-60-х годов обращает писателей к практике создания образов идеализированных героинь (проза А.Артеьмьева, В.Игнатьева, Д.Кибека и др.). Писатели внимательно апробируют особенности психологического самоанализа героев в лирико-романтических коллизиях. Рубеж XX и XXI веков (80-2000-е годы) выводит на арену художественно-философскую действительность женских образов, большей частью старух, которые диктуют необходимость анализа человеческой судьбы в надпсихологических перипетиях, в условиях онтологических коллизий бытия женщин.

3. Определенным образом предстает динамика формирования и развития художественно-эстетического феномена историчности воплощаемых реалий. 20-40-е гг. практически явили миру при всей, казалось, историчности показываемых событий, отсутствие таковой. Пафосные дифирамбы в честь славной советской действительности, ударный коллективизации и многого другого стали ширмой, заслоняющей катаклизмы и кризисы. Начатки историчности, как ни странно, рельефно проявились в идеализирующей прозе 50-60 годов XX века. Конец XX столетия обозначился обогащением этой историчности философско-онтологическим смыслом.

4. Своеобразен пафос создания женских образов в XX веке. Ложно-радужное восприятие новой, социалистической яви, пройдя через эмоциональное восприятие идеализированного мира, к концу XX века вобрал в себя сгущенный трагизм показываемых событий, обретение женщинами подлинной свободы духа.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

- С новых методологических позиций рассмотрено положение воплощенных женщин на протяжении XX столетия; с иных, чем прежде, позиций проанализированы социальная, философская их роль, перемена ее семейного, общественного бытия.

Уяснена природа обретения женскими образами эстетической природы через показ идеальных героинь, «старух-философов», через создание онтологического механизма их сознания.

Особенности социально-политического, трагического бытия женщин изучены в адекватном аспекте формирования особых разновидностей сюжета и композиции прозаических произведений, как-то: ящичной, жанровой и других их форм.

Вскрыты внутренние импульсы движения прозы от художественно-публицистических начал к полноте художественно-философских свойств литературы.

Рассмотрены новые условия периодизации образных процессов литературы. 20-40-е годы определены как практика социологического анализа человека, 50-60-е годы как осуществление принципов психологического самоанализа женщин, рубеж XX и XXI веков охарактеризован как философско-онтологическая практика надпсихологического рассмотрения бытия женщин.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что соискатель, опираясь на особенности динамики движения прозы, на систему образно-выразительных средств, создал определенный механизм, позволяющий дальнейшее исследование литературы строить на феномене функционально-исторической квалификации эстетических принципов. Это позволит также полнее представить философский контекст чувашской литературы, лучше осуществлять практику периодизации художественных процессов.

Практическая значимость диссертации в том, что ее результаты позволяют глубже осознать историю чувашской литературы, могут быть использованы при разработке вузовских спецсеминаров и спецкурсов, а так лее истории национальной литературы.

Апробация исследования. Основные положения диссертации опубликованы в научных и журнальных статьях, в сборниках научных трудов.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы. Композиционно она выстроена в соответствии с поставленными в ней проблемами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Уляндина, Августа Васильевна

Заключение

Художественные процессы в литературе — сложнейшее явление, динамическая плоть образного освоения мира. Когда историческая фаза привносит в развитие словесной культуры другие, не бывавшие до настоящего времени реалии духовного отображения судьбы человека. Особенно разительно в чувашской прозе это проявилось на протяжении XX века, известного множеством катастроф и катаклизмов. Основываясь на этом, анализируя способы лепки женских характеров в чувашской прозе XX столетия, автор диссертации пришла к адекватно осмысленным выводам.

20-40-е годы обозначенного века зримо представили картину мира, обрисованную писателями через идеологические догмы, пути социологического отображения образов женщин, проявивших себя якобы энтузиастками социалистического преображения человека и общественной жизни. Весьма примечательно, что на этом поприще существенную роль играли женщины, которые были наиболее угнетаемой частью общества, претерпевающие социальный, семейный гнёт, исповедующие суеверные, религиозные идеи. Так, героини Д.Исаева-Авраля («Рогожница Лизук», «Деревня пламени»), коми автора в Г.Фёдорова (пов. «Колхозница», 1936), И.Изъюрова (пов. «Преступление Доменя») явили дань интересам формирования социально идеолегизированных идеалов, заведомому искажению воплощаемых религий. То же было характерно и для последующих годов, вобравших в себя интересы прозаиков, преследовавших цели отображения обновления женских характеров в гор. гражданской войны, коллективизации сельского хозяйства, процесса преобразования мира на социалистических идеях и т.д. Приметы такого подхода к задачам воплощения образов женщин наблюдаются в десятках повестях В.Алендея («Ветер клонит травы», «Хоть рябина и красна» и др.), в повести удмуртского писателя С.Самсонова «Люблю тебя» (1946). Духовные качества героинь здесь апригодны, они приписаны женщинам авторами произведений и поэтому не имеют за собой надлежащего прототипа. Чаще всего духовный рост персонажей показывается в условиях производственных активностей и достижений бывших забытых женщин, в ходе их раскрепощения от семейного гнёта (пов. «Гульбике» башкирского автора А.Хакимова, расск. «Жена» Е. Эллиева и т.д.). Как правило такие героини свой нравственный рост обозначали тем, что дорастали до комсомолок, коммунисток, руководителей (расск. М. Данилова-Чалдуна «Лизавета Егоровна»).

При всей её приверженности к догматическим принципам воплощения женских образов, определённые достижения в этой области обозначила чувашская писательница М.Д. Трубина. Обновление женской души героинь она чаще всего видела в перипетиях преображения семейно-бытовой жизни (расск. «Вперёд»), преодоления религиозной забитости (пов. «В тихой заводи»), нравственный перемен (расск. «Не вышло»). В соответствии с произведениями производственного характера полотна писательницы заметно выигрывают. Проза С.Самсонова, В.Алендея подчас склонялась к публицистическим средствам, к показу жизни в локально-точечной плоскости, в априорном подходе к бытию женщин. Трубина же в чём-то прорывается к феномену социально-психологических характеристик героинь. Тем не менее, настойчивое обращение В.Алендея, М.Трубиной, С.Самсонова и других к образам именно женщин — примечательно — в этом писатели видели крупный феномен переделки старого мира. Пока зате.ны рассказы коми писателя Г. Юшкова, в которых одно из ведущих мест также занимают образы прекрасной половины человечества. В целом ряде своих положен («Женщина из села Вилядь», «Виноватая Настя» и т.д.) писатель начинает осваивать плацдармы не художественно-публицистического отображения жизни, а практики осознания женщинами своего пути через воспоминания, через анализ своих внутренних убеждений, практиковавшихся в былые годы. Это был крупный шаг вперёд в деле отхода от идеологических догм. Там же отмечены рассказы В.Садая («Одинокий куст»). Есть определённый резон, конечно, в поисках В Алендея, коми Г. Фёдорова, который пристрастно относился к лирике; правда также мироощущение более всего было характерно не для героинь, а для повествователя.

Иную картину воплощаемого мироздания представили представители 50-60-х годов, которые от догм революционных убеждений перешли к фактору психологического самоанализа женщин. Естественно, и в этот период взгляд художника слова точечно-локальным, ибо отражение внутренней, психологической жизни женщин оставалось всё же именно на площади конкретного образа какой-либо отдельно взятой героини. В этот период всё-таки не было интереса к всесилию социалистического коллектива и коллективизма, был интерес к бытию романтически идеализированного индивидиума, к фактору перволичного рассказа, к внутреннему монологу женщины, девушки, пребывающих на плоскости героических деяний. Такая явь зримо проявилась в рассказах Л.Агакова («А песня всё звучала»), А.Артемьева («Незабываемые годы», «Не гнись, орешник»), Хв. Агивера («Оля-Оленька-Ульга») и др. На авансцену вышли полотна, показывающие фактор становления характеров мужчин в присутствии женщин («Глоток воды» татарского прозаика А.Гаффара, нов. «Свирель» чувашей А.Емельянова, «Не гнись, орешник» А.Артемьева, «Певцы» Д. Кибека, пов. «Три аршина земли» татарского писателя А. Гилязова и т.д.). На передний план вышла цель создания характера человека через психологическое раскрытие его духовной жизни. Нельзя не сказать, что при всём том, художественная реальность в такой прозе произрастала не из эмпирического списывания сюжетов из жизни, а возникала и произрастала из самого хода воплощения, вымысла; литература занималась тем, что видела мир женщины в микро-субъективном климате частной жизни, точечного отображения личности женщин. Нельзя не сказать, что действительность 50-60-х годов состоялась на факте романтико-героической, романтико-лирической идеализации женских образов, причём идеалов самых разных: семейных, нравственных, трудовых и т.п. Следует также подчеркнуть, что 20-40-е и 5060-е годы как рассмотрение движения прозы и его периодизации вполне и адекватно обоснованы, потому что весь арсенал образов женщин (именно образов!) привязан к реальности конкретных исторических десятилетий.

Иное дело художественная истина 70-90-х годов и собственно рубежа XX и XXI веков. В эту пору во главу угла вышли не женские образы, а женские судьбы, надвременные и вечные проблемы, которые привязать к конкретным годам было бы уже нельзя. Это широко апробированные в критике образы старух (термин очень распространённый в литературной науке), пожилых женщин. Они обозначали фактор того, что уже недостаточно психолингвистического рассмотрения героинь. Вышел в свет права принцип над-психологическог, над-временного отображения женщин в прозе Ю.Скворцова, Хв. Агивера, Хв. Уяра, татар А. Гаффара, А. Гилязова и других. Примечателен опыт квалификации бытийного индекса женщин с авантюрным кодексом в полотнах Хв. Уяра (пов. «Липа»), А.Емельянова (пов. «Перевёртыш»), башкирского автора Н.Гантбаева (пов. «Поздний дождь»). В образах рассмотренных женщин предстал кодекс морального зла, раскрытого на площади всего столетия. Это была философско-художественная проза, освободившаяся из-под бремени социологии и микропсихологизма, проза, изучающая разрушающую роль женщин-обывательниц. Таковы Манюк В.Садая («Одинокий куст»), Акуш В.Алендея (пов. «Черёмуховые холода»), ломающие вековые семейные устои.

На этом фоне особенно приметны образы старух, свято хранящих вековые уклады семьи, рода, нравственности, которые осознают также и падение нравов в прозе В.Распутина, (пов. «Последний срок»), А.Гаффара (расск. «Венская гармонь»), Хв. Агивера (расск. «Карусель»), А. Гилязова (пов. «В пятницу вечером») и т.д. Такая проза обращена не к локальным точкам истории, а к первенству прозы, к вечным символам человеческой культуры. Философское противоборство жизни и смерти нередко ведёт к единению в судьбе женщин их трагизма и комизма их бытия. Исповеди героев оборачиваются преодолением смерти даже после смерти (пов. «Берёзка Угах» Ю.Скворцова, расск. А.Гаффара «Жить хочется»). Сплошь и рядом появляются женщины с одинокой судьбой («Сверчок», расск. татар, писательницы Рифы Рахман). На передовых позициях в этом отношении оказались татарская и чувашская прозы, менее всего такая проблематика разработана в марийской, удмуртской, мордовской литературе. В общих чертах проза о старухах, их философском опыте зримо выявила фактор связи времён.

Сказанное выше напрямую связано с особенностями сюжета и композиции произведений. Проза 20-40-х годов дала эффект внешнего сюжета, связанного с социальными событиями, с эмпирической действительностью (проза Д.Исаева, И.Курака, М.Трубиной, В.Алендея), со столкновением различных сословий (повесть М.Трубиной «Мучар»), столкновение между индивидуумами (рассказ «Вперед» Трубиной»). Эти годы кропотливо разрабатывали сюжетику производственной прозы (А.Талвир, В Алендей и другие). В этих условиях фабула перекрывала сюжет, что было знамением сюжета-фабулы. 50-60-е годы известны интересом к бродячим сюжетам (топос «Нарспи и Сетнера в «Настий» марийца Лекайна), поиском идеалом женщины, жизни, героизма (повести и рассказа, Л.Агакова, А.Артемьева, Д.Кибека).

Чрезвычайно насыщена философско-притчевая сюжетика 80-2000 годов. Это сложены преодоления/непредоления трагедии в произведениях М.Каримова, А.Гилязова, Ю.Скворцова, Хв. Агивера; сюжеты-концентры символического круга (проза названных уже авторов), сюжет-инверсия (становление мужчин в присутствии, женщин с авантюрным индексом безвольными героями в поисках Хв.Агивера, Хв.Уяра, В.Садая и т.д.). Вся эта сюжетная практика продиктована осознанием трагизма всей истории XX века. Сюжеты конца века не линейны, как сюжеты 20-60-х годов, а фрагментарны и дискретны.

Непреложно важен аспект создания определённого композиционного механизма, возникающего из ошибки различных сюжетных линий. Так в рассказе А.Гаффера «Женщины» сталкиваются две плоскости — сюжетное протяжение отзывчивой, душевной Суюмбике и циничной Нисы Хаковны, исповедующих разные отношения к одному и тому же мужчине. Это вызывает к жизни композицию полифоническую. Подкрепляется она фразеологических (речевых) точек зрения героинь: первая выражает естество первозданной лирической речи, вторая груба и амбициозна. Срабатывает приём композиции монтажной, смены кадров видения мира. Монтажным скрепом двух «видений» становится их (обоих) муж олицетворяющий несостоявшиеся судьбы обоих женщин, проявляющих сбитость шкалы природной органики. Причём вторая жена построена на внешних чертах, вся концепция выстраивает ошибку различных мировидений, что выводит к концептивно-философскому срезу показа жизни. Такой же композиционный приём наблюдается в его рассказах «Вонская гармонь», «Глоток воды», в которых сращиваются лиризм и трагизм, наличие сквозных символов. Такое решение проблемы композиции позволяет отобразить разноречивое (эпическое) состояние жизни Подобно композиционное решение повести башкирского писателя А.Хакимова (повеете «Радуга»), которая всё же тянется к композиции циклической, состоящей из монологов разных героев, четырёх временных отрезков. Во многом монтажна композиция тхтиевских произведений. В рассказе «Иптем» он воплощает речь одного рассказчика, расщипляющегося на тхти-героя, на тхти-писателя, которые исполняются одним человеком на приёме наивного прагматизма. Всё это, к тому же выстроено на продуктивном отношении Тхти-героя к своей дружбе. В этом же и ином ключе в диссертации рассмотрены работы и других авторов, в которых в аспекте композиции на переднем плане оказывается женщина, её судьба. Как прорыв из круга линейной композиции оценены герои разных полотен М. Трубиной, В. Рзая. Интересна позиция Хв. Агивера, решающего задачи композиции ассоциативным сцеплением различных повествовательных кругов (пов. «Свадьба») по принципу композиции коробки. Отсюда вырастает композиция-притча. Всё это говорит о характере своеобразного движения прозы от женщин-большевичек от опыта начала XX века (полотна К.Иванова и др.), через преодоление догматического подхода 20-40-х годов к высотам художественно-философских открытий. Примером этого является произведения Ю.Скворцова, создавшего образцы композиционно дискретных времён, пространства, фрагментарно-философского мира. Так формируется генезис композиции сюжета, возникает их концепция.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Уляндина, Августа Васильевна, 2009 год

1. Анастасьев, Н. А. Продолжение диалога: советская литература и художественные искания XX века / Н. А. Анастасьев. М.: Совет, писатель, 1987.-432 с.

2. Артемьев, Ю. М. Проблемы и характеры в произведениях чувашской прозы / Ю. М. Артемьев // Проблемы творческого метода в чувашской литературе. Чебоксары, 1979. - С. 61-97.

3. Артемьев, Ю. М. Этем тивёфё / Ю. М. Артемьев. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1980.- 112 с.

4. Артемьев, Ю. М. Ытарайми пурна? тёсёсем / Ю. М. Артемьев. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1988. — 128 с.

5. Артемьев, Ю. М. Ирёк шухашсем / Ю. М. Артемьев. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1991.-218 с.

6. Барабаш, Ю. Я. Вопросы поэтики и эстетики / Ю. Я. Барабаш. М.: Современник, 1983. - 416 с.

7. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исслед. разных лет / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

8. Бахтин, М. М. Проблема поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Совет. Россия, 1979. - 320 с.

9. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. 446 с.

10. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — 2001.-325 с.

11. Белая, Г. А. Проблема активности стиля. К исследованию исторической продуктивности стилей 20-х годов / Г. А. Белая // Смена литературных стилей. На материале русской литературы Х1Х-ХХ веков. М., 1974.-С. 122-178.

12. Белая, Г. А. Стиль и время. «Авторитетный стиль» и его проблематика / Г.А. Белая // Теория литературных стилей. Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. М., 1978. - С. 231-257.

13. Белая, Г. А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая. -М.: Наука, 1983.-192 с.

14. Белая, Г. А. Литература в зеркале критики: современные проблемы / Г. А. Белая. М.: Совет, писатель, 1986. - 365 с.

15. Белая, Г. А. Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей / Г. А. Белая. М.: Совет, писатель, 1989. - 400 с.

16. Бочаров, С. Г. Переход от Гоголя к Достоевскому / С. Г. Бочаров // Смена литературных стилей. М., 1974. - С. 17-58.

17. Бочаров, С. Г. О художественных мирах / С. Г. Бочаров. М.: Совет. Россия, 1985. - 296 с.

18. Бочаров, А. Г. Чем жива литература?.: современность и лит. процесс / А. Г. Бочаров. М.: Совет, писатель, 1986. - 397 с.

19. Воронов, В. Л. Художественная концепция: из опыта советской прозы 60-80-х гг. / В. Л. Воронов. М.: Совет, писатель, 1984. - 384 с.

20. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М.: Совет, писатель, 1988. - 488 с.

21. Гей, Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н. К. Гей. М.: Наука, 1975. - 472 с.

22. Гинзбург, Л. Я. Литература в поисках реальности / Л. Я. Гинзбург. Л.: Совет, писатель, 1987. - 400 с.

23. Гусейнов, Ч. Г. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня / Ч. Г. Гусейнов. — М.: Совет, писатель, 1988. — 432 с.

24. Долгополов, Л. К. На рубеже веков: о рус. лит. конца XIX нач. XX века / Л. К. Долгополов. — Л.: Совет, писатель, 1985. — 325 с.

25. Карельский, А. В. От героя к человеку: два века западноевропейской литературы / А. В. Карельский. М.: Совет, писатель, 1990.-400 с.

26. Кирнозе, 3. И. Страницы французской классики / 3. И. Кирнозе — М.: Просвещение, 1992. 224 с.

27. Корман, О. Б. Теория литературы / О. Б. Корман. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 2006. - 552 с.

28. Крамов, И. Н. В зеркале рассказа / И. Н. Крамов. — М.: Совет, писатель, 1986. 272 с.

29. Кричевская, Л. И. Литературный портрет / Л. И. Кричевская. М.: Аспект-Пресс, 1994. - 186 с.

30. Кудрявцева, Р. А. Марийский рассказ XX века: история и поэтика жанра / Р. А. Кудрявцева. Йошкар-Ола: Изд-во Марий, гос. ун-та, 2008. -208 с.

31. Кузьмин, А. И. Повесть как жанр литературы / А. И. Кузьмин. М.: Знание, 1984.-112 с.

32. Левченко, В. Г. Чингиз Айтматов. Проблемы поэтики, жанра, стиля / В. Г. Левченко. М.: Совет, писатель, 1988. - 232 с.

33. Манн, Ю. В. Динамика русского романтизма / Ю. В. Манн. -М.: Аспект-Пресс, 1995. 384 с.

34. Мейлах, Б. С. Талант писателя и процессы творчества / Б. С. Мейлах. Л.: Совет, писатель, 1969. - 448 с.

35. Нуйкин, А. А. На том стою.: нравственные ориентиры в сегодняшней литературе / А. А. Нуйкин. — М.: Совет, писатель, 1991. — 352 с.

36. Сироткин, М. Я. Очерк истории чувашской советской литературы / М. Я. Сироткин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956. - 352 с.

37. Соловьев, Э. Ю. Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры / Э. Ю. Соловьев. — М.: Изд-во полит, лит., 1991. -432 с.

38. Сорокина, Л. К. Художественные функции потрета героев в чувашской прозе 1950-2000-х годов: автореф. дис. .канд. филол. наук / Л. К. Сорокина. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2008. - 24 с.

39. Ставский, М. А. Эстетика тата чаваш илемлё литератури / М. А. Ставский // Григорьев, Н. Г. Самах вайне туйса / Н. Г. Григорьев. Эстетика тата чаваш илемлё литератури / М. А. Ставский. Ш., 1993. -С. 165-182.

40. Степанов, В. А. Многообразие творческих исканий в русской литературе XX века / В. А. Степанов. — Чебоксары: Чуваш, респ. ин-т образования, 1994. 208 с.

41. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

42. Хализев, В. Е. Теория литературы: учеб. / В. Е. Хализев. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.

43. Хлебников, Г. Я. Чувашский роман / Г. Я. Хлебников. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1964. - 211 с.

44. Хлебников, Г. Я. Современная чувашская литература / Г. Я. Хлебников. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 182 с.

45. Храпченко, М. П. Горизонты художественного образа / М. П. Храпченко. М.: Худож. лит., 1986. - 439 с.

46. Чичерин, А. В. Ритм образа: стилистические проблемы / А. В. Чичерин. М.: Совет, писатель, 1980. - 336 с.

47. Шошин, В. А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур / В. А. Шошин. М.: Наука, 1989. - 248 с.

48. Эзенкин, В. С. Путь к роману: особенности становления жанра романа в чувашской советской литературе / В. С. Эзенкин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. — 96 с.

49. И. Литературно-критические издания и статьи

50. Абрамов, В. А. Становление и развитие чувашской повести: учеб. пособие / В. А. Абрамов. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. — 132 с.

51. Абрамова, JI. В. Высоцкий в контексте русской культуры / Л. В. Абрамова // В. С. Высоцкий в контексте русской культуры. М., 1990. -С. 3-12.

52. Акимов, В. Вместе с жизнью: о молодых прозаиках наших дней /

53. B. Акимов // Критика и время: лит. крит. сб. - Л., 1984. - 334 с.

54. Александров, С. А. Психологическое раскрытие художественного характера: (на материале соврем, чуваш, прозы) / С. А. Александров // Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. Чебоксары, 1987.-С. 3-18.

55. Алешкина, С. А. Художественный мир литературы и творческий мир писателя / С. А. Алешкина // Аспект — 89. Исследования по мордовской литературе. Саранск, 1989. — 192 с.

56. Аннинский, Л. А. О чем плачет душа? Акрам из Айлисли в стране чудес / Л. А. Аннинский // Локти и крылья: литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. — М., 1989. — С. 97-112.

57. Аннинский, Л. А. Наклон судьбы. О прозе Андрея Скалона / Л. А. Аннинский // Локти и крылья: литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. М., 1989. - 315 с.

58. Аннинский, Л. А. Размыкание круга. Анар и его герои / Л. А. Аннинский // Локти и крылья: литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. М: Совет, писатель, 1989. - 315 с.

59. Арекеева, С. Т. Трагические коллизии в творчестве удмуртских прозаиков Г. Красильникова и Р. Замешина (60-70-е гг.) / С. Т. Арекеева // Узловые проблемы современного угро-финноведения. Иошкар-ола, 1995. — 512с.

60. Артемьев, А. С. Пурнй? 4ämiäxene писатель йсталйхё / А. С. Артемьев // Ялав. 1972. -№.6 - С. 56-58

61. Артемьева, Ю. М. 1975 9улхи проза пирки шухйшлани / Ю. М. Артемьев // Чувашский язык и литература. — Чебоксары, 1976. —1. C. 99-120.

62. Артемьев, Ю. М. Асла фул сукмакёсем / Ю. М. Артемьев. — Таван Атал, 1979.-№8.-с.

63. Артемьев Ю.М. Образная система поэмы К.В. Иванова «Нарспи» / Ю.М. Артемьев // Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. Чебоксары: ЧНИИЯЛИЭ, 1987. - С. 69-83.

64. Базилевский, А. Б. Гротеск в литературе Восточной Европы / А. Б. Базилевский // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002. - С. 440-462.

65. Бикмухаметов, Р. Г. Многонациональное единство советской литературы: (историческая преемственность и новаторство) / Р. Г. Бикмухаметов // Единство: сб. ст. о многонац. сов. лит. М., 1982. — Вып. 4. - С. 385-412.

66. Бочаров, С. Г. Пути творческого воображения / С. Г. Бочаров // Единство: сб. ст. о многонац. сов. лит. М., 1982. - Вып. 4. - С. 214-226.

67. Бучис, А. Стилевые искания — излишества или неизбежность? : (динамика стилевых течений) / А. Бучис // Единство: сб. ст. о многонац. сов. лит. М., 1982. - Вып. 4. - С. 236-267.

68. Владимиров, Е. В. Межнациональные связи чувашской литературы / Е. В. Владимиров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 200 с.

69. Владимиров, Е. В. В русле времени / Е. В. Владимиров. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. 232 с.

70. Владимиров, Е. В. Обретение традиций / Е. В. Владимиров. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. 272 с.

71. Вышеславцев, Б. П. Достоевский о любви и бессмертии / Б. П. Вышеславцев // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.-М., 1990.-С. 398-407.

72. Гадамер, Г. Г. Семантика и герменевтика / Г. Г. Гадамер // Теория литературы: хрестоматия. Чебоксары, 2001. - С. 142-153.

73. Гинзбург, Л. Я. О старом и новом: статьи и очерки / Л. Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель, 1982. — 424 с.

74. Григорьев, Н. Г. Юратна санарсем: статьясем / Н. Г. Григорьев. -Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1980. 128 с.

75. Григорьев, Н. Г. Трубина Мархвин творчествинчи хёрарам санарёсем / Н. Г. Григорьев // Григорьев Н. Г. Юратна санарсем: статьясем. -III., 1980.-С. 16-25.

76. Гудырева, JI. В. Особенности лирического повествования в прозе И. Г. Торопова (на примере мелехинского цикла) / JI. В. Гудырева // Современная коми литература: проблематика, герой, стиль. Сыктывкар, 2004.-С. 33-52.

77. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. М.: Знание, 1996. - 237 с.

78. Драгомирецкая, Н. В. Стилевая иерархия как принцип формы. Н. В. Гоголь / Н. В. Драгомирецкая // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX-XX веков. М., 1974. - С. 251-299.

79. Ермаков, Ф. К. Путь к удмуртской прозе / Ф. К. Ермаков. — Ижевск: Удмуртия, 1975. 141 с.

80. Ершов, JI. Ф. Память и время / JI. Ф. Ершов. М.: Современник, 1986.-228 с.

81. Зверев, А. М. Смеховой мир / А. М. Зверев // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002. - С. 378-408.

82. Иванов, И. И. Кашни кёнекен хай шапи: хальхи лит. тивё9ё: наци лит. илемлёх традицийёсем: реализм идейисем аталанса пыни / И. И. Иванов.- III.: Чав. кён. изд-ви, 1980. 152 с.

83. Иванов, И. И. Чаваш халах писателе А. С. Артемьев / И. И. Иванов.- Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1988. 93 с.

84. История коми литературы: в 3 т. Т. 2. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1980.-328 с.

85. История коми литературы: в 3 т. Т. 3. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1981.-432 с.

86. История башкирской советской литературы. М.: Наука, 1977.528 с.

87. История удмуртской советской литературы. Ижевск: Удмурт, кн. изд-во, 1988.-332 с.

88. История марийской литературы. Йошкар-Ола: Марий, кн. изд-во, 1989.-432 с.

89. Канюков, В. Я. От фольклора к письменности / В. Я. Канюков. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. — 126 с.

90. Канюков, В. Я. Трубина Мархви. Пурнадёпе пултарулахё ринчен 9ырна очерк / В. Я. Канюков. — Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1959. — 92 с.

91. Канюков, В. Я. Николай Васильевич Шупу^дынни: пурна^ёпе пултарулахё динчен / В. Я. Канюков. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1977. - 64 с.

92. Канюков, В. Я. Развитие литературы и народные художественные традиции: проблемы литературно-фольклорных отношений / В. Я. Канюков. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. — 192 с.

93. Канюков, В. Я. Писатель асталахё: статьяес, очерксем /

94. B. Я. Канюков. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1983. - 176 с.

95. Карбаева, Н. А. Женские образы в современном мордовском романе / Н. А. Карбаева // Проблемы жанров современной мордовской литературы. — Саранск, 1987.-С. 156-182.

96. Кашина, Н. В. Эстетика Ф. М. Достоевского / Н. В. Кашина. М.: Высш. шк, 1989.-288 с.

97. Кожинов, В. В. Введение / В. В. Кожинов // Смена литературных стилей. На материале русской литературы Х1Х-ХХ веков. М., 1974. —1. C. 3-17.

98. Кожинов, В. В. К вопросу о «стилевых традициях» / В. В. Кожинов // Теория литературных стилей. Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. — М., 1978. С. 29-40.

99. Кожинов, В. В. Россия. Век XX (1901-1939) / В. В. Кожинов. М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 448 с.

100. Кожинов, В. В. Победы и беды России / В. В. Кожинов. -М.:Эксмо-Пресс, 2005. 512 с.

101. Корман, Б. О. Практикум по изучению художественного произведения / Б.О. Корман // Теория литературы: хрестоматия. Чебоксары, 2001.- 172 с.

102. Карсавин, J1. П. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви / Л.П. Карсавин // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. -М., 1991. С. 264-278.

103. Кузнецова, Т. Л. Коми повесть 1960-1980-х гг.: художественная эволюция жанра / Т. Л. Кузнецова // Современная коми литература: проблематика, герой, стиль. Сыктывкар, 2004. - С. 5-21.

104. Кульбаева, Н. И. Вениамин Иванов: очерк жизни и творчества / Н. И. Кульбаева. Йошкар-ола: Марий, кн. изд-во, 1991. - 128 с.

105. Культурология как наука: за и против: круглый стол, Москва, 13 февраля 2008 г. СПб: СПб ГУП, 2009. - 102 с. - (Дискуссионный клуб Университета).

106. Лебедев, А. А. Вчерашние уроки на завтра: литературная полемика / А. А. Лебедев. М.: Совет, писатель, 1991. - 366 с.

107. Лимерова, В. А. Без права на будущее: опыт смысловой интерпретации рассказа A.B. Ульянова «Черная осень» / В. А. Лимерова // Современная коми литература: проблематика, герой, стиль. Сыктывкар, 2004.-С. 109-128.

108. Лисовская, Г. К. Коми рассказ 90-х гг. XX в. / Г. К. Лисовская // Современная коми литература: проблематика, герой, стиль. — Сыктывкар, 2004.-С. 21-33.

109. Ломуиова, М. А. Мустай Карим: очерк творчества / М. А. Ломунова. М.: Худож. лит, 1988. - 208с.

110. Метин, П. Н. Комическое в чувашской литературе / П. Н. Метин. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. — 329 с.

111. Мусин, Ф. М. По координатам жизни: размышления о современной татарской прозе / Ф. М. Мусин. М.: Современник, 1976. -276 с.

112. Мышкина, А. Ф. Чувашская художественно-философская и художественно-публицистическая проза второй половины XX века / А. Ф. Мышкина. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. - 275 с.

113. Никитин, В. П. Чувашский рассказ: учеб. пособие / В. П. Никитин. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1988. — 125 с.

114. Петрова, Р. Н. Мишши Юхма (в контексте мировой литературы) / Р. Н. Петрова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. - 208 с.

115. Роднянская, И. Б. Художник в поисках истины / Н. Б. Роднянская. -М.: Современник, 1988. 384с.

116. Савирова, М.П. Становление и развитие чувашской приключенческой прозы / М.П. Савирова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2008. - 140 с.

117. Садай, В. Колхозла ял — чаваш прозинче / В.Садай // Тйван литература утамёсем: критикалла статьясем. — Ш.: Чав. кен. изд-ви, 1974. — 288 с.

118. Семенова, С. Валентин Распутин / С. Семенова. М.: Сов. Россия, 1987.- 176 с.

119. Семенова, С. Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика Видение мира - Философия / С. Г. Семенова. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 590 с.

120. Сироткин, М. Я. Константин Васильевич Иванов / М.Я. Сироткин // Иванов К. В. (^ырнисен Пуххи. LLL, 1957. - С. 26-38.

121. Скрипник, А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. М.: Изд-во полит, лит., 1992. - 351 с.

122. Тлостанова, М. В. Гротеск в литературе Запада / М. В. Тлостанова // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002. - С. 408-440.

123. Топер, П. М. Трагическое в искусстве XX века / П. М. Топер // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. — М., 2002. -С. 331-378.

124. Тынянов, Ю. Н. Литературный факт / Ю. Н. Тынянов. М.: Высш. шк., 1993.-320 с.

125. Уляшев, И. И. Повествование и стиль романов Г. Юшкова / И. И. Уляшев // Современная коми литература: проблематика, герой, стиль. -Сыктывкар, 2004. С. 64-82.

126. Федоров, Г. И. Хв. Агиверён психологизме пирки (эстетика тата поэтика ыйтавёсем) / Г. И. Федоров // Хальхи чаваш литератури: илемлё асталах ыйтавёсем. Ш., 1980. — С. 31-64.

127. Федоров, Г. И. Чаваш прозинчи герой хайевёрлёхё тата унпа 9умман таракан ытти ыйтусем / Г. И. Федоров // Хальхи чаваш литератури: илемлё асталах ыйтавёсем. Ш., 1980. - С. 83-98.

128. Федоров, Г. И. Художественный мир чувашской прозы 19501990-х годов / Г. И. Федоров. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ин-та гуманитар, наук, 1996. - 304 с.

129. Федорова, Л. П. Женская тема в поэзии Кузебая Гер да и Ашальчи Оки / Л. П. Федорова // Удмуртская литература. Ижевск, 2002. - С. 64-70.

130. Федоров, Г. И. Чаваш литератури (1945-1985 <?улсем): вёрену пособийё / Г. И. Федоров. LLL: Чав. патш. ун-чён изд-ви, 2004. - 516 с.

131. Филимонов, В. П. Память жанра: о путях постижения сюжетно-жанрового содерж. лит. произведения в сред, шк.: в 2 ч. Ч. 1 / В. П. Филимонов. — Владимир: Владимир, обл. ин-т усовершенствования учителей, 1994. 176 с.

132. Хлебников, Г. Я. Меслетпе асталах: ст. пуххи / Г. Я. Хлебников. -ILL: Чав. кён. изд-ви, 1984. 254 с.

133. Хлебников, Г. Я. Талант тёшши / Г. Я. Хлебников. — ILL: Чав. кён. изд-ви, 1981.-96 с.

134. Хлебников, Г. Я. Чувашская литературная классика и ее наследники: моногр. / Г. Я. Хлебников. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-304 с.

135. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX в. — М.: ИМЛИ РАН, 2002. 568 с.

136. Чаваш совет литератури. — Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1972. —512 с.

137. Черапкин, Н. И. В братском содружестве / Н. И. Черапкин.- М.: Современник, 1973. 198 с.

138. Чермаков, И. Г. И образ, и мысль / И. Г. Чермаков // Ялав. 1999. -№3. - С. 4.

139. Черняк, М. А. Современная русская литература: учеб. пособие / М. А. Черняк. М.: Форум ; СПб.: Сага, 2008. - 352 с.

140. Шкляев, А. Г. Литература Удмуртии 80-х годов / А. Г. Шкляев. -Устинов: Удмуртия, 1985. —28 с.

141. Эзенкин, В. С. Юрату кукрашкисем <?инчен / В. С. Эзенкин // Ялав.- 1978. -№ 10.-С. 8-10.

142. Эльсберг, Я. Э. Смена стилей в советском русском рассказе 19501960-х годов / Я. Э. Эльсберг // Смена литературных стилей: на материале рус. лит. Х1Х-ХХ веков. М., 1974. - С. 178-201.

143. Эльсберг, Я. Э. Смена стилей в советском русском рассказе: Сергей Антонов, Юрий Казаков, Василий Шукшин / Я. Э. Эльсберг // Смена литературных стилей. На материале рус. лит. Х1Х-ХХ веков. — М.: Наука, 1974. -С. 178-201.

144. Эсхель, А. Самана кёперё / А. Эсхель // Таван литература утамёсем: критикалла ст. — Ш., 1974. — С. 114-132.

145. Яковлев, Ю. В. Хальхи чаваш литературинчи синкер тёнчетуйаманхашпёр тёсёсем / Ю. В. Яковлев // Хальхи чаваш литератури: илемлё асталах ыйтавёсем. — Ш., 1980. С. 5-31.

146. Яковлев, Ю. В. Еллиеван прозари пултарулахё (интерпретаци ыйтавёсем) / Ю. В. Яковлев // Хальхи чаваш литератури: илемлё асталах ыйтавёсем. Ш., 1980. - С. 64-83.

147. Яковлев, Ю. В. Е. Лисинан <^ёньял ачисем» пове9ёнчи импрессионизмла туртамсем / Ю. В. Яковлев // Хальхи чаваш литератури: илемлё асталах ыйтавёсем. Ш., 1980. - С. 98-110.

148. Янкелевич, В. Ирония. Прощение / В. Янкелевич. М.: Респ., 2004.-335 с.1.I. Художественные тексты

149. Агивер, Ф. Г. Çanca çyMâp 9авать: калавсемпе поведем / Ф. Г. Агивер. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1974. - 190 с.

150. Агивер, Ф. Г. Затяжные дожди: повести и рассказы / Ф. Г. Агивер. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 334 с.

151. Агивер, Ф. Г. Цвет черемуховый: повести и рассказы / Ф. Г. Агивер. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. - 240 с.

152. Алендей, В. С. Красивая ты, рябина: повести и рассказы / В. С. Алендей. Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1971. — 306 с.

153. Алендей, В. С. Тарна сасси илтёнет: noBeçceMne калавсем / В. С. Алендей. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1982. - 399 с.

154. Алендей, В. С. Шел солдат: повести и рассказы / В. С. Алендей. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986. -400 с.

155. Алендей, В. С. Сар ду9еллё capa тутар: поведсемпе калавсем / В. С. Алендей. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1988. - 336 с.

156. Артемьев, А. С. Саламби / А. С. Артемьев. М.: Совет. Россия, I960. - 134 с.

157. Артемьев, А. С. Ан авйн, шёшкё / А. С. Артемьев. LLL: Чав. кён. изд-ви, 1950.-248 с.

158. Архипов, Т. Вся красота твоя / Т. Архипов. — Ижевск: Удмурт, кн. изд-во, 1983.-238 с.

159. Гаитбаев, Н. Светят окна в ночи: повести и рассказы: пер. с башкирск. / Н. Гаитбаев. М.: Современник, 1988. - 190 с.

160. Гаффар, Ахат. Долг / Ахат Гаффар. М.: Современник, 1983.176 с.

161. Гаффар, Ахат. Венская гармонь / Ахат Гаффар // Современная татарская проза. Казань, 2007. - С. 59-64.

162. Гаффар, Ахат. Похороны / Ахат Гаффар // Современная татарская проза. Казань, 2007. - С. 65-67.

163. Гилязов, Аяз. При свете зарниц / Аяз Гилязов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1986.-544 с.

164. Гиматдинова, Набира. Дикая роза / Набира Гиматдинова // Современная татарская проза. Казань, 2007. — С. 68-84.

165. Горький, М. Собрание сочинений: в 30-ти тт. Т. 24. Статьи, речи, приветствия. 1907-1928 / М. Горький. — М.: Гослитиздат, 1953. 576 с.

166. Емельянов, А. В. Перевертыш: повести и рассказы / А. В. Емельянов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. - 400 с.

167. Емельянов, А. В. Ят: калавсемпе поведем / А. В. Емельянов. — Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1992. —480 с.

168. Емельянов, А. В. Запоздалый суд / А. В. Емельянов. М.: Современник, 1976. -430 с.

169. Емельянов, А. В. Не ради славы: повести / А. В. Емельянов. М.: Совет. Россия, 1978. - 448 с.

170. Емельянов, А. В. Шанкарав куракё: повесть, калавсем / А. В. Емельянов. -Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1987. 416 с.

171. Емельянов, А. В. Черные грузди: повесть и рассказы / А. В. Емельянов. М.: Совет, писатель, 1984. - 304 с.

172. Игнатьев, В. Г. Будем счастливы: рассказы / В. Г. Игнатьев. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. — 336 с.

173. Игнатьев, В. Г. Беспокойные: повести и рассказы / В. Г. Игнатьев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. — 238 с.

174. Игнатьев, В. Г. Ка9хи сасасем: калавсем / В. Г. Игнатьев. — Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1983. -272 с.

175. Карами, Рафкат. Журчат ручьи / Рафкат Карами // Современная татарская проза. Казань, 2007. — С. 238-245.

176. Кибек, А. Д. Калавсем / А. Д. Кибек. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1955.136 с.

177. Красильников, Г. Олексан Кабышев: роман / Г. Красильников. — М.: Совет. Россия, 1964. 200 с.

178. Латып, Кави. Яблоки Рамазана / Кави Латым // Современная татарская проза. Казань, 2007. - С. 263-272.

179. Мустафин, Шагинур. Восьмиузорчатое полотенце / Шагинур Мустафин // Современная татарская проза. Казань, 2007. — С. 336-346.

180. Петров, В. Сыру / В. Петров // Таван Атал. 2008. - №1. - С. 13-16.

181. Рахман, Рифа. Сверчок / Рифа Рахман // Современная татарская проза. Казань, 2007. - С. 347-363.

182. Сагди, Радиор. Не забывай, дочка, о сестренке / Радиор Сагди // Современная татарская проза. Казань, 2007. — С. 364-371.

183. Садай, В. Л. £ёр ?алку9 / В. Л. Садай. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1965. -184 с.

184. Садай, В. Л. (^алтарсем тапара анаффё / В. Л. Садай. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1967. - 198 с.

185. Садай, В. Л. Одинокий куст / В. Л. Садай // Повести о моих земляках. М., 1981. - С. 126-138.

186. Сирматов, Индус. Новая квартира / Индус Сирматов // Современная татарская проза. Казань, 2007. — С. 382-391.

187. Скворцов, Ю. И. И все стало иным / Ю. И. Скворцов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. - 320 с.

188. Скворцов, Ю. И. Красный мак: повести и рассказы / Ю. И. Скворцов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. - 176 с.

189. Скворцов, Ю. И. Тепло человеческое / Ю. И. Скворцов. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1978. 192 с.

190. Тахти, И. Е. Поэзи, проза, публицистика / И. Е. Тахти. — Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1979. 374 с.

191. Трубина, М. Д. Детство: повесть / М. Д. Трубина. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. 191 с.

192. Трубина, М. Д. У тихой заводи: повесть / М. Д. Трубина. Чуваш, кн. изд-во, 1988. - 368 с.

193. Уяр, Ф. Е. Живое слово: повести и рассказы / Ф. Е. Уяр. М.: Совет, писатель, 1987. - 368 с.

194. Уяр, Ф. Е. Одно слово: повести, маленький роман, рассказы / Ф. Е. Уяр. М.: Совет, писатель, 1987. - 280 с.

195. Хуснияр, Зиннур. Вор / Зиннур Хуснияр // Современная татарская проза. Казань, 2007. - С. 528-543.

196. Эктель, В. П. Печек тёнче те асла. ЧТваш литератури: 20 ёмёр Bëçë / В. П. Эктель. Ш.: Калем, - 2002. - 144 с.

197. Юхма, M. Н. Анне çàKàpë: роман / M. Н. Юхма. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1991.-448 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.