Кино как объект культурологического исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Гожанская, Ирина Владимировна

  • Гожанская, Ирина Владимировна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2006, Саратов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 166
Гожанская, Ирина Владимировна. Кино как объект культурологического исследования: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саратов. 2006. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Гожанская, Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. КИНО В МЕДИАКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

§ 1. Место медиакультуры в культурном поле.

§2. Основные направления культурологического исследования массмедиа.

§ 3. Структура медиакультуры.

§ 4. Кино как расширение и реконфигурация медиакультурного. пространства.

§5. Кино как виртуальная реальность.

Глава 2. КИНОЯЗЫК И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВАНТИТАТИВНЫХ

МЕТОДОВ ДЛЯ ЕГО АНАЛИЗА.

§1. Киноязык как открытая система.

§2. Основания и возможности квантитативных методов киноанализа.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ КВАНТИТАТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

КИНОТЕКСТОВ.

§ Тендерные особенности восприятия информативных. характеристик фильмов.

§2. Исследование информационной насыщенности фильмов. различных жанров.

§3. Исследование аффективных характеристик фильмов на основе технологии семантического дифференциала.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кино как объект культурологического исследования»

Актуальность проблемы. В современном мире глобальных информационных процессов, называемом техногенной цивилизацией, особенно актуальным для человечества является существование медиапространства. В начале XXI в. медиа становятся всемирным ресурсом экономики и культуры, всей современной жизни. Мир медиа в высшей степени многообразен, он образует ме-диакультурное поле сложной структуры. Современный человек не может существовать вне этого динамично развивающегося культурного пространства.

Особое место в медиапространстве занимает кинематограф как сложный, парадоксальный по своей сущности и социокультурным последствиям феномен. Этот факт осознают и культурологи, и специалисты других дисциплин, и обычные люди. Благодаря возможности просмотра на экране, в телевизионном и цифровом формате, кинофильмы приобрели в общественной жизни статус, аналогичный другим средствам массовой коммуникации и даже превосходящий их. Новые медиа XX столетия существенно расширили глобальные, планетарно-масштабные и космические возможности коммуникации. Достигнута некая граница, на которой уже ничто и никто не может уклониться от коммуникации. Между любыми, самыми изолированными друг от друга культурами всегда существует некое информационное взаимодействие, никогда не сводящееся к нулю.

Можно сказать, что даже минимальный контакт каких-либо культур является доказательством существования внутреннего Мегакультурного диалога. Результатом такой коммуникации становится структурная открытость собственной культуры к разнообразным инокультурным влияниям и нормативам. Одним из примеров такого рода стало внедрение так называемой «голливудской формулы» в национальное кино многих стран.

Кино представляется одной из наиболее важных новых культурных форм с точки зрения выражения видимого, воображаемого, виртуального.

Массовая культура, вопреки распространенному представлению о ней как результате стандартизированного массового производства, являет собой не прискорбную противоположность культуре саморазвития, а ее неожиданное выражение и следствие. В ней идет интенсивный поиск культурных форм, способных преодолеть границы национальных, этнических и тендерных традиций.

Этот поиск выражается в стремлении создать универсальный язык коммуникации. Речевые средства общения обнаружили при этом очевидную ограниченность, а визуальные образы и музыка - явные преимущества. Разумеется, восприятие образа предполагает наличие у реципиента определенной грамотности в смысле владения специфическими культурными кодами, тем не менее, кинематограф, телевидение и популярная музыка выступили движущей силой демократизации современной культуры. Этот процесс манифестирует стремление общества к культурной деиерархизации, которая началась с приходом современности.

Рождение современной культуры развлечений может считаться водоразделом в истории, так как оно знаменует переход от культуры печатного слова к культуре зрелища, возникновение которой провоцировалось и сопровождалось новыми открытиями и разработками в области кинопроизводства. Технологические открытия способствовали установлению новых норм культурной грамотности на основе аудиовизуальных, зрелищных элементов. Расширив возможности социального доступа, новая культура перформанса привела и к изменению социального состава аудитории, уменьшила социальное неравенство.

На наш взгляд, успех массовой культуры в целом и кинематографа в частности, определяется и природой их внутренних свойств, и состязанием культурных традиций. Можно говорить о четырех факторах, явившихся основными моментами формирования массовой культуры: воздействие технологических новшеств на культурное развитие; изменение условий социального доступа, уровня культурной компетентности (грамотности), необходимого для понимания того или иного текста или культурного явления; экспрессивный потенциал, пригодность той или иной культурной формы для целей индивидуального самовыражения и воплощения; возможность репрезентации и выражения воображаемого и виртуального, предоставляемая конкретными культурными средствами и формами.

История кино, становление специфического киноязыка может рассматриваться как последовательное наращивание его способности будить живое переживание. Уже немое кино демонстрирует свои возможности, сила воздействия образа здесь наращивается за счёт крупного плана и монтажа. С появлением звука и дальнейшей профессионализацией искусства кино в 20-х годах возможности создания полноценной киноиллюзии увеличиваются. С тех пор и до настоящего времени кино не дистанцирует воображаемое, но мощно вбирает его в себя и придает ему фокус. Типический способ просмотра фильма этому только способствует. Когда гаснет свет, публика остается в темноте, наедине с собой и погружается в особое состояние, зависящее от автономно играющего воображения.

Путь, пройденный кинематографом с тех далеких лет, огромен. Как самое массовое из искусств, он становится элементом нового пространства — пространства масс-медиа. Можно сказать, что современное общество становится медиагеппым. Важную роль в этом играет, несомненно, то, что кино является целостной системой, обладающей собственным языком, овладение которым приводит к расширению пространства культуры, а вместе с этим и расширению возможностей человека. Кинематограф представляет собой своеобразную самореферентную структуру, содержащую огромный, пока мало исследованный аудиовизуальный аппарат, позволяющий объединять разделенную пространственными, культурными, этническими, социальными, возрастными, тендерными границами массовую аудиторию. Видимо, в этом кроется одна из главных причин такого сильного воздействия кинематографа на зрителя и такого пристального интереса к кино как к объекту междисциплинарных исследований. Ведь создание новой кинематографической формы коммуникации позволяет открывать новый тип мышления и новые возможности восприятия.

Вместе с тем не до конца понятны социокультурные следствия этого расширения и новой конфигурации медиапространства. Знаменитая фраза М.Маклюэна «Medium is message» тревожит нас как грозное заклинание. Но в то же время невозможно не учитывать элемент творчества и сотворчества, без чего немыслим облик современной культуры. Эволюция кинематографа предстает как сложно детерминированный процесс, предполагающий корреляцию объективных, историко-культурных и собственно художественных факторов, пересечением которых становится личность. В связи с этим важно осуществить междисциплинарное исследование, объединяющее культурологические, психологические, социологические, когнитивные, и, наконец, коммуникативные подходы к пониманию ментального конструирования «новой реальности», создаваемой кино на протяжении своего более чем векового существования.

Цель диссертационной работы - системный культурологический анализ места кино в современной медиакультуре, детерминированного спецификой и коммуникационными возможностями киноязыка и кинотекста. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

• проанализировать место медиакультуры в культурном поле на основе использования принципа инвариантности функционирования полей, независимо от их специфической природы;

• охарактеризовать основные направления и школы, а также полученные ими результаты исследования сущности и структуры масс-медиа;

• рассмотреть коммуникационный потенциал кино как элемента масс-медиа, способствующего расширению и реконфигурации медиакультур-ного пространства;

• выявить неоднозначное воздействие на личность аудиовизуальной информации, содержащей представление о воображаемом и виртуальном как открытом процессе, предполагающем со-творческую активность аудитории;

• выявить особенности киноязыка и возможности фильмологии в его исследовании;

• представить основания авторского конструирования и применения квантитативных методов исследования кино для изучения особенностей разных его жанров;

• найти количественные показатели для дифференциации эффектов воздействия киноязыка на эмоциональное состояние человека, рассмотреть возможность визуализации аффективных состояний.

Направление исследований определяется степенью разработанности проблемы и его центральной гипотезой, предположением о том, что кино радикально реконфигурирует пространство и время культурного поля, порождает новый язык и текст, которые могут быть исследованы как качественными, так и количественными методами. Степень разработанности проблемы значительна. Кино, как часть медиакультурного пространства и культуры в целом, исследовано достаточно основательно с различных сторон. Его специфику и место в медиакультуре рассматривали Р. Арнхейм [4,5], А.Базен [7], Р. Барт [10-13], Ж. Бодрийяр [20-22], Г. Дебор [43], Ж.Делез [44], С. Жижек [49], Ю.М. Лотман [79-81], Н. Луман [83,84], М. Маклюэн [85-87], М. Мерло-Понти [93], Ч. Пирс [105], Т. де Шарден [119], М. Фуко [136], Д. Чалмерс [177], М. Ямпольский [ 161 -164] и многие другие.

Огромный вклад в этот процесс внесли творцы самого кино — великие режиссеры, склонные к анализу и рефлексии различных сторон кинопроцесса: М. Антониони, А. Брессон, Д. Вертов, П. Гринуэй, Э. Гриффит, Л. Годар, Р. Ка-нудо [173], Л. Кулешов [67], Г .Мюстенберг [195], П. Пазолини, Э.Портер, Н. Пудовкин, М. Ромм, О. Уоллес, Э. Уорхолл, С. Хепуод, С. Эйзенштейн [149152].

К ним примыкают специалисты в новой области знания - фильмологии, где кино исследуется как особая артформа и особый язык: А. Базен [7,169], Д. Бордвелл [172], Г. Вёльфлин [29], Ж. Делёз [44], С. Жижек [50], 3. Кракауэр [64], С. Кэвел [176], Г. Кюри [180], М. Минегегги [94], Ж. Митри [193], Э. Морен [97], М.К. Рыклин [111], Э.Сорье [198].

Исследования культурного пространства, помогающие понять место кино и его специфику, осуществляли А.Я. Гуревич [42], Л.Г. Ионин [54], М.С.Каган [56], А.С. Кармин [57], Ю.М. Лотман [80], В.Б.Устьянцев [125], В.Н. Ярская [166] и др. Проблемы поля культуры, его реконфигурации были в центре внимания П. Бурдье [25], М. Вебера [28], Д. фон Гильдебранда [37], Г. Ин-ниса [186], К. Левина [73], Н. Лосского [78], М. Маклюэна [86], Э. Ноэль- Ной-ман [196], П. Сорокина [116], Ю. Хабермаса [137], П. Штомпки [147], Н. Элиаса [155].

Основные направления культурологических исследований масс-медиа связаны с такими именами как Т. Адорно [1], Д. Белл [16], Д. Гербнер [182,183], Г.Иннис [186], Н.Б. Кириллова [60], П. Лазарсфельд [189], Г.Лассуел [188], Ю. Лотман [79-80], М.Маклюэн [85, 87], Д. Маквэйл [191], Г.Маркузе [89], О. Тоффлер [120], У. Эко [153]. Р. Якобсон [165]. В России исследование кино получило отражение в трудах следующих ученых, занимающихся проблемами логики культуры, семиотики, коммуникативистики: В. Библера [19], М. Кагана [56], Ю.Лотмана [81], Г. Почепцова [107], К. Разлогова [108], Ю. Тынянова [122], А.Федорова [126-128], С. Фрейлих [134], М. Ямпольского [163,164].

Особенно важным для нас явилась разработка информационного подхода к кино, поскольку мы уверены, что кино как сложная система, как органический культурный и масс-медийный феномен может и должен исследоваться с междисциплинарных позиций. Огромный вклад в развитие таких исследований внесли D.E. Berline [171], А.В. Волошинов [35], Г.А Голицын [39], Л.Я. Дорф-ман [47], К. Мартиндейл [190], В.М. Петров [103], которых по праву можно назвать создателями эмпирической эстетики. Ими впервые были применены разработанные на основе информационной теории методы количественных исследований и эмпирического анализа разнообразных артформ. Некоторые из положений этих исследователей, как, например, принцип максимума информации, понятие потенциала возбуждения, использованы нами при разработке и проведении экспериментов по количественной оценке некоторых особенностей кинотекстов.

Большой вклад в развитие информационного подхода к исследованию культуры внесли также работы: Д.Е. Берлайна [171], Н. Винера [31], Ж. Лакана [70], К. Леви-Стросса [74], Д.А. Леонтьева [76], Ю.М. Лотмана [80], Ж. Пиаже [104], Р. Харриса [139], У. Эко [153].

Методологические ориентиры для квантитативного исследования кинотекстов разработаны в рамках семантического анализа, заложенного Ч. Осгу-дом [101] и его последователями, в том числе Д. Хайзе [184]. Отметим, наконец, основательные разработки в области СД-технологии, принадлежащие таким исследователям как: Л .Я. Дорфман [47], А.А. Леонтьев [75], Д.А. Леонтьев [76], В.М.Петров [103], П. Таненбаум [101], Д. Суси [101], A.M. Эткинд [157]. Однако, несмотря на разнообразие аспектов анализа места кино в системе масс-медиа, исследования особенностей кинематографа с позиций разных областей знания, в которых давалась бы системная культурологическая характеристика кино как важнейшего компонента и актора медиакультурного поля, до настоящего времени нет. Данная работа заполняет эту исследовательскую нишу и показывает возможности междисциплинарного подхода к исследованию кино в формате культурологической парадигмы.

Объектом исследования является кино как элемент медиакультурного пространства. Предметом исследования — место кино в медиакультурном поле, определяемое особенностями киноязыка и кинотекста как системных феноменов, создающих новое коммуникативное пространство культуры.

Методы исследования. Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют философско-методологические принципы исследования культурного пространства, концепция культурного поля П. Бур-дье, идея исторического процесса расширения культуры М. Маклюэна, системный подход к культурным феноменам Н. Лумана, теория фигураций Н. Элиаса и Г. Минцберга, принцип конструирования социальной реальности П. Бергера и Т. Лукмана, теоретико-информационный подход к культурным феноменам А.В. Волошинова, Г.А. Голицына и К. Мартиндейла.

Методологические ориентиры и теоретические приоритеты диссертации определены в терминах складывающейся в настоящее время парадигмы единой системы естественно-научного и гуманитарного знания, находящей своё выражение в эмпирической эстетике, теории информации, теории коммуникации и др. Мы опирались на фундаментальные положения культурологии, эстетики, семиотики, философии и социологии масс-медиа, а также психологической антропологии, теории информации и новой дисциплины - фильмологии. В качестве рабочего инструмента использовались принципы диахронического и синхронического анализа.

Для разработки авторского инструментария квантитативного исследования кинотекстов и проведения экспериментального исследования мы опирались на методики изучения информационно-аффективной насыщенности сообщения и технологию семантического дифференциала.

Эмпирической базой исследования явились также работы великих режиссеров, творцов нового языка и видения реальности. Особое значение для нас имели фильмы, принадлежащие к так называемому голливудскому кино, которые и были изучены в экспериментальной части нашего исследования. Выбор этого эмпирического базиса связан не с культурными предпочтениями, а с тем обстоятельством, что в фильмах «голливудской формулы» более ясно, в том числе с формальной стороны, выражены те культурные коды и технологические приёмы, которые характеризуют язык кино. В этом смысле мы оцениваем Голливуд как своеобразную экспериментальную площадку, хорошо описанную и изученную, что делает ее более доступной для культурологического анализа.

Достоверность и обоснованность работы определяется логически непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических (качественных и количественных) методов, корректным применением известных достижений философских, культурологических, социологических и фильмологических исследований феномена кино. Результаты и интерпретации проведенного эмпирического исследования соотнесены с известными экспериментальными данными, полученными в ходе других исследований. Основные выводы исследования лежат в русле положений культурологии и методологии междисциплинарных исследований.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Кино - это открытая и самореферентная коммуникативная система, уникальный актор медиакультурного поля, способный объединять массовую аудиторию на основе новых культурных кодов. Оно реконфигурирует культурное пространство, расширяя его границы, создавая новые мифы и стереотипы, воздействуя на зрителей посредством аудиовизуальных, перформансных, кинестетических каналов и симбиотических символов.

2. Кино создает особый виртуальный мир - это образотворческая абстракция реальности, непосредственный контакт со сферой знакового и символического, кинематический комплекс человеческого бессознательного, демонстрация союза духа и тела, жесткий реализм и одновременно романтизм нового взгляда на реальность сквозь видимость.

3. В ходе эволюции киноязык и его теория (фильмология) обогащаются и должны анализироваться в исторической парадигме. Становление специфического языка кинематографа находится в начальной стадии. Синтетическая природа киноязыка позволяет ему развиваться как на собственной основе, так и за счет возможностей других искусств. Присущее киноязыку как открытой системе стремление к созданию нового целого, позволяет надеяться, что эти возможности будут расширяться.

4. На основе использования теории информации возможно применение квантитативных методов к изучению кинематографической формы коммуникации и кинотекста с использованием особого категориального аппарата (аффективно-информационная насыщенность, концепция потенциала возбуждения, принцип максимума информации). Это позволяет конструктивно осмыслить и использовать процессы расширения и реконфигурации масс-медийного пространства.

5. Экспериментальные исследования показали, что исходная информативность и привлекательность названий фильмов влияет на коммуникативнопознавательное поведение реципиентов, формирование перцептивной готовности и модификацию личного тезауруса. Решение о выборе фильмов для просмотра связано как с личным выбором (вкусом), так и с особенностями тендерных и возрастных характеристик реципиентов.

6. Проведенная апробация разработанного нами экспериментального комплекса по исследованию принципа «максимума информации» выявила специфическую структуру киносообщения, в которой существуют бифуркационные единицы, единицы стагнационного типа, вербально-визуальные и невербально-визуальные единицы, находящиеся на различных уровнях. Это позволяет проникнуть в механизмы действия кинотекста и способствует адекватному анализу любого кинопроизведения, создает возможность предвидения его успеха.

7. Экспериментальное исследование на основе СД-технологии показало, что глубинной основой когнитивных схем являются бинарные оппозиции. Составленные нами концепты-стимулы и семантические профили для анализа фильмов голливудского формата и их экспериментальное использование показало, что СД-технология позволяет построить визуальную картину аффективных реакций и выяснить, какие культурные коды и схемы активнее работают в процессе кинокоммуникации.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

• впервые предпринято системное исследование структуры масс-медиа и места кино в медиакультурном пространстве;

• сформулирована новая гипотеза о реконфигурации кинематографом культурного пространства;

• всесторонне проанализированы парадоксы кино как творца новой, воображаемой и виртуальной, реальности и новых культурных кодов;

• раскрыты возможности информационного подхода к изучению киноязыка как открытой системы;

• впервые на основе современных методов междисциплинарных исследований разработана авторская методика комплексного эмпирического анализа фильмов как специфических кинотекстов;

• получены и введены в научный оборот результаты собственных квантитативных исследований кинотекстов различных жанров и показаны возможности их использования для интерпретации межкультурной коммуникации.

Практическая полезность диссертационного исследования определяется тем, что проведенный системный культурологический анализ на основе междисциплинарного подхода позволяет понять процессы расширения и реконфигурации культурного поля за счет появления нового актора, нового элемента масс-медиа - кино. Положения диссертации могут быть полезны при осмыслении свойств киноязыка как средства массовой коммуникации, как предмета фильмологии и философии кино. Разработанные нами методики квантитативного анализа кинотекстов и полученные на этой основе экспериментальные данные являются убедительным аргументом в пользу возможности применения к изучению кинокоммуникации количественных методов.

Теоретическое содержание работы и экспериментальные результаты могут быть использованы в общих и специальных курсах по культурологии, медиакультуре и массовой культуре, фильмологии, истории кино, кинокоммуникации. Методология эмпирических исследований может стать базой для проведения исследований массового, документального, авторского кинематографа, а также телевизионных программ и фильмов. Предложенные нами методики квантитативного анализа кинотекстов различной природы позволят при анкетировании ограниченного числа реципиентов определить с достаточно высокой степенью вероятности успешность того или иного фильма и устойчивость процессов кинокоммуникации.

Реализация результатов. Полученные результаты используются в преподавании курса «Английский язык для специальных целей» на физическом факультете и факультете нанотехнологий с активным использованием художественных фильмов как аутентичных средств коммуникации в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского; создано учебно-методическое пособие для студентов неязыковых вузов «Videoclub», разработан и успешно реализован проект «Исследование визуальных аспектов семиотики кино как средства межкультурной коммуникации» на базе кафедры английского языка и межкультурной коммуникации СГУ им. Н.Г. Чернышевского, что позволило существенно увеличить компетенции студентов в области киноязыка и социальных эпифеноменов масс-медиа.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором на Международной конференции «Language and Communication» (Саратов, апрель 2003), Межрегиональной конференции «Современные коммуникативные практики» (Саратов, март 2004 г.), Межрегиональной научной конференции «Комплексный анализ современных проблем общества и науки» (Саратов, май 2004 г.), Региональной научной конференции «Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента» (Саратов, март 2005), Международном конгрессе по креативности и психологии искусства (Пермь, июль 2005 г.). Принят доклад на XIX Международный конгресс ассоциации эмпирической эстетики (Авиньон, август-сентябрь, 2006).

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 6 публикациях автора объёмом 2,1 п.л.

Структура работы обусловлена основными целями и задачами данного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения и двух приложений. Список использованной литературы представлен 166 работами отечественных и 36 зарубежных авторов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Гожанская, Ирина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенного исследования, можно сказать, что нами выполнено междисциплинарное исследование места кино в современном медиа-культурном пространстве, особенностей и возможностей его языка как средства кинематографической коммуникации и реконфигурации поля культуры.

Предложена процедурная модель, позволяющая рассмотреть кино как открытую самореферентную коммуникативную систему, которая не только воздействует на социум, предлагая и навязывая позицию зрителя, но и создает виртуальную кинематографическую вселенную.

Выявлены и конструктивно проработаны способы системного анализа структуры медиакультуры, экспертной оценки парадоксов кино как творца новой реальности. Это позволило принять участие в подготовке и реализации проекта «Исследование визуальных аспектов семиотики кино как средства межкультурной коммуникации», направленного на поиск методов повышения эффективности изучения иностранных языков.

Впервые поставлены и решены задачи оценки коммуникационного потенциала кино как элемента масс-медиа, играющего решающую роль в расширении и реконфигурации медиакультурного пространства, а также обоснования возможности конструирования и применения квантитативных методов изучение кинотекстов и кинокоммуникации.

Усовершенствована методика применения специального исследовательского инструментария для изучения эффектов воздействия киноязыка на эмоциональное состояние зрителей, модификацию личного тезауруса и налаживание межкультурной коммуникации. Создан авторский экспериментальный комплекс «Экспериментальные технологии изучения аффективно-информационной насыщенности художественных фильмов».

Решение этих задач стало возможным благодаря использованию достижений в области фильмологии и философии кино, исследований социальных полей и практик, медиакультурного пространства, информационного и семантического подхода к изучению феноменов культуры.

Полученные результаты позволяют осмыслить свойства киноязыка как средства массовой коммуникации, более эффективно применять для его анализа квантитативные методы при исследовании массового, документального, авторского кино, для целей развития кинематографа и налаживания устойчивой межкультурной коммуникации через использование новых культурных кодов.

Полученные результаты использованы в преподавании курса «Английский язык для специальных целей» на физическом факультете и факультете на-нотехнологий с активным использованием художественных фильмов как аутентичных средств коммуникации в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского; создано учебно-методическое пособие для студентов неязыковых вузов «Videoclub», разработан и успешно реализован проект «Исследование визуальных аспектов семиотики кино как средства межкультурной коммуникации» на базе кафедры английского языка и межкультурной коммуникации СГУ им. Н.Г. Чернышевского, что позволило существенно увеличить компетенции студентов в области киноязыка и социальных эпифеноменов масс-медиа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Гожанская, Ирина Владимировна, 2006 год

1. Адорно Т. Проблемы философии морали / Т. Адорно. М.: Республика, 2000.- 239 с. - ISBN 5-250-02777-Х

2. Александров Е.В. Этические и эстетические основания визуально-антропологической съемки // Е.В. Александров. Информкультура. Материальная база сферы культуры: научн.- информ.сб. Вып. 3. М.: Изд-во РГБ, 1997. -ISBN0374-9304

3. Антонов Ю.В. Второе лицо. Опыт преодоления культуры/ Ю.В. Антонов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 208 с. - ISBN 5-292-02937-8

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974.-392 с.

5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства/ Р. Арнхейм. — М.:Прометей,1994. http://www.2x36.ru/articles/arnheim/photol.html

6. Афанасьева В.В. Тотальность виртуального / В.В. Афанасьева. Саратов: Научная книга, 2005. - 104 е.- ISBN 5-93888-706-2

7. Базен А. Что такое кино / А. Базен М.: Искусство, 1972. - 373 с.

8. Балаш Б. Дух фильмы / Б.Балаш. М.: Изд-во ГП, 1935. - 200 с.

9. Баликси А. Визуально-антропологический проект в условиях существования многих культур / А.Баликси //Информкультура. Материальная база сферы культуры: научн. информ. Сб. Вып. 2. - М.: Изд-во РГБ, 1998. -ISBN 0374-9304

10. Ю.Барт P. Camera lucida: Комментарий к фотографии / Р. Барт. М.: Ad Marginem, 1997. - 224 с. - ISBN 5-82259-035-6

11. И.Барт Р. Империя знаков / Р. Барт; Пер. с фр. Я. Бражниковой. М.: Прак-сис, 2004. - 144 с.

12. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. М.: Изд-во Сабашниковых. 1996. -314с.-ISBN 5-8242-00-76-9

13. З.Барт Р. Третий смысл / Р. Барт. // Строение фильма: некоторые проблемы анализа произведений экрана: сб. ст. / сост. и авт. перев. К. Разлогов; коммент. М. Ямпольского.-М.: Радуга, 1989. С. 179-205.

14. М.Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / В.П. Барышков; под ред. В. Б. Устьянцева. -М.: Логос, 2005.- 192 с. ISBN 5-98704-046-9

15. Безумие и смерть. Интерпретация культурных кодов:2004 /сост. и общ. ред. В.Ю. Михайлина. Саратов; СПб.: ЛИСКА, 2005. - 224 с. - ISBN 589091-390-5

16. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д.Белл; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Аса-demia, 1999. 787 с. - ISBN 5-4441-203-0

17. Бельтинг X. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / X. Бельтинг. М., 1996.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман М.: Медиум, 1994. - 323 с. -ISBN 5-85091-036-2

19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1999. — 413 с. - ISBN 5-250-00739-2

20. Бодрийяр Ж. Америка / Ж.Бодрийяр. СПб.: Изд-во Вл. Даль, 2000. -205 с.

21. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр М.: Добро-свет, 2000. 387 с. - ISBN 5-7913-0047-6

22. Бодрийяр Ж.Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийяр. // Поэтика и политика: Альманах /Росс.- фр. Центр социологии и философии Ин-та социол. РАН. М.: СПБ.: Ин-т эксперим. социол: Алетейя, 1999. - 350 с. - ISBN 5-89329-137-9

23. Бурдье П. О телевидении и журналистике / П.Бурдье. М.: Фонд науч. исследований «Прагматика культуры», 2002 . - 160 с. - ISBN 5-73330041-8

24. Бурдье П. Практический смысл / П.Бурдье; пер. с франц. А.Т. Бикбова, Е.Д. Вознесенской, С.Н. Зенкина, Н.А. Шматко; отв. ред. пер. и послесловие Н.А. Шматко.- М.: Ин-т экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2000. - 563 с. - ISBN 5-89329-7

25. Бурдье П. Социальное пространства: поля и практики / П.Бурдье. СПб.: Алетейя, 2005. - 576 с. - ISBN 5-89329-761-Х

26. Быстрова А. И. Культурное пространство как предмет философской рефлексии / А. И. Быстрова //Философские науки. 2004- №12,- С.24-40.

27. Вартанов А.С. От фото до видео: образ в искусстве XX века / А.С. Вартанов. М.: Искусство, 1996. - ISBN -224 с. - 5-210-2524-1

28. Вебер М. Избранные произведения / М.Вебер; пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.-809 с. -ISBN 5-01-001584-6

29. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вельфлин. — М.- JL, 1930.

30. Верилио П. Информационная бомба. Стратегии обмана / П.Верилио. — М.: Дом интеллект, книги, 2002. 182 с.

31. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном мире и машине/ Н.Винер; пер с англ. -2-е изд. М., 1983. -343 с.

32. Витгенштейн JI. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / Л.Витгенштейн. -М.:Гносис, 1999.

33. Власть. Судьба. Интерпретация культурных кодов /под ред. В.Ю. Михай-лина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 300 с. - ISBN 5-092-02972-6

34. Лики творчества / М.Волошин. СПб, 1914. - 377 с.

35. Волошинов А.В. Математика и искусство / А.В. Волошинов. — М.: Просвещение, 2000. 399 с. —ISBN 5-09-008033-х

36. Время/бремя артефактов (Социальная аналитика непоправимости) /под. ред. А.К. Секацкого. СПб., 2004, Вып. 2. - ISBN 5-288-03521-0

37. Гильдебранд Д.фон. Метафизика коммуникации. Исследование сущности и ценности общественных отношений / Д.фон Гильдебранд; пер. с нем. А.И. Смирнова. СПб.: Алетейя, 2000. - 373 с. - ISBN 5-89329-238-3

38. Глядя на Запад. Культурная глобализация и российские молодежные культуры / пер. с англ. О.Оберемко и У. Блюдиной. СПб.: Алетейя, 2004.-278 с.

39. Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре / Г.А. Голицын. СПб.: Информ.-изд. агентство «Русский мир», 1997. -ISBN 5-85810-0389-2

40. Горичева Т. Ужас реального / Т.Горичева и др. СПб.: Алетейя, 2003. -288 с. - ISBN 5-89329-624-9

41. Грязева-Добшинская В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы / В.Г. Грязева-Добшинская. М.: Академический проект, 2002. - ISBN 5-8291-0185-8

42. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1984. 350 с.

43. Дебор Г.- Э. Общество спектакля / Г.- Э. Дебор; пер. с франц. С. Оферта-са и М. Якубовича. М.: Логос, 2000. - 184 с. - ISBN 5-8163-0008-3

44. Делез Ж. Кино / Ж.Делез М.: Ад Маргинем, 2004. - 622 с. - ISBN 593321-089-7

45. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У.Джеймс; пер. с англ.; послесл. А.Я. Гуревича. М.: Наука, 1993. - 431 с. - ISBN - 5-02-00817-1

46. Дондурей Т. Фабриканты страны грёз / Т.Дондурей. // Вокруг света. -2006.-№4.-С. 134-148.

47. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л.Я. Дорфман. М.: Смысл, 1997. - 424 с. - ISBN 5-89357-010-3

48. Дубицкая В.П., Ионцева М.В. Любите ли вы кино? / В.П. Дубицкая, М.В. Ионцева. //Социология: 4М, 1997.- №8.

49. Жижек С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек; пер. с англ. В. Софронова. М.: Художественный журнал, 1999. - 236 с. - ISBN 590116-01-1

50. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального / С.Жижек. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. - ISBN 5-7333-0220-851.3еленов JI.A., Куликов Г.Н. Методологические проблемы эстетики/ JI.A., Зеленов, Г.Н. Куликов. М.: Высшая школа, 1982. - 175 с.

51. Изволов Н. Феномен кино: история и теория / Н.Изволов М.: Материк, 2005.- 164 с.

52. Ильин И.П. По стструктурализм. Деконструктивизм / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1996. -255 с.-ISBN 5-87604-035-5

53. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студ. Вузов / Л.Г. Ионин. Изд. 3-е. - М.: Логос, 2000. - 432 с. -ISBN 5-88439-052-1

54. Искусство в ситуации смены циклов: междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002 . - 467 с. - ISBN 5-02-022662-9

55. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 2003. 368 с.

56. Кармин А.С. Культурология: учебник / А.С. Кармин, Е.С. Никонова. -СПб.: Питер, 2000. 463 с. - ISBN 5-44723-723-743-4

57. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции / Г.Келли. // Современная зарубежная социальная психология: тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1984.-255 с.

58. Керлот Х.Э. Словарь символов Идеология. Магия. Психоанализ: Перевод. /Х.Э. Керлот.-М.: REFL book 1994. 558 с. - ISBN 5-87983-014-4

59. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну /Н.Б. Кириллова. М.: Академический проект, 2005. - 448 с. - ISBN 5-8291-0483-0

60. Конецкая В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. — М., 1997.

61. Корнев С. Мистика, Звездные Войны и один парадокс массовой культуры / С. Корнев http://kornev.chat.ru/ni del

62. Костина О.В. Онтология коммуникации / О.В. Костина; под ред. Б.И. Мокина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 156 с. - ISBN 5-29203237-9

63. Кракауэр 3. Природа фильма / 3. Кракауэр. М.: Искусство, 1974. - 427 с.

64. Крёбер А. Избранное: природа культуры / А.Крёбер; пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 1008 с.

65. Кузнецова Т.Ф. Социокультурные взаимодействия и межкультурные коммуникации / Т.Ф. Кузнецова. // Философские науки. — 2003. №5-С.129-135.

66. Кулешов J1. Собрание сочинений: в 3 т. Т.1. Теория. Критика. Педагогика / JI. Кулешов. М.: Искусство, 1987. - 448 с.

67. Культурология. XX век. Энциклопедия. Том 1. — СПб: Университетская книга, 1998. 477 с. ISBN 5-7914-0028-4

68. Кэмерон Бендлер JI.C. С тех пор они жили счастливо / JI.C. Кэмерон -Бендлер. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.-320 с. - ISBN 5-7925-1230-5

69. Лакан Ж. Функция речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан; пер. с фр. А.К. Черноглазова. М.: Гнозис, 1995. - 192 с. - ISBN 5-7333-0469-3

70. Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе / Г.Лассуэл .// Массовая коммуникация в современном мире. — М., 2000.

71. Левин А.И. Киноискусство как фактор формирования системы ценностей современного общества /А.И. Левин // Философские науки. — 2004.- №1-С. 5-18.

72. Левин К. Теория поля в социальных науках / К.Левин; пер. с англ. СПб.: Речь, 2000.-368 с.

73. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К.Леви-Стросс; пер. с англ.; под ред. и с прим. В.В. Иванова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -512 с. -ISBN 5-04-003849-1

74. Леонтьев А. А. Психолингвистический аспект языкового значения / А. А. Леонтьев. // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976.

75. Леонтьев Д.А. Личность в психологии искусства / Д.А. Леонтьев. // Творчество в искусстве, искусство творчества. М.: Смысл, 2000.

76. Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов: к использованию структурного анализа в социальной антропологии /Э. Лич. М.: Изд. фирма «Восточная литература», РАН, 2001. - 142 с. -ISBN 5-02-018235-4

77. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма / Лосский Н.О. Избранное. -М.: Правда, 1991.-622 с.

78. Лотман Ю. М. и тартусско-московская семиотическая школа М.: Гно-сис, 1994. - 560 с. - ISBN 5-7333-0486-3

79. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Лотман Ю.М. М.: Гносис; Издат. группа «Прогресс», 1992. -270 с. - ISBN 5-01-003843-9

80. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман. Таллин: Ээсти Раамат, 1973.

81. Лотмановский сборник: тартуский университет М.:Изд-во «ИЦ Горан», 1995.- Т.1. - 734 с. - ISBN 5-90-03341-44-0

82. Луман Н. Медиа коммуникации / Н. Луман. М.: Логос. - 2005. - 259 с. -ISBN 5-8163-0061-х

83. Луман Н. Реальность масс-медиа / Н. Луман. М.: Праксис, 2005. - 256 с.-ISBN 5-90-1574-46-Х

84. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга / М. Маклюэн М.: Изд-во Ника-центр, 2001. - ISBN 966-521-224-9

85. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека./ М.Маклюэн. М.; Жуковский: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. -464 с. -ISBN 5-86090-102-х

86. Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант/ М.Маклюэн. //Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.7. — М.: Искусство, 1997. - ISBN 5-21000462-0

87. Маниковская М.А. Коммуникативное пространство художественной культуры / М.А. Маниковская. // Философия и общество 2005.- №1-С.93-114.

88. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; сост., предисл. В.Ю. Кузнецова.

89. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 526 с.

90. Массовая культура на рубеже веков: сб. статей. М.: СПб.: Дмитрий Бу-ланин, 2005. - 263 с.

91. Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ. -М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. 339 с.

92. Массовое искусство и массовая культура: «за» и «против». — М.: Гуманитарий, 2003. 512 с. - ISBN 5-89221-048-0

93. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М.Мерло-Понти; пер. с фр.; под ред. И.С. Вдовиной; С.Л.Фокина.- СПб.: Квента. Наука, 1999.626 с. ISBN 5-87399-054

94. Минегетти А. Кино, театр, бессознательное / А. Минегетти. Том 1. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. 384 с. - ISBN 5-93871-009-х

95. Минцберг Г. Структура в кулаке /Г. Минцберг.- СПб.: Питер, 2001. -ISBN 5-318-00285-4

96. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие / А.Моль; пер с франц. Б. А. Василюка -М.: Мир- 1966.-296 с.

97. Морен Э. Метод. Природа Природы / Э.Морен; пер. с франц. Е.Н. Кня• зевой. М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 464 с. - ISBN 5-8 9826-165-6

98. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс/ С. Московичи. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - ISBN 5-26202-079-Х

99. Неважжай И.Д. Принципы коммуникации в контексте фундаментализмаки релятивизма / И.Д. Неважжай // Философская и правовая мысль. Саратов, 2002.-Вып. 3.- С.114-123.

100. Ортега-и- Гассет X. Камень и небо / X. Ортега-и- Гассет; пер. с исп.; предисл. А. Гелескула; сост. и коммент. Н. Малиновского. М.:

101. Грант, 2000. 288 с. - ISBN 5-89135-143-9

102. Осгуд Ч. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам /Ч. Осгуд, Д. Суси, П. Танненбаум. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

103. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система/ А.А. Пели-пенко , И.Г. Яковенко. М.: Изд-во Языки русской культуры, 1998. -371 с. - ISBN 5-7859-0047-5

104. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Пространство и время художественного мира / В.М. Петров. Вып.1. М.: Смысл, 2004. ISBN 5-89357-066-9

105. Пиаже Ж. Схема действия и усвоение языка / Ж. Пиаже; пер. с франц. Н.В. Уфимцевой //Семиотика: сост., вст. статья и общ.ред. Ю.С. Степанова. М.: Радуга, 1983. - С. 133-136.

106. Пирс Ч. Избранные произведения/Ч. Пирс. М.: Логос, 2000.-412 с. ISBN-5-8163-0014-8

107. Позднева С.П. Наука и культура / С.П. Позднеева. //Наука и культура: сб. науч. трудов / под ред. С.П. Поздневой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.-С.З-12.

108. Почепцов Г.Теория коммуникации / Г. Почепцов. М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 2003. - ISBN 5-87983-101-9

109. Разлогов К.Э. Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана / К.Э. Разлогов. М.: Искусство, 1984. -158 с.

110. Роджерс Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека /Р. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. - 479 с.

111. Розин В.М. Семиотические исследования / В.М. Розин. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 256 с. - ISBN 5-9292-0032-8

112. Рыклин М. К. Искусство как препятствие /М.К. Рыклин. М.: Ad-Marginem. 1997. - 219 с. - ISBN 5-88059-025-9

113. Свечников B.C. Социальное конструирование виртуальных реальностей / B.C. Свечников. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. - 196 с. -ISBN 5-7433-1197-8

114. Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования. / под ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. М.: Мир, 1972.

115. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве.- М., 2002. ISBN 5-89826-116-8

116. Система средств массовой информации России: учеб. пособие / под ред. Я.Н. Засурского. М.: 1996.

117. Сорокин П. Социальная и культурная динамика / П. Сорокин. -СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. -588 с. ISBN 5-87444-221-9

118. Соссюр Ф.де. Труды по языковедению / Ф.де. Соссюр; пер. с франц. под ред.А.А. Холодовича. М.: Прогресс, 1977. - 696 с.

119. Сулимова В.А. Коммуникативное пространство современной культуры: знаки и символы / В.А. Сулимова., И.Е. Фадеева // Философские науки. 2004.- №4. - С.29-42.

120. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. де Шарден Тейяр. — М.: Наука, 1987. ISBN 5-17-004183-7

121. Тоффлер О. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века / О. Тоффлер; пер с англ.; науч. ред., авт. предисл. П.С. Гуревич. -М.: ACT, 2001. 670 с.

122. Трофимова Р.П. История русской культурологии / Р.П.Трофимова. М.: Академический проект: Трикста, 2003. - 608 с.

123. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. / Ю. Н. Тынянов. М.: Искусство, 1977 - 574 с.

124. Уайт Л. Избранное: наука о культуре / Л.Уайт; пер. с англ. М.: Рос. полит, энцикл., 2004. - 660 с. - ISBN 5-8243-0480-7

125. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников / Ю.Н. Усов. Дис. д-ра пед. наук. М., 1989. - 362 с.

126. Устьянцев В.Б. Социальная память в проблемном поле отечественной философии / В.Б. Устьянцев // Социальная память российской цивилизации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. — С.5-18.

127. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. Ростов: ЦВВР, 2001. - 708 с.

128. Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия / А.В. Федоров // Искусство и образование. 2001. - № 2. - С.57-64.

129. Федоров А.В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры / А.В. Федоров. // Прикладная психология. — 2002. № 2. - С.84-89.

130. Федотова J1.H. Социология массовой коммуникации / J1.H. Федотова. СПб.: Питер, 2004. - 397 с. - ISBN 5-272-00334-9

131. Филиппов С. Два аспекта киноязыка и два направления в развитии кинематографа / С. Филиппов, http://kinocenter.rsuh.ru/filippov.htm

132. Флаэрти Р. Статьи. Свидетельства. Сценарии / Р. Флаэрти. — М.: Искусство, 1980. 226 с.

133. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно- изобразительных произведениях / П.А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993.-324 с.

134. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов / Дж. Фоли. М., 1997.

135. Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского /С. Фрей-лих. М.: Академический проект, 2002. - 512 с.

136. Фриауф В. А. Язык, сознание, человеческая деятельность. Абсолютно другое / В.А. Фриауф. Саратов: Научная книга, 2005.-230 с. - ISBN 5-93888-667-8

137. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы /М.Фуко; пер. с нем. В.Наумова; под ред. И.Борисовой. М.: Изд-во «Ad Marginem». 1999. - 480 с. - ISBN 5-93321-010-2

138. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас; пер. с нем.; под ред. Д.В. Склярова. СПб.: Наука, 2000. -ISBN 5-02-026810-0

139. Харре Р. Социальная эпистемология: передача знания посредством речи / Р.Харре // Вопросы философии. 1992. - № 9.

140. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р.Харрис. СПб.: Прайм - Еврознак, 2003. - 448 с. - ISBN 5-93878-033-0

141. Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности / Н.Ф. Хилько. Омск: Изд-во Сибирского филиала Российского ин-та культурологии, 2001. - 446 с.

142. Христофорова О.Б. Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на межэтнические взаимодействия / О.Б. Христофорова. // Язык и этнический конфликт. М.: Гендальф, 2001. - С. 99114.

143. Христофорова О.Б. Риторика антропологического фильма /О.Б. Христофорова. // Материальная база сферы культуры: еауч.-информ. сб. Вып. 4. М.: Изд. РГБ, 2000. - С. 41-49. - ISBN 0374-9304

144. Черная JI.A. Культурология: основы теории / JI.A. Черная. М.: Логос, 2003.-184 с. - ISBN 5-94210-169-1

145. Шамшин Л.Б. Аудиовизуальная культура/ Л.Б.Шамшин // Культурология. XX век. Энциклопедия. Том 1. СПб.: Университетская книга, 1998.

146. Шахназаров К. Язык кино упрощается / К. Шахназаров // Литературная газета.- 2006-№17. -26 апр.- 3 мая,

147. Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации /Ю.А. Шрейдер. //Проблемы кибернетики. Вып. 13. М.: Наука, 1965.-250 с.

148. Штомпка П. Социология социальных изменений /П. Штомпка; пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. - 414 с. - ISBN 57567-0053-6

149. Шульгин Н.Н. Альтернативная герменевтика в диалоге культур / Н.Н. Шульгин // Вопросы философии 2002. - № 12.

150. Эйзенштейн С.М. Дисней /С.М. Эйзенштейн. //Проблемы синтеза в художественной культуре. М.: Искусство, 1985. - С. 210-211.

151. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах / С.М. Эйзенштейн- Т. 2.-М.:Искусство. 1964.

152. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства/ С.М.Эйзенштейн. -М.: Смысл, 2002. -335 с.

153. Эйзенштейн С.М. Монтаж / С.М. Эйзенштейн. М.: ВГИК, 1998. -193 с.

154. Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике /У.Эко. СПб.: Академический проект, 2004. - 384 с. -ISBN 5-7331-0019-2

155. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию /У.Эко; пер. А.Г. Погоняйло и В.Г. Резник СПб.: Петрополис, 1998. — 432 с. — ISBN 5-86708-114-1

156. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования /Н. Элиас. М.; СПб.: Университетская книга, 2001.-ISBN 5-94483-011-5

157. Эпштейн М.Н. Философия возможного/ М.Н. Эпштейн. СПб.: Алетейя, 2001. - 334 с. - ISBN 5 -89329-4324-6

158. Эткинд А. М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала /А. М. Эткинд. // Вопросы психологии. 1979 - № 1. -С. 17-27.

159. Юнг К.-Г. Миф и душа. Шесть архетипов / К.-Г. Юнг. Киев: Государственная Библиотека, 1996. - 384 с.

160. Юнг К.- Г. Психологические типы / К.- Г. Юнг. СПб.-М.: Университетская Книга, 1998. - 720 с. - ISBN 5-88230-042-9

161. Ямпольский М.В. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф /М.В. Ямпольский. М., Культура, 1993. - ISBN 5-8334-0023-6

162. Ямпольский М.В. О близком (Очерки немиметического зрения)/М. Ямпольский М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 240 с. - ISBN 5-86793-141-2

163. Ямпольский М.В. Полемические заметки об эстетике массового фильма/ М.В. Ямпольский. //Стенограмма заседания «круглого стола» киноведов и кинокритиков «Современность и задачи советского искусства». М.: Изд-во Союза кинематографистов, 1987.

164. Якобсон Р. В поисках сущности языка /Р. Якобсон; пер. с анг. В.А. Виноградова и А.Н. Журинского //Семиотика / сост.; вст. статья и общ. ред. Ю.С. Степанова. -М.: Радуга,1983. С. 102-117.

165. Ярская В, Яковлев Л.,Печенкин В.,Ежов О. Пространство и время культурных изменений: курс лекций / В. Ярская, Л. Яковлев, Л.• Печенкин. Саратов: Научная книга, 2004. - 280 с. - ISBN 5-93888-470-5

166. Arnheim R. Film and Reality/ R. Arnheim // Film as Art. Berkeley: University of California Press, 1957.http://www.kcl.ac.uk/humanities/filmstudies/classical=2004.htm

167. Badiou A. Deleuze / A.Badiou. Paris: Hachette.- 1997.

168. Bazin A. What is Cinema? Volume 1. / A .Bazin. Berkeley: University of California Press. - 1970.http://www.kcl.ac.uk/humanities/filmstudies/classical=2004.htm

169. Benjamin V. The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction / V. Benjamin // Illuminations. Glasgow: Fontana, 1977. - pp. 219-254.

170. Berline D.E. Aesthetics and Psychology/ D.E. Berline. N.Y.: Appleton Century Crofts. - 1971.

171. Bordwell D. Post-Theory: Reconstructing Film Studies /D. Bordwell, N.Carroll. Madison: University of Wisconsin Press. - 1996. http://plato.stanford.edu/entries/film/

172. Canudo R. The Birth of a Sixth Art/ R. Canudo.// R. Abel. French Film Theory and Criticism Princeton: Princeton University Press, 1988 - pp. 58-65.

173. Carey J. Harold Adams Innis and Marshall McLuhan/ J. Carey.//The An-tioch Review, 1967. 27 (1). - pp. 5-39.

174. Carroll N. Film/ N. Carroll// M. Kelly./ Encyclopedia of Aesthetics New York and Oxford: Oxford University Press. - Volume 2. - 1998.- pp. 185-206.

175. Cavell S. The World Viewed: Reflections on the Ontology of Film/ S. Cavell. Harvard University Press. - 1979. http://myweb.wvnet.edu/~ielkins/film04/theory.html

176. Chalmers D. The Conscious Mind: In Search Of A Fundamental Theory / D. Chalmers// Philosophy of mind series. Owen Flanagan, Duke University. - 1996.

177. Collins R. The Metaphor of Dependency and Canadian Communications: The Legacy of Harold Innis/ R.Collins. //Canadian Journal of Communication. 12(1).- 1986.-pp. 1-19.

178. Cupchik G.C. From perception to production: a multilevel analysis of the aesthetic process/ G.C. Cupchik.// Cupchik, G.C., Laszlo, J. Emerging Visions of the Aesthetic Process. Cambridge University Press, New York. - 1992.

179. Currie G. Image and Mind: Film, Philosophy, and Cognitive Science/ G. Currie. Cambridge: Cambridge University Press. - 1995.

180. Davenport G. Every Force Evolves a Form/ G. Davenport. San Francisco: North Point. - 1987.

181. Gerbner G. Communications Technology and Social Policy: Understanding the New «Cultural Revolution»/G. Gerbner. New York: Interscience Publication, 1973.-573 p.

182. Gerbner G. Communications/ G. Gerbner, W. Shramm. //International Encyclopedia of Communications. Vol.1. - N.Y. Oxford. - 1989.

183. Heise D. The Semantic Differential and Attitude Research/ D. Heise //Attitude Measurement. Chicago: Rand McNally, 1970.

184. Hollywood, the Dream Factory www.nimbus.temple.edu/-jrubi/wava/powder

185. Innis H.A. The Bias of Communication/ H.A. Innis. University of Toronto Press, 1991.http://www.utoronto.ca/mcluhan/tscinnisbiasofwriting.htm

186. Jowett G.S. Movies as Mass Communication/ G.S. Jowett, J.M. Linton. Newbery Park, Sage Publications. - 1989.

187. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society/ H.D. Lasswell // Mass Communications. A Book of Readings. Urbana, 1960.

188. Lazarsfeld P. The People's Choice/ P. Lazarsfeld, B. Berelson, H. Gau-det. -N.Y, 1948.

189. Martindale C. The Clockwork Muse: The Predictability of Artistic Change/ C. Martindale. New York: Basic Books, 1990.

190. McQuail D. Sociology of Mass Communications/ D. McQuail. -Harmondsworth: Penguin Books, 1972. 477 p.http://www.participations.org/volume%201/issue%201/l01blumlercontents .htm

191. Metz Ch. Film Language/ Ch. Metz. University of Chicago, 1990.

192. Mitry J. The Aesthetics and Psychology of Cinema/ J. Mitry; trans. King Ch. Bloomington: Indiana University Press, 1997.

193. Morin E. The Cinema, or The Imaginary Man/ E. Morin// An Essay in Sociological Anthropology. Prologue; translated by L.Mortimer. University of Minnesotta Press, 1956. - 320 p.

194. Munsterberg H. Psychology of the photoplay / H.Miinsterberg. //The Film: A Psychological Study. New York: Dover, 1970. - pp. 18-56/

195. Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence: A Theory of Public Opinion/ E. Noelle-Neumann.// Journal of Communication. 24 (2). - 1974 - pp. 43-51. http://www .unc.edu/courses/2000faH/iomc245-001/palmistecritique 1 .html

196. Searle J.The construction of social reality/ J. Searle. 1995. - 241 p.

197. Souriau E. La structure de l'univers filmique et le vocabulaire de la filmologie/ E. Souriau.// RIF- 7/8. p. 231.

198. Truffaut F. II cinema secondo Hitchcock/F.Truffaut. Parma: Pratiche Ed., 1978.

199. Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society/ R. Williams. New York: Oxford University Press, 1985.

200. Wood R.E. Toward an Ontology of Film: A Phenomenological Approach/ R.E. Wood //Film-Philosophy Journal. Vol. 5.- 24, August 2001 -ISSN 1466-4615http://librarv.kent.ac.uk/librarv/readinglists/displavlist?module=FI806

201. Worth S. Through Navajo eyes: An exploration in film communication and anthropology/ S.Worth, J. Adair. Bloomington: Indiana University Press, 1972.

202. Boothby R. Freud as Philosopher/ R. Boothby. New York: Routledge, 2001.-p. 275-276.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.