Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.) как источник по истории шиитского ислама тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат исторических наук Маргарян, Ара Григорьевич

  • Маргарян, Ара Григорьевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.09
  • Количество страниц 168
Маргарян, Ара Григорьевич. Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.) как источник по истории шиитского ислама: дис. кандидат исторических наук: 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Санкт-Петербург. 2013. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Маргарян, Ара Григорьевич

Содержание

Введение

Глава первая. Историография и новые методы исследования арабских источников

§ 1. Историографический обзор и источниковедческая база

§ 2. Новые методики обработки и анализа материалов средневековых

арабских текстов

§ 3. Концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными и печатными памятниками Востока в веб-пространстве

Глава вторая. Ахмад ал-Барки и его труд Китаб ал-махасин («Книга Достоинств»)

§ 1. Основные вехи развития шиитского движения в исламе (1/УП-Ш/1Х

вв.)

§ 2. Ахмад ал-Барки: жизнь и творческое наследие

§ 3. Китаб ал-махасин: структура и содержание сочинения

Глава третья. Раннешиитское общество

§ 1. Шиизм как образ жизни

§ 2. Шиизм как идеология

Заключение

Список сокращений

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.) как источник по истории шиитского ислама»

Введение

Актуальность исследования.

Диссертация посвящена вводу в научный оборот и анализу материала Китаб ал-махасин («Книге Достоинств») Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.), рассматриваемого в качестве источника по истории формирования и развития шиитской идеологии на территории Восточного Халифата в III/IX в.

Религиозно-политическая борьба между разными течениями в исламе в период I/VII - III/IX вв. в Восточном Халифате сыграла ключевую роль в формировании политической карты Ближнего Востока на многие века вперед. Этническая и социальная пестрота населения Халифата, отсутствие института духовенства как такого в исламе придавали особую остроту этой борьбе. Хроника происходивших идеологических баталий была зафиксирована в особом жанре средневековой арабо-мусульманской словесности учеными мужами по всему Халифату.

Анализ этих материалов важен для понимания не только истории возникновения и формирования идеологических течений в раннем исламе, но и современного состояния мусульманского мира.

По сравнению с изученностью истории формирования суннитского ислама шиитский ислам менее исследован как российскими, так и западными учеными. Переведена и исследована лишь малая часть шиитских источников. Их изучение позволило бы расширить понимание истории и идеологии шиитского ислама на разных этапах его формирования. Огромное количество трудов на арабском и персидском языках, посвященных шиизму, ждут своего открытия для современной гуманитарной науки.

Выбор Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки обусловлен тем, что именно на него в дальнейшем ссылались и опирались последующие

авторитетные шиитские ученые, такие как ал-Кулини1 (ум. в 330/941 г.), Ибн Бабуйа ас-Садук (ум. в 381/991 г.), ал-Муфид (ум. в 413/1022 г.), аш-Шайх ат-Туси (ум. в 460/1068 г.) и др., считавшие Ахмада ал-Барки достоверным передатчиком и знатоком шиитских преданий.

Цель диссертационной работы: осветить историю формирования шиитского ислама в период между «сокрытием» последнего шиитского имама (вероятно, после 874 г.) до конца III/IX в., основываясь на тщательном анализе материалов Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки.

Задачи диссертационной работы:

1) выработать новые методики по обработке и анализу средневековых арабских текстов;

2) разработать концепцию интерактивной платформы по работе с цифровыми письменными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве;

3) обозначить основные вехи развития шиитского ислама;

4) определить место и роль Ахмада ал-Барки в шиитской традиции;

5) определить круг «духовных» наставников Ахамада ал-Барки на материале историко-биографических сочинений ранних и поздних шиитских авторов;

6) определить основные понятия шиитской догматики в период «ожидания» скорого возвращения «скрытого» имама и отметить сформировавшиеся к этому периоду особенности в религиозной практике шиитов;

7) ввести в научный оборот новые статистические, биографические, библиографические материалы по изучению истории формирования раннего этапа шиитского ислама.

Методика исследования диссертационной работы основана на анализе цепей иснада, т.е. цепей имен передатчиков преданий. Эту

1 Существует две формы прочтения его имени: через «и» ал-Кулини и «ай» ал-Кулайни.

4

методологию разработали и применяли в своих исследованиях сотрудники Арабского кабинета Ленинградского Отделения Института востоковедения АН СССР (ныне сектор Ближнего Востока Института восточных рукописей РАН) - П.А. Грязневич, К.А. Бойко, С.Б. Певзнер и С.М. Прозоров. Основная задача исследователей состояла в том, чтобы наиболее полно и объективно воссоздать историю арабской исторической литературы по материалам арабских источников (Прозоров, Романов 2003, с. 117).

При работе с источниками были созданы и использованы новые «матричные» методики по обработке и анализу арабских текстов с помощью оперативной программы Windows Office Microsoft Excel:

1) методика генерирования «анкет» передатчиков;

2) методика росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы.

Это помогло реализовать потенциал вышеуказанной методики сотрудников Арабского кабинета, не нарушая основных ее принципов.

В совокупности обе методики позволяют более эффективно восстанавливать и фиксировать биографические и библиографические сведения о передатчиках, порядком уменьшить временные затраты на роспись хадисов и качественно повысить результативность обработки и анализа исследуемого материала.

Источниковедческая база исследования.

Основным источником для исследования темы послужил Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки (ал-Барки 1416/1995, I-II). Помимо Китаб ал-махасин в работе использованы материалы историко-биографических сочинений шиитских авторов близких по времени к периоду «малого сокрытия»: Тарих ал аз-Зурара Абу Талиба аз-Зурари (аз-Зурари 1399/1979, I-II); ар-Риджал Абу-л-'Аббаса Ахмада б. 'Али ан-Наджаши (ан-Наджаши 1416/1995); ал-Фихрист Абу Джа'фара Мухаммада б. ал-Хасана ат-Туси (ат-Туси 1417/1996); Риджал Абу Джа'фара Мухаммада

б. ал-Хасана ат-Туси (ат-Туси 1415/1994); Ма'рифат ахбар ар-риджал Абу 'Амра Мухаммада б. 'Умара ал-Кашши (ал-Кашши 1383/1964).

Более поздние историко-биографические своды шиитских авторов: Риджал Ибн Дауда Таки ад-Дина б. Дауда (Ибн Дауд 1392/1972), Накд ар-риждал Мустафы ат-Тафриши (ат-Тафриши 1418/1997, I-V), Джами' ар-руват Мухаммада 'Али ал-Ардабили (ал-Ардабили 1425/2004, I-II), Му'джам риджал ал-хадис ас-саййида Абу-л-Касима ал-Мусави ал-Хау'и (ал-Хау'и 1413/1992, I-XXIV) послужили вспомогательным источником при составлении сведений о передатчиках иснадных цепей Китаб ал-махасин.

Историография и степень научной разработанности.

Использованные в диссертации монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных востоковедов разделены на две группы:

1) публикации, в которых освещено событийное развитие истории шиитского ислама;

2) публикации, раскрывающие разные аспекты основных понятий шиитской догматики на раннем этапе формирования.

К первой группе относятся: «Шиитские секты» ал-Хасана б. Мусы ан-Наубахти, перевод с арабского, исследование и комментарий С.М. Прозорова (ан-Наубахти 1973); «Тень Бога и скрытый имам» Сайда Амира Арджоманда (Arjomand 1984); «Введение в шиитский ислам: история и учения шиитов-двунадесятников» Муджана Момена (Momen 1985); «История Халифата» О.Г. Большакова (Большаков 1989, 1993, 1998); «Шиитский ислам: общественный строй, идеология и вероисповедание» Янна Ричарда (Richard 1995); «Шиизм» Хайнца Халма (Halm 2004).

Ко второй группе - «Религиозные течения в раннеисламском Иране» Вилфреда Маделунга (Madelung 1988); «Вера и право в имамитском шиизме» Итана Колберга (Kohlberg 1991); «Кризис и консолидация в период формирования шиитского ислама. Абу Джа'фар б. Киба ар-Рази и его вклад в имамитско-шиитскую мысль» Хусейна Модарреси

(Modarresi 1993); «Божественное руководство в раннем шиизме» Мухаммада Али Амира-Моеззи (Amir-Moezzi 1994); «Период формирования имамитского шиизма. Хадис как дискурс между Куммом и Багдадом» Эндрю Джеймса Ньюмана (Newman 2000); «Ислам как идеологическая система» С.М. Прозорова (Прозоров 2004).

Результаты анализа научных публикаций, вышедших в свет за последние 30 лет на русском и западноевропейских языках показали, что отдельная монография или статья теме диссертации не посвящались. Предметом исследований авторов, изучающих историю развития шиитского ислама, чаше становились сочинения более позднего периода. При этом к материалу Китаб ал-махасин в разной степени обращались и использовали в своих исследованиях X. Модарреси, М.А. Амир-Моеззи и Э. Дж. Ньюман.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые:

1) вводится в научный оборот уникальный материал по истории развития шиитского ислама, освещающий мировоззрение и образ жизни шиитов в переломный период «ожидания» скорого «возвращения» «скрытого» имама;

2) создан и на практике применен к материалу источника «матричный» подход обработки и анализа арабских текстов, основанный на методике генерирования «анкет» передатчиков и методике росписи и анализа текстов преданий;

3) разработана концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть использованы при изучении истории формирования и становления идеологии шиитского ислама в период I/VII - III/IX вв. и помогут более глубокому пониманию

современных политических и социальных процессов на Ближнем Востоке. Выводы исследования могут быть полезны для написания спецкурсов, ориентированных на студентов востоковедческих, исторических, философских и культурологических факультетов.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были представлены на конференциях и сессиях, проводившихся в Санкт-Петербургском государственном университете и Институте восточных рукописей РАН. Автор выступал с докладами: «Определение "религиозного" знания (ал-'илм, ал-ма'рифа) в Китаб ал-махасин («Книге достоинств») шиитского автора Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г)» (10 апреля 2007 г. на XXIV Международной научной конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки» Восточного факультета СПбГУ); «Новая методики росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы» (13 апреля 2009 г. на XXXI ежегодной сессии петербургских арабистов, посвященной 80-летию со дня рождения профессора А.Б. Халидова (25.11.1929 - 1.XII.2001 гг.)); «Понятие ал-валайа в раннешиитской идеологии» (26 апреля 2010 г. на XXXII ежегодной сессии петербургских арабистов); «Концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве» (11 апреля 2012 г. на XXXIV ежегодной сессии петербургских арабистов, посвященной памяти Анаса Бакиевича Халидова и Петра Афанасьевича Грязневича (19.IX.1929 - 12.11.1997)).

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», Маргарян, Ара Григорьевич

Заключение

Исследование материала Китаб ал-махасин позволило лучше понять процесс формирования шиитской идеологии на раннем этапе ее становления.

В середине III/IX в. религиозно-политическое шиитское движение существовало и действовало в виде религиозных (иногда тайных) общин по всему Арабскому Халифату. Наряду с традиционными центрами шиитов в Ираке, появились и активно развивались новые - в Восточном Халифате.

Руководством разрозненных шиитских общин на местах занимались доверенные лица - эмиссары шиитского имама, которые привлекали новых последователей и управляли общинной казной. Шиитский имам - потомок 'Али б. Аби Талиба и Фатимы, которого таковым признавало большинство шиитов, по-прежнему играл важную роль в жизни общины. Однако из-за жесткого контроля Аббасидов за шиитскими имамами в начале и в середине III/IX в. значимость последних в жизни шиитских общин уменьшилась - они больше стали символами идеологической борьбы против Аббасидских халифов, нежели реальными руководителями общинной деятельности.

Во второй половине III/IX в. шиитские общины переживали тяжелый период политических репрессий со стороны официального Багдада и столкнулись с новым для них вызовом - «исчезновением» малолетнего двенадцатого имама. Это происходило на фоне борьбы столицы с экономически развивающимися провинциальными центрами Халифата, где местная власть иногда использовала шиитские настроения населения для ослабления власти Аббасидов.

Исчезновение» двенадцатого имама - Мухаммада б. ал-Хасана было воспринято шиитами как временная необходимость, и они были убеждены в его скором возвращении. С «исчезновением» имама возникла острая необходимость в фиксации шиитских преданий, чтобы обеспечить религиозную и правовую жизнедеятельность общины до скорого выступления Мухаммада б. ал-Хасана. Немаловажным фактором, побудившим к этому, являлось то, что приближенных и последователей шиитских имамов, которые по памяти могли цитировать их высказывания и наставления, становилось все меньше и меньше из-за преследований со стороны Аббасидов. Именно эти факторы побудили куммских шиитов к созданию первого большого свода изречений шиитских имамов, осуществлением которого занялся Ахмад ал-Барки.

В Китаб ал-махасин Ахмад ал-Барки зафиксировал и систематизировал огромный пласт информации, касающейся разных сторон жизни «умеренных» шиитов. Это способствовало выработке и формированию основных положений шиитской идеологии в религиозно-политическом, этическом и мировоззренческом планах.

В результате применения новых «матричных» методик обработки и анализа средневековых арабских текстов удалось установить: а) географию распространения шиитских общин в Восточном Халифате в середине III/IX в. и определить степень их взаимодействия между собой. В частности, анализ частотности упоминания имен передатчиков в иснадных цепях Китаб ал-махасин и обработка биографических данных наиболее цитируемых мухаддисов показали, что куммские шииты поддерживали тесные связи с куфийскими (более 65 % ссылок восходят к куфийцам). Помимо ал-Куфы куммская община активно контактировала с багдадскими и басрийскими шиитами. Среди передатчиков шиитских преданий в Китаб ал-махасин встречаются также мухаддисы из Халаба, Мекки и Рея. Лидирующая позиция ал-Куфы обусловлена не только тем, что ал-Куфа была и оставалась непризнанной «столицей» шиитского движения, но и тем, что многие куммские мухаддисы были родом из ал-Куфы (как и сам Ахмад ал-Барки) и продолжали поддерживать близкие отношения с куфийскими соплеменниками; б) круг духовных наставников Ахмада ал-Барки и представить новые биографические и библиографические данные по изученным и ранее не изученным авторам раннешиитской историографической традиции; в) основной круг этических, ритуальных, догматических, религиозно-практических, мировоззренческих вопросов, волновавших шиитскую общину в период «сокрытия» Мухаммада б. ал-Хасана. Анализ хадисов, посвященных этим вопросам, показывает, что шиитская община конца III/IX в. - это жизнеспособное общество с активной социальной позицией и с догматически обоснованной программой действий на будущее. Как уже отмечалось выше, шиитские общины Восточного Халифата жили в ожидании скорого возвращения Мухаммада б. ал-Хасана и восстановления и продолжения власти шиитских имамов на земле. Уклад жизни шиитской общины с «сокрытием» имама почти не изменился. Об этом свидетельствует содержание хадисов, посвященных регламентированию отношений между шиитом и имамом, где говорится об отношениях верующего с «присутствующим», а не со «сокрытым» имамом. После же «сокрытия» имама доминирует одна идея -имам скоро выступит, и каждый должен быть готов с мечом в руках пойти за ним. Шиитская община конца III/IX в. по образу жизни - это община имама «присутствующего», а не «скрытого». Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что ни в одном из хадисов Китаб ал-махасин никоим образом не упоминается, что имамов должно быть двенадцать. Следовательно, учение о двенадцати имамах еще не сложилось в этот период и не могло сложиться, поскольку не было предпосылок для этого.

Последующие поколения шиитских теологов при выработке религиозной доктрины, в частности, в таких принципиальных вопросах, как верховная власть {имамат), основанная на идее избранности и исключительности прав шиитских имамов91, предопределение и свобода воли, воздаяние и наказание, взаимоотношения человека с Богом концептуально опирались на материал «Китаб ал-махасин» Ахмада ал-Барки.

Китаб ал-махасин явилась своего рода ответом Ахмада ал-Барки на жизненно важные вопросы шиитской общины и способствовала

91 На базе этой идеи сложился жанр ал-худжжа [«Доказательство прав имамов на верховную власть»] (Прозоров 1984, с. 205). формированию религиозно-политического самосознания шиитов, определению их места и роли в обществе. Этим и объясняется необычайная востребованность энциклопедического труда Ахмада ал-Барки в среде «умеренных» шиитов не только в средневековье, но и в наши дни. Большой вклад Ахмад ал-Барки внес в сложение куммской традиции в шиитской историографии. Кумм был и остается одним из крупнейших центров шиитской учености. Ахмад ал-Барки занял достойное место среди классиков шиитского ислама.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Маргарян, Ара Григорьевич, 2013 год

Библиография.

Источники:

ал-Ардабили 1425/2004 - ал-Ардабйлй, Мухаммад 'Алй. Джами' ар-рувйт. Джуз' 1-2. Кумм: Мактабат ал-Мухаммадй, 1403/1982 (МР).

ал-Барки 1416/1995 - ал-Баркй, Ахмад б. Мухаммад. Ал-Махйсин ли-л-мухаддис ал-джалйл ас-сика Абй Джа'фар Ахмад б. Мухаммад б. Халйд ал-Баркй. Джуз' 1-2. Кумм: Дар ал-кутуб ал-ислймййа, 1416/1995 (МР).

ad-Dinaweri 1888 - ad-Dïnawerï, АЬй Hanïfa. Kitäb al-ahbär at-tiwäl. édition de VI. Guirgass, Publie par Brill, Leide: 1888.

аз-Зурари 1399/1979 - аз-Зурарй, Абу Гйлиб. Тарйх ал аз-Зурара. Джуз' 1 - 2. Кумм: ал-Матба'а Рубанй, 1399/1979 (МР).

Ибн Дауд 1392/1972 - ал-Хйллй, Таки ад-дин б. Дй 'уд. Риджал Ибн Да'уд. Ан-Наджаф: ал-Матба'а ал-Хайдарййа, 1392/1972 (МР).

ал-Кашши 1383/1964 - ал-Кашшй, Абу 'Амр Мухаммад б. 'Умар. Ма'рифат ахбар ар-риджал. Ан-Наджаф: Му'ассасат Ал ал-Байт, 1383/1964 (МР).

ан-Наджаши 1416/1995 - ан-Наджйшй, Абу-л-'Аббас Ахмад б. 'Алй. Китаб ар-риджал. Кумм: Му'ассасат ан-нашр ал-исламй, 1416/1995 (МР).

ан-Наубахти 1973 - ан-Наубахтй, ал-Хасан б. Муса. Шиитские секты (Фирак аш-ши'а). Перевод с арабского, исследование и комментарий С.М. Прозорова. М.: ГРВЛ, 1973 (ППВ, 43).

ат-Тафриши 1418/1997 - ат-Тафришй, Мустафа. Накд ар-Риджал. Джуз' 1 - 5. Кумм: Му'ассасат Ал ал-Байт, 1418/1997 (МР).

ат-Туси 1415/1994 - ат-Тусй, Абу Джа'фар Мухаммад б. ал-Хасан. Риджал ат-Тусй. Кумм: Му'ассасат ан-нашр ал-исламй, 1415/1994 (МР).

ат-Туси 1417/1996 - am-Тусй, Абу Джа'фар Мухаммад б. ал-Хасан. Ал-Фихрист. Кумм: Му'ассасат ан-нашр ал-исламй, 1417/1996 (МР).

ал-Хау'и 1413/1992 - ал-Хау'й, ас-саййид Абу-л-Касим ал-Мусавй. Му'джам риджйл ал-хадйс ва тафсйл табакат ар-руват. Джуз' 1 - 24. Кумм: Ладжнат ат-тахкйк, 1413/1992 (МР).

Литература:

Бартольд 2002 - Бартольд В.В. Халиф и Султан // Работы по истории ислама и Арабского Халифата. М.: ИФВЛ, 2002, с. 15-95.

Бартольд 2002 - Бартольд В.В. Мухаммад в Медине // Работы по истории ислама и Арабского Халифата. М.: ИФВЛ, 2002, с. 96-103.

Бартольд 2002 - Бартольд В.В. Ислам после Пророка // Работы по истории ислама и Арабского Халифата. М.: ИФВЛ, 2002, с. 104-113.

Боголюбов 1991 - Боголюбов A.C. Ахл аз-зимма//ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ,

с. 27.

Боголюбов 1991 - Боголюбов A.C. Абу Ханифа // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с. 11-12.

Боголюбов 1991 - Боголюбов A.C. Малик б. Анас // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с. 156.

Боголюбов 1991 - Боголюбов A.C. ал-Маликийа // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с. 156-157.

Боголюбов 1991 - Боголюбов A.C. аш-Шафи'и // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ,

с. 295.

Боголюбов 1991 - Боголюбов A.C. аш-Шафи'ийа // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с. 295-296.

Большаков 1989 - Большаков О.Г. История Халифата. I: Ислам в Аравии. 570-633. М.: ГРВЛ, 1989.

Большаков 1993 - Большаков О.Г. История Халифата. II: Эпоха великих завоеваний. 633-656. М.: ИФВЛ, 1993.

Большаков 1998 - Большаков О.Г. История Халифата. III: Между двух гражданских войн. 656-696. М.: ИФВЛ, 1998.

Гибб 1960 - Гибб Х.А.Р. Арабская литература. Классический период / Перевод А.Б. Халидова. М.: ИВЛ, 1960, с. 18-94.

Грязневич 1984 - Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе // Ислам, 1984, М.: ГРВЛ, с. 161-174.

Грюнебаум 1986 - Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам: Очерк истории. 600 - 1258. М.: ГРВЛ, 1986.

Дорошенко 1985 - Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. 2-е изд. М.: ГРВЛ, 1985.

Ермаков 1991 - Ермаков Д.В. Ахмад б. Ханбал // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с. 30-31.

Ибрагим, Сагадеев 1991 - Ибрагим Т.К., Сагадеев A.B. ал-Му'тазила // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с. 175-176.

Мец 1973 - Мец А. Мусульманский Ренессанс. 2-е изд. М.: ГРВЛ, 1973. Пиотровский 1991 - Пиотровский М.Б. ал-Ка'ба // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с. 123-124.

Прозоров 1980 - Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII - середине X в. Шиитская историография. М.: ГРВЛ, 1980.

Прозоров 1984 - Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам, 1984, М.: ГРВЛ, с. 204-211.

Прозоров 1991 - Прозоров С.М. Иман //ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с. 100. Прозоров 1991 - Прозоров С.М. ал-Мурджи'а // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с.

172.

Прозоров 1991 - Прозоров С.М. ар-Рафида // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с.

198.

Прозоров 1991 - Прозоров С.М. ал-Хаваридж // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с.

260.

Прозоров 1991 - Прозоров С.М. ал-Хашавийа // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с.

Прозоров 1994 - сост. и ответст. ред. Прозоров С.М. Хрестоматия по исламу. М.: ИФВЛ, 1994, с. 86-139.

Прозоров 2004 - Прозоров С.М. «Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе // Ислам как идеологическая система. М.: ИФВЛ, 2004, с. 7-22.

Прозоров 2004 - Прозоров С.М. Понятие ахл ас-сунна (сунниты) // Ислам как идеологическая система. М.: ИФВЛ, 2004, с. 22-26.

Прозоров 2004 - Прозоров С.М. К истории мусульманской догматики: мурджиты // Ислам как идеологическая система. М.: ИФВЛ, 2004, с. 26-31.

Прозоров 2004 - Прозоров С.М. Мусульманская доксография раннего периода (VIII-IX вв.) // Ислам как идеологическая система. М.: ИФВЛ, 2004, с. 90-109.

Прозоров 2004 - Прозоров С.М. Основные этапы истории раннешиитского движения в исламе (VII-IX вв.) // Ислам как идеологическая система. М.: ИФВЛ, 2004, с. 229-247.

Прозоров 2004 - Прозоров С.М. Шиитская историография в Восточном Халифате в VII - середине X в. // Ислам как идеологическая система. М.: ИФВЛ, 2004, с. 247-279.

Прозоров, Романов 2003 - Прозоров С.М., Романов М.Г. Методика извлечения и обработки информации из арабских источников // Восток/Oriens, Афро-азиатские общества и современность. 2003, № 4, с. 117-127.

Резван 1991 - Резван Е.А. Дин // ИЭС, 1991, М.: ГРВЛ, с. 70-71.

Аш-Шахрастани 1984 - Аш-Шахрастанй, Мухаммад б. 'Абд ал-Карйм. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). I. Ислам. Пер. с араб., введ. и коммент. С.М. Прозорова. М.: ГРВЛ, 1984.

Amir-Moezzi 1994 - Amir-Moezzi M. A. The Divine Guide in Early Shi'ism. Translated from French by David Streight. New York: State University of New York Press, 1994.

Amir-Moezzi 2002 - Amir-Moezzi M.A. Notes ä propos de la walaya imamite (aspects de l'imamologie duodecimaine, X) // Journal of the American Oriental Society. 2002 vol. 122, No. 4, p. 722-741.

Arjomand 1984 - Arjomand S.A. The Shadow of God and the Hidden Imam. Chicago: University of Chicago Press, 1984.

Gobillot 1998 - Gobillot G. Les Chiites. Turnhout: Brepols Publishers, 1998. Halm 2004 - Halm H. Shi'ism. New York: Columbia University Press, 2004. Kohlberg 1991 - Kohlberg E. Belief and Law in Imami Shi'ism (Collected Studies Series CS339) Hampshire: Gower Publisher Co., 1991.

Kohlberg 1988 - Kohlberg E. Imam and the Community in the Pre-Ghayba period // Authority and Political Culture in Shi'ism. Edited by S.A. Arjomand. New York: State University of New York Press, 1988, p. 25-54.

Madelung 1967 - Madelung W. Bemerkungen zur imamitischen Firaq-Literatur // DI. Bd. 43. H. 1-2, 1967.

Madelung 1988 - Madelung W. Religious trends in early Islamic Iran. New York: State University of New York Press, 1988.

Madelung 1999 - Madelung W. Khurramiyya // El. CD, 1999, Leiden: E.J.

Brill.

Momen 1985 - Momen M. An Introduction to Shi'i Islam: the history and doctrines of Twelver Shi'ism. New Haven: Yale University Press, 1985.

Newman 2000 - Newman A.J. The Formative Period of Twelver Shi'ism, Hadith as Discourse Between Qum and Baghdad. Leeds: Curzon Press, 2000.

Richard 1995 - Richard Y. Shivite Islam: polity, ideology and creed. Translated from French by Antonia Nevill. Oxford: Blackwell Publishing, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.