Колониальное востоковедение :Парадокс культуры и политики у Эдварда Саида тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.05, кандидат политических наук Халед Мутеиб Хассан

Диссертация и автореферат на тему «Колониальное востоковедение :Парадокс культуры и политики у Эдварда Саида». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 90170
Год: 
2000
Автор научной работы: 
Халед Мутеиб Хассан
Ученая cтепень: 
кандидат политических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
22.00.05
Специальность: 
Политическая социология
Количество cтраниц: 
135

Оглавление диссертации кандидат политических наук Халед Мутеиб Хассан

Введение.

Глава 1.

Культурные и политические корни европоцентризм.

1.1. Суть европоцентризма и его исторические предпосылки

1.2. Культурные и политические масштабы европоцентризма

1.3. Европоцентризм и империализм в литературе.

Глава II.

КРИТИКА ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА.

2.1. Культурологическая критика европоцентризма.

2.2. Идеологическая критика европоцентризма.

2.2.1. Колониалистский аспект.

2.2.2. Религиозный аспект.

2.2.3. Расовый аспект.

2.3. Крушение колониализма.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Колониальное востоковедение :Парадокс культуры и политики у Эдварда Саида"

Актуальность темы. С исторической и познавательной точек зрения востоковедение занимало видное место в европейской политике и культуре. С одной стороны, оно явилось продуктом всего развития европейской культуры, а с другой - утилитарным инструментом в руках европейских политиков, использовавших его для познания и изучения Востока в общем, и мусульманского Востока в частности. Поэтому в востоковедении так тесно переплелись его культурная и политическая составляющие.

Востоковедение сформировало европейское видение Востока, в котором превалировали политические интересы, а точнее колониалистские устремления. Поэтому не удивительно, что особого развития и расцвета востоковедение достигло именно в 19 веке в эпоху колониальных захватов, когда западным ориенталистам, применявшим различные методы, удалось сформулировать и создать европейскую систему представлений о Востоке в самых различных областях. Они исследовали и разъясняли историю и культуру Востока, подходя к ним со своими западноевропейскими мерками, что приводило к формалистскому подходу к истории и культуре восточных народов, а это, в свою очередь сужало и нивелировало богатейший разнообразный культурный мир Востока, превращавшийся в ряде случаев в символы и формы высоких идеалов в духе европейской культуры. Так, великая древнегреческая философия с различными её школами и направлениями выдавалась за образец европейской философии, хотя она ни в культурном, ни в историческим, ни даже в географическом плане не была западноевропейской. Западные востоковеды судили об уровне развития той или иной восточной цивилизации, постоянно сравнивая их с присвоенным европейцами греческим эталоном. Это же относилось и к истории, и к литературе, и к политике, то есть, к самым различным областям, ставшим объектом исследования со стороны западных ориенталистов. Таким образом, востоковедение стало методологическим инструментом Запада в выстраивании системы его политических отношений с Востоком. Востоковедение в этом плане играло двойственную, противоречивую роль, но в итоге, оно всегда верно служило интересам европейских колониалистов, что отчётливо проявилось во взглядах европейцев на Восток и в их колониалистской политике, по отношению к нему. Востоковедение эволюционировало с течением времени и по мере развития отношений между Востоком и Западом, но главной своей политической задаче никогда не изменяло.

По сути своей востоковедение не поднялось от уровня специальности до уровня науки, но при всем при этом возникает насущная необходимость дать научную оценку истории востоковедения и его методике, дабы вскрыть методологическую слабость ряда его подходов к Востоку, а также в корне изменить искажённый образ Востока на Западе и развенчать идеологические западные клише в отношении Востока. Задача наша, в сущности, состоит в том, чтобы ввести диалог между различными цивилизациями в нормальное русло и найти справедливое решение ряда серьёзных политических и национальных проблем, существующих в современном мире.

Степень разработанности темы. Востоковедение изучалось и исследовалось на различных этапах истории многими исследователями, историками, философами и политикам, как Запада, так и Востока. Видными исследователями истории востоковедения были Нагиб аль-Акыки ("Ориенталисты", Дар аль-маариф, 1964г, Каир), Абдель Латыф

Тибави("Англоязычные востоковеды", перевод Касема Самараи Рияда, издание исламского Университета имама Мухаммеда бен Сауда, 1991г.); Мухаммед аль-Бахи("Исламская мысль и её связь с западным колониализмом", дар аль-Фикр, Бейрут, 1970 г., издание пятое) и ряд других.

Нагиб аль-Акыки утверждает, что востоковедение существовало на Западе еще до начала крестовых походов в 11 веке, а сами крестовые походы явились результатом борьбы Запада с культурой и философией Востока, бросившего вызов христианству.

Абдель Латыф Тибави, который находился в Британии в 1947г., где он в Оксфордском университете, исследовал историю английского востоковедения в вышеупомянутой книге, где он указал на методические ошибки ориенталистов, их явную предвзятость и присущие большинству из них исторические неточности. Он указал на попытки некоторых востоковедов, типа Бернарда Льюиса, исследовать серьёзные политические проблемы в духе газетной публицистики, что лишало их серьёзного научного обоснования. А некоторых востоковедов он охарактеризовал, как явных невежд.

Мухаммед аль-Бахи утверждал, что западное миссионерство и востоковедение являются столпами колониализма, отрицающими наличие глубоких исторических, культурных и духовных основ в прошлом арабской нации и всего мусульманского мира, и наносящими тем самым оскорбление всему арабо-мусульманскому миру. Аль-Бахи подчёркивал, что главной причиной возникновения востоковедения является религиозная, а за ней уже шли причины торгового, политического, дипломатического и личного характера. Он постоянно указывал на тесную связь западных миссионеров с колониализмом.

Ахмед Исмаилович, исследовав востоковедение с позиции европейца, пришёл к выводу, что востоковедение, как наука, несмотря на ряд ценных исследований, проведённых на Востоке и Западе, явно сбилось с пути и лишилось объективного подхода к реальности. Он отмечал, что некоторые ориенталисты явно преувеличивают роль востоковедения в арабо-мусульманских исследованиях или же занимают твердолобую позицию, не приводя никаких аргументов для её обоснования. Исмаилович считает, что востоковедение бросило все силы на то, чтобы навязать свои понятия и взгляды арабо-исламскому миру.

Разумеется, на Западе существуют различные точки зрения: одна из них настаивает на объективности, вторая является откровенно коло-ниалистской, третья отталкивается от культуры, все вместе взятые они действовали и действуют в направлении изоляции Востока, загоняя его в рамки, установленные для него востоковедением.

Одними из самых заметных исследований в области востоковедения, особенно его политического и культурного аспектов, стали работы известного палестинского мыслителя Эдуарда Сайда, опубликовавшего в 1979г. свою знаменитую книгу "Востоковедение", а в 1995г. в Нью-Йорке на английском языке - свою работу "Культура и империализм". Эти книги Э. Сайда вызвали широкие отклики во всём мире и дали толчок к пересмотру взгляда на востоковедение, его методологию и его непосредственную роль в политических событиях прошлого и современности.

Следует отметить, что книги Э. Сайда подробно изучались и обсуждались. Его произведения переведены на французский, шведский, немецкий, испанский, итальянский, турецкий, персидский, малайский, японский и арабский языки. Их внимательно изучали и ссылались на них многие арабские писатели и учёные, такие как Камаль Абу Диб, Субхи

Хадид, Мухаммед Хасанейн Хейкаль, Фаиз Трхини, Маазин Мутбака-ни, Альбер Хаурани, Ибрагим Абу Лягд, Абдель Латыф Тибави и другие. Произведения Э. Сайда привлекли внимание и большого числа видных деятелей неарабского происхождения, таких как Наум Шум-ский, Пол Джонсон, Николае Дерикс, Бенжамен Шварц, Бернард Льюис, Реннжет Гиа, Корнель Уэст, Кристофер Хитшинз, Самуэль Хантингтон, Роже Гароди, Икбаль Ахмед, Эрнст Гелнер и др.

Но до сих пор не было опубликовано ни одного исследования, посвящённого методологии Э. Сайда, хотя и появилось много статей в прессе, на которые Сайд ответил в своей брошюре "Послесловие к востоковедению", опубликованной в 1994г.

Все эти исследования, несмотря на ряд содержащихся в них позитивных моментов, не смогли дать ясной картины методологии Э. Сайда при его исследовании востоковедения и его огромной роли в формировании колониальной политики Запада.

Цель и основные задачи исследования. Целью нашего исследования является систематизация критического анализа истории востоковедения и его методики построения отношений с Востоком Эдуарда Сайда. Для этого мы решили подробно остановиться на следующих проблемах:

1. Сущность европоцентризма и его исторических предпосылок.

2. Культурных и политических масштабах европейского эгоцентризма.

3.Систематизации критического анализа, данного Э. Сайдом европоцентризму.

4. Систематизированной критике европоцентризма на уровне идеологии и политики.

Источники и методы исследования Необходимо дать политико-философский анализ взглядов Э. Сайда на западное востоковедение, основываясь на методе исторического исследования и заняв реалистическую позицию в отношении критических взглядов этого ученого, занимающих значительное место в данной диссертации.

В процессе исследования взглядов Э. Сайда на востоковедение и его историю были также попользованы труды ряда философов, политиков, историков, востоковедов и арабистов, касающиеся темы диссертации, таких как Нагиб аль-Акыки, Исхак Муса аль Хусейни, Али Ха-сан Харбутди, Саси аль-Хадж, Ахмед Бурсан, Ахмад Дарбаои, Махмуд Ийкер, Анвар аль-Джунди, Абдель Латыф Тибауи, Мухаммед аль-Бахи, Хасан Ханафи, Ахмед Исмаилович, Бернард Льюис, Франеуа де Бело, Гарри Магдорф, Мэтью Андероон, Роже Гароди, лорд Балфур, Джорж Керзон, Гамильтон Джэб, Рене Гроссе, Эрнста Ренана и др.

Научная новизна исследования. Новым с научной точки зрения в данном исследовании является то, что впервые в диссертации на русском языке дана попытка подробно и систематизировано представить взгляды и позицию известного палестинского философа и мыслителя Эдуарда Сайда относительно западного востоковедения, его методологии и роли в формировании колониальной западной политики и её последствий для судеб многих восточных стран и народов. Основными положительными сторонами данного исследования, по нашему мнению, являются следующие: в диссертации содержится методологически систематизированная позиция в отношении сущности востоковедения и его роли в формировании целой системы взглядов и представлений на Западе в отношении Востока; рассматриваются корни и предпосылки(исторические и культурные) подобных взглядов и представлений; систематизированы взгляды Э. Сайда на сущность востоковедения, причины его появления на свет, его методологию и роль в формировании колониалистской западноевропейской и американской политики в отношении Востока как в прошлом, так и в настоящем; внесение методологических аспектов в критику Э. Сайдом старого и современного востоковедения; выдвижение новой идеи на основе взглядов Э. Сайда о необходимости освободить востоковедение от колониалистских тенденций, господствующих в нём, с тем чтобы превратить востоковедение из узкой специальности в настоящую науку, способствующую ведению нормального диалога между представителями различных наций и культур, и установлению между ними взаимопонимания с целью отыскания разумных, взведенных разрешений политических и национальных конфликтов, и создания нового многополярного в культурном и политическом отношении мира.

Теоретическое и практическое значение. Результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества Эдуарда Сайда; изучения современного западного востоковедения, а также при создании спецкурсов для студентов и аспирантов по проблемам колониального востоковедения.

Заключение диссертации по теме "Политическая социология", Халед Мутеиб Хассан

Заключение

Востоковедение - это не только исторический анализ событий и личностей, но и аналитические ответы на вопросы, связанные с проблемами культуры, человека, его взаимоотношения с другими людьми, понятиями правды и вымысла, взаимоотношений действующих сил, сознания человека по отношению к сознанию другого индивидуума, различия между ними, взаимоотношения силы и знания. В этом смысле востоковедение сыграло политическую и стратегическую роль в проникновении империализма в арабский мир и по сей день оно является его эффективным оружием.

Интерес к Востоку со стороны европейцев, а затем и американцев был прежде всего политическим. Исследователи - американцы и европейцы - подходили к изучению Востока с позиций учета, в первую очередь, своих интересов в этом регионе. Именно отсюда проистекает такое различие в подходах к Востоку в культурной, военной, политической или экономической областях.

Востоковедение - это не только вопрос или область политики, отрицательно сказывающиеся на культуре, науке и государственных институтах, но и способ распространения определенного геополитического мышления в области эстетики, исследований, экономики, истории и филологии. Это - не только закон об основных географических отличиях, но и полный круг интересов, сформулированных востоковедением и подлежащих неукоснительному соблюдению.

Таким образом, востоковедение есть политическое и культурное явление, выражающее то, что думают о Востоке, что о нем говорят и то, что с ним делают. А это четко свидетельствует о том, что политический империализм полностью подчинил себе сферы изучения, исследования и культуры.

Востоковедение было политическим взглядом на действительность, усиливающим различия между своими ("мы") и чужими ("они"), налагающим определенные ограничения на осмысление Востока. Большинство западных мыслителей подчинились установкам, ограничивающим свободу слова о Востоке. Некоторые из них имели определенную позицию в отношении расизма и империализма.

Востоковедение стало образом мышления, основанном на экзистенциальном и онтологическом отличии Запада от Востока. Это отличие стало отправной точкой для обоснования разных теорий, художественных вымыслов, поводов для войн, рассказов и политико-общественных высказываний в адрес Востока, его населения и традиций. Оно было принято на вооружение многими писателями, философами, политиками и экономистами, придерживавшихся колониалист-ских взглядов.

Востоковедение и сфера его приложения не смогли создать полного позитивного познания Востока, а лишь создали второстепенную систему знаний, живущих своей особенной жизнью.

Сила европейского наблюдателя и европейского геоцентризма усиливалась произведениями культуры, отводившими не европейцам роль второстепенной расы в культурном и социальном плане. Эта вто-ростепенность прямой противоположностью первичности и превосходству европейцев. В течение XIX и начале XX вв. можно найти немало намеков на имперскую сущность английской и французской культуры. Когда мы доходим до творчества Киплинга, Конрада, Конан Дойля, Хаггарда, Стивенсона, Дж. Оруэла, Каре, Форстера и Доуренса, то рамки империи становятся очевидными и осязаемыми. Империя здесь присутствует в законченном, узаконенном виде, даже если ее трудно разглядеть, как и слугу в роскошном доме.

Сфера интересов востоковедения довольно обширна и многогранна в силу его связи с традиционными познаниями (классические исследования, Священное писание и районы его распространения, языкознание и т.д.), общественными и государственными институтами (правительства, торговые фирмы, географические общества, университеты), а также с литературой, куда относятся описания путешествий и географических открытий. Поэтому можно считать востоковедение организованной системой взглядов, представлений и литературного творчества, подчиненной определенным идеям, внешне вроде бы приемлемых для Востока.

Таким образом, востоковедение стало школой исследований, предметом которых явился Восток с его цивилизацией, населением и религиями. Восток предстал в востоковедении системой представлений о нем, поддержанных силой, ведущей его к знаниям и последующему принятию западного имперского мышления. Поэтому с политической точки зрения востоковедение можно идентифицировать как продукт деятельности определенных политических сил. Э.Саид считает, что востоковедение было, по своей сути, политическим кредо, навязанным волевым усилием Востоку как более слабому по отношению к Западу, ставившему всегда знак равенства между отличием от него Востока и его слабостью. В результате этого почти каждый европеец в XIX в. рассуждал о Востоке с позиции расового эгоцентризма, что свидетельствовало о том, что более развитые цивилизации, по мнению самих европейцев, мало что дали менее развитым кроме идей империализма, расизма и расового эгоцентризма.

К концу XIX в. востоковедение стало грандиозным европейским культурным, политическим и материальным проектом. В ходе медленного и постепенного процесса экспансионистские устремления, сформировавшиеся в сознании европейцев по отношению к Востоку и населяющим его народам, из области теории перешли в практическую область, приобретая административные, экономические, имперские, а также силовые (милитаристские) формы. Произошла коренная эволюция человеческого космоса и человеческой среды обитания, той, которая расположена восточнее Европы, которая подходила к ней, с одной стороны, с политических, с другой - с идеологических позиций, и в-третьих - с позиций сформированных представлений о ней.

Востоковедение" Э.Сайда явилось не только политико-экономическим критическим анализом, но и культурно-политической позицией, имеющей право на существование как способа и методики познания, без которых само востоковедение напоминает старую, поношенную обувь, неподдающуюся ремонту, которую пора сдавать в утиль.

Таким образом, востоковедение как явление сформировалось в эпоху обострения империалистических противоречий, что предопределило преобладание в нем агрессивного, гегемонистского направления, превратившего востоковедение не столько в науку, сколько в идеологическое оружие Запада.

Колониалистский аспект европоцентризма сводился к навязыванию западного взгляда на окружающую действительность, который, по своей сути, являлся идеологией, принятой на вооружение имперскими государствами в эпоху колониального бума; идеологией, вобравшей в себя много элементов агрессивности и вражды по отношению к другим народам, что впоследствии нашло свое отражение в идее европоцентризма.

Крушение колониальных европейских империй после второй мировой войны ослабило западную гегемонию в мире. С началом "холодной войны", появлением "третьего мира" (о происхождении этого термина мы уже писали) и созданием Организации Объединенных Наций неевропейские народы и расы стали играть заметную роль в мировой истории и международной политике.

Упорное сопротивление колониализму и империализму позволило, в конце концов, народам многих стран и регионов сбросить власть своих западных "хозяев". Ряд стран обрели независимость, а в других усилилась освободительная борьба под руководством национальных лидеров.

Империализм никуда не исчез и не ушел моментально в прошлое с крушением колониальной системы и традиционных империй. Он и по сей день является одной из мощнейших сил современности, оказывающей огромное влияние на весь спектр мировой политики, подчиняя себе благодаря своей экономической мощи менее развитые страны мира.

Империализм еще более смешал все культуры и цивилизации в глобальном масштабе, поэтому особое чувство отторжения вызывают его попытки навязать человечеству мысль о том, что все оно примитивно делится на белых и черных, людей Запада и людей Востока. Однако народы, создавая свою историю, создают вместе с ней и свои культуры, цивилизации и национальные особенности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Халед Мутеиб Хассан, 2000 год

1. Сайд Э. Востоковедение, знание, власть, истоки. Бейрут, 1981. - На арабском языке.

2. Сайд Э. Империализм и культура. — Дар эль-Адаб, Бейрут, 1997.

3. Збигнев Бжезинский. Великая Шахматная Доска. М., 1999.

4. Очерки истории арабской культуры V-XVbb. М.: Наука, 1982.

5. Культурное достояние палестинского народа. М.: Радуга, 1985

6. Агарышев А. Заговор против арабов. М.: Прогресс, 1988.

7. Киселев В.И. Палестинская проблема в международных отношениях: региональный аспект. М.: Наука, 1988.

8. Медведко Л.И. Этот ближний бурлящий Восток. М.: Наука, 1978.

9. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М.: Наука, 1978.

10. Примаков Е.М. История одного сговора. М.: Наука, 1985.

11. Трудиев Р., Фомин О. Ближневосточный конфликт: Взгляд из Москвы. М.: Прогресс, 1980.

12. Ю.Ислам в истории восточных народов. АН СССР. Институт Востоковедения. На арабском языке. Бейрут, 1986.

13. Лотский В. Новейшая история арабских стран. М., 1979.

14. Хазанов М.Е. ООН и ближневосточный кризис. М., 1983.

15. История внешней политики СССР. М., 1986.

16. Рети Э. Смерть на трибуне. М., 1983.

17. Базили К.М. Сирия и Палестина под османским владычеством. М.: Наука, 1962.1. На английском языке:

18. Bernard Martin. Black Athena. Rutgers University. 1987.

19. Curson G.N. Subjects of the Day. London, 1915.

20. Eliot T.S. Critical Essay's. London. 1932. P. 15.

21. Frantz Fanon. The Wretched of the Earth. New-York. 1968.

22. Fabian Iohannes. Time and the other: How antropology makes its object. New-York: California University, 1983.

23. Hobsbawan Erich and Terence Rangers. The invention of tradition. Cambridge Universyty Press. 1983.

24. Inden Ronald. Imaging India. London. Black Well, 1990.

25. Kiernan V.G. Marxism and Imperialism. New-York. 1974. P. 111.

26. Kelly J.B. Arabia, the Gulf and the West. London Weidenfeld Nicolson, 1980.

27. Kiernan V.G. The Lords of Human Kind. Boston, 1969.

28. Kissinger Henry. American Foreign Policy. New-York, 1974.

29. Landes David. The Unbound Prometheus. Cambridge University Press. 1969. P. 37.

30. Lewis Bernard. British Contribution to Arabic Studies. London (Без даты, на араб языке).

31. Norman Danied: Islam and the West. Edinburgh: University Press, 1960.

32. Magdoff Harry. Imperialism: From the Colonial Age to the Present. New York Monthly Review, 1978.

33. Sykes Christofer. Crossroads to Israel 1917-1948. Indiana University Press, 1973.

34. Родинсон Максим. Представление о мусульманском мире в Европе.

35. Дар-ат Талиа, Бейрут, 1970. 18.Southen R.W. Western Views of Islam in the Middle Ages. Cambridge, Mass: Havard University Press, 1962.

36. Tibawi A.l. British interest in Palestine 1800-1901. London, Oxford University Press, 1961.

37. SjAtfll,(i973jijj — i5)ilLuijll Уа-e ,^31*11 j ujjxII jji ;Objll ^uia. Аал.1.47ajAlill ,1970 Jjlb ;4ju1L1I ,4-uJUJl Silfflll ^ ajLjaaJl Jil jjla. JJ.48

38. SjAlill ,1970 jiij ,Ajullall J AjSIJLS^I jjla. jj .49

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 90170