Композитор Юлия Вейсберг: личность и творческое наследие: По материалам архивов Санкт-Петербурга тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Мазур, Марина Моисеевна

  • Мазур, Марина Моисеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2002, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 137
Мазур, Марина Моисеевна. Композитор Юлия Вейсберг: личность и творческое наследие: По материалам архивов Санкт-Петербурга: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2002. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Мазур, Марина Моисеевна

ВВЕДЕНИЕ. Ю. Вейсберг. Прижизненная и посмертная судьба.

Обзор литературы и обоснование темы.

Часть I.

Глава 1. Биография Ю. Вейсберг (опыт реконструкции).

Этапы жизненного и творческого пути — документы и фактология. Общественная и педагогическая деятельность. Тип личности в восприятии современников.

Глава 2. Жизнь Ю. Вейсберг в переписке. с В. А. Римским-Корсаковым. с М. О. Штейнбергом. с Е. Н. Лебедевой. с Н. Я. Мясковским. с 3. С. Сувалъским. с семьей Савинъис-Гнесинъис. с А. Я. Гуревич.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Мазур, Марина Моисеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЧЕРТЫ ЭВОЛЮЦИИ СТИЛЯ Ю. ВЕЙСБЕРГ: НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Собрание музыкальных материалов Ю. Вейсберг, на основе анализа которых выполнена диссертация, позволяет пунктиром наметить эволюцию ев творчества.

Как показывают документы, Вейсберг начала сочинять в 20-летнем возрасте, опус 1 датирован 1908 г., последний же помечен (согласно составленному самой Вейсберг Списку сочинений) 1941-м годом. За свою композиторскую жизнь Вейсберг пережила несколько важных переломов.

Она формировалась как музыкант в поствагнеровскую эпоху. Вагнеровская рефлексия, одинаково захватившая музыкальную Европу и Россию (достаточно назвать имена Чайковского, Римского-Корсакого, раннего Стравинского), постепенно уходила в прошлое. На музыкальной арене появлялись композиторы поствагнеровского поколения, и среди новых имен австро-немецкой культуры для Вейсберг особенно важными были три: Малера, Регера и Шенберга.

Таким образом, Вейсберг, созревание творческой личности которой происходило именно в Германии оказалась, с одной стороны, в русле многообразно переживаемых немецкой музыкальной культурой явлений поствагнерианства, с другой стороны, — тенденций «новой музыки». Иными словами, в германском контексте шло становление Вейсберг - композитора. При этом, отмечу, что в ее немецком опыте не ощущается ни черт радикальности, ни приверженности какой-либо определенной традиции; она не числится и не ощущает себя вагнерианкой, ее нельзя считать «модернисткой». Те элементы, приемы письма, проявления стилистики, которые отмечались в диссертации по ходу анализа произведений Вейсберг, были характерны для позднеромантической австро-немецкой музыкальной культуры в целом.

В раннем вокальном опусе, некоторых оркестровых сочинениях немецкого периода, а затем позднее в творчестве Вейсберг проступает другой пласт ее композиторского сознания — русский. Здесь очевидна приверженность традициям Римского-Корсакова, есть отражения композиторских стилей Глазунова и Лядова (родство с последним особенно заметно в симфонической «Сказочке» Вейсберг).

В эпоху «новой музыки» всей своей музыкально-общественной деятельностью Вейсберг демонстрировала причастность авангарду. Но, как и прежде, в своем композиторском творчестве она оставалась чуждой радикальным тенденциям. Впрочем, ее симфоническую фантазию-кантату для смешанного хора и большого оркестра «Двенадцать» (по одноименной поэме А. Блока) возможно было бы истолковывать как проявление «современнических» устремлений. Однако, даже если это и так, то предположение справедливо только по отношению к литературной части произведения. Черновая партитура и отзывы критиков не показывают, что есть основания для подобных выводов относительно музыкального языка Вейсберг: в нем абсолютно отсутствуют, к примеру, конструктивистские идеи и элементы складывающегося тогда и входившего в обиход «авангардного лексикона» эпохи.

Пожалуй, Вейсберг можно назвать современной лишь в области музыкального символизма.

Несомненно, принадлежа к школе Римского-Корсакова, по своей натуре, по чуткости к веяниям эпохи Вейсберг не могла не принимать «современничества», однако, понимала его по-своему — так, как понимали его большинство корсаковцев, близких ей по поколению. Это и послужило основанием для конфликта между Вейсберг и композиторами молодой генерации — в результате которого она вынуждена была оставить свою деятельность в ЛАСМ, что обозначило перелом в ее сознании, творчестве и судьбе.

Во второй половине 20-х, в 30-е годы Вейсберг вступает в пору творческой зрелости. В то время она пишет детскую музыку, оперы, обработки народных (главным образом, молдавских) песен, продолжает создавать вокальные циклы. Симфоническая музыка, по преимуществу, игнорируется, предпочтение отдается камерной. В сочинениях Вейсберг этого периода максимально полно проявилось ее композиторское дарование, о котором сочувственно писали ее учителя (Римский-Корсаков, Глазунов) и упоминали в своих свидетельствах современники (Гнесин, Штейнберг, Юдина), опыт и профессионализм — иными словами, творчество Вейсберг-Римской-Корсаковой достигло точки «золотого сечения», наивысшего расцвета. Стиль ее, особенно в вокальной лирике и оперном творчестве достиг ясности, гармонии в соотношении замысла и его воплощения, эмоциональной насыщенности с конструктивной логикой.

Жизнь Вейсберг трагически оборвалась в дни ленинградской блокады. Неизвестно, в каком русле было шло развитие ее композиторской деятельности, однако, надо полагать, ею, несомненно, был бы создан еще не один шедевр в области фольклорных обработок и вокальных миниатюр для голоса и фортепиано — ведь именно в этих жанрах индивидуальность Вейсберг проявилась с полной силой.

284

Для понимания композиторской индивидуальности Вейсберг и стиля представляется важным поместить ее в контекст творчества современников разных поколений — Гнесина, Штейнберга, Житомирского, Штрейхер, Щербачева и многих других. Однако, это — тема специального исследования.

В наше время музыка Вейсберг достойна вновь зазвучать с концертной эстрады. Ее детские песни, оперы, пользовавшиеся огромной популярностью в детской аудитории 20-х годов прошлого столетия, наверняка, обретут свою аудиторию и сегодня. Вокальная же лирика Вейсберг, продолжающая высокие традиции жанра русской песни/романса, также найдет своих поклонников среди любителей и профессионалов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Мазур, Марина Моисеевна, 2002 год

1. Антипов В. И. Произведения Мусоргского по автографам и другим первоисточникам (Аннотированный указатель) // Наследие М. П. Мусоргского / Сб. материалов. К выпуску ПСС Мусоргского. В 32-х тт. / Сост. и общ. ред. Е. А. Левашева. М., 1989. С. 63-144.

2. Асафьев Б. Русский романс XIX века / В кн.: Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. Изд. 2-е / Общ. ред. и примеч. Е. М. Орловой. Л., 1979.

3. Асафьев Б. Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца 10-х начала 30-х годов. Сост. и авт. коммент. И. В. Беленького. Пред. М. С. Друскина. М.; Л., 1967.

4. Асафьев Б. О музыке XX века. Л., 1982.

5. Апухтин А. Н. Полное собрание стихотворений. Л., 1991.

6. Балакиреву посвящается // Сб. статей к 160-летию со дня рождения / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 1998.

7. Барсова И. Симфонии Малера. М., 1975.

8. Барсова И. А. Сотрудничество и переписка двух издательств: Universal Edition и Музсектора Госиздата в 20-30-е годы: Взгляд из Вены // Музыкальное приношение / Сб. ст. к 75-летию Е. А. Ручьевской / Ред.-сост. Л. П. Иванова, Н. Ю. Афонина. СПб., 1998.

9. Барсова Л. Философ о музыке // Новый журнал. СПб. 1997. № 1. С.110-123.

10. Белякаева-Казанская Л. Эхо серебряного века: малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети XX века. СПб., 1998.11 )Блок В. М. Метод творческой работы С. Прокофьева. М., 1979.

11. Богданов-Березовский В. Дороги искусства. Л., 1971.

12. Богомолов Н. А. Русская литература первой трети XX века. Томск, 1999.

13. Бялик М. Вейсберг / Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М., 1973. С. 704-705.15. Вестник знания. 1918. №4.

14. Вайдман 77. Е. Творческий архив П. И. Чайковского. М., 1988.

15. Воробьев И. С. Творчество А.Мосолова 1920-х- начала 1930-х годов в контексте русского художественного авангарда. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. СПб., 1997.

16. Воробьев И. С. Русский авангард и творчество А.Мосолова 1920-1930-х годов. СПб., 2001.

17. ВульфиусП. А. Большой и трудный человек// В сб.: ВульфиусП. Статьи. Воспоминания. Публицистика. Л., 1980. С. 205-210

18. Вульфиус П. А. Гуго Вольф (К столетию со дня рождения)// В сб.: Вулъфиус П. Статьи. Воспоминания. Публицистика. Л., 1980. С. 71-89

19. Гауптман Г. Полное собрание сочинений: В 2-х т.// Автор критич. очерка Н. Котляревский, предисл. А. Измайлова. СПб., 1908.

20. Галина М. Александр Константинович Глазунов. Жизнь и творчество. Л., 1961.

21. Глазунов А. К. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. В 2-х тт. / Отв. ред.— М. Янковский. Л, 1960. Т. 2.

22. Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания / Сост., вст. ст. и примеч. М. Ганиной. М., 1958.

23. Глебов И. Мысли и думы. Ч. 3 // Советская музыка. 1983. № 2.

24. Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр. Л., 1989.

25. Гнесина Ел.: Я чувствую себя обязанной/ Публ. и коммент. И. П. Шеховцовой и В. В. Троппа // Музыкальная академия. 1998. № 3-4. С. 129-140

26. Гнесин М. Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. М., 1956

27. Гнесин М. Ф. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост., предисл. и общ. ред. М. Глезера. М„ 1961.

28. Данскер О. Л. Из записных книжек М. О. Штейнберга 1919-1920-х годов// В сб: Из фондов кабинета рукописей. Публикации и обзоры. Вып.1 / Сост. и отв. ред. Г. В. Копытова. СПб., 1998.

29. Данько Л. Г. «Двенадцать» А. Блока в музыкальных и музыкально-театральных жанрах // Блок и музыка. Л., 1972. С. 137-153.

30. Диана Л. Бургин. София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо. СПб., 1999.

31. Дроздова М. Уроки Юдиной. М., 1997.

32. Друскин М. Исследования. Воспоминания. Л.; М., 1977.

33. Друскин М. Игорь Стравинский. Л.; М., 1984.

34. Друскин М. О западно-европейской музыке XX века. М., 1973.

35. Известия. 1924. № 91; 1926. №№ 5,151; 1927. № 42.

36. Искусство XX века: уходящая эпоха? // Сб. статей. В 2-х тт. / Сост. и ред. — В. Валькова, Б. Гецелев. Нижний Новгород, 1997.

37. Искусство трудящимся. 1924-1926.

38. Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы. 1862-1917/ Сост. — А. Л. Биркенгоф, С. М. Вильскер, П. А. Вульфиус, Г. Р. Фрейндлинг. Л., 1964.

39. Из фондов кабинета рукописей. Публикации и обзоры. Вып. 1 / Сост. и отв. ред. Г. В. Копытова. СПб., 1998.

40. История немецкой литературы. В 3-х тт. / Общ. ред. А. Дмитриева. М., 1986. Т. 3. 18951985.

41. История русской советской музыки. В 4-х тт./ Отв. ред.— Д.Б.Кабалевский, А. А. Соловцов. М., 1956, 1959. Тт. 1,2.

42. История русской музыки. В 10-ти тт. М., 1994-1997. Тт. 7-10-А.

43. История современной отечественной музыки. Вып. 1. 1917-1941 / Под ред. М. Е. Тараканова. М., 1995.

44. Кандинский В. Альбом репродукций / Сост. — В. Лаптева. М., 2000.

45. Каратыгин В. Г. Избранные статьи/ Сост. и примеч. О. Л. Данскер. Под ред. Ю. А. Кремлева. М.; Л., 1965.

46. Климовицкий А. «Вагнерианство» позднего Чайковского: культурно-психологические аспекты // Германия, Россия, Украина — музыкальные связи: История и современность: Материалы международного симпозиума. СПб., 1996. С. 106-122.

47. Климовицкий А. О творческом процессе Бетховена. Л., 1979.

48. Климовицкий А. К определению принципов немецкой традиции музыкального мышления. Новое об эскизной работе Бетховена над главной темой Девятой симфонии // В сб. научн. трудов: Музыкальная классика и современность. Л., 1983. С. 94-121.

49. Ковнацкая Л. Шостакович в протоколах ЛАСМ // Д. Д. Шостакович: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения / Ред.-сост. Л. Ковнацкая. СПб., 1996.

50. К 100-летию Ленинградской консерваториии. 1862-1962. Ленинградская консерватория в воспоминаниях // Сб. статей / Гл. ред. — Г. Г. Тигранов. Л., 1962.

51. Копытова Г. Общество еврейской народной музыки в Петербурге-Петрограде. СПб., 1997.

52. Коробейников С. Малер в Москве и Петербурге// Журнал любителей искусства. 1998. № 2. С. 45-52.

53. Куликова И. С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978.

54. Крейнина Ю. Макс Регер. М., 1991.

55. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991.

56. Ленинградская правда. 1926. № 110.

57. Литературно-художественные альманахи и сборники, 1906-1911. М., 1957.

58. Материалы к биографии Асафьева / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Крюкова. М., 1981.

59. Модернизм: анализ и критика основных направлений // Сб. статей / Под ред. В. В. Ванслова, М. Н. Соколова. М., 1987.

60. Музыкальная жизнь. 1967. №3.

61. Музыкальная летопись // Сб. статей и материалов / Под редакцией А. Н. Римского-Корсакова. Вып. 1-3. Пг., 1922-1925.

62. Музыкальный современник. 1915-1917.

63. Мясковский Н. Я. Собрание материалов. В 2-х тт. / Ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна. М„ 1964.

64. Николаев Л. В. Статьи и воспоминания современников. Письма// К 100-летию со дня рождения / Ред.-сост. и предисл. Л. А. Баренбойма, Н. Л. Фишмана. Л., 1979.

65. Никольская И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. Очерки развития симфонической музыки в Польше XX века. М., 1990.

66. Новая музыка // Сб. ЛАСМ под редакцией И. Глебова и С. Гинзбурга. Л., 1926-1927.

67. Новая музыка// Сб. статей. Вып. 1-2. Л., 1924.

68. Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894-1912)/ Общ. ред. и вступ. ст.

69. Ю. А. Кремлева. Л., 1971. 74) Орлов Г. Русский советский симфонизм. М.; Л., 1966. 15) Орлов Г. Симфонии Шостаковича. Л., 1961. 1в)Павлишин С. Арнольд Шенберг. М., 2001.

70. Поэзия Серебряного века. 1880-1925 / Вст. ст. и сост. Е. Осетрова. М., 1991

71. Прокофьев С. С. Материалы. Документы. Воспоминания / Ред.-сост. С. И. Шлифштейн. М„ 1956.

72. Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью/ Сост., текст, ред. и коммент. В. П. Варунца. М., 1991.

73. С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка / Сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко. М., 1977.

74. Рабочий и театр. 1924-1937

75. Римский Л. Материалы к биографии JL А. Половинкина// В сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры / Сост. и ред. Т. Ливановой. М. 1975. С. 142-176.

76. Римская-Корсакова Т. Усадьба Любенск Н. А. Римского-Корсакова. Псков., 1995.

77. Римский-Корсаков и музыкальное образование // Статьи и материалы / Ред.-сост. С. Л. Гинзбург. Л., 1959

78. Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. М, 1963; 1965; 1970. Тт. I, VI-VII.

79. Роллан Р. Музыканты наших дней / Под ред. А. Н. Римского-Корсакова. Пг., 1923.

80. Роллан Р. Музыканты прошлых дней / Под ред. А. Н. Римского-Корсакова. Л., 1925.

81. Роллан Р. Собрание сочинений. В 16-ти тт. / Общ. ред. Б. А. Кржевского. Л., 1936. Т. 16.

82. Роллан Р. Собрание музыкально-исторических сочинений. В 9-ти тт. / Ред. Г. Пиралов, коммент. Б. Левика. М., 1938. Тт. 4-5.

83. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. В 8-ми вып. Вып. 3—4 / Ред., сост. и коммент. В. Н. Брянцевой. М., 1988-1989.

84. Российская Еврейская Энциклопедия. В 2-х тт. М., 1995. Т. 2.

85. Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М. Арановский. М., 1997.

86. Русская музыкальная газета. 1909-1916 гг.

87. Русские поэты Серебряного века // Сб. стихотворений. В 2-х тт. / Вступ. ст. и коммент. О. А. Кузнецова. Л., 1991. Т. 1.

88. Русский авангард 1910-1920-х годов и театр// Сб. статей / Отв. ред. Г.Ф.Коваленко. СПб., 2000.

89. Русский футуризм: Теория. Практика. Воспоминания / Сост. — В. Н. Терёхина, А. П. Зименков. М., 2000.

90. Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах: Петр Сувчинский и его время // Ред.-сост. А. Бретаницкая. М., 1999.

91. Савенко С. Мир Стравинского. М., 2001.

92. Самосуд С. А. Статьи. Воспоминания. Письма/ Сост., вступ. ст. и коммент. О. Л. Данскер. М., 1984.

93. Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX- начала XX вв. / Сост. М. Ф. Пьяных. Л., 1991.

94. Синий всадник под редакцией В. Кандинского и Ф.Марка / Перев., коммент. и ст. 3. Пышновской. М., 1996.

95. Скорбященская О. Шостакович играет «Юмореску» Шумана// В сб.: Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи / Ред.-сост. Л. Ковнадкая. СПб., 2000.

96. Советское искусство 20-30-х годов: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство / Вступ. ст. — Е. Ковтун. Л., 1988.

97. Смирнов В. Творческое формирование И. Ф. Стравинского. Л., 1970.

98. Современная музыка: Временник ассоциации современной музыки при Государственной Академии Художественных наук под ред. В. М. Беляева, Л. Л. Сабанеева, В. В. Яковлева. М., 1924-1928.

99. Соллертинский И. И. Арнольд Шенберг// В сб: Памяти Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования / Сост. и коммент. Л. Михеевой. Изд. 2-е, доп. Л., 1978. С. 168-190.

100. Степанян Н. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М., 1999.

101. Сто лет Ленинградской консерватории. 1862-1962: Исторический очерк/ Сост. В. И. Александрова, Е. Ф. Бронфин, М. А. Ганина. Л., 1962.

102. Сто поэтесс серебряного века. Антология/ Сост. и биогр. ст.— М. Гаспаров, О. Кушлина, Т. Никольская. СПб., 1996.

103. Стравинский И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии / Сост., текст, ред. и коммент. В. Варунца. М., 1998. Т. 1. М., 2000. Т. 2.

104. Стравинский И. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии / Послесл. и общ. ред. М. С. Друскина. Л., 1971.

105. Стрекаловская X А. Постромантические диалоги с романтизмом: Феруччо Бузони, Ганс Пфицнер, Арнольд Шенберг в диалоге с Рихардом Вагнером. Автореф. дисс. . канд. искусствовед. СПб., 1998.

106. Филонов П. Живопись. Графика // Из собрания Государственного Русского музея /Вст. ст. —Е. Ковтун. Л., 1988.

107. Фирсова Н. Ф. Нотные автографы раннего творчества А. П. Бородина (опыт текстологического исследования). Автореф. канд. дисс. СПб., 2000.

108. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Вст. ст. и общ. ред. В. Гиппиуса. Л., 1939. Т. 98.

109. Фэй Л. Шостакович, ЛАСМ и Асафьев // Д. Д. Шостакович: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения / Сост. —Л. Ковнацкая. СПб., 1996.

110. Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи / Ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб., 2000.

111. Д. Д. Шостакович // Сб. к 90-летию со дня рождения / Ред.-сост. Л. Ковнацкая. СПб., 1996.

112. Шостакович в дневниках М. О. Штейберга/ Публ. и коммент. О. Данскер// Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Исследования / Ред.-сост. Л. Ковнацкая. СПб., 2000.

113. Шабалина Т. В. Рукописи И. С. Баха: Ключи к тайнам творчества. СПб., 1999.

114. Щербачев В. В. Статьи. Материалы. Письма / Сост. — Р. Слонимская. Л., 1985.

115. Энгелъ Ю. Д. Глазами современника// Избранные статьи о русской музыке. 18981918 / Сост, ред., коммент. и вст. ст. И. Кунина. М., 1971.

116. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. М., 1998.

117. Юдина М. В. Статьи. Воспоминания. Материалы / Общ. ред. С. Асюка. М., 1978.

118. ЮдинаМ. «Лучи божественной любви». Литературное наследие// Серия Российские пропилеи / Сост., подг. текста, примеч. А. М. Кузнецова. М.; СПб., 1999.

119. Яворский Б. Л. Сборник. В 2-х тт..Статьи. Воспоминания. Переписка. Изд. 2-е, испр. и доп. / Ред.-сост. И. С. Рабинович. Общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М., 1972. Т. 1.

120. Ястребцев В. В. И. А. Римский-Корсаков. Воспоминания. 1862-1908. В 2-х тт. / Общ. ред. А. В. Оссовского. Л., 1960. Т. 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.