Концептосфера романа М.А. Булгакова "Белая гвардия" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Кадырова, Наталья Сергеевна

  • Кадырова, Наталья Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Стерлитамак
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 235
Кадырова, Наталья Сергеевна. Концептосфера романа М.А. Булгакова "Белая гвардия": дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Стерлитамак. 2013. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кадырова, Наталья Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Картина мира, концепт и концептосфера

в контексте антропоцентрической парадигмы современного языкознания

§ 1. Интерпретация понятий языковая и индивидуально-авторская

картины мира в современной лингвистике

§ 2. Концепт как основная категория изучения и описания языковой и

индивидуально-авторской картин мира

§ 3. Концептосфера как системообразующая и структурная единица

языковой и индивидуально-авторской картин мира

§ 4. Методика структурирования, квалификации и описания

концептосферы художественного текста

Глава 2. Концептосфера романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»

§ 1. Глобальный концепт «Человек» в концептосфере романа

М.А. Булгакова «Белая гвардия»

§ 2. Концепт «Дом» в индивидуально-авторской картине мира

писателя и в концептосфере романа «Белая гвардия»

§ 3. Творческая интерпретация концепта «Город» в тексте романа

§ 4. Концепт «Мир» // «Космос» в мировосприятии языковой личности М.А. Булгакова и в концептосфере романа «Белая гвардия»

Заключение

Список литературы

Список словарей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептосфера романа М.А. Булгакова "Белая гвардия"»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационное исследование посвящено изучению концегггосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Копцептосфера как системообразующая и сложная структурная единица изучения и описания языковой картины мира неоднократно привлекала внимание отечественных и зарубежных лингвистов-лингвокультурологов и литературоведов, но до настоящего времени, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой проблематике, не существует работ, представляющих полное описание концептосферы художественного произведения в контексте мировосприятия языковой личности писателя и национальной языковой картины мира в целом.

В центре нашего исследования находится роман М.А. Булгакова «Белая гвардия», занимающий особое место в творчестве писателя не только потому, что это его первый, дебютный роман, но и потому, что это отличающееся многоплановостью и сложностью повествования произведение является во многом автобиографическим романом, отразившим богатейший запас впечатлений, сюжетов и образов детства и юности писателя. Это позволило изучить структуру индивидуально-авторской картины мира писателя, специфику его духовной вселенной и особенности концептосферы романа.

Выбор писа1еля и романа в качестве объекта лингвокультурологиче-ского исследования обусловлен тем, что Михаил Афанасьевич Булгаков является одной из общепризнанных ключевых фигур русской литературы XX века, это один из наиболее оригинальных мастеров слова, выработавший свой стиль и повлиявший на развитие русской литературы и искусства XX — XXI вв. Творчество М.А. Булгакова вызывало и вызывает интерес исследователей-литературоведов, искусствоведов и культурологов [Яновская 1983; Смелянский 1986; Чудакова 1987- 1988; Боборыкин 1991; Золотусский 1991; Земская 1991; Петровский 1991 - 2001; Лакшин 1994; Соколов 1996 - 2008; Яблоков 1997 - 2001; Лескпсс 1999; Варламов 2008 и др.].

В последние десятилетия стали появляться лингвистические исследования текстов и языка М.А. Булгакова [Велехова 1991; Михальчук 2002; Коваленко 2002 - 2003; Клецкая 2003; Хрячкова 2004; Сермягина 2007; Авакян 2008; Желватых 2008; Иваньшина 2010; Соколов 2010; Белобровцева 2012; Стойкова 2012; Харченко 2012 и др.], что продиктовано особым значением его творчества для развития отечественной словесности, недостаточной изученностью языковой и культурологической специфики пространства прозы писателя. Эти обстоятельства обусловили актуальность настоящего исследования.

Объект рассмотрения - лингвокультурные концепты (ключевые или базовые слова), структурирующие художественное пространство (концепто-сферу) текста романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» в контексте индивидуально-авторской картины мира писателя и русской национальной языковой картины мира в целом, включающей фрагменты бытовой (наивной), мифологической (мифопоэтической), религиозной, философской (мировоззренческой), научной и образной картин мира.

Предметом исследования в диссертации являются языковые единицы, репрезентирующие ядерные (системообразующие) и периферические концепты в структуре концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»:

- лексические (ключевые лексемы, имена ментальных фактов, имена собственные, прецедентные имена, наименования артефактов, медицинские термины, наименования национальностей, профессий, родственных отношений),

- устойчивые и фразеологические сочетания (крылатые фразы, афоризмы, прецедентные высказывания, названия прецедентных текстов);

- контекстные (текстовые фрагменты-описания образов и ситуаций, фрагменты-повествования о действиях и событиях, элементы текста, содержащие авторские размышления и рассуждения).

Цель работы - на основе выделения, квалификации и систематизации лингвокультурных концептов структурировать и описать концептосферу текста романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

4

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

1)на основе анализа современных научных исследований из области антропоцентрической лингвистики и лингвокультурологии определить основные подходы к квалификации и описанию ключевых понятий настоящего диссертационного сочинения: языковая картина мира, индивидуально-авторская картина мира, концепт, лингвокулътурный концепт, художественный концепт, символ, образ, концептосфера;

2) выделить, квалифицировать и систематизировать лингвокультурные концепты, нашедшие отражение в индивидуально-авторской картине мира М.А. Булгакова и тексте романа «Белая гвардия»;

3) разработать методику структурирования, лингвокультурологическо-го описания и наглядного представления концептосферы художественного произведения на основе анализа концептосферы романа «Белая гвардия»;

4) рассмотреть структуру концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», проанализировать общие и специфические характеристики составляющих её художественных концептов, определить их иерархию, описать значимость и особенности функционирования;

5) на основе проведённого анализа и сопоставления полученных данных составить схемы, наглядно представляющие строение каждого выделенного в ходе исследования художественного концепта и структуру концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» в целом.

Методологической и теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов, посвященные проблемам изучения языковой картины мира, лингвокульгурных и художественных концептов, концептосферы отдельных текстов, индивидуально-авторской и языковой картины мира [Будагов 1973; Брутян 1976; Арутюнова 1987-2000; Телия 1987 - 2001; Колесов 1992 - 2004; Яковлева 1994 - 1996; Апресян 1995; Воробьев 1995 - 1997; Бабушкин 1996; Вежбицкая 1996 - 2001; Ас-

5

кольдов 1997; Лихачев 1997, Сергеева 1998; Залевская 2000; Степанов 2001 -2007; Караем к 2001 - 2010; Бельчиков 2003; Иванова 2004; Воркачев 2005 -2008; Пятаева 2005 - 2006; Шафиков 2007; Тер-Минасова 2008; Караулов 2009; Александрович 2009; Тамерьян 2011].

Для решения поставленных задач в работе используется комплекс общенаучных, филологических и лингвистических методов, а также частных методик и приёмов лингвокультурологического анализа материала: наблюдения, анализа, синтеза, описания и сопоставления, лингвистического анализа художественного текста, дистрибутивного и контекстуального анализа художественного текста, компонентного анализа лексического значения слова, концептуального анализа, этимологического комментирования ключевых слов концептов, лингвокультурологического комментирования.

Материалом для исследования послужил текст романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» [Булгаков М.А. Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы / Сост. и вступ. ст. И.Ф. Бэлзы. М.: Правда. 576 е.] и извлечённые из него лексические (около 250) и контекстные материалы (300 единиц), репрезентирующие 2 ядерных концепта, 4 глобальных и 50 периферических концептов (субконцептов) в структуре исследуемой концептосферы.

Научная новизна настоящей диссертации проявляется в том, что в ней, во-первых, впервые осуществлено комплексное лингвокультурологическое описание концептосферы художественного произведения - романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» и, во-вторых, разработана оригинальная методика анализа концептосферы художественного произведения, включающая операции выделения, квалификации и систематизации лингвокультурных концептов и структурирования концептосферы романа в контексте индивидуально-авторской картины мира писателя и русской языковой картины мира. ■

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Описание концептосферы художественного произведения осуществляется на основе выделения, квалификации и систематизации лингвокуль-

6

турных концептов в контексте мировосприятия языковой личности писателя и национальной языковой картины мира, включающей фрагменты бытовой (наивной), мифологической (мифопоэтической), религиозной, философской (мировоззренческой), научной и образной (художественной) картин мира.

2. Каждый лингвокультурный (художественный) концепт исследуемого романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» имеет полевую структуру, организованную в виде ядра (базовый или ядерный концепт) и периферии (субконцепты или периферические концепты), в свою очередь, структурированной в виде расширяющегося от центра пространства.

3. Концептосфера художественного произведения представляет собой сложную систему взаимосвязанных лингвокультурных (художественных) концептов, которую можно наглядно изобразить в виде плоскостной или объёмной схемы. Так, концептосфера романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» имеет спиралевидную расширяющуюся кверху (в виде воронки) структуру, состоящую из четырех полей концептов («Человек», «Дом», «Город», «Мир»).

Теоретическая значимость диссертации определяется расширением представлений о ключевых понятиях современной лингвокультурологии, каковыми являются понятия концептосфера, концептосфера художественного произведения или индивидуально-авторской картины мира, концептосфера национальной языковой картины мира, уточнением их терминологических дефиниций, а также разработкой методики описания концептосферы художественного произведения, которая может быть использована как при исследовании индивидуально-авторской картины мира М.А. Булгакова в целом, так и для описания концептосфер художественных произведений других писателей.

Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы и результаты могут быть использованы в лингвокультурологических исследованиях индивидуалыю-авюрских и языковых картин мира, в практике составления словарей-концептуариев, словарей языка писателя и писательских энциклопедий; в преподавании вузовских курсов лингвокультуро-

7

логии и филологического анализа текста; в подготовке специализированных курсов для старших школьников, а также на уроках литературы по изучению творчества М.А. Булгакова.

Структура диссертационного сочинения включает: Введение, две главы, Заключение, списки использованной научной литературы и словарей,

Во Введении описываются объект и предмет диссертационного исследования, цель работы и связанные с ней задачи, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость результатов работы, методы изучения языкового материала, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Картина мира, концепт и концептосфера в контексте антропоцентрической парадигмы современного языкознания» излагаются теоретические предпосылки работы, даётся обзор и анализ литературы, посвященной исследованию теории концептуального описания языковой картины мира, предлагается описание методики исследования концептосферы художественного произведения.

Вторая глава «Концептосфера романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» представляет подробное описание структуры ключевых концептов художественного пространства романа.

В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются возможные пути дальнейшего изучения художественных концептов и концептосфер индивидуально-авторских картин мира.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Кадырова, Наталья Сергеевна

Выводы.

1. Завершая исследование концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», можно утверждать, что структурирующими концептами этого произведения являются концепты «Космос» и «Хаос» - порождение античной философии и глобальные (концептуальные) антиномии мировой художественной культуры в целом, которым в русской языковой картине мира соответствуют концепты «Лад» и «Разлад», «Мир» и «Война», «Брань», «Раздор».

Глобальную концептосферу «Космос» представляют в романе концепты «Лад», «Мир», «Предсказуемость», «Норма», «Мера», «Порядок», «Устойчивость», концептосферу «Хаос» - концепты «Разлад», «Война», «Брань», «Раздор», «Ссора», «Непредсказуемость», «Отсутствие нормы», «Чрезмерность», «Беспорядок», «Неустойчивость».

Индивидуально-авторская специфика концепта «Хаос» заключается в том, что он, в представлении М.А. Булгакова, не просто уничтожает всё сущее, а создаёт тем самым основу для зарождения новой жизни, нового этапа бытия.

2. Структурирующие концепты «Космос» и «Хаос» связаны с рядом глобальных концептов, первым из которых становится концепт «Человек». Его репрезентантами в романе являются: 1) имена (официальные и неофициальные - ласковые, уменьшительные, уничижительные, насмешливые и др.), фамилии и прозвища героев; 2) слова, с одной стороны, определяющие степень родства между героями, а с другой, характеризующие душевную и духовную близость между ними; 3) обозначения природно-социальной сущности человека; 4) прецедентные имена реальных исторических лиц; 5) яркие образно-метафорические или бранные именования случайных, единожды появляющихся в романе лиц, но играющих заметную роль в судьбе главных героев.

Репрезентанты концепта «Человек» образуют полевую структуру, включающую в свой состав три субконцепта: «Тело», «Душа», «Сознание», каждый из которых имеет ряд компонентов, составляющих антиномии. Например, субконцепт «Тело» включает такие антиномии, как красота - уродство, улыбки - слёзы, чистота - грязь, здоровье - болезнь, усталость, жизнь - смерть.

В романе находит отражение не только концепт «Человек-космос», но и концепт «Человек-хаос». Содержание второго концепта представлено большим количеством единиц, чем наполнение первого, вследствие того, что преобладающей в романе является стихия хаоса.

3. В романе «Белая гвардия» находит отражение один из древнейших (праиндоевропейских) концептов «Дом». Он также имеет полевую структуру и проявляет себя как «Дом-космос», составляющими которого становятся субконцепты «Жилище», «Хозяйство», «Семья», «Род», «Храм», «Благо», «Уют», «Тепло», «Огонь», «Вера», «Красота», «Память», «Культура», «Любовь» и др., и «Дом-хаос» или «Дом» — «Антидом», представленный субконцептами «Холод», «Богатство», «Скаредность». Концепту «Дом», равно как и концепту «Человек», уделяется большое внимание, как в романе, так и в индивидуально-авторской картине мира писателя в целом, так как его взгляд прикован именно к земному, домашнему миру, который так дорог М.А. Булгакову.

4. В романе предстают две ипостаси важнейшего концепта «Город», являющегося неотъемлемой частью мировой культуры: «Город-космос» и «Город-хаос», которые имеют полевую структуру и реализуются в нескольких планах: топос, жители и культурные особенности жизни Города.

5. Глобальным концептом в концептосфере романа является концепт «Мир», реализующийся в трёх субконцептах: «Небо», «Земля», «Преисподняя», каждый из которых имеет полевую структуру. Концепт «Мир-космос» неразрывно связан с концептом «Небо», а концепт «Преисподняя» соотносится с концептом «Мир-хаос».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель настоящей диссертации заключалась в исследовании и подробном описании концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Поставленная цель была достигнута путём решения ряда задач, одной из которых явилась разработка оригинальной методики выделения, структурирования и описания концептоферы художественного произведения.

Наше понимание концептосферы художественного текста основано на базовых положениях учения о ней, изложенного в работах современных лингвистов (С.А. Аскольдова, Д.С. Лихачёва, Т.В. Булыгиной, А.Д. Шмелёва, Е.С. Кубряковой, H.H. Болдырева, Н.В. Александрович, O.E. Беспаловой, Е.А. Огневой, Л.А. Петровой и др.).

Концептосфера художественного текста трактуется нами как структурированная совокупность взаимосвязанных лингвокультурных (культурных) концептов, каждый из которых являет собой единицу сознания писателя, обладающую следующими признаками: во-первых, она создаёт и оформляет культурное пространство текста, связывая его с глобальными концептами мировой художественной культуры; во-вторых, она включает ментальные факты (артефакты, прецедентные феномены, мифопоэтические, фольклорные и религиозные образы и представления), отражённые в сознании народа и репрезентированные в национальной языковой картине мира; в-третьих, она отображает осмысление и переосмысление окружающего мира индивидуумом, выражает отношение к нему во внутреннем мире языковой личности, то есть представляет индивидуально-авторскую картину мира, проявляющуюся в особенностях языка и стиля писателя; в-четвёртых, она является значимой для развития сюжета произведения, особенностей его поэтики и выстраивания образной системы.

Каждый культурный концепт становится значимым для художественного произведения в рамках заданного автором сюжетного построения и создаваемой им образной (художественной) картины мира.

Наше исследование показало, что при изучении и описании концепто-сферы художественного произведения необходимы тщательный анализ биографии писателя, рассмотрение историко-культурологических, литературоведческих и лингвистических источников, посвященных творчеству писателя, что позволило получить исчерпывающее представление о концептосферах индивидуально-авторской картины миры писателя и базовых концептах каждой из этих концептосфер. Дальнейшее рассмотрение четырёх уровней словарного запаса русского языка, о которых говорил Д.С. Лихачёв, позволило выяснить, какие из выделенных концептов вошли в состав концептосферы исследуемого художественного текста, а затем разграничить их по степени значимости -ядерные, глобальные и периферийные концепты. Изучение уровней взаимодействия и взаимовлияния данных концептов позволило определить, в каких отношениях находятся концепты, образуют ли они антонимичные или синонимичные пары, объяснить их значимость в организации художественного и культурного пространства романа. Результатом такого исследования стали также наглядные схемы, отражающие специфику взаимодействия концептов художественного произведения и дающие представление об организации его концептосферы в целом.

Анализ биографии, истории творчества и текстов художественных произведений М.А. Булгакова показал, что в сознании писателя соединились:

- концептосфера русской национальной языковой картины мира,

- концептосфера мировой художественной культуры, в которой особое место занимает концептосфера христианской культуры и мифологии,

- концептосфера семьи Булгаковых,

- индивидуальная концептосфера М.А. Булгакова как языковой личности,

- концептосфера врача и

- концептосфера писателя.

Выстраивая схему, отражающую специфику копцеппюсферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», можно представить её в виде спирали. Она состоит из кругов, представляющих связанные между собой глобальные концепты «Человек» - «Дом» - «Город» - «Мир». Каждый виток спирали пропускается через противопоставленные друг другу сквозные концептосферы «Хаос» и «Космос», ставшие структурирующими в концептосфере романа. Отражая в тексте романа античную языковую картину мира, данные концепты имеют свои эквиваленты в русской языковой картине мира, которые также находят отображение в концептосфере романа: «Лад» и «Разлад», «Мир» и «Война», «Брань», «Раздор».

Проходя через призму сквозных концептосфер «Хаос» и «Космос», каждый глобальный концепт романа предстаёт как:

- «Человек-Хаос» и «Человек-Космос»,

- «Дом-Хаос» и «Дом-Космос»,

- «Город-Хаос» и «Город-Космос»,

- «Мир-Хаос» и «Мир-Космос».

Каждый глобальный концепт репрезентирован в романе лексическими, фразеологическими и контекстными единицами.

Каждый глобальный концепт имеет полевую структуру, включающую в свой состав ядерный концепт и располагающиеся вокруг него периферические субконцепты.

Все четыре глобальных концепта нанизываются на своеобразный «стержень», в основе которого лежат концепты «Бог» и «Культура».

В связи с проведённым исследованием перспективным представляется дальнейшее изучение и описание концептосферы всего творчества М.А. Булгакова с разработкой методики выявления, структурирования и описания концептосферы его драматических произведений; исследование концептосферы времени, в котором жил и работал М.А. Булгаков в контексте творчества и индивидуально-авторских картин мира других русских писателей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кадырова, Наталья Сергеевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Авакян М.Э. 2008 - Авакян М.Э. Стилистические особенности журналистского жанра. Понятие «образа автора» (на примере произведений М.А. Булгакова): Учебное пособ. Ереван: Изд-во Российско-армянского (славянского) ГУ, 2008, 116 с.

2. Александрович 2009 - Александрович Н.В. Концептосфера художественного произведения и средства её объективации в переводе (На материале романа Ф.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби» и его переводов на русский язык): Монография. М.: Флинта: Наука, 2009. 184 с.

3. Алефиренко 2010 - Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. М.: Флинта Наука, 2010. 224 с.

4. Алефиренко 2002 - Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова: синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002. 394 с.

5. Алпатов 1993 - Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцен-тричном подходах к языку // Вопросы языкознания. 1993. №3. С. 15-2-6.

6. Апресян 1995 - Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. №1. С. 37-67.

7. Арутюнова 1987 - Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой «картины мира») // Вопросы языкознания. 1987. №3. С. 3-9.

8. Арутюнова 1993 - Арутюнова Н. Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993. С. 3-7.

9. Арутюнова 2000 - Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка / Язык о языке: Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н.Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. 624 с.

10. Арутюнова 1998 - Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. 895 с.

11. Аскольдов 1997 - Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под редакцией В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279.

12. Афанасьев 1982 - Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и комментарии Ю.М. Медведева. М.: Современник, 1982. 464 с.

13. Афанасьев 1995 - Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 4 томах. Т 1. М.: Славянский мир, 1995. 824 с.

14. Ахманова, Гюббенет 1977 - Ахманова О.С., Гюббенет И.В. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема. // Вопросы языкознания. 1977. №3. С. 49-52.

15. Бабенко 2001 - Бабенко Л.Г. Когнитивная структура текста (модель анализа) // Русский язык на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской конференции 26 - 27 окт. 2000 г.: В 3-х т. Т. 1. Актуальные проблемы лингвистической теории и практики и преподавания русского языка и культуры речи. СПб., 2001.С. 24-35.

16.Бабушкин 1996 - Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1996. 103 с.

17. Бахтин 1979 - Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. М.: Художественная литература, 1979. 250 с.

18. Белобровцева 2012 - Белобровцева И.З. Путеводитель по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Учебное пособ. М.: Изд-во Московского университета, 2012. 208 с.

\9. Белозерская-Булгакова 1990 - Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1990. 222 с.

20. Бельчиков 2003 - Бельчиков Ю.А. Языковая личность в контексте духовной культуры России на рубеже 19-20 вв. // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. №2. С. 179-183.

21. Беляев 1989 - Эстетика: Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

22. Бердяев 2006 - Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Мир книги, Литература, 2006. 416 с.

211

23. Берестнев 1997 - Берестнев Г.И. О "новой реальности" языкознания // Филологические науки. 1997. № 4. С. 16-21.

24. Беспалова 2002 - Беспалова O.E. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилёва в её лексическом представлении: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002. 25 с.

25. Биккулова 1993 - Биккулова H.A. Изучение романа Михаила Булгакова "Белая гвардия": (Тема дома и семьи в произведении) / М-во образования Рос. Федерации, Респ. ин-т повышения квалификации работников образования. М.: РИПКРО, 1993. 31 с.

26. БЛЭ 2003 - Большая литературная энциклопедия. / Красовский В.Е. и др. М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. 845 с.

27. Боборыкип 1991 - Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1991. 208 с.

28. Богин 1984 - Богин Г.И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов. Автореф. дис... докт. филол. наук. Л., 1984. 31 с.

29. Болдырев 2012 ~ Болдырев H.H. О метаязыке конгнитивной лингвистики: Концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. Вып. IX: Взаимодействие когнитивных и языковых структур: сб. науч. тр. / Гл. ред. серии Е.С. Кубрякова, отв. ред. вып. В.З. Демьянков; Мин-во обр. и науки РФ, РАН, Ин-т языкознания, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Рос. ассоц. лингвистов-когнитологов. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 23-32.

30. Брутян 1968 - Брутян Г.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Ереван: Айа-стан, 1968. 66 с.

31. Брутян 1976 - Брутян Г.А. Языковая картина мира и ее роль в познании // Методологические проблемы анализа языка. Ереван: Айастан, 1976. С. 57-64.

32. Будагов 1973 — Будагов P.A. Несколько замечаний о «ключевых словах» в истории культуры // Искусство слова. М.: Наука, 1973. С. 392-395.

33. Булгаков 1989 - Булгаков М.А. Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы / Сост. и вступ. ст. И.Ф. Бэлзы. М.: Правда, 576 с.

34. Булгаков 2002 - Булгаков М.А. Записки покойника (Театральный роман) / подг. текста, вступ. статья, прим. А. Кобринского. СПб.: Академический проект, 2004. 477 с.

35. Булгаков 2006 - Булгаков М.А. Жизнь и творчество. Фотоальбом. / Сост Б.С. Мягков, Б.В. Соколов ( при участии И.Я. Горпенко). М.: Эллис Лак 2000, 2006. 320 с.

36. Булгакова 2007 - Булгакова Г.Р. Национальное в содержании фразеологической картины мира // Современная парадигма лингвистических исследований: методы и подходы: Сборник материалов Всеросс. науч.-практ. конф. 20-23 ноября 2006 г. Стерлитамак: Стерлигамак. гос. пед. Академия, 2007. С. 30-33.

37. Булыгина, Шмелев 1997 - Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира: на материале русской грамматики. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 576 с.

38. Вайсгербер 1993 а) - Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. М.: Едиториал УРСС, 2004. 232 с.

39. Вайсгербер 1993 б) - Вайсгербер Й.Л. Язык и философия // Вопросы языкознания. 1993. №2. С. 114-124.

40. Варламов 2008 - Варламов А.Н. Михаил Булгаков - 2-е изд. -('Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 1150'). М.: Мол. гвардия, 2008. 840 с.

41. Васильев 1971 ~ Васильев Л.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. 1971. №5. С. 105-112.

42. Васильев 2009 - Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика: учебное пособие. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 192 с.

43. Ве.жбш(кая 1996 - Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. Пер. с англ. / Отв. ред. М.А. Кронгауз. М.: Русские словари, 1996. 416 с.

213

44. Вежбицкая 2001 а) - Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А. Д. Шмелёва. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

45. Вежбицкая 2001 б) - Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / Пер. с англ. А.Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

46. Велехова 1991 - Велехова H.A. Тайна булгаковского слова // Круг чтения. Литературная панорама. М.: Издательство политической литературы, 1991. С. 133-134.

47. Бенедиктова 2003 - Бенедиктова Л.Н. К вопросу о содержании понятия «концепт» // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. С. 17-23.

48. Верещагин, Костомаров 2005 - Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече- поведенческих тактик и сапиентемы / Под редакцией и послесловием академика Ю.С. Степанова. М.: «Индрик», 2005. 1040 с.

49. Веселовский 2006 - Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. 668 с.

50. Виноградов 1959 - Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 656 с.

51. Винокур 1991 - Винокур Г.О. О языке художественной литературы: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост. Т.Г. Винокур; Предисл. В.П. Григорьева. М.: Высш. шк., 1991. 448 с.

52. Витгенштейн 2008 — Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+, 2008. 288 с.

53. Внутренний (субъективный) мир - Внутренний (субъективный) мир [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/BHyTpeHHnri_MHp (дата обращения 12.04.2012)

54. Волкова 1999 - Волкова О.В. Художественный текст и символика авторских проекций (на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Марга-

214

рита») // Структура и семантика художественного текста: Доклады III Международной конференции. М., 1999. С. 28^41.

55. Воркачев 2005 а) - Воркачёв С.Г. Дискурсная вариативность лин-гвоконцепта (1): любовь-милость // Известия РАН. Серия литературы и языка. М.: Наука, 2005. Т. 64. № 4. С. 46-55.

56. Воркачев 2005 б) - Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании /С. Г. Воркачев //Филологические науки. 2001. №1. С. 64-71.

57. Воркачев 2007 - Воркачев С.Г. «Родина с нами»: Идея патриотизма в русской литературе. // Этногерменевтика и когнитивная лингвистика. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2007. С. 24-44.

58. Воробьев 1995 - Воробьев B.B. К понятию русской языковой личности // Язык и культура: Учебное пособие по спецкурсу / Отв. Ред. Л.Г. Саяхо-ва. Уфа: Башк. гос. университет, 1995. С. 86-96.

59. Воробьев 1997 — Лингвокультурология (теория и методы). М.: Изд-воРУДН, 1997. 331 с.

60. Гак 1997 - Гак В.Г. Пространство времени // Логический анализ текста. Язык и время. М.: Языки славянской культуры, 1997. С. 122-130.

61. Гак 2004 - Гак В.Г. Отображение сокровенного смысла // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура: Сб. статей в честь Н.Д. Арутюновой / Отв. ред. Ю.Д. Апресян. М.: Языки славянской культуры, 2004. 881 с.

62. Гаспаров 1996 - Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. Вып. IX. 352 с.

63. Гачев 1995 - Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос. М.: Академический проект, 1995. 511с.

64. Гачев 1998 - Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998. 432 с.

65. Григорьев 1979 - Григорьев В.П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. С. 215-299.

66. Гумбольдт 1984 - Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1984. 400 с.

67. Гурии 2009 - Турин С.П. Образ города в культуре: метафизические и мистические аспекты [Электронный ресурс]. URL: http://www.comk.ru/ HTML/gurindoc.htm (дата последнего обращения 09.03.2013)

68. Гутиов 1990 - Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Лицо города. Текст. / А. Э. Гутнов, В. Л. Глазычев. М.: Молодая гвардия, 1990. 350 с.

69. Гюббенет 1980 - Гюббенег И.В. К вопросу о «глобальном вертикальном контексте» // Вопросы языкознания. № 6. 1980. С. 97-107.

70 .Данилова 2008 - Данилова В. А. К вопросу о методологической специфике концептуального анализа художественного текста // Труды по когнитивной лингвистике: сборник научных статуей, посвященных 30-летнему юбилею кафедры общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета / отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: КемГУ, 2008. С. 257-263.

71. Демьяиков 1994 - Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. №4. С. 17-33.

12. Дёмин 1997 - Дёмин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М.: Вече, 1997. 560 с.

73. Добродомов 2004 - Добродомов И.Г. Концепт / Лучшая вузовская лекция. Академическая филология. Литературоведение. Лингвистика. М.: Изд-во МГПУ, 2004. С. 18-23.

74. Дударева 2004 - Дударева З.М. Контрастивное исследование концептуальной сферы «Время» в русской и башкирской языковых картинах мира: Монография. Екатеринбург-Стерлитамак: Уральский, гос. пед. универ-ситет-Стерлитамак. гос. пед. академия, 2004. 200 с.

75. Есенков 1997 - Есенков В.Н. Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакове. Роман. М.: Классика плюс: Зодчий-К, 1997. 799 с.

16. Жданова, Ревзина 1991 - Жданова Л.А., Ревзина О.Г. «Культурное слово» милосердие // Логический анализ языка. М.: Языки славянской культуры, 1991. С. 56-61.

77. Желватых 2008 - Желватых Т.А. Особенности иронического мировосприятия (на материале дискурса М.А. Булгакова) //Языковая семантика и образ мира. Казань, 2008. Ч. 2. С. 73-75.

78. Залевская 2000 - Залевская A.A. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. М.: Институт языкознания РАН, 2000. С. 39-54.

79. Зализняк 2005 - Зализняк A.A. Многозначность в языке и способы её представления. М.: Языки славянской культуры, 2005. 672 с.

80. Зализняк, Левонтина, Шмелёв 2005 - Зализняк Анна А., Левонтина И.Б., Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005. 554 с.

81. Земская 1991 - Земская Е. А. Николка Турбин и братья Булгаковы // Театр. 1991. № 5. С. 33-48.

82. Земская 2004 - Земская Е.А. Михаил Булгаков и его родные: Семейный портрет. М.: Языки славянской культуры, 2004. 360 с.

83. Золотусский 1991 - Золотусский И.П. Два романа Михаила Булгакова // Круг чтения. Литературная панорама. М.: Издательство политической литературы, 1991. С. 126-127.

84. Зусман 2001 - Зусман В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания // Вопросы литературы. 2003. № 2. С. 3-29.

85. Зусман, Зинченко, Кирнозе 2007 - Зусман В.Г., Зинченко В.Г., Кир-нозе З.И. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синерге-тической парадигме. М.: Флинта, Наука, 2007. 224 с.

86. Иванова 2004 а) - Иванова С.В. Лингвокультурологический анализ прагматикона языковой личности: Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2004. 134 с.

87. Иванова 2004 б) - Иванова C.B. Лингвокультурология и лингвокогни-тология: сопряжение парадигм: Учеб. пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2004. 150 с.

88. Иваныиииа 2010 - Иваньшина Е.А. Метаморфозы культурной памяти в творчестве Михаила Булгакова: Монография. Воронеж: Научная книга, 2010.428 с.

89. Карает 2001 - Карасик В. И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2001. С. 3-16.

90. Карасик 2002 - Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2007. 480 с.

91 .Карасик 2010 - Карасик В.И. Языковая кристаллизация смысла. М.: Гнозис, 2010. 351 с.

92. Карасик, Слышкин 2001 - Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокуль-турный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. С.75-80.

93. Караулов 2006 - Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: КомКнига, 2006. 264 с.

94. Караулов 2009 - Караулов Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования: монография / Московский государственный лингвистический ун-т, Ведущая научная школа "Русская языковая личность". М.: Азбуковник, 2009. 336 с.

95. Качурин 2009 - Качурин Д.В. Метафора и метонимия в процессе формирования ядра концепта «Дом» в русском языке // Материалы 58-й студенческой конференции, посвященной 70-летию ПГПУ имени В.Г. Белинского. Сборник научных работ студентов университета. Пенза, 2009. 300 с.

96. Качурин, Шнеерсон 2000- Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. "Вот твой вечный дом": Личность и творчество Михаила Булгакова: Кн. для юношества / М. Г. Качурин, М. А. Шнеерсон. СПб.: Папирус, 2000. 160 с.

97. Кибрик 2003 - Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. СПб.: Алетея, 2003. 720 с.

98. Клецкая 2003 - Клецкая С.И. Конструкции с сочиненными рядами глаголов-сказуемых и их стилистические функции в языке прозы М. Булгакова: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01. Ростов-на-Дону, 2003. 135 с.

99. Коваленко 2002 - Коваленко Ю.Д. Когнитивная категория художественного пространства и ее репрезентация в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия». Автореферат дисс. ... канд. филол. наук по спец. 10.02.01 - Русский язык. Омск, 2002. 22 с.

100.Коваленко 2003 - Коваленко Ю.Д. Психологический аспект репрезентации художественного пространства в романе М. А. Булгакова "Белая гвардия" // Текст : варианты интерпретации: материалы VIII межвуз. науч.-практ. конф. (22-23 мая 2003 г.) Бийск, 2003. Вып. 8. С. 110-113.

101. Колесов 1992 - Колесов В.В. Концепт культуры: образ - понятие - символ // Вестник СПб. ун-та. Сер. 2. 1992. Вып. 3. № 16. С. 30-39.

102. Колесов 1999 - Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова...». СПб.: Златоуст, 1999. 368 с.

103. Колесов 2000 - Колесов В.В. О логике логоса в сфере ментально-сти // Мир русского слова. 2000. №2. С. 52-59.

104. Колесов 2002 - Колесов В.В. Философия русского слова. СПб.: Юна, 2002. 448 с.

105. Колесов 2004 - Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. 624 с.

106. Колшанский 1990 - Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / АН СССР, ин-т языкознания. М.: Наука, 1990. 103 с.

107. Колшанский 1984 - Комианский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984. 175 с.

108. Комианский 1990 - Комианский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 103 с.

219

132. Мечковская 2004 - Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. филол., лингв, и перевод, фак. вузов. М.: Academia, 2004. 432 с.

133. Миллер 2000 - Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39-45.

134. Михальчук 2002 - Михальчук Н.Г. Фразеологические единицы как средство формирования идиостиля М. А. Булгакова: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01. Орел, 2002. 220 с

135. Назиров 2010 - Назиров Р.Г. О мифологии и литературе, или Преодоление смерти. Статьи и исследования разных лет. Уфа: Уфимский поли-графкомбинат, 2010. 408 с.

136. Немцев 1991 - Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара: Изд-во Самарск. фил. саратовского ун-та, 1991. 164 с.

137. Неретина 1999 - Неретина С.С. Тропы и концепты. М.: ИФ РАН, 1999. 277 с.

138. Нещименко 2000 - Нещименко Г.П. К постановке проблемы «Язык как средство трансляции культуры» / Язык как средство трансляции культуры. М.: Наука, 2000. 311 с.

139. Никитин 2003 - Никитин М.В. Что рисуют нам «картины мира»? // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. СПб. 2003. №3(5): Общественные и гуманитарные науки. С. 141-148.

140. Никитин 2004 - Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. №1. С. 53 -64.

141. Никитина 1989 - Никитина С.Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 34 — 40.

142. Новиков 1996 - Новиков В.В. Михаил Булгаков - художник. М.: Моск. рабочий, 1996. 357 с.

143. Новиков 2008- Новиков В.И. Высоцкий / Владимир Новиков. - 5-е изд. М.: Молодая гвардия, 2008. 474 с.

144. Новиков 1998 - Новиков J1.A. Семантическое поле // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов 10.Н. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М.: Дрофа, 1998. С. 458-459.

145. Огнева 2009 - Огнева Е.А. Когнитивное моделирование концепто-сферы художественного текста. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. 280 с.

146. Ольховикова 2007 - Ольховикова Ю.А. Концепт «ветер» как средство метафорического моделирования политической действительности в печатных СМИ Германии и США / Ю.А. Ольховикова // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50. С. 116-122.

147. Павиленис 1983 - Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. 286 с.

148. Павлович 1991 - Павлович Н.В. Парадигмы образов в русском поэтическом языке//Вопросы языкознания. 1991. № 3. С. 104-117.

149. Падучева 1996 - Падучева Е.В. Феномен Анны Вежбицкой // Веж-бицкая А. Язык. Культура. Познание. Пер. с англ. / Отв. Ред. М.А. Кронгауз. М.: Русские словари, 1996. С. 5-32

150. Петелин 1989 - Петелин В.В. Михаил Булгаков. Жизнь, личность, творчество. М.: Московский рабочий, 1989. 495 с.

151. Петров 2000 - Петров В.Б. Аксиология Михаила Булгакова: Монография / В. Б. Петров; М-во образования Рос. Федерации. Магнитог. гос. ун-т. Магнитогорск Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2000. 206 с.

152. Петрова 2004 - Петрова JI.A. «Поэтика девиаций» в концептосфе-ре художественного текста // Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. № 631. Серия «Филология». Вып. 41. Харьков, 2004. С. 179-182.

153.Петровский 1991 - Петровский М.С. Мифологическое городове-дение Михаила Булгакова. // Театр. 1991. № 5. С. 14-32.

154. Петровский 2001 - Петровский М.С. Мастер и Город: Киевские контексты Михаила Булгакова. Киев: Дух; Лггера, 2001. 367 с.

155. Пименова 2009 - Пименова Е.Е. Пространственные метафоры неба // Новое в славянской мифологии. Севастополь: Рибэст, 2009. С. 353-359.

156. Пименова 2003 - Пименова М.В. Особенности репрезентации концепта ЧУВСТВО в русской языковой картине мира Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. С.58-119.

157. Платон 2006 — Сочинения в четырех томах. Т. 1 / Под общ. ред. Л. Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта; «Изд-во Олега Абышко», 2006. 632 с.

158. Плотникова 2000 - Плотникова A.A. Словари и народная культура: Очерки славянской лексикографии / Институт славяноведения РАН. М.: Изд-во Института славяноведения РАН, 2000. 208 с.

159. Попова, Стернин 1999 - Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1999. 191с.

160. Попова, Стернин 2002 — Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. М.: Айрис-Пресс, 2002. 362 с.

161. Попова, Стернин 2003 - Попова З.Д., Стернин И.А. Проблема моделирования концептов в лингвокогнигивных исследованиях // Мир человека и мир языка. Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. С. 6-16.

162.Попова, Стернин 2007 - Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT, Восток-Запад, 2007. 313 с.

163. Поцепня 1997 - Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 264 с.

164. Приходько 2007 - Приходько А.Н. «Порядок» и «беспорядок» в немецком, русском и украинском языках. // Этногерменевтика и когнитивная лингвистика. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2007. С. 72-81.

165. Проскуряков 2000 - Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 276 с.

224

166. Прохоров 2009 - Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. М.: Флинта: Наука, 2009. 176 с.

167. Пушкин 1987 - Пушкин A.C. Капитанская дочка // Сочинения: в 3-х т. Т 3. Проза. М.: Художественная литература, 1987. 528 с.

168. Пятаева 2005 - Пятаева Н.В. Антропоцентрическая лингвистика: сущность и предпосылки формирования // Дударева З.М. Системно-структурный и антропоцентрический принципы современной лингвистики: пересекаемость парадигм. Уфа: Гилем, 2005. С. 131-209.

169. Пятаева 2006 - Пятаева Н.В. Антропоцентрический и системо-центрический принципы лингвистики в динамическом исследовании лексических гнезд. Уфа: Гилем, 2006. 280 с.

170. Радченко 2002 — Радченко O.A. Понятие языковой картины мира в немецкой философии языка XX века // Вопросы языкознания. 2002. №6. С. 140-160.

171. Рассел 2000 - Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Пер. с англ. Н. Воробьева. М.: Ника-Центр, 2000. 560 с.

172. Рогозина 1998 - Рогозина И.Р. «Человек и личность в языке» // Логический анализ языка: знание и мнение. М.: Наука, 1998. С. 52-56.

173. Руднев 2003 - Руднев В.П. Словарь культуры XX в.: Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2003. 384 с.

174. Рыбаков 1988 - Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. 784 с.

IIS. Рыбаков 1981 - Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Раздел «Русские вышивки и мифология». М.: Наука, 1981. С. 471-527.

176. Рябцева 1988 - Рябцева Н.К. Противопоставления в классе когни-тивов // Прагматика и проблемы интенсиональности: Сб. науч. трудов / АН СССР. Ин-т языкознания. Проблемная группа «Логический анализ языка» / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Языки славянской культуры, 1988. С. 236-247.

177. Сергеева 1998 - Сергеева Е.В. Проблема интерпретации термина «концепт» в современной лингвистике Текст./ Е. В. Сергеева // Русистика:

225

лингвистическая парадигма конца XX века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. унта экономики и финансов, 1999. С. 126-130.

178. Сергеева 2009 - Сергеева Л.А. Оценочная семантика: опыт интерпретационного анализа: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 260 с.

179. Сергеева, Хисамова, Шаймиев, Яковлева 2007 — Сергеева Л.А., Хи-самова Г.Г., Шаймиев В.А., Яковлева Е.А. Антропосфера дискурса. Уфа: Ги-лем, 2007. 252 с.

1 80. Серебренников, Кубрякова, Постовалова, Телия, Уфимцева 1987 — Серебренников Б.А., Кубрякова Е.С., Постовалова В.К., Телия В.Н., Уфимцева A.A. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. 216 с.

181. Серебренников 2010 - Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. М.: Либроком, 2010. 247 с.

182. Сермягина 2007 - Сермягина С.С. Подтекст в прозе М.Булгакова: лингвостилистический аспект: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01.Кемерово, 2007. 203 с.

183. Слышкин 2000 а) — Слышкин Г.Г. Дискурс и концепт (о лингво-культурном подходе к изучению дискурса) // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Карасика, Г.Г. Слышкина. Волгоград: Перемена, 2000. С. 16—45.

184. Слышкин 2000 б) - Слышкин Г.Г Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. 139 с.

185. Слышкин 2000 в) - Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. 128 с.

186. Смелянский 1986 - Смелянский A.M. Михаил Булгаков в Художественном театре. М.: Искусство, 1986. 384 с.

187. Соколов 1996 - Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М.: Ло-кид: Миф, 1996. 586 с.

188. Соколов 1997 - Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. Москва: Эллис Лак, 1997. 428 с.

189. Соколов 2008 а) - Соколов Б.В. Михаил Булгаков: загадки судьбы. М.: Вагриус, 2008. 544 с.

190. Соколов 2008 б) - Соколов Б.В. Михаил Булгаков: загадки творчества. М.: Вагриус, 2008. 688 с.

191. Соколов 2010 - Соколов Б.В. Тайны Булгакова. Расшифрованная «Белая гвардия». М.: Эксмо: Яуза, 2010. 365 с.

192. Степанов 2001 - Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001. 990 с.

193. Степанов 2007 - Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 248 с.

194. Стернин 2001 - Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 58-65.

195. Стефанский 2008 а) - Стефанский Е.Е. Эмоциональные концепты как фрагмент мифологической и современной языковых картин мира (на материале концептов, обозначающих негативные эмоции в русской, польской и чешской лингвокультурах): Монография / Е.Е. Стефанский. Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. 302 с.

196. Стефанский 2008 б) - Стефанский, Е.Е. Эмоции героев в художественном тексте // Русская словесность. 2008. № 2. С. 59-63.

197. Стойкова 2012 - Стойкова Т.А. Слово персонажа в мире автора: роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». M.: URSS, 2012. 144 с.

198. Сукаленко 2004 - Сукаленко Н.И. О национальной специфике языковой картины мира // Вестник Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. № 631. Серия «Филология». Выпуск 41. Харьков, 2004. С. 65-68.

199. Тамерьян 2011 - Тамерьян Т.Ю. Типология и структурация концепта: множественность подходов // Актуальные проблемы филологии и пе-

227

дагогической лингвистики. Ежегодный журнал. Выпуск XIII. Владикавказ: ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени K.JI. Хетагурова», 2011. С. 69-75.

200. Тарасова 2004 - Тарасова И.А. Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля // Вестник Самарского госуниверситета. Языкознание. 2004. № 1. С. 163-168.

201. Телия 1987 - Телия В.Н. О специфике отображения мира психики и знания в языке // Сущность, развитие и функции языка / АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1987. С. 60-73.

202. Телия 1996 - Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. 288 с.

203. Телия 2001 - Телия В.Н. Концептообразующая флуктуация константы «родная земля» в наименовании родина II Язык и культуры: Факты и ценности: К 70-летию Ю.С. Степанова. М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 409-418.

204. Тер-Минасова 2008 - Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/Slovo, 2008. 264 с.

205. Тинченко 1997 - Тинченко Я.Ю. Белая гвардия Михаила Булгакова. Киев-Львов: Миссионер, 1997. 632 с.

206. Токарева 2009 - Токарева И.Ю. Теоретические аспекты формирования лингвокульгурологической компетенции // Слово. Предложение. Текст: Коллективная монография / Ред. колл.: Т.В. Бахвалова и др. Орёл: ГОУ ВПО «ОГУ», 2009. С. 419-425.

207. Толстой 1957 - Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 1 - 2. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.

208. Толстая 2000 - Толстая С.М. Слово в контексте народной культуры / Язык как средство трансляции культуры. М.: Наука, 2000. С. 101-112.

209. Толстая 2009 - Оппозиции семантические // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 томах. / Под общей ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 2009. С. 557 - 558.

210. Топоров 1989 - Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре, III. Мир и воля // Славянский и балтийский фольклор. М.: Индрик, Наука, 1989. С. 23-60.

211. Топорова 1994 - Топорова Т.В. О древнеисландских формулах хаоса и конца мира и их индоевропейских соответствиях // Вопросы языкознания. 1994. №4. С. 48-51.

212. Трубецкой 1995 - Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. 799 с.

213. Урысон 2003 - Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике. М.: Языки славянской культуры, 2003. 224 с.

214. Уфимцева 2000 - Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских. // Языковое сознание: формирование и функционирование./ Отв. ред. доктор филологических наук Н. В. Уфимцева. М.: РАН Ин-т языкознания, 2000. С. 141-142.

215. Фагшан 1991 - Файман Г.С. «Булгаковщина» // Театр. 1991. № 12. С. 82-102.

216. Федорова 2011 - Федорова Н.И. Концепт небо в народных приметах русского языка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Казань, 2011. 24 с.

217. Фромм 2004 - Фромм Э. Душа человека. М.: Транзиткнига, 2004.

256 с.

218. Фрумкина 1992 - Фрумкина P.M. Концепт, категория, логотип // Лингвистическая и экстралингвистическая семантика: Сб. обзоров. М.: Наука, 1992. С. 217-237.

219. Харченко 2012 - Харченко B.K. Континуальность пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». M.: URSS: Либро-ком, 2012. 200 с.

220. Хилшч 2003 - Химич В.В. В мире Михаила Булгакова. Монография. Екатеринбург: УрГУ, 2003. 300 с.

221. Химич 1995 - Химич В.В. «Странный реализм» М. Булгакова. Екатеринбург: УрГУ: АРГО, 1995. 232 с.

222. Хрущева 2004 а) — Хрущева E.H. К изучению в школе романа М. Булгакова «Белая гвардия»: аксиологический аспект пространства и времени. Екатеринбург, 2004. 301 с.

223. Хрущева 2004 б) — Хрущева E.H. Поэтика повествования в романах М. А. Булгакова: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01: Екатеринбург, 2004. 315 с.

224. Цивьян 2006 - Цивьян Т.В. Модель мира и её лингвистические основы. М.: Комкнига, 2006. 280 с.

225. Чудакова 1987 - Чудакова М.О. Михаил Булгаков: глава из романа и письма // Новый мир. 1987. № 2. С. 140-153.

226. Чудакова 1988 - Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова М.: Книга, 1988. 669 с.

227. Шапарова 2001 - Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии: Около 1000 статей. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2001. 621 с.

228. Шапошникова 2009 — Шапошникова В.В. Семейные ценности в «Капитанской дочке» A.C. Пушкина // Русская словесность. М.: Наука, 2009. № 1.С. 3-11.

229. Шафиков 2007 - Шафиков С.Г. Категории и концепты в лингвистике // Вопросы языкознания. 2007. №2. С. 3-17.

230. Шведова 1999 - Шведова Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» // Вопросы языкознания. 1999. № 1.С. 3-16.

231. Шестёркшш 2008 - Шестёркина H.B. «Пространственные признаки концепта «Небо // Himmel»: на материале русских и немецких пословиц и поговорок // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. Межвузовский сборник научн. трудов. / отв. ред. О.С.Шумилина. Вып.6 -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. - 165 с.

232. Шмелев 2002 а) - Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М.: Языки славянской культуры, 2002. 224 с.

233. Шмелев 2002 б) - Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: Языки славянской культуры, 2002. 490 с.

234. Шмелёв 2004 - Шмелев А.Д. Ключевые представления русской языковой картины мира / Лучшая вузовская лекция. Академическая филология. Литературоведение. Лингвистика. М., 2004. С. 169-176.

235. Шмелев 2005 - Шмелёв А.Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души» // Зализняк Анна А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 25-38.

236. Элиаде 2000 - Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / Перев. с фр. М.: Ладомир, 2000.414 с.

237. Южашшова 2008- Южанинова Е. Р. Ценностные и рационально -теоретические компоненты в мировоззрении М. А. Булгакова. Автореферат канд. филос. наук. Екатеринбург, 2008. 23 с.

238. Яблоков 1997 а) - Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова / Е. А. Яблоков; [Рос. гос. гуманитар, ун-т]. М.: РГГУ, 1997. 200 с.

239. Яблоков 1997 б) - Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова "Белая гвардия". М.: Языки рус. культуры, 1997. 192 с.

240. Яблоков 2001 - Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. М.: Языки славянской культуры, 2001. 420 с.

241. Яковлева 1994 - Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели, пространства, времени и восприятия). М.: Языки славянской культуры, 1994. 344 с.

242. Яковлева 1996 - Яковлева Е.С. К описанию русской языковой картины мира // Русский язык за рубежом. 1996. №1. С. 47-56 с.

243. Яновская 1983 - Яновская JI. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Советский писатель, 1983. 319 с.

244. Barcelona 2003 - Barcelona A. Metaphor and metonymy at the crossroads. A cognitive perspective. Berlin. New York, 2003. 356 p.

СПИСОК СЛОВАРЕЙ

1. А-РСЛС 2001 - Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике. Около 9000 тысяч терминов. Изд. 2-е, испр. и доп. / А.Н. Баранов и др.; Под ред. А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского. М.: Азбуковник, 2001. 640 с.

2. БЭ: Библейская энциклопедия - Иллюстрированная полная популярная / Труд и издание Архимандрита Никифора. М.: Типография А.И. Снегирёвой, 1891. 903 с. Репринтное издание 1990 г.

3. Горбачевич 2004 - Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. Около 1300 словарных статей. М.: Аст-рель, 2004. 286 с.

4. Даль 1995 - Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Т. 1: А-3. М.: ТЕРРА, 1995. 800 с.

5. Дворецкий 1976 - Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.

6. Денисов 2002 - Денисов П.Н. Словарь сочетаемости слов русского языка: 3-е изд., испр. / П.Н. Денисов, В.В. Морковина. М.: ООО «Издательство ACT», 2002 .816 с.

7. Брокгауз, Ефрон 2008 — Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. М.: Эксмо, 2008. 960 с.

8. Керлот 1994 - Керлот Хуан Эдуардо. Словарь символов. М.: «REFL-book», 1994. 608с.

9. СРЯ- Словарь русского языка в четырёх томах / АН СССР. Ин-т русского языка. Гл. ред. А.П. Евгеньева. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1961. Том IV. 1088 с.

10. MAC - Словарь русского языка / АН СССР. Ин-т языкознания: В 4-х т. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1957. Т. 1. 964 с.

11. Ожегов, Шведова 2010 - Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос-

сийская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2010. 944 с.

12. СТСРЯ - Современный толковый словарь русского языка // РАН. Ин-т лингвистических исследований / Гл. ред. С.А. Кузнецов. М.: Ридерз Дайджест, 2004. 960 с.

13. СССР Я - Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М.: Русский язык, 1983. 688 с.

14. Тресидлер 1999 - Тресидлер Дж. Словарь символов. М.: Фаир-пресс, 1999. 448 с.

15. Ушаков 2006 - Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-Принт», 2006. 1239 с.

16. Фасмер 1996 - Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. / Перевод с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. СПб.: Изд-во «Азбука», издат. центр «Терра», 1996. Т. IV. 864 с.

17. Федорова, Щеглова 2008 - Федорова T.JL, Щеглова O.A. Этимологический словарь русского языка. М.: «ЛадКом», 2008. 608 с.

18. ФЭС - Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичёв. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 769-771.

19. Шанский, Боброва 1994 - Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994. 400 с.

20. Шведова 2009 - Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. М.: Азбуковник, 2009. 1175 с.

21. ЭС - Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

22. ЭСЗЭ - Энциклопедия символов, знаков, эмблем. / В.А. Андреева, В.В. Кукулев, А.Б. Ровнер. М.: Астрель: ACT, 2006. 556 с.

23. ЭСРЯ- Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2-х т. Т. 2. М.: Флинта: Наука, 2010. 576 с.

24. ЭС-СЛТ — Энциклопедический словарь-справочник лингвистиче ских терминов и понятий. Русский язык: в 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.Н. Тихоно ва. М.: Флинта: Наука, 2008. 840 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.