Концептуальная картина мира Н. С. Лескова и её отражение в идиостиле писателя: Экспериментальное исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Левченко, Марина Леонидовна

  • Левченко, Марина Леонидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 243
Левченко, Марина Леонидовна. Концептуальная картина мира Н. С. Лескова и её отражение в идиостиле писателя: Экспериментальное исследование: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Барнаул. 2000. 243 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Левченко, Марина Леонидовна

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование психолингвистического подхода к изучению творчества Н.С. Лескова.

ГЛАВА 2. Моделирование доминантных личностных смыслов как составляющих концептуальной картины мира автора.

2.1. Исследовательская модель ДЛС рассказа "Чертогон".

2.1.1. Анализ рассказа "Чертогон" с целью выявления ДЛС.

2.1.2. Модель ДЛС рассказа "Чертогон".

2.1.3. Описание модели

2.1.4. Выводы.

2.2. Исследовательская модель ДЛС рассказа "Путешествие с нигилистом"

2.2.1. Анализ рассказа "Путешествие с нигилистом".

2.2.2. Модель ДЛС рассказа "Путешествие с нигилистом".

2.2.3. Описание модели

2.2.4. Выводы.

2.3. Исследовательская модель ДЛС рассказа

Тупейный художник"

2.3.1. Анализ рассказа "Тупейный художник".

2.3.2. Модель ДЛС рассказа "Тупейный художник"

2.3.3. Описание модели

2.3.4. Выводы.

2.4. Исследовательская модель ДЛС рассказа "Дурачок"

2.4.1. Анализ рассказа "Дурачок"

2.4.2. Модель ДЛС рассказа "Дурачок"

2.4.3. Описание модели.

2.4.4. Выводы.

2.5. Выводы.

ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование восприятия фрагмента творчества Н.С. Лескова.

3.1. Характеристика содержания и методики экспериментального исследования.

3.1.1. Теоретическое обоснование эксперимента.

3.1.2. Характеристика материала, использованного в экспериментальном исследовании.

3.1.3. Состав респондентов

3.2. Первый этап экспериментального исследования. Эксперимент

3.2.1. Цели и задачи эксперимента.

3.2.2. Норма, характер и логика эксперимента.

3.2.3. Состав респондентов

3.2.4. Факторы, влияющие на чистоту эксперимента

3.2.5. Анализ результатов эксперимента

3.2.6. Выводы.

3.3. Второй этап экспериментального исследования. Эксперимент

3.3.1. Цели и задачи эксперимента.

3.3.2. Норма, характер и логика эксперимента.

3.3.3. Состав респондентов

3.3.4. Анализ результатов эксперимента

3.4. Второй этап экспериментального исследования. Эксперимент

3.4.1. Цели и задачи эксперимента 3.

3.4.2. Норма, характер и логика эксперимента.

3.4.3. Состав респондентов

3.4.4. Анализ результатов эксперимента

3.5. Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуальная картина мира Н. С. Лескова и её отражение в идиостиле писателя: Экспериментальное исследование»

В психолингвистических исследованиях картина мира (далее КМ. - М.Л.) понимается как система концептов (смыслов), представляющих отражение мышлением индивида предметного мира. Содержание фрагментов картины мира в коммуникативных процессах преобразуется в вербальные произведения, единицы которых можно рассматривать как феномен, отражающий фрагмент картины мира (КМ) и одновременно являющийся ее компонентом. Поэтому специфика организации языковых единиц вербальных произведений в известной степени отражает специфику картины мира субъекта. Характер репрезентации фрагментов картины мира в художественных вербальных произведениях мало изучен, а между тем решение этой проблемы важно как для построения общей теории текста, так и для выявления сущности идиостиля в частности.

Объектом нашего исследования являются тексты произведений Н.С. Лескова, репрезентирующие фрагмент картины мира писателя.

Предмет исследования - специфика связей языковых репрезентантов и компонентов в концептуальной картине мира писателя, отраженная в категории идиостиля.

Актуальность выбранной темы объясняется, во-первых, тем, что впервые исследуется проблема идиостиля в психолингвистическом аспекте на прозаическом материале, во-вторых, неизученностью творчества Н.С. Лескова в психолингвистическом аспекте, позволяющем выявить специфику картины мира писателя и определить смысловые доминанты его творчества.

Материалом исследования являются девять произведений Н.С. Лескова: "Воительница" (1866 г.); "Очарованный странник" (1873 г.); "Однодум" (1879 г.); "Чертогон" (1879 г.); "Дух госпожи Жанлис"

1881 г.); "Путешествие с нигилистом" (1882 г.); "Тупейный художник" (1883 г.); "Несмертельный Голован" (1888 г.); "Дурачок" (1891г.).

Цель диссертационного исследования - определить систему доминантных смыслов творчества Н.С. Лескова исходя из особенностей вербального представления писателем знаний о мире и человеке, частично реконструировав фрагмент картины мира (КМ) писателя и представив его в виде соотносящихся моделей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. обосновать психолингвистический подход к изучению творчества Н.С. Лескова;

2. представить модели доминантных личностных смыслов фрагмента картины мира Н.С. Лескова;

3. определить особенности идиостиля писателя, детерминирующие специфику концептуальной картины мира;

4. экспериментально верифицировать установленные исследовательским путем модели доминантных личностных смыслов;

5. экспериментально определить закономерности восприятия доминантных смыслов творчества Н.С. Лескова.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. концептуальный (построение моделей смысловых полей);

2. экспериментальные;

3. элементы статистического (количественная обработка экспериментальных данных);

4. сопоставительный.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка исследования творчества Н.С. Лескова в психолингвистическом аспекте. В ходе анализа текстов выявлены логико-семантические основания представления доминантных личностных смыслов (далее ДЛС. - М.Л.) картины мира автора, которые обозначены как одновременное противопоставление и сопоставление смыслов (например, сосуществование и противопоставление таких концептуальных универсалий, как "глубинка" и "цивилизация", "реальное" и "ирреальное" и др.). В исследовании акцентируется мысль о том, что в представлении доминантных смыслов регулятивную роль играет эстетизированная эмоция, репрезентированная в художественном тексте. В связи с этим в понятие идиостиля впервые вводится такой его сущностный признак, как акцентуация доминантного эмоционального состояния.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее материалов в дальнейшей разработке категории идиостиля, а также в подготовке лекционных и практических курсов по истории русской литературы XIX века.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При объективации используемых логико-семантических способов репрезентации доминантных смыслов понятийно-предметные компоненты концептов выявляют в основном логическое противопоставление через систему оппозиционных смыслов, основываясь на определенных конвенциональных стереотипах: мифологемах, бы-тологемах, при этом сопоставление понятийно-предметных компонентов выявляется вербально.

2. Оценочные компоненты смысловых полей в идиостиле Н.С. Лескова представляют сложный эмоционально-оценочный понятийно-ассоциативный комплекс, где эмоционально-оценочные компоненты доминируют над другими, но в совокупности с ними формируют систему доминантной и производных эмоций, репрезентируемых в художественных текстах.

3. Способы акцентуации доминантных эмоций, репрезентированных в художественных текстах, определяются особенностями идиости-ля Н.С. Лескова:

• во-первых, акцентирование доминантной эмоции происходит с помощью повтора наиболее значимых эмоциональных и эмоционально-оценочных лексем или использования синонимического ряда: а) в рамках одного концепта, б) в рамках смыслового поля;

• во-вторых, при акцентировании различных эмоциональных состояний доминантная эмоция, репрезентированная в художественном тексте, выявляется через акцентуацию эмоционально-оценочного состояния;

• в-третьих, особенностью акцентуации эмоционального состояния у Н.С. Лескова является двойная эмоциональная мотивировка восприятия художественных текстов, проявляющаяся в формировании определенного эмоционально-оценочного отношения у реципиентов в результате осознания доминантной эмоции, репрезентированной в художественном тексте.

4. Традиционно выделяемые детерминанты идиостиля Н.С. Лескова -деформированные слова и окказиональные образования - являются маркерами наиболее часто репрезентируемых смыслов и средством акцентуации доминантных эмотивных смыслов, а не репрезентантами доминантных личностных смыслов.

5. Доминантные личностные смыслы фрагмента картины мира Н.С. Лескова функционируют как одновременное со- и противопоставление таких концептуальных универсалий, как "глубинка" и "цивилизация", "реальное" и "ирреальное", преломляющихся, прежде всего, в отношении к нравственно-этическим нормам поведения. Другая доминанта творчества Н.С. Лескова -сопоставление и противопоставление смыслов "праведный" и "дурачок", выявляющаяся, прежде всего, через категорию осознанности / неосознанности поведения. В анализируемом фрагменте утверждается и нравственно-этическая доминанта картины мира писателя - победа нравственных принципов, идей над несправедливостью, жестокостью, злом, насилием.

6. Особенностью идиостиля Н.С. Лескова является:

• преимущественное использование таких логико-семантических способов репрезентации, как а) противопоставление смысловых полей и одновременное их сопоставление и б) противопоставление смысловых полей, образованных актуальными доминантными смыслами;

• использование языковой и контекстуальной антонимии как способа отражения логико-семантических отношений противопоставления концептов;

• для выражения отношений сопоставленности автор использует описание повторяющихся ситуаций, повтор наиболее значимых лексем, языковую и контекстуальную синонимию.

7. На защиту выносится методика моделирования доминантных личностных смыслов.

Структура работы. Специфика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, оглавления, списка использованной литературы и приложения, содержащего образцы анкет. Выводы иллюстрированы 9 схемами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Левченко, Марина Леонидовна

3.5. Выводы

1. Сравнивая результаты экспериментов 2 и 3 при выявлении личностных смыслов, мы можем отметить, что во втором случае происходит расширение смыслового поля "представление Н.С. Лескова о русском народном характере", что естественно связывается с введением слов-стимулов, вербализующих личностные смыслы, отличные от тех, которые были представлены в эксперименте 2. Но языковые средства, являясь маркерами личностных смыслов, представляют расширение смыслового поля, не выявляя концептуальных универсалий, объективирующихся через взаимоотношение языковых средств. Представленные нами языковые единицы не вступают в такие взаимоотношения, в результате которых можно было бы выявить логико-семантические способы репрезентации концептуальных универсалий (абстракций), а лишь расширяют смысловое поле "представление Н.С. Лескова о русском народном характере", поэтому мы можем говорить, что частота употребления языковых единиц фиксирует наиболее часто репрезентируемые личностные смыслы:

• лексемы "варвар", "мерзость" преимущественно репрезентируют смысл "эмоциональное состояние героя"; лексемы "словно орехи в решете", "шурле-мурле", "рада-ралешенька", "преважно", "здравствуется" — смыслы "поэтичность натуры" и "эмоциональное состояние героя" одновременно;

• для репрезентации личностного смысла "необразованность и остроумие народа" Н.С. Лесков использует окказионализмы;

• для наиболее частой репрезентации личностного смысла "необразованность народа" Н.С. Лесков использует деформированные слова и окказионализмы, возникшие в результате "народной этимологии", просторечие.

2. Невозможным оказалось достигнуть поставленную цель при сравнении эмоциональных реакций на деформированные слова, окказионализмы и просторечную, диалектную лексику, идиомы и т.д. из-за отсутствия достаточного количества материала. При сравнении эмоциональных реакций на деформированные слова в экспериментах 2 и 3 отмечаем, что в эксперименте 3 деформированные слова репрезентируют преимущественно реакцию раздражение (наряду с реакцией улыбка), что связано, по мнению респондентов, со значительным увеличением количества таких слов-стимулов (имеется в виду и просторечие) и отсутствием окказионализмов в данном отрывке художественного текста. При сравнении эмоциональных реакций на деформированные слова подтверждается мысль об устойчивой репрезентации реакции сочувствие, детерминирующей специфику восприятия доминантного эмотивного смысла художественных текстов - сочувственного отношения, и выступают маркерами амбивалентного доминантного эмотивного смысла - улыбка и сочувствие.

Заключение

Картина мира, понимаемая как система концептов (смыслов), представляющих отражение мышлением индивида предметного мира, в коммуникативных процессах преобразуется в вербальные произведения, в известной степени отражающие специфику картины мира субъекта. Специфика организации языковых единиц вербальных произведений мало изучена, а между тем решение этой проблемы важно для выявления сущностных характеристик идиостиля.

Данная диссертационная работа демонстрирует новый подход к изучению творчества Н.С. Лескова, позволивший выявить логико-семантические основания представления доминантных личностных смыслов картины мира автора, которые обозначены как одновременное противопоставление и сопоставление смыслов (например, сосуществование и противопоставление таких концептуальных универсалий, как "глубинка" и "цивилизация", "реальное" и "ирреальное" и др.). В исследовании акцентируется мысль о том, что в представлении доминантных смыслов регулятивную роль играет эстетизированная эмоция, репрезентированная в художественном тексте. В связи с этим в понятие идиостиля впервые вводится такой его сущностный признак, как акцентуация доминантного эмоционального состояния.

Выявлены особенности акцентуации Н.С. Лесковым доминантного эмотивного смысла, заключающиеся прежде всего в акцентуации эмоционально-оценочного состояния к происходящему. Отмечается, что оценочные компоненты смысловых полей в идиостиле Н.С. Лескова представляют сложный эмоционально-оценочный понятийно-ассоциативный комплекс, где эмоционально-оценочные компоненты доминируют над другими, но в совокупности с ними формируют систему доминантной и производных эмоций, репрезентируемых в художественных текстах.

Традиционно выделяемые детерминанты идиостиля Н.С. Лескова - деформированные слова и окказиональные образования - являются маркерами наиболее часто репрезентируемых смыслов и средством акцентуации доминантных эмотивных смыслов, а не репрезентантами доминантных личностных смыслов.

В диссертационном исследовании отмечается, что направленность на выработку определенного эмоционально-оценочного отношения к происходящему повышает императивность творчества Н.С. Лескова, так как способствует регуляции поведения субъектов, преподносит установку к определенного рода действиям, то есть способствует выработке конвенционального стереотипа-идеологемы, определенных морально-этических норм поведения. Так, негативное отношение к безнравственным принципам, злу, жестокости, насилию, творящимся социальной действительностью, а также сочувственное отношение к простым людям, таящим в себе большой нравственно-этический потенциал, актуализирует в сознании реципиентов конвенциональные нормы поведения. Такая направленность на создание сте-реотипов-идеологем является особенностью идиостиля Н.С. Лескова.

Выявленные в ходе работы особенности акцентуации Н.С. Лесковым доминантных эмотивных смыслов позволяют заключить, что неослабевающий интерес к творчеству писателя зиждется на таких эмоциональных константах, которые выявляются в ходе эксперимента, а именно: неприятии безнравственных принципов и сочувственном отношении Н.С. Лескова к русскому народному характеру

С точки зрения перспектив дальнейшего исследования творчества Н.С. Лескова с позиции психолингвистики особого внимания заслуживают "специфические элементы" идиостиля писателя, подходы к изучению которых в психолингвистическом аспекте только намечены в работе. Важную роль как для построения общей теории текста, так и для выявления сущности идиостиля в частности играет дальнейшее исследование категории эмоциональности художественного текста, активно разрабатываемой в отечественной современной психолингвистике (JI.M. Босова, В.И. Болотов, В.А. Пищальникова, A.B. Кинцель). В связи с этим большое значение приобретает выявление способов акцентуации доминантных эмотивных смыслов как с помощью повторов, так и с помощью других значимых элементов структуры художественного текста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Левченко, Марина Леонидовна, 2000 год

1. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереоти-пов//Вопросы психологии, 1989, №1. С. 95-101

2. Адам Д. Восприятие, сознание, память. М.: Мир, 1983. 147 с.

3. Азбукин В.Н. Антиклерикальная сатира Н.С. Лескова конца 70-х -начала 80-х годов XIX в. ("Мелочи архиерейской жизни" и "Заметки неизвестного"): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1962. 17 с.

4. Алексеева Т.А. Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1996. 15 с.

5. Алещенко Е.И. Русская поэтическая фразеология: "На материале произведений В.М. Гаршина и Н.С. Лескова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 1998. 24 с.

6. Андреева Г.Т. Творчество Н.С. Лескова: Пособие по спецкурсу. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1992. 127 с.

7. Андрющенко Т. Я. Лингвистические закономерности интерпретации речевого сообщения/Юбщение, текст, высказывание. М.: Изд-во МГУ, 1981.С. 44-47.

8. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. М.: Книга, 1982. 168 с.

9. Аносова Р. Л. Общие лингвистические закономерности восприятия текста/УМатериалы VIII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Изд-во РАН. Инс-т Языкознания, 1994. С. 27-31.

10. Ю.Антонов. А. "Левша": Происхождение рассказчика//Литературная учеба. М, 1997, № 5. С. 94-101.

11. П.Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию лич-ности//Вопросы психологии, 1986. № 1. 5-11 с.

12. Асмолов А. Г. Три грани интериоризации/ТНаучное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М.: Наука, 1981. С. 3547.

13. Ахутина Т. В. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. 239 с.

14. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. 184 с.

15. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1993. 102 с.

16. Барсукова О.М. Образ праведника: Классика и современ-ность//Теория и практика преподавания русской словесности. М., 1995. Вып. 1. С. 28-30

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.

18. Белянин В. П. Лексические элементы текстов в психолингвистическом аспекте//Текст и культура: общие и частные проблемы. М.: Изд-во АН СССР, 1985. С. 36-47.

19. Белянин В. П. Паремии и языковое сознание//Материалы XI Всероссийского симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Изд-во РАН. Инс-т языкознания, 1994. С. 47-56.

20. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988.121 с.

21. Белянин В.П. Лексические элементы текста в психолингвистическом аспекте/ЛГекст и культура: общие и частные проблемы. М., 1985. С. 36-46

22. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М.: Высшая школа, 1975.304 с.

23. Богданов В.А. Творческий путь Н.С. Лескова. М., 1980. 16 с.

24. Богин Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1993. 243 с.

25. Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1986. 218 с.

26. Богин Г.И. Схемы действия читателя при понимании текста. Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1989. 121 с.

27. Болотов В.И. Проблемы теории эмоционального воздействия текста: Автореф. дис. док. филол. наук. М., 1986. 76 с.

28. Бонецкая Н.К. Образ автора в системе художественного произведения: К вопросу об эстетической природе образа автора. На материале творчества Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова и М.А. Булгакова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1986. 18 с.

29. Босова Л.М. Проблема соотношения семантических и смысловых полей качественных прилагательных (на материале русского и английского языков). Барнаул, 1997. 186 с.

30. Брутян Г. А. Язык и картина мира//Философские науки, 1973. № 1. С. 84-97.

31. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. М.: Наука, 1987.139 с.

32. Василюк Ф. Е. Структура образа (к 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева)//Вопросы психологии, 1993. № 5. С. 37-51.

33. Видуэцкая И.П. Творчество Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века: Дис. д-ра филол. наук. М., 1994. 410 с.

34. Вилюнас В. К. Перспективы развития психологии эмоции/Тенденции развития психологической науки. М.: МГУ, 1989. С. 115-123.

35. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Наука, 1990. 349 с.

36. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 656 с.

37. Виноградов Ю.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности//Психологическое исследование интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. 230 с.

38. Витт Н. В. Эмоциональные различия в речемыслительных процес-сах/Щсихологический журнал, 1988. № 3. С. 52-61.

39. Волынский АЛ. Н. С. Лесков. Л.: Эпоха, 1923. 218 с.

40. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Соцэгиз, 1934. 324 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573 с.

42. Выготский Л.С. Собр. соч. в 5-и т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 367 с.

43. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.:Наука, 1981. 139 с.

44. Геймбух Е.Ю. "Левша" Н.С. Лескова: радость словесной игры и серьезность сюжета//Русский язык в школе. М., 1995. №2. С. 72-79

45. Голикова Т.А. Слово как интегративный компонент репрезентации концептуальной картины мира (На материале творчества В.В. Набокова): Дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 1996. 219 с.

46. Горелов A.A. Н.С. Лесков и народная культура: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Л., 1988. 32 с.

47. Горелов И. Н. Онтогенетический базис речи. Челябинск. 1983. 215 с.

48. Григорьев В.П. Поэтика слова. Н.: Наука, 1979. 286 с.

49. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Ф. Тютчева. М.: Наука, 1982. 216 с.

50. Григорян А.П. Проблемы художественного стиля. Ереван. 1969. 278 с.

51. Гроссман Л. Н.С. Лесков. Жизнь творчество - поэтика. М., Гослитиздат, 1945. 320 с.

52. Гумбольдт В.фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1984. 450 с.

53. Гуминский В. Лесков: Тайна народной жизни//Литературная учеба. М., 1981. №3. С. 164-173

54. Гусев В. "Левша" как стилевой символ в советской про-зе//Литературная учеба. М., 1981. С. 124-178

55. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М.: Русский язык, 1978-1980.

56. Дейк ван Т. А. Язык. Познание, Коммуникация. М.: Мысль, 1989. 421 с.

57. Дмитриева Н.Л. Конвенциональный стереотип как средство регуляции восприятия вербализованного содержания: Дис. . канд. фи-лол. наук. Барнаул, 1996. 145 с.

58. Дмитриенко С.Ф. Идейно-эстетические функции вымысла в творчестве Н.С. Лескова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1986. 24 с.

59. Драчева С.И. Экспериментальное исследование национальной специфики концептуальной картины мира (на материале русского и алтайского языков): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 19 с.

60. Другов Б.М. Н.С. Лесков. М., 1957. 190 с.

61. Дубов И. Г. Феномен менталитета: Психологический ана-лиз//Вопросы психологии, 1993. № 5. С. 27-34.

62. Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1994. 191 с.

63. Дыханова Б.С. Об особенностях поэтики Н.С. Лескова на рубеже 60-70-х годов XIX в.: Автореф. дис. Воронеж, 1974. 20 с.

64. Дыханова B.C. "Запечатленный ангел" и "Очарованный странник" Н.С. Лескова. М.: Художественная литература, 1980. 174 с.

65. Евдокимова О.В. Поэтика памяти в прозе Н.С. Лескова. СПб., 1996. 132 с.

66. Евдокимова О.В. Поэтика памяти в прозе Н.С. Лескова: Спецкурс. СПб.: Гидрометеоиздат, 1996. 73 с.

67. Евдокимова О.В. Проблема достоверности в русской литературе 1870-1890 годов и своеобразие худ. системы Н.С. Лескова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1983. 22 с.

68. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. 159 с. 72.3алевская А. А. Понимание текста: Психолингвистические подход.

69. Иванов А. В. Сознание и мышление. М.: Мысль, 1994. 318 с.

70. Казакова Т.В. Жанровое своеобразие романов Н.С. Лескова 60-х-начала 70-х годов XIX столетия: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Харьков, 1996. 19 с.81 .Каменская О. Л. Структура и функция текста как средства коммуникации. М.: Изд-во МГЛУ, 1991. 72 с.

71. Канцельсон С. Д. Общее и типологическое языкознание. Л.: Наука, 1986. 297 с.

72. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Просвещение, 1987. 262 с.

73. Кинцель А.В. Экспериментальное исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора: Дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 177 с.

74. Ковалева Е.В. Загадочные слова у Н. Лескова// Рус. речь. М, 1997. №5. С. 111-116.

75. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция языка. М.: Наука, 1984. 174 с.

76. Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М.: Наука, 1980. 149 с.

77. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 108 с.

78. Кононова Н.С. Архаическая лексика и фразеология и ее экспрессивно-стилистические функции в произведениях Н.С. Лескова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 1966. 20 с.

79. Кривоносов А.Т. "Лингвистика текста" и исследование взаимоотношения языка и мышления//Вопросы языкознания, 1986. №6. С. 23-37

80. Кубрякова Е. С. Роль словообразования в формировании картины мира//Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 141-173.

81. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 200 с.

82. Кузьменко-Наумова О. Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. Куйбышев, 1980. 78 с.

83. Кулумбетова А.Е. Рассказы о "праведниках" Н.С. Лескова 70-80-х годов (К вопросу о романтических тенденциях в творческом методе): Автореф. дис. канд. филол. наук. Тбилиси, 1979. 23 с.

84. Курбатов В.Г. Нерастраченная бедность//Российская провинция. Набережные Челны, М., 1996. №3. С. 21-25

85. Курляндская Г.Б. Литературная срединная Россия (Тургенев, Фет, Лесков, Бунин, Леонид Андреев). Орел: Орловская государственная телерадиовещат. компания, 1996. 238 с.

86. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. 192 с.

87. Левковская К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала. М., 1962

88. Леонтьев А. А. Психолингвистика. Тенденции развития психологической науки. М.: Изд-во АН СССР, 1989. 241 с.

89. Леонтьев А. А. Психологическая структура значе-ния//Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971. С. 97-121.

90. Леонтьев А. А. Смысл как психологическое поня-тие//Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М.: Изд-во МГУ, 1969. С. 59-65.

91. Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.

92. Леонтьев А. А. Языковое сознание и образ мира//Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Изд-во РАН. Инс-т языкознания, 1993. С. 18-25.

93. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность//Избр. пси-хол. произв. в 2-х т. Т. 1. М., 1983.

94. Лесков Н.С. Собр. соч. В 3-х т. М.: Художественная литература, 1988

95. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. 479 с.

96. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: МГУ, 1982. 479 с.

97. Лотман Ю. М. Двойственная природа текста//Текст и культура. М.: Наука, 1985. С. 21-39.

98. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

99. Лужановский A.B. Рассказы Н.С. Лескова о народе: Вторая половина семидесятых и восьмидесятые годы: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1967. 19 с.

100. Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 414 с.

101. Майорова O.E. Литературная традиция в творчестве писателя: (На материале произведений Н.С. Лескова). Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1985. 19 с.

102. Макарова Е.А. Старообрядческая "модель" человека в эстетике Н.С. Лескова: К постановке проблемы/ЛТроблемы метода и жанра. Томск, 1994. Вып. 18. С. 183-192

103. Макарова Е.А. Старообрядческая культура в эстетическом сознании Н.С. Лескова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1992. 21 с.

104. Микушина С.Г. Н.С. Лесков в русской прессе 80-90-х годов XIX в.: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1986. 24 с.

105. Миронова В.Г. Функционирование разговорных единиц в произведениях Н.С. Лескова (Сказовая форма повествования): Авто-реф. дис. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1985. 23 с.

106. Мифологический словарь/Под ред. Е.М. Мелетинского. М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. 736 с.

107. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1-2. М.: Советская энциклопедия, 1987-1988

108. Михайлова Н.Г. Н.С. Лесков и устное народное творчество. Ав-тореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1970. 14 с.

109. Михайлова Н.Г. Н.С. Лесков и устное народное творчество: Ав-тореф. дис. . канд. филол. наук. М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. 14 с.

110. Мосалева Г.В. Поэтика Н.С. Лескова (Системно-субъектный анализ хроники "Захудалый род"): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1993. 17 с.

111. Мущенко Е.Г. Традиции Н.В. Гоголя и Н.С. Лескова в русской советской прозе первой половины 20-х годов (К вопросу о сказовой форме повествования): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1980.20 с.

112. Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова. Опыт психолингвистического исследования. Воронеж, 1990. 106 с.

113. Николина H.A. Типы и функции новообразований в прозе Н.С. Лескова//Русский язык в школе. М., 1995. №5. С. 79-87

114. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ. 1993.960 с.

115. Окулова-Микешина Т. "Время слов прошло нужны подвиги": Заметки к столетию со дня смерти Н.С. Лескова//Наш современник. М, 1995. №2. С. 186-192

116. Окулова-Микешина Т. Провидческое око: К столетию со дня смерти Н.С. Лескова//Литературная Россия. М., 1995. №9. С. 13

117. Окулова-Микешина Т. Чтобы совесть была белее снега/Молодая гвардия. М., 1996. №9. С. 229-245

118. Основы теории речевой деятельности, м.: Наука, 1974. 368 с.

119. Павилёнис Р. И. Проблема смысла: Логико-функциональный анализ языка. М.: Наука, 1983. 286 с.

120. Павилёнис Р.И. Понимание речи и философия языка//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. 207 с.

121. Паршина В.В. Наблюдения над языком эпистолярного наследия Н.С. Лескова//Семантика лексических и грамматических единиц. М., 1995. С. 11-18

122. Паршина В.В. Соотношение книжных и разговорных лексических элементов в структуре художественного текста: На материале произведений Н.С. Лескова 90-х гг. 19 в.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1985. 16 с.

123. Паршина В.В. Язык русской классики: книжные и разговорные лексические элементы прозы Н.С. Лескова 90-х годов XIX в.: Словник. М.: МПУ, 1993. 325 с.

124. Пауткин A.A. В поисках сокровенного: Древняя книжность и иконопись в рассказе Н.С. Лескова "Сошествие во ад"//Русская литература XIX века и христианство. М., 1997. С. 224-228

125. Пищальникова В. А. Концептуальный анализ поэтического текста. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1991. 88 с.

126. Пищальникова В. А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект. Барнаул.: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1992. 73 с.

127. Пищальникова В. А. Проблема смысла художественного текста. Психолингвистический аспект. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1992. 131 с.

128. Пищальникова В. А., Сорокин Ю. А. Введение в психолингвистику. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1993. 211 с.

129. Пищальникова В.А. Психопоэтика. Барнаул., 1999. 224 с.

130. Пищальникова В.А. Речевая деятельность как синергетическая система//Известия АГУ, 1997. №2. С. 72-79

131. Порошенков Е.П. Характерологическая функция пословиц в творчестве Н.С. Лескова//Творчество Н.С. Лескова в контексте русской и мировой литературы. Орел, 1995. С. 11-13

132. Портнов А. Н. Язык, мышление, сознание. Психолингвистические аспекты/УУчебное пособие. Иваново: Изд-во Ивановского гос. пед. инс-та, 1988. 112 с.

133. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.

134. Прокопова И.В. Аксиома о лесковском сказе: К вопросу о принципах изображения индивидуального сознания//Наука вуз - школа. Челябинск., Магнитогорск, 1995. С. 82-85

135. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление/Под ред. Серебренникова Б. А. М.: Наука, 1986. 242 с.

136. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.181 с.

137. Семенов B.C. Николай Лесков: Время и книги. М.: Современник, 1981. 302 с.

138. Сепик Г.В. Особенности сказового настроения художественного текста: на материале новелл и повестей Н.С. Лескова: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1990. 17 с.

139. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. 656 с.

140. Серебренников Б. А. Как происходит отражение картины ми-ра//РЧФЯ. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 87-108.

141. Сидяков Ю.Л. Публицистика Н.С. Лескова 1870-х годов: Авто-реф. дис. канд. филол. наук. Тарту, 1987. 16 с.

142. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. пар/Под ред. Л.А. Новикова. 4-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1988. 384 с.

143. Словарь синонимов русского языка: Около 9000 синонимических рядов/Под ред. Л.А. Чешко. 5-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1986. 600 с.

144. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1988. № 2.

145. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1977

146. Сонин А.Г. Комикс как знаковая система: психолингвистическое исследование (на материале франкоязычных комиксов): Авто-реф. дис. канд. филол. наук. Барнаул, 1999. 17 с.

147. Сорокин Ю. А. Взаимодействие реципиента и текста: Теория и прагматика текста//Функционирование текста в лингвокультурной общности М.: Изд-во МГУ, 1978. С. 52-78.

148. Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Наука, 1985. 316 с.

149. Староселец O.A. Экспериментальное исследование понимания метафоры текста: Дис. канд. филол. наук. Барнаул, 1997. 175 с.

150. Старыгина H.H. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1985. 23 с.

151. Столярова И.В. Н.С. Лесков и русское литературно-общественное движение 1880-1890-х годов: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. СПб, 1992. 61 с.

152. Сулейменова Э. Д. Понятие смысла в современной лингвистике. Алма-Ата: Мектеп, 1989. 168 с.

153. Творчество Н.С. Лескова в контексте русской и мировой литератур ы//Материалы междунар. науч.-теорет. конф., посвящ. 100-летию со дня смерти писателя. Орел, 1995. 95 с.

154. Творчество Н.С. Лескова. Курск, 1980. 160 с.

155. Творчество Н.С. Лескова: Межвузовский сб. научн. тр. Курск: КГПИ, 1988. 153 с.

156. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1996. 46 с.

157. Телегин С.М. Философия мифа: Введение в метод мифорестав-рации. М.: Община, 1994. 141 с.

158. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. 334 с.

159. Торшилова Е. М. Эмоциональный компонент эстетического восприятия в экспериментальном исследовании/УИскусство и эмоции. Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. инс-та, 1991. С. 119-124.

160. Троицкий В.Ю. Волшебник слова//Русская речь. М., 1972. №5. С. 12-21

161. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М.: Наука, 1974. 214 с.

162. Туниманов В.А. Письма Николая Лескова//Русская литература. СПб, 1994. №2. С. 48-66

163. Тюхова Е.В. О психологизме Н.С. Лескова/Под ред. В.А. Громова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1993. 107 с.

164. Утробина Т.Г. Экспериментальное исследование языковых репрезентаций комического смысла: Дис. . канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 1997. 284 с.

165. Уфимцева А. А. Типы языковых знаков. М.: Наука, 1974. 172 с. 108.

166. Уфимцева H. В. Человек и его сознание: проблема формирова-ния//Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Изд-во РАН. Инс-т языкознания, 1993. С. 51-59.

167. Ухтомский A.A. Избранные труды. JL, 1978. 654 с.

168. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4. 2-е изд., стереотип. М.: Прогресс, 1986-1987

169. Федорищев В.Е. О художественных функциях народной этимологии в русской литературе (На материалах творчества Н.С. Лескова и некоторых других писателей)//Вопросы русской литературы. Львов, 1989. Вып. 21541. С. 96-104

170. Филимонова Н.Ю. Изображение народного характера в произведениях Н.С. Лескова (1870-1888-е годы): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1979. 16 с.

171. Хализев В.Е., Майорова O.E. Лесковская концепция праведни-чества//В мире Лескова., 1983. С. 196-232

172. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова//Русский язык в школе. М, 1976. №3. С. 66-71

173. Хлыбова C.B. Моделирование фрагмента региональной картины мира (на материале лексики русских говоров Алтая): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 20 с.

174. Хомич Э.П., Шелковникова Л.Ф. Изучение творчества Н.С. Лескова в школе. Барнаул: Изд-во АКИПРКО, 1995. 55 с.

175. Цивьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира. М.: Прогресс, 1990.215 с.

176. Чередникова М.Г. Поэтика повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" и устное народное творчество: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1974. 19 с.

177. Чередникова М.П. О сюжетных мотивировках в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"//Русская литература. Л.: Наука, 1971. №3. С. 113-128

178. Чередникова М.П. Об одном фольклорном мотиве в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник'У/Русская литература. Л.: Наука, 1973. №3. С. 139-144

179. Чехомова О.Ю. Мастер изобразительных находок/ТРусская речь. М., 1987. №1. С. 76-81

180. Чехомова О.Ю. Речевая структура повествования прозы Н.С. Лескова 90-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1992. 26 с.

181. Шахнарович А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М.: Наука, 1990. 167 с.

182. Шварко Л.И. Особенности формирования инокультурных концептов у младших школьников в процессе изучения иностранного языка: Дис. канд. филол. наук. Барнаул, 1995. 226 с.

183. Шелковникова Л.Ф. Тернарность как основа мироощущения и миропонимания Лескова художника/УКультура и текст. СПб: Барнаул, 1997. Вып. 1: Литературоведение. Ч. 1. С. 63-65.

184. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983. 157 с.

185. Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Свердловского гос. ун-та, 1990. 280 с.

186. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428 с.

187. Экспериментальные исследования в психолингвистике/Под ред. Р.М. Фрумкина. М., 1982. 142 с.

188. Яндиев Ш.Д. Проблематика и поэтика произведений Н.С. Лескова 1880-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1991. 26 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.