Концептуальное своеобразие чувашской художественной прозы о Великой Отечественной войне тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Грузин, Владимир Владимирович

  • Грузин, Владимир Владимирович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 200
Грузин, Владимир Владимирович. Концептуальное своеобразие чувашской художественной прозы о Великой Отечественной войне: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Чебоксары. 2007. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Грузин, Владимир Владимирович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг. В КРИТИКЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.

1.1. Критика и литературоведение Урала и Поволжья о роли малой прозы о войне в формировании поэтики и эстетики средних и крупных жанров.

1.2. Критика и литературоведение Урала и Поволжья о социально-исторической и философской памятливости средней и крупной прозы о войне.

ГЛАВА II. НОВЫЕ ЧЕРТЫ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ ПРОЗЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

2.1. Типология героев чувашской прозы о войне и принципы их типизации

2.2. Роль героя чувашской военной прозы в обновлении жанрового содержания литературных произведений 1950-2005 годов.

2.3. Художественные функции героя чувашской военной прозы в создании нового сюжетного механизма литературных произведений.

ГЛАВА III. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРОВ ПРОЗЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуальное своеобразие чувашской художественной прозы о Великой Отечественной войне»

Чувашская художественная проза о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, как и проза других народов Урала и Поволжья, выработала особую парадигму образного освоения реальной действительности. В связи с этим возникает насущная потребность поиска новых путей изучения литературы на этом поприще. Современные достижения в области литературоведения настойчиво диктуют необходимость кропотливого анализа коренных изменений в жанре, сюжетном и композиционном строе прозаических произведений о войне.

В литературоведении и критике Урала и Поволжья давно возникла необходимость выявления и анализа концепции социально активной личности, ее роли в качественном обновлении военной прозы. Не осмыслены основные пути развития прозы о войне, не уяснена роль военной прозы в общем литературном процессе.

В прозе о войне основной сюжетный груз ложится обычно на очевидца страшных, кризисных ситуаций, на героя, которого война застала врасплох, поставила перед неожиданными поворотами судьбы. В связи с этим актуальной становится задача уяснения роли такого героя во всем процессе формирования качественно новых основ гуманизма и нравственности. Это уже не участник строительства колхозов, живущий идеологическими установками, он обрел свободу от исторической привязанности к задачам индустриализации и коллективизации страны. Этот новый герой возможности героизма и выдержки превратил в реальную действительность.

Вследствие этого особую актуальность приобретает раскрытие характерных и показательных сторон не коллективного, не идеологического героя, а конкретного человека со всем комплексом его взаимоотношений с миром, историей, изучения жизненного мира военной прозы как духовного средоточия исторического бытия героя.

Степень изученности проблемы. Предметом изучения в книге Н.С. Дедушкина «Чувашская литература периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (1962) являлись различные грани художественной прозы о войне. Но в работе обращает на себя ее обзорный характер; художественные процессы автор исследовал не в полном объеме. Исследование носит критико-библиографический характер, оно наполнено свидетельствами писателей о том или ином событии, письмами прозаиков и поэтов с фронта и т. д.

Дедушкин тщательно изучил военные очерки, зарисовки, очерки-рассказы и в меньшей степени обратил внимание на динамику жанров по оси от малых форм очерка к крупным жанрам повести и романа. Кроме того, Дедушкин ограничивался сроком от 1941 до 1945 года, поэтому полной картины его книга не дает. Однако он верно указал на то, что очерки Л. Агакова, И.Н. Данилова-Чалдуна, К. Турхана, С. Шавлы отличались заострением внимания на выражении патриотических чувств, на проблеме воспитания подрастающего поколения. Совсем не затрагивал Дедушкин произведения о войне, написанные в 60-80-е годы.

Более полными и плодотворными являются положения выработанные в трудах В.Я. Канюкова. Г.Я. Хлебникова, Ю.М. Артемьева, между тем они и не занимались проблемами военной прозы. По мнению В.Я. Канюкова, например, критика должна исходить из того принципа, что человек смел потому, что он отважен, корни его отваги таятся в глубинах его гражданской позиции.

Интересны рассуждения Г. Хлебникова. Возражая против тех, кто утверждал, что начальный период войны привел писателей разных республик к однотипным сюжетам и жанрам, он предлагает разобраться в сути схожих ситуаций глубже. Сравнивая одинаковые сюжеты А. Артемьева и В. Садая, А. Артемьева и В. Алендея, ученый выявил в этих ситуациях общие для многих литератур признаки и черты, свойственные для индивидуального мировидения конкретных писателей.

Автор диссертации исходит из методологически важной посылки исследовательницы прибалтийской, татарской, русской драматургии E.H. Горбуновой о том, что качественное обновление военной литературы во многом объясняется особой концепцией социально активной личности. Именно она и позволила возможность подвига превратить в реальную действительность гражданского мужества. Это свидетельствует о том, что человек, застигнутый войной врасплох, обнаруживает в себе неожиданные качества. Это фактически готовый характер, что и накладывает на него «обязанности» по формированию разнообразных жанровых форм военной прозы.

Объектом диссертационного труда являются рассказы, очерки, повести, романы, циклы произведений о войне чувашских прозаиков JI. Агакова, А. Артемьева, И. Тукташа, В. Садая, В. Алендея, JI. Таллерова, К. Турхана, С. Аслана, А. Алги, марийских авторов А. Юксерна, Н. Лекайна, мастеров башкирской прозы М. Карима, А. Хакимова, X. Гиляжева и т. д.

Произведения этих писателей отличаются остротой постановки нравственных проблем, жанровой новизной и многообразием, богатством средств и способов художественного воплощения эстетических идей. Многие из этих мастеров стояли у истоков обновления литературы. Они определяли особую динамику движения системы жанров от малых форм к крупным полотнам.

Предметом изучения стали проблемы становления чувашской военной прозы, изучаемой в контексте литератур народов Российской Федерации, Урала и Поволжья, выявления особой роли героя в формировании жанров, своеобразие концепций личности и действительности, способов типизации героев прозы. Важным предметом изучения поставленной проблемы является взаимоувязанность индивидуального мировидения писателей с корнями человеческого бытия в культурном пространстве XX века.

Научная новизна работы заключается в том, что она является первым опытом изучения прозы о Великой Отечественной войне 19411945 годов с точки зрения ее жанровой новизны, типологии героев, средств типизации персонажей с платформы концепции социально активной личности, формирования новой природы прозаических жанров.

Практически впервые в чувашском литературоведении целостно и последовательно изучается динамика изменений в литературе со стороны перехода малых форм, свидетельств очевидца (солдата, труженика тыла), малых очерковых форм к художественно цельным, крупным формам повести и романа. В работе по-новому изучена роль социального человека, выявлены особенности воздействия тех или иных нравственных идеалов писателя и литературы на особенности жанров произведений.

Теоретическая значимость работы и научное значение состоит в том, что в ней автор раскрыл особенности образной системы художественной прозы о военном лихолетье, показал, что основой мировосприятия, воплощенной реальности является отражение культурно-исторического опыта народа, его исторического сознания.

Цели и задачи диссертационного исследования. Определяющая цель работы заключается в уяснении природы художественных процессов в чувашской военной прозе, изучении различных ее жанровых модификаций, в выявлении концепции личности и действительности различных писателей, определения роли военной прозы в развитии всей чувашской литературы. Исходя из этого ставятся следующие задачи:

- расширение и углубление принципов анализа прозы о войне;

- исследование динамики жанровых изменений, выявление факторов, влияющих на обновление жанров;

- анализ сюжетно-композиционных новаций в прозе, причин обновления различных повествовательных форм;

- уяснение роли военной прозы в обновлении эстетического содержания чувашской словесной культуры;

- изучение типологической природы героев в словесной культуре о войне;

- раскрытие особенностей хронотопа изучаемой прозы. Методологической базы диссертации являются изыскания выдающихся ученых по теории и истории русской и советской литературы, фундаментальные труды М.М. Бахтина, А.Г. Бочарова, Г.А. Белой,

B.А. Хализева, E.H. Горбуновой, А.Г. Дырдина, И.А. Дедкова, Л.Ф. Ершова, И.Н. Крамова и других. Работа опирается также на труды специалистов по истории литератур народов РФ, Поволжья, Приуралья: M .Я. Сироткина, В.Я. Канюкова, Г.Я. Хлебникова, В.Г. Родионова, Ю.М. Артемьева, Г.И. Федорова, Ип. Иванова, З.А. Богомоловой, A.A. Васинкина, А.И. Брыжинского, М.А. Ломуновой и т.д.

Методы исследования. Автором исследования были использованы методы сопоставительного и целостного изучения текста, приемы историко-типологического анализа литературных процессов. Это позволило охватить разнородный материал со стороны его цельности и типологического своеобразия.

Практическое значение работы состоит в том, что она может быть использована при подготовке вузовских курсов по истории чувашской литературы, при составлении спецкурсов по литературам народов Урала и Поволжья при разработке учебников для общеобразовательных школ.

Апробация. Материалы диссертации были представлены в виде публикации в «Вестнике Чувашского университета» (Чебоксары, №5. 2006. С. 182 - 186), в виде доклада на Всероссийской научно-практической конференции «Ашмаринские чтения» - 5 (Чебоксары, 2007.

C. 404 - 411.), в виде публикации в «Межвузовском сборнике научных трудов» (Чебоксары: Новое время, 2007. - С. 188 - 194).

Структура работы предопределяется целями и задачами исследования поставленной проблемы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Грузин, Владимир Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литературный процесс - сложнейшее явление словесной культуры, это постоянно обновляющаяся парадигма, живая плоть динамики образного освоения мира. Каждая историческая фаза вследствие крупных перемен, произошедших в общественной жизни страны, привносит в дело духовно-нравственного осмысления различных явлений иные, чем прежде, грани. В связи с этим современность диктует необходимость других подходов к эстетическому отображению тех или иных реалий, требует новых исследовательских критериев изучения действительности, воссозданной образными поэтическими средствами.

Особенно это обстоятельство касается прозы о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, в которой на первый план взвихренная действительность и которая со временем (к середине, к концу войны и после нее) вызвала к жизни общенародные, общенациональные цели.

Война застала миллионы людей врасплох, заставила кардинальным образом пересмотреть особенности прежней, мирной жизни. В диссертации, основываясь на этом, автор ставил цель выявить концептуальное своеобразие прозы о войне. Оно, по мнению соискателя, заключается в том, что человек, неожиданно оказавшийся в кризисной ситуации, начинает возможную реальность превращает в реальность действительную.

Так, герой рассказа «Не гнись, орешник» А. Артемьева, будучи сначала несобранным парнем, в ходе войны стал отважным связистом, прекрасным бойцом. Он обнаружил в себе запас таких сил, о существовании которых и не догадывался. Таковы герои романов В. Садая «Седели мы вместе с отцами» и В. Алендея «Три сына, три невесты», персонажи башкирских прозаиков М. Карима («Помилование»),

X. Гиляжева («Солдаты без погон»), марийского писателя К. Васина (рассказ «Курган») и др. Это было фактом рождения концепции социально активной личности, образ обыкновенного человека герой превращался в образ героя.

Наряду с этим по причине того, что война обострила зрение прозы, писатели стали сознавать, что самые обыкновенные люди становились героями только потому, что они имели подспудные россыпи души. То есть такие герои - суть готовые характеры, становясь социально активной личностью, они реализуют потенции возможной реальности. Есть, конечно, и другая сторона. Так, герой рассказа В. Экителя «Тень» стал предателем и дезертиром именно потому, что предрасположенность к трусости и предательству у него была в крови. Таков и Мыкка (Микола) из романа В. Садая «Седели вместе с отцами», который сбегает из регулярной армии и бесчестно погибает. Писатель отмечает, что еще до начала войны с СССР этот персонаж был неравнодушен к немецкой силе.

В первые годы войны и после нее чаще встречались рассказы, очерки, повести, основанные на свидетельствах очевидца страшных событий. Однако со временем, особенно в 70-80-е годы проза о войне стала отходить от монологов очевидцев и обратилась к крупным жанрам. Объяснялось это тем, что писатели стали осмысливать взаимосвязь человека с историей. В художественных полотнах башкирских мастеров слова М. Карима («Помилование»), X. Гиляжева («Солдаты без погон»), татарского прозаика А. Абсалямова («Вечный человек»), чувашей В. Садая («Седели вместе с отцами»), Л. Таллерова («Шеремет»), В. Алендея («Три сына, три невесты») и других связь человека и истории начинает проникать в толщи исторической памяти.

Столкновение мирного, довоенного времени и военных лет создает в этих романах и повестях кризисную ситуацию, а это служит основанием творческого анализа движения истории, основанием создаваемого убыстренного хронотопа.

Такие стороны концептуального своеобразия прозы о войне помогают более полно представить роль героя в создании новой структуры жанров, нового сюжетного механизма. Положение героя в прозе «военщиков» исключительно важно. Именно он как социально активная личность и координирует положительные изменения повествовательных форм литературы. Этот персонаж соединяет в себе прошлое и настоящее, трагическое и комическое, ибо встреча со смертью предельно напрягает его судьбу.

В новеллистической прозе А. Артемьева, Д. Кибека, Л. Агакова,

B. Садая, Башкиров А. Хакимова, X. Гиляжева, марийцев В. Юксерна, Н. Лекайна, К. Васина появляется живой человек с его искренним, исповедальным монологом. Таким образом, литература решительно порывает с практикой создания идеологических конфликтов, показа внешних сторон жизни, что наблюдалось в 20-30-е годы. Если в те же годы действовали по воле автора, то 40-е годы повернули искусство слова в сторону живого, обыкновенного человека, который потребовал изучения его внутреннего мира, раскрытия его психологии.

В первые годы войны образ противостояния мирной и военной жизни был продуктивен для создания очерков, плакатных памфлетов, воспитательно-информативных зарисовок, очерков-рассказов, говорящих о ненависти к врагу, о потрясении от встречи со зверством фашистов. Мирная жизнь представлялась спокойной, безмятежной, обыденной, военно-кризисной, критической. Главная проблема этого времени - «герой и подвиг». Это очерки и рассказы И. Тукташа, В. Долгова, К. Турхана, Л. Агакова, М. Ильбека, В. Садая, С. Аслана и многих других.

Второй период (50-70-е годы) - это категория «человек на войне», суть которой раскрывалась в повестях А. Артемьева, В. Алендея,

C. Аслана, В. Садая, марийских писателей В. Юксерна, Н. Лекайна, К. Васина, татарского очеркиста М. Амира и т. д. Рассказы этой поры были разными: рассказы-события созревал Л. Агаков, рассказы-характеры выходили из-под пера М. Ильбека, аналитические очерки создавали И. Тукташ и В. Садай. Мирная жизнь порой уходила в тень («Не гнись, орешник» А. Артемьева, «В госпитале» М. Ильбека и т. д.), иногда она присутствовала как воспоминание о прекрасном детстве («Большая Медведица» А. Артемьева), о счастливой колхозной жизни («Три сына, три невесты» В. Алендея) и т. д. Пафос счастья в колхозной действительности, конечно, был в чем-то и ложным.

В 70-80-е, 2000-е годы наступил другой период - это категория «человек и война». В романе 3. Нестеровой «И мужчины плачут» колхозная жизнь предстает как разгул диких страстей общества. Та же тема звучит в «Знаке беды» В. Быкова. И.З. Нестерова, и В. Быков колхозную явь никак не считают радостной порой. Поэтому в их произведениях сталкиваются трагизм мирной жизни (колхозы) и трагизм военных лет. Иное понимание встречи двух времен у Л. Таллерова в его романе «Шеремет» - тут трагизм военных лет противостоит трагизму гражданской войны. Человек оказывается бездомным, взаимоотношения человека и истории, навеянные войной, по отношению к конкретной личности обладают безжалостными чертами.

Из всего этого складываются черты типизации героев войны - в соотношении спокойной мирной жизни, столкновении двух катастрофических эпох и т. д. Сами катастрофы, конечно, различны - в рассказе В. Эктеля «Живая тень» перед нами предстает катастрофа предателя и труса; в «Шеремете» Таллерова катастрофа «обветривает» честных представителей рода Шереметевых; в «Трех сыновьях, трех невестах» Алендея кризисное время застает почти что подростков, трех сыновей старухи Праски.

Такие средства типизации героев и их литературные типы кардинальным образом влияют на художественную структуру жанра. В центре многих романов, повестей, очерков стоит, как правило, один герой - Актаев в «Зеленом золоте» Артемьева, Турханов в романе «Герои без вести не пропадают» Д. Кибека, «Шеремет» Таллерова и «Три сына, три невесты», казалось бы, написаны о трех главных лицах. Но романы эти построены как циклы - истории мирной жизни и на фронте трех братьев (Алендей), истории трех представителей рода Шереметевых (деда, сына, внука). То есть и здесь фактически центром жанрового строения выступают отдельные персонажи.

Проза о войне в чувашской литературе, таким образом, стала заметным феноменом. Благодаря ей в литературу пришел человек, во многом отошедший от идеологических установок, «коллективный человек» уступил место герою конкретному, тому, кто вплотную задумался о взаимоотношениях личности и власти, личности и истории, стал размышлять о формах исторической памяти.

Следовательно, опыт философского осмысления жизни личности во взаимосвязи с образом истории, с памятью истории не останется бесполезной и в дальнейшие годы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Грузин, Владимир Владимирович, 2007 год

1. Абрамов, 2002. - Абрамов В.А. Становление и развитие чувашской повести: автореф. дис. . канд. филол. наук/ В.А. Абрамов - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - 19 с.

2. Абрамов, 2006. Абрамов В. А. Этих дней не смолкнет слава / В.А. Абрамов // Лик. - 2006. - №2. - С. 27-34.

3. Агаков, 1975. Агаков Л.Я. Салтаксем: повефсемпе калавсем / Л.Я. Агаков. - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1975. - 384 с. - Пер. загл.: Солдаты: повести и рассказы.

4. Агаков, 1958. Агаков Л.Я. Пёр хулара. Ылтан вачара. Калавсем / Л.Я. Агаков. - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1958. - 384 с. - Пер. загл.: В одном городе. Золотая цепочка. Рассказы.

5. Агаков, 1971. Агаков Л.Я. Пёрре 9уркунне. Повесть. Шанчак. Роман / Л.Я. Агаков. - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1971. - 416 с. - Пер. загл.: Однажды весной. Повесть. Надежда. Роман.

6. Агаков, 1954. Агаков Л.Я. Этем телейё. Пове9семпе калавсем / Л.Я. Агаков. -Ш.: Чав. кён изд-ви, 1954.- 472 с. - Пер. загл.: Счастье человека. Повести и рассказы.

7. Агаков, 1970. Агаков Л.Я. О своей жизни и деятельности / Л.Я. Агаков // Шанчак. - Ш., 1970. - С. 408 - 415.

8. Агивер, 1982. Агивер X. Цвет черемуховый: повести и рассказы / X. Агивер. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982,- 240 с.

9. Акаткин, 1981. Акаткин В.М. В поисках идеала / В.М. Акаткин // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов.-Л., 1981.-С. 35-48.

10. Ю.Александров, 1975. Александров A.M. Ким Васин. Очерктворчества / А.М. Александров. Йошкар-Ола: Изд-во МарНИИ, 1975. -108 с.

11. АЛЛ, 1976. Анализ литературного произведения: сб. ст. / под ред. Л.И. Емельянова, А.Н. Иезуитова.-Л.: Наука, 1976.-236с.

12. Аннинский, 1989. Аннинский Л.А. Локти и крылья: лит. 80-х: надежды, реальность, парадоксы / Л.А. Аннинский. - М: Совет, писатель, 1989.-315 с.

13. Артемьев, 1976. Артемьев Ю.М. 1975 9улхи проза пирки шухашлани // Чувашский язык и литература / Ю.М. Артемьев-Чебоксары: НИИ при СМ ЧАССР, 1976. - 156 с.

14. Артемьев А., 1980. Артемьев A.C. Пурнй? чанлйхёпе писатель асталахё / А. С. Артемьев. - LLL: Чав. кён. изд-ви, 1980. - 112 с.

15. Артемьев Ю., 1988. Артемьев Ю.М. Ытарайми пурнй? тёсёсем: статьясемпе тёрленчёксем / Ю.М. Артемьев. - Ш.: Чйв. кён. изд-ви, 1988.- 126 с.

16. Артемьев Ю., 1991. Артемьев Ю.М. Ирёк шухйшсем: критика статйисем / Ю.М. Артемьев.- LLL: 4äB. кён. изд-ви, 1991 - 207 с.

17. Артемьев Ю., 2003. Артемьев Ю.М. Страсть к полемике: статьи, рецензии / Ю.М. Артемьев. - Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2003.- 191 с.

18. Артемьев, 1981. Артемьев A.C. Юлашки iopä: поведем, калавсем / А.С.Артемьев. - Ш.: 4äB. кён. изд-ви, 1981. - 176 с. - Пер. загл.: Последняя песня.

19. Артемьев, 1981. Артемьев A.C. Салампи: noBeçceMne калавсем/ A.C. Артемьев. Ш.: Чйв. кён. изд-ви, 1983. - 424 с. - Пер. загл.: Саламби. Повести и рассказы.

20. Артемьев, 1986. Т.1. Артемьев A.C. Суйласа илнисем: в 2т. Поведем / A.C. Артемьев Ш.: Чйв. кён. изд-ви, 1986. - Т.1. - 304 с. -Пер. загл.: Избранное.

21. Артемьев, 1986. Т. 2. Артемьев A.C. Суйласа илнисем: noBëçceM: в 2 т./ A.C. Артемьев. - Ш.: Чйв. кён. изд-ви, 1986 - Т.2.- 384 с.23 .Аслан, 1987 Аслан С.С. Хават: роман / С.С. Аслан - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1987. - 320 с. - Пер.загл.: Мощь.

22. Аслан, 1951. Аслан С.С. Сул çhhhh çyTâceM: калавсем. / С.С. Аслан. - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1951 - 88 е.- Пер. загл.: Огни в пути.

23. Аслан, 1961. Аслан С.С. Хйват: роман. Кён.З / С.С. Аслан. -Ш.: 4âB.KëH. изд-ви, 1961.-336 с. - Пер. загл.: Мощь.

24. Аслан, 1970. Григорьев Аким. Çëлeн санни: Контрразведчик çbipca пынисем / А.Г. Григорьев; пичете С. Аслан хатёрл - Ш.: Чйв. кён. изд-ви, 1970. - 215 с. - Пер. загл.: Кобра - ядовитая змея.

25. Аслан, 1971. Аслан С.С. Çëp киеренет: повесть / С.С. Аслан, А.Г. Григорьев - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1972- 160с - Пер. загл.: Земля горит.

26. Аслан, 1974. Аслан С.С. Варман каййкёсем: повесть / С.С. Аслан, А.Г. Григорьев - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1974. - 80 с. - Пер. загл.: Птицы лесные.

27. Баканидзе, 1986. Баканидзе О.Н. Советская многонациональная литература: очерк развития: учеб. пособие / О.Н. Баканидзе и др.. - М.: Высш. шк., 1986. - 197 с.

28. Бахтин, 1975. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Художеств, лит, 1975. -502 с.

29. Белая, 1983. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы / Г.А. Белая. - М.: Наука, 1983. - 191 с.

30. Бузник, 1979. Бузник В.В. След на земле: («О нравственной философии» романа Ю. Бондарева «Берег») / В.В. Бузник // Современный советский роман: философ, аспекты. - JL, 1979. -С. 145-168.

31. Богомолова, 1981. Богомолова З.А. Песня над Чепцой и Камой / З.А. Богомолова. - М.: Современник, 1981. - 352 с.

32. Боескоров, 1960. Боескоров Г.К. Якутская художественная литература в годы Великой Отечественной войны / Г.К. Боескоров. -Якутск: Якутское кн. изд-во, 1960. - 188 с.

33. Варм, 1979. Варм Гюнтер. «Исторический роман» о Великой Отечественной войне / Гюнтер Варм // Современный советский роман: философ, аспекты. - JL, 1979. - С. 104 - 122.

34. Бочаров, 1985. Бочаров С.Г. О художественных мирах / С.Г. Бочаров. - М.: Совет. Россия, 1985. - 296 с.

35. Бочаров А., 1986. Бочаров А.Г. Чем жива литература?.: Современность и лит. процесс / А.Г. Бочаров. - М.: Совет, писатель, 1986.-397 с.

36. Бочаров, 1987. Бочаров А.Г. «Военная проза» / А.Г. Бочаров // Современная русская советская литература. - M., 1987. - Ч. 2. - С. 6 - 51.

37. Брыжинский, 1978. Брыжинский А.И. Мордовская художественная проза о Великой Отечественной войне: автореф. дис. . канд. филол. наук. - Саранск, 1978. - 23 с.

38. Брыжинский, 1989. Брыжинский А.И. Интернациональная тема в мордовской прозе о Великой Отечественной войне / А.И. Брыжинский // Аспект исследования по мордовской литературе. -Саранск, 1989.

39. Барышников, 1972. Барышников Е.М. Тип / Е.М. Барышников // Краткая лит. энцикл. - М., 1972. - Т.7. -Стб. 507 - 508.

40. Бахтин, 1983. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1983. - 444 с.

41. Владимиров, 1970. Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы / Е.В. Владимиров. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 200 с.

42. Васин, 1984. — Васин К.К. Художественное многообразие: (размышления о современном марийском романе) / К.К. Васин // Марийская литература и искусство развитого социализма. Йошкар-Ола, 1984.-С. 22-55.

43. Васинкин, 1984. Васинкин A.A. Постижение глубин человеческого характера: (концепция личности в современной прозе о войне) / A.A. Васинкин // Марийская литература и искусство развитого социализма. - Йошкар-Ола, 1984. - С. 70 - 86.

44. Воронов, 1984. Воронов B.JI. Художественная концепция: из опыта сов. прозы 60-80-х гг. / B.JI. Воронов. - М.: Совет, писатель, 1984.-384 с.

45. Вахитов, 1978. Вахитов А.К. Башкирский советский роман / А.К. Вахитов. -М.: Наука, 1978. - 160 с.

46. Введение, 1997. Введение в литературоведение: хрестоматия: учеб. пособие / сост.: П.А. Николаев и др.; под ред. П.А. Николаева. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1997. - 350 с.

47. Владимиров, 1979. Владимиров Е.В. В русле времени / Е.В. Владимиров. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979.-232 с.

48. Владимиров, 1982. Владимиров Е.В. Обретение традиций / Е.В. Владимиров. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982.-272 с.

49. Воронин, 1984. Воронин С.О жанре рассказа и ответственности критики / С. Воронин // Критика и время. - JL, 1984. -С. 121-131.

50. Гачев, 1988. Гачев Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. - М.: Совет, писатель, 1988. - 488 с.

51. Горбунова, 1974. Горбунова E.H. Перед лицом новой действительности: заметки о лит. взаимодействии / E.H. Горбунов. - М.: Совет, писатель, 1974. - 400 с.

52. Гей, 1975. Гей Н.К. Художественность литературы: поэтика, стиль / Н.К. Гей. - М.: Наука, 1975.-471 с.

53. Гареева, 1990. Гареева Г.Н. Психологизм в современной башкирской прозе: автореф. дис. . канд. филол. наук/ - Уфа: Изд-во Башкир, гос. ун-та, 1990. - 17 с.

54. Герасименко, 1989. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов (некоторые аспекты концепции человека) / А.П. Герасименко. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989. - 206 с.

55. Дедушкин, 1962. Дедушкин Н.С. Чувашская литература в период Великой Отечественной войны. / Н.С. Дедушкин. - Чебоксары, 1962.- 170.

56. Дырдин, 1979. Дырдин A.A. Диалектика памяти: (человек и время в повести В. Распутина «Живи и помни») / A.A. Дырдин // Современный советский роман. - JL, 1979. - С. 178 - 194.

57. Дедков, 1971. Дедков И.А. Публицистика / И.А. Дедков // Краткая лит. энцикл. - М., 1971. - Т.6. - Стб. 72 - 75.

58. Дедков, 1990. Дедков И.А. Василь Быков: повесть о человеке, который выстоял / И.А. Дедков. - М.: Совет, писатель, 1990. - 312 с.

59. Долгов, 1966. Долгов В.А. Мусса Джалиль и чувашская литература. С. 39 - 50 / В.А. Долгов // Вопросы чувашской литературы иязыка. Ученые записки. Вып. XXXII. / В.А. Долгов. Чебоксары: ЧНИИЯШЭ, 1966.-236 с.

60. Долгов, 1963. Долгов В.А. Образы и идеи чувашской литературы/ В.А. Долгов. - Чебоксары: Чуваш, кн.изд-во, 1963. - 408 с.

61. Долгополов, 1985. Долгополов JI.K. На рубеже веков: о рус. лит. конца XIX - нач. XX века / JI.K. Долгополов. - Л.: Совет, писатель, 1985.-352 с.

62. Домокош, 1993. Домокош Петер. История удмуртской литературы/Петер Домокош. - Ижевск: Удмурт, кн. изд-во. 1993.-468 с.

63. Ефимова, 2001. Ефимова A.A. Степан Аслан прозинчи пултарулах шыравёсем / A.A. Ефимова. - Ш.: Чав. патш. ун-чён изд-ви, 2001.- 198 с.

64. Ершов, 1981. Ершов Л.Ф. Основные тенденции развития современной русской прозы / Л.Ф. Ершов // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. - Л., 1981. - С. 3 - 22.

65. Ершов, 1977. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы / Ершов Л.Ф. - Л.: Наука, 1977. - 284 с.

66. Есин, 1988. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: кн. для учителя / А.Б. Есин. - М.: Просвещение, 1976. - 174 с.

67. Иванова, 1993. Иванова Л.В. Эстетика справедливости: (роман о войне) / Л.В. Иванова // Способность к диалогу. - М., 1993. -Ч. 1.-С. 180-201.

68. Иванов И., 1980. Иванов И.И. Кашни кёнекен хайён шйпи / И.И. Иванов. -Ш.: Чав. патш. ун-чён изд-ви, 1980.- 152 с.

69. Иванов, 1987. Иванов И.И. Хы<?сймах / И.И. Иванов // Аслан С.С. Хйват: роман / С.С. Аслан.-Ш., 1987. - С. 316 - 319.

70. Иванова, 1988. Иванова Н.Б. Точка зрения: о прозе последних лет / Н.Б. Иванова. - М.: Совет, писатель, 1988. - 427 с.

71. ИМЛ, 1989 История марийской литературы. - Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1989.-432 с.

72. ИБСЛ, 1977. История башкирской советской литературы. -М.: Наука, 1977.-568 с.

73. ИРСЛ, 1971. История русской советской литературы: в 4 т. 1954 - 1965.-М.: Наука, 1971.-Т4. - 768 с.

74. ИУСЛ, 2, 1988. История удмуртской советской литературы: в 2 т. - Ижевск: Удмуртия, 1988. - Т 2. - 332 с.

75. Илпек, 1985. Илпек Микулайё. Bäp?ä калавёсем: Калавсем, очерксем, поведем / М. Илпек - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1985. - 296 с.

76. Карим, 1989. Карим Мустай. Помилование. Повести / Мустай Карим. - М.: Известия, 1989. - 298 с.

77. Кожинов, 1990. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе / В.В. Кожинов. - М.: Современник, 1990. - 336 с.

78. Кибек, 1971. Кибек Д.А. Герои без вести не пропадают / Д.А. Кибек.-М.: Совет, писатель, 1971.-456 с.

79. Крамов, 1986. Крамов И.Н. В зеркале рассказа / И.Н. Крамов. - М.: Совет, писатель, 1986. - 272 с.

80. Кузьмин, 1984. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы / А.И. Кузьмин. - М.: Знание, 1984. - 112 с.

81. Кузьмичев, 1962. Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет: 1941 - 1945 / И.К. Кузьмичев. - Горький, 1962. - 426 с.

82. Кульбаева, 1991. Кульбаева Н.И. Вениамин Иванов. Очерк жизни и творчества / Н.И. Кульбаева. - Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1991.-128 с.

83. Курляндская, 1988. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев JI.H. Толстого и Ф.М. Достоевского / Г.Б. Курляндская. - М: Просвещение, 1988. - 260 с.

84. Кузьменко, 1985. Кузьменко Ю.Б. Современная литература: Закономерности становления и развития: кн. для учителей / Ю.Б. Кузьменко. - М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

85. Краснов, 2003. Краснов Г.В. Типология чувашского художественного очерка 20-30-х годов XX века: автореф. дис . канд. филол. наук / - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 26 с.

86. Лихачев, 1979. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - 3-е изд. - М.: Наука, 1979. - 358 с.

87. Лазарев, 1974. Лазарев А. Военная проза Константина Симонова / А. Лазарев. - М.: Худож. лит., 1974. - 239 с.

88. Лебедев, 1991. Лебедев A.A. Вчерашние уроки на завтра. Литературная полемика / A.A. Лебедев. - М.: Совет, писатель, 1991.-368 с.

89. Лихачев, 1968. Лихачев. Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. -1968.-№ 8.-С. 74-79.

90. Ломунова, 1988. Ломунова М.А. Мустай Карим. Очерк творчества / М.А. Ломунова. М.: Художеств, лит., 1988. - 208 с.

91. Минокин, 1982. Минокин М.В. Современная советская проза о подвиге народа / М.В. Минокин. - М: Просвещение, 1982. - 176 с.

92. Михайлов Э., 2004. Михайлов Э.Л. Развитие русскоязычной прозы в контексте чувашских национальных художественно-литературных традиций 50-90-х годов XX века: автореф. дис. . канд. филол. наук / - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. - 26 с.

93. Мышкина, 2005. Мышкина А.Ф. Чувашская художественно-философская и художественно-публицистическая проза второй половины XX века/ А.Ф. Мышкина. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. - 275 с.

94. МПЛ, 2003. Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум / авт.-сост. Б.А. Ларин. - М.: Академия, 2003. - 384 с.

95. Нестерова, 2003. Нестерова З.А. Ар9ынсем те макара99ё: роман / З.А. Нестерова. - Ш.: Чйв. кён. изд-ви, 2003. - 288 с. - Пер. загл.: И мужчины плачут.

96. ЮО.Николаева, 2001. Николаева Ю.Ф. Юратакан чёре: пове9семпе калавсем / Ю.Ф. Николаева. - Ш.: Куке9. тип., 2001. - 254 с.- Пер. загл.: Любящее сердце.

97. Никитин, 1990. Никитин В.П. Чувашский рассказ (19211941) / В.П. Никитин. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. -175 с.

98. Ю2.Нуйкин, 1991. Нуйкин A.A. На том стою. Нравственные ориентиры в сегодняшней литературе / A.A. Нуйкин. - М.: Совет, писатель, 1991. -352 с.

99. ЮЗ.Николина, 2003. Николина H.A. Филологический анализ текста / H.A. Николина. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

100. Ю4.Нестеренко, 1998. Нестеренко A.A. Русская литература в контексте мировой / A.A. Нестеренко, Г.М. Тройская, В.В. Тройский.- Минск: Армита, 1998. 152 с.

101. Ю5.0зеров, 1967. Озеров В.М. Полвека советской литературы: критико-лит. ст. / В.М. Озеров. - М.: Совет, писатель, 1967. - 495 с.

102. Юб.Овчаренко, 1989. Овчаренко А.И. Большая литература: Основные тенденции развития художественной прозы 1945-1985 годов. Семидесятые годы / А.И. Овчаренко. -М.: Современник, 1989. - 615 с.

103. Огнев, 1978. Огнев A.B. Русский советский рассказ 50-70-х годов / A.B. Огнев. - М.: Просвещение, 1978. - 208 с.

104. Ю8.0динцов, 1973. Одинцов В.В. О языке художественной литературы / В.В. Одинцов. - М.: Наука, 1973. - 104 с.195

105. Ю9.0ИСЛК. Очерк истории советской литературы Карелии. -Петрозаводск: Карел, кн. изд-во, 1969.-376 с.

106. Поспелов, 1978. Поспелов Г.Н. Теория литературы / Г.Н. Поспелов. - М.: Просвещение, 1978.-351 с.

107. Пархоменко, 1978. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы / М.Н. Пархоменко. - М.: Просвещение, 1978. - 288 с.

108. М.Пархоменко, 1987. Пархоменко М.Н. Роман семидесятых / М.Н. Пархоменко. - М.: Художеств, лит., 1987. - 336 с.

109. Родионов, 1989. Родионов В.Г. Чувашская дореволюционная литература / В.Г. Родионов, A.B. Васильев. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989.-302 с.

110. Родионов, 1991. Родионов В.Г. Этапы формирования чувашской литературы / В.Г. Родионов // Литературное наследие: 1991 / НИИЯМЭ при СМ ЧАССР. - Чебоксары, 1991. - С. 24 - 30.

111. Родионов, 2000.— Родионов В.Г. О типах чувашского национального мышления / В.Г. Родионов // Известия НАНИ 4P. 2000. -№ 1.-С. 18-25.

112. Родионов, 1999. Родионов В.Г. Чувашская литература (XVIII - первая половина XIX в.) / В.Г. Родионов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1991. - 169 с.

113. Родионов, 2002. Родионов В.Г. Чувашская литература (вторая половина XIX в.) / В.Г. Родионов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.-247 с.

114. Савирова, 2005. Савирова М.П. Художественное своеобразие чувашской приключенческой прозы: автореф. дис. . канд. филол. наук/ -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. - 20 с.

115. Сафуанов, 1979. Сафуанов С.Г. Межнациональные связи башкирской литературы / С.Г. Сафуанов. - М.: Наука, 1979. - 280 с.

116. Соболенко, 1986. Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» JI. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова / В.Н. Соболенко. - М.: Худож. лит., 1986. - 208 с.

117. Семенова, 1987. Семенова С.Г. Валентин Распутин / С.Г. Семенова. - М.: Совет. Россия, 1987. - 176 с.

118. Суровцева, 1985. Суровцева Ю. И. В 70-е и сегодня. Очерки теории и практики современного литературного процесса / Ю.И. Суровцева. - М.: Совет, писатель, 1985. - 576 с.

119. Сидорова, 1976. Сидорова Е.С. Мусса Джалиль в чувашской литературе С. 82-20 / Е.С. Сидорова // Чувашский язык и литература. Чебоксары: НИИ при СМ ЧАССР. 1976.- 156 с.

120. Синенко, 1981. Синенко B.C. Возможности художественного синтеза / B.C. Синенко // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов.-Л., 1981.-С. 48-61.

121. Сироткин, 1950. Сироткин М.Я. Чувашская художественная литература / М.Я. Сироткин // В братской семье народов СССР. -Чебоксары, 1950.-С. 188-200.

122. Скворцов, 1993. Скворцов Ю.И. Уках хуранё: пове9семпе калавсем / Ю.И. Скворцов. - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1993. - 512 с. - Пер. загл.: Береза Угаха.

123. СРСЛ, I. Современная русская советская литература: кн. для учителя: в 2 ч. Литературный процесс 50-80-х годов / под ред. А.Г. Бочарова. - М.: Просвещение, 1987. - Ч. 1. - 253 с.

124. СРСЛ П. Современная русская советская литература: кн. для учителя. В 2 ч. Темы. Проблемы. Стиль / под ред. А.Г. Бочарова. - М.: Просвещение, 1987. - Ч. 2. - 254 с.

125. Ш.Ставский, 1993. Ставский М.А. Эстетика тата чаваш илемлё литератури / М.А. Ставский // Григорьев Н.Г. Самах вайне туйса / Н.Г. Григорьев. -Ш., 1993.-С. 163-171.

126. Ш.Суровцев, 1982. Суровцев Ю.И. Необходимость диалектики: к методологии изучения интернационального единства советской литературы / Ю.И. Суровцев. - М.: Худож. лит., 1982. - 539 с.

127. Таллеров, 2003. Таллеров Л.В. Шеремет: роман / Л.В. Таллеров. - Чав. кён. изд-ви, 2003. - 400 с.

128. Тимофеева, 1979. Тимофеева В.В. Человек и история / В.В. Тимофеев // Современный советский роман: философ, аспекты. -Л., 1979.-С. 7-26.

129. Тимофеев, 1976. Тимофеев Л.И. Основа теории литературы: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / Л. И. Тимофеев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 548 с.

130. Тевекелян, 1982. Тевекелян Д.В. День забот. Размышления о городской прозе 60-70-х годов / Д.В. Тевекелян. - М.: Совет, писатель, 1982.-304 с.

131. Трофимов, 1976. Трофимов П.Т. Сталинград ?уламё. Кён. 2 / П. Т. Трофимов. - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1976. - 184 с. - Пер. загл.: Пламя Сталинграда.

132. Ульяшов П.С. Этот не умирающий жанр: современный советский рассказ / П.С. Ульяшов. М.: Знание, 1987. - 112 с.

133. Утехин. 1982. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы / Н.П. Утехин-М.: Наука, 1982. - 184 с.

134. НО.Урукова, 2003. Урукова Л.А. Художественное пространство и время в произведениях П.А. Егорова, В.Н. Захарова: автореф. дис. . канд. филол. наук/- Чебоксары, 2003.-23 с.198

135. УПСФУ, 1995. Узловые проблемы современного финноугроведения. - Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1995. - 512 с.

136. Федоров, 1993. Федоров Г.И. Чаваш прозин пысак асти / Г.И. Федоров // Уках хуранё: пове9семпе калавсем / Ю.И. Скворцов. - Ш., 1993.-С.5-21.

137. Федоров, 2005. Федоров Г.И. О теоретический истории национальной литературы: (некоторые заметки на материале чувашской литературы) / Г.И. Федоров // Ашмаринские чтения: материалы межрегион, науч. конф. - Чебоксары, 2005. - С. 168 - 172.

138. Федоров, 1991 Федоров Г.И. Художественный мир Федора Уяра: проблемы типологии, поэтики и художественной семантики / Г.И. Федоров. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1991. - 176 с.

139. Федоров, 2004. Федоров Г.И. Чаваш литератури (1945 - 1985 9улсем) / Г.И.Федоров. - Ш.: Чав. патш. ун-чё изд-ви, 2004. - 516 с.

140. Федоров, 2005. Федоров Г.И. Стихии на пространстве кануна: надежда или отчаяние? (Заметки о чуваш, прозе последних 1015 лет)/Г.И.Федоров//Лик Чувашии.-2005.-№ 1. - С. 102 - 114.

141. Хлебников, 1984. Хлебников Г.Я. Меслетпе асталах: ст. пуххи/ Г.Я. Хлебников. - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1984. - 254 с.

142. Хлебников, 1964. Хлебников Г.Я. 1963 9улхи чйваш литератури (кёске обзор) // Ученые записки. Вып. XXVII. Г.Я. Хлебников. -Чебоксары: НИИ при СМ ЧАССР, 1964. - 336 с.

143. Хлебников, 1964. Хлебников Г.Я. Чувашский роман / Г.Я. Хлебников. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1964. - 211 с.

144. Хлебников, 2001. Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники / Г.Я. Хлебников. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, унта, 2001.-304 с.

145. Хлебников, 1971. Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература / Г.Я. Хлебников. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во,1971.- 182 с.

146. Хлебников, 1981. Хлебников Г.Я. Пултарулах тёшши / Г.Я. Хлебников. - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1981. - 146 с.

147. Хализев, 1999. Хализев В.Е. Текст/ В.Е. Хазиев // Введение в литературоведение/ В.Е. Хализев. - М.: Академа, 1999. - 558 с.

148. Хализев, 2002. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М: Высш. шк., 2002. - 437 с.155.4CJI, 1972. Чаваш совет литератури. - Ш.: Чав. кён. изд-ви,1972.-512 с.

149. Чернец, 1999. Чернец JI.B. Введение в литературоведение: лит. произведение: основные понятия и термины / Л.В. Чернец. - М.: Академа, 1999.-458 с.

150. Черпакин, 1969. Черпакин Н.И. В братском содружестве / Н.И. Черпакин - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. - 384 с.

151. Шубин, 1974. Шубин Э.А. Современный русский рассказ / Э.А. Шубин.-Л.: Наука, 1974. - 234 с.

152. Эзенкин, 1976. Эзенкин B.C. Путь к роману: особенности становления жанра романа в чуваш, сов. лит. / B.C. Эзенкин. - Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во, 1976. - 96 с.

153. Эзенкин, 1992. Эзенкин B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики: 1917-1970 гг. / B.C. Эзенкин. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992. - 200 с.

154. Юхма, 1982. Юхма М.Н. Сенкер тутар: пове?сем, калавсем, прозалла савасем, тёрленчёксем, эссесем / М.Н. Юхма. - Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1982. - 288 с. - Пер. загл.: Голубая шаль.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.