Концептуальные структуры в художественном тексте: объективация, интериоризация, трансформация: на материале романа Д. Брауна "Код да Винчи" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Трубаева, Елена Игоревна

  • Трубаева, Елена Игоревна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Белгород
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 200
Трубаева, Елена Игоревна. Концептуальные структуры в художественном тексте: объективация, интериоризация, трансформация: на материале романа Д. Брауна "Код да Винчи": дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Белгород. 2011. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Трубаева, Елена Игоревна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.

1.1. Соотношение понятий ЗНАК — СИМВОЛ — ЗНАЧЕНИЕ — КОНЦЕПТ.

1.2. Концепт в структурах хранения информации. Взаимосвязь понятий фрейм, слот, топик, сценарий.

1.3. Анализ текста как путь к концепту. Методы декодирования.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОМАНА Д. БРАУНА «КОД ДА ВИНЧИ».

2.1. Концептуальные основания образной системы романа Д. Брауна «Код да Винчи»: создание идеологической перспективы.

2.2. Репрезентация концептов INFORMATION, KNOWLEDGE, LANGUAGE в романе.

2.3. Концепт SECRET: организация доминантного фрейма и развитие сюжетной линии.

2.4. Утверждение концепта SACRED FEMININE: достижение гармонии женского и мужского начала.

2.5. Парадигма стратегии объективации концептуальных структур в романе: приемы трансформации содержания концептов.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

ГЛАВА 3. ДИАЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ РОМАНА Д. БРАУНА «КОД ДА ВИНЧИ»: ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ДОМИНАНТНОГО КОНЦЕПТА FAMILY.

3.1. К проблеме текстов диалогического типа: диалог, внутренний монолог.

3.2. Репрезентация концепта FAMILY в несобственно-прямой речи: достижение аксиологического баланса.

3.3. Стадии позитивизации концепта FAMILY: развитие семантического поля в пределах диалогических структур.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуальные структуры в художественном тексте: объективация, интериоризация, трансформация: на материале романа Д. Брауна "Код да Винчи"»

Возникновение когнитивной лингвистики было обусловлено развитием гуманитарных и точных наук, занимающихся поиском новых методов познания мира, способных наиболее эффективно обеспечить доступ к пониманию механизмов обработки, хранения и передачи информации. Ответственность, возлагаемая на разнообразные отрасли лингвистики, заключалась в восполнении пробелов, касающихся вопросов соотношения структур языка, речи и мышления. Обнаружение учеными-генетиками структур ДНК, содержащей в сжатом виде информацию о структуре клетки и ее способности к редупликации, создание теории концептуальных структур в программировании способствовало закономерному выводу о наличии подобных схем в сознании человека. Заимствовав терминологический аппарат программирования, лингвистика обратилась к изучению вопросов упорядочивания слов как репрезентантов концептуальных структур сознания и особенностей их интериоризации. Помимо этого, одним из наиболее перспективных направлений в когнитивной лингвистике является обращение к стратегиям речевого воздействия, попыткам объяснить успешность манипулятивных техник с помощью особенностей восприятия специфическим образом организованной информации.

Проблемам концептуализации действительности посвящены работы известных отечественных и зарубежных лингвистов: А.П. Бабушкина 2001; А.Н. Баранова 1984; Н.Н.Болдырева 2000; В.З. Демьянкова 1994; A.A. Залевской 1998; Ю.Н. Караулова 2000; Е.С. Кубряковой 1978; М.В.Никитина 2004; Г.Г. Слышкина 2000; Ю.С.Степанова 1997; R.S. Jackendoff 1999; J.A.Lucy 1992; Т.А.Ван Дейка 1989; С.А. Жаботинской 2003; G. Lakoff 2005, М. Minsky 2007; Ch. Fillmore 1982;

B.L. Derwing 1973; A. Cienki 2001, Hans-Jorg Schmid 2000; W. Croft 2004; J.R. Taylor 2003; S. Coulson 2006; P. Robinson 2008 и др.

Вопросы, возникавшие в связи с выявлением сущности и функций концептуальных структур, приводили к необходимости подробного анализа структуры тех или иных концептов, что в свою очередь вызывало интерес к исследованию функционирования и взаимодействия концептов в пространстве художественного текста. Обогащение традиционного филологического анализа текста элементами когнитивного анализа позволило сделать предположение о наличии особой концептосферы того или иного текста, однако подробные исследования концептосферы художественного текста не проводились.

Художественный же текст дает возможность получить ответы на вопросы, каким образом структурируется информация в тематических блоках, как организуются семантические поля, заданные теми или иными доминантными семами, какова роль грамматического фактора в конструировании фреймовых структур, как происходит углубление семантической перспективы определенного концепта, входящего в то или иное концептуальное поле.

Вклинившись в христианский религиозный дискурс, роман «Код да Винчи» способствовал некоторому смысловому взрыву концептосферы дискурса. Погруженный в особую дискурсивную среду христианского дискурса, читатель встречается со схемой, имеющей отличный концептуальный код, то есть постулирующей другую действительность. В настоящем диссертационном исследовании нам было интересно не только описать структуру концептосферы романа и роль концептов в построении его сюжета, но и проследить, каким образом упорядоченные в романе концепты могут способствовать изменению элементов концептосферы читателя.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что до сегодняшнего времени не проводился анализ концептуальной организации и особенностей структуризации доминантных, сюжетообразующих концептов текста всего художественного произведения. Изучение влияния концептуальных структур, отраженных в тексте художественных произведений, на подобные структуры, сформированные у читателя, вплоть до возможности трансформации этих структур, значимо для когнитивной лингвистики. Тематика романа «Код да Винчи» касается самого сокровенного - религиозного дискурса. Отношения структур власти и Церкви, поиск доказательств возможной божественности человека, продолжения жизни после смерти в том или ином аспекте интересует большинство людей. Текст романа «Код да Винчи» способен таким образом повлиять на читателя, что содержание его представлений о религиозной стороне бытия может некоторым образом трансформироваться в соответствии со структурой и содержанием концептов, на которых построена книга. Лингвистический анализ аксиологически значимых концептов в языковой ткани романа позволяет углубить представления об особенностях объективации концептов в художественном тексте, а также раскрыть специфику интериоризации концептуальных схем адресатом текста.

Объектом исследования являются лингвистические репрезентации концептуальных структур, реализованные в тексте романа Дэна Брауна «Код да Винчи».

Предметом исследования являются особенности данных репрезентаций.

Материалом исследования послужил текст детективного романа Д. Брауна «Код да Винчи». Выбор материала обоснован тем, что данный роман, на наш взгляд, представляет уникальную возможность для изучения особенностей концептуальных структур. Именно в этом произведении доминантные концепты, организующие сюжетную линию, выражены не только последовательностью лингвосемиотического кода, но и собственно графическими символами, приведенными на страницах романа, а также образами - культурологическими квинтэссенциями, стратегическая репрезентация которых автором зачастую обусловливает смену концептуальной парадигмы читателя. Особенность воздействия романа на многих читателей такова, что по прочтении текста они изменяют свое отношение к некоторым реалиям культуры, используя художественный текст в качестве референта.

В тексте романа «Код да Винчи» аксиологическое содержание концептов структурировано иначе, чем в традиционном христианском дискурсе. Известно, что тексты, ниспровергающие другие теории, как правило, имеют большой резонанс среди социокультурной группы, особенно если речь идет о коммуникации в пределах религиозного дискурса. Религиозный дискурс консервативен, регламентирован, он огражден системой всевозможных запретов и ограничений и не пропускает в себя ничего кардинально нового.

Всего было проанализировано свыше 3000 контекстов из романа.

Теоретической базой для написания диссертации послужили:

- учение когнитивной семантики (Н.Ф. Алефиренко, O.A. Алимурадов, А.П. Бабушкин, А.Н. Баранов, Т. Ван Дейк, С.Г. Воркачев, В.З. Демьянков, A.A. Залевская, В.И. Карасик, Дж. Лакофф, М. Мински, М.В. Никитин, Г.Г. Слышкин, У. Эко, A. Cienki, S. Coulson, W.Croft, Ch. Fillmore, R.S. Jackendoff, W.G. Lehnert, T. Winograd); труды no методике анализа структуры концепта (O.E. Воевудская, O.B. Ивашенко, A.B. Кирилина, Ю.Т. Листрова-Правда, И.А. Морозова, H.A. Паскова, Д.Ю. Полиниченко, З.Д. Попова, И.А. Стернин); лингвистические труды по семиотике (Р. Барт, П.А. Катышев, Н.Б. Кудрявцева, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К.И. Льюис, Ч.У. Моррис, Ч.С. Пирс, H.A. Свасьян, Ф.Г. Юнгер, Р. Якобсон); труды по лингвистическому анализу текста, в том числе по анализу диалогов в художественном тексте (М.Я. Блох, И.Р. Гальперин, В.А. Кухаренко, Л.М. Михайлов, С. Beghtol, G. Campbell, D. Thomlison, В. Hjorland, H. Putnam, Ch. Vogler).

Методика исследования носит комплексный характер и включает описательный метод, контекстуальный, метод количественного анализа, компонентного анализа, эксперимента и семиотического анализа.

Цель данной диссертационной работы - выявление механизмов взаимодействия концептов в пределах художественного текста, определение текстообразующего потенциала концептуальных структур.

Поставленная цель диссертационного исследования определила круг его задач:

1) выявить корпус контекстов, репрезентирующих концептуальные структуры в тексте романа Д. Брауна «Код да Винчи», описать их структурные особенности;

2) определить доминантные концепты, организующие повествование романа;

3) описать структуру доминантных концептов;

4) установить специфику взаимосвязи концептов в рамках исследуемого текста;

5) определить особенности трансформации концепта внутри концептосферы при конструировании информационного пространства;

6) определить особенности семиотического представления концептуальных структур;

7) рассмотреть особенности репрезентации доминантных концептов в диалогических структурах.

Научная новизна предпринятого исследования состоит в том, что впервые был предпринят общий лингвистический анализ концептосферы, реализованной в тексте романа-бестселлера «Код да Винчи». Новой является предложенная модель лингвистического описания концептосферы текста крупного жанра, включающая исследование дефиниций вербализаторов концептов, выделение их семантических полей по данным лексикографических источников с последующим наложением на описание дефиниций вербализаторов, реализованных непосредственно в тексте романа, выделение символической компоненты в структуре концепта, прослеживание обусловленности сюжета романа характером репрезентации и взаимосвязи концептов. Авторским является исследование трансформации концепта, а также этапов кодирования концепта знаком и процессов дешифровки знака.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Доминантным концептом, реализующим текстообразующий и сюжетообразующий потенциал романа, становится концепт SECRET, объективированный в доминантном фрейме «засекреченная информация», в подфреймах «хранение засекреченной информации» и получение секретной информации». Данный концепт 1 взаимообусловлен концептами INFORMATION, KNOWLEDGE, LANGUAGE, SACRED FEMININE, FAMILY. Взаимодействие концептов обеспечивает развитие фабульной линии и способствует трансформации аксиологического содержания концептуальных структур, сформированных у читателя.

2. Достижение гармонии мужского и женского начал осуществляется путем повторения значимых символов, репрезентирующих концепт SACRED FEMININE. Многократная репликация символов женственности призвана достичь культурологического равновесия путем негласного увеличения напоминаний о священном женском начале в данной культуре.

3. Наиболее благодатные условия для изменения содержания информации в слотах складываются в романе в диалогах и аутодиалогах. Анализ диалогов способствовует уточнению этапов концептуализации новых знаний или изменению содержания в слотах.

4. Позитивная лексика, цитаты, фразеологические сочетания, речевые клише могут способствовать реструктуризации аксиологически негативной концептуальной структуры, возникновению и закреплению положительного аутообраза. Самоидентификация индивида обусловлена особенностями актуализации тех или иных оттенков значений вербализованных концептуальных структур.

5. Взаимодействие концептов в тексте художественного произведения обусловливает его сюжетную основу. Концепты различаются по степени значимости. Доминантные концепты представляют собой семантические узлы - концентраты повествования, связующие разные сюжетные линии. Если концепт относится к аксиологически значимым концептам, он входит в идеальный фрейм, отражающий основы мировоззрения индивида, репрезентирующий ценностную ориентацию персонажа.

6. В структуре фрейма важную роль играют символы, представляющие собой информационную структуру, складывающуюся из вербально и (или) иконически репрезентируемого знаконосителя, конвенциональной интерпретанты и целой сети референтов, сочетание которых образует культурный текст. Отнесение к ложному референту может стать ключевым фактором изменения сценария.

7. Особенности актуального членения предложения в романе Д. Брауна «Код да Винчи» играют решающую роль в попытке навязать адресату точку зрения персонажей романа. Неизвестное подается как известное в теме предложения, таким образом, происходит манипуляция читателем посредством грамматической конструкции. У читателя нет другого выхода, как подчиниться насильственному вовлечению в «предзнание», наделению пресуппозицией.

Теоретическая значимость работы состоит в углублении представлений о семантическом содержании концептуальных структур, выявлении потенциальной символической составляющей в пределах того или иного концепта, в расширении представлений о синтагматических и парадигматических отношениях в системе взаимосвязанных концептуальных структур. Комплексный подход к изучению концептуальных структур, выбор всех основных концептов, обусловливающих построение художественного текста, доказывает возможность анализа нескольких концептов одновременно, приведение их в систему, аналогичную концептосфере, складывающуюся в подсознании того или иного индивида. Научные результаты и выводы могут способствовать определению продуктивного инвентаря средств когнитивного анализа.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов при разработке курса лекций по когнитивной лингвистике, семантике, стилистике английского языка, лингвистическому и литературоведческому анализу текста. Полученные данные могут быть использованы при разработке учебных пособий, в практике преподавания английского языка, а также при написании магистерских работ, диссертаций.

Апробация и научное внедрение работы. Основные положения работы и результаты исследования были представлены в виде докладов на международных и всероссийских конференциях: «Культурно-цивилизационные особенности развития1 российского общества в постсоветский период» (Белгород 2008), «Новые возможности общения: достижения лингвистики, переводоведения и технологий* преподавания иностранных языков» (Иркутск 2009), «Филология и проблемы преподавания иностранных языков» (Москва 2009, 2010), «Актуальные проблемы лингвистического образования» (Самара 2009), «Лингвистические основы межкультурной коммуникации» (Нижний Новгород 2010), «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов 2010), а также опубликованы в сборниках и бюллетенях научных трудов. По теме диссертации опубликовано 10 работ, две из которых — в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографии, Списка использованных словарей, Списка источников и Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Трубаева, Елена Игоревна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

1. Концептуальные структуры усваиваются только при коммуникативном взаимодействии. Наиболее благодатные условия для изменения информации в слотах концепта складываются в диалоге. Анализ диалогов на материале художественных текстов может способствовать уточнению этапов концептуализации новых знаний или изменения содержания концептов. В основе сюжета романа «Код да Винчи» лежит необходимость завладеть значимой секретной информацией, поиск которой возможен только при активном взаимодействии главных героев, в рамках диалога обобщающих и трактующих известные им данные.

2. В романе Д. Брауна «Код да Винчи» встречаются два типа монолога с разной степенью диалогизации: рассуждение-самоубеждение, в котором вопросно-ответная система внутренних реплик сведена к минимуму, и аутодиалог, включающий вопросы коммуниканта самому себе и ответы на них.

3. Концепт FAMILY как один из концептов, мотивирующих поступки героев, реализуется в диалогических, и монологических структурах, представляющих внутреннюю речь персонажей. Значимость концепта FAMILY, выделяемого на нескольких уровнях образной системы персонажей, не вызывает сомнений и играет решающую роль в смысловой организации текста. Репрезентанты всех рассматриваемых в данном исследовании концептов связаны с концептом FAMILY, играющим каузативную роль, выполняющим функцию мотивации персонажей.

4. В романе Д. Брауна «Код да Винчи» внутренние монологи Софи и Сайласа дают представление о нестандартных ситуациях становления аутообразов героев под воздействием формирования концепта FAMILY по негативному типу. Герои переживают кризис самосознания, но вместе с тем пользуются речевыми тактиками самоубеждения, помогающими им достичь аксиологического t баланса, «выправить негативные значения слотов концепта» и построить положительную языковую картину мира, «подогнать имеющуюся информацию под идеальный фрейм». Достижению позитивизации концепта FAMILY способствует употребление героями определенных лексем.

5. Аксиологическая составляющая концепта FAMILY оказывает влияние на самоидентификацию героев. Насыщенность внутренних I монологов героев позитивной лексикой, цитатами, фразеологическими сочетаниями, речевыми клише способствует возникновению и закреплению положительного аутообраза.

6. Во внутренней речи одного из героев романа Сайласа реализована успешная модель преодоления негативных аутокоммуникативных стратегий, осуществляющая наложение положительных оттенков значений на уже сформированные отрицательные значения концептуальных репрезентантов.

7. Смысловые поля доминантных концептов романа INFORMATION, KNOWLEDGE, LANGUAGE, SECRET, SACRED FEMININE пересекаются с полем концепта FAMILY. Вся новая информация интерпретирована главной героиней романа в соответствии со структурой концепта FAMILY.

170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире обязательным навыком человека становится интерпретация знаков различных уровней, поиск возможных смыслов. Неумение играть в языковые игры чревато буквальным пониманием предлагаемых, внушаемых смыслов. Навязываемые реципиенту тексты-трансформаторы исходного знания, принадлежащего индивиду до знакомства с данным текстом, способствуют мультипликации значения. Его истинность или ложность как таковая лишается значимости; каждая семантическая вариация подкрепляется стратегиями, которые выстраивают свою парадигму реальности. Множество оценок того или иного явления предполагают ссылку на нечто постоянное, не меняющееся, однако предполагающее множество толкований. Таким абсолютным референтом становится знак - означающее — символ или эмблема. «.Отличия эмблемы от символа разительны и бросаются в глаза уже чисто визуально (символ -абстрактный знак, эмблема - изображение конкретного объекта)» [Похлебкин 2007: 10].

Символ становится защитником тех или иных представлений. Будучи максимальным конденсатом информации, он способен пронести ее через века. Неудивительно, что самые дорогие человеку понятия, репрезентирующие значимые концепты, относящие нас к архетипным ситуациям, дублируются на символическом уровне. Символический компонент может отражать концепт в качестве картинки, эмблемы, знака любого типа, в том числе и вербальных знаков. Выделение символического компонента подчас осложняется спецификой символа. Прочтение символа затруднено: знание, которое он охраняет, уникально и элитарно. В тексте романа Д. Брауна «Код да Винчи» несколько раз подчеркивается элитарность знания, к которому стремятся главные герои; достичь его можно только в случае достаточной компетенции в области семиотического анализа текста. В рамках реальности художественного текста писателем создается мир, в котором дешифровка кодов разных уровней логически сводится к t утверждению брака Иисуса Христа с Марией Магдалиной. Отсутствие умения вести языковую игру у читателя чревато буквальным пониманием значимых в культуре постмодернистской игры понятий, неспособностью видеть достоинства художественного текста, ошибочным принятием художественного текста за научный, чем можно объяснить буквальное понимание читателем излагаемых в романе представлений. Роман, главными героями которого становятся носители элитарного знания, видимо, ориентирован именно на наивного читателя, который, не обладая достаточным уровнем компетенции в дешифровке скрытых смыслов художественного текста, часто принимает на веру изложенные положения и трактовки. Выявление значимых концептов, организующих сюжетную линию романа, представлялось нам особенно важным, поскольку на примере текста Д. Брауна становится возможным выделить манипулятивную стратегию, в конечном итоге способную повлиять на изменение картины мира, мировоззрения читателя.

Мы провели анализ доминантных концептов, образующих концептосферу романа: SECRET, INFORMATION, LANGUAGE, KNOWLEDGE, SECRET FEMININE, FAMILY. Характер взаимосвязи данных концептов обусловливает развитие сюжетной линии романа. Посредством особого языка герои получают информацию, расшифровывают ее, обретают знание — путь к секрету. Мотивацией для получения знания становится семья. Обретение священного женского начала, «утраченной богини», составляет суть секрета. Знание, таким образом, возвращает баланс женского и мужского начал.

Роман Д. Брауна «Код да Винчи» представляет собой выигрышный текст для когнитивного исследования: в нем реализуются значимые для каждого человека концепты, но фреймовые структуры наполняются с актуализацией таких оттенков значений, что при наложении их на структуры, уже сформированные в сознании читателя, у наивного читателя может произойти смена концептуального фона. Подробное описание специфики актуализации концептов в литературном произведении позволяет не только более подробно описать механизмы построения текста, но и, возможно, выявить стратегию, дающую возможность изменять мировоззренческие установки.

Концептуальные структуры всегда несут в себе психологические, аксиологические и идеологические составляющие. Мотивирующей силой становится именно ценностный компонент значения. Изменения аксиологического полюса в пределах той или иной концептуальной структуры могут способствовать смене картины мира.

В основе использованной Д. Брауном манипулятивной стратегии лежат следующие постулируемые нами принципы: принцип авторитетности, подразумевающий придание модальности достоверности высказываниям персонажей романа и его повествователя, принцип избранности доступа к знаниям, принцип преподнесения информации в монологической форме, а также принцип привнесения искусственно созданной пресуппозиции в тему высказывания.

Анализ монологических и диалогических структур, реализованных в романе (226 диалогов и 139 внутренних монологов, в структуру каждого из них входит несобственно-прямая речь) показал, что наиболее благодатные условия для изменения информации в слотах концепта складываются именно в структурах такого типа. В диалоге осуществляется манипуляция, в монологе — аутоманипуляция (с точки зрения героев произведения). Аутоманипуляция способствует формированию положительного взгляда на жизнь, достижению гармонии, корректировке душевного равновесия. Это показано на примерах Сайласа и Софи Неве, обретающих положительную самоидентификацию вместе с наращиванием языкового позитива во внутренней речи.

На наш взгляд, целесообразно проведение сопоставительного исследования выявленных особенностей репрезентации и взаимодействия концептов в книге Д. Брауна «Код да Винчи» и актуализации концептов SECRET, INFORMATION, KNOWLEDGE, LANGUAGE, SACRED FEMININE, FAMILY в одноименном фильме Рона Ховарда. Сравнение одноплоскостного текста книги с мультиплоскостным текстом фильма позволит более четко определить собственно лингвистические составляющие концепта.

Помимо этого, отдельной большой темой исследования в рамках данного направления может стать изучение особенностей репрезентации концептов в устной и письменной речи респондентов в рамках христианского дискурса. Углубление темы может пойти и в рамках изучения того, как складывается концептуальная структура, как происходит формирование концепта.

174

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Трубаева, Елена Игоревна, 2011 год

1. Адонина, Л.В. Концепт «женщина» в русском языковом сознании Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.01 / Л.В. Адонина ; [Воронеж, гос. ун-т]. - Воронеж, 2007. - 23 с.

2. Алефиренко, Н.Ф. Когнитивно-дискурсивная парадигма языкового знака Текст. / Н.Ф. Алефиренко // Язык. Текст. Дискурс : науч. альм. / Ставроп. отд-ние РАЛК ; под ред. Г.Н. Манаенко. Ставрополь, 2009. -Вып. 7.-С. 7-17.

3. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология : ценностно-смысловое пространство языка Текст. : учеб. пособие / Н.Ф. Алефиренко. М. : Флинта : Наука, 2001. - 284 с.

4. Алимурадов, O.A. Значение, смысл, концепт и интенциональность: система корреляций Текст. / O.A. Алимурадов // Язык. Текст. Дискурс : науч. альм. / Ставроп. отд-ние РАЛК ; под ред. Г.Н. Манаенко. -Ставрополь, 2005. Вып. 3. - С. 43-56.

5. Андриевская, A.A. Несобственно-прямая речь в художественной прозе Луи Арагона Текст. / A.A. Андриевская. Киев : Изд-во Киев, ун-та, 1967. - 171 с.

6. Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность Текст. : сб. ст. / И.В. Арнольд ; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 444 с.

7. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка Текст. / А.П. Бабушкин. Воронеж : Изд-во ВГУ, 1996.- 103 с.

8. Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику Текст. / А.Н. Баранов ; Моск. гос. ун-т. М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 358 с. -(Новый лингвистический учебник : HJT).

9. Баранов, А.Н. Коммуникативно-смысловая оппозиция «данное-новое» : метаязык и некоторые приложения Текст. : дис. . канд. филол. наук : 10.02.21 / А.Н. Баранов. М., 1984. - 304 с.

10. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика Текст. : пер. с фр. / Р. Барт ; сост. Г.К. Косиков. М. : Прогресс, 1989. - 616 с.

11. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры Текст. / Р. Барт ; сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с. - (Programme A. Pouchkine).

12. Бейджент, М. Святая Кровь и Святой Грааль Текст. / М. Бейджент, Р. Ли, Г. Линкольн ; [пер. с англ.: О. Фадиной, А. Костровой]. М. : ЭКСМО, 2006. — 494 с. - (Тайны древних цивилизаций) (Документ, триллер).

13. Блох, М.Я. Теоретические основы грамматики Текст. : [учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.»] / М.Я. Блох. М. : Высш. шк., 1986. - 160 с. - (Б-ка филолога).

14. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика : курс лекций по англ. филологии Текст. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Зарубеж. филология» / Н.Н. Болдырев ; РАН, Ин-т языкознания, Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 2000. — 123 с.

15. Болдырев, H.H. Концепт и значение слова Текст. / H.H. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : [сб.] / Воронеж, межрегион, ин-т обществ, наук [и др.] ; [науч. ред. И.А. Стернин]. Воронеж, 2001. - С. 25-36.

16. Быданов, В.Е. Тендерная критика современной научной рациональности Текст. / В.Е. Быданов // Онтология возможных миров : материалы науч. конф., Санкт-Петербург, 14-16 нояб. 2001 г. /под ред. Б.И. Липского. СПб., 2001.-С. 9-110.

17. Вайсгербер, Й.Л. Родной язык и формирование духа Текст. / Й:Л. Вайсгербер ; пер. с нем., вступ. ст. и коммент. O.A. Радченко. 2-е изд., испр. и доп. - М. : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. - 229 с. -(История лингвофилософской мысли).

18. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку Текст. / Т.О. Винокур ; АН СССР, Отд-ние лит. и яз. М. : Учпедгиз, 1959. - 492 с.

19. Вишнякова, О.Д. Язык и концептуальное пространство : на материале соврем, англ. яз. Текст. / О.Д. Вишнякова ; МГУ. М. : МАКС Пресс, 2002. - 377 с.

20. Воевудская, O.E. Лексико-грамматическое поле концепта Текст. / O.E. Воевудская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : [сб.] / Воронеж, межрегион, ин-т обществ, наук [и др. ] ; [науч. ред. И.А. Стернин]. Воронеж, 2001. - С. 111-113

21. Воронцова, Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход Текст. : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.02.19 / Т.А. Воронцова ; [Челяб. гос. ун-т]. Челябинск, 2006. - 42 с.

22. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка Текст. / И.Р. Гальперин. М. : Изд-во лит. на иностр. яз., 1958. - 459 с.- (Б-ка филолога).

23. Гельпей, Е.А. Конструктивная роль фреймов прагматической связности реплик в диалогической речи : на материале англ. яз. Текст. : автореф. дис. .канд. филол. наук : 10.02.19 / Е.А. Гельпей ; Южный федер. ун-т. Ростов н/Д, 2007. - 21 с.

24. Грамматика современного русского литературного языка Текст. / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; [отв ред. Н.Ю. Шведова]. М. : Наука, 1970.-768 с.

25. Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация Текст. : сб. работ / Т.А. Дейк ; пер. с англ. яз. под ред. В.И. Герасимова. М. : Прогресс, 1989. -312 с.

26. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода Текст. / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания. 1994. - № 4. - С. 17-33.

27. Демьянков, В.З. Фрейм Текст. / В.З. Демьянков // Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац [и др.] ; под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М, : Изд-во МГУ, 1996.-С. 187-189.

28. Дживелегов, А. Мир Данте Текст. : в 3 т. : [пер. с итал.] / А. Дживелегов. — М. : Терра-Кн. клуб : Литература, 2002. Т. 3. - 476 с.

29. Жаботинская, С.А. Теория номинации: когнитивный ракурс Текст. / С.А. Жаботинская // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2003. - Вып. 478: Лексика в разных типах дискурса. - С. 145-164.

30. Зайцева, Т.А. Инициирующие коммуникативные ходы в английской диалогической речи Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.04 / Т.А. Зайцева ; Белгор. гос. ун-т. Белгород, 1998. - 18 с.

31. Звада, О.В. Фрейм «morality» и его объективация в языке : на материале англ. яз. Текст. : дис. . канд. филол. наук : 10.02.04/ О.В. Звада. Иркутск, 2003. - 173 с.

32. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи Текст. / О.С. Иссерс. 3-е изд., стер. - М. : Едиториал УРСС, 2003. -284 с.

33. Коренева, Е.Ю. Язык фрустрирующей самоидентификации : на материале зарубеж. и отеч. худож. лит. Текст. : дис. . канд. филол. наук : 10.02.01, 10.02.19 / Е.Ю. Коренева. Белгород, 2007. - 2111 с.

34. Кубрякова, Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении Текст. / Е.С. Кубрякова. 2-е изд. - M. : URSS : Изд-во ЛКИ. - 113 с.

35. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста Текст. / В.А. Кухаренко. -2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1988. - 188 с. — (Учеб. пособие для пед. ин-тов).

36. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем Электронный ресурс. / Дж. Лакофф, М. Джонсон. Chicago, University of Chicago Press 1980 // Искусство метафоры. - [M., 2011]. - Режим доступа: http://metaphor.narod.ru/lacoffmain.htm.

37. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф Текст. : тр. по языкознанию / А.Ф. Лосев. М. : Изд-во МГУ, 1982. - 479 с.

38. Лотман, Ю.М. Семиосфера : Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки Текст. : [(1968-1992)] / Ю.М. Лотман. СПб. : Искусство-СПБ, 2004. - 703 с.

39. Льюис, К.И. Модусы значения Текст. / К.И. Льюис // Семиотика : ант. / сост., общ. ред. Ю.С. Степанова. [2-е изд., испр. и доп.]. - М. ; Екатеринбург, 2001. - С. 227-241.

40. Макарова, И.Ю. Когнитивные основы формирования значений отсубстантивных глаголов в современном английском языке Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.04 / И.Ю. Макарова ; [Тамб. гос. ун-т]. Тамбов, 2007. - 18 с.

41. Минский, М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного Текст. / М. Минский // Когнитивные аспекты языка / сост. и ред. В.В. Петров, В.И. Герасимов. М., 1988. - С. 281-309. - (Новое в зарубеж. лингвистике ; вып. 23).

42. Михайлов, JI.M. Коммуникативная грамматика немецкого языка Текст. : учебник для ин-тов и фак. иностр. яз. / JI.M. Михайлов. М. : Высш. шк., 1994. - 256 с.

43. Михайлов, П. Фабула Текст. / П. Михайлов // Литературная энциклопедия : в 11 т. / Коммунист, акад., Секция лит., искусства и яз. М., 1929-1939. - Т. И: Стансы - Фортегуерри / гл. ред. A.B. Луначарский. - М., 1939. - Стб. 640-641.

44. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков Текст. / Ч.У. Моррис // Семиотика : ант. / сост., общ. ред. Ю.С. Степанова. [2-е изд., испр. и доп.]. - М. ; Екатеринбург, 2001. - С. 45-97.

45. Никитин, M.B. Основы лингвистической теории значения Текст. : учеб. пособие / М.В. Никитин. М. : Высш. шк., 1988. - 168 с. - (Б-ка филолога).

46. Никитин, М.В. Развернутые тезисы о концептах Текст. / М.В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1. — С. 53-64.

47. Никонова, Ж.В. Фреймовый анализ речевых актов :на материале соврем, нем. яз. Текст. : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.02.04 / Ж.В. Никонова ; [Нижегор. гос. лингвист, ун-т]. Н. Новгород, 2009. -41 с.

48. Новиков, JI. А. Избранные труды Текст. : в 2 т. / JI.A. Новиков. М. : Изд-во РУДН, 2001. - Т. 2 : Эстетические аспекты языка. Miscellanea. - 842 с. - (Труды ученых филол. фак.).

49. Остаток, М.И. Ключевой фрейм как когнитивная основа диалогической коммуникации : на материале соврем, нем. яз. Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.04 / М.И. Остапюк ; БелГУ. Белгород, 2007. - 19 с.

50. Педагогика Текст. : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. 3-е изд. - М. : Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

51. Пешковский, A.M. Русский синтаксис в научном освещении Текст. / A.M. Пешковский. — М. : Яз. славян, культуры : А. Кошелев, 2001. -544 с. (Классики отечеств, филологии).

52. Пирс, Ч.С. Предложения Текст. / Ч.С. Пирс // Семиотика : ант. / сост., общ. ред. Ю.С. Степанова. [2-е изд., испр. и доп.]. - М. ; Екатеринбург, 2001. - С. 165-226.

53. Пойманова, О.В. Семантическое пространство видеовербального текста Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.19 / О.В. Пойманова ; Моск. гос. лингв, ун-т. М., 1997. - 24 с.

54. Покидышева, С.Н. Киноадаптация литературного произведения как объект филологического исследования : на материале англ. яз. Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.04 / С.Н. Покидышева ; [Белгор. гос. ун-т]. Белгород, 2007. - 19 с.

55. Полиниченко, Д.Ю. Естественный язык как лингвокультурный семиотический концепт : на материале рус. и англ. яз. Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.20 / Д.Ю. Полиниченко ; Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2004. - 20 с.

56. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика Текст. / З.Д. Попова, И.А. Стернин ; Воронеж, гос. ун-т. М. : ACT : Восток-Запад, 2010. - 314 с.

57. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации Текст. / Г.Г. Почепцов. М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 2001. - 651 с. - (Образовательная лит.).

58. Пресс, С. Как пишут и продают сценарии в США для видео, кино и телевидения Текст. / С. Пресс ; [пер. В.Р. Оганесян, Ю.В. Шпакова]. -М. : Триумф, 2003. 395 с. - (Все для создания видео и кино).

59. Пупынина, Е.В. Механизм формирования концепта «пространство» синонимичными существительными абстрактной семантики Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук / Е.В. Пупынина ; Белгород, гос. унт. Белгород, 2004. - 21 с.

60. Ракова, К.И. Действие пресуппозиции в различных типах полипредикативных предложений в современном английском языке Текст. / К.И. Ракова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2006. - Вып. 4. - С. 282-287.

61. Ракова, К.И. Полипредикативное предложение: гипотактические конструкции : на материале соврем, англ. яз. [Текст] / К.И. Ракова ; Моск. пед. гос. ун-т. М. : Владос, 2003. - 159 с.

62. Родичева, A.A. Речевое общение на основе коммуникативных ходов Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.04 / A.A. Родичева ; Белгор. гос. ун-т. Белгород, 2002. - 22 с.

63. Свасьян, К.А. Проблема символа в современной философии : критика и анализ Текст. / К.А. Свасьян. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1980.-227 с.

64. Слышкин, Г.Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) Текст. / Г.Г. Слышкин // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. / под ред. В.И. Карасика, Г.Г. Слышкина. Волгоград, 2000. - С. 38-45.

65. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты Текст. : дис. . д-ра филол. наук : 10.02.19. Волгоград, 2004.-323 с.

66. Современный русский язык Текст. : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / [П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.] ; под ред. П.А. Леканта. 2 е изд., испр. - М. : Дрофа, 2001. - 557 с.

67. Степанов, Ю.С. Константы Текст. : словарь русской культуры : опыт исслед. / Ю.С. Степанов. М. : Шк. «Яз. рус. культуры», 1997. - 824 с.

68. Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания Текст. : учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов / Ю.С. Степанов. -2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1975. -271 с.

69. Стернин, И.А. Концепты и лакуны Текст. / И.А. Стернин, Г.В. Быкова // Языковое сознание: формирование и функционирование : [сб. ст. сем. «Язык, сознание, культура: детерминац. зависимость» / отв. ред. Н.В. Уфимцева]. М., 1998. - С. 55-67.

70. Стернин, И.А. Методика исследования структуры концепта Текст. / И.А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : [сб.] / Воронеж, межрегион, ин-т обществ, наук [и др.] ; [науч. ред. И.А. Стернин]. Воронеж, 2001. - С. 58-65.

71. Тардыбаева, Е.В. Языковая репрезентация фрейма «закон» : на материале рус. и нем. яз. Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.19. / Е.В. Тардыбаева ; [Бурят, гос. ун-т]. Улан-Удэ, 2006. - 18 с.

72. Топоров, В.Н. Из теоретической ономатологии Текст. / В.Н. Топоров // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике : в 3 т. М., 2004-2009. - Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. - М., 2004. - С. 372-379.

73. Тресиддер, Дж. Словарь символов Текст. / Дж. Тресиддер ; [пер. с англ. С. Палько]. М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 444 с.

74. Харченко, B.K. Современная речь Текст. : моногр. / В.К. Харченко ; БелГУ. М. : [Изд-во Лит. ин-та], 2006. - 158 с.

75. Харченко, В.К. Язык фрустрации: М. Лермонтов, М. Горький, О. Уайльд, С. Есин Текст. / В.К. Харченко, Е.Ю. Коренева. М. : Изд-во Лит. ин-та, 2007. - 215 с.

76. Холл, К.С. Теории личности Текст. / К.С. Холл, Л. Гарднер. М. : КСП+, 1997. - 720 с. : ил.

77. Шахматов, A.A. Синтаксис русского языка Текст. / A.A. Шахматов ; ред. и коммент. Е. С. Истриной. 3-е изд. [стер, воспр. 2-го изд.]. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 620 с. - (Лингв, наследие XX века).

78. Шаховский, В.И. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы : межкультур, понимание и лингвоэкология Текст. / В.И. Шаховский, Ю.А. Сорокин, И.В. Томашева ; Волгогр. гос. пед. ун-т [и др.]. Волгоград : Перемена, 1998. - 148 с.

79. Эко, У. Роль читателя Текст. : исслед. по семиотике текста / У. Эко ; пер. с англ. и итал. С. Серебряного. СПб. : Simposium ; M. : Изд-во РГГУ, 2005. - 501 с.

80. Юнг, К.К вопросу о подсознании Текст. / К.Г. Юнг // Человек и его символы / К.Г. Юнг, M.-JI. фон Франц, Дж. Хендерсен и др. ; под ред. К.Г. Юнга ; пер. на рус. яз. под общ. ред. В. Зеленского. СПб., 1996.-С. 13-102.

81. Юнгер, Ф.Г. Язык и вычисление Текст. / Ф.Г. Юнгер // Юнгер Ф.Г. Язык и мышление / пер. с нем. К.В. Лощевского. СПб., 2005. - С. 3868.

82. Якобсон, Р. В поисках сущности языка Текст. / Р. Якобсон // Семиотика : ант. / сост., общ. ред. Ю.С. Степанова. [2-е изд., испр. и доп.]. -М. ; Екатеринбург, 2001. - С. 111-126.

83. Bally, Ch. Le style indirect libre en française moderne. The free indirect style in modem French. [Text] / Ch. Bally // GermanischRomanische Monatsschrift. 1912. - № 4. - P. 549-56, 597-606.

84. Beghtol, C. Bibliographie Classification Theory and Text Linguistics : Aboutness Analysis, Intertextuality and the Cognitive Act of Classifying Documents Text. / C. Beghtol // Journal of Documentation. 1986. -Vol. 42, №2.-P. 84-113.

85. Campbell, J. Myths of Light : Eastern metaphors of the eternal Text. / J. Campbell ; ed. D. Kudler. Novato, Calif. : New World Library, 2003. - 166 p.

86. Cienki, A. Conceptual and Discourse Factors in Linguistic Structure Text. / ed. by A. Cienki, B.J. Luka, M.B. Smith. Stanford, Calif. : CSLI Publications, 2001. - 276 p.

87. Coulson, S. Semantic Leaps : Frame-Shifting and Conceptual Blending in Meaning Construction Text. / S. Coulson. — Cambridge ; New York : Cambridge University Press, 2001. 304 p.

88. Croft, W. Cognitive Linguistics Text. / W. Croft, D.A. Cruse. -Cambridge, U.K. ; New York : Cambridge University Press, 2004. 356 P

89. Fillmore, Ch. J. Scenes-and-frames semantics Text. / Ch.J. Fillmore // Linguistic Structures Processing / ed. by A. Zampolli. Amsterdam ; New York, 1977. - P. 55-82.

90. Fillmore, Ch.J. Frame Semantics Text. / Ch.J. Fillmore // Linguistics in the Morning Calm : selected papers from SICOL-1981 / ed. by the Linguistic Society of Korea. Seoul, Korea, 1982. - P. 111-137.

91. Gardner, L. Bloodline of the Holy Grail : The Hidden Lineage of Jesus Revealed Text. / L. Gardner. London : Element, 2002. - 444 p.

92. Handbook of cognitive linguistics and second language acquisition Text. / ed. by P. Robinson, N.C. Ellis. New York [u.a.] : Routledge, 2008. - 566 p.

93. Hjorland, B. Towards a theory of aboutness, subject, topicality, theme, domain, field, content .and relevance Text. / B. Hjorland // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2001. -Vol. 52, is. 9.-P. 774-778.

94. Hutchins, W.J. On the Problem of 'Aboutness' in Document Analysis Text. / W.J. Hutchins // Journal of Informatics. 1977. - Vol. 1, № 1. - P. 17-35.

95. Jackendoff, R.S. Semantics and Cognition Text. / R.S. Jackendoff. -8th ed. Cambridge, Mas. ; London, England : MIT Press, 1999. - 287 p. - (Current studies in linguistics series ; 8).

96. Johannesen, Richard L. Ethics in Human Communication Text. / Richard L. Johannesen. 4th ed. - Prospect Heights, 111. : Waveland Press, 1996.-397 p.

97. Kallulli, D. There Is Secondary Predication in There-Existentials Text. / D. Kallulli // Proceedings of the 26th West Coast Conference on Formal Linguistics / ed. by Charles B. Chang, Hanna J. Haynie — Somerville, MA, 2008. P. 279-287.

98. Lakoff, G. Women, fire, and dangerous things : What categories reveal about the mind Text. / G. Lakoff. Chicago, 111. ; London : University of Chicago press, 1987. - 614 c.

99. Lakoff, G.P. A Cognitive Scientist Looks at Dauber Text. / G. Lakoff // American Journal of Public Health. 2005. - Vol. 95, № SI. - P. 114-120.

100. Lehnert, W.G. The role of scripts in understanding Text. / W.G. Lehnert // Frame Conceptions and Text Understanding / ed. by D. Metzing. Berlin ; New York, 1980. - P. 75-95.

101. Lucy, J. A. Grammatical Categories and Cognition : a case study of the linguistic relativity hypothesis Text. / J.A. Lucy. Cambridge [England] ; New York, NY : Cambridge University Press, 1992. - 2111. P

102. McCarthy, J. Some philosophical problems from the standpoint of artificial intelligence Text. / J. McCarthy, P. J. Hayes // Machineintelligence 4 / ed. by B. Meitzer, D. Michie. Edinburgh, 1969. - P. 463-502.

103. Minsky, M. A framework for representing knowledge Text. / M. Minsky // The psychology of computer vision / ed. P.H. Winston. — New York [u.a.], 1975.-P. 211-277.

104. Minsky, M. Afterword to Vernor Vinge's novel, «True Names» Electronic resource. / M. Minsky // MIT Media Lab. Cambridge, MA, 2011. - Mode of access: http://web.media.mit.edu/~minsky/papers/TrueNames.Afterword.html.

105. Minsky, M. Logical vs. Analogical or Symbolic vs. Connectionist or Neat vs. Scruffy Electronic resource. / M. Minsky // MIT Media Lab. -Cambridge, MA, 2011. Mode of access: http://web.media.mit.edu/~minsky/papers/SymbolicVs.Connectionist.htm 1.

106. Minsky, M. Matter, Mind and Models / M. Minsky // Semantic1.formation Processing / ed. M. Minsky. Cambridge, Mass, 1968. -P. 425-432.

107. Minsky, M. The emotion machine. § 8-1: Resourcefulness Electronic resource. / M. Minsky // MIT Media Lab. Cambridge, MA, 2011. -Mode of access: http://web.media.mit.edu/~minsky/eb8.html.

108. Minsky, M. The Society of Mind Text. / M. Minsky. New York [u.a.] : Simon and Schuster, 1988. - 339 p.

109. Putnam, H. Formalization of the concept «about» Text. / H. Putnam // Philosophy of Science. 1958. - Vol. 25, № 2. - P. 125-130.

110. Russell, S.J. Artificial intelligence Text. : a modern approach / S.J.

111. Russell, P. Norvig ; contributing writers, J.F. Canny et al.. — 2nd ed. Upper Saddle River, N.J. : Prentice Hall/Pearson Education, 2003. -1080 p.

112. Schmid, H.-J. English abstract nouns as conceptual shells : from corpusto cognition Text. / H.-J. Schmid. Berlin : Mouton de Gruyter, 2000. -457 p.

113. Schutz, A. The phenomenology of the social world / A. Schutz. -Evanston, 111. : Northwestern University Press, 1967. 255 p.

114. Simons, M. Foundational Issues in Presupposition Electronic resource. / M. Simons // Philosophy Compass. 2006. - Vol. 1, is. 4. - P. 357372. — Mode of access: http://onlinelibrary.wiley.eom/doi/10.l 111/j.l 747-91.2006.00028.x/pdf.

115. Taylor, J.R. Cognitive grammar Text. / J.R. Taylor. Oxford [u.a.] : Oxford University Press, 2003. - 621 p.

116. Vogler, Ch. The writer's journey: mythic structure for writers Text. / Ch. Vogler 3d ed. Studio City, CA : Michael Wiese Productions, 2007. - 407 p.

117. Winograd, T. Language as a cognitive process Text. / T. Winograd. — Reading, Mass. : Addison-Wesley, 1983. Vol. I: Syntax. - 640 p.

118. Winograd, T. Understanding natural language Text. / T. Winograd. -New York : Academic Press, 1972. 191 p.

119. Winograd, T. What does it mean to understand natural language Text. / T. Winograd // Cognitive Science. 1980. - Vol. 4, is. 1. - P. 209-241.

120. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВАРЕЙ

121. Англо-русский словарь устойчивых словосочетаний : более 6000 соврем, англ. фразеологизмов с русскими переводами / пер. Д.И. Квеселевича, А.Д. Куриловой. М. : Астрель : ACT, 2004. - 751 с. -(Collins Cobuild).

122. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов : ок. 7 тыс. терминов. / О.С. Ахманова. 2-е изд., стер. - М. : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. - 569 с.

123. Бенсон, М. Комбинаторный словарь английского языка = The BBI combinatory dictionary of English : спец. изд. / M. Бенсон, Э. Бенсон, Р. Илсон. М. : Рус. яз. ; Амстердам ; Филадельфия : Бенджамине, 1990. -286 с.

124. Большой англо-русский словарь Текст. : [ок. 150000 слов : в 2-х т. / сост. H.H. Амосова, Ю.Д. Апресян, И.Р. Гальперин и др.] ; под общ. рук. И.Р. Гальперина. 3-е изд., стер. - М. : Рус. яз., 1979. - Т. 1: А-L. - 824 с.

125. Всемирная энциклопедия. Философия XX век / гл. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов М. : ACT ; Минск : Харвест, 2002. - 976 с.

126. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков ; АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Наука, 1976. -720 с.

127. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац и др. ; под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М. : МГУ, 1996.-245 с.

128. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М. : Сов. энцикл, 1990. - 685 с.

129. Марузо, Ж. Словарь лингвистических терминов : с указ. якыковед. терминов: фр., нем., англ., ит. / Ж. Марузо ; под ред. A.A. Реформаторского. 2-е изд., испр. - М. : УРСС, 2004. - 435 с.

130. Новейший философский словарь ок. 1000 аналит. ст. / сост. и гл. науч. ред. A.A. Грицанов. Минск : Кн. дом, 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий).

131. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : около 57.000 слов / С.И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой. 12-е изд., стер. - М. : Рус. яз., 1978.-848 с.

132. Похлебкин, В.В. Словарь международной символики и эмблематики / В.В. Похлебкин. М. : Центрполиграф, 2007. - 543 с.

133. Философский словарь / основан Г. Шмидтом. — 22-е изд. / перераб. изд. под ред. Г. Шишкоффа. М. : Республика, 2003. - 575 с.

134. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. 2-е изд. -М. : Изд-во полит, лит., 1968. - 432 с.

135. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка : 13560 слов :в 2-х т. / П.Я. Черных. 4-е изд., стер. -М. : Рус. язык, 2001. Т. 1 : А - Пантомима. - 621 с.

136. Barron's handbook of commonly used American idioms Text. / ed. by A. Makkai. 2nd ed. - Hauppauge, N.Y. : Barron's, 1991. - 319 p.

137. McGraw-Hill's Dictionary of American Idioms : the most practical reference to the idiomatic and verbal expressions of contemporary American English Text. / by R.A. Spears. 4th ed. - New York : McGraw-Hill, 2006. - 1104 p.

138. Merriam-Webster. An encyclopedia Britannica company : Online Dictionary Electronic resource. / Merriam-Webster, Inc. Springfield, MA, 2011. - Mode of access: http://www.merriam-webster.com/dictionary/idiom.

139. New Webster's Dictionary of The English Language Text. / ed. E.G. Finnegan. Delhi: Surjeet Publications, 1989. - 1824 p.

140. Oxford American Dictionary Text. / [compiled by E. Ehrlich et al.]. -New York : Oxford : Oxford Univ. Press, 1980. 816 p.

141. Roget's Thesaurus of English words and phrases Text. / by P.M. Roget, R.A. Dutch. Harmondsworth : Penguin Books, 1977. - 712 p.

142. Soule's Dictionary of English Synonyms Text. / by R. Soule. New York : Bantam Books, 1979. - 528 p.

143. The Cambridge International Dictionary of Idioms Electronic resource. // The Free Dictionary by Farlex / Farlex, Inc. Valley, PA, 2011. - Mode of access: http://idioms.thefreedictionary.com.

144. The concise Oxford dictionary of current English Text. : based on the Oxford English dictionary and its supplements / first ed. by H.W. Fowler, F.G. Fowler. 6th ed. - Oxford : Oxford Univ. Press, 1978. - 1368 p.

145. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

146. Brown, D. The Da Vinci Code Text. / D. Brown. New York : Anchor Books, 2003.-489 p.197

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.