Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК 17.00.02, кандидат искусствоведения Нагина, Дана Александровна

Диссертация и автореферат на тему «Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 479189
Год: 
2013
Автор научной работы: 
Нагина, Дана Александровна
Ученая cтепень: 
кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
17.00.02
Специальность: 
Музыкальное искусство
Количество cтраниц: 
194

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Нагина, Дана Александровна

Введение.

Глава 1. История термина «концертная ария».

• § 1. Ария XVIII- начала XIXвеков с позиций аутентичной теории и практики.

• §2. Первые определения термина «концертная ария».

• § 3. Научное осмысление жанра концертной арии.

• §4. Понятие «концертная ария» на страницах Интернета.

Глава 2. Вокальный идеал Моцарта.

• § 1. Итальянские оперные «университеты» Моцарта.

• §2. «Одно из первейших качеств хорошего голоса».

• § 3. «Хорошо сказанное является наполовину спетым».

• §4. «Округлость, ясность и естественность».

• §5.« Voce di petto» и «voce di testa».

• §6. «Бернаккиева школа» или «messa di voce»?.

• §7. Cantilena и virtù - две ипостаси бельканто.

• §8. Воплощение экспрессии в музыке: о темпе.

• §9. «Нужно так играть, чтобы и тебя самого тронуло».

Глава 3. Моцартовские концертные арии: истоки жанра и его разновидности в музыкальной практике ХУШ века.

• § 1. От оперных «Favoritstücke» к концертным ариям.

• §2. Концерт-академия в музыкальной культуре классической эпохи.

• § 3. Концертные арии Моцарта для академий: « Veramente scritta da maestro».

• §4. Оперный спектакль XVIII века и предпосылки формирования вставных и дополнительных арий.

• §5. Вставные номера для Алоизии Ланге и ария-дополнение для Антона Пулини: концертное и оперное.

• §6. Концертная ария и театральный ангажемент.

• §7. Сцена Popoli di Tessaglia. lo non chiedo, eterni Dei.

Глава 4. Концертные и оперные арии Моцарта: общее и особенное.

• § 1. О запятых и вопросительных знаках, или

Как превратить оперную арию в концертную.

• §2. Мешает ли ария грозе, или

О драматической функции сольного номера.

• § 3. Музыкальная форма в ариях Моцарта: тенденции и приоритеты.

• § 4. О протяжённости: концертные и оперные арии для одного певца.

• §5. «Ария. как хорошо скроенное платье».

• §6. Об инструментовке: концертные арии, «арии с инструментами» и concertante-apuu.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века"

Исследования концертной арии как жанра и, прежде всего, вопроса о том, когда этот жанр возник, до сих пор не существует»1. Эти слова известный немецкий учёный-моцартовед Штефан Кунце написал в 1986 году в Предисловии к томам Нового полного собрания сочинений Моцарта («Neue Mozart Ausgabe» -NMA), в которых опубликованы его отдельные арии, сцены, ансамбли и хоры. С тех пор прошло более двадцати лет, однако специальное комплексное исследование, посвященное концертной арии, так и не появилось. Может быть, причина в том, что речь идёт о неком второстепенном, маргинальном жанре, находящемся на периферии музыкальной культуры?

Как известно, вокальной музыке в классическую эпоху отводилась особая роль - она представлялась «идеальным прообразом любого музыкального творчества»2. Музыка, созданная для человеческого голоса, воспринималась «как первородная и сущностная, инструментальная же - как вторичная и производная от неё, а стало быть, в чём-то менее значимая» . Вокалисты-виртуозы, примадонны и премьеры постоянно находились в эпицентре культурной жизни Европы. Именно для них создавались роскошные оперные партии и блестящие концертные номера, призванные произвести колоссальное впечатление на публику. Неслучайно только перу Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) принадлежит довольно внушительное количество концертных арий - 654. Композитор писал их на протяжении почти всего своего творческого пути - с 1765 по 1791 годы; первой и последней арии Моцарта в указателе JI. фон Кёхеля соответствуют номера 21 (19е) и 612. Среди других авторов концертных арий - многие крупнейшие композиторы второй половины XVIII - начала XIX века: Иоганн Кристиан

1 Kunze S. Vorwort // W.A. Mozart. Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Bühnenwerke / Ser. II. Wg. 7: Arien, Szenen, Ensembls und Chöre mit Orchester. In 4 Bänden. Bd. 2. Kassel u.a., 1986. S. VII.

2 Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. III: Поэтика и стилистика. М., 2007. С. 127.

3 Там же, с. 125.

4 53 концертные арии Моцарта сохранились полностью, 6 - фрагментарно и ещё 6 арий постигли разные судьбы: одна сохранилась в виде эскиза, другая требует установления авторства, из четырёх утерянных только одна известна по инципиту. См.: Приложение. Полный перечень концертных арий В.А. Моцарта.

Бах (1735-1782), Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) и его брат Иоганн Михаэль Гайдн (1737-1806), Антонио Сальери (1750-1825), Людвиг ван Бетховен (17701827).

Уже только эти факты не позволяют отнестись к жанру как второстепенному. Тем не менее, существующая музыковедческая литература практически не даёт о нём ясного представления, оставляя без ответа многие принципиальные вопросы. Что означает термин «концертная ария», каково его понимание в музыкально-теоретической и критической мысли XVIII - начала XXI веков? Каковы музыкальные истоки и культурные предпосылки появления этого жанра? Какое место занимала концертная ария в музыкальной практике? Что она представляет собой в музыкальном отношении? Как связана она с оперной арией, насколько независима от неё? Каким образом в концертной арии проявляются черты кон-цертности? О какой именно концертности здесь идёт речь - о музыкальном жанре концерта, о концертности как музыкальном принципе, о концертной форме, или же о концерте как мероприятии, публичном исполнении музыки? Каково значение концертных арий Моцарта в его творчестве и музыкальном искусстве второй половины XVIII века в целом? Эти вопросы очерчивают проблемное поле диссертации, главная же проблема состоит в выявлении генезиса и поэтики жанра концертной арии. С нашей точки зрения, поиски её решения помогут приблизиться не только к формированию целостного представления об этом жанре, но и внести некоторые новые акценты в понимание творчества Моцарта и музыкальной культуры второй половины XVIII века. Всё это обусловливает актуальность исследования.

Цель настоящей работы - изучение феномена концертной арии в творчестве Моцарта - определила ряд задач:

• очертить этапы истории представлений о жанре и термине «концертная ария»;

• выявить истоки формирования жанра и охарактеризовать его основные разновидности;

• суммировать и интерпретировать теоретические, педагогические и эстетические представления Моцарта о вокальном искусстве, сравнив их с вокальной педагогикой и практикой XVIII - начала XIX веков; выявить, каким образом моцартовский «вокальный идеал» нашёл отражение в музыкальных и исполнительских особенностях концертных арий;

• сравнить оперные и концертные арии Моцарта и определить степень самостоятельности жанра концертной арии; на основании выводов, полученных при выполнении вышеперечисленных задач, сформулировать определение жанра концертной арии.

Объектом изучения диссертации стали концертные арии Моцарта, предметом - их специфические жанровые особенности, проявляющиеся во взаимодействии с оперно-концертной практикой второй половины XVIII века. На защиту выносятся следующие положения:

• в творчестве Моцарта жанр концертной арии, наряду с оперной, занимает важнейшее место, являясь ярким и последовательным воплощением представлений композитора об идеальном вокальном искусстве;

• концертная ария, имеющая тесную связь и сходство с арией оперной, выработала собственные отличительные свойства, позволяющие говорить о её жанровой самостоятельности;

• в рамках музыкального искусства классической эпохи концертные арии представляются особым, гармонично вписанным в него культурным явлением, объединившим в себе качества вокального жанра арии и концертность во всех значениях этого понятия.

Материалом диссертации являются концертные и оперные арии Моцарта и его старших и младших современников (концертные арии И.К. Баха, Бетховена, арии из опер П. Анфосси, К.В. Глюка). В сферу исследования входят также эпистолярное наследие Моцарта, музыкально-теоретические, педагогические, критические и энциклопедические труды XVIII-XIX столетий и современные работы, в которых эти источники интерпретированы.

В работе мы опираемся на подходы и методы, сформированные отечественными и зарубежными музыковедами в исследованиях творчества Моцарта, жанра арии, итальянской оперы XVIII века и истории концерта за последние пятьдесят лет. Это, прежде всего, работы В. Бауэра, К. Высоцки, JI.JI. Гервер, О. Дойча, Е.В. Дукова, Л.В. Кириллиной, У. Конрада, Ш. Кунце, П.В. Луцкера, Л. Ратнера, Ч. Розена, И.П. Сусидко, И. Фукс, Е.И. Чигаревой, Р. Штрома.

Одним из основополагающих принципов в работе является историко-стилевой подход, предполагающий рассмотрение концертных арий Моцарта в контексте исторических и теоретических представлений его времени. Значительная часть диссертации посвящена установлению взаимосвязей, параллелей и разграничений между жанровыми разновидностями концертных арий Моцарта, между его концертными и оперными ариями, ариями Моцарта и других композиторов, а также сравнению моцартовских высказываний о вокальном и инструментальном исполнительстве с положениями современных ему музыкально-теоретических и педагогических трактатов. Всё это определило особое значение в исследовании компаративного метода. Изучение различных аспектов музыкального языка и формы арий обусловило важную роль принципов структурно-функционального анализа (Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, В.П. Бобровский, Р.Н. Берберов, Т.С. Кюрегян).

Терминологический аппарат диссертации. Наряду с понятием «концертная ария», значение и история которого стали объектом специального изучения в 1 главе диссертации, нами также используются выработанные в современном музыковедении однокоренные термины «concertante-ария» и «концертирование». Понятие «concertante-ария» используется по отношению к особому типу протяжённого сольного оперного номера с виртуозной вокальной партией и наличием концертирующих инструментов5. Концертирование (нем. «Konzertieren») в вокальных жанрах связано с наличием в арии солирующих инструментов, которые

5 Луцкер П.В., Сусидко И.П. Моцарт и его время. М., 2008. С. 356. могут продемонстрировать свои виртуозные возможности как в ритурнелях, так и в своеобразном диалоге с голосом, мотивно чередуясь с ним6.

Термин «стиль» употребляется нами в современном значении — как система выразительных средств, проявляющаяся на разных уровнях (стиль эпохи, стиль направления, стиль композитора и т. д.), - а также в том значении, которым он был наделён в XVIII веке, объединяя широкий круг явлений (виртуозный стиль, чувствительный стиль, стиль кантабиле и пр.)7. Наиболее часто применяемое в работе понятие «концертный стиль» обращено к самостоятельным ариям и сольным оперным номерам. Оно связано с виртуозностью вокальной партии и предполагает масштабность и значительную протяжённость музыкальной формы арии8.

Степень изученности темы. Целостного изучения жанр концертной арии не получил ни в отечественной, ни в зарубежной музыковедческой литературе. Авторитетные справочные издания, такие, как «Музыкальная энциклопедия» (МЭ, 1973-1982), «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» (NGD, «Новый словарь Гроува о музыке и музыкантах») в его печатной версии (1980) и новейшей электронной - «Grove Music Online» («Музыкальный словарь Гроува онлайн», 2007-2013), а также последний выпуск немецкой музыкальной энциклопедии «Die Musik in Geschichte und Gegenwart» (MGG, «Музыка в истории и современности», 1994-2008) не содержат не только специальных статей, посвя-щённых концертной арии, но и каких бы то ни было сведений об этом жанре. Отсутствуют они и на страницах отечественной литературы советского периода, как в учебных изданиях по истории музыки - в «Истории западноевропейской музыки до 1789-го года» Т.Н. Ливановой (1982-83), «Истории зарубежной музыки» Б.В. Левика (1961), так и в монографических исследованиях - книгах В.Д. Конен «Театр и симфония» (1968) и «Очерки по истории зарубежной музы

6 Strohm R. Italienische Opernarien des frühen Settecento: in 2 Teilen. Köln, 1976. S. 92-93.

7 См. теорию стиля в исследованиях: Ratner L. Classic music. Expression, form and style. London; N. Y. 1980. 475 pp.; Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. III.: Поэтика и стилистика. М., 2007. 376 с.

8 Луцкер П.В., Сусидко И.П. Моцарт и его время. С. 245-246. ки» (1997), монографиях Е.С. Чёрной «Моцарт. Жизнь и творчество» (1961) и «Моцарт и австрийский музыкальный театр» (1963), исследовательском этюде о Моцарте Г.В. Чичерина (1970). Правда, в первой монографии Чёрной содержатся единичные упоминания о самостоятельных ариях Моцарта9, но без указания полного названия жанра - музыковед обозначает их просто как «арии» или «итальянские арии».

В настоящее время существует лишь несколько изданий, специально посвя-щённых жанру концертной арии. Проблемы бытования и истоков жанра освещены в статьях Ш. Кунце «Концертные арии Моцарта» (1971-72)10, а также в упомянутом Введении к томам NMA (1986). Специфика концертного исполнительства классической эпохи, а также особенности ряда моцартовских концертных арий, созданных для конкретных певцов, рассматриваются в материалах итало-немецкого сборника «Моцарт. Концертные арии; Моцарт и масонская музыка его времени» (1998-2001)11. Особое место среди них отведено статье авст

12 рийской исследовательницы И. Фукс , затрагивающей проблемы терминологии, предназначения жанра, а также ставящей концертные арии классической эпохи в культурно-исторический контекст. Последняя существенная работа, в которой анализируются избранные самостоятельные арии Моцарта для сопрано и рассматриваются вопросы жанрового обозначения концертных арий, принадлежит К. Высоцки («Концертные арии Вольфганга Амадея Моцарта для сопранового

13 голоса», 2006) . Некоторые положения монографии Высоцки акцентируются в статье В.А. Жарковой «Концертные арии: традиции жанра и их претворение в творчестве В.А. Моцарта» (2012)14.

9 Чёрная Е.С. Моцарт. Жизнь и творчество. М., 1961. С. 136, 156-157.

10 Kunze S. Mozarts Konzertarien (I) / Mozart-Jahrbuch 1971-72. S. 140-148; Kunze S. Mozarts Konzertarien (I—II) / Wiener Figaro. XXXIX. 1971. S. 1-8; Kunze S. Mozarts Konzertarien (III) / Wiener Figaro. XL. 1972. S. 2-12.

11 Mozart: le arie da concerto; Mozart e la musica massonica dei suoi tempi; atti del convegno internazionale de studi, Rovereto, 26-27 Settembre 1998. Bad Honnef, 2001.

12 Fuchs I. Konzertarien im musikalischen Repertoire der Mozart-Zeit. Beispiele und Beobachtungen // Mozart: le arie da concerto; Mozart e la musica massonica dei suoi tempi; atti del convegno internazionale de studi, Rovereto, 26-27 Settembre 1998. Bad Honnef, 2001. P. 3-17.

13 WysockiC. Le arie da concerto per voce di soprano di Wolfgang Amadeus Mozart. Lucca, 2006. [XVI],302 p.

14 Музыковедение. 2012. № 8. С. 36-42.

Первые осмысления термина «концертная ария» представлены в «Энциклопедии всеобщей музыкальной науки» Г. Шиллинга (1835-1838)15, «Музыкальном словаре» А. фон Доммера (1865), «Энциклопедии всеобщей музыкальной науки» Г.Менделя - А. Райссмана (1869-1879), «Музыкальном словаре» Г. Римана (1882); отдельные аспекты жанра затронуты в статье Р. Гербера из первого издания MGG (1949), монографиях А. Эйнштейна «Моцарт. Личность. Творчество» (1945, русский перевод 1977), J1.B. Кириллиной «Реформаторские оперы Глюка» (2006) и «Бетховен. Жизнь и творчество» (2009). Ценными для нас являются ана

16 17 лизы концертных арий, выполненные Г. Абертом , А. Эйнштейном, Ш. Кунце , i о

JI.B. Кириллиной, П.В. Луцкером и И.П. Сусидко . Важную роль в исследовании играют комментарии А. Эйнштейна к моцартовским ариям и операм, опубликованные в третьем издании Каталога Л. фон Кёхеля (1936), комментарии В. Бауэра, О. Дойча и У. Конрада к полному изданию моцартовской переписки (2005), книга У. Конрада «Wolfgang Amadé Mozart. Leben. Musik. Werkbestand» («Вольфганг Амадей Моцарт, жизнь. Музыка. Наследие», 2005), а также документы жизни Моцарта, подготовленные к изданию О. Дойчем (1961).

В то же время, теория арии в целом довольно широко разработана как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Центральное место занимают исследования её функции в опере, типологии, проблем тематизма и формообразования. Прежде всего, это монография Р. Штрома «Italienische Opernarien des frühen Settecento» («Итальянские арии раннего сеттеченто», 1976), посвящённая вопросам соотношения музыки и поэтического текста, музыкальной формы, инструментовки, аффектам и типологии арий; главы в двухтомной монографии П.В. Луцкера и И.П. Сусидко «Итальянская опера» (1998-2004) -«Итальянская ария: в поисках образа и структуры» (Т. 1.) и «Музыкальная поэтика оперы seria» (Т. 2.), в которых ария рассматривается как центральный ком

15 Здесь и далее во Введении см. Список литературы. ыАберт Г. В. А. Моцарт. Ч. I, Ч. II. М.: Музыка, 1978-1985.

17 Kunze S. Die Vertonungen der Arie «Non so d'onde viene» von J. Chr. Bach und W. A. Mozart / Analecta Musicologica. Studien zur italienisch-deutschen Musicgeschichte II. 1965. S. 85-111.

18 Луцкер П.В., Сусидко И.П Моцарт и его время. М. 2008. 624 е.; Сусидко И.П. Моцарт и Глюк // Советская музыка. 1991. № 12. С. 74-77. понент драматургии итальянской оперы seria, а также изучаются вопросы становления и развития арии XVIII века, формирования её тематизма и структурных типов, классификации, теории аффектов, виртуозного варьирования; раздел «Ария» в книге Л. Ратнера «Classic music. Expression, Form and Style» («Классическая музыка. Выразительность, формы и стиль», 1980) о форме арии da capo, строении других типов сольного номера в опере, а также стилях арий и проблеме слова и музыки; глава «Поэтика вокальных жанров» в III части книги Л.В. Кириллиной «Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века» (2007), в которой предлагается системное рассмотрение вокальных жанров, форм и типов арий классической эпохи в неразрывной связи с музыкальной теорией того времени; диссертация кандидата искусствоведения Э.Р. Симоновой «Искусство арии в итальянском оперном барокко: От канцонетты к арии da capo» (1997), освещающая историю развития сольного номера в итальянской барочной опере. Общий обзор жанра арии представлен в упомянутых энциклопедических статьях Р. Гербера в первом издании MGG, Д.А. Вестропа, М. МакКлаймондс и др. в NGD, а также статьях В. Руфа, С. Леопольд и др. в последнем выпуске MGG (1994), И.М. Ямпольского в МЭ (1973).

Вопросы теории и истории вокального искусства подробно освещены в трудах К.М. Мазурина «Методология пения» (1902), В.А. Багадурова «Очерки по истории вокальной методологии» (1929), а также в современных исследованиях феномена бельканто - в частности, в диссертации доктора искусствоведения Э.Р. Симоновой «Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto» (2006), работах А.Е. Хоффманн (диссертация кандидата искусствоведения «Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство», 2008, пособие «Бельканто первой половины XIX века», 2009).

Помимо специальных работ об арии и вокальной методологии, важнейшее значение для нас имеют монографии, посвящённые творческому облику Моцарта и современной ему эпохе. Центральное место среди исследований о Моцарте заняли уже упомянутые фундаментальные работы Г. Аберта, А. Эйнштейна, П.В. Луцкера и И.П. Сусндко, а также биографический словарь П. Клайва «Мо-zart and His Circle» («Моцарт и его окружение», 1993), статьи Л.Л. Гервер «Легко ли анализировать Моцарта?» (1991) и «Ars combinatoria в музыке Моцарта» (1996), монография Е.И. Чигарёвой «Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика» (2000), книга Н. Арнонкура «Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди» (2005). Особое место отведено работам, связанным с вокально-исполнительской и концертной практикой XVIII века. В первую очередь, это названная выше статья И. Фукс «Konzertarien im musikalischen Repertoire der Mozart-Zeit. Beispiele und Beobachtungen» (2001), исследования П. Барбье «История кастратов» (1989, русский перевод 2006), Э. Хэриота «Кастраты в опере» (1956, русский перевод 2001), И.П. Сусидко «О виртуозности, или Двойные стандарты в музыковедении» (2004), Е.В. Дукова «Концерт в истории западноевропейской культуры» (2003), П. Шлёйнинга «Der Bürger erhebt sich. Geschichte der deutschen Musik im 18. Jahrhundert» («Бюргер возвышается. История немецкой музыки 18 века», 2000).

Научная новизна работы определяется как её темой, так и музыкальным материалом. Диссертация представляет собой первое в отечественном и зарубежном музыкознании комплексное исследование концертных арий Моцарта в контексте его творчества и вокального искусства второй половины XVIII века в целом. Работа существенно расширяет и конкретизирует как общие представления о жанре концертной арии, его истоках и разновидностях в оперно-концертной практике классической эпохи, так и даёт оценку его значению в мо-цартовском наследии. Новым является сравнение представлений Моцарта об исполнительском искусстве с ведущими музыкально-теоретическими и педагогическими трактатами его времени, а также выявление общего и особенного в концертных и оперных ариях Моцарта.

Теоретическое значение диссертации заключено в создании научной базы для дальнейшего исследования концертных арий, формулировке определения понятия «концертная ария», установлении места этого жанра в музыкальной культуре второй половины XVIII века, выработке подходов к анализу его поэтики, возникшей на стыке оперы и концертного исполнительства, а также в обобщении воззрений Моцарта на вокальное искусство, позволяющих внести новые акценты в научной интерпретации его наследия - как оперного, так и инструментального.

Практическое значение работы обусловлено её темой. Результаты исследования дают возможность дальнейшего изучения жанра концертной арии, творчества Моцарта и музыкально-концертной практики классической эпохи. Помимо этого, материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах истории зарубежной музыки, истории вокального искусства, истории концерта, музыкальной формы, а также привлечь внимание исполнителей и содействовать расширению вокально-концертного репертуара.

Степень достоверности и апробация результатов. Степень достоверности результатов исследования обусловлена опорой на широкий круг нотной литературы (полные собрания сочинений Моцарта и его современников, факсимильные издания рукописей опер и концертных арий XVIII века), на отечественные и иноязычные музыковедческие, музыкально-критические, справочные и эпистолярные источники XVIII - XXI веков, а также использованием в диссертации апробированных методов изучения музыки классической эпохи, творчества Моцарта, музыкально-выразительных средств.

Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре аналитического музыкознания Российской академии музыки им. Гнесиных. Материалы исследования были представлены в докладе на Межвузовской научной конференции «Исследования молодых музыковедов», состоявшейся 20 апреля 2011 года в Российской академии музыки им. Гнесиных. Основные положения работы отражены в публикациях по теме диссертации, в том числе в журналах, входящих в список ВАК, а также использовались в практической деятельности в Московском международном Доме музыки.

Структура работы обусловлена её целью и задачами. Диссертация состоит из четырёх глав, разделённых на параграфы, Введения, Заключения, Списка сокращений и условных обозначений, Списка литературы, Списка иллюстративного материала и Приложения.

Во Введении обоснована тема диссертации и её актуальность, поставлены цель и основные задачи, определены объект и предмет исследования, его методология, осуществлён обзор и анализ музыковедческой литературы по теме.

В Первой главе рассматривается история термина «концертная ария» на основе сведений, содержащихся в эпистолярных, критических, музыкально-теоретических, учебных и справочных источниках XVIII - начала XXI веков.

Вторая глава посвящена представлениям Моцарта об искусстве оперного пения, сопоставленным с ведущими теоретическими и педагогическими трактатами XVIII - начала XIX столетий.

В Третьей главе концертные арии Моцарта рассматриваются в контексте современной ему концертной и оперно-театральной культуры, выявляются их истоки и основные жанровые разновидности.

Четвёртая глава сосредоточена на сравнительном анализе концертных и оперных арий Моцарта с разных точек зрения - поэтической основы, драматической функции, музыкальной формы, вокальной партии и некоторых особенностей оркестровки.

В Заключении подводятся основные итоги работы в соответствии с поставленными целями и задачами.

Для удобства комментарии и ссылки на цитируемую литературу помещены в подстрочные примечания. Список сокращений и условных обозначений, принятых в диссертации, вынесен после Заключения в качестве отдельного раздела. Иллюстрации (нотные примеры и таблицы) расположены в основном тексте и перечислены в Списке иллюстративного материала с указанием страниц. Приложение включает в себя полный перечень концертных арий Моцарта, в том числе утерянных и сохранившихся частично.

Заключение диссертации по теме "Музыкальное искусство", Нагина, Дана Александровна

Заключение

Исследование концертных арий в творчестве Моцарта и в рамках вокального искусства второй половины XVIII века подводит нас к следующим выводам:

1. В истории представлений о термине и жанре концертной арии можно выделить ряд этапов. Первый связан с аутентичной трактовкой этого понятия в XVIII - начале XIX века - как арии, ничем не отличающейся от любой другой и не имеющей специального жанрового обозначения. Второй этап (середина 1830-х годов - конец XIX века) характеризуется появлением в музыкально-справочных изданиях первых определений понятия «концертная ария», а также некоторыми расхождениями в определении этого термина музыкантами, критиками и теоретиками. В это время концертной могла называться как оперная ария с виртуозной вокальной партией, так и отдельное сочинение для концертного исполнения. Наконец, третий период (музыковедение XX - начала XXI века) отмечен началом научного осмысления жанра концертной арии, попытками выявить его специфические музыкальные особенности и истоки.

2. Основным источником жанра концертной арии является ария оперная, главными же сферами его формирования - итальянская опера и сам оперный спектакль с его особенностями и традициями, а также концертная культура XVIII века. Началом процесса рождения концертных арий и их разновидностей стал рубеж XVII-XVIII веков, то есть, тот период, когда происходит выдвижение певца-виртуоза в качестве центральной фигуры оперного искусства, вокруг которой начинает вращаться вся оперная индустрия - как различные компоненты устройства оперного и концертного дела, так и сам художественный облик оперы. Так, популярные оперные фрагменты (РауопзШске) в исполнении оперных певцов на концертной сцене стали импульсом к появлению самостоятельных концертных арий, создававшихся для академий различных видов и масштабов -публичных и приватных, официально-торжественных или домашних и прочих. Распространённый в итальянской опере принцип автоцитирования и перемещения музыки арий из одних опер в другие, а также исполнение в рамках нового спектакля номеров из предыдущих постановок, никак не связанных с оперным действием, но выгодно представляющих вокальные возможности певца, привели к культивированию вставных арий в чужие оперные сочинения, а затем и арий-дополнений для собственных опер. Практика театральных и концертных ангажементов вызвала необходимость в возникновении ангажементных арий, исполняемых перед импресарио при приёме в труппу.

3. Моцартовские представления об идеальном вокальном искусстве, складывающиеся из разрозненных высказываний в письмах в единую стройную систему, находятся в русле современных ему педагогических принципов. Причём, если в вопросах вокального мастерства, характеристики манеры пения и постановки голоса суждения Моцарта совпадали с итальянской педагогикой, то замечания о проблемах экспрессии исполнения и драматической игры свидетельствовали как о знании лучших традиций итальянской оперной практики, так и об отражении воззрений австро-немецкой школы и эстетики Просвещения. Непосредственную роль в формировании «вокального идеала» Моцарта сыграли и его собственные профессиональные установки оперного композитора, заботящегося не только об эстетической и технической стороне пения, но и об эффекте, о силе эмоционального воздействия произведения на слушателя.

4. Концертные арии Моцарта являют собой яркое воплощение его представлений об идеальном вокальном искусстве, в них запечатлена ключевая черта итальянского бельканто - самоценная красота вокала: сладостная нега кантилены и блестящая виртуозность, проявившаяся в запредельных, на грани человеческих возможностей, вокально-технических сложностях. В то же время, каждая концертная ария Моцарта представляет собой выписанную с непревзойдённым мастерством драматическую сцену, то полностью сосредоточенную на одном психологическом состоянии, то построенную на контрастной смене чувств и эмоций.

5. Многие характерные черты моцартовских концертных арий заставляют по-новому взглянуть на его оперные арии. Сопоставление двух жанров с точки зрения поэтической основы, драматической функции, формы и протяжённости, трактовки вокальной партии и некоторых вопросов инструментовки приводит к осознанию как их глубинного родства, так и ряда принципиальных отличий. Такие специфические качества концертной арии, как отсутствие драматургической нагрузки и независимость от оперного действия, позволяли композитору сосредоточиться исключительно на особенностях дарования певца и собственной музыкальной фантазии. Это в каком-то смысле была сфера «чистой музыки». В отличие от оперной арии, претерпевшей эволюцию в плане соотношения с драматическим действием, концертная ария в творчестве Моцарта сохраняла устойчивые признаки жанра неизменными. И в этом смысле ей никак нельзя отказать в праве на жанровое самоопределение.

6. Учитывая изученные нами особенности и свойства концертных арий, современное определение этого понятия представляется следующим :

Концертная ария - это самостоятельное сочинение для голоса с оркестром, отличающееся, как правило, виртуозной оперной вокальной стилистикой, крупномасштабной формой, нередко с включением в партитуру солирующего инструмента (или концертирующей группы), предназначенное для исполнения в концерте, в опере в качестве вставного номера или для прослушивания вокалиста при приёме в театральную труппу, и призванное продемонстрировать вокально-технический потенциал и артистизм певца и/или дарование композитора.

Концертная ария второй половины XVIII века представляется не просто музыкальным жанром в узком смысле этого слова. Не будет преувеличением утверждение, что она стала особым, гармонично вписанным в музыкальную культуру классической эпохи художественно-сценическим явлением, в котором в тесном взаимодействии сосуществовали вокальный жанр арии и концертность практически во всех значениях этого слова:

• концертный стиль, проявившийся в необычайной техничности и виртуозном блеске вокальной, а нередко и оркестровых партий, а также масштабности формы целого;

• жанровые черты инструментального концерта, претворившиеся в использовании во многих ариях концертирующих инструментов;

• музыкальный принцип концертности, основанный на творческом состязании голоса и оркестра, голоса и концертирующей группы;

концерт как мероприятие, что связано с предназначением жанра и условиями его бытования.

Концертная ария классической эпохи стала своеобразной точкой пересечения важнейших «силовых линий» театрально-академической практики того времени. Среди них - утверждение концерта как главной формы музицирования, тесная связь любого музыкального жанра с условиями его бытования и исполнения, приоритет вокала в итальянской оперной эстетике, ориентация композитора на искусство исполнителя-виртуоза и даже устройство театрального дела, связанного с оперными постановками и ангажементами, и многие другие.

Возникает вопрос - с чем связано явное невнимание в наше время к столь важному и яркому классическому музыкальному жанру? Ответов может быть несколько.

Один из них обусловлен невероятной сложностью вокальных партий этих сочинений, сравнимой разве что с запредельной виртуозностью монументальных арий из опер seria периода наивысшего расцвета жанра. Их исполнение требует от певца фундаментальной вокальной подготовки и таланта, основанного на сплаве великолепной техники, силы и гибкости голоса, эмоциональности и артистизма. Неудивительно, что в последние годы концертные арии Моцарта можно было услышать не слишком часто. Элизабет Шварцкопф, Чечилия

Бартоли, Натали Дессей, Эдита Груберова, Томас Мозер, Лючия Попп, Эдит Матис, Роберт Ллойд, Вальтер Берри, Джулия Кауфманы - те немногие знаковые фигуры мировой оперной и концертной сцены XX - начала XXI века, которым моцартовские шедевры оказались по силам.

Но, вряд ли возможно обвинять современных певцов в редком обращении к этим произведениям и скудности записей. Даже во времена Моцарта его арии представлялись трудными. Не для каждого исполнителя, с которым ему довелось сотрудничать, он создавал концертные арии или оперные арии в концертном стиле - лишь для самых выдающихся. Их уникальные технические и эмоционально-выразительные возможности он стремился использовать максимально полно и точно, создав в виде арий своеобразные вокальные портреты. Они являют собой ценнейший историко-аналитический материал для воссоздания творческого облика Алоизии Ланге, Антона Рааффа, Валентина Адамбергера, Жозефы Душек, Элизабет и Доротеи Вендлинг, Нэнси Стораче и других певцов - оперных звёзд второй половины XVIII века. Моцарт вряд ли задумывался над дальнейшей судьбой своих концертных арий: с момента премьеры они входили в репертуар конкретного певца. Поэтому мы не располагаем свидетельствами о том, кто в те времена мог ещё исполнить концертную арию, помимо её изначального творческого «адресата».

Ещё одна причина почти полного забвения жанра - его удивительно короткая история. В Х1Х-ХХ веках концертная ария как особый жанр практически перестал существовать. Отдельные образцы в творчестве Джоаккино Россини, Феликса Мендельсона-Бартольди, Джузеппе Верди, Альбана Берга и некоторых других композиторов - лишь напоминание о прекрасном жанре ушедшей эпохи. Вместе с появлением практики «тиражирования» опер, их многократных постановок в разных городах и странах, место «штучного» оперно-концертного произведения вновь заняли известные арии из популярных опер, которые, в свою очередь, проложили дорогу иным, массовым «хитам» нашего времени. Просуществовав чуть более столетия, концертная ария исчезла, успев, однако, оставить после себя ослепительный след и подарить музыкальной истории целый ряд изумительных шедевров.

Настоящее исследование призвано привлечь внимание учёных-музыковедов к столь яркому и уникальному феномену музыкальной культуры второй половины XVIII века, как концертная ария. В перспективе дальнейшая разработка этой темы возможна по нескольким направлениям:

• исследование арий как самостоятельных сочинений и вставных сольных оперных номеров в творчестве предшественников и современников Моцарта, а также отдельных образцов концертных арий, созданных композиторами Х1Х-ХХ веков;

• изучение специфики вокально-концертной и ангажементной практики Х1Х-ХХ1 столетий в её диалоге с культурой академий классической эпохи;

• сравнительный анализ исполнительских интерпретаций концертных арий.

Список сокращений и условных обозначений

Сокращения названий литературных источников:

МЭ

BriefeGA

MGG (1949-1986)

MGG (1994-2008)

NGD

NGDO NMA

Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 19731982.

Mozart W.A. Briefe und Aufzeichnungen. Gesamtausgabe: in VIII Bänden / hrsg. von Bauer W.A., Deutsch O.E., Konrad U. Kassel: Bärenreiter-DTV, 2005.

Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Music: in 17 Bänden. - Kassel, Basel: Bärenreiter-Verlag, 1949-1986.

Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik: in 20 Bände in zwei Teilen / herausg. von L. Fischer. - 2-te, neubearbeitet Ausgabe. - Kassel, Basel: Bärenreiter-Verlag, 1994-2008.

The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 20 volumes / ed. by S. Sadie. - London: Macmillan Publishers, 1980.

The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes / ed. by S. Sadie. - Oxford: Oxford University Press, 1992.

Wolfgang Amadeus Mozart. Neue Ausgabe sämtlicher Werke: in 130 Bänden in 35 Werkgruppen. - Kassel, Basel, Paris, London, New-York: Bärenreiter-Verlag, 1955-1991.

Другие сокращения: (1,1) Акт I, сцена 1

ГП; СП; ПП; ЗП Разделы (партии) сонатной формы: главная партия; связующая партия; побочная партия; заключительная партия т.; тт. такт; такты

KV 383 Kochel-Verzeichnis, № 383 - номер сочинения В.А. Моцарта по каталогу Людвига Кёхеля (Chronologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke Wolfgang Amade Mozarts).

Rit. ритурнель rit. сокращённый ритурнель

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Нагина, Дана Александровна, 2013 год

1. Аберт, Г. В.А.Моцарт: в 2 ч. / Г. Аберт; пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. М.: Музыка, 1978-1985.

2. Анализ вокальных произведений: учебное пособие / отв. ред. О. П. Коловский. -Л.: Музыка, 1988.-352 с.

3. Ария Электронный ресурс. // Мир итальянской оперы. 2001-2013. - Режим доступа: http://www.fedorov.ws/dic-aria.html.

4. Арнонкур, Н. Драматургия Моцарта в зеркале писем об «Идоменее»/ Н. Арнонкур // Советская музыка. 1991. - № 12. - С. 98-103.

5. Арнонкур, Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди / Н. Арнонкур; пер. с нем. С. В. Грохотова. М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2005. - 280 с.

6. Арнонкур, Н. Моцарт не был новатором / Н. Арнонкур // Советская музыка. 1991. -№ 12.-С. 96-97.

7. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс: в 2 кн. / Б. В. Асафьев. Изд. 2-е. -Л.: Музыка, 1971.-376 с.

8. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной методологии: в 3-х ч. Ч. I. Старая итальянская и французская школа / В. А. Багадуров М.: Государственное издательство «Музыкальный сектор», 1929. - 247 с.

9. Барбъе, 77. История кастратов / П. Барбье; пер. с фр. Е.Г.Рабинович. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. - 304 с.

10. Ю.Бауэр, Г. Моцарт человек играющий / Г. Бауэр // Музыкальная академия. - 1992. -№2. - С. 199.

11. Бах, К. Ф. Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Кн.1. 1753 г. / К. Ф. Э. Бах; пер. и коммент. Е.Юшкевич. СПб.: Издательский дом EARLYMUSIC, 2005. - 169 с.

12. М.Берберов, Р. Н. Специфика структуры хорового произведения: лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студентов музыкальных вузов / Р. Н. Берберов. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. - 27 с.

13. Бёрни, Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии / Ч. Бёрни; пер. с англ.. М., Л.: Музыка, 1967.-291 с.

14. Брайловский, М. М. О единстве тематизма / М. Брайловский // Советская музыка. -1991.-№ 12.-С. 65-68.

15. Брянцева, В. Н. От рококо к венской классике / В. Н. Брянцева // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада: сб. статей. М.: ГИИ, 1996. - С. 124-134.

16. Бюкен, Э. Музыка эпохи рококо и классицизма / Э. Бюкен; пер. с нем.

17. В. Микошо. М., 1934. - 272 с. Ю.Вагнер, М. Лицом к лицу с эпохой / М. Вагнер // Советская музыка. - 1991. - № 12. -С. 2-10.

18. Васина-Гроссман, В. А. Вокальные формы / В. А. Васина-Гроссман. М.: Музгиз, 1960.-37 с.

19. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово / В. А. Васина-Гроссман. -М.: Музыка, 1978.-368 с.

20. Вольфганг Амадей Моцарт. Письма / В.А.Моцарт; пер. с нем., франц., итал.,лат. М.: Аграф, 2000. - 448 с.

21. Вольфганг Амадей Моцарт. Полное собрание писем / В.А.Моцарт; пер. И. С. Алексеевой, А. В. Бояркиной, С. А. Кокошкиной, В. М. Кислова. М.: Международные отношения, 2006. - 536 с.

22. Воцелка, К. История Австрии: культура, общество, политика / А. Воцелка; пер. с нем. В. А. Брун-Цеховского. М.: Весь Мир, 2007.-498 с.

23. Гарсия, М. Школа пения / М. Гарсия; пер. с фр., предисл., коммент. и примеч. В. А. Багадурова. М.: Музгиз, 1957. - 127 с.

24. Гервер, Л. Л. Ars combinatoria в музыке Моцарта / Jl. JI. Гервер // Моцарт. Проблемы стиля: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 135. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1996.-С. 68-77.

25. Гервер, Л. Л. Ars combinatoria в хоровой полифонии Генделя и Моцарта: опыт сравнения / JI. Л. Гервер // И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, А. Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия: сб. статей. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. - С. 63-79.

26. Гервер, Л. Л. Легко ли анализировать Моцарта? / Л. Л. Гервер // Советская музыка. 1991. -№ 12.-С. 59-64.

27. ЪХ.Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры / Е. В. Дуков. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2003. - 256 с.

28. Дэвис, Н. История Европы / Н. Дэвис; пер. с англ. Т. Менской. М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 943, 1. с.

29. Жаркова, В. А. Концертная ария. Краткий экскурс в историю / В. А. Жаркова // Старинная музыка. 2012. - № 1-2. - С. 33-37.

30. Жаркова, В. А. Концертные арии: традиции жанра и их претворение в творчестве В. А. Моцарта / В. А. Жаркова // Музыковедение. 2012. - № 8. - С. 36-42.

31. Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII в. / О. И. Захарова. - М.: Музыка, 1983. - 76 с.

32. Зейфас, Н. М. Традиция барокко в музыке Моцарта / Н. М. Зейфас // Музыкальная академия.- 1992,-№2.-С. 184-186.

33. Келдыш, Ю. В. Опера / Ю. В. Келдыш // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. Т. 6. - М.: Советская энциклопедия, 1978. - С. 20-45.

34. Келдыш, Ю. В. Итальянская музыка / Ю. В. Келдыш // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - С. 593610.

35. Кириллина, Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. / Л.В.Кириллина. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.

36. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX века. Ч. II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции / Л. В. Кириллина. - М.: Издательский дом «Композитор», 2007. - 224 с.

37. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX века. Ч. III: Поэтика и стилистика / Л. В. Кириллина. - М.: Издательский дом «Композитор», 2007.-376 с.

38. Кириллина, Л. В. Реформаторские оперы Глюка / Л.В.Кириллина. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2006. - 382, 2. с.

39. Коваленко, Т. С. Духовные сочинения М. Гайдна в контексте австрийской музыкальной традиции XVIII века: дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Коваленко Татьяна Сергеевна. М., 2012. - 223 с.

40. Конен, В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки: учеб. пособие / В. Д. Конен. -М.: Музыка, 1997. 640 с.

41. Конен, В. Д. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии / В. Д. Конен. М.: Музыка, 1968. - 349 с.

42. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке ХУП-ХХ веков: учеб. пособие / Т. С. Кюрегян. -Изд. 2-е, испр. М.: Композитор, 2003. - 312 с.

43. Лаврентьева, И. В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений / И. В. Лаврентьева. М.: Музыка, 1978. - 79 с.

44. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789-го года: в 2 т. / Т. Н. Ливанова. М., Л.: Музыка, 1982-83.

45. Ливанова, Т. Н. Музыкальная классика XVIII века (Гендель, И. С. Бах, Глюк, Гайдн) / Т. Н. Ливанова. М., Л.: Музгиз, 1939. 519 с.

46. Луцкер, П. В., Сусидко, И. 77. Моцарт и его время / П. В. Луцкер, И. П. Сусидко. -М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2008. 624 с.

47. Мазелъ, Л. А., Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм: учебник / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. - 752 с.

48. Михайлов, A.B. Об одной позднепросветительской утопии / А.В.Михайлов // Культура эпохи Просвещения: сб. статей. М.: Наука, 1993. - С. 67-97.

49. Михайлов, А. В. Языки культуры / А. В. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 1997.-912 с.

50. Михайлов, М. К. Стиль в музыке / М. К. Михайлов. М., Л.: Музыка, 1981. - 264 с.

51. Моцарт в движении времени: сб. статей по материалам конференции 14-17 марта 2006 г. / ред.-сост. М. И. Катунян. М.: Композитор, 2009. - 359 с.

52. Мугинштейн, М. Л. Хроника мировой оперы. 1600-1850 / М. Л. Мугинштейн. -Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2005. 639 с.

53. Музыкальная эстетика Западной Европы ХУП-ХУШ веков: (сб. переводов) / сост. и авт. вступ. статьи В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1971. - 688 с.

54. Нагина, Д. А. Концертные арии В. А. Моцарта: особенности жанра / Д. А. Нагина // Старинная музыка. -2013.-№2.-С. 22-25.71 .Нагина, Д. А. Концертные арии для Алоизии Ланге: о феномене жанра / Д. А. Нагина // Музыка и время. 2009. - № 9. - С. 2-7.

55. Песни и арии Моцарта // Вечерняя Москва. 1975. - № 258. - 1 сентября. - С. 3.

56. А. Полтавский, М. А. История Австрии. Пути государственного и национального развития: в 2 ч. / М. А. Полтавский. М.: Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ, истории, 1992.

57. Пристер, Е. Краткая история Австрии / Е. Пристер сокр. пер.с нем. / ред. М. А. Польтавский. М.: Изд-во иностр. лит., 1952. - 510 с.

58. Праут, Э. Прикладные формы. Продолжение «Музыкальной формы» / Э. Праут; пер. с англ.. М.: Изд. П. Юргенсона, 1896. - 282 с.

59. Риман, Г. Музыкальный словарь / Г. Риман; пер. с 5 нем. изд. Б. Юргенсона. / под ред. Ю. Энгеля. -М.: Изд-во П. Юргенсона, 1901. 1531, [5] с.1Ъ.Роллан, Р. Моцарт по его письмам / Р. Роллан // Музыкальная жизнь. 2006. - № 5. - С. 27-30.

60. Серов, А. Н. Моцарт. Галерея оперных компонистов / А. Н. Серов. — М.: Музгиз, 1953.-46 с.

61. Стендаль. Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини / Стендаль; пер. с фр.. М.: Музыка, 1988. - 640 с.

62. Сусидко, И. 77. Моцарт и Глюк / И. П. Сусидко // Советская музыка. 1991. - № 12. -С. 74-77.

63. Сусидко, И. 77. О некоторых особенностях жанра оперы сериа / И. П. Сусидко // Из истории западноевропейской оперы: сб. научных трудов ГМПИ им. Гнесиных. -Вып. 101.-М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. С. 56-75.

64. Сусидко, И. 77. Синтез искусств в опере: иллюзия или реальность? / И. П. Сусидко // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: сб. тр. по материалам международной конференции 24-26 сентября 2002 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 2002.-С. 169-176.

65. Сусидко, И. П. Старинная опера как аналитический объект / И. П. Сусидко // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2012. - №1. - С. 22-29.

66. Федоринова, М. О. «Модный театр» на подмостках, или Оперная критика как сюжетный тип в итальянской музыкальной комедии XVIII века: дипломная работа / М. О. Федоринова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. 135 с.

67. Хоффманн, А. Е. Бельканто первой половины XIX века: пособие / А. Е. Хоффман. М.: Библиофон, 2009. - 178 с.

68. Хоффманн, А. Е. Искусство бельканто первой половины XIX века. Теория и практика: исследовательские очерки / А. Е. Хоффман. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007.-42 с.

69. Хэриот, Э. Кастраты в опере / Э. Хэриот; пер. с англ. Е. Богатыренко, вст. ст. и коммент. И. Сусидко. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2001. - 304 с.

70. Чайковский, П. И. Музыкально-критические статьи / П. И. Чайковский. М.: Госмузиздат, 1953. - 364, 3. с.

71. Чёрная, Е. С. Моцарт. Жизнь и творчество / Е. С. Чёрная. М.: Госмузиздат, 1961. -376 с.

72. Чёрная, Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр / Е. С. Чёрная. М.: Музыка, 1963.-433 с.

73. Чёрная, Е. С., Розеншилъд, К. К. Австрийская музыка / Е. С. Чёрная, К. К. Розеншильд // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / под ред. Ю. В. Келдыша. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1973. - С. 593-610.

74. Чернова, Т. Ю. Ария как символ музыки нового времени / Т.Ю.Чернова // Методы изучения старинной музыки: сб. науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1992. С. 137-155.

75. Чигарёва, Е. И. Моцарт и масонство / Е. И. Чигарёва // Музыкальная жизнь. -1991.-№23-24. С. 22-23.

76. Чигарёва, Е. И. О «невербальной семантике» в музыке Моцарта / Е. И. Чигарёва // Семантика музыкального языка: материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. С. 223-227.

77. Чигарёва, Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика / Е. И. Чигарёва. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 280 с.

78. Чигарёва, Е. И. Свет далекой истины. В. А. Моцарт / Е. И. Чигарёва // Советская музыка, 1991.-№ 12.-С. 17-23.

79. Чичерин, Г. В. Моцарт: исследовательский этюд / Г. В. Чичерин. Л.: Музыка, 1970.-320 с.

80. Шельтинг, Е. Е. Музыка XVIII века в контексте эстетики «просвещённого вкуса» / Е. Е. Шельтинг // Музыка в контексте духовной культуры: сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 120. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1992. С. 58-82.

81. Широкова, В. П. «Янычарский» стиль: Культура и варварство / В. П. Широкова // Советская музыка. 1991. -№ 12. - С. 38-41.

82. Шлихтегролль, Ф. Моцарт. Истории и анекдоты, рассказанные его современниками / Шлихтегролль Ф., Нимечек Ф., Рохлиц И. Ф.; пер. с нем. С. В. Грохотова, П. В. Луцкера. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. -176 с.

83. Эйнштейн, А. Моцарт. Личность. Творчество / А. Эйнштейн; пер. с нем.Е. Закс. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. - 472 с.

84. Ямполъский, И. М. Ария / И. М. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / под ред. Ю. В. Келдыша. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1973. -С. 204-207.

85. Ямпольский, И. М. Ария Электронный ресурс. / И. М. Ямпольский // Belcanto.ru, 2002-2013. Режим доступа: http://www.belcanto.ru/aria.html.

86. Ямпольский, И. М. Мартини / И. М. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия: в 6 т./ под ред. Ю. В. Келдыша. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1976. - С. 456457.

87. Andersch. J. D. Musikalisches Woerterbuch für Freunde und Schüler der Tonkunde zusammengetragen / J. D. Andersch. Berlin: Natorff, 1829. -11., 420, [8] S.

88. Bauman, T. Adamberger Valentin / T. Bauman II The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 1 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. -P. 16.

89. Bauman, T. Bretzner Christoph Friedrich / T. Bauman II The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 1 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. -P. 600.

90. Bauman, T. Stephanie Gottlieb / T. Bauman II The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 4 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 539.

91. Bernsdorf, E. Neues universal-Lexikon der Tonkunst für Künstler, Kunstfreunde und alle Gebildeten: in 3 Bänden. Bd. 1 / bearbeitet und herausgegeben von E. Bernsdorf. -Dresen: Verlag von Robert Schaefer, 1856. 878 S.

92. Bernsdorf, E. Neues universal-Lexikon der Tonkunst für Künstler, Kunstfreunde und alle Gebildeten: in 3 Bänden. Bd. 2 / bearbeitet und herausgegeben von E. Bernsdorf. Bd. 2. Dresen: Verlag von Robert Schaefer, 1857. - 1087 S.

93. Bernsdorf, Е. Neues universal-Lexikon der Tonkunst fur Künstler, Kunstfreunde und alle Gebildeten: in 3 Bänden. Bd. 3 / bearbeitet und herausgegeben von E. Bernsdorf. Bd. 3. Offenbach: Verlag von Johann Andre, 1861. - 912 S.

94. Blume, F. Mozart W. A. / F. Blume II Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Music: in 17 Bänden. Bd. 9. Kassel, Basel: BärenreiterVerlag, 1961. Sp. 699-839.

95. Böttger, D. Wolfgang Amadeus Mozart / D. Böttger. München: DTV, 2003. - 190 S.

96. Branscombe, P. Schikaneder Emanuel / P. Branscombe II The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 4 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992.-P. 220-222.

97. Braunbehrens, V. Mozart in Wien / V. Braunbehrens. 2 Auflage. - München: Verlag GmbH, 1986.-508 S.

98. Brown, H. M., Fenlon, I. Academy Electronic resource. II Grove Music Online. -Oxford, 2007-2013. URL: http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/ grove/music/00084?q=Academy & search=quick&pos= 1 &start= 1 #firsthit.

99. Bumey, C. A general history of music from the earliest ages to the Present Period (1789): in 4 volumes. V-me 2 / C. Burney. London: G. T. Foulis & CO., LTD., 1935. -835 pp.

100. Carter, T. Da Ponte Lorenzo / T. Carter // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 1 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 10731076.

101. Clive, P. Mozart and His Circle: A Biographical Dictionary / P. Clive. New Haven and London: Yale University Press, 1993. - 242 pp.

102. Concert aria Electronic resourcel // The Oxford Companion to Music. Oxford, 2011. URL: http://www.oxfordmusiconline.com /subscriber/article/opr/tl 14/e7609?q=concert+aria&search=quick&pos=l&start::=l#lirst hit

103. Concert aria Electronic resource. // Wikipedia, 2013. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Concertaria.

104. Cornelson, P. Wendling Elisabeth / P. Cornelson // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 4 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. -P. 1138.

105. Croll, G. Gabrielli Caterina / G. Croll // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 2 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 321.

106. Dalhaus, C. Europäische Musikgeschichte in Zeitalter der Wiener Klassik / С. Dalhaus // Analecta musicologica. Bd. 21. Laaber: Laaber-Verlag GmbH, 1982. - S. 1-18.

107. Dean, W. Senesino / W. Dean // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 4 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 314 - 315.

108. Deutsch, O. Mozart: Die Dokumenete seines Lebens / O. Deutsch. Basel: Barenreiter. Kassel: 1ST edition, 1961. - 404 pp. - (W.A.Mozart: Neue Ausgabe sämtlicher Werke; X: Supplement, Wg. 34.)

109. Dommer, A. von. Musikalisches Lexicon. Auf der Grundlage des Lexicon's von H. C. Koch / A. von Dommer. Heidelberg: Academische Verlagsbuchhandlung von J. C.B.Mohr, 1865,- 1010 S.

110. Edge, D. Mozart's Reception in Vienna, 1787-1797 / D. Edge // Wolfgang Amade Mozart. Essays on his live and his music. Oxford: Clarendon Press, 1996. -P. 66-94.

111. Eibl, J. H. Mozart: Die Dokumente seines Lebens / zusammengestellt von J. H. Eibl. Kassel, Basel, Paris, London, New York: Bärenreiter-Verlag, 1978. (W.A.Mozart: Neue Ausgabe sämtlicher Werke; X: Supplement, Wg. 31, Bd. 1).

112. Engel, Н. Haydn, Mozart und die Klassik / H. Engel // Mozat-Jahrbuch, 1959. -Salzburg, 1960. -S. 46-79.

113. Finscher, L. Vorwort // W. A. Mozart: Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Bühnenwerke. Ser. II. Wg. 5. Bd. 16: Le Nozze di Figaro. Teilband 1 / Vorgelegt von L. Finscher. Kassel, Basel, Paris, London, New York: Bärenreiter-Verlag, 1973. S. XVII-XXII.

114. Fiske, R., Monson, D. Tenducci Giusto / R. Fiske, D. Monson II The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 4 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 689.

115. Freeman, R. Farinelli / R. Freeman II The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 2 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 121— 122.

116. Gaßner, F. S. Universal-Lexikon der Tonkunst, neue Hand-Ausgabe in einem Bande, mit Zugrundlegung des größeren Werkes / F. S. Gaßner. Stuttgart: Verlag von Franz Heinrich Köhler, 1849. - 918 S.

117. Gathy, A. Musikalisches Conversations-Lexikon Encyklopädie der gesammten MusikWissenschaft für Künstler, Kunstfreunde und Gebildete / A. Gathy. Hamburg: Niemeyer, 1840. 4., 528, [12] S.

118. Gerber, R. Arie / R. Gerber II Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Music: in 17 Bänden. Bd. I. Aachen-Blumner. Kassel, Basel: Bärenreiter-Verlag, 1949. - S. 612 - 622.

119. Gidwitz, P. Cavalieri Caterina / P. Gidwitz II The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 1 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 779.

120. Gidwitz, Р. Lange Aloysia / P. Gidwitz // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 2 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 1097— 1098.

121. Gidwitz, P., Matthews, В. Storace Nancy / P. Gidwitz, B. Matthews // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 3 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 553-554.

122. Gidwitz P., Rice J. Ferrarese Adriana / P. Gidwitz, J.Rice // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 2 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. P. 162.

123. Gollmick, С. Kritische Terminologie für Musiker und Musikfreunde, nebst alphabeisch geordneten und Inhalts-Register / C. Gollmick. 1 Auflage. - Frankfurt am Main: Verlag von Gerhard Adolph Lauten, 1833. - XXVI., 226 S.

124. Hansell, K. Aguiari Lucrezia / K. Hansell // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 1 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 39.

125. Hansell, К. De Amicis Anna / K. Hansell II The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 1 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 1094.

126. Hansell, К. Manzuoli Giovanni / К. Hansell // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 3 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 197— 198.

127. Hansell, К. Rauzzini Venanzio / K. Hansell // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 3 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. -P.1244-1246.

128. Heartz, D. Haydn, Mozart an the Viennese School, 1740-1780 / D. Heartz. London: W. W. Norton & Company, First Edition edition, 1995. - 816 pp.

129. Heartz, D. Raaff Anton / D. Heartz // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 3 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 12071208.

130. Heartz, D. Vorwort II W. A. Mozart: Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Bühnenwerke / Ser. II. Wg. 5. Bd 11: Idomeneo. Teilband 1 / Vorgelegt von D. Heartz. Kassel, Basel, Paris, London, New York: Bärenreiter-Verlag, 1972. - S. VII-XXXI.

131. Hebenstreit, W. Wissenschaftlich-literarische Encyklopädie der Aesthetik, ein etymologisch-kritisches Wörterbuch der ästhetischen Kunstsprache / W. Hebenstreit. -Wien: Carl Gerold, 1843. 1089 S.

132. Holmes, W. C. Licenza (i) Electronic resource. / W. C. Holmes II Grove Music Online. Oxford, 2007-2013. - URL:http://www.oxfordmusiconlinexom/subscriber/article/grove/music/16581?q=Licenza&se arch=quick&pos= 1 festart^ 1 #firsthit.

133. Koch, H. C. Versuch einer Anleitung zur Composition: in 3 Bände. Bd. 2. Von der Art wie die Melodie in Rücksicht der mechanischen Regeln verbunden wird / H. C. Koch. -Rudolstadt, Leipzig: bey Adam Friedrich Böhme, 1787. 8., 464 S.

134. Konrad, U. Wolfgang Amade Mozart. Leben. Musik. Werkbestand / U. Konrad. -Kassel u.a.: Bärenreiter-Verlag, 2005. 486 S.

135. Kunze, S. Die Vertonungen der Arie «Non so d'onde viene» von J. Chr. Bach und W. A. Mozart / S. Kunze // Analecta Musicologica. Studien zur italienisch-deutschen Musicgeschichte II. 1965. S. 85-111.

136. Kunze, S. Mozarts Konzertarien (I) / S.Kunze // Mozart-Jahrbuch. 1971-72. - S. 140-148.

137. Kunze, S. Mozarts Konzertarien (I—II) / S. Kunze // Wiener Figaro. 1971. - XXXIX. -S. 1-8.

138. Kunze, S. Mozarts Konzertarien (III) / S. Kunze // Wiener Figaro. 1972. - XL. - S. 2-12.

139. Kunze, S. Vorwort // W. A. Mozart. Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Bühnenwerke / Ser. II. Wg. 7: Arien, Szenen, Ensembls und Chöre mit Orchester. Bände 1 4 / Vorgelegt von S. Kunze. - Kassel, Basel, Paris, London, New York: Bärenreiter-Verlag, 1986.

140. Libonati, R. M. Mozart Concert Arias Electronic resource. / R. M. Libonati // Oocities, 2009. URL: http://web.archive.org/web/20091027180459/www.geocities.com/rmlibonati/concertar.ht nil.

141. Maunder, R. Introduction / R. Maunder // Bach J. C. The collected works of Johann Christian Bach. Miscellaneous Works to Italian Texts. Chamber Duets and Concert Arias. V-me 16. Partitura., New York, N.Y. London: Garland, 1989. - P. VII-XIII.

142. Mendel, H., Reissmann, A., Billert, C. Musikalisches Conversations-Lexikon. Eine Encyklopädie der gesammten musikalischen Wissenschaften: in 11 Bänden / H. Mendel, A. Reissman, C. Billert. Berlin, 1869-1879.

143. Metastasio P. Opere postume del signor abate Pietro Metastasio. Date alia luce dall' abate Conte D'Ayala. Т. 1. Vienna: Nella Stamperia Alberti, M. DCC. XCV. [1795]. -417 p.

144. Monson, D. Cigna-Santi Vittorio Amedeo / D. Monson // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 1 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992.-P. 864.

145. Morrow, M. Concert Life in Haydn's Vienna: Aspects of a Developing Musical and Social Institution / M. Morrow. N. Y.: Pendragon Press, 1989. - 552 pp.

146. Mozart, W. A. Briefe und Aufzeichnungen. Gesamtausgabe: in VIII Bänden / Wolfgang Amadeus Mozart; Hrsg. v. W. A. Bauer, О. E. Deutsch, U. Konrad. -Kassel: Bärenreiter-DTV. 2005.

147. Mozart, L. Gründliche Violinschule, mit vier Kupfertafeln und einer Tabelle / L. Mozart. Auflage 3, vermehrte. - Augsburg: gedruckt und zu finden bey Johann Jakob Lotter und Sohn, Buchdrucker und Musikalien Verlegere, 1787. - 4., 268, [8] S.

148. Neville, D. Metastasio Pietro / D. Neville II The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 3 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 351361.

149. Novello V. und M.J. Eine Wallfahrt zu Mozart. Die Reisetagebücheraus dem Jahre 1829 / V. und M. Novello; [hrsg. von N. Medici di Marignanj und R. Hughes. Deutsche Übersetzung von E. Roth. Bonn: Boosey und Hawkes, 1959. - 192 S.

150. Quanz, J. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen / J. Quanz; Faksimile der Ausgabe Berlin 1752. Mit einer Einführung von Barthold Kuijken. -Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1988. 378 S.

151. Raeburn, C. Benucci, Francesco / C. Raeburn II Grove Music Online. Oxford, 20072013. - URL: http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/02732?q=Francesco+ Benucci+&search=quick&pos=l&start=l#firsthit

152. Ratner, L. Classic music. Expression, form and style / L. Ratner. London, N. Y.: Schirmer Books, 1980. - 475 pp.

153. Rice, J. Varesco Giovanni // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 4 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 899.

154. Riemann, H. Musik-Lexikon. Theorie und Geschichte der Musik, die Tonkünstler alter und neuer Zeit mit Angabe und Werke, nebst einer vollständigen Instrumentenkunde / H. Riemann. Leipzig: Verlag des bibliographischen Instituts, 1882. - 1046 S.

155. Riewe, F. Handwörterbuch der Tonkunst, sachlich und biographisch / F. Riewe. -Gütersloh: C. Bertelsmann, 1879.-413 S.

156. Robinson, M. F., Hunter, M. Anfossi Pasquale / M. F. Robinson, M. Hunter // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 1 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992.-P. 133-135.

157. Rosen, C. Der klassische Stil. Haydn, Mozart, Beethoven / C. Rosen; Deutsch von Traute M. Marschall. Kassel, Basel, London, New York, Prag: Bärenreiter-Verlag, 2003.-527 S.

158. Rushton, J. Cosi fan tutte / J. Rushton // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 volumes. V-me 1 / ed. by S. Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1992. - P. 965968.

159. Terminorum Musicae Index Septem Linguis Redactus. Budapest, Kassel, Basel, Tours, London: Akademiai Kiadö, Bärenreiter, 1980. - 879 p.

160. Sartori, С. I libretti italiani a stampa dalle origini al 1800. Catalogo analitico con 16 indici. 6 vol. / C. Sartori Cuneo, 1990-1994.

161. Schilling, G. Encyclopädie der gesamten musikalischen Wissenschaften oder Universal-Lexicon der Tonkunst: in 6 Bände. Stuttgard: Verlag von Franz Heinrich Köhler, 1835-1838.

162. Schleuning, P. Der Bürger erhebt sich. Geschichte der deutschen Musik im 18. Jahrhundert / P. Schleuning. Stuttgart, Weimar: J. B. Metzler Verlag, 2000. - XVIII., 519 S. .

163. Schumann, C. Mozart und seine Sänger. Am Beispiel der Entführung aus dem Serail / C. Schumann. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2005. - 365 S.

164. Strohm, R. Italienische Opernarien des frühen Settecento: in 2 Bänden / R. Strohm. -Köln: Arno Volk Verlag, 1976.

165. Sulzer, J. G. Allgemeine Theorie der Schönen Künste in einzeln, nach alphabetischer Ordnung der Kunstwörter auf einander folgenden Artikeln abgehandelt: in 2 Theilen. Leipzig: bey W. G. Weidemanns Erben und Reich, 1771, 1774. 1288 S.

166. The Cambridge Mozart Encyclopedia / ed. by C.Eisen, S. P. Keefe. Cambridge: University Press, 2007. - 674 pp.

167. The Oxford Companion to Music Electronic resource. II Oxford Music Online. -Oxford, 2007-2013. URL: http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/book/omotl 14.

168. Tosi, P. Observations on the Ancient and Modern singers (L., 1743) / P. Tosi. -Geneve: Minkoff Reprint, 1978. 193 pp.

169. Kunst- oder sonst dahin gehörige Wörter, nach Alphabetischer Ordnung vorgetragen und erkläret, Und zugleich die meisten Signaturen erläutert warden / J. G. Walther. -Leipzig: Wolfgang Deer Verlag, 1732. 721 S.

170. Warburton-Verzeichnis Warb G 36a Electronic resource. // Bach Digital Version 2.7. Berlin, Leipzig, 2013. - URL: http://www.bach-digital.de/receive/BachDigitalWork work 00003052:isessionid=2E7EA44D2BB83993F 11 lD09B3E8A8972?lang=en.

171. Westrup J. Aria / J. Westrup, M. McClymonds, J. Budden, A. Clements // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 20 volumes. V-me 2 / ed. by S. Sadie. -London: MacmillanPublishers, 1980.-P. 169-177.

172. Wysocki, C. Le arie da concerto per voce di soprano di Wolfgang Amadeus Mozart / C. Wysocki. Lucca: Libreria Musicale Italiana, 2006. - XVI., 302 p.

173. Список иллюстративного материала1. Нотные примеры

174. Рисунок 1. Фрагмент из арии певицы Бастарделлы, записанный Моцартом. 53

175. Рисунок 2. В.А. Моцарт. Концертная сцена Alcandro, lo confesso.

176. Non sô d'onde viene KV 294. Ария (главная партия).78

177. Рисунок 3. В.А. Моцарт. Концертная сцена Alcandro, lo confesso.

178. Non sô d'onde viene KV 294. Ария (фрагмент коды).79

179. Рисунок 4. В.А. Моцарт. Концертная ария KV 383 Nehmt meiner Dank,ihr holden Gönner! (начальный фрагмент).80

180. Рисунок 5. В.А. Моцарт. Концертная сцена Mia speranza adorata!.

181. Ah non sai quai pena sia KV 416. Ария (главная партия).85

182. Рисунок 6. П. Анфосси. «Нескромный любопытный».

183. Ария Ah spiegarti oh, Dio (I, 6). Главная тема.95

184. Рисунок 7. П. Анфосси. «Нескромный любопытный».

185. Каватина Amor che un di seri (I, 11). Главная тема.95

186. Рисунок 8. П. Анфосси. «Нескромный любопытный».

187. Ария Клоринды Ah spiegarti oh, Dio (I, 6). Фрагмент.95

188. Рисунок 9. П. Анфосси. «Нескромный любопытный».

189. Каватина Клоринды Amor che un di seri (I, 11). Фрагмент.95

190. Рисунок 10. В.А. Моцарт. Концертная ария KV 418 Vorrei spiegarvi, oh Dio! (вставной номер в оперу П. Анфосси

191. Нескромный любопытный»: I, 6). Главная тема.96

192. Рисунок 11. В.А. Моцарт. Концертная ария KV 418 Vorrei spiegarvi, oh Dio! (вставной номер в оперу П. Анфосси

193. Нескромный любопытный»: I, 6). Оркестровое вступление.97

194. Рисунок 12. В.А. Моцарт. Концертная ария KV 419 No, che non sei capace. (вставной номер в оперу П. Анфосси

195. Нескромный любопытный»: II, 7). Главная тема.98

196. Рисунок 13. В.А. Моцарт. «Идоменей».

197. Ария Идаманта Non ho colpa, е mi condani (I, 2). Фрагмент.100

198. Рисунок 14. В.А. Моцарт. «Идоменей».

199. Ария Идаманта//padre adorato ritrovo (I, 7). Фрагмент.100

200. Рисунок 15. В.А. Моцарт. Концертная ария KV 490 Non temer, amato beneдополнение к опере «Идоменей»: II, 10b). Фрагмент.100

201. Рисунок 16. В.А. Моцарт. «Идоменей».

202. Ария Идаманта Non ho colpa, е mi condani (I, 2). Фрагмент.101

203. Рисунок 17. В.А. Моцарт. Концертная ария KV 490 Non temer, amato beneдополнение к опере «Идоменей»: II, 10b). Фрагмент.101

204. Рисунок 18. В.А. Моцарт. Концертная ария KV 490 Non temer, amato beneдополнение к опере «Идоменей»: II, 10b). Главная тема.101

205. Рисунок 19. В.А. Моцарт. «Идоменей».

206. Ария Идаманта Non ho colpa, е mi condani (I, 2).

207. Фрагмент главной партии.101

208. Рисунок 20. В.А. Моцарт. «Идоменей».

209. Ария Идаманта Non ho colpa, е mi condani (I, 2).1. Начало главной партии.102

210. Рисунок 21. В.А. Моцарт. «Идоменей».

211. Ария Идаманта Non ho colpa, е mi condani1. 2). Побочная партия. Вторая тема.102

212. Рисунок 22. В.А. Моцарт. Концертная сцена Popoli di Tessaglia.lo non chiedo, eterni Dei KV 316 (300b). Начало речитатива.109

213. Рисунок 23. В.А. Моцарт. Концертная сцена Popoli di Tessaglia.lo non chiedo, eterni Dei KV 316 (300 ). Ария (главная партия). 109

214. Рисунок 24. В.А. Моцарт. Концертная сцена Popoli di Tessaglia.1. поп chiedo, eterniDei KV316(300b).

215. Ария (начало разработки).109

216. Рисунок 25. В.А. Моцарт. Концертная сцена Popoli di Tessaglia.1. поп chiedo, eterni Dei KV 316 (300b). Ария. Фрагмент.110

217. Рисунок 26. В.А. Моцарт. Концертная сцена Popoli di Tessaglia.1. поп chiedo, eterni Dei KV 316 (300b). Ария. Фрагмент.110

218. Рисунок 27. B.A. Моцарт. Концертная сцена Popoli di Tessaglia.1. поп chiedo, eterni Dei KV 316 (300b). Ария. Фрагмент.110

219. Рисунок 28. B.A. Моцарт. «Идоменей».

220. Ария Идоменея Vedrommi intorno (I, 6).

221. Вступление и главная партия.120

222. Рисунок 29. В.А. Моцарт. Концертная ария Se ardire е speranza KV 82 (73°).1. Главная партия.128

223. Рисунок 30. В.А. Моцарт. Концертная ария Se ardire е speranza KV 82 (73°).

224. Эпизод (II часть формы da capo).128

225. Рисунок 31. В.А. Моцарт. Концертная ария Se ardire е speranza KV 82 (73°).1. Побочная партия.128

226. Рисунок 32. В.А. Моцарт. Концертная ария Sperai vicino il lido KV 368.1. Главная партия.130

227. Рисунок 33. В.А. Моцарт. Концертная ария Sperai vicino il lido KV 368.1. Связующая партия.131

228. Рисунок 34. В.А. Моцарт. «Луций Сулла».

229. Ария Юнии Ah se il crudelperiglio (II, 11). Фрагмент.139

230. Рисунок 35. B.A. Моцарт. «Похищение из Сераля».

231. Ария Констанцы Martern aller Arten (II, 11). Фрагмент.139

232. Рисунок 36. В.А. Моцарт. Концертная ария Se al labbro mio поп credi.1. Фрагмент.142

233. Рисунок 37. В.А. Моцарт. Концертная ария Se al labbro mió non credi.1. Фрагмент.142

234. Рисунок 38. В.А. Моцарт. «Идоменей».

235. Ария Идоменея Torna la расе (III, 30). Фрагмент.142

236. Рисунок 39 а) В.А. Моцарт. «Идоменей».

237. Ария Идоменея Fuor del mar (II, 12). Первоначальный вариант 143 Рисунок 39 б) В.А. Моцарт. «Идоменей».

238. Ария Идоменея Fuor del mar (II, 12). Вторая редакция.143

239. Рисунок 40. В.А. Моцарт. «Идоменей».

240. Ария Электры Tutte nel cor vi sentó (I, 4). Главная партия.145

241. Рисунок 41. В.А. Моцарт. «Идоменей».

242. Ария Электры Idol mió, se ritroso (II, 13). Главная тема.145

243. Рисунок 42. В.А. Моцарт. «Идоменей».

244. Ария Электры Idol mió, se ritroso (II, 13). Фрагмент.145

245. Рисунок 43. В.А. Моцарт. «Идоменей».

246. Ария Электры D'Oreste, d'Ajace (III, 29). Фрагмент.146

247. Рисунок 44. В.А. Моцарт. Концертная ария Sperai vicino И lido KV 368.1. Фрагмент.146

248. Рисунок 45. В.А. Моцарт. Концертная сцена Popoli di Tessaglia!.lo non chiedo, eterni Dei KV 316 (300b).

249. Ария. Партия гобоя. Фрагмент.149

250. Рисунок 46. В.А. Моцарт. Концертная сцена Popoli di Tessaglia!.lo non chiedo, eterni Dei KV 316 (300 ).

251. Ария. Партия гобоя. Фрагмент.149

252. Рисунок 47. В.А. Моцарт. Концертная сцена Popoli di Tessaglia!.lo non chiedo, eterni Dei KV 316 (300°).

253. Ария. Партия фагота. Фрагмент.149

254. Рисунок 48. В.А. Моцарт. «Мнимая садовница».

255. Ария Подесты Dentra il mio petto /In meiner Brust erschallet (I, 3).

256. Партии флейты и гобоев. Фрагмент.152

257. Рисунок 49 а). В.А. Моцарт. «Мнимая садовница».

258. Ария Подесты Dentra il mio petto / In meiner Brust erschallet (I, 3).1. Дуэт альтов.153

259. Рисунок 49 б). В.А. Моцарт. «Мнимая садовница».

260. Ария Подесты Dentra il mio petto /In meiner Brust erschallet (I, 3). Фрагмент.1531. Таблицы

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 479189