Корейская хореография: культурный контекст и опыт феноменологической интерпретации танцевальной практики тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.01, кандидат философских наук Чой Кьюнг Сук

Диссертация и автореферат на тему «Корейская хореография: культурный контекст и опыт феноменологической интерпретации танцевальной практики». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 415634
Год: 
2010
Автор научной работы: 
Чой Кьюнг Сук
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
24.00.01
Специальность: 
Теория и история культуры
Количество cтраниц: 
131

Оглавление диссертации кандидат философских наук Чой Кьюнг Сук

Введение.

Глава I. Корейская хореография в истории культуры и ее духовно-содержательные особенности.

1.1 Историко-культурные предпосылки изучения корейского таща.

1.2 О духовном содержании корейского танца.

1.3 Историографические основания исследования корейской хореографии.

Глава И. Теоретические предпосылки и этапы феноменологического исследования танцевального искусства.

2.1 Феноменология как метод научного подхода к изучению танца.

2.2 Феноменология телесности М. Мерло-Понти.

2.3 Феноменологический метод М. Ван Манена.

Глава III. Феноменологическая интерпретация танцевальной практики.

3.1 К постановке проблемы изучения танцевального опыта.

3.2 Экзистенциальный обзор опыта изучения танца.

3.3 Описание феномена опыта в произведениях литературы и искусства.

Глава IV Герменевтическая феноменологическая рефлексия танцевальной практики.

4.1 О методах тематического анализа феноменологического опыта.

4.2 Основные темы изучения феномена танцующего человека (материалы интервью).

4.3 Герменевтическое письмо как итог феноменологического изучения танца

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Корейская хореография: культурный контекст и опыт феноменологической интерпретации танцевальной практики"

Диссертация посвящена философско-культурологическому изучению корейской хореографии в ее истории и современности, а также опыту феноменологической интерпретации интенциональной стороны танцевальной практики, что является необходимым и существенным для эффективного обучения студентов этому сложному виду художественной деятельности.

Актуальность исследования

По мнению современных ученых танец обнаруживает свою глубочайшую архитипичность и значительную роль в процессе культурогенеза человечества. Он был связан с наиболее ранним синкретичным ритуально-мифологическим культурным комплексом первобытного общества, возник раньше речи, представляя собой своеобразную невербальную знаковую коммуникативную систему. А.П. Ройсе, указывая на раннее появление танцевального творчества и его экзистенциальные причины, подчеркивал: «Не будет ошибочным положение о том, что зарождение танца было обусловлено гораздо ранее, чем само искусство. Это объясняется тем, что человеческое тело, принимающее определенные формы в пространстве и времени, делает танец наиболее выразительно-уникальным из всех видов искусства; этим же объясняются причины существования танца повсеместно в мире, начиная с древнейших времен и до наших дней»1. Именно поэтому танец пронизывает эпохи и пространства, пользуется массовой любовью и популярностью и занимает устойчивые позиции в жизни и искусстве. Выразительные особенности танца обусловлены неразрывной связью его внутренней сущности и внешней формы. Танец - это вид искусства, имеющий неотъемлемые и фундаментальные связи с телом. Сущность танца заключена в движении, а движение есть комплексная материализация внутренней и внешней духовной Peterson Royce А., перевод Ким М.Ч. Антропология танца// Миринэ. 1994. С.28 3 и телесной энергии. «Поведение человека, то есть его движения всегда правдивы. Критерием распознания душевной чистоты является именно движение»2.

Исходя из вышесказанного, танец не может выражать неправду, он всегда искренен. Кроме того, движение танцора во время танца отражает его жизнь как таковую, несмотря на то, что танцевальные выступления сродни серии мгновенных движений, они являются неприукрашенным выражением повседневной эмоционально-смысловой жизни танцующего. В отличие от других видов искусства, танец не нуждается во второстепенных связующих звеньях, посредниках и использует тело в качестве главного средства выражения. В связи с этим можно сказать, что танец является внешним отражением внутреннего мира человека, выраженным посредством специфических движений тела3.

Можно предположить, что именно по этой причине философы, эстетики и искусствоведы не уделяли столь пристального внимания танцу, сколько другим видам визуального искусства, поэзии или музыке. По-видимому, они считали, что нематериальное или нематериалистическое искусство является более возвышенным, а танец все же глубоко связан с телесностью и потому слишком материалистичен.

Поскольку танец находится в нерасторжимом единстве с телесной пластикой, а она содержит элементы бессознательно-чувственного, субъективно-эмоционального, интенционального опыта, постольку описать образную целостность его только научно-рационалистическим путем невозможно. Здесь нужны взаимодополнительные усилия не только «наук о природе», но и «наук о духе». Танец как духовная сущность может быть предметом для теоретических обобщений, но обобщений особого рода. А. Щютц в предисловии к своей книге «Феноменология хореографии» отмечает, что хореография наряду с другими видами искусства может быть

2 Graham М., перевод Чон М.Ч. Martha Graham, память о старости // Общество изданий материалов корейской прессы, 1992. С. 13

3 Ли Ч.Ч. Танцевальные искусства и эстетика // Кымгван. 2007. С.13 4 исследована научным методом; с этой точки зрения понимание танца может быть осуществлено на основе признания его художественной ценности»4.

На протяжении длительно времени танец был исключен из сферы теоретических штудий, тем выше оценивается тенденция к проведению попыток феноменологического исследования танца в наши дни. Поскольку танец состоит из физических и интеллектуальных действий, обладающих эстетическими характеристиками, постольку мы можем предположить, что использование феноменологического метода для изучения феномена танцующего тела и смыслов пластического опыта является наиболее адекватным. Таким образом, отсутствие философско-культурологического изучения танца, основанного на феноменологии и герменевтике, делает это исследование актуальным и необходимым.

Как известно, со временем танец выделился в особую ветвь традиционной культуры, а затем и в специализированный вид профессиональной художественной деятельности. В последнее время с развитием научно-технических достижений появилась возможность личного или косвенного ознакомления с танцами разных народов во всех уголках мира, и удостовериться в том, что причины возникновения народных танцев и разных форм выразительности в хореографии обусловлены индивидуальными условиями жизни каждого этноса и его творческой самобытностью. В XXI веке в условиях активного культурного обмена и глобализационных процессов, изменения представлений о времени и пространстве систематическое и всестороннее изучение национального танца и способов его передачи следующим поколениям является актуальной задачей профессионалов, заботящихся о сохранении и развитии культурного своеобразия своего народа и его продвижения в мире.

Бесспорно, что корейский танец, истоки которого возникли почти одновременно с историей корейского этноса, первоначально произошел из синкретической культурной деятельности корейского народа. Возникший

4 8Ьее15-1оп51оп М., перевод Ким М.Б. Феноменология хореографии // Ечжонса. 1994. С.8 5 несколько тысяч лет назад и сохранившийся до наших дней, он в зависимости от потребностей разных эпох мог видоизменяться. Тем не менее, с незапамятных времен, в танцевальных движениях неизменно отражалось самосознание и дух корейского народа. Корейский танец подразделяется на традиционный и современный типы, но для хореографа, специализирующегося по корейскому танцу, обязательно владение обоими типами. Как правило, навыки корейского танца передавались по системе мастерового обучения ремеслу - от учителя к ученику. В такой ситуации индивидуальность или самобытность ученика не имели особого значения, основное внимание уделялось точности оригинальной формы исполнения танца. Процесс обучения танцу состоял в том, что в начале проводилось обучение внешним формам телодвижений, затем ученик постепенно обращал внимание не только на танцевальные движения учителя, но и его характер и перемены во внутреннем мире. Когда ученик достигал определенного уровня владения техникой исполнения танца, процесс дальнейшего обучения развивался как метод дозволения персонального понимания танца учеником и его самовыражения. Изучающие корейский танец могут в определенной степени овладеть оригинальной формой внешнего исполнения танца. Однако понять изменения внутренней энергии учителя и овладеть тонкостями исполнения танцевальных движений, меняющихся в зависимости от особенности духовной культуры учителя и перемен в его повседневном настроении, является непростой задачей. Таким образом, обучение корейскому танцу происходит между учителем и учеником в характерном культурном контексте. Для того чтобы танец стал боле совершенным, обязательно нужно понять индивидуальные, культурные особенности личности учителя. В целях исследования данного неординарного способа передачи навыков корейского танца необходимо изучение внутренних интерсубъективных связей, возникающих между учителем и учеником.

Становится очевидной актуальная потребность в том, чтобы в условиях интернационализации и глобализации корейская хореография обрела базовую философско-культурологическую концепцию, на основе которой можно выяснить особенности ее духовного содержания и выразительные формы, определить ее творческий потенциал и культурную роль, а также предложить адекватный способ освоения танцевальной культуры Кореи молодым поколением.

Объект исследования - корейская хореография в истории культуры и современности.

Предмет исследования - культурный контекст и практика освоения танцевального опыта в феноменологической интерпретации.

Цель исследования - изучить феномен корейской хореографии и дать целостное феноменологическое описание интерсубъективного опыта педагога-хореографа и обучающегося студента, а также зрителя, созерцающего танец.

Задачи исследования определяются следующим образом:

- изучить танец как своеобразный феномен корейской культуры;

- представить современную историографию корейского танца;

- раскрыть значение феноменологического учения Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти для понимания человека в его отношении к миру;

- применить в педагогических целях феноменологический метод М. Ван Манена для экспериментального изучения и описания интенциональной сферы танцевального опыта;

- выявить природу танцевального опыта и его значение для хореографического образования студентов;

- дать итоговое герменевтическое письмо для усовершенствования методов обучения корейскому танцевальному искусству.

Степень разработанности проблемы.

Корейской хореографии посвящена значительная литература историко-культурологического и искусствоведческого характера (Ли Э.Ч., Кан Сон Бом, Син Сан Ми, Чон Ю.О., Ким Санг Куин и другие). В последние годы стала набирать силу феноменологическая линия исследования корейского танца (Ким Хён Чжа, Чан Ын Ён, Ли Чоль Чжи, Ким Чжон Мён и др.). Однако корейский танец до сих пор передавался поколениям в соответствии с системой мастерового обучения, в котором основное внимание уделялось не индивидуальности или творческому потенциалу ученика, а передаче оригинальной формы исполнения корейского танца. Поскольку обучение корейскому танцу происходит в определенном культурном контексте, нужно для совершенствования искусства танца и его передачи молодому поколению понимать индивидуальный опыт, культуру личности, опыт переживания и его значение, проводить эксперимент экзистенциального характера и феноменологического редуцирования. В этом аспекте научные исследования еще не проводились и автор данной работы направил усилия на изучение природы и значения сферы опыта обучения корейской хореографии.

Положения, выносимые на защиту.

1. Танец - уникальное явление древнейшей культуры корейского народа, пронесенное через тысячелетия; его сохранность и передача современному поколению в эпоху глобализации становится остроактуальной проблемой, так как он выступает одним из существенных проявлений идентичности корейцев.

2. Для глубокого понимания хореографического опыта важен комплексный анализ феномена танца как носителя движений человеческого духа, смыслов поведения человека. Классические способы научного рационалистического изучения танца недостаточны для понимания его экзистенции и феноменальности, поэтому нужны специальные усилия «наук о духе» для постижения субъективности во всей ее полноте и взаимосвязях.

3. Феноменологический подход к познанию человеческой экзистенции, разработанный Э. Гуссерлем и М. Мерло-Понти, является наиболее адекватным для постижения природы и особенностей танцевального опыта. Этот субъективный опыт имеет имманентные, интенциональные особенности сознания о чем-то. Предметом феноменологического поиска является именно эта сфера опыта, природной особенностью которой выступает интенциональность. Герменевтическое письмо является итоговой формой исследования интенциональной стороны танцевальной практики. Герменевтический метод, направленный на интерпретацию хореографической практики, раскрывает область до-рефлексивного опыта.

4. Описание танцевального опыта как человеческого движения, направленно на выявление различных экспрессий тела, которое находится в неразрывности с миром. Для изучения и описания смыслопорождающей экспрессии тела наиболее подходящим явился феноменологический метод исследования искусства М. Ван Манена, коррелятивный идеям основателей феноменологии. Эвристической ценностью обладает тематизация и классификация способов исследования экзистенциальных состояний человека в процессе творчества и обучения искусству, предложенная Ван Маненом.

5. Использование метода Ван Манена раскрывает характер интерсубъективных взаимодействий педагога и студентов в процессе обучения танцевальной деятельности.

6. На основе методик Ван Манена был изучен личный опыт хореографов, преподавателей и студентов путем исследования документальных материалов и интервьюирования около 800 респондентов. Полученные данные соотносились с описанием танцевального опыта в фольклоре и различных видах искусства. Итоговой формой феноменологического исследования интенциональной стороны танцевального опыта является герменевтическое письмо.

7. Герменевтическое письмо представляет возможность онтологического интерпретирования целостного танцевального опыта педагога, ученика и учителя. Феноменологическая интерпретация корейской танцевальной практики в целом имеет потенциальную возможность развития корейского танца и повышения его культурного значения в мире.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

• корейская хореография становится предметом специального философско-культурологического исследования, в результате чего обнаруживается культурный контекст присутствия танца в истории Кореи;

• танец человека (или «танцующий человек») рассматривается как важный культурный объект, носитель поведения и выразитель духовности и поэтому интенциональная сторона танца исследуется с применением феноменологического метода;

• проведен комплексный анализ опыта интерсубъективной деятельности хореографа-учителя, обучающихся танцу студентов, а также опыт восприятия танцевального искусства зрителем;

• Герменевтическое итоговое письмо, полученное в результате обобщения экспериментальных данных стало существенным основанием для разработки инновационного способа обучения корейскому танцевальному искусству.

Теоретическая основа исследования совмещает ряд подходов и методов, важнейшими из которых являются эволюционный, цивилизационный или историко-культурный, а также феноменологический, ориентированный на поиск первичной трансценденции опытного мира, на изучение внутреннего мира танцующего человека, его интенции. Существенное место в аналитике явлений танцевальной практики явился экспериментальный обзор опыта изучения танца, а также его герменевтическая интерпретация. Кроме того в диссертации использовались источниковедческий и текстуальный методы анализа, а также методики экспериментального характера (опросы, интервью, экспликации художественных текстов и т.д.).

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование отвечает на ряд проблемных вопросов теории культуры и педагогической культуры. Автором диссертации в сущности создана феноменологическая концепция проявлений духовности в телесных практиках в сфере хореографического творчества. В определенной степени здесь представлено продолжение существующих феноменологических исследований культурных форм и в этом ее теоретическое значение. Данная феноменологическая концепция может быть использована для анализа других практик в области художественного творчества и в сфере образования.

Практическая значимость исследования связана с тем, что результаты феноменологической интерпретации танцевальных практик будут способствовать более точному пониманию структуры и сущности опыта обучения танцу. Полученная модель преподавания хореографического искусства поможет повысить эффективность приобщения детей и юношества к традиционной культуре корейского народа и углубить понимание значимости этого вида искусства в современной цивилизации.

Апробация исследования. Наиболее важные результаты предпринятого исследования были представлены в докладе на конференции «Современная молодежь в зеркале культурологических исследований и проблемы ее идентичности» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И Герцена, 22 -23 апреля 2009 г.). текст диссертации был обсужден и рекомендован к защите на заседании кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И Герцена (2 июля 2010 г.).

Заключение диссертации по теме "Теория и история культуры", Чой Кьюнг Сук

Заключение.

Данное исследование направлено на поиск понимания значимости опыта изучения корейского танца, пережитого специалистами по корейской хореографии. Под влиянием идей одного из основоположников феноменологии М. Мерло-Понти и аналитического феноменологического метода исследования М. Ван Манена был произведен акцент на изучение природы опыта, практическое исследование, аналитическое феноменологическое редуцирование и аналитическое феноменологическое письмо. Для достижения целей данного исследования сформулирован следующий феноменологический вопрос: «Что является природой и значением опыта обучения корейскому танцу?»

Поскольку корейский танец передавался в соответствии с системой мастерового обучения, при этом основное внимание уделялось не индивидуальности или творческому потенциалу ученика, а передача оригинальной формы исполнения корейского танца. Процесс обучения танцу начинался с изучения внешней формы движений и в зависимости от длительности времени; ученики обращали внимание не только на танцевальные элементы педагога, но и на малейшие изменения его внутреннего мира. Когда мастерство ученика достигало определенного уровня, ему позволяли собственное понимание танца и его самовыражение. Ученики, изучающие корейский танец, могут в какой-то степени постичь внешние оригинальные формы исполнения, но понять перемены в эмоциональном состоянии внутреннего мира педагога и постичь элементы танца, меняющие выразительность в зависимости от ежедневного настроения педагога, является довольно затруднительной задачей. Из чего следует, что обучение корейскому танцу происходит в характерном, культурном контексте. Для большего совершенстования танца необходимо понять индивидуальные характерные и культурные особенности. Для исследования подобного необычного процесса передачи корейского танца автор попытался понять значение опыта, пережитого учениками в процессе обучения корейскому танцу, на основе глубокого психологического собеседования с позиции феноменологии.

Участники данного исследования специализировались по хореографии и продолжили обучение танцам, в настоящее время преподают хореографию обычным школьникам и школьникам, желающим получить данную специализацию, действующие танцоры и ученики, желающие обучаться хореографии. Интервью проводилось с конца 2008г. по начало февраля 2010г., с начала мая 2009г. по конец января 2010г. 12 добровольных участников нашего научного эксперимента согласились на интервью в количестве от 1 до 3 раз, материалы которого приложены к материалам глубокого собеседования и различными авторитетными источниками.

Автор провел анализ материалов интервью, собранных на этапе феноменологического редуцирования, из многочисленных представленных тем отобрал по типам на 7 фундаментальных тем, которые соответственно делятся на подтемы. Фундаментальные темы, извлеченные из феноменологического редуцирования представляют определенные тенденции в процессе получения опыта обучения хореографии. В ходе решения фундаментальной темы были рассмотрены не только личные интервью участников эксперимента, но и значение опыта, основные понятия и анализ произведений литературы и искусства, связанных с опытом обучения танцу.

В результате анализа собранного таким образом материала, автор вывел следующие фундаментальные темы, соответствующие опыту участников интервью: неодолимая страсть, упоение, совершенствование танца, трудности телесного самовыражения, непроизвольные движения тела, чувство потери собственного пути, тело, погруженное в танец и другие.

В результате обзора представленных темы было выявлено, что природа и значение корейского танца, передающегося по системе ремесленного обучения, начинается как правило с неодолимой страсти к танцу; в процессе овладения танцевальному искусству ученики достигали состояния упоения; в результате постоянных репетиций танец понемногу совершенствовался; в процессе обучения корейскому танцу неточность команд педагога препятствовала телесному самовыражению, вследствие чего танец не получался и тогда появлялось чувство потери собственного пути; постоянное совершенствование танцевальной техники приводило к постепенному погружению тела в танец, а далее - к непроизвольным движениям тела.

Данное исследование основано на опыте людей, испытавших на себе особенности мастерового обучения корейскому танцу и направлено на предоставление базового материала для усовершенствования и развития методики преподавания корейского танца.

В итоге данного исследования можно сформулировать следующие предложен ия:

1. Автор предлагает междисциплинарное исследование в качестве решения проблемы двусмысленности обучения корейскому танцу, выявленной на основе результатов данного исследования. Междисциплинарное исследование хореографии и антропологии, хореографии и философии создаст возможность более структурного и объемного подхода к изучению природы и значения корейского традиционного танца.

2. Важным аспектом обучения является не только техника передачи знаний от учителя к ученикам, но и индивидуальные особенности характера учителя, в качестве повышения эффективности обучения автор предлагает разработку программы совместного улучшения техники и личностное отношение педагога к процессу обучения; автор заостряет внимание на необходимость усовершенствования обоих аспектов.

3. Исходя из того, что процесс обучения хореографии состоит из позиций учителя, ученика и зрителя, предлагаем дополнение к исследованию опыта обучения танцу с позиции учителя и зрителя. В таком случае, феноменологическое изучение опыта освоения танца в дальнейшем привлечет исследователей к множеству актуальных аспектов в разработке методов обучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чой Кьюнг Сук, 2010 год

1. Best D., перевод Ким М.Б. Экспрессия в движении и искусстве. Хёндэ Михакса. 1995. С. 31

2. Choi K.S. On the phenomenological approach to the study of Korean dance // Вестник Ленинградского государственного университета им.A.C. Пушкина, научный журнал №1, том 2. Серия Философия. СПб. 2010 (март). С. 171-176.

3. Eishof Р.Т. The Question and Answer Bible. Сонсовон, 2008.

4. Gadamer H.-G., Wahrheit und Methode, J.C.B. Mohr Verlag(Paul Siebeck), Tübingen; 1990.перевод Ли К.У., Ли C.K., Лим Х.И., Хан Д.И. Истина и методы. Сеул: Мунхак Тоннэ, 2003. С 131.

5. Graham М., перевод Чон М.Ч. Martha Graham, память о страсти // Общество издания материалов корейской прессы, 1992. С. 13.

6. Hatch A. Doing Qualitative Research in Education, перевод Чжин Ё.Ы., Выполнение качественного исследования в образовании. Сеул: Хакчжиса. 2008. С. 110.

7. H'Doubler M.-N., перевод Сон М.С., под редакцией Ким Т.В. Танец как творческий опыт // Хёндэ Михакса. 1994. С. 71.

8. Jonas G., перевод Ким Ч.Х. Танец, радость движения, сила движения, искусство движения // Чоннёнса. 2003.

9. Kimble G.A. (1961а), Hilgard and Marauis, Conditioning and Learning(2nd ed), Englewood Cliffs, N.J. : Prentice-Hall, 1961, P.6.

10. Kvale S. Interview, 1995 Перевод Син K.P. Интервью. Сеул: Хана Ыйхакса. 1998, Р. 174-176.

11. Lange R., перевод Чве Д.Х., Природа танца // Син А. 1988. С. 27, 28, 29.

12. Lincoln Y., Guba Е. Naturalistic Iquiry. California: Sage Publication, 1985 Maxwell J. Qualitative Research Design: An interactive approach. California: Sage Publication, 1996. P. 224-226.

13. Merleau-Ponty M. La Prose du monde. Paris: Gallimard, 1969. p. 17, 60.

14. Merleau-Ponty M. Oeil et l'esprit. Paris: Gallimard, 1964.

15. Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception. Paris: Gallimard, 1945. P. 20,24, 229, 342.

16. Merleau-Ponty M. Signes. Paris: Gallimard. 1960.

17. Parse, Coyne & Smith Nursing Research : Qualitative Methods // Bowie, Maryland: Bready Communications. 1985.

18. Peterson Royce А., перевод Ким М.Ч. Антропология танца. Миринэ. 1994. С. 28.

19. Root-Bernstein R., Bernstein M., перевод Пак Ч.С. Появление мысли. Сеул: Экоый Сочже. 2007. С. 223.

20. Sheets-Johnston M., перевод Ким М.Б. Феноменология хореографии. Ечжонса. 1994. С. 8.

21. Valéry Р. Перевод Ким X. Балетные картины Э. Дега. Ёльхвадан. 1994. С. 25-28.

22. Zaner R.M., Ihde D. Phenomenology and Existentialism // G.P. Putnam's Sons. New York. 1973. P. 187

23. Аргументированное понимание современного корейского танца / Составитель Сон Г.С. Минсоквон, 2007.

24. Гуссерль Э., перевод Ли Ё.Х., Ли Ч.Х. Философские идеи феноменологии. Философия как точная наука// Согванса 1988.

25. Кан С. Б. Анализ особенностей движения в традиционной корейской хореографии посредством L.M.A. Дис. .докт. естеств. наук, Женский университет Тондок, 2004.

26. Кан Х.С. Наблюдение за музыкальным сопровождением к танцу шаманки в провинции Кёнги. Дис. . канд.физ.наук, Женский университет Ихва, 1979.

27. Ким М.Б.Понимание хореографии. Ечжонса. 1999. С. 60.

28. Ким М.Ч. История корейской хореографии. Самсингак. 1995. С. 15, 34.

29. Ким О.Г. Исследование корейского народного танца. Хёнсоль. 1995. С. 24.

30. Ким X. Ч. Феноменальный метод к опыту сенчум: Дис. . докт. пед. наук.Университет Ханян, 1993. С. 4.

31. Ким X. Ч., Ли М. Ч., Понимание истории корейской хореографии. Хёнсоль. 2003. С. 14-15.

32. Ким Х.Б. Направления корейского традиционного танца. Сеул: Хёндэ Михакса, 1998. С. 35.

33. Ким Х.Х. Философия двусмысленности Мерло-Понти // Философия и реальность. 1996. С. 17, 21-22, 24, 72, 142, 145, 147, 148, 149.

34. Ким Ч.В. Кодировка и интерпретация корейского танца. Изд. отдел университета Ханян, 2007. С. 13.

35. Ким Ч.В. Погружение в корейский танец. Донг А Ильбо, 2009. С. 129.

36. Ким Ч.Х. Мировая энциклопедия. 1997. С. 36.

37. Корейский центр качественных исследований Качественные исследования. Первое издание, Том 1, №1, 2000.

38. Ла Виль Джуниор А., перевод Ким С.Д. М. Мерло-Понти: философия социума и философия искусства // Философия и реальность. 1996. С. 21.

39. Лабан Р. Исследование способов выполнения программы поддержки физической формы Пилатес на основе теории движения (BESS) // Журнал научного общества хореографической кодировки № 8, 2004.

40. Лабан Р. Случаи использования анализа и системы танцевальной кодировки // Журнал научного общества хореографической кодировки № 1, 2001

41. Ли М.Ё. Исследование корейского танца. Сеул: Минсоквон. 2007. С. 16, 20, 81,253,254, 255,283.

42. Ли Н.И. Философское понимание феноменологии и герменевтики // Корейское научное общество качественных исследований. 2003. С. 2.

43. Ли С. X. (2002) Влияние опыта участия в корейской традиционной хореографии на исполнение корейского авторского танца: Дис. . канд. пед. наук. Университет Тангук, 2002, С. 10.

44. Ли Ч. Ч. Исследование качественного опыта корейского традиционного танца: феноменологический анализ: Дис. . канд. соц. наук. Университет Мёнчжи, 1999. С. 2,51-52

45. Ли Ч.Ч. Танцевальное искусство и эстетика. Кымгван. 2007. С. 13.

46. Ли Ч.Ч., Ким Ч.М. Исследование методов интерпретации корейского традиционного танца. 2000. С. 7.

47. Ли Ы.Ч. Техника танца монашки в танцевальной школе Хан Ён Сук. Сеул: Ынха. 2002.

48. Ли Э. Ч. Система символов в танцах государства Когурё: Дис. . докт. пед. наук. Сеульский университет, 1999. С. 90-96.

49. Ли Э.Ч. Реалии и перспективы исследования корейского танца // Сборник научного общества истории музыки, вып. 26, 2000. С. 130.

50. О Р.(2009). Хореографическое образование и духовность // Журнал научного Общества хореографического образования, материалы 16-ого международного симпозиума, № 20, 2009, С.72.

51. О Ч.С. Мастер-класс по корейской эстетике // Соль. 2000. С. 54, 55.

52. О Ч.С. Радость созерцания старинных картин // Соль. 1999. С. 195, 196.

53. Пак К.И. Опыт заболевания хроническим алкоголизмом в эмбриональной стадии: Дис. .канд. мед. наук. Университет Ихва, 2008. С. 36.

54. Пак Ч.Ч. Столетие корейского танца-2. Сеул: Нунпит, 2008. С. 12.

55. Пе Ч.Х. Семидневное танцевальное путешествие с Пе Чжон Хэ // Чон А. 2004.

56. Педагогический научный институт при Сеульском Университете Большой педагогический энциклопедический словарь. Хаудонсоль. 1998. С. 2782.

57. Син С.М. Исследование авторского метода Чве Сын Хи(танец богини) посредством иконографической интерпретации // Журнал научного общества танцевальной кодировки, № 10, 2006.

58. Словарь употребления корейских пословиц / под редакцией Ким Д.В. Академия Ханоль. 1993. С. 97, 170.

59. Сон Г.С . Горизонты исследования корейской хореографии. Хёндэ Михакса. 2001. С. 28.

60. Сон Г.С. Поиск кратких исследований новой хореографии // Танец -интеллект. 2007. С. 154-179.

61. Сон М.С., Ли Э.Ч. Исследование разработок программы обучения корейскому танцу // Научный журнал корейского общества физкультуры, выпуск 39, 2000. №3. С. 1063.

62. Философия как точная наука. Согванса. 1988. С. 26, 47-48, 69.

63. Хан Ч.С. Феноменология. Мидымса. 1998.

64. Хан Ч.С., Чха И.С. Современная философия. Сеул: типография Сеульского университета. 1997. С.65.

65. Хван К.С. Новые горизонты корейской традиционной хореографии // Корейская научная информация(1Л;<1). 2005. С. 22 , 24-26.

66. Хо Ё.И. Наука о народной хореографии. Сеул: Сигонса, 1999. С. 13.

67. Хореография / Сб., сост. Ю.Б. Квон, М.Ч. Ким, Ч.Ч. Чве, Ы.К. Ким, К.Ч. Хван. Кымгван. 1994.С. 166.

68. Чан Ч.Ю. Тело в танце и в мире. Кёхак Ёнгуса. 2005. С. 5, 116.

69. Че Х.С. Исследование техники танца монаха танцевальной школы Ли Ме Бан. Дис. .канд. физ. наук, Университет Чжун Ан, 1998.

70. Чжин О.С. Норыммачи 1: люди искусства и знаменитости Чжин Ок Соба. Сеул: Древо мысли, 2007.

71. Чжон Ю.О. Понимание особенностей корейского танца и способы кодирования и анализа движений // Журнал научного общества кодировки корейской хореографии. Изд. 10.

72. Чо Д.И. Духовность, духовный подъем, интерпретация духовности // Журнал Научного общества корейского хореографического образования. Серия №20, №3, Научное общество корейского хореографического образования. 1997.

73. Чо Ю.К. Телесное воображение, возникающее в современной культуре и искусстве // Научное общество хореографического образования. 2009. С. 4.

74. Чой К.С. Исследование развития способности к физической активности посредством Effort деятельности у детей дошкольного возраста II, СПб.: «Астерион», 2010 (июнь), 32 с.

75. Чон Б.Т. 100-летие корейского танца 2. Кёхак Ёнгуса. 2008.

76. Чон Ч.Ы. Исследование тела субъекта Мерло-Понти, трансценденция из экзистенционального тела в онтологическое тело // Аналитическое исследование - 22, 2008. С. 166, 168, 169.

77. Чон Ы. Ё. Феноменологический подход к опыту изучения корейского традиционного танца: Дис. . докт. пед. наук. Университет Тангук, 2004. С. 71-72.

78. Чон Ы.Х. Хореографическое исследование на основе анализа восточной иделогии танца Чхоёнму. Дис. .докт. искусств, универститет Кёнхви, 1995. С. 61.

79. Энциклопедический словарь культурных памятников Электронный ресурс . http://culturedic.daum.net/

80. Юн Ё.О. Исследование танцевальных элементов в танце шаманки. Дис. .канд.физ.наук, Университет Чжун Ан, 1987.

81. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1991. 304 с.

82. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Республика, 1994. 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 415634