Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Кано, Ирина Аркадьевна

  • Кано, Ирина Аркадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 143
Кано, Ирина Аркадьевна. Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2004. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кано, Ирина Аркадьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

СОЗДАНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ

ПЕРЕДАЧИ

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТОК-ШОУ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении»

Телевидение уже давно стало неотъемлемой частью повседневной жизни. Мало кто из нас представляет день, проведенный без выпуска новостей, просмотра фильма или любимой передачи. Но мало кто задумывается о том, что телевидение — еще и мощное средство воздействия. Правильно сконструированный телепродукт приносит своим создателям не только прибыль, но и высокую оценку зрителя.

Современное российское телевидение — это разнообразие идей, форм, жанров. Многие из них заимствованы с Запада и адаптированы к отечественной действительности. Одним из таких видов телевизионной продукции является ток-шоу (англ. talk show от talk - говорить, беседовать и show — показ, демонстрация) — особый жанр журналистики, подразумевающий дискуссию, обсуждение какого-либо вопроса. При этом в дискуссии принимают непосредственное участие приглашенные в студию зрители1.

Предмет данного исследования - креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении. При этом под креативным аспектом в диссертации понимается непосредственный процесс создания ток-шоу. Рецептивный аспект - это вопросы, связанные с проблемами восприятия телевизионного про

1 Большой энциклопедический словарь. М., 2003. С. 1052. дукта аудиторией. Основанием данной работы послужил анализ телевизионных студийных передач (ток-шоу), выходивших на российских телеканалах в 2002 - 2004 гг.

Восприятие телевизионного продукта определяется т. н. «раздражением» - «реакцией организма (или отдельного органа) на воздействие раздражителя»1. При этом раздражителем может стать «любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма»2. Таким образом, чтобы удержать зрителя у экрана, нужно вызвать у него определенные ощущения, а значит, найти, изучить и научиться работать с раздражителями (понимать, куда и в какой момент их направить, как выстроить, чтобы удержать внимание зрителя).

В диссертации работе под термином "раздражение" не подразумевается негативное ощущение. В данном случае имеется в виду дисбаланс, который не должен вести к дискомфорту, а призван направлять поведение зрителя в нужное русло.

На телевидении достаточно факторов, способных искусственно вызывать раздражение: звук, цвет, композиционно-режиссерское решение, внутрикадровый монтаж и т.д. К сожалению, чтобы рас

Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. М., 2000. Т. 2. С. 435.

2 Психологический словарь. М., 1996. С. 334. смотреть все эти явления, необходимо провести не одно, а несколько исследований. В данной работе будет уделено внимание только визуальной и аудиальной (звуковой) стороне телепродукции - основным факторам, определяющим восприятие программы.

Актуальность темы обоснована тем, что уровень аудиовизуального решения современных телевизионных ток-шоу достаточно низок. Журналисты и ведущие основной упор делают на смысл обсуждаемых в студии вопросов, однако проблема восприятия видеоряда и звукового ряда остаются вне их специального внимания. «Если выключить изображение, то любую нашу передачу можно просто слушать. Этого же не может быть, это же телевидение!» - возмущенно сказал в одном из интервью Леонид Якубович1. Действительно, порой одного взгляда на ведущего программы, оформление студии или на цветовое решение телепродукта достаточно, чтобы возникло желание переключить телевизор на другой канал.

Новизна данного исследования заключается в том, что анализ креативных и рецептивных аспектов телевизионного ток-шоу предпринимается впервые.

Цель данной работы - выявить стратегию создания аудиовизуального ряда ток-шоу с учетом особенностей восприятия этого жанра

1 Смирнова Г. Леонид Якубович: Поле чудес снимаем до 1 июня. И все.// Росая. Издание центрального федерального округа. 2002. 4 апреля. № 460. С. 24. зрителями. При этом для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. выделить основные этапы создания телевизионной передачи (ток-шоу);

2. выяснить, на каком из этих этапов необходимо обращаться к разработке вопроса о восприятии будущего телепродукта;

3. проанализировать важнейшие психологические составляющие восприятия изображения и звука;

В основе методологии данного исследования - эксперимент, позволяющий выявить особенности звукового и зрительного восприятия ток-шоу.

Источниковая база исследования

Источниками данного исследования послужили следующие телепередачи (ток-шоу):

1. «Большая стирка» (1-й телеканал). Передача представляет собой развлекательное ток-шоу, которое выходило в эфир (до осени 2004 года) с понедельника по пятницу в 17.00. Хронометраж - 1 час. Ведущий — Андрей Малахов. В каждой программе одна центральная тема, например, такая: "Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок" или "С такой внешностью мне никого не найти". Темы достаточно примитивны, зрители в зале - преимущественно женщины всех возрастов со средним (и ниже среднего) уровнем интеллекта. Среди гостей передачи, как правило, несколько известных людей, Основная же масса гостей в студии - просто желающие поговорить на бытовые темы.

2. «Поле чудес» (1-й телеканал). Передача вполне заслуживает звания «Программа-долгожитель», так как выходит на телеэкраны уже более 10 лет. Еженедельная (пятница, 19.50) развлекательная передача (игра). Хронометраж - 1 час. Ведущий - Леонид Якубович. Задания игры разные по сложности, не отличаются примитивностью. Иногда формулировка вопроса не соответствует ответу. Зрители в студии и игроки - люди из разных концов страны, разных профессий и социального положения;

3. «Что хочет женщина» (телеканал «Россия»). Развлекательная передача (ток-шоу), выходит в 14.20 с понедельника по четверг. Хронометраж - 50 минут. Ведущая — Елена Яковлева. Темы в основном бытовые, иногда не понятно, какое отношение они имеют к названию передачи. В студии присутствуют два гостя и эксперт-знаменитость. Зрительный зал - люди более высокого положения, нежели в описанных выше передачах, среди них встречаются те, кто может быть экспертом по теме;

4. «Принцип домино» (канал НТВ). Выходит с понедельника по пятницу в 16.20. Хронометраж - 1 час. Ведущие - Елена Ханга и Елена Старостина. В каждой программе - вытекающие из темы выпуска истории и их обсуждение, разные гости и двое очень разных ведущих. Зрители в студии - тоже очень разные, но все достаточно интеллигентные;

5. «Свобода слова» (канал НТВ). В момент анализа в эфире по пятницам в 19.35. Хронометраж - 1 час 20 минут. Ведущий - Са-вик Шустер. "Свобода слова" - главное общественно-политическое ток-шоу на канале НТВ. В "Свободе слова" обсуждается самая актуальная тема недели, событие. Гости - представители противоположных точек зрения. В зале 150 зрителей, которые с помощью специального пульта могут выразить свое отношение к происходящему;

6. «Однокашники» (канал ТВ С). В 2003 году выходило каждую неделю в среду в 21.50. Хронометраж - 1 час. Ведущий - Егор Пирогов. В студии, оформленной под школьный класс, собираются после многолетней разлуки бывшие одноклассники, среди которых один стал знаменитостью. В самой форме программы нет в сущности ничего нового. Вспоминаются и леонтьевская "От всей души", и "Старая квартира", и "Жди меня". "Однокашники" по-своему продолжают традицию теплого, доброго телевидения, связывающего, объединяющего разбросанных жизнью людей.

7. «Культурная революция» (телеканал «Культура»). Темы «Культурной революции» - это взаимоотношения власти и культуры, религии и государства, личности и общества, пути их дальнейшего развития с учетом исторического опыта. Хронометраж - 50 минут. Еженедельное ток-шоу (четверг, 21.25). Ведущий - Михаил Швыдкой.

В данном ток-шоу принимают участие люди, умеющие обосновывать свою точку зрения. В обсуждение вовлечены люди в студии и телезрители. Программа "Культурная революция" - лауреат ТЭФИ-2002 в номинации "Ток-шоу".

Степень научной разработки проблемы. Литературная база по выбранной теме исследования скудна. Надо заметить, что мною не обнаружено ни одной работы, напрямую связанной с вопросами поэтапной разработки и проблемами восприятия телевизионного ток-шоу. Однако весьма ценными для данного исследования оказались работы по тележурналистике, радиожурналистике, кинематографии, психологии.

Монографии Л.Б. Ительсона «Лекции по общей психологии»1 и Е.Е. Соколовой «Тринадцать диалогов о психологии»2 представляют собою базовые для данной работы исследования. В них содержится общая характеристика процесса восприятия и его составляющих. В работе Е.Е. Соколовой, кроме того, рассмотрены стержневые проблемы психологической науки в их историческом развитии. Необычность представления материалов — в форме диалогов — призвана показать различные точки зрения на решение одной и той же проблемы. В книге представлен ряд полезных материалов по проблемам зрительного восприятия.

1 Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Минск, 2000.

2 Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997.

Классические работы известных психологов Г. Эббингауза

1 о

Очерк психологии») и А. Бэна («Психология») также во многом посвящены вопросам зрительного восприятия. Многое в том, как мы воспринимаем окружающий мир, определено нашей психологией. В этой книге авторы рассматривают процесс восприятия звуков с точки зрения психологии, а не физиологии.

В основу изучения вопросов, связанных с вниманием, в данном исследовании положено одноименное исследование C.JI. Рубинштейна3. Основы процесса внимания, его особенности и закономерности, представленные в ней, дают хорошую базу для анализа и предположений об использовании этих данных при построении стратегии разработки аудиовизуального ряда ток-шоу.

Особую актуальность в связи с предпринятым исследованием приобрели работы, в которых поднимаются вопросы психологии именно аудиовизуального восприятия. Одной из самых важных в данном контексте представляется книга Р. Грегори «Глаз и мозг»4. Автор работы - известный исследователь зрительной системы — делает по

1 Эббингауз Г. Очерк психологии. // Основные направления психологии в классических трудах. М., 1998. С. 11 - 209.

2 Бэн А. Психология. // Основные направления психологии в классических трудах. М., 1998. С. 209 - 512.

3 Рубинштейн C.JI. Внимание // Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб., 2000. С. 417 - 435.

4 Грегори P.J1. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М.,

1970. и пытку проанализировать мозговые механизмы зрительного восприятия человека, последовательно останавливаясь на той роли, которую играют в его организации как периферический аппарат глаза, так и центральные аппараты мозгового анализа и синтеза визуальной информации. В этой книге восприятие рассматривается как активный процесс. Р. Грегори подобран богатый материал по теории зрительного восприятия. Теория зрительного восприятия Грегори позволяет выделить отправные точки для разработки вопроса о возможности регуляции зрительного восприятия телевизионного продукта.

Ряд статей по проблемам изучения звука и работы с ним принадлежат перу И.А. Алдошиной: все эти статьи объединены общим названием «Основы психоакустики» и опубликованы в специализированном журнале «Звукорежиссер» в 1999 - 2003 годах.1 Автор дает очень целостную и подробную характеристику звука, особенностей его восприятия, определяет направления дальнейших возможных разработок в данной области.

Кроме того, важное значение для формирование представления о психологическом воздействии на зрителя цветового и светового

1 Алдошина И.А. Основы психоакустики // "Звукорежиссер". 1999. № 6,

7, 9; 2001. № 2,3, 8; 2002. № 1, 3, 5, 8, 9; 2003. №3. восприятия имеет работа В. Железнякова «Цвет и контраст. Технология и творческий выбор»1.

Важными для данной работы стал и ряд специальных исследований, посвященных экранному творчеству.

В статье Р. Майлса «Свет - это важно!»2 уделено внимание вопросам работы осветителя и возможностям формирования пространства с помощью специальных осветительных приборов. л

Книга А. Митты «Кино между адом и раем» дает возможность проанализировать процесс кинотворчества, выделить сходство с телевизионным процессом и сделать некоторые выводы. Автор рассуждает о таких важных понятиях драматургии, как идея, тема, перипетии. Эти элементы значимы для телевизионной программы не мене, чем для художественного фильма.

Также следует отметить важность для данного исследования электронного учебного комплекса по электроакустике и радиовещанию, созданного на базе факультета радиосвязи Сибирского Государ

1 Железняков В. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. http://www.ezhe.ru/vgik/.

Майлс Р. Свет — это важно! // 625: Информационно-технический журнал. М., 2003. №1. С. 86-88. J

Митта А. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. М., 2000. ственного Университета Телекоммуникаций и Информатики.1 В этом комплексе рассматриваются весьма важные для моего исследования понятия теории восприятия звука, необходимые для понимания процессов восприятия телевизионного звука, а также четко прописана работа слуховой системы человека.

В вопросах определения речевой формы ток-шоу ценными

О 1 оказались материалы работ Н.Д Арутюновой и Г.Я. Солганика . В книге Н.Д. Арутюновой «Язык и мир человека» описаны важные характеристики диалогической речи, сходной с полилогом. Определение и характеристики полилога рассматриваются в работе Г.Я. Солганика «Стилистика текста».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Кано, Ирина Аркадьевна

Таким образом, из данного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

1. существует четыре этапа создания телевизионного продукта: проектирование, создание, запуск и обратная связь. Они являются минимально необходимыми составляющими успешного проекта, позволяют четко распланировать процесс его реализации и вовремя заложить интенсивные единицы воздействия на зрителя. Продумывать элементы аудиовизуального ряда, влияющие на восприятие телепрограммы, необходимо в момент разработки режиссерских материалов;

2. вне зависимости от социального положения, возраста, места жительства и рода деятельности человека существует ряд элементов изображения и устойчивая иерархия восприятия характеристик звука, которые определяют восприятие ток-шоу зрителем.

Таким образом, данное исследование позволяет сформировать стратегию разработки аудиовизуального ряда при создании ток-шоу.

В ходе проведенных экспериментов было выявлено, что зритель, в первую очередь, обращает внимание на цвет, поведение, дизайн студии, мимику, вид зрительного зала и лица и именно эти элементы вызывают у него эмоциональную реакцию на видео. Кроме того, определена следующая иерархия восприятия зрителем звуковых характеристик: тембр, высота, скорость произнесения, громкость -

именно в такой последовательности человек реагирует на них при прослушивании аудиоряда ток-шоу.

Как уже отмечалось, применительно к телевидению, восприятие - совокупность впечатлений и внимания. Поскольку упомянутые выше раздражители (как визуальные, так и звуковые) вызывают эмоции и привлекают внимание, следовательно, для воздействия на восприятие человеком телевизионной передачи следует работать с этими элементами.

Кроме того, продумывать указанные составляющие изображения и звука следует с учетом всех психологических законов зрительного и слухового восприятия (см. Глава 2. Особенности восприятия телевизионного ток-шоу).

Таким образом, чтобы создать аудиовизуальный ряд, который должен восприниматься определенным (задуманным режиссером) образом, необходимо решить две задачи: проработать основные элементы изображения и звука (их эмоциональный аспект) и продумать, просчитать их так, чтобы держать внимание зрителя.

Решение первой задачи включает в себя:

• в визуальном аспекте:

1. выбор цветовой гаммы решения изображения. Каким образом различные цвета воздействуют на человеческое подсознание, уже говорилось (см. Глава 2, Восприятие цвета и света: психологическое воздействие на зрителя). Чтобы определиться с цветом, нужно знать,

какие ощущения мы хотим вызвать у людей: злость, обиду, радость, грусть.;

2. выработку стратегии поведения ведущих и других людей в кадре. Человек на экране обязан следить за своими движениями, он не должен казаться актером (хотя именно им он и является) - это гость в нашем доме, а не статист из погорелого театра.

Задача сложная, но число людей, поведение которых продумано режиссером, должно быть как можно больше;

3.продуманный дизайн. При разработке данного элемента изображения необходимо учитывать все психологические нюансы: цвет, соотношение переднего и заднего планов, расположение вещей, законы перспективы и т. д.;

4. контроль над мимикой. При ее отсутствии зритель почувствует скуку и недоверие к ведущему программы: «Мне все равно», -говорит его лицо. В противоположной ситуации возникает «эффект Елены Ханги» (огромное количество мимики, несоответствующей ситуации), когда без звука зрелище производит удручающее впечатление. Так что лучше найти золотую середину: выработать необходимый для вашей передачи мимический элемент;

5.ответ на вопрос: «Насколько необходимо показывать зрительный зал?». Дело в том, что вид зала часто разрушает изобразительную линию передачи. Одна из причин этого, видимо, состоит в том, что происходит столкновение двух атмосфер: царящей на «сце-

не» и той, что среди зрителей. Они редко совпадают, потому что в зале практически невозможно создать гармонию: люди приходят по разным причинам, у них разнообразные интересы. Кроме того, все по-разному одеты, что чисто зрительно создает пестроту и раздражает. Так что, лучше меньше использовать подобные перебивки, а если необходимо показать реакцию присутствующих, брать не общие планы, а кадры с отдельными людьми;

6. выбор лиц, изображение которых идет в эфир. Дело в том, что лицо как экранная единица привлекает внимание, и если оно не интересно, скучно и тем более не вписывается в общую картину, то отрицательная реакция (пусть только на уровне подсознания) обеспечена;

• в аудиальном аспекте:

1. выбор тембра голоса, которым должен обладать ведущий. Именно данный звуковой элемент сильнее всего воздействует на воображение зрителя и привлекает его внимание. Лучше всего воспринимается глубокий, мягкий тембр. В голосе должна быть определенная индивидуальность, узнаваемость.

2. определение высоты звучания голоса. Высокий голос (особенно мужской) обычно вызывает раздражение. Низкий считается интимным, поэтому понижение голоса - прием воздействия на слушающего. Лучше всего воспринимается голос средней высоты (вспомните, более всего нам приятно умеренное возбуждение слуховых нервов).

3. выработка скорости произнесения ведущим текста и установка на определенную скорость речи участникам. Дело в том, что темп речи (общий для передачи и каждого участника в отдельности) определяет процент усвоения смысловой информации. Когда кто-то говорит слишком быстро, сложно понять смысл сказанного.

4. определение громкости говорения ведущего. Громкость важна тем, что ей можно ярко выразить точку зрения без применения особых слов. Например, резкое увеличение уровня звучания голоса относительно остальных говорящих означает полное одобрение или отрицание (зависит еще от интонации), понижение громкости вызывает настороженность, а переход почти на шепот приводит к неприятным ощущениям. Главное определить, как вам необходимо, чтобы Ваши слова были восприняты.

5. выбор говорящего с четкой, ясной дикцией. Только при таком условии возможно работать со звуковыми характеристиками, приведенными выше. В противном случае, все внимание зрителя переключится на разбор непонятных слов, а их звучание (восприятие звуковых характеристик) отойдет на задний план.

Чтобы решить вторую задачу (держать внимание), необходимо:

1. определить, в какой части (месте) кадра нужно удерживать (к какому месту потом привлечь) внимание. Для этого необходимо вспомнить особенности человеческого внимания (см. Глава 2, Внима-

ние как одна из сторон восприятия телевизионного изображения), и в соответствии с ними производить изменения изображения и звука в необходимый момент;

2. продумать формы предметов в студии и их соотношение с фоном. Чтобы внимание привлекал гость, можно посадить героя на отличный от цвета его костюма фон. Еще лучше, если сочетание одежды и фона будет продумано и в эмоциональном плане. Необходимо помнить, что все детали интерьера должны гармонировать и вызывать те ощущения у зрителя, которые хочет режиссер. Поэтому стоит, наверное, лишний раз обратиться к трактовке цветовой гаммы и характеристикам взаимоотношения понятий «фигура» и «фон»;

3.продумывать звуковой фон речи участников: нужна ли музыка, шумы, чтобы лучше передать характер героя; когда создать полную тишину вокруг слов говорящего, а когда спровоцировать зал перебивать героя;

4. думать, откуда пойдет тот или иной звук, чтобы просчитать, куда герои могут повернуться. Например, если вы поместите динамик под потолком, и оттуда раздастся голос человека, звонящего в студию, то герои (или гости в студии) могут непроизвольно поднять голову вверх.

5.просчитать, насколько нужно движение (и какое оно должно быть) ведущего в кадре - раздражитель, который сильнее всего привлекает внимание;

6.делать изображение и звук эмоционально насыщенными: осмысленно компоновать цвета, предметы, освещение; использовать речевые обороты и приемы в зависимости от аудитории передачи;

7. объединять элементы дизайна в композиции. Тогда детали интерьера не только не будут раздражать зрителя, но и попадут в область его внимания как часть целостного изображения;

8.заставить зрителя все время решать задачи, подбрасывать в изображение и речь участников новые «вопросы», на которые зритель будет искать ответ - направлять внимание;

9. использовать свойство переключаемости внимания. Если после диалога Вы дать несколько деталей костюма говорящего или крупный план его рук, то такое изображение скажет зрителю о герое гораздо больше любых слов. Кроме того, уровень внимания будет сохранен, так как в поле внимания введены новые объекты.

В целом, универсального метода работы с составляющими изображения и звука не существует. Однако выявленные в ходе исследования элементы аудиовизуального ряда, их иерархия и рассмотренные рекомендации работы с ними позволят, на мой взгляд, улучшить восприятие зрителями телепродукта, созданного творческой группой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кано, Ирина Аркадьевна, 2004 год

1. «Большая стирка» - 1-й телеканал.2. «Культурная революция» телеканал «Культура».3. «Однокашники» ТВС.4. «Поле чудес» 1-й телеканал.5. «Принцип домино» НТВ.6. «Свобода слова» НТВ.7. «Что хочет женщина» телеканал «Россия».Литература I

2. Алдошина И.А. Основы психоакустики // "Звукорежиссер". 1999. № 6, 7, 9; 2001. № 2, 3, 8; 2002. № 1, 3, 5, 8, 9; 2003. №3.

3. Арановский М.Г. Интонация, знак и новые методы // Советская музыка. 1980. № 10. С. 99 109.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Богояв-ленск, 1999. 392 с.

5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999. 896 с.

6. Ашмарин И. И. Интонационная общность речи и музыки (антропологический и естественнонаучный аспекты) // Материалы Междунар. научн. симпозиума «Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный ход». Таганрог, 1998. С. 161 164.

7. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. М., 1987. 238 с.

8. Багиров Э., Кацев И. Телевидение XX век: Политика, искусство, мораль. М., 1968. 303 с.

9. Безелянский Ю.Н. Страсти по луне. М., 1999. 368 с.

10. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 2002. 446 с.

11. Беспалов И., Пикерсгиль А. Качество звучания и характеристики УМЗЧ // Радио. 1986. № 1. С. 56 57

12. Бубер М. Я и Ты. М., 1993. 173 с.

13. Бэн А. Психология. // Основные направления психологии в классических трудах. М., 1998. С. 209 512.

14. Вакурова Н.З. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997. 235 с.

15. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966. С. 198.

16. Ворошилов А. Звук дело серьёзное // 625: Информационно-технический журнал. М., 2003. № 9. С. 82 — 84.

17. Вудвортс Р. Внимание // Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950. С. 289 322.

18. Выготский JI.C. Психология и педагогика// Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1996. С. 108 129.

19. Выготский JI.C. Психология искусства / Лев Семенович Выготский. Минск, 1998. 474 с.

20. Галитарова Н.М. Барьеры в восприятии сообщений печати, радио, телевидения // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». М., 1970. №4. С. 61 -65.

21. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. 1977. № 4. С. 56-83.

22. Голдовская М.Е. Человек крупным планом. М., 1981. 215с.

23. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2001. 432 с.

24. Грегори P.J1. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия/ Пер. с англ. М., 1970. 269 с.

25. Дормашев Ю. Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1999.336 с.

26. Егоров В.В. Теория и практика советского телевидения: М., 1980. 288 с.

27. Ермилов А. Единого звука ради// Broadcasting: Телевидение и радиовещание. М., 2004. № 5 (41). С. 83 87.

28. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М., 2001. 264 с.

29. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. Минск, 2000. 896 с.

30. Как много в этом звуке // R2R. Radio to Radio. 2004. № 6 (13). С. 33-36.

31. Картозия Н. Русский infotainment// Broadcasting: Телевидение и радиовещание. М., 2003. № 1 (29). С. 44 48.

32. Кембелл Р. Организация работы отдела новостей. М., 1999. С. 3.

33. Колтун М. Мир физики: Научно-художественная литература. М., 1984. 271 с.

34. Костин В. Психоакустические критерии качества звучания и выбор параметров УМЗЧ // Радио. 1987. №12. С. 22-25.

35. Кравков С.В. Внимание // Психология внимания. М., 2001. С. 22-39.

36. Ланге Н.Н. Теория волевого внимания// Психология внимания. М., 2001. С. 373 409.

37. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства (Из опыта социол. исслед.). М., 1983. 96 с.

38. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. М., 1981.224 с.

39. Майлс Р. Свет это важно!// 625: Информационно-технический журнал. М., 2003. №1. С. 86 - 88.

40. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985. 315 с.

41. Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике. СПб., 2001. 160 с.

42. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. 159 с.

43. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.605 с

44. Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999. 336 с.

45. Митта А. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. М., 2000. 480 с.

46. Мостепанова Ю.В. Содержание и структура телевизионных сообщений как факторы их эффективности: Автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.10, 19.00.01. МГУ, 2002. 27 с.

47. Мухина В. С. Развитие восприятия и образование представлений о свойствах предметов // Мухина В. С. Детская психология. М., 2000. С. 137 143.

48. Нелюбов М.В. Психология цвета. Авторский курс лекций. Рукопись.

49. Николаева Т. М. От звука к тексту. М., 2000. 680 с.

50. Пелипенко А.А. Время и пространство в восприятии человека // Мир психологии. 1999, № 4. С. 29 35.

51. Пелипенко А.А. К проблеме формата в изобразительном искусстве // Теория художественной культуры. М., 1997. Вып. 1. С. 35-37.

52. Перлз Ф. Внимание и эксперимент// Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). М., 1993. С. 65-76

53. Перлз Ф. Дифференцирование и объединение// Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). -М., 1993. С. 76-85

54. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб., 2000. 560 с.

55. Проблема цвета в психологии. М., 1993. 207 с.

56. Психология ощущений и восприятия. М., 1999. 610 с.

57. Работа современного репортера (Обзор рекомендаций учебной литературы американских университетов. М., 1996. 112 с.

58. Радиожурналистика. М., 2000. 478 с.

59. Репин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 2004. 224 с.

60. Рубинштейн C.JL Внимание // Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб., 2000. С. 417 435.

61. Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Влияние тембра на восприятие музыкальных произведений // Материалы Между нар. научн. симпозиума «Эмпирическая эстети-ка: информационный подход». Таганрог, 1997. С. 144- 152.

62. Саппак B.C. Телевидение и мы: Четыре беседы. М., 1988.166 с.

63. Смирнов В.А. Звук в цифровом кинематографе // Техника кино и телевидения. М., 2003. №1. С. 13 15.

64. Смирнова Г. Леонид Якубович: Поле чудес снимаем до 1 июня. И все.// Росая. Издание центрального федерального округа. 2002. 4 апреля. № 460. С. 24.

65. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М., 1976. 262 с.

66. Соколов А. Искусство монтажа. Как его понимать? // 625: Информационно-технический журнал. М., 2003. №8. С. 68 — 84.

67. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. 653 с.

68. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2001. 256 с.

69. Тарасов Л. В. Физика в природе. М., 1988. 351 с.

70. Телевизионная журналистика. М., 1998. 288 с.

71. Телевизионный репортаж: Метод, пособие для студентов днев. и заоч. отд-ний. Якутск, 1997. 40 с.

72. Теленовости: секреты журналистского мастерства (Реферат книги И. Фэнга "Теленовости, радионовости", Сент-Пол, 1985). М., 1997. Часть!. 75 с.

73. Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии: Уч. пособие для слушателей ФПК факультетов психологии. М., 1992. 87 с.

74. Фиггис М. Звук — это эмоциональный мир фильма (часть первая) // Искусство Кино. 2001. №5. С. 54 58.

75. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм. М., 2002. 203 с.

76. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. 5.343 с.

77. Цвикер Э . Ухо как приемник информации. М., 1971. 255с.

78. Шостак М. Интервью // Журналист. 1997, № 10. С. 61 64.

79. Шумилина Т.В. "Не могли бы вы рассказать?" Метод интервью в журналистике. М., 1976. 134 с.

80. Эббингауз Г. Очерк психологии. // Основные направления психологии в классических трудах. М., 1998. С. 11 209.

81. Юровский А. Я. Телевидение поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики. М., 1983. 215 с.

82. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. 527 с.1.l

83. Arnheim R. Art and Visual Perception. A psychology of the creative eye: The new version / Rudolf Arnheim. Berkeley; Los Angeles; London, 1974. P. 42 63, 303 - 347.

84. Berger J. The ways of seeing: Based on the BBC television series / John Berger. Repr. Harmondsworth (Midd'x), 1985. P. 7 23.

85. Bower T. Blind babies sec with their ears. New Scientist, 1977, feb. 7. P. 255-257.

86. Brown J. F. The Visual Perception of Velocity // Psychol. Forsch., 1931, vol. 14. P. 199-232.

87. Carterette E.-C, Kendall R.-A. Human music perception. The comparative psychology of audition: Perceiving complex sounds / RJ.Dooling, S.H.Hulse (Eds.). Hillsdale (NJ), 1989. P. 131 172.

88. Fiske J. Television culture. Repr. London; New York, 1991. P. 1-25.

89. G. von Bekesy. Experiments in Hearing. New York, I960. 162P

90. Halpern A. R. Organization in memory for familiar songs // Journal of Experimental Psychology. Learning, Memory and Cognition. 1984, vol. 10(3). P. 496-512.

91. Heyes J. A. D. Human navigation by sound. Phys. Tehnol, 1983, vol. 14. P. 68-76.

92. Koffka К. Perception: an Introduction to Gestalt-Theory. Psychological Bulletin, 1922. Vol. 19. P. 551 585.

93. Krech D., R. Crutchfield and N. Livson. Elements of psychology. N.Y., 1969. P. 193. 234 p.

94. Lieberman Ph. Intonation, perception, and language. Cambridge (Mass), 1967. 156 p.

95. McAdams S. Recognition of sound sources and events // Thinking in sound: The cognitive psychology of human audition / S.McAdams, E.Bigand (Eds.). Oxford, 1993. P. 146 198.

96. Osgood C.E. Method and Theory in Experimental Psychology, ch. 5. N.Y., 1953. P. 193 212.

97. Taylor, John Russell . Cinema eye, cinema ear: Some key film-makers of the sixties / John Russell Taylor. London, 1964. 294 p.

98. The creative process: A symposium / ed. by Brewster Ghiselin. Berkeley; Los Angeles; London, 1985. 259 p.

99. Vernon M.D. The Psychology of Perception. Repr. Har-mondsworth (Midd'x), 1971. P. 71 91, 138 - 156, 195 - 206, 221 - 236.

100. Walter R. Screenwriting: The art, craft a. business of film a. television writing / Richard Walter и Richard Walter. New York, 1988. 240P

101. Woodworth R.S. Reinforcement of perception. Amer. J. Psychol, 1947 / Vol. LX. P. 119 124.из III

102. Ducey R. Children's TV Lots of Good Answers to Lots of Good Questions. 4 p. // www.nab.org.

103. Быструхин A.A., Васильев A.B. Электроакустика и радиовещание. Гл. 3. Основные свойства слуха / Электронный учебник. СибГУТИ. Факультет радиосвязи, радиовещания и телевидения, 2002. http://rrt.neic.nsk.su/frrt/izd/rv t у/.

104. Железняков В. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор, http://www.ezhe.ru/vgik/.

105. Как устроено ухо? // http://www.melfon.ru/TOMSK/kuu.htm

106. Мерло-Понти М. Кино и новая психология. / Пер. М.Ямпольского. www.psychology.ru.

107. Павленко А. Гром гремит, земля трясется. www.softerra.ru.

108. Пси-шпаргалка 2003 2004. http://www.psi.chol.ru/index.html

109. Шмунк Д. Восприятие и сжатие звука// www.websound.rn

110. ЗБ-звук. Часть 2. http://www.3dnews.ru.10. http://alfaland.ioso.ru/projects/sreda/noise. Информация ссайта.11. http://ortv.ru. Информация с сайта.

111. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (методика и практика преподавания языков). СПб., 1999. 452 с.

112. Альманах психологических тестов. М., 1996. 397с.

113. Большая советская энциклопедия. М., 1975. т.21. 640 с.

114. Большой энциклопедический словарь. М., 2003. 1247 с.

115. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка. СПб., 2000. С. 45 46.

116. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. М., 2000. Т. 2. 1084 с.

117. Егоров В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии. М., 1997. 92 с.

118. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Журналистика и лингвистика, коммуникативистика и право, история журналистики и технологии et cetera: дефиниции, термины, концепции, справочные материалы. Бишкек, 2002. С. 164.

119. Краткий психологический словарь // Ред. Петровский А.В. -М., 1985.430 с.

120. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. 672с.

121. Психологический словарь. М., 1996. 440 с.

122. Психология: Словарь. М.,1996. 494 с.

123. Хлебородов В.А., Олефиренко П.П. Телевидение и радиовещание. Словарь терминов. Жуковский, 1999. 232 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.