Крещение Руси в трудах отечественных историков VIII - начала ХХ веков тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.09, кандидат исторических наук Минин, Игорь Владимирович

Диссертация и автореферат на тему «Крещение Руси в трудах отечественных историков VIII - начала ХХ веков». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 70854
Год: 
1999
Автор научной работы: 
Минин, Игорь Владимирович
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
07.00.09
Специальность: 
Историография, источниковедение и методы исторического исследования
Количество cтраниц: 
189

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Минин, Игорь Владимирович

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Отечественные историки XVIII- начала XIX вв. о Крещении Руси 10

ГЛАВА 2. Отечественная историография первой половины

XIX века о Крещении Руси 37

ГЛАВА 3. Отечественные историки второй половины

XIX - начала XX вв. о Крещении Руси 89

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Крещение Руси в трудах отечественных историков VIII - начала ХХ веков"

Вопрос о Крещении Руси, с проникновением христианского вероучения к восточным славянам по многим причинам остается актуальным до сих пор, и, вероятно, будет таковым еще долго. Интерес к этой теме определен тем, что она находится на пересечении важнейших проблем русской культуры и духовности и истории русской государственности. Особый всплеск исследовательской активности был вызван отмечавшимся большим юбилеем - 1000-летием Крещения Руси, о чем свидетельствует выход в свет ряда монографий и сборников, приуроченных к этому событию.1 Интерес к своим корням, а в кризисные и переломные моменты для Российского государства и общества поиск в наработанном веками потенциале прошлого духовной опоры, предопределили оживленные споры вокруг данной проблемы. Многие современные историки, изучающие Древнерусское государство, так или иначе рассматривали тему Крещения.2 Тем не менее, и сейчас справедливо замечание А.И.Клибанова: «История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей в советской историографии».3

Таким образом, налицо парадоксальная ситуация: относительно слабая проработка данной темы при наличии к ней большого интереса.

1 Наиболее известные: Кузмин А. Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М.,1988; Рапов О М. Русская церковь в IX - первой трети XII вв. Принятие христианства. М.,1988; Фроянов И .Я. Начало христианства на Руси.//Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д, Фроянов И Я. Христианство: Античность Византия; Древняя Русь. JI.,1988; сборники - Христианство и Русь (под ред Рыбакова Б. А.). М.,1988; Как была крещена Русь. М.,1990.

2 См. например: Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства Л., 1945; Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений М.,1956; Пашуто В.Г. Внешняя политика Древней Руси. М.,1964; Бахрушин С.В. К вопросу о Крещении Киевской Руси // Религия и церковь в истории России. М.,1975 Тихомиров М.Н. Начало христианства на Руси //Древняя Русь. М.,1975; Янин В Л Как и когда крестили новгородцев?//Наука и религия. 1983. №11. С.27-28,30-31 и другие; см. также сноску №1.

3 Клибанов А.И. Вступительная статья.//Русское Православие. Вехи истории. М.,1989. С.5.

Парадокс вполне объяснимый: существующая традиция разделения советской исторической науки и дворянско-буржуазной историографии мешала усвоению богатого дореволюционного опыта, кроме того, советская историография основное внимание уделяла политическим, экономическим и социальным процессам, рассматривая вопросы церковной истории только как один из факторов данных процессов, или как их отражение. Такой подход был характерен до 1988г. с этого момента советская, а теперь - российская историография начинает изучение истории Русской Церкви и, в первую очередь, вопроса о Крещении Руси не только как вспомогательного, для лучшего понимания тех или иных исторических фактов, но и как проблему, имеющую самостоятельное историческое значение. При росте интереса к данной тематике естественно появление новых концепций и критика уже, казалось, устоявшихся мнений. "Но наряду с созданием новых гипотез возрождаются старые, иногда, к сожалению, без упоминанию их автора4 Все это делает актуальным рассмотрение и анализ мнений, гипотез и выводов дореволюционных историков по данной проблеме. Для изучения их взглядов на проблему Крещения Руси мы решили выбрать период с XVIII века по начало XX века - до 1917г.

XVIII в. - век становления русской исторической науки, до этого времени она базировалась на рукописных материалах, а единственной печатной работой по русской истории являлся «Синопсис»5. 1917г. -переломный момент для истории всей страны - по сложившейся в историографии традиции воспринимается как рубеж и для исторической науки.6

4 Подобный случай описан у Хабургаева Г. А Первые столетия славянской письменной культуры. Истоки древнерусской книжности. М.,1994. С. 121-123.

5 Например: Тихомиров М.Н. О русских источниках «Истории России»// Татищев В.Н. Собрание сочинений. В 8-ми тт. М.,1994. T.l. С.39; Шапиро А Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. Л.,1993. С.133.

6 Например: Шапиро А.Л. Указ. соч.

Несмотря на существование большого количества обобщающих исторических трудов, некоторые частные темы, в том числе и историография проблемы Крещения Руси, остаются слабо разработанными. До 80-ых годов XIX века исследователи обходились краткими обзорами по данной теме, либо полемикой с противоположной точкой зрения на тот или иной сюжет Крещения, которые включались в собственно исторические работы авторов. Лишь с накоплением обширного материала по раннему периоду истории Русской Церкви в конце XIX - начале XX вв. предпринимаются первые попытки его систематизации. Появляется статья И.А.Линниченко, посвященная, в основном, разбору новых на тот момент гипотез Е.Е.Голубинкого, И.И. п

Малышевского и Ф.И.Успенского. К 900-летию Крещения Руси неизвестный автор, писавший под инициалами Н.П. произвел обозрение трудов Киевской Духовной Академии. Но его статья фактически являлась лишь развернутой рецензией на публикации членов Академии.8 Первую серьезную собственно историографическую попытку систематизированной обработки накопленных материалов предпринял в 1903г. А.В. Карташев. Но он рассматривал не только историографию начального периода истории Русской церкви, а всей церковной истории, и коснулся лишь обобщающих трудов по данной теме.9 Специальную работу, посвященную историографии вопроса распространения Христианства до князя Владимира, опубликовала в августе 1917г. Н. Полонская. В своей статье автор проанализировала по выделенным ею ключевым сюжетам мнения и гипотезы как церковных, так и светских

Линниченко И. Современное состояние вопроса об обстоятельствах Крещения Руси.//Труды Киевской Духовной Академии. 1886. Декабрь. С.587-606.

8 П.Н. Обозрение сделанного Киевскою Академией по изучению эпохи св. Владимира.// Труды Киевской Духовной Академии. 1888. Т.П. С.254-259.

9 Карташев А.В. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории.// Христианское чтение. 1903,июнь-июль, С.77-93; 909-922. историков.10 Пожалуй это исследование единственное в дореволюционной историографии, которое может дать общее представление о существующих тогда основных точках зрения по тем или иным вопросам Крещения Руси. Но и эта работа неполна - это лишь «краткий обзор высказанных в исторической науке мнений».11 Кроме того, в статье не рассматриваются вопросы Владимирова Крещения.

После 1917г. и в современных монографиях, касающихся темы распространения Христианства у Восточных славян, рассмотрение работ часто начинается сразу с советского периода. Когда же приводятся взгляды дореволюционных ученых, то наиболее известных и с целью подчеркнуть преимущества методологии советской исторической науки. Но, как уже выше указывалось, с 1988г. ситуация стала меняться. Историки все чаще стали обращаться к дореволюционным материалам. Правда, вновь это делается в виде обзоров, включенных в монографию

1 л или статью. Наиболее полно использовал наработки дореволюционных историков в своей работе О.М. Рапов,13 что позволило Б.А. Рыбакову назвать ее «хорошим путеводителем по бесчисленной литературе вопроса»,14 хотя в самой книге рассматриваются проблемы исторического, а не историографического характера. Тем не менее, необходимость анализа пройденного исторической мыслью пути по вопросу Крещения Руси не уменьшается. Свидетельство тому -появление статьи С.А. Беляева.15 Однако хотя в статье рассмотрен большой материал, автор преследовал достаточно узкие цели: рассмотреть ряд положений труда митрополита Макария с

10 Полонская Н. К вопросу о Христианстве на Руси до Владимира.// ЖМНП. 1917. Сентябрь. С.33-81.

11 Там же. С.36.

12 Например: Кузьмин А.Г. Указ. соч., Фроянов И.Я. Указ. соч., статьи сборника Как была Крещена Русь, Назаренко А.Д. Русь и Германия в 1Х-Хвв.//Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. М.,1994. С.5-138.

13 Рапов О.М. Указ. соч.

14 Рыбаков Б.А. Предисловие.// Рапов О.М. Сказ.соч. С.6. историографической точки зрения. Таким образом, единый анализ по данной проблеме так и не был произведен.

Исходя из вышеописанной сложившейся ситуации, диссертант наметил следующие цели данной работы: рассмотреть историографическую обстановку в российской исторической науке XVII - начала XX вв. по изучению темы Крещения Руси, показать ее многообразие и развитие различных мнений и взглядов в завершенные концепции. По возможности постараться выяснить влияние на гипотезы и мысли исследователей, которое оказывали политические, экономические, философские и другие веяния, существовавшие в науке и обществе в то или иное время. Обозначить противоречия тех или иных концепций, их переплетение и столкновение между собой. Данная цель определила основные задачи исследования.

Крещение Руси, как историко-культурный процесс, имеет свое место во времени и пространстве, свои причины и следствия. И первой задачей исследования является выяснение точек зрения дореволюционных ученых о причинах Крещения. Вторая задача -рассмотрение и анализ взглядов отечественных историков XVIII -начала XX вв. на ход Крещения и хронологию процесса. Поскольку значение Крещения Руси очень велико и спектр его последствий очень широк, то в объеме данной работы представляется невозможным охватить весь диапазон мнений по этому поводу, тем более, что абсолютное большинство исследователей без сомнения давало в целом положительную оценку данному событию. Поэтому третья задача -обзор и анализ мнений дореволюционных историков лишь об одном из последствий Крещения: о строительстве церковной организации и возникновении иерархии.

Беляев С.А. История Христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука.// Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. В кн. I-IX, кн.1. М.,1994. С.33-88.

Поскольку XVIII век - время, когда происходило становление российской исторической науки, и церковная история не существовала в качестве отдельной дисциплины, то данный хронологический период деятельности отечественных ученых рассмотрены в отдельной главе. Для удобства изложения и анализа материала, а также, чтобы четче показать широкий диапазон мнений исследователей, мы сочли полезным рассмотреть историографию XIX века в двух главах - во 2-й и 3-й. Во второй главе исследуется временной отрезок с начала века (момента появления церковной историографии) до второй половины XIX в. (отчетливого оформления буржуазной историографии). И в третьей главе изучаются взгляды историков второй половины Х1Хв. и начала XX в. (до 1917г.)

Объем диссертации не дает возможности охватить все мнения дореволюционных историков по проблемам, связанным с Крещением Руси. Это касается таких вопросов, как: письменность славян, деятельность Кирилла и Мефодия, язычество восточных славян и т.д. Они затрагиваются лишь тогда, когда оказываются столь тесно переплетены с темой проникновения Христианства на Русь, что их невозможно вычленить.

Тесная связь рассматриваемых в данной работе задач, а также близость некоторых исследований дореволюционных историков не позволила в ряде случаев избежать повторения тех или иных положений выводов.

Методологической основой диссертации является диалектический подход, соблюдение принципов историзма и объективности в изложении и анализе взглядов дореволюционных историков на процесс христианизации Руси.

Источниками и материалами для данной работы послужили труды историков, изданные в XVIII - ХХвв. - церковно-исторические, общеисторические, историко-правовые, археологические, конкретнопроблемные. Также привлекалась учебная, популярная литература и периодические издания.

Содержание исследования отражено в статье «Отечественные историки XVIII в. о Крещении Руси»//Вестник СПбГУ. 1996. серия 2. Вып.1, с. 88-91. Материалы диссертации обсуждались на научных конференциях и были опубликованы в виде тезисов к докладам: Личность в истории (методологический аспект), //духовная культура: проблемы и тенденция развития. Сыктывкар. 1994, с. 11-12: «Крещение Руси в трудах историков XVIII века».//Проблемы материальной и духовной культуры народов России и зарубежных стран. Сыктывкар. 1995, с.52-54.

Диссертация написана под руководством д.и.н. профессора И.Я.Фроянова. Ценные замечания и консультативную помощь автор получил также от к.и.н. А.В.Петрова и к.и.н. И.Б.Михайловой. Указаным ученым приношу свою искреннюю благодарность.

Заключение диссертации по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования", Минин, Игорь Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из изложенного выше материала, видно, что проблема Крещения Руси, проблема резкой смены религиозных ориентиров не могла не волновать многих и многих исследователей. Уже в XVIII веке, который традиционно считается периодом зарождения отечественной исторической науки, выкристаллизовываются основные направления изучения ранней истории Христианства в России. Историки того времени находились в плену различных легенд и преданий. Во многих работах зачастую летописный текст пересказывался и комментировался не с целью проверки достоверности сведений, а для заполнения темных мест собственными умозрительными предположениями. Тем не менее, именно тогда закладывается тот фундамент, на котором будут основывать свои построения ученые XIX- XX веков. Так, В.Н.Татищев впервые выделяет и сводит воедино сведения о Крещении Руси и выражает осторожный скепсис в отношении предания об апостоле Андрее. Он же публикует Иоакимовскую летопись, которая служила и до сих пор служит одним из источников по истории Крещения. И.М. Стритгер выпускает свои переводы византийских текстов, также послуживших не одному поколению ученых. Екатерина II, аппелируя в полном согласии с духом эпохи Просвещения к здравому смыслу, решительно отбросила как выдумку пассаж о сватовстве императора Константина к княгине Ольге. Она же обратила внимание на роль вечевого собрания в смене религии. А.Л.Шлецер и И.Н. Болтин выдвинули идею альтернативных путей распространения Христианства - варяжского и болгарского. Многими учеными активно прорабатывается вопрос «домашнего» или «семейного» знакомства князя Владимира с Православием (через посредство бабки - княгини Ольги или жен и наложниц).

В 1 половине XIX века в рамках исторической науки выделяется история Церкви, что очень способствовало изучению проблемы распространения Христианства на Руси. В XIX - начале XX века сильно продвинулась вперед критика отечественных источников, чему немало поспособствовали «скептическая» школа и борьба с нею, а также текстологический анализ летописей А.А. Шахматовым и М.Д. Приселковым. Большое значение имело и введение в научный оборот новых данных ( например, сведения Яхьи Антиохийского), в том числе фольклорных и археологических. Оказали свое влияние на разработку тех или иных аспектов Крещения и общественно-политические течения и взгляды ( славянофилы -западники, либералы и т.д.), а также ослабление духовной цензуры.

Как видно из представленного нами материала, историками XIX -начала XX веков были рассмотрены самые разные аспекты Крещения Руси и при этом сформировались различные, иногда противоположные, концепции. Так, несколько точек зрения оформилось при изучении вопроса о проповеди апостола Андрея Первозванного у славян. Одни исследователи, как А.Н. Муравьев, П. Леопардов, а также авторы популярно-просветительских работ, как Н.А.Белозерская и др., принимали за факт миссионерскую деятельность апостола в «землях киевских и новгородских» полностью доверяя в этом смысле летописному сообщению. Осторожнее подошел к данной проблеме митрополит Макарий (Булгаков). Он попытался проверить сказание при помощи других собранных им источников и материалов. Сам автор был убежден в реальности проповеди апостола, так как не нашел, по его мнению, однозначных контраргументов. Но поскольку доказательства, приведенные им в подтверждение своей версии, также давали возможность различного толкования, то митрополит Макарий сформулировал свой вывод осторожно -он лишь допускает вероятность апостольской проповеди. Целый ряд исследователей:!?. В. Болотов, В.Г.Василевский, А.В. Карташев, С.В. Петровский, М.Н.Сперанский и другие, глубоко изучив не только само сказание, но и апокрифы и другие сопутствующие материалы, заняли еще более сдержанную позицию - отмечая, что поскольку апокрифические сказания во многом правдоподобны, и поэтому нельзя отрицать вероятности посещения апостолом Андреем Первозванным днепровских и ильменских славян, они считают, что большей долей уверенности можно говорить лишь о посещении апостолами Причерноморья. Наиболее крайнюю точку зрения принял Е.Е. Голубинский, а за ним и некоторые другие исследователи. Он категорически отрицал проповедь у славян, и сомневался даже в путешествии апостола по городам Северного Причерноморья.

Дореволюционные ученые попытались изучить сведения о проникновении Христианства к славянам во II-VIII веках. Однако вследствие слабости источников ой базы наблюдались серьезные расхождения в их выводах. Так, А.Ф.Вельтман считал, что Христианство проникло к славянам не позднее IV века. П.Леопардов и Д.И. Иловайский - с VI века, ряд историков, например, митрополит Макарий, В.А. Пархоменко, В.В. Хвойко предполагали, что славяне знакомились с Христианским вероучением эпизодически на протяжении всего периода со II по VIII века. В данном вопросе Е.Е.Голубинский также занял наиболее крайнюю позицию: по его мнению, отдельные ростки Православия могли появиться в племенах тиверцев и уличей не ранее VIII века, однако все исследователи сходились во мнении, что этим росткам не дано было развиться из-за языческой реакции, войн и переселений народов. Тем не менее, большинство ученых признавали, что более или менее твердо о Христианстве среди славян можно говорить, начиная с IX века. Особое место здесь занимает публикация В.Г.Василевского о житиях крымских святых Стефана Сурожского и Георгия Амастридского. Автор, а вслед за ним и многие другие (например, А.В.Карташев) считали, что жития - это источники, повествующие о вторжении неких русов в Крым и их крещении в конце VIII - начале IX века. Правда, некоторые ученые (митрополит Макарий, А.А.Шахматов и другие) видели в них отголосок более поздних событий - Владимирова Крещения. Е.Е.Голубинский опять-таки занимает особую позицию по данному вопросу, находя в этих источниках мало достоверного и считая невозможным рассматривать события конца VII - начала IX веков, опираясь лишь на жития этих святых.

Много интересных наблюдений в дореволюционной историографии было сделано относительно событий 60-ых годов IX века. Во-первых, высказывались разные мнения относительно даты похода на Константинополь: от 860 г. до 867 г. В конце XIX - начале XX веков на оснований исследований Н.Ф. Красносельцев и Ф.М. Россейкин общепринятой датой нападения на столицу Византии стал считаться июнь 860 г. По- разному определялась принадлежность нападавших русов, как киевская (митрополит Макарий, С.М.Сололовьев, В.И.Ламанский, И.Е.Забелин и другие), как азово-таврическая (Д.И.Иловайский, Е.Е.Голубинский, В.А. Пархоменко и другие) или смешанного состава (архимандрит Порфий, Ф.И. Свистун и другие). Рассматривая обстоятельства Крещения этих русов. Историки искали причину такого резкого религиозного поворота либо в военном поражении, либо в желании союза и богатых даров. Лишь немногие ученые (А.Н.Муравьев, ранний К.Н.Бестужев-Рюмин и другие) объясняли Крещение русов «чудесными» причинами. А после публикации работы архимандрита Порфирия (Успенского) в 1864г. «чудесная» версия осталась бытовать только в популярных обзорах русской истории. Кроме того, некоторые исследователи (Н.М.Карамзин, М.Н.Погодин, Д.Ч. Чертков, Д.И.Иловайский, В.А.Пархоменко и другие) говорили о двух Крещениях русов: при Фотии и при Игнатии. Но большинство историков вслед за митрополитом Макарием насчитывали одно Крещение и пытались примирить свидетельства патриарха Фотия и Константина Багрянородного. Оригинальная гипотеза была выдвинута В.И.Ламанским, который считал, что к славянам в качестве миссионеров Фотием были направлены Кирилл и Мефодий.

Традиционно многие историки, опираясь на данные договора Игоря с византийцами, отмечали наличие в Киеве того времени христиан. Однако, несмотря на попытку Е.Е.Голубинского и некоторых других ученых, представить киевских христиан середины X века как господствующую элиту, единая точка зрения поэтому вопросу так и не была выработана из-за недостатка материалов. Гораздо больше работ посвящено Крещению великой княгини Ольги. До второй половины XIX века местом Крещения княгини традиционно считался Константинополь. Затем появляется версия Е.Е.Голубинского о Крещении ее в Киеве, и Д.М. Иловайского о болгарском происхождении княгини и соответственно о Крещении ее в Болгарии. Возникает гипотеза о двух поездках Ольги в Царьград ( Н.И. Костомаров, В.А.Пархоменко, М.Д. Приселков). Датой Крещения княгини Ольги до 30-ых годов XIX века назывался 955 год, но после выхода в свет работ Н.Соколова, архиепископа Филарета и митрополита Макария широко принятой датой стал считаться 957 год. Не сложилось единого мнения среди исследователей и относительно сведений о посольстве Ольги к Отгону и миссии епископа Адальберта: Н.М.Карамзин предположил, что имеет место географическая путаница, и речь надо вести не о Руси, а об острове Рюгем; митрополит Макарий и Д.М.Иловайский считали посольство Ольги политическим, а путешествие Адальберта - инициативой императора; В.А.Пархоменко склонялся к компромиссному варианту: Ольга из-за политических причин желала принять Христианство Римско-Католическое, но обстоятельства изменились и Адальберт опоздал; М.Д. Приселков видел в посольстве Ольги к Отгону одно из проявлений стремления княгини к автокефальному церковному устройству. И это лишь наиболее яркие точки зрения, служившие ориентирами. Кроме того, некоторые историки вообще обошли этот вопрос молчанием. По вопросу Владимирова Крещения в дореволюционной историографии содержится множество различных суждений. Если до 2-ой половины XIX века ученые придерживались летописных сведений относительно времени и места Крещения князя, то в конце XIX -начале XX веков появились активные сторонники Крещения Владимира в Киеве или Василеве ( Е.Е.Голубинский, А.А.Шахматов, А.Н. Яцимирский, В.И. Пичета и др.) После публикации В.Г.Василевского и В.Р.Розена в науке наряду с уже признанным в качестве даты Крещения 988 годом, возник 989 год, причем некоторые из отстаивавших новую датировку допускали личное Крещение киевского князя на 2-3 года ранее - в 986-987 г.г.( Е.Е.Голубинский, А.А.Шахматов, Ф.И.Успенский, И.А.Линниченко, Д.И.Иловайский и другие). При рассмотрении причин смены религий «домашние» факторы (влияние на князя жен и бабки), традиционно с XVIII века привлекавшие внимание историков, постепенно уступают место в работах исследователей 1-ой половины XIX -начала XX веков общественным, политическим и экономическим условиям ( например, И.А. Линниченко, В.И.Сергеевич, В.И. Пичета, Е.И.Вешняков, М.С.Грушевский). То же происходит и с причиной похода на Корсунь - из личных амбиций князя она превращается в государственную необходимость, продиктованную политическими обстоятельствами ( например, В.З.Завиткевич, Ф.И.Успенский, А.Л. Бертье-Делагард). Говоря о процессе христианизации Руси, А.А. Шлецер, Н.М.Карамзин, Н.А.Полевой, М.Н.Погодин, Е.Е. Голубинский и И.И. Малышевский отмечали варяжское влияние, Н.И. Коробка - католическое, И.Н.Болтин и М.Д. Приселков - болгарское, а В.А.Пархоменко - хазарское. С.М. Соловьев, а вслед за ним и другие ученые (например, Д.И.Иловайский, П.П.Мельгунов) писали о важном значении торговых путей для распространения Христианства. Рассматривая итоги Крещения Руси все исследователи кроме церковного устройства отмечали культурно-просветительское влияние, а некоторые из них (например, Н.Г.Устрялов, В.Б. Антонович, С.В.Ешевский, М.С. Грушевский) видели в новой религии основной объединяющий государственный принцип.

Стоит отметить ряд ярких, хорошо заметных параллелей в трудах современных авторов с концепциями и взглядами дореволюционных историков.

Так, при изучении легенды о проповеди апостола Андрея у славян особое внимание в советской историографии уделялось литературным аспектам памятника, то есть возможному времени его создания, включения в летопись, политической и религиозной направленности.1 Ряд наблюдений в этом же направлении был сделан в работах конца XIX века В.Г.Василевского и И.И. Малышевского. А точка зрения Е.Е. Голубинского на достоверность самого факта проповеди, как указывалось выше, стала в послереволюционной историографии классической. Тем не менее, в настоящее время наблюдается попытка возродить концепцию митрополита Макария по данному вопросу.2 А вот сведения о возможном проникновении Христианства к восточным славянам во II- VIII веках, тщательно проработанные митрополитом Макарием, А.Ф.Вельтманом, Д.И.Иловайским,

A.В.Картышевым и другими, в послереволюционной историографии почти, за небольшим исключением,3 не рассматривались. Зато выводы

B.Г.Василевского и ряда других ученых о датировке событий, описанных в житиях Стефана Сурожского и Георгия Амастридского концом VIII -началом IX веков были приняты современной наукой, хотя сведения о Крещении русов, содержащиеся в житиях, признаны недостоверными.4 Много внимания уделялось как в современной, так и в дореволюционной историографии событиям 60-х годов IX века. В сегодняшней исторической науке по-прежнему фигурируют мнения, правда, несколько видоизмененные, выраженные по этому вопросу в прошлом веке или начале нынешнего. Так, идея, высказанная Н.М. Карамзиным, М.П.Погодиным, Д.Ч. Чертковым и некоторыми другими учеными о двух Крещениях Руси, поддерживается

1 Кузьмин А.Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в начальной летописи.// Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С.37-47. Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород.// Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С.48-63

2 Беляев С. А. Вступительная статья//Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн.1. М.,1994. С.37-52

3 См. например: Беляев С. А. Пещерный храм на главной улице Херсонеса (Опыт интеграции и реконструкции)// Византия и Русь. М.,1989. С.26-55; Буданова В.П. Готы в эпоху великого переселения народов.М.,1990. С. 137-144. и др.

4 Рапов О.М. Русская Церковь в IX - первой трети XII века. Принятие Христианства. М. 1988. С.72; Фроянов И Я. Начало Христианства на Руси// Г.Л.Курбатов, Э.Л. Курбатов, Э.Л. Фролов, И.Я.Фроянов. Христианство: Античность. Византия. Русь. Л. 1988. С. 207210 сейчас О.М.Раповым.5 Так же, как существует мнение о сомнительности Крещения Аскольда,6 тоже высказывавшееся некоторыми дореволюционными историками, например, И.П.Елагиным, Н.М.Карамзиным, И.Ф.Г.Эверсом, Е.Е. Голубинским и др. Более того, возрождена отброшенная историками в конце XIX - начале XX века версия о «чудесном» поражении русов - теперь речь идет о «запланированном чуде»7; кроме того, предложена гипотеза о трех походах IX века на Царьград. g

Своеобразная интерпретация событий, частично возрождающая концепцию В.И.Ламанского, предложена в статье М.Ю. Брайчевского.9 Такая преемственность наблюдается и по многим другим темам. Так, вопрос о католическом влиянии на Русь, поднятый Н.И. Коробкой, был активно проработан в монографии Б.Я.Рамма.10 Тема южнославянского влияния активно изучается А.Г. Кузьминым.11 Роль веча в процессе христианизации, подмеченную Екатериной П, изучали в XIX - начале XX веков И.А. Линниченко, В.И. Сергеевич и другие. Сегодня эта тема в центре внимания петербургских ученых.12 По проблемам Крещения Ольги и Владимира в гипотезах дореволюционных авторов и трудах современных ученых параллели столь обширны, что в рамках данной работы возможен лишь их краткий обзор. Так, общепринятой датой путешествия княгини в Царьград

1 Я продолжает оставаться 957 г. Хотя Г.Г. Литавриным и была предпринята

5 Рапов О.М. Указ.соч. С.88-89,100

6 Фроянов И.Я. Указ.соч. С.212-213

7 Рапов О.М. Указ.соч. С. 85-86

8 Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. М.,1963. С. 165-169

9 Брайчевский М.Ю. Неизвестное письмо патриарха Фотия киевскому кагану Аскольду и митрополиту Михаилу Сирину// Византийский временник. М., 1986.С.31-38. С критикой его концепции выступил Г. А. Хабургаев. Первые столетия славянской письменной культуры. Истоки древнерусской книжности. М. 1994. С. 121-124

10 Рамм Б .Я. Папство и Русь. М.,1959.

11 Кузьмин А.Г. Указ.соч., а также Начальные этапы Древнерусского летописания. М. 1977., С.387-388

12 См., например: Фроянов И.Я. Указ.соч. С.243, а также его же Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980: Фроянов И.Я., Дворниченко А.К. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

13 Назаренко А.В. Русь и Германия в IX - X вв // Древнейшие государства Восточной Европы. 1991. М.,1994. С.78; Беляев С.А. Вступительная статья.С.75. попытка пересмотреть ее в пользу 946 г.14 Как уже отмечалось выше, в 70-х годах XIX века развивал свою версию о двух путешествиях Ольги в Константинополь Н.И. Костомаров и ее первую поездку датировал примерно так же - 948 годов. Интересные суждения высказывались историками и относительно посольства Ольги к Отгону I. Точки зрения Н.М.Карамзина, С.А. Гедеонова о географической путанице «Рюген - Русь», так же, как и мнение Б.Я. Рамма об отсутствии русского посольства вообще15 не получили широкого распространения в современной науке. А вот концепция митрополита Макария и некоторых других авторов XIX - начала XX веков о том, что миссия Адальберта - инициатива самого императора, получила свое дальнейшее развитие, в частности, в монографиях А.Н. Сахарова.16 По-другому подошел к этой проблеме А.В.Назаренко. Он считает, что посольство имело и религиозные, и политические цели, продиктованные

17 конкретной обстановкой того времени. Следует отметить, что работы двух последних авторов содержат обширный историографический обзор

18 литературы по вопросам Крещения княгини Ольги.

Как и в дореволюционной историографии, до сих пор дискуссионными остаются обстоятельства Крещения князя Владимира. Тем не менее, основные гипотезы современных исследователей опираются на сведения, опубликованные В.Г.Василевским и В.Р.Розеном, и используют критику отечественных источников, проделанную учеными XIX - начала XX веков, например, Е.Е.Голубинским, А.А.Шахматовым. Базируясь на этих данных, современные авторы, так же, как и дореволюционные историки, тесно увязывают Крещение Руси при Владимире с союзническими отношениями

14 Литаврин Г.Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь. //История СССР. 1981. №5. С. 173-183; К этой точке зрения примкнул и Рапов О.М. Указ.соч. С.35.

15 РаммБ.Я. Указ.соч. С.35.

16 Например, Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М. 1980. С.295-296.

17 Назаренко А.В. Указ.соч. С.69.

18 Сахаров А.Н. Указ.соч. С.260-290; Назаренко А.В. Указ.соч. С.61-80; Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX - XI вв. М.,1993. С.114-119. князя и императора.19 Вслед за Е.Е.Голубинским, А.А.Шахматовым,

И.А.Линниченко в качестве даты Крещения Руси чаще всего принимается

20

989 или 990 год. И.Я.Фроянов, О.М.Рапов допускают также возможность

01

Крещения самого Владимира несколькими годами ранее в Киеве. Летописная дата Крещения Руси - 988 год, защищавшаяся в свое время А.Л.Бертье-Делагардом, И.Е.Забелиным и другими, принимается и в некоторых современных работах. Историографический обзор литературы по проблеме Владимирова Крещения содержится в исследованиях И.Я.Фроянова, О.М.Рапова, С.А.Беляева.23

Как следует из приведенных выше сведений, существует тесная преемственность между дореволюционной и современной историографией. Большинство вопросов, обсуждавшихся с XVII- начале XX веков и по сей день остаются актуальными и остро дискуссионными. Таким образом, можно констатировать, что наследие, оставленное нам предшествующими поколениями историков, представляет огромную ценность для современной науки и должно быть ею востребовано в полной мере.

19 Например: Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С. 358-359; Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М.,1968. С. 74; Рапов О.М. Указ. соч. С.241; Фроянов И.Я. Начало Христианства. С.239 ; Беляев С.А. Вступительная статья. . С.77-78, и др.

20 См. Историографические обзоры по данному вопросу: Рапов О.М. Указ.соч. С.224; Беляев С.А. Вступительная статья. С.78.

21 Фроянов И.Я. Начало Христианства. .С.239 (986 или 987г.); Рапов О.М.Указ.соч. С.245 (988 г.); допускает Крещение князя вторично в 990г. в Херсонесе).

22 Например, Беляев С.А. Вступительная статья. С.79-80; Богданова Н.М. О времени взятия Херсона князем Владимиром // Византийский временник. М., 1986. Т.47. С. 42; 46.

23 Например, Фроянов И.Я. Начало Христианства. с.219-225; Рапов О.М. Указ.соч. с.208-226; Беляев С.А. Вступительная статья. с.75-80

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Минин, Игорь Владимирович, 1999 год

1. Аксаков К.С. ПСС. Т.1.М.Д889 (1-е изд. 1869).

2. Алябьев Н. Рассказы из Истории Русского народа, (от начала Руси до нашествия татар). М., 1873.

3. Амвросий, иеромонах. История Русской иерархии,М.,1807-1815. 4.I-VI.

4. Андреев В. Общеобразовательный очерк Русской Истории, (для средних учебных учереждений). СПб., 1871.

5. Андреев Н. Киевская Русь. СПб., 1910.

6. Андреевский И. Русское государственное право. T.I. СП6.-М.Д866.

7. Андрияшев А. Русская История в рассказах. Киев., 1875.

8. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

9. Антонович В.Б. Лекция вторая: Киев в дохристианское время. Лекция третья: Киев в княжеское время.// Армашевский П.Я., Антонович В.Б. Публичные лекции по Геологии и Истории Киева. Киев., 1897.

10. Ю.Аристов Н.Я. Первые времена Христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей. СПб .,1888.

11. Арцыбашев Н. Повествование о России. T.I-III. М.,1838-1843.

12. Арцыбашев Н. Приступ к повести о Русских. СПб.,1811.

13. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 1855-1863. Вып. 1-8.

14. И.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869,1. Т.1-3.

15. Б/и. Древняя Русь.СПб., 1867.

16. Б/и. Равноапостольный князь Владимир просветитель Руси // Странник 1888. Т.1. С.663-669.

17. Б/и. Русская история. 4.1. СПб.,1837.

18. Б/и. Русское Царство от Рюрика до Петра Великого. М.,1870.

19. Багалей Д.И. Русская история. 4.1. (домонгольский период).Харьков., 1909.

20. Бантыш-Каменский. История Малой России. 4.1. М.,1830.

21. Барсов Н.П. Очерки Русской Исторической Географии. Варшава., 1885.

22. Барсов Т.В. Константинопольский Патриарх и его власть над Русской Церковью. СПб.,1878.

23. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882.

24. Бахметьева А. Рассказы из русской церковной истории. М.,1898. Вып.1-Н.

25. Бахрушин С.В. К вопросу о Крещении Киевской Руси// Религия и церковь в истории России. М.,1975.

26. Безак X. Краткое введение в бытописание Всероссийской империи. СПб., 1785.

27. Белозерская Н.А. Картины Русской Истории от начала руси до нашмих времен. Вып.1. СПб., 1884.

28. Беляев И. Рассказы из Русской Истории .Кн. I. М., 1865.

29. Беляев С.А. Вступительная статья//Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн.1. М.,1994.

30. Беляев С.А. История Христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука.// Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. В кн. I-IX. Кн. I. М.,1994.

31. Беляев С.А. Пещерный храм на главной улице Херсонеса (Опыт интеграции и реконструкции)// Византия и Русь. М.,1989. С.26-55;

32. Берлинский М. Краткая Российская История для употребления юношеству, начинающему обучаться Истории, продолженная до исхода XVIII Столетия. М.,1800.

33. Берлинский М. Краткое описание Киева. СПб., 1820. С.47.

34. Бертье-Делагард А. Как Владимир осаждал Корсунь.// ИОРЯС АН. 1909. Т.XIV.

35. Бестужев-Рюмин К.Н. Биографии и характеристики. СПб., 1882.

36. Бестужев-Рюмин К.Н. О Крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском. СПб., 1865.

37. Бестужев-Рюмин К.Н. Русская История. Т.1. Спб., 1872.

38. Богданова Н.М. О времени взятия Херсона князем Владимиром // Византийский временник. М., 1986. Т.47

39. Болотов В.В. Из истории церкви сиро-персидской. Экскурс Е: Церковный год сиро-халдеев.//Христианское чтение. 1907. Июнь. С.937-965.

40. Болотов В.В.Лекции по истории Древней Церкви. Т.П. С.249-252.

41. Болтин И.Н. Примечания на историю Древния и нынешния России г. Леклерка сочиненныя генерал-майором Иваном Болтиным. Т.1. СПб., 1788.

42. Болтин И.Н. Примечания на историю кн.Щербатова. Т.1. СПб.,1793.

43. Брайчевский М.Ю. Неизвестное письмо патриарха Фотия киевскому кагану Аскольду и митрополиту Михаилу Сирину// Византийский временник. М., 1986.С.31-38.

44. Буданова В.П. Готы в эпоху великого переселения народов.М.Д990.

45. Булгарин Ф.В. Россия в статистическом, географическом и литературном отношениях. Ч. 1-3. СПб., 1837.

46. Бутков П. Оборона летописи русской, Несторовой, от навета скептиков. СПб.,1840.

47. Василевский В.Г. Два письма византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославовичу.//Василевский В.Г. Труды. Т.П. СПб., 1909. С.3-55. (впервые была опубликована в ЖМНП 1875. №182(2). С.270-315.).

48. Василевский В.Г. К истории 976-986г.г. ( из ал-Мекина и Иоанна Геометра).//Труды. Т.П. СПб., С.63-64;или ЖМНП 1876. С.117-178.

49. Василевский В.Г. Хождение Апостола Андрея в стране Мирмидонян.//Васильевский В.Г. Труды. Т.П. СПб., 1909. С.213-296. (ЖМНП 1877. №189(2). С.41-82, 157-185.).

50. Василевский С. Конспект Русской Истории. М., 1874.;

51. Васильев В. История канонизации русских святых. СПб., 1893.

52. Вебер Г. Курс Всеобщей Истории.т.П. История средних веков. М., 1862.

53. Вельтман А.Ф. Дон. I Место ссылки Овидия Назона. II Митрополия Великой и Малой Руси на Дону с IV по IX вв.//Чтение в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете. 1866. Кн.П. С. 1-92.

54. Вернадский Г.С. Очерки по истории науки в России//Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк. 1974. Т. VIII.

55. Веселовский А.Н. Киев-град Днепра.//ЖМНП. 1887. №251. С.298-299.

56. Викторова М.А. Составители Киево-Печерского патерика и позднейшая его судьба. Воронеж., 1871.

57. Вишняков Е.И., Пичета В.И. Очерки Русской истории. М., 1908.

58. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор Русского Права. СПб.- Киев., 1888.

59. Воронов А. Кирилл и Мефодий: Главнейшие источники для истории св. Кирилла и Мефодия. Киев., 1877.

60. Воропаев Ф. Начало России. Рассказ о первых временах Русской Истории. М., 1863.;

61. Гедеонов С.А. Отрывки из исследований о Варяжском вопросе. // Записки Императорской АН. Т.1. Прил.№3.

62. Гиляров Платонов Н.П Собрание сочинений. М.,1899. T.I. С.269-290.

63. Глазунов П. Храмы, построенные св.Владимиром и другими в его время //Труды Киевской Духовной Академии. 1888. Т.2. С. 167-253.

64. Глинка С. Русская история в пользу воспитания. М., 1817.

65. Голубинский Е.Е Обращение всей Руси в Христианство Владимиром и совершенное утверждение в ней христианской веры при его приемниках.//ЖМНП 1877. №190.

66. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. М.1903.

67. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. T.I. 4.1. М., 1880. T.I. 4.2. М.,1881.; 2-е изд.: T.I. 4.1. М„ 1901. T.I. 4.2. М, 1904. T.II 4.1. М., 1900; 4.2. ВыпЛ.М.,1904.

68. Голубинский Е.Е. Христианство в России до Владимира Святого.//ЖМНП 1876. №187.

69. Горский А.В. Жития св. Кирилла и Мефодия// Кирилломефодьевский сборник. М.,1865.

70. Гречушкин С.И. Из Русской истории. Начало христианства на Руси. М.,1910.

71. Грушевский М. Очерк истории Украинского народа. Киев., 1911.

72. Данилевич В.Е. Курс Русских Древностей. Киев., 1908.

73. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995.

74. Десницкий С.Е. Детская Российская история, изданная в пользу обучающегося потомства. Смоленск., 1797.

75. Десницкий С.Е. История Российского государства. Смоленск., 1811.2-е изд.

76. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. Вып. I-IV. Рязань-Москва., 1884-1893. 2-е изд.-Рязань., 1889.

77. Довнар-Запольский М.В. Церковь и духовенство// Русская История в очерках и статьях .Т.1. М.Д909.

78. Евгений (Болховитинов) митрополит Киевский. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. Киев., 1825.

79. Евгений (Булгар) архиепископ Историческое разыскание о времени Крещения Российской Великой Княгини Ольги. СПб., 1792.

80. Екатерина II Выпись хронологическая из истории России. Б/г.

81. Екатерина II Записки касательно Российской истории. Т.1. СПб., 1787.

82. Елагин И. Опыт повествования о России. Кн. I-III. М., 1803.

83. Ешевский С.В. Сочинения по русской истории. М.,1900.

84. Знаменский П.В. Учебное руководство по истории Русской Церкви. СПб.,1904.

85. Иконников В. Опыт исследования о культурном значении Византии в Русской истории. Киев., 1869.

86. Иловайский Д.И. Болгары и Русь на Азовском поморье. //ЖМНП. 1875. №18.С.343-345.

87. Иловайский Д.И. Исторические сочинения.Ч.1. М., 1884.

88. Иловайский Д.И. Исторические сочинения.Ч.З. М., 1914.

89. Иловайский Д.И. История России. Т.1. Периоды Киевский и Владимирский. М., 1906. C.XVIII.

90. Иловайский Д.И. Краткие очерки Русской Истории. М.Д 862.

91. Иловайский Д.И. Разыскания о Начале Руси. Вместо введения в Русскую Историю. М., 1876.

92. Иннокентий (Смирнов) епископ Пензенский. Начертание церковной истории от библейских времен до ХУШвека. Ч. I—II- М., 1834.

93. Кавелин К. Сочинения.Ч.2.М., 1859.

94. ЮО.Кадлубовский А.П. Очерки по истории древнерусской литературы жития святых. Варшава., 1902.

95. Как была крещена Русь. Сб. (без указания ред.). М.,1990.

96. Калинников В.В. Митрополиты и епископы при св. Владимире.// Труды Киевской Духовной Академии. Т.2. С.463-593.

97. ЮЗ.Каптерев Н.Ф. Светские архирейские чиновники в Древней Руси. М., 1874.

98. Ю4.Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I. М.,1989.

99. Карташев А.В. Был ли апостол Андрей на Руси.//Христианское чтение. 1907. Июль С.83-96.

100. Карташев А.В. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории. //Христианское чтение. 1903.Июнь-июль.С.909-922.

101. Карташев А.В. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории.// Христианское чтение. 1903. Июнь-июль.

102. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М.,1993.

103. Карташев А.В. Христианство на Руси в период догосударственный.// Христианское чтение. 1908. Май. С.763-778

104. Клибанов А.И. Вступительная статья.//Русское Православие. Вехи истории. М.,1989.

105. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.,1871.

106. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Курс Русской Истории.Ч.1 .М.,1987.

107. Ковалевский М. Русская история, (для средней школы). 4.1. Вып.1. М., 1907.

108. Коринфский А.А. Народная Русь. М., 1901.

109. Коробка Н.И. К вопросу об источнике русского христианства// ИОРЯС СПб., 1906. T.XI. Кн.Н.

110. Костомаров Н.И. Предания русской летописи. // Вестник Европы. 1873.Т.1. С. 5-34; 570-624; Т.2. С. 7-60.

111. Костомаров Н.И. Славянская мифология. М.,1995.

112. Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян. М.,1868.

113. Красносельцев Н.Ф. Типик церкви св. Софии в Константинополе (1Хв.)// Летопись историко-филологического общества при Императорском Новороссийском университете. Одесса.,1892. Т.2. С.164-165.

114. Кузмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М.,1988;

115. Кузьмин А.Г. Начальные этапы Древнерусского летописания. М., 1977

116. Кузьмин А.Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в начальной летописи.//Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С.37-47.

117. Лавров А. Протоирей. Очерк истории Русской Церкви. М.Д 880.

118. Ламанский В.И. Появление и развитие литературных языков у народов славянских.//ИОРЯС 1901. Т.VI. Кн.1.

119. Ламанский В.И. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник: Критические замечания. Пг., 1915.

120. Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представлениях с IVb. по XX в. М., 1903. 2-е изд.

121. Левек П.Ш. Российская история, сочиненныя из подлинных летописей из достоверных сочинений и из лучших Российских историков. М., 1787.

122. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М.Д956;

123. Леопардов Н. О начале Славяно-Руси со стороны Историко-Археологической. Киев., 1892.

124. Линниченко И. Вече в Киевской области. Киев., 1881.

125. Линниченко И. Современное состояние вопроса об обстоятельствах Крещения Руси. //Труды Киевской Духовной Академии. 1886. Декабрь. С.587-606.

126. Литаврин Г.Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь. //История СССР. 1981. №5. С.173-183;

127. Литаврин Г.Г. Формирование и развитие Болгарского раннефеодального государства (конец VII-начало XI вв.) //Раннефеодальные государства на Балканах VI-XII вв. М.Д 985.

128. Ломоносов М.В. Краткой российской летиписец с родословием. СПб., 1760 .

129. Львов П. Храм славы Российских героев. СПб., 1803.

130. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. Л.,1945;

131. Макарий (Булгаков) История Русской Церкви. T.I-III. СПб., 1857; (были переизданы с исправлениями СПб., 1868г.). T.IV-V 1866; Т.VI - 1870; Т. VII - 1874; Т. VIII -1877; Т.Х-1881; T.XI-1882; T.XII-1883.

132. Макарий (Булгаков) История Христианства в России до равноапостольного князя Владимира. СПб., 1846.

133. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1994-1997. Kh.I-VII.

134. Малышевский И.И. Сказание о посещении русской страны св. Апостолам Андреем.//Труды Киевской Духовной Академии. 1888.Т.II. Июнь (6). С. 300-350.

135. Мальгин Т. Зерцало Российских государей изображающее. СПб., 1794.

136. Мацеевский В.А. История первобытной Христианской церкви у славян. Варшава., 1840.

137. Мельгунов П.П. Очерки по Истории Русской торговли. М.,1905.

138. Миллер Г.Ф. «О народах, издревле в России обитавших». СПб., 1788.

139. Миллер Г.Ф. Происхождение имени и народа Российского. СПб., 1749г.

140. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб., 1913.

141. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб., 1913.

142. Муравьев А.Н. История Российской Церкви. СПб., 1838.

143. Муравьев М.Н. ПСС, 4.2. СПб., 1819.

144. Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород.// Летописи и хроники: 1973. М., 1974.

145. Н.Г-в (Гиляров Платонов Н.П.) История Русской церкви Макария епископа Винницкого. T.I. и II. Спб., 1857. В 12 томах// Русская беседа. М.,1859. Ч.Ш. Раздел: Критика С. 1-36.

146. Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX XI вв. М., 1993

147. Назаренко А.В. Русь и Германия в IX X вв // Древнейшие государства Восточной Европы. 1991. М., 1994.;

148. П.Н. Древнейшие изображения св.Владимира.//Труды Киевской Духовной Академии. 1888. Т.2. С.443-562.

149. П.Н. Обозрение сделанного Киевскою Академией по изучению эпохи св. Владимира.// Труды Киевской Духовной Академии. 1888. Т.П. С254-299.

150. Папандопуло-Керамевс А.П. Акафист божьей матери. Русь и патриарх Фотий. // Византийский временник. СПб., 1903. Т. X. Вып. 3-4.

151. Пархоменко В.А. Древнерусская княгиня Святая Равноапостольсная Ольга (вопрос о Крещении ее). Киев.,1911.

152. Пархоменко В.А. Начало Христианства на Руси. Очерк из истории Руси IX-Xbb. Полтава.,1913.

153. Пашуто В.Г. Внешняя политика Древней Руси. М.,1964.

154. Петровский С.В. Апокрифические сказания об Апостольской проповеди по Черноморскому побережью. Время образования этих сказаний.//Записки Императорского Одесского общества Истории и Древностей. Одесса. Т. XX. 1897. С.29-148. T.XXI.1898. С.1-184.

155. Пештич СЛ. Русская историография XVIII века. 4.1-3. Л., 1961-1971.

156. Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. Краткая Российская церковная история. М., 1805.

157. Погодин М.П. Древняя Русская История до монгольского ига. Т. I. М.,1871.

158. Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. T.III. М.,1846.

159. Погодин М.П. Нестор, историко-критическое рассуждение о начале русских летописей. М.,1839.

160. Погодин М.П. Рецензия на Историю Христианства. Макария (Булгакова)//Московитянин.1846. 4.2. №3. Раздел Русская библиография. С.256-257.

161. Полевой Н. История Русского народа. T.I. М.,1829.

162. Полевой Н. Обозрение русской истории до единодержавия Петра Великого. СПб.,1846.

163. Полевой Н. Русская История для первоначального чтения. 4.1. М.,1835.

164. Полетаев Н.И. Ученый труд об ученом иерархе. Казань., 1889; или он же, то же самое//Православный собеседник. Казань. 1889. №12. С. 513-554.

165. Полонская Н. К вопросу о Христианстве на Руси до Владимира. // ЖМНП 1917.Сентябрь. С.33-80.

166. Порфирий (Успенский) архимандрит. Четыре беседы Фотия святейшего архиепископа Константинопольского и рассуждения о них. СПб., 1864.

167. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХП вв. СПб., 1913

168. Пушкарев С.Г. Историография Русской Православной церкви.//3аписки русской академической группы в США. Нью-Йорк., 1974. Т. VIII.

169. Рамм Б.Я. Папство и Русь. М. ,1959.

170. Рапов О.М. Русская церковь в IX первой трети XII вв. Принятие христианства. М.Д988.

171. Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883.

172. Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия., Патриарха Константинопольского. Сергиев Посад.,1915.

173. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. М., 1963.

174. Рыбаков Б.А. Предисловие.// Рапов О.М. Русская церковь в IX первой трети XII вв. Принятие христианства. М.,1988.

175. Савельев Н.В. История Северо-Восточной Европы. Отд. I-II. СПб.,1841-1842.

176. Самоквасов Д.Я. Главнейшие моменты в государственном развитии Древней Руси и происхождении Московского государства. Варшава., 1886.

177. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980.

178. Свистун Ф.И. Спор о Варягах и Начале Руси. Историко-критическое исследование. Львов., 1887.

179. Сергеевич В. Вече и Князь. М., 1867.

180. Сергеевич В. Русские .юридические древности. СПб., 1900-1903. Т.1-3.

181. Словарь Сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. СПб., 1901-1905. Т. 1-2.

182. Смеловский А. О распространении Христианства в Паннонии и о переводе Ульфилы Епископа Готского.//ЖМНП 1841. №32. С. 153-180.

183. Соколов Н. О времени Крещения Российской Великой Княгини Ольги.// Опыты упражнений воспитанников Киевской Духовной Академии. Киев.,1832. Т. I.

184. Соловьев С.М. История России с Древнейших времен. Кн. 1.Т. 1-2. М., 1988.

185. Сперанский М.Н. Апокрифические Деяния Апостола Андрея в Славяно-Руссих списках.//Древности. Труды Императорского Московского Археологического общества. 1894. T.XV. С.35-75;

186. Спицин А.А. Расселение древнерусских племен по археологическим данным.//ЖМНП Август. 1899. С. 301-340.

187. Спицин А.А. Русская историческая география. Пг.,1917.

188. Срезневский И.И. Святилища и обряды языческого богослужения древних славян. 1848.

189. Срезневский И.И. Чтения о Древних Русских Летописях (чт.1-3)// приложения ко II тому Записок Императорской АН №4. СПб., 1862.

190. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 1-2. СПб., 1902.

191. Станюкевич А. История России для народного чтения. Кн.1. Русь Языческая. (862-988). СПб., 1861.

192. Странник, (журнал). 1887., T.I. С.160-165.

193. Стриттер И.М. Известия византийских историков, объясняющих российскую историю древних времен и переселения народов. Собранные и хронологическим порядком расположенные И. Стриттером». В 4 т. СПб., 1770-1775.

194. Стриттер И.М. История Российского государства. 4.1. СПБ., 1800. 2Ю.Суханов М. Историческое исследование о Соборах Российской церкви. СПб., 1803.

195. Татищев В.Н. История Российская. В 8-ми томах. М., 1994-1996.

196. Терновский Ф.А. Очерк исторического движения русской религиозно-церковной жизни.// Православное обозрение. 1870. Январь. С.38-67.

197. Тихомиров М.Н. Начало христианства на Руси.//Древняя Русь. М.,1975.2М.Тихомиров М.Н. О русских источниках «Истории Российской» // Татищев В.Н. История Российская. Т.1. 4.1. М.,1994.

198. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. Kh.I-IV. М.,1866-1870.

199. Успенский Ф. Русь и Византия в X веке. Одесса., 1888.

200. Устрялов Н Руководство к первоначальному изучению Русской истории. СПб.,1840.

201. Устрялов Н. О системе прагматической Русской истории. СПб.,1836.

202. Фаминицын А С. Божества древних славян. СПб., 1884.

203. Филарет (Гумилевский) архиепископ 4ерниговский. История Русской церкви. М.-Рига., 1847-1848. T.I-V.

204. Филиповский Е. Краткое историческое и хронологическое описание жизни великих князей и государей. М., 1805.

205. Фроянов И.Я. Древняя Русь. СПб., 1995.

206. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси.//Курбатов Г.Д., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность; Византия; Древняя Русь. Л.,1988.

207. Фроянов И.Я., Дворниченко А.К. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

208. Фроянов И.Я.Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

209. Фундуклей И. Обозрение Киева в отношении к древностям. Киев.,1847.

210. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. Истоки древнерусской книжности. М., 1994.

211. Хвойко В.В. Древние обитатели Среднего Поднепровья и их культура в доисторические времена. Киев., 1913.

212. Хилков А.Я.(Манкиев А.И.) Ядро Российской истории. М., 1770.

213. Христианство и Русь (под ред. Рыбакова Б.А.) М.,1988.

214. Церковный вестник. 1888. Т.14. С.509-510, 553-554, 536-540, 564, 59,774776.232.4ертков Д.4. О переводе Манасиной летописи на славянский язык//Русский исторический сборник. М.1843. Т.6.

215. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993.

216. Шахматов А.А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

217. Шахматов А.А. Киево-Печерский Патерик и Печерская Летопись// ИОРЯС 1896. Т. 1.

218. Шахматов А.А. Корсуньская легенда о Крещении Владимира .СПб., 1906.

219. Шахматов А.А. Разыскания о Древнейших Русских летописных сводах. СПб., 1908.

220. Шестаков С.П. Очерки по истории Херсонеса в VI -X вв. по Р.Хр. // Памятники Христианского Херсонеса. М., 1908. Вып.З.

221. Шлецер А.Л. Нестор. Русские летописи на Древле-славянском языке. 4.1-III. СПб.,1809-1819.

222. Шлецер А.Л. Представление всеобщей истории (пер. А.Барсова). М., 1791.

223. Щапов А.П. Смесь Христианства с язычеством и ересями в древнерусских сказаниях о мире. //Сочинения.ТГ Спб., 1906. С.33-45. или Православный собеседник. 1861.4.1. Апрель. С.249-283).

224. Щекалов А. Картина России изображающая историю и географию. 4.1. М., 1867.

225. Щербатов М.М. История Российская с древнейших времен. Т.1. СПб.,1776.

226. Щербина В.О Киевской Старине. Киев., 1896.

227. Эверс Г. Предварительные критические исследования для Российской истории. 4.1-II. М.Д825.

228. Эмин Ф. Российская история жизни всех древних от начала России Государей. Т. 1. СПб., 1767.

229. Юнгфер К. Рассуждение о политическом состоянии Российской империи. М.Д831.

230. Янин В.Л. Как и когда крестили новгородцев?//Наука и религия. 1983. №11 с. 27-28,30-31.

231. Яцимирский А.Н. Византия и влияние ее на Русь //Русская История в очерках и статьях.Т.1. 1909.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 70854