Криминологическая характеристика религиозной среды :Особенности преступности и нетрадиционные технологии подчинения лидеру организации адептов-последователей тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.08, кандидат юридических наук Вагина, Наталья Борисовна

Диссертация и автореферат на тему «Криминологическая характеристика религиозной среды :Особенности преступности и нетрадиционные технологии подчинения лидеру организации адептов-последователей». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 88690
Год: 
2000
Автор научной работы: 
Вагина, Наталья Борисовна
Ученая cтепень: 
кандидат юридических наук
Место защиты диссертации: 
Ставрополь
Код cпециальности ВАК: 
12.00.08
Специальность: 
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Количество cтраниц: 
185

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Вагина, Наталья Борисовна

Введение.

ГЛАВА 1. Религиозное и преступное.

1.1 Криминологические и социально-правовые проблемы изучения религии как условия и среды делинквентности.

1.2. Религиозное и противоправное, как взаимосвязанные составляющие.

1.2.1 Криминологический подход к религии как институту, не способствующему человеку в выборе верных жизненных ориентиров.

1.2.2 Криминология религии, основанная на идеях психоанализа.

1.2.3 Соотношение религиозного и преступного в поведении человека.

1.3 Возможные преступные деяния религиозных организаций по отношению к своим членам.

1.4. Организационная структура нетрадиционных религиозных организаций и ее особенности, позволяющие обеспечить высокую степень централизации управления.

ГЛАВА 2. Религия как технология управления сознанием и обеспечения эмоциональной и психологической зависимости адепта-последователя от лидера религиозной организации.

2.1. Восприятие религиозного адептом-верующим.

2.2. Религия как технология управления адептом-последователем.

2.2.1. Место идеи-доминанты в процедуре управления сознанием адепта-последователя.

2.2.2. Медитация - как метод трансформации сознания адепта-верующего.

2.2.3. Дианетическая технология трансформации сознания - технология подчинения адепта-последователя воле руководителя религиозной организации.

2.3 Слово и текст в трансформации сознания человека. Словесно-образное и эмоционально-волевое управление состоянием человека.

ГЛАВА 3. Законодательное регулирование деятельности религиозных объединений и особенности преступности в религиозной среде.

3.1. Религиозное объединение как субъект права.

3.2. Место религиоведческой экспертизы в криминологическом прогнозировании.

3.3 Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельности религиозного объединения.

3.4. Преступность в религиозной среде: феноменология, этиология, превенция.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Криминологическая характеристика религиозной среды :Особенности преступности и нетрадиционные технологии подчинения лидеру организации адептов-последователей"

Актуальность исследования. В докладе аналитиков Государственной Думы РФ «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций» отмечено, что в нашей стране в различные культовые образования вовлечено от 3 до 5 миллионов человек, 70 процентов из них -молодежь от 18 до 25 лет, 80 процентов адептов - с высшим и средним образованием, студентов - около 1 млн. человек, из них 25-30 процентов бросили учебу. Разрушено более 200 тысяч семей, не меньше появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителями, ушедшими в секту. Выйти самому из секты очень сложно, а вернувшиеся домой - полуинвалиды, неспособные работать, учиться, находить себя в жизни и обществе. Десятки тысяч человек под внушением тоталитарных сект продавали свои квартиры, отдав деньги и себя «учителям» секты1.

Вместе с этим преступность в религиозной среде остается фактически латентной, так как жертвы преступлений, будучи подвергнутыми нетрадиционным технологиям воздействия со стороны лидеров религиозных организаций, не считают себя жертвами и не обращаются за защитой, сохраняя свое положение в секте в тайне от близких и общественности. И только факты, ставшие предметом разбирательства мировой общественности и международной уголовной юстиции, дают криминальную статистику. В 1995 году религиозная секта «Аум Синрике» отравила пять тысяч пассажиров токийского метро боевым отравляющим веществом, деятельность российского отделения секты была запрещена в судебном порядке, лидеры организации находятся под следствием. При расследовании этого злодеяния была выявлена масса иных преступлений, совершенных сектантами: убийства, отравления, шантаж

1 Буйда Ю. Между собакой и волком: государство, общество, церковь оказались перед липом серьезной угрозы. Эта угроза - религиозные секты //Известия от 04.07.98 г. и т.п. Некоторые религиозные организации тяготеют к подбору в свои ряды лиц из интеллектуальной элиты общества, проявляют интерес к химическим, биологическим и иным наукоемким средствам террора, в том числе и к ядерному оружию. К арсеналу средств террора могут быть отнесены также сами методы, приемы и технологии направленного воздействия на психику человека, применяемые в религиозной (квазирелигиозной) среде.

Такие «средства» могут стать с широким развитием Интернета компонентой пока гипотетического, но принципиально не невозможного психотропного оружия. И тогда терроризм обретет иное содержание и глобальные масштабы. Методики, технологии воздействия на адепта-верующего позволяют в кратчайшие сроки формировать многомиллионные структуры-организации (созданная в начале девяностых и запрещенная в прошлом году в Китае религиозная организация Фалун Гун имела в своем составе 75 миллионов членов).

Латентный характер преступности в религиозной среде, применение нетрадиционных технологий подчинения адепта воле лидера организации, использование подобных технологий в террористических целях, умело организованная и своеобразная «закрытость» от общества религиозных (квазирелигиозных) организаций делают проблему противодействия преступности в такой среде задачей сложной и важной; эти же обстоятельства делают проблему изучения преступности в религиозной среде актуальной для исследования.

В нетрадиционных организациях рядовой член организации, ввиду умело применяемых лидерами организации методов управления сознанием, обманным путем лишается способности самостоятельно принимать жизненно важные для себя решения. Он становится неспособным поступать самостоятельно, согласно своих воззрений, на основе своих умозаключений, своих взглядов. Он лишается, из-за применения к нему методов воздействия на сознание, способности поступать по своей воле, становится психически несамостоятельным, «ведомым», отдавая добровольно роль «ведущего» лидеру своей организации. В свою очередь и сам лидер местной религиозной община ны является по этим же самым причинам в такой же зависимости, как и рядовой адепт организации, он тоже находится в зависимости от лидера, пребывающего на более высокой ступеньке должностной иерархии в религиозной организации.

Во всех религиозных (квазирелигиозных) организациях применяются, в общем-то, одни и те же в своей основе технологии, используются одни и те же принципы, одни и те же методы деформации сознания. Разница в «технологиях» очень небольшая и обусловлена она целевыми (идеологическими) установками лидеров организаций того или иного типа. Есть лидеры организаций тяготеющие к смешению религиозных взглядов с политическими, к смешению власти религиозной и светской, поэтому в их деятельности чаще проявляются элементы политики и борьбы за власть. Лидеры организаций другого типа преследуют сугубо экономические цели. Они ориентированы на «спокойный» вариант осторожного, неторопливого, профессионального, технологичного, многолетнего «выжимания пота» из своих адептов. Их мало интересует идеология и политика, их интересуют экономика, бизнес, финансовый результат. И они стремятся обеспечить себе комфортные материальные и психологические условия существования в обществе до конца дней своих. Лидеры «нетрадиционных» организаций другого типа тяготеют к действиям решительным и несколько поспешным, в том числе применяют и террор как средство достижения экономических и политических целей. Итак, опасность некоторых религиозных организаций для общества очевидна. История дает немало примеров, когда даже авторитетные и очень даже авторитетные религиозные организации поступали не совсем разумно, и последст-*Г вия эти был печальны (например, существование в системе католицизма инквизиции; хотя эта проблема не имеет однозначного ответа и до сих пор, несмотря на признание католицизмом некоторых своих ошибок). Опасные для общества религиозные организации существуют, их опасность возрастает. Угроза обществу от этих организаций состоит в том, что в них подавляется личность адепта, рядовой член общины лишается самостоятельности.

В декабре 1996 года Государственная Дума РФ обратилась к Президенту РФ с выражением глубокой обеспокоенности относительно опасных последствий воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России. В своем Обращении Дума с тревогой констатировала факт деятельности в Российской Федерации большого количества новых религиозных организаций, в том числе деструктивных и жестко руководимых из-за рубежа. Государственная Дума отмечала, что работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется действиям специальных служб. Особенно преуспела в этом американская «Сайентологическая церковь». Ее проникновение зафиксировано на режимных предприятиях и предприятиях ВПК в различных регионах России.

В научном центре судебной психиатрии, констатировала Дума, на экспертизе находились лица из деструктивных религиозных организаций, совершившие общественно опасные деяния. Религиозные организации собирают информацию обо всех своих адептах и затем передают эту информацию для централизованной обработки и анализа, в том числе в специальные пункты за рубежом. Некоторые из этих организаций, по сведениям Думы, известны на Западе как злостные неплательщики налогов, известны судебными процессами по фактам нанесения психического и физического ущерба своим адептам, проникновением в государственные органы1. Поэтому задача поиска путей противодействия асоциальным, противоправным, преступным действиям в религиозной среде является актуальной задачей криминологии и других правовых наук.

Ш Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследо

1 Обращение Государственной Думы «К Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15.12.96 //Библиотечка Российской газеты. 1997. Вып. 16. с. 176 вание особенностей преступности в религиозной среде, обусловленных применением нетрадиционных технологий подчинения адепта-верующего воле лидера религиозном организации.

Для достижения целей исследования предусматривалось решить следующие задачи:

- проанализировать существующие в криминологии подходы к проблеме преступности в религиозной среде;

- дать краткую характеристику и провести сравнительный анализ нескольких нетрадиционных известных и описанных в источниках религиозных и им подобных технологий воздействия на сознание адепта-верующего с целью выявления того общего и типичного, что присуще всем религиозным (квазирелигиозным) технологиям и может рассматриваться как базисное начало при решении проблем борьбы с преступностью в религиозной среде;

- выявить имеющиеся в российском законодательстве, регламенти-^ рующем деятельность религиозных организаций, пробелы и недостатки, которые могут быть использованы лицами с криминальными наклонностями из религиозной среды;

- оценить принципиальную возможность использования религиоведческой экспертизы для оценки степени потенциальной опасности религиозной организации для общества, граждан, членов самой организации.

Состояние научной разработанности темы. Данная тема исследовалась рядом отечественных и зарубежных ученых. В советский период преступность в религиозной среде рассматривалась как явление, обусловленное базовыми ценностями самой религиозной идеологии. Наиболее определенно отношение атеистического подхода выражено в работе Шейнмана М.М. «Религиозность и преступность» (1927). Поскольку в советский период преступ-4> ность в религиозной среде занимала в общем объеме преступности исключительно малую долю, то данная тема рассматривалась исследователями лишь эпизодически. Правда, не было тогда и нынешней «волны религиозности». В постсоветский период тема привлекла внимание ряда исследователей: юристов, религиоведов, философов, психологов и т.д. Полно и разносторонне проблема религиозного и противоправного проанализирована в работе Тихо-нравова Ю.В. «Судебное религиоведение» (1998).

На Западе проблеме преступности в религиозной среде внимание уделялось больше, там общественность уже с шестидесятых годов двадцатого века испытала на себе «влияние» новых религиозных культов, была обеспокоена проблемой ухода молодых людей в секты и вопросами, связанными с психической реабилитацией лиц, подвергшихся воздействию «нетрадиционных религиозных технологий»; там заметили, что лидеры некоторых религиозных организаций в короткий срок сколачивают себе баснословные состояния путем нещадной эксплуатации своих «собратьев по вере». Члены религиозных сект становятся не просто марионетками в руках лидера, они тотально теряют способность ориентироваться в жизненных ценностях. Однако, зарубежные исследователи, сопоставляя преступность и религиозность в обществе, делают нередко взаимоисключающие выводы. Противоречия объясняются отсутствием методик, адекватно отражающих взаимозависимость религиозности и преступности. Простые варианты методик объективного, достоверного и системного результата не дают. Проблема религиозного и преступного стала актуальной буквально несколько лет назад, когда некоторые религиозные сообщества стали преследовать политические цели и когда в мире стало расти число лиц, овладевших нетрадиционными технологиями подчинения адепта своей воле. Поэтому сама задача исследования криминологических характеристик религиозной среды выдвигает новые и малоизученные вопросы.

Методология и методика исследования. Основой методологии при разработке темы являются законы и категории материалистической диалектики. На этой базе определялись пути к пониманию природы и сущности преступности в религиозной среде, ее причины и условия. Методическую базу диссертации составляют общенаучные методы познания социальных процессов: социологический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, системный, дедукции и индукции и другие; использовались методы наблюдения, опроса, экспертной оценки; специфика предмета исследования не позволила продуктивно использовать наиболее традиционные в криминологии методы исследования: статистический, анкетный, анализ документов.

Теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых современности и прошлого по вопросам криминологии, философии, психологии и психологии религии, межличностных отношений в религиозной и околорелигиозной среде, по вопросам взаимоотношений «лидер-последователь», комментарии текстов, которые относят к «священным» в различных религиях, труды по теории права, теории уголовного права, социологии религии. Большой вклад в понимание проблемы преступного и религиозного внесли Ю.М. Антонян, В.И. Арестов, А.Я Вилке, P.P. Галиакбаров, Г.В.Ф. Гегель, Т. Гоббс, Э. Дюркгейм, В.В Клочков, Е.П. Ким, В.И. Ленин, Г.П. Лупарев, К. Маркс, Л.Н. Митрохин, C.B. Позны-шев, К.Б. Привалов, П.В. Пчелинцев, A.M. Руткевич, П.А. Сорокин, 3. Фрейд, М.М. Шейнман, Ю.В. Тихонравов, Д. Фрезер, Ф. Энгельс, К.Г Юнг. Основной эмпирический материал получен в результате опросов лиц, пребывавших в «нетрадиционных» религиозных организациях, а также опросы юристов.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является первой работой, посвященной проблеме преступности в религиозной среде, рассматриваемой с позиций анализа технологий подчинения адепта-верующе го воле лидера организации и с позиций анализа технологий трансформации и деформации сознания, применяемых в нетрадиционных для нашей страны религиях.

В работе обосновывается принципиальная возможность обеспечения жесткой зависимости рядового члена религиозной организации от воли лидера. Использование такой зависимости противоречит декларируемому в российском законодательстве тезису о свободном волеизъявлении добровольно объединившихся в организацию граждан для совместного исповедания веры, противоречит общечеловеческим нормам морали. В ней определены те условия и факторы, которые позволяют лидеру религиозной организации обеспечить тотальную зависимость адепта-верующего своей воле, дезориентировать рядовых членов организации относительно ценностных жизненных ориентиров, в том числе относительно действующих в стране правовых норм, в целях решения собственных задач лидера, иногда противоправных и даже преступных.

Вскрыты те имеющиеся законодательные условия и факторы, которые делают религиозную среду для лиц с криминальными наклонностями и с амбициозными запросами желанной сферой приложения своих сил и способностей.

Сделано сопоставление правовой базы для проведения религиоведческой экспертизы с принципиально возможной, но не предусмотренной нормативными актами экспертизой по оценке степени потенциальной опасности религиозных организаций.

Основными положениями, выносимыми на защиту являются:

1. Обоснование положения о том, что преступность в религиозной среде является нередко следствием реализации достаточно действенных религиозных методик и «технологий» управления сознанием рядового члена организации со стороны лидера религиозной организации, когда адепт становится тотально зависимым от лидера организации эмоционально, психически и даже материально.

Обоснование общности основ и принципов управления сознанием адепта во всех нетрадиционных религиозных организациях, при кажущейся несхожести вероучения, религиозного культа и религиозной идеологии в разных организациях. Эта общность допускает возможность использования единой методологии мер по предупреждению преступности в религиозной среде. Знание основ и принципов трансформации и деформации сознания адепта-верующего позволит судьям, следователям, прокурорам и другим лицам, занимающимся вопросами преступности в религиозной среде, решать задачи предупреждения преступности и борьбы с ней с пониманием специфического воздействия лидера организации на адепта-верующего, со знанием возможностей такого воздействия.

2. Принципиальная схема управления в нетрадиционных религиозных организациях, отличающаяся от схем управления в мировых религиях наличием «оперативной составляющей содержания культовой деятельности». Такая составляющая является, с одной стороны, средством, обеспечивающим тотальное управление организацией, с другой - средством исключающим овладение технологией в полном объеме лицами, участвующими в культовой деятельности, она обеспечивает «закрытость» технологии от несанкционированного ее использования иными, кроме лидера-основателя, лицами.

3. Положение по обоснованию желательности и необходимости корректирования отдельных норм, регламентирующих деятельность религиозных организаций. Существующий нормативно закрепленный порядок контроля и надзора за деятельностью религиозных, общественных, благотворительных и иных некоммерческих организаций ориентирован на обеспечение дифференцированного режима жесткости этого надзора и контроля. Степень жесткости определяется организационно-правовой формой некоммерческой организации. Религиозная организация, обретая статус благотворительной, становится организацией с невыраженным правовым режимом контроля за ее деятельностью со стороны государства, она обретает двойной статус с полярными по степени жесткости режимами контроля. Это негативное обстоятельство требует законодательного урегулирования.

4. Обоснование целесообразности проведения криминологической экспертизы существующей нормативной базы и проектов правовых актов на предмет обеспечения должных правовых условий, исключающих использование правовых коллизий в криминальных целях.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения диссертации могут быть использованы при совершенствовании российского законодательства, иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность религиозных организаций, при разработке организационно-методических рекомендаций для должностных лиц по вопросам преступности в религиозной среде и борьбы с ней. Положения и выводы диссертации могут быть использованы следователями, прокурорами, судьями, работниками органов юстиции, занимающимися проблемами расследования преступности в религиозной среде, выполняющими задачи контроля и надзора за деятельностью религиозных организаций. Они могут быть использованы также в учебном процессе юридических вузов, при чтении курсов "Криминология" и "Уголовное право".

Апробация результатов исследования. Выводы и рекомендации исследования были использованы автором при подготовке методических материалов и чтении курса "Судебное религиоведение" в Ставропольском государственном университете. Отдельные результаты исследования публиковались в научных изданиях, докладывались и обсуждались на научных конференциях и семинарах в Ставропольском государственном университете, Северокавказском техническом университете, на межвузовских конференциях.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных нормативно-правовых источников и литературы, приложений. Общий объем работы 185 машинописных страниц.

Заключение диссертации по теме "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Вагина, Наталья Борисовна

Заключение

Религиозная среда в нашей стране достаточно пестрая; есть религии, роль которых законодательной властью признана как особая в истории России, в становлении ее духовности и культуры1, есть религиозные организации, которые называются в официальных документах органов государственной власти как деструктивные, тоталитарные и т.д.2. Отдельные асоциальные личности используют религиозные (или, правильнее, квазирелигиозные) методики воздействия на сознание с целью подчинения адепта-верующего своей воле, направляют деятельность своих «религиозных» организации не во благо общества, а во вред, в том числе во вред самим членам организации, побуждая адептов-верующих на преступную деятельность.

Подчинение адептов воле лидеров может принимать тотальные, гипертрофированные формы и служить для достижения лидером корыстных целей, в том числе преступных.

Грань, отделяющая религиозное от квазирелигиозного самостоятельно человеком практически не распознается, член организации, надеясь найти ответ на свои проблемы в религиозной среде, может в короткий срок оказаться дезориентированным относительно реальных жизненных ценностей, относительно своих возможностей и места лидера религиозной (квазирелигиозной) организации в своей жизни.

Психическая, эмоциональная и иная зависимость адепта от лидера тотально может лишить его самостоятельности, избавиться в будущем от этой зависимости бывает сложно или даже невозможно. Изначально лидер может быть и не ставил себе криминальных или антисоциальных целей, но обретая с годами тотальную власть над своей «паствой», он сам начинает терять жизненные ориентиры, рассматривая жизнь как виртуальный мир, утрачивая способность ви

О свободе совести и о религиозных объединениях. Федеральный закон РФ //Российская газета от 01.10.1997 г.

2 Обращение Государственной Думы «К Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15.12.96 //Библиотечка Российской газеты. 1997, Вып. 16, с. 175-177 деть грань, отделяющую реальное от иллюзорного.

Задача государства состоит в обеспечении своим гражданам религиозной безопасности. Решение этой задачи достижимо, если лица, ответственные за ее выполнение в системе органов государственной власти, будут основательно осведомлены о сущности религии, ее содержании, о методах возможного воздействия на человека. А это означает, что: а) нужна сформулированная система взглядов не противодействие преступности в религиозной среде; б) нужна специализация лиц в системе органов государственной власти; в) нужны теоретические разработки по этой проблеме.

Для целенаправленной специализации работников госорганов и эффективного противодействия преступности в религиозной среде целесообразно: в системе органов государственной власти и управления иметь единый центр, занимающийся вопросами теории, практики и методики обеспечения религиозной безопасности; проводить криминологическую экспертизу проектов нормативных актов, имеющих отношение к регламентации деятельности религиозных организаций, на предмет выявления неурегулированных общественных отношений в религиозной среде, которые могут быть использованы в криминальных целях; в правоохранительных структурах (прокуратура, милиция, налоговая полиция и т.д.) иметь небольшие группы специалистов-криминологов, специализирующихся на вопросах обеспечения религиозной безопасности и противодействия религиозной преступности (применительно к сфере деятельности своей структуры); иметь в системе правоохранительных структур должностных лиц, ответственных за сбор, обобщение и анализ информации о преступной, противоправной и «технологической» деятельности религиозных организаций; в системе органов государственной власти на федеральном и на региональном уровнях координировать информационную работу среди населения, доводить до средств массовой информации факты о преступлениях в религиозной среде и об особенностях этих преступлений; в системе государственных органов, контролирующих деятельность общественных и религиозных объединений, иметь лиц, специализирующихся на отношениях с религиозными объединениями; в системе юридических вузов и вузов, имеющих кафедры религиоведения, исследовать проблематику религиозного и противоправного; иметь систему обмена научной информацией о результатах исследований между вузами и государственными структурами, участвующими в решении вопросов обеспечения религиозной безопасности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Вагина, Наталья Борисовна, 2000 год

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. -М., Юридическая литература, 1995

2. Всеобщая декларация прав человека (Утв. и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). -М., Плакат, 1989

3. Уголовный кодекс Российской Федерации /Официальный текст. -М., Изд. группа Инфра-М-Норма, 1997

4. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1. О свободе вероисповеданий. //Библиотечка Российской газеты, 1997, Вып. 16. С.150-158

5. Федеральный закон РФ от 1 1.08.95 г. №135-Ф3. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Принят Гос. Думой 7 июля 1995 г. // СЗ РФ 1995, №33, ст. 3340.

6. Федеральный закон РФ от 19.05.95 г. №82-ФЗ. «Об общественных объединениях». Принят Гос. Думой 14 апреля 1995 г. // Российская газета от 25.05.95 г.

7. Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ. О свободе совести и о религиозных объединениях. //Российская газета от 01.10.1997 г.

8. Обращение Государственной Думы «К Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15.12.96 //Библиотечка Российской газеты. 1997, Вып. 16, с. 175-177

9. О координации действий федеральных органов законодательной и исполнительной власти по борьбе с преступностью в Российской Федерации //Постановление Государственной Думы от 13.9.99 //Российская юстиция, 1995, № 5

10. О религиозных объединениях. Постановление ВЦИК и СНК от 08.04.1929 в редакции Президиума Верховного Совета РСФСР от 23.06.1975 //Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1975, № 27, ст. 572

11. О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы. Постановление Правительства РФ от 08.06.98 ПСЗ РФ 1998, №13.

12. О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций. Постановление Правительства РФ от 2.2.98 № 180 //Российская газета от 12 февраля 1998г.

13. О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения. Постановление правительства РФ от 14.03.95//C3 1995, № 248

14. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков и документов КПСС и Советского государства. М., Политиздат, 1981

15. Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции. Утверждены приказом Минюста 16.2.98 № 19. /Бюллетень министерства юстиции РФ, 1998, № 2

16. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. Изд. «Щит-М», 1998

17. Алексеев В.А. Агония зла. Конец «мирового проекта». -М., Россия молодая, 1995

18. Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды по саморегуляции. -М., Молодая гвардия, 1990

19. Атеистический словарь. -М., Политиздат, 1983

20. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления. Харьков, 1987

21. Белл, Д От священного к светскому// Этическая мысль. -М., 1990, с. 251255

22. Богословский анализ лжеучений «Богородичного центра». Издательство Свято-Владимирского братства, 1992

23. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях. -М., 1995

24. Буй да Ю. Между собакой и волком: государство, общество, церковь оказались перед лицом серьезной угрозы. Эта угроза религиозные секты //Известия за 4.7.98

25. Буайе, Э. Империя Муна. -М., Политиздат, 1990

26. Васильев В.А. По следам святых преступлений. М., Молодая Гвардия, 1988

27. Васильев JI.C. История религий Востока. -М., Высшая школа, 1988

28. Вопросы новых членов A.A. Рекламный проспект Товарищества анонимных алкоголиков. Одобрено к печати Генеральной конференцией A.A. Издание не указано.

29. Вилке А.Я Во что верят члены нетрадиционных религиозных молодежных групп //Криминологи о неформальных молодежных объединениях. (Круглый стол издательства «юридическая литература). -М, Юридическая литература, 1990. С.143-158

30. Бойков А.Д., Квашис В.Е., Вавилова А.Е. Международное законодательство и практика защиты жертв преступлений. -М.,1996

31. Вебер М. Протестантизм и католицизм // Избранные произведения. =М., Прогресс, 1990, с. 44-208

32. Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое сознание. =М., Политиздат, 1989

33. Галиакбаров P.P. Ответственность за религиозное изуверство по Уголовному кодексу РСФСР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Свердловск, 1963

34. Гараджа В.И. Религиоведение: пособие для студентов педвузов. =М., «Программа обновленного гуманитарного образования», 1994

35. Гараджа В.И. Социология религии: учебное пособие для вузов. -М., Аспект-Пресс, 1996

36. Гегель Г.В.Ф. Философия права. =М., Мысль, 1990

37. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т 1, =М., Мысль, 1975

38. Гоббс, Т. Богово и кесарево. //Избранные произведения. В 2-х томах. Т. 2: Левиафан, с. 459-464

39. Головин В. Апостолы Асахары выходят из тюрем /Известия от 8.6.99

40. Гольбах П. Здравый смысл. Изд. АН СССР, 1956

41. Григулевич И.Р. Инквизиция. -М., Политиздат, 1976

42. Готвальд, Франц Тео; Ховальд, Вольфганг. Помоги себе сам: медитация. -М., Интерэксперт. 1992

43. Гуггель-Крейг, А. Власть архетипа в психотерапии и в медицине. -С-Пб., Питер, 1998

44. Давид, Р. Основные правовые системы современности.-М., 1997

45. Дешнер, К. Криминальная история христианства. В 4-х книгах. Кн. 1. -М., Терра. 1996

46. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта.-М., Наука, 1993

47. Дьячков A.M., Косарев В.Н. Криминологическая характеристика, причины и предупреждение вымогательства. Волгоград, 1994

48. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд. М., Мысль, 1994

49. Еремеев, Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. -М., Политиздат, 1990

50. Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. -М., Политиздат, 1991

51. Каганов JI. Медитация: мистика или психотехника? //»Пресс-курьер». Информационное обозрение. -М., 1990, №6, с.25-33

52. Казанцев В.И. Виктимологические аспекты управления//Государство и право, 1992, № 7

53. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные бытовые, способы самоубийств. -Минск, Литература, 1996

54. Карташев A.B. Очерки истории русской церкви. В 2-х томах. Изд. Центр Терра, 1993

55. Квашис В. Жертвы преступлений: кто им поможет //Советская юстиция, 1993, №7

56. Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1, -М., 1996

57. К нему все вернутся. Тексты для мегдитаций. Составитель Хушида Мот-лаг /Пер. с англ. -СПб, 1996

58. Ким Е.П. Криминологическое значение религиозных пережитков в быту //Актуальные проблемы советского уголовного права и криминологии. -М., 1978, с 223-236

59. Кимелев, Ю.А. Философский теизм: типология современных форм. -М., Наука, 1993

60. Колсон, Ч., Вон, Э.С. Конфликт царств: противостояние религиозного сознания и политической системы. -М., Гендальф, 1996

61. Конзе, Э Буддийская медитации: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. Изд. МГУ, 1993

62. Колосицын В.И. Религиозное отчуждение. Свердловск, издательство Уральского университета, 1987

63. Клочков В.В. Закон и религия: от государственной религии в России к свободе совести в ССССР. -М., Политиздат, 1982

64. Клочков В.В. Религия. Государство. Право. -М., Мысль, 1978

65. Клочков В.В. Социалистическое государство, право и религиозные организации. -М., 1984

66. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под редакцией A.B. Наумова. -М., Юрист, 1996

67. Корчева З.Г., Яшин П.П. Советское законодательство о религиозных культах. -Харьков, издательство Харьковского университета, 1985

68. Криминология. Учебник для вузов. / Под редакцией Кузнецовой Н.Ф., Миньковского Г.М. -М., Издательство Бек, 1998

69. Криминология. Учебник под редакцией В.Н. Кудрявцева, Эминова В.Е., -М., 1994

70. Криминалистика. Учебник для вузов. Под редакцией Белкина Р.С. -М., Инфра-М-Норма, 1999

71. Крывелев А.И. История религий. Очерки. В 2-х т., -М., Мысль, 1988

72. Куценок Б.М. Эмоции и религия. Киев, Политиздат Украины, 1987

73. Криминология. Учебник под редакцией Долговой А.И. -М., Изд. группа Инфра-М-Норма, 1997

74. Криминология. Учебник под редакцией Кузнецовой Н.Ф., Миньковского -М., Изд. Бек, 1998

75. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. -М., 1984

76. Кудрявцев В.Д. О религиозном индеферентизме //Москва, 1994, № 6

77. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования. Учебное пособие. -М., 1998

78. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. -Минск, «Терра-системс», 1997

79. Ленин В.И. Марксизм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. -М., Политиздат, 1989

80. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. -Киев, Наукова думка, 1986

81. Лунеев В.В. Преступность 20 века: мировые, региональные и российские тенденции. -М., Норма, 1997

82. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. -М., Наука, 1991

83. Лупарев Г.П. Социальное назначение религиозных организаций как основание их правового статуса //Государство и право. 1995, № 11

84. Лупарев Г.П. Правосознание верующих и его особенности. -Алма-Ата, 1989

85. Маркс К., Энгельс, Ф., Ленин В.И. О религии. -М., Политиздат, 1983

86. Маркс, К. К критике гегелевской философии права. Введение //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 1, с. 414

87. Маркс и Энгельс об атеизме, религии, церкви. М., Мысль, 1986.

88. Мартене, К Под крестом. -СПб, Христианское общество «Библия для всех», 1995.

89. Митрохин JI.H. Религии «нового века». -М., 1985

90. Митрохин JI.H. Философия религии. -М., Республика, 1993

91. Монтескье, Ш. Об отношении законов к установленной в стране религии. // Избранные произведения. -М., 1955, с. 430-560

92. Моравски, 3 Ватикан издали и вблизи. -М., Прогресс, 1981

93. МорозА. Лжеучение Порфирия Иванова.-СПб, 1998

94. Морозова Л.А. Государство. Право. Религия. Актуальные проблемы современного права. -М„ 1995

95. Мошенничество в России, или 1000 способов, как уберечься от аферистов. -М., «Конец века», 1996

96. На пути к свободе совести. Сборник статей. -М., Прогресс-культура. 1993.Вып 1.

97. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России (материалы «круглого стола») //Вопросы философии, 1996, № 12

98. Никольский Н.М. История русской церкви. -М., Политиздат, 1983

99. О ритуальных насилиях в сектах сатанистов //Диалог. 1994, №9,10

100. Основы религиоведения. Учебник под редакцией Яблокова И.Н. -М., Высшая школа, 1994

101. Полковников П. Радуев торгуется //Независимая газета от 20.1.2000

102. Попова М.А. Критика психологической апологии религии. -М., Мысль, 1973

103. Попова М.А. Фрейдизм и религия. -М., Наука, 1985

104. Познышев C.B. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. -М., 1906

105. Пейкова З.И. Об исследовании нетрадиционных конфессий. //Социс, 1998, №2

106. Порублев Н.В. Культы и мировые религии. -М., Благовестник, 1994

107. Привалов К.Б. Секты: досье страха. -М., Политиздат, 1987

108. Религиозные традиции мира. В 2-х т., -М., Кронпресс, 1996

109. Религия и права человека, Составитель Пчелинцев. -М., Наука, 1996, Вып. № 3

110. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. -М., Аспект-Пресс, 1996

111. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. -М., 1985

112. Русская православная церковь и коммунистическое государство, 19171941. Документы и материалы. -М., Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея., 1996

113. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. -М., Политиздат, 1985

114. Рудестам, Кьел. Групповая психотерапия. -СПб, Питер, 1998

115. Савельев, В.Н. Свобода совести: история и теория, -М., Высшая школа, 1991

116. Самыгин С.И., Нечипоренко В.Н., Полонская H.H. Религиоведение: социология и психология религии. -Ростов на Дону, Феникс, 1996

117. Состояние преступности в Российской Федерации и ее долгосрочный прогноз /Под редакцией Пономарева П.П. -М., ВНИИ МВД РФ, 1998

118. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. -Новосибирск, 1988

119. Смирнов В. Медитация: мистика или психотехника? // Пресс-курьер, 1990, №6

120. Сорокин П.А. Голод и идеология общества //Квинтэссенция: философский альманах. -М., 1990

121. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. -М., Спарк, 1998

122. Стрекозов В.Г., Королев Н.Г. Свобода вероисповедания и статус военнослужащего: проблемы и суждения//Государство и право, 1994, № 5

123. Сытин Н.Г. Божественные настрои. В 15-ти кн., кн. 6. -М., Животворящая сила, 1995

124. Сумерки богов. (Сборник переводов. Ницше, Фрейд, Фромм и др.), -М., Политиздат, 1989

125. Суровегина H.A. Преступление и наказание как проблема христианской этики //Государство и право, 1995, № В

126. Теория государства и права. Учебник для вузов. Под редакцией Бабаева B.K. -М., Юристъ, 1999

127. Тихонравов Ю.В. Религии мира. Учебно-справочное пособие. М., 1996

128. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведине. -М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998

129. Толстой Л.Н. Исповедь. -Л., Художественная литература, 1991

130. Уголовное право России. Особенная часть. /Учебник под редакцией Здра-вомыслова B.B. -М., Юристъ, 1996

131. Угринович Д.М. Психология религии. -М., Политиздат, 1986

132. Учитель Иванов. Жизнь и учение /Составители Бронников А.Ю., Быкова Н.М. -М., «Изд. Дом ОНИКС», 1999

133. Фокс, В. Введение в криминологию /Перевод с английского. -М., Прогресс, 1980

134. Фрезер, Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. -М., Политиздат, 1986

135. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура.-М., Политиздат, 1991

136. Фромм, Э. Иметь или быть. -М., 1990

137. Хаббард, Рон. Дианетика: современная наука душевного здоровья. -М., Издательская группа «Нью Эра», 1993

138. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. -М., издательство Свято-Владимирского братства, 1996

139. Хвощевский И. Житие Порфирия Иванова //Пресс-курьер. Информационное обозрение. -М., 1990, № 6, с. 16-20

140. Химический терроризм секты «Аум Синрикё» в Японии/ Редакционный материал // Борьба с преступностью за рубежом. Информационный бюллетень ВИНИТИ, 1996, № 11

141. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации //Государство и право, 1997, № 3

142. Цыпин В.А. Церковное право. -М., 1994

143. Черкашин В. Турецких исламистов снова решили судить //Независимая газета за 18.11.99

144. Чечель Г.И., Минская C.B. Уголовная ответственность за вымогательство. -Ставрополь, 1994

145. Шестаков Д.А. Семейная криминология. -СПб, издательство Санкт-Петербургского университета, 1996

146. Шейнман М.М. Религиозность и преступность. -М., 1927

147. Шляхов А.Р. Предмет и системы криминалистической экспертизы // Труды ВНИИСЭ. М., 1971, Вып.З150. 149. Элиаде, М. Священное и мирское. (Перевод с французского). -М., изд. МГУ, 1994

148. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Маркс, К. и Энгельс, Ф. //Соч., т. 20, с. 328

149. Энгельс, Ф. Крестьянская война в Германии. -М., Политиздат, 1989

150. Эпштейн, М. Новое сектантство: типы религиозно-философских умонастроений в России 70-80 годов 20-го века. -М., Лабиринт, 1994

151. Юм, Д. О суеверии и исступлении. Соч. в 2-х томах. Т. 1, с. 605-610, -М., 1965

152. Юнг, К.Г. Феномен духа в науке и искусстве. Собрание сочинений. Т. 15. -М., Ренессанс, 1992

153. Юнг, К.Г. О психологии восточных религий и философии. -М., Медиум, 1994

154. Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. -Киев, 1996

155. Юридический словарь. -М., Политиздат, 1983

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 88690