Кристина Робертсон и русско-английские художественные связи в первой половине XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Ренне, Елизавета Павловна

  • Ренне, Елизавета Павловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 246
Ренне, Елизавета Павловна. Кристина Робертсон и русско-английские художественные связи в первой половине XIX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2003. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ренне, Елизавета Павловна

Введение.

Обзор литературы.

Глава I.

Творчество Кристины Робертсон до приезда в Россию.

Глава II.

Англичане в Петербурге в первой половине 19 века.

Глава III.

Первый приезд Кристины Робертсон в Россию. 1839-1841.

Глава IV.

В Лондоне (1841-1847). Возвращение в Россию (1849-1854).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кристина Робертсон и русско-английские художественные связи в первой половине XIX века»

Имя некогда очень популярной британской портретистки Кристины Робертсон (1796—1854), пользовавшейся огромным успехом в 1820-Х-1850-х годах в Лондоне, Париже и Петербурге, работавшей при дворе Николая I в 1839-1841 и 1849-1854, оказалось почти забыто во второй половине XX века, как в Англии, так и на континенте.

Несколько обстоятельств послужили тому причиной. Кристину Робертсон забыли в Британии, где она не появлялась последние пять лет своей жизни, а ее произведения с момента их создания находились в частных труднодоступных собраниях (1). Художница умерла в 1854 году далеко от родины, в Санкт-Петербурге, в год объявления Крымской войны, до предела обострившей русско-британские отношения. Многие англичане и шотландцы, проживавшие и работавшие в России десятилетиями, вынуждены были тогда покинуть гостеприимную дотоле страну. Портретистка закончила свои дни в безвестности, лишившись покровительства императора и благосклонности заказчиков, хотя ее многочисленные произведения продолжали храниться в домах русской знати, откуда лишь после революции стали переходить в собрания музеев Москвы и Ленинграда. Они оказались разбросанными по огромной территории бывшего Советского Союза, и находятся сейчас в Симферополе, Ставрополе, Воронеже, Краснодаре, Омске, Самаре, Ташкенте, Алма-Ате, зачастую утратив имена как автора, так и модели.

Исследованию творчества Кристины Робертсон в советское время не способствовал и тот факт, что она была придворной портретисткой и работала для императорской семьи и высшей аристократии, причем в николаевское время, считавшееся самым реакционным периодом русской истории, изучение которого поощрялось лишь с тенденциозной точки зрения. Не случайно в последние годы этот период привлекает так много исследователей, историков и искусствоведов, столько новых документов становится известно широкому читателю, выходят биографии Николая I, сборники материалов, посвященных времени его царствования, отдельные статьи, затрагивающие различные аспекты его деятельности, частной жизни, переиздается мемуарная литература. Особое место в этом потоке книг, статей и сборников занимают труды, связанные с проблемами искусства, определения и оценки художественных стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, собирательства николаевской эпохи. К их числу относятся исследования Б.И.Асварища, Ю.И.Волгиной, Г.Н.Голдовского, Ю.Ю.Гудыменко, Н.Ю.Гусевой, М.Г.Зайченко, Е.И.Карчовой, С.О.Кузнецова, Л.А.Маркиной, Т.Л.Пашковой, Т.А.Петровой, Т.Б.Семеновой, В.М.Файбисовича, Е.С.Хмельницкой. Подробные исследования жизни и творчества отдельных художников, таких как Т.Нефф и Ф.Моллер, легли в основу кандидатской диссертации Ю.Ю.Гудыменко (2) и докторской диссертации Л.А.Маркиной (3). Изучение творчества Ф.Крюгера - его работ в музеях России и Германии, архивных документов, отзывов в немецкой и отечественной периодической печати XIX века - позволило Б.И.Асварищу защитить диссертацию и составить впечатляющий по документальной точности каталог монографической выставки художника (4). Интересные выводы об эпигонстве в искусстве второй четверти XIX века, о влиянии фотографии на искусство портрета сделаны в диссертации Ю.И.Волгиной (5). Важную роль для понимания процессов, происходивших в искусстве и культуре в середине столетия, сыграли выставки "Историзм в России", "Николай I и Эрмитаж", "Omaggio al

Nuovo Ermitage", "Sotto il cielo di Roma" (6). Они по-новому осветили собирательскую, просветительскую деятельность императора и наглядно показали его вкусовые пристрастия. Насколько интерес к николаевской эпохе остается актуальным, продемонстрировала последняя конференция в Царском Селе "В тени "больших стилей" (7), почти половина сообщений которой была сфокусирована на искусстве этого периода. Поставленные во всех перечисленных работах вопросы, рассмотренные проблемы и сделанные выводы рисуют более сложную, чем казалось ранее, картину художественной жизни той поры. Они позволяют по-новому увидеть русское искусство середины XIX века.

Исследование творчества британской художницы Кристины Робертсон, тесно связанного с Россией эпохи Николая I, предполагает дополнить эту страницу русского искусрува. Целью диссертации является попытка воссоздать ее биографию, и очертить круг ее заказчиков. Результатом этой работы стало создание перво/о научного каталога произведений художницы, который прилагается к диссертации. В то же время собранные о художнице материалы выходят за рамки ее русского периода и дают возможность исследовать ее творчество в развитии от самых первых известных произведений, созданных в Англии в 1820-е годы, до последнего, датированного 1854 годом. Для понимания феномена популярности портретистки в России, ее наследие рассматривается здесь в контексте изучения русско-английских связей первой половины XIX века вообще и их отражения в области искусства в частности.

Миниатюры и картины Кристины Робертсон не принадлежат к числу великих произведений, отмеченных незаурядной индивидуальностью мастера и имеющих большую эстетическую ценность. Они интересны тем, что несут на себе отчетливую печать преходящего вкуса, в чем также отчасти кроется причина недолгой славы портретистки. В первую очередь, ее работы рассматриваются как историко-художественный документ, наполняющий содержанием наши представления об ушедшей эпохе, позволяющий почувствовать ее неуловимый аромат и подлинность.

Для достижения поставленной цели была привлечена искусствоведческая и историческая литература: от узко специальной до художественных альбомов и журналов широкого профиля, от справочной (словари, каталоги) до мемуарно-биографической. По возможности изучались собрания российских и британских музеев и архивов, фототеки и частные коллекции как России, так и за рубежом. Просматривались графические собрания Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Британского музея, музея Виктории и Альберта и Королевских собраний Великобритании.

Сопоставление каталогов выставок, рецензий в газетах и журналах с расчетной книжкой художницы, хранящейся в библиотеке музея Виктории и Альберта в Лондоне позволило атрибутировать или уточнить подробности создания некоторых произведений Робертсон, выявить дополнительные сведения о вещах, местонахождение которых остается неизвестным.

Большое значение уделено в работе освещению произведений художницы в периодической печати, что дает возможность взглянуть на ее творчество глазами современников и понять, как они воспринимали, и что именно ценили в ее искусстве.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Ренне, Елизавета Павловна

Заключение

1. Молчанов А. Н. Пленные англичане в России // Ист. вестн. 1886. Т. 23, янв. С. 188.

2. Записки ректора и профессора Императорской Академии художеств Федора Ивановича Иордана, 1800—1883 // Рус. старина. 1891. Июль. С. 312. Гл. 19—32. С. 25—71.

3. Ренне 2000. С. 24.

4. MacMillan D. Portraits to Di for // The Scotsman. 1996. 14 Aug. P. 11.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, оп. 6, л. А. Каталог картин Александры Федоровны. 1850.

2. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, оп. 6, л. А. Каталог картин Его Величества Государя Императора Александра Николаевича. 1858.

3. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, оп. 6, л. А. Каталог картин Его Величества Государя Императора Александра Николаевича. 1858.

4. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, оп. 6, л. А. Каталог картин Его Величества Государя Императора Александра Николаевича. 1858.

5. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, оп. 2, д. 82, ч. 2, 1844—1847. Галерея портретов дома Романовых.

6. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, оп. 1, д. 14, д. 30, 1849. О выдаче книг из Кабинета Эстампов художнице Робертсон.

7. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, оп. 2, ч. 2, д. 49, 1849. Об отводе комнат в Эрмитаже для художницы Робертсон и о взятии для нее с фарфорового завода манекенов.

8. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, оп. 2, ч. 2, д. 54, 1847. О снятии копий с портретов художницы Робертсон.

9. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, оп. 2, ч. 2, д. 47, 1853. Об изготовлении рамы к копии с портрета императрицы работы Робертсон.

10. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, оп. 2, ч. 2, д. 1844. О снятии копии с портрета Александры Николаевны работы Робертсон художником Гау.

11. Отдел рукописей и документального фонда ГЭ. Ф. 1, on. XI—Б, д. 1. Опись картинам и плафонам, состоящим в заведовании II отделения императорского Эрмитажа 1859—1929.

12. РГАДА. Ф. 1290, оп. 2, д. 717. Опись картинам, имеющимся в галереях его сиятельства князя Бориса Николаевича Юсупова.

13. РГАЛИ. Ф. 894, оп. 1, д. 16. Письма Н. И. Уткину — Ch. Robertson.

14. РГАЛИ. Ф. 894, оп. 1, д. 16. Письма Н. И. Уткину — Ch. Robertson.

15. Отдел рукописей РНБ. Ф. В. К. и А. П. Мюллер, №504, д. 13, 14. Английское искусство и английские художники в России (с XVI по XX вв.). 206 л.; Словарь Английских художников, работавших в России. Б. г. (140 л.).

16. РГИА. Ф. 469, оп. 8, д. 894. Список портретам, находящимся в кладовой Эрмитажа. 1850 г.

17. РГИА. Ф. 472, оп. 17, д. 10. О заплате денег Англичанке Робертсон, за написанные ее портреты с Их Императорских Величеств. 1840—1852 г. (51 л.).

18. РГИА. Ф. 516, оп. 1 (28/1618), 1840, д. 149; 1841, д. 150. Камер-фурьерский журнал Высочайшего Двора по половине Государя Императора Николая Павловича.

19. РГИА. Ф. 524, оп. 1, 1840, д. 147—189. Опись оправдательных документов по расходам штатных сумм Александры Федоровны.

20. РГИА. Ф. 468, оп. 1, д. 39—62. Высочайшие указы по кабинету за 1841.

21. РГИА. Ф. 540, оп. 1 (43/1659), д. 80. Об уплате денег за портреты Николая, Александра и Владимира Александровичей.

22. РГИА. Ф. 468, оп. 14, 1890-е гг., д. 310. Об уплате магазину Фельтена за портрет Александры Федоровны работы Робертсон.

23. РГИА. Ф. 789, оп. 1, ч. 2, 1844, д. 2892. О поручении художнику Славянскому снять копию с портрета императрицы в Ротонде Зимнего дворца работы Робертсон для русского посланника в Лондоне барона Брунова.

24. РГИА. Ф. 472, on. 43 (473/2422), 1900, д. 141. О передаче портрета Александры Федоровны, написанного Робертсон в 1852.

25. Bodlean Library. Modern Papers Library. MS.Eng. hist. C. 409.

26. British Library, Dep. Of Manuscripts, Lieven Papers, Add. 47291 A, ff 45—46 and 47292D f. 3 Crichton.

27. Devonshire MSS. Chatsworth. concerning the 6th Duke of Devonshire visit to Russia.

28. Robertson, Christina. Account Book. 1822—1842. Victoria & Albert Museum Library, MS.L. 1344—1940.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ренне, Елизавета Павловна, 2003 год

1. Алексеев М. П. Русско-английские литературные связи (XVIII векпервая половина XIX века) // Литературное наследство. М., 1982. Т. 91 (863)

2. Алексушина Т. Портреты из Усолья. "Усольская" коллекция графов

3. Орловых-Давыдовых // Мир музея. 1999. №6 (сент.—окт.). С. 22—28.

4. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967.

5. Алупка. Дворец и парк: Альбом: (Из истории усадебной культурыюжного берега Крыма) / Сост.: А. А. Галиченко и А. П. Царин; Авт. текстов А. А. Галиченко. Киев, 1992.

6. Андреева Г. Б. А. С. Пушкин и Джордж Доу. Новые страницы //

7. Искусство. 1989. № 6. С. 58—62.

8. Андреева Г. Б. Итальянские встречи. Русские и британскиеживописцы в Риме во второй половине XVIII века // Study group on eighteenth-century Russia: Newsletter. 1991. N 19 (Sept.). P. 9— 12.

9. Андреева Г. Б. Об атрибуции одной картины Джорджа Доу II

10. Древнерусское искусство. Искусство XVIII — первой половины XIX века: Сообщ. Гос. Третьяковской галереи. М., 1995. С. 122— 132.

11. Андреева Г. Б. Творчество Джорджа Доу (1781—1829) в контекстерусского романтизма // Россия — Европа. Из истории русско-европейских художественных связей XVIII — начала XX вв.: Сб. ст. М., 1995. С. 80—94.

12. Андреева Г. Б. Россия в судьбе художников Доу и Томаса Райта //

13. Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев, XVII—XIX век: Кат. выст. / Гос. Третьяковская галерея, Британский Совет. М., 1997. С. 103—109.

14. Андреева Г. Б. Русско-английские связи в области живописивторой половины XVIII — первой трети XIX века. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1998 (33).

15. Архив Брюлловых / Ред. и примеч. И. А. Кубасова. СПб., 1900.

16. Архив князя Воронцова. М., 1872. Кн. 6; 1880. Кн. 17; 1881. Кн. 21;1883. Кн. 28. 1891. Кн. 37.

17. Асварищ Б. И. Отечественная война 1812 года в картинах

18. Петера Хесса / Б. И. Асварищ, В. Г. Вилинбахов. П., 1984.

19. Асварищ Б. И. Крюгер в России // Вопросы отечественного изарубежного искусства / ЛГУ. Л., 1990. Вып. 4: Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. С. 99—116.

20. Асварищ Б. И. Немецкие художники в Петербурге в XIX веке //

21. Русско-немецкие контакты в биографии Петербурга: Тез. докл. 2-й междунар. науч. конф.. СПб., 1993. Вып. 2. С. 7.

22. Асварищ Б. И. Карл Фридрих Рейхерт в России // Россия —

23. Германия. Контакты и взаимовлияния, XVIII—XIX век. М., 1994. С. 109—116.

24. Асварищ Б. И. Собрание живописи А.М.Горчакова //

25. Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге, 1703—1917: Тез. докл. конф. / Гос. Эрмитаж. СПб., 1995. С. 19—21.

26. Асварищ Б. И. Немецкие художники и их работы в России в

27. XIX веке: Дис. в виде науч. докл. . канд. искусствоведения. СПб., 1995 (35 ).

28. Асварищ Б. И. "Совершенно модный живописец". Франц Крюгер в

29. Петербурге: Кат. выст. / Гос. Эрмитаж. СПб., 1997 (175).

30. Ацаркина Э. К. П. Брюллов. М., 1963.

31. К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминанияхсовременников. М., 1961.

32. Бутурлин М. Д. Записки графа М.Д.Бутурлина // Рус. арх. 1901.

33. Кн. 3, №9. С. 81—119; №10. С. 208—228; №11. С. 384-421; № 12. С. 433—471.

34. Вейнер П. П. Собрание Алексея Захаровича Хитрово // Старыегоды. 1912. Дек. С. 3—36.

35. Волгина Ю. И. Русский портрет второй четверти XIX века.

36. Портретисты "средней руки"): Дис. . канд. искусствоведения. М., 1997.

37. Воронежский областной музей изобразительных искусств / Сост.

38. Е. А. Резникова; Авт. вступ. ст. и коммент.: М. И. Лунева, М. А. Хайдарова. М., 1984.

39. Врангель Н. Н. Аракчеев и искусство // Старые годы. 1908. Июль—сент. С. 439—471.

40. Врангель Н. Н. Романтизм в живописи Александровской эпохи и

41. Отечественная война // Старые годы. 1908. Июль—сент. С. 377— 415.

42. Врангель Н. Н. Иностранцы XIX века в России // Старые годы.1912. Июль—сент. С. 5—50.

43. Врангель Н. Н. Искусство и государь Николай Павлович // Старыегоды. 1913. Июль—сент. С. 53—64.

44. Выскочков Л. В. Император Николай I. Человек и государь. СПБ.,2001 (639).

45. Глинка В. М. Военная галерея Зимнего дворца / В. М. Глинка,

46. А. В. Помарнацкий. 3-е изд. Л., 1981 (239).

47. Голдовский Г. Н. Некоторые проблемы художественной жизни

48. России 1830—1850-х гг. // На рубеже двух эпох, 1801—1825, 1825—1855: Тез. докл. II Царскосельской науч. конф. СПб., 1996. С. 19—22.

49. Головин И. Путешественник нашего времени // Сын Отечества.1838. Т. 5, сент—окт., отд. 1. С. 69.

50. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIIIначала XX века (до 1917 г.). М., 1984.

51. Государственный Музейный фонд. Каталог художественныхпроизведений бывшей Юсуповской галереи. Пг., 1920. С. 8. № 94.

52. Государственный Русский музей. Живопись XVIII — начала XXвека: Каталог. П., 1980.

53. Государственный Эрмитаж. Николай I и Новый Эрмитаж: Каталогвыставки. СПб., 2002 (183).

54. Гудыменко Ю. Ю. Тимофей Андреевич Нефф (1804—1876). Жизньи творчество: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб., 2000 (25).

55. Дукельская Л. А. Английская живопись XVI—XIX в. /

56. Л. А. Дукельская, Е. П. Ренне // Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи: Науч. каталог: В 16 т. Л., 1990. Т. 13 (549).

57. Иордан Ф. И. Записки ректора и профессора Императорской

58. Академии художеств Федора Ивановича Иордана, 1800—1883 // Рус. старина. 1891. Июль. Гл. 19—32. С. 25—71.

59. Искусство женского рода: Женщины-художницы в России XV—XXвеков. М., 2002.

60. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве,1820—1890-е годы. СПб., 1996.

61. Казахская Государственная Художественная галереяим. Т. Г. Шевченко. Западноевропейское искусство. Живопись, скульптура, графика: Каталог. Алма-Ата, 1964. Вып. 3.

62. Каменская Т. Д. Акварель XVI—XIX веков: Кат. выст. / Гос.1. Эрмитаж. Л., 1937. № 175.

63. Каменский П. П.. Беглый взгляд на выставку в Академиихудожеств // Северная пчела. 1839. 5 окт. (№224); 17нояб. (№ 261).

64. Каменский П. П.. Выставка русских художественныхпроизведений в Санкт-Петербурге и Риме. 1839 // Библиотека для чтения. 1839. Т. 37, отд. II. С. 53—54.

65. Карчова Е. И. Произведения берлинских скульпторов первойполовины XIX века в Петербурге: Автореф. . дис. канд. искусствоведения. СПб., 1997. С. 25.

66. Каталог. историко-художественной выставки русскихпортретов. в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов / Сост. С. П. Дягилев. СПб., 1905.

67. Коноплева М. С. Дом-музей б. Шуваловой: Путеводитель. Пб.,1923.

68. Коцебу А. Краткое описание императорского Михайловскогодворца 1801 года II Рус. арх. 1871. С. 975—976.

69. Кроль А. Е. "Дети с попугаем" Христины Робертсон // СГЭ. 1940.1. Вып. 1. С. 13—14.

70. Кроль А. Е. Из истории русско-английских художественных связейначала XIX века. Портрет И. X. Роджерса (Джонатана) работы Д. Саксона//ТГЭ. Л., 1961. Вып. 6. С. 383—394.

71. Кроль А. Е. Из истории русско-английских художественных связейначала XIX века. Картины английского романтика на русские темы//ТГЭ. Л., 1961. Вып. 6. С. 389—393.

72. Кроль А. Е. Государственным Эрмитаж. Английская живопись:1. Каталог. Л., 1969.

73. Круковская С. М. В мире сокровищ: Из собрания Государственногомузея искусств Узбекской ССР. Ташкент, 1964.

74. Кузнецов С. О. Адам Менелас на российской земле: Возможныепути интерпретации творчества архитектора императора

75. Николая I // Философский век: Альм. СПб., 1998. Вып. 8: Россия в николаевское время: Наука, политика, просвещение. С. 211 — 229.

76. Кюстин А. де. Россия в 1839 году: В 2 т. / Пер. с фр. под ред.

77. В. Мильчиной; Коммент. В. Мильчиной и А. Осповата; Пер. В. Мильчиной и И. Стаф. М., 1996 (528). Т. 1 (528)6; Т. 2 (479).

78. Ландер И. Г. Александра Петровна Мюллер (1880—1941) —исследовательница англо-русских художественных связей // Россия — Англия. Страницы диалога: Краткое содерж. докл. V Царскосельской науч. конф. СПб., 1999. С. 178—183.

79. Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа1764—1917). Л., 1985.

80. Ливен Д. Аристократия в Европе, 1815—1914 / Пер. с англ. подред. М. А. Шерешевской. СПб., 2000 (356).

81. Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей.1. Л., 1982 (371).

82. Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1963.

83. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традициирусского дворянства (XVIII — нач. XIX в.). СПб., 1994.

84. Макаров В. К. Джордж Доу в России // ТОЗИ. 1940. Т. 1. С. 175—193.

85. Маркина Л. А. Живописец Федор Моллер. М., 2002 (271).

86. Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников. М., 1955.

87. Микешин М. И. Диагнозы английского врача: Академии наук (1827)и императору (1853) // Философский век: Альм. СПб., 1989. Вып. 6: Россия в николаевское время: Наука, политика, просвещение. С. 34—66.

88. Мир русской императрицы: Александра Федоровна (Charlotte von

89. Prufttn: Кат. выст.. СПб., 1997. (Альманах "Сокровища России"; Вып. 8).

90. Мироненко С. В. Николай! // Российские самодержцы, 1801 —1917. 2-е изд. М., 1994. С. 91—158.

91. Михайловский-Данилевский А. И. Из воспоминаний

92. Михайловского-Данилевского. 1818 год. Путешествие Александра I на Ахенский конгресс // Рус. старина. 1897. Т. 92. С. 547—548.

93. Молева Н. Русская художественная школа первой половины XIXвека / Н. Молева, Э. Белютин. М., 1963.

94. Молчанов А. Пленные англичане в России // ИВ. 1886. Т. 23, № 1.1. С. 180—194.

95. Мюллер А. П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М.,1925.

96. Мюллер А. П. Быт иностранных художников в России. М., 1927.

97. Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев,

98. XVII—XIX век: Кат. выст. / Гос. Третьяковская галерея, Британский Совет. М., 1997 (271).

99. Николай I: Муж. Отец. Император. М., 2000. (Русские мемуары /

100. Гл. ред. Д. Тевекелян) (616).

101. Николай Первый и его время: Документы, письма, дневники,мемуары, свидетельства современников и труды историков: В 2 т.. М., 2000. Т. 1 (447); Т. 2 (447). (Сер. "Архив").

102. Николай Михайлович, вел. кн. Петербургский некрополь. СПб.,1912. Т. 3 (М—Р).

103. Оль Г. А. Александр Брюллов. П., 1983 (151).

104. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века /

105. Под ред. И. М. Шмидта. М., 1966.

106. Пашкова Т. Л. Главная лестница северо-западного ризалита

107. Зимнего дворца //Архитектурные тетради. СПб., 1994. Вып. 1. С. 35—49.

108. Пашкова Т. Л. Зимний дворец 1830-х — начала 1840-х гг. и образжизни императорской семьи //Архитектура Петербурга: Материалы и исслед. СПб., 1992. Ч. 2. С. 121—129.

109. Пашкова Т. Л. Интерьеры А. П. Брюллова на втором этаже северозападного ризалита Зимнего дворца // Культура и искусство России XIX в.: Новые материалы и исслед. Л., 1985. С. 80—92.

110. Пашкова Т. Л. История портретной экспозиции Большого и Малого

111. Фельдмаршальского залов Зимнего дворца И Архитектурные тетради. СПб., 1994. Вып. 1. С. 19—34.

112. Пашкова Т. Л. Два кабинета жены Николая I в Зимнем дворце: Осемантике памятных вещей в эпоху историзма // В тени "большихстилей": Материалы VIII Царскосельской науч. конф. СПб., 2002. С. 134—145.

113. Петрова Т. А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978.

114. Петрова Т. А. Архитектура неогрек в творчестве | А. И. Штакеншнейдера: К вопросу о природе греческого стиля // Втени "больших стилей": Материалы VIII Царскосельской науч. конф. СПб., 2002. С. 67—78.

115. Подробный иллюстрированный каталог выставки русскойпортретной живописи за 150 лет (1700—1850) / Сост.

116. Н. Н. Врангель. СПб., 1902.

117. Принцева Г. А. Николай Иванович Уткин, 1780—1863. Л., 1983.

118. Ренне Е. П. Роберт Кер Портер в России // ТГЭ. 1985. Т. 25.1. С. 105—109.

119. Ренне Е. П. Военная галерея Зимнего дворца // Государственный

120. Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи: Науч. каталог: В 16 т. Л., 1990. Т. 13: Английская живопись XVI—XIX в. / Л. А. Дукельская, Е. П. Ренне (185—187).

121. Ренне Е. П. Британские художники в России в первой половине

122. XIX века // С берегов Темзы — на берега Невы: Шедевры изсобрания Британского искусства в Эрмитаже / Под ред. Б. Аллена и Л. Дукельской. Лондон, 1997. С. 104—115 (104— 115).

123. Ренне Е. П. Кристина Робертсон в России // Незабываемая

124. Россия. Русские и Россия глазами британцев, XVII—XIX век. М., 1997. С. 110—115.

125. Ренне Е. П. Томас Лоуренс и его русские модели // Незабываемая

126. Россия. Русские и Россия глазами британцев, XVII—XIX век. М., 1997. С. 94—102.

127. Ренне Е. П. О картине К. Робертсон "Свидание Эми Робсарт играфа Лестера" // Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга: Краткое содерж. докл. / ГЭ. СПб., 1997. С. 16—18.

128. Ренне Е. П. Портрет Чарльза Гаскойна в собрании

129. Государственного Эрмитажа // Россия — Англия. Страницы диалога: Краткое содерж. докл. V Царскосельской науч. конф. СПб., 1999. С. 110—113.

130. Ренне Е. П. Коронационный проект герцога Девонширского //

131. Наше наследие. 2000. № 55. С. 23—33.

132. Ренне Е. П. Придворный художник Кристина Робертсон // Нашенаследие. 2000. № 55. С. 34—37.

133. Ренне Е. П. Джордж Сандерс и его картина в Государственном

134. Эрмитаже // Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга: Краткое содерж. докл. СПб., 2001. С. 20—24.

135. Ренне Е. П. Художник сэр Роберт Кер Портер в России // Наше наследие. 2002. № 62. С. 151—163.

136. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов / Сост. Д. А. Ровинский. СПб., 1886—1889. Т. 1—4.

137. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение: К 275-летию Академии наук и 200-летию со дня рождения Николая I. СПб., 1998. (Философский век: Апьм.; Вып. 6).

138. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев / Сост. Ю. А. Лимонов. Л., 1991 (719).

139. Русские портреты XVIII и XIX столетий / Изд. вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 1905—1909. Т. 1—5.

140. С берегов Темзы — на берега Невы: Шедевры из собрания Британского искусства в Эрмитаже: Кат. выст. / Под ред. Б. Аллена и Л. Дукельской. Лондон, 1997 (323).

141. Сарабьянов Д. В. Русская школа XIX века среди европейских школ. М., 1980.

142. Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования: В 3 ч. / Под ред. и с примеч. П. Н. Петрова. СПб., 1864—1866.

143. Свиньин П. П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. Репр. СПб., 1997.

144. Список портретов, отобранных для историко-художественной выставки 1905 года генеральным комиссаром С. П. Дягилевым в осмотренных им в течение летних месяцев 1904 года 72-х русских имениях. СПб., 1904.

145. Список портретов, отобранных для историко-художественной выставки 1905 года в общественных и частных собраниях г. С.-Петербурга. СПб., 1905.

146. Станюкович В. К. Фонтанный дом Шереметевых. Музей быта: Путеводитель / Гос. Музейный фонд. 1923.

147. Тургенев А. И. Хроника русского. Дневники (1825—1826 гг.) / Изд. подгот. М. И. Гилельсон. М.;.Л., 1964.

148. Турчин В. Эпоха романтизма в России. М., 1981 (511).

149. Тютчева А. Ф. Воспоминания. М., 2000 (415). Текст напечатан по изд.: Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания.

150. Дневник: В 2 т. / Пер. Е. В. Герье; Вступ. ст. и примеч. С. В. Бахрушина. М., 1928—1929.

151. Успенский А. И. Новые документы к истории Петергофских дворцов и фонтанов в XVIII в. // Художественные сокровища России. СПб., 1902. № 7/8.

152. Успенский А. И. Императорские дворцы: В 2 т.. СПб., 1913.

153. Файбисович В. М. Об идеологических истоках александровской и николаевской неоготики // В тени "больших стилей": Материалы VIII Царскосельской науч. конф. СПб., 2002. С. 96—106.

154. Федоров С. И. Марьино: Альбом. М., 1989.

155. Ходасевич Г. Д. Царскосельская карусель. (История и сценарий праздника 1842 года) // На рубеже двух эпох, 1891—1825, 1825— 1855: Тез. докл. II Царскосельской науч. конф. СПб., 1996. С. 64—66.

156. Чижова И. "К протекшим временам лечу воспоминаньем." II Нева. 1983. № 3. С. 179—182.

157. Щеколдин С. Дворец и война // Наше наследие. 1993. № 26. С. 97—107.

158. Яковлев В. И. Александровский дворец-музей. Л., 1928.

159. Adams S. The Art of the pre-raphaelites. London, 1988 (128).

160. Andreeva G. Portrait of a painter remembered // Country Life. 1993. 22 Apr. P. 62—64.

161. Androsov S. Omaggio al Nuovo Ermitage. Firenze, 1998.

162. Androsov S. Sotto il cielo di Roma. Scultori europei dal Barocco al verisimo nelle collezioni deN'Ermitage / S. Androsov, M. Bertozzi. Siena, 2000.

163. Appleby J. H. Sir Alexander Crichton, F. R. S. (1763—1856), Imperial Russian physician at large // Notes & Records of the Royal Society. London, 1999. Vol. 53(2). P. 219—230.

164. Art in the age of Queen Victoria. Treasures from the Royal Academy of Arts. Permanent collection / Ed. by H.Valentine. London, 1999 (167).

165. Atkinson J. A. A picturesque representation of the manner, customs, and amusements of the Russians in one hundred colour plates / J. A. Atkinson, J. Walker. London, 1803—1804.

166. Barnett R. D. Sir Robert Ker Porter — regency artist and traveller // Iran. 1972. Vol. 10. P. 19—36.

167. Bartlett R. P. Human capital. The settlement of foreigners in Russia, 1762—1804. Cambridge, 1979 (532).

168. Beevers R. George Sanders and the Byronic image // Apollo. 1997. Vol. 146, N 427 (Sept.). P. 38—39.

169. Bird A. A painter of Russian aristocrasy // Country Life. 1977. 6 Jan. P. 32—33.

170. Bird A. British artists in Russia //Anglo-Soviet Journal. 1974. Vol. 35, N 1/2 (Dec.). P. 19.

171. BivarA. D. H. The portraits and career of Mohammed Ali, son of Kazem-Beg: Scottish missionaries and Russian orientalism // Bui. of the School of Oriental and African Studies of the University of London. Oxford, 1994 (283—302).

172. Blakesley R. P. A century of women painters, sculptors, and patrons from the time of Catherine the Great // An Imperial Collection. Women artists from the State Hermitage Museum. London. 2003. P. 51—77.

173. Bloomfield G. Reminicences of Court and diplomatic life. Leipzig, 1883. P. 126.

174. Brooks C. The gothic revival. London, 1999 (448).

175. Brydall R. Art in Scotland. Edinburgh. 1889.

176. Burke J. The Portrait Gallery of distinguished females, including the Courts of George IV and William IV: In 2 vol. London, 1833.

177. Burnet J. A Practical treatise on painting: In 3 pt. London, 1827.

178. Burnet J. Practical hints on portrait painting: Illustrated by examples from the works by Vandyck and other masters. London, 1850.

179. The Caledonian Phalanx. Scots in Russia. Edinburgh, 1987 (106).

180. Casteras S. P. The defining moment. Victorian narrative paintings from the Forbes Magazine Collection. New York, 2001 (151).

181. Casteras S. A Struggle for fame. Victorian women artists and authors / S. Casteras and L. H. Peterson. New Haven, 1994 (104).

182. Clayton E. C. English female artists: In 2 vol. London, 1876. Vol. 1. P. 389.

183. Corbaux L. The amateur's painting guide. London, 1852.

184. Cross A. G. By the banks of the Thames: Russians in eighteenth century Britain. Newtonville (Mass.), 1980 (358).

185. Cross A. G. By the banks of the Neva. Chapters from the lives and careers of the British in eighteenth century Russia. Cambridge, 1997 (474).

186. Cross A. G. Anglo-Russica: Aspects of cultural relation between Great Britain and Russia in the eighteenth and early nineteenth centuries. Oxford and Providence, 1993 (250).

187. Cunningham A. The lives of the most eminent British painters: In 3 vol. Rev. ed. London, 1879—1880.

188. Devonshire, 6th Duke. Handbook of Chatsworth and Hardwick. 1844.

189. Dictionary of women artists. London: Fitzroy Dearborn Publ., 1997.

190. Eggers F. und K. Christian Daniel Rauch. Berlin, 1886. Bd. 3. S. 281.

191. Eastlake Lady. Letters from the shores of the Baltic. London, 1849 (250).

192. Farington J. The Diary of Joseph Farington. In 15 vol. / |Ed. by R. Garlick and A. Macintyre., New Haven; London, 1982—1983. Vol. 7—9.

193. Frankland С. C. Narrative of a visit to the Courts of Russia and Sweden, in the years 1830 and 1831: In 2 vol. London, 1832. P. 163.

194. ForbsC. The Royal Academy revisited (1837—1901). Victorian Paintings from the Forbes Magazine Collection. New York, 1975 (182).

195. Foskett D. A Dictionary of British miniature painters. London, 1972.

196. Foskett D. Miniatures dictionary and guide. Woodbridge, 1987.

197. Foster J. J. A Dictionary of painters of miniatures, 1525—1850. London, 1926.

198. Garlick K. Sir Thomas Lawrence. A complete catalogue of the oil paintings. Oxford, 1989 (319).

199. Gere C. Nineteenth-century interiors: An album of watercolours / |Ed. by Joseph Focarino. 1992.

200. Graves A. The British Institution, 1806—1867. London, 1908.

201. Graves A. The Royal Academy of Arts: A Complete dictionary of contributors and their work from foundation in 1769 to 1904. London, 1906.

202. Graves A. A dictionary of artists who have exhibited works in the principle London exhibitions, 1760—1893. London, 1901.

203. Grenville A. B. St. Petersburgh. A Journal of travels to and from that capital. London, 1829. 2 vol.

204. Grenville С. C. F. A Journal of the reigns of King George IV, King William IV, and Queen Victoria: In 8 vol. / Ed. by H. Reeve. London; New-York, 1874—1887.

205. Grimm A. Th. von. Alexandra Feodorowna Empress of Russia / Transl. by Lady Wallace. Edinburgh, 1870. 2 vol.

206. Harrison R. Notes of a nine years' residence in Russia, from 1844 to 1853 with notice of the tzars Nicholas I and Alexander II. London, 1855. P. 41—42.

207. Hodgson on Christina Robertson // Notes and Queries. Ser. 10. London, 1906. Vol. 5, Apr. P. 304.

208. Honig Fine E. Women & art. A History of women painters and sculptors from the Renaissance to the 20th century. Montclair; London, 1977.

209. Howard J. Scottish architects in tsarist Russia / J.Howard and Kuznetsov// History Today. 1996. Febr. P. 35—41.

210. Howard J. Greek beauty and Polish romanticism / J.Howard, A. William Allan Szczerski // Apollo. 2001. Vol.153, N472 (June). P. 47—55.

211. Hughes L. Women and the arts at the Russian Court from the sixteenth to the eighteenth century // An Imperial Collection. Women artists from the State Hermitage Museum. London 2003. P. 19—51.

212. Imperial Palaces in the vicinity of St. Petersburg. Watercolours, paintings and engravings from the XVIII — and XlXth centuries // Ed. by E. Ducamp. Paris, 1996.

213. Ironside R. Pre-raphaelite painters / R. Ironside, J.Gere. London, 1948 (95).

214. Irwin D. Scottish painters at home and abroad, 1700—1900 / David a. Francina Irwin. London, 1905.

215. James J. T. Journal of a tour in German, Sweden, Russia, Polland during the years 1813 & 1814. London, 1816.

216. Johnstone C. L. The British colony in Russia, s/d. (189).

217. Johnson & Money. The Nasmyth family of painters. Leigh-on-Sea, 1977.

218. Lieven D. Letters during residence in London, 1812—1834. London, 1902 (395).

219. Lees-Milne J. The Bachelor Duke. 6th Duke of Devonshire, 1790— 1858. Cambridge, 1998 (234).

220. LockhartJ. G. Peter's letters to his kinsfolk / Ed. by W. Ruddick. Edinburgh, 1977.

221. Londonderry Lady., The Russian journal of Lady Londonderry, 1836—1837 / Ed. by Seaman Sewell. Dath, 1973.

222. Long B. S. British miniatures. London, 1929.

223. Lloyd S. Richard & Maria Cosway. Regency artists of taste and fashion. Edinburgh, 1995 (144).

224. Lyall R. The character of the Russians, and a detailed history of Moscow. London, 1823 (420).

225. Maas J. Victorian painters. London, 1969 (258).

226. McEvan P. J. M. Dictionary of Scottish art and architecture. Suffolk, 1994.

227. Meslay O. D'outre-Manche. L'art britannique dans les collections publiques frangaises / O. Meslay, A. Serullaz, B. Jobert. Paris, 1994 (308).

228. O'Donoghue F. Catalogue of engraved British portraits presented in the Department of Prints and Drawings in the British Museum / F. O'Donoghue, H. Hake. London, 1908—1925. Vol. 1—6.

229. Ormond R. National Portrait Gallery. Early Victorian portraits. London, 1973. 2 vol.

230. Ormond R. A Face of monarchy. London, 1977.

231. Ormond R. and C. Franz Xavier Winterhalter and the Courts of Europe, 1830—1870. London, 1987.

232. Piper D. The English face. London, 1978 (264).

233. Pointon M. Hanging the head. Portraiture and social formation in 18th century England. New Haven; London, 1993 (278).

234. Porter R. Ker. Travelling sketches in Russia and Sweden during the years 1805, 1806, 1807, 1808. London, 1809.

235. Porter R. Ker. Narrative of the campaign in Russia during the year 1812. London, 1814.

236. Porter R. Ker. Travels in Georgia, Persia, Armenia, Ancient Babylonia etc. During the years 1817, 1818, 1819, 1820. London, 1821—1822.

237. Portraits Russes de XVIII—XIX siecles / Ed. par E. Ducamp. 1994.

238. Reynolds G. Victorian painting. London, 1966.

239. Renne E. A British portraitist in Imperial Russia: Christina Robertson and the Court of Nicholas I//Apollo. 1995.Vol. 142, Sept. P. 43—45.

240. Renne E. Robertson, Christina // Dictionary of women artists. London, 1997. Vol. 2.

241. Renne E. P. Bridging two empires: Christina Robertson and the Court of St. Petersburg // An Imperial Collection. Women artists from the State Hermitage Museum. London, 2003. P. 87—99.

242. Richie L. A Journey to St. Petersburg and Moscow through Courland, and Livonia. London, 1836 (250).

243. Christina Robertson: A Scottish portraitist at the Russian Court: Publ. to accompany the Exhib., City art centre, Edinburgh, 3 Aug.—5 Oct. 1996. St. Petersburg, 1996 (52).

244. Schidlof L. The miniature in Europe. Graz, 1964.

245. Sir Thomas Lawrence's letter-bag / Ed. by G. S. Layard. London, 1906.

246. Strachey L. Queen Victoria. New York, 1998 (285).

247. Stewart F. Scottish influences in Russian history. Glasgow, 1913 (156).

248. SurteesV. Charlotte Canning. Lady-in-waiting to Queen Victoria and Wife of the first viceroy of India, 1817—1861 (264).

249. Tansey Т. M. The Life and works of Sir Alexander Crichton, F.R.S. (1763—1856): A Scottish physician to the Imperial Russian Court // Notes & Records of the Royal Society. 38. London, 1984. 38. P. 241—259.

250. Tower Т. A Memoir of the Late Charles Baird, esq., and his son Francis of St. Petersburg and 4 Queen's Gate. London, 1876 (110).

251. Vassilieva N. About the history of Sir Robert Ker Porter's album with his sketches of Achaemenidean and Sasanian Monuments // Archaeologische Mitteilungen aus Iran. 1994. Bd. 27. S. 81—90.

252. Vigee-Lebrun L.-E. The Memoirs of Elisabeth Vigee le Brun / Transl. from French by S. Evans. London, 1989 (368).

253. Wilson D. Rothshiild. A Story of wealth and power. London, 1988 (789).

254. Whitley W. T. Art in England, 1801—1820. Oxford, 1928 (387).

255. Wood C. Victorian painters: Dictionary of British Art. Suffolk, 1995.

256. Wright B. S. Painting and history during the French restoration, abandoned by the past. Cambridge, 1997 (269).

257. Yeldham C. Women artist in 19th century France and England. London, 1984. Vol. 1—2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.