Критическая социальная теория в западной философии 70 - 90-х гг. ХХ в.: Типологическая реконструкция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Фурс, Владимир Николаевич

  • Фурс, Владимир Николаевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2002, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 334
Фурс, Владимир Николаевич. Критическая социальная теория в западной философии 70 - 90-х гг. ХХ в.: Типологическая реконструкция: дис. доктор философских наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2002. 334 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Фурс, Владимир Николаевич

4

Раздел 1. Идея критической теории в современной социально-философской литературе

Глава 1. «Критическая теория»: классика и современность

§1. Проект «критической теории общества» М. Хоркхайме- 23 ра

§2. Варианты употребления выражения «критическая тео- 3 ] рия» в современной гуманитаристике

Глава 2. Оформление идеи критической социальной тео-

§ рии в полемике Ю. Хабермаса и М. Фуко

§ 1. Фуко и Хабермас о Франкфуртской школе и о социально- 49 критической фу}ищии современной философии ^

§2. Критика Хабермасом «теории власти» Фуко

§ 3. Первоначальная версия понятия критической социаль- ^ ной теории

Глава 3. Образ критической теории в дебатах 90-х g

§ 1. «Восстание фукианцев» g

§ 2. Перераспределение ролей в дискуссии и новые черты социального критицизма g

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Критическая социальная теория в западной философии 70 - 90-х гг. ХХ в.: Типологическая реконструкция»

Актуальность темы исследования

Платой за жизнь в быстро меняющемся мире (по выражению Э. Гидден-са, «мире с отказавшими тормозами») является шок столкновения с настоящим. Новые реалии пробивают бреши в смысловой ткани наших жизненных миров, которые парадоксальным образом становятся чуждыми во всей своей непосредственности. Проверенные временем, отработанные до автоматизма и институционально закрепленные схемы мысли и действия внезапно оказываются неактуальными, потому что порядки вещей, к которым они были хорошо подогнаны, уже распались.

Подобный опыт фрустрации требует постоянной перепроверки привычек мышления; в области философских занятий это означает акцентированную постановку вопроса о том, что, собственно, философия представляет собой сегодня - в той мере, в какой она все же не сводится к изучению собственного славного прошлого и к ригидной систематике одноименного учебного предмета. Или, иными словами, вопроса о том, в каком виде возможно сегодня актуальное философствование и, соответственно, в какой мере философия ныне вообще актуальна.

Этот - на первый взгляд, достаточно отвлеченный - вопрос1 весьма интенсивно и плодотворно обсуждался в западных метафилософских дискуссиях последних примерно трех десятилетий, поскольку его постановка была мотивирована вполне конкретными обстоятельствами. Ведь «актуальность», о которой шла речь выше, предполагает, прежде всего, соответствие наличной «кондиции» философствования, а она-то и изменилась. Преодоление «модели сознания» в эволюции постметафизической философии XX века привело к глубокому кризису философской рациональности и к острой постановке вопроса о возможности философствования в ситуации «после Философии (эмфатически с

1 А отвлеченным он остается как раз до тех пор, пока не специфицирован характер кардинальных перемен, которые следует брать в расчет. большой буквы)» . Вытекающие отсюда метафилософские дискуссии предельно схематично можно изобразить в виде противостояния между теми, кто провозглашает исчерпанность философии как академического занятия и редукцию философствования к разновидности литературной практики, и теми, кто стремится сохранить универсалистские притязания философии, лишь по-новому их обосновав3.

Критическая социальная теория, являющаяся предметом диссертационного исследования, заявляет о себе и обретает актуальность, прежде всего, именно в обозначенном метафилософском контексте. Вопреки привычкам мышления, прочно ассоциирующим критическую социальную теорию с деятельностью основных представителей франкфуртского Института социальных исследований, в данном случае мы имеем дело с качественно новым явлением, оформившимся уже после того, как Франкфуртская школа сошла со сцены актуальных дискуссий4. Это определенная модель социальной философии, предлагаемая в качестве мыслительной стратегии, соответствующей наличной «кондиции» философствования. При этом исходная установка критической теории состоит в том, что «метафизика присутствия» эффективнее преодолима не в самодостаточной игре означающих, а посредством изменения режима коммуникации философа с «профанами»5. Что для преодоления самодостаточности «интеллиги2

Обстоятельное рассмотрение этого процесса будет предпринято ниже (§1 Главы 1 Раздела 2).

Об этом см., напр.: After Philosophy: End or Transformation. Cambridge, Mass.; London: MIT Press, 1987.

4 Г. Вестарп, имея в виду Франкфуртскую школу, в 1970 г. резюмировал: критическая теория в тупике (Westarp G. Kritische Theorie in der Sackgasse // Merkur, 24. 1970). А в начале 80-х В. Боне и А. Хоннет констатировали реактуализацию идеи критической теории, «демонстрирующей поразительную способность к выживанию»; правда, контуры этой реактуализации были тогда еще не ясны (см.: Bonfi W., Honneth A. Zur Reaktualisierung der Kritischen Theorie // Sozialforschung Kritik: Zum sozialwissenschaftlichen Potential der Kritischen Theorie. - Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1982).

5 С этой точки зрения известный тезис Деррида «все текст, нет ничего кроме текста» очень точно выражает нарциссизм интеллектуалов, не способных ни на что другое, кроме текстов. бельного поля» философского мышления вовсе не обязательно взывать к мар-гиналистски толкуемой «телесности» - намного более вразумительные результаты можно получить, апеллируя к повседневным практикам, открытым для позитивного изучения. Что для учета связанности мышления контекстом настоящего ни к чему впадать в релятивизм - ведь главное не в том, чтобы провозгласить случайность любой теории, а в том, чтобы реконструировать сложную структуру того или иного «случая» интерсубъективным образом.

Однако позиция критической социальной теории принципиально расходится не только с «постфилософией» Деррида, Делеза, Рорти и других, но также и с несгибаемым трансцендентализмом Апелевского образца. Предполагающая также и отказ от мышления «под знаком вечности», она воплощает в себе стратегию теорегизации меняющейся «современности» (т.е. модерна). Ясно, что подобное актуалистское мышление не может найти своего завершения ни в какой законченной системе знания. Критическая социальная теория, вопреки внушению названия, представляет собой не теорию в смысле готового знания, а специфический режим теоретической работы, который находит воплощение в многообразии авторских теорий. Кроме того, сама «иден тичность» современной критической теория является в немалой степени открытым вопросом, поскольку, пройдя период становления в 70-х, окончательно оформившись и обретя новых сторонников в 80-х, существенно эволюционировав в 90-х, критическая теория продолжает интенсивно развиваться и сегодня, представляя собой актуальную ориентацию в западной социальной мысли.

Поэтому для адекватного обобщенного представления о данной интеллектуальной стратегии необходима ее типологическая реконструкция, путем которой критическая теория 70-90-х годов XX в. может быть определена в своем типологическом своеобразии, допускающем широкий спектр конкретных воплощений, и воспроизведена как открытая исследовательская программа в современной западной социальной философии.

Важно подчеркнуть, что изучение данной мыслительной стратегии имеет значение отнюдь не только в целях более полного и точного изображения историко-философского процесса. Критическая социальная теория вызывает особый интерес, если ее воспринимать не просто как заметное явление в новейшей интеллектуальной истории Запада, а в контексте сегодняшнего положения дел в отечественной философии.

Иными словами, представляется, что систематическое освоение данной социально-философской модели, развитой на Западе, может существенно содействовать самоопределению постсоветской философии. Этот тезис основан на следующих соображениях: прежде всего, достаточно очевидно, что необходимо четко различать самобытность и неспособность к коммуникации. Любая стоящая философская концепция самобытна, что, однако, не лишает ее возможности «коммуницировать» с концепциями, возникшими в рамках других традиций и региональных культур. Наивно было бы представлять глобальную дискурсивную арену на манер Хабермасовой «идеальной речевой ситуации», где властвует лишь «ненасильственное принуждение лучшего аргумента», однако реальной альтернативы посильному участию в мировой циркуляции философских идей не существует: изоляционизм неизбежно ведет к вырождению философского мышления.

Освоение критической социальной теории тем более ценно для включения в актуальные дискуссии, что, как мы убедимся в дальнейшем, данная модель социально-философского критицизма имеет по существу транснациональный характер. В этом смысле вполне возможно практиковать критическую социальную теорию в постсоветской перспективе, развивая оригинальную и, вместе с тем, «свободно конвертируемую» социальную философию. И пороговым условием для этого является как раз типологическая реконструкция западной критической теории, позволяющая воспринять ее как позитивную возможность собственного мышления.

Резюмируем: актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что: 1) критическая социальная теория - это новейшая ориентация в западной социальной философии, 2) воплощающая продуктивную стратегию последовательно постметафизического мышления, 3) освоение которой продуктивно в целях самоопределения отечественной философии.

Степень разработанности темы

Литература, посвященная критической теории в ее различных ипостасях, исторических формах и персонификациях, воистину безбрежна и в полном объеме практически необозрима. Следует, однако, отметить, что при ее поступательном освоении очень быстро возникает и становится хроническим переживание «дежа вю»: имеется довольно ограниченный круг признанных «первичных» или особенно фундаментальных работ (легко вычисляемых по признаку цитируемости), и остальная огромная масса текстов, в значительной степени содержательно дублирующих друг друга, добавляет к ним лишь немногое. Более того, ввиду многоликости самой критической теории (под которой, как мы убедимся в дальнейшем, понимаются подчас самые разные вещи), далеко не вся эта литература значима для данного диссертационного исследования. По характеру и степени релевантности теме в современной литературе можно выделить четыре основные категории:

1) Литература, посвященная Франкфуртской школе. Это очень обширный массив работ6, но его значение для прояснения нашей темы крайне мало: как

6 В этой категории следует назвать, прежде всего, следующие фундаментальные работы: Jay М. The Dialectical Imagination: A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research, 1923-1950. - Boston: Little Brown, 1973; Dubiel H. Wissenschaftsorganisation und politische Erfahrung: Studien zur friihen Kritischen Theorie. - Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1978; Wiggershaus R. The Frankfurt School: Its History, Theories, and Political Significance. - Camridge, Mass.: MIT Press, 1994, a также удачные работы общеознакомительного плана: Held D. An Introduction to Critical Theory. - London: Hutchinson, 1980; Gmiinder U. Kritische Theorie: Horkheimer, Adorno, Markuse, Habermas. - Stuttgart: Metzler, 1985. Из отечественных исследований следует указать, прежде всего, работы, выполненные в советской философии 70-х годов: Социальная философия Франкфурсткой школы: Критич. очерк / Под ред. Б.Н. Бессонова и др. - М.; Прага, 1975; Давыуже отмечалось, критическая социальная теория представляет собой качественно новое явление, из Франкфуртской школы никак не выводимое. Вместе с тем, соотнесение (преимущественно полемическое) с франкфуртской традицией важно для современных критических теоретиков. В этой связи литература о социальной философии Франкфурской школы помогает лучше понять новизну и своеобразие критической социальной теории.

2) Энциклопедическая и новейшая учебная литература . Знакомство с ней является необходимым условием обращения к нашей теме: она позволяет представить широту спектра современного критического дискурса и содержит большое количество ценных сведений. Однако в силу своего характера эта литература пригодна лишь для предварительного ознакомления с предметом. Она насыщена разнородной информацией и представляет различные версии современного критицизма просто как рядоположенные; поэтому здесь мы не найдем связного (тем более систематического) изображения критической социальной теории.

3) Немалый вклад в разработку нашей темы внесли некоторые работы, посвященные концепциям Хабермаса и Фуко. Имеются в виду признанные аналитические презентации данных концепций в целом, некоторые тематические сборники и, особенно, работы, посвященные полемическому столкновению дов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. -М., 1977; Неомарксизм и проблемы социологии культуры. - М., 1980, а также некоторые новые работы: Мысливченко А. Г. Философские парадигмы «западного марскизма»: генезис и классификация // Карл Маркс и современная философия. - М., 1999; Сирота A.M. Неомарксизм: попытка реформации // Вопросы философии. - М., 1998. - №8; Максутов А.Б. Критическая теория и современность. - Екатеринбург, 1998; Иванов Д.В. Эволюция критической теории общества: Автореферат дисс. . канд. социол. наук / СПбГУ. - СПб., 1998.

См., напр.: Macey, D. The Penguin Dictionary of Critical Theory. - Penguin Books, 2000; The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. - Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996; Tyson L. Critical Theory Today: A User-Friendly Guide. - New York & London: Garland Publishing, Inc., 1999; Cavallaro D. Critical and Cultural Theory. - London; New Brunswick, The Athlone Press, 2001. между предложенными Хабермасом и Фуко моделями социальноо философского критицизма .

4) Наконец, это работы самих современных критических теоретиков, содержащие обобщающую рефлексию на сущность, историю и современное состояние разделяемой ими парадигмы9.

8 См. по Хабермасу: McCarthy Th. The Critical Theory of Jiirgen Habermas. -Cambridge, Mass.: MIT Press, 1978 (очень уважаемая, но очевидным образом устаревшая работа); Habermas and Modernity / Ed. by R. Bernstein. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 1985; Zwischenbetrachtungen im ProzeB der Aufklarung / Hg. von A. Honneth u.a. - Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1989; Habermas and the Public Sphere /Ed. by Craig Calhoun. - Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1992; по Фуко: Dreyfus H., Rabinow P. Michel Foucault: Un parcours philosophique. - Paris: Gallimard, 1984; Reichman J. Michel Foucault: La liberte de savoir. - Paris: Ctoisees, 1987 (работы Дрейфуса/Рабиноу и Райхмана приводятся во французских переводах; англоязычные оригиналы диссертанту были недоступны); Foucault: A Critical Reader / Ed. by D. Hoy. - Oxford: Blackwell, 1986; Critique. Tome XLII (#471-472). Michel Foucault: du monde entier. - Paris, 1986; Philosophy and Social Criticism. Special Issue: The Final Foucault. - Boston: Allen Press, 1987; Foucault and his Interlocutors / Ed. by A. Davidson. - Chicago; London: University of Chicago Press, 1997; и о «контроверзе» Хабермаса и Фуко: Critique and Power: Recasting the Foucault/Habermas Debate / Ed. by M. Kelly. - Cambridge, Mass., London: MIT Press, 1994; Foucault contra Habermas: Recasting the Dialogue between Genealogy and Critical Theory / Ed. by S. Ashenden and D. Owen. - London: Sage Publications, 1999. Следует упомянуть также некоторые из, к сожалению, до сих пор крайне немногочисленных отечественных работ по Хабермасу: Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М.: ИФ РАН, 1999; Мотрошилова Н.В. О лекциях Ю.Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции // Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. 2-е изд. - М., 1995; Плотников Н. Власть аргумента и public relations // Логос. М., 1999. - Вып. 8 (18); Шубина М.П. Социокультурный жизненный мир и система в социальной философии 10. Хабермаса // Гуманитарные исследования: Ежегодник. 1998. - Вып. 3, ч. 2. Омск, 1998; Лоскутникова В.М. Проблематизация социогуманитарного знания в работах Ю. Хабермаса // Социальное знание в поисках идентичности.

- Томск, 1999; и по Фуко: Подорога В.А. Власть и познание // Власть. - М., 1988; Он же. Навязчивость взгляда Фуко и живопись // Фуко М. Это не трубка.

- М., 1999; Розин В.М. Опыт гуманитарного изучения творчества: Эволюция взглядов М. Фуко // ОНС. - М., 2000. - №3; Сокулер З.А. Методология гуманитарного познания и концепция «власти-знания» М. Фуко // Философские науки.

- М., 1998. - Вып. 4; Визгин В.П. Онтологические предпосылки генеалогической истории М. Фуко // Вопросы философии. - М., 1998. - №1.

В литературе, принадлежащей именно к этой категории, в наибольшей мере воплощаются уже имеющиеся результаты разработки темы; на них мы главным образом и опираемся в собственном исследовании (отметим, что именно здесь представлен ряд работ, выполненных в «жанре» типологической реконструкции: прежде всего, конечно, «Философский дискурс модерна» Ха-бермаса, а также книги Хоннета, Бенхабиб и Кэлхуна).

Вместе с тем, принципиальная недостаточность этих результатов для раскрытия темы состоит в том, что авторские трактовки, во-первых, по своему существу тенденциозны и «частичны»: обобщенные характеристики критической социальной теории авторами, активно играющими на ее поле, даются (пусть невольно) главным образом в целях собственного выигрыша. В результате именно предлагаемая тем или иным игроком версия (будь то «теория коммуникативного действия» Юргена Хабермаса, концепция «позднего модерна» Энтони Гидденса или «генеалогическая герменевтика» Дэвида Хоя) предстает в качестве подлинного воплощения «идеи» критической теории. Во-вторых, вследствие подобного «перспективизма», предложенные характеристики, содержательно дополняя друг друга, тем не менее, принципиально несводимы воедино (в полную картину западной критической теории), более того, они во многом друг другу противоречат. Поэтому уже для того, чтобы осмысленно использовать наработки, представленные в литературе данной категории, необходимо

9 Из многочисленных релевантных работ Хабермаса и Фуко следует указать, прежде всего: «Теорию коммуникативного действия» и «Философский дискурс модерна» со стороны Хабермаса и «Что такое Просвещение?», «Субъект и власть» и ряд других небольших работ 80-х со стороны Фуко. Наиболее значимые в данной связи книги других видных представителей критической теории: Honneth A. Kritik der Macht: Reflexionstufen einer kritischen Gesellschaftstheorie. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1985; Wellmer, A. Zur Dialektik von Moderne und Postmoderne: Vernunftkritik nach Adorno. - Frankfurt/M.: Suhrkamp Verlag, 1985; Benhabib S. Critique, Norm, and Utopia: A Study of the Foundation of Critical Theory. - New York: Columbia University Press, 1986; McCarthy Th. Ideals and Illusions: On Reconstruction and Deconstruction in Contemporary Critical Theory. -Cambridge, Mass.: MIT Press, 1991; McCarthy Th., Hoy D. Critical Theory. - Camобладать собственной «системой отсчета», позволяющей выявить общность за многообразием авторских версий и в итоге изобразить критическую теорию в виде программы предельно широкой и гибкой, но все же обладающей вполне четкими принципиальными очертаниями. Следует подчеркнуть, что возможность подобного обобщающего подхода, преодолевающего ограниченность «партийно пристрастных» реконструкций, связана вовсе не с занятием «абсолютной» позиции «незаинтересованного наблюдателя», а как раз с той специфической актуальностью, которую критическая социальная теория обретает в постсоветском контексте. Представляя интерес, в конечном счете, как позитивная возможность нашего собственного мышления, она воспринимается в виде целостной интеллектуальной стратегии, развитой в западном социально-культурном контексте.

Необходимо отметить, что современная критическая теория - это сложное явление, природу которого надлежит прояснять посредством рассмотрения аналитически различных контекстов его возникновения. К числу последних относятся и метафилософские контроверзы, связанные с кризисом философской рациональности, и пересмотр оснований социально-научного знания, и, наконец, дискуссии о кризисе модерна. В этой связи определенное значение для реконструкции критико-теоретической стратегии имеет исследовательская литература, способствующая прояснению того или иного из указанных контекстов ее возникновения. Соответствующая западная литература совершенно необозрима, поэтому назовем лишь некоторые из отечественных работ (полнота обзора в данном случае несущественна, поскольку речь идет о литературе, лишь косвенно связанной с нашей темой). Во-первых, это работы, посвященные трансформациям философии как в западном, так и в постсоветском контексте и возникающим отсюда метафилософским вопросам10. bridge: Blackwell, 1994; Calhoun С. Critical Social Theory: Culture, History, and the Challenge of Difference. - Oxford, Cambridge, Mass.: Blackwell, 1995.

10 Автономова H.C. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. М., 1999. -№11; Ахиезер А.С. Об особенно

Во-вторых, это работы, посвященные вопросам перестройки оснований социального (прежде всего, социологического и социально-философского) знания11. Наконец, в-третьих, работы, посвященные комплексу вопросов касательно кризиса модерна (включая переосмысление модерна в связи с глобализацией и проблематику общественной и культурной модернизации)12. стях современного философствования: Взгляд из России // Вопросы философии. - М. 1999. - №8; Бибихин В. Нищета философии // Наше положение: Образ настоящего. - М., 2000; Зотов А.Ф. Существует ли мировая философия? // Вести. Моск. Ун-та. Серия 7. Философия. - М., 1998. - №1; Кемеров В.Е. О философской моде в России // Вопросы философии. - М., 2000. - № 11; Колесников А.С., Ставцев С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX в. -СПб., 2000; Марков Б.В. Философская антропология после «смерти человека» в России и на Западе // Вече. - СПб., 1997; Микешина J1.A. Специфика философской интерпретации // Вопросы философии. - М., 1999. - №11; Позиции современной философий / Под ред. А.С. Колесникова. - СПб., 1999. - Вып.1; Стенин B.C. Философия на рубеже веков // Вестник РАН. М., 1997. - Т. 67, №5; Эп-штейн М. К философии возможного: Введение в посткритическую эпоху // Вопросы философии. - М., 1999 - № 6.

11 Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // ОНС. - М., 1999. - №6; Волков В. О концепции социальных практик в социальных науках // Социологические чтения. - М., 1997. - Вып. 2; Гобозов И.А. Социальное познание // Философия и общество. - М., 1999. - №2; Качанов Ю. Начало социологии. - М.; СПб, 2000; Он же. Социология социологии: Антитезисы. - М.;СПб., 2001; Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии. - М., 1999. - №7; Перов Ю.В. Проблема социального статуса социальной философии // Вече. - СПб., 1997. - Вып.2; Пигров К.С. Сдвиг в отечественной социальной философии в 80-90-х годах: смена философского порядка // Вече. СПб., 1997. - Вып.2; Социальная философия в конце XX в.: Сборник научных трудов / Под ред. К.Х. Момджяна. - М., 1991; Социология на пороге XXI в.-М., 1998.

12

Девятко И.Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества // Глобализация и постсоветское общество. - М., 2001; Иноземцев B.JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. - М., 1998. - №9; Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. -М., 1998; Он же. Современность - как принуждение и как свобода // Вопросы философии. - М., 1998. - №4; Маньковская Н.Б. Постмодернизм как феномен культуры // Судьба культуры - судьба человечества. - М., 1996; Метлов В.И. Постмодернизм перед судом философии // Философия и общество. - М., 1998. -№2; Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Восток. - М., 1997. - №2; Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к по

Цель и задачи исследования

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в литературе, была определена цель диссертационной работы: осуществить типологическую реконструкцию критической социальной теории в западной философии 70-90-х годов XX века. Реализация данной цели подразделяется на несколько этапов, в соответствии с которыми выделяются и группируются задачи исследования и определяется композиция диссертационной работы. Этапами осуществления реконструкции являются: 1) описательная идентификация критической социальной теории, 2) раскрытие ее природы и парадигмальных характеристик и 3) рассмотрение специфических тематических комплексов, проработка которых и образует основное содержание критической социальной теории.

Осуществление первого этапа реконструкции, представленное в первом разделе диссертационной работы, связано с решением следующей группы задач:

- в связи с тем, что для современной критической теории свойственно систематическое соотнесение с проектом, развитым в рамках социальной философии Франкфуртской школы, в качестве отправной точки исследования необходимо зафиксировать основные элементы Хоркхаймеровской идеи «критической теории общества»;

- многозначность термина «критическая теория» в современном социо-гуманитарном знании требует экспликации основных контекстов употребления и основных значений термина «современная критическая теория»; стмодерну // Вопросы философии. - М., 1998. - №7; Рашковский Е. Постмодерн: культурная революция или культурная контрэволюция? //МЭМО. - М.,

1999. - №7; Самохвалова В.И. Контуры постдействительности // Политгнозис. -М., 1999. - №2; Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. - М., 1999. - №10; Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. - М., 1997; Она же. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. - М.,

2000. - №4.

- в этом многообразии необходимо специфицировать значение термина «критическая социальная теория»: проследить генезис и эволюцию идеи критической социальной теории в современных социально-философских дискуссиях.

Решение данной группы задач позволяет установить, что фактически понимается под критической социальной теорией в современной западной философии, определить круг представителей и предварительно (сугубо дескриптивно) зафиксировать ее основные черты и этапы эволюции. Описательная идентификация направляет конкретную постановку задач второй и третьей групп.

Осуществление второго этапа реконструкции, которому композиционно соответствует второй раздел диссертационной работы, требует изображения критической социальной теории как особой парадигмы, возникающей в ответ на новые интеллектуальные и социокультурные реалии. Для этого необходимо решение второй группы задач:

- раскрытие основных детерминант возникновения критической социальной теории, к числу которых принадлежат: преодоление «философии субъекта», изменение характера когнитивной репрезентации социальной жизни и кризис модерна;

- аналитическая презентация взаимодополнительных образцов воплощения социально-критической установки - теории коммуникативного действия Хабермаса и генеалогии Фуко;

- экспликация основных принципов критической социальной теории и их интерпретация в свете детерминант возникновения данной парадигмы.

Третья этап реконструкции «в фоновом режиме» уже осуществлялся при решении второй задачи предыдущей группы, поскольку концепции Хабермаса и Фуко являлись наиболее значительными версиями критической социальной теории 70-80-х годов. Продолжение третьего этапа представлено в третьем разделе диссертационной работы, в котором решаются следующие задачи:

- систематически рассмотреть основные тематические комплексы, развиваемые критическими теоретиками 90-х годов;

- дать обобщенную характеристику основного содержания критической социальной теории.

Теоретические и методологические основы исследования.

Общую теоретическую и методологическую основу диссертационной работы образуют представления, ставшие своего рода «общими местами» для современного историко-философского исследования: о многовариантности развития философской мысли; о многофакторном характере детерминации философских идей в их возникновении и эволюции; о том, что эти идеи, являясь продуктом творческого усилия создателей, по своему содержанию из детерминант не выводимы; о том, что развитие философской мысли осуществляется в значительной степени в организующих рамках единиц надиндивидуального уровня: «течений», «ориентаций», «стратегий» и т.п.; о том, что в истории философии имеются поворотные точки, связанные с возникновением новых парадигм философствования, формированием и эволюцией новых исторических типов философского знания; о том, что одной из таких точек в новейшей истории западной философии является глубокий кризис философской рациональности, начало которого датируется рубежом 60-70-х и который в известном смысле продолжается и поныне.

Исследовательская методология настоящей диссертационной работы включает также использование ряда специфических методов. В частности, типологическая реконструкция, выполнение которой является целью диссертационного исследования, предполагает использование в качестве основного метода экземшярного анализа (анализа образцовых концепций), осуществляемого в сравнительной перспективе. Данный метод позволяет выявить и зафиксировать в анализируемых концепциях не просто сходства и созвучия между ними, а их типологические общие черты.

Далее, в первом разделе диссертационной работы используется главным образом метод, который основан на философской концепции позднего Витгенштейна и в соответствии с ее основным содержанием может быть назван методом языковых игр. Имеется в виду установление и нюансировка значения ряда ключевых терминов (прежде всего: «современная критическая теория» и «критическая социальная теория») путем рассмотрения контекстов их употребления. Подчеркнем, что в диссертационном исследовании понятие языковой игры не гипостазируется, а используется ограниченно и сугубо методически - для целей описательной идентификации как начальной стадии типологической реконструкции.

Наконец, важную роль в диссертационной работе играет метод интерпретации текстов, основанный на определенной трактовке идеи детерминированной случайности философских концепций. В соответствии с этой трактовкой новая парадигма философского знания воспринимается как творческий ответ на вызов изменившейся ситуации философствования. Аналитически различные детерминанты являются слагаемыми этого вызова, и их выделение обеспечивает исследователя каркасом интерпретации изучаемого массива философского знания, но из их содержания нельзя логически вывести содержание «ответа». Данный метод интерпретации используется во втором и третьем разделах с различной функциональной нагрузкой. Обращение к «архетипическим» концепциям Хабермаса и Фуко во втором разделе позволяет эксплицировать принципы данной парадигмы, а обращение к работам видных критических теоретиков 90-х во втором разделе позволяет реконструировать эволюцию ее принципиального содержания в зависимости от меняющейся интеллектуальной и социокультурной конъюнктуры.

Результаты исследования и их научная новизна.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней осуществлена реконструкция критической социальной теории как специфической исследовательской программы в западной философии 70-90-х годов XX века: определено ее своеобразие в широком спектре современного критического дискурса; проанализированы основные детерминанты возникновения критической социальной теории, в свете которых эксплицированы ее принципы; выявлено и проанализировано основное теоретическое наполнение рассматриваемой парадигмы; показана эволюция критической социальной теории.

Конкретные новые результаты диссертационного исследования включают следующее:

- определены ключевые элементы разработанной М. Хоркхаймером идеи «критической теории общества», соотнесение с которой стало средством самоопределения для нового типа критико-теоретического дискурса;

- реконструированы характерные виды употребления выражения «критическая теория» в современной философии и социогуманитарном знании, благодаря чему выделены «небулярное», «омонимическое» и «учебное» понятия «современной критической теории», использованные в качестве фона при определении специфики критической социальной теории;

- систематически проанализирована полемика между Хабермасом и Фуко и их последователями (А. Хоннет, Т. Маккарти, Н. Фрэзер, М. Келли, Д. Хой, Д. Оуэн, К. Кэлхун); данная «контроверза» раскрыта как та языковая игра, в которой формировалось и эволюционировало понятие критической социальной теории.

- выявлены и проанализированы основные детерминанты возникновения критической социальной теории в их взаимосвязи: 1) преодоление «философии субъекта» в эволюции постметафизической философии XX в., 2) декомпозиция идеи общества вследствие распада «организованного модерна» и 3) культурный кризис «современности»;

- осуществлена аналитическая презентация теории коммуникативного действия Хабермаса и генеалогии Фуко как «архетипических» вариантов современного социально-философского критицизма; раскрыта иерархическая структура концепции Хабермаса, включающая (мета)философскую модель коммуникативной рациональности, общую социальную теорию, развитую на основе понятий коммуникативного действия и жизненного мира, и изображение диалектики общественной и культурной модернизации; реконструкция генеалогии как целостной модели критики выполнена с опорой на итоговые самоопределения «позднего» Фуко, трактующие критику как модерный философский этос и указывающие в качестве ее основной темы формирование субъективности в отношениях власти.

- на основе экземплярного анализа концепций Хабермаса и Фуко в свете основных детерминант возникновения критической социальной теории выявлены основные принципы данной исследовательской программы: 1) случайность теории, 2) социальное «воплощение» трансцендентального субъекта, 3) «социальная жизнь - это вся реальность» и 4) имманентность критики.

- проанализирован ряд оригинальных концепций, разработанных критическими теоретиками в 90-х («поздним» Хабермасом, Э. Гидденсом, А.Хоннетом, Н. Фрэзер, К.Кэлхуном и др.), на основе чего реконструированы основные тематические комплексы критической социальной теории 90-х: 1) «социальная природа и политическая конституция идентичности» и 2) «публичные сферы и проблемы солидарности и легитимности». Раскрыты как преемственная связь данных комплексов с проблематикой концепций Хабермаса и Фуко, так и существенные тематические смещения, разделяющие эти последовательные этапы эволюции единой исследовательской программы;

- показано, что в плане своего основного содержания последняя представляет собой критическую социальную теорию радикализирующегося модерна, включающую: 1) характеристику опыта «современности» в качестве своей тематической предпосылки, 2) определение смысла критической установки и 3) изображение меняющейся «современности».

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту.

- критическая социальная теория представляет собой широкую исследовательскую программу в западной философии 70-90-х гг. XX в.; полемическое соотнесение с франкфуртским проектом «критической теории общества» служит ее самоидентификации, но по своей природе она представляет собой новое явление, не связанное с Франкфуртской школой отношением содержательной преемственности. Своеобразие критической социальной теории не коррелирует с рамками марксистской традиции; она использует концептуальные ресурсы различных течений современной философии и имеет транснациональный характер;

- в истории данной исследовательской программы различаются три этапа: 1) 70-е годы - период становления, связанный с подготовкой синтеза теории коммуникативного действия Хабермаса и развитием генеалогического проекта Фуко. 2) 80-е годы - период оформления и роста: в первой половине 80-х Ха-бермасом и Фуко (каждым по-своему) определяется сущность новой модели критики; благодаря обобщающей рефлексии на противостояние двух «архети-пических» версий этой модели оформляется понятие критической социальной теории; полемика между Хабермасом и Фуко, осуществляемая в более широком контексте дискуссий о постмодерне, привлекает к исследовательской программе ряд приверженцев. 3) 90-е годы - качественно новая фаза эволюции, связанная с появлением оригинальных авторских концепций (А. Хоннета, Н. Фрэзер, Т. Маккарти, Э. Гидденса, К. Кэлхуна и др.), развивающих критическую социальную теорию в контексте дискуссий о глобализации;

- по своей природе критическая социальная теория представляет собой сложное явление, возникшее на скрещении трех линий детерминации: 1) кризис философской рациональности вследствие преодоления «модели сознания» потребовал самоопределения философии в профанной среде; 2) изменение характера когнитивной репрезентации социальной жизни вследствие распада «организованного модерна» потребовало включения контура философской рефлексии в социально-научное познание; 3) кризис «современности», центрированный в 80-х темой постмодерна, а в 90-х темой глобализации, стимулировал глубокое переосмысление идеи модерна, являвшейся предпосылкой как философской рефлексии, так и социальной теории;

- возникая в ответ на эти «вызовы», критическая социальная теория воплощает стратегию «социализации» философской установки, в рамках которой социальная философия предстает не как одна из частей общей системы философского знания, а как новый способ существования философской позиции в целом. Данная стратегия конкретизируется следующими принципами: 1) случайность теории, 2) социальное «воплощение» трансцендентального субъекта, 3) «социальная жизнь - это вся реальность», 4) имманентность критики.

- реализация данной стратегии приводит к построению критической теории радикализирующегося модерна, основное содержание которой включает: 1) характеристику опыта «современности» как предпосылку критико-теоретической позиции, 2) определение смысла критической установки и 3) изображение меняющейся «современности».

К (1): раскрывается социальная амбивалентность модерна: теневой стороной утверждения автономии (как в фактических институциональных воплощениях, так и в виде нормативного горизонта) оказывается порождение специфически модерных форм подчинения.

К (2): критическая установка многопланова; во-первых, она включает позиционирующую критику, в которой выделяются два аспекта: а) метакритика диагностики времени в рамках мышления под знаком «пост-» и б) критика старых модернистских клише и демонстрация ограниченности предшествующего развертывания модерна. Во-вторых, рабочая критика направлена на патологии, которые порождаются натурализацией социальных форм, возникающих в ходе развертывания модерна. Раскрытие их исторического генезиса расширяет пространство собственных возможностей человека, что способствует достижению практической автономии в конкретных обстоятельствах «здесь и теперь». Позиционирующая критика ориентирует рабочую соответственно дальнейшей радикализации модерна; тем самым обеспечивается открытый характер данной исследовательской программы.

К (3): изображение меняющейся «современности» - это «слабая» теория, интегрирующая философский и социально-научный аспекты. В качестве основного «экстенсивного» проявления радикализации модерна в 90-х представляются процессы глобализации, а «интенсивного» - проникновение модерного динамизма в организацию человеческого Я, благодаря чему идентичность приобретает характер политического проекта. Соответственно, основной формой подавления в эпоху радикализации модерна является подавление через моделирование субъективности, прикрываемое фикцией самотождественного индивида как свободного и разумного существа. А шансы на автономное социальное существование в условиях глобального капитализма связываются с потенциалом публичных сфер - дискурсивно организованных пространств публичной жизни людей, в которых складываются узы социальной солидарности и определяются легитимные стили мысли и действия.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов

В исследовательском плане результаты диссертационной работы могут быть использованы по ряду направлений: для исследований в областях, смежных с критической социальной теории (современная социальная и политическая философия, полидисциплинарная социальная теория, современная мета-философия и др.), для построения общей картины сегодняшнего состояния западной философии, определения теоретических и методологических оснований полидисциплинарного изучения меняющегося мира, наконец, для разработки оригинальной версии критической социальной теории в постсоветской перспективе.

Результаты исследования могут также использоваться для модернизации учебных курсов по социальной философии и современной западной философии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Фурс, Владимир Николаевич, 2002 год

1. A Dictionary of Cultural and Critical Theory / Ed. by Michael Payne. - Oxford: Blackwell, 1996

2. Adorno, Th. Negative Dialektik // Ders. Gesamm. Schrifften, Bd. 6. 4. Aufl. -Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1990

3. After Philosophy: End or Transformation? Ed. by Kenneth Baynes, James Boh-man, and Thomas McCarthy. Cambridge, Mass., London: MIT Press, 1987

4. Agger B. The Discourse of Domination: From the Frankfurt School to Postmodernism. Evanston: Northwestern University Press, 1992

5. Althusser L. Pour Marx. Paris, 1974

6. Althusser: A Critical Reader / Ed. Gr. Elliott. Oxford: Blackwell, 1994

7. Anderson, B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso, 1983

8. Apel K.-O. Rationalitatskrierien und Rationalitatstypen // Pragmatische Ration-alitatstheorien. Hrsg. Axel Wiistehube. Wiirzburg: Konigshausen und Neumann, 1995

9. Appadurai, A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, London: University of Minnesota Press, 19961 l.Arendt, H. On Revolution. New York: Penguin Books, 1977

10. Arendt, H. The Human Condition. Chicago: University of Chicago Press, 1958

11. Baudrillard J. A L'ombre des majorites silencieuses. La fin du social. Paris: De-noel/Gonthier, 1982

12. Barker C. Cultural Studies. London: Sage, 2000

13. Beck U. Was ist Globalisierung? Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1999

14. Beck, U. Risikogesellschaft: Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt: Suhrkamp, 1986

15. Bell D. The End of Ideology. Cambridge, Mass., London: Harvard University Press, 1988

16. Benhabib S. Critical Theory and Postmodernism: On the Interplay of Ethics, Aesthetics, and Utopia in Critical Theory // The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996

17. Benhabib S. Critique, Norm, and Utopia: A Study of the Foundation of Critical Theory. New York: Columbia University Press, 1986

18. Benhabib S. Die Moderne und die Aporien der Kritischen Theorie // Sozialforschung als Kritik: Zum sozialwissenschaftlichen Potenzial der Kritischen Theorie / Hg. von W. BonB und A. Honneth. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1982

19. Benhabib S. Feminism and Postmodernism // Benhabib S., Butler J., Cornell D., Fraser N. Feminist Contentions: A Philosophical Exchange. New York, London: Routledge, 1995

20. Benhabib S. Situating the Self: Gender, Community and Postmodernism in Contemporary Ethics. Cambridge: Polity Press, 1992

21. Bhabha H. The Location of Culture. London: Routledge, 1994

22. Bohman J. Critical Theory and Democracy // The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996

23. BonB W., Honneth A. Zur Reaktualisierung der Kritischen Theorie // Sozialforschung als Kritik: Zum sozialwissenschaftlichen Potenzial der Kritischen Theorie / Hg. von W. BonB und A. Honneth. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1982

24. Bottomore T. The Frankfurt School. New York: Tavistock Publications, 1985

25. Brubaker R. Nationalism Reframed. Cambridge: Cambridge University Press, 1996

26. Brunkhorst H. Critical Theory and Empirical Research // The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996

27. Butler J., Laelau E., Zizek S. Contingency, Hegemony, Universality: Contemporary Dialogues on the Left. London: Verso, 2000

28. Calhoun C. Critical Social Theory: Culture, Histiry, and the Challenge of Difference. Oxford, Cambridge, Mass.: Blackwell, 1995

29. Calhoun C. Nationalism. Buckingham: Open University Press, 1997

30. Calhoun C. Social Theory and the Public Sphere // The Blackwell Companion to Social Theory / Ed. by B. Turner. Sec. ed. Oxford: Blackwell, 2000

31. Calhoun, C. Constitutional Patriotism and the Public Sphere: Interests, Identity, and Solidarity in the Integration of Europe // Transnational Politics / Ed. Pablo De Greiff, Ciaran Cronin. Cambridge, Mass.: MIT Press, forthcoming (manuscript)

32. Calhoun, C. Nationalism and Difference: The Politics of Identity Writ Large // Critical Social Theory. Oxford, Cambridge, Mass.: Blackwell, 1995

33. Calhoun, C. The Politics of Identity and Recognition // Critical Social Theory. -Oxford, Cambridge, Mass.: Blackwell, 1995

34. Castoriadis C. The Imaginary Institution of Society. Cambridge: MIT Press, 1977

35. Castoriadis C. World in Fragments: Writtings on Politics, Society, Phychoanaly-sis, and the Imagination. Stanford: Stanford University Press, 1997

36. Cavalaro D. Critical and Cultural Theory. The Athlone Press, 2001

37. Critique and Power: Recasting the Foucault/Habermas Debate / Ed. by M. Kelly. -Cambridge, Mass., London: MIT Press, 1994

38. Dean J. Civil Society: Beyond the Public Sphere // The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996

39. Dews P. Logics of Desintegration: Post-Structuralist Thouhgt and the Claims of Critical Theory. New York: Verso, 1987

40. Die Frankfurter Schule und ihre Folgen / Hg. von A. Honneth und A. Wellmer. -New York: Walter de Gruyter, 1986

41. Dreifus H., Rabinow P. What is Maturity? Habermas and Foucault on 'What is Enlightenment?' // Foucault: A Critical Reader / Ed. by D. Hoy. Oxford: Blach-well, 1986

42. Dubiel H. Herrschaft oder Emanzipation? Der Streit um die Erbschaft der Kritischen Theorie // Zwischenbetrachtungen: Im Prozess der Aufklarung / Hg. von A. Honneth u.a. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1989

43. Dubiel H. Kritische Theorie der Gesellschaft. Mtinchen: Juventa, 1988

44. Dubiel H. Wissenschaftsorganisation und politische Erfahrung: Studien zur frtihen Kritischen Theorie. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1978

45. Eley, G. Nations, Publics, and Political Cultures: Placing Habermas in the Nineteenth Century // Habermas and the Public Sphere /Ed. by Craig Calhoun. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1992

46. Erikson E.H. Identity and Lifecycle. New York, 1980

47. Featherstone M. Undoing Culture: Globalization, Postmodernism and Identity. -London: Sage, 1995

48. Feminists Read Habermas: Gendering the Subject of Discours / Ed. and intr. by J. Meehan. New York, London: Routledge, 1995

49. Ferrara A. The Communicative Paradigm in Moral Theory // The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996

50. Figal G. Die Entwicklung der Frankfurter Schule // Hiigli, Anton, Lubke, Poul (Hg.). Philosophie im 20. Jahrhundert. Bd. 1. Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmBH, 1992

51. Forst R. Justice, Reason, and Critique: Basic Concepts of Critical Theory // The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996

52. Foucault M. L' ethique du souci de soi comme pratique de la liberte // Dits et Ecrits. IV: 1980-1988. Paris: Gallimard, 1994

53. Foucault M. L'ordre du discours. Paris: Gallimard, 1971

54. Foucault M. La volonte de savoir. Paris: Gallimard, 1976

55. Foucault M. Le sujet et le pouvoir // Dits et Ecrits. IV: 1980-1988. Paris: Gallimard, 1994

56. Foucault M. L'usage des plaisirs. Paris: Gallimard, 1984

57. Foucault M. Qu'est-ce due les Lumieres? // Dits et Ecrits. IV: 1980-1988. Paris: Gallimard, 1994

58. Foucault M. Verite, savoir et soi // Dits et Ecrits. IV: 1980-1988. Paris: Gallimard, 1994

59. Fraser N. Unruly Practices: Power, Discourse, and Gender in Contemporary Social theory. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989

60. Fraser N. Justice Interruptus: Critical Reflections on the "Postsocialist" Condition. -London, New York: Routledge, 1997

61. Fraser, N. Rethinking the Public Sphere: A Contribution to the Critique of Actually Existing Democracy // Habermas and the Public Sphere /Ed. by Craig Calhoun. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1992

62. Fukuyama F. The End of History and the Last Man. London: Penguin, 1992

63. Gadamer H.-G. Wahrheit und Methode. 2. Aufl. Tubingen, 1965

64. Giddens, A. Beyond Left and Right. The Future of Radical Politics. Cambridge: Polity Press, 1994

65. Giddens, A. Leben in einer posttraditionalen Gesellschaft // Beck, U., Giddens, A., Lash, S. Reflexive Modernisierung. Eine Kontroverse. Frankfurt/M., Suhrkamp Verlag, 1996

66. Giddens, A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press, 1991

67. Giddens, A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990

68. Giddens A. The Nation-State and Violence. Berkeley: University of California Press, 1987

69. Global Modernities / Ed. by M. Featherstone, S. Lash, and R. Robertson. London: Sage, 1995

70. Guess R. The Idea of Critical Theory. Camridge: Cambridge University Press, 1981.

71. Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1985

72. Habermas J. Die nachholende Revolution. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1990

73. Habermas J. Erkenntnis und Interesse. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1968

74. Habermas J. Erlauterungen zur Diskursethik. Faktizitat und Geltung. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1992

75. Habermas J. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1973

76. Habermas J. MoralbewuBtsein und kommunikatives Handeln. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1983

77. Habermas J. Nachmetaphysisches Denken. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1988

78. Habermas J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation // Ders. Kultur und Kritik. -Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1973

79. Habermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. Berlin: Luchterhand, 1962

80. Habermas J. Technik und Wissenschaft als Ideologic. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1968.

81. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Bd. 1,2. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1981.

82. Habermas J. Theorie und Praxis. 2. Aufl. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1971

83. Habermas J. Vergangenheit als Zukunft. Zurich: Pendo, 1992

84. Habermas J. Vorstudien und Erganzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1984

85. Habermas J. Wahrheitstheorien // Wirklichkeit und Reflexion / Hg. von H. Fahrenbach. Pfullingen: Neske. 1973

86. Habermas J. Zur Logik der Sozialwissenschaften. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1971

87. Habermas J. Zur Rekonstruktion des Historischen Materialismus. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1976

88. Habermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. 5. Auflage. — Berlin: Luchterhand, 1971

89. Habermas, J. Diskursethik Notizen zu einem Begrundungsprogramm // Ders. MoralbewuBtsein und kommunikatives Handeln. - Frankfurt/M., 1983

90. Habermas, J. Faktizitat und Geltung: Beitrage zur Diskurstheorie des Rechts. -Frankfurt/M.: Suhrkamp Verlag, 1992

91. Habermas, J. Geschichtsbewufitsein und posttraditionale Identitat. Die Westorientierung der Bundesrepublik // Ders. Die Moderne ein unvollendetes Projekt. - Leipzig: Reclam, 1990.

92. Habermas, J. Moralenwicklung und Ich-Identitat // Ders. Zur Rekonstruktion des Historischen Materialismus. Frankfutr/M.: Suhrkamp, 1976

93. Habermas, J. Volkssouveranitat als Verfahren // Habermas, J.: Die Moderne ein unvollendetes Projekt: Philosophisch-politische Aufsatze 1977-1990. - Leipzig: Reclam, 1990

94. Habermas: A Critical Reader / Ed. by P. Dewes. Oxford: Blackwell, 1999

95. Hacking I. Self-Improvement // Foucault: A Critical Reader / Ed. by D. Hoy

96. Harvey D. The Condition of Postmodernity. Cambridge, Mass.; Oxford: Black-well, 1995

97. Held D. An Introduction to Critical Theory. London: Hutchinson, 1980

98. Held D. Democracy and the Global Order: From the Modern State to Cosmopolitan Governance. Stanford: Stanford University Press, 1995

99. Hermeneutics and Critical Theory in Ethics and Politics / Ed. by M. Kelly. -Cambridge, Mass.: MIT Press, 1990

100. Hesse H. Vernunft und Selbstbehauptung: Kritische Theorie als Kritik der neuzeitlichen Rationalitat. Frankfurt/M.: Fischer Wissenschaft, 1984

101. Hobsbawm E. J. Nation and Nationalism since 1780. Cambridge: Cambridge University Press, 1990

102. Honneth A, Kampf um Anerkennung. Zur moralischer Grammatik sozialer Konflikte. Frankfurt/M.: Suhrkamp Verlag, 1992

103. Honneth A. Kritik der Macht: Reflexionstufen einer kritischen Gesellschaftstheorie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1985

104. Honneth A. Nachwort zur Taschenbuchausgabe // Ders. Kritik der Macht. 2. Aufl. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch Wissenscgaft, 1994

105. Honneth A. Pathologien des Sozialen. Tradition und Aktualitat der Sozialphilosophie // Das Andere der Gerechtigkeit. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 2000

106. Honneth A. Von Adorno zu Habermas. Zum Gestaltwandel kritischer Gesellschaftstheorie // Sozialforschung als Kritik: Zum sozialwissenschaftlichen Potenzial der Kritischen Theorie / Hg. von W. BonB und A. Honneth. -Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1982

107. Honneth A. Zwischen Aristoteles und Kant. Skizze einer Moral der Anerkennung // Ders. Das Andere der Gerechtigkeit. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 2000

108. Honneth, A. Dezentrierte Autonomie. Moralphilosophische Konsequenzen aus der Subjektkritik // Ders. Das Andere der Gerechtigkeit. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 2000

109. Honneth, A. Die soziale Dynamik von MiBachtung. Zur Ortsbestimmung einer kritischen Gesellschaftstheorie // Das Andere der Gerechtigkeit. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 2000

110. Horkheimer M. Traditionelle und kritische Theorie: Fiinf Aufsatze. -Frankfurt/M.: Fischer Taschenbuch, 1992

111. Hoy D, McCarthy Th. Critical Theory. Oxford UK, Cambridge USA: Blackwell, 1994

112. Ingram D. Critical Theory and Philosophy. New York: Paragon House, 1990.

113. James, W. The Principles of Phychology. Cambridge, Mass., 1981

114. Jay M. Marxism and Totality: The Adventures of a Concept from Lukacs to Habermas. Berkeley: University of California Press, 1984

115. Jay M. The Debate over Performative Contradiction: Habermas vs. the Post-structuralists // Zwischenbetrachtungen: Im Prozess der Aufklarung / Hg. von A. Honneth u.a. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1989

116. Jay M. The Dialectical Imagination: A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research, 1923-1950. Boston: Little Brown, 1973

117. Joas, H. Von der Philosophic der Pragmatismus zu einer soziologischer Forschungstradition // Ders. Pragmatismus und Gesellschaftstheorie. -Frankfurt/M.: Suhrkamp Verlag, 1992

118. Joas, Hans. Der Identitatsbegriff und seine postmoderne Herausforderung // Ders. Die Entstehung der Werte. Frankfurt/M.: Suhrkamp Taschenbuch Wissenschaft, 1999

119. Kamo T. Globalism, Regionalism and Nationalism: Asia in Search of its Role in the Twenty-first Century // Globalism, Regionalism and Nationalism / Ed. by Y. Yamamoto. Oxford: Blackwell, 1999

120. Kellner D. Critical Theory, Marxism, and Modernity. Baltimore: John Hopkins University Press, 1989

121. Kellner D. Kulturindustrie und Massenkomunikation. Die Kritische Theorie und ihre Folgen // Sozialforschung als Kritik: Zum sozialwissenschaftlichen Potenzial der Kritischen Theorie / Hg. von W. BonB und A. Honneth. -Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1982

122. Kelly M. Foucault, Habermas, and the Self-Referentiality of Critique // Critique and Power: Recasting the Foucault/Habermas Debate / Ed. by M. Kelly. -Cambridge, Mass., London: MIT Press, 1994

123. Kettner M. Karl-Otto Apel's Contribution to Critical Theory // The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996

124. Kritische Theorie und Kultur / Hg. von R. Erd e.a. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1989

125. Laclau E. New Reflections on the Revolution of Our Time. London: Verso, 1990

126. Lash S., Urry L. The End of Organized Capitalism. Oxford: Blackwell, 1987

127. Lemert Ch. Postmodernism Is Not What You Think. Oxford: Blackwell, 1997

128. Lukacs D. Geschichte und Klassenbewuptsein // Werke. Bd. 2. Berlin: Lu-chterhand, 1968

129. Lyotard J.-F. La condition postmoderne: Rapport sur le savoir. Paris: Gallimard, 1979

130. Lyotard J.-F. Randbemerkungen zu den Erzahlungen // Postmoderne und Dekonstruktion: Texte franzosischer Philosophie der Gegenwart. Stuttgart, 1990

131. Macey, D. The Penguin Dictionary of Critical Theory. Penguin Books, 2000

132. Maffesoli M. La contemplation du monde: Figures du style communautaire. -Paris: Grasset & Fasquelle, 1993

133. Maffesoli M. La transfiguration du politique: La tribalisation du monde. -Paris: Grasset&Fasquelle, 1992

134. Marxism and the Interpretation of Culture / Ed. by C. Nelson and L. Gross-berg. Chicago: University of Illinois Press, 1988

135. McCarthy Th. Ideals and Illusions: On Reconstruction and Deconstruction in Contemporary Critical Theory. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1991

136. Menke Ch. Critical Theory and Tragic Knowledge // The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996

137. Negt O., Kluge A. Offentlichkeit und Erfahrung. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1970

138. Norris Ch. What's Wrong with Postmodernism: Critical theory and the Ends of Philosophy. Baltomore: John Hopkins University Press, 1990

139. Outwait W. New Philosophies of Social Science: Realism, Hermeneutics, and Critical Theory. New York: St. Martin's Press, 1987

140. Owen, D. Orientation and Enlightenment: An Essay on Critique and Genealogy // Foucault contra Habermas: Recasting the Dialogue between Genealogy and Critical Theory / Ed. by S. Ashenden and D. Owen. London: Sage Publications, 1999

141. Philosophy and Social Criticism. Special Issue: The Final Foucault. Boston: Allen Press, 1987

142. Poster M. The Second Media Age. Oxford: Blackwell, 1995

143. Rasmussen D. Critical Theory and Philosophy // The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996

144. Rigaut Ph. Une approche socio-historique de notre modernite. Paris: L'Harmattan, 1999

145. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage, 1992

146. Rorty R. Contingency, Irony, and Solidarity. Cambr.: Cambridge University Press, 1989

147. Rudiger B. Essays in Hermeneutics and Critical Theory. New York: Columbia University Press, 1988

148. Schmidt A. Die Kritische Theorie als Geschichtsphilosophie. Mtinchen: Hanser, 1976

149. Schmidt A. Zur Idee der Kritischen Theorie. Munchen: Hanser, 1974

150. Silverman B. S. Cages of Reason. Chicago; London: Chicago University Press, 1993

151. Smart B. Postmodern Social Theory // The Blackwell Companion to Social Theory / Ed. by B. Turner. Sec. ed. Oxford: Blackwell, 2000

152. Social Postmodernism: Beyond Identity Politics / Ed. by L. Nickolson and St. Seidman. Cambridge: Cambridge University Press, 1995

153. Sozialforschung als Kritik: Zum sozialwissenschaftlichen Potenzial der Kritischen Theorie / Hg. von W. Bonfi und A. Honneth. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1982

154. Taylor Ch. Multiculturalism and the Politics of Recognition. Princeton: Princeton University Press, 1992

155. Taylor Ch. The Ethics of Authenticity. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1992

156. Taylor Ch. The Sources of the Self. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1989

157. The Blackwell Companion to Social Theory / Ed. by B. Turner. Sec. ed. Oxford: Blackwell, 2000

158. The Handbook of Critical Theory / Ed. by D. Rasmussen. Oxford; Cambridge, Mass.: Blackwell, 1996

159. The Return of Grand Theory in the Human Sciences / Ed. by Q. Skinner. -Cambridge: Cambridge University Press, 1985V

160. The Zizek Reader / Ed. by Elisabeth Wright and Edmond Wright. Oxford: Blackwell, 1999

161. Touraine A. Critique de la modernite. Paris: Fayard, 1992

162. Touraine, A. Le retour de l'acteur. Essai de sociologie. Paris: Fayard, 1984

163. Tully J. An Essay on Critique and Genealogy // Foucault contra Habermas: Recasting the Dialogue between Genealogy and Critical Theory / Ed. by S. Ashenden and D. Owen. London: Sage Publications, 1999

164. Turner B. Orientalism, Postmodernism and Globalism. London; New York: Routledge, 1994

165. Tyson L. Critical Theory Today: A User-Friendly Guide. New York & London: Garland Publishing, Inc., 1999

166. Wagner P. A Sociology of Modernity: Liberty and Discipline. London; New York: Routledge, 1994

167. Waldenfels B. In den Netzen der Lebenswelt. Frankfurt: Suhrkamp, 1985

168. Warner, M. The Letters of Republic: Publication and the Public Sphere in Eighteenth Century America. Cambridge: Harvard University Press, 1987

169. Warmer J.-P. La mondialisation de la culture. Paris: La Decouverte, 1999

170. Waters M. Globalization. London, New York: Routledge, 1995

171. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. 5. Aufl. Tiibingen: Paul Siebeck, 1976

172. Wellmer A. Critical Theory of Society. New York: Seabure Press, 1974

173. Wellmer A. Endspiele: Die unversohnliche Moderne. 2. Aufl. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1999

174. Wellmer, A. Zur Dialektik von Moderne und Postmoderne: Vernunftkritik nach Adorno. Frankfurt/M.: Suhrkamp Verlag, 1985

175. Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. 5. Aufl. Berlin: Akademie, 1997

176. Wiggershaus R. The Frankfurt School: Its History, Theories, and Political Significance. Camridge, Mass.: MIT Press, 1994

177. Wilson M. Das Institiut fur Sozialforschung und seine Forschungsanalysen. -Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1982

178. Автономова H.C. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. М., 1999. - № 11. - С. 13-28

179. Азроянц Э.Л. Глобализация как научная проблема // Политгнозис. М., 2000. - №4.-С. 103-113

180. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М., 1991

181. Андреева И.С. Русская философия во вт. пол. XX века (некоторые итоги) // Политгнозис. М., 2000. - №2. - С. 142-155

182. Апресян Р.Г. Философия: в сторону от страатегии // Вестник Российского философского общества. М., 2000. - №3. - С. 47-49

183. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. -430 с.

184. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования: Взгляд из России // Вопросы философии. М., 1999. №8. - С. 3-18.

185. Барабашев А.Г. Философия как схематизм образного мышления // Что значит знать? М., 1999. - С. 9-37.

186. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. -№ 3. М., 1992

187. Бибихин В. Нищета философии // Наше положение: образ настоящего. -М., 2000.-С. 43-53.

188. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. М., 2001. - №1. - С. 33-42.

189. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность. М., 1999. - №6. - С. 117-127.

190. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. М., 2000. - №4. - 112-129.

191. Бурдье П. Практический смысл. М.; СПб.: Алетейя, 2001. - 561.

192. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. -№3. м, 1993

193. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

194. Визгин В.П. Онтологические предпосылки «генеалогической» истории М. Фуко//Вопросы философии.-М., 1998.-№1.-С. 170-176.

195. Волков В. О концепции практик в социальных науках // Социологические чтения. М., 1997. - Вып. 2. - С. 27-49.

196. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М., 1997.-495 с.

197. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991

198. Гараджа А. После времени: Французские философы постсовременности // Иностранная литература. №1. - М., 1994

199. Гидденс А. Постмодерн // Философия истории: Антология. М., 1994

200. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

201. Глобализация и постсоветское общество. М.: «Стови», 2001. - 224 с.

202. Гобозов И.А. Социальное познание // Философия и общество. М., 1999. -№2.-С. 98-127.

203. Грязнов А. «Постмодерн взбодрил аналитическую философию» // Логос. М., 1999. - Вып. 8 (18). - С. 42-47.

204. Губман Б.Л. Постмодернизм или пик нового времени: контуры культуры грядущего // Горизонты культуры накануне XXI века. Тверь, 1997. - С. 316.

205. Гутнер Г. Предельность философского дискурса // События и смысл. -М., 1999.-С. 257-265.

206. Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. -М., 1998.-509 с.

207. Давыдов Ю.Н. «Неомарксизм» и проблемы социологии культуры. М., 1980

208. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977. - 319 с.

209. Давыдов Ю.Н. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980.-352 с.

210. Девятко И.Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества // Глобализация и постсоветское общество. М., 2001. - С. 8-38.

211. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. - 298 с.

212. Делез Ж. Ницше. СПб.: 1997

213. Делез Ж. Фуко. М.: Изд. гуманитарной лит-ры, 1998

214. Делез Ж., Гватари Ф. Что такое философия? М.; СПб.: Алетейа, 1998

215. Джеймисон Ф. Теории постмодерна // Искусствознание. М., 2001. - №1. -С. 111-122.

216. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985.

217. Еременко З.А. Стиль мышления философии постмодерна // Современная философия: возможности обоснования. Саратов, 2000. - С. 30-34.

218. Зотов А.Ф. Существует ли мировая философия? // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. М., 1998. - №1. - С. 3-30.

219. Иванов Д.В. Эволюция критической теории общества: Автореферат дисс. . канд. социол. наук / СпбГУ. СПб., 1998. - 18 с.

220. Иванова И.Н. О трактовках понятия «постмодернизм» // Русский постмодернизм: предварительные итоги. Ставрополь, 1998. - Ч. 1. - С. 22-27.

221. Ильин И. Постмодернизм: Словарь терминов. -М.: Интрада, 2001. 382 с.

222. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. - 255 с.

223. Иноземцев B.JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. М., 1998. - №9. - С. 2737.

224. Иноземцев В.Я. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии // Вопросы философии. №9. - М., 1998.

225. Кагарлицкий Б.Ю. Глобализация и международные радикальные движения // Глобализация и постсоветское общество. М., 2001. - С. 81-105.

226. Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. М., 1998.

227. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода // Вопросы философии. - М., 1998. - №4. - С. 19-39.

228. Качанов Ю. Начало социологии. М.; СПб.: Алетейя, 2000. - 255 с.

229. Качанов Ю. Социология социологии: Антитезисы. М.; Спб.: Алетейя, 2001.- 185 с.

230. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии. -М, 1999.--№7.-С. 3-13.

231. Кемеров В.Е. О философской моде в России // Вопросы философии. М., 2000. -№Ц.-с. 3-11.

232. Койчуев Т. Глобализация противоречивая черта современного мирового развития // Общество и экономика. - М., 2000. - №3/4. - С. 189-197.

233. Колесников А.С., Ставцев С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: С.-Петербургское философское общество, 2000. -112 с.

234. Конгениальность мысли: О философии Мераба Мамардашвили: Философские чтения (Москва, 1992) / Ред.-сост. Кругликов В.А. 2-е изд. - М., 1999.-238 с.

235. Круглов А.Н. Трансцендентализм в философии. М., 2000. - 381 с.

236. Кулапин А.П. Социологические теории: формирование новой паарадиг-мы: (Историко-методологический очерк). Казань, 1996. - 102 с.

237. Кутырев В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала // Вопросы философии. №5. - М., 1998. С. 135-143.

238. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература. №1. -М., 1994.

239. Лоскутникова В.М. Проблематизация социогуманитарного знания в работах Ю. Хабермаса // Социальное знание в поисках идентичности. Томск, 1999.-С. 49-53.

240. Мак-Кенс Д. Этика в постсовременной перспективе // Философские науки. №1-4. - М., 1996.

241. Максутов А.Б. Критическая теория и современность. Екатеринбург, 1998.- 148 с.

242. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. -362 с.

243. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993. -350 с.

244. Маньковская Н.Б. Постмодернизм как феномен культуры // Судьба культуры судьба человечества. - М., 19996. - С. 35-45.

245. Марков Б.В. В поисках другого // Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. - С. 5-44.

246. Марков Б.В. Мораль и разум // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. - С. 287-377.

247. Марков Б.В. Философская антропология «после смерти человека» в России и на Западе//Вече. СПб., 1997.-Вып. 9.-С. 155-172.

248. Метлов В.И. Постмодернизм перед судом философии // Философия и общество.-М., 1998. -№2.-С. 157-177.

249. Микешина JI.A. Специфика философской интерпретации // Вопросы философии. М., 1999. - №11. - С. 3-12.

250. Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: Сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигм. Минск: Изд. БГЭУ, 1999. - 294 с.

251. Мотрошилова Н. О лекциях Ю. Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции // Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. 2-е изд. -М.: Academia, 1995.-С. 113-166.

252. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М., 1991. - 463 с.

253. Мысливченко А.Г. Философские парадигмы «западного марксизма»: генезис и классификация // Карл Маркс и современная философия. М., 1999. -С. 346-355.

254. Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Восток. М., 1997. - №2. - С. 35-50.

255. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999. - 631 с.

256. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке.-М., 1998.-389 с.

257. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. М., 1998. - №7. - С. 3-13.

258. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. - 879 с.

259. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. -269 с.

260. Перебаскин В.А. Два лица философии // Философские исследования. -М., 1999.-№1.-С. 209-238.

261. Перла А.Н. Исследования будущего и современные направления западной философии // Философия культуры. Самара, 1998. - С. 148-154.

262. Перов Ю.В. Проблема философского статуса социальной философии // Вече. СПб., 1997. - Вып. 9. - С. 132-146.

263. Пигров К.С. Сдвиг в отечественной социальной философии в 80-90-х годах: смена философского порядка // Вече. СПб., 1997. - Вып. 9. - С. 182189.

264. Плотников Н. Власть аргумента и public relations: 70 лет Хабермасу // Логос.-М., 1999.-Вып. 8 (18).-С. 119-122.

265. Подорога В.А, Выражение и смысл. М., 1995.

266. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. М.: Наука, 1993.

267. Подорога В.А. Навязчивость взгляда Фуко и живопись // Фуко М. Это не трубка. М., 1999. - С. 83-143.

268. Позиции современной философии. Вып. 1. Новые образы философии XX века.-СПб., 1999.-215 с.

269. Постмодернизм и культура: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. №3. - М., 1993

270. Постмодернизм и культура: Сборник статей. М.:ИФАН, 1991

271. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989.-256 с.

272. Рашковский Е. Постмодерн: культурная революция или культурная контрэволюция? // Мировая экономика и международные отношения. М., 1999. - №7.-С. 118-124.

273. Резник Ю.М. Социальная теория как область междисциплинарных исследований // Личность. Культура. Общество. М., 1999. - Т. 1, №1. - С. 37-52.

274. Розин В. Что такое событие? // События и смысл. М., 1999. - С. 266-279.

275. Розин В.М. Опыт гуманитарного изучения творчества: (Эволюция взглядов М. Фуко) // Общественные науки и современность. М., 2000. - №3. - С. 131-142.

276. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. №6. - М., 1994. -С. 29-34.

277. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1996.

278. Самохвалова В.И. Контуры постдействительности // Политгнозис. М., 1999. -№2.-С. 20-37.

279. Сирота A.M. Неомарксизм: попытка реформации // Вопросы философии. -М., 1998. №8.-С. 104-120.

280. Современная западная социология: Классические традиции и поиски новой парадигмы. М.: ИНИОН, 1990. - 201 с.

281. Современные социологические теории общества (Э.Гидденс, Ю. Хабермас).-М., 1996

282. Согомонов А.Ю. Глокальность (очерк социологии пространственного воображения) // Глобализация и постсоветское общество. М., 2001. - С. 6080.

283. Сокулер З.А. Методология гуманитарного познания и концепция «власти-знания» М. Фуко // Философские науки. М., 1998. - Вып. 4. - С. 174-182.

284. Социальная философия в конце XX века: Сб. научн. статей / Под ред. К.Х. Момджяна. М., 19991. - 200 с.

285. Социальная философия и философская антропология. М., 1995.

286. Социальная философия Франкфуртской школы: Критический очерк / под ред. Б.Н. Бессонова и др. М.; Прага, 1975. - 359 с.

287. Социология на пороге XXI века. М., 1998.-269 с.

288. Степин B.C. Философия на рубеже веков // Вестник РАН. М., 1997. - Т. 67, №5. - С. 387-402.

289. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

290. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996. - 175 с.

291. Тоффлер А. Футорошок. СПб.: Лань, 1997. - 461 с.

292. Тоффлер О. Эра смещения власти // Философия истории. М., 1995.

293. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. М., 1999. -№10.-С. 35-53.

294. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М.: ИФ РАН, 1999.-244 с.

295. Федотов А.П. Введение в глобалистику. Наброски теории современного мира.-М., 1997.- 128 с.

296. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997. - 255 с.

297. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. М., 2000. - №4. - С. 3-27.

298. Филипов Л.С. Особенности современного философствования // Философские исследования. М., 1998.-№1.-С. 194-201.

299. Филиппов А. Теоретическая социология // Социологические чтения. М., 1997.-Вып. 2.-С. 247-269.

300. Филиппов А. Теоретическая социология // Теория общества: фундаментальные проблемы. М., 1999. - С. 7-34.

301. Философия эпохи постмодерна. Минск: Красико-принт, 1996. - 208 с.

302. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1981/2. Выдержки // Социо-Логос. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991. С. 284-311.

303. Фуко М. Ницше, генеалогия, история // Философия эпохи постмодерна. М.:Красико-принт, 1996. С. 78-97.335

304. Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: МИФРИЛ, 1994. С. 111-131.

305. Хабермас Ю. Разум, демократия, нравственность. 2-е изд. М.: Наука, 1995

306. Хабермас, Ю. Три нормативные модели демократии // Он же. Вовлечение другого: Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. - С. 381-400.

307. Шевченко В.Н. Предмет социальной философии в прошлом и настоящем // Россия и внешний мир. М., 2000. - С. 5-41.

308. Шубина М.П. Социокультурный жизненный мир и система в социальной философии Ю. Хабермаса // Гуманитарные исследования: Ежегодник. 1998. Вып. 3, ч. 2. Омск, 1998. - С. 23-30.

309. Эпштейн М. К философии возможного. Введение в посткритическую эпоху // Вопросы философии. М., 1999. - №6. - С. 59-72.

310. Юлина Н.С. Постмодернистский прагматизм Р.Рорти. Долгопрудный, 1998.-99 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.