Крымская война в русской поэзии 1850-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Федянова, Галина Всеволодовна

  • Федянова, Галина Всеволодовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Коломна
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 220
Федянова, Галина Всеволодовна. Крымская война в русской поэзии 1850-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Коломна. 2008. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Федянова, Галина Всеволодовна

Введение

Глава 1. Поэтическое осмысление характера

Крымской войны. / '»

§ 1. Патриотически подъем русского общества как основа возникновения поэтических мотивов.

§ 2. Патриотические традиции в поэзии.

§ 3. Мотивы духовного превосходства России над военными противниками

§ 4. Мессианские мотивы

Глава 2. Мотивы героизма и жертвенности

§ 1. Отражение всенародного героизма.

§ 2. Мотивы стойкости и жертвенности воинов.

§ 3. Сатирические образы врагов России.

Глава 3. Трагизм войны и мотивы гуманизма в поэзии

§ 1. Поэтическое восприятие войны как трагического явления

§ 2. Антивоенные мотивы

§ 3. Поэтическое осмысление личности Николая I и Александра

§ 4. Мотивы надежды на обновление общественной жизни

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Крымская война в русской поэзии 1850-х годов»

Общественный подъём, вызванный Крымской войной (1853 — 1856),повлиял на русскую поэзию той поры, обусловил её своеобразие. Многие произведения не могли не быть публицистичными. С одной стороны, это придавало поэтическим мотивам конкретность, с другой стороны, стремление поэзии к художественному обобщению приводило к обновлению всей образной системы, её символичности. Война заставила осмыслить национальное самостояние. Об этом говорят возникающие во многих стихотворениях национальные мотивы.

Далеко не все из этих произведений становились классикой. Авторы впоследствии не всегда включали их в свои собрания сочинений. Зачастую в настоящее время их трудно разыскать. В настоящей работе рассматриваются именно такие поэтические произведения. В то же время, стихотворения, не опубликованные по разным причинам во время Крымской войны, но связанные с нею по своим мотивам, приходили к читателю в списках.

Глубина переживаний драматичных и трагичных событий, таких, например, как оборона Севастополя, ориентировала поэтов на осмысление нравственно-философского понимания природы, взаимосвязи жизни народа с Высшими силами. Участие в военных событиях народных масс, отражение этого явления в поэзии, обусловило её демократизацию. Нередко авторами становились представители всех, в том числе, низших слоев общества.

Эти процессы во многом нашли свое дальнейшее развитее в последующих изменениях в литературе, что можно заметить и в творчестве отдельных поэтов, и в литературных процессах второй половины XIX века и позднее, на рубеже Х1Х-ХХ веков.

В начале войны на первый план выдвигаются мессианские мотивы: Россия как защитница православия, ее избранничество Богом для спасения единоверных народов. Проявление стойкости русских войск находило свое выражение в поэтических мотивах героизма и жертвенности как общенациональных черт русского характера. Переживание Севастопольской катастрофы выразилось в мотивах трагизма войны и гуманизма, восприятия мира как единой семьи народов в поэзии, преимущественно относящихся к последнему периоду войны.

Кроме того, синхронное рассмотрение творчества различных поэтов, объединяемых драматизмом военной истории России, дает возможность глубже и острее, полнее увидеть своеобразие каждого литератора в отдельности и в то же время понять общелитературные процессы середины XIX века.

Таким образом, анализ русской поэзии, посвященной Крымской войне, поможет понять, как происходит обновление поэтических мотивов и образной системы русской литературы.

Думается, что данная проблема, отображающая эволюцию национальных мотивов в русской поэзии периода Крымской войны, должна быть специально изучена, что и предлагается в данной работе.

Актуальность работы. В гуманитарных науках в советский период преобладал социологический подход в оценке явлений культуры; так, в тенденциозном литературоведении национальные мотивы, как правило, не рассматривались. Только в последние десятилетия стал складываться новый взгляд на национальный вопрос. Изучение национальных мотивов занимает значительное место в современных литературоведческих исследованиях. В этом свете можно выделить ряд работ, посвященных изучению русской поэзии именно 50-х годов XIX века. Эти мотивы выразили новое художественное видение различных сторон русской жизни. Исследования современных литературоведов стали осмыслением эволюционных процессов в искусстве в целом и в творчестве отдельных писателей рассматриваемого периода.

Так, Г. В. Краснов в статье «В поисках национальной идеи. Н. А. Некрасов на рубеже 1850 - 60 годов» пишет: «"Шестидесятые" годы в творческом пути Некрасова во многом переходные. Сборник 1856 г. завершал важный этап его творческой биографии и открывал новые творческие возможности.». Анализируя некрасовские произведения, ученый отмечает: «Национальное у Некрасова прежде всего или чаще всего выражается в творческом переживании исторического момента, в художественном осознании русской истории. <.> Национальная идея у Некрасова в складе национальной жизни в ее земных и духовных проявлениях, в здравом смысле разных сословий, в их возможном сближении, равноправии» (1).

О творчестве Некрасова 1850-х годов размышляет и Н. Н. Скатов: «В пятидесятые годы у Некрасова меняется лирический строй». Это проявляется, по наблюдениям ученого, не только в усилении обобщенности образов, в новом осмыслении мотивов природы, но и проявлением религиозности: «Становление Некрасова - "религиозного поэта" - прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет "чистой" религии. У него она скорее обозначение народных представлений или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию» (2).

О непреходящем значении для семьи Аксаковых жизненных перемен, связанных с Крымской войной, пишет Е. И. Анненкова в монографии «Аксаковы» (1998): «1854 - 1855 г.г. по-своему кульминационные в жизни аксаковской семьи. Это время максимальной общественной активности, <.> воплощение во всем строе жизни тех принципов и идей, которые зарождались, вынашивались в предыдущие годы, но прежде не получили возможности столь полного осуществления». В этом свете рассматриваются взаимосвязь между «общественным» и национальным: «Для Аксаковых <.> без понимания общественной природы невозможно постигнуть и тайну русской жизни» (3).

В своей монографии «Майковы» Н. В. Володина, в частности, показывает неоднозначность мнений о Крымской войне, сложившейся в русской истории. «Крымская война вошла в историю под знаком позорного поражения в ней России. Однако современники восприняли эту военную компанию не столь однозначно» (4). Этот вывод исследовательница подкрепляет документальными и эпистолярными материалами. Думается, здесь можно уточнить различие между осмыслением в русском обществе характера этой войны (которое было неоднозначным, если иметь в виду пораженческую позицию некоторых кругов) и условий Парижского мирного договора, венчавшего эту войну. И отношение к нему, например, у А. Н. Майкова, стихотворение которого «Окончена война, подписан подлый мир.» анализируется в этой монографии, противоречиво. В книге Володиной приведен интересный материал об истории написания ряда стихотворений Майкова этого периода, о взаимоотношениях поэта с литераторами по поводу таких его произведений, как «Арлекин», «Когда по улице в откинутой коляске.» и других.

Вопросы национальных мотивов в поэзии периода Крымской войны поднимались на конференциях, проходивших в последние годы, посвященных А. С. Хомякову (Москва, 2004), Некрасову (Санкт-Петербург, 2004, 2006, Ярославль, 2006), Плещееву (Кострома, 2006). Эти же проблемы обсуждались на таких конференциях, как «Духовные основы русской литературы» (Кострома, 2006, 2007), «Славянский мир: общность и многообразие» (Коломна, 2007), «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2007), «Поэтика заглавия» (Москва, 2006, 2007, 2008).

Интерес к проблеме Крымской войны подтверждается и возрождением общественного интереса к ее итогам. В частности, на 150-летие Парижского мира откликнулась современная журналистика (например, «Литературная газета», 2006, № 34).

Итак, интерес литературоведов к национальным мотивам в поэзии 1850-х годов очевиден; но в то же время отсутствуют работы обобщающего характера, посвященные особенностям проявления национальных мотивов периода Крымской войны в целом. В данной работе на основе изучения вышеназванных исследований сделана попытка проанализировать и обобщить национальные мотивы русской журнальной поэзии периода Крымской войны и сделать обобщающие выводы об их влиянии на общественное сознание и последующую литературу.

Научная новизна. Рассмотрена журнальная поэзия периода войны (1853 - 1856), а также поэтические отклики на Крымскую войну послевоенного периода (вторая половина 1850-х годов). Изучен ареал авторов; привлечены произведения как известных поэтов, так и малоизвестных и неизвестных. Своеобразие каждого из поэтов рассматривается и в контексте всего их творчества, и синхронно, в соответствии с проблемами работы. Исследовано своеобразие отдельных произведений и связующие их мотивы, а также место национальных мотивов в поэзии того времени. Отмечено влияние этих поэтических произведений на дальнейшее развитие всей русской поэзии.

Цель диссертационной работы: определить ареал поэтических произведений в России, выражающих мотивы, связанные с Крымской войной; изучить своеобразие этой поэзии в контексте и исторический событий, и эволюции творчества отдельных авторов; выявить имманентные процессы русской литературы того периода, в том числе творческое взаимовлияние ряда поэтов.

Задачи работы были связаны 1) с изучением периодических изданий 1853 - 1856 г.г.: журналов «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин», «Библиотека для чтения», «Русский вестник», «Русская беседа», газет «Санкт-Петербургские ведомости», «Ведомости московской городской полиции», «Московские ведомости», «Русский инвалид», «Северная пчела», «Одесский вестник», «Кавказ»; изучением поэтических сборников и собраний сочинений той поры, мемуарных и эпистолярных материалов, 2) анализом общественно-исторической ситуации того времени, 3) выделением соответствующих теме произведений.

Объект изучения. Изучено более трехсот стихотворений различных авторов, опубликованных в вышеназванных периодических изданиях, сборниках: «1854 год. Стихотворения А.Н.Майкова» (СПб, 1855), П. А. Вяземский «К ружью» (СПб, 1854), «Заморские гости. Собрание песен, военных куплетов, сказок, басен и стихов про турок, англичан и французов, выражающие чувство русских за Веру, Царя и Отечество в войну настоящего времени» (М., 1854); исследована творческая история значительного числа стихотворений с привлечением дневников, переписки и позднее создаваемых мемуаров, прежде всего, участников военных действий.

Теоретическая значимость. Результаты исследования позволяют уточнить представления об особенностях русской поэзии периода Крымской войны.

Практическая ценность. Основные положения работы и результаты исследования могут быть использованы в изучении русской поэзии середины 1850-х годов, при чтении лекционных курсов и при разработке спецкурсов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Федянова, Галина Всеволодовна

Заключение

Из предложенного анализа можно сделать некоторые выводы.

Крымская война вызвала волну патриотических стихотворений -откликов на современные события, что обусловило их публицистичность. Русская поэзия служила широкому кругу читателей, что способствовало демократизации литературы. Расширился круг авторов, представлявших все слои общества. Наряду с известными поэтами (такими как Вяземский, Майков, Некрасов, Бенедиктов, Тютчев, Хомяков, Аксаковы) появилось много новых имён - Апухтин, Месковский, Ступина, Трушин и др., без которых картина русской поэзии той поры была бы не полна.

Изменения в поэтике проявлялась нередко в усилении фольклорных мотивов, элементов прозаизации. В то же время в ряде произведений можно наблюдать взаимопроникновение черт классицизма, романтизма, реализма. Границы жанров "размываются", традиционные элементы формы, переносятся в поэтический строй другого жанра, что особенно свойственно балладным стихотворениям.

Восприятие военных события отразились и на эволюции поэтических мотивов.

С конца 1853 по весну 1854 гг. преобладали мотивы всенародной готовности к борьбе за Веру, Царя и Отечество. Во время наивысшего драматизма событий - весна 1854 - осень 1855гг. - преобладали мотивы героизма, стойкости и жертвенности воинов. В период смены императорской власти в России, подготовки и заключении Парижского мира (конец 1855- начала1856 гг.) появляются антивоенные мотивы. К стихотворениям этого периода примыкает ряд послевоенных произведений, близких им по мотивам.

В образной системе и поэтических мотивах выражалось самоосмысление нации, ее самоутверждение. В этом плане вспоминались былые русские победы, национальные герои - полководцы. Особенно часто поэты обращались к истории 1812 года, а также к заветам полководцев восемнадцатого столетия, образы которых получали и традиционную характеристику -"герой", и неприемлемую ранее, основанную на просторечиях, например, Суворов - "славный банщик" у Вяземского.

Лейтмотивом многих стихотворений стало обращение к незыблемости православных традиций в России. Подчеркивалось отступничество от христианства, бездуховность военных противников России. В этих условиях получил поддержку мотив освобождения православной Греции, который ранее подвергался цензурным ограничениям. Особое место в этом отношении занимали произведения славянофилов. Мессианские мотивы избранничества России как защитницы славянских и единоверных народов усложняются, вводятся мотивы жертвенности и покаяния России, равенства славянских стран как основы их братства.

Лирический сюжет приобретает публицистическую окраску, обращаясь к событиям, ставшим главными в русской истории того времени, - это и военные действия в Крыму с эпицентром событий -Севастополем, и пиратские вылазки англичан на Балтике, жертвами которых стали мирные жители, и тяготы войны русской деревни. Отсюда и общее, делающее мотив трагизма национальным, - всенародность страдания. В трагическом контексте символизируются образы духовные, природные, женские. Характерной чертой стала героизация военачальников: адмиралов Корнилова и Нахимова, генералов Бебутова и Хрулева.

Поэзия не избежала и сатирических оценок противника. Чаще всего высмеивалось хвастовство адмирала Непира и лорда Пальмерстона. В пародиях, баснях, памфлетах обыгрывались иронически их образы. Появляются и всемирно известные комические образы, например, образ

Джон-Буля (у Вяземского), "Арлекина" (у Майкова), и функционирующие в литературном ареале русского языка: образная перекличка может быть отмечена в образе "француза из Бордо" (у Вяземского), перекликающегося с "праобразом", восходящим к Грибоедову.

Антивоенные мотивы, сопутствовавшие оценке трагических событий, приобретают историософскую окраску. Это и тщета военной славы, и необходимость всеобщего труда как условия общественной жизни. Происходит обновление звучания ранее созданных произведений (например, "Курган" А.Толстого).

В произведениях многих поэтов мотив трагизма войны сочетается с идеями духовного обновления жизни.

Нередко поэтические мотивы выражают осмысление исторической личности, в частности, личности Николая I; верноподданнические мотивы сменялись мотивом противоречия самодержца и общества. Это же отмечается и в стихотворениях, посвященных восшествию на престол Александра II и надеждам, связанным с этим событием.

Мотив надежды оказался связующим для ряда стихотворений, обнаруживающих разнообразие позиций, отразивших диапазон общественных мнений - от безоговорочной убежденности в обновлении России с приходом нового царя - до скепсиса, недоверия к возможности что - либо изменить при существующих условиях. Сам принцип монархического правления не отрицается, даже, например, столь радикально настроенной личностью, как Лавров. Но надежда, сведенная, по сути, к безнадежности, повлияла на поэтическое мировосприятие.

Сдержанное отношение к надеждам на осуществление общественных штанов характерно для стихотворений, например, «Царь Горох» Вяземского, «Сумасшедший» Полонского. Вероятно, это говорит не только об отношении поэтов к историческим событиям, но и о влиянии на их мироощущение переоценки личности монарха.

Разочарования, связанные с итогами войны, повлияли на творчество Тютчева, Майкова, Некрасова. Иногда в творчестве одного и того же поэта звучат контрастные поэтические мотивы. "На корабле" Полонского -стихотворение, проникнутое оптимизмом, его же "Сумасшедший" отражает крушение надежд.

Таким образом, восприятие Крымской войны как трагического события в истории России вызвало поэтические мотивы, выражающие наиболее сложные моменты жизни русского общества.

Поэзия периода Крымской войны имеет определенное историко-литературное значение. Прежде всего она оживила сам поэтический процесс, усилила демократизацию его. В этот период обновились фольклорные мотивы. Возникает новая образная система, ее поэтическая символичность (например, образы женщины-матери, матери-Родины).

Мотивы трагедии войны усиливают национальный пафос поэзии, неотделимый от религиозной идеи, объединяющий мотивы Веры, России, героизма и жертвенности, гуманизма. Это не могло не повлиять на процессы развития русской литературы в целом. Ряд произведений стали классикой русской поэзии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Федянова, Галина Всеволодовна, 2008 год

1. Отдельные издания патриотических стихотворений (1854-1857 гг.)14. «Англичане и с русским петухом не сладили» СПб., 1855.

2. Анненкова В Н. Стихотворения 1854, 1855, 1856 гг. В. А.Й. Посвящаются защитникам Севастополя. СПб., 1856.

3. Ваненко Иван (Башмаков И.И.) Осада Севастополя или Таковы русские. Доблестно-геройская кончина вице-адмирала Корнилова. М., 1854.

4. Вердеревский Е.А. Стихотворения. Песни. Думы послания. М., 1857.

5. Вяземский ПЛ. К ружью! СПб., 1854.

6. Глинка Ф.Н Ура! СПб., 1854.

7. Зубов П. Вот это чисто по-русски. Или Бебутов под Карсом 24 июля 1854 г. СПб., 1854.

8. Зубов П. Ай, ай, ай! Вот попался невзначай. Песенка Пальмерстона в сентябре 1854 г. СПб., 1854.

9. Зубова Елизавета. Вот три кумушки-кумы. Современная песня, сочиненная 10-летней девицей. СПб., 1854.

10. Кононов A.A. Современные стихотворения. СПб., 1854.

11. Кругликов Иван (крестьянин). Стихотворения по случаю объявления войны. СПб., 1854.

12. Лизандер Д.К. Нашим врагам. М., 1854.

13. Майков А.Н. «1854 год. Стихотворения А.Н. Майкова». СПб., 1855.

14. Месковский А. Гимн русского народа. М., 1854.

15. Некрасов H.A. Стихотворения. СПб., 1856.

16. Нестеров А.К. Бомбардирование Колы, или Еще новый подвиг Англии на Белом море. СПб., 1854.

17. Нестеров А.К. Морское сражение при Або русских кононирских лодок с английскими пароходами. СПб., 1854.36. «Один на троих». СПб., 1854.

18. Полонский Я.П. Стихотворения. СПб., 1855.

19. Семеринин Иван. Высадка неприятеля в Крыму и сражение при Альме. СПб., 1854.

20. Семеринин Иван. Союзники под Севастополем. Письмо француза приятелю на родину. СПб., 1854.40. «Синоп». СПб., 1854.

21. Скарретка В.П. Чувство и любовь слепца к престолу и отечеству. СПб., 1854.

22. Смирнов Н. Четыре соседа. СПб. 1854.

23. Соллогуб В.А. Россия перед врагами. Ода-симфония. Тифлис, 1854.

24. Татаринов П.П. Ай да англичане. или Соловецкий монастырь. СПб, 1854.

25. Татаринов П.П. Непир у Кронштадта, или Ехал, да не доехал. СПб., 1854.

26. Татаринов П.П. Русский патриот, или Война с Турками и Англо-французами. Спб., 1854.

27. Татаринов П.П. Бой-баба. Или не на ту напали. СПб., 1855.

28. Требуш. Патриотические стихотворения. М., 1854.

29. Федоров Григорий, крестьянин. Ополченный. СПб., 1854.1. Мемуары. Дневники.

30. Аксаков И.С. Автобиография / Иван Аксаков. Стихотворения и поэмы. Л., 1968. С. 30-33.

31. Акакова B.C. Дневник. 1854 1855 гг. М., 2004. 398 с.

32. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М.Д989. 685 с.

33. Архив H.A. и Н.П. Огарёвых. М., 1930. 332 с.

34. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. ХШ, XIV. СПб., 1899, 1900.

35. Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М., 1987. 533 с.

36. Григорьев A.A. Воспоминания. М., 1988. 437 с.

37. Ковалевский П.М. Стихи и воспоминания. СПб., 1912. 314 с.

38. Милюков А.П. Литературные встречи и знакомства. СПб., 1890. 481 с.

39. Никитенко A.B. Дневник. Т. 1-3. М.; Л., 1955 56.

40. Панаев И.Н. Литературные воспоминания. М., 1988. 442 с.

41. Суворин A.C. Дневники. М. ; Л., 1923.

42. Тучкова-Огарева И.А. Воспоминания. М., 1959. С. 334.

43. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников. М., 1990. 189 с.

44. Чернышевский Н.Г. / Н.Г. Чернышевский. ПСС в 15 т. Т. 1. М., 1939.

45. Штакеншнейдер Е.А. Дневник и записки (1854 1886). М. ; Л., 1934.1. Сочинения

46. Аксаков И.С. Стихотворения. СПб., 1868.

47. Аксаков И.С. Стихотворения и поэмы. Л., 1960. 238 с.

48. Аксаков И.С. Славянский вопрос // Аксаков И.С. ПСС. Т. 1-2. М. 1886 87. 791 с.

49. Бенедиктов В.Г. Стихотворения. Л., 1983. 815 с.

50. Вольная русская поэзия XVIII XIX веков. В двух томах. Т. 1,2. Л., 1986.

51. Вяземский П.А. Избранные стихотворения. М.; JL, 1935.

52. Вяземский П.А. Стихотворения. Л., 1958. 508 с.

53. Глинка Ф.Н. Сочинения. М., 1986.

54. Достоевский Ф.М. Стихотворения 1855 1856 И Ф.М. Достоевский. ПСС в 30 т. Т. 2. Л., 1972. С. 403 - 410.

55. Майков А.Н. Сочинения в 2 т. М., 1984.

56. Некрасов Н.А. ПСС в 15 т. Т. 1. Л., 1981. С. 127 130, 135 - 137, Т. 4., 1982. С. 51-56.

57. Плещеев А.Н. Избранные произведения. М., 1978.

58. Поэты-петрашевцы. Л., 1957. 367 с.

59. Полонский Я.П. Стихотворения. Л., 1954. 547 с.

60. Ростопчина Е.П. Стихотворения. Л., 1957.

61. Тютчев Ф.И. Россия и Запад: книга пророчеств. Статьи, стихи. М., 1999. 205 с.

62. Тютчев Ф.И. Лирика. В 2 т. М., 1965.

63. Восемьдесят звезд из галактики Тютчева. М., 2003. 91 с.

64. Тютчев Ф.И. ПСС. Т. 2. СПб., 2003.

65. Щербина Н.Ф., Избранные произведения. Л., 1970.1. Литература

66. Аверинцев С.С. Символ / Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 977 992.

67. Акульшин П.В. П.А. Вяземский. Власть и общество в дореформенной России. М., 2001. 236 с.

68. Анненкова Е.И. Аксаковы. СПб., 1998. 366 с.

69. Анненский И.Ф. Стихотворения Я.П. Полонского как педагогический материал / «Воспоминание и обучение», 1887. № 5 -6.

70. Ашимбаева Н.Т. Достоевский. Контекст творчества и времени. СПб., 2005. 279 с.

71. Ауэр А.П. Гротеск 11 Литературоведческие термины. Материалы к словарю. Коломна, 1987. С. 8 10.

72. Ауэр А.П. Поэтика литературного символа и проблемы анализа художественного текста // Научные традиции и новые направления преподавании русского языка и литературы. Сборник тезисов. Будапешт, 1986.

73. Бабаевский B.C. Майков Аполлон Николаевич // Русские писатели. 1800 1917. Библиографический словарь. Т. 3. М., 1992. С. 453 -458.

74. Мотив и канон. Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск,1998. С. 6-20.

75. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1978. 562 с.

76. Безносов Э.Л. Вердеревский Евграф Алексеевич У/ Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 421 - 422.

77. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX века. М., 1973. 615 с.

78. Битюгова И.А. К творческому портрету H.A. Некрасова и А.П. Чехова. Сталинир,1959.

79. Боткин В.П. Заметки о журналах за июль 1855 года // В.П. Боткин. Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984. С. 172 -178.

80. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. 296 с.

81. Бройтман С.Н. Параллелизм психологический П Литературоведческие термины. Материалы к словарю. Коломна,1999. С. 51-53.

82. Бройтман С.Н. Символ // Там же. С. 77 79.

83. Буровцева Л.П. Ф.И. Тютчев. Лирика: анализ текст. М., 2003.

84. Бухштаб Б.Я. Н.Ф. Щербина // Поэты 1840 1850 годов. М. ; Л., 1962. С. 470.

85. Бушканец Е.Г. H.A. Добролюбов и нелегальная поэзия периода Крымской войны. Казань, 1961. С. 21 -23.

86. Венгеров С.А. Передовой боец славянофильства // К.С. Аксаков. Собр. соч., Т. 3. СПб, 1912. С. 242 247.

87. Вейнберг П. Плещеев // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Лейпцит. 1890. Т. 46. Ст. 879.

88. Веселова Н.А, Орлицкий Ю.Б., Скороходов М.В. Поэтика заглавия. Материалы к библиографии // Литературный текст. Проблемы и методы исследования. Ш. Тверь, 1997.

89. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. 404 с.

90. Викторович В. А. H.A. Некрасов и Я. П. Полонский // Некрасовские чтения: Тезисы. Ярославль, 1986. С. 11.

91. Викторович В.А. Мотив покаяния у Некрасова и Достоевского // II Некрасовские чтения. Тезисы выступлений. Ярославль, 1988. С. 54.

92. Викторович В.А. Лажечников Иван Иванович // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994. С. 273 - 277.

93. Волгин И.Л. «Стихи ли твоя специальность.» Достоевский как стихотворец // День поэзии. 1986. М., 1986. С. 216 — 219.

94. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. М., 1963. 193 с.

95. Володин А.И. Герцен Александр Иванович // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 543 - 553.

96. Володина Н.В. Майковы. СПб., 2003. 344 с.

97. Гербель Н.В. Русские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1888. 584 с.

98. Герцен А.И. Письма к М.К. Рейхель. ПСС в 30 т. М., 1954 -1968. Т. 10

99. Гиллельсон М.И. П.А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., 1969 с.

100. Гинзбург Л.Я. П.А. Вяземский // П.А. Вяземский. Стихотворения. Л., 1958. С. 5 45.

101. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1974. 407 с.

102. Гинзбург Л.Я. Бенедиктов Владимир Григорьевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 233 -237.

103. Громов М.Н. Миссия славянофильства и Хомяков // Хмелитский сборник 5. Смоленск, 2002. С. 12 — 13.

104. Гроссман Л. Жизнь и труды Достоевского (биография в датах и документах). М., 1935. 383 с.

105. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой. Материалы для биографии. Т. 1, 2. М., 1954.

106. Евгеньев-Максимов В.Е. «Современник» при Чернышевском и Добролюбове. Л., 1936. 622 с.

107. Евсеева М.К. Арсеньева Надежда Васильевна // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 109-110.

108. Егоров Б.Ф. Поэзия A.C. Хомякова // А. Хомяков. Стихотворения и драмы. Л., 1969. С. 3 48.

109. Есаулов H.A. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. 287 с.

110. Златковский М.Л. Аполлон Николаевич Майков. 1821 1897. Биографический очерк. СПб., 1897. 122 с.

111. Иванов В.Г. Мессианские взгляды A.C. Хомякова и B.C. Соловьева. Автореферат на соискание ученой степени канд. филолог, наук. СПб., 2000. 22 с.

112. Ильин-Томич A.A. Глинка Федор Николаевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1899. С. 578-581.

113. Карпец В.П. И мне равны и миг, и век // Федор Глинка. Сочинения. М., 1986. С. 309-319.

114. Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории. М., 2000. 796 с.

115. Корман Б.А. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. 299 с.

116. Кодгелев В.А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях. М., 2000. 504 с.

117. Краснов Г.В. В поисках национальной идеи. H.A. Некрасов на рубеже 1850 60-х годов // «Карабиха». Историко-литературный сборник. Вып. 2. Ярославль, 1993. С. 90 — 103.

118. Краснов Г.В. Некрасов и литературная братия («Современник» 1850-х годов) // «Карабиха». Историко-литературный сборник. Вып. 1. Ярославль, 1991. С. 53 67.

119. Краснов Г.В. Некрасов и Пушкин: поэтический диалог // «Карабиха». Историко-литературный сборник. Вып. 3. Ярославль, 1997. С 59-66.

120. Краснов Г.В. Сюжеты русской классической литературы. Коломна, 2001. 141 с.

121. Краснов Г.В. Некрасов в кругу современников. М., 2002. 216 с.

122. Краснов Г.В. Никитенко Александр Васильевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 4. М., 1999.

123. Лазарева Е.М. Башмаков Иван Иванович (Иван Ваненко) // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 189.

124. Лазурин B.C. Некрасов Николай Алексеевич // Русские писатели 1800 1917. Биографический словарь. Т. 4. М., 1999. С. 269 -280.

125. Лебедев Ю.В. Некрасов и русская поэма 1840 50-х гг. Ярославль, 1971. 135 с.

126. Лебедев Ю.В. Идеал христианской гражданственности в поэзии Некрасова //28 некрасовская конференция (к 175-летию со дня рождения поэта). Тезисы докладов. Ярославль, 1996. С. 3 6.

127. Лебедев Ю.В. О духовно-нравственных истоках поэзии H.A. Некрасова // Филология и школа. М., 2003. № 1. С. 311 326.

128. Маймин Е.А. К проблеме стиховой интонации у Некрасова // H.A. Некрасов и его время. Межвузовский сборник, 1. Калининград, 1895. С. 86-91.

129. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. 317 с.

130. Масловский В.И. Апухтин Алексей Николаевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 98 - 100.

131. Мельгунов Б.В. Из поэтического наследия Бенедиктова // Русская литература. 1982. № 3.

132. Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев // Д.С. Мережковский. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991. С. 416 482.

133. Морозов Н.Г. Влияние личности А.Н. Плещеева на прозу А.П. Чехова 1890-х годов // А.Н. Плещеев и русская литература. Сб. научн. ст. Кострома, 2006. С. 138 148.

134. Морозов Н.Г. К 180-летию со дня рождения H.A. Некрасова // Русская литература. 2002. № 4. С. 222 224.

135. Мостовская H.H. Храм в творчестве Некрасова // Русская литература. 1995. № 1. С. 194 202.

136. Некрасов H.A. Русские второстепенные поэты // Современник. 1850. № 1. Отд. IV. С. 42 74.

137. Некрасов H.A. «Стихотворения» Я. Полонского // Современник. 1855. № 10. Отд. TV. С. 33

138. Орлидкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002. 680 с.

139. Осповат А.Л. Аксаков Иван Сергеевич // Русские писатели. 1800- 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 29-32.

140. Осповат А.Л. Аксаков Константин Сергеевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 32 -34.

141. Осповат А.Л. Аксаков и «Русский архив»: к истории издания первой биографии Ф.И. Тютчева // Федоровские чтения. 1979. М., 1982.

142. Охотин Н.Г. Анненкова Варвара Николаевна // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 82-83.

143. Перлина Н.М., Соломина H.H. Приложения. Комментарии // Ф.М. Достоевский. ПСС в 30 т. Т. 2. Л., 1972. С. 321, 519, 520.

144. Песков A.M. Востоков Александр Христофорович // Русские писатели 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 492 -493.

145. Пиксанов Н.К. Христос в Сознании Достоевского (публикация и предисловие В.А. Викторовича) // Сюжет и время: сборник научных трудов К 70-летию Г.В. Краснова. Коломна, 1991. С. 183 -187.

146. Рейсер С.А. Комментарии / Вольная русская поэзия второй половины XVIII XIX веков в двух томах. М., 1988.

147. Рейфман П.С. К истории славянофильской журналистики 1840 50-х годов. Статья 2 // Типология русской литературы и проблемы русско-эстонский литературных связей. Труды по русской и славянской филологии XXI. Тарту, 1993. С. 35 - 58.

148. Сиротинский И.В. Историко-литературная концепция Вяземского // Вопросы русской литературы. Вып. 1. (16). Львов. 1971.

149. Скатов H.H. Некрасов. М., 1994. 411 с.

150. Соколянский М.Т. Ирония // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1999. С. 35 37.

151. Степанов Н.Л. А.Н. Майков. Избранные произведения. Л., 1957. С. 5-58.

152. Тарле Е.В. Крымская война. Т. 1 2. М., 1950.

153. Тюпа В.И. Аналитика художественного. М., 2001. 189 с.

154. Фридлянд В.Г. Поэт сердечной и гражданской тревоги // Я.П. Полонский. Стихотворения. Поэмы. М., 1986. С. 3 -26.

155. Цехновицер О.В. Литература и мировая война 1814 1818. М., 1938. С. 15-16.

156. Штакельберг Ю.В. Берг Николай Васильевич (1823 1884) // Русские писатели. 1800 - 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 243-244.

157. Шешунова С.В., Левина М.С. Алферов Валерий Петрович // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1., 1989. С. 51 -52.

158. Шустов А.Н. Арбузов Николай Алексеевич // Русские писатели. 1800 1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 101 - 102.

159. Шубин В.Ф. Федор Глинка и его петербургский салон в 50-е годы / Русская литература. 1980. № 2.

160. Эйхенбаум Б.М. Я.П. Полонский // Я.П. Полонский. Стихотворения. JL, 1954. С. 5 — 39.

161. Эпшейн М.Н. Природа. Мир. Тайник вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1996. 304 с.

162. Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб., 1998. 506 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.