Культура учительства как предмет культурологического исследования и проектирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Лашек, Ирина Венидиктовна

  • Лашек, Ирина Венидиктовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2006, Саратов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 187
Лашек, Ирина Венидиктовна. Культура учительства как предмет культурологического исследования и проектирования: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саратов. 2006. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Лашек, Ирина Венидиктовна

Введение.

Глава 1. Методологические и теоре1ические основания кул1»гуроло1 и образования.

1.1. Культурология образования как направление исследования и проектирования.

1.2. Педагогическая кулыура и кульгура учительсчва как субкультуры современного общества.

Глава 2. Кулыура учительства: о г нрошлою к будущему.

2.1. Генс1ические исючники и главные консташы отечесм венной культуры учигельс1ва.

2.2. Кулыура учительава в условиях модернизации системы образования в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура учительства как предмет культурологического исследования и проектирования»

Актуальность гемы исследования. В современных условиях трансформации общества при смене культурных ценностей, культурных норм и отношений возникает необходимость выбора адекватной социокультурной модели образования. Интенсификация социокультурных перемен в мире с начала XX века привела к несоответствию между развитием образования и общим уровнем социального, культурного пространства жизнедеятельности личности. На смену технике и технологии, информатизации приходит эра образования. Становится очевидным, что все будет зависеть от культурною состояния человека, от степени развитости ею знаний и творческих способностей, одним словом, от эффективности создания творческого пространства и времени. Произошла девальвация ценностей классического образования, базировавшегося на триединстве знаний, умений, навыков, возникло противоречие между целоспюстью кулыуры и технологией ее фрагментарною воспроизводства через знаниевый тип обучения. В эюй ситуации обостряются про творения между непрерывно возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными (в рамках традиционных образовательных систем) условиями для овладения ими. Решение этою противоречия возможно лишь на пути перехода к кулыурологически ориентированному образованию, обеспечивающему целоешое воспроизводство субъекта культуры. Целыо такого образования является посюянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни.

Вместе с тем, представления об образовании в умах широкой публики крайне популярны, недостаточно четки и объективны. Очень часто образование отождествляют с обучением, а само обучение - с простым усвоением, «впитыванием» знаний. Иногда в состав образования включается также эмоционально-волевая сфера: готовность и умение распоряжаться полученными шаниями. По сегодня в педагогике складываются новые представления о человеке и образованности. Происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек - это не столько «человек знающий», даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько «человек культуры», человек, иодютовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания дру1их людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека. Нужно, чюбы образованный человек был ююв и к испытаниям, чтобы способе iBOBaib преодолению кризиса культуры.

Сегодня становится все более очевидным, что классическая модель образования уже не вполне отвечаем требованиям, предъявляемым к школе и образованию современным обществом и производством. В связи с этим нужно искать новый комплекс педагогических идей, создающих интеллектуальную основу для современной школы. Не случайно в последние десять-пягпадцать лет интенсивно развивается такая молодая дисциплина, как «культурология образования» или «педагогическая культурология», в ней заново обсуждаются фундаментальные педагогические идеи: идеал образованности, цели образования, рассматривается история образовательных систем, влияние культуры на образование и т.д.

Новые тдачи перед системой образования ставш процесс глобализации. В мире доминируют западные стандарты образования. Западная система образования транслируется во множество стран, а между тем она несет в себе иные стандарты жизни, ценности, вступает в конфликт с меспгыми традициями, чю вызывает серьезное напряжение. Эга ситуация также требует кулыурологической рефлексии, активной разработки и внедрения в жизнь диалогических моделей кулыуры. Культура - это не только манифестация и артикуляция своей культурной позиции и ценностей, но не меньше -высвобождение места, территории, условий для иной культурной позиции.

Образованный человек является культурным и в том смысле, что он принимает иные культурные позиции, умеет пойти на компромисс, понимае1 ценноеп, не только собственной независимости, но и чужой.

Все вышесказанное определило выбор темы диссертации и задало основной вектор исследовательских интересов.

Cieiiein, изученноеш проблемы. Теоретическая проблема взаимосвязи образования и культуры является одной из базовых проблем философии. Ей уделили огромное внимание фактически все мыслители древности (Платон, Аристотель), Нового времени (И.Г. Гердер, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель) и XX века (Г. Гадамер, X. Ортега-и-Гассет).

Идею приоритета культуры в определении сущности образования впервые сформулировал А. Дистервег. В нашей стране эти идеи развивали К.Д. Ушинский, И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь, С.А. Рачинский, В.В. Розанов, П.Ф. Каптерев. Новый импульс к развитию такою понимания сущности образования и определению главного направления в его динамике придал процесс конституирования и оформления в самостоятельную науку культурологии.

В настоящее время идея культурологическою подхода к сфере образования разрабатывается в отечесг венной науке с разных сторон. Во -первых, это профессиональные культурологи: И. Д. Запесоцкий, С.В. Драч, II.Б. Крылова, В.М. Розин, Л.В.Тодоров, В.М. Межуев, В.А. Конев. С друюй стороны, подобные исследования проводят профессиональные педагоги: II.М. Воскресенская, Г.В. Бондаревская, Н. Вересов, А. Мельников, И.Г. Вид1, Э.В. Загвязинская. Некоторые из них употребляют гермин «педагогическая кулыуролог ия». Определенный вклад в это направление осуществлен в работах Ю.А. Жданова, Г. В. Резванова, В. Слободчикова, И. Зарецкой, А.В. Сиволапова, О. Федоровой, А. Арнольдова и др. Понятие педагогической культуры обосновано в работах Н.М. Воскресенской, ЕЛО. Захарченко. Специальное внимание на соотношении понятий образования и культуры, их содержательною соотнесения можно найш в работах II. Вересова, А.

Мельникова, В.Л.Тодорова, В.М. Межуева, В.А. Конева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, И.П. Подласого, B.C. Ледневой. Вышеперечисленные авторы видяг диалектику образовательного процесса в передаче культурного наследия новым поколениям. У В.И. Шадрикова мы встречаем взгляд на образование как на механизм развития культуры.

Исторические исследования процесса противостояния и смены различных парадигм кулыуры образования и учительства мы находим в работах Л.Э. Заварзиной, В.М. Кларина, В.М. Петрова, JIJI. Королькова.

В работах таких авторов, как В.Д. Симоненко, Т.А. Сгепченко разработаны вопросы конкретного обучения школьников частным формам культуры (культура труда, потребления). В работах В.З. Клепикова, JI.H. Писарековой исследованы отдельные аспекты национальных типов педагогической культуры.

В диссертации использована литература по различным аспектам образовательной реформы: исследование В. Беспалько, А.И. Ковалевой, Э.Д. Днепрова раскрывает вопросы педагогической технологии, в работе В.И. Жукова рассмотрены общие проблемы развития образования, сравнительному анализу образова!ельных парадигм посвящены исследования A.II. Вапицкой, И.А. Колесниковой, Г.Ф. Карповой.

В русле темы диссертации находится точка зрения Х.Г. Тхагапсоева о смене образовательной парадигмы в целях преодоления противоречия между целоеIносгыо культуры и технологией ее фрагментарною воспроизводства через «знаниевый» гип обучения. Нами изучены работы Е.В. Попдаревской, М.В. Кларина, В.В. Серикова, посвященные личностно-ориентировапному образованию.

Общий вывод из обзора работ по культуроло1 ическим исследованиям проблемы образования заключается в том, чю интерес к лой работе paciei. Много внимания уделялось проблеме образования в работе первою Российскою культурологического конгресса, но при этом отмечалось, что связь культурологии и образования раскрыта еще недостаточно. В том числе остаемся не исследованным место учителя в культуре. Как справедливо замеiил известный петербургский философ Г.А. Праздников: «Как ни странно, личность педагога на уровне сущностных определений еще не стала предмеюм специальною философско-культурологическою и исихолого-социологического анализа» [210, с. 27]. В последнее время, правда, появилось несколько работ по психологии педагога, социологии учительства. Культурологический поргрег учителя по-прежнему остается «белым пятном».

Объект исследования - культура учительства, мыслимая как одна из субкулыур современного российского социума. Предме1 исследования -современная социокультурная динамика культуры учительства.

Целью исследования является всестороннее раскрытие феномена культуры учительства в контексте общей социокулыурной динамики российского общества и перспективы выбора оптимальной модели модернизации системы образования страны. Данной целью определяются следующие задачи исследования:

• уточнить понятийный аппарат, необходимый для культуроло1 ическою анализа учительства: цели и задачи культурологии, исходное определение сущности культуры, сравнить основные проекты в сфере «культурологии образования»;

• уточни ib общее определение и сфуктуру поняшя педаюгической культуры, как базовой для культурологического исследования и проектирования образования;

• выявить взаимосвязь понятий педагогической культуры и культуры учительства. Дать развернутое теоретическое определение кулыуры учительства и ею структуры;

• выявить генетические источники и главные направления социокулыурной динамики отечественной культуры учительства;

• определить наиболее оптимальные направления развития культуры учительства в контексте проблем модернизации образования в современной России.

Теоретической и меюдоло! ической основой исследования являкмся концепции культурологии, разработанные Г. С. Померанцем, Л.Я. Флиером, С. Иконниковой, B.C. Библером, М. Эиштейном, В.М. Розиным. Особое место в списке теоретических приоритетов для автора занимает концепция культуры, разрабо1анная в рамках отечественной философии культуры Н. Я. Данилевским, В.В. Розановым, II.Л. Бердяевым, В. Ивановым, Л.Ф. Лосевым. В настоящее время на основе развития этой концепции такими авторами, как И. Я. Левяш, И. В. Горина, С. А. Корольков были предложены целоешые проекты теоретической и исторической кулыурологии. Другим важнейшим приориююм в понимании сущности культуры для автора послужила «органическая теория кулыуры» предложенная немецкими кульгурфилософами О. Шпенглером, Г. Зиммелем, Л. Вебером, П. Козловски. Близка к ним по исходным основаниям игровая модель культуры Й. Хейзинги. В определении исторической природы кулыуры автор руководствовался исходной идеей М. Хайде!iера и ее интерпретацией, данной в pa6oiax В.М. Межуева и П.А. Сапронова. Также в иоле внимания автора остаются и альтернативная модель культуры, основанная на понятии метальное ж, предложенная французскими историками, и ее разработки в культуроло1 ических исследованиях А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко, А.Е. Чучина-Русова, В.М. Розина.

В общем видении проблемы и перспектив ее решения автор исходил из презумпции органическою объединения классического и неклассическою типов рациональности. В этом отношении образцом для авюра служиi фундаментальная монография «Теоретическая культуроло1 ия» / под ред. К.Э. Разлоюва. М., 2005, подюювленная коллективом Российского института культурологии. Также в видении перспективы развития культуры учшельетва автор руководствовался идеями синергетики культуры, предложенными рядом саратовских авторов.

При решении конкретных задач автор использовал следующие wei оды гуманитарных наук:

• категориально-содержательный подход к логическому анализу; кулыуры как конкретно-всеобщею понятия;

• системно-структурный подход;

• сравнительно-исторический и историко-тииологический подход;

• метахудожественный подход с элементами герменевтики.

Новизна pa6oibi заключается в гом, что в ней впервые осуществлена системно-категориальная и историко-генетическая экспликация понягия культуры учительства в сопряжении с рефлексией генезиса и развития культурологии как формы самосознания кулыуры и уточнения исходного определения понятия кулыуры.

На защщу выносятся следующие положения:

1. Культурология образования - это новое направление исследований и практики социокультурного проектирования на смыке культурологии и педагогики. В этом качесгве культурология образования нуждаегся в дальнейшем утверждении и позиционировании. Главная задача культурологии образования заключается в формировании целостной, связной системы кулыурно-цивилизационной идентичности учи гелей и учащихся, совмещающей признание самобытности, самостоятельности своей собственной кулыуры с признанием ее открытости в будущее, видением главных путей развития в контексте современной мировой цивилизации.

2. Педагогическая культура - эю есгь именно знаково-символическое и экспрессивное оформление педагогической деятельности как социального явления. Она оформляет систему педагогическою действия в целостное г ь, придает ему законченность, свойства самоцельности и самоценности. Это целостное образование имеет духовно-символическую природу, как и культура в целом.

3. Наделение культуры учительства статусом особой субкультуры призвано, в первую очередь, зафиксировать и утвердить признание ведущей роли учительства в развитии педагогического процесса. Но культура учительства не сводится к профессиональной культуре. Это целостная кулыура и она должна ассимилировать, вобрать в себя культуру бьпа, одежды, общения, 01 дыха, художественные вкусы, отношение к моде, политике, семье. Учитель в той мере, в которой он соответствует своему понятию, есть носитель всей человеческой культуры в ее целостности и развитии, в самоустремлепносш к бесконечному совершенству. Более того, он является носи гелем культурной идентичности и его главная культуроформирующая роль заключается в деятельности по сохранению, развитии и трансляции культурно-цивилизационной самоидентификации человека.

4. Исторический анализ становления и развита отечественной кулыуры учительства позволяет сделать вывод о том, чю в учительском профессиональном сообществе еще в XIX веке сформировались как минимум две субкультуры учительства: прогрессисгско-западническая и почвенно-славянофильская, которые воплощают в себе две стороны, два полюса единого по природе идеала народного учителя. В направлении преодоления раскола были вырабоганы основания того, что сейчас можно назвать отечественной культурологией образования. Особенно актуальна в свете современною социокультурного опыта концепция образования В.В. Розанова. Основной пафос кулыурологической концепции В.В.Розанова заключается в идее сохранения и воспигания кулыурной идентичности русскою народа.

5. В настоящее время в сфере образования и, соответственно, в учительской среде конкурируют различные и даже отчасти противоположные проекгы модернизации образования. Анализ показывает, что ситуация близка к расколу, причем размежевание проходит по тем же основаниям, что и в XIX веке. В их рамках складываются и различные проекты культуры учительства. Культуре префигуративного типа, продолжающею традицию русскою западничества XIX века, все более противостоит культура синтетическою 1ипа, основанная на презумпции базовых ценностей отечественной цивилизации и культуры. Наиболее релевантным проектом культуролог и ?ации образования представляется концепция «истоковедения».

Практическая значимость исследования. Проведенное исследование имеет как теоретическое, так и практическое, прикладное значения. Его материалы могут быть использованы в георегических работах но кулыурологии образования, теоретической педагогике. Также результаты могут быгь применены в практической работе для экспертизы образовательных проектов и программ на предмет соответствия принципу культуросообразности и для разработки авторских программ для кулы урологически ориен г ированного образования.

Апробация работы. Основные теоретические и методологические положения, полученные результаты диссертационной работы на разных этапах ее подготовки докладывались автором, обсуждались и получили одобрение на: региональной научной конференции: «Проблемы национальной безопасности России» (Саратов, 2004 г.); XVII Международной научной конференции «Историческая памягь и социальная стратификация. Социокулыурпый аспект» (Санкт-Петербург, 2005 г.); VI Международной научно-методической конференции «Образование в современном мире: глобальное и локальное» (Саратов, 2004 г.); VII Международной научно-методической конференции «Непрерывное образование: пространство развития» (Саратов, 2006 т.); региональной научной конференции-школе молодых ученых «Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента» (Саратов, 2004 г.); региональной научной конференции-школе молодых ученых «Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента» (Саратов, 2005 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Лашек, Ирина Венидиктовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурология - новая научная дисциплина, но за ней будущее. Не случайно B.JI. Иноземцев, комментируя книгу Д. Белла, пишет, что «можно говорить о постепенном вытеснении социологии культурологией в качестве научной дисциплины, важной для изучения закономерностей перехода к новому общественному состоянию» [18]. В качестве объективного основания этою процесса можно привести концепцию «социума культуры» Библера, которая является удачным дополнением концепции постиндустриального общества.

В основе культурологического видения мира лежит представление о многообразии культур как самодостаточных, завершённых целостностях, имеющих относительно замкнутый характер. Культурология в нашем понимании изначально апологетичпа по отношению к локальным культурам. Она не только описывает и объясняет историческую типологию мировых культур, но также ценностно утверждает их многообразие. Следовательно, культуролог ия по существу противостоит неолиберальной теории и основанной на ней идеологии «однополярного глобализма». Поэтому «вместо картины «открытою общества», в которой индивиды-агомы беспрепятственно перемещаются от одной группы к другой, меняют свою идентичность словно одежду, культурологическая теория настаивает на жизненной необходимости устойчивой идентичности, на благотворности оппозиции «мы - они», без которой жизнь погружается в энтропию» [196, с.288]. Поэтому культурология, не будучи сама политической идеологией, может послужить основой для такого видения глобального будущего, в котором обеспечивается место всех культур. Это идеология «мира миров» (Гефтер), «мноюполярного мира», «диалога цивилизаций».

Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия, а важнейшее достижение последних веков - техносфера, - в гехнобесие, ибо ее совершенствование, превращение в самоцель, требуя неимоверных усилий от человечества, зачастую лишено смысла. И самое страшное в происходящем сеюдня - разложение и извращение самого человека: его воли, мышления, веры, совести. Эю резко бросается в глаза сегодняшней России, переживающей самый страшный духовный кризис в своей истории.

В эюй ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самою человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы. Поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования, а в развитых странах за последние 10-15 лет оно стало приоритетным направлением государственной политики! Важно указать на го, что образование стало за последние годы предметом широкого философского анализа, что само по себе есть свидетельство глубокою кризиса и поиска кардинальных путей его преодоления.

С начала 90-х годов для более глубокого понимания образовательных феноменов в педагогическую теорию начинают интенсивно привлекался понятийные и методологические средства современной философии, культурологии, социологии, антропологии, герменевтики и других наук. Исходя из фундаментального тезиса об образовании и воспитании как «процесса формирования человека кулыуры», кулыурология совместно с философией культуры, теорией и историей культуры приобретет статус общей методологической рамки, использование которой позволяет не только по-новому интерпретировать целый ряд педагогических явлений и процессов, но и npoiпозировать стратегию развития образования на перспективу в конгекае развития культуры [2, с. 133-145].

В последнее десятилетие педаюгические инновации приобрели тенденцию усиления культурологического компонента образования. С этих позиций, основы культуры, элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания среднего образования и развивать у учащихся кулыуру деятельности, культуру мышления, кулыуру общения, этическую культуру, эстетико-художественную культуру, политическую, психологическую и физическую культуру.

Главная идея диссертационной работы заключается в определении цели культурологически ориентированного образования. Отсюда следует тезис: задача культурологии образования заключается не просто в формировании культурной компетентности учащегося (это позиция Флиера, автора кнши «Культурология для культуролоюв»), но в формировании целостной, связной системы его культурной идентичности. В рамках данной задачи, на наш взгляд, самое главное и самое трудное заключается в том, чтобы научить человека совмещать признание самобытности, самостоятельности своей собственной культуры с признанием ее открытости в будущее, видением главных путей развития в контексте современной мировой цивилизации. Проблема содержательною состава культивируемой идентичности имеет сильно выраженную историческую размерность и может быть адекватно поставлена только в историческом контексте тех дискуссий в западной и отечественной педаг огике, которые начинаются еще, как минимум, в XIX веке.

Таким образом, главная задача школы в культурном измерении -воспитание культурной идентичности, чувства сопричастности, прежде всею к собственной истории, своему народу, своей земле.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Лашек, Ирина Венидиктовна, 2006 год

1. Адо, И. Свободные искусства и философия в античной мысли / И. Адо. -М., 2002. 240 с.

2. Александрова, Е.Я. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной дисциплины / Е. Я. Александрова, И. М. Быховская // Общественные науки и современность . 1997. - № 3.1. С. 133 145.

3. Аллак, Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Ж. Аллак. М.: Педаюгика-Пресс, 1993. - 168 с.

4. Ашеловски, К. Учителя и инновации: книга для учителя / К. Ангеловски.-М., 1991.-158 с.

5. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческою саморазвигия / В.И. Андреев. М ., 2003.-608 с.

6. Андреева, Л. А где же мальчик ? / Л. Андреева // Литературная газета, 20-26.10.04.-С.7.

7. Аношкина, В. Л. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокулыурпые проблемы) / В.Л. Аношкина, С.В. Резванов; Росгов-н/Д. Изд-во РО И ПК и ПРО, 2001. -176 с.

8. Ариарский, М. А. Педагогическая культурология в системе гуманитарного знания и социальной практики / М. А. Ариарский // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тез. докл. -СПб.: Эйдос, 2006.-С. 296.

9. Ю.Аристотель. Политика / Аристотель // соч.в 4 т.- М.: Мысль, 1984.-Т.4. С. 375-645.

10. Арнольдов, А. Человек и мир культуры / А. Арнольдов. М.: ,1992,- с. 280

11. Асоян, Ю. Открытие идеи культуры: опыт русской культурологии середины XIX начала XX веков / Ю. Асоян, А. Малафеев. - М.: 2000. -342 с.

12. Ахиезер, А. С. Россия: критика историческою опыта (Социокультурная динамика России). От прошлого к будущему . 2-е изд. перераб. и дои / А.С. Ахиезер.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. -Т.1. 807 с.

13. Ахутин А.13. Онтологическая диалогика культуры B.C. Библера / А.В. Ахутип //Теоретическая культурология. М.: Академический проект, 2005.623 с.

14. Батипас, Б. А. Структура процесса воспитания. Методологический аспект / Б. А. Батинас. Каунас, 1984. - 377 с.

15. Бахтин, М. М. Эстетика словесною творчесгва / М. М.Бахгин. М.: Искусство, 1986. - 444 с.

16. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. в 13 т. М., 1953. Т. 4.

17. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл; пер. с англ. -М.: Academia, 1999.-956 с.

18. Белла, P. II. Социология религии / Р. Н. Белла // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Мысль, 1972. - С.279-280.

19. Беленчук, J1. Православная педагогика / J1. Беленчук // Педагогика. -2000. №4. - С. 92-97.

20. Белозерцев, Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования / Е. П. Белозерцев. Волгоград: Перемена, 2000. - 460 с.

21. Бердяев II. Смысл истории / II. Бердяев,- М.: Мысль, 1990.- 176 с.

22. Бердяев, Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / II. Бердяев. М.: Философское общество СССР, 1990.240 с.

23. Берг ер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман . М ., 1995.- 163 с.

24. Беспалько, В. II. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.- М.: Печатный двор, 1989. 428 с.

25. Библер, В. С. XX век и диалогический смысл культуры / B.C. Библер. -М.: Прогресс, 1989. -413 с.

26. Библер, В. С. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах) / B.C. Библер. М., 1990. - 64 с.

27. Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры / B.C. Библер.- М.: Прогресс, 1991.- 202 с.

28. Библер, В. С. Михаил Михайлович Бахтин или Поэгика кулыуры / B.C. Библер, М.: Прогресс: Гнозис, 1991.- 176 с.

29. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориснтированною образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика.- 1997. -№4.-С. 11-17.

30. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадиг мы / Е.В. Бондаревская. Ростов-н/Д, 1997. - 28 с.

31. Бондаревская, Е. В. Образование и культура / Е.В. Бондаревская. // Культура мощный фактор развития: - материалы Южно-Российской науч.-практ. конф. - Ростов-н/Д, 1997.- С. 4-11.

32. Бондаревская, Е. В. Педагогическая кулыура образования / Е.В. Бондаревская //11едагогика.- 1999. №3.- С. 37-43.

33. Булкин, Л. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыг России / A.II. Булкин. Дубна: Феникс +, 2001. - 208 с.

34. Булкин, А. П. Культуросообразность образования. Педагогический опыг России XVIII XX вв. / А.II. Булкин // Образование: исследовано в мире

35. Электрон, ресурс.: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием М.: OIMRU, 2000-.: http://www.oim. ru. 19.04.2004.

36. Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка / Ф. И. Буслаев. М.: 11росвещение, 1992. - 512 с.

37. Бутов, А. Ю. Народное учительство России в общественно-педагогическом движении конца XIX начала XX в.: - автореф. дис. . канд. пед. наук. / А.Ю. Бутов - М., 1991 - 20 с.

38. Борисенко, В. П. Образовательные запросы общества и актуальные проблемы российской школы: «Круглый стол» / В.П. Борисенко II Педагогика.- 2003. № 4. - С.49-63.

39. В перспективе культуролотии: повседневность, язык, общество / под ред. O.K. Румянцева и др. М.: Академический проею; РИК, 2005. - 528 с.

40. Вайнштейн, О. Б. Homo deconstructivus: философские игры постмодерна / О.Б. Вайнштейн // Апокриф. Культурологический журнал.- 1990.- № 2.- С. 12-29.

41. Вебер, А. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер ; М.-С-Пб.: Университетская книга, 1999.-565 с.

42. Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб. 2003. - 437 с.

43. Введение в педаг oi ическую культуру. Ростов-н/Д: изд-во РГГ1У, 1995. -172 с.

44. Визгин, В. П. Не открытие культуры, а ее проект / В. II. Виз1ин // Постижение культуры: М., 2000. Вып. 10. - С. 36-43.

45. Видт, И. Е. Введение в педаюгическую кулы урологию: учеб. пособие / И.Е. Видт //Тюмень: Изд-воТюмГУ, 2000.- 101 с.

46. Видт, И. Е. Культурологические основы образования / И. Е. Видь -Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2002. 164 с.

47. Видт, И. Е. Культурологические основы модернизации образования / И. Е. Видт, Э. В. Загвязинская. Тюмень: Изд-во ТГИМЭУ11, 2003.315 с.

48. Волков, Г. Н. Педаю1ика жизни. Мир детства. Царство мудрости / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989.

49. Волков, Г. Н. Эгнопедагогика: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 168 с.

50. Волошинов, А. В. Венок мудрости Эллады / А.В. Волошинов. М.: Дрофа, 2003.-272 с.

51. Воскресенская, II. М. Образование и многообразие культур / II. М. Воскресенская, Е. Ю. Захарченко, JI. В. Тодоров // Педаг огика,- 2000. -№2.- С.105-107.

52. Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б.Л. Вульфсон. М.: Изд-во УРАО, 1999. - 208 с.

53. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика / Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.-256 с.

54. Гадамер, Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер; пер. с нем. М.: Прогресс, 1998. - 704 с.

55. Гагаев, II.A. Западники и славянофилы в отечественной педагогике / II.A. Гагаев // Педагогика. 2001. - № 1. - С.58-63.

56. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление.-М., 1989. С. 221-237.

57. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

58. Гоголь, 11. В. Духовная проза / Н.В. Гоголь. М.: Русская книга, 1992. -560 с.

59. Гозман, JI. Идентичность, культурное самосознание / JI. Гозман, JI. Эгкинд // 50\50: опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. С. 30-34.

60. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н. Гоноболин.- М.: Просвещение, 1965.-С. 240.

61. Горина, И. В. Развитие культурологическою образования в современной России и философия культуры В. В. Розанова / И. В. Горина // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тез. докл. СПб.: Эйдос, 2006.- С. 408-409.

62. Горина, И. В. В. В. Розанов о принципах образования человека в культуре. Опыт преподавания культуроло! ических курсов // См.: http://www/ lomonosov.org/fouriend-esses 236174.html

63. Громыко, М. М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. М.: Молодая гвардия, 1991.-446 с.

64. Гуревич, П. С. Философия культуры: пособие для сгудешов гуманит. вузов / Г1.С. Гуревич М.: Аспект Пресс, 1994. - 317 с.

65. Гуревич, А. Я. Человек и культура: индивидуальность в истории культуры / А. Я. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 1994. - 258 с.

66. Гусева, Н. В. Культура. Цивилизация. Образование: социально-философский анализ оснований развития человека в контекстецивилизации и кулыуры / П. В. Гусева. М.: Традиции и современность, 1992.-205 с.

67. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности. 3-е изд. / А. А. Гусейнов. М.: Молодая гвардия, 1988. - 269 с.

68. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. Даль. М.: Русский язык, 1991. Т.4.-684 с.

69. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский М.: Книга, 1991.-574 с.

70. Демиденко, Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире / Э. С. Демиденко // Социологические исследования.- 2005. № 2. - С.80-87.

71. Дилигенский, Г. Г. «Конец истории» или кризис цивилизации / Г. Г. Дилигенский // Вопросы философии. 1991. - № 3. - С. 29-42.

72. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. - № 3.- С.32-48.

73. Дистервег, А. Природосообразность и культуросообразность в обучении / А. Дистервег // Народное образование. 1998. -№ 7-8. - С. 193-197.

74. Дмитриенко, В. А. Образование как социальный институт (тенденция и перспективы развития) / В. А. Дмитриенко, II. А. Люрья. Красноярск: КГУ, 1989.-184 с.

75. Дпепров, Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации: докл. докт. пед. наук / Э. Д. Днепров. СПб., 1994. - 88 с.

76. Днепров, Э. Д. Четвертая школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. -М.: Интерпракс, 1994.- 248 с.

77. Добролюбов, Н. А. Собр. соч.: в 3 т. / II.А. Добролюбов. М., 1950-1952.

78. Закон возрастания роли культуры / под общ. ред. В.И. Снесара. Саратов: Слово, 1998.-224 с.

79. Запесоцкий, А. С. Образование в условиях формирования культуры нового типа/А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002.-С. 180.

80. Запесоцкий, Л. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. - 456 с.

81. Захарченко, Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация / Е. Ю. Захарченко, J1. В.Тодоров, В. М. Межуев // Педаго1 ика. 1999. - №3. - С.69-73.

82. Зеленов, JI. А. Культурология: учеб. пособие. / J1. А. Зеленов, А. В. Дахин, Ю. В. Ананьев. Нижний Новгород. - 1993. - 215 с.

83. Зиммель, Г. Философия культуры: в 2 т. / Г. Зиммель; пер. с нем. М.: Юрист, 1996. -Т. 1.-С.411-432.

84. Зинченко, В. П. Психология доверия / В. II Зинченко. Самара: Изд-во СИОКПП, 2001.-104 с.

85. Егоров, Б. Ф. Славянофильство, западничество, культурология / Б.Ф.Егоров // Из истории русской культуры (XIX век). М.: Языки русской культуры, 1996. - С. 463-477.

86. Ерасов, Б. С. Российская культурология в контексте закрытия? / Б. С. Ерасов // Философские науки. 2000.- № 3.

87. Иванкина, JI. И. Цивилизационные параметры образования / JI. И. Ивапкина // Философия и будущее цивилизации: тез. докл. и выступл. IV Российского философского конгресса (Москва, 24 -28 мая 2005 г. М.: Современные тетради, 2005. Т.4. - С.479-480.

88. Иванов, В. Родное и вселенское / В. Иванов.- М.: Республика, 1994.-426 с.

89. Иванов, А. В. Высшая школа в России в конце XIX начале XX века / А. В. Иванов. - М.: АН СССР, 1983.- 368 с.

90. Из истории российского образования // Вестник образования.-2001.-№ 20.- С.3-5.

91. Иконникова, С. П. История культурологии. Идеи и судьбы / С. II. Иконникова. СПб.: 11итер, 1996. - 474 с.

92. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий 2-е изд. / С. И. Иконникова. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.

93. Ильин, И. Л. Основы христианской культуры / И.А. Ильин // Собр. соч. в Ют. М.: Русская книга, 1993.Т.1.-400 с.

94. Иноземцев, В. JI. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация / ВЛ. Иноземцев // Вопросы философии,- 2004.- №4. С. 58-70.

95. Информационное письмо о проведении Первого Российского культурологического конгресса в Санкг-Петербурге 26-29 августа 2006 г. // http://www.russcomm.ru/rcacalend/l congress.pdf •

96. Ионин, JI. Г. Социология культуры.2-е изд. / Л.Г.Ионин. М.: Логос, 1998. -280 с.

97. Каган, М.С. Цивилизация в культуре и кулыура в цивилизации / М.С.Каган // Теоретическая культурология. М.: Академический проект, 2005. С.435-446.

98. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. М., CI16., 1996. -415 с.

99. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: 11етрополис, 1997. - 205 с.

100. Кайдалов, В. А Философия и педагогическая теория / В. А. Кайдалов. -Пермь: ПГТУ, 2005.-275 с.

101. Камкин, А. В. О программе «Истоки» / А. В. Камкин // Образование.-2003,-№6.- с. 44-47.

102. Кантор, В. «.Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки / В. Кантор. М., 1997. - 478 с.

103. Карацуба, И. Выбирая свою историю. Развилки на пути России: от Рюриковичей до олигархов / И. Карацуба, И., Курукин, II. Соколов. М.: КоЛибри, 2005. - 638 с.

104. Кантор, 13. К. Культурологический подход к исследованию искуссгва / В. К. Кантор, В. К. Киселева // Эстетические исследования: методы и критерии. М., 1996.-235 с.

105. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев. -11етроград, 1915. 746 с.

106. Каптерев П. Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев. СПб. 2004.- 560 с.

107. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс / П.Ф. Каптерев Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1982.- 703 с.

108. Карлов, Н. В. Преобразование образования/ П. В. Карлов // Вопросы философии. 1998.-№ 11.-С.З-19.

109. Кашапов М.М. Психолог ия педагогического мышления. СПб.: Ллетейя, 2000.-220с.

110. Келле В .Ж. Культура и цивилизация в современном обществе / В.Ж. Келле // Теоретическая культуролог ия / под ред. К.Э. Разлогова. М., 2005.

111. Киреевский, И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / И.В. Киреевский // Киреевский И.В. Критика и эстетика. / Киреевский И.В. М.: Искусство, 1979. - С. 383-392.

112. Киреевский, И. В. Записка о направлении и методах первоначальною образования народа в России / И.В. Киреевский // Киреевский И.В. Критика и эстетика.- М.: Искусство, 1979. С. 431-439.

113. Киреевский И.В. Критика и эстетика / И.В. Киреевский. М.: Искусство, 1979. - 439 с.

114. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках/М.В. Кларин. М.: Паука, 1994. - 223 с.

115. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. М.: Знание, 1989. - 75 с.

116. Кларин, В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. / М.В. Кларин, В. М. Петров. М.: РГНФ, 1996.-124 с.

117. Козловски, П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия техническою развижя / П. Козловски. М.: Республика, 1997.-240 с.

118. Козырьков В. П. Проблема возможности социологии культуры // Научные труды ВГИПИ. II. Новгород: Изд-во ВГИГ1И, 2001. Вып. 4. Т. 2. - С. 32-44.

119. Кондаков, М. И. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития /М. И. Кондаков. М.: Педагогика, - 1986. - 321 с.

120. Кондратьева, С.В. Учитель — ученик. / С.В. Кондратьева М.: Педаюгика, 1984.

121. Конев, В. Л. Культура и архитектура педаюгическою пространства / В. Л. Конев // Вопросы философии. 1996. - № 10. - С. 46-57.

122. Корнетов, Г.Б. Постмодернистская перспектива эволюции образования на рубеже тысячелетий / Г.Б. Корнетов // Педагогика. 1999. - № 8. - С. 118-120.

123. Корсакова, Т. «Азбука истоков» / 'Г. Корсакова // Литературная газета.-№ 12-13.-С.9.

124. Корольков, А. Русская духовная философия / А. Корольков. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.-576 с.

125. Корчуганова, В.В. Педагог как носитель культурных ценностей / В.В. Корчуганова // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях: материалы межрегион, науч.-практ. семинара. М., 2001. 342 с.

126. Крылова, II. Б. Культурология образования / II. Б. Крылова. М., 2000. - 272 с.

127. Крылова, II. Б. Формирование культуры будущею специалиста /II. Б. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. - 140 с.

128. Крутецкий, В.Л. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1972.-156 с.

129. Кузьмин, И. А. Место истоков в образовании / И. А. Кузьмин // Образование. 2003. - № 6. - С. 47-50.

130. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. / II.В. Кузьмина J1.: Знание, 1985.- 92 с.

131. Куликов, В. Б. Педагогическая антропология / В. Б. Куликов -Свердловск: Урал, 1988.- 187 с.

132. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1997. № 2. - С. 3-57.

133. Культурология как она есть и как ей быть / под ред. J1. Моревой. СПб., 1998.

134. Культурология XX век: словарь / глав. ред. А. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.

135. Кумарин, В. В. Вместо педагогики философия образования? / В.В. Кумарин //Педагогика. 1997. № 3.-С.110-118.

136. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. - 127 с.

137. Кутырев, В. А. Культура и технология: борьба миров / В. А. Кутырев. -М.: Прогресс-Традиция. 2001. - 240 с.

138. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие / Д. И. Латышина. М.: Гардарики. -2005.-603 с.

139. Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Леви. СПб.: Питер, 1993. - 256 с.

140. Левяш, И. Я. Какая культурология нам нужна? / И. Я. Левяш. Минск: Белорусская мысль. - 2002. - №5. - (levysh@by.ru)

141. Леонтьева, В. Н. Образование как феномен культуротворчества / В. Н. Леонтьева // Социальные исследования. 1995. - № 1. - С. 138-142.

142. Лернер, И. Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И. Я. Лернер. М.: Изд-во РОУ, 1995.-44 с.

143. Лифшиц, М. Памяти Эвальда Ильенкова / М. Лифшиц // Э.В. Ильенков Искусство и коммунистический идеал. М.: Политиздат, 1984. С. 3-7.

144. Лосев, А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. М.: Политическая литература, 1998.-366 с.

145. Лосева, О. А. Культурные факторы формирования личности / О. А. Лосева. Саратов: СГГУ, 2001.-126 с.

146. Лотман, 10. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русскою дворянства (XVIII начало XIX века) /10. М. Лотман. - СПб.: Искусство -СПБ, 1994.-399 с.

147. Лотман, 10. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман.- М.: Гнозис, 1992. -399 с.

148. Лотман, Ю. М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика / Ю. М. Лотман // Уч. записки Тарт. Гос. ун-та.- Tapiy, 1971.-Вып. 284.- С. 144-266.

149. Лотман, 10. М. Семиосфера /10. М. Лотман. СПб.: Искуссгво-СПБ, 2001.-704 с.

150. Луначарский, А. В. О народном образовании / А.В. Луначарский. М.: Просвещение, 1958.-445 с.

151. Лурье, С. М. Метаморфозы традиционного сознания / С. М. Лурье. -М.: Тин. им. Котлякова, 1994.-288 с.

152. Лысенко, О. В. Культурные истоки современной субкультуры учительства / О. В. Лысенко // В поисках истины. Интеллигенция провинции в эпоху общественных потрясений: материалы науч. практ. конф. Пермь: ПГПУ, 1999. - С. 53-57.

153. Лысенко, О.В. Субкультура учителей: традиционный человек в модернизирующемся обществе / О.В.Лысенко // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тез. докл. СПб.: Эйдос, 2006. - С. 406-407.

154. Малахов, В. С. 11еудобства с идентичностью / В. С. Малахов // Вопросы философии. 1998. - № 6. - С. 43-54.

155. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

156. Мамардашвили, М. К. Проблема человека в философии / М.К. Мамардашвили // Человеческое в человеке / под общ. ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991.-С. 8-22.

157. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова М.: Просвещение, 1993.

158. Медников, Б. М. Гены и мемы «субъекты» эволюции / Б. М. Медников // Человек. - 1990. - № 4. - С.24-38.

159. Международные Рождественские образовательные чтения // http://www.oim.ru.avtor.asp.nom.=34

160. Межуев, В. М. Как возможна наука о культуре (культурология)? / В. М. Межуев // Постижение культуры. Ежегодник. М., 1998. Вып. 8. С. 36-48.

161. Межуев, В. М. Как возможна философия культуры? / В. М. Межуев // Постижение культуры: Ежегодник. М., 2000. Вып. 10. С. 11-27.

162. Межуев, В. М. Культура и образование / В. М. Межуев, В.А. Конев // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2004. - № 5. - С. 5-9.

163. Мережковский, Д. С. В тихом омуте. Статьи разных лет / Д. С. Мережковский. М.: Советский писатель, 1991. - 496 с.

164. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Паука, 1988.429 с.

165. Миронов, В. Б. Образование в истории цивилизации: эволюция и проблемы: докл. докт. филос. наук / В.Б.Миронов. М., 1992.-112 с.

166. Мироиольский, С. А. Юкола и общество / С. А. Миропольский. -Харьков, 1992.- 134 с.

167. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)/Л.М. Митина. М.: Дело, 1994.-190 с.

168. Митина Л.М. Психология профессиональною развития учителя / Л.М. Митина. М.: Москов. психол.-соц. ин-т; Изд-во: Флинта, 1998.-225 с.

169. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога / Л.М. Митина. М.: Сентябрь, 1999.-174 с.

170. Мышление учителя: Личностные механизмы и понягийный аппарат, /под ред. 10.П. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.

171. Можайскова, И. В. Духовное образование русской цивилизации и судьба России / И. В. Можайскова. М., 2001. - 559 с.

172. Муравьев, А. В. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.: книга для учителя. 2-е изд., дораб. / А. В. Муравьев. - М.: Просвещение, 1984. -336 с.

173. На пути к новой школе. М.: Интерпракс, 1995.- 158 с.

174. Народное образование в СССР: сб. докл. 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974.-141 с.

175. Неклесса, А.И. Конец цивилизации или зигзаг истории / А.И. Неклесса //Знамя.- 1998. № 1СЛ 65-179.

176. Никифорова, J1. В. Теории постиндустриального общества и задачи культурологии / J1.B. Никифорова // Первый Российский культуролог ический конгресс. Программа. Тез. докл. СПб.: Эйдос, 2006.- С. 354.

177. Николаев, В. А. Истоки русской народной педагогики / В. А. Николаев.- М.: Орел, 1987.- 134 с.

178. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.-93 с.

179. Новгородцев П. Об общественном идеале / П. Новгородцев. М., 1991125 с.

180. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Просвещение, 2000. 170 с.

181. Об образовании. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании. М.: Изд - во «Ось-89», 1997.- 64 с.

182. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992.-№9.- С. 3-21.

183. Образование в поисках человеческих смыслов / под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-н/Д. 1995. - 193 с.

184. Образование в современном мире. М.: Педагогика, 1986. 248 с.

185. Образование в условиях формирования нового тина культуры: материалы «круглог о стола». 7 октября 2002 года. СПб.: СПбГУП, 2002. -72 с.

186. Образование и культура: история и современность (Методологический аспект) / под ред. Ю.В. Петрова. Томск: Изд-во Томского ун.-та. - 1989. -236 с.

187. Опыт. Проблемы. Перспективы ШДК: сб. статей. М., 1998.-220 с.

188. Орлова, Э. А. Структура познания культурных феноменов / Э. А. Орлова // Постижение культуры. Ежегодник М., 2001. Вып. 11. С. 38-53.

189. Острогорский, А. Н. Избранные педагогические сочинения / А. II. Острогорский. М.: Педагогика, 1985.- 352 с.

190. Панарин, А. С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств / А. С. Панарин // Вопросы философии. 2003. - № 6. - С. 16-37.

191. Панарин, А. С. Россия в циклах мировой истории / А. С. Панарин. М.: Изд-во МГУ, 1999.-288 с.

192. Педаюгика открытости и диалога культур / иод ред. М.Н. Повзнера. -М., 2000.- 108 с.

193. Педагогика: педаюгические теории, системы, техноло1ии: учеб. пособие / иод ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 1998. - 421 с.

194. Пелипенко, А.А. Культура как система / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. М.: Языки русской культуры, 1998. - 376 с.

195. Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тез. докл. CI16.: Эйдос, 2006. - 432 с.

196. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов -М.: Изд-во АПП РСФСР, 1953. 702 с.

197. Письмо Минобразования России органам управления образованием субъектов Российской Федерации №14-52-876 ин/16 от 22.10.2002 г.

198. Победоносцев, К. П. Воспитание характера в школе / К. II. Победоносцев // Педагогика. 1999. - № 8.- С. 80 - 84.

199. Поляков, Н. В. Образование в России в первой половине XIX века / II. В. Поляков// Социально-гуманитарное знание. 1999. - № 2. - С. 147-163.

200. Померапц, Г. С. Выход из транса / Г. С. Померанц. М.: Юрист, 1995.575 с.

201. Попова, П. 'Г. Культурологические аспекты развивающей педагогики / Н. Т. Попова // Постижение культуры: ежегодник. / Рос.ин-т культурологии. М., 2001. - Вып. 11. - 356 с.

202. Постижение культуры: ежегодник / Рос. ин-т культурологии; Редкол.: O.K. Румянцев (отв. ред.) и др. М., 2000. - Вып. 10. - 270 с.

203. Постижение культуры: Ежегодник / Рос. ин-т культурологии; Редкол.: O.K. Румянцев (отв. ред.) и др. М., 2001.- Вып. 11. 360 с.

204. Праздников, Г. А. Образование как духовная основа личности / Г. А. Праздников // Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. В.Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во СГУ, 2003.-С. 18-29.

205. Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. 90-е гг. XX в.) / Рос. акад. образования; Ин-т теории образования и педагогики; под ред. З.И. Равкипа. - М., 2000. - Т. 1 - 297 с. Т. 2. - 377 с.

206. Протопопов М. «Основы православной культуры» против «Религий в России» // «Основы православной культуры» Сайт Аллы Бородиной //

207. Пулеев, В. Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России / В.Т. Пулеев // Социально-политический журнал. 1998.- № 5.- С. 3-20.

208. Пушкин, А. С. О народном образовании / А. С. Пушкин // Педагогика. -1999.-№4.-С. 7-11.

209. Разлогов, К.Э. Массовая культура— универсальная парадигма / К.Э. Разлогов // Теоретическая культурология. М.: Академический проект, 2005.- 623 с.

210. Рачинский, С. А. Сельская школа: сб. статей / С. А. Рачинский. М.: Педаю1ика. 1991.-173 с.

211. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.-128 с.

212. Редкин, П. Г. Избранные педагогические сочинения / П.Г. Редкин. М.: Просвещение, 1958. - 314 с.

213. Редюхин, В. И. Синергетика «Синяя птица» образования / В. И. Редюхин // Общественные пауки и современность. - 1998. - №1. - С. 144153.

214. Резник, 10. М. Культурология в системе наук о культуре: новая дисциплина или междисциплинарный проект? / Ю.М. Резник // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тез.докл. СПб.: Эйдос, 2006. - С. 80.

215. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Российский открытый ун-т, 1995. -272 с.

216. Родионов, В. Психолог и педагог: взаимодействие в учебном процессе. / В. Родионов, М. Ступницкая, Т. Кирилина, М.: Ред.- издат. ценгр Консорциума «Социальное здоровье России», 2000.

217. Розанов, В. В. Несовместимые контрасты жития / В. В. Розанов / сост., вступ. статья В.В. Ерофеева; коммент. О. Дарка. М.: Искусство, 1990. -605 с.

218. Розанов, В. В. Религия. Философия. Культура / В. В. Розанов. М.: Правда, 1992.-397 с.

219. Розанов, В. В. Сочинения в двух томах. Т. 1. Религия и культура / В. В. Розанов. М.: Правда, 1990. - 636 с.

220. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. М.: Педагогика, 1990.-624 с.

221. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Возрождающийся Египет / В. В. Розанов; под общ. ред. A.I 1. Николаева М.: Республика, 2002. - 526 с.

222. Россия и Европа. Опыт соборною анализа / сост. П. В.Тулаев,- М.: Наследие, 1992.- 562 с.

223. Розин, В. М. Личность как учредитель и менеджер «себя» и субъект культуры / В.М. Розин // Человек как субъект культуры. М.: Паука, 2002. -С. 42 - 111.

224. Розов, П. С. Философия гуманитарною образования: Ценностные основания и концепции базового гуманитарного образования в высшей школе / П. С. Розов. М.: Исслед. центр, 1993. - 193 с.

225. Румянцев, О. К. Между классической философией кулыуры и постмодернистской культурологией / O.K. Румянцев, АЛО. Шемянов // Теоретическая культурология. М., 2005.

226. Сандомирская, И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных пракгик / И. Сандомирская //http://yanko. lib.ru.

227. Сапронов, П. А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры / П. А. Сапронов. СПб.: Союз, 1998.- 560 с.

228. Сапунов, Б. В. Истоки русской школы. / Б.В. Сапунов // Советская недаг огика.- 1989.- №6.- С. 100-106.

229. Саймон, Б. Общество и образование: / Б. Саймон; пер. с англ.; общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского М.: Прогресс, 1989. - 200 с.

230. Сараскина, Л. Вечно проклятое прошлое / Л. Сараскина // Литературная газета.-№ 15. 2005 .-С. 13.

231. Сафронов, И. II. Учитель как социокультурный феномен / И. П. Сафронов. М.: Прометей, 2001.-218 с.

232. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогическою образования / Ю. В. Сенько.-М., 2000.-234 с.

233. Сильвестрова, JI. П. Организационное обеспечение истоковедения / JI. 11. Сильвестрова // Образование, 2003. - № 6. - С. 50-56.

234. Синергия культуры: труды Всерос. конф. / под ред. проф. Л.В. Волошинова. Саратов: СГТУ, 2002.-352 с.

235. Ситников, М. Репортаж: ОПКизатор практик Алла Бородина и удивленный муфтий // Портал Credo.ru

236. Словарь педагогических терминов // Интернет-Библиотека БукВы.РУ http://ped.vslovar.org.ru/628.html

237. Смирнов, С. Д. Гуманистические традиции образования / С. Д.1. Смирнов.-М., 1996.-224 с.

238. Смысл жизни личности в эпоху посткнижной кулыуры: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. В.Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во СГУ, 2003.220 с.

239. Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.

240. Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии: сб. науч. статей. Саратов: СГТУ, 1999. 170 с.

241. Степанов, 10. С. Константы: словарь русской культуры. Изд. 3-е, испр. и доп. / 10. С. Степанов. М.: Академический проект, 2004.- 992 с.

242. Степун, Ф. А. Дух, лицо и стиль русской культуры / Ф. А. Степун // Вопросы философии. 1997. - № 1. - С. 154.

243. Сююнин, В. Я. Методы воспитания «новою человека» в русской педагогике второй половины XIX века / В. Я. Стоюнин, Ю. Н. Руденко. -М, 1982.- 43 с.

244. Стратегии исследования образования: сб. науч. статей. Саратов: СГТУ, -2001.-96 с.

245. Теоретическая культурология / гл. ред. К.Э. Разлогов М.: Академический проект, 2005.- 623 с.

246. Теория и философия культуры: учеб. пособие / под ред. А.В. Волошинова: Саратов: СГТУ, 2001. 92 с.

247. Тодоров, JI. В. Понятие культуры и построение содержания образования / JI. В. Тодоров // Педагогика. 1999. - № 8. - С. 3-11.

248. Тойнби, А. Дж. Постижение истории; / А. Дж. Тойнби; пер с англ. сост.

249. A.П. Огурцов; вступ. ст. В.И Уколовой.; закл. ст. Е.Б. Рашковского М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

250. Толстой, JI. П. Педагогические сочинения / Jl.ll. Толстой. М.: Педагогика, 1989.-544 е.

251. Толстых, В. И. Философия культуры России: контуры и проблемы /

252. B.И. Толстых, В.К. Егоров // Вопросы философии, 2004, - № 1.- С. 179181.

253. Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978.- 260 с.

254. Трофимова, Р. П. История русской культурологии: учеб. пособие для высшей школы / Р.П.Трофимова. М.: Академический проект: Трикста, 2003.-608 с.

255. Тхагапсоев, X. Г. К проблеме предметного пространства и научного статуса культурологии / X. Г. Тхагапсоев // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тез. докл. СПб.: Эйдос, 2006,1. C. 82.

256. Устьянцев, В. Б. Концептуализация в социальной философии: классические и постклассические начала / В. Б. Устьянцев // Векторы современного цивилизационною развития: межвуз. науч. сб., Саратов, -2003.-С. 35-43.

257. Уткин, А. И. Вызов Запада и ответ России / А. И. Уткин- М.: Эксмо, 2003.-608 с.

258. Ушинский, К. Д. Вопросы о народных школах / К.Д. Ушинский // Собр. соч. М.- Л.: АПН РСФСР, 1948. - Т. 1. - С. 73-94.

259. Ушинский, К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ / К.Д. Ушинский // Собр. соч. М.-Л.: АПП РСФСР, 1948. - Т. 2. -С. 125161.

260. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании // К.Д. Ушинский //Собр. соч. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. - Т. 2. - С.34-48.

261. Ушинский, К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К.Д. Ушинский // Собр. соч. М.-Л.: АГ1Н РСФСР, 1948. - Т.З. - С.168-184.

262. Ушинский, К.Д. О нравственном воспитании в русском воспитании / К.Д. Ушинский //Собр. соч. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. - Т.З. - С. 124-156.

263. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антрополог ни: / К.Д.Ушинский // Собр. соч.: в 6 т. М.: 11едагог ика, 1990. -Т. 5,6.

264. Федоров, В.А. Духовное образование в русской православной церкви в XXI веке/ В.А. Федоров//Педагогика.-2000.-№ 5. С.75-83.

265. Федотов, Г. II. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): в 2 т. / Г. П. Федотов, СПб., 1991. - Т. 1. -354 с.

266. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г.П. Федоюв; сост. и вступ. ст. А.С. Филоненко М.: ACT, 2003. - 700 с.

267. Федотова, В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения / В. Г. Федотова // Вопросы философии. 2000.- № 4,- С. 3-28.

268. Философия, культура и образование: материалы «круглого сюда» // Вопросы философии. 1999.- № 3,- С. 3-54.

269. Флиер, А. Я. Образование / А.Я. Флиер // Культурология XX век: словарь-СПб.: Университетская книга, 1997. С. 327-328.

270. Флиер, А. Я. Культурология в системе образования / А.Я.Флиер // Высшее образование в России, 1996, №4.С.39-46.

271. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А.Я.Флиер. М.: Академический проект, 2000.- 207 с.

272. Флиер, А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А.Я.Флиер // Общественные науки и современность. 1997. - № 2. -С. 124-145.

273. Флоровский, Г. В. Пути русскою богословия / Г. В. Флоровский. -Вильнюс, 1991.-600 с.

274. Фомичев, И. В. Развитие общеобразовательной школы в России до 1917 г. / И. В. Фомичев. Воронеж, 1996,- 455 с.

275. Фриауф, В. А. Язык. Сознание. Человеческая реальность.Абсолютно другое / В. А. Фриауф. Саратов: Научная книга, 2005. - 230 с.

276. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. М.: ACT: Ермак, 2004,- 592 с.

277. Хабермас, 10. Демократия, разум, нравственность. Московские лекции и интервью /Ю. Хабермас. М.: KAMI, 1995.- 190 с.

278. Хабермас, 10. Модерн незавершенный проект / 10. Хабермас // Вопр философии. -1992. - № 4. - С.40-53.

279. Хайдепер, М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.-С. 93-119.

280. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантинггон // Полис. 1994. № 4. - С.33-49.

281. Хоружий, С. С. Пеопатристический синтез и русская философия / С. С. Хоружий. // Вопросы философии. -1994. № 5.- С.75-89.

282. Хейзиша, Й. Homo ludens. В тени завтрашнею дня. / Й. Хейзиша. М.: Издат. группа « Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.- 464 с.

283. Чаадаев, П. Я. Статьи и письма / П. Я. Чаадаев. М.: Правда, 1989. -623 с.

284. Человек как субъект культуры / отв. ред. Э.В. Сайко. М.: Наука, 2002. -495 с.

285. Чернова, О. В. Этнокультурный компонент образования и формирование этнической идентичности русских школьников / О. В. Чернова // Журнал прикладной психологии.-2002. № 4-5. - С. 8 -16.

286. Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч.: в 16т./ Н.Г.Чернышевский. М., 1939. Т. 1.

287. Чучин-Русов, Л. Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика / А. Е. Чучин-Русов //Вопросы философии. 1999. -№ 4.- С. 24-42.

288. Чучин-Русов, А. Е. Образование и культура / А. Е. Чучин-Русов // I Гедагогика. 1998. - № 1. - С. 9-18.

289. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательные политики / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1993.- 181 с.

290. Шеманов, А. Ю. Культура не искусственный мир, а искусство участия в происходящем / А. Ю. Шеманов // Постижение культуры : ежегодник. -М., 2000. Выи. 10. Выи. 10. - С. 101-114.

291. Шеманов, АЛО. Самоидентификация человека в современной культуре /

292. A.Ю.Шеманов // Теоретическая культурология / гл. ред. К.Э. Разлогов. -М„ 2005.-623 с.

293. Школа диалога культур. Основы программы / под ред. B.C. Библера.-Кемерово: Алеф, 1992. 94 с.

294. Щербаков, В. Второе пришествие В.В. Розанова / В. Щербаков // Розанов

295. B.В. Сумерки просвещения.-М.: Педагогика, 1990.- С. 595-621.

296. Шпенглер, О. Закат Европы: в 2 т. / О. Шпенглер; пер. с нем М.: Мысль, 1993.-Т. 1.

297. Щукин, В. Г. Семейная разладица или непримиримая распря? Западничество и славянофильство в культурологической перспективе / В. Г. Щукин // Вопросы философии. 2003. - №5. - С. 103-115.

298. Эпштейн, М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук / М. Эпштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 864 с.

299. Эпштейн, М. «D'ebut de siecle, или От пост- к прото-». Манифест нового века / М. Энштейн //Знамя. 2001. - № 5. - С. 134-141.

300. Ярская, В. Н. Образование новой реальности / В. Н. Ярская // Стратегии исследования образования: сб. науч. статей. Саратов: СГТУ, 2001. - С. 4 - 14.

301. Rado P. Transition in Education. Budapest: Open Society Institute, 2001. -P. 11-23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.