Культурная динамика теоретико-методологических парадигм немецкой этнологии, 1945-1990-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Матусовский, Андрей Александрович

  • Матусовский, Андрей Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 208
Матусовский, Андрей Александрович. Культурная динамика теоретико-методологических парадигм немецкой этнологии, 1945-1990-е гг.: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 1999. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Матусовский, Андрей Александрович

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ НЕМЕЦКОЙ ЭТНОЛОГИИ.

1.00 Этнология как составляющая науки о культуре.

1.01 Краткая предыстория формирования культуроведческих, общественно-политических и научных взглядов, повлиявших на складывание этнологии в роли составляющей науки о культуре.

1.02 18 век и "идеи просвещения".

1.03 19 век и "идеи философии жизни".

1.04 Определение границ современности в немецкой культурологии.

1.05 Краткая периодизация современности немецкой культурологии.

1.06 Тексты и авторы, наиболее ярко отразившие периодизацию современного этапа становления немецкой культурологии.

1.07 Понятие "этнология немецкая".

1.08 Определение "этнология немецкая".

1.09 История методологических принципов немецкой этнологии.

1.10 Эволюционизм.

1.11 Диффузионизм.

1.12 Современные методологии исследовательской работы этнолога.

1.13 Периодизация культурной динамики теоретико-методологических парадигм немецкой этнологии после 2-й Мировой войны.

ГЛАВА 2.

КЛАССИЧЕСКАЯ" МОДЕЛЬ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НЕМЕЦКОЙ ЭТНОЛОГИИ.

2.00 Основания классификации и классификационные единицы "классической" модели исследовательской работы.

2.01 Концептуальные основания существования теории культурных кругов в немецкой этнологии 1945-1990-х гг.

2.02 Проблемная ситуация теоретико-методологических проблем немецкой этнологии при "классической" модели исследования.

2.03 Проблемное поле теоретико-методологических проблем немецкой этнологии при "классической" модели исследования.

2.04 Культурный идентификатор.

2.05 Специфика подхода к определению и исследованию культурного идентификатора.

2.06 Роль культурного идентификатора при классификации культур.

2.07 Проблема выбора объекта исследования в немецкой этнологии.

2.08 Субъект исследования немецкой этнологии.

2.09 Интерпретация каузальных связей изучаемых объектов в немецкой этнологии.

2.10 Теоретические разработки немецкой этнологии.

2.11 Сравнительно-описательный подход.

2.12 Сравнительно-аналитический подход.

2.13 Проверка фактов в этнологическом исследовании с "классической" моделью теоретико - методологической работы.

2.14 Различия Völkerkunde и Volkskunde. Методологические основания отказа от анализа культурной динамики теоретико-методологических проблем Volkskunde.

2.15 Формы обозначения инородной культуры.

2.16 Выводы по анализу "классической" модели исследования в немецкой этнологии.

ГЛАВА 3.

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ" МОДЕЛЬ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НЕМЕЦКОЙ ЭТНОЛОГИИ.

3.00 Основания классификации и классификационные единицы "постклассической" модели исследовательской работы.

3.01 Культурная динамика этнотрансформационных процессов.

3.02 Культурная динамика этноэволюционных процессов.

3.03 Культурная динамика процессов этнической парциации.

3.04 Культурная динамика процессов этнической сепарации.

3.05 Культурная динамика процессов межэтнической консолидации.

3.06 Культурная динамика процессов внутриэтнической консолидации.

3.07 Культурная динамика процессов насильственной ассимиляции.

3.08 Культурная динамика процессов естественной ассимиляции.

3.09 Культурная динамика процессов межэтнической интеграции.

3.10 Культурная динамика процессов этногенетической миксации.

3.11 Культурная динамика процессов естественной аккультурации.

3.13 Критика основополагающего метода этнологии-'метода участвующего наблюдения" ("teilnehmenden Beobachtung").

3.14 Невозможность применения методологических принципов структурализма в постклассической действительности 1960-1970-х гг. в немецкой этнологии.

3.15 Роль игры в формировании постклассических методологий в немецкой этнологии.

3.16 Место временного идентификатора в "постклассическом" периоде немецкой этнологии.

3.17 Определение пространственно-временного и коммуникационного места локальных культур в современном мире в немецкой этнологии.

3.18 Формирование выводов в этнологическом исследовании.

3.19 Социокультурная реакция в немецкой этнологии в связи с изменением мировой ситуации межкультурного взаимодействия.

3.20 Исследование локальных культур с целью расширения научного кругозора по проблемам мирового межкультурного сравнения.

3.21 Применение рекомендаций исследователей локальных культурных феноменов для осуществления полноценного восприятия родной культурной парадигмы. Геополитические цели.

3.22 Рассмотрение локальных культурных феноменов в качестве составлящих мирового социокультурного процесса.

3.23 Формы обозначения инородной культуры.

3.24 Источники социокультурной динамики в рамках Völkerkunde.

3.25 Результаты, ожидаемые этнологами от своих исследований.

3.26 Выводы по анализу "постклассической" модели исследования в немецкой этнологии.

ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИОННОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ В НЕМЕЦКОЙ ЭТНОЛОГИИ 1945 Г.- 1990-х гг. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ С НОВЫМИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ МОДЕЛЯМИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Матусовский, Андрей Александрович, 1999 год

1. Бромлей Ю. В. Этнография, М., 1982.

2. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. Очерки теории и истории. М., 1981.

3. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

4. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973.

5. Давыдов Ю. Н., Гофман А. Б., Ковалев А. Д. и др. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму). М., 1994.

6. Ионин Л. Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. М.,1979.

7. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. Учебное пособие. М.,1995.

8. Кабо В.Р. Проблемы первобытной религии в современной западноевропейской этнологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991, сс. 119-135.

9. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения.-Информационный сборник. Вып. 10.- М., изд. РГБ.

10. Культурология. XX век. Словарь. Сакт-Петербург, 1997.

11. Леви-Стросс К.Структурная антропология М., 1985.

12. Марков Г.Е. Очерки истории немецкой Науки о народах. Часть 1,2. М.1993.

13. Марков Г.Е. Развитие современной германской буржуазной этнологии // Этнография за рубежом. М., 1979.

14. Матусовский A.A. Этнология в Германии. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург, 1997. СС. 577-579;

15. Матусовский A.A. Этнология в Германии. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2. М Я . Санкт-Петербург, 1998. СС. 415-416;

16. Матусовский A.A. Роль игры в формировании постмодернистских методологий в немецкой этнологии // Мир психологии, № 4 (16), 1998. СС. 211-229.

17. Наука о культуре: итоги и перспективы. Информационно-аналитический сборник. № 1, 1995, М., изд. РГБ НИО Информкультура.

18. Очерки по истории теоретической.социологии 19-нач. 20 в./Отв. ред. Ю. Н. Давыдов.-М.: Наука, 1994.

19. Орлова Э.А. Структура культурологии как области познания // Наука о культуре: итоги и перспективы. Информационно-аналитический сборник. № 1, 1995, М., изд. РГБ НИО Информкультура.

20. Орлова Э.А. Культурология как научная и учебная дисциплина (аналитический материал) // Наука о культуре: итоги и перспективы,- Науч.-информ. сб.- Вып. 2,- М.; изд. РГБ.

21. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994.

22. Современная западная философия: Словарь/Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П.- М., 1991.

23. Э. Фромм Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990. С. 158.

24. Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. М., 1991. На немецком языке:

25. Bauernfeind R.: Sozio-Logik. Der kulturelle Code als Bedeutungssystem. Besprochen von Dirk vom Lehn, University of Nottingham // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. Köln, Heft 1, Jg. 49, 1997. S. 168-170.

26. Baumann, H., Thurnwald, R., Westermann, D. Völkerkunde von Afrika. Essen,1940.

27. Bollenbeck, Georg. Nation, Volk, Staat. Die Wiederbelebung alter Kameraden aus dem semantischen Inventar der deutschen Rechten // Blätter für deutsche und internationale Politik. Bonn, Heft 7/1994. S. 823-833.

28. Brisbois, Goston Andre. Jeguakäwa: Zur Kulturgeschichte einer indianischen Gruppe: Inaug. Diss. Bonn, 1984.

29. Broennimann Р., Auca am Cononaco: Indianer im ecuadorianischen Regtnwald. Basel * Boston * Stuttgart, 1981.

30. Caspar, Franz. Die Tupari. Ein Indianerstamm in Westbrasilien. Berlin-New York, Gruyter. 1975. XXII (Monographien zur Völkerkunde. Hrsg. vom Hamburgischen Museum für Völkerkunde).

31. Cipolleti, Maria Susana. Jenseitsvorstellungen bei Indianern Südamerikas: Inaug. Diss. München.

32. Elwert G. Nationalismus und Ethnizität. Über die Bildung von Wir-Gruppen // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. Köln, Heft 3, Jg. 41, 1989.

33. Gippelhauser R., Mader E. Die Ashuaro-Jivaro. Wirtschaftliche und soziale Organisationsformen am peruanischen Amazonas. Wien, 1990.

34. Goldhagen, Daniel Jonah. Modell Bundesrepublik. Nationalgeshhichte, Demokratie und Internationalisierung in Deutschland // Blätter für deutsche und internationale Politik. Bonn, Heft 4/1997.

35. Hartman, Günther. Litjoko. Puppen der Karaja, Brasilien. Berlin. 1973.

36. Hartman, Günther. Silberschmuck der Araukaner, Chile. Berlin, 1974. (Veröff. des Museums für Völkerkunde. N. F. 30. Abt. Amer. Naturvölker. 4).

37. Hartman, Günther. Masken südamerikanischer Naturvölker. Berlin, 1967. // Staatliche Museen preussischer Kulturbesitz. Veröffentlichungen des Museums für Völkerkunde. Berlin. Neue Folge 13. Abteilung: Amerikanische Naturvölker. 1).

38. Hartwig Wullf, Juan. Totenkult der Naturvölker des südlichen Südamerika. Diss. zur Erlangung der Doktorwürde der Philosophischen Fakultät der Univ. Hamburg. Hamburg, München, Renner, 1969.

39. Heintze, Beatrix. Hermann Baumann // Baessler-Archiv. Beiträge zur Völkerkunde. Herausgegeben im Auftrage des Museums für Völkerkunde Berlin, Neue Folge, Band XX (1972). Berlin, 1972, S. 1-9.

40. Helnug, Thomas. Zur Ethnologie der Keres- Verwandtenklassifikation: Inaug. Diss. (Aachen: Mainz), 1981.

41. Beatrix Heintze. Hermann Baumann // Baessler-Archiv. Beiträge zur Völkerkunde. Herausgegeben im Auftrage des Museums für Völkerkunde Berlin, Neue Folge, Band XX (1972). Berlin, 1972, S. 1-9.

42. Kirchhoff, Paul. Die Verwandtschaftsorganisation der Urwaldstämme Südamerikas // Zeitschrift für Ethnologie. Organ der Berliner Gesellschaft für Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte. Berlin, 1931, Heft 1/4, S. 85-193.

43. Koch-Weser, Maritta Rosmarie Margarethe. Die Yoruba-Religion in Brasilien. Inaug. Diss. vorgelegt von Maritta Rosmarie Margarethe Koch-Weser geb. Rogalla von Biederstein. Bonn, 1976.

44. Lukesch, Anton. Mythos und Leben der Kayapo. // Acta ethnologica et lingüistica. Ed. Engelbert Stiglmayr. № 12. Series Americana. Coed. Josef Haekel, Johannes Wilbert. Wien, 1968.

45. Maus, Ingeborg. "Volk" und "Nation" im Denken der Aufklärung // Blätter für deutsche und internationale Politik. Bonn, Heft 5/1994. S. 602-612.

46. Oberndörfer, Dieter. Nation und Republik. Kollektive Kultur oder kulturelle Freiheit // Blätter für deutsche und internationale Politik. Bonn, Heft 9/ 1994. S. 10681081.

47. Paech, Norman. Krieg der Zivilisationen oder dritte Dekolonisation? Samuel P. Huntingtons. Paradigma der Internationalen Beziehungen // Blätter für deutsche und internationale Politik. Bonn, Heft 3/1994. S. 310-321.

48. Paideuma. Mitteilungen zur Kulturkunde. Herausgegebenen für die Deutsche Gesellschaft für Kulturmorphologie vom Frobenius-Institut an der Johann Wolfgang Goethe-Universität Frankfurt am Main. Band XIII, Wiesbaden, 1967.

49. Polykrates, Gottfried. Wawanaueteri und Pukimapueteri. Zwei Yanonami-Stämme Nordwestbrasiliens. Von Gottfried Polykrates. Copenhagen, National museum of Denmark, 1969.

50. Roberto S. Bartholo Jr. Europa und die Anderen//Zeitschrift für Lateinamerika. Was will Österreich in Lateinamerika? Wien, Jg. 1988, Nr. 35, S. 7-11.

51. Schweizer T. Perspektivenwandel in der ethnologischen Primär- und Sekundäranalyse. Die früehre und die heutige Methodik des interkulturellen Vergleiches // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. Köln, Heft3, Jg. 41, 1989.

52. Schäfer M., Ayompary, Amigos und die Peitsche. Der Verflechtung der ökonomischen Beziehungen der Asheninga in der Gesellschaft des Gran Pajonal / Ostperu. München, 1988.

53. Schindler, Helmut. Die Reiterstämme des Gran Chaco. Berlin: Reimer, 1983. (Völkerkundliche Abh. Publikatiosr. der Völkerkunde- Abt. des Niedersächsischen Landesmuseums u. der Ethnologischen Ges. Hannover e. V., Bd. 8).

54. Schindler, Helmut. Karihona- Erzählungen aus Monacaro. St. Augustin; Haus Völker und Kulturen; Anthropos- Inst., 1979. Vol. 18.

55. Senghaas, Dieter. Die fixe Idee vom Kampf der Kulturen // Blätter für deutsche und internationale Politik. Bonn, Heft 2/1997. S. 215-221. .

56. Trimborn, Herman. Indianer von gestern, heute und morgen. Beobachtungen zum Kulturwandel in den Anden Boliviens // Kulturgeschichtliche Forschungen. Hrsg. von Dr. habil. Georg Eckert, Dr. Hermann Trimborn. Bd. 12. Braunschweig, Limbach, 1968.

57. Werner H. Sterben-wenn notig, töten-nie! Berlin, 1958.

58. Wustmann E. Xingu. Paradies ohne Frieden. Radebeul, 1964.

59. Zerries O. Wild- und Buschgeister in Südamerika. Eine Untersuchung jagerzeitlicher Phänomen im Kulturbild südamerikanischer Indianer, Wiesbaden, 1954.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.